Что такое питание пищеварение фотосинтез фермент гемолимфа. Задачи урока: Обобщить и систематизировать знания о процессах жизнедеятельности организмов, обеспечивающих его целостность и взаимосвязь с окружающей средой

Усова Ирина Валерьяновна,

Учитель биологии, химии и географии первой категории

Обобщение по теме «Жизнедеятельность организмов»

(Урок биологии в 6 классе)

Задачи урока :


  1. Обобщить и систематизировать знания о процессах жизнедеятельности организмов, обеспечивающих его целостность и взаимосвязь с окружающей средой.

  2. Проверить уровень сформированности умений выделять существенные признаки и свойства явлений, применять знания на практике.

  3. Способствовать формированию у обучащихся представления о растениях и животных как целостных организмах.

^ Основные понятия и термины урока : питание, пищеварение, фотосинтез, фермент, кровь, холоднокровные, теплокровные, наружный скелет, внутренний скелет, нервная система, рефлекс, инстинкт, гормоны, спора, гамета, семя, рост, развитие, размножение.

Оборудование: компьютерная презентация «Жизнедеятельность организмов. Обобщение знаний», процессор, видеопроектор, экран.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Повторение и обобщение знаний.

  1. Решение биологических задач .
- На основании каких свойств и признаков семя фасоли и куриное яйцо можно отнести к живым организмам?

К каким стадиям развития организмов относятся эти объекты?


  1. Аргументированные ответы на задания «Какие утверждения верны?» (сопровождается демонстрацией слайдов с текстом утверждений и соответствующими рисунками и схемами, обучающиеся комментируют свой ответ – почему согласны или не согласны)

    1. Только растения могут непосредственно усваивать солнечную энергию.

    2. Все животные всеядны.

    3. Дышат все живые организмы.

    4. Устьице – орган дыхания дождевого червя.

    5. Легкие имеют только наземные позвоночные.

    6. Органические вещества у растений перемещаются по ситовидным трубкам.

    7. У дождевого червя замкнутая кровеносная система.

    8. У рыбы трехкамерное сердце.

    9. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.

    10. Рыбы – теплокровные животные.

    11. Растения и грибы не имеют специальных выделительн6ых систем.

    12. Органы выделения червя – почки.

    13. Все животные имеют внутренний скелет.

    14. Скелет позвоночных состоит из скелета головы, туловища и конечностей.

    15. Растения способны к активным движениям, они могут передвигаться.

    16. Гормоны – вещества, выделяемые железами внутренней секреции в кровь.

    17. Нервная система позвоночных состоит из головного и спинного мозга и нервов.

    18. В бесполом размножении принимают участие две особи.

    19. Почкование – способ бесполого размножения.

    20. У цветковых растений двойное оплодотворение.

    21. У насекомых непрямой тип развития.

  1. Задачи по воспроизведению определений основных понятий темы.
(Ученики по очереди дают определения понятий. Учитель задает вопросы по данным терминам. Отдельные обучающиеся составляют предложения с одним или несколькими понятиями, объединив их в более ёмкое понятие. Одновременно на экране демонстрируются слайды с терминами и рисунками).

  1. ^ Питание, пищеварение, фотосинтез, фермент.
- Какие типы питания различают у растений?

Каким типом питания у растений является фотосинтез?

Для каких организмов характерно пищеварение?

Какое отношение к процессу пищеварения имеют ферменты?


  1. ^ Гемолимфа, плазма, клетки крови, артерия, вена, капилляр.
- Для каких организмов внутренней средой является гемолимфа? Какого она цвета?

Что такое плазма крови? Как она связана с клетками крови?

Что объединяет эти понятия – артерии, вены, капилляры?

Чем отличаются эти сосуды?

^ 3. Холоднокровные, теплокровные, почка, мочеточник, мочевой пузырь.

Чем отличаются теплокровные животные от холоднокровных?

Какие животные относятся к теплокровным, а какие - к холоднокровным?

Что объединяет эти три понятия – почки, мочеточники, мочевой пузырь.

^ 4. Наружный скелет, внутренний скелет, подъемная сила крыла.

Чем отличается наружный скелет от внутреннего?

Для каких организмов характерен наружный скелет, а для каких – внутренний?

Что такое подъемная сила крыла?

^ 5. Сетчатая нервная система, узловая нервная система, нервный импульс, рефлекс, инстинкт.

Для каких организмов характерна сетчатая нервная система? В чем ее особенности?

В чём особенности узловой нервной системы?

Что собой представляет нервный импульс?

Что такое рефлекс?

Что собой представляет инстинкт?

^ 6. Почкование, споры, вегетативные органы.

Что объединяет все эти понятия?

Для каких организмов характерно почкование?

Что такое вегетативные органы?

Какие организмы чаще всего размножаются вегетативными органами?

^ 7. Гамета, гермафродит, сперматозоид, яйцеклетка, оплодотворение, зигота.

Что объединяет понятия – гамета, сперматозоид, яйцеклетка?

Какие организмы называют гермафродитами?

Составьте предложение с использованием последних четырех терминов.

^ 8. Опыление, зародышевый мешок, центральная клетка, двойное оплодотворение, проросток.

Что такое опыление?

Что объединяет такие понятия, как зародышевый мешок и центральная клетка?

В чем особенности двойного оплодотворения, характерного для цветковых растений?

Что такое проросток?

^ 9. Дробление, бластула, гаструла, нейрула, мезодерма.

Что такое дробление?

Что образуется в результате этого процесса?

Что объединяет такие понятия, как бластула, гаструла и нейрула?

Что такое мезодерма?


  1. Обобщение материала.
Ученики отвечают на вопрос:

Чем живое отличается от неживого?

Вывод по уроку: Живые организмы отличаются от тел неживой природы тем, что для них характерны такие процессы, как питание, дыхание, обмен веществ, выделение, движение, раздражимость, рост, развитие и размножение.


  1. Подведение итогов урока, выставление оценок обучающимся за работу на уроке

Пищеварение происходит в пищеварительной системе, которая включает в себя специальные железы, вырабатывающие ферменты. Ферменты - биологически активные вещества, способные ускорять биохимические реакции.

Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале.

Образуются ферменты в клетках пищеварительных желез: слюнных, желудка, поджелудочной, стенок кишок. Из этих желез они выделяются в составе слюны и пищеварительных соков:

  • Желудочного;
  • кишечного;
  • поджелудочного.

Функции ферментов

Каждый из ферментов обладает свойством выполнять определенную функцию и не затрагивать другие, т.е. обладает специфичностью.

Так, ферменты, расщепляющие белки, действуют только на них. Эту группу ферментов называют протеазами. К ним относятся пепсины, желатиназа, химозин желудка, трипсин и химотрипсин поджелудочной железы, энтерокиназа из желез стенок кишок.

Ферменты, расщепляющие жиры, называют липазами. Наиболее активны липазы, выделяющиеся с соком поджелудочной железы.

Третья группа пищеварительных ферментов - амилазы (карбогидразы). Они расщепляют углеводы. К ним относятся птиалин и мальтаза слюны, амилаза, мальтаза и лактаза поджелудочной железы.

Здесь названы лишь основные ферменты. На самом деле их больше. При всем многообразии они обладают упорядоченной последовательностью действия на вещества. Так, начальные этапы расщепления углеводов происходят в полости рта, последующие - в желудке, а затем - в кишках. Расщепление белков начинается в желудке под действием пепсина, а продолжается в кишках под действием других протеаз.

Ферменты функционируют только при определенных условиях среды: pH, температуре, наличии ряда веществ и пр.

Так, фермент желудочного сока - пепсин - действует в резко кислой среде, его оптимум при pH=1,5-2,5. Действие липаз эффективней, если жиры эмульгированы. Роль эмульгатора выполняет желчь. Для работы ферментов кишок необходима щелочная среда. Предпочтительная температура для их нормальной работы - +36-37°С.

Если почему-либо изменяются условия в пищеварительном канале, ферменты снижают свою активность, что приводит к нарушению пищеварения, заболеваниям.

Строение растительной и животной клеток

1. По строению клетки все живые существа делятся на … (Ядерные и безъядерные. )

2. Любая клетка снаружи покрыта … (Плазматической мембраной. )

3. Внутренней средой клетки является … (Цитоплазма. )

4. Структуры, постоянно присутствующие в клетке, называются … (Органоиды. )

5. Органоид, участвующий в образовании и транспортировке различных органических веществ, –
это … (Эндоплазматическая сеть. )

6. Органоид, участвующий во внутриклеточном переваривании пищевых частиц, отмерших частей клетки, называется … (Лизосома .)

7. Зеленые пластиды называются … (Хлоропласты. )

8. Вещество, содержащееся в хлоропластах, называется … (Хлорофилл .)

9. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком, называются … (Вакуоли .)

10. Местом образования белков в клетках являются … (Рибосомы .)

11. Наследственная информация о данной клетке хранится в … (Ядре .)

12. Энергия, необходимая клетке, образуется в … (Митохондриях .)

13. Процесс поглощения клеткой твердых частиц называется … (Фагоцитоз .)

14. Процесс поглощения клеткой жидкости называется … (Пиноцитоз .)

Ткани растений и животных

1. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям, называется … (Ткань .)

2. Клетки тканей соединены между собой … (Межклеточным веществом. )

3. Ткань, обеспечивающая рост растений, называется … (Образовательная .)

4. Кожица листа и пробка образованы … тканью. (Покровной. )

5. Опору органам растения придает … ткань. (Механическая. )

6. Передвижение воды и питательных веществ осуществляет … ткань. (Проводящая .)

7. Вода и растворенные в ней минеральные вещества передвигаются по … (Проводящим сосудам. )

8. Вода и растворы органических веществ передвигаются по … (Ситовидным трубкам .)

9. Наружные покровы тела животных образует … ткань. (Эпителиальная .)

10. Наличие между клетками большого количества межклеточного вещества – свойство … ткани. (Соединительной .)

11. Кости, хрящи, кровь образует … ткань. (Соединительная .)

12. Мышцы животных состоят из … ткани. (Мышечной .)

13. Основные свойства мышечной ткани – … и... (Возбудимость и сократимость. )

14. Нервная система животных состоит из … ткани. (Нервной .)

15. Нервная клетка состоит из тела, коротких и длинного … (Отростков .)

16. Основные свойства нервной ткани – … и... (Возбудимость и проводимость. )

Органы цветковых растений

1. Часть тела растения, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции, называется … (Орган .)

2. Корневые системы бывают … и... (Стержневые и мочковатые. )

3. Корневая система с хорошо выраженным главным корнем называется … (Стержневая .)

4. Пшеница, рис, лук, имеют … корневую систему. (Мочковатую .)

5. Корни бывают главные, … и … (Боковые и придаточные .)

6. Стебель с расположенными на нем листьями и почками называется … (Побег .)

7. Лист состоит из … и... (Листовой пластинки и черешка. )

8. Если на черешке одна листовая пластинка, лист называют … (Простой .)

9. Если черешок имеет несколько листовых пластинок, то такой лист называют … (Сложный .)

10. Колючки кактуса, усики гороха – это … листья. (Видоизмененные .)

11. Венчик цветка образован … (Лепестками .)

12. Пестик состоит из … , ... и... (Рыльца, столбика и завязи. )

13. Пыльник и тычиночная нить – составные части … (Тычинки .)

14. Группа цветков, расположенных в определенном порядке, называется … (Соцветие .)

15. Цветки, содержащие и пестик, и тычинку, называются … (Обоеполые .)

16. Цветки, содержащие только пестики или только тычинки, называются … (Раздельнополые .)

17. Растения, зародыши семян которых имеют две семядоли, называются … (Двудольные .)

18. Растения, зародыши семян которых имеют одну семядолю, называются … (Однодольные .)

19. Запасающая ткань семени называется … (Эндосперм .)

20. Органы, выполняющие функцию размножения, называются … (Репродуктивные .)

21. Органы растения, основные функции которых – питание, дыхание, называются … (Вегетативные .)

Питание и пищеварение

1. Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии называют … (Питание .)

2. Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом, называют … (Пищеварение .)

3. Воздушное питание растений осуществляется в процессе … (Фотосинтеза .)

4. Процесс образования сложных органических веществ в хлоропластах на свету называется … (Фотосинтез .)

5. Для растений характерно воздушное и … питание. (Почвенное .)

6. Главным условием фотосинтеза является наличие в клетках … (Хлорофилла .)

7. Животные, питающиеся плодами, семенами и другими органами растений, называются … (Растительноядные .)

8. Организмы, питающиеся «сообща», называются … (Симбионты .)

9. Лисы, волки, совы по способу питания – … (Хищники .)

11. У большинства многоклеточных животных пищеварительная система состоит из ротовой полости ––> … (продолжите по порядку). (Глотка ––> пищевод ––> желудок ––> кишечник. )

12. Пищеварительные железы выделяют … – вещества, переваривающие пищу. (Ферменты .)

13. Окончательное переваривание пищи и всасывание ее в кровь происходит в … (Кишечнике .)

1. Процесс газообмена между организмом и окружающей средой называется … (Дыхание .)

2. Во время дыхания поглощается … и выдыхается … (Кислород , углекислый газ. )

3. Поглощение кислорода всей поверхностью тела – это … тип дыхания. (Клеточный .)

4. Газообмен у растений происходит через … и... (Устьица и чечевички. )

5. Раки, рыбы дышат с помощью … (Жабр .)

6. Органы дыхания насекомых – … (Трахеи .)

7. У лягушки дыхание осуществляется легкими и … (Кожей .)

8. Органы дыхания, имеющие вид ячеистых мешков, пронизанные кровеносными сосудами, называются … (Легкие .)

Транспорт веществ в организме

1. Вода и растворенные в ней минеральные вещества в растении передвигаются по … (Сосудам .)

2. Органические вещества из листьев в другие органы растений передвигаются по … (Ситовидным трубкам луба. )

3. В переносе кислорода и питательных веществ у животных участвует … система. (Кровеносная. )

4. Кровь состоит из … и … (Плазмы и клеток крови. )

5. Красные кровяные клетки содержат вещество … (Гемоглобин .)

6. Перенос кислорода осуществляют … клетки крови. (Красные .)

7. Защитную функцию – уничтожение болезнетворных бактерий – выполняют … кровяные клетки. (Белые. )

8. У насекомых по сосудам течет … (Гемолимфа .)

9. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются … (Артерии .)

10. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются … (Вены .)

11. Мельчайшие кровеносные сосуды – … (Капилляры .)

Обмен веществ и энергии

1. Сложную цепь превращений веществ, начиная с момента поступления их в организм и заканчивая удалением продуктов распада, называют … (Обмен веществ. )

2. Сложные органические вещества расщепляются на более простые в органах … (Пищеварения .)

3. Распад сложных веществ сопровождается выделением … (Энергии .)

4. Животные, у которых обмен веществ идет медленно и температура их тела зависит от температуры окружающей среды, называются … (Холоднокровные .)

5. Животные, обмен веществ у которых идет активно, с высвобождением большого количества энергии, являются … (Теплокровными .)

Скелет и движение

1. Различают два основных типа скелета: … и... (Наружный и внутренний. )

2. Панцирь рака, раковины моллюсков пропитаны … (Минеральными солями. )

3. Скелет насекомых состоит в основном из … (Хитина .)

4. К скелету крепятся... (Мышцы. )

5. Скелет позвоночных образован … или... тканью. (Костной или хрящевой. )

6. У растений опорную функцию выполняет … ткань. (Механическая. )

7. Простейшие организмы передвигаются с помощью … и... (Ресничек и жгутиков .)

8. Для кальмаров, осьминогов, гребешков характерно … движение. (Реактивное. )

9. У рыб и китов главным органом передвижения является … (Хвостовой плавник. )

10. Движение многоклеточных животных осуществляется благодаря... (Сокращению мышц. )

11. Разница давления воздуха над крылом и под крылом птиц создает … , благодаря которой возможен полет. (Подъемную силу. )

Координация и регуляция

1. Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды, называется … (Раздражимость .)

2. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы, называется … (Рефлекс .)

3. Нервные клетки гидры, соприкасаясь друг с другом, образуют … нервную систему. (Сетчатую. )

4. У дождевого червя нервная система состоит из … и... (Нервных узлов и брюшной нервной цепочки. )

5. У позвоночных животных нервная система состоит из … , ... и... (Спинного, головного мозга и нервов. )

6. Отдел головного мозга, отвечающий за координацию движений, называется … (Мозжечок .)

7. Сложные формы поведения животных называются … (Инстинкты .)

8. Рефлексы, передающиеся по наследству, называются … (Безусловные .)

9. Рефлексы, приобретаемые в течение жизни, называются … (Условные .)

10. Волна возбуждения, распространяющаяся по нерву, называется … (Нервный импульс .)

11. В регуляции функций организма, кроме нервной, принимает участие … система. (Эндокринная. )

12. Химические вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются … (Гормоны .)

Половое размножение животных

1. Половые клетки, участвующие в размножении, называются … (Гаметы. )

2. Мужские гаметы называются … (Сперматозоиды. )

3. Женские гаметы называются … (Яйцеклетки. )

4. Процесс слияния половых клеток называют … (Оплодотворение. )

5. Животные, у которых одни особи производят только сперматозоиды, а другие яйцеклетки, называются … (Раздельнополые. )

6. Особи, способные производить в своем теле одновременно мужские и женские гаметы, называются … , или... (Обоеполые, или гермафродиты. )

7. Способность зародыша развиваться из неоплодотворенной яйцеклетки называется … (Партеногенез .)

8. Оплодотворенная яйцеклетка называется... (Зигота .)

9. Половые органы самцов – … (Семенники .)

10. Половые органы самок – … (Яичники .)

Размножение растений

1. Для растений характерны два способа размножения – … и... (Бесполое и половое. )

2. Образование новых особей из корня, побега называют … (Вегетативное размножение. )

3. Органом полового размножения растений является … (Цветок .)

4. Процесс, при котором пыльца попадает на рыльце пестика, называют … (Опыление .)

5. Слияние половых клеток называют... (Оплодотворение .)

6. Спермии развиваются в … (Пыльцевых зернах. )

7. Яйцеклетки развиваются в … , который находится внутри … (Зародышевом мешке семязачатка ; завязи пестика. )

8. Первый спермий сливается с … , а второй спермий – с … (Яйцеклеткой ; центральной клеткой. )

9. При слиянии спермия с яйцеклеткой образуется … (Зигота .)

10. При слиянии спермия с центральной клеткой образуется … (Эндосперм .)

11. Стенки завязи становятся стенками … (Плода .)

12. Покровы семязачатков превращаются в … (Семенную кожуру. )

Рост и развитие животных

1. Развитие с момента оплодотворения до рождения организма называют … (Зародышевое .)

2. Стадию деления зиготы на множество клеток называют … (Дробление .)

3. Шарообразный зародыш с полостью внутри называют … (Бластула .)

4. Стадию образования у зародыша трех зародышевых слоев называют … (Гаструла .)

5. Наружный зародышевый слой называется … (Эктодерма .)

6. Внутренний зародышевый слой называется … (Энтодерма .)

7. Средний зародышевый слой называется … (Мезодерма .)

8. Стадия, на которой происходит образование систем органов, называется … (Нейрула .)

9. Развитие организма с момента его рождения до смерти называют … (Постэмбриональным .)

Организм и среда

1. Наука о взаимоотношениях живых организмов со средой обитания называется … (Экология .)

2. Компоненты среды, оказывающие действие на организм, называются … , или... (Факторы среды , или экологические факторы. )

3. Свет, ветер, влажность, град, соленость, воды – это … (Факторы неживой природы .)

4. Факторы, связанные с влиянием живых организмов друг на друга, называются … (Факторы живой природы. )

5. Взаимоотношение «лиса – мышь» – это … (Хищничество .)

6. Взаимоотношение «гриб – дерево» – это … (Симбиоз .)

8. Исчезновение лесов, видов животных и растений является причиной влияния на природу … (Деятельности человека. )

9. Сообщества животных и растений, длительно существующих на определенной территории, взаимодействующих между собой и окружающей средой, образуют … (Экосистему .)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...