Краткая форма война и мир. История создания романа “Война и Мир”

При сегодняшнем ритме жизни, когда все постоянно спешат, когда свободного времени становится все меньше и меньше, тяжело выделить хоть несколько часов в день для чтения. А ведь так приятно отдыхать с интересной книгой в руках! Наверное поэтому все больше людей отдает предпочтение сокращенным вариантам произведений самых разнообразных писателей. Действительно, существует много книг, особенно среди классики, которые не удастся прочесть за один день. Например «Граф Монте-Кристо», «Джен Эйр», «Анна Каренина». В таких случаях очень поможет издаваемое сейчас краткое содержание. «Война и мир» Льва Толстого - уникальная книга, состоящая из четырех томов, которая знакома почти каждому патриоту. Большое количество людей восхищается этим поистине гениальным творением. Она обязательно присутствует в школьной программе для прочтения. Но все же детям достаточно тяжело усваивать ее во время учебы. Почему так выходит? Возможно, из-за современной системы обучения, когда материала в школе подают много, а вот времени для отдыха у детей становится меньше. Вот в таких ситуациях «Война и мир» в кратком содержании чрезвычайно удобна и полезна.

Великий роман русского писателя

Этот уникальный шедевр известен в разных странах мира, им зачитываются с момента его появления. В романе автор отобразил все общественные классы того времени. Описание жизни простого русского народа поражает своей достоверностью. Очень реалистично передано настроение дворянского общества и простых людей во время войны с Наполеоном. Лев Толстой старался при описании сражений не упустить главную мысль, которая состояла в том, что россияне будут защищать свою родную землю до самой смерти.

Итак, краткое содержание - «Война и мир»

Главными героями романа являются граф Пьер Безухов, князь Андрей Болконский, его сестра Мария, семьи Ростовых и Курагиных. Все начинается в 1805 году. В Петербурге на званом вечере происходит бурное обсуждение ситуации, сложившейся в империи. Русские аристократы высказывают громкие фразы о том, что Наполеон - это «корсиканское чудовище», которое хочет захватить весь мир. Лишь двое гостей стараются оправдать действия французского императора - это Пьер, будущий граф Безухов, и его друг - князь Андрей Болконский. Затем автор переносит нас во владения семьи графа Ростова. Там в разгаре праздник, отмечают именины его жены и младшей дочки Наташи. Семья Ростовых очень счастлива. Родители с детьми: Верой, Николаем, Наташей и Петей - живут в полной гармонии, также у них проживает племянница Соня. Николай Ростов впервые выказывает свое желание стать солдатом. Со временем происходит знакомство всех главных героев книги. Начинается война с Наполеоном. Русский народ захлестнула волна патриотизма. И дворяне, и обычные крестьяне - все желают принять участие в защите своей страны от захватчиков. В это время происходит множество событий в жизни князя Андрея: во время родов умирает его супруга, он утрачивает смысл жизни. И только встреча с очаровательной Наташей Ростовой помогает ему стать счастливым человеком. Они решают через некоторое время пожениться.

А Пьер стал графом и женился на первой красавице Элен Курагиной. Он несчастен в браке и также отправляется на войну. Действия главнокомандующего Кутузова подвергаются частой критике из-за того, что он приказывает отступать перед французами. Однако со временем все понимают его правоту, французские войска начинают слабеть. Причина - холодные русские зимы и самоотверженность русских людей. Происходит разрыв между Наташей и князем. Она ужасно страдает, Пьер приезжает ее успокоить. И через некоторое время понимает, что всей душой полюбил Наталью Ростову. Но он женат. Николай Ростов спасает от восставших крестьян молодую дворянку и узнает, что это сестра князя Болконского, Мария. Князь Андрей получает смертельное ранение на войне. По странному стечению обстоятельств за ним ухаживает Наташа. Они много разговаривают, он прощает ее и умирает. У Ростовых тоже горе - на войне погиб Петя. Наташа находит общий язык с сестрой князя, девушки поддерживают друг друга и становятся подругами. Через некоторое время приходят вести об окончании войны, французы потерпели полное поражение. Элен Безухова умерла. Пьер снова встречает Наташу и позже предлагает ей стать его супругой. Девушка соглашается - она поняла, что тоже его любит. Мария Болконская также обретает семейное счастье. Ее избранником стал Николай Ростов, который впоследствии проявил себя заботливым мужем и отцом. Они все счастливы, но никогда не забывают о том, что им довелось пройти, и ценят каждый миг своей жизни.

Вывод

Если вы прочтете хотя бы краткое содержание, «Война и мир» станет вам такой же близкой книгой, как и многие другие образцы литературной классики. По такому беглому изложению можно быстро познакомиться с главными персонажами, узнать, как разворачивались события в той далекой войне. История любви веселой Наташи и князя Андрея всегда будет восхищать нежностью. Обаятельный Пьер поражает добротой и храбростью. Великий Кутузов удивляет дальновидностью и правильно принимаемыми решениями.

Какими получаются фильмы по книге гениального писателя

По мотивам шедевра Л. Толстого снято несколько вариантов кинофильмов. Многие согласятся, что чрезвычайно увлекательно посмотреть ленту после книги и сравнить героев, насколько они соответствуют книжному описанию. Однако следует учесть, что при создании киноленты получается краткое содержание «Войны и мира», поскольку просто нереально снять все точно так же, как в романе. Но от этого фильмы не менее захватывающи. Кстати, очень интересный факт: замечено, что почти все люди, когда-нибудь читавшие «Краткое содержание: "Война и мир"», в дальнейшем обязательно знакомятся с полной версией этого великолепного шедевра мировой литературы.

  • Николай Ростов – сын графа Ильи Андреевича Ростова. В третьей части первого тома занимает важное место в повествовании, показан на войне – как отважный офицер, преданный родной Отчизне и императору Александру. Он просто благоговеет перед государем и готов без раздумий отдать жизнь за него и Родину.
  • Андрей Болконский – в этой части произведения показан как возмужавший молодой человек, адъютант Кутузова, для которого на первом месте стоит вопрос о защите Родины от врага. Переоценка ценностей героем происходит во время ранения. Он понимает важность вечного перед временным, наблюдает величие высокого голубого неба и осознает, как в сравнении с ним ничтожно то, что происходит на земле, где люди ненавидят друг друга.
  • Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – в третьей части первого тома романа «Война и мир» показан как мудрый полководец, переживающий за русскую армию и самоотверженно сражающийся с врагом. Он возражает против плана Вейротера, но к мнению главнокомандующего в этом случае не прислушиваются. Результатом становится то, что в этом бою армия терпит поражение, а сам Кутузов получает ранение в щеку.
  • Наполеон Бонапарт – реальная историческая личность, французский император, который пошел войной на Россию. В третьей части первого тома произведения показан как человек, которому, как это ни парадоксально, присуща жалость к пленным раненым русским солдатам. Приказывает своему доктору Ларрею осмотреть раненого Андрея Болконского.
  • Анатоль Курагин отрицательный персонаж романа «Война и мир», человек, противящийся доброму и хорошему. Любит кутежи, пьянки, хитро обольщает женщин.
  • Марья Болконская – дочь князя Николая, испытывающая давление и даже оскорбления со стороны отца. Девушка понимает, что папа делает это не со зла, и смиряется. Марья – очень положительная героиня, обладающая благородными качествами характера. Она не только прощает подлый поступок мадмуазель Бурьен, но и совершенно искренне желает, чтобы подруга была счастлива с Анатолем.
  • Князь Николай, отец семейства Болконских – человек строгих правил, который очень любит свою дочь, но относится к ней сурово и порой без снисхождения, желая во что бы то ни стало правильно воспитать.
  • Мадмуазель Бурьен – живет в семье Болконских как компаньонка. Это женщина, которая не дорожит хорошим к ней отношением и при первом же случае предает Марью.
  • Князь Василий – отец Елены, Анатоля и Ипполита Курагиных, человек, желающий преуспеть, с целью чего сближается с полезными людьми. Когда Пьер Безухов стал богатым графом, Василий придумал план, как женить на нем свою дочь Элен.
  • Пьер Безухов – в третьей части первого тома показан как богатый молодой человек, пред которым предстает выбор – жениться ли на Элен Курагиной. К сожалению, не имея мужества противостать обстоятельствам, он соглашается на этот брак, хотя в душе и понимает, какие нехорошие последствия влечет за собой этот опрометчивый шаг.

Глава первая

Князь Василий был светским человеком, который просто хотел преуспеть, при этом не желая никому зла. Интересом его жизни были планы по сближению с полезными, по его мнению, людьми. Так как Пьер Безухов внезапно стал очень богатым, у Василия созрело решение выдать замуж за него свою дочь Элен.

Что же касается самого Пьера, то он «после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою…» К неожиданно разбогатевшему молодому человеку стали относиться совершенно иначе, чем прежде: даже со злыми и враждебными происходила метаморфоза, они становились нежными и любящими. Например, старшая из княжон, ранее испытывающая к Пьеру откровенную неприязнь, переменилась к нему в отношении, делая вид, что испытывает сожаление по поводу ранее происходивших между ними недоразумений. Тем более добрее княжна стала с тех пор, когда Пьер по просьбе князя Василия подписал вексель на 30 тысяч в ее пользу.

Предлагаем ознакомиться с в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, проследить за их судьбами и узнать качества характера.

Наивный Пьер верил в искренность этих людей, начавших относиться к нему так хорошо. Но жалел и о прежних друзьях, из которых в Петербурге не осталось многих. В один из зимних дней молодой человек получил от Анны Шерер записку с приглашением, где сообщалось о прекрасной Элен, на которую невозможно не любоваться. Он согласился. Однако, девушка заманивала его в свои сети только лишь из корысти, но Пьер, смутно чувствуя, что надвигается что-то плохое, все же не мог противостать мнению светского общества.

Глава вторая

Намерением князя Василия было женить его сына Анатоля на дочери Николая Болконского, с целью чего он решил посетить его имение. Но прежде, чем осуществить этот план, возникла необходимость решить вопрос с Пьером Безуховым, который, даже помимо своей воли, привязывался к Элен Курагиной.

Убеждая себя, что Елена – прекрасная девушка, молодой человек в душе понимал, что это далеко не так, и желал разорвать с ней отношения. Но для этого нужна была решимость, а её у Пьера не было, тем более, что внешние обстоятельства все более и более способствовали встречам с красивой дочерью князя Василия.

В день именин Элен у князя ужинало немного людей, в основном близких. Все чувствовали, что должно случиться что-то важное. Гости были в веселом настроении, только Пьер и Элен подсознательно понимали, что они сейчас находятся в центре судьбоносного события. Когда мало-помалу посетители разошлись, князь Василий с выражением торжественности на лице решительно вошел в гостиную и благословил Пьера и дочь Елену как жениха и невесту. Через полтора месяца они обвенчались.

Глава третья

Князь Николай Болконский получил письмо от Василия Курагина, который сообщал о скором визите к нему вместе с сыном Анатолем. Наконец, гости, к большому неудовольствию князя Николая, переступили порог дома Болконских. Но зло свое Николай Андреевич сорвал на слугах, приказав закидать снегом расчищенную для «министра» дорогу. Затем посыпались придирки – и в адрес дочери, и по поводу якобы грязной тарелки. Гнева князя испугалась даже маленькая княгиня, по этой причине не пожелавшая выйти из своей комнаты.

Однако, после обеда князь смягчился, и подошел к испуганной невестке, которая при виде его побледнела. Однако, Николай Андреевич уже был в лучшем настроении.

В виду того, что приехали гости, стали наряжать княжну Марью, забывая о том, что некрасивое лицо невозможно изменить. А девушка, понимая это, чуть не плакала и просила оставить её. Конечно, она мечтала о семейном счастье, но боялась, что из-за своей неприглядной внешности никогда не станет женой. Терзаясь такими мыслями, Марья получила утешение от Господа, который говорил с ней в сердце её: «Если Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю».

Глава четвертая

Наконец, княжна Марья вошла в комнату, где сидели Василий Андреевич с сыном. Анатоль в первый день знакомства с дочерью князя казался очень молчаливым, однако, осознание своего превосходства прослеживалось во всем его поведении. «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться?» – будто бы говорил он своим видом.

Впрочем, затем между гостем и домочадцами завязалась непринужденная беседа, в которой активно участвовала мадмуазель Бурьен.

Сердился по поводу приезда нежеланных гостей только князь Николай, подсознательно понимая, что очень не хочет выдавать свою дочь замуж. Он был очень не рад тому, что Марья без его спроса красиво нарядилась и снова в резкой форме сделал ей замечание, чем довел бедную девушку до слез.

Однако, все три женщины – княжна Марья, Лиза и мадмуазель Бурьен – были польщены вниманием молодого человека, появившегося в их доме и, по их мнению, скрасившего однообразную жизнь.

Глава пятая

Под впечатлением событий прошедшего дня женщины долго не могли заснуть. Марья размышляла о «добром» Анатоле, и на нее вдруг напал такой страх, что пришлось попросить горничную ночевать с ней в комнате. Мадмуазель Бурьен долго гуляла по зимнему саду, а маленькая княгиня никак не могла хорошо улечься: «все было тяжело и неловко».

Князь Николай, очень недовольный реакцией Марьи на Анатоля, чувствовал себя оскорбленным. Он замечал, что молодой человек смотрит только на мадмуазель Бурьен, и хотел открыть глаза наивной дочери.

Действительно, Анатоль стал флиртовать с компаньонкой Марьи. А князь, то становясь ласковым, то впадая в грубость, пытался в разговоре с дочерью узнать, действительно ли она хочет замуж за Анатоля. «Он тебя возьмет с приданым да кстати захватит mademoiselle Bourienne. Та будет женой, а ты…» – выпалил он в сердцах. На глазах княжны снова появились слезы. На самом деле, отец, может, сам того до конца не осознавая, хотел предостеречь свое дитя от непоправимой ошибки, хотя и предоставлял дочери в этом вопросе свободу выбора. Однако, его опасения по поводу распутного поведения гостя подтвердились. Княжна Марья увидела обнимающихся Анатоля и Бурьен. Реакция несостоявшейся невесты была удивительной: вместо того, чтобы обидеться на соперницу, она начала утешать её, обещая, что все сделает для счастья подруги, которая «так страстно его любит», «так страстно раскаивается». И, к радости отца, объявила при князе Василии, что не хочет выходить замуж за Анатоля.

Глава шестая

Ростовы долго не получали известий о сыне Николае, как вдруг пришло письмо. Обрадованный граф зашел в свою комнату, чтобы прочитать столь долгожданную весточку. Анна Михайловна, которая до сих пор жила у Ростовых, увидев реакцию отца на письмо сына – он и рыдал, и смеялся одновременно, – предложила свою помощь. Илья поделился с ней известиями о Николае, рассказав, что он был ранен, а теперь произведен в офицеры.

Наталье Анна Михайловна сначала не хотела говорить, что пришло письмо от брата, но затем, уступив настойчивым просьбам, призналась, взяв с нее слово держать это в секрете. «Честное, благородное слово, никому не скажу…» – пообещала Наташа, но тут же помчалась с новостью к Соне. Так домашние, включая и брата Петю, и графиню (которой решили признаться позже, чтобы не расстроить) узнали о письме.

Наконец, «письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук». Каждый из членов семьи посчитал нужным передать ответную весточку. К письмам были приложены деньги – шесть тысяч на обмундирование и разные вещи.

Глава седьмая

12-го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – австрийского и русского. Николай Ростов узнал, что родные передали деньги и письма, нужно их получить у Бориса в условленном месте. Это было как нельзя кстати, потому что средства молодому человеку были крайне необходимы – и он поехал в гвардейский лагерь, который находился рядом. Наконец, друзья, Борис и Николай, полгода не видевшие друг друга, встретились. Им было о чем поговорить после вынужденной разлуки. К друзьям присоединился Андрей Болконский, которому не понравились рассуждения Ростова о том, что штабные получают награды, просто отсиживаясь в тылу. Но князь корректно, не прибегая к оскорблениям, остудил пыл молодого человека.

Глава восьмая

На следующий день после того, как состоялось свидание Бориса и Николая, прошел смотр австрийских и российских войск. Ростов, находящийся в первых рядах российской армии, радуется, видя императора, приветствующего войско. Он испытывал «чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества» и готов был без раздумий, если это понадобится, отдать жизнь за родную Отчизну, за царя. Еще большую радость произвело известие, что доблестные воины заслужили георгиевские знамена.


Николай с таким восторгом воспринял происходящее, что, увидев Андрея Болконского среди свиты, в душе сразу простил ему вчерашние слова. «В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды?!» – думал он.

Глава девятая

На следующий день после смотра Борис принял решение поехать в Ольмюц к Андрею Болконскому, чтобы снискать расположение столь важного лица и, если возможно, по его протекции быть произведенным в адъютанты. Неудивительно, что он хотел сделать карьеру, ведь, в отличие от Николая Ростова, не имел больших денег. Невольно в душу закрадывалась зависть.

Предлагаем любознательным и вдумчивым читателям в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

После некоторых препятствий аудиенция между Болконским и Борисом, наконец, состоялась. Андрей был рад покровительствовать молодому человеку, помочь ему продвинуться «в светском деле», чтобы потом ощущать чувство гордости за полезное дело – и привел Бориса в Ольмюцкий дворец, к князю Долгорукову. Но, как ни старался он замолвить слово за юношу, мешали преграды. Когда Андрей уже начал было просить о деле Бориса, Долгорукова внезапно вызвали к императору. Молодой офицер, так желающий продвинуться по карьерной лестнице, пока остался в Измайловском полку.

Глава десятая

Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, был оставлен в резерве и не участвовал в сражении по занятию города Вишау. Но русская армия смело воевала с противником, и в результате одержала блестящую победу. В то время был захвачен в плен целый эскадрон французов.


Николай стал свидетелем того, как двое казаков вели пешком пленного драгуна, которым оказался «молодой малый, альзасец, говоривший по-французски с немецким акцентом». Захваченный в плен француз просил пожалеть его лошадку.

В этот день произошло еще одно событие, сыгравшее роль в жизни Ростова. Гусары увидели проезжавшего государя Александра, и это наполнило душу Николая настоящим счастьем и восторгом. Даже его друг Денисов шутил по этому поводу, что Ростов «влюбился в царя».

Глава одиннадцатая

Чувствительный царь Александр не остался равнодушным при виде раненых и убитых и, находясь под впечатлением, заболел. 17 ноября в Вишау приехал французский офицер по имени Савари и требовал свидания с русским императором.

Целью «присылки Савари» было предложение мира и свидания двух императоров – французского и русского, однако, государь отказался от личной встречи и на переговоры с Наполеоном был отправлен Долгоруков.

Бонопарт боялся генерального сражения, и этим хотели воспользоваться русские офицеры, полагающие, что теперь непременно победа будет за русской армией. Однако, главнокомандующий Кутузов имел по этому поводу совершенно противоположное мнение, считая, что битва будет проиграна.

Глава двенадцатая

В результате военного совета, который весьма неохотно возглавлял Кутузов и на котором присутствовал князь Андрей Болконский, было решено исполнить диспозицию к атаке неприятеля, воплотить план Вейротера – даже вопреки тому, что с ним был не согласен главнокомандующий. Андрей Болконский тоже хотел высказать по этому поводу свои мысли, но ему это не удалось.

Глава тринадцатая

Из-за плохой видимости – стоял сильный туман – русские не имели возможности начать сражение. Была ночь. Ростов, находясь в полудреме, мечтал о том, как расскажет сестре Наталье, что видел самого государя. Вдруг раздалось несколько выстрелов.

Ростов, подъехавший к отряду Багратиона, просил, чтобы его приставили к первому эскадрону, и его желание было исполнено. Тем временем армия противника тоже готовилась к сражению. Наполеоном был зачитан приказ о наступлении.

Глава четырнадцатая

Армии готовятся к сражению под Аустерлицем. В движении колонн наблюдается беспорядок, что сразу же замечает Кутузов. Туман никак не рассеивается. Для Наполеона этот день – годовщина его коронования – был торжественным. Наконец, он снял перчатку с красивой белой руки и дал приказ начинать дело.

Глава пятнадцатая

Для князя Андрея Болконского наступала давно желанная минута. Кутузов передал генералу приказ строить солдат в колонны и затем идти в обход деревни. Но между ними возникли разногласия, так как генерал предполагал построиться за деревней. Обстановка накалялась.

Увидев своего адъютанта Андрея, Кутузов немного смягчился и произнес: «Ступайте, мой милый, посмотрите, прошла ли третья дивизия через деревню. Велите ей остановиться и ждать моего приказания…»

После этого Кутузов увидел двух приближающихся к колоннам императоров со свитой, и «вся его фигура и манера вдруг изменились». Он вдруг превратился в «подначальствующего» человека. На вопрос императора Александра «Что же Вы не начинаете?..» Кутузов ответил: «Я поджидаю, Ваше величество». Главнокомандующий оттягивал наступление в надежде сохранить войска, но государь настаивал на немедленном начале сражения. Кутузов не смел ослушаться императора.

Глава шестнадцатая

Кутузов вглядывался в рассеивающийся туман. Адъютанты и генералы, по очереди смотря в зрительную трубу, обнаружили, что французы очень близко от них. Начался бой. Несмотря на ранение в щеку, Кутузов ринулся в толпу бегущих. «Остановите этих мерзавцев!» – задыхаясь, приказывал он полковому командиру. Солдаты начали стрелять без всякой команды.


Подпрапорщик выпустил знамя из рук, но Андрей Болконский подхватил его и с криком «ура» побежал вперед. Адъютант Кутузова был уверен, что весь батальон побежит за ним и поначалу так и случилось. Он слышал над собой свист пуль, видел борьбу рыжего артиллериста и французского солдата, которые дрались за банник, но в какой-то момент почувствовал, что ранен. Над ним не было ничего уже, кроме неба. Всматриваясь в него, Андрей, наконец, осознал, что все, происходящее ранее, было пустым. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» – удивлялся он.

Глава семнадцатая

Все желания Николая Ростова, который после короткого сна чувствовал себя решительным и храбрым, исполнялись: он был ординарцем при храбрейшем генерале; ехал с поручением к Кутузову, а, возможно, и к самому государю. Однако, по пути пылкому юноше пришлось столкнуться с трудностями: сначала прямо на него «шла огромная масса кавалеристов на вороных лошадях», затем он увидел, как русские и австрийские солдаты стреляли друг в друга, в результате чего было много раненых, но не мог допустить и мысли о поражении и бегстве своих соотечественников.

Глава восемнадцатая

Ростов, находясь около деревни Праца, искал Кутузова и государя. Он спрашивал о них, но один солдат утверждал, что император сильно ранен, это же подтверждали и некоторые офицеры. Николай растерялся, и, не зная настоящей правды, был обескураженным и расстроенным. Вдруг счастье улыбнулось Ростову: он увидел своего обожаемого государя за деревней, сидящим на коне, целым и невредимым и понял, что слухи о его ранении были неправдивыми. Однако, радуясь такой неожиданной встрече и размышляя о произошедшем, юноша упустил возможность поговорить с царем о важном деле, ради которого упорно искал императора. Он боялся, что государь изменит о нем мнение в худшую сторону, тем более, уже знал, что сражение проиграно.

Глава девятнадцатая

Раненый Андрей Болконский истекал кровью и стонал. Вдруг он услышал звуки копыт лошадей. Это были приближающиеся французы. Вдруг перед ним остановился сам Наполеон, который, сначала посчитал, что лежащий навзничь молодой человек, уже мертв, произнес: «Вот прекрасная смерть». Однако, всмотревшись внимательнее, император понял, что он жив и приказал отнести раненого на перевязочный пункт. Андрей не мог уже отвечать на вопросы Наполеона и молчал, однако, Бонапарт приказал, чтобы его осмотрел доктор Ларрей.

Удивительно, что французский император ласково обращался с русскими пленными. Но Андрей размышлял о другом – о смысле жизни, о Боге, о том, есть ли жизнь за гробом. Все происходящее в сравнении с этим казалось таким мелочным и ничтожным. Доктор Ларрей, осмотрев раненого, сделал вывод о том, что он безнадежный и уже не выздоровеет, и Болконский был отдан на попечение жителей деревни.

«Война и мир»

(Роман-эпопея)

Пересказ

Том I

Часть первая

Петербург 1805 г. Великосветский вечер у Анны Павлов­ны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Разговор во время всего приема ведется исключи­тельно на французском языке. Тон задают хозяйка и чиновный князь Василий Курагин, который был значительным лицом при дворе. Это человек, полностью живущий по правилам све­та, презиравший всех и вся, кроме своей собственной персоны. Разговор о Наполеоне, этом убийце и злодее, его революции. План Анны Павловны — женить младшего сына Василия — Анатоля, «беспокойного» дурака — на своей родственнице, богатой княжне Марье Болконской, которая, по слухам, была несчастлива, живя вместе с отцом. Отцом Марьи является ста­рый князь Болконский, который очень богат и скуп.

Гости Шерер — высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия красавица Элен, которая была в шифре и бальном платье, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болкон­ская, ездившая лишь на небольшие вечера по причине сво­ей беременности. Но, несмотря на свое положение, княгиня чувствовала себя в этом обществе прекрасно. Отличительной чертой Лизы является верхняя «с чуть черневшимися усика­ми» губка, которая была коротка, а потому слегка прикры­вала верхние зубы, отчего княгиня была похожа на белочку. Эмигрант — француз виконт Мортемар, аббат Морио. Обряд приветствования тетушки хозяйки. Тетушка — маленькая, никому не нужная и никому не интересная старушка — вежливо приветствовала всех, кто к ней подходил, говорила о здоровье императрицы. Гости, исполнив обряд, отходили от старушки с чувством глубокого облегчения, «чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появление на вечере Пьера Безухова. Это был массивный, даже толстый молодой чело­век, незаконнорожденный сын знаменитого екатерининско­го вельможи, графа Безухова, который находился сейчас при смерти в Москве. Пьер отличался от всех, находившихся в гостиной, умным, робким, наблюдательным и естествен­ным взглядом. По мнению людей высшего света, Пьер был человеком, не умеющим жить.

Сравнение вечера у Анны Павловны с работой прядиль­ной мастерской, а самой Анны Павловны с хозяйкой этой ма­стерской, которая, «посадив работников по местам, прохажи­вается по заведению, замечая неподвижность или непривыч­ный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. Портрет Элен: это красивая женщина, в которой нет и доли кокетства, ей даже «как будто совестно было за свою красоту». Портрет­ный штрих, который подчеркивается в Элен, — это ее мрамор­ные плечи. Князь Василий просит Анну Павловну образумить Пьера, научив его вести себя в светской жизни.

Княгиня Анна Михайловна Друбедкая, пожилая дама, которая сидела прежде с тетушкой, просит князя Василия по­хлопотать перед царем о переводе ее сына Бориса в гвардию.

Характеристика Пьера Безухова. Это был неуклюжий, чуть выше обыкновенного роста, широкий, с огромными руками человек. Он был рассеян, но в то же время доброду­шен, прост и скромен. Он постоянно улыбался своей улыб­кой, которая как бы говорила: «Мнения мнениями, а вы ви­дите, какой я добрый и славный малый».

Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Лиза не хочет, чтобы князь Андрей шел на войну, она счита­ет, что здесь он занимает прекрасное положение: он адъютант у дяди. Она предлагает ему устроить его карьеру еще лучше. Даже в семейном кругу княгиня разговаривает капризно­игривым тоном, которым она разговаривала в гостиной Анны Павловны. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассу­ждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах света. Князь Андрей советует Пьеру не жениться до старости, чтобы не потерять «что в тебе есть хорошего и высокого». Же­нитьба, по его мнению, — это заколдованный круг, из которо­го не выбраться. А светские женщины — «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем».

Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Графиня — женщина лет сорока пяти, с восточным типом лица, у которой было двенадцать детей. Граф — человек, любящий и умеющий пожить, разговаривавший со всеми гостями одинаково и на русском языке. Прием поздравительных визитов по поводу именин у Ростовых двух Наталий — матери и дочери. Ви­зит матери и дочери Курагиных. Разговор о главной город­ской новости — болезни старого графа Безухова и его не­законном сыне, которого выслали из Петербурга, о судьбе огромного наследства, которое останется после смерти ста­рика Безухова. Пьера выслали в Москву, а Долохов раз­жалован в солдаты за хулиганство. Они привезли с собой к актрисам медведя. Приехала полиция унимать разбуше­вавшихся молодых людей. Так они поймали квартального, привязали его спиной к медведю и пустили плавать в Мой­ку. Пьер теперь в Москве, в доме своего отца. Граф Кирилл Владимирович имел много незаконных детей, но Пьер был его любимцем. Все гадают, кому достанется наследство: Пьеру или князю Василию, который является наследником имения Безухова по жене.

Глава VIII.

Молодежь дома Ростовых: Наташа, Николай — сту­дент, старший сын графа и графини, Петя — меньшой сын, Соня — пятнадцатилетняя племянница графа и Борис Дру­бецкой — офицер, сын княгини Анны Михайловны, — в го­стиной. Сюда вбегает группа молодых людей под предводи­тельством Наташи Ростовой. Наташа — некрасивая, с боль­шим ртом, черноглазая. Она была в том возрасте, «когда де­вочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». История куклы Мими. Борис рассказал, что знал эту Мими еще мо­лодою девицею, но за пять лет она состарилась, и у нее по всему черепу треснула голова. Эта история очень рассмеши­ла всю молодежь и, больше не имея возможности сдержи­вать смех, они убежали из гостиной. Здесь остались только Соня и Николай.

В гостиной. Племянница графа Соня. Это маленькая миниатюрная брюнетка, с длинными ресницами и мягким

взглядом. У нее черные волосы, заплетенные в косу, желто­ватый оттенок кожи. Движения ее были мягкими, гибки­ми, нежными, повадки хитрыми, но сдержанными, чем она напоминала кошечку. Влюблена в Николая. Разговор графа с гостьей о поступлении Николая на военную службу. Ни­колай бросает университет, считая, что у него есть призва­ние к военной службе, но родители не хотят его отпускать. Разговор заходит о воспитании. Граф рассказывает, что они с графиней баловали Наташу, ничего ей не запрещали. По­этому, добавляет графиня, Наташа ничего не скрывает от матери. Вера. Это старшая дочь Ростовых, красивая, неглу­пая, училась прекрасно, голос великолепный, но почему-то всегда была не к месту.

Наташа Ростова прячется в цветочной, надеясь здесь до­ждаться Бориса, но становится свидетельницей сцены рев­ности между Соней и Николаем. Сцена ревности: Соня при­ревновала Николая к Жюли Карагиной. Николай говорит, что любит только Соню. Поцелуй Николая и Сони. Наташа вызывает Бориса в цветочную. Ее предложение Борису по­целовать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор о любви между ними. Борис говорит, что любит Наташу, и он сде­лает предложение, но надо ждать еще четыре года. Они до­говариваются, что, когда Наташе исполнится 16 лет, Борис попросит ее руки. Наташа счастлива.

Влюбленные пары в диванной: Соня с Николаем и Ната­ша с Борисом. Соня сидела близко к Николаю, который пе­реписывал ей стихи, в первый раз им сочиненные. Наташа и Борис сидели у окна, разговаривали, но замолчали, когда вошла Вера. Ссора с Верой. Вера, разозленная счастьем моло­дых, всячески старается их задеть, говоря Наташе неприят­ные вещи. Наташа обижается, Вера остается довольной и не считает себя виноватой. Разговор двух подруг детства: гра­финя Ростова жалуется на расстройство состояния, княги­ня Анна Михайловна Друбецкая рассказывает об устройстве своего сына в гвардию и жалуется на свои денежные обстоя-

тельства — ей не на что обмундировать Бориса. Княгине тре­бовалось для этого 500 рублей, а у нее было всего 25. Ее на­дежды на наследство графа Безухова, так как Борис являет­ся его крестником. Анна Михайловна собирается ехать к Без­ухову, Ростова говорит, чтобы та позвала на именины Пьера.

Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом едут на­вестить больного графа Безухова. По дороге Анна Михай­ловна говорит сыну, чтобы тот помнил, что от графа Безу­хова зависит его будущая судьба. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Князь Василий Сергеевич совсем не рад видеть в доме графа Друбецкую, так как «боялся най­ти в ней соперницу по завещанию графа Безухова», и жела­ет, чтобы она поскорее ушла. Но Анна Михайловна, благо­даря своему умению, остается в доме. В доме графа все ждут только худшего, графу с каждым часом становиться хуже. Анна Михайловна решает ходить за больным. Бориса Дру­бецкая посылает проведать Пьера.

Глава XIII.

Пьер Безухов приехал в Москву несколько дней назад и, как всегда это делал, остановился в доме своего отца. Его приезд воспринимается в штыки княжнами, которых было три. Особенно недружелюбно относится к Пьеру старшая сестра — «чистоплотная, с длинною талией, строгая деви­ца». Приход к Пьеру в комнату Бориса Друбецкого, разго­вор и объяснение между ними. Пьер видел в последний раз Бориса четырнадцатилетним мальчиком, а потому не сра­зу узнает его. Борис приглашает Пьера на именины к Ро­стовым. Кроме того, Борис уверяет Пьера, что ни он, ни его мать не имеют никакого интереса к наследству графа Без­ухова. По крайней мере он, Борис, даже не примет ниче­го, если Кирилл Владимирович ему что-либо оставит. Пьер польщен таким пылким заявлением этого милого, умно­го и твердого, по мнению Пьера, молодого человека. Он со­бирается поближе познакомиться с Борисом. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым, их разговор о заве­щании графа Безухова. Борис сомневается, что граф Безу-

хов оставит что-нибудь им. Анна Михайловна только вос­клицает в ответ: «Как он плох!»

Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей. Граф не спрашивает ее, зачем нужны такие деньги, дает ей требую­щуюся сумму. По возвращении Друбецкой отдает их на об­мундирование Бориса. Слезы обеих. Плакали они о том, что они дружны, что их молодость прошла, что они теперь заня­ты таким низким предметом, как деньги.

У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крест­ной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимовой, дамы, «зна­менитой не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой общения». В это время в кабинете Ростова шел разговор о войне. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Шиншин — старый холостяк, штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом. Берг — свежий, розовый гвардейский офицер, «безупречно вымы­тый, застегнутый и причесанный». Разговор этого молодого человека всегда касался только его одного или чего-то име­ющего к нему отношения. В остальных случаях он молчал, предпочитая слушать. Берг доказывает Шиншину выгоды службы в пехоте. Ведь только там можно сделать себе со­стояние, да еще и посылать деньги родителям. Пьер Безухов в гостиной Ростовых. Он приехал перед самым обедом и чув­ствовал себя у Ростовых неловко. Его стараются разговорить, но от стеснения он не может вымолвить ни слова. Приезд Ахросимовой. Она дарит Наташе яхонтовые сережки. Гости идут к столу. За столом они размещаются по двум сторонам. На одном конце графиня, Анна Михайловна и другие гостьи. А на другом — граф с гостями. Пьер и за обедом продолжает чувствовать неловкость, много есть и пьет. Обед.

Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бонапар­том. Полковник рассказывает, что в Петербурге вышел ма­нифест об объявлении войны, который он сам видел. Завя-

зался спор о том, следует ли России вступать в войну. Мне­ния разделились за и против. Реплика Николая Ростова в поддержку мнения, что Россия должна вступать в войну, о том, что «русские должны умирать или побеждать». Ша­лость Наташи. Наташа поспорила с младшим братом Петей, что спросит у матери через весь стол, какое пирожное будет. Ее выходка была принята хорошо. Все смеялись смелости и ловкости этой маленькой девочки.

Глава XVII.

Пение молодежи. Гости вернулись в гостиную, стали просить спеть что-нибудь Наташу и Николая. Наташа не находит в гостиной Сони. Соня была в коридоре на сундуке. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, на­писанных ей. Ее объяснения с Наташей. Соня плакала из-за того, что Николай уезжает на войну, а также из-за того, что Николай является ее кузеном и брак их невозможен. А по­тому Николай женится на Жюли Карагиной. Наташа успо­каивает Соню, говорит, что все будет хорошо, потому что Николай троюродный брат Сони, а такие браки разрешены. Соня успокаивается, они с Наташей возвращаются в гости­ную. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Тан­цы. Пьер приглашает Наташу танцевать. Она горда и счаст­лива тем, что «танцевала с большим, с приехавшим из-за границы». Граф Илья Андреевич Ростов с Марьей Дмитри­евной Ахросимовой танцуют «Данилу Купора», любимый танец графа. Он танцуют так, что все стоят очарованные простотой и незамысловатостью русского народного танца.

Глава XVIII.

В доме графа Безухова. С графом сделался шестой удар. Приготовление к соборованию. Разговоры присутствую­щих. Все сомневаются, что после шестого удара граф оста­нется жив. Опять возникает вопрос, кому останется все иму­щество. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа. Князь говорит Катерине Семе­новне, что сейчас самое время подумать о будущем, о том, что он, и она, и ее сестры являются единственными наслед­никами Безухова. Князь Василий опасается того завещания, которое граф написал прошлой зимой и в котором все остав­ляет Пьеру. Кроме того, он вспоминает о письме, которое Ки­рилл Владимирович писал государю об усыновлении Пьера. И если так и будет, Пьер, как законный сын, получит все. За­тем князь Василий уже прямо предлагает княжне найти за­вещание и письмо и уничтожить их. Княжна говорит, что все бумаги хранятся у графа в мозаиковом портфеле.

Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Анной Ми­хайловной Друбецкой. Старый граф потребовал, чтобы ему позвали Пьера. Но Пьер сомневается, нужно ли ему появ­ляться у отца. Анна Михайловна уговаривает его все же пой­ти, ведь это его отец и он при смерти. Пьер в приемной ком­нате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих. Князь Василий с некоторым страхом смотрит на Пьера, остальные, бывшие в гостиной, с любо­пытством рассматривают Пьера. Все указывают на него гла­зами, кто со страхом, кто с подобострастием. Пьер чувствует себя неловко и старается вести себя правильно, как принято в обществе. Все проходят в комнату умирающего.

Пьер у больного отца. Граф Безухов. Граф лежал на длинном вольтеровском кресле. У него была седая грива волос, широкий лоб, крупные морщины на красно-желтом лице. Рядом стояли духовные лица. Все стояли молча и мо­лились. Только князь Василий и старшая княжна медленно пошли в глубь комнаты к высокой кровати графа. Затем на некоторое время они скрываются в дальней комнате, но по­том опять возвращаются к больному. Пьер все это замечает, но не придает их действиям никакого значения. Соборова­ние. Старого графа переносят на кровать. Граф на минуту очнулся, но потом опять впал в забытье. Пьер плачет и вы­ходит из комнаты.

Пьер и Анна Михайловна заходят в приемную, где си­дят князь Василий Курагин и княжна Катишь и о чем-то

переговариваются. Как только Пьер входит, княжна что-то прячет. Анна Михайловна тоже замечает, что тут что-то не так. Происходят спор и борьба из-за портфеля с завещани­ем. Друбецкая старается отобрать у княжны портфель, в ко­тором лежит завещание умирающего. В завещании граф все оставляет Пьеру. Старшая княжна уверяет Друбецкую, что это старая ненужная бумажка, но та не сдается. Случайно княжна отпускает портфель, Анна Михайловна, подхва­тив его, уходит в спальню. Смерть Безухова. На другое утро Анна Михайловна сообщает Пьеру, что отец оставил, скорее всего, все ему и просит не забыть о Борисе. Из ее уст вся Мо­сква узнает о поступке князя Василия и княжны Катишь и об убитом горем Пьере.

Глава XXII.

Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Ни­колай Андреевич Болконский — генерал-аншеф, который был сослан при Павле в деревню и жил там теперь безвыезд­но с дочерью княжной Марьей. Был занят то писанием ме­муаров, то высшей математикой, то работой в саду. Глав­ное в его жизни — это порядок, а потому князь был резок, требователен. Он был невысокого роста, «с маленькими су­хими ручками и серыми висячими бровями», имел умные и молодые блестящие глаза, всегда ходил в напудренном парике. На всех наводил страх, особенно на свою дочь. Его дочь — княжна Марья. Это девушка с болезненным, некра­сивым лицом. Как ее отец любил порядок, так она порядок не любила.

Глава XXIII.

Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болконского с же­ной. Несмотря на приезд сына, старый князь не пожелал изменить своим привычкам, он обычно спал в это время. Их встреча с княжной Марьей и ее компаньонкой францу­женкой Бурьен. Бурьен казалась обезумевшей от счастья, а Марья вся залилась слезами, увидев брата. Лиза болтала без умолку, но княжна Марья только молча, с любовью смо­трела на Андрея. Ее волновал вопрос, едет ли князь Андрей на войну. Он дает положительный ответ. Встреча старого

князя с сыном и их разговор о войне и политике. Старый князь пустил сына на свою половину во время одевания. Князь Андрей заходит туда с тем выражением лица, кото­рое у него было только тогда, когда он разговаривал с Пье­ром. Андрей рассказывает отцу план военной кампании против Наполеона. Старый князь слушает с явным неудо­вольствием. Он не одобряет ни войну, ни желание России вступать в нее.

Глава XXIV.

Обед в Лысых Горах. Во время обеда старый князь из­учает маленькую княжну, задавая ей всякие вопросы. Сна­чала она кажется смущенной, но когда князь спрашивает ее о родных и друзьях, она оживляется и начинает болтать не умолкая. Князь, составив себе о ней мнение, отворачивается от нее, начиная разговор с другими. Спор старого князя с сы­ном о Суворове и Бонапарте. По мнению старого князя, На­полеон — «ничтожный французишка, имевший успех толь­ко потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». На что Андрей отвечает, что Бонапарт — великий полководец. В ходе спора никто не поменял своего мнения. Сгоряча ста­рый князь кричит Андрею, чтобы тот убирался к своему Бо­напарту. После обеда маленькая княгиня, со страхом погля­дывавшая на отца мужа, говорит, что боится его.

Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Перед отъездом князь Андрей испытывает смешанные чувства: «страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить Жену, — мо­жет быть, и то и другое…» Его прощальная беседа с сестрой. Во время разговора Андрей жалеет сестру, которой нелегко приходится с отцом. Но княжна Марья, которая благогове­ет перед отцом, запрещает так ему говорить. Марья просит Андрея выполнить одну ее просьбу: надеть «старинный об­разок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на сере­бряной цепочке мелкой работы». Княжна Марья благослов­ляет брата образом. Прощание князя Андрея с отцом, же­ной и сестрой. Князь Андрей просит отца позаботиться о его жене, о ее родах. Старый князь дает сыну письмо к Миха-

илу Илларионовичу Кутузову, в котором просит последне­го, чтобы тот князя Андрея «в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал». Старый князь старался держаться, но чувства взяли свое и «что-то дрогнуло в ниж­ней части лица старого князя». С женой Андрей попрощал­ся холодно. Отъезд Андрея.

3.7 (73.33%) 3 votes


На этой странице искали:

  • война и мир краткое содержание 1 том
  • война и мир 1 том краткое содержание
  • война и мир краткое содержание по главам том 1
  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание по главам
  • война и мир том 1 краткое содержание по главам

ТОМ ПЕРВЫЙ

Июль 1805 г. У фрейлины императрицы Марии Федоровны Анны Шерер проходит большой свет­ский прием. На нем присутствует важный гость - князь Василий Курагин. У него ленивая манера общения, как у актера, задействованного в старой пьесе. Анна Павловна, наоборот, чрезвычайно ожив­лена и порывиста, она следует своему амплуа эн­тузиастки, которое сложилось у нее в обществе. Следует даже тогда, когда этого не хочется. Свет­ская беседа переключается на политику: говорят о Бонапарте, об императоре Александре. Князь

Василий заводит разговор о месте первого секре­таря в Вене - он мечтает пристроить туда своего сына.

Анна Павловна советует Курагину женить от­прыска на княжне Болконской, она богата, правда, отец ее умен и скуп. Князь Василий полагается на Анну Шерер в устройстве этой женитьбе.

Гости все прибывают. Приезжает высшая знать Петербурга. За князем Василием заезжает его дочь Элен, вместе они должны ехать на праздник к английскому посланнику. Приезжают княгиня Болконская - она беременна, поэтому светские вечера посещает довольно редко, - князь Иппо­лит, аббат Морио и др. Всех гостей хозяйка салона тут же подводит к маленькой старушке в высоких бантах, та говорит словно заученные речи, отда­вая дань вежливости. Приезжает толстый моло­дой человек, коротко стриженный, в очках, оде­тый по моде, - Пьер Безухов. Это незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи, графа Бе­зухова, который доживает свой век в Москве. Пьер еще нигде не служил, он недавно приехал из-за границы, в настоящее время живет у князя Васи­лия. Это первый выход Пьера в свет. Пьер умен и робок, он очень отличается от остальных гостей, не участвует в глупой беседе, обрывает собесед­ника на полуслове. Вместе с тем он искренне же­лает услышать что-нибудь умное. Анна Павловна опасается, как бы он не выкинул чего.

Анна Павловна подзывает Элен. Она подходит, красивая, величественная, в роскошном наряде, идет мимо расступившихся мужчин «прямо, не гля­дя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красо­тою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины».

Появляется молодой князь Андрей Болконский, муж «маленькой княгини». Болконский - человек небольшого роста, красивый, у него усталый ску­чающий взгляд, мерный шаг, он полная противо­положность своей жены.

Очевидно, что никого из гостей он не жаждет ви­деть, впрочем, свою жену Болконский тоже. Анне Павловне он сообщает, что едет на войну адъютан­том Кутузова, а жена будет жить в деревне. Встре­чаясь с Пьером, Андрей неожиданно улыбается доб­рой и приятной улыбкой.

Анна Павловна обещает князю Василию взять­ся за Пьера. Князь удаляется, его догоняет запла­канная женщина - неимущая княгиня Друбецкая. Она просит, чтобы ее сына Бориса взяли в гвар­дию. Князь Василий вспоминает, что в начале сво­ей карьеры ему помог отец княгини Друбецкой, чувствует некий укол совести и обещает помочь.

В гостиной разговаривают о Наполеоне. Пьер вы­сказывает свою искреннее восхищение этим че­ловеком. Андрей Болконский признает его вели­чие, однако говорит, что его некоторые поступки трудно оправдать.

Постепенно гости расходятся. Анна Павловна обсудила с маленькой княгиней Болконской пла­ны женить Ипполита - сына князя Василия - на княжне Мери. Пьер едет к Андрею, тот учит его свет­ской хитрости, мол, нельзя всегда говорить, что думаешь. Андрей спрашивает, кем намерен стать Пьер - военным или дипломатом, тот не желает быть ни тем, ни другим. Когда Пьер вернулся из- за границы, отец отправил его в Петербург, чтобы найти себе достойное занятие.

Пьер спрашивает, зачем Андрей отправляется на войну. «Иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» - отвечает Болконский. Появляется жена Андрея, заводит глу­пую беседу.

Болконский холоден, она это чувствует и корит его за перемены в характере. За ужином Андрей говорит Пьеру: «Никогда, никогда не женись, мой друг; не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты оши­бешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным. А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по ме­лочам».

Андрей говорит, что его жена - прекрасная женщина, из тех, с которыми можно быть спокой­ным за свою честь, однако он многое отдал бы за то, чтобы не быть женатым. Приводит в качестве аргумента поздней женитьбы Бонапарта: «Свяжи себя с женщиной - и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу». Женщины, когда они показывают свое истинное лицо, становятся эгоис­тичными, тщеславными, глупыми и ничтожными. Андрей советует Пьеру не ездить к Курагиным и не начинать вести их образ жизни, не пускаться в кутежи и гусарство.

Однако, не успев покинуть Болконского, Пьер едет к Анатолю Курагину. Кутеж в самом разгаре. Семеновский офицер Долохов - человек бедный и без связей, при этом известный игрок и бретер - держит пари с англичанином, что выпьет бутыл­ку рома, сидя на окне третьего этажа с опущен­ными наружу ногами. Захмелевший Пьер поры­вается повторить этот номер. Его отговаривают, затем все уезжают гулять.

Князь Василий Курагин выполняет обещание, данное княгине Друбецкой. Ее сын Борис посту­пает на службу прапорщиком в гвардейский Се­меновский полк. Друбецкая приезжает в Москву к своим богатым родственникам Ростовым, у них с детства воспитывался ее сын. У Ростовых празд­нуют именины матери и младшей дочери Наташи. Граф Ростов хлопочет по хозяйству. Друбецкая сообщает хозяйке петербургские сплетни, гово­рит, что сын князя Василия Анатоль и Долохов - совершенные разбойники, но готовы головы свои сложить за императора. Наташа за глаза называ­ет Пьера смешным, в гостиной подходит к нему, краснея, приглашает танцевать, чем чрезвычайно его смущает.

С отцом Пьера графом Безуховым случается шестой удар, доктора объявляют, что надежды больше нет. Главнокомандующий Москвы приез­жает, чтобы самому проститься с графом Безухо­вым. Провожает его похудевший и побледневший князь Василий. Он заводит со старшей княжной разговор о завещании. Она верит, что Пьеру ниче­го не останется, так как он незаконный. Князь Ва­силий сообщает, что умирающий писал письмо императору с просьбой об усыновлении Пьера. Пись­мо не было отправлено, но император знает о нем. Необходимо найти старое завещание и показать его графу, пока он не умер. Княжна сообщает, что завещание в мозаиковом портфеле под подушкой у больного.

Приезжают Пьер и Анна Михайловна Друбец­кая. Пьер в растерянности, его зовут на соборова­ние. Он подходит к постели больного, но тот уже никого не видит и ничего не понимает. Пьер чувст­вует содрогание в груди, и слезы затуманивают его зрение.

В приемной идет борьба за мозаиковый порт­фель. Старшая княжна выкрала его, Анна Михай­ловна пытается портфель отнять. Ей это удается. Граф умирает.

В имении князя Николая Андреевича Болкон­ского ждут приезда молодого князя Андрея с кня­гинею. Генерал-аншеф князь Николай Андреевич еще при императоре Павле был сослан в деревню, с тех пор он безвыездно живет в Лысых Горах с дочерью, княжной Марьей, и компаньонкой. При смене царей ему был разрешен въезд в столицы, но он им не воспользовался. Отец Андрея - чело­век строгий, в качестве людских пороков прини­мает праздность и суеверие, в качестве доброде­телей - деятельность и ум. Он самостоятельно воспитывает дочь, пишет мемуары, решает зада­чи по высшей математике, вытачивает табакерки, в общем, без занятия не сидит. Болконский очень любит точность, следует распорядку. Его дочь очень его боится. Она получает письмо от подруги Жю­ли Карагиной и присланную ею книгу. Читает мо­сковские новости. Жюли переживает, что молодой Николай Ростов оставил университет и поступил в армию.

Умер граф Безухов. Три княжны получили от него совсем немного, князю Василию не досталось ничего, основной наследник - Пьер, кроме того, он признан законным сыном.

Пьер становится владельцем самого большого состояния в России. Анна Михайловна хочет же­нить на Марии сына князя Василия Анатоля, кра­сивого повесу. Мария отвечает, что знала Пьера сызмальства и ей жаль его.

Приезжает князь Андрей с женой. Маленькая княгиня обнимается с Марией, Андрей морщится, будто музыкант, слышащий фальшивую ноту. Княжна Марья смотрит на брата с теплотой и лю­бовью, княгиня не перестает болтать, жалуется, что муж покидает ее. За обедом по настоянию от­ца Андрей излагает ему план предполагаемой кам­пании.

Старый князь считает Бонапарта ничтожным французишкой, имевшим успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых. Андрей воз­ражает, называет Бонапарта великим полковод­цем и удивляется, как может его отец, сидевший столько лет безвыездно в деревне, в подробностях знать и обсуждать все военные и политические обс­тоятельства Европы последних лет.

На следующий день вечером Андрей собирается уезжать. Марья просит его быть снисходитель­ным к маленьким слабостям других. Это свойство ее натуры, она всех старается понять и пожалеть. Ей тяжело с отцом, но она судить о нем не смеет. Ее расстраивает его насмешливое отношение к Бо­гу. Марья просит брата принять ее подарок - об­разок. Андрей говорит, что никогда и ни в чем не может упрекнуть свою жену, но он с ней несчаст­лив. Он просит отца позаботиться о жене. Отец по­нимает, что Андрей женился неудачно. Они про­щаются. Отец дает сыну последние наставления. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет.. - Он неожиданно за­молчал и вдруг крикливым голосом продолжал: - А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Нико­лая Болконского, мне будет… стыдно!» Князь Анд­рей просит отца в случае его гибели воспитать его еще нерожденного сына.

Здесь искали:

  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание
  • краткое содержание война и мир 1 том 1 часть
  • война и мир краткое содержание 1 том 1 часть

Андрей Болконский мечтает о подвигах, славе. Он оправляется на войну. Оставляет беременную жену родственникам. Лиза умирает во время родов. Сына воспитывает тетя и дед.

Пьер Безухов получает огромное наследство своего отца. Он женится на Элен Курагиной.

Наташа Ростова встречается на балу с князем Болконским. Они влюбляются. Но отец Андрея против свадьбы. Князь отправляется в действующую армию. Девушку очаровывает Анатоль Курагин. Помолвка Наташи с Андреем расторгнута.

Во время войны 1812 год Кутузов командует русской армией. Описываются сражения, военные действия. Наполеон – командующий армией противника. Эту войну русские выигрывают. Болконский, Анатоль, Петя Ростов погибают. Пьер попадает в плен. Его жена умирает.

После войны Пьер Безухов женится на Наташе Ростовой. Марья выходит замуж за Николая. В эпилоге описаны их счастливые семьи.

Мое мнение

Взаимоотношения в семье, воспитание детей, любовь, дружба, измена показаны на фоне исторических событий. Главные герои ищут себя, размышляют о жизни, смерти, предназначении человека.

2 ВАРИАНТ

«Война и мир» — это сложный роман в 4-х томах. Война здесь чередуется с миром, а мир с войной: в прямом (война 1805-1807гг, мир 1807-1812гг, война 1812г, мир после 1812г) и переносном (взаимоотношения общества, внутренний мир людей) смыслах.

Главные герои произведения – представители дворянских семей Болконских, Ростовых, Безуховых, Друбецких, Курагиных. Одни из них любят светскую жизнь, другие предпочитают проявлять себя на войне.

Пьер Безухов – сын (незаконнорожденный) графа. Получает наследство и женится на Элен Курагиной, вышедшей за него из-за денег. Их брак распадается. Пьер ударяется в масонство, но и в нем разочаровывается. Во время войны 1812 года он формирует свой полк, попадает в плен к Наполеону. После войны участвует в тайном обществе.

Его друг, Андрей Болконский в 1805г сбегает от светской жизни на войну, получает ранение, оказывается плененным. Когда возвращается домой, его жена Лиза умирает при родах, оставив ему сына Николая. В Бородинском сражении 1812 года Андрея серьезно ранят, через некоторое время он умирает.

Петя Ростов, младший брат Николая, погибает в войне 1812года.

Николай Ростов в 1805г уходит на фронт. Будучи влюбленным в двоюродную сестру Соню, он успешно движется по карьерной лестнице в армии. В войне 12-го года Николай командует полком гусар. У Болконских он знакомится со своей будущей женой Марьей (сестрой Андрея). Между молодыми людьми появляется симпатия. В 1814 году они поженятся. А Соня остается одна.

Наташа Ростова изначально влюблена в расчетливого Бориса Друбецкого, но детские чувства быстро угасают. В 1810году ей делает предложение Андрей Болконский. Однако свадьба откладывается, Андрей уезжает за границу, а Наталья влюбляется в лживого Анатоля Курагина и собирается с ним бежать. Но их замысел раскрывают.

Ухаживая за смертельно раненым в Бородинском сражении Андреем, Наталья Ростова испытывает к нему прежние чувства. Пьер Безухов еще с детства проявляет симпатию к Наташе, все время поддерживает ее. Со временем его чувства только крепнут, а после войны Пьер женится на ней. У них рождаются 3 дочери и сын.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...