Ораторские секреты троцкого л д. Троцкий

Красноречие Троцкого, его умение подавить аргументы оппонентов иронией или язвительной шуткой, внести в речь эмоциональные краски, добавив свои свежие впечатления, привезенные из Сибири и Юга России, позволили ему одержать бесспорную победу в дебатах, которые происходили в лондонском Уайт-Чепеле. Теперь Троцкий с яростью защищал марксизм, который он так долго атаковал во время дебатов в кружке Швиговского. Позже Троцкий насмешливо писал о поверженных им противниках: «Я искренне удивлялся тем ребяческим доводам, при помощи коих почтенные старцы сокрушали марксизм».

Троцкий вспоминал: «Я возвращался в очень приподнятом настроении, тротуара под подошвами совсем не ощущал». Паривший мысленно над землей Троцкий имел основание испытывать восторг. Неизвестно, сознавал ли он это или нет, но в ходе этого выступления у него впервые публично открылся ораторский талант, который ему верно служил на протяжении всей его остальной бурной политической жизни. Но тогда для Троцкого было ясно одно: после его успеха в Уайт-Чепеле его ораторские способности не только получили признание в высших кругах социал-демократии, но и оказались востребованными.

Ветераны социал-демократии были в восторге от успеха новичка. Руководители партии прекрасно знали, что Россия стоит на пороге великих революционных событий, а революционная партия все еще жила привычками к суховатым ученым дебатам в узких кружках единомышленников. В новой обстановке требовались люди, способные подавлять оппонентов насмешкой и презрением, зажигать сердца сомневающихся яркой речью и вдохновлять единомышленников красочными картинами светлого будущего.

Ленин и его коллеги могли ощутить в Троцком обостренную способность улавливать настроения аудитории, внушать доверие людям и направлять их мысли. Они не могли не признать, что не их рафинированный марксизм, а смесь из марксистских понятий и газетных клише о достижениях прогресса, общих рассуждений о вреде бесправия и отсталости в монологах Троцкого о России и революции была более понятна массовой аудитории.

Разумеется, Ленин, Засулич и другие не могли не заметить поверхностность познаний Троцкого в марксистской теории. В иных условиях они могли бы беспощадно атаковать вульгаризацию им идеологии, его неглубокое осмысление политического опыта партии. Но теперь на эти недостатки можно было закрыть глаза. Более того, безапелляционность суждений Троцкого, резкость его выражений и манер, воспринимались лидерами партии с точки зрения того, как это может быть использовано в борьбе за умы масс. Вывод почти всех опытных членов партии мог быть однозначным: эти недостатки превращались в достоинство для руководителя партии в условиях надвигавшейся революционной грозы.

Связь между общественными потрясениями и расцветом ораторского искусства давно была замечена. По этой причине еще Мишель Монтень сурово осуждал ораторское искусство, заметив: «Это орудие, изобретенное для того, чтобы волновать толпу и управлять неупорядоченной общиной, применяется, подобно лекарствам, только в нездоровых государственных организмах… Красноречие процветало в Риме больше всего тогда, когда его потрясали бури гражданской войны, подобно тому как на невозделанном и запущенном поле пышнее всего разрастаются сорные травы».

Не случайно французская революция выдвинула целую плеяду знаменитых ораторов, таких как Марат, Робеспьер, Дантон. В начале XX века блистательные ораторы появились прежде всего в тех странах, которые переживали острые общественно-политические кризисы.

Троцкий всю свою жизнь тщательно изучал особенности красноречия многих замечательных ораторов своего времени. Он начал изучение ораторского искусства еще в кружке Швиговского, когда, подражая своему кумиру Лассалю, обнаружил свое желание стать первоклассным оратором. Тогда он тщательно изучал приемы ораторского искусства по книге Шопенгауэра «Искусство ведения дебатов». Дейчер писал, что, кроме этой попытки овладеть красноречием с помощью Шопенгауэра, Троцкий не пытался специально обучаться ораторским приемам. Однако это не означало, что он не думал об ораторском поприще. Даже рассказ Мухина о том, как тот убеждал рабочих в необходимости начать борьбу против царского строя с помощью горсти фасоли, был взят Лейбой Бронштейном на заметку в качестве примера удачного выступления в массовой аудитории. Впоследствии он умножил свои наблюдения, собрав на протяжении своей жизни целую коллекцию из личных впечатлений об устных выступлениях различных ораторов. В своих зарисовках с натуры Троцкий старался обращать внимание на малейшие детали в их речах, нередко подробнейшим образом описывая жестикуляцию, мимику, речевые особенности оратора.

Вот как описывал Троцкий выступление Ленина: «Первые фразы обычно общи, тон нащупывающий, вся фигура как бы не нашла равновесия, жест не оформлен, взгляд ушел в себя, в лице скорее угрюмость и как бы даже досада – мысль ищет подхода к аудитории. Этот вступительный период длится то больше, то меньше – смотря по аудитории, по теме, по настроению оратора. Но вот он попал на зарубку. Тема начинает вырисовываться. Оратор наклоняет верхнюю часть туловища вперед, заложив большие пальцы рук за вырезы жилета. И от этого двойного движения сразу выступают вперед голова и руки… Руки очень подвижны, однако без суетливости и нервозности… Голос смягчался, получал большую гибкость и – моментами – лукавую вкрадчивость».

«Но вот оратор приводит предполагаемое возражение от лица противника или злобную цитату из статьи врага. Прежде чем он успел разобрать враждебную мысль, он дает вам понять, что возражение неосновательно, поверхностно или фальшиво. Он высвобождает пальцы из жилетных вырезов, откидывает корпус слегка назад, отступает мелкими шагами, как бы для того, чтобы освободить себе место для разгона, и – то иронически, то с видом отчаяния – пожимает крутыми плечами и разводит руками, выразительно отставив большие пальцы. Осуждение противника, осмеяние или опозорение его – смотря по противнику и по случаю – всегда предшествует у него опровержению. Слушатель как бы предуведомляется заранее, какого рода доказательство ему надо ждать и на какой тон настроить свою мысль. После этого открывается логическое наступление. Левая рука попадает либо снова в жилетный вырез, либо – чаще – в карман брюк. Правая следует логике мысли и отмечает ее ритм. В нужные моменты левая приходит на помощь. Оратор устремляется к аудитории, доходит до края эстрады, склоняется вперед и округлыми движениями рук работает над собственным словесным материалом. Это значит, что дело дошло до центральной мысли, до главнейшего пункта всей речи».

Совершенно ясно, что столь подробный анализ поведения оратора на трибуне мог делать либо автор пособия по красноречию, либо человек, который стремился постигнуть это искусство самостоятельным наблюдением. Подобным же образом Троцкий разбирал и выступления других ораторов начала XX века. Вот рассказ Троцкого о лидере французских социалистов Жоресе: «На трибуне он кажется огромным, а между тем он ниже среднего роста… Как оратор он несравним и несравнен. В его речи нет той законченной изысканности, иногда раздражающей, которой блещет Вандервель-де. В логической неотразимости он не сравнится с Бебелем. Ему чужда злая, ядом напоенная ирония Виктора Адлера. Но темперамента, но страсти, но подъема у него хватит на всех их… У французов ораторская техника – общее наследство, которое они берут без усилий и вне которого они немыслимы, как «культурный» человек без платья. Всякий говорящий француз говорит хорошо. Но тем труднее французу быть великим оратором. А таков Жорес. Не его богатая техника, не огромный, поражающий, как чудо, голос его, не свободная щедрость его жестов, а гениальная наивность его энтузиазма – вот что роднит Жореса с массой и делает его тем, что он есть».

Троцкий умел найти сильные стороны в самых разных ораторах и подробно анализировал их. Разбирая особенности ораторского искусства Виктора Адлера, он замечал: «Оратор Адлер совсем особенный. Кто ждет от оратора живописных образов, могучего голоса, разнообразия жестов, бурного пафоса, пусть слушает Жореса. Кто требует от оратора изысканной законченности стиля и такой же законченности жеста, пусть слушает Вандревельде. Адлер не даст ни того, ни другого. У него хороший, внутренний голос, но не сильный, и притом голосом Адлер не владеет: неэкономно расточает его и под конец речи хрипит и кашляет. Жесты его не богаты, хотя и очень выразительны. Нужно еще добавить, что Адлер довольно сильно заикается, особенно в начале речи. Но в то же время это один из самых замечательных ораторов Европы».

В чем же сила Адлера как оратора, по мнению Троцкого? «Сильнейшее орудие Адлера – его ирония, глубокая, ибо исполненная нравственного содержания, и в то же время общедоступная, житейски-меткая. Как оратор-полемист, Адлер недосягаем. Он не пренебрегает, разумеется, и случайным, второстепенным промахом противника, но главная его задача всегда – вскрыть основную капитальную глупость. Именно глупость… И когда он говорит, подбирая для своей мысли слова и сопровождая свою работу игрой лица, которое освещается вспышками иронии, тогда даже и органический дефект его речи кажется необходимостью: короткие паузы, уходящие на то, чтобы совладать с заиканьем, как бы приближают слушателя к творческой работе оратора, – точно материал упорствует, не сразу поддаваясь резцу».

В этих заметках Троцкого читатель не узнает почти ничего о содержании речей или их идейной направленности. Хотя в этих зарисовках можно узнать о тоне, тембре голоса, даже заикании ораторов, но не приведено ни слова из их речей. Очевидно, что содержательная часть речи не очень интересовала Троцкого. Это не случайно. Троцкий пришел к убеждению, что оратор должен произносить речи, которые дадут импульс не к мыслям, а действию. Он писал: «Разве в речи ценна какая-либо другая логика, кроме логики, понуждающей к действию?» «Логика, понуждающая к действию» присутствовала, по его мнению, прежде всего в жестах, ритме речи, ее эмоциональной окраске.

Опыт собственных выступлений убеждал Троцкого в том, что необходимые слова оратор находит интуитивно. Для этого было необходимо достичь эмоционального контакта с аудиторией. Позже, вспоминая свои выступления на митингах в 1917 году в петроградском цирке «Модерн», Троцкий писал: «Моментами казалось, что ощущаешь губами требовательную пытливость этой слившейся воедино толпы. Тогда намеченные заранее доводы и слова позабывались, отступали под повелительным нажимом сочувствия, а из-под спуда выходили во всеоружии другие слова, другие доводы, неожиданные для оратора, но нужные массе. И тогда чудилось, будто сам слушаешь оратора чуть-чуть со стороны, не поспеваешь за ним мыслью и тревожишься только, чтобы он, как сомнамбула, не сорвался с карниза от голоса своего резонерства».

pravda1917 в Троцкий как оратор

Раненый солдат стал рассказывать своим товарищам про вчерашний митинг в цирке Чинизелли, где с большой речью выступил Троцкий:
— Ну, братцы, и оратор же этот Троцкий. В голосе у него есть звон — как набат. Он говорил о мировом социализме... Тогда не будет ни бедных, ни богатых... Говорил еще про Временное правительство, которое является правительством капиталистов и помещиков, поэтому нам с ним не по дороге. Мы должны создать свое социалистическое правительство рабочих и крестьян. Троцкий еще сказал, что нужно отнять фабрики и землю и передать бесплатно рабочим и крестьянам в общее пользование.
Рассказ раненого солдата произвел впечатление на пассажиров. Он возымел такое действие, будто ударил гром среди ясного неба . Его окружили женщины и стали рассматривать серебряный крест и больную руку.

Вдруг раздался мощный голос дьякона, и все стихли:
— Православные, — сказал он. — Троцкий — человек не русский, а иудей. Он и веры не христианской, а иудейской. Опомнитесь, православные! Христианам нельзя идти за иудеем. Это нам запрещают Господь Бог и православная церковь. ..

В наступившей тишине сердца бились в тревоге. Однако в напряженной тишине раздался звонкий, молодой голос студента-путейца.

— Вы не правы, отче, — сказал он. — О человеке надо судить не по его национальности и вере в Бога, а по тому, что он сеет на земле — добро или зло. Иисус Христос тоже был иудей, а ему поклоняется половина человечества. Если Троцкий принес на землю добро, то за ним пойдут миллионы людей.

Люди облегченно вздохнули. Будто гроза прошла стороной. На студента смотрели с благодарностью. Он сумел погасить в душе слушателей упреки совести и разрешил сомнения, волновавшие их. Этот разговор в конке запомнился мне на всю жизнь и глубоко запал в мою юную душу. Я с большой радостью понял тогда, что у российского трудового народа есть мужественный защитник в лице Троцкого, который пойдет на смерть за народное счастье.

Однажды машина Троцкого заехала в расположение войск батьки Махно. Машину мгновенно окружили махновцы. Они предложили Троцкому, Глазману и водителю выйти из автомобиля. В эту минуту жизнь всех троих висела на волоске. Дула винтовок были в упор направлены на них, и только чудо могло спасти их от смерти.
И чудо произошло . Сверкая своими огненными глазами, Троцкий поднялся на крыло автомобиля. Все винтовки и пистолеты повернулись на него. А он быстрым жестом рассек воздух поднятой рукой и произнес короткую и пламенную речь. Результат был удивительный. Повстанцы кричали: «Да здравствует Троцкий!» Подняли его на руки и качали. После этого они все до одного перешли в Красную Армию — за Троцким.
Теперь это покажется невероятным, но тогда было так... (

Уретральные особи - природные вожаки, смысл существования которых сконцентрирован на сохранении и продвижении в будущее возглавляемого ими народа. У народа же, в свою очередь, есть готовность идти за этими вождями, отдавать жизни за принесённую ими мощную звуковую идею «равенства и братства»...

«...революция публична, эпична, катастрофична...»

Л. Д. Троцкий. Из статьи на смерть Есенина.

Нет необходимости судить историю. Это бесполезный труд. Так же, как оценивать с современных позиций поступки участников Октябрьского переворота и их последующие действия. Каждый человек, не исключая исторические личности масштаба Троцкого, создателя Красной Армии, проявляет себя в соответствии с характеристиками своих природных векторов.

Так, некоторые сочетания векторов дают в потенциале своим носителям заряд такой мощи, что при определённых условиях они способны внести грандиозные изменения во всемирный исторический процесс, который отразится на жизни не одного поколения и не в одной отдельно взятой стране, а будет перенесён через расстояния, взрывая затхлый обыденный повседневный мирок народов на всех континентах.

Уретрально-звуковая идея свободы, равенства и братства не имеет границ, и «коммунизма призрак по Европе рыскал» до тех пор, пока не нашёл своё пристанище, явившись «в Святую Русь, в кондовую и избяную...» Принесена была эта идея вождями большевиков - Лениным и Троцким. У полиморфа Троцкого наличествовал обширный набор векторов, полученных им от рождения, но прежде всего он - уретральный звуковик с оральностью. Такая связка уретральности и хорошего «верха» встречается крайне редко. Обладатель её способен изменить ход истории, внести в неё колоссальные перемены, повести за собой массы.

Обладает внутренней свободой - он над любым ограничением по факту своего рождения. Вынос этого состояния и распространение его на всю стаю выражается в приоритете внешнего над внутренним, общего над частным. В принятии этих ценностей - основы российского менталитета. Уретральные особи - природные вожаки, сам смысл существования которых сконцентрирован на сохранении и продвижении в будущее возглавляемого ими народа.

У народа же, в свою очередь, есть готовность идти за уретральными вождями, отдавать жизни за принесённую ими мощную звуковую идею, например, «равенства и братства», подниматься «на бой кровавый, святой и правый», всего лишь услышав воззвания Троцкого.

Великая Октябрьская Социалистическая Экспансия

Вожди революции понимали, что государственный переворот, успешно и почти бескровно проведённый в российской столице в октябре 1917-го, может захлебнуться, если не дойдет до самых удалённых окраин обширных российских просторов. Поддержанные городской беднотой и рабочим классом, они считали необходимым закрепление и удержание завоеваний революции.

Расколовшейся за время Гражданской войны Российской Империи требуется новое объединение. В 1919 году Троцкий - единственный, кто это понимает. Он выступает с чёткой, убедительной речью о необходимости воссоединения российских окраин: «Народ латышский...литовский... белорусский... хотят братского тесного союза... то же самое произойдет завтра с Эстляндией, Кавказом, Сибирью».

Дальновидность Троцкого заключалась в предложении создать Братский союз советских республик «без вражды, борьбы и свары одной нации с другой нацией». Этот союз, убеждал Лев Давидович, способен оказать поддержку Красной Баварии, из которой может разгореться пожар революции в остальной Германии, и как следствие будет создана «во всём мире единая советская республика всех народов!»

У Троцкого не было «спичрайтеров». Свои речи он писал сам вдохновенно и ярко, вкладывая в них всю уретральную страсть четырехмерного либидо, весь неуёмный темперамент и жар души, всю преданность революционного сердца, всю сумасшедшую веру в свою звуковую идею о мировой революции.

Продвижение уретральной революционной идеи одновременно с её физическим насаждением по принципу: «Кто не с нами, тот против нас» - был единственно возможной формой обеспечения победы большевиков повсеместно в России. Здесь речь шла не о выживании горстки участников переворота, а о кардинальном изменении жизни основной части населения страны - рабочих и крестьян.

Речевая экспрессия, решительный, краткий, понятный даже неграмотной массе слоган, упоение и убеждённость в правильности выбранной идеи выражались у Троцкого свойствами его орально-уретральной связки векторов, делая из него высококлассного «трибуна-главаря». Люди с хорошо развитым оральным вектором обладают «уникальным вербальным интеллектом» и способностью ухватить мысль на ходу, легко и убедительно выражая её в слове. Слово оральника способно разрушить любые препоны и сплотить миллионы.

Луначарский называл Троцкого едва ли не самым крупным оратором своего времени. Он мог вдохновенно выступать по 2-3 часа перед совершенно безмолвной, стоящей на ногах и зачарованно внимающей его политическим речам аудиторией. Если всякий оральник «способен превратить любую мысль, любую идею в предмет для всеобщего осмеяния», то в случае с Троцким идея революции была превращена им в предмет всеобщего поклонения.

Лозунги, придуманные выдающимся оратором, разлетались по всем фронтам, запоминались на митингах, распространялись дальше глашатаями Революции: «Ни мира, ни войны, а армию распустить», «Ни одной пяди земли без боя! Ни одной крупицы народного достояния врагу!»

«Наша армия ещё слаба», - объяснял Троцкий и тут же обращался с призывом:

«Пролетарии - на коня!»

1918 год. Молодая Советская Республика находится в кольце Антанты и белогвардейских движений. В стране не хватает оружия, солдат, профессионалов военного дела. Рабоче-Крестьянская Красная Армия уже давно «создана» на бумаге декретом за подписью Ленина. Большевики рассчитывали на высокую сознательность народных масс. За скудный паёк и денежное вознаграждение в 15 руб. в сутки в неё вяло записываются только безработные добровольцы.

Одновременно в России объявлен Красный террор. Ежедневно расстреливаются бывшие царские офицеры. Только что приехавший из Петрограда в Москву Троцкий назначается Лениным народным комиссаром по военным делам, способным решить трудности с созданием регулярной армии. Вновь назначенный нарком принимает неожиданное решение - провести амнистию и привлечь на свою сторону бывших царских офицеров.

Ставка была сделана верно: «Войной должны руководить профессионалы». Большинство младших офицеров, на которых делался упор, были выходцами из деревень и с фабричных окраин, дослужившихся «за царя и Отечество» от простых солдат до унтер-офицеров, пройдя хорошую школу в царской армии. Они говорили на одном языке с красноармейцами, смеялись над одними шутками, пели одни песни. Они были своими среди своих, таких же, как они сами, возвышаясь всего на несколько ступеней, благодаря личной отваге и храбрости, награждённые Георгиевскими крестами. Их авторитет был непререкаем.

Среди таких Георгиевских кавалеров, призванных унтерами в отряды Красной Армии, были , Георгий Жуков, Семён Буденный, Константин Рокоссовский, Родион Малиновский... будущие стратеги и маршалы Советского Союза.

Эта акция оказалась успешной. За Троцким, абсолютно невоенным человеком, с природным талантом уретрального вождя в облаке идейно-звукового ореола, подкреплённого убедительным оральным словом, не раздумывая пошло всё мышечное войско и уретральное офицерство, заложив фундамент для создания Красной Армии, ставшей впоследствии главной кузницей советских военных кадров.

Решение о заполнении вакансий старорежимными военными спецами встречает серьёзное сопротивление среди некоторых членов Политбюро. Они уверены, что от бывших царских офицеров, как от врагов и классово чуждых элементов, нужно отказаться, опираясь только на революционную армию. Этого же мнения придерживался . Несогласие в данном вопросе стало одним из камней преткновения в последующих отношениях между двумя большевиками.

Троцкого обвиняют в формировании заградотрядов, введении децимации - казни каждого десятого сбежавшего с поля боя, взятии в качестве заложников семей военнослужащих, в незаслуженной жестокости и репрессиях, не понимая, что уретральный вождь, каковым являлся Лев Давидович, не приемлет ограничений законом или моралью, если речь идёт о выживании стаи.

Введение жёстких мер для поддержания порядка и дисциплины в только что созданной Красной Армии было необходимым и единственно верным условием, чтобы отстоять дело Революции и избежать территориального дробления государства, не позволить растащить окружённую со всех сторон врагами Россию на куски. Жестокие расправы с предателями, саботажниками, дезертирами - это тоже своего рода уход «за флажки» принципов общечеловеческой нравственности и этики мирного времени. В условиях войны уретральный вождь диктует свои правила: уничтожению подлежит всё, что мешает или сопротивляется выживанию большинства.

За каждым перешедшим на сторону красных бывшим царским офицером устанавливался неусыпный контроль одного политкомиссара в трёх лицах - идеолога и пропагандиста для солдат, надсмотрщика за командиром, информатора для Председателя Реввоенсовета. Наиболее ярким примером в истории Гражданской войны является «дуэт» Василия Ивановича Чапаева и его политрука Дмитрия Фурманова.

Несомненно, полная победа на фронтах Гражданской войны и сохранение целостности недавно созданного государства - это заслуга Троцкого. Почти сразу после своего назначения он начинает широко применять различные моральные и материальные способы поощрения бойцов и командиров. Вводится новая красноармейская атрибутика, система наград, почётно-революционных знамён ВЦИКа. Комплект кожаного обмундирования, предназначенный для технических авиационных войск или красные кавалерийские шаровары, как ни забавно это сегодня звучит, были предпочтительнее любого ордена. При отсутствии единой униформы ими награждали особо отличившихся солдат и командиров.

Даже текст Воинской Присяги, написанный самим Троцким 95 лет назад, с некоторыми поправками существует до сих пор. Сегодняшние солдаты по нему присягают на верность своей Родине – Российской Федерации.

Любой уретральный вождь хорошо понимает психологию мышечного войска, его нехватки. Троцкий активно участвует в жизни Красной Армии, не оставляет её на фронтах. Его бронепоезд, оснащённый самыми современными средствами связи – телеграфом и радио - рассекает просторы России, оказываясь везде, где проложена железная дорога. Троцкий становится самым известным и популярным среди командиров и солдат. Присутствие наркома-вождя дополнительно поднимает моральный дух мышечного войска, делая его непобедимым.

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем

Имя Троцкого неразрывно связывают с идеей перманентной революции, которую необходимо «…сделать непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти». Октябрьская революция 1917 года в России, по мнению Троцкого, не могла носить завершённый характер, а являлась только первым шагом на пути к всемирной социалистической революции.

Пролетариат представлял лишь незначительную часть от всего населения России, а преобладание «огромной массы мелкобуржуазного по своему характеру крестьянства» способно привести к «реставрация капитализма», - предупреждал Троцкий. Защитить эти завоевания можно было только в случае перманентной революции, которая перекинется на страны Европы, где победивший западный пролетариат поможет выстоять пролетариату России в классовой борьбе.

Ленин тоже считал мировую революцию «делом ближайших дней». Однако пассивность западного пролетариата, несговорчивость мелкой буржуазии, на которых собирались опираться будущие революционеры международного масштаба, появление бюрократических тенденций в Советском правительстве изменили планы. Идея мирового господства пролетариата была временно снята с повестки дня: «Революции не приносятся на штыках Красной Армии!» (Троцкий).

«Милитаризация труда». Трудармия Троцкого

У части историков складывается ложное впечатление, что после Гражданской войны Троцкий оказался не у дел, но это не так. Это не что иное, как умышленное замалчивание и сведение роли организатора и создателя РККА на нет. Троцкий фонтанирует идеями: трудармия, продналог, коллективизация, профсоюзы, строительство железных дорог, создание Братского союза... Многие из них потом (не всегда удачно) будут реализованы Сталиным.

Любая война оставляет после себя разрушенное хозяйство и неприкаянное войско, отвыкшее от мирного созидательного труда. Закончившаяся Гражданская «демобилизовала» более 50 тыс. мужчин, которых нужно было куда-то пристраивать: кормить, одевать, предоставлять жильё и работу. Во избежание начинавшегося мелкого грабежа и без того обнищавших городов и деревень, воровства и прочих преступных действий среди уволенных в запас красноармейцев - рабочих и крестьян, Троцкий предлагает создать Трудармию, называя этот процесс милитаризацией труда.

Прежде, чем мышечный бывший воин из состояния «ярость» перейдёт в своё второе состояние мирного пахаря - «монотонию», ему необходимо пройти некую адаптацию. Трудармейцы занимались строительством железных дорог, заготовкой леса, расчисткой территорий под новое строительство так, как это описано в романе Николая Островского «Как закалялась сталь». В тех условиях идея милитаризации труда сработала, встав буфером перед возможными массовыми беспорядками и бандитизмом.

Проанализировав работы и действия Троцкого, можно увидеть, что он один из немногих членов Правительства по-уретральному становится первопроходцем во всём, что касается перехода страны на мирные рельсы. Ему, много ездившему по фронтам в период Гражданской войны, не могло не бросаться в глаза бедственное положение крестьян, хозяйства которых были обложены продразвёрсткой. Это было настоящее ограбление деревни.

Несмотря на то, что продразвёрстка для содержания армии была более выгодна, Троцкий предлагает заменить ее продналогом. При такой форме отношений происходит заём зерна у крестьянина, его продажа, а на вырученные деньги становится возможной покупка промышленного оборудования для города. При этом Троцкий настаивает на обязательном возврате долга в деревню.

Он понимает, что Россия - страна аграрная, и на сознание нельзя делать ставку в вопросах государственной политики и хозяйствования. Опора любой экономики - пролетариат. Троцкий уверен, что «мощное развитие государственной промышленности» возможно только в рабоче-крестьянском союзе, но в первую очередь, нужно «обеспечить крестьянина всем необходимым, подготовить почву для включения крестьянина в общую систему социалистического хозяйства…»

Троцкий признавал рабоче-крестьянские отношения как основу смешанной экономики, которая до сих пор существует в России. Вот в этом и состоит пресловутое понятие слияния города и деревни.

«Пьяный бюджет... уступок быть не может»

В России не раз проводилась программа по продаже водки для укрепления государственного бюджета. В начале 1920-х Троцкий был единственным членом Политбюро, возражавшим против введения такой акции. Он считал неразумным и преступным спаивать рабочих ради пополнения государственной казны. Из системно-векторной психологии известно, что рабочий - это тот же мышечник, бывший сельский житель, переселившийся в город.

Сам по себе мышечник, не являясь пьяницей и не имея особой тяги к употреблению алкоголя, в определённых условиях, а именно ведомый , способен поддаться спаиванию. уже во втором поколении приводит к угасанию генофонда нации, а значит к серьёзным демографическим изменениям этноса. «Развить, укрепить, организовать, довести до конца антиалкогольный режим в стране возрождающегося труда - такова наша задача...Тут уступок быть не может», - призывал Троцкий.

Восьмичасовой рабочий день как завоевание революции вносит «радикальную перемену» в быт пролетариата, высвобождая «две трети суток от фабричного труда». Троцкий беспокоится о том, чем мышечнику, легко ведомому по своей природе, заполнить эту физическую пустоту. «Чем производительнее использованы восемь часов труда, тем лучше, чище, гигиеничнее могут быть обставлены восемь часов сна, тем содержательнее, культурнее - восемь часов свободных». Эти восемь часов не должны быть потрачены на пьянство.

Коллективизм - природный стержень мышечника, определяющего себя как «мы». Пользуясь этой особенностью российского менталитета, Лев Давидович видел воспитание человека нового образца и его дальнейшее существование только в группе, прививающей личности коллективные ценности. Надо сказать, что этот опыт удался, и в СССР был действительно сформирован новый тип людей с высокой сознательностью и «чувством локтя», иронично названный на Западе «Homo soveticus».

Троцкий даже предлагает ввести повсеместное общественное питание, считая его полезнее домашнего. В семейных и обычных столовых порицалось употребление алкоголя. Лев Давидович считал, что следует устранить всякий быт как пережиток крепостной семьи, при котором неизвестно, что творится за стенами жилища. Выведение человека из патриархальных семейных отношений наружу в общественную жизнь, приучение нового гражданина страны к новым советским обрядам, праздникам, традициям, здоровому и культурному образу жизни - стало одной из задач Комсомола, поставленной перед ним Троцким.

Это же касалось всех остальных, обслуживающих семью, общественных институтов - яслей, детсадов, школ и пр. Троцкий призывал Комсомол «поднять 135-миллионную семью Советского Союза» из традиционных форм быта, подключая культуру, образование и обязательно кинематограф для удовлетворения эстетических потребностей человека, потому что при «деловом подходе киномонополия может сыграть для оздоровления наших финансов роль, сходную с ролью водочной монополии для царской казны». Он предлагал соединить «высокие американские техники» с российским коллективизмом и на этой базе создать новую модель общественных отношений.

Троцкого нередко обвиняют в ненавистничестве к русской культуре, ссылаясь на то, что он видел её «жалким подражанием мировым стандартам». При этом мало кому известно, что Лев Давидович являлся, пожалуй, единственным из членов Политбюро, по-настоящему ценившим творчество русских-советских поэтов и писателей. Один из примеров тому - его восхищение поэзией Есенина, смерть которого произвела на Троцкого сильнейшее впечатление, выразившееся в некрологе словами: «Сорвалось в обрыв незащищённое человеческое дитя».

Психоанализ и педология Троцкого

В изменившейся модели государственного устройства новая идеология молодой Страны Советов предполагает формирование нового человека по определённому образу и подобию. Начало было положено антиалкогольной пропагандой, которая отражалась на взрослых. Новыми гражданами свободного социалистического общества должны были стать дети.

Находясь за границей, Лев Давидович познакомился с Фрейдом и заинтересовался его психоанализом, хотя сам психоанализ был известен в России ещё до революции. Позднее большевики пытались соединить его с идеей построения нового общества новыми людьми. Фрейдистская теория не противоречила революционной идеологии и естественным образом курировались руководством страны и самим Троцким.

В Советской России были созданы психоаналитические общества, располагавшиеся в Казани, Москве, Петрограде. Позднее они были объединены. Одной из самых заметных фигур советского психоанализа стала Сабина Шпильрейн. Благодаря ей, была создана Советская ассоциация психоаналитиков, вошедшая в международную фрейдистскую Психоаналитическую ассоциацию. Родившаяся на стыке фрейдизма и педологии, внедрение которой также активно поддерживалось Львом Давидовичем, идея коллективного воспитания детей позволила развить в СССР отличную систему яслей и детских садов.

Исследования проводились на базе экспериментального «Детского дома», где жили дети руководителей страны, которых Троцкий предлагал «разбавить» детьми из семей рабочих. На основе этих исследований была даже создана новая «специфически советская наука о методах переделки человека в детском возрасте» - отечественный вариант педологии. В школах проводились «психологическое тестирование, комплектации классов, организация режима».

Естественно, как всегда, не хватало специалистов, и, возможно, поэтому нельзя не отметить некоторые перекосы в работе исследователей. В то же время сложно исключить тот факт, что психоанализ сыграл свою позитивную роль в воспитании детей первых лиц страны, не оказавшихся, так называемой, «золотой молодёжью», а ставших учёными, врачами, профессиональными военными, лётчиками-испытателями, многие из которых, как и большинство советских людей их возраста, отдали свои жизни в борьбе с фашизмом.

После высылки Троцкого из СССР в 1936 году, психоанализ и любое о нём упоминание были запрещены, а издававшиеся в России с 1904 года работы Фрейда изъяты. Советская фрейдистская школа уничтожена. Сабина Шпильрейн и обе её дочери были расстреляны фашистами в Ростове в 1942 году.

Лев Троцкий - упущенный шанс русской революции?

Не исключено. Ведь он никогда не вёл закулисной борьбы и не претендовал на место главы государства, убирая соратников. Он просто выполнял работу, которую поручала ему ВКП(б), лучше других понимая потребности и нехватки советского народа. В мирное время именно он призывал к дискуссии в Правительстве вместо резких осуждений и кровавых репрессий, ведь в «состоянии мира» у уретрального вождя совсем другие заботы о стае.

Неизвестно, был ли кто-то еще в истории российского государства, кто бы столько же преуспел сделать за недолгий срок своего пребывания в Политбюро, как Троцкий.

Он был человеком, создавшим вместе с Лениным на огромной российской территории государство новой формации, просуществовавшее более 70 лет. Им были созданы Красная Армия, Наркомат путей сообщения, возглавлены научно-техническое управление при Высшем Совете Народного Хозяйства и концессионное управление, так как он считал, что нужно налаживать торговые отношения с внешним миром, он строил ДнепроГЭС, писал статьи о литературе и в собственных работах пытался проанализировать плюсы и минусы хода исторических и революционных событий.

По сей день существуют попытки выяснить, кем был один из самых выдающихся людей XX века Лев Давидович Троцкий - ангелом или демоном. Ему приписывают факты, которых не было, речи, которые им не произносились. При этом умышленно забывают о том, что он действительно сделал для отсталой аграрной России, в которой безграмотность среди крестьян составляла 80%, среди пролетариата – 60%, на национальных окраинах - 99,5%.

В России его имя по сей день овеяно ложью, поступки фальсифицированы, его лучшие деяния приписаны другим. На Западе Лев Троцкий один из самых популярных политиков и идеологов прошлого столетия. Его книги вдохновляли не одно поколение революционеров во всём мире, о нём спорят, обвиняя и разоблачая, восхищаясь и подражая. Троцкий - это человек великих талантов, недюжинных способностей. Таких титанов в нужный исторический момент способна рождать только русская степь. Они, подчиняясь своей бескорыстной уретрально-звуковой сверхзадаче «рывок в будущее для счастья всех людей», становятся во главе стаи и влекут её за собой в то самое светлое будущее, где сказка способна оказаться былью.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

В литературе довольно часто высказывается утверждение, что создатель Красной Армии, народный комиссар по военным и морским делам Лев Давидович Троцкий (который на фотографии слева - в фирменном красноармейском шлеме «будёновка») был очень способным, даже выдающимся оратором. Некоторые авторы так и пишут - Троцкий был великим оратором. Соответствует ли данное мнение действительности?

С одной стороны, слава Троцкого как оратора подтверждается тем, что его противники очень сильно боялись воздействия речей и статей Троцкого на население, и, чтобы нейтрализовать это воздействие, сторонники Сталина применили довольно эффективный приём по подрыву доверия к политическому противнику - высмеивание и вышучивание.

Так, в конце 1920-х - начале 1930-х годов через агентуру ОГПУ в народ было запущено крылатое нецензурное выражение - «п...здит как Троцкий». Советский народ грубые шутки очень любил, это выражение стали использовать по поводу и без повода, и даже после развала СССР, в середине 1990-х годов, доводилось его слышать на бытовом уровне. Ну и естественно, Троцкому и троцкистам подсознательно доверять перестали.

Но самое правильное и непредвзятое представление об ораторских способностях Троцкого можно получить только после прослушивания подлинной записи его речи. К счастью, одна из речей Льва Давидовича Троцкого была записана на граммофонную пластинку, её удалось отреставрировать и перевести в цифровой формат mp3.

В конце статьи дана ссылка для скачивания аудио записи речи Троцкого, можете скачать её и послушать, как звучал голос вождя Красной Армии, а пока небольшой анализ этой сохранившейся речи, а также ораторских приёмов и специфических особенностей голоса Л.Д. Троцкого.

Записанная речь Л.Д. Троцкого относится к апрелю 1919 года, и посвящается она теме объединения разрозненных частей развалившейся Российской империи в единый братский союз советских республик - эта речь официально так и называлась - «Братский союз советских республик».

Троцкий был первым из советских вождей, предложившим объединить отдельные республики в братский союз, однако другие большевистские лидеры это предложение сначала не поддержали, и на практике его идея о создании союза осуществилась только 30 декабря 1922 года, когда был образован СССР - Союз Советских Социалистических Республик.

А в конце своей речи Л.Д. Троцкий даёт прогноз относительно того, чем должна завершиться революция в Германии (где 13 апреля 1919 года была создана Баварская Советская Республика) и Мировая революция в целом - «И будет во всём мире единая советская республика всех народов!».

В ту пору никаких «спичрайтеров» не было, и наши политические деятели писали свои речи сами. Речь Троцкого, которую можно скачать по ссылке в конце статьи, не только озвучена, но и написана им самим, и относится к числу наиболее знаменитых его выступлений.

С чисто литературной и содержательной точки зрения, речь Л.Д. Троцкого является довольно логичной, последовательной, очень убедительной, в ней нет никаких «ляпов», столь характерных для некоторых современных политиков.

Однако Троцкого очень здорово подводит его голос, который портит всё впечатление от содержания его выступления. Троцкий говорит с напором, без запинки, в боевом стиле, но сам тембр и дефекты голоса делают звучание его речи не слишком приятным.

Во-первых, судя по записи его голоса, Троцкий немного картавил, хотя и не так сильно, как Владимир Ильич Ленин, но всё же иногда это становится заметным, и хотя по ходу речи чувствуется, что с этим недостатком оратор борется, звук «р» старается произносить правильно, но это не всегда получается.

Во-вторых, у Троцкого были проблемы с произношением некоторых других звуков, например, слово «нации» он произносит как «натии», есть также ряд других, не так ярко выраженных дефектов речи.

И, наконец, в-четвёртых, сам по себе голос у Троцкого крайне неприятный - просто чисто по-человечески очень неприятный, если не сказать сильнее. Обязательно сами прослушайте запись (скачать её можно внизу статьи по ссылке), и если голос товарища Троцкого Вам понравится, буду весьма и весьма удивлён.

И вот когда послушаешь голос Троцкого, то просто невольно возникает такое ощущение, что это не оратор, а какая-то ходячая карикатура. А теперь попробуйте представить себя профессиональным политтехнологом. И вот заказчик высказывает Вам своё пожелание:

«Надо подобрать какого-нибудь человека на роль карикатурного злодея. Чтобы можно было свалить на него абсолютно всё, что угодно, и обвинить его в чём угодно. Например, заявить, что он совершил самые страшные преступления против всего человечества или против какого-нибудь народа, и чтобы все в это поверили. Но при этом он должен вызывать к себе недоверие, чтобы у всех оставалось от него впечатление несерьёзности, и чтобы он вызывал к себе просто какое-то инстинктивное отвращение. Чтобы одним только фактом своей причастности к чему-либо он это «что-либо» с гарантией скомпрометировал. А если вдруг он выскажет какую-то идею – чтобы этой идее сразу же все воспротивились. Ведь это именно он её высказывает. Ну а если возглавит какую-нибудь оппозицию – чтобы все из этой оппозиции сразу же убежали, и отвернулись от неё – ведь с таким главой нормальное дело не сделаешь, только вляпаешься во что-нибудь. То есть нужен карикатурный злодей, виноватый во всём, что угодно, и компрометирующий самим фактом своей причастности абсолютно всё, что угодно».

Так вот, на роль такого «карикатурного злодея» лучше Троцкого никого не найдёшь. Просто прослушайте запись его выступления, вслушайтесь в этот голос, в этот акцент, в эти завывания, и сами всё поймёте.

Ни один из актёров, игравших роль Троцкого в кино, не смог изобразить его голос близко к реальности. Скорее всего, они даже не имели об этом никакого представления.

Скачать запись выступления Троцкого можно бесплатно .

Агитационная работа весною 1917 года относится уже к главной сущности моей книги, но я должен сказать, что под влиянием ее огромного размаха и ослепительного успеха некоторые близкие Троцкому люди даже склонны были видеть в нем подлинного вождя русской революции. Так, покойный М. С. Урицкий, относившийся к Троцкому с великим уважением, говорил как-то мне и, кажется, Мануильскому: «Вот пришла великая революция, и чувствуется, что как ни умен Ленин, а начинает тускнеть рядом с гением Троцкого». Эта оценка оказалась неверной не потому, что она преувеличивала дарования и мощь Троцкого, а потому, что в то время еще неясны были размеры государственного гения Ленина. Но действительно, в тот период, после первого громового успеха его приезда в Россию и перед июльскими днями, Ленин несколько стушевался, не очень часто выступал, не очень много писал, а руководил, главным образом, организационной работой в лагере большевиков, между тем как Троцкий гремел в Петрограде на митингах.

Главными внешними дарованиями Троцкого являются его ораторский дар и его писательский талант. Я считаю Троцкого едва ли не самым крупным оратором нашего времени. Я слышал на своем веку всяких крупнейших парламентских и народных трибунов социализма и очень много знаменитых ораторов буржуазного мира и затруднился бы назвать кого-либо из них, кроме Жореса (Бебеля я слышал только стариком), которого я мог бы поставить рядом с Троцким.

Эффектная наружность, красивая широкая жестикуляция, могучий ритм речи, громкий, совершенно не устающий голос, замечательная складность, литературность фразы, богатство образов, жгучая ирония, парящий пафос, совершенно исключительная, поистине железная по своей ясности логика-вот достоинства речи Троцкого. Он может говорить лапидарно, бросить несколько необычайно метких стрел и может произносить те величественные политические речи, какие я слыхал до него только от Жореса. Я видел Троцкого говорящим по 2 1/2-3 часа перед совершенно безмолвной, стоящей притом же на ногах аудиторией, которая как зачарованная слушала этот огромный политический трактат. То, что говорил Троцкий, в большинстве случаев было мне знакомо, да притом же, конечно, всякому агитатору приходится очень много своих мыслей повторять вновь и вновь перед новыми массами, но Троцкий одну и ту же идею каждый раз преподносит в новом одеянии. Я не знаю, много ли говорит теперь Троцкий в качестве военного министра великой державы, – очень вероятно, что организационная работа и неутомимые разъезды по всему необъятному фронту отвлекли его от ораторства, – но все же прежде всего Троцкий – великий агитатор. Его статьи и книги представляют собой, так сказать, застывшую речь, – он литературен в своем ораторстве и оратор в своей литературе.

Поэтому ясно, что и публицист Троцкий выдающийся, хотя, конечно, часто очарование, которое придает его речи непосредственное исполнение, теряется у писателя.

Что касается внутренней структуры Троцкого как вождя, то, как я уже сказал, он, в малом масштабе партийной организации, которая, однако, страшно сказалась в будущем, так как ведь именно результаты работы в подполье таких людей, как Ленин, как Чернов, как Мартов, дали потом партиям возможность оспаривать гегемонию в России и возможность оспаривать ее в мире, – был неискусен, несчастлив. Я не знаю вообще, может ли быть Троцкий хорошим организатором. Мне кажется, что и в роли военного министра он должен действовать больше как агитатор и политический ум, чем как организатор в собственном смысле слова. Мешает же крайняя определенность граней его личности.

Троцкий – человек колючий, нетерпимый, повелительный, и я представляю себе, а очень часто и знаю, что отсюда возникает и сейчас немало трений и столкновений, которые при более уживчивом характере могли бы быть вполне избегнуты.

Зато как политический муж совета Троцкий стоит на той же высоте, что и в ораторском отношении. Да и как иначе – самый искусный оратор, речь которого не освещается мыслью, не более как праздный виртуоз, и все его ораторство – кимвал бряцающий. Любовь, о которой говорит апостол Павел, может быть, и не так нужна для оратора, ибо он может быть исполнен и ненавистью, но мысль нужна необходимо. Великим оратором может быть только великий политик. Так как Троцкий по преимуществу оратор политический, то, конечно, в речах его сказывается именно политическая мысль.

Мне кажется, что Троцкий несравненно более ортодоксален, чем Ленин, хотя многим это покажется странным; политический путь Троцкого как будто несколько извилист, он не был ни меньшевиком, ни большевиком, искал средних путей, потом влил свой ручей в большевистскую реку, а между тем на самом деле Троцкий всегда руководился, можно сказать, буквою революционного марксизма. Ленин чувствует себя творцом и хозяином в области политической мысли и очень часто давал совершенно новые лозунги, которые нас всех ошарашивали, которые казались нам дикостью и которые потом давали богатейшие результаты. Троцкий такою смелостью мысли не отличается: он берет революционный марксизм, делает из него все выводы, применительные к данной ситуации; он бесконечно смел в своем суждении против либерализма, против полусоциализма, но не в каком-нибудь новаторстве.

Ленин в то же время гораздо более оппортунист в самом глубоком смысле слова. Опять странно, разве Троцкий не был в лагере меньшевиков, этих заведомых оппортунистов? Но оппортунизм меньшевиков – это просто политическая дряблость мелкобуржуазной партии. Я говорю не о нем, я говорю о том чувстве действительности, которая заставляет порою менять тактику; о той огромной чуткости к запросу времени, которая побуждает Ленина то заострять оба лезвия своего меча, то вложить его в ножны.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...