Постоянный Совет Объединённых дворянских обществ России. Российское дворянское собрание Псодор в годы i мировой войны

2 октября 2010 года в Москве отпраздновали 65-летний юбилей Предводителя Российского Дворянского Собрания (РДС) Его Сиятельства князя Григория Григорьевича Гагарина.

Поздравить юбиляра собрались представители Церкви, государственной власти, общественных организаций, родственники и друзья князя Гагарина и многие члены Российского Дворянского Собрания.

От имени Русской Православной Церкви князя поздравил Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества митрофорный протоиерей Всеволод Чаплин, преподнёсший Его Сиятельству икону Святой Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома А.Н. Закатов зачитал поздравление князю Григорию Григорьевичу от Государыни Великой Княгини Марии Владимировны и огласил Указ о награждении юбиляра Знаком с вензелевым изображением Имени Главы Российского Императорского Дома 1-й степени. От имени Министерства обороны РФ князя Гагарина поздравляла группа генералов во главе с генерал-лейтенантом А.Я. Коломейченко. При этом начальник Управления Минобороны России по увековечению памяти защитников Отечества генерал-майор А.В. Кирилин вручил Его Сиятельству медаль «200 лет Министерству обороны», которой князь награждён за активное собственное сотрудничество и взаимодействие со стороны РДС с Вооружёнными Силами России. Ректор находящегося под Высочайшим покровительством Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) профессор С.Н. Бабурин огласил решение Учёного совета ВУЗа о награждении князя Гагарина Золотым почётным знаком имени Николая Румянцева. Первый заместитель директора Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ Г.И. Кальченко, поздравляя юбиляра, вручил ему памятную правительственную медаль за вклад в патриотическое воспитание молодёжи.


Протоиерей Всеволод Чаплин поздравляет князя Гагарина


Профессор С.Н. Бабурин поздравляет князя Григория Григорьевича


Генерал-майор А.В. Кирилин поздравляет Его Сиятельство

Прозвучали поздравительные приветствия от Председателя Центральной избирательной комиссии России В.Е. Чурова и Председателя Комитета Государственной Думы России по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Попова. С поздравлениями выступили заместитель руководителя Аппарата Общественной Палаты России А.И. Кудрявцев, начальник Управления Россотрудничества Ю.Ю. Диденко и др.

На торжественном приёме так же присутствовали и поздравили юбиляра соратники Движения “За Веру и Отечество” во главе с Председателем Руководящего Центра К.Р. Касимовским, Членом РЦ Г.Н. Гришиным и духовником Движения иеромонахом Никоном (Левачевым-Белавенцем), чины Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Герольдмейстер С.В.Думин и адвокат Г.Ю.Лукьянов, начальник Московского отдела Российского Имперского Союза-Ордена А.А.Любич, члены Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года во главе с председателем Общества В.И. Алявдиным, Генеральный директор компании «Товарищество А.И.Абрикосова сыновей» Д.П. Абрикосов, Президент Общества друзей Государственного Исторического музея А.А. Бондарев, Президент Московской межрайонной коллегии адвокатов С.Б. Зубков, представители священства и деятели Русской Православной Церкви, члены Ректората РГТЭУ и прочие.


Председатель Руководящего Центра Движения «За Веру и Отечество» К.Р. Касимовский и Член Руководящего Центра Г.Н. Гришин поздравляют князя Григория Григорьевича

И, конечно же, князя Григория Григорьевича поздравила многочисленная депутация РДС во главе с Первым Вице-Предводителем РДС А.Ю.Королевым-Перелешиным, в том числе Вице-Предводитель Московского Дворянского Собрания (МДС) профессор П.В. Флоренский, Предводитель Башкортостанского Дворянского Собрания – Меджлиса татарских мурз З.Я. Аюпов, Предводитель Пермского Дворянского Собрания А.А. Посухов, заместитель директора Института российской истории РАН В.М. Лавров, руководитель паломнической секции Императорского Православного Палестинского Общества С.Ю. Житенёв, Предводитель молодёжной секции РДС М.М.Волкова и многие, многие другие.

Пресс-служба Движения «За Веру и Отечество» ( [email protected] )

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
О ПРЕДВОДИТЕЛЕ
РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ

князе Григории Григорьевиче Г А Г А Р И Н Е

Князь Григорий Григорьевич Гагарин - Рюрикович, прямой потомок русских Великих Князей Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо. Родился 2 октября 1945 г. в пригороде Парижа Вильжюив в семье русских эмигрантов. Крещён в пригороде Парижа Клиши, в храме Святой Троицы в декабре 1945 г. в присутствии родителей, родных и близких. Отец - князь Григорий Борисович Гагарин (1908-1993), сын генерал-майора князя Бориса Владимировича Гагарина (1876-1966), героя Первой мировой войны, награждённого орденом Св. Георгия 4-го класса и золотым Георгиевским оружием. Князь Б.В.Гагарин в эмиграции являлся председателем Союза Георгиевских кавалеров. Отец князя Г.Г. Гагарина Г.Б. Гагарин учился сначала в Кадетском корпусе, затем окончил Льежский университет и работал инженером-механиком. Во время Второй мировой войны был в Армии генерала Шарля де Голля, находился в боевом подразделении, которое одним из первых высадилось во Франции, имел ряд боевых наград.

Мать Мария Фёдоровна Карпова (1910-1998) - представительница известной дворянской фамилии, ведущей свой род от Рюрика. Её родной дед – Геннадий Фёдорович Карпов, известный историк, профессор, после его кончины в Московском университете была учреждена стипендия его имени для особо успевающих студентов. Мать князя Г.Г.Гагарина закончила Сорбонну и затем работала классной дамой в гимназии в Париже. Матери посчастливилось иметь в качестве ученика Е.И.В. Великого Князя Владимира Кирилловича, поступившего в старший класс этой гимназии для сдачи экзаменов на аттестат. Во время Второй мировой войны также участвовала во французском движении «Сопротивление».

Родители князя Г.Г.Гагарина были знакомы ещё с 1930-х годов. Встретились вновь во Франции, сразу же после освобождения Парижа от немецкой оккупации в августе 1944 г., решили пожениться и венчались в конце 1944 г. в пригороде Парижа Клиши. После окончания войны и рождения сына родители Г.Г.Гагарина по примеру значительной части русской эмиграции хотели вернуться на Родину в Россию. Особенно на этом настаивала мать Григория Григорьевича. Однако отец Григория Григорьевича, познакомившись к этому времени с методами работы советских спец.служб, которые попытались, путём давления и запугивания, привлечь его к работе с интернированными лицами, понял, что ждёт его в Советском Союзе и передумал возвращаться в Россию при коммунистическом режиме. Мать Григория Григорьевича, однако, не соглашалась с ним и настаивала на возвращении. Произошла серьёзная ссора и семья распалась. Отец Г.Г. Гагарина в дальнейшем проживал и умер в Англии. Мать Григория Григорьевича вторым браком вышла замуж за Григория Эрастовича Тулубьева (1897-1960), потомственного дворянина, бывшего гвардейского офицера, участника Белого движения, воевавшего в Белой Армии в чине штабс-капитана. От этого брака в 1948 г. родился единоутробный брат князя Григория Григорьевича Гагарина Андрей Григорьевич Тулубьев.

Через несколько лет после окончания войны Григорий Григорьевич вместе с матерью и отчимом переехал сначала в Германскую Демократическую Республику, а затем в Россию. Рассчитывали поселиться в одной из столиц, однако их отправили в г. Троицк Челябинской области, на границу с Казахстаном. Отчим вырастил и воспитал Григория Григорьевича как родного сына, никогда не делая различия между ним и его единоутробным братом.

Князь Г.Г. Гагарин имеет два высших образования. В 1964 г поступил в Челябинский политехнический институт, инженерно–строительный факультет которого окончил в 1971 г. и был оставлен для работы на кафедре. С этого времени проживал в Челябинске. В 1993 г. окончил Горный факультет Всесоюзного заочного политехнического института в Москве. Работал научным сотрудником в Челябинском политехническом институте (1971–1986), начальником лаборатории в Южно-Уральском тресте инженерно–строительных изысканий (1986–1992), главным специалистом проектно–технологического института «Спецжелезобетонпроект» (1992–2001), главным специалистом отдела обследований зданий и сооружений в ООО «Южно–Уральский региональный технический центр “Промбезопасность”» (2001–2006).

С 2007 г. - начальник отдела технического развития производства, эксперт по обследованию зданий и сооружений ЗАО «Уралспецэнергоремонт–Холдинг». С 2009 г. - советник по инвестициям и строительству ректора Российского государственного торгово-экономического университета (Москва).

В 1999 г. подал документы для вступления в Российское Дворянское Собрание (РДС). Принят действительным членом РДС, с записью в 5 часть Родословной книги РДС (диплом №2173). Ещё до окончательного вступления в РДС князь Г.Г. Гагарин начал организовывать Челябинское региональное Дворянское Собрание, которое было им создано в 1999 г. и не без труда официально зарегистрировано в начале 2005 г. как региональное отделение РДС. Все эти годы (до 2009 г. включительно) бессменно являлся предводителем Челябинского Дворянского Собрания. Делегат 8-го, 10-го, 11-го и 12-го Всероссийских Дворянских Съездов. В мае 2005 г. избран в состав Совета Объединённого Дворянства, с этого времени активно участвовал во всех заседаниях Совета.

В августе 2007 г. Григорий Григорьевич был представлен Главе Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыне Великой Княгине Марии Владимировне. Кандидатура князя Г.Г. Гагарина, как возможного будущего Предводителя РДС, была Высочайше одобрена.

На отчётно-выборном 12-м Всероссийском Дворянском Съезде в мае 2008 г. избран Предводителем Российского Дворянского Собрания.

Князь Г.Г. Гагарин активно поддержал и продолжил общественно-гражданскую и культурно-просветительскую деятельность РДС, которую организация проводила все предыдущие годы. После избрания Предводителем РДС лично возглавляет большинство программ и проектов РДС.

С 2008 г. участвует в подготовке и проведении визитов в Россию Главы и Членов Российского Императорского Дома, в осуществлении акций, направленных на интеграцию Российского Императорского Дома в жизнь нашего Отечества.

С 2010 г. князь Г.Г. Гагарин является членом Совета православных общественных объединений при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества.

Награды:
- Российского Императорского Дома: Орден Святой Анны 2-й степени (2009 г.);
- Иностранные: Орден Почёта Приднестровской Молдавской Республики (2009 г.); медаль «20 лет Приднестровской Молдавской Республике» (2010 г.), медаль «600 лет г. Бендеры» Приднестровской Молдавской Республики (2009 г.).
- Российского Дворянского Собрания: почётная медаль (2-я степень, 2008 г.) почётной награды «В память создания Союза потомков Российского Дворянства – Российского Дворянского Собрания».

Князь Г.Г. Гагарин женат. Супруга – княгиня Валентина Оскаровна, урождённая Бидлингмайер, происходит из семьи немецких поселенцев на Кавказе (род. в 1948 г. в Казахстане), родители супруги в конце 1980-х годов выехали на постоянное жительство в Германию. Единственная дочь князя Григория Григорьевича – княжна Мария Григорьевна, родилась в 1972 г. в Челябинске, окончила университет в Германии, в Штутгарте, замужем за гражданином ФРГ, имеет дочь Анну (2008 г.р.).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
РОССИЙСКОГО ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ
(2-я редакция)

«Дорогу осилит идущий...»

1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

1.1. Мы, представители российских дворянских родов, заявили 10 мая 1990 года о воссоздании , и провозгласили своими основными целями воскрешение разрушенных и утраченных духовных, нравственных, культурных и материальных ценностей, восстановление прерванной исторической преемственности поколений и традиционных для Российского государства идеалов нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству.

1.2. Историческим призванием российского дворянства искони была служба государству. Дворянство сложилось как сословие защитников и служителей Отечества, высоко поднявших значение чувств долга и чести. Руководствуясь этими чувствами и собственным видением государственных и общественно-политических идеалов, мы выступаем за возрождение России как великой Державы, гармонично вобравшей в себя в современных условиях все лучшие традиции и качества, проявившиеся в период её почти 12-векового существования.

1.3. Наша страна возникла на стыке нескольких великих цивилизаций и, отразив все агрессии, направленные на нее с востока, юга и запада, благодаря своему уникальному геополитическому положению и усилиям всех населявших её народов, сама стала являть собой великую цивилизацию. К началу ХХ века Россия представляла собой передовое для своего времени государство - парламентскую монархию с высоко развитой экономикой, активной политической жизнью, гуманным законодательством, высоким уровнем гражданственности, духовности и братства людей.

Эволюционное развитие государства было насильственно прервано революциями 1917 года, проведенными радикальными политическими элементами, сумевшими увлечь российское общество ложными идеалами установления социальной справедливости по рецептам коммунистической доктрины.

Мы должны констатировать, что разрушение Российского государства произошло в условиях долго насаждавшегося в стране нигилизма, и в этот процесс в той или иной мере были вовлечены представители всех сословий, не исключая и дворянство.

1.4. Выдержав со всем народом все ниспосланные Всевышним испытания, мы ставим сейчас перед собой следующие главные задачи: способствовать возрождению нравственных и духовных устоев Российского общества и государства, формированию общественного сознания на принципах традиционализма, веры предков и просвещенного патриотизма, возрождение и укрепление российской государственности на основе исторических российских государственных традиций и принципов, восстановление российских исторических традиций государственного управления и местного самоуправления.

1.5. Протестуя против навязывания нашему обществу чувства обреченности российских народов на эпигонство западному миру с его так называемыми “общечеловеческими ценностями”, «унифицированной идеологией», глобализмом и толерантностью, мы выступаем за всемерную поддержку и приоритет национальной самобытности культурных традиций, этических идеалов и вечных духовных ценностей народов России, за возрождение и упрочение в нашей жизни Веры предковкак испытанного средства восстановления морали и нравственности в обществе.

1.6. Не связывая себя рамками никаких конкретных политических партий, мы ставим задачу объединения лиц, принадлежащих к российскому дворянству и потомков российских дворянских родов, сохранивших самоидентификацию, как представителей сословия, веками созидавшего, укреплявшего и защищавшего Российское государство, его культурный и научный потенциал, для восстановления и продолжения исторической преемственности поколений, для утверждения и в нашей собственной среде, и в обществе в целом чувства сопричастности к истории и будущему нашего Отечества, для общего делания на благо России. При этом мы уверены, что консолидация лиц, принадлежащих к российскому дворянству и потомков российских дворянских родов возможна лишь на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей, Веры предков, традиций верного служения своему Отечеству.

1.7. Мы объявляем, что Российское Дворянское Собрание , входящие в него региональные отделения (региональные Дворянские Собрания) и Совет Объединённого Дворянства являются преемниками организационных структур и деятельности соответственно Союза ОбъединённыхДворянских Обществ, губернских Дворянских Собраний по месту регистрации ныне образованныхДворянских Собраний и Совета Объединённого Дворянства, существовавших в России до февраля 1917 г.

1.8. Мы декларируем, что Российское Дворянское Собрание является организацией традиционалистской и с глубоким уважением относящейся к российскому духовному и культурному наследию, к традициям исторической Российской Государственности, при этом оно не догматизирует конкретные формы и не преклоняется перед идеями прошлого, но готово использовать все богатство исторического опыта страны и народа, воспринимая его в динамическом развитии.

1.9. Мы заявляем, что Российское Дворянское Собрание , признавая непреходящее духовное и моральное значение Утвержденной Грамоты Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года о призвании на царство Дома Романовых, Акта о престолонаследии 1797 года, Манифеста Великого Князя Кирилла Владимировича 1924 года о принятии им в изгнании Императорского титула и прочих династических актов, регламентирующих правовое положение Дома Романовых, является организацией легитимистской, то есть почитающей законный Российский Императорский Дом в качестве исторической институции и одной из главных опор современного гражданского общества и сохраняющей верность его Главе. Ныне легитимной Главой Российского Императорского Дома Романовых является Её Императорское Высочество Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, а Её законным наследником - Его Императорское Высочество Государь Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович.

1.10. Хотя Российское Дворянское Собрание - организация неполитическая и не ставит перед собой цели прихода к власти, мы не только оставляем за собой право высказываться, в том числе и в средствах массовой информации, по важнейшим вопросам жизни России и других государств, входивших в единую Державу, но и намерены неизменно активно участвовать в общественно-государственной деятельности во всех ее важнейших сферах.

1.11. Мы считаем важным всемерно, терпеливо и настойчиво формировать элементы согласия и единства в главных направлениях общественно-политической деятельности различных движений и организаций, стоящих на позициях восстановления и развития российской государственности. Мы выступаем за приоритет общенациональных и общенародных интересов. При этом Российское Дворянское Собрание открыто к сотрудничеству со всеми силами, всеми государственными, политическими и общественными организациями, ставящими перед собой цель способствовать возрождению, укреплению, процветанию и величию Российского Государства и территорий исторической Российской Державы, процветанию и благоденствию наших народов. Неприемлемыми для Российского Дворянского Собрания , для нашего сотрудничества являются лишь тоталитарные организации и партии, придерживающиеся богоборческой идеологии, участие в деятельности которых мы считаем несовместимым с членством в .

1.12. Мы верим, что люди долга и чести всех слоев общества, опираясь на опыт национальной истории, творчески оценивая многовариантные возможности настоящего и будущего, способны внести весомый вклад, а, быть может, и сыграть решающую роль в деле возрождения Отечества.

В этой своей деятельности мы руководствуемся положениями, изложенными в следующих разделах нашей Концепции.

2. ПРИОРИТЕТ НРАВСТВЕННОСТИ И ДУХОВНОСТИ

2.1. «Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной...» , - говорил В.О.Ключевский. Только единение государственных и нравственных начал позволяло нашему государству с глубокой древности до новейшей истории преодолевать самые серьёзные кризисы, когда такое единение нарушалось. Однако несколько поколений наших соотечественников выросли в условиях пропаганды искаженной российской истории, незнания принципов образования и эффективного развития многонационального, многоукладного и многоконфессионального государства, каковым была наша Россия.

2.2. Наше обретение истины - это не поиск отвлеченной интеллектуальной истины и, тем более, не пустое копирование инородной схемы, а поиск истины как пути в жизни, соединение правды-истины с правдой-справедливостью.

2.3. Мы убеждены, что процветание и величие нашего Отечества возможно лишь на путях нравственного возрождения и утверждения в обществе приоритетов традиционных для России духовных, нравственных и культурных ценностей, духовного и религиозного воспитания.

Мы считаем, что Вера - это гарантия нравственности и моральных устоев, предсказуемости поведения и стабильности существования людей. Современным традиционалистам, да и вообще всем гражданам, искренне радеющим о благе своего Отечества, независимо от их нынешней государственной принадлежности и национальности, необходимо перенять, сохранить и вновь ощутить в себе глубину Веры наших предков, их добротолюбие, всепрощающую любовь, уважение к традициям, стабильности, семье, Родине.

При этом мы констатируем, что не смотря на тяжёлый период, пережитый нашей страной в 20 веке, большинство членов нашего дворянского союза воспитаны в духе уважения к Вере своих предков.

2.4. Российское дворянство исторически сложилось как многонациональная и многоконфессиональным сословная корпорация, и Российское Дворянское Собрание с уважением относится к исповедованию членами нашей организации Веры их предков.

Неприемлемым мы считаем лишь воинствующий атеизм и принадлежность к экстремистским и тоталитарным сектам. Пропаганда богоборчества, оскорбляющая чувства большинства членов нашего дворянского союза несовместима с членством в Российском Дворянском Собрании .

2.5. С уважением относясь ко всем вероисповеданиям народов России (христианству, мусульманству и другим конфессиям), Российское Дворянское Собрание подчеркивает особую роль Русской Православной Церкви в многовековой истории нашего Отечества и непреходящую важность христианских ценностей в возрождении Российского государства. Православие, как вероисповедание основной массы российского населения, всегда было духовным источником, питавшим российскую государственность.

Русская Православная Церковь является для Российского Дворянского Собрания главным и непреложным нравственным арбитром.

2.6. Поэтому в возрождении Веры и, в первую очередь, Православия мы видим важнейший элемент духовного возрождения России.

Во имя этого мы считаем необходимым:

  • обеспечить Церкви возможность занять в обществе и государстве надлежащее авторитетное место;
  • возвратить Церкви храмы и все сохранившееся имущество, которым она владела до большевистского переворота, с учетом их музейной ценности и обеспечения сохранности;
  • оказывать всемерную помощь в восстановлении храмов и святынь всех конфессий;
  • ввести преподавание основ духовных (религиозных) знаний и изучение религий, преобладающих на территории нашей страны в общеобразовательных учебных заведениях;
  • восстановить институт военных священников;
  • дать однозначную оценку богоборческого тоталитарного режима и ликвидировать атрибуты почитания и символику врагов российской государственности и веры;
  • вернуть прежние названия недостойно переименованным городам, улицам, иным географическим и прочим объектам;
  • увековечить память борцов за российскую государственность и Веру, противостоявших тоталитарному режиму и пострадавших от него;
  • разработать и осуществить всеобъемлющую программу сохранения и восстановления национального культурно-исторического наследия страны;
  • разработать методологию духовного воспитания детей и молодежи в духе правды об исторической России;
  • осуществлять соответствующую издательскую деятельность.

2.7. В целом, важнейшей и приоритетной задачей для Российского Дворянского Собрания должно быть развитие плодотворного сотрудничества с Русской Православной Церковью и оказание ейвсемерной помощи и поддержки в её великой спасительной миссии. Особую свою роль РоссийскоеДворянское Собрание видит в укреплении единства Русской Православной Церкви и преодолении последствий трагического разлома, разделившего русский мир на «метрополию» и «зарубежье»

2.8. Всемерное содействие воспитанию нового высоконравственного поколения российских граждан должно стать важнейшим направлением деятельности современного Российского Дворянского Собрания . Это воспитание должно гармонично сочетать просвещённый патриотизм, Веру, уважение к исторической России, гражданственность.

2.9. Своей жизнью, обликом, делами мы должны вернуть в общественное сознание россиян образы дворянина и гражданина, достойные для подражания, особенно в вопросах благородства, чести, долга, широкой образованности, безукоризненной воспитанности, гражданского и человеческого достоинства.

3. ЛЕГИТИМНОСТЬ

3.1. Возрождение России немыслимо без возвращения к насильственно прерванной правовойтрадиции и легитимности, вне континуитета более чем тысячелетней российской государственности. Исходя из этого, Российское Дворянское Собрание предлагает ввести в Конституцию России положение о том, что Россия (Российская Федерация) является правопреемником не только СССР, но и Российской Империи. Российское Дворянское Собрание предлагает внести в Конституцию России статью, зовущую к добровольному и мирному воссоединению народов Российской Империи и СССР.

3.2. Февральская революция и большевистский переворот 1917 г. явились величайшей катастрофой для России. В результате власть в стране оказалась в руках врагов российской государственности, что привело к уничтожению исторической Российской Державы. Какие бы изменения ни претерпевал в дальнейшем установленный коммунистами тоталитарный режим, он всегда оставался по своей сути антироссийским, поскольку в основе его существования лежали классовые человеконенавистнические принципы, прямо противоположные тем, на которых стояла Россия. Враждебность к исторической России была краеугольным камнем его идеологической концепции.

3.3. Российское Дворянское Собрание исходит из исторического опыта ХХ века, который свидетельствует о том, что легитимное и законное развитие государств возможно в политической системе с преобладанием неэкстремистских политических партий. Естественным, исторически возникшим стержнем такой системы, консолидирующей силой и знаменем, столь необходимым для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, призвана стать легитимная наследственная монархия, способная достойно и на долговременную перспективу обеспечить и символизировать национальное единство государства. И Российское Дворянское Собрание предлагает нашему обществу именно такую форму общенациональной консолидации.

3.4. Мы считаем, что восстановление в России монархии наилучшим образом отвечало бы интересам страны и населяющих ее народов, поскольку:

  • монархия есть наследие и результат многовекового исторического развития страны, воплощениеглубинных основ национального сознания, она не отождествима с государственным режимом какой- либо отдельно взятой исторической эпохи и может в наше время стать тем же животворнымисточником государственного бытия, каковым она была в Киеве, Москве и Санкт-Петербурге;
  • чуждый узкополитическим, социальным, профессиональным, национальным и иным пристрастиям авторитет Верховной власти Монарха способен стать силой, обеспечивающей процветание и развитие свободной и здоровой политической мысли, отражающей чаяния россиян, стремящихся вернуть свою Родину на ее исконный созидательный путь;
  • наследственная и потому ни от кого не зависящая и неподкупная Верховная власть Монарха способна быть силой, морально объединяющей страну и служащей гарантом защиты национальных интересов ее народов;
  • монархия является надежной альтернативой любой форме тоталитарного режима;
  • обладая народным доверием, Монарх как верховный Арбитр, Совесть и Символ государства совместим с любыми формами административного, общественного и экономического устройства, признающего частную собственность и общечеловеческие нравственные принципы.

3.5. При этом Российское Дворянское Собрание осознаёт, что восстановление монархии в нашей стране должно произойти ненасильственным путём, при достижении должного уровня воцерковления народа, благословении Предстоятеля Русской Православной Церкви и при согласии в этом большинства российского общества.

3.6. Однако вне зависимости от этих условий легитимный Российский Императорский Дом, Глава и Члены которого, являясь гражданами Российской Федерации, до сих пор вынуждены постоянно проживать за рубежом, должен быть признан исторической институцией, внёсшей неоценимый вклад в создание, укрепление, развитие и величие Российской Державы.

На государственном уровне (указом Президента России, Законом, принятым Федеральным Собранием России или иным путём) должен быть принят официальный Статус Российского Императорского Дома, позволяющий Членам Императорской Династии Романовых не только достойно жить в России, но и символизировать преемственность с многовековой историей, способствуя поддержанию социального, религиозного и национального мира в современной России, сбережению единого цивилизационного и культурного пространства всех народов исторической Российской Державы, внося свой важный вклад в дело возрождения духовных основ общества, развития культуры и искусства, сохранения природных богатств, совершенствования институтов правового государства и гражданского общества.

3.7. Для самого Российского Дворянского Собрания легитимная Глава Российского Императорского Дома является Источником Чести.

Вне служения Российскому Императорскому Дому, вне Высочайшего омофора Главы Российского Императорского Дома над само российское дворянство, исторически всегда бывшее открытым сословием, теряет смысл и перспективу своего существования, так как само по себе не имеет прав аноблирования, инкорпорации в дворянское сообщество новых членов, утверждения гербов, окончательного утверждения прав, связанных с дворянским достоинством и проч.

3.8. Российское Дворянское Собрание корпоративная общественная организация и не требует от своих членов единых политических, в том числе монархических взглядов, единой идеологической приверженности. Однако лица, вступающие в Российское Дворянское Собрание, должны с уважением относиться к признанным Российским Дворянским Собранием Главе и Членам Российского Императорского Дома. Неуважительное отношение, оскорбительные высказывания по отношению Главы и Членов Российского Императорского Дома несовместимы с членством в Российском Дворянском Собрании .

3.9. Служение Российскому Императорскому Дому, помощь в его деятельности, всемерное содействие интеграции Российского Императорского Дома в жизнь современной России являютсяважнейшими и приоритетными задачами Российского Дворянского Собрания .

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЕДИНСТВО

4.1. Историческая Россия была не случайным механическим объединением народов и территорий, а естественно сложившимся целостным культурно-политическим организмом, развившимся в рамках объективно необходимых географических границ. Россия никогда не знала национального угнетения, населяющие ее многочисленные народы имели возможность сохранить свою самобытность и развивать национальную культуру.

4.2. Расчленение России по национальному принципу, произведенное большевиками, на союзные и автономные республики и проведение искусственных границ по живому телу страны имели целью уничтожение исторически сложившегося ее единства и привели в конечном итоге к нынешнему распаду её на полтора десятка независимых государств.

4.3. Российское Дворянское Собрание признаёт новые независимые государства как существующую реальность, готово общаться и сотрудничать с их государственными и общественными структурами на основе уважения, соблюдения норм международного права и дипломатических правил, а также национального законодательства этих государств.

4.4. Однако мы считаем подобную разобщённость и обособленность явлением временным и невыгодным в экономическом, общественно-политическом, культурном отношениях подавляющему большинству граждан, живущих на территории исторической России, не отвечающим долгосрочным интересам братских народов.

4.5. Исходя из этого, мы считаем в перспективе правильным и логичным восстановление в той или иной форме государственного единства территорий и народов исторической Российской Державы. При этом мы учитываем следующие обстоятельства:

  • народы исторической многонациональной России, находясь под российским культурным и политическим влиянием, до революции гармонично развивались по всем направлениям и лояльно относились к Верховной власти; по мере экономического и духовно-нравственного возрождения России можно рассчитывать на восстановление такой лояльности и доверия;
  • государственно-политическое обособление ряда территорий исторической России, торопливопровозглашённое их политическими лидерами и национальными радикальными силами, неизбежнопривело к нарушению важнейших экономических связей и снижению жизненного уровня населения;
  • высокая историческая, экономическая и культурная связанность территорий исторической России, широкое расселение различных народов и народностей по всем её регионам заставляет нас видеть в продолжении интеграционных процессов столбовое направление развития единой государственности всех народов исторической России.

4.6. Мы считаем и подчёркиваем, что провозглашаемое нами государственное, межгосударственное или надгосударственное единство должно быть достигнуто мирным путем, на основе добровольного согласия всех субъектов объединительного процесса, как содружества народов, тесно спаянных единой историей и экономикой.

4.7. При этом Российское Дворянское Собрание выступает против унификации и единообразия национальных регионов, за принцип их самобытности, множественности укладов, разнообразия этносов, конфессий.

4.8. Задача региональных Дворянских Собрания, возрождённых или образованных в новых независимых государствах Ближнего Зарубежья и входящих в единое Российское Дворянское Собрание , - собственным примером, используя методы «народной дипломатии» демонстрировать свою заинтересованность в широком взаимодействии с общественными структурами других независимыхстран, входивших ранее в единое государство, доказывая возможность и преимущества единения.

4.9. В любых условиях Российское Дворянское Собрание будет оказывать всемерную моральную поддержку русским и русскоязычным общинам, где бы они ни находились. Мы готовы выступать в качестве посредников и арбитров в различных межэтнических конфликтных ситуациях, защищая принципы единения, выступая против любых признаков национальной, религиозной, языковой и прочей дискриминации.

5. ПРАВОВОЙ СТРОЙ

5.1. Произвол тоталитарного режима и его наследников должен быть заменен твердой властью, прочно опирающейся на законы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, независимо от принадлежности к стоящим в данный момент у власти политическим кругам.

При этом на основе всеобщего согласия, должен быть обеспечен плавный, без межнациональных и социальных противостояний, реальный переход к полноценному гражданскому правовому государству.

5.2. Торжество и всеобщность исполнения закона должны быть обеспечены сильной исполнительной властью с прямой подчиненностью ей по вертикали всех нижестоящих структур. Выступая за установление сильной государственной власти, мы исходим из того, что такая власть должна являться торжеством права и служить защитой от любого произвола.

5.3. Мы являемся сторонниками последовательного осуществления политических реформ и свобод, впервые провозглашенных в России Императором Александром II и развитых его Сыном и Внуком.

5.4. При этом, не отрицая значения построения в стране гражданского общества, мы утверждаем, что права и свободы без обязанностей, не подкрепленные нравственным императивом, чувством долга и ответственности, рано или поздно с неизбежностью приведут мир к духовному, а затем и материальному кризису, как уже не раз бывало в истории.

5.5. В сфере местного управления должен активно использоваться проверенный опыт земств разных уровней.

5.6. Вооруженные Силы страны должны строиться на основе традиций Российской Армии и Флота, с восстановлением их атрибутики и символики, возвращением исторических наименований воинским частям, кораблям и т.п. Российское Дворянское Собрание намерено и далее активно сотрудничать с Вооруженными Силами.

5.7. В сфере судопроизводства необходимо развивать лучшие принципы и традиции существовавшей в России судебной системы.

Должно быть достигнуто неукоснительное и реальное исполнение судебных решений как частными лицами, так и государственными структурами и органами, вплоть до уголовной ответственности за неисполнений; обеспечена реальная независимость судей от местных и федеральных властей, в том числе независимость экономическая и бытовая, при одновременной соответствующей закону отчётности.

5.8. В сфере воспитания и обучения новых поколений должны быть восстановлены все достижения системы классического образования с учетом современного опыта.

Российское Дворянское Собрание считает себя вправе создавать собственную сертифицированную систему обучения.

5.9. Мы провозглашаем традиционализм, стабильность и согласие как главные качества правового государства и считаем необходимым покончить с дискриминацией в юридических правах граждан исторической России.

Все представители первой русской эмиграции, вынужденно покинувшие страну, и их потомки должны быть признаны в российском гражданстве единым правовым актом, независимо от подачи ими каких-либо прошений и заявлений, лишь по факту принадлежности их самих или их предков к российскому гражданству до 1917 г. Воспользоваться этим актом или нет останется правом каждого такого представителя Русского Зарубежья.

Должны быть найдены пути компенсации всем лицам, пострадавшим от тоталитаризма, особенно в первые годы большевистской власти, обнародованы касающиеся их документы репрессивных органов, установлены места захоронений.

5.10. В сфере средств массовой информации должны неуклонно обеспечиваться равные возможности всем признающим правовые нормы деятельности общественным и политическим движениям. Российское Дворянское Собрание будет при этом добиваться соответствующих возможностей для распространения своих идей и своего видения дальнейшего развития государства.

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА

6.1. Мы исходим из того, что право собственности священно и неприкосновенно. Вне этого принципа построение эффективной экономики невозможно. Экономическая свобода и свобода предпринимательской деятельности являются главными условиями эффективного развития хозяйства страны.

6.2. Все виды собственности, включая государственную, корпоративную (в частности, акционерных обществ), коллективную (в виде распространенной в России собственности общины, или «мира») или частную должны пользоваться равным уважением и одинаковой защитой закона. Создание многоукладной свободной экономики в наилучшей степени отвечает интересам экономического возрождения России.

6.3. При этом должен сохраняться государственный контроль над наиболее значимыми, с государственной точки зрения, производствами, в первую очередь оборонными предприятиями, землепользованием и эксплуатацией недр.

6.4. Важнейшим условием хозяйственного подъема России является возрождение в среде российских промышленников и всех граждан трудовой морали, навыков ответственного труда, которым располагала дореволюционная Россия во всех своих сословиях.

6.5. Залогом успеха всякой деятельности может быть только правильное соотношение традиций и инноваций. Любые проводимые преобразования, будь то политические, экономические или социальные, не должны прерывать преемственную связь российского общества, Русской цивилизации с вековыми национальными духовно-нравственными устоями и традиционным укладом в угоду искусственного насаждения инородных порядков.

6.6. Для стабилизации отечественной экономики считаем необходимым внедрение системы национального протекционизма, заключающегося в поддержке государством и/или крупными отечественными финансовыми и промышленными фирмами прежде всего отечественной промышленности и ответственного капитала и создании льготных условий для их развития по сравнению с иностранными.

6.7. Земля должна быть предоставлена крестьянам и тем, кто способен ее обрабатывать, в русле продолжения и развития идей столыпинской аграрной политики.

Следует поощрять и обеспечить приоритетные условия обретения земли тем потомкам российских земледельцев и землевладельцев, которые сохранили способность и желание трудиться на земле; следует способствовать возвращению в Россию русской эмиграции, создавая льготные условия для обретения ею собственности в стране и участия в возрождении национальной предпринимательской деятельности.

6.9. В целях сохранения национального культурного наследия страны часть собственности, которая ранее принадлежала российскому дворянству (усадьбы и т. п.), а ныне находится в запустении, могла бы быть передана для управления Российскому Дворянскому Собранию , региональному Дворянскому Собранию или иной дворянской финансово-экономической организации (фонду, банку) с тем, чтобы эти культурные ценности могли быть восстановлены и находились бы во владении как дворянской общественной организации, так и, возможно, частных лиц.

7. МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7.1. Деятельность Российского Дворянского Собрания осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством государств, где проживают его члены.

7.2. Главным мотивом всех акций Российского Дворянского Собрания должен быть поиск путей к согласию и единству народов исторической России.

7.3. В практической деятельности Российского Дворянского Собрания должны широко использоваться такие формы общественного обсуждения, как проведение дискуссий, вплоть до общенациональных, конференций, «круглых столов» и т. д. с привлечением высококвалифицированных экспертов.

7.4. Цели и средства деятельности Российского Дворянского Собрания должны быть одинаково благородными, чистыми и прозрачными.

Мы продолжаем публикацию материалов о малоизвестных ныне страницах жизни и быта русского народа. Сегодня речь пойдет о современном положении русской аристократии — потомков дореволюционного дворянства.

В Российском Дворянском Собрании четыре с половиной тысячи человек

Расскажите о деятельности Российского Дворянского Собрания. Существует ли сегодня, и в какой форме, статус «дворянина»?

Хотя историю дворянских собраний в России следует отсчитывать с жалованной грамоты Екатерины Великой 1785 года, Дворянское Собрание, как общественная организация современной России, образовалось в 1990 году. 10 мая 1990 года около 50 человек, в основном входивших в некий дружеский круг, собрались в Москве и учредили «Союз потомков российского дворянства — Российское Дворянское Собрание » (таково наше полное название). Напомню, что на дворе еще был Советский Союз с руководящей ролью КПСС. На самом деле это было уже не очень страшно — «перестройка », «Горбачев » и т.п., но все-таки некой смелости этих первопроходцев надо отдать должное. Вспомните, на следующий год был августовский путч, и Бог его знает, как дальше пошло бы развитие страны, если бы он удался.

О том, что в Москве возникло Дворянское Собрание, прочитала моя бабушка в «Вечерке », и я буквально на следующий день пошел регистрироваться. Это была моя реакция и реакция многих сотен людей, которые будто ждали этого момента, у других она была более выжидательной. Тем не менее в 1990-1991-х годах к нам потянулся весьма заметный поток людей. ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) предоставил нам маленькую комнату в бывшем Знаменском монастыре на Варварке (тогда она еще называлась Степана Разина). А иногда мы принимали в колокольне. Так вот, я помню, к каждому из 4-5 генеалогов, которые вели прием, стояла очередь. Затем поток стал немного меньше, но никогда не иссякал. Не прекращается он и теперь. Сегодня в Российском Дворянском Собрании состоит примерно четыре с половиной тысячи человек. Много это или мало? Скорее, мало. Потому что это вряд ли более 2-3% от тех, кто мог бы к нам вступить. Вспоминается вопрос Христа:

Не десять ли очистилось, где же девять?

К сожалению, и в начале эры и теперь люди очень быстро забывают о том, что должны бы помнить. Хорошо помнить. Причины? С одной стороны, за 70 с лишним лет советской власти, расстрелов, гонений, ссылок, лагерей и тотального страха во многих дворянских семьях традиция в буквальном смысле слова прервалась — просто не осталось никого, кто бы ее мог передать. Поэтому сейчас живет большое число дворян, которые искренне не подозревают о своем происхождении.

Другая ситуация — человек знает, что он дворянин, но в семье говорилось об этом шепотом, с оглядкой на стены, которые имеют уши. И этот страх настолько вошел в плоть, кровь и подсознание постсоветских людей, что объявить себя дворянином для многих стало психологически невозможным. Несколько человек мне рассказывали совершенно одинаковую историю. Старшее поколение, узнав о том, что их дети или внуки вступили в Дворянское Собрание, в ужасе брались за голову:

Вы с ума сошли! Нас же всех расстреляют!

Существует и третья причина. Многие полагают, что раз мы живем в XXI веке, то дворянство — это давно перевернутая страница, об этом как-то смешно и нелепо вспоминать. Всё равно, что надевать цилиндр или обмахиваться веером. Да, я знаю, что я дворянин, ну и всё, больше никому этого знать и не надо, Ну, может быть, детям скажу — так, в качестве анекдота. Такая вот весьма распространенная реакция.

Есть и еще одна типичная отговорка, характерная в основном для потомков аристократических родов. «А зачем я должен куда-то вступать? Состою я в Дворянском Собрании или нет — я князь Трубецкой и останусь князем Трубецким. Я знаю своих предков, для меня это важно, но кичиться происхождением перед другими — неприлично». Почему, спрашивается, до 1917 года состоять в Дворянском Собрании считалось для дворянина естественным и никак не ассоциировалось с гордыней?

И, наконец, едва ли не самая важная причина — лень. Заставить людей обратиться в архив, сходить в ЗАГС, порыться в собственных семейных документах — порою абсолютно невыполнимая задача. Отчасти, конечно, я могу понять этих людей: им не хватает денег на жизнь, кругом масса проблем, а тут еще их заставляют куда-то идти, что-то писать и даже за что-то платить. При этом Дворянское Собрание все годы своего существования оказывало бесплатную методическую помощь и помогало в поисках необходимых документов.

И все же нашлись и неленивые. В итоге сейчас Российское Дворянское Собрание состоит из 70-ти региональных отделений, разбросанных не только по современной Российской Федерации от Кёнигсберга до Сахалина и от Петрозаводска до Крыма и Кубани, но и по всей территории Российской Империи, включая Украину, Беларусь, Казахстан, страны Балтии и Закавказья. Несколько отделений возникло и в дальнем зарубежье — в Австралии, Болгарии, Калифорнии. Как я уже сказал, примерно 4 500 человек на данный момент являются членами Собрания. Вступало, конечно, больше, многие уже, увы, умерли. Мы часто говорим — и не погрешаем против истины, — что с членами семей нас около 15 тысяч. Это потомки как по мужской, так и по женской линии. Первые являются действительными членами Собрания (и в юридическом смысле дворянами), вторые — ассоциированными членами.

С точки зрения вопросов реституции это совершенно все равно, наследование собственности идет по любой линии. С точки зрения дворянского законодательства это неправильно, мы это прекрасно понимаем и сознательно пошли на эту неправильность, ибо после 70 лет советского «катка» по-другому поступить было нельзя. Ведь часто дворянская традиция передавалась именно через мам и бабушек, потому что отцы и деды погибли в революцию или Гражданскую войну, умерли в ссылке, в тюрьмах, лагерях. Согласитесь, что мужчины погибают чаще, чем женщины, и именно женщины потом передают традицию своим детям и внукам.

Если мы будем игнорировать женскую линию, то это будет не только несправедливо, — мы потеряем и большую долю ценнейшей информации. Какие-то роды в мужском колене полностью пресеклись в годы советской власти, и если мы скажем: «вы нас не интересуете, вы не дворяне », то мы потеряем огромный пласт документов, что с исторической точки зрения просто преступно.

Рюриковичей не так мало, как может показаться

Назовите несколько известных родов, представители которых ныне здравствуют.

Это графы Бобринские — прямые потомки Екатерины II и Григория Орлова, князья Гагарины, Трубецкие, Оболенские, Волконские, Хованские, много князей Голицыных, графы Шереметевы, Толстые и Толстые-Милославские, Апраксины, Татищевы, Ефимовские, Каменские, Комаровские, дворяне Нарышкины, Лопухины.

Юсуповых нет?

Юсуповых нет в принципе. Князья Юсуповы пресеклись в мужском колене еще в конце XIX века. Дочь последнего князя Юсупова, Зинаида Николаевна, выйдя замуж за графа Сумарокова-Эльстон, по Высочайшему указу передала ему свою фамилию, и они стали именоваться князьями Юсуповыми, графами Сумароковыми-Эльстон. Причем князем Юсуповым именовался только старший представитель рода. У знаменитого Феликса Феликсовича Юсупова, убийцы Распутина, сына Зинаиды Николаевны, был родной брат — Николай Феликсович, он именовался просто графом Сумароковым-Эльстон. У Николая детей не было (он погиб на дуэли совсем молодым), а Феликс Феликсович от племянницы Николая II, Ирины Александровны, имел только дочь Ирину, которая умерла в 1983 году. Сейчас здравствует ее дочь Ксения Николаевна Сфирис, урожденная графиня Шереметева, но князей Юсуповых больше нет.

Если отвлечься от князей и графов, то в Дворянском Собрании много представителей старых нетитулованных фамилий: Аксаковы, Безобразовы, Беклемишевы, Бердяевы, Бибиковы, Вердеревские, Воронцовы-Вельяминовы, Глинки, Голенищевы-Кутузовы, Головины, Григоровы, Доливо-Добровольские, Загряжские, Карамзины, Квашнины-Самарины, Корсаковы, Лопатины, Нахимовы, Оленины, Олсуфьевы, Олферьевы, Осоргины, Офросимовы, Пассеки, Перелешины, Раевские, Ржевские, Скарятины, Хитрово, Хрущовы, Чебышевы, Челищевы, Чичаговы… Конечно, много польской шляхты, есть грузинские роды и балтийские немцы — фон Эссены, фон Берги, фон Фитингофы. В России, в отличие от Западной Европы, титулованных родов было не так уж много, примерно 1%, на западе этот процент гораздо выше, благодаря существовавшей некогда разветвленной феодальной системе.

А из Рюриковичей и Гедиминовичей имеются сейчас в мире потомки?

Конечно. Уже упоминавшиеся мной князья Голицыны, Трубецкие, Хованские — это Гедиминовичи. Из Рюриковичей это князья Гагарины, Волконские, Хилковы, Вадбольские, нетитулованные Карповы и графы Татищевы. Князь Дмитрий Михайлович Шаховской — предводитель Союза русских дворян в Париже.

Вообще Рюриковичей не так мало, как может показаться. В Южной Америке живут князья Горчаковы, во Франции Белосельские-Белозерские, в Англии Лобановы-Ростовские. Весьма много князей Оболенских. Вторым по счету предводителем Российского Дворянского Собрания был князь Андрей Сергеевич Оболенский.

А Вы сами к какому роду принадлежите?

К роду Щербачевых, как следует из моей фамилии. Это шестая часть дворянской родословной книги Калужской губернии, столбовое дворянство, то есть относительно древнее — роду 500 лет. В общем, обычный русский род. По легенде он происходит от выходца из Золотой Орды, а реально — от Дмитрия Щербача, который служил толмачом на рубеже XV и XVI столетий. В Смуту мой прямой предок, воевода Перемышля, принял распятую смерть от «воров и казаков » Ивана Болотникова. А в 1613 году один из Щербачевых подписал грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова.

Но, конечно, наиболее известным представителем нашего рода был генерал-адъютант Дмитрий Григорьевич Щербачев, командующий Румынским фронтом в Первую мировую войну — его можно найти буквально во всех энциклопедиях.

Сословные браки — явление редкое

Скажите, а в других странах как живет аристократия, например, во Франции? Слышал, что западная аристократия существует в очень закрытом режиме. Любые попытки современных нуворишей присоединиться к этому обществу пресекаются.

То, что Вы описываете, вполне соответствует ситуации во Франции и Великобритании. Вообще в Великобритании дворянство как институт, вполне действующий. Когда ты становишься старшим в роде, ты лорд, и заседаешь в Палате лордов. Да, в Англии, насколько мне известно, есть некоторое количество обществ, куда ни за какие деньги ты не сможешь войти, пока тебя туда кто-нибудь не приведет.

В Италии есть несколько дворянских обществ. Некоторые проводят более-менее открытые мероприятия. Например, бал "Il cento e non piu cento", то есть «Сто и немного не сто» в Казале Монферрато (Пьемонт). Его история уходит в далекое средневековье, когда город был охвачен войной между аристократией и буржуазией. Наконец, им удалось договориться, что в знак примирения состоится бал, на который придет сто человек от аристократии и сто от буржуазии, но накануне бала кто-то неожиданно скончался…

Об этом бале вспомнили в XIX веке, его реанимировали, и с тех пор он проводится ежегодно. Туда приглашают и буржуазию, и аристократию — в основном, конечно, итальянскую, но также и со всего мира. Что касается Российского Дворянского Собрания, то у нас не только балы, но практически все мероприятия открытые.

На балах есть дресс-код?

Дресс-код, конечно, есть: Black Tie, то есть смокинг для мужчин, длинное платье для женщин. Никаких париков и прочих кундштюков. Случаются иногда и балы-маскарады, но довольно редко. Вспомните «Войну и мир », первый бал Наташи Ростовой. Как были одеты герои романа? В одежду, которая бытовала в их эпоху, а не так, как одевались, к примеру, при Петре I или Иване Грозном.

В честь 300-летия дома Романовых был исторический бал в костюмах эпохи царя Михаила Федоровича. Но это был совершенно особый, уникальный бал. Нам бы менее всего хотелось, чтобы бал музеефицировался. На наш взгляд, бальная культура должна быть частью жизни — именно такой она и была в России XIX века.

А сохранились ли сейчас семьи или люди, которые пытаются устроить династические браки, когда дочерям ищут женихов из дворянского рода?

Это злободневная тема. Покойный граф Николай Николаевич Бобринский, первый председатель Приемной комиссии Дворянского Собрания, говорил мне, тогда еще совсем молодому: «Одной из целей Дворянского Собрания должно быть заключение сословных браков ». Я тогда еще немного удивился. Надо отметить, что несколько таких браков было заключено в Дворянском Собрании. Но если говорить о статистике, то, к сожалению, это исключения из правила. Так что эта миссия, на мой взгляд, пока не выполнена.

За рубежом положение не намного лучше. В последние годы даже в королевских династиях появилась тенденция заключать нединастические браки. Эта игра в псевдо-демократию вовсе не идет на пользу монархической идее — напротив, она ее губит. Слава Богу, в династиях уровнем пониже ситуация лучше. Особенно в Германии. Там много княжеских фамилий, в том числе медиатизированных (с династическим статусом), которые соблюдают традицию и заключают равнородные браки.

Если говорить о Франции, то там революция случилась весьма давно, и, помимо дворянства, успело сформироваться то, что можно назвать «старой буржуазией ». Если бы не революция 1917 года, то и у нас в России были бы почитаемые буржуазные роды, такие как Морозовы, Рябушинские, Третьяковы и другие.

Сегодня русские дворяне политикой не занимаются

Какую роль потомки дворян могли бы сыграть в развитии нашего общества и государства?

Законный вопрос. Дворянское Собрание должно существовать не только для себя. Хотя и это тоже важно. Когда в 1990-е годы люди приходили в Дворянское Собрание, они чувствовали потрясающую, уникальную атмосферу, им казалось, что они вернулись к себе домой, к своим родным. Разве они этого не заслужили?

Я вспоминаю Ирину Владимировну Трубецкую, которая едва ли не половину своей жизни провела в ссылках и лагерях. Она курила Беломор, но с первого взгляда на нее можно было понять, что перед тобой настоящий аристократ, такой стержень в ней был, такое одухотворенное лицо. Уже ради того, чтобы собрать таких людей вместе, имело смысл создать Дворянское Собрание. 1990-е годы были достаточно людоедские, а у нас был оазис, где человек чувствовал себя отогретым.

Но Вы совершенно правы, Дворянское Собрание ощущает и свою общественную миссию. Прежде всего, культурно-просветительскую. В свое время Дворянским Собранием и его тогдашним вице-предводителем С. А. Сапожниковым был инициирован, я считаю, очень удачный книжный проект «Россия забытая и неизвестная », в рамках которого было издано более 100 книг, посвященных истории Белого движения, эмиграции, известным фамилиям и деятелям Российской Империи, таким явлениям российской жизни, как милосердие и благотворительность и т.д. Кроме того, Дворянское Собрание проводит научные конференции на актуальные темы, чаще всего совместно с солидными научными организациями — Российской Государственной Библиотекой, Историческим музеем, Институтом Российской истории и т.д.

Политикой мы не занимаемся. Почему? Дворяне привыкли то, что делают, делать хорошо. В XVIII и XIX веках нам неплохо удавалось заниматься политикой, сейчас же к этому нет никаких предпосылок — и зачем мы будем туда лезть? Не исключаю, что все еще переменится. История в нашей стране малопредсказуема. Важно уже то, что мы есть. Пока мы есть, мы будем свидетельствовать о тысячелетней Российской истории, о той настоящей России, которая родилась не в 1917 и не в 1991 году. Это и есть наша главная задача в РФ, которая, по слову историка С. В. Волкова, «еще не Россия ».

Российское Дворянское Собрание (сокращённо РДС; полное название - «Союз потомков Российского Дворянства - Российское Дворянское Собрание») - корпоративная общественная организация, объединяющая лиц, принадлежащих к российскому дворянству, а также потомков российских дворянских родов, документально и неопровержимо доказавших свою несомненную принадлежность к российскому дворянству.

Дворянское собрания были отменены декретом ЦИК 10.11.1917 года. Сами документ представляли собой уникальный источник.

21) Структуры и издания в генеалогии: Русское генеалогическое общество в Санкт-Петербурге.

Русское генеалогическое общество (сокращ. РГО), основано в 1897 году в Петербурге по инициативе князя А. Б. Лобанова-Ростовского. Заседания общества проходили на Надеждинской улице (ныне ул. Маяковского), 27.

Цель общества - научная разработка истории и родословия дворянских родов (включая изучение генеалогии служилого дворянства допетровской Руси); в сфере занятий РГО - исследования по геральдике, сфрагистике (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати и их оттиски на различных материалах), дипломатике и другим историческим дисциплинам. Председатель - великий князь Георгий Михайлович. В РГО входили историки, придворные сановники, государственные деятели, представители губернских дворянских собраний: Н. П. Лихачёв (один из учредителей и фактический руководитель общества), С. Д. Шереметев, Г. А. Власьев, Д. Ф. Кобеко, Н. В. Мятлев, В. В. Руммель и др. В 1901-130 членов (в 1898-23). Основные труды членов общества опубликованы в 4 выпусках «Известий» (1900-11). В архиве РГО хранились древние грамоты, столбцы, документы XVI-XVIII вв. из семейных архивов Осоргиных, Тыртовых, Мусиных-Пушкиных и др. (ныне в архивах Ленинграда и Москвы). В 1919 РГО вошло в Российскую академию истории материальной культуры, и было переименовано в Русское историко-родословное общество; в 1922 прекратило свое существование.

22) Структуры и издания в генеалогии: историко – Родословное Общество в Москве. Историко-Родословное Общество в Москве, основанное в 1904 году и восстановленное в 1990 году, является добровольной научно-общественной организацией и ставит своей целью продолжение традиций историко-родословных исследований, научную разработку проблем отечественной генеалогии, изучение истории родов и семей, взаимную помощь в генеалогических исследованиях, популяризацию и пропаганду генеалогических знаний и генеалогии как отрасли исторической науки.

Цели и задачи

1. Заботится о сохранении семейных архивов и собраний, описывает и издает их с соблюдением установленных на сей предмет правил.



2. Собирает и обрабатывает материалы по истории, родословию, геральдике и связанным с ними дисциплинам.

3. Собирает библиотеку, архив и музей по всем предметам, отвечающим задачам Общества.

4. Устраивает публичные заседания с чтением докладов и лекций и организует выставки по вопросам, отвечающим задачам Общества.

5. Проводит генеалогическую и геральдическую экспертизу и консультации по этим вопросам.

6. Взаимодействует с архивами, музеями, библиотеками и другими учреждениями и организациями (в том числе и зарубежными) по вопросам, отвечающим задачам Общества, и обеспечивает своим членам возможность занятий в архивах, библиотеках и музеях.

7. Пользуется правом редакционно-издательской деятельности, издает (в установленном законом порядке) свой журнал и труды своих членов и другие, печатные и изобразительные материалы по генеалогии, геральдике и связанным с ними дисциплинам, переиздает труды по указанным и другим проблемам, имеющие отношение к предмету знания Общества.

8. Заказывает выполнение генеалогических изысканий и других работ по указанным вопросам в России и за рубежом и выполняет заказы российских и зарубежных граждан и организаций, а также выступает посредником в выполнении таких заказов.

9. Финансирует генеалогические программы, исследования, экспедиции, участвует в реализации аналогичных программ, организуемых другими научными и общественными центрами, организациями и частными лицами (в том числе и зарубежными).

10. Открывает свои отделения в других городах.

11. Выдает премии и медали за труды, отвечающие задачам Общества.

12. Создает компьютерный банк данных по генеалогии, геральдике и связанным с ними дисциплинам и организует информационный центр.

23) «Историческая генеалогия»

Журнал «Историческая генеалогия» издается центром генеалогических исследований в Екатеринбурге. В этом журнале издаются статьи об актуальных вопросах генеалогии, вводятся в обработку генеалогические источники (нобелетационные документы). Статьи содержат информацию о судьбе тех или иных дворянских родов (судьба Романовых), о судьбе тех или иных фамилий. О развитии Французских родов, касательно иммигрантов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...