Моховая д 26. Дом Щербаковых - Доходный дом О

Легендарный Пашков дом: тайная сущность

Улица Моховая, № 26 или улица Воздвиженка, № 3/5, стр. 1

Откуда я пришел, не знаю...

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду.

Николай Гумилев.

Как мы уже поняли, легендарный Пашков дом стоит на виду у всей Москвы, но вот адрес его зашифрован. Наберите в Интернете «дом Пашкова» и вам выдадут по крайней мере два адреса. Даже в Википедии написано в одной статье, что Пашков дом находится на Моховой улице в доме № 26, а в другой – на улице Воздвиженке в доме № 3/5 да еще и в строении 1. И кому верить?! А может, это вообще дом-фантом?

Библиотека имени Ленина

В данном случае верно все. Если считать по Моховой, будет дом № 26. Если представлять дом Пашкова как часть единого комплекса Российской государственной библиотеки, станет верным и второй адрес по Воздвиженке. Ибо именно на нее выходит новое здание Российской государственной библиотеки. Здание, называемое москвичами египетским монстром или гитлеровской колоннадой. Что ж, весьма справедливое объединение «стилей» – ведь философии и Древнего Египта и фашистской Германии были направлены на оправдание и возвеличивание смерти. Там же, перед огромным входом и массивными серыми ступенями, сидит бедняга Достоевский – в виде памятника, конечно. И опять же, как справедливо заметили москвичи, то ли писатель оробел и не решается войти в эту самую большую библиотеку страны, то ли у бедняги писательская болезнь – геморрой и ему трудно присесть в ожидании визита к проктологу.

Словом, вот в таком окружении находится ныне великолепнейший дом Пашкова, уже давно лишившийся полагающейся ему при постройке ограды. Когда та имелась, то за ней был высажен прелестный сад, и взгляд поднимался к вершине дворца от зелени деревьев, – казалось, что здание парит в воздухе – над Москвой. Потом ограду сломали, деревья срубили, и теперь мы смотрим на здание, возвышающееся огромной глыбой из земли.

Словом, наикрасивейший дворец Москвы выглядит весьма настороженно и таинственно. А может, он тоже что-то прячет-скрывает, как и Староваганьковский переулок? Недаром же именно выход туда считается главным фасадом дома-дворца, хотя фасад, выходящий на Моховую, несравненно прекраснее.

Взглянем попристальнее на само название улицы – Моховая. Историки говорят, что здесь продавали сухой мох, который раньше использовался в строительных работах для заделки щелей и мелких дырок. Вот и стала улица зваться Моховой. А теперь посмотрим производные от слова «мох». И они весьма красноречивы! Мохнатый – так образно называли черта, дабы не приманить самого нечистого. Мошить – значит закладывать мхом щели, но и скрывать, утаивать. Моховать – заделывать дыры, но и… колдовать. Нет, недаром булгаковский Воланд облюбовал это местечко…

Однако и другие чувствовали волхвование Моховой. Недаром ее, как и весь Староваганьковский холм, окружили церквями сплошным кольцом – спасали от нечистого духа. В 1914 году здесь даже решили разместить гигантскую картину А.А. Иванова «Явление Христа народу», для чего построили огромный зал. Однако мистическое полотно на Моховой не удержалось, краски стали осыпаться, и его перевезли в Русский музей на реставрацию. Да так там и оставили. Не в пику ли этому «Явлению» Булгаков явил своего героя именно здесь?

Помните, как Воланд изначально объяснял свое появление?

«Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского. Так вот требуется, чтобы я их разобрал».

Представляете, Воланд приехал проконсультировать, как моховать на Моховой!.. И между прочим, если вы думаете, что сей чернокнижник был, как и полагается, изгоем церкви, то ошибаетесь. Он был папой римским – Сильвестром II! И по легенде, свое папство выиграл в 999 году в игре в кости с… дьяволом, то бишь с самим Воландом. Что ж тому не разобрать труды своего партнера?!

Впрочем, в ранних редакциях романа Булгакова эта фраза звучала несколько иначе: «Здесь в государственной библиотеке большое собрание трудов по черной магии и демонологии». А знаете, чье собрание трудов было самым обширным и полным в Библиотеке имени Ленина? Конечно же самого Владимира Ильича! То есть именно он и сочинял книги о самой наичернейшей магии и демонологии – теории и практике революции. Удивительно точное определение тайного смысла всех этих революционных рукописей, где рефреном идет то глагол «расстрелять», то термин «диктатура», то пометы «безжалостно» и «категорично».

Вот вам и маленькие библиотечные тайны! Впрочем, когда на этом месте еще не было никакой библиотеки, тайны уже существовали. И речь не о подземных тайных ходах и галереях. Просто ко времени возникновения дома Пашкова в XVIII веке о них все уже забыли.

В петровские времена здесь стояла усадьба сначала думного дьяка Автонома Иванова, который, дабы подольститься к молодому царю Петру, выстроил ее в голландском духе. Однако у молодого Петра были свои любимцы, так что усадьба перешла в руки Александра Даниловича Меншикова. Непонятно зачем, в усадьбе этой начали разводить черных петухов. И москвичи, боязливо крестясь, шептались: это же черные дела, никак колдуны режут петухов в полнолуние, занимаясь черной магией?! И ведь все возможно – недаром же светлейший князь Меншиков из самых страшных передряг сухим из воды выходил и никогда милости царя Петра не лишался.

Впрочем, и черные петухи не спасли Меншикова от разжалования и ареста после смерти его покровителя. В ссылке в Березове светлейший, как известно, и умер 12 ноября 1729 года. Однако сын его, Александр Александрович, из ссылки вернулся и возвратил себе усадьбу на Моховой в Ваганьках в 1731 году.

Потом дом опять менял хозяев, пока весь огромный земельный участок с постройками не купил отставной капитан-поручик лейб-гвардейского Семеновского полка Петр Егорович Пашков. Был он из военной семьи, но сказочно разбогател отнюдь не на военном поприще, а на винных откупах. Говорят, стал первым водочным королем России. Связи имел огромные и в 1783 году сумел прикупить на вечное пользование землю в самом престижном районе Москвы.

Все предыдущие постройки он приказал снести и заново выстроить парадный и роскошный дворец, дабы поразить всю Москву своим немереным богатством. Денег на постройку не жалел. В архитекторы взял великого Василия Баженова, строившего в самом Кремле государев дворец, да не потрафившего Екатерине Великой не столь своими постройками, сколь вечными стремлениями отразить в этих постройках масонское видение мира, начиная от особых знаков масонства, кончая мистическими символами мироздания.

К тому времени, когда Пашков пригласил Баженова выстроить его дворец, архитектор уже был не в чести: грянула царицынская катастрофа – Екатерина повелела снести построенный дворец в Царицыне. Но Пашков от архитектора не отказался, напротив, пообещал громадное жалованье. Не потому ли обиженный на монаршую власть Баженов развернул дворец Пашкова задом к Кремлю?..

Правда, москвичи были уверены, что дворец на Моховой строит архитектор Матвей Казаков, а опальный Баженов только помогает ему тайным образом. Тайны, опять тайны…

Как бы там ни было, великолепнейший белоснежный дворец был готов в самые кратчайшие по тем временам сроки – Пашков справил новоселье уже в 1786 году. Вся Москва сбегалась посмотреть на новое чудо света. Действительно, дворец был невероятно красив, вокруг него разбит волшебный сад, в саду водились разноцветные яркие птицы, свезенные из иноземных стран. Еще были выкопаны пруды «на аглицкий манер» с лебедями и двумя бассейнами. И весь город сходился на том, что чудесней этого дома-дворца и быть не может.

Однако счастья в прекрасных стенах не было. Видно, гений места, восхитившись белоснежной постройкой, характера не сменил и в обещаниях обманул. Баженов, грезивший о прощении императрицы, которое она бы дала, увидев столь прекрасный дворец, в своих ожиданиях обманулся. Его авторство так и не признали официально. И до сих пор идут споры – кто же автор блистательного Пашкова дома. К тому же никакого особого гонорара от прижимистого заказчика архитектор не получил. Да и сам Пашков, несмотря на все неимоверное богатство и красоту своего дворца, радости не испытал. Вскоре его разбил паралич, вынудив передвигаться на коляске. Пашков перестал выходить, дворец сделался замком, в котором жизнь замкнулась в четырех стенах. Ну а поскольку Пашков никого не принимал, то даже год его смерти не удалось установить. То ли он скончался через четыре года после постройки дворца, то ли прожил в замке добровольным привидением до 1800 года. Словом, Пашков дом похоронил своего хозяина заживо…

После смерти имение бездетного Пашкова перешло к его родственнику – Александру Ильичу Пашкову, но и ему счастья не принесло. Выяснилось, что на доме висят огромные долги и на самом деле Пашков-старший был не столь богат, сколь хотел казаться. А все его стремление к показной роскоши было лишь средством скрыть собственные расстроенные финансовые дела.

Александр Пашков стал чудить: влез в еще большие долги под залог дворца, но решил перекрыть деяние дяди – выстроил на Моховой еще один Пашков дом, но не для частной жизни, а для общественных нужд: балов и театральных представлений. Теперь в этом доме находится аудиторный корпус МГУ, а во флигеле – знаменитая университетская церковь Святой Татьяны, покровительницы студентов. Но и постройка храма не принесла ничего хорошего. Напротив, местный священник подал жалобу на то, что рядом с церковью находятся конюшни Баженова. Началась тяжба с церковными властями. К тому же надо было платить долги. И Александр решился на выгодную партию. Нашлась Дарья Мясникова, чей папаша, купец и владелец медно-плавильных заводов, страстно желал сделать дочурку дворянкой. Но главным условием была жизнь на широкую ногу в распрекраснейшем московском дворце.

Так Пашков оказался богат, женат и славен роскошной жизнью. Вот только счастья в семье не было. Москвичи шептались, что после званых вечеров хозяин гоняет хозяйку по саду, вопя:

– Косы повыдергаю!

Впрочем, и эти богачи недолго владели Пашковым домом. Ну не привечал дом хозяев – просто-таки выживал вон! Очень быстро деньги кончились, у Пашковых не осталось средств даже на взносы в свою приходскую церковь. Уже к началу XIX века оба дома Пашковых пришли в запустение. Ну а при пожаре во время нашествии Наполеона в 1812 году Пашков дворец сильно пострадал: крыша обвалилась, стены покосились, балконы осыпались. Знаменитая верхняя балюстрада с ротондой-беседкой, бывшая тогда деревянной, сгорела вместе с деревянными скульптурами, украшавшими ее. Так что каменная балюстрада, на которой сидел Воланд, – изделие уже послевоенное. В 1813 – 1816 годах московские зодчие во главе с Осипом Бове восстановили легендарный дом Пашкова. Ну а поскольку дворец считался жемчужиной московской архитектуры, деньги на восстановление выделила городская казна.

Между прочим, не только Воланд обозревал панораму Москвы с балюстрады ее знаменитого дворца. В 1818 году в доме Пашкова произошло абсолютно реальное, но весьма мистически-знаковое событие. В тот год Первопрестольную посетил прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями-наследниками. Пруссак уже был не просто союзником российского императора Александра I в тяжелой борьбе с Наполеоном, но и родственником – брат Александра, будущий император Николай I, год назад (13 июля 1817 г.) взял в жены дочь Фридриха-Вильгельма, принцессу Фридерику-Шарлоту-Вильгельмину, ставшую в православном крещении Александрой Федоровной.

И вот теперь прусский король знакомился со страной, которая будет новой родиной для его дочери. В Первопрестольной Фридрих-Вильгельм попросил показать ему самую большую и красивую панораму славного города. Московский губернатор провел его на только что восстановленную балюстраду Пашкова дома. Король поднялся на бельведер и застыл, глядя вниз, на разрушенную и только еще восстанавливающуюся Москву. И вдруг слеза скатилась на щеку властителя. Он вышел из бельведера и… опустился на колени пред древним городом.

С того дня балюстраду окрестили «немецкой» (помните, у Булгакова москвичи думают, что Воланд – немец?), а место, где король и принцы на коленях благодарили Москву и москвичей за подвиг самопожертвования, позже назвали «балконом трех императоров», ведь со временем и оба сына Фридриха-Вильгельма стали императорами.

В честь монаршего посещения в чугунную ограду дома Пашкова была вмонтирована корона. Однако вот странность – чугунное изображение королевской власти очень быстро лопнуло и стало напоминать… латинскую букву W. А ведь это, если опять же вспомнить роман Булгакова, – знак Воланда. Получается, что в 1818 году Пашков дом получил некое оккультно-магическое крещение. И вот удивительно – с тех пор символ Москвы поменял характер с отрицательного на положительный. Дом-дворец стал лоялен к своим хозяевам, принося счастье. Впоследствии наследники Пашковых (впрочем, утерявшие фамилию из-за рождения наследников женского пола) породнились с самыми знатными фамилиями – Гагариными, Шереметевыми и оставили достойный след в истории России. Достаточно вспомнить легендарного генерала Михаила Скобелева, освободителя Болгарии. Мать Скобелева, Ольга Николаевна, известнейшая в России создательница воинских лазаретов, по бабушке Дарье Пашковой-Полтавцевой принадлежала к роду Пашковых. Мужественная женщина, Ольга Николаевна Скобелева погибла трагически – ее убили в одной из инспекторских поездок в 1880 году. По официальной версии, она погибла от рук грабителей, но люди понимали, что мать Скобелева убили, чтобы воздействовать на бесстрашного генерала Скобелева. И между прочим, к тому времени дом Пашкова уже давно принадлежал Москве и Скобелевы не жили там. Не потому ли дом не сумел защитить внучку своей бывшей владелицы?

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Нумерология успеха. Запусти Колесо Фортуны автора Коровина Елена Анатольевна

5.2. Улица как дорога ветров Но есть на свете ветер перемен. Он прилетит, прогнав ветра измен. Разгонит он, когда придет пора, Ветра разлук и бед ветра. Песня из кинофильма «Мэри Поппинс» Кольцо города надежно приземляет и укрепляет наше личное пространство. Но нужен и такой

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

автора Коровина Елена Анатольевна

Встреча у телеграфа, или Двенадцатый рубль Улица Тверская, № 7 Никогда не разговаривайте с незнакомцами. М. Булгаков. Мастер и МаргаритаА что делать, если незнакомцы заговаривают с вами?..Тот год и его октябрь выдались не из удачных. Я училась в ГИТИСе (теперь это РАТИ). Курс

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

В любой конец за 10 копеек Улица Кузнецкий Мост, № 15/8 Их лица заливала краска, От страсти или от жары?.. – Вам не встречалась та коляска, Скажите, будьте так добры? Игорь Северянин. КоляскаДругая абсолютно мистическая встреча произошла с Кириллом Поздняковым, который давно

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Сгоревшие ассигнации Улица Мясницкая, № 17 Ох, день-день-деньжата – деньги, денежки Слаще пряника, милее девушки. Все ищут ответа – где главный идеал? Пока ответа нету – копите капитал! Юлий Ким. Денежки (из к/ф «Сватовство гусара»)Любочка (именно так зовут знакомые мою

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Великий ужас в церковной богадельне Улица Солянка, № 4 Не замолю я страшный грех - Он странен и велик! Но я смеюсь, и слышу смех, И вижу странный лик… Тэффи. МонахиняОднако нечисть хоть и замерла, но только на время. Не хотелось бесенятам перестать играть в свои куличики.

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Колесо истории Улица Забелина, № 4 и Большой Ивановский переулок, № 2 Приидут дни последних запустений, Земные силы оскудеют вдруг… Валерий Брюсов. Дни запустенийВремя шло, но таинственно-мрачный дух Ивановской обители не выветривался. Будто снова и снова сбывалось

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

«Мене. Текел. Упарсин»: «Отмерено. Взвешено. Решено» Улицы Моховая, Знаменка, переулок Староваганьковский, улица Воздвиженка Он длится, терпкий сон былого: Я вижу каждую деталь, Незначащее слышу слово… Игорь Северянин. БылоеЕсли взглянуть на основание Пашкова дома, сразу

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Похождения черного кота Улица Тверская – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот, – и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное. М. Булгаков. Мастер и МаргаритаКот этот существо вообще

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Пророчество отшельника Буколы Улица Боровицкая, Кремль …и есть один из древнейших и достопамятнейших храмов Кремля, сохранивший свой первобытный вид почти всецело. И. Кондратьев. Московский Кремль, святыни и достопримечательности Была у московской энергетики и еще

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Монастырская жизнь Улица Верхняя Красносельская, № 17/2 Все незначительное нужно, Чтобы значительному быть. Былое так головокружно! Былого не могу забыть!.. Игорь Северянин. БылоеВ 1839 году, переехав из Чертолья (тогда уже с улицы Волхонки) на улицу Верхняя Красносельская,

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Счастливая полтина братьев Полтинниковых Улица Краснопрудная, № 13 Что мне делать с пьяною оравой? Как попал сюда я, боже мой? Если я на то имею право, Разменяйте мне мой золотой! Осип Мандельштам. ЗолотойМонастырское подворье было обширно и славилось гостеприимством.

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Ошибка Талдычихи Улица Верхняя Красносельская, № 17/2 Много слышал я и видел, На родную став межу… Да не будьте уж в обиде, Я всего не расскажу… Константин Бальмонт. КапляЗа века легенд и преданий о старом Алексеевском монастыре и его обитателях накопилось предостаточно.

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Сизый Пьяница Таганка, улица Яузская, № 11 Благословенны будьте, травы И воды в зелени оправ! Виновных нет: все люди правы, Но больше всех – простивший прав! Игорь Северянин. ЛейтмотивыГде-то в середине XIX века жил на Швивой горке некий Кузьма Молотов. Что за Швивая горка?

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Доктор-призрак Столешников переулок, № 14, улица Рождественка, № 13/9, район Трубной площади, улица Малая Молчановка, № 8 и другие адреса Не обрывайте васильков! Не будьте алчны и ревнивы; Свое зерно дадут вам нивы, И хватит места для гробов. Мы не единым хлебом живы, Не

Из книги Москва мистическая автора Коровина Елена Анатольевна

Улица Большая Якиманка, № 43 На Якиманке, еще в 70-х годах ХХ века, в доме № 40 жила одна из давних приятельниц нашей семьи. До сих пор не знаю, кем она нам приходилась – то ли какой-то родственницей, то ли довоенной приятельницей бабушки. Но была она к тому времени одинока и уже

Первым владельцем этого участка (до 1737 г.) был генерал от кавалерии С. Г. Нарышкин. В 1765 г. участок приобрел калужский купец Григорий Щербаков. Затем дом унаследовал его сын Николай. Щербаковы жили в своем доме до 1840-х гг., сдавая часть помещений.

В начале XIX в. на участке возвели трехэтажный лицевой дом и каменные дворовые флигели в 3-4 этажа. Квартиры сдавались внаем.

В 1837 г. дом от несостоятельного должника Щербакова перешел к О К. Мелиховой, жене вице-адмирала В. И. Мелихова.

В 1844 г. арх. О. В. Бреме надстроил здание на один этаж. В январе 1858 г. в доме произошел пожар.

В доме Щербакова жил землевладелец Павел Энгельгардт, брат Василия Энгельгардта (см. Невский пр., 30).

Вероятно во дворе жил Т. Шевченко, взятый комнатным казачком к барину и рисовавший каждую свободную минуту. В 1833 г. Энгельгардт отдал его в обучение мастеру живописного цеха В. Г. Ширяеву. В этот дом приходили художники К. П. Брюллов и А. Г. Венедиктов, взявшие на себя хлопоты о выкупе Шевченко из крепостной зависимости.

М. И. Глинка (сосед Энгельгардта по имению в Смоленской губернии) жил в дворовом флигеде в 1833-1835-х и 1851 гг.

С 1854 по 1873 год в доме Мелихова жил Владимир Васильевич Стасов (1824-1906), художественный и музыкальный критик, историк искусства, этнограф, общественный деятель, почетный член Петербургской Академии Наук (1900). (Мемориальная доска на фасаде). На музыкальных собраниях Стасовых бывал Николай Андреевич Римский-Корсаков и остальные члены "Могучей кучки".

В 1882 г. О. К. Мелихова, вдова адмиралая, завещала дом своему внуку, сыну умершей дочери Елены - графу Н. Н. Симоничу. В 1883 Н. Н. Симонич вступил в права наследования. В 1892 г. дом по купчей перешел к генералу Н. А. Безаку. После смерти Безака дом по завещанию перешел к его дочери Марии Николаевне, жене графа А. Н. Граббе.

В 1913-1914 гг. дом был перестроен по проекту арх. С. Г. Гингера. Дом был надстроен на один этаж, появились дворовые корпуса.

1-й и 2-1 этажи дома покрыты серой штукатуркой, а 3-5-й - штукатуркой красно-коричневого цвета. На уровне 3-го этажа фасад украшен гербом рода Граббе, выполненный из камня. В декоре лицевого и дворового фасадав использованы скульптурные головки древних римлян - воинов и патрициев. На фасаде одного из дворовых флигелей мозаичная вставка с латинским текстом:"АNNO DOMINNI 1913". Весь третий этаж занимала хозяйская квартира.

В 1831-1833 г. в кв. П. В. Энгельгардта жил поэт, художник Т. Г. Шевченко (1814-1861).
В 1851 г. в доме жил композитор М. И. Глинка (1804-1857).

Один из дворовых флигелей строился специально для учебного заведения. В 1910-х гг. здесь размещалось Городское начальное училище, 1930-х - Автомобильно-дорожный техникум, неполная средняя школа № 14 Смольнинского раайона, затем школа № 191.

В настоящее время в дворовых корпусах дома располагается филиал

Университета технологии и дизайна (бывш. Институт текстильной и легкой промышленности)

1992. Школа № 191 Дзержинского района - Моховая ул., 26 - Здание передано на баланс - Тр. нежилого фонда - Институт текстильной и легкой промышленности. (Решение…от 31.08.1992 г. № 265, Прил. 4, п.12)

Большая поляна на углу Моховой улицы и улицы Знаменки раньше была кварталом двух-трехэтажных домов. На этом месте в начале XVIII века располагались большие владения знаменитого князь-папы Никиты Зотова. Потом они перешли к его внуку Никите Васильевичу.

В начале 1740-х усадьба принадлежала уже князю Федору Ивановичу Голицыну. В 1757 году он продал этот участок за 1800 рублей жене статского советника Ивана Христиановича Эйхлера, Анне Эйхлер. Иван был другом Артемия Волынского, обвиненного в попытке государственного переворота, за что и пострадал – его сослали в Сибирь. В конце XVIII - начале XIX века дом принадлежал князю Павлу Петровичу Шаховскому, который жил в другом своем доме на Пречистенке. Женат он был на Агафоклее Алексеевне ур. Бахметьевой. У них было четыре сына и шесть дочерей.

В 1867 году большое владение разделилось на три части – на углу Моховой и Знаменки (дом 2), Знаменки (дом 4) и по Моховой (дом 6). Теперь остался только дом 6. Остальные дома снесены в 1972 году к приезду американского президента Р.Никсона, отчего эта лужайка получила название «Лужайка Никсона».

Домом 6 на Моховой улице владели дочери князя Павла Шаховского Ирина и Софья.

В 1867 его купил Иван Кузьмич Бакланов, директор Товарищества Купавинской суконной фабрики. Он взялся перестроить старый главный дом усадьбы. В 1868 году архитектор Каминский объединил старый дом и флигели и создал строгий классический фасад с четырехколонным портиком с колоннами ионического ордера.

В 1892 году дом у Бакланова покупает богатая иркутская купчиха Юлия Базанова. В этом году она с дочерью становится единственной наследницей золотопромышленного производства семьи умершего мужа и свекра. Оставляет дело в Иркутске на помощников, а сама переезжает в Москву и отдается делам благотворительности. На ее деньги выстроена клиника ушных и горловых болезней при медицинском факультете Императорского Московского университета на Девичьем поле, на углу Олсуфьевского переулка и Боженинского переулка. Это была вторая в России лор-клиника, построенная по специальному проекту и оснащенная всеми научными новинками того времени. Московская городская дума приняла решение присвоить новой клинике имя Ю.И. Базановой. И дальше она продолжала вкладывать большие средства в разные благотворительные учреждения Иркутска и Москвы.

К 1906 году ее финансовое положение сильно ухудшилось, и она была вынуждена продать дом на Моховой.

Дом купил мануфактур-советник Николай Михайлович Красильщиков, директор и распорядитель мануфактуры "Анна Красильщикова и сыновья" в селе Родники Костромской губернии. Там вырабатывался одежный товар, который славился своим стойким черным цветом. Красильщиков был женат на красавице Елизавете Алексеевне Дружниковой. Ее портрет кисти В. Серова 1906 года украшал вестибюль этого особняка. Сейчас он находится в Краснодарском краевом художественном музее. Елизавета Красильщикова позировала художнику в бриллиантовом колье. В Москве ходил анекдот, что когда она в нем выезжает в свет, то для охраны ей нанимают двух телохранителей.

Николай Михайлович имел очень красивый тенор, по мнению многих лучше, чем у Карузо. Он учился пению в Италии, пел только итальянские оперы и имел необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе, А. Неждановой и Л. Собинову, он давал уроки пения и наставления. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников.

В 1920 году Красильщиковым удалось перебраться во Францию, где Николай Михайлович скончался от инфаркта. Елизавета Алексеевна после его смерти вышла замуж за графа Сергея Сергеевича Шереметева.

После революции в особняке было общежитие для командированных текстильного комбината. Потом его отдали Государственной библиотеке им. Ленина и здесь расположился институт библиотековедения, в 1950-м его сменил музей Калинина. Теперь здесь центр восточной литературы РГБ.

Технико-экономический паспорт по состоянию на 21.10.2013,
Многоквартирный дом по адресу: Моховая ул., дом 26, литер А, Центральный район,
Серия, тип проекта: Индивидуальный,
Год постройки: 1828,
Общая площадь здания, м2 (справочно): 9719.3,
Площадь жилых помещений, м2 (справочно): 7559.3,
Площадь нежилых помещений функционального назначения, м2 (справочно): 1182,
Площадь мансарды, м2 (справочно): 63.5,
Число этажей: 6,
Число лестниц: 6,
Количество проживающих (справочно): 265,
Отопление: центральное,
Горячее водоснабжение: центральное,
Газоснабжение: центральное,
Общее количество лифтов: 3,
Год ввода лифтов в эксплуатацию: 1988 - 1 шт., 2008 - 2 шт.,
Год модернизации лифтов: 2008 - 2 шт.,
Состояние дома: исправный,
Общая площадь уборки придомовых территорий, м2 (справочно): 2022,
Площадь металлической кровли: 2833,
Количество ПЗУ (переговорно-замочных устройств): 6,
Типы квартир в доме: 1 комн., 2 комн., 3 комн., 4 комн., 6 комн., 7 комн.,
Кол-во кв по типам: 1, 10, 6, 5, 3, 3,
Полное наименование управляющей компании: ООО «Жилкомсервис № 1 Центрального района» .

Историческая справка
Первым хозяином этого участка до 1737 года являлся генерал-кавалерист С. Г. Нарышкин. С 1765 года новыми владельцами стали купцы Щербаковы, жившие здесь вплоть до 1840-х годов. Они в начале XIX века построили трёхэтажный лицевой дом и каменные дворовые флигели в три и четыре этажа. Часть комнат сдавались в наём, так у одного из обитателей дома, богатого украинского землевладеца П. Энгельгардта среди крепостной прислуги жил будущий писатель Т. Шевченко. Также здесь, в одном из дворовых флигелей в 1833-1835 и в 1851 годах проживал композитор М. И. Глинка; в 1854-1873 годах - музыкальный и художественный критик В. В. Стасов; а в 1860-х - доктор медицины К. И. Грум-Гржимайло. Среди посещавших дом гостей были: А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, К. П. Брюллов, А. Г. Венецианов. В 1837 году дом № 26 за долги был отдан жене вице-адмирала В. И. Мелихова - О. К. Мелиховой. Вскоре после этого, в 1844 году архитектор О. В. Бремме надстроил трёхэтажное здание на ещё один этаж. В 1883 году после смерти хозяйки, дом перешёл по наследству её внуку - графу Н. Н. Симоничу, а тот в свою очередь продал его генералу Н. А. Безаку в 1893 году. Далее, по наследству здание переходит к его дочери М. Н. Граббе. Её муж, граф А. Н. Граббе в 1913-1914 году осуществил перестройку дома по проекту архитектора С. Г. Гингера, в ходе которой лицевой дом поднялся ещё на один этаж, а во дворе появились новые корпуса.

| 17.12.2017

Дом № 26 по Моховой улице был построен еще в конце XVIII века, но своими нынешними чертами обязан архитектору Сергею Гингеру, который в 1913-1914 годах перестроил здание и оформил его в подражание итальянскому Возрождению. В начале XX века домом владел командир императорского конвоя граф Александр Граббе.

В этом доме в разное время проживали критик Владимир Стасов, поэт Тарас Шевченко, композиторы Михаил Глинка и Александр Даргомыжский.

Одну из квартир в парадном подъезде внутреннего двора занимал контр-адмирал Петр Николаевич Лесков . Он родился 11 февраля 1864 года в Петербурге в дворянской семье. Петр Лесков закончил Ревельскую Александровскую гимназию и Морское училище.

С июля 1889 года началась его служба на кораблях Балтийского флота. Он командовал миноносцем № 132, учебным судном «Верный», с 1908 по 1912 годы — крейсером «Аврора», затем — Бригадой резервных крейсеров. В 1915 году Петр Николаевич стал начальником обороны Приморского фронта Морской крепости Императора Петра Великого, затем он командовал этой крепостью. Его аттестации, характеристики изобилуют превосходными степенями — командира Лескова очень любили во флоте.

Революционные перемены Лесков встретил с одобрением. Сохранились воспоминания, где он сообщает коллеге по службе: «А знаете, ведь они [революционеры], собственно говоря, верно пишут».

Однако в октябре 1917 года Лесков был уволен в резерв, затем назначен в распоряжение Верховной морской коллегии и в декабре стал вице-председателем Временного морского крепостного совета Морской крепости Петра Великого, но занимал он эту должность недолго. В марте 1918 года Петр Николаевич был отправлен в отставку и устроился работать электромонтером.

Через три года Лесков вернулся в Управление морским флотом. С февраля 1920 года он служил председателем Комиссии по отправке эсминцев на Каспийское море, затем начальствовал над Петроградской морской базой, был помощником начальника Штаба командующего Морскими силами Республики и впоследствии — начальником Главного управления мореплавания.

В 1923 году Петр Николаевич Лесков стал заведующим Центральным военно-морским музеем и председательствовал в Научно-техническом комитете морского ведомства. Через четыре года контр-адмирал был уволен в отставку и жил в квартире на Моховой как пенсионер.

В 1937 году сотрудники 3 отдела УНКВД ЛО младший лейтенант госбезопасности Тушкин, оперуполномоченный Березко, начальник 9 отделения 3 отдела лейтенант госбезопасности Берлин, начальник 3 отдела майор госбезопасности Перельмутр и заместитель начальника УНКВД ЛО старший майор госбезопасности Шапиро полностью выдумали «контрреволюционную военно-офицерскую организацию», которую они назвали «Российский Обще-Воинский Союз» (РОВС).

По замыслу работников НКВД, участники этой организации «внедрялись в воинские соединения Ленинградского военного округа и Краснознаменного Балтфлота, военно-учебные заведения РККА и РККФ, на заводы оборонной промышленности».

Эта мифическая организация, как указывается в архивных бумагах, «была связана с зарубежными белогвардейскими центрами в Париже и Берлине, германской разведкой и 2 отделом ПГШ, которым участники РОВСа переправили ряд военных и военно-экономических сведений шпионского характера, собранные в СССР».

Энкавэдэшники приписали контрреволюционной организации создание диверсионных групп, которые «должны были при начале войны вывести из строя ряд оборонных заводов путем организации поджогов и взрывов. По директивам Берлинского белогвардейского центра «РОНД» и германской разведки военно-офицерская организация должна была подготовить террористические акты в отношении руководителей ВКП(б) и Советского правительства».

Петр Николаевич Лесков был арестован 2 ноября 1937 года как участник «белогвардейской, офицерской, террористической, диверсионно-шпионской организации РОВСа». Во время ареста были изъяты военные морские карты, чертежи кораблей, судебное обвинение Верховного суда 1929 года, когда Лесков судился за халатность и был оправдан, и золотое обручальное кольцо, на котором были выгравированы фамилия жены Петра Лескова и дата венчания «О.А. Семенова 28 апреля 1891».

Ко времени ареста в семье уже был один репрессированный. В Оренбург был сослан, скорее всего за дворянское происхождение, младший брат Лескова.

Следствие по делу Петра Николаевича шло очень быстро. Известно, что был один допрос, и уже 25 ноября младший лейтенант Тушкин вывел обвинение в том, что «Лесков П.Н. действительно являлся участником РОВСа, в который был завербован в 1925 году в Ленинграде бывшим морским офицером царской армии Затурским В.Е., и знал, что РОВС проводит диверсионную, террористическую и шпионскую работу в пользу Германии. Способствовал проведению вредительской работы в научно-техническом комитете Управления Морских сил СССР по срыву правительственных заданий на новые виды вооружения в Балтфлоте. По заданию бывшего контр-адмирала Любинского собрал и передал через него для германской разведки шпионские материалы по вооружению Балтфлота».

11 декабря 1937 года Комиссия НКВД и прокуратуры СССР согласилась с тем, что Лесков «является участником военно-офицерской организации «Российского Обще-Воинского Союза» (РОВС) и по заданию контрреволюционной организации проводил вредительскую и шпионскую работу в пользу Германии», и вынесла расстрельный приговор.

В деле хранится акт о приведении смертного приговора в исполнение 20 декабря 1937 года. Комендант УНКВД ЛО старший лейтенант госбезопасности Поликарпов отчитался, что выполнил предписание комиссара госбезопасности 1-го ранга товарища Закавского, и Петр Николаевич Лесков расстрелян.

Лишь в 1989 году дело контр-адмирала было пересмотрено и признано полностью сфальсифицированным.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...