Восточные племена. Восточные славяне и их соседи — Гипермаркет знаний

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Историческая справка

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности


Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне . Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские . Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи . Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане . Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи . Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне . Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.


Волыняне . Селились.жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты . Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы . Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы . Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи . Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне . В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи . Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи . Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.


В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной .

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым .

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).


Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Общественный уклад


  • Глава II. Древнерусское государство в IX - начале XIII в.
  • § 1. Политическая история IX-XII вв.
  • § 2. Социально-политическое развитие Киевской Руси.
  • § 3. Социально-экономические отношения.
  • § 4. Русь Новгородская.
  • § 5. Владимиро-Суздальская Русь.
  • § 6. Галицко-Волынская Русь.
  • § 7. Культура Древней Руси.
  • Глава III. Русь в XIII в.
  • § 1. Монгольское нашествие.
  • § 2. Улус Джучи.
  • § 3. Русъ и Орда.
  • § 4. Западная политика русских князей.
  • Глава IV. Великое княжество литовское и восточнославянские земли.
  • § 1. Возникновение и развитие Великого княжества Литовского.
  • § 2. Унии Литвы с Польшей.
  • § 3. От общины к крупному землевладению: социальная история русских земель в составе Великого княжества Литовского.
  • § 4. Формирование украинской и белорусской народностей.
  • Глава V. Великий новгород и псков в XIII-XV вв.
  • § 1. Великий Новгород.
  • § 2. Псков.
  • Глава VI. Московское государство в XIV-XVI вв.
  • § 1. Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы и образование единого государства.
  • § 2. Смута второй четверти XV в.
  • § 3. Образование Российского государства.
  • § 4. Московское царство XVI в. Внутренняя политика.
  • § 5. Внешняя политика в конце XV-XVI в.
  • § 6. Социально-экономический строй России в XIV-XVI вв. Эволюция русской государственности.
  • § 7. Казачество - феномен российской истории.
  • § 8. Русская культура хш-XVI вв.
  • Глава VII. Россия в XVII в.
  • § 1. Смутное время в Российском государстве.
  • § 2. Правление первых Романовых.
  • § 3. Русская культура в XVII в.
  • Глава VIII. Россия в XVIII в.
  • § 1. Россия накануне петровских реформ.
  • § 2. Северная война. Военные реформы.
  • § 3. Государственные преобразования Петра I.
  • § 4. Реформы в области экономики и финансов. Социальная политика Петра I.
  • § 5. Реформы в области культуры.
  • § 6. Социальная борьба в первой четверти XVIII в.
  • § 7. Россия во второй четверти XVIII в.
  • § 8. Екатерина II.
  • § 9. Русская культура в XVIII в.
  • Глава IX. Российская империя в конце XVIII - первой половине XIX в.
  • § 1. Социально-экономические развитие России в первой половине XIX в.
  • § 2. Внутренняя политика Павла I.
  • § 3. Внешняя политика России в царствование Павла I.
  • § 4. Внутренняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 5. Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.
  • § 6. Отечественная война 1812 г.
  • § 7. Военные действия в Европе и крушение наполеоновской империи (1813 - 1815).
  • § 8. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 9. Внешняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
  • § 10. Движение декабристов. Первые тайные организации.
  • §11. Северное и Южное общества. Восстания в Петербурге 14 декабря 1825 г. И Черниговского полка на Юге и их подавление.
  • § 12. Общественное движение в России во второй четверти XIX в.
  • § 13. Внутренняя политика Николая I (1825-1855).
  • § 14. Внешняя политика Николая I (1825-1853).
  • § 15. Крымская (Восточная) война (1853-1856).
  • § 16. Русская культура в первой половине XIX в.
  • Глава X. Россия во второй половине 1850 - начале 1890-х гг.
  • § 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг.
  • § 2. Внутренняя политика Александра II в i860-1870-е гг. Либеральные реформы.
  • § 3. Развитие капитализма и формирование промышленного пролетариата в России в 1860 - середине 1890-х гг.
  • § 4. Общественное движение 1860- 1870-х гг. Революционное народничество.
  • § 5. Политический кризис конца 1870 - начала 1880-х гг.
  • § 6. Внутренняя политика Александра III (1881-1894).
  • § 7. Рабочее движение 1860 - начала 1890-х гг. Распространение марксизма.
  • § 8. Внешняя политика России в 1856-1894 гг.
  • § 9. Средняя Азия и Казахстан в середине XIX в. Присоединение Средней Азии к России.
  • § 10. Политика России на Дальнем Востоке.
  • § 11. Восточный кризис 1870-х гг. Русско-турецкая война (1877-1878).
  • § 12. Внешняя политика России в 1880- 1890-е гг.
  • § 13. Русская культура 1860- 1890-х гг.
  • Глава XI. Россия в конце XIX - начале XX в.
  • § 1. Экономическая политика самодержавия.
  • § 2. Промышленное развитие в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Аграрное развитие России на рубеже двух веков.
  • § 4. Население России. Российское общество в конце XIX - начале XX в.
  • § 5. Рабочее и крестьянское движение накануне революции 1905-1907 гг. Радикальные политические организации.
  • § 6. Самодержавие накануне революции 1905-1907 гг.
  • § 7. Начало Первой русской революции и ее развитие в январе - декабре 1905 г.
  • § 8. Отступление революции. I и II Государственные думы.
  • § 9. Третьеиюньская монархия (1907-1914).
  • § 10. Внешняя политика России во второй половине 1890 - начале 1900-х гг. Русско-японская война.
  • §11. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.
  • § 12. Начало Первой мировой войны. Военные действия на Восточном фронте в 1914 - феврале 1917 г.
  • §13. Экономика России в период Первой мировой войны.
  • § 14. Внутриполитическое развитие России в период Первой мировой войны.
  • § 15. Февральская революция.
  • § 16. Русская культура в конце XIX - начале XX в.
  • § 3. Восточные славяне и их соседи.

    О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись "Повесть временных лет". Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черного моря, поселились уличи и тиверцы.

    Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского "племени". Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

    Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

    Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

    Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар-тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

    Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды "искателей славы и добычи, пенителей морей" - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

    В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с "сотским", а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность "тысяцкого". Одним из военных руководителей был и князь. Слово "князь" - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-князьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные "племена" полян, древлян, дреговичей и т.д. Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

    Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: "И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже полочане".

    Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины "старейшины" и "старцы градские" как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

    В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а первым среди равных.

    Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

    Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

    Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

    А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

    Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

    Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

    Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

    Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

    Территории и племена восточных славян

    Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

    Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

    Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

    Племена

    Места расселения

    Города

    Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

    Словене ильменские

    Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

    Новгород, Ладога

    Севернее Западной Двины и верховья Волги

    Полоцк, Смоленск

    Полочане

    Южнее Западной Двины

    Дреговичи

    Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

    Древляне

    Южнее реки Припять

    Искоростень

    Волыняне

    Селились южнее древлян, у истоков Вислы

    Белые хорваты

    Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

    Жили восточнее белых хорватов

    Территория между Прутом и Днестром

    Между Днестром и Южным Бугом

    Северяне

    Территории вдоль реки Десны

    Чернигов

    Радимичи

    Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

    Вдоль истоков Оки и Дона

    Занятия восточных славян

    К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

    Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

    Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

    В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

    Общественный строй и племенные союзы

    Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

    Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

    В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

    Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

    VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

    Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

    Соседи восточных славян

    В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

    Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

    Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

    Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

    В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

    Набеги кочевников

    Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

    Обычаи и верования восточных славян

    Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

    У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

    В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

    Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

    Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

    Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

    Гипермаркет знаний >>История >>История 7 класс >>Восточные славяне и их соседи

    Великое переселение славян (VI-VII вв.)

    1. Какое событие, имевшее место на рубеже древнейших времён и сред¬невековья, объединяет такие исторические и географические понятия: Европа, Азия, Скандинавия, гунны, готы, анты, славяне, варвары, авары, Дунай, Днестр, Днепр, ІІІ- VII вв.? Дайте ему определение.

    1. Славяне в период Великого переселения народов
    В III-VII вв. н. э. происходили процессы, названные историками Великим переселением народов. Это были массовые перемещения (миграция) германских, славянских, сарматских и других племён, а также их вторжение на территорию Римской империи . Великое переселение народов положило начало формированию современных народов на землях, где они проживают доныне. Этот период считают границей между историей Древнего мира и средних веков.

    Каковы же были причины Великого переселения народов?

    Их несколько. Среди них - изменения климата , влияющие на урожайность, что, в свою очередь, повлекло за собой количественные изменения населения. Следует также учитывать и успехи в развитии сельского хозяйства после внедрения железных орудий труда, что способствовало увеличению числа людей и привело к перенаселению отдельных территорий.

    К другой группе причин относят процессы внутри племён: борьба за власть и вытеснение побеждённых за пределы своих земель, формирование военной знати, жаждущей захвата добычи и новых, подвластных ей территорий.
    Началось Великое переселение народов с движения на юг германских племен готов. В первой половине III в. готы пришли через земли славян в Северное Причерноморье. Готские племена осели в низовьях Днепра. Их называли остготами (восточными готами). Часть готов поселилась между Днепром и Дунаем. Эти племена называли вестготами (западными готами).

    Анты - славянские племена, которые в IV в. расселились на территории между реками Днестр и Днепр. Последнее упоминание об антах в письменных источниках датируется 602 г.

    У античных авторов находим сведения о том, что около 260 г. готы захватили ряд античных городов: Ольвию, Тиру и Боспорское государство. Они образовали к северу от Черного моря своё государство. Восточные славяне создали объединение - Союз Антов, которому были свойственны определённые признаки государства.

    Гунны - тюркоязычные кочевые племена, в IV в. пришедшие с востока в Северное Причерноморье,

    Славяне-анты вели оседлый образ жизни, занимались земледелием, скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. Они владели различными ремёслами, в частности изготавливали изделия из железа (не только оружие, но и сельскохозяйственные орудия), были хорошими ювелирами и гончарами; вели активную торговлю, отправляясь ради этого в путешествия в далёкие страны. Древние авторы свидетельствуют, что анты были
    союзниками гуннов и в борьбе с готами, и в их походах на Византию. В IV в. готы, разбитые гуннами, отошли в Нижнее Подунавье, а некоторая их часть - в Крым.

    В записную книжку эрудита
    После того как на земли антов вторглись готы, антский вождь Бож (IV в.) сформировал мощное войско и выступил против врага. Война затянулась на несколько лет. В первый её период анты полностью разгромили готов, но напрасно радовались одержанной победе. Ведь вскоре (в 375 г.) готский вождь Винитарий собрал новое войско и опять напал на них. В этот раз готы победили. Их расправа над антами была жестокой - многих они убили, забрали в неволю. Божа, его сыновей и 70 старейшин, захваченных в плен, пытали и уничтожили. Но сполна насладиться плодами победы Винитарий не успел: в 376 г. он был разгромлен гуннами. А Божа на протяжении длительного времени народ воспевал в песнях, о чём свидетельствует уникальный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве», с которым вы познакомитесь немного позже.


    Всадник-гунн

    О чём свидетельствует этот рисунок?

    В V в. племена гуннов достигли наивысшего могущества. Длительное время они во главе с Аттилой (434-453 гг.) властвовали над всей Восточной и Центральной Европой. Римская империя и Византия вынуждены были откупаться от гуннов золотом. После смерти Аттилы в 453 г. государство гуннов стало приходить в упадок и впоследствии окончательно развалилось. Гунны рассеялись по разным территориям.

    В VI в. славянские племена столкнулись с кочевниками - аварами. Продвигались они на террито¬рию современной Украины из Центральной Азии, а в 558 г. напали на население Приазовья. Известно, что в 550-х - в начале 560-х гг. авары опустошили земли антов. На территории бывшей римской провинции Паннонии (часть нынешней Венгрии) авары создали в середине VI в. своё государство. Оно называлось Аварский каганат. В VII JX вв. аварское государство постепенно пришло в упадок. Частично это было следствием неудачных войн с Византией, франками и славянами. В VII в. славяне полностью вытеснили аваров из Северного Причерноморья.
    Как видим, в водовороте событий Великого пере¬селения народов наши предки - славяне - не только не растворились среди других племён, но и расшири¬ли свои территории.

    Авары - кочевники, объединенные в большой племенной союз, основную часть которого составляли тюркоязычные племена.

    Каганат - государство у тюркских народов, во главе которого стоял каган.

    2. Расселение племенных союзов восточных славян на территории Украины
    Великое переселение славян середина I тыс. н. э.) является составляющей масштабного исторического процесса - Великого переселения народов. О сла¬вянах писали в своих научных трудах римляне Плиний, Корнелий Тацит (I-II вв. н. э.), грек Птолемей. Они отмечали, что земли славянских племён рас¬положены между реками Лаба (Эльба), Висла и Днепр, и называли их венедами. Византийские же историки IV в. н. э. называют славян по-разному: анты, скла- 18 вины (склавены).

    В результате расселения сформировались племена восточных, западных и южных славян, на основе которых позже возникли многочисленные славянские народы.

    Освоив левый берег Днепра, славяне постепенно заселяют северные и северо-восточные земли, до этого занятые балтами и угро-финнами. На большой территории - от Карпат до верховий Волги - формируются восточнославянские племена и племенные союзы. Эти новые образования, в отличие от предыдущих - склавинов и антов, объединяют уже полтора десятка различных племенных групп. Об этом свидетельствует наша самая древняя летопись «Повесть временных лет», в которой упоминаются 15 племенных союзов. На территории современной Беларуси и России расселились дреговичи, радимичи, вятичи, полочане, кривичи и ильменские словёны. Племенными объединениями, из которых впоследствии сформировался украинский народ, были: поляне, древляне, северяне, тиверцы, уличи, волыняне, дулебы и белые хорваты.

    Балты
    - племена, заселявшие в I тыс. н. э. территорию от юго-западной Прибалтики до верхнего Приднепровья, а также бассейн р. Ока.

    Угро-финны - племена, расселившиеся к северо-востоку от территорий, на которых проживали восточные славяне.

    Основные направления расселения славян

    1. Подунавье, Балканский полуостров (VI VII вв.)

    2. Свободные после переселения германцев земли, в пределах р. Лаба (горы Татры, Судеты, побережье Балтийского моря)

    3. Левый берег Днепра, междуречье Припяти и Западной Двины, бассейн верхней Оки (VIII-IX вв.)


    Так изобразил древних славян известный украинский художник Г. Якутович, проиллюстрировавший пересказ «Повести временных лет » Нестора Летописца

    Посмотрите внимательно на дерево-карту на рисунке и найдите названия славянских племенных союзов.

    • Названия каких племенных союзов художник не поместил на рисунке?
    • Где бы вы их обозначили?

    Расселение восточнославянских племен в пределах Украины

    Племенное объединение Территория расселения Политический центр
    Поляне Среднее Поднепровье, между реками Тетеревом и Росью г. Киев
    Древляне Южный бассейн рек Припяти, Горыни, западный берег Днепра, северный бассейн Тетерева г. Искоростень
    Северяне К востоку от среднего течения Днепра, бассейн нижней Десны, Сулы, Пела и Ворсклы вплоть до верховьев Северского Донца г. Чернигов, г. Новгород-Северский
    Тиверцы Между нижними течениями Днестра и Прута вплоть до Чёрного моря крепость Белгород над Днестром
    Уличи Между нижним Днестром, Южным Бугом (Богом) и Днепром город-порт Олешье в низовье Днепра
    Волыняне, дулебы, бужане Бассейн р. Западный Буг г. Волынь (Волень), г. Теребовль, г. Бужеск
    Белые хорваты Карпаты, бассейн Верхнего Днестра г. Ужгород

    Исторические источники

    Прокопий Кесарийський 1 о жизни славян и антов в книге «Война с готами»
    Эти племена, славяне и анты, не подчиняются одному человеку, а издавна живут демократично; поэтому обо всём, что для них полезно или вредно, они рассуждают совместно. И почти во всём остальном оба варварских народа живут одинаково. Единого бога, громовержца, считают они владыкой всего мира и в жертву ему приносят быков, совершают другие священные обряды. Совершенно не признают влияния судьбы.

    Живут они в убогих жилищах, далеко размещённых друг от друга, и часто изменяют место жительства. Отправляясь на войну, многие из них идут на врага пешими, держа в руках небольшой щит и дротики; панцирей они не надевают; кое-кто выходит на битву... в очень коротких штанах, закрывающих лишь часть тела.

    У тех и других варваров один язык, простой и варварский; не отличаются они друг от друга и внешним видом. Все эти люди высокие и чрезвычайно сильные. Цвет лица у них не совсем белый, волосы не русые и не переходят в чёрные, а рыжеватые...

    1. Вспомните определение понятия демократия.
    2. Назовите имя славянского бога-громовержца, упоминаемого автором.
    3. Как, по вашему мнению, относится автор к славянам и антам? Какие из его высказываний об этом свидетельствуют?

    1 Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) - известный византийский историк, автор «Истории войн Юстиниана» (8 книг); советник византийского полководца Велизария. Славянами называл племена, жившие на Волыни, а антами - племена Поднепровья.

    Восточные славяне в 18 - середине 19 века.

    3. Соседи восточносавянских племен

    Значительное влияние на жизнь и общественное развитие восточнославянских племён оказали соседние народы.
    На юго-востоке соседями восточных славян были хазары - полукочевые племена тюркского происхождения. В середине VI в. в Прикаспии и Приазовье образовалось новое государство - Хазарский каганат. Столицей его сначала был город Семендер (на территории современного Дагестана), а с середины VIII в. - Итиль в устье Волги. Господствующую верхушку в Хазарин составляли преимущественно хазары и евреи. Но среди простого люда были и булгары, и славяне, и тюрки.

    Хазары были воинственным народом. Они покорили много разных племён, в частности аланов, угров и булгар, живших в те времена на Волге. Власть Хазарского каганата распространилась и на некоторые восточнославянские племена - северян, вятичей, радимичей. Длительное время, вплоть до 60-х гг. IX в., эти племена должны были
    платить дань хазарам. Зависели от них и поляне. Столица Хазарского каганата была расположена на перекрёстке международных торговых путей. Наиболее важным был Волжский путь, соединяющий Европу со странами Передней Азии. Господствующая верхушка каганата обогащалась, собирая пошлину с товаров, которые шли транзитом через Итиль. Ещё одним источником обогащения хазарских властителей и их приспешников были грабительские набеги на соседние народы.

    Восточные славяне вели с хазарами ожесточённую и длительную борьбу. Началась она ещё до образования Киевского государства, когда, по словам летописца, вместо дани поляне передали хазарам мечи.

    Итиль - столица Хазарского государства (каганата); была расположена на обоих берегах Волги и на острове в её устье; в настоящее время - раскопанное городище на 15 км севернее г. Астрахань (Россия); по древним описаниям, Итиль был окружён пятиконечной укреплённой стеной.

    Н. Рерих Заморские гости

    Почему воины, изображённые художникам, размещали свои щиты на бортах лодок?

    Волок -место наибольшего сближения двух судоходных рек, по которому перетягивали (волочили) от одной реки к другой лодки и грузы.

    Начиная c, VII в., хазары усиливают экспансию, в частности, они захватили пролив Боспор и построили
    по обеим его сторонам крепости, а впоследствии распространили свою власть и на Крым. В середине VIII в.
    хазары захватили Сугдею (в настоящее время - город Судак в Крыму). Были времена, когда они владели
    даже Херсонесом. Юг Крыма принадлежал Византии, здесь её интересы столкнулись с интересами хазар.

    В VI-VII вв. в Крыму появились славяне. Следова тельно, на юге соседями восточных славян были и хаза¬ры, и византийцы.

    На северо-западе соседями восточных славян были викинги, или норманны (се¬верные люди). Славяне называли их варягами. Их родина - земли современной Дании, Швеции и Норвегии. Лишённые наследства, младшие сыновья родов со¬бирались в ватаги воинов-разбойкиков и на лёгких парусниках шли на юго-запад - к берегам Англии, Франции, Португалии или на юго-восток - к славянским землям. Их промыслом были военные грабежи и захват пленных, которых впоследствии продавали в рабство. (Более детально об этом вы узнаете на уроках истории средних веков).

    С IX в. варяги освоили торговый путь, получивший название «Из Варяг в Греки». От озера Ильмень по малым рекам и волоком их лодки добирались до верховий Днепра, а Днепром - к Чёрному морю и византийским владениям. Варяги - воины и купцы - сыграли заметную роль в истории древнерусского государства.

    4. Этнические и державотворческие процессы в период образования Киевской Руси
    Расселение славян на территории современной Украины началось в конце V в. и продолжалось до IX в. Восточные славяне жили племенами, которые состояли сначала из родовых общин, а позже - из соседских. Власть в племенах принадлежала князю, опиравшемуся на поддержку воинов-дружинников. Племена объединялись в союзы племён. В летописях отмечено, что восточнославянские племенные союзы «жили особняком и владели родами своими, и жили каждый с родом своим на своих местах». Все они «имели свои обычаи, традиции, и
    законы отцов (предков) своих, и заветы, каждый - свой норов». Справедливость слов летописца подтвердила археология. Находки восточнославянских предметов старины подтверждают характерные местные особенности. Они касаются обряда захоронения, украшений, свойственных только какому-то одному племени и не встречающихся у других, и тому подобное.

    Племенные союзы иногда объединялись. Такие племенные объединения существовали недолго, но они были необходимым этапом развития на пути к образованию государства. Например, первые восточнославянские догосударственные образования на территории Украины были связаны с проживанием здесь антов. Впоследствии в VII в. на Волыни и в Прикарпатье существовало сильное дулсбское объединение.

    В VIII-IX вв. племенные союзы переросли в образование высшего уровня - племенные княжения. Такие княжения уже имели большинство признаков государственного строя.

    Князь - вождь племени, с появлением государства - его правитель.

    Дружина
    - в Древней Руси - вооружённые отряды, постоянная военная сила князя.

    Височные кольца - бронзовые, серебряные или золотые женские украшения, которые вплетали в волосы на висках или прикрепляли к головному убору. Были чрезвычайно популярны у восточных славянок.

    Обратите внимание на современные женские украшения. Встречаются ли на них такие орнаменты?

    Виды орнамента, характерные для украшений восточных славян

    Племенные княжения заложили фундамент восточнославянской государственности.

    Наиболее могучим было племенное княжение полян, ставшее центром формирования Киевского государства.
    Летопись «Повесть временных лет» содержит легенду об основании Киева тремя братьями: Кием, Щёком, Хорйвом и их сестрой Лыбидью, происходивших из восточнославянского племени полян. Кий побывал на службе в Византии и там успешно боролся против аваров. После этого Кий построил городок Киевец на Нижнем Дунае, но там ему не удалось закрепиться. Он вернулся в Поднепровье и во второй половине VI в. на киевских холмах (Старокиевская, 24 Замковая горы) основал город Киев.

    Этот город был заложен в центре расселения восточнославянских племён. Севернее Киева в Днепр впадают реки Десна и Припять. Поэтому Киев стал городом-ключом к землям в верховьях Днепра, Десны и Припяти. Земли вокруг Киева были плодородными, лесистыми, что давало возможность полянам строить жилища и укрепления, развивать земледелие, скотоводство, различные ремёсла. Изменения, произошедшие в хозяйственной жизни, стали важной предпосылкой образования государства. Киевское княжество было тем центром, вокруг которого начало формироваться древнерусское государство.

    Правитель Новгорода (центра северославянских племён) - варяг по происхождению, Олег, коварно убив киевского князя Аскольда и захватив власть в Киеве, объединил два центра восточнославянских земель - юг и север - Киев и Новгород. Так было осно¬вано государство, получившее название Русь.

    Позже историки дали ему название «Киевская Русь», а в старинных документах государство называ¬ли Русью, а его столицу - Киевом. Большинство населения Руси составляли славяне. Вместе с ними жили норманны, балты, болгары, сарматы, угро-финны и представители других народностей, вместе составляв¬шие население Киевской Руси.



    Замковая гора. Историческая местность Киева

    Почему, по вашему мнению, в самом центре столицы, где каждый квадратный метр земли на вес золота, киевляне не застроили значительную территорию на Замковой горе? Какую роль играют памятники в истории?


    Памятный знак на Старокиевской горе в Киеве около Исторического музея

    Откуда есть, пошла руская земля...

    Исторические источники

    «Повесть временных лет» об основателях города Киева
    Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той бра¬тии были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управ¬лялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.

    Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком; был-де тогда у Киева пе¬ревоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот Кий княжил в роде своём, и ходил он к царю...

    Когда же возвращался, пришёл он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нём со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то - Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь гут же скончались.

    1. Какой фрагмент летописи свидетельствует о походах Кия в Византию?
    2. На что указывают две летописные версии биографии Кия? Мог ли он, но вашему мнению, быть одновременно и князем, и перевозчиком?

    Памятник основателям Киева стал визитной карточкой столицы Украины. Скульптор В. Бородай

    Внимательно рассмотрите фотографию. Опишите, как современный скульптор изобразил легендарных основателей Киева. Кто из них, по вашему мнению, Кий? По каким признакам вы это определили?

    Основание Киева «Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь...»
    Отголоском красивой легенды одаривает вас летопись. Нежный образ Лыбеди пред¬стаёт в нашем воображении. Каждый раз снаряжача сестра братьев своих Кия, Щека и Хорива то ли на охоту, то ли на войну. А потом, пока они не возвращались, тревожи¬лась о них - опасности поджидали людей в те времена на каждом шагу... Зато как ра¬достно встречала Лыбедь братьев, когда они возвращались домой. А более всего сестра обрадовалась, когда братья возвратились домой из далёкого похода - из заложенного ими на Дунае городка Киевец. После рассказов о походе Кий поклялся любимой сестре никогда больше не оставлять её надолго, не отправляться в далёкие края...

    Восточные славяне в древности представляли собой объединенную группу народностей, которая включала в себя тринадцать племен. Каждое из них имело свои особенности, место расселения и численность.

    Племена восточных славян

    Приведенная ниже таблица “Восточные славяне в древности” даст общее представление том, какие народности входили в эту группу и чем они отличались.

    Племя

    Место поселения

    Особенности (если есть)

    У берегов Днепра, к югу от современного Киева

    Самое многочисленное из всех славянских племен, составили основу населения древнерусского государства

    Новгород, Ладога, Чудское озеро

    Арабские источники указывают, что именно они образовали первое славянское государство, объединившись с кривичами

    В верховьях Волги и на севере от реки Западная Двина

    Полочане

    На юге от реки Западная Двина

    Незначительный племенной союз

    Дреговичи

    Между Днепром и верховьями Немана

    Древляне

    Южнее Припяти

    Волыняне

    В истоках Вислы, на юге от древлян

    Белые хорваты

    Между Вислой и Днестром

    На востоке от белых хорватов

    Самое слабое славянское племя

    Между Днестром и Прутом

    Между Днестром и Южным Бугом

    Северяне

    Местность, которая прилегает к Десне

    Радимичи

    Между Днепром и Десной

    Присоединены к древнерусскому государству в 855 году

    Вдоль Оки и Дона

    Предок этого племени – легендарный Вятко

    Рис. 1. Карта расселения славян.

    Основные занятия восточных славян

    Главным образом они возделывали землю. В зависимости от района использовался этот ресурс по-разному: так, на юге с его богатым черноземом землю засевали пять лет подряд, а потом переходили на другой участок, давая ей отдохнуть. На севере и в центре сначала приходилось вырубать и сжигать лес, и только потом выращивать на освобожденной площади полезные культуры. Плодородным участок был не больше трех лет. Выращивали в основном зерновые культуры и корнеплоды.

    Занимались славяне также рыболовством, охотой и бортничеством. Было достаточно развито стойловое скотоводство: они держали коров, коз, свиней, лошадей.

    Очень важную роль играла в жизни славянских племен торговля, которая велась по знаменитом пути “из варяг в греки”. Основной “денежной единицей” служили шкурки куниц.

    Общественный строй восточных славян

    Социальное устройство не отличалось сложностью: наименьшей единицей была семья, которую возглавлял отец, семьи объединялись в общины под руководством старейшины, а общины уже составляли племя, важные вопросы жизни которого решались на народном собрании – вече.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Рис. 2. Народное вече.

    Система верований восточных славян

    Это было многобожие или, иначе, язычество. У древних славян существовал пантеон божеств, которым они поклонились. В основе верования лежал страх или преклонение перед природными явлениями, которые обожествлялись и олицетворялись. Например, Перун был богом грома, Стрибог – богом ветра и так далее.

    Рис. 3. Статуя Перуна.

    Восточные славяне проводили обряды на природе, храмов они не строили. Вытесанные из камня статуи божеств ставились на полянах, в рощах.

    Также славяне верили в духов, таких как русалки, домовые, лешие и т. п., что впоследствии нашло отражение в фольклоре.

    Что мы узнали?

    Из статьи мы узнали кратко о восточных славянах в древности: племенном делении и территориях, которое занимало каждое племя, их особенностях и основных занятиях. Узнали, что главным среди этих занятий было земледелие, типы которого отличались в зависимости от местности, но важными были и другие, такие как скотоводство, рыболовство и бортничество. Уточнили, что славяне были язычниками, то есть верили в пантеон богов, а их общественный строй основывался на общинах.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 623.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...