Тест определение психологического возраста человека. Психологическое понятие возраста

Неважно, сколько вам лет. Важно то, что у вас в душе.

Но как узнать, что именно там находится? Для этого были придуманы всевозможные тесты, с помощью которых можно легко и просто определять свой внутренний возраст. Вы можете

Прежде чем начать проходить тест на психологический возраст, стоит немного углубиться в само понятие. Если биологический возраст показывает, сколько лет нашему телу, то внутренний определяет состояние души. Такой показатель характеризует наше отношение к жизни и к самым разнообразным событиям, вещам, поступкам, наше восприятие мира и окружающих людей, совокупность жизненных принципов и устоев. Ни для кого не секрет, что дети отличаются своей лёгкостью, непосредственностью. А более зрелые люди порой настолько обременены своим опытом, что не могут в полной мере насладиться простыми вещами.

Зачем проходить тест?

  • Если вы узнаете свой психологический возраст, то сможете оценить своё внутреннее состояние и понять, насколько оно соответствует окружающей вас действительности.
  • Вы получите возможность выяснить, всё ли вы правильно делаете, позволяют ли ваши действия жить нормальной жизнью и получать от неё удовольствие.
  • Вы выясните, можете ли вы трезво оценивать ситуацию и использовать имеющийся у вас опыт в тех случаях, когда это действительно нужно.

Вероятно, ваша душа настолько «старее» вашего тела, что вы смотрите на всё, словно седой старик. И это не есть хорошо, так как лёгкость мыслей и непосредственность просто необходима. Но если в 30 лет мыслить, как десятилетний ребёнок, то можно также испортить свою жизнь, ведь без опыта и адекватной и тщательной оценки ситуации иногда не получается принять правильное решение.

Как пройти тест?

Пройти такой интересный психологический тест можно в режиме онлайн и совершенно бесплатно, что очень и очень удобно. От вас потребуется всего лишь ответить на предложенные вопросы. Никаких расчётов и глубоких размышлений от вас не потребуется, все вопросы просты и касаются вашего отношения к жизни и к отдельным конкретным ситуациям.

Отвечайте на вопросы честно, практически не задумываясь, в этом случае результаты будут более точными и соответствующими действительности. На каждый ответ уделяйте по несколько секунд, не более. Руководствуйтесь своими первыми мыслями и восприятиями. Вам будет дано несколько вариантов, так что просто прочитайте их и поймите для себя, что вам ближе.

Когда вы пройдёте весь психологический тест онлайн, просто проведите простые подсчёты, оценив ответы (каждому из них будет соответствовать определённое количество баллов). Подсчитав итоговое количество очков, можно приступать к анализу результатов.

Оцениваем результаты

Самый последний этап – оценка результатов. Сразу стоит отметить, что они не должны звучать для вас как диагноз или приговор. Это всего лишь рекомендации, которые позволят немного скорректировать своё поведение и научиться лучше адаптироваться к жизни, темпы которой сегодня весьма стремительны.

Например, если психологически вы старше, нежели биологически, то постарайтесь относиться к жизни более легко и когда позволяет ситуация, слушать своё сердце, а не разум, выражать эмоции.

Если же всё наоборот, то стоит задуматься о том, чтобы относиться к некоторым ситуациям более серьёзно, задумываться над тем, что делаете.

Если разница незначительна, то это говорит о том, что вам комфортно по жизни, что вы всё делаете правильно.

Непременно приступите к тесту и узнайте, кто вы есть на самом деле!

В психологии понятие психологического возраста отличается от биологического. Психологическая зрелость достигается людьми параллельно физиологической, но может значительно отставать или опережать. Зная свой психологический возраст, человек может сознательно корректировать поведение, заняться развитием личности, ускорить или замедлить психологическое взросление.

Понятие возраста в психологии, особенности поэтапного развития личности

В психологии определение «психологический возраст» означает периодизацию психического развития в течение жизни человека. Развитие психики определяют 2 фактора:

  • биологический - наследуемые от родителей особенности, передаваемые генетическим путем;
  • социальный - влияние среды, в которой ребенок растет и развивается.

Взаимосвязь факторов, влияющих на личностную скорость психологического развития, объясняют 4 основные теории:

  1. Биогенетическая. Особенности личности формируются только под влиянием генов, воспитание не может их изменить.
  2. Социогенетическая. Младенец рождается без задатков, и все особенности приобретает из окружающей среды.
  3. Теория конвергенции. Объединяет влияние социального и биологического, считая их влияние равнозначным.
  4. Отечественная теория. Предложенная Л. Выготским теория развития предполагает, что для человека одинаково важны наследственность и воспитательная среда, но социальной фактор оказывает большее влияние.

Для определении соответствия биологического возраста психологическому используют возрастную периодизацию Эльконина. Он выделяет:

  1. Раннее детство. Включает период от рождения до 3 лет. Характеризуется развитием основных новообразований: речь, ситуативно-личностное общение, предметная деятельность.
  2. Детство. Начинается после кризиса 3-х лет, включает дошкольный и младший школьный период. Главный показатель нормального развития - ориентация на учебную деятельность.
  3. Подростковый возраст. Является переломным периодом становления личности, характеризуется ориентацией на интимно-личностное общение и профессионально-учебную деятельность.
  4. Ранняя зрелость. Основная потребность - любовь и принятие, ориентации на построение карьеры и создание семьи.
  5. Средняя зрелость. Потребность в профессиональное реализации довлеет над остальными, человек стремиться принести пользу обществу.
  6. Подлинная зрелость. Принятие новой социальной роли, целостность и мудрость личности.

Этапы физического развития у большинства людей проходят одинаково: люди одного возраста имеют похожие физические показатели и выглядят похоже. Но психологический возраст может отличаться на десятки лет. Психологический возраст - внутреннее состояние, определяющее отношение к жизни. Принимая решения, человек ориентируется на внутренний возраст. Он регулирует поведение, отношения с другими людьми, планы и цели.

Психологический возраст - объективная характеристика, которую можно определить с помощью тестов. Знать его необходимо, чтобы вовремя понять причину поступков, не затягивать период психологической незрелости.

Как определить внутренний возраст человека: популярный тест

Для точного определения уровня внутреннего состояния следует использовать только проверенные тесты, разработанные профессиональными психологами. В российской психологии за основу берется опросник С. Степанова. С его помощью можно определить, на каком этапе развития находится психика: подростковом или зрелом.

Проходить тестирование можно самостоятельно, без помощи психолога, достаточно внимательно прочитать инструкцию. Опросник включает 25 утверждений. К утверждениям прилагаются варианты ответа от полностью согласен до полностью не согласен. Испытуемый должен вызвать подходящий вариант, наиболее соответствующий его отношению к утверждению. Утверждения просты, их сможет понять даже школьник.

Чтобы получить достоверный результат, нужно:

  1. Отвечать на вопросы честно. Над утверждениями нельзя долго размышлять - это снижает концентрацию и мешает выбрать правильный вариант.
  2. Выбирать только один вариант. Ключевой ответ нужно выбирать по внутренним ощущениям, не пытаясь выбрать более благовидный вариант.
  3. Через некоторое время пройти тест повторно. Часто результаты могут отличаться на несколько лет из-за того, что в первый раз испытуемый был взволнован или невнимателен.

Результаты могут оказаться неожиданными. Но в любом случае не нужно относиться к ним слишком серьезно, ведь внутренний возраст всегда можно изменить.

С. Степанов: биография, научные достижения

Автор самого популярного теста на определение внутреннего возраста - Сергей Степанов, доцент Московского ППУ. В научных кругах России он известен благодаря обширным исследованиям психологического состояния: факторов, влияющих на скорость развития личности, внутренних мотивов, поведенческих особенностей.

Степанов получил образование на психологическом факультете МГУ, сразу же после окончания учебы поступил на работу. Одновременно с работой в институте начал писать книги по психологии. С 1984 по 1997 г. работал научным редактором в издательстве «Большая Российская Энциклопедия». Помимо основной исследовательской работы издал более 100 статей. Также занимался переводами трудов известных психологов, изучавших психологическое развитие.

Возрастной тест Степанов создал на основе результатов исследований. Он вошел в его книгу «Психологические тесты», которую издали в 2002 г. Полная библиография Степанова насчитывает более 30 книг.

Кому следует проходить тестирование на определение настоящего возраста?

Тестирование на определение внутреннего возраста следует проходить, когда:

  1. Человек сомневается в выборе профессии. Выбирая будущую специализацию, выпускник часто сомневается и не может определиться с одной сферой деятельности. Это может быть связано с несоответствием внутреннего развития физическому. Раннее развитие предполагает, что человеку будет комфортно на ответственной серьезной работе, внутренний инфантилизм предупреждает о необходимости легкой профессии.
  2. Проблемы в интимной сфере. Если человек психологически незрел, даже мысли об интимной близости вызывают у него дискомфорт. Физический контакт кажется пугающим, потребность в близости отсутствует. Чтобы понять причину незрелости, вначале необходимо пройти тестирование, которое определит уровень внутреннего развития.
  3. Сложно разобраться в собственных эмоциональных реакциях. Часто человек сталкивается с ситуацией, когда чувства и эмоции проявляются неадекватно. Иногда причина этому - противоречие, вызванное возрастным несоответствием.

Если результаты теста вызывают сомнения и вопросы, следует обратиться к психологу. Его рекомендации помогут определить способы коррекции внутреннего состояния и дальнейший путь развития.

Как в психологии рассматривают разницу физического и душевного развития?

Изучая, что включает в себя понятие «психологический возраст», психологи подчеркивают, для нормального развития личности необходимо гармоничное соответствие хронологического состояния внутреннему. Несоответствие вызывает трудности в адаптации:

  1. Внутренняя незрелость. Гарантирует высокий уровень жизненной энергии, нацеленность на будущее, дружелюбие и открытость.
  2. Соответствие. Гармоничное сочетание, позволяющее радоваться жизни, но не совершать опрометчивых поступков.
  3. Опережение развития. Это происходит, когда человек проходит через многие события и приобретает жизненный опыт.

Ситуацию с сильным рассинхроном развития можно исправить. Чтобы приблизить соответствие, следует:

  • пройти консультирование у психотерапевта;
  • стремиться к саморазвитию;
  • избегать внешнего давления.

В любом возрасте главное - придерживаться оптимизма. На каждой стадии психологического развития можно полноценно наслаждаться жизнью.

Полезное видео

В видео Вам предложено пройти небольшой тест на определение своего психологического возраста.

Вы, наверное, встречали таких людей, которые до самой старости сумели пронести юношескую энергию и задор, или молодого человека, который был серьезен и ответственен не по годам? Отчего же происходит так, что тот или иной человек ведет себя и чувствует в несоответствии со своим возрастом?

В действительности хронологический возраст не столь важен, как психологический. Психологический возраст – это состояние внутреннего восприятия и отношения к жизни, которое влияет на поведение человека и на принятие жизненных решений. Он не всегда может совпадать с действительным количеством лет и с течением времени может меняться в любую сторону, как в сторону юности, так и в сторону зрелости. Именно благодаря этому старик может вести себя как подросток, а юноша как зрелый, закаленный опытом мужчина.

Психологический возраст – это не просто какая-то очередная характеристика. Знать свой психологический возраст важно, так как он определяет наши интересы и хобби, влияет на постановку целей и даже на стиль жизни.

Тест на психологический возраст С. Степанова

Определить свой психологический возраст без особых проблем можно с помощью специального теста, разработанного российского психологом Сергеем Степановым. Он поможет разобраться, кем Вы себя ощущаете внутри: подростком, жаждущим приключений, или зрелым состоявшимся человеком.

На данный момент опросник Степанова на определение своего психологического возраста является одним из распространенных.

Биография автора теста

Сергей Сергеевич Степанов - известный российский психолог, писатель, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, является разработчиком теста на определение психологического возраста.

Поступил на психологический факультет МГУ и после окончания обучения там же начал свою карьеру психолога. В период с 1984 по 1997 годы работал в издательстве «Большая Российская Энциклопедия» в качестве научного редактора и является автором множества статей по различным направлениям психологии. Активно занимался переводами на русский язык книг таких известных психологов, как А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Ю. Айзенк, П. Экман, Ф. Зимбардо.

Кому можно проходить тест на психологический возраст?

Психологический возраст является способностью понимать мысли других людей, а также свои собственные эмоции и чувства. Пройти тест можно людям любого возраста и пола. Он поможет Вам лучше понять свое мировосприятие; решить, что поменять в жизни и отношении к ней, чтобы Вы ощущали себя легко и свободно; а также понять, не забыли ли Вы получать удовольствие от работы и различных ситуаций.

Инструкция по прохождению теста

Тест по определению психологического возраста состоит из 25 понятных утверждений, к каждому из которых Вам нужно выразить свое отношение:

  • полностью согласны;
  • частично согласны;
  • скорее не согласны;
  • категорически не согласны.

Прохождение теста не займет много времени, и Вы всегда можете сделать это удобно и быстро прямо на нашем сайте!

Отвечая на вопросы теста:

  1. Не бойтесь выбирать ответы. Ничего сложного в вопросах нет и Вы точно с этим справитесь;
  2. Будьте честны сами с собой. Не пытайтесь отвечать правильно, отвечайте так, как считаете нужным, и тогда получите правдивый результат;
  3. Не расстраивайтесь, если результаты теста на возраст оказались не такими, как Вы ожидали. Вы можете попробовать пройти его позже еще раз.

Результаты теста

Если Ваш психологический возраст меньше хронологического, то, с большой вероятностью, в независимости от того, когда вы родились, Вы полны уверенности в себе и наполнены жизненной энергией. Общительны, с оптимизмом смотрите на мир, доброжелательны. Старым человеком уж точно вы не скоро станете.

Если сумма лет за спиной соответствует Вашему психологическому возрасту, то на пути к зрелости Вы пожертвовали радостями молодости. Различные стрессы обилие забот подорвали Вашу способность радоваться, взамен научили серьезности и ответственности. Вы «средний» взрослый, не особо озадаченный проблемами. Но добавить хоть немного активности и оптимизма Вам не помешает.

В случае если Ваш психологический возраст оказался больше хронологического, это значит, что Вы многое пережили и прошли через испытания жизни, всему знаете цену. Но не рано ли это всё? Ведь так много в мире еще не увиденного и непознанного!

По итогам теста Вы также сможете получить рекомендации о том, какие книги почитать, чтобы лучше понимать свой психологический возраст, его преимущества и недостатки.

Регистрируйтесь и проходите тест прямо на нашем сайте

Изображение в шапке -

Ольга Астахова
Психологический возраст как центральное понятие возрастной психологии

Введение

Возраст психологии ) - категория, служащая с целью обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического возраста , выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического возраста обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обуславливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.

Психологический возраст - физический возраст , которому соответствует человек по уровню своего психологического развития .

Актуальность темы высока, т. к. многие исследователи сегодня обращают внимание на значение психологического возраста , зависимость уровня заболеваемости от состояния психики , того, насколько человек себя чувствует.

Цель работы – исследование психологического возраста

Задачи работы – изучение понятия возрастной психологии

Изучение основных периодов развития человека и теории возраста ;

Рассмотрение принципов диагностики и исследования психологического возраста .

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка , записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше , а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста , связанного с половым созреванием детей.

Закономерности, механизмы и движущие силы психического развития ;

Детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения.

В большинстве источников возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.

1.2. Проблемы современной возрастной психологии

Проблема органической и следовой обусловленности психики и поведения человека;

Проблема влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие детей (что больше влияет : семья, улица, школа) ;

Проблема соотношения и выявления задатков и способностей;

Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка .

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека.

Выделяется 3 раздела возрастной психологии :

Детская психология (от рождения до 17 лет) ;

- психология взрослых , зрелых возрастов ;

Геронтология или психология пожилого возраста .

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов :

1) Хронологический возраст , определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту) ;

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т. п.) ;

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики , в который включается :

а) умственный возраст

Для определения умственного возраста детей от 4 до 16 лет используется тест Векслера, который включает вербальные и данные в наглядной (образной) форме задания. При его применении получают суммарный «общий интеллектуальный показатель» . Психолог вычисляет IQ - интеллектуальный коэффициент :

умственный возраст x 100%

IQ = хронологический возраст

б) социальная зрелость - SQ - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)

в) эмоциональная зрелость : произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают .

Л. С. Выготский выделял 3 группы периодизаций :

I. Для 1 группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ.

1) Периодизация Рене Заззо (системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства) :

0-3 года раннее детство

3-5 лет дошкольный возраст

6-12 лет начальное школьное образование

12-16 лет обучение в средней школе

17 и старше высшее или университетское образование

2) Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов.

0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство

2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов

6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости)

1)Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т. д.

0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ) . Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного «Оно» формируется «Я» ).

1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника) . Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть).

3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности) . Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс, девочки к отцу (комплекс Электры) .

Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я» .

5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно» , хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.

2) Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур.

Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций.

Основной критерий - интеллект.

От 0 до 1,5-2 лет сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный» ).

От 2 до 7 лет дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья) .

3) Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень : Страх наказания (до 7 лет) .

1. Страх перед правом силы.

2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень : Стыд перед окружающими людьми (13 лет) .

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.

III уровень : Совесть (после 16 лет) .

5. Желание соответствовать своим нравственным принципам.

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

Существуют и другие периодизации развития.

Возраст человека – один из основных критериев его психической жизни и особенностей характера. В зависимости от возраста человек по разному воспринимает различные жизненные ситуации, в том числе и болезнь.

Возраст обычно делят на различные периоды. В целом в жизни человека можно выделить следующие возрастные периоды : детство, юность, зрелость и старость. Каждый из этих периодов можно разделить на более мелкие и точные возрастные этапы . Особое значение возраст имеет в детстве , т. к. в этот момент закладываются основные черты личности.

Изучением возрастных особенностей человеческой психики и искажениями психологического возраста занимается возрастная психология .

Каждый человек по своему воспринимает свой возраст и относится к нему , также человек по разному воспринимает болезнь и ее проявления.

Возраст подлежит диагностике, как биологический, так и психологический . Это проблема также была затронута в работе. Многие ученые занимались исследованиями возраста человека , благодаря чему мы имеем богатое научное наследие в этой области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологический возраст – интересная и обширная тема для изучения. Стоит отметить два очень тесно связанных между собой феномена – личностное время личности и концепция жизненного пути.

Знание особенностей психологического возраста может помочь не только в медицине, психологии или педагогике , но и во многих других областях.

Психологический возраст – важнейшая характеристика человеческой психики , однако, недостаточно изученная и применяемая в науке.

Будущее медицины за психологией , поэтому исследование психологического возраста и возрастных характеристик личности не только желательно, но и обязательно для того, чтобы медицина могла опираться на новые научные данные в этой области и применять их для своих целей.

В данной работе я проанализировала особенности развития человека, на всех этапах его жизни. Особое внимание уделено развитию психики ребенка , а также подростков. В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств , необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами : он отдает себе отчет в том, почему в данном случае он хочет или ему следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для него более и что менее значимо. Он может, например, отказаться от привлекательного предложения в финансовой операции, если предвидит достаточную степень риска, а он не готов поступить авантюрно, или он может посадить себя за необходимую работу, хотя он устал и сегодня он заслужил право отдохнуть.

Цель и поставленные задачи были достигнуты и реализована.

Практическая значимость моей работы заключается в возможности

использовать предложенный материал в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология . -М., 1997

2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред . А. В. Петровского. -М., 1979

3. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности . - К.: Наукова думка, 1984. - С. 173–175.

4. Кулагина И. Ю. Возрастная психология . -М., 1997;

5. Немов Р. С. Общие основы психологии . Т. 2.-М., 1994;

6. Обухова Л. Ф. Детская психология . -М., 1996;

7. Мухина В. С. Возрастная психология . -М., 1998;

8. Хрестоматия по детской психологии / Сост . Г. В. Бурменская. -М., 1996.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...