Программа улучшение городской среды. Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды»: взгляд проектировщика

Материал подготовлен в рамках проекта , реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Эксперты Фонда «Институт экономики города» провели в январе 2018 г. ряд рабочих встреч и круглых столов с участием представителей городского актива и органов местного самоуправления в пилотных городах проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды» (далее - Проект) – Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце, Улан-Удэ.

Предметом обсуждения на встречах и круглых столах было вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий в рамках программ формирования комфортной городской среды на 2017 год и на 2018-2022 годы, участие некоммерческих организаций в работе с населением, существующие потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства дворов и локальных общественных пространств.

По результатам обсуждений и интервьюирования участников встреч - представителей городского общественного актива и органов местного самоуправления специалисты Фонда «Институт экономики города» выявили ряд проблем, общих для пилотных городов.

Вопросы вовлечения населения в реализацию программ формирования комфортной городской среды

  1. В 2017 году во всех пилотных городах проекта прилагались существенные усилия по вовлечению граждан в реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды. Во всех городах были подключены различные каналы связи с населением – пресса, телевидение, интернет-сайты, рассылка и расклейка объявлений, разъяснительная работа через общественные структуры, проведение собраний, слушаний и т.д. Результативность использования этих каналов была неодинаковой и зависела от разных факторов, в т. ч. от доверия населения к органам местного самоуправления и органам власти субъекта Российской Федерации.
  2. Формирование региональных и муниципальных программ проводилось с крайне сжатые сроки, в результате провести полномасштабную кампанию по привлечению населения к участию в формировании данных программ было невозможно, и зачастую городские администрации и органы власти регионов вынуждены были принимать решения волюнтаристски, чтобы успеть с утверждением программ в установленные сроки. Впоследствии пересматривать перечни благоустраиваемых территорий и проекты благоустройства, вошедшие в программы, будет крайне сложно – новые инициативы, выдвинутые гражданами после утверждения программ, уже не смогут быть включены в программы по условиям их формирования и из-за ограниченности выделенных средств.
  3. Требование о проведении рейтингового голосования несколько запоздало, поскольку практически повсеместно территории для первоочередного благоустройства в рамках пятилетней программы были выбраны еще в 2017 году. Так, в г. Калининграде в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу первоочередному благоустройству должны быть подвергнуты территории в районах массового туризма, что, по общему мнению городской администрации и представителей общественности, с большой вероятностью может отличаться от предпочтений населения города. Есть прогнозы, что по результатам голосования наибольшее предпочтение граждане отдадут благоустройству территорий в периферийных районах массовой жилищной застройки, а не в центре города. Схожая ситуация отмечена и в других городах.
  4. Если в распространении общегородской информации по вопросам разработки правил благоустройства, подготовки и реализации программ благоустройства через СМИ и интернет проблем нет, то заметные трудности наблюдаются в отношении взаимодействия и установления обратной связи с гражданами на уровне конкретных дворов и многоквартирных домов. Участники интервьюирования отмечали недостаточное информирование о конкретных проектах благоустройства, отсутствие процедур ознакомления с дизайн-проектами, слабую организацию общих собраний в МКД. Также в пилотных городах говорилось о том, что объединения собственников помещений (ТСЖ, советы многоквартирных домов) привлекаются только к проведению общих собраний, но отстраняются от разработки проектов благоустройства, их инициативы по включению тех или иных дворов в программу благоустройства не поощряются.
  5. В информационных кампаниях, ориентированных на жителей, затрагиваются вопросы финансового или трудового участия в реализации дизайн-проектов благоустройства дворов, но вопрос о дальнейшем содержании вновь созданных объектов благоустройства, как правило, не поднимается.

Методический инструментарий работы с населением при разработке и реализации программ формирования комфортной городской среды

  1. Основными методическими инструментами, на которые опираются и органы местного самоуправления, и общественные организации при взаимодействии с населением, являются Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, а также размещённые на сайте Минстроя России в 2017 г. «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды».
  2. «Целевая модель по организации общественного участия, а также по вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды», также размещённая на сайте Минстроя России, оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта в целом как документ, полезный для информационной кампании, которую можно провести в течение длительного временного периода, но не подходящий для короткой «агрессивной» информационной кампании. При этом часто лица, на которые возложена организация общественного участия, особенно в малых муниципалитетах, просто не имеют достаточной подготовки для применения изложенных в «Целевой модели» методов, таких как проведение фокус-групп, проектных мастерских (вокршопов), дизайн-игр и др.
  3. Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта как тяжёлая для применения после первого года реализации программ и в условиях существующего цейтнота.
  4. Вся методология взаимодействия городских администраций с населением ориентирована на прямое общение с «простыми» гражданами – проведение общественных слушаний, общих собраний в многоквартирных домах, голосований и т.п. Не хватает методик для взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, представляющими консолидированное мнение разных городских сообществ. Также отмечается потребность в методиках принятия решений не по дворам, а по более крупным территориям благоустройства, на которых расположено несколько многоквартирных домов.

Реализация проектов благоустройства и планировочные решения программ формирования комфортной городской среды

  1. Муниципальные программы благоустройства в настоящее время носят фрагментарный характер, поскольку построены по принципу приложения сил к таким территориальным единицам благоустройства, как «двор» и «общественная зона» (в виде отдельного парка, сквера, набережной и т.п.). Мало проектов комплексного благоустройства на несколько прилегающих дворов. Так, в Улан-Удэ из пяти соседних домов, находящихся в управлении одного ТСЖ, в программу благоустройства оказались включенными только дворы двух домов. Не хватает проектов «маршрутоориентированного» благоустройства территорий вдоль популярных маршрутов следования горожан (например, на всём пути от школы до жилого массива, вдоль дороги к водоёму и т.д.).
  2. Дизайн-проектов для качественного благоустройства дворов недостаточно, поскольку такие дизайн-проекты, как правило, составляются без учета геодезии благоустраиваемых территорий, расположения проложенных коммуникаций, схем размещения контейнерных площадок и др., которые обязательно учитываются при разработке проектно-сметной документации. В пилотных городах есть жалобы на качество и непрофессионализм подготовки дизайн-проектов.
  3. Программы формирования комфортной городской среды вынужденно обходят своим вниманием благоустройство городских территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам (тротуар, единый забор и т.д.), поскольку в терминологии Приоритетного проекта такие территории не относятся ни к общественным зонам, ни к дворовым территориям многоквартирных домов. В Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недавно внесены изменения, согласно которым ответственность за содержание прилегающих к зданиям территорий определяется местными правилами благоустройства, но сегодня проблема благоустройства таких участков не менее актуальна, чем благоустройство дворов многоквартирных домов. Жители улиц, образованных индивидуальными жилыми домами, в пилотных городах неоднократно поднимали вопрос о финансировании благоустройства прилегающей территории.

Вопросы организации и финансирования программ формирования комфортной городской среды

  1. Главный принцип организации благоустройства дворов, который реализуется в городах России в рамках Приоритетного проекта – обязанность города благоустроить дворы, которыми пользуются жители города. Однако этот принцип не соответствует современной правовой ситуации, когда бóльшая часть земли в городской застройке находится в собственности граждан и юридических лиц. С учетом этого обстоятельства более справедливым было бы предоставление субсидий за счет выделенных в рамках Приоритетного проекта бюджетных средств инициативным объединениям граждан, которые готовы вложить свои ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые) в проекты благоустройства своих дворов, чтобы бюджетные средства служили катализатором привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства.
  2. Размер выделенных бюджетных средств, даже с пятипроцентным финансовым участием граждан, позволяет благоустроить очень небольшую долю всех городских дворов и территорий, нуждающихся в благоустройстве. В частности, по результатам реализации пятилетней программы в Калининграде прогнозируется увеличение доли благоустроенных территорий с 4% до 5%; в Чебоксарах планируют за пять лет благоустроить 2,5% всех дворов, нуждающихся в благоустройстве, и т.д. При этом выделенных средств не хватает на реализацию проектов с творческим подходом, учитывающих все пожелания жителей, поэтому в основной массе проекты благоустройства дворов сводятся к асфальтированию парковок для автомобилей.
  3. Внедренная во многих городах в 2017 году система «единого заказчика» благоустройства, при которой граждане должны перечислять свои взносы финансового участия в благоустройстве двора уполномоченному муниципалитетом учреждению или предприятию, не вызывает большого доверия со стороны населения. В ряде случаев, как например в г. Чебоксарах, условие о перечислении средств финансового участия граждан на счет «единого заказчика» в жёсткие сроки привело к невключению в городскую программу проектов благоустройства дворов, инициированных самими гражданами.
  4. В пилотных городах высказываются опасения, что дальнейшее развитие ситуации с благоустройством дворов будет таким же, как с капитальным ремонтом: после того, когда закончатся выделенные из бюджета деньги, введут обязательные взносы граждан, которые надо будет перечислять на счет регионального или муниципального оператора благоустройства.

Российская Федерация


Достоверная информация о программе «Формирование комфортной городской среды»

Жители городов и поселений хотят жить в безопасных и удобных домах, окруженных благоустроенной, продуманной до мелочей территорией. Притом речь идет не только о парковках, где автолюбители размещают свой транспорт. Каждый житель должен быть уверен, что у него во дворе есть все необходимое для отдыха, активных занятий спортом, времяпровождения детей и подростков. Чтобы добиться таких результатов в конце 2016 года был дан старт проекту под названием «Формирование комфортной городской среды».

Какие задачи и возможности есть у программы?

Основной целью проекта, который касается развития комфортной городской среды, является повышение качества, безопасности и удобства придомовых территорий, мест массового отдыха. Программа, которая должна быть реализована до 2022 года, направлена на изменение в положительную сторону облика городов и поселений, где численность жителей превышает 1000 человек.

Особенностью проекта является то, что при принятии решений по использованию денежных ресурсов, направляемых из бюджетов разных уровней, особое внимание уделяется мнению жителей. Совместно с органами местной власти и управляющими компаниями они решают, какие мероприятия необходимо реализовать, чтобы добиться улучшения городской среды. Среди наиболее популярных работ, которые выбирают жители при участии в программе, можно отметить:

    Ремонт придомовых территорий и дворовых проездов;

    Установка осветительных приборов;

    Монтаж урн, скамеек;

    Проведение работ по озеленению;

    Ввод в эксплуатацию детских площадок;

    Обустройство парковок.

Помимо отмеченных позиций могут быть включены дополнительные мероприятия, которые помогут в облагораживании территорий, повышении уровня безопасности и удобства для людей. Речь идет об обустройстве пешеходных дорожек, установке информационных стендов, малых архитектурных форм и т.д.

Согласно проведенным исследованиям население России отмечает положительный эффект реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». Такая программа помогает качественно повысить уровень жизни населения, значительно улучшив внутридомовую и прилегающую территорию, места общего пользования.

Власти давно задумывались о том, чтобы обеспечить качественное развитие городской инфраструктуры на территории России. Поэтому в ноябре 2016 года был утвержден проект, название которого «Комфортная среда». Эта программа заинтересовала власти на местах, управляющие компании, ТСЖ, обычных жителей многоквартирных домов. Правительством было принято решение, что на основе единых стандартов в регионы будут направлены средства на воплощение в реальность программ, связанных с благоустройством территорий.

Кстати, в ходе реализации программы каждый субъект России имеет право направить нескольких специалистов на обучение. Представители от регионов будут изучать программу «Создание комфортной городской среды». Полученные знания они будут применять на практике по месту жительства.

Каковы преимущества программы?

Реализация проекта, в котором участвует вся страна, поможет преобразить города, сделав их удобными для жителей, красивыми, чистыми и уютными. Эксперты считают, что программа, утвержденная Правительством и рассчитанная на ближайшие 5 лет, станет переломным моментом в истории развития населенных пунктов.

После реализации проекта «Комфортная среда» в прошлом останутся дворы многоэтажных домов, где не хочется надолго останавливаться, не говоря уже об отдыхе для разных по возрасту людей. Эта программа позволит качественно проводить свободное время. Родители смогут быть уверены, что их дети играют на безопасных площадках, оснащенных интересными и современными элементами, которые соответствуют строгим требованиям надежности.

Взрослые и пожилые люди смогут выйти из дома и прогуляться по качественным пешеходным дорожкам, не боясь попасть под машину из-за того, что на территории нет нормально оборудованной парковки. Плюсов у программы «Комфортная среда» действительно много. Среди ключевых преимуществ, которыми она обладает, можно также выделить:

    Преображение придомового пространства в соответствии с современными реалиями;

    Решение накопившихся проблем коммунального обустройства;

    Приведение в порядок, оздоровление городской атмосферы;

    Оптимизация системы уборки, озеленения территорий;

    Высокий уровень вовлеченности жителей.

Участие в программе «Формирование комфортной городской среды» помогает выявить наиболее приоритетные направления, где нужно работать, слабые стороны, которые требуется устранить. Ведь вовлечение обычных горожан в процесс выбора проектов позволяет властям понять, над чем необходимо работать в первую очередь, какие общественные пространства требуют срочного вмешательства.

Как стать участником проекта?

Программа «Комфортная среда» – проект национального уровня, реализация которого проходит по всей стране. Поэтому принять в нем участие могут все регионы, которые заключили соглашение на выделение и получение государственной субсидии с Минстроем РФ. Эта же структура имеет право оценить эффективность использования денежных средств, проверить результат работы. Чтобы стать участником программы, направленной на благоустройство дворов, жителям необходимо:

    На общем собрании принять положительное коллективное решение;

    Подать заявку на участие городскому оператору (от ТСЖ, управляющей компании, жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников недвижимости);

    Подготовить проект дворовой территории (работа выполняется совместно с оператором проекта);

    Пройти специальную комиссию, которая утверждает поступившие проекты;

    Дождаться торгов, на которых выбирают исполнителя;

    Следить за реализацией программы;

    Наслаждаться результатами проведенных работ.

Если многоквартирный дом нуждается в выполнении комплекса работ на прилегающей и внутридомовой территории, то жильцам следует вести себя активно и собранно. Притом собственники имеют право самостоятельно решить, какие виды работ нужно провести субподрядной организации. В каждом населенном пункте, принимающем участие в проекте, формируется очередь на благоустройство, в соответствии с которой проходит его реализация.

Кто за все платит

Понятно, что приведение в порядок жилищного фонда и общественных территорий – дело затратное, требующее значительных денежных, трудовых и временных ресурсов. Осознают это и органы власти, которые рассчитали, что объема финансового обеспечения в размере более 2 трлн. руб. для реализации программы на ближайшие годы хватит. Притом источником финансирования выступает не только федеральный бюджет. Денежные средства направляются из областных и местных бюджетов, используются и ресурсы собственников помещений многоквартирных домов.

Финансовые ресурсы на воплощение программ по благоустройству территорий разных по назначению предоставляются на условиях софинансирования. Например, размер средств, поступающих от собственников многоквартирных домов, не может быть ниже 1% от общей стоимости работ, которые необходимо выполнить в соответствии с проектом. Тонкостей, которые касаются участия в программе «Комфортная среда», а также правил, документов, достаточно много. Узнать подробную информацию можно в управляющих компаниях, городских администрациях, управлениях жилищно-коммунального хозяйства, открытых источниках в сети Интернет.

Как не допустить ошибку при выборе исполнителя?

Программа «Формирование комфортной городской среды» выгодна всем: жильцам многоквартирных домов, управляющим компаниям, муниципальным образованиям, бизнесменам, которые занимаются реализацией проектов. Естественно, что к опыту и квалификации исполнителей должны предъявляться строгие требования. Ведь на рынке работают много фирм-однодневок, безответственных дельцов, для которых выгода и получение прибыли стоят во главу угла. Поэтому, выбирая подрядчика, необходимо обращать внимание на следующие параметры:

    Официальная информация о деятельности (например, выписка из ЕГРЮЛ);

    Опыт выполнения подобных работ;

    Официальный сайт исполнителя;

    Отзывы клиентов о выполненных ранее проектах.

Авторитетные подрядчики заботятся о своей репутации, рассчитывают на длительное сотрудничество с клиентами. Они постоянно обновляют информацию о своей деятельности, отвечают на вопросы заказчиков. Следует доверять предприятиям, отзывы о которых опубликованы реальными людьми. Собранные отрицательные и положительные данные помогут понять, стоит ли доверять этой фирме или лучше обойти ее стороной.

Еще один совет касается того, что для реализации проектов по программе «Комфортная среда» следует выбирать компании, которые специализируются на выполнении именно таких работ. В этом случае можно быть уверенным, что сотрудники фирмы имеют соответствующую квалификацию, опыт и знания. К тому же у предприятия есть все необходимые материалы, инструменты и оборудование для реализации проектов любого уровня сложности и объема.

К кому обратиться в Краснодаре?

Компания «Новая Площадка» открыта для сотрудничества с заказчиками, которые стремятся благоустроить придомовую территорию. Мы выполняем заказы в рамках государственной программы «Формирование комфортной городской среды», успешно справляясь с поставленными задачами. Если вам требуется:

    Построить детскую площадку под ключ;

    Возвести спортивный объект;

    Отремонтировать придомовую территорию;

    Установить урны, современные скамейки, то обращайтесь!

Также мы сможем разместить резиновое покрытие для площадки для занятий спортом или игр детей. На сайте Вы можете оставить заявку на расчет проекта. Позвонив по указанным телефонам, можно получить любую информацию, которая касается предоставляемых услуг, в том числе по программе «Комфортная среда». Наши специалисты, работая в сфере благоустройства площадок разных по размерам и назначению, сделают все возможное, чтобы Вы остались довольны качеством сданного в эксплуатацию объекта.

Новосибирская область вошла в практическую плоскость реализации проекта «Формирование комфортной городской среды»: рассмотрение идей в сфере благоустройства с участием представителей муниципальных образований ведется в областном министерстве еженедельно в формате заседания рабочих групп. Планируется, что в 2017 году в регионе в рамках приоритетного проекта будет благоустроено более 200 объектов.

Цель проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденного в ноябре 2016 года президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, – создание условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации. Проект подразумевает реализацию в стране к 2020 году 400 комплексных проектов по благоустройству и предусматривает финансовое участие заинтересованных лиц в реализации мероприятий благоустройства, с участием общественного обсуждения объектов благоустройства.

Министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень отметил, что проект по формированию комфортной городской среды был назван приоритетным президентом страны Владимиром Путиным, а слова о благоустройстве и развитии общественных пространств впервые прозвучали с такой высокой трибуны.

«Выполнение этой задачи мы начнем с наведения элементарного порядка в наших городах и селах – речь идет обо всех муниципалитетах нашей страны с населением более 1 тыс. человек. Таких в нашей стране сегодня 12 145», – отметил Михаил Мень.

В целом проблемы у всех муниципалитетов одни и те же: заброшенные общественные зоны, вандализм, плохое содержание уличной инфраструктуры – тротуаров, освещения, зеленых насаждений, уличной мебели, неухоженные дворы, среда, агрессивная к маломобильным группам, и т.д. Михаил Мень особенно подчеркнул необходимость вовлечения населения в программу благоустройства российских городов: согласно экспертным исследованиям, до 80 % жителей даже не задумываются об участии в жизни города. Первые же шаги в этом направлении дали результат. В отдельных регионах граждане сами выходят с инициативой благоустроить двор собственными силами, а местные власти с удовольствием поддерживают эти инициативы и оказывают финансовую помощь.

«Мы видим, что благоустроенные в рамках данных инициатив дворы не подвергаются вандализму, становятся для жителей местом проведения досуга, настоящим предметом гордости», – отметил Михаил Мень.

Важно, что дворовые территории будут включаться в проект не административным путем, а с согласия и по инициативе собственников жилья. Выбор благоустраиваемых общественных пространств, определение их дизайн-макета и контроль реализации проекта также остается за гражданами.

«Мы понимаем, что за год навести порядок во всем городе и благоустроить все нуждающиеся в этом территории невозможно, поэтому, основываясь на опыте практической работы, в 2017 году регионы и муниципалитеты до 1 сентября и 1 декабря соответственно должны разработать пятилетние программы формирования комфортной городской среды, в которых зафиксируют погодовой план благоустройства. В них должны быть включены все территории, нуждающиеся в благоустройстве, – от парков и скверов до пустырей и территорий, принадлежащих частным собственникам», – подытожил глава Минстроя России.

Поскольку в реализации проекта значительная роль отводится жителям городов, особое внимание будет уделено информационному сопровождению приоритетного проекта.

«Изменение среды способно повлиять на самочувствие и настроение людей, а также экономику города и его привлекательность для жителей и туристов. Этот эффект сложно измерить, разработка индекса качества городов и их влияния на качество жизни людей – это отдельная наша задача, которую мы будем решать в рамках реализации проекта. Пока мы оперируем такими показателями, как доля приезжающих и уезжающих людей, изменение налоговых отчислений в благоустроенных районах. Так, порядка 70 % людей перед тем как искать новую работу, выбирают город для жизни», – прокомментировал замминистра Андрей Чибис.

В Новосибирской области общий объем финансирования мероприятий приоритетного проекта составит более 700 млн руб. за счет средств федерального и областного бюджетов. Из федерального будет выделено более 470 млн руб., из областного – около 258 млн руб. Проект коснется муниципальных образований численностью населения свыше 1 тыс. человек, в том числе города Новосибирска.

Муниципальные программы благоустройства в рамках приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» должны быть представлены на общественное обсуждение.

Заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка обратил внимание на важность четкого соблюдения сроков в реализации приоритетного проекта. «Срок общественного обсуждения проектов должен составлять не менее 30 дней. Важно, чтобы все муниципальные органы власти отнеслись к этому самым ответственным образом», – подчеркнул Сергей Сёмка, напомнив, что до 25 мая данные программы должны быть утверждены с адресным перечнем благоустраиваемых в 2017 году дворов и общественных пространств. Также вице-губернатор обратил внимание на важность применения в Новосибирской области лучших практик благоустройства на основе современного опыта – для этого в процессе разработки дизайн-проектов должны участвовать профессиональные специалисты в сфере архитектуры, ландшафтного дизайна и пр.

На реализацию проектов благоустройства в областном центре в 2017 году будет направлено 340 млн руб., в том числе, из бюджета Новосибирской области 140 млн руб., из федерального бюджета – 200 млн руб.

Как сообщила выступившая на мероприятии начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска Анна Терешкова, общественной территорией, на которой в Новосибирске в 2017 году в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» будет проводиться благоустройство, с учетом голосования граждан определена территория Михайловской набережной. В рамках благоустройства планируются работы по устройству зоны променада, мощению дорожно-тропиночной сети, наполнению садово-парковой мебелью, озеленению, ландшафтные работы.

Также в Новосибирске по направлению благоустройства общественных пространств планируется провести работы на 131 объекте, которые позволят привести в надлежащее состояние территории 187 многоквартирных домов.

Михаил Мень отметил, что Минстрой разработал новый термин – «экология глаза»: очень важно, что будут видеть сегодняшние молодые люди, дети – следующие поколения россиян – в окружающем мире, в пространстве, где они будут воспитываться, играть, взрослеть. По мнению министра, это очень важно, поскольку с детства окруженный прекрасным не способен на нарушения закона, противоправные действия. «Поэтому задача перед нами стоит не техническая, а во многом психологическая и воспитательная», – резюмировал Михаил Мень.

Реализация крупного федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" стартует в Алтайском крае. Благодаря этой программе наш регион и еще 71 субъект получили уникальную возможность привести в порядок дворовые территории, места общего пользования населенных пунктов. Что это за программа, какие населенные пункты в нее вошли и что теперь в них может измениться, 9 марта обсудили в Минстрое. Рассказываем подробности в рубрике "Вопрос-ответ".

Что это за программа?

Это программа долгосрочная. Завершится она в 2022 году, а первый ее этап начинается уже в этом году.

Проект предусматривает два направления. Одно из них – благоустройство дворов и общественных пространств. На эти цели региону в 2017 году будет выделено из федеральной казны 516,1 млн рублей. Еще 51 млн рублей - доля краевого бюджета. Общее финансирование составит 567 млн рублей. Эти средства планируется распределить между десятью городами региона и рабочим поселком Степное Озеро Благовещенского района, который входит в число моногородов Алтайского края. Так как финансирование распределяется в зависимости от количества многоквартирных домов в муниципальном образовании, то наибольшую поддержку получили крупные города. Так, Барнаулу достанется 236 млн рублей, Бийску – 133 млн рублей и Рубцовску – 87 млн рублей.

Также проект предполагает благоустройство парков. Для реализации этой задачи край получит субсидию в размере 11,8 млн рублей. Софинансирование региональной казны - 1,1 млн рублей. В 2017 году работы будут проведены в парках Алейска, Белокурихи, Бийска, Горняка, Заринска, Змеиногорска, Камня-на-Оби, Новоалтайска, Рубцовска, Славгорода, Ярового.

Таким образом, всего в реализации проекта предполагается участие 14 муниципальных образований края.

Какие именно дворы и парки преобразятся?

На данный момент этот вопрос остается открытым. Дело в том, что сейчас ведется разработка региональной и муниципальных программ по реализации проекта в 2017 году. До 15 марта будет разработана региональная программа. Она и определит минимальные и дополнительные перечни работ в рамках проекта, форму и долю участия жителей и органов местного самоуправления, а также требования к составу заявки.

К 25 мая должны быть утверждены сами муниципальные программы, но перед этим состоится их публикация на сайтах администраций.

Дизайн-проекты благоустройства каждого из объектов этого проекта должны утвердить до 1 июля, и уже во второй летний месяц начнутся активные работы.

То есть мнение людей будут учитывать?

Да. Особенностью этого проекта является непосредственное участие в нем самих жителей. Как пояснил координатор партийного проекта "Городская среда" в регионе, депутат фракции "Единая Россия" в АКЗС Игорь Панарин, потом эти объекты войдут в состав общедомового имущества, и люди должны научиться дорожить этим.

Как стать участником этой программы?

Жильцы дома могут выходить на свои управляющие компании, органы исполнительной власти на уровне районов, депутата. Замминистра минстройтранса Алтайского края Андрей Голубцов пояснил, что порядок подачи заявок и их рассмотрения муниципалитеты утвердят до 1 апреля.

А пока на местах желающие войти в проект уже могут организовать собрания собственников жилых и нежилых помещений и арендаторов, так как решение должно приниматься коллективно.

Отметим, что проект предполагает минимальный перечень работ, который включает в себя ремонт дворовых проездов, освещение дворовых территорий, установку скамеек и урн для мусора. Дополнительный перечень обустройства является открытым и может быть дополнен по решению субъекта. Эти правила будут указаны в региональной программе, а собственники сами будут решать, какие работы необходимо выполнить.

В феврале текущего года Правительство РФ предприняло шаг навстречу развитию комфортной, эргономичной, продвинутой городской среды (Постановление Правительства РФ №169 от 10 февраля 2017 г.), который может стать переломным моментом в истории развития российских городов.

Речь в данном Постановлении идет о новом подходе к распределению федеральных субсидий между дотационными субъектами РФ, направленных именно на поддержку программ развития современной городской среды. За несколько месяцев до того, в ноябре 2016 года, была принята и начала внедряться приоритетная программа «Формирование комфортной городской среды», обозначавшая основные направления предпринимаемых в ближайшем будущем действий.

Предполагается, что основная часть всего бюджета программы будет выделена из федеральной казны, оставшуюся часть расходов покроют сами регионы. В 2017 году заложены суммы 20 и 10 миллиардов рублей соответственно. Однако это общие цифры, в регионах эти соотношения могут отличаться. Например, в Республике Коми это соотношение будет выглядеть как 51 на 49, а в Крыму все 100% покроет госбюджет.

В документе также распределяются приоритеты внутри городов. В частности, предусматривается, что две трети выделенных субсидий должны быть направлены на развитие дворовых территорий, и лишь одна треть – на парки, скверы, пешеходные зоны и т. д. Это несомненно добрый знак. Наши дворы уже давно должны уйти от привычной схемы «детские качели плюс столик для домино», и это в лучшем случае, и стать местом, где жители, особенно маломобильные, могут качественно проводить время, заботясь о своем здоровье, общаясь друг с другом и т.д.

Еще одна особенность программы – высокий уровень вовлеченности городских жителей в процесс выбора проектов. Для того чтобы получить субсидию, претенденты должны будут предоставить отчеты о проведенных собраниях горожан, о работе общественных комиссий, в ходе которых определялись основные направления деятельности по формированию общественных пространств. Кто, если не жители, знают о нуждах местных подростков, любителей животных, пожилых людей? Открытый диалог между градостроителями и обществом – это перспективный способ выделения приоритетов в программах по развитию городской среды.

Более того, на мой взгляд, таким образом создается полезный прецедент участия жителей в решении проблем коммунального обустройства, что в дальнейшем может вылиться в плодотворную дискуссию о способах решения накопившихся проблем ЖКХ, безопасности, досуга молодежи и т.д. Для того чтобы избежать вкусовщины и прочих крайностей, необходимо установить баланс отношений по принципу «треугольника»: городские власти – экспертное сообщество – горожане, в том числе представители бизнеса, способные осуществлять реальный вклад в развитие городских структур.

Первые шаги, предпринятые за последнее десятилетие в крупных городах России, уже показали неплохой результат. Среди наиболее ярких проектов можно отметить следующие:

  • Работа Совета по развитию общественных пространств в Москве.
  • Реконструкция парка Горького в столице, а также перестройка Триумфальной, Театральной площадей и площади Революции.
  • Комплексные площадки «Дивный город», «Лахта», «Новая Голландия» и т.д. в Санкт-Петербурге, где горожане не только отдыхают семьями, но и имеют возможность приводить детей на развивающие мероприятия.
  • Различные арт-центры, музеи под открытым небом антикафе и т.п. в крупных городах России, таких как Самара, Казань, Пермь и др.

Однако еще рано говорить о результатах изменений в инфраструктуре российских городов, поскольку для нас все только начинается. Обращение к статистике зарубежного опыта строительства комфортной городской среды внушает оптимизм. Например, чего стоит доклад управляющей компании Central Park Conservancy о том, что центральный парк Нью-Йорка спровоцировал увеличение рыночной стоимости близлежащей недвижимости на 11,5 млрд. долларов! Кроме того, расположенные в этой общественной зоне коммерческие объекты создают дополнительный налоговый поток величиной в 400 млн. долларов в год.

В целом для нас очевидно, что общественные пространства, являясь центрами притяжения городских жителей, дают не только финансовый результат, но и становятся факторами декриминализации и культурного оздоровления городской атмосферы. Новый тренд в государственной политике дает надежду, что наши города ожидает серьезная социальная реформация.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...