Социальные изменения. Типы и формы социальной революции Социальные революции и их результаты

В социальной философии понятия революции и эволюции рассматриваются как формы развития обществ. Но они же являются и формами формационных и иных социальных конфликтов и в этом качестве выступают внутренними источниками развития обществ и человечества. Они представляют формы идеологической, экономической, политической борьбы различных формационных общностей за изменение формации общества, т.е. системы его основных сфер.

Социальные эволюция и революция как социальный конфликт

Социальные эволюции и революции как социальный конфликт между старой и новой формациями обществ и их цивилизациями включают изменения:

  1. своих предметов, т.е. связаны с конфликтом интересов разных социальных общностей
  2. социальных субъектов исторического творчества, т.е. ведущих формационных общностей, обладающих совокупностью фундаментальных интересов.

Они различаются именно способами развития социальных конфликтов, соотношения в них стадий становления, развертывания, разрешения, разными формами этих стадий и включают в себя:

1. Изменение мировоззрения и идеологии общества, осознание взамен старых идеалов и целей – новых. Например, в Советской России на смену идеям самодержавия, православия, народности пришли идеи советской власти, коммунистической идеологии, советского народа. В то же время на Западе взамен общества (марксовского капитализма) всеобщей конкуренции и наживы возникла идея «общества всеобщего благоденствия». В социальных революциях это изменение происходит резко, нигилистически по отношению к старому (Петр I, Ленин, Ельцин), а в социальных эволюциях – медленно, с сохранением преемственности: буржуазно-социалистическая идеология не устранила насильственно старую, а просто перестала ее учитывать.
2. Изменение политической сферы, перераспределение власти между нациями, классами, регионами страны в соответствии с изменившимися положениями этих субъектов. Вопрос о власти, как указывал Ленин во время Октябрьской революции, – это главный вопрос. Только через получение (или умаление) власти тот или иной субъект (нация, класс, регион и т.п.) способен выразить и реализовать свои интересы в обществе, повлиять на экономику, на распределение материальных благ в своих интересах. Нужно учитывать, что общество развивается, постоянно происходит изменение экономического положения субъектов, что требует постоянного изменения представительства их интересов в политический системе. Это и делается в странах, выбравших социально-эволюционный путь развития. В странах, где политическая система отстает от развития экономической и идеологической систем, это ведет к социальной революции.
3. Изменения в экономической сфере (форм собственности на средства производства, отношений собственности и менеджмента в управлении экономикой и т.д.) в современных обществах осуществляются и собственниками средств производства, и государством, которое регулирует отношения между собственниками, выступая политическим посредником. Поэтому так велика роль государства в осуществлении социальной эволюции и революции.
4. Изменение ведущего класса общества. Например, во время Французской революции 1789 г. к власти пришла буржуазия, которая свергла дворянство во главе с королем. Во время Октябрьской революции 1917 г. к власти пришли большевики, свергнувшие власть буржуазии. В 1991 г., свергнув власть большевиков, выражавших интересы советских рабочих, к власти пришли номенклатурные либералы, выражающие интересы новой российской буржуазии. Сейчас к власти пришли российские силовики (военные), выражающие интересы патриотической, державной и коллективистской части российского народа, которые хотят восстановить патриотизм, державность, солидарность. Мы можем снова въехать в накатанную колею политической формации.

Борьба классов

Социальные эволюция и революция совершаются в форме идеологической, экономической, политической борьбы, но различаются соотношением и характером этих видов борьбы.

Идеологическая борьба классов происходит на уровне мировоззрения, идеологии, политических программ, в которых выражаются коренные классовые интересы. Каждый класс, исходя из своего экономического, политического, образовательного положения открывает (формулирует) свое видение общества, его строя и развития. Это видение разрабатывается интеллигентами, встающими на позиции данного класса, т.е. рассматривающие все происходящее в мире с точки зрения этого класса. Например, с точки зрения пролетарско-большевистской интеллигенции (Ленин и др.) старое общество достойно уничтожения; в результате социалистической революции устанавливается диктатура пролетариата, на месте старого буржуазного общества создается новое пролетарское, выступающее прямой противоположностью первому и т.п. Буржуазная интеллигенция придумывает другую перспективу общества, его формации и развития. Так, буржуазно-социалистическая интеллигенция (Бернштейн и др.) разработала буржуазно-социалистическую перспективу, которая была реализована в странах Западной Европы. Эта перспектива была прямой противоположностью пролетарско-социалистической. Затем в результате пропаганды в сознание представителей своей формационной общности внедряется «своя» идеология и критика (а также высмеивание) идеологии противоположной.

Экономическая борьба классов есть борьба за улучшение их экономического положения: изменение форм собственности, роли в общественной организации труда, форм и размеров получаемого дохода и т.п. Со стороны буржуазии, например, она выражается в совершенствовании орудий и организации труда, повышении его эффективности, увеличении инвестиций и т.п., что объективно усложняет работу, зарплату, занятость рабочих, вызывая с их стороны протест. В результате переговоров, забастовок, демонстраций, политических выборов и иных форм возникает определенный консенсус, арбитром которого сейчас между работодателями и профсоюзами выступает государство. В итоге развиваются экономика, социальная сфера и общество в целом.

Политическая борьба классов – это борьба за государственную власть, за власть над государственным аппаратом. Эта власть позволяет развивать общество (в определенных пределах) в нужном для Данного класса направлении. Например, российский пролетариат Под руководством большевиков захватил власть в России, создал пролетарское государство, с помощью которого организовал невиданный общественный строй (советский), который развалился в конце XX в. В современных условиях политическая борьба чаще всего Происходит во время выборов органов власти, это борьба разных политических партий, которые в рамках закона борются за свои политические интересы. Например, в результате классовой борьбы в России был избран новый парламент, в котором три основные фракции левых (КПРФ), центристов («Единство» – «Медведь»), правых (СПС, ОВР, «Яблоко»).

Анализ истории показывает, что в политических обществах (СССР, КНР и др.)социальные революции – типичное явление, что связано с отставанием политического базиса от происходящих в обществе экономических и мировоззренческих изменений. Для политических обществ социальные революции являются закономерностью, о чем свидетельствует, в частности, история России. В экономических обществах (США, Германия и др.) социальные революции становятся случайными: там закономерностью является социальная эволюция, относительно демократический переход власти от одной политической партии и стоящей за ней социальной общностью к другой.

Поэтому одно из важнейших достоинств экономических обществ, демократического и правового государства – временное, но исчезновение социальной революции как формы развития общества, а следовательно, и вызваных ею разрушений, жертв и страданий. Это связано со значительным изменением сознательности субъективного фактора, а также повышением общего уровня образованности и интеллекта народа. Переход России от политического общества к экономическому, а затем к смешанному и индустриальному, позволит нашему народу избежать в дальнейшем социальных революций и потрясений.

Социальные эволюция и революция как качественные изменения

В советском и западном обществоведении социальные эволюция и революция определялись по разному. В советском обществоведении под эволюцией понималось медленное, количественное изменение какого-либо явления, а под революцией – его коренное, качественное изменение.

Такое определение позволяет оправдать пролетарско-социалистическую революцию в нашей стране и другие революции в мире, снять историческую ответственность политических элит и классов за содеянное, принизить роль субъективного фактора в истории в пользу объективных условий и автоматизма исторического процесса.

В западной литературе эти понятия трактуются несколько по-иному. Прежде всего, и эволюция, и революция рассматриваются как качественные изменения, происходящие скачкообразно, т.е. с перерывом преемственности, но различающиеся способами, темпами, ценой, прочностью осуществленных изменений. В дальнейшем изложении будем придерживаться этой точки зрения при оценке развития людей, общностей, институтов, обществ и человечества.

Социальная эволюция использует мирные (демократические) средства, происходит медленно, сопровождается относительно незначительными разрушениями старого и жертвами (социальными и человеческими), ее результаты достаточно долговечны.

Социальная революция использует насильственные методы преобразований, происходит относительно быстро, сопровождается значительными разрушениями (до основания) прежнего общества, жертвами и страданиями людей, результаты ее непрочны и недолговечны. Но и социальная эволюция, и социальная революция представляют собой качественное изменение в развитии обществ.

Выбор эволюционного или революционного пути зависит от зрелости субъективного фактора, его способности вовремя оценить состояние противоположности классов, этносов, элиты и бюрократии и принять вовремя соответствующие решения. Эта точка зрения противоположна точке зрения советских исторических материалистов, изложенной во многих в том числе и современных учебниках.

В качестве примера рассмотрим пролетарско-социалистическую революцию в России и буржуазно-социалистическую эволюцию в Европе. Первая происходила в России с октября 1917 г. по 1937 г. (год строительства основ социализма) и сопровождалась установлением диктатуры пролетариата, уничтожением «до основания» старой России, колоссальными жертвами, созданием советского общества с социальным равенством и бедностью. Это общество развалилось почти до основания в течение 1901-2000 гг. к удивлению ее сторонников и противников.

Буржуазно-социалистическая эволюция в Западной Европе происходила всю первую половину XX в., без военного насилия, демократическим путем. Она привела к установлению буржуазных и правовых демократий, резкому улучшению качества жизни народа, сохранила возможности дальнейшей трансформации в постиндустриальное общество.

Социальная революция и социальная эволюция представляют собой качественный переход обществ и человечества от одной формации и цивилизации к другой, вызываемый объективными социальными противоречиями, лежащими в основе общественной жизни. Поэтому эти процессы носят объективно обусловленный (и закономерный) характер. Но эволюция не доводит социальный конфликт до стадии развертывания (и насилия) между противоположными классами, а революция – доводит. И вина за случившееся в последнем случае лежит на господствующих классах, допустивших такое развитие событий, т.е. На субъективном факторе. Так, У. Черчилль считал причиной Французской революции 1789 г. неспособность королевского правительства упорядочить отношения между классами, т.е. неправильное (и преступное) правление.

То же можно сказать и по поводу пролетарско-социалистической революции, произошедшей по вине российского царя, дворянства и буржуазии, оказавшихся не способными понять и выразить в политических решениях интересы российского крестьянства и рабочих. Поэтому вина за разрушение России и установление советской власти лежит не на пролетариате и большевиках, а на дворянстве и буржуазии России во главе с царем и Государственной думой. И революции 1991 г. в СССР можно было избежать, осуществив социальную эволюцию в направлении буржуазного социализма, продолжая либо НЭП, либо экономические реформы (предпринятые Косыгиным в 1963 г.). Но неспособность правящей партии – КПСС на социальную эволюцию привело к краху и КПСС, и СССР, и советского народа. Винить в приходе к власти в 1991 г. номенклатурных либералов во главе с Ельциным нужно не американский империализм, а советских коммунистов, задубевших в ленинизме-сталинизме, что, в частности, и выражается в понимании ими социальной революции.

Война как форма социального конфликта

Такой же разрушительной формой социального конфликта, как социальная революция, является война. Она ведется между странами (обществами) и государствами из-за национальных идей, территории, союзников, путей сообщения и т.п. Например, в Первую мировую войну Россия вступила под давлением церкви, дворянства, буржуазии почти из-за всех перечисленных интересов. И в результате получила две революции, гибель всех старых классов, образование СССР и т.п.

Мне бы хотелось дать характеристику войны словами героини известного романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Лары:

Мы женились перед самою войной (1914 года – С В), за два года до ее начала. И только мы зажили своим умом, устроили дом, объявили войну. Я теперь уверена, что она была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий. Я хорошо помню детство. Я еще застала время, когда были в силе понятия разума. То, что подсказывала совесть, считали естественным и нужным. Смерть человека от руки другого была редкостью, чрезвычайным, из ряду вон выходящим явлением. Убийства, как полагали, встречались только в трагедиях, романах из мира сыщиков и в газетных дневниках происшествий, но не в обыкновенной жизни.

И вдруг этот скачок из безмятежной жизни, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства... Наверное, никогда это не проходит даром. Ты лучше меня, наверное, помнишь, как сразу все стало приходить в разрушение. Движение поездов, снабжение городов продовольствием, основы домашнего уклада, нравственные устои сознания...

Тогда пришла неправда на русскую землю. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения. Вообразили, что время, когда следовали внушениям нравственного чутья, миновало, что теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, всем навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической – потом революционной.

В дальнейшем изложении социальной революции и эволюции как формационным конфликтам будет уделено основное внимание. Именно формационная структура, ее развитие позволяют рассмотреть разнообразные конфликты интересов и социальных субъектов в их взаимосвязи в рамках общественного организма. Формационные конфликты в их разнообразных видах характерны для России на протяжении всего XX в.

Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной . Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество , она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из разви-

тия производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис общества, создает революционную ситуацию . Для революционной ситуации характерны следующие признаки: «Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому… Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов... Значительное повышение… активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими “верхами” , к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему правилу - невозможна» 1 .

Но не всякая революционная ситуация ведет к революции. Революции вспыхивают лишь тогда, когда к объективным условиям присоединяются и субъективные. Субъективный фактор включает в себя волю к борьбе, умелую организацию этой борьбы, сознательность ее участников, осмысление целей и задач борьбы, решимость борющихся классов довести борьбу до конца. При наличии объективных предпосылок субъективный фактор приобретает решающее значение: старое правительство само не «упадет, если его не уронить».

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в сос-

1 Ленин В. И . Полн. собр. соч., т. 26, с. 218–219.

тоянии «исторической спячки», то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Когда пожар революции разгорается, пламя ее прежде всего направлено против основного стража старого мира - государства. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» 1 . Взяв в свои руки политическую власть, новые классы, осуществляющие революцию, реорганизуют весь механизм социально-политической жизни общества: новые органы революции рождаются в ее же собственном огне. Захват власти революционными силами есть акт осуществления политической революции. Это и есть революция в узком смысле слова. Понятие же социальной революции в широком смысле - это, как уже сказано, коренные преобразования всех сфер общественной жизни.

Социальным революциям свойственна разная мера стихийности и сознательности. В процессе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а от него - к феодальному революции совершались преимущественно стихийно и выражались в отдельных, как правило, локальных массовых движениях и восстаниях. Буржуазные революции, ломавшие устои феодализма, приобретают более осознанный, организованный характер: здесь все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций, имеющих в числе своих предпосылок и определенную идеологию. Принцип сознательности поднимается на высший уровень в эпоху социалистических революций, совершающихся как теоретически, тактически и стратегически обоснованный, закономерный социальный процесс перехода от капитализма к социализму.

Социальная революция принципиально отличается от социальной реформы: последняя направлена, как правило, лишь на частичные преобразования в рамках существования данного строя. «Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» 2 . Опыт истории показывает, что реформы отнюдь не противопоказаны социальному прогрессу.

1 Ленин В. И . Полн. собр. соч., т. 31, с. 133.

2 Там же, т. 20, с. 167.

Типы социальных революций

Тип социальной революции определяется тем, какие социально-политические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создает заново. Это содержание выражает собой понимание революции в широком смысле слова - как переход от одного качественного состояния общества к другому (который совершается как путем вооруженных действий масс, так и не обязательно этим путем, а как совокупный результат действия многоразличных факторов общественной жизни). К такому типу революций можно отнести, например, переход общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, то есть вообще переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так, социальной революцией был переход от рабовладения к феодализму в результате разрешения внутренних противоречий рабовладельческого способа производства, хотя он и не имел характера политической революции.

Принципиально иной тип представляют собой революции, в которых ведущую роль играют социально-политические мотивы. Эти революции также способствуют смене одной общественно-экономической формации другой, но они осуществляются путем насильственных действий одного класса против другого. И эти действия осуществляются на основе теоретической программы, выдвигающей определенные социально-политические цели и идеалы. К такому типу можно отнести буржуазную и социалистическую революции. К особому типу социальных революций, способствующих осуществлению в конечном счете обеих названных революций, следует отнести революции, затрагивающие ту или иную отдельно взятую сферу общественной жизни. Сюда относятся научно-технические, культурные революции и т. д. Все они являются необходимыми составными частями указанных типов революции.

Высший тип революции являет собой социалистическая революция, имеющая своей целью коренные преобразования общества в интересах трудящихся. Она отличается от предшествующих социальных революций тем, что если прежние революции ограничивались изменением политической власти, приведением ее в соответствие с уже возникшими новыми экономическими отношениями, то социалистическая революция характеризуется прежде всего созидательным началом: ее высшее назначение - утверждение общественной собственности на средства производства, социалистических производственных отношений. Если прежние революции приводили к утверждению частной собственности в той или иной ее форме, не стремясь к полному уничтожению эксплуатации, то социалистическая ре-

волюция направлена прежде всего против всякой эксплуатации человека человеком, против всех форм частной собственности на средства производства. Таким коренным переломом в истории человечества стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Социалистическая революция, как никакая другая, предполагает не одноразовый акт свержения старой и утверждения новой политической власти, а весьма длительный период революционных преобразований во всех сферах жизни общества.

Перестройка как особая форма революционного преобразования нашего общества

Революция сама по себе не созидает нового общества, а создает лишь возможности его построения. Воплощение этих возможностей в действительность зависит от реальных сил, средств, как объективных, так и субъективных факторов, поэтому выполнение намеченных планов не означает их автоматической реализации.

В самих принципах социализма заложены не формальные, а реальные возможности дальнейшего общественного прогресса. Поскольку любые социальные возможности могут превратиться в действительность лишь через общественно-историческую практику людей, постольку они оказываются чрезвычайно чуткими к воздействию субъективного фактора. Именно в силу прежде всего этого фактора полное использование имевшихся у нас возможностей, заложенных в самой природе социализма, не было реализовано. В условиях социалистического строительства отсутствие своевременного превращения реальных возможностей в действительность ведет к тому, что возможности, если можно так сказать, меняют свой статус: из реальных они превращаются в формальные. А в результате в общественном развитии складывается неблагоприятный механизм торможения, что приводит как к различного рода негативным явлениям в различных сферах общественной жизни, так и к деформации общественной психологии, нравственного климата в обществе, к появлению элементов социальной деградации. Таким образом, диалектика возможности и действительности оказывается не абстрактным теоретическим законом, а конкретно действующим принципом развития общества. Накапливавшиеся количественно неблагоприятные и разрушительные для общества явления и тенденции привели в конце концов к такому качественному состоянию всего общественного организма, которое оказалось неудовлетворительным и отчасти даже пагубным.

В этих условиях стала необходимой перестройка общественной жизни, которая, поскольку речь идет о качественном преобразовании общества, приравнивается по своему характеру к революционному процессу. И этому революционному процессу нет альтернативы.

Казалось бы, что на нынешнем этапе речь может идти только о каких-то реформах, а не о революции. Безусловно, нынешний этап преобразований не являет собой такой социально-политической революции, когда уничтожаются основы экономических отношений старого строя и устанавливается новая политическая власть. В данном случае речь идет не о разрушении общественной собственности на средства производства, а о ее всемерном укреплении и эффективном использовании, не о сломе государственной власти, а о дальнейшем укреплении социалистической демократии и развитии народного самоуправления. Иными словами, в данном случае революционные преобразования связаны главным образом с укреплением и созиданием.

Революция, как уже сказано, не единовременный акт, а продолжительный процесс коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. Специфическая черта социалистической революции заключается в том, что она содержит в самой себе глубокое критическое начало, позволяющее на том или ином этапе развития общества критически оценить созданное и при необходимости устранить все нежелательное, переделать или укрепить те или иные стороны нового. Эту специфическую черту социалистической революции, связанную именно с ее позитивной, созидательной силой, К. Маркс описал в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», характеризуя социалистические революции как такие, которые «постоянно критикуют сами себя… возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток…» 1 .

Мы уже неоднократно говорили о том, что человек является субъектом истории, причем специфическим субъектом, то есть таким, который в то же время выступает и ее объектом. Поэтому когда речь заходит о перестройке, то ясно, что не кто иной, как сам человек, выдвигается в самый центр ее. Поэтому каждый должен осознать это с максимальной ясностью и отчетливостью и подойти к этому чрезвычайно тонкому и сложному делу с максимальной же степенью ответственности. Объективно жизнь человека противоречива в том отношении, что он всегда стремится к новому, но при этом находится в плену сложившихся устаревших стереотипов. И потому трудность заключается в сознательном отказе от этих стереотипов, то есть в постоянной борьбе с самим собой, которая требует развития диалектически гибкого мышления, самостоятельности и непредвзятости ума и концентрации воли. Ибо нет революции без революционеров.

1 Маркс К., Энгельс Ф . Соч., т. 8, с. 123.


Глава XII
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Социальные революции

П. Штомпка называет революции «пиком» соци­альных изменений.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уров­ни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы соци­ального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо оста­ются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, уто­пический энтузиазм.

Определения революции акцентируют внимание на масштабах и глубине совершаемых преобразовании (в этом революции противопоставляются реформам), на элементы насилия и борьбы, а также на сочетании этих факторов. Вот примеры синтетических определений:

- «Быстрые, фундаментальные насильственные внут­ренние изменения в доминирующих в обществах ценно­стях и мифах, в его политических институтах, социаль­ной структуре, лидерстве и политике правительства» (С. Хантингтон).

- «Быстрые, базовые преобразования социальной и классовой структур общества путем переворотов снизу» (Т. Скокпол).

- «Захват насильственными методами государствен­ной власти лидерами массовых движений и последующее использование ее для проведения крупномасштабных социальных реформ» (Э. Гидденс).

Таким образом, главные отличительные черты революций - комплексность и фундаментальность происхо­дящих преобразований и вовлечение широких народных масс. Применение насилия не обязательно сопровожда­ет революционные преобразования: например, социаль­но-экономические преобразования последнего десятиле­тия в Восточной Европе были практически бескровными и ненасильственными.

Выделяют следующие типы социальных революций: антиимпе­риалистические (национально-освободительные, антиколониаль­ные), буржуазные, буржуазно-демократические, народные, народ­но-демократические и социалистические.

Антиимпериалистические - революции, происходившие в колониях и зависимых странах и направленные на достижение националь­ной независимости (были направлены против экономического и военно-политического господства иностранного капитала и поддерживающей его компрадорской или бюрократической буржуазии, феодальных кланов и т.д.)

Главной задачей буржуазных революций является ликвидация феодального строя и становление капиталистичес­ких производственных отношений, свержение абсолютных монар­хий и господства земельной аристократии, утверждение частной собственности, политического господства буржуазии. Движущие силы буржуазных революций - промышленная, финансовая, торговая буржуазия, массовая база - крестьянство, городские слои (пример - Вели­кая Французская Революция).



Буржуазно-демократическая революция- разновидность буржуазной революции. На ее ход решающее влияние оказывает активное участие в ней широких народных масс, поднявшихся на борьбу за свои интересы и права (европей­ские революции 1848 - 1849 гг., русская революция 1905 г.).

Социалистическая революция трактовалась (согласно марксистско-ленинской концепции) как высший тип социальной революции, в ходе которой осуществляется переход от капитализма к социализму и коммунизму.

Народ­ная революция- широкое и массовое движение в противополож­ность «верхушечным», «дворцовым», военным или политическим пе­реворотам. Они могут иметь различное социально-экономическое и политическое содержание.

Народно-демократическая революция - антифашистская, демократическая, национально-освободитель­ная революция, развернувшаяся в большой группе стран Восточ­ной Европы в ходе борьбы с фашизмом во время второй мировой войны. В ходе этой борьбы сложился широкий союз национальных и патриотических сил.

«Нежная» (бархатная) революция - демок­ратическая революция конца 1989 г. в Чехословакии. В ходе революции в результате мощных социальных выступлений мирным путем были лик­видированы существовавшие до этого государственные и политические структуры «реального социализма» и отстранена от власти коммунистическая партия. Близкими к «нежной» революции были революционные процес­сы, происходившие немного ранее или одновременно с ней и в др. странах Восточной Европы.

Социальные реформы - это:

1. изменение какой-либо суще­ственной стороны жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя;

2. одна из форм социальных и политических изменений, соответствующая эволюционному развитию общества и характеризую­щаяся сравнительной постепенностью, плавностью, медленнос­тью таких изменений;

3. инновации, осуществляемые «сверху», с использованием легальных средств, хотя при этом не исключаются и меры принуждения.

Формально под социальными реформами понимается нововве­дение любого содержания; это изменение каких-либо сторон социальной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ су­ществующего общественно-политического строя.

Необходимость осуществ­ления социальных реформ встает на повестку политической жизни в условиях роста социальной напряженности в обществе. Социальные реформы разрабатываются и проводятся в жизнь господствующими социальными группами, которые таким путем стремятся ослабить давление оппозиционных сил и тем самым сохранить свое господство. Социальные реформы всегда нацелены на то, чтобы сохранить общественно-политическую систему как целое, изменяя ее отдельные части.

Ход по­литики социальных реформ определяется сложным переплетением объектив­ных и субъективных факторов. Успех или неуспех реформ в значитель­ной мере зависит от степени готовности правящей верхушки пойти на такие нововведения, которые действительно устраняют препят­ствия для нормального развития общества.

Многое зависит также и от сво­евременности проведения необходимых преобразований. Как пра­вило, запоздавшие реформы не приводят к желаемым результатам. Поэтому реформы следует проводить в надлежащее время и весьма умело, т. к. в противном случае они не только не могут не снизить существующее напряжение, но и привести к революционным процессам, которых как раз и стремилась избежать правящая элита. По мнению П. Сорокина,реформы не должны попирать человеческую природу и проти­воречить ее базовым инстинктам; социальным реформам должно предшествовать тща­тельное научное изучение конкретных социальных условий; каждую реформу вначале следует тестировать на малом социальном масштабе; реформы должны проводится в жизнь правовыми, конституционными сред­ствами.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. revolutio - поворот, изменение) - коренной переворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение нового, прогрессивного общественного строя; форма перехода от одной общественно-экономической формации к др. Опыт истории свидетельствует, что было бы неверно рассматривать Р. с. как случайность. Р.- это необходимый, закономерный результат естественноисторического развития антагонистических формаций. Р. с. завершает процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общества элементов или предпосылок нового общественного строя; разрешает противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, ломает отжившие производственные отношения и закрепляющую эти отношения политическую надстройку, открывает простор дальнейшему развитию производительных сил. Старые производственные отношения поддерживаются их носителями - господствующими классами, которые охраняют отжившие порядки силой государственной власти. Поэтому, чтобы расчистить путь общественному развитию, передовые силы должны ниспровергнуть существующий государственный строй. Основным вопросом всякой Р. с. является вопрос о политической власти. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» (Ленин В. И. Т. 31. С. 133) . Р.- высшая форма борьбы классов. В революционные эпохи широкие массы народа, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают громадное ускорение общественного развития. Р. нельзя смешивать с т. наз. дворцовыми переворотами, путчами и т. п. Последние - лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смена у власти отдельных лиц или групп, не меняющее ее существа. Вопрос о власти не исчерпывает содержания Р. с. В широком смысле слова она включает все те социальные преобразования, которые осуществляет революционный класс. Характер Р. с. определяется тем, какие задачи они осуществляют и какие социальные силы в них участвуют. В каждой отдельной стране возможности возникновения и развертывания Р. зависят от ряда объективных условий, также от степени зрелости субъективного фактора. Качественно своеобразный тип Р. с. представляет социалистическая революция. Обострение неравномерности экономического и политического развития капиталистических стран ведет к разновременности социалистических Р. в различных странах. Из этого вытекает неизбежность целой исторической эпохи революций, начало которой положила Великая Октябрьская социалистическая Р. в России. После 2-й мировой войны социалистические Р. произошли в Европе, Азии и Лат. Америке. Наряду с международным рабочим движением огромное значение в эту эпоху приобретают национально- освободительные Р., различного рода массовые демократические движения. Все эти силы в их единстве составляют мировой революционный процесс. В условиях социализма возможны революционные преобразования всех сторон общественной жизни в интересах его качественного обновления, примером чего является происходящая в СССР перестройка. Перестройка в нашей стране обладает признаками мирной ненасильственной Р. Она включает в себя также радикальные реформы, демонстрируя их диалектическое единство.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 386-387.

Теория социальной революции имеет исключительно важное значение в социологии управления, что и будет показано в данной главе. Для этой цели будут рассмотрены методологические проблемы социальной революции, ее сущность, причины возникновения, закономерности развития и роль в общественной жизни.

Характеристика социальной революции

На заре развития буржуазного общества ее идеологи, восторженно приветствуя революционные сдвиги, пытались рассматривать проблему революции, ее необходимость и причины. И хотя они не понимали истинных причин революции, объясняли их высшими принципами справедливости, данными от природы правами людей (свободы, равенства и братства между людьми), их учения для своего времени сыграли прогрессивную роль.

Для понимания идей о социальной революции важны такие категории, как общественно-экономическая формация, а также базис и надстройка. Что они собой представляют? Общественно-экономическая формация – это социальная система, формирующаяся на основе конкретного типа производственных отношений. Экономический базис есть совокупность производственных отношений определенного способа производства. А общественная надстройка включает совокупность общественных идей и соответствующих им организаций и учреждений, порожденных господствующими экономическими отношениями. Базис и надстройка составляют определяющие элементы общественно-экономической формации

Понятие "социальная революция" употребляется в литературе двояко: в широком смысле для обозначения всей эпохи перехода к новой общественно-экономической формации, и в узком для обозначения качественных изменений в какой-либо области общественной жизни – в экономике, политике, культуре и т.д. В данной главе речь будет идти о революции в широком смысле этого слова.

Общественное развитие – это всегда естественно-исторический процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций. Смена общественно-экономических формаций – сложный и многогранный процесс, в ходе которого изменяется материально-техническая база общества, его экономический строй, происходят изменения в политической жизни, идеологии, культуре. Эти преобразования в совокупности образуют то социальное явление, которое обычно называют революцией.

Стало быть, социальная революция это закон смены общественно-экономических формаций. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции, в процессе которой разрушаются старые производственные отношения. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной обществен ной надстройке.

Для разрушения старой государственной власти, в целом старой надстройки революционный класс использует социальное насилие. Без такого насилия невозможна ни одна революция. По мнению некоторых социологов, насилие есть абсолютно негативное явление. Однако оно играет в истории и прогрессивную роль. По словам К. Маркса, насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. И потому является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политически формы.

Одним словом, когда созрели необходимые материальные предпосылки для перехода к новому общественному строю, тогда революционный класс объективно вынужден использовать насилие, которое может осуществляться в различных формах. Оно не обязательно связано с вооруженной борьбой, а может быть осуществлено мирными путями – в холе парламентской борьбы, аграрной реформы, национализации промышленности, путем применения юридических санкций и т.д. Социальная революция является высшей, наиболее острой формой классовой борьбы.

Даная форма используется только тогда, когда классовая борьба обострилась до предела, когда отношения между борющимися классами достигли своего социального апогея. Социальная революция не является плодном заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате глубоких общественных изменений, приводящих в движение широкие слои населения.

В результате проведения социальной революции политическая власть переходит от старого реакционного класса к прогрессивному демократическому классу. Только вырвав государственную власть из рук господствующего класса и подавив его сопротивление, демократические силы могут добиться победы нового над старым. Поэтому вопрос о политической власти является основным вопросом социальной революции.

Почему среди всех вопросов социальной революции главным является вопрос о власти? Дело в том, что мощным средством в руках господствующего класса является государство, т.е. публичная власть со всеми ее органами насилия (армия, полиция) и средствами идеологического воздействия. Государство, находящееся в руках господствующего класса, стремится сохранить экономический базис и соответствующие элементы общественной надстройки, подавляет выступления передового класса против устоев старого общества. Поэтому, чтобы сломить силу господствующего класса, необходимо отобрать у него политическую власть.

Следовательно, социальная революция призвана осуществить коренные преобразования прежде всего в главных сферах общественной жизни – в экономике, политике, а также в области духовной жизни общества, в его культуре.

В экономической области главное назначение социальной революции состоит в том, чтобы разрешить конфликт между развивающимися производительными силами и отжившими производственными отношениями, заменить старую систему хозяйства новой, более высокой. Предпосылкой этого является прежде всего переворот в отношениях собственности на средства производства.

В политической области революция разрешает конфликт между отжившей политической надстройкой и складывающимися новыми экономическими отношениями или назревшими потребностями экономического развития. Она создаст новую политическую и правовую надстройку, необходимую для упрочения и развития нарождающейся общественно-экономической формации.

Здесь следует сказать также о том, что не следует смешивать политическую революцию и государственный переворот В политической революции власть переходит из рук старого реакционного класса в руки передового класса, изменяется классовая сущность власти, происходит смена господствующего класса. А при государственном перевороте классовая сущность власти не меняется, осуществляется передача власти от одной группировки господствующего класса к другой.

В области культуры революция призвана сменить старые социальные установки на новые, включающие материальные и культурные ценности, накопленные человечеством па всем протяжении его развития. Новая культура стоит не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, а является закономерным преемником старого культурного наследия. Вместе с тем создание подобной культуры требует критического освоения старого, а не простого ее заимствования.

Итак, социальная революция в историческом процессе выступает как совокупность экономического, политического и культурного переворотов. В зависимости от характера формации и конкретных условий содержание и последовательность этих трех событий в ходе социальной революции могут быть различны. Между составными частями социальной революции во времени может быть несовпадение. В то время как одни процессы уже завершаются, другие только начинаются, а третьи проходят одновременно во многих ее составных частях.

Поэтому социальная революция – это не кратковременный взрыв, а длительный исторический период, охватывающий годы и десятилетия, период, когда разрешаются коренные противоречия общественной жизни. В. И. Ленин писал: "Социальная революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам экономических и демократических преобразований..." .

В своем развитии революция проходит ряд этапов, каждый из которых подготавливает условия для последующего. В самой общей форме здесь можно выделить семь основных этапов: 1) конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, 2) значительное повышение революционной активности масс, 3) кризис "верхов", 4) кризис "низов", 5) выработка революционной теории и распространение ее в массах, 6) создание революционной партии (организации) и ее руководство народными массами, 7) закрепление результатов революции (рис. 18.1).

Конечно, в той или иной конкретной революции возможны различного рода отклонения от этой схемы (большая дробность периодов, нечеткость переходов, их незавершенность и т.д.). Семь этапов характеризуют логику революционного процесса в наиболее обобщенной форме. Для вызревания социальной революции необходимы объективные и субъективные предпосылки. Что они собою представляют?

Рис. 18.1.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 62.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...