От менее совершенного к более совершенному. Социальная эволюция — это развитие от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному

«Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой — в этом его противоречие. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) так представлял критерии общественного прогресса: история, писал он, представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума, путь социального прогресса.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию о прогрессе и регрессе в жизни общества.

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Прогресса науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Теории цикличности имели также определенное положительное значение. Они позволили упорядочить хронологию (списки 30 династий Древнего, Среднего и Нового царств в Египте), выявить отдельные тенденции в смене политических форм правления (изучение Аристотелем истории 158 греческих полисов), провести параллели между историей разных народов и эпох и т. д. Тем самым теории цикличности способствовали становлению сравнительно-исторического метода в обществоведении.

Историческая обречённость или, как пишут исследователи, «закат Европы» воспринимается как гибель «христианской цивилизации Запада» со всеми её культурными и технологическими достижениями».

(Л. Н. Боголюбов)

Данное высказывание Л. Толстого, великого русского писателя, связано с пониманием одного из критериев прогресса - развития человеческого разума. По мнению Толстого, с течением времени, разум становится главным фактором прогресса. Я согласен с автором, ведь раньше человек развивался из-за необходимости выживания, делал оружие из палки и камня для защиты от диких животных, а сейчас человечество добивается прогресса в различных отраслях науки с помощью своих знаний, развитого ума.

Прогресс-это направление развития, для которого характерен переход от менее совершенного к более совершенному. Для прогресса разум очень важен. Если человечество будет следовать животным законам, то может произойти явление, обратное прогрессу-регресс.

За последнее время человечество совершило большой шаг в области прогресса. Еще 1,5 века назад люди не могли представить себя летящими в небе, а сейчас уже активно ведётся освоение космического пространства.

Раньше люди не могли воспользоваться своим разумом в полной мере, сейчас же человек сам придумывает искусственный интеллект, на основе своих знаний.Эти открытия напрямую связаны с прогрессом, совершённым за счёт разума - высшей ступени познавательной деятельности человека.

За свою жизнь человек совершает свой индивидуальный прогресс. Например, в школе мы учим различные дисциплины - совершенствуем свой разум.

Таким образом, можно сказать, что прогресс уже не может осуществляться без разума, иначе он превратится в регресс. Разум необходимо постоянно развивать, если будет существовать развитый разум, то будет существовать и прогресс.

Обновлено: 2019-02-27

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы» Л. Н. Толстой

Ключевые слова: прогресс, регресс, экстенсивное и интенсивное развитие, революция, эволюция, противоречивость прогресса.

Общество никогда не стоит на месте. В мире нельзя выделить ни одного объекта, который бы находился в абсолютном покое. Сказанное касается и социальных субъектов , всего общества. Древнегреческий философ Гераклит по поводу развития сказал: "Всё течет, всё изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой".

Некоторые люди проводят большую часть своей жизни, делая вид, что нет. Далеко не принимая, он прилагает тысячи усилий, чтобы изменить это и это, для осуществления многолетней карьеры в поисках того идеала, который он имеет в виду, и который почти никогда не приспосабливается к реальности, к тому, что есть.

Немногие женщины могут иметь идеальное тело всю свою жизнь; на самом деле, даже сами модели. И даже больше: есть те, кто вместо того, чтобы сосредоточиться на своей одержимости на получении идеального тела, жаждут идеальной жизни: идеального дома, идеального мужа и некоторых мечтательных.

Изменяется и общество. По направленности изменений можно выделить:

Прогресс - развитие от менее совершенного к более совершенному, усложнение, улучшение;

Регресс - переход от более совершенного к менее совершенному, упрощение, ухудшение.

Общественный прогресс противоречив. Так, прогресс в одной сфере может оборачиваться регрессом в другой. Например, прогресс ядерной физики привёл к созданию ядерного оружия. Повысилась степень обороноспособности государств. Но мир стал более уязвимым - ядерное оружие может оказаться в руках террористов и т.п. Общественный прогресс приводит к улучшениям не во всех сферах жизни, он не всегда выгоден всем. Прогресс осуществляется нелинейно. В отдельные периоды общественного развития возможны застойные явления, кризисы. Общественное развитие осуществляется по спирали - за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и стирает негативный эффект от застойных этапов.

На самом деле абсолютного совершенства тоже не существует. Жизнь - это мгновения, моменты, чтобы наслаждаться максимальным счастьем, когда принятие самого себя - это первый шаг, который мы должны преодолеть. Те, кто понимают, что наибольшая привлекательность иногда бывает в несовершенстве. Если вы задаетесь вопросом, почему, ответ прост: любое маленькое несовершенство делает нас уникальными и неповторимыми, и именно там магия.

Приняв себя в каждом из наших нюансов, с нашими недостатками и нашими совершенствами, прежде всего, обретете баланс с самим собой. Впоследствии баланс будет приходить с самим миром и с окружающими. Кто не принимает себя, развивает чувство неуверенности в отношении своей личности. На самом деле, есть много людей, которые, получив его на основе упражнений, ограничивающих диет и даже проходящих через операционную, обнаруживают, что это все еще не принято. Следует также отметить, что иногда эта потребность в «самосовершенствовании» была внедрена с детства. Наличие строгой матери или серьезного отца заставляет нас в конечном итоге показать, что неуверенность в себе, где мы считаем, что совершенство может быть нашим единственным ответом.

  • Неуверенность создает неудовлетворенность по очереди.
  • Никто не счастливее иметь совершенное тело.
Этот момент должен появиться после подросткового возраста и прихода первого юноши, когда наше тело созрело.

Трудными для научного осмысления являются критерии прогресса. Так, в политике ими могут быть развитие демократии, повышение прозрачности политических процессов (выборов, принятия решений властью), развитие гражданского общества и правового государства. В экономике критериями прогресса можно признать развитие производства, покупательской способности населения, увеличение благосостояния человека. К критериям прогресса в социальной сфере можно отнести увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т.п. Сложнее с критериями в духовной сфере. Культуры разных народов попросту несравнимы. Разве можно сказать, что европейская культура более развита, чем восточная (или наоборот)? Нет, конечно. Культуры разные. И тем не менее, уровень развития науки, образования оценить можно. Очевидно, что, например, в древности, где курс школы составлял 1-3 года и предполагал изучение элементарных математических действий и грамотности, образование было менее развито, нежели сегодня. В настоящее время образование, по сути, длится всю жизнь человека - даже после окончания вуза он продолжает заниматься самообразованием, повышает свою квалификацию.

Отсюда великое приключение в нашей жизни. Там, где только самые благоприятные в эмоциональных вопросах, в и в самооценке, будут продвигать свой жизненный путь с большой честностью, открытыми для всего, что предлагает их жизнь, потому что, в свою очередь, они могут многое дать своей жизни.

Что значит быть более человечным? Понятно, что мы все люди, что мы все рождаемся, мы развиваемся, и мы стараемся учиться из всех аспектов, которые нас окружают. Чтобы достичь этого важного уровня, с которым нужно связаться со всеми окружающими, необходимо, в первую очередь, связаться с нами: принять нас.

По скорости развитие бывает:

Эволюционное - медленные, плавные, постепенные изменения;

Революционное - быстрое, скачкообразное развитие.

Эволюционное развитие более предпочтительно, поскольку оно не приводит к нестабильности в обществе, не ломает быстро сложившиеся формы общественных отношений. "Тише едешь - дальше будешь" - выражение, справедливое и в отношении общественного прогресса.

Принятие не ограничивается только тем, что мы счастливы с нашим телом, с нашим внешним видом. Таким образом, принятие каждого из аспектов нашей жизни, нашего и нашего настоящего уступает.

  • Принятие также принимает наше прошлое, наши триумфы, но и наши ошибки.
  • Необходимо принимать отказы, интегрируя их для получения обучения.
Валенсийский физик по имени Вичент Мартинес Санчо запатентовал то, что кажется неразборчивой криптографической системой. Создание прочной и защищенной от криптосистем криптосистемы - ужасно трудная задача, и это поле, в котором даже лучшие из них потерпели неудачу.

По критерию основания развития (причин, сущности) можно выделить:

Экстенсивное - развитие количественное, вширь, за счёт увеличения чего-либо. Например, экстенсивным развитием будет улучшение знаний учащихся в школе за счёт увеличения количества уроков;

Интенсивное - развитие за счёт качественных изменений, улучшений. Пример: развитие успеваемости учащихся за счёт применения более совершенных технологий преподавания предметов.

Итак, один из двух: либо профессор Мартинес является абсолютным гением в этой области, либо попал в ту же ловушку, что и многие до них. Уже есть открытые дебаты о превосходной сети Криптополиса, но даже не вдаваясь в технические подробности, патентная экспертиза показывает, по крайней мере, на мой взгляд, что есть много шума и немного орехов.

Есть недостатки, ошибки и неверные интерпретации только в предыдущем описании, которое делает криптографию в целом. Например, он утверждает, что асимметричное шифрование может быть разбито грубой силой. «Грубая сила» - это то, как криптологи должны сказать «давайте попробуем все ключи». В случае систем с открытым ключом способ атаковать их обычно состоит в том, чтобы попытаться решить математическую проблему, на которой они основывают свою безопасность. Но никто не пытается разрушить систему , пытаясь использовать все возможные ключи.

«Нормальное» социальное развитие - это постоянный разрыв с прошлым, бурные трансформации и сдвиги. Социальные противоречия, конфликты, противоборство всякого рода - источник социального развития .

Проблематика революции занимает центральное место в теории социального изменения Маркса. Социальная революция в его истолковании - это не просто переход от одной, менее прогрессивной общественной формации к другой, более прогрессивной, не только глубокое качественное преобразование общественных отношений, но и определенный способ такого преобразования; это быстрый, резкий, конфликтный и тотальный сдвиг в социальных отношениях. Такой способ социального изменения Маркс считал исторически неизбежным и желательным, так как он позволяет ускорить общественный прогресс. Именно таков смысл его знаменитого тезиса: «Революции - локомотивы истории».

Помимо социальной, Маркс рассматривал экономическую, промышленную и политическую революции , сближая социальную революцию то с первой, то со второй, то с третьей. Но особенно тесно он связывает социальную революцию с политической, т. е. с завоеванием государственной власти прогрессивным классом и установлением его революционной диктатуры для подавления других, реакционных классов.

Социальные и политические реформы представляются Марксу искусственным тормозом в социальном развитии , результатом вынужденных уступок и (или) обмана со стороны господствующих классов или же слабости и нерешительности угнетаемых классов. Его идеал социального развития в «предыстории» общества, которое построено на частной собственности и эксплуатации человека человеком, - это «непрерывная революция», постоянная революционизация общества для скорейшего наступления «подлинной» истории, коммунизма.

Социология М. Вебера: теория социального познания; теория социального действия и теория общества; теория развития; теория капитализма. (Зборовский)

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, социальный философ и историк; основоположник понимающей социологии и теории социального действия - родился в Эрфурте. Его отец был юристом, выходцем из семьи промышленников и купцов, за­нимавшихся в Вестфалии текстильным делом. Мать была высокообразо­ванной и культурной женщиной, много занималась проблемами религии и социальными вопросами

Основные труды: «Хозяйство и общество» и «Протестантская этика и дух капитализма», «Критические исследования в области логики наук о культуре», «О некоторых категориях «понимающей» социологии», «Объективность социально-научного и социально-политического познания», «Политика как признание и профессия», «Протестантские секты и дух капитализма», «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке».

Теория социального действия

Понятие «социальное действие» в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведе­ние, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точ­нее, вкладывает в пего субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое со­циальное действие: «"Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на пего» [Вебер. 1990].

социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы лю­дей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет «ожида­нием» и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его ос­новным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их индивидов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные ре­альности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном.

Целерациональное действие - это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рациональ­но поставленной и продуманной цели»

Ценностно-рациональное действие основано «на вере в безусловную - эс­тетическую, религиозную или любую другую - самодовлеющую ценность оп­ределенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет»

Аффективное действие - это действие, обусловленное аффектами или
эмоциональным состоянием индивида. Как считает Вебер, аффективное дей­
ствие «находится на границе и часто за пределом того, что "осмысленно", осо­
знанно ориентировано; оно может быть не знающим препятствий реагирова­
нием на совершенно необычное раздражение»

Традиционное действие - это действие, основанное на длитель­ной привычке. Вебер пишет: «Большая часть привычного повседневного пове­дения людей близка данному типу, занимающему определенное место в систе­матизации поведения...»

Понимающая социология

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую.

специфическим объектом понимающей социоло­гии Вебер провозглашает не внутреннее состояние или внешнее отноше­ние человека как таковое, взятое само по себе, а его действие. Действие - это всегда понятное (либо понимаемое) отношение к тем или иным объектам, отношение, которое характеризуется тем, что оно предполагает наличие определенного субъективного смысла.

Раскрывая главные особенности понимающей социологии, Вебер останав­ливается па трех из них, характеризующих наличие объясняемого поведения человека и придаваемого ему смысла. В этой связи он пишет: «Специфически важным для понимающей социологии является прежде всего поведение, кото­рое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведением других людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным поведением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъек­тивно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»

В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки.

Как видно, понимание в социологии М. Вебера тесно связано с категори­ей идеального типа, выступающей в качестве базовой для всей системы научных понятий, которыми оперирует ученый. Идеальный тип - это проявление своеобразного «интереса эпохи», мыслительная конструк­ция, своеобразная теоретическая схема, которая, строго говоря, не извле­кается из эмпирической реальности. Поэтому не случайно Вебер называ­ет идеальный тип утопией. Он указывает: «По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленно­го усиления определенных элементов действительности»

Идеально-типические конструкции имеют особое значение для эмпиричес­кой науки, и это обстоятельство Вебер подчеркивает специально. Он указывает на необходимость отказаться от претензии идеального типа на выполнение функции долженствования, точно также как от этого отказывается эмпирическая социология. «Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он должен делать, она указывает только на то, что он может, а при известных обсто­ятельствах на то, что он хочет совершить»

«"Идеальный тип" в нашем понимании... есть нечто, в отличие от оценивающего сужде­ния, совершенно индифферентное и не имеющее ничего общего с каким-либо иным, не чисто логическим "совершенством"»

Учение о типах господства

М. Вебер внес большой вклад в развитие социологии управления и соци­ологии власти и сделал это прежде всего благодаря разработке учения о содержании и типах господства. Под господством он понимал взаимное ожидание: тех, кто приказывает, - того, что их приказы будут выполнять­ся, а им будут повиноваться; тех, кто повинуется, - того, что приказы бу­дут имет ь характер, соответствующий их ожиданиям. Отсюда все рассуж­дения ученого о господстве - это рассуждения о легитимном господстве, г.е. таком, которое признается управляемыми индивидами.

Вебер говорит о трех типах легитимного господства, выделяемых в соот­ветствии с тремя основными мотивами повиновения. Первый мотив - ин­тересы повинующихся, т.е. их целсрациональные соображения. Это основа называемого Вебером «легального» типа господства, которое можно встре­тить в развитых буржуазных государствах - Англии, Франции, США и др.Самым чистым типом легального господства является бюрократия. Ве­бер первым в научной литературе разработал это понятие. Он рассматри­вал бюрократическое управление как господство посредством знания, в чем и заключался его (управления) специфически рациональный характер. Второй тип легитимного господства основан на иной мотивации повиновения - вере не только в законность, но даже в священность издавна сущест­вующих порядков и властей. Он базируется на повседневных нравах, привыч­ках к определенному поведению. Этот тип Вебер называет традиционным господством. Самый чистый тип такого господства (идеальный тип по Вебе-ру) - патриархальный («господин» - «подданные» - «слуги»).

Третий тип господства имеет аффективную основу мотивации, он по­лучил у Вебера название харизматического. Понятие харизмы у немецко­го социолога очень широкое. Он писал: «"Харизмой" следует называть ка­чество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям.

Три типа господства приблизительно соответствуют трем из четырех типов социального действия. Легальный тип господства соотносится с целерациональным действием, традиционный - с традиционным действи­ем, харизматический - с аффективным действием.

Проблема прогресса – одна из самых сложных в философии, на протяжении многих веков она привлекает внимание человеческой мысли. Прогресс – это развитие, которое сопровождается повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Противоположное прогрессу понятие регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход от более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

Философские интерпретации идеи прогресса в значительной степени связаны с теми ценностями, на которые опираются философы, поэтому в истории философии обнаруживаются прямо противоположные мнения относительно содержания, характера и условий прогресса.

Идея прогресса появилась еще в античной философии. Греки говорили о возможности прогресса в интеллектуальной сфере и связывали его с увеличением знаний. Интеллектуальный прогресс должен был с неизбежностью сопровождаться прогрессом нравственным, поскольку в античном мировоззрении знание блага гарантирует следование ему. В то же время в Античности появились концепции, отрицающие прогресс в обществе. Так, например, историк Гесиод представлял историю, как движение по нисходящей. Золотой век, где царствовали благочестие и высокая мораль, но его мнению, увы, остался позади. Затем наступил серебряный век, в котором началось падение морали и благочестия. Сейчас время железного века – время полного развала нравственности. В античной философии не было идеи линейного развития общества, для греческих философов время космоса циклично, поэтому прогрессивное или регрессивное развитие истории мыслилось в решках замкнутого космического цикла, который должен был неизбежно смениться новым, а история должна была начаться вновь.

Идея линейного развития истории впервые ясно выражена в средневековой философии. Согласно христианскому мировоззрению, история представляет собой линию, начало которой – грехопадение первых людей, а конец – второе пришествие Христа, Страшный суд и наступление Царства Божьего на Земле . Идея прогресса во всей последующей западноевропейской философии основывается на христианском представлении о линейности исторического процесса.

Просвещение утверждало веру в прогресс сродни вере в Бога. Большинство философов этого времени позитивно оценивали прогресс и связывали его с развитием разума. В мировоззрении просветителей, так же как и в средневековом взгляде на историю, развитие общества имеет свой венец, только теперь это не Царство Божие, а царство Разума. Достижение Царства Божьего возможно благодаря праведной жизни, а царство Разума создается людьми с помощью просвещения.

Философия конца XIX в. критикует идеи просветителей, в том числе и идею прогресса. Все большее число философов склоняется к мысли об иллюзорности прогресса и бессмысленности этой идеи. Критика прогресса имеет под собой основания. В XVIII–XIX вв. в прогрессе техники и науки видели единственный путь к лучшему будущему. Но прогрессистские иллюзии быстро рассеялись, разочарование в прогрессе связано в первую очередь с разочарованием в возможностях науки и техники, с помощью которых не удалось решить гуманитарные проблемы человечества .

Разочарование в прогрессе подтолкнуло философов на создание нелинейных концепций общественного развития. Так, в конце XIX в. Фридрих Ницше настаивал на ложности самой идеи прогресса, утверждая, что прогресс – иллюзия, заблуждение разума, что история не может развиваться линейно, поскольку ее цель – не в конце, а в наилучших, самых совершенных образцах. По мнению Ницше, неверно считать, что последующие этапы культуры более ценны, чем предыдущие, и в мире культуры и духовных ценностей нет прогресса, этот мир завершен в каждый момент времени. Для объяснения того, как происходит история, Ницше предложил идею вечного возвращения.

Освальд Шпенглер также отрицает понятие исторического прогресса и предлагает циклическую концепцию истории. Идею исторической закономерности он заменяет идеей судьбы, а идею прогресса – идеей круговорота. История не развивается линейно, она представляет собой ряд независимых, неповторимых и замкнутых культур. Каждая культура организм, имеющий индивидуальную судьбу и душу, переживающий периоды возникновения, расцвета и умирания. Душа культуры выражается в символах, благодаря которым эту культуру можно постичь. Например, античную культуру Шпенглер называет культурой Аполлона, главная идея этой культуры – форма, уравновешенность, гармония, а главный символ – статуя. Западноевропейскую культуру Шпенглер называет культурой Фауста, ее главная идея – бесконечность, главная архитектурная форма – готический собор, а главное научное достижение – математика. Все эти идеи, образы и формы выражают душу западного человека и суть фаустовской культуры. По мнению Шпенглера, в истории существовало восемь независимых культур". арабская, майи, вавилонская, индийская, египетская, античная, китайская, западноевропейская. Все они равноценны, ни одну из культур невозможно предпочесть другой.

Арнольд Тойнби в своей концепции исторического круговорота выделяет уже не восемь, а 21 культурно-историческую единицу. В современности, по его мнению, сосуществуют индийская, китайская, исламская, русская и западная цивилизации. Каждая цивилизация представляет собой целостную систему, все элементы которой связаны между собой. Цивилизация проходит этапы возникновения, надлома, разложения и гибели, а затем сменяется другой. Та же судьба ждет и все современные цивилизации. По мнению Тойнби, цивилизация – это вызов, брошенный божественным разумом разным народам, конкретный ответ на эти вызовы и определяет содержание исторического процесса.

Несмотря на критику идеи прогресса, в современной философии сохраняются теории, приверженные ей. Например, Карл Ясперс придерживался линейной концепции истории, которая развивается прогрессивно. Ясперс акцентировал единство человечества и следующую из этого общность исторического пути. Главным историческим вопросом является вопрос о том, возможна ли единая для всех народов вера. Такой объединяющей верой, по мнению немецкого философа, должна стать философская вера. Философская вера отличается от религиозной . Если религия объявляет веру откровением, то в философии вера существует в союзе со знанием, представляя собой особый акт воли. Философская вера нс может стать догмой, поскольку является осознанием бытия и его истоков, стремится понять саму себя. Именно философская вера, по мысли Карла Ясперса, может объединить человечество. Каждая историческая эпоха уникальна, но в разных культурах возможно формирование близких по духу ситуаций, которые становятся предпосылками сходных исторических процессов. Как полагает Ясперс, примерно в 800-х гг. до н.э. одновременно в Индии, Китае, Греции и Персии формируются духовные движения, определившие облик современного человечества. В это время возникает философия, а вместе с ней и феномен философской веры. Этот исторический момент Ясперс называет "осевой эпохой". После нее история человечества обретает единство, а локальные культуры вливаются в единый исторический процесс.

В концепциях, отстаивающих прогрессивный характер истории, одной из главных является тема критериев прогресса. Одно и то же общество в зависимости от выбранного критерия может рассматриваться как прогрессивное или как регрессивное. Жан Жак Руссо выдвинул тезис о том, что прогресс наук и искусств приносит непоправимый вред человеку, разрушает гармонию и целостность его природного существования, тем самым французский просветитель подчеркнул противоречивый характер прогресса. Общество сложная система, поэтому для определения прогрессивности или регрессивности общественного развития используется комплексный критерий. Каждая из общественных подсистем требует собственного критерия. Так, в экономической сфере применяется критерий уровня развития производительных сил, в политической – степень свободы личности, в социальной – уровень гармонизации отношений человека и общества, степень согласованности их интересов, в духовной – возможности самореализации человека, степень духовности и гуманистичности общества. Но ни один из этих критериев не является достаточным, а прогресс в одних общественных подсистемах не приводит автоматически к прогрессу в других.

  • См. параграф 6.5.
  • См. параграфы 7.7 и 7.9.
  • См. параграф 6.2.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...