Конь с розовой гривой игра презентация. Презентация к уроку "Нравственные уроки героя по рассказу В

Урок литературы

Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева « Конь с розовой гривой».

Андреева Светлана Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока

Класс 6в

Комментарии к уроку : учебная программа, урок из раздела «Произведения русских писателей 20 века».

Тип урока - интегрированный

Цель урока : Рассмотреть нравственные уроки рассказа, помогающие взрослеть и стать личностью.

Задачи урока:

Предметные

Определить тему и основную мысль литературного произведения, развивая умение сопоставлять, анализировать поступки героев рассказа.

Метапредметные

Умение формулировать проблемные вопросы и отвечать на них,

рассматривая нравственные проблемы, поднятые в рассказе;

Личностные

1)формировать способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению через развитие устной монологической и диалогической речи, развивая коммуникативные навыки, сценические умения и творческие способности;

2) помочь учащимся осознать свои чувства и переживания, мотивы своих поступков через поведение героев художественного произведения, подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, честность, долг, совесть;

Форма организации деятельности учащихся - « Урок – размышление».

Оборудование : комьютер, презентация к уроку, рисунки учащихся, буклеты, анкета (опросник), кинофильм « Пацаны».

1.Организационный этап.

Приветствие. Организация внимания.

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!

Мы продолжаем работу по произведению Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» и попробуем выяснить, какие нравственные уроки несет рассказ, а также разобраться в себе, задуматься о своих поступках.

2. Подготовка к работе на основном этапе.

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.

Начнём наш урок с отрывка из кинофильма «Пацаны» Слайд 1. (Просмотр фрагмента фильма).

О чём рассуждают подростки? (о мечте, о том, что они могут ударить человека просто так, рассуждают о доброте).

Они осознанно говорят об этом? (да, потому что они уже взрослые и могут отвечать за свои поступки).

На кого из героев рассказа похожи эти подростки? (на левонтьевских ребят, особенно на Саньку).

Если связать этот фрагмент фильма и рассказ Астафьева, то о чем мы сегодня будем говорить? (о доброте, о поступках, которые мы иногда совершаем необдуманно).

Основная тема многих рассказов Виктора Астафьева- тема взросления. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, сделать его старше, изменить его. А понять свои ошибки и исправить их помогают ему самые близкие люди и простые жизненные правила(уроки), которые преподносит нам Виктор Петрович Астафьев в своем рассказе. Слайд 2.

Можем ли мы обозначить тему урока? (поступки, правила, с помощью которых ребёнок взрослеет, становится другим).

- «Нравственные уроки взросления и становления личности в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Слайд 2а.

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова песни из кинофильма о подростках « Пацаны». Слайд 2б.

«Взрослым так просто, всё знают они наперёд.

Ну, а подросток, пока он ещё подрастет…».

Эта песня ещё прозвучит на уроке, но уже по этим двум строкам понятно, что взрослеть не просто. Давайте обратимся к рассказу Виктора Астафьева.

3. Этап проверки понимания прочитанного.

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое наказание).

Случалось ли вам сталкиваться с обманом? Что испытывает человек обманывая? (Конечно, случалось и не раз, испытывает муки совести, стыда. Даже были похожие ситуации как у Вити).

А значит, он станет вам чуточку ближе, понятнее.

Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»? (Бабушка преподала урок прощения.. Она зло побеждает добром, поэтому и название, как в сказке красивое, доброе. (Добро побеждает зло).

Выделите ключевые слова в названии рассказа. Как вы понимаете название рассказа? (Названием рассказа послужило сказочное существо, мечта каждого деревенского мальчишки, - необычной формы и цвета пряник, «конь с розовой гривой». Сколько радости он мог доставить ребенку послевоенного времени! (Пряник = радость)

Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций.

А что для вас – радость, какие ассоциации возникают?

Работа в буклетах.

Ассоциации запишите в буклетах.

путешествие

Новая вещь


Игры с друзьями

Общение с природой


праздник


Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.

Выразительное чтение отрывка.

(Выразительное чтение отрывка «Пряник конем! Это же мечта всех деревенских малышей. (…) что останется от коня хвост да грива .)

(«конь лягается копытами», «конь-огонь», «ребята ластятся», «холодея от ужаса»…)

Но чтобы заслужить эту радость, герой проходит путь испытаний.

Беседа по прочитанному произведению

Итак, герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятами.

Зачем?(чтобы «трудом своим заработать пряник». (Слайд № 3)

Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы в тексте помогают нам это увидеть? Зачитайте!(стр.102)

(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)

Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?

(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)

Сопоставительная характеристика ребят.

Найдите в тексте эпизод сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?

(Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.)

(«Жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»)

(Показаны негативные действия детей, они не задумываются над своими поступками, действуют агрессивно и легкомысленно.)

Как герой оказался в зависимости от Саньки, поможет понять инсценировка, подготовленная нашими ребятами.

Инсценировка.

(диалог Саньки и героя)

Автор : Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.

Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!

Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!

Витя: - Я?!

Санька: - Ты!

Витя: - Жадный?

Санька: - Жадный!

Витя: - А хочешь, все ягоды съем?

Санька: - Слабо!

Витя: - Мне слабо? Мне слабо?

Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

(Санька провоцирует героя, называя его «жадным». Витя струсил и пошел на поводу у Саньки)

Почему Витя не смог отказать Саньке, не смог сказать «нет»? (Он испугался, был маленьким, хрупким).

Очень часто вы не можете дать отпор, вовремя сказать «нет». Почему?

Элемент исследовательской работы.

Результаты социологического опроса учащимися 6в класса.

Ребята нашего класса провели опрос среди учащихся 6 – 11 классов на тему «Почему мы не можем сказать «нет» и получили следующие результаты. (Слайд № 5).

Как мы видим, большой процент принадлежит пунктам «стремимся избежать конфликтов» и «боимся потерять друзей».

Почему же так происходит? В этом нам поможет разобраться психолог Моисеева С.В.

Выступление психолога.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни был в такой ситуации как герой рассказа. Как же противостоять окружающим, когда на тебя давят? Для этого обратимся к несложным правилам. (Слайды № 6-12).

Помните, если вам необходима помощь в сложных ситуациях, вы всегда можете обратиться за ней в кабинет школьного психолога.А ещё можно обратиться к В.П.Астафьеву как к наставнику и учителю, который в своём рассказе преподаёт нам уроки «золотых правил нравственности».

Запишем в буклетах первый урок рассказа Астафьева (Слайд №13):

«Умей говорить «нет», не поддавайся на провокации».

Вернёмся к тексту. Как после этого развлекались ребята на Малой речке? (стр. 104)

(Растерзали рыбу «за некрасивый вид», «пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа», он умер.)

Как вы расцениваете такие поступки?

(Развлечения их были жестокими.)

Какой второй урок рассказа мы запишем в буклеты?

«Не будь жестоким» (Слайд № 14).

Как герой был втянут в тяжкий обман? Почему он это сделал?

(Санька научил, как обмануть бабушку, Витя боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)

Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?

(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)

Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте.

(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть. «Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?»...) стр.107 и 109).

Но не смотря на это, Витька вновь соглашается с предложением Саньки пойти на рыбалку.

Творческая деятельность учащихся.

Чтение по ролям.

Найдите в тексте эпизод «На рыбалке». Перечитаем его по ролям (стр. 109-110 от слов «Оттуда, из-за моста…» до слов «Я свалился с яра…»)

Продолжение беседы.

Как относится к обману Санька? А главный герой?

В этом эпизоде Витя сумел сказать «нет» твёрдо и уверенно и Санька отстаёт от него.

Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя): (стр. 115).

(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)

Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?

(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок.)

Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке? (стр. 115)

(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане)

Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным. Запишем третий урок Виктора Астафьева:

«Будь честным». (Слайд № 15).

Какова роль дедушки во всей этой истории?

(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки)

Давайте запишем четвертый урок , который преподает нам писатель:

«Помогай другим в трудных жизненных ситуациях. (Слайд № 16).

Почему бабушка купила всё-таки «пряник конём» обманувшему её внуку?

(Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках, она любила и жалела сироту)

Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?

(Писатель благодарен бабушке за её доброту, за её веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть и доброта.)

4. Этап обобщения и систематизации знаний .

Какой главный жизненный урок извлек герой из рассказанной им истории?

(Он понял, что бабушка не только строгая, но и добрая, любит его. Доброта и прощение помогают людям стать лучше).

Давайте запишем пятый урок рассказа:

«Будь добрым, умей прощать». (Слайд № 17)

Обратите внимание – сам рассказ, несмотря на трудные, серьёзные вопросы, которые поднимает автор, очень добрый, светлый. В.Астафьев пишет о героях с юмором, теплотой и помогает нам, читателям, также воспринимать мир.

5. Рефлексивная позициональная дискуссия.

Помните, на прошлом уроке мы выяснили, что пряник для героя был игрушкой и лакомством. К этому можно добавить ещё слово «символ».

Символом чего можно назвать этот пряник?(символ сельской жизни, символ радости, доброты, становления характера Вити).

Составьте ассоциативную схему к слову «пряник», опираясь на содержание рассказа, на то о чем мы с вами говорили на уроке. (В буклете)

Уроки жизни


Радость, счастье

прощение

раскаяние

А что вносит в название эпитет «розовый»? (Цвет детства, чистоты, наивности, невинности.)

Случайна ли форма пряника – «конем»? Для чего он предназначен? (Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

Сейчас прозвучит песня, слова которой послужили эпиграфом к нашему уроку. Послушайте её и подумайте, как слова этой песни соотносятся с рассказом В.Астафьева. (Слайд № 18).

Звучит песня из к/ф. «Пацаны»

Я подозвал коня, конь мой узнал меня.
Взял да помчал белой дорогою, чистой подковой звеня.
Будет лететь мой конь птицей да над рекой,
Будет играть гривой размётанной –
Он у меня такой…
Взрослым так просто, всё знают они наперёд.
Ну, а подросток, пока он ещё подрастёт…
Только вот…
Я не возьмусь за плеть, стану коня жалеть,
Коли решил он белой дорогою чистой подковой звенеть.

(В песне говорится о коне как о друге, играет гривой, мчится дорогой, летя птицей…..), в песне слова эпиграфа урока. Взрослые мудрее и опытнее, им в жизни легче, а детям, чтобы повзрослеть, нужно многое преодолеть.

Ребята, трудно взрослеть?

Действительно, взрослеть не просто. Как вы думаете, кто может вам помочь, если вы сталкиваетесь с трудностями в жизни? (родители, учителя, психолог, друзья, книги.)

Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа? Какие жизненные уроки несёт рассказ? (нельзя обманывать близких людей,нужно уметь прощать, не быть жестоким, помогать другим в сложных жизненных ситуациях,не поддаваться на провокации).

Пусть жизненные уроки рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» помогают вам взрослеть.

Звучат заключительные слова учителя на фоне мелодии « Сны Татьяны» Рыбникова из кинофильма « Шла собака по роялю».Слайд 19.

Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека даже если оно пришлось на суровые, голодные годы, но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

6. Этап информации о домашнем задании.

Домашнее задание: Написать сочинение- рассуждение на тему «Как я бы поступил на месте Вити?» (в буклетах).

7. Этап подведения итогов учебного занятия.

Оценки за урок.

8 .Этап рефлексии .

О чем бы вы спросили Витю? (Почему он так поступил? Не стыдно ли ему было. Как он пережил всю эту историю. Мог ли он так поступить ещё раз.)

Какие черты характера героя есть у вас? (трудолюбие, совесть, упорство….)

Можно ли у Вити чему-либо научиться?

И в заключении я бы хотела оставить вам на память самую сокровенную мечту Вити------------ пряник розовый, но ……… только не конём.

Спасибо за урок.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактические материалы и технические средства

1.Организационный

2.Подготовка к работе на основном этапе.

Формулирование темы и целей урока вместе с учащимися.

3. Первичная проверка понимания прочитанного.

Актуализация субъектного опыта учащихся способом создания ассоциаций.

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по прочитанному произведению.

Анализирование

ряда эпизодов

Творческая деятельность учащихся

Элемент исследовательской работы. Результаты социологического опроса.

Выступление психолога.

Творческая деятельность учащихся. Чтение по ролям.

4. Обобщение и систематизация знаний

5. Рефлексивная позициональная дискуссия

6.Информация о домашнем задании

7. Подведение итогов учебного занятия.

8. Рефлексия. «Письмо самому себе»

Приветствие,визуальный контроль готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока в виде проблемного вопроса через просмотр кинофильма

Обсуждение рассказа по вопросам.

Организует работу в буклетах

Контроль за чтением

Постановка вопросов, требующих мыслительной активности учащихся.

Организует работу поискового характера

Наблюдение

Размещает на экране таблицу результатов опроса.

Контролирует правильность чтения

Организует обсуждение, делает выводы.

Организует обсуждение, работу в буклетах

Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Организует рефлексию

Приветствие

Формулировка темы на основе просмотра кинофильма.

Рассуждают.

Работа в буклетах

Следят за чтением одноклассников

Отвечают, рассуждая.

Правильность и осознанность содержания отдельных эпизодов.

Инсценировка диалога героев.

Анализируют процентное соотношение результатов.

Слушают. Ведут диалог с психологом.

Слушают, следят за чтением.

Активная мозговая деятельность. Рассуждение

Записывают ассоциации к слову «пряник» в буклеты

Запись в дневники

Подводят итоги сами. Выставляют оценки в дневник

Реализация рефлексии.

Просмотр фрагментов кинофильма.

Презентация.

Учебник, презентация

Учебник, презентация, буклет.

Таблица, презентация

Презентация, буклеты

Дневник, буклет

Комбинированный урок с интеграцией в историю. Папка содержит технологическую карту урока и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Дужнова_Конь_с_роз_гривой_урок»

Дата

Предмет, класс

Литература, 6 класс

Учитель

Дужнова Елена Алексеевна

Тема урока

Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока

Комбинированный с интеграцией в историю

Цели урока

1. Дидактические:

2. Развивающие:

    совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

    расширять и обогащать словарный запас школьников

    совершенствовать навыки работы с текстом

3. Воспитательные:

    воспитывать у учащихся чувство ответственности за свои поступки

    воспитывать чувство доброты, стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4. Коммуникативные:

    совершенствовать умение работать в группах

Планируемые результаты

Предметные : углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Метапредметные : развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Личностные: создать на уроке условия для мотивации устойчивого познавательного интересав достижении поставленной цели, потребности в самовыражении и самореализации; воспитывать у учащихся такие нравственных ценности, как доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки, оценивать свои действия.

Ресурсы

    http://dic.academic.ru/

    http://nsportal.ru/

    http://enc-dic.com/

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, одежда для инсценировки.

Наглядно-демонстрацион­ный материал

Презентация по теме урока, выполненная учителем. Карточки с заданиями.

Основные понятия

Конь, розовый, пряник, обман, символ

Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые умения

1. Мобилизующий этап.

Цель.

Включение в деятельность.

Формулирование темы урока.

Вступительное слово учителя.

СЛАЙД 1 Прочитайте стихотворение.

Не ищи себе оправдания,
не надейся, что всё обойдётся,
коль другим приносишь страдания,
всё сполна тебе же вернётся!
Вор теряет то, что своровано,
а предатель познает предательство,
ложь обманщикам уготована,
ты дождёшься своих обстоятельств…
по заслугам судьба будет дадена,
все на место однажды встаёт,
ты не веришь? но глупость печальная -
это тоже от жизни урок.

Тавлади

Что, по-вашему, означает выражение «жизни урок» ?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? СЛАЙД 2

Обдумывают ответы на поставленные вопросы, высказывают свои версии толкования понятий, работают с толковым словарём. Пытаются сформулировать тему урока.

П: понима­ют познавательную задачу.

Р: планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Актуа­лизация знаний.

Целеполагание.

Цель.

Повторение изученного материала, постановка проблемного вопроса.

Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?СЛАЙД 3

Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали?

Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название «Конь с розовой гривой»? Ведь можно было предложить другое название, например, «Обман»?

Давайте послушаем нашего героя, попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.СЛАЙД 4

А что вносит в название эпитет «розовый»?СЛАЙД 5

Случайна ли форма пряника – «конем»? СЛАЙД 6

- Символом чего стал ПРЯНИК для героя рассказа?

Слушают учите­ля, отвечают на вопросы. Формулируют цели и задачи учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Выразительно читают отрывок из текста. Работают со словарями.

Делают выводы.

П: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р: определяют цели и задачи урока.

К: слуша­ют, задают вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения.

3. Первичное усвоение новых знаний.

Цель.

Обучение характеристике персонажа и анализу текста.

Экскурс в историю. (Приложение 1) СЛАЙДЫ 7, 8

Минакова Алёна и Щеколдина Дарина подготовили историческую справку о прянике.

Давайте их послушаем.

ПРЯНИКИ НА МАСЛЕНИЦУ СЛАЙД 9

Беседа. СЛАЙД 10

- Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю ? (Защита рисунков )

- Какие качества Вити вам нравятся, а какие – нет?

- Какие черты характера героя есть у вас?

Двое рассказывают о прянике, остальные слушают выступления и отвечают на вопросы выступающих. Рассказывают, каким они представляют главного героя на основе собственных рисунков.

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Л: имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

П: извлекают необходимую информацию, выдвигают гипотезы и их обоснование.

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, прислушиваются к мнению одноклассников.

4. Первичное закрепление.

Цель.

Отработка приёмов анализа текста.

Работа в группах. (Приложение 2) СЛАЙД 11

1 группа:

1. Озаглавьте отрывок.

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё».

1.Озаглавьте отрывок.

СЛАЙД 12

3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить. Класс старается угадать героя.

Работают в группах.

Знакомят с результатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей.

Л: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с трудолюбием.

П: извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.

Р: планируют необходи­мые действия, работают по плану. Контроль проделанной работы, оценивание.

К: строят небольшие монологические высказывания, осуществ­ляют совместную деятель­ность в парах и рабочих группах с учётом конкрет­ных учебно-познавательных задач.

5. Контроль усвоения.

Цель.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Итог урока СЛАЙД 13

Сейчас на слайде будут появляться пословицы и высказывания. Давайте с помощью них перечислим, какие же жизненные уроки несёт в себе рассказ Астафьева?

- Объясните заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой». СЛАЙД 14

Составляют и произносят мо­нологи, слушают одноклассников, оценивают их. Отвечают на во­просы.

Л: понимают, в чем значение знаний для человека.

П: приоб­ретают умения использо­вать полученные знания в практической деятельности и повседнев­ной жизни.

К: фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

6. Рефлексия.

Домашнее задание.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

СЛАЙД 15 Рефлексия.

СЛАЙД 16 Домашнее задание.

Оценивают свою работу на уроке. Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Записывают домашнее задание.

Л : формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.

Р : анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата.

К: строят небольшие монологические высказывания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сладкая традиция - пряники

Самое любимое и давнишнее лакомство на Руси - пряники. Они исполняли роль игрушек, подарков, символов, имея чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности, оттого и название такое. По сей день существуют знаменитые тульские, вяземские, ржевские, архангельские пряники и традиции, связанные с ними.

Популярность тульского пряника настолько была велика, что о нем рассказывали сказки и даже в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские.

Сказать, когда и кто изготовил первый пряник, невозможно. Но процесс изготовления был долгим и творческим. Об этом говорят нам пряничные доски, формы для пряников, сохранившиеся до наших дней. Вырезали их строго из березы или груши, возраст которых около 30 лет, сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. И лишь только тогда мастера вырезали на них рисунки.
С пряниками связано множество народных традиций и обрядов. Пряники дарили на именины, ими играли на ярмарке. Важное место пряник занимал и в этикете: в конце пира гостям подносили особые разгонные пряники, давая тем самым понять, что пора и честь знать, отправляться восвояси. На свадьбе пряник играл роль блюда, на которое гости клали деньги, даря их молодоженам. Существовали особые «почетные» пряники, которые дарили в знак уважения.
К сожалению, в сегодняшнем разнообразии лакомств пряник не занимает такого почетного места, но достойным гостинцем может быть вполне. Его можно подарить не только детям, но и взрослым в знак уважения и любви на любой праздник. А если в вашем доме еще и пекут пряники, значит, вы продолжаете исконно русскую традицию!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья…» до слов «Ладно». Выполните задания.

Вскоре братья как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться.
Мне тоже хотелось к речке, тоже бы побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.
- Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька и назвал меня поганым словом. Он много знал таких слов. Я тоже знал, научился говорить их у левонтьевских ребят, но боялся, может, стеснялся употреблять поганство и несмело заявил:
- Зато мне бабушка пряник конем купит!
- Может, кобылой? - усмехнулся Санька, плюнул себе под ноги и тут же что-то смекнул; - Скажи уж лучше - боишься ее и еще жадный!
- Я?
- Ты!
- Жадный?
- Жадный!
- А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся, понял, что попался на уду. Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.
- Слабо! - сказал он.
- Мне слабо! - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо?! - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды на траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!
Навалилась левонтьевская орда, ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких, гнутых ягодок с прозеленью. Жалко ягод. Грустно. Тоска на сердце - предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на все рукой - теперь уже все равно. Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками под гору, к речке, и хвастался:
- Я еще у бабушки калач украду!
Парни поощряли меня, действуй, мол, и не один калач неси, шанег еще прихвати либо пирог - ничего лишнее не будет.
- Ладно!

1. Озаглавьте отрывок.

__________________________________________________________________

2.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

___________________________________________________________________

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся…» до слов «про всё, про всё»

Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой, гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивал на камнях, от него отскакивали остатки эмалировки.
- Знаешь че? - проговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, сверху ягод - и готово дело! Ой, дитятко мое! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособи-ил. И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала, домой.
А я остался.
Утихли голоса ребятни под увалом, за огородами, жутко сделалось. Правда, село здесь слышно, а все же тайга, пещера недалеко, в ней домовниха с домовым, змеи кишмя кишат. Повздыхал я, повздыхал, чуть было не всплакнул, но надо было слушать лес, траву, домовые из пещеры не подбираются ли. Тут хныкать некогда. Тут ухо востро держи. Я рвал горстью траву, а сам озирался по сторонам. Набил травою туго туесок, на бычке, чтоб к свету ближе и дома видать, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву - получилось земляники даже с копной.
- Дитятко ты мое! - запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей посудину. - Восподь тебе пособил, воспо-дь! Уж куплю я тебе пряник, самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, прямо в этом туеске увезу…
Отлегло маленько.
Я думал, сейчас бабушка обнаружит мое мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство. Но обошлось. Все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.
Я поел, отправился на улицу играть, и там дернуло меня сообщить обо всем Саньке.
- А я расскажу Петровне! А я расскажу!..
- Не надо, Санька!
- Принеси калач, тогда не расскажу.
Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принес его Саньке, под рубахой. Потом еще принес, потом еще, пока Санька не нажрался.
«Бабушку надул. Калачи украл! Что только будет?» - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой «андельский» не снисходил на мою жиганью, на мою варначью душу, хотя бабушка, перекрестив на ночь, желала мне не какого-нибудь, а самого что ни на есть «андельского», тихого сна.
- Ты чего там елозишь? - хрипло спросила из темноты бабушка. - В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?
- Не-е, - откликнулся я. - Сон приснился…
- Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшко…
«А что, если слезть с полатей, забраться к бабушке под одеяло и все-все рассказать?»
Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание старого человека. Жалко будить, устала бабушка. Ей рано вставать. Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу обо всем: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про все, про все…

1. Озаглавьте отрывок. _________________________________________________________________

2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?

__________________________________________________________________________________

1. Левонтий

В день получки у нас бывал полный праздник! На столе чего только не было! Я приказывал своим детям освободить место за столом для соседского мальчишки-сироты, ведь с его матерью мы кололи бадоги, пока она, горемычная, не потонула в реке. Сердечная была женщина: всегда опохмелит, если приду. Мальчонку тоже было жалко, и мы все вместе часто ударялись в рев, и такая доброта охватывала нас, что все сыпалось и вываливалось на стол, все наперебой угощали его. А поздно вечером, изрядно выпив, я начинал размышлять над вечным вопросом: «Что такое жисть?». А еще порой любил я затянуть песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях:

Приплыл по акияну
Из Африки матрос,
Малютку облизьяну
Он в ящике привез…

2. Санька

Все от мала до велика, вооружившись наполовину изодранными на растопку берестяными туесками, мы отправились за земляникой. По дороге бросали друг в друга посудой, барахтались, два раза принимались драться, плакали, дразнились, пока не пришли в лес. Сначала ягоды собирали тихо и старательно, но потом старшо́й увидел, что кто-то ест землянику вместо того, чтобы сыпать ее в бидон. Я подрался со старши́м; катаясь по земле, мы раздавили всю землянику. На речке я выловил руками мерзкую на вид рыбину, сравнил ее со срамом, и мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Еще мы забегали в устье холодной пещеры, где жила нечистая сила. Я забежал дальше всех!

3. Бабушка

Только разложила ягоды для продажи, подходит ко мне дамочка, культурная, в шляпке иговорит: «Я у вас эти вот ягодки куплю». «Пожалуйста, - ей говорю, - милости прошу. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал». Опрокинула туесок ей в сумку, а вместо ягод трава посыпалась. Стыдно стало страшно, ведь обманщицей меня посчитают! Стала я перед дамочкой извиняться, а народ уже вокруг собрался, все посмеиваются надо мной. Хоть сквозь землю от стыда провались! Пришлось ей других ягод насыпать».

Просмотр содержимого презентации
«Дужнова_Конь_с_роз_гривой»

Не ищи себе оправдания, не надейся, что всё обойдётся, коль другим приносишь страдания, всё сполна тебе же вернётся! Вор теряет то, что своровано, а предатель познает предательство, ложь обманщикам уготована, ты дождёшься своих обстоятельств… по заслугам судьба будет дадена, все на место однажды встаёт, ты не веришь? но глупость печальная - это тоже от жизни урок.

Тавлади


Жизненные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Комбинированный урок литературы с интеграцией в историю. 6 класс.

Разработала учитель русского языка и литературы Дужнова Е.А.



«Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.»


РО́ЗОВЫЙ , -ая, -ое; -ов; розовее.

1. Цвета недозрелой мякоти арбуза, цветков яблони, белый с красно-ватым оттенком. Розовая заря. Розовые щечки (румяные).

2. перен. То же, что радужный . Розовые мечты.

3.Сквозь розовые очки смотреть на кого (что) представлять всё в приятном виде, смотреть на всё жизнерадостно, не замечая плохого.

4. В розовом свете видеть кого (что) то же, что сквозь розовые очки

смотреть .

Ро́зовый прил.

1.соотн. с сущ. роза I 1., 2., связанный с ним

2. перен.Такой, который заключает в себе только радостное, приятное; ничем не омрачённый.

Толковый словарь Ожегова

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой



Сладкая традиция - пряники

Вяземский пряник

Ржевский пряник

Старинная форма для пряников

Тульский пряник


Сладкая традиция - пряники

Разгонный пряник



Главный герой рассказа

Художник Евгений Мешков. Издательство ЭКСМО, 2012


Работа в группах

1 группа: Перечитайте эпизод со слов «Вскоре братья как-то незаметно помирились…» до слов «Ладно». Выполните задания.

1. Озаглавьте отрывок.

2. Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, оказавшись в ситуации соблазна, провокации?

2 группа: Перечитайте эпизод со слов «Тихо плелся я…» до слов «про всё, про всё». Выполните задания.

1.Озаглавьте отрывок.

2.Найдите слова, которые передают внутреннее состояние мальчика. Дайте оценку чувствам героя.

3. Сделайте вывод, исходя из темы урока: каким качеством должен обладать человек, чувствующий угрызения совести?


Работа в группах

3 группа (3 человека): Каждый получает карточку с описанием героя рассказа, которого ему нужно изобразить.

Бабушка

Санька

Левонтий


Дитя как сундук: что в него положишь, то потом и достанешь.

Человек отражается в своих поступках.

Милосердие - это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно...

Жизненные

уроки

Когда своя голова есть на плечах, ей чужая не поводырь.

Сколько веревочке не виться, а конец будет.

Доброе дело веками помнится.

Без раскаяния нет прощения.


«Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»?


Рефлексия

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • мне захотелось…
  • я задумался о…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • я почувствовал, что…

Домашнее задание

1 вариант. Нарисовать портрет бабушки, попробовав передать особенности ее характера на рисунке.

2 вариант. Нарисовать портрет Саньки, попробовав передать особенности его характера на рисунке.

Сделать к рисункам подписи, используя цитаты из текста.

Слайд 1.Тема: Урок нравственной доброты по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Цели урока:

1. Дидактические:

    знакомство с художественным миром В. П. Астафьева

    анализ рассказа «Конь с розовой гривой»

2.Развивающие:

    совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся

    расширять и обогащать словарный запас школьников

    совершенствовать навыки работы с текстом

3.Воспитательные:

    воспитывать внимательного читателя

    воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях

4.Коммуникативные:

    совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища.

Ход урока.

Слайд 2- что вы можете рассказать об авторе произведения? Произведения многие автобиографичны. Что такое автобиография? Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер.

Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет.

Слайд 3. Давайте разберемся в названии произведения. Почему произведение так называется?

Слайд 4. Как вы думаете есть по-настоящему кони с розовыми гривами? (да)

Слайд 5,6,7. Ребята, а почему пряник в форме коня?

( Выбор формы пряника не случаен. Конь - символ сельской, крестьянской, жизни. Конь для крестьянина в то время был кормильцем: это и средство передвижения, и пахарь, и перевозчик грузов, и главный герой крестьянских праздников, и друг – крестьянин ухаживает за конем, как за человеком, общается, как с другом.)

А что даем нам цвет розовый? (цвет детства, чистоты, наивности, невинности, радости)

Слайд 8. Какое ключевое слово в названии? (пряник)

Давайте составим ассоциативный ряд к слову пряник.(учащиеся на отдельных листах)

Уроки жизни

Прощение

Раскаяние

Давайте зачитаем описание пряника в тексте.

Слайд 9. Что лежит в основе рассказа?

Почему мальчик отправился в лес?(своим трудом заработать пряник)

С кем мальчик отправился в лес?

Слайд 10.Давайте назовем глаголы, которыми автор описывает поход за земляникой.(записи в тетрадях) как вели себя Левонтьевские дети?

Слайд 11. Какую посуду взяли с собой левонтьевские дети? О чем говорит описание посуды?(бесхозяйственность)

Во что собирал Витя землянику? (аккуратненький туесок)

Слайд 12. Мы для себя должны определить названия некоторых слов. Словарная работа.

Увал-

Туесок-

Шаньга-

- Из каких семей дети?

Кто их родители?

Мы неслучайно заговорили о семьях мальчишек. Вы согласны со мной, что жизнь и судьбу человека во многом определяет воспитание.
- Как тебя воспитывали в детстве, на что обращали внимание, чему учили, с тем ты и идёшь по жизни. Подрастая, человек может уже заниматься самовоспитанием, но в юном возрасте воспитательную среду представляет ЧТО? Семья.

Слайд 13. Как воспитывали Витю? Как воспитывали в семье Левонтия? (обсуждение:цитаты.)

Слайд 14. Диспут.

Раз есть проступок, значит есть и наказание.

Что такое наказание? (обсуждение с родителями)

Какое может быть наказание?

Слайд 15. Проснулась у мальчика совесть, стыд за содеянное?

- А чем бабушка закрепляет нравственное пробуждение СОВЕСТИ? (дает ПРЯНИК).

- Чем стал этот ПРЯНИК для героя рассказа? (символом совести). А ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ? (ответы детей)

Слайд 16. Исполнилась ли мечта мальчика?

Слайд 17. Так все-таки, чем же в данном рассказе является Конь с розовой гривой? (Игрушкой? Лакомством? Символом?)

Слово учителя .Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

Анкеты для родителей.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Нужное отметьте значком √.

1. Ваши отношения с сыном (дочерью) Вы оцениваете как:

а) благополучные

б) неблагополучные

в) затрудняюсь ответить

2. С какими проблемами в воспитании взрослеющего сына (дочери) Вы сталкиваетесь?

3. Часто ли вступаете в конфликт с ребенком?

а) да б) нет в) затрудняюсь ответить

4. По какому поводу у Вас бывают конфликты с ребенком?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Можете ли Вы извиниться перед сыном (дочерью), если чувствуете, что были не правы?

а) Да б) нет в) затрудняюсь ответить

    Какую помощь в решении семейных проблем Вы хотели бы получить от специалистов учреждения образования?

Информацию о _____________________________________________

Индивидуальную консультацию (у кого) ___________________________

Что-то еще (что именно) ______________________________________________________________________

    На Ваш взгляд, с какими проблемами сталкивается Ваш сын (дочь)?

а)

б) затрудняюсь ответить _____________________________________________

в) у него (нее) нет проблем ___________________________________________

Спасибо за сотрудничество.

Уважаемые родители!

Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?

Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Бабушка - внуку: “Повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник конем”.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо”.

Бабушка держала деньги - “запас” на черный день”.

Бабушка корила Левонтия за безделье, перечисляла работу, которую он должен был сделать в доме и вокруг дома”.

Бабушка - внуку, пытающемуся прорваться в дом Левонтия: “Нечего куски выглядывать. Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане”.

По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал конь с розовой гривой. „Бери, бери, чего смотришь?“”

Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено”.

Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывали в день получки не только левонтьевский дом, но и всех соседей”.

Заполошная тетка Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку, когда возвращала долг”.

Дом их стоял сам собою, на просторе, смотрел на свет белый кое-как застекленными окнами. Весною семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой все это исчезало в утробе печки, раскорячившейся посреди избы”. “Дядя Левонтий курил на чурбаке, изображавшем крыльцо”.

Ходил дядя Левонтий в штанах на одной пуговице, а рубаха и вовсе без пуговиц”.

Залезли в чей-то огород, напластали беремя луку-бутуна, наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”.

Растерзали рыбину за некрасивый вид. Пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа.

Санька учит обману: “Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело”.

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

-Признайся в содеянном

-Спешить делать добро

Урок нравственной доброты

по рассказу В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

- Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

-Признайся в содеянном

-Раскаяние приносит облегчение

-Спешить делать добро

-Надо быть милосердным всегда

-Люби ближнего своего как самого себя

Сертификат

участника


В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г

Сертификат

участника

открытого урока нравственной доброты по рассказу
В.П. Астафьева

«Конь с розовой гривой»

10.03.2014г.

1.Если мы наказываем ребенка из-за собственной нетерпеливости или плохого настроения, приступов злобы, то свое самочувствие мы немного улучшаем, но с точки зрения воспитательной наше поведение не только расходится с целью, но и приносит вред. Ребенок с минуту страдает, может, и плачет, просит прощения, но в его понятия о справедливости это не укладывается, и он не ощущает за собой необходимого чувства вины, нет и облегчения, и урока на будущее.

2.Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания.

3.Поощрение и наказание - основные воспитательные средства. Это означает, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели. Цель наказания, таким образом, не потопить грешника, а спасти и вытянуть! Способ для этого - прощение.

4.Прощение - это не награда, а освобождение от напряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания. Это по сути примирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства к освободителю.

1 слайд

2 слайд

План урока: Разминка – «Мозговой штурм». Вспомним содержание. Теория литературы. Перескажем любой эпизод. Ответим на вопросы. Рассмотрим и соотнесём с текстом иллюстрации. Охарактеризуем художественные средства выражения, используемые автором. Работаем в группах. Составим небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов. Вопрос. Какова главная мысль этого рассказа.

3 слайд

2).Теория литературы. Фабула – последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении. Эпизод – отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

4 слайд

4).Ответим на вопросы: «Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом…» - Чем было вызвано такое состояние рассказчика? Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» - Выпишите глаголы из этого отрывка. Как они характеризуют этих ребят?

5 слайд

4.Обратите внимание, как называет писатель детей Левонтия: «ребятишки Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», народ – Что можно сказать об отношении автора к детям? Как оно менялось и почему? 5. Почему из всей истории рассказчик особенно запомнил «того дивного коня с розовой гривой»? Чем особенно дорог ему этот подарок? 6. Был ли обман в вашей жизни? А было ли так, что вас не наказывали за это? Почему?

6 слайд

7 слайд

8 слайд

9 слайд

6).Художественные средства выражения. «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами – ни забор, ни ворота…» - Какой художественный приём использовал автор, какую роль он выполняет? «- Я, Петровна, простор люблю! – и обводил рукой вокруг себя. – Хорошо! Как на море! Ничего глаз не угнетает!» - Кому принадлежат эти слова, как они его характеризуют, что мы знаем о нём из текста? Назовите художественное средство.

10 слайд

3. Что общего между сапогом, флюгером, буреломом и деревом? Не знаете? Тогда прочитайте отрывок из стихотворения Н.Матвеевой: Скажите, а зачем Шарманка нам нужна? И хриплая совсем, И сиплая она. Скрежещет, как возок, Скрипит, как бурелом, Как флюгер, как сапог, Как дерево с дуплом. Все эти слова служат сравнениями, характеризуют одно свойство шарманки. Какое?

11 слайд

А вот, как Н.Матвеева говорит о посадке на электричку: Все входили в вагоны, Как река С гордым видом вступает В берега. Я же бросился в вагон, Как бросаются в огонь, Как бросаются в атаку На врага. Как входят все? Как можно охарактеризовать поведение героя?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 Уроки доброты в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой »

1. Как зовут бабушку героя? а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна. 2.Как зовут главного героя? а) Санька, б)Гришка, в) Мишка. 2. О чём мечтали все деревенские мальчишки? а)о прянике конём; б)об игрушечном коне; в) о настоящем коне. 3. За что бабушка обещала купить герою рассказа пряник? а)уборка в доме; б) работа в огороде; в) собранные в лесу ягоды. 4. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес? а) корзинка; б) ведерко; в) туесок 5 . Из-за чего произошла ссора между левонтьевскими ребятишками в лесу? а)из-за съеденных ими ягод; б)из-за героя рассказа; в) просто так. 6 . Что посоветовал сделать Санька герою рассказа, чтобы тому не попало от бабушки? а)вообще не ходить домой; б) всё честно рассказать бабушке; в) наложить в туесок травы, а сверху засыпать ягодой. 7 . Что просил шантажом у главного героя его лучший друг? а) калач; б) булка; в) шаньга. 3

4 “Я ещё не осознал тогда всю огромность потери, постигшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушкины глаза, отдать ей последний поклон. И живёт в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, - да от лукавого эта работа. Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не будет. И некому прощать...”

5 В какое время и где происходят события рассказа? Назовите приметы того времени, а также место действия. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Что вы можете рассказать о герое рассказа? 3.Почему мальчику очень хотелось, чтобы ему купили пряник конём? Ответьте текстом.

6 “Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь! С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива”.

7 Почему герой рассказа любил бывать в семье соседа дяди Левонтия? Почему мальчик отправился в лес? Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё складывалось хорошо?

9 Задача каждой группы - найти в тексте соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа.

10 Почему же бабушка Катерина Петровна всем, кого встречала в это утро, рассказывала про проступок внука? Почему, уже зная об обмане, бабушка всё же покупает внуку пряник - коня с розовой гривой?

11 игрушка лакомство символ

12 Написать мини-сочинение: Как я понимаю смысл названия рассказа «Конь с розовой гривой»

13 Домашнее задание: Выучить наизусть описание летнего дня.

14 ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ: http://www.bgshop.ru/Details.aspx?id=9524680 http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600907 http://www.cultnord.ru/Severnye_kozuli.html


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...