Размеры и сложность строения мозга делают егэ. Классификация залежей по размерам запасов и сложности строения


Тема мозга неисчерпаема. Так, оказывается, выражение "шевелить мозгами" имеет и тривиальный смысл. Японские нейрофизиологи, введя прямо в мозг тончайшие световоды, воочию увидели: нервные клетки действительно "шевелятся" - совершают движение наподобие амеб. И чем напряженнее работа мысли человека, тем это движение живее...

В организме человека мозг является настоящим "государством в государстве". Биохимики полагают, что обмен веществ здесь раз в десять интенсивнее, чем в любой другой ткани. Мозг питается кровью особого состава, у него свои выделения и свои яды, и он может испытывать недостаток необходимых лишь ему веществ.
Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих.

Хотя мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, он обладает достаточными резервами. Дело в том, что среди прочих клеток нейроны являются настоящими долгожителями. И если обращаться с ними умело, "жечь" с умом и максимальной пользой, то их хватит надолго.
Ученые полагают: "период полураспада" мозга превышает продолжительность "жизни" всего организма человека. Мозг - самая долгоживущая его часть. Если бы можно было обеспечить мозгу необходимое питание и доступ кислорода (то есть достаточный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет!
Именно мозг выделил человека из животного мира, и крайне интересен вопрос о темпах трансформации этого органа мышления.
В ходе эволюции от австралопитека до человека разумного головной мозг увеличился в три раза. Ни один из человеческих органов не увеличивался в объеме до такой степени.

Здесь мнения исследователей разделились. Одна их часть полагает, что эволюционный процесс для мозга вообще прекратился. Другая же верит: эдак через 500 тысяч лет появится человек, который будет так же отличаться от нас, как мы отличаемся от синантропа (примитивного человека, жившего на Земле примерно 600 тысяч лет назад).

Крайнего мнения в этом вопросе придерживается польский антрополог А. Верцинский. Он утверждает (статья "Фатальная парабола" появилась в польском журнале "Вокруг света"), что урбанизация, быстрый рост городского населения Земли должен в скором будущем резко (по параболе) изменить весь облик современного человека. Возникнет раса существ "марсианского вида" с огромной, куполообразной формы головой - раса гениев и безумцев.

Такие прогнозы не новы. Еще в начале века известный английский биолог Дж. Б. С. Холдейн (1892- 1964) писал: "Он (гомо футурус) будет иметь более крупную голову, чем мы, его движения будут более ловкими, но не сильными. Он станет развиваться медленно, продолжая учиться до зрелого возраста, который будет наступать только в 40 лет; его жизнь удлинится на несколько столетий..."

Конечно, заглядывать далеко вперед - занятие рискованное. Проще анализировать события недавние. А они таковы: мозг человека, видимо, все же увеличивается. К такому заключению пришли английские нейрофизиологи. Они просмотрели обширные статистические данные и доказали, что в период с 1860 по 1940 годы средний вес мозга у мужчин увеличился с 1372 до 1424 граммов, а у женщин- с 1242 до 1265 граммов. Все это говорит в пользу быстрой (в исторических масштабах) эволюции.

0 из 24 заданий окончено

Информация

Желаем успехов!

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 24

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

Рубрики

  1. Нет рубрики 0%
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
  1. Задание 1 из 24
    1 .

    В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

    Правильно
    Неправильно
  2. Задание 2 из 24
    2 .

    (1)Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих. (2) _____ мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, он обладает достаточными резервами. (З)Если бы можно было обеспечить мозгу необходимое питание и доступ кислорода (то есть достаточный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет.

    Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

    Правильно
    Неправильно
  3. Задание 3 из 24
    3 .

    (1)Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих. (2) _____ мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, он обладает достаточными резервами. (З)Если бы можно было обеспечить мозгу необходимое питание и доступ кислорода (то есть достаточный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет.

    Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЗЕРВ. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

    РЕЗЕРВ, -а,

    Правильно
    Неправильно
  4. Задание 4 из 24
    4 .

    В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

    Правильно
    Неправильно
  5. Задание 5 из 24
    5 .

    В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    При солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно ЭФФЕКТНУЮ.

    Из таких как будто несовместимых черт слагался ЦЕЛЫЙ и обаятельный характер этого художника.

    В станице мы увидели ВЕКОВЫЕ дубы, стволы которых не могли обхватить и пять человек сразу.

    Иван, бесспорно, человек эмоционально одарённый, во многом АРТИСТИЧНЫЙ.

    На ЛАКИРОВАННОЙ поверхности декоративного панно задорно играют пробившиеся сквозь оконное стекло солнечные лучи.

    • (цельный)
    Правильно
    Неправильно
  6. Задание 6 из 24
    6 .

    В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    в ПОЛУТОРА метрах от земли

    КРАТЧАЙШИЙ путь

    пусть ПОПРОБОВАЕТ

    САМЫЙ МИЛЫЙ друг

    варенье ИЗ АБРИКОСОВ

    • (попробует)
    Правильно
    Неправильно

    попробует

  7. Задание 7 из 24
    7 .

    Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    А) ошибка в построении предложения с однородными членами 1) А. С. Пушкин писал, что он не рождён царей забавить.
    Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Мария Склодовская-Кюри- единственная женщина, дважды удостоенная Нобелевской премии.
    В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 3) Даже в самые трудные времена А. Ахматова верила, что “И все-таки узнают голос мой, И все-таки опять ему поверят”.
    Г) неправильное построение предложения с косвенной речью 4) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
    Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 5) Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый.
    6) Мне показались знакомыми зарешеченные округлые окна монастыря и старый позолоченный купол.
    7) Согласно писем современников, в молодости Лев Толстой предпочитал путешествовать на лошадях.
    8) Поднявшись на второй этаж, я увидел длинный коридор и деревянную дверь
    9) Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

    Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

    Правильно
    Неправильно
  8. Задание 8 из 24
    8 .

    Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

    неизгл…димый

    комп…нент

    к…нвоировать

    крок…дил

    заб…раться

    • (неизгладимый)
    Правильно
    Неправильно

    неизгладимый

  9. Задание 9 из 24
    9 .
    Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Правильно
    Неправильно

    прибрежный, приданое

  10. Задание 10 из 24
    10 .
    Правильно
    Неправильно
  11. Задание 11 из 24
    11 .

    Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

    Правильно
    Неправильно
  12. Задание 12 из 24
    12 .

    Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется буква И.

    Писатели н(1) могут н(2) на минуту сдаться перед н(3)взгодами и отступить перед преградами; что бы н(4) случилось, они должны непрерывно делать своё дело, завещанное им предшественниками и доверенное современниками.

    Правильно
    Неправильно
  13. Задание 13 из 24
    13 .

    Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

    Правильно
    Неправильно
  14. Задание 14 из 24
    14 .

    Укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых пишется НН.

    Деревенский мастер трудился вдохнове(1)о: наградил матрёшек исти(2)о русской красотой, соболи(3)ыми бровями и ярким румянцем, а синие глаза прикрыл дли(4)ыми ресницами.

    Правильно
    Неправильно
  15. Задание 15 из 24
    15 .

    Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений в порядке возрастания, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

    1. Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

    2. Тихо и беззвучно в зимнем лесу и на лесных заснеженных полянах

    3. Травы цветы блещут и нежатся и радостно тянутся к ласковому солнышку.

    4. Весь день мы шли лесами пробирались через заросли берёз и осин дышали прелым запахом травы и корней.

    5. Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

    Правильно
    Неправильно
  16. Задание 16 из 24
    16 .

    Оказавшись в верхних слоях земной атмосферы (1) протоны (2) захватив электроны (3) превращаются в атомы водорода и (4) вступив в реакцию с кислородом (5) образуют воду.

    Правильно
    Неправильно
  17. Задание 17 из 24
    17 .

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

    На следующей неделе (1) по информации Гидрометцентра (2) на территории Забайкальского края (3) возможно (4) резкое похолодание.

    Правильно
    Неправильно
  18. Задание 18 из 24
    18 .

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Среди разговоров (1) которые происходили тогда между Дэзи и мной (2) и (3) которые часто кончались под утро (4) потому что относительно одних и тех же вещей открывали мы новые их стороны (5) особенной любовью пользовалась у нас тема о путешествии вдвоём по всем тем местам (6) какие я посещал раньше.

    Правильно
    Неправильно
  19. Задание 19 из 24
    19 .

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры в порядке возрастания, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

    Садилось солнце (1) и (2) казалось (3) что последняя тишина опустилась на землю (4) и я больше никогда не услышу человеческого голоса.

    Правильно
    Неправильно
  20. Задание 20 из 24
    20 .

    Прочитайте текст и выполните задания 20-24. 22. Из предложений 6-14 выпишите антонимы.

    (9)Начался листопад. (10)Листья падали дни и ночи. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (12)Леса моросили дождём облетавшей листвы. (13)Этот дождь шёл неделями. (14)Только к концу сентября перелески обнажились, и сквозь чащу деревьев стала видна синяя даль сжатых полей.

    Правильно
    Неправильно
  21. Задание 24 из 24
    24 .

    Прочитайте текст и выполните задания 20-24.

    24. Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствую­щие номеру термина из списка.

    «Непревзойдённый мастер словесного пейзажа, Константин Паустовский рассказывает нам грустную и поучительную сказку об осени, используя (А) ____ («живность», «невдомёк», «ружьишко») и яркие (Б) ____ («земля загрустила» в предложении 38, «осень смешала краски» в предложении 52). Синтаксическое средство выразительности (В) ____ (предложения 7, 11, 39, 40 и др.) позволяет автору детализировать своё повествование, а (Г) ____ (предложения 22, 31, 35) придают тексту особую экспрессивную лирическую тональность».

    Список терминов:

    1) ряды однородных членов предложения

    2) разговорная лексика

    3) оксюморон

    4) парцелляция

    5) обособленные члены предложения

    6) антонимы

    7) олицетворение

    8) восклицательные предложения

    9) фразеологизмы

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствую­щем буквам:

    A Б В Г

    Б. (38)Убил дурак первую птицу - и загрустила земля. (52)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

    В. (7)Под свист, клёкот и карканье в ветвях поднималась суматоха. (11)Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (39)Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. (40)И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека.

    Г. (22)Враг его разорви вместе с тем порохом! (31)А леса и лето и зиму стояли! (35)Не было!

    Правильно
    Неправильно


По назначению - здания подразделяются на основные типы:

    Жилые здания предназначены для постоянного или временного пребывания людей – жилые дома, общежития, гостиницы.

    Общественные здания предназначены для временного пребывания людей в связи с осуществлением в них различных функциональных процессов (занятия умственным трудом, питание, зрелище, спорт и пр.)

    Промышленные здания служат для осуществления в них производственных процессов различных отраслей промышленности. Они подразделяются на производственные, подсобные, энергетические, складские.

    Сельскохозяйственные здания , в которых осуществляются процессы, связанные с сельским хозяйством.

По этажности здания – разделяют на одноэтажные, малоэтажные (1-3 этажа), многоэтажные (4-9 этажей), повышенной этажности (10-20 этажей) и высотные (20 и более).

По степени распространенности различают здания массового строительства и уникальные.

По народнохозяйственному значению и градостроительным положениям здания разделяют на четыре класса. Класс здания определяется строительными нормами и правилами (СНиП). К зданиям:

    1 класса принадлежат большие общественные здания, жилые здания повышенной этажности, уникальные промышленные здания;

    2 класса – многоэтажные жилые здания, основные корпусы промышленных предприятий, общественные здания массового строительства;

    3 класса – жилые здания до 5 этажей, общественные здания небольшой вместимости, вспомогательные здания промышленных предприятий;

    4 класса – временные здания.

К зданиям первого класса предоставляют повышенные требования долговечности, огнестойкости и комфортности, а к зданиям 4 класса – наименьшие требования. Разделение зданий по классу необходимо, чтобы выявить для них планировочные и конструктивные решения

По материалам основных конструкций здания разделяют на деревянные, каменные, железобетонные, из легких металлических конструкций и пластмасс.

По видам и размерам используемых изделий разделяют здания из мелкоразмерных элементов (кирпич, тесанный камень, мелкие блоки), больше размерных элементов (панели, укрупненные объемные блоки и др.)

По способам возведения разделяют здания сборные, монолитные и сборно-монолитные.

4. Основные требования к зданиям.

К зданиям предоставляют ряд требований на эксплуатационный период. Основные из них: функциональная целесообразность, архитектурная выразительность, долговечность, экономичность и индустриальность.

Функциональная целесообразность здания заключается в полном соответствии ее своему назначению. Этому требованию отвечают объемно-планировочные (состав и размеры помещений, их взаимосвязь) и конструктивные решения (конструктивная схема здания, материал основных конструкций, ограждающие материалы). Относительно функционального значения к некоторым помещениям здания предъявляют требования по освещенности, температурно-влажностному режиму и звукоизоляции. Все это обеспечивает нормальные условия эксплуатации помещений.

Требования к архитектурной выразительности связаны с понятием красоты в архитектуре, которая достигается взаимосвязью элементов объемно-пространственной и планировочной композиции.

Долговечность здания зависит от целого ряда факторов, важными из которых есть прочность, стойкость, жесткость, огнестойкость.

Прочность здания – это ее способность к разрушению, в какие бы условия эксплуатации оно не попадало. В понятие прочности входят стойкость здания (т.е. сопротивляемость опрокидыванию и скольжению), жесткость здания (т. е. неизменность его геометрических форм и размеров).

Огнестойкость здания характеризуется степенью занятости материалов конструкции, из которых оно сооружено. По огнестойкости здание разделяют на 5 степеней.

Долговечность зависит от качества выполняемых работ и соблюдения правил эксплуатации. Установлено 3 степени долговечности:

1 - для зданий со сроком службы не менее 100 лет;

2 - для зданий со сроком службы 50 – 100 лет;

3 - для зданий со сроком службы 20 – 50 лет.

Экономичность строительства – одно из самых важных требований. Оно предполагает уменьшение затрат стоимости и трудоемкости материалов, снижения массы здания, трудовых затрат на возведение, сокращения длительности строительства.

5. Основные части и конструктивные элементы зданий.

Здание складывается из отдельных взаимосвязанных меж собой частей. Части эти разделяются на три основные группы:

    объемно-планировочные элементы – этаж, лестницы, терраса, чердак, мансарда и т.д.;

    конструктивные элементы – фундамент, стены, отдельные опоры, перекрытия и покрытия и т. д.;

    строительные изделия, из которых складываются конструктивные элементы (стены кладут из кирпичей, лестницы – из ступеней и косоуров, перекрытия из отдельных плит, балок и т. д.

Конструктивные элементы здания могут быть несущими и ограждающими. Несущие конструктивные элементы, возникают в здании или дают на него внешние нагрузки (от массы самих конструкций, оборудования, людей, снега, ветра).

Ограждающие - отделяют помещения от наружного пространства и одно помещение от одного, защищают здание от наружных атмосферных воздействий, обеспечивают в помещениях необходимый температурно-влажностный режим, а также звукоизоляцию.

В ряде случаев конструктивные элементы совмещают выполняют и несущими и ограждающими.

К основным несущим и конструктивным элементам зданий принадлежат фундаменты стены, балки и фермы, плиты покрытий и перекрытий, лестницы. К ограждающим элементам принадлежат стены, перегородки, окна и двери.

Основные несущие конструктивные элементы здания могут быть бескаркасные, каркасные и с неполным каркасом.

В бескаркасных зданиях основными несущими элементами являются вертикальные диафрагмы (стены) и горизонтальные диафрагмы – элементы перекрытий и покрытий.

Каркас здания – несущая основа взаимосвязанных конструктивных элементов, которые обеспечивают восприятие нагрузок, которые действуют на здание. Также каркас обеспечивает пространственную неизменность (жесткость) и стойкость здания.

В зданиях с неполным каркасом по периметру располагаются несущие стены, а внутри находится каркас.

Каркасные конструктивные схемы состоят из плоских рам, расположенные в поперечном или в продольном или во взаимно-перпендикулярных направлениях. Составной частью рам являются ригели и колонны, которые соединены жестко или шарнирно. Если элементы имеют жесткую схему связи, то такие каркасы называются рамной конструктивной схемой, если взаимосвязь шарнирная, то такие схемы могут быть рамно-связевыми.

Рамные конструктивные схемы являются несущей конструктивной основой для крупнопанельных и объемно-блочных зданий, в которых панели и блоки выполняют самонесущими, ограждающие функции, а рама несет все нагрузки.

Подземной частью всех конструктивных схем являются фундаменты. По конструктивной схеме они могут быть или ленточными или столбчатыми, или в виде перекрестных ленточных, или в виде монолитных сплошных плит.

Литература

    Архитектура: Учеб. для студентов сантехн. специальностей строит. вузов / Орловский Б.Я., Магай А.А., Бабаян Г.А., Сербинович П.П.; Под ред. Б.Я. Орловского.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 1984.- с. 48 – 51.

    Архитектура гражданских и промышленных зданий. Учебник для вузов. В 5 т. Под общ. ред. В.М. Предтеченского. Т. II. Основы проектирования. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1976. с. 17 – 22.

    Сербинович П.П. Архитектура гражданских и промышленных зданий. Гражданские здания массового строительства. Учеб. для строительных вызов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 1975. с. 7 – 14.

    Архитектурное проектирование: Учеб. для техникумов / М.И. Тосунова, М.М. Гаврилова, И.В. Полещук; Под ред. М.И. Тосуновой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – с. 34 – 44.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих. (2) _____ мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, он обладает достаточными резервами. (З)Если бы можно было обеспечить мозгу необходимое питание и доступ кислорода (то есть достаточный приток крови), он, видимо, работал бы безотказно сотни лет.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Мозг обладает достаточными резервами, чтобы работать безотказно сотни лет при наличии питания и доступе кислорода.

2. Мозг непрерывно и безвозвратно теряет нервные клетки, и поэтому он не может работать безотказно.

3. Достаточный приток крови в мозг обеспечивает ему питание и доступ кислорода.

4. При наличии питания и доступе кислорода мозг обладает достаточными резервами, чтобы работать безотказно сотни лет.

5. Размеры и сложность строения мозга делают человека одним из самых долговечных существ среди млекопитающих.

2

Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

2. К несчастью,

3. Как правило,

5. К удивлению,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЗЕРВ. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЗЕРВ, -а,

1. Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы. Производственные резервы. Использовать все резервы.

2. Воинские формирования, предназначенные для создания новых и усиления действующих группировок. Стратегический, тактический, оперативный р. Отвести полк в р.

3. В армиях нек-рых стран: то же, что запас.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

отозвалАсь

довезЁнный

красИвее

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.

3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.

4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.

5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

САМЫЙ МИЛЫЙ друг

КРАТЧАЙШИЙ путь

в ПОЛУТОРА метрах от земли

пусть ПОПРОБОВАЕТ

варенье ИЗ АБРИКОСОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 1) Сомнений не было: со станции пропал целый состав, набитым углём.
Б) нарушение построения предложения с причастным оборотом 2) Даль ещё при жизни Пушкина печатает записанную со слов поэта сказку в «Библиотеке для чтения».
В) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 3) Работы историка о деятельности Петра I основаны на редчайших архивных документах.
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) Благодаря различным видам искусства человек может передавать самые сложные чувства.
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 5) Сорвав овощи с грядки, витамины в них быстро разрушаются под воздействием света и кислорода.
6) Сложные задачи вдохновляют учёных к новым открытиям.
7) Рассказ М. Горького «Макар Чудра» был опубликован в тифлиской газете «Кавказе»
8) Фрукты и овощи, служащие источником витаминов, должны быть в рационе каждого человека.
9) Вы первый, кто взглянул на меня серьезно и поверили в меня.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ш...велюра

р...внинный

подж...гать

ут...пический

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пр...следование, пр...станционный

и...полнение, бе...грамотный

з...певала, пр...дедушка

и...гнание, ра...чертить

н...рекание, пр...ступок

10

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

приноравл...ваться

син...ватый

летопис...ц

письм...цо

биологич...ски

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

выполн...шь

возвраща...мый

продерж...мся

погон...шься

кле...вший

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. (НЕ)ЗАЧЕМ думать о том, чего нельзя исправить или вернуть.

2. Черты лица его были мелкими, (НЕ)ОТРАЖАЮЩИМИ всей сложности души.

3. Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН на туристической карте.

4. Занятие себе Савка выбрал отнюдь (НЕ)ПРОСТОЕ.

5. Есть очень много видов растений, живущих рядом с человеком и (НЕ)ЗАМЕЧАЕМЫХ им.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)НАЧАЛЕ месяца на новую квартиру переехали папа и дедушка, а ТАК(ЖЕ) перевезли туда и кота Стёпку.

2. Судя по всему, они останавливались (ЗА)ТЕМ домом, ЧТО(БЫ) немного отдохнуть.

3. Дул (СЕВЕРО)ВОСТОЧНЫЙ ветер, и небо было (ПО)ПРЕЖНЕМУ затянуто тучами.

4. (В)СКОРЕ солнце совсем скрылось за острым хребтом, и тотчас (ОТ)ТУДА вылетел в небо веер ярко-рыжих лучей.

5. Эти места, знакомые охотнику только (ПО)НАСЛЫШКЕ, (ПО)ПРАВУ могут рассчитывать на широкую известность.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Деревенский мастер трудился вдохнове(1)о: наградил матрёшек исти(2)о русской красотой, соболи(3)ыми бровями и ярким румянцем, а синие глаза прикрыл дли(4)ыми ресницами.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Чёрная туча надвинулась совсем низко и вскоре повеяло прохладой.

2. По вечерам в парке играли в шахматы пенсионеры да молодёжь собиралась потанцевать.

3. Листья медленно кружатся в воздухе и летят и падают на землю.

4. Он не слышал самого себя и потому то едва слышно бормотал слова молитв то выкрикивал их во весь голос.

5. И день и ночь они трудились над новым проектом.

16

Он (1) улыбаясь (2) жмурился от света (3) ещё пропахший дымом (4) весь в пыли.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На следующей неделе (1) по информации Гидрометцентра (2) на территории Забайкальского края (3) возможно (4) резкое похолодание.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё-таки мне казалось (1) что он не на своём месте (2) и (3) что хорошо бы он сделал (4) если бы опять уехал в Петербург.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зеркало озера сплошь покрылось кружочками (1) будто бы какой-то ученик быстро рисовал карандашом кружки на чистом листе (2) и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том (3) что в воде идёт жизнь (4) играет там (5) и кормится рыба.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Представители следственных органов прихватили с собой фотокорреспондента, чтобы вооружиться неопровержимыми фактами.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Бывает почти у каждого человека особый год, а может, сезон, когда почки потенциальных возможностей лопаются, происходят судьбоносные встречи, пересекаются связи, меняются русла, уровни, жизнь из низины поднимается на высокогорье.

(2)В начале четвёртого курса Миха не то что изменил своей вере в русскую литературу, но стал бегать чуть ли не каждый день на сторону, на факультет дефектологии, и слушать курс сурдопедагогики, который читал великий специалист Яков Петрович Ринк, представитель целой династии педагогов, почти сто лет разрабатывающих методы развития речи у глухих, глухонемых и слабослышащих.

(3)Бывают у людей таланты простые, как яблоко, очевидные, как яйцо, - к математике, к музыке, к рисованию, даже к собиранию грибов или к игре в пинг-понг. (4)С Михой было сложнее. (5)Талантов на первый взгляд не было, но были хорошие способности: к поэзии, к музыке, к рисованию.

(6)Настоящий его талант, полученный им от рождения, невооружённым глазом был не виден. (7)Он был одарён такой душевной отзывчивостью, такой безразмерной, совершенно эластичной способностью к состраданию, что все прочие его качества оказывались в подчинении этой «всемирной жалости».

(8)Он учился на филологическом с лёгкостью и удовольствием, но его интерес к дефектологии шёл из самой глубины личности, от его дара эмпатии. (9)Он был настроен с самого начала на преподавание литературы, он жаждал продолжения традиции, он уже видел себя входящим в класс и читающим, как это делал когда-то Юлич, лучшие русские стихи... в пространство, в воздух, в космос. (10)А сидящие рядами мальчики и девочки - некоторые! некоторые! ловят эти звуки, зёрна смысла.

(11)Перед распределением Миха пошёл на приём к Ринку, чтобы тот помог получить направление в школу для глухих. (12)Потому что - кто же донесёт до них драгоценности поэзии и прозы?

(13)Была ранняя весна, шёл лёгкий дождь, через который лес светился бледной зеленью. (14)Дождь тихо шуршал о прошлогоднюю траву, и свежая трава уже поднималась из палой листвы, и казалось, что она издавала тонкий звук прорастания. (15)Какая-то птица нервно вскрикивала с равными промежутками. (16)А может, не птица - зверь. (17)Михе пришло в голову, что здешние обитатели не слышат этих живых звуков. (18)С другой стороны, городские жители тоже этого не слышат, потому что шум города всё заглушает.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...