Императрица мария александровна механическое кресло. Красивая жизнь: роскошные покои императрицы Марии Александровны

В 1837 году Александр отправился в путешествие по Европе. Он объехал Швейцарию, Австрию и Италию. Из Неаполя через Швейцарию он направился к своим родственникам в Штуттгарт и Карлсруэ. Желая поскорее вернуться на родину, он захотел ускорить свою поездку в Лондон - последний этап своего заграничного путешествия. Для этого Александр решил сократить свой маршрут, вычеркнув из него мелкие столицы таких германских союзных государств, как Дармштадт, Мекленбург и Брауншвейг.13 марта 1839 года наследник остановился на ночлег в маленьком, окруженном садами и парками Дармштадте, где по его маршруту остановка не была предусмотрена. Специально для цесаревича был снят отель "Траубе", так как Александр категорически отказался ночевать в замке герцога Гессенского (он был сильно утомлен визитами к многочисленным германским князьям и мечтал быстрее добраться до Голландии). Однако вечером он отправился на оперу, и здесь в зале театра его встретила вся герцогская семья.

В тот вечер в оперном театре шла «Весталка». В глубине театральной ложи великий князь увидел молодую принцессу, почти ребенка, и был так тронут ее «скромной прелестью», что, вернувшись домой, тотчас же объявил Жуковскому, что его выбор сделан, что он нашел жену, которая ему нужна, и что дальше он никуда не поедет. Историки утверждают, что на столь скорое решение великого князя мог повлиять романтический сюжет «Весталки».
Мария Александровна (27 июля (8 августа) 1824, Дармштадт - 22 мая (8 июня) 1880, Санкт-Петербург) - признанная дочь великого герцога Людвига II Гессенского; супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III. Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824-1841), после замужества получила титул великой княгини (1841-1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (2 марта 1855 - 8 июня 1880).
Мать принцессы Вильгельмина Луиза Баденская оставила мир, когда ей шел 13-й год от рождения и она, вместе с державным братом своим принцем Александром (1823 – 1880 гг.), несколько лет воспитывалась гувернанткой, живя в загородном замке Югенгейм близ Дармштадта. Августейшая мать принцессы ко времени рождения ее давно не жила с державным супругом. У каждого была своя любовь, и по разговорам, принцесса рождена была от барона де Гранси, швейцарца французского происхождения, бывшего шталмейстером Великого герцога. Муж Вильгельмины, великий герцог Людвиг II Гессенский, чтобы избежать скандала и благодаря вмешательству брата и сестёр Вильгельмины (Великого Герцога Баденского, Императрицы России Елизаветы Алексеевны, Королев Баварии, Швеции и Герцогини Брауншвейгской), официально признал Марию и её брата Александра своими детьми (двое других внебрачных детей умерли в младенчестве). Несмотря на признание, они продолжали жить отдельно в Хайлигенберге, в то время как Людвиг II - в Дармштадте.
Дочь герцога Мария, которой было тогда всего 15 лет, сильно поразила Александра своей красотой и грацией. После представления он принял приглашение к ужину, много разговаривал, смеялся и, вместо того чтобы спешить с отъездом, согласился завтракать у наследного принца. За эти часы Мария совершенно очаровала цесаревича и, отправляясь спать, он сказал сопровождавшим его адъютантам Каверину и Орлову: "Вот о ком я мечтал всю жизнь. Я женюсь только на ней". Он тут же написал отцу и матери, прося у них позволения сделать предложение юной принцессе Гессенской.
В письме своему отцу, императору Николаю I наследник-цесаревич Александр Николаевич 25 марта (7 апреля) 1839 года написал: "Здесь, в Дармштадте, встретил я дочь Великого герцога, принцессу Марию. Она страшно мне понравилась, с самого первого момента, когда я ее увидел... И, если ты позволишь, дорогой папа, после моего посещения Англии, я снова возвращусь в Дармштадт"
Однако согласие на брак родители цесаревича и Великого князя - император Николай I и императрица Александра Федоровна дали не сразу. Некоторое время против брака они возражали из-за тайны рождения принцессы.
Е. П. Толмачев в книге "Александр Второй и его время" цитирует секретное письмо Николая I попечителю наследника - графу А. Н. Орлову: "Сомнения относительно законности ее происхождения более действительны, чем ты полагаешь. Известно, что из-за этого ее едва терпят при дворе и в семье, но она официально признана дочерью своего венценосного отца и носит его фамилию, следовательно, никто не может ничего сказать против нее в этом смысле".
Впрочем, сам Александр Николаевич прекрасно знал о тайне её происхождения, поскольку тот же Орлов писал императору: "Не думайте, Государь, что я скрыл от Великого князя сведения относительно происхождения принцессы Марии. Он узнал о них в самый день своего прибытия в Дармштадт, однако реагировал точно, как Вы... Он думает, что, конечно, лучше было бы иначе, однако она носит имя своего отца, следовательно, с точки зрения закона никто не может упрекнуть ее".
Наследник престола испытывал к принцессе самые сильные чувства. В мае 1839 года он писал матери: "Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю ее, и я скорее откажусь от трона, чем от нее. Я женюсь только на ней, вот мое решение!"
Май месяц Александр провел в Лондоне, где был радушно принят английской аристократией, побывал в парламенте, на скачках, в Оксфорде, Тауэре, в доках на Темзе, в Английском банке и Вестминстерском аббатстве. Но самые яркие воспоминания были связаны у него с 19-летней королевой Викторией.
23 июня он вернулся в Петербург и здесь опять увлекся Ольгой Калиновской: он был очень влюбчив, и родителям приходилось с этим считаться. Император поспешил выдать Калиновскую за мужа ее покойной сестры богатого польского магната графа Иринея Огинского.
Только тогда, 4 марта 1840 года, Александр поехал за своей невестой в Дармштадт. Он возвратился в Россию вместе с ней и своими родителями, встретившими их в Польше в начале сентября.
5 декабря Мария была крещена по православному обряду и стала великой княжной Марией Алексеевной.
Венчание состоялось 16 апреля 1841 года.

Все, кто писал о жене Александра, отдавали должное ее красоте и прекрасным душевным качествам. Тютчева, познакомившаяся с ней спустя 12 лет, вспоминала: "Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатления красавицы; но она была необычайно изящна тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера, соединяющих некоторую строгость и сухость форм со своеобразной грацией в движениях и позе, благодаря чему во всем их существе чувствуется неуловимая прелесть и как бы проблеск души сквозь оболочку тела. Ни в ком никогда не наблюдала я в большей мере, чем в цесаревне, это одухотворенное и целомудренное изящество идеальной отвлеченности. Черты ее не были правильны. Прекрасны были ее чудные волосы, ее нежный цвет лица, ее большие голубые, немного навыкат глаза, смотревшие кротко и проникновенно... Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная... Ум цесаревны был подобен ее душе: тонкий, изящный, проницательный, очень иронический..
Поначалу не многие знали, что будущая Императрица Мария Александровна, по воле Божией рожденная в день Святого великомученика и целителя Пантелеймона, была неизлечимо больна сердцем и легкими, неся свой тяжкий Крест всю свою жизнь. Но и при том, она много совершала богоугодных дел, продолжая славные традиции Государынь Всероссийских.
В России Мария Александровна скоро стала известна широкой благотворительностью – Мариинские больницы, гимназии и приюты были весьма распространены и заслужили высокую оценку современников. Всего она патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ, 5 частных благотворительных обществ и с Еленой Павловной(вдова дяди АлександраII – Михаила Павловича) учреждён Красный Крест – все они требовали от великой княгини неусыпного внимания.
На них Мария Александровна тратила и государственные деньги, и часть своих средств, ведь ей выделялись на личные расходы 50 тысяч рублей серебром в год.
Она оказалась человеком глубоко религиозным и, по свидетельству современников, ее легко можно было представить в монашеской одежде, безмолвную, изнуренную постом и молитвой. Впрочем, для будущей императрицы такую религиозность вряд ли можно было считать достоинством. Ведь ей приходилось выполнять многочисленные светские обязанности, а чрезмерная религиозность приходила с ними в противоречие
В апреле 1865 года Александр и Мария перенесли жестокий удар. В Ницце от спинномозгового менингита умер их старший сын Николай - юноша, которому только что исполнился 21 год, успешно завершивший образование, нашедший себе невесту, намеревавшийся начать государственную деятельность в качестве помощника и будущего приемника своего отца. Новым наследником престола был объявлен второй сын императора, великий князь Александр Александрович.
Наиболее тяжело смерть великого князя Николая сказалась на императрице. Она любила его особенно, занималась его образованием, неизменно приглашала на вечера в свою гостиную. Между матерью и сыном была глубокая внутренняя связь. После того, как сын скончался у нее на руках, императрица замкнулась в своем горе, здоровье ее еще более пошатнулось.
Супружеская жизнь Александра с женой давно уже не ладилась. Возможно, смерть сына нанесла ей последний роковой удар. За первые двадцать лет совместной жизни Мария Александровна родила восемь детей. Между тем ее здоровье с самого начала не отличалось крепостью. Многочисленные роды еще больше расшатали его.
Также не будем забывать и о том, что ни одна из Государынь не подвергалась такому ужасающему террору в России. Пережить шесть покушений на Августейшего супруга, жить в тревоге за Государя и венценосных детей долгие 14 лет, с момента первого выстрела Д.В.Каракозова 4 (17) апреля до взрыва в столовой Зимнего Дворца в феврале 1880 года, унесшего 11 жизней – такое пережить суждено лишь немногим. По словам фрейлины графини А.А.Толстой, «слабое здоровье Государыни окончательно пошатнулось после покушения 2 апреля 1879 года, (Устроено народником-народовольцем А.К.Соловьевым – прим. А.Р.). После него она уже не поправилась. Я, как сейчас, вижу ее в тот день – с лихорадочно блестящими глазами, разбитую, отчаявшуюся. «Больше незачем жить, - сказала она мне, - я чувствую, что это меня убивает».
После сорока императрица стала страдать острыми сердечными приступами. Врачи настоятельно советовали Марии Александровне воздержаться от супружеских отношений,
И подобно своему отцу, Александр в сорок лет оказался соломенным вдовцом. Одну за другой он сменил нескольких любовниц. Среди них называют княжну Александру Долгорукую, Замятину, Лабунскую, Макарову, Макову и Ванду Кароцци. Все это были безупречные красавицы (Александр смолоду слыл знатоком и любителем женщин), но они не могли заполнить пустоты, которая как-то незаметно возникла вокруг императора.

Весной 1865 года Александр начал новый, самый бурный в своей жизни роман, которому суждено было сделаться последним. Прогуливаясь в Летнем саду, он заметил молодую девушку, грациозную, модно одетую, с румянцем во всю щеку, с большими лучистыми глазами. Это была восемнадцатилетняя княжна Екатерина Долгорукова. Император знал ее давно, с 1857 года, когда она была еще маленькой девочкой. Теперь, очарованный ее свежей красотой, он начал ухаживать за ней, увлекаясь все больше и больше. Ему удалось постепенно пробудить встречные чувства, но отношения влюбленных долгое время оставались платоническими, им нужно было пройти через многие испытания, прежде чем их влечение превратилось в всепоглощающую страсть. Государыня все знала, ибо была слишком умна и впечатлительна для самообмана, но сделать ничего не могла... Или не хотела? Она страдала все четырнадцать лет этой скандально известной связи - молча, долготерпеливо, не шевельнув бровью, не подав вида. В этом была своя гордость и своя щемящяя боль. Не все это понимали и принимали. Особенно повзрослевшие сыновья, буквально боготворившие мать. Позже княжна с детьми от Александра переехала жить в Зимний дворец. Эта скандальная история не только мучила больную императрицу, но и вызывала негодующие толки придворных. Волновались и сыновья, опасаясь, что побочные братья и сестры заявят когда-нибудь о своих правах. Граф Шувалов счел своим долгом доложить Александру о всеобщем недовольстве, возникшем из-за связи государя с Долгоруковой. Император холодно выслушал Шувалова и дал ему понять, что в свою личную жизнь он никому не позволит вмешиваться. С этого времени положение всесильного фаворита пошатнулось, а в 1874 году Александр внезапно отправил Шувалова послом в Лондон. В том же году он пожаловал своим побочным детям титул светлейших князей Юрьевских.
"Два человека жили в Александре II,-писал князь П.А.Кропоткин,-и теперь борьба между ними, усиливающаяся с каждым годом, приняла трагический характер...Без сомнения, он сохранил привязанность к матери своих детей, хотя в то время он был уже близок с княжною Юрьевской-Долгорукой".Царь не раз говорил М.Т.Лорис-Меликову, министру внутренних дел:"Не упоминай мне про императрицу:мне это так больно"
В последние годы жизни Мария Александровна вела совсем уединенный образ жизни.Императрицу покинули многие из тех, кто был близок ее сердцу с юности.С другими, как с Тютчевой она рассталась сама (ее стали тяготить претензии фрейлины на исключительное положение, что и привело к охлаждению).

В 1880 году императрица в сопровождении лейб – медика, доктора Боткина находилась на лечении в Ницце, но в конце весны засобиралась домой.
Смею настоятельно просить Ваше Императорское Величество не возвращаться на зиму в Санкт-Петербург и вообще - в среднюю полосу России. В крайнем случае – Крым. Для Ваших изнуренных легких и сердца, ослабевшего от нагрузок, климат Санкт-Петербурга губителен, смею уверить! Ваша вилла во Флоренции давно готова и ожидает Вас. Да и новый Дворец в окрестностях Ливадии - весь к услугам Вашего Императорского…:
- Скажите, Сергей Петрович, - внезапно перебила лейб - медика Боткина Императрица, - удержать меня здесь, вдали от России, Вас просил Государь? Он не хочет, чтобы я возвращалась? - тонкие, исхудавшие пальцы нервно барабанили по подоконнику высокого итальянского окна виллы, выходившего прямо на морское побережье. Море за стеклом плыло в утреннем мареве и было еще сонно - безмятежным. Казалось, что оно колышется прямо у самых ног:
- Никто не смел бы удерживать Ваше Императорское Величество здесь, в Ницце, против Вашей Августейшей воли. Но Государь, только неустанно беспокоясь о бесценном здоровье Вашего Величества, настоятельно просил бы Вас:
- Бросьте все эти реверансы, Сергей Петрович! От моего бесценного здоровья остались крохотные капли, а от Августейшей Воли - одно смирение перед Божьим соизволением! - исхудавший профиль Императрицы был все еще неправильно красив какой-то необычной, болезненной тонкостью, ее не было ранее, но даже на него, профиль, казалось, уже легла властная тень смерти.
- Смею спорить с Вашим Величеством по поводу последнего утверждения!
- Так - с, частый пульс, влажные ладони… Вам бы лечь, Ваше Императорское Величество, я сейчас позову сиделку. Надо соблюдать режим!
- На том свете отлежусь, Сергей Петрович, уже совсем недолго осталось ждать. Велите собираться, завтра поутру мне надо быть в Каннах, оттуда в – Санкт-Петербург, хватит, засиделась у моря. Хочу умереть дома, в своей постели.
- Смею почтительно настаивать, чтобы Ваше Августейшее Величество оставались непременно здесь! - с мягкой твердостью врача ответствовал Царице Боткин.
- Еще не закончен весь курс процедур, и мне не хочется прибегать, как в прошлый приезд в столицу, к кислородным подушкам! Ваше Величество, умоляю Вас! Я получил письмо от Их Высочеств, Цесаревича Александра и Цесаревны Марии Феодоровны, они тоже находят, что Вам крайне нежелательно быть в столице и киснуть в душном Зимнем. Осень в этом году в Санкт-Петербурге, как и всегда - не сахарная! - лейб-медик чуть улыбнулся, Императрица тут же подхватила эту слабую улыбку:
-Знаю, милый доктор, знаю, но ведь причина не в этом! Вы просто боитесь того, как повлияет на мое здоровье присутствие во Дворце, над моей бедной головой, известной особы, Священной для Государя Императора! - Императрица чуть усмехнулась. Не бойтесь, я больше не буду ронять гребни и бить чашки от звука детских шагов. (Намек на княжну Екатерину Долгорукую и ее детей от Императора Александра. Их было трое. Все они жили в Зимнем Дворце и занимали апартаменты прямо над головой Государыни! Это было продиктовано, как пишут историки, соображениями безопасности Княжны и детей. В то время участились попытки покушения на Государя. Но только ли этим?.. - примечание автора).
- Я, как всегда, найду столь естественному шуму естественное объяснение, чтобы не вводить в смущение молоденьких камеристок! - Императрица попыталась улыбнуться но ее лицо исказила мучительная гримаса. Она опустила голову, стараясь подавить приступ кашля, прижала платок к губам. Он моментально пропитался кровью.
- Ваше Императорское Величество, умоляю Вас, не нужно! - взволнованный Боткин резко сжал в своих ладонях руку Марии Александровны.
Я понимаю, я не должна! Все понимаю, просто хочу, чтоб Вы знали: я его ни в чем и никогда не винила и не виню! Он дал мне за все эти годы столько счастья и столь часто доказывал мне свое безмерное уважение, что этого с лихвою хватило бы на десять обыкновенных женщин!
Не его вина, что он - Кесарь, а я - жена Кесаря! Вы возразите сейчас, что он оскорбил во мне Императрицу, и будете правы, милый доктор, безусловно, правы, но пусть его судит Бог! Я не имею на это права. Мою обиду и горечь Небеса давно ведают и знают. Александр тоже.
А моя истинная беда состоит в том, что жизнь приобретает для меня полный смысл и многоцветье красок лишь рядом с ним, неважно, принадлежит ли его сердце мне или другой, моложе и красивее… Он не виноват, что значит для меня больше, чем все остальное, просто я так странно устроена.
И я счастлива, что могу уйти раньше него. Страх за его жизнь сильно измучил меня! Эти шесть покушений!
Безумная Россия! Ей вечно нужно нечто потрясающее основы и устои, гибельные встряски… И, может быть, сердечные личные слабости Самодержца ей только на руку, кто знает? "Он такой же, как и мы, слабый смертный, да еще и - прелюбодей! Трави его, ату его, ату!" - кричат они, забываясь.
Быть может, своею молитвой, Там, у Престола Отца Небесного, я выпрошу для него тихую кончину, взамен мученического венца страдальца, загнанного в угол беснующейся чернью с пеной у рта, вечно недовольной. Мария Александровна устало вздохнула и склонила голову на сложенные молитвенно ладони. Силы совершенно оставили ее.
-Ваше Императорское Величество, Вы устали, отдохните, к чему так надрывать душу мрачными мыслями! - беспомощно бормотал лейб-медик, пытаясь скрыть охватившее его смятение и волнение.
- Сергей Петрович, велите собираться! - устало прошептала Императрица.
- Пока есть силы, хочу вернуться и умереть подле него и детей, на родной земле, под родными облаками. Вы знаете, нигде нет такого высокого неба, как в России, и таких теплых и мягких облаков! - тень мечтательной улыбки коснулась бескровных губ Государыни.
- Вы не замечали разве? Скажите Его Величеству, что я завещаю похоронить меня в простом белом платье, без короны на голове и прочих Царских регалий. Там, под теплыми и мягкими облаками, мы все равны перед Царем Небесным, в Вечности нет различий чина. Вы скажете, милый доктор?
Вместо ответа лейб-медик лишь почтительно прижал к губам маленькую горячечную ладонь с синими прожилками вен и лихорадочно бьющимся пульсом. Он, этот пульс, был словно маленькая птичка, жадно рвущаяся ввысь под теплые и высокие, родные облака... Так жадно, что не было смысла ее больше удерживать на Земле!
Ее Императорское Величество, Государыня Императрица Всероссийская, Мария Александровна, тихо скончалась в Санкт-Петербурге, в Зимнем Дворце, в собственных апартаментах, в ночь со второго на третье июня 1880 года. Смерть пришла к ней во сне. При ней не было в то время ни царя, ни детей."Она умирала в Зимнем дворце,-писал Боткин,-в полном забвении.Хорошо известный русский врач говорил своим друзьям, что он, посторонний человек, был возмущен пренебрежением к императрице во время ее болезни.Придворные дамы, кроме двух статс-дам, глубоко преданных императрице, покинули ее.И весь придворный мир, зная, что того требует сам император, заискивал перед Долгорукой.
«Эта тихая одинокая смерть, - напишет фрейлина Толстая, - стала гармоничным и возвышенным заключительным аккордом жизни, такой чуждой шуму и земной славе».
Согласно завещанию, как и все императрицы Дома Романовых, она была погребена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга шесть дней спустя, 28 мая (10 июня) 1880 года. После ее кончины в шкатулке нашли письмо, адресованное супругу, в котором она благодарила его за все годы, проведенные вместе и за подаренную ей так давно, 28 апреля 1841 года – «vita nuova» (новую жизнь).

Мариинский (государственный академический театр оперы и балета) театр в Санкт-Петербурге, Театральная площадь, д.1

Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (то есть художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились иностранные гастролеры, а в царской ложе сидел царь. В 1990-х и 2000-х театр не утратил своей популярности: впервые в послереволюционной истории России Валерий Гергиев исполнил тетралогию Р. Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана».

Мария Александровна. 1859. Третьяковская галерея

За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. На сцене театра блистали артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский.

Мария Александровна, в честь которой театр зовётся "Мариинкой", была женой российского императора Александра II.

Кристина Робертсон Портрет Великой княгини Марии Александровны Романовой

Мария Александровна Романова была дочерью великого герцога гессенского Людвига, в девичестве принцесса Максимилиана-Вильгельмина-Августа-София-М ария. Она родилась 27 июля 1824 года. Цесаревич Александр, путешествуя по Западной Европе (1838-39), по влечению сердца избрал Марию Александровну подругой жизни. Летом 1840 г. она прибыла в Россию, а 16 апреля 1841 г. состоялось бракосочетание.

После кончины вдовствующей императрицы Александры Федоровны (1860) Мария Александровна стала проявлять активную деятельность на поприще благотворительности. Она положила начало новому периоду женского образования в России учреждением открытых всесословных женских учебных заведений (гимназий), которые, согласно положению 1860 г., решено было открывать во всех городах, где представится возможность обеспечить их существование. Преобразовательная деятельность Марии Александровны коснулась и институтов: по личной ее инициативе приняты были меры не только к охранению здоровья и физических сил детей, путем устранения из круга их занятий всего имеющего характер лишь механического, малопроизводительного труда, но и к большему сближению воспитанниц с семьей и с окружающей родительский дом средой, для чего им стали разрешать отпуск в дома родителей и ближайших родственников на каникулярное и праздничное время.

По инициативе Марии Александровны стали возникать женские епархиальные училища. В области благотворительности важнейшей заслугой Марии Александровны является организация Красного Креста, на расширение деятельности которого во время Русско-Турецкой войны она положила много труда и расходов, отказываясь даже шить себе новые платья, отдавая все свои сбережения на пользу вдов, сирот, раненых и больных.

Покровительству Марии Александровны обязаны своим развитием и преуспеянием общества "восстановления христианства на Кавказе", "распространения духовно-нравственных книг", "Российское миссионерское", "братолюбивое в Москве" и многие другие благотворительные учреждения.

Художник И. К. Макаров, 1866. Императрица Мария Александровна, жена Александра II

Мария Александровна хорошо разбиралась в музыке, прекрасно знала новейшую европейскую литературу. Вообще широта ее интересов и душевные качества приводили в восторг многих из тех, с кем ей довелось встречаться. «Своим умом, - писал известный поэт и драматург А. К. Толстой, - она превосходит не только других женщин, но и большинство мужчин. Это небывалое сочетание ума с чисто женским обаянием и… прелестным характером».

Другой поэт, Ф. И. Тютчев, посвятил великой княгине возвышенные и искренние строки:

Кто б ни был ты, но встретясь с ней,

Душою чистой иль греховной,

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что есть мир лучший, мир духовный…

Ф. К. Винтерхальтер Портрет Марии Александровны

Александр II, их сын, будущий Александр III и Мария Александровна

Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни - укрепила престол династии многочисленными наследниками. Она родила восьмерых детей: двух дочерей и шестерых сыновей. Ей довелось пережить двоих из них - Августейшую дочь Александру и наследника Цесаревича Николая в 1849 и 1865 годах.

Дети:

Александра (1842—1849)

Николай (1843—1865), воспитывался как наследник престола, умер от воспаления лёгких в Ницце

Александр III (1845—1894) — император России в 1881—1894 годах

Владимир (1847—1909)

Алексей (1850—1908)

Мария (1853—1920), великая княгиня, герцогиня Великобритании и Германии, супруга Альфреда Эдинбургского

Сергей (1857—1905)

Павел (1860—1919)

Мария Александровна (1824 - 1880)

В честь Марии Александровны были названы три города: Мариинский Посад, Мариинск (Кемеровская область), Мариенхамн (главный город Аландских островов, автономной территории в составе Финляндии), а также Мариинский (Санкт-Петербург) театр и Мариинский дворец в Киеве.

Бюст Марии Александровны в Сан-Ремо. Подарок Санкт-Петербурга.

Памятник русской императрице Марии Александровне Романовой, супруге Александра II, открылся в 2010 году в итальянском курортном городе Сан-Ремо. Мария Александровна провела там несколько зим, подарила городу пальмовую аллею и звание любимого курорта русской аристократии. Чтобы напомнить об этом историческом факте, петербуржцы подарили Сан-Ремо монумент. Бюст сооружён на центральной набережной курорта, названной в честь Марии Александровны бульваром Императрицы. Эту набережную украшает подарок русской царицы - тысяча пальм. Автор памятника Владимир Горевой.


В истории найдется не много имен, которые по воспоминаниям современников вызывали бы только положительные чувства. Мария Александровна, жена императора Александра II, является счастливым исключением. Даже строгий свекор Николай I, который сначала был решительно против этого брака, в конце жизни начинал письма любимой невестке с фразы «Благословенно Твое Имя, Мария».

Сказочное начало

В марте 1839 года молодой наследник российского престола, сын императора Николая I Александр путешествовал по Европе. Целью поездки, как часто бывает в сказках, были поиски подходящей невесты. Перед отъездом отец даже составил для него список подходящих девушек из правящих семей, на которых молодому царевичу стоило обратить внимание. Но дело, полностью в соответствии со сказочными сюжетами, не клеилось. Все кандидатки из папиного списка казались Александру слишком манерными, жеманными и неискренними. Однако потом удача улыбнулась ему. Об этом событии сохранились воспоминания очевидцев в пересказе сестры принца Ольги Николаевны:

«...свита не переставала дразнить его неудачными невестами. Один из свиты... заметил: "Есть еще одна молодая принцесса в Дармштадте". "Нет, благодарю", ответил Саша, "с меня - довольно, все они скучные и безвкусные". И все же он поехал туда... старый герцог принял его со своими сыновьями и невестками. В глубине кортежа, совершенно безучастно, следовала девушка, с длинными, детскими локонами. Отец взял ее за руку, чтобы познакомить с Сашей. Она как раз ела вишни в тот момент, когда Саша обратился к ней, ей пришлось сначала выплюнуть косточку в руку, чтобы ответить ему. Настолько мало она рассчитывала на то, что будет замечена... Уже первое слово, сказанное ему, заставило его насторожиться; она не была бездушной куклой, как другие, не жеманилась и не хотела нравиться. Вместо двух часов, которые были намечены, он пробыл два дня в доме ее отца»



Этой девушкой была принцесса Гессенская Мария. Причиной, по которой ее не было в списке подходящих невест, была крайне некрасивая история. До сих пор все биографы убеждены, что на самом деле Мария и ее брат Александр были незаконнорожденными детьми барона Августа Сенарклен де Гранси. Великий герцог Людвиг Гессенский, чтобы избежать скандала, официально признал этих детей, но никогда не принимал участия в их воспитании. Жили они вместе с матерью в маленьком дворце в Хайлигенберге. Детство и юность, проведенные в уединенном замке, вдали от двора, сформировали характер будущей российской императрицы. Она не любила шумную придворную жизнь, всегда предпочитая ей узкий круг общения с близкими людьми.

Первые сложности

Конечно, трудности начались буквально сразу. Однако они только распаляли влюбленного принца. Он писал матери:

«Милая Мама, что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю её, и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение!»



Вероятно, юная принцесса и правда была очаровательна. Родители Александра, решительно отвергавшие этот брак, согласились на него, как только познакомились со своей будущей невесткой. Для этого императрица Мария Федоровна даже специально приехала в Германию – случай, уникальный для династии Романовых.

«Мари завоевала сердца всех тех русских, которые могли познакомиться с ней. Саша (Александр II) с каждым днем привязывался к ней все больше, чувствуя, что его выбор пал на Богом данную. Их взаимное доверие росло по мере того, как они узнавали друг друга. Папа (Николай I) всегда начинал свои письма к ней словами: „Благословенно Твое Имя, Мария“. (…) Папа с радостью следил за проявлением силы этого молодого характера и восхищался способностью Мари владеть собой. Это, по его мнению, уравновешивало недостаток энергии в Саше, что его постоянно заботило.» (Сон юности. Воспоминания великой княжны Ольги Николаевны)

Семейная жизнь

Несомненно, будущий император не ошибся в выборе супруги, она стала великолепной женой и правительницей, оставившей о себе прекрасную память. Семейная жизнь Александра II и Марии Александровны продлилась почти 40 лет. Однако этот брак стал для русской императрицы настоящим испытанием веры, любви и терпения.



Она родила восемь детей, из них шестерых сыновей – лучшего для царской династии и представить нельзя. Она вынесла смерть двух старших детей – дочери Александры и сына Николая, который должен был наследовать трон. Ей пришлось переживать покушения на жизнь мужа и его постоянные измены. Под конец Александр перестал скрывать свои связи, и постоянная фаворитка княжна Екатерина Долгорукова поселилась в Зимнем дворце. Она жила вместе с четырьмя незаконнорожденными детьми этажом выше покоев венценосной императрицы. Мария Александровна не предпринимала никаких действий по этому поводу и ни одним словом не упрекнула супруга.



Перед смертью, в прощальном письме она поблагодарила Александра за все тридцать девять лет совместной жизни. Кстати, буквально через несколько месяцев после смерти жены, император заключил морганатический брак с Екатериной Долгоруковой. Законные дети до конца жизни так и не смогли простить ему этого. Меньше чем через год Александр II был убит «народовольцами».

Великая императрица

Как это всегда бывает в истории, семейные дрязги и проблемы с течением времени забываются, а остается в памяти людей только то, что действительно важно. Мария Александровна стала императрицей в 30 лет. Она не часто вмешивалась в государственные дела, хотя считается, что ее мнение также сыграло свою роль в вопросе освобождения крестьян. Зато она в полной мере взяла на себя груз забот в вопросах искусства, образования и благотворительности.

Именно при ней в России был учрежден Красный Крест, и императрица много лет была высочайшей покровительницей этой организации. Под ее руководством он стал общественно-государственной структурой, объединяющей средства благотворителей со всей России. Всего императрица патронировала 5 больниц, 12 богаделен, 36 приютов, 2 института, 38 гимназий, 156 низших училищ и 5 частных благотворительных обществ. Сама императрица тратила огромные суммы на благие дела. Известно, что во время войны она отказалась от новых нарядов, для того чтобы использовать лишние средства в пользу вдов, сирот, раненых и больных.



Она покровительствовала великому русскому педагогу Константину Ушинскому, и именно усилиями Марии Александровны в России были учреждены открытые всесословные женские учебные заведения (гимназии) – впервые в истории нашей страны девушки смогли массово получать системное образование. Помощью императрицы пользовались поэты Вяземский, Тютчев и Жуковский. Имя великой русской императрицы носит и один из ведущих музыкальных театров нашей страны и мира – Мариинский театр в Санкт Петербурге.



Интересно, что рисунок вышивки на занавесе Мариинского театра был создан «по мотивам» узоров на шлейфе коронационного платья Марии Федоровны (коронация происходила за год до открытия нового здания). Этот наряд – настоящее произведение искусства, покрытый серебряной вышивкой, в настоящее время хранится в Оружейной палате Московского кремля.



не-опыт-ная 14-лет-няя де-вуш-ка за-ли-лась крас-кой, пред-по-ла-гая, что ис-ку-шен-ный принц наб-лю-да-ет за ней в лор-нет.
А ис-ку-шен-но-му прин-цу был 21 год.

Она была очень высокая и такая худенькая и хрупкая, что захватывало дух,
и она была необычайно изящна, как мадонна Альбрехта Дюрера..
Черты её лица не были правильны. Но прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Рот был тонкий, со сжатыми губами, что свидетельствовало о сдержанности, а едва заметная ироническая улыбка составляла странный контраст к выражению её глаз.

**********


Император Александр II и императрица Мария Александровна.

После долгих раздумий императрица-мать Александра Фёдоровна, решив «спасти Россию», пересмотрела свое отношение к будущей невестке, и, считая, что брак сына с Марией Дармштадской самый приемлемый из всех последующих вариантов, сама бросилась в Дармштадт за невестой для сына.

Этим решительным шагом царица Александра Федоровна произвела сенсацию, лично прикатив в Дармштадт за принцессой Марией-Софией. Завистники всех европейских дворов простить не могли Дармштадской принцессе такого счастья не по её происхождению.

В сен-тяб-ре 1840 го-да им-пе-рат-ри-ца при-вез-ла Ма-рию в Рос-сию, в Цар-ское се-ло.


Ма-рия удив-ля-лась и по-ра-жа-лась аб-со-лют-но все-му, по-го-де, при-ро-де, язы-ку, бо-гатс-тву им-пе-ра-тор-ской семьи, на-ря-дам и дра-го-цен-нос-тям, свек-ровь по-да-ри-ла ей не-обык-но-вен-ное бо-га-тое платье. За-тем сос-то-ялась по-мол-вка, и да-ли мно-жес-тво ба-лов по это-му слу-чаю. 5 де-каб-ря 1940 со-вер-ши-лось ми-ро-по-ма-за-ние и дарм-штад-ская прин-цес-са в пра-вос-ла-вии ста-ла Ма-ри-ей Алек-сан-дров-ной. А 16 ап-ре-ля 1841 го-да сос-то-ялось вен-ча-ние це-са-ре-ви-ча Алек-сан-дра и пе-рек-ре-щен-ной в пра-вос-ла-вие кня-ги-ни Ма-рии Алек-сан-дров-ны.
Хо-тя впос-ледс-твии брак ока-зал-ся нес-час-тли-вым из-за влюб-чи-вос-ти рус-ско-го ца-ря и бес-ко-неч-ных бо-лез-ней суп-ру-ги, он все же по-че-му-то счи-тал-ся гар-мо-нич-ным.

Ма-рия Алек-сан-дров-на в де-ви-чес-тве Мак-си-ми-ли-ана-Виль-гель-ми-на-Ав-гус-т а-Со-фия-Ма-рия Дарм-штад-ская, чувс-тво-ва-ла се-бя очень оди-но-кой и не по-ня-той при рус-ском цар-ском дво-ре, не мно-гие зна-ли, что у нее раз-ви-ва-лась не-из-ле-чи-мая бо-лезнь сер-дца и лег-ких.

А царс-твен-ный суп-руг так по-на-ча-лу ею ув-ле-чен-ный, в даль-ней-шем не осо-бо вос-хи-щал-ся ее пре-лес-тя-ми, был ув-ле-чен по-ли-ти-кой и де-ла-ми го-су-дарс-твен-ны-ми, а так-же дру-ги-ми жен-щи-на-ми, ма-ло уде-ляя вни-ма-ния же-не.
Кро-ме то-го су-ро-вый пе-тер-бург-ский кли-мат ей сов-сем не под-хо-дил, в цар-ских по-ко-ях бы-ло слиш-ком хо-лод-но, им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на веч-но прос-ту-жа-лась. Гла-за у нее из-за деп-рес-сии, бо-лез-ней и оди-но-чес-тва всег-да бы-ли на мок-ром мес-те, она пла-ка-ла "дож-дя-ми Дарм-штад-та" ча-ще, чем улы-ба-лась, но что-бы быс-тро при-вес-ти се-бя в по-ря-док пос-ле оче-ред-но-го ти-хо-го сле-зоп-ро-ли-тия, Ма-рия от-кры-ва-ла ок-но в по-ко-ях, вста-ва-ла к не-му вплот-ную и об-ма-хи-ва-лась ве-ером. В ре-зуль-та-те на ли-це у нее вско-чил ог-ром-ный фу-рун-кул, ко-то-рый дол-гое вре-мя не про-хо-дил, и как наз-ло, от та-ких воз-душ-ных про-це-дур, она под-це-пи-ла сна-ча-ла двус-то-рон-нее вос-па-ле-ние лег-ких, а за-тем ухит-ри-лась за-ра-зить-ся ту-бер-ку-ле-зом.
Са-ма Мак-си-ми-ли-ана-Виль-гель-ми-на-Ав-гус-т а - Ма-рия-Со-фия Дарм-штад-ская, а в за-му-жес-тве им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на Ро-ма-но-ва всю жизнь чувс-тво-ва-ла свою ущер-бность, не-уве-рен-ность в се-бе, но бы-ла очень бла-го-дар-на Алек-сан-дру II за то, что он из-брал ее сво-ей суп-ру-гой, ма-терью нас-лед-ни-ков.

Труд-но объ-ек-тив-но оце-нить им-пе-рат-ри-цу Ма-рию Алек-сан-дров-ну, ведь сре-ди ее сов-ре-мен-ни-ков бы-ли за-вис-тни-ки и не-на-вис-тни-ки и, на-обо-рот, лю-бя-щие ее прид-вор-ные да-мы, а иног-да и ли-зоб-лю-ды. Так од-на часть ее ок-ру-же-ния счи-та-ет, что, ком-плек-суя в свя-зи со сво-им сом-ни-тель-ным про-ис-хож-де-ни-ем, от сво-ей нез-на-чи-тель-нос-ти, от сво-их пре-тен-зий к му-жу и его семье, она ос-та-ва-лась ма-ло-раз-ви-той нем-кой. Нель-зя ска-зать, что ее раз-ви-тие ос-та-но-ви-лось в 14-15-лет-нем воз-рас-те, ког-да ее прис-мот-рел в не-вес-ты це-са-ре-вич Алек-сандр. Но она рез-ко прек-ра-ти-ла за-ни-мать-ся сво-им са-мо-об-ра-зо-ва-ни-ем и са-мо-со-вер-шенс-тво-ва-ни-ем, ког-да ста-ла чувс-тво-вать се-бя сов-сем оди-но-кой и не по-ня-той при дво-ре. Дру-гая часть дво-ра, в час-тнос-ти друг Алек-сан-дра II Алек-сей Кон-стан-ти-но-вич Тол-стой счи-тал: "Сво-им умом Ма-рия Алек-сан-дров-на пре-вос-хо-дит не толь-ко дру-гих жен-щин, но и боль-шинс-тво муж-чин. Это не-бы-ва-лое со-че-та-ние ума с чис-то жен-ским оба-яни-ем и... пре-лес-тным ха-рак-те-ром". Очень ува-жа-ли Ма-рию Дарм-штад-скую и фрей-лина Тют-че-ва и по-эт Тют-чев, ко-то-рый пос-вя-тил ей сти-хи. Из-вес-тно, что Ма-рия Алек-сан-дров-на хо-ро-шо раз-би-ра-лась в му-зы-ке, прек-рас-но зна-ла но-вей-шую ев-ро-пей-скую ли-те-ра-ту-ру, она раз-би-ра-лась в по-ли-ти-ке. Но по-фран-цуз-ски го-во-ри-ла и по-ни-ма-ла не-дос-та-точ-но хо-ро-шо, ве-ла се-бя скром-но и сдер-жан-но. Во-об-ще ши-ро-та ее ин-те-ре-сов и ду-шев-ные ка-чес-тва при-во-ди-ли в вос-торг мно-гих из тех, с кем ей до-ве-лось встре-чать-ся. В рам-ках бла-гот-во-ри-тель-нос-ти, она за-ни-ма-лась воп-ро-са-ми об-ра-зо-ва-ния в Рос-сии, воп-ро-са-ми раз-ви-тия куль-ту-ры. Но это все-го лишь свет-ские про-то-коль-ные за-ня-тия. А из до-ку-мен-тов нель-зя по-нять, её ли это бы-ла ини-ци-ати-ва или прос-то рус-ская пра-вос-лав-ная цер-ковь и ле-то-пис-цы ди-нас-тии Ро-ма-но-вых при-пи-са-ли ей ве-ли-кие зас-лу-ги в воп-ро-сах раз-ви-тия об-ра-зо-ва-ния в Рос-сии, соз-да-ли ей по-ло-жи-тель-ный имидж ра-де-ющей за Рос-сию им-пе-рат-ри-цы. Не сто-ит го-во-рить, что Ма-рия Дарм-штад-ская бы-ла по-ме-ша-на на до-ка-за-тель-ствах сво-его за-кон-но-го про-ис-хож-де-ния и на сво-ем не-мец-ком арис-ток-ра-тиз-ме. Им-пе-рат-ри-ца Ма-рия Алек-сан-дров-на все же до-воль-но прох-лад-но от-но-си-лась к жиз-ни в Рос-сии, му-жа сво-его Алек-сан-дра она сов-сем не на-учи-лась по-ни-мать и це-нить, а так-же за-бо-тить-ся о нём, всег-да ос-та-нав-ли-ва-ла его по-ры-вы страс-ти сво-ей хо-лод-нос-тью. Ма-рия Дарм-штад-ская всег-да бы-ла во влас-ти сво-их бо-лез-ней, мрач-ных мыс-лей, ком-плек-сов и, что-бы от-влечь-ся, она за-ни-ма-лась боль-ше все-го вы-ши-вань-ем или вя-зань-ем да сплет-ня-ми о прид-вор-ных ро-ма-нах, ин-три-гах, свадь-бах и по-хо-ро-нах при дво-рах Ев-ро-пы. Хо-тя, су-дя по ее ред-ким за-пи-сям и выс-ка-зы-ва-ни-ям, она все же от-да-ва-ла дол-жное Алек-сан-дру за то, что он вы-вез её из бо-гом за-бы-то-го кня-жес-тва и уса-дил ря-дом с со-бой на рус-ский прес-тол, так она по-лу-чи-ла боль-шее ува-же-ние сре-ди пред-ста-ви-те-лей Ев-ро-пей-ских ди-нас-тий. Кро-ме то-го, Алек-сандр от-да-вал ей не-ко-то-рый долг ува-же-ния и не раз-во-дил-ся с ней, да-же имея вто-рую семью.

За-то Го-су-да-ры-ня Ма-рия Алек-сан-дров-на вы-пол-ни-ла ос-нов-ное пред-наз-на-че-ние суп-ру-ги ца-ря - ро-ди-ла нас-лед-ни-ков для рос-сий-ского прес-то-ла. Пос-ле рож-де-ния шес-то-го ре-бен-ка вра-чи зап-ре-ти-ли ей ро-жать, а все-го ро-ди-лось у нее 8 де-тей, двое из них умер-ли. Доч-ка - княж-на Ма-ша бы-ла единс-твен-ной лю-би-мой до-черью. До Ма-ши у ца-ри-цы в 1842 ро-ди-лась дочь Алек-сан-дра Алек-сан-дров-на, но она скон-ча-лась в 1849. С тех пор в цар-ской семье ста-ра-лись не на-зы-вать де-во-чек Алек-сан-дрой.
И все же суп-ру-жес-тво Алек-сан-дра Вто-ро-го и Ма-рии Алек-сан-дров-ны счи-та-лось гар-мо-нич-ным, и, од-но вре-мя да-же ка-за-лось, что нич-то не смо-жет на-ру-шить эту гар-мо-нию, но все из-ме-ни-лось пос-ле смер-ти их стар-ше-го сы-на Ни-ко-лая в 1865 го-ду в Ниц-це. Ма-рия Алек-сан-дров-на мед-лен-но уга-са-ла от бо-лез-ней и от го-ря и не мог-ла снис-кать се-бе под-дер-жки ни у му-жа, ни у родс-твен-ни-ков или прид-вор-ных.

Вслед за Ма-ри-ей Дарм-штад-ской в Рос-сию пе-ре-ехал и её млад-ший брат Алек-сандр, ко-то-рый то-же, воз-мож-но, был рож-дён не от гер-цо-га Лю-до-ви-ка Вто-ро-го, а от его прид-вор-но-го. Но пе-ре-езд род-но-го бра-та не из-ба-вил Ма-рию Алек-сан-дров-ну от тос-ки и оди-но-чес-тва, тем бо-лее, что бра-та вско-ре выс-ла-ли из Рос-сии по нас-то-янию Ни-ко-лая I из-за не-рав-но-го бра-ка с фрей-линой Га-ук.

От Алек-сан-дра Дарм-штадт-ско-го и фрей-лины Юлии Га-уке (фрей-лина прус-ской ко-ро-лев-ны Алек-сан-дры Фё-до-ров-ны, же-ны Ни-ко-лая I) по-шел ан-глий-ский род Ма-ун-тбет-те-нов, а по-то-мок это-го ро-да - Фи-липп стал прин-цем Эдин-бург-ским, му-жем пра-вя-щей с се-ре-ды 20 ве-ка по на-ча-ло 21 ве-ка ко-ро-ле-вы Ве-ли-коб-ри-та-нии Ели-за-ве-ты II.

Начало жизни во дворце

Будущая императрица Мария Александровна приехала в Петербург в сентябре 1840. Невесту Александра Николаевича встречали радушно и отвели ей покои на первом этаже Зимнего дворца с видом на Неву. В письмах родственникам гостья с восторгом описывала обставленные специально для нее комнаты. В них Марии Александровне предстояло жить до свадьбы.

Бракосочетание состоялось в апреле 1841. После этого бывшая принцесса Гессенская, великая княгиня Мария Александровна расположилась в покоях, приготовленных для нее в бельэтаже дворца. Белый зал, Золотая гостиная, Зеленая столовая, Малиновый кабинет, Будуар и Синяя спальня отныне принадлежали цесаревне. Помещения были отреставрированы в середине XX века и открыты для посещения в главном музейном комплексе Государственного Эрмитажа .

Интерьеры в стиле историзма

Знаменитые интерьеры были выполены по проектам Александра Павловича Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. В 50-е и 60-е годы XIX века Мария Александровна пожелала изменить убранство, и отделкой комнат занялись знаменитые архитекторы Андрей Иванович Штакеншнейдер и Гаральд Андреевич Боссе. Интерьеры были выполнены в стиле историзма, который в то время царил в архитектуре. Это направление старалось воспроизвести черты стилей прошлого, иногда полностью копируя знаменитые образцы. Неороманский стиль в США и Канаде, неоготика в Англии, неоренессанс и необарокко во многих других странах – все они обращались к «большим стилям» прошлого. За смешение множество разных черт историзм часто оценивали негативно и называли «эклектикой». В Германии мастерами этого стиля считаются, например, Лео фон Кленце и Готфрид Земплер, во Франции – Эжен Виолле-ле-Дюк, в Австрии – Отто Вагнер, а в России – Николай Леонтьевич и Леонтий Николаевич Бенуа.

Черты историзма в покоях Марии Александровны видны невооруженным взглядом: в первую очередь бросается в глаза оформление анфилад. Во времена барокко и классицизма украшения комнат могли различаться, но в итоге все равно складывались в общую картину. Историзм отвергал старые правила и предлагал каждое помещение оформлять особенным образом, вне зависимости от сочетания стиля, формы и даже цвета с соседними комнатами. Так у каждого зала появилось собственное убранство, в зависимости от того, чем в этой комнате занималась будущая императрица.

Туалетная комната

Туалетная комната служила Марии Александровне также и кабинетом. От кабинета Александра она была отделена лишь библиотекой и комнатой камердинера. Покои были оформлены в розовых оттенках, позже обивку изменили на светло-лиловую. Стены были обтянуты шелком с растительным узором, этой же тканью была обита мебель, из нее были выполнены портьеры, ширма и драпировка. Здесь же висели несколько портретов – Александра Николаевича, Николая I и брата Марии Александра Гессенского.

Ванная и кислородная комната

Ванная цесаревны была выполнена в голубых тонах с растительным орнаментом, камин украшали лепниной барельеф и две кариатиды. Мебель была выполнена из клена, столик стоял на небольшой витой колонке с тремя ножками в виде львиных лап. Выделялась своим оформлением ширма, стоящая под окном: на ней были высечены цветы, птицы и бабочки и стояло имя итальянского мастера, выполнившего ее. В целом при создании убранства ванной комнаты Александр Брюллов явно вдохновлялся архитектурой любимой им Италии.

Спальня

Спальня будущей императрицы была отделана в светло-голубых тонах, несколько позже стены обтянули более темной синей тканью. Оформление было выполнено местами в стиле ренессанса, но многие черты были также характерны и для эпохи классицизма. После ремонта Мария Александровна особенно восхищалась малиновым ковром и киотом с образницей, созданным по рисункам Олсуфьева, гофмаршала двора цесаревны. Обставлена спальня была мебелью в стиле «буль»: так называли особый декоративный стиль, по имении его создателя французского мастера Андре-Шарля Будя. Он прославился благодаря искусным инкрустациям из латуни, бронзы, панциря черепахи. Такую мебель нередко подделывали, используя более дешевые аналоги материалов, но почти все убранство в комнатах цесаревны было подлинным. Рядом со спальней была оборудована небольшая комната, которую прозвали «кислородной»: в ней Марий Александровна лечилась, вдыхая травяные отвары и щелочные пары.

Л. Премацци, спальня императрицы Марии Александровны

Будуар

Больше всего Мария Александровна любила свой будуар, где она часто пила чай с супругом и беседовала с детьми. Поначалу он был оформлен в светлых тонах и украшен голубыми и золотыми орнаментами. Затем будуар переделали и оформили в стиле второго рококо: появился альков с аркой и кариатидами, гранатовую обивку стен украсили причудливые растительные орнаменты.

Э. Гау, будуар Марии Александровны, 1861 год

Продолжение читайте на сайте

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...