На что живут репетиторы. Детей уже давно учит не школа, а репетиторы Текст научной работы на тему «Репетиторство как проблема педагогической науки и практики»

Интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА "Учительской газете" доказывает: школа окончательно перестала быть тем местом, где ученики получают знания, необходимые им для дальнейшей жизни и обучения. Группа ученых под руководством академика провела фундаментальные социологические опросы. И вот выводы:

"В значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны». Школа же просто приписывает себе их заслуги.
К тому же надо понимать цену вопроса. К примеру, если взять расценки за услуги репетитора по Москве примерно в 1500 рублей за час (хотя на самом деле это может быть и 3000, и 5000 и больше рублей), если вспомнить, что одним часом в неделю дело не ограничивается, а многие школьники занимаются с репетиторами по двум, трем и более предметам, в итоге получается астрономическая сумма. И это все сверх того, что государство официально тратит на образование.

И все-таки государство признает эту проблему. Напомню, что недавно в Общественной палате были озвучены следующие цифры: 92 процентов родителей считают, что ЕГЭ требует специальной подготовки, 41,7 процента ответили, что при подготовке к ЕГЭ необходимы дополнительные задания в школе, а 52,9 процента обращаются к услугам репетиторов и платят за них довольно большие деньги.

А вот еще несколько интересных фактов. Плохо успевающие школьники занимаются с репетиторами заметно реже, чем хорошо успевающие. Парадокс? Казалось бы, если ученик и так учится на «4» и «5», зачем ему дополнительные занятия, они куда нужнее тем, кто перебивается с «2» на «3»! Ан нет, все наоборот.

Раньше мы стыдливо замалчивали этот факт, считалось неприличным говорить, что школа все-таки готовит в вуз, и это одна из главных задач, поставленных перед ней родителями. Однако статистика неумолима – прагматика выходит на первый план, можно констатировать: да, вуз для нас все-таки слишком важен, и показатель поступаемости надо принять как основной в оценке успешности. Именно таковы на сегодня требования семьи как основного заказчика образовательных услуг. А посему, если школа не справляется с этой задачей, подключается мощный ресурс репетиторов...

репетиторы очень критично высказываются по поводу закрытости системы финансового поощрения педагогов в школе. У них самих все понятно – один час стоит столько-то, за это время я гарантирую такой-то результат. А вот в образовательной организации далеко не всегда ясно, кто кому и за что доплачивает.
Есть здесь место и реальной несправедливости, поскольку школы очень часто присваивают себе чужие достижения. Победили дети на какой-нибудь Всероссийской олимпиаде или на конкурсе – школа победоносно рапортует о том, как у них хорошо поставлена работа с разными категориями детей. А о том, что с ними за дополнительные деньги из кармана родителей трудились репетиторы, мало кому интересно вспоминать. Лучше заявить, что это заслуга ее школьных педагогов, а про «частников» обычно никто публично доброго слова не скажет...

Репетиторы чаще, чем простые учителя, стремятся к тому, чтобы дать учащимся прочные знания, продемонстрировать им высокие образцы владения предметом. Это, кстати, вполне логично: я задаю высокую планку и показываю, что этой плане сам соответствую. Но вот какая деталь: репетиторы признают, что гораздо чаще, чем обычные учителя, стремятся дать учащимся возможность выразить свою точку зрения, научить их чему-то новому, сформировать у них исполнительность и добросовестность. Они стараются выявить реальные проблемы и интересы учащихся, но при этом и сами сильнее стремятся завоевать уважение и симпатии учащихся.

Настоящий репетитор всегда понимает, что не сможет качественно подготовить ученика, если на первое место будет ставить только материальный аспект. Ему еще очень важен педагогический кураж, связанный с общением в процессе занятия. Отсюда и совместный разбор заданий, обсуждение решений, демонстрация собственных интеллектуальных способностей, обратная связь в виде возможности высказать свое мнение и так далее.
Словом, глубоко ошибочно обвинять репетиторов в том, что они всего лишь гонятся за большими деньгами. На самом деле им очень важна самореализация, правда, в несколько ином плане, нежели та, о которой принято говорить, обращаясь к массовому учителю московской школы.

Мотивы творческой активности у репетиторов заключаются еще и в желании разнообразить содержание профессиональной деятельности и не работать по шаблону, в стремлении к личностному росту, в желании перейти на новую ступень профессионального развития и получать за это финансовое поощрение.

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд рублей.

По запросу «Репетиторы в России» поисковая система Яндекс выдает 57 миллионов результатов.

Родители моих учеников, да и сами ученики всегда спрашивают, какое у меня образование, велик ли опыт преподавания, работала ли я в школе или где-то ещё. Расскажу свою историю о том, почему репетиторство для меня - это престижная профессия, а не подработка, не калым и уж подавно не хобби.

Репетитор и закон

С точки зрения закона репетиторство является предпринимательской деятельностью. Если вы хотите заниматься этим бизнесом масштабно и легально, то вам необходимо либо примкнуть к штату работников официально зарегистрированного репетиторского центра, желательно имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо регистрироваться самостоятельно. Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня репетиторами, формируя теневой рынок образования в России - я подобную активность не поддерживаю, хотя бы потому, что учитель даром получает огромную клиентскую базу, а нам - крутись, рекламируйся, в ФНС ходи.

Часто для достижения цели нужны специальные навыки, и поможет их натренировать репетитор. (Кадр из х/ф «Цвет денег», 1986)

Сразу обозначу свою позицию: репетитор - не учитель, зарабатывающий из подполья. Работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. На одном из образовательных порталов мне довелось выразить своё скептическое отношение к современным школьным учителям. В ответ хлынуло множество комментариев о том, что мне нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой. Не очень понятные советы, так как я позиционирую свою репетиторскую деятельность как предпринимательскую, даже имея законченное высшее в МПГУ по специальности «Организация работы с молодёжью».

«Надо смотреть правде в глаза: часть репетиторов - люди, которые по разным причинам не хотят работать с детьми в школе», - написала журналист «Российской Газеты» .

Я лично не хочу, это верно, а причина в том, что между репетитором и школьным учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер: это правовое основание работы.

Открываем 273-ФЗ . Тот самый, который об образовании. : педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на и : там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет. Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам, о чём я писала выше. Правовое основание работы репетитора, его библия - Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг» . К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 - публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК - частные. Их нельзя ставить в один ряд.

Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком. И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать - не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг - ГК РФ ст. 782.

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы. Всё по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство - абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

В том же материале «Российской Газеты» размещён откровенный отзыв мамы-клиентки:

  • «Беру 800 рублей за занятие. Не важно, у себя дома или у вас», - объявила мне репетитор, найденная по объявлению в Интернете. «У себя» - это кухня в съёмной двухкомнатной квартире, которая не видела ремонта последние сорок лет. На кухне из мебели только стол и два старых табурета. Дети поинтересовались: «Нельзя ли заниматься в комнате?» На что репетитор ответила: «Там всё завалено вещами. Но если очень надо, я приберусь».

Что и требовалось доказать: мало кому хочется заниматься у прыщавого аспиранта в неопрятном помещении или у странной старушки с запахом изо рта, пусть и с багажом из всей советской педагогики.

Репетитор - это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю - делать честно и качественно.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые - три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели - имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка - будут стремиться к нулю. Про «быстро» вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, - особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы - индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может - исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, договор об оказании услуг заключается добровольно - напоминаю о правовом основании. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки от того, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

Является ли репетитор обслуживающим персоналом?

Нет, не является. Тема закрыта, давайте следующий вопрос.

А если серьёзно, то в отношениях между репетитором и клиентом существует система прав и обязанностей, в которую никак не встраивается термин «обслуга». Ибо обслуживающий персонал - это работники, НЕ участвующие непосредственно в процессах оказания услуг и управлении этими процессами. В матрице «родитель (заказчик) - ученик (благополучатель) - репетитор (исполнитель)» профессиональным субъектом является последний, и если кто-то из ваших клиентов считает вас обслуживающим персоналом - расстаньтесь с ним сразу же.

Если и сравнивать деятельность репетитора с какой-то ещё, то больше всего подойдёт деятельность фитнес-тренера: я работала тренером в фитнес-клубе, поэтому знаю специфику. Есть огромные венозные качки - это тренеры для мужчин; есть тренеры по групповым программам - заводные звонкоголосые женщины; есть тренеры по растяжке и йоге - флегматичные, умиротворённые. Вам априори не могут подходить все из перечисленных вариантов сразу: вы всегда будете выбирать, отталкиваясь от ваших целей.

То же самое с репетитором: это не более дорогостоящая разновидность школьного учителя с универсальной компетенцией, это специалист, фокусирующийся на развитии одного или нескольких смежных навыков.

У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я - мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

В коммуникации между репетитором и учащимся существует особая этика, где-то более мягкая, а где-то более суровая, если сравнивать со школьной.

Одной из моих клиенток меня порекомендовал другой репетитор, женщина в возрасте. На телефонный вопрос о том, как меня представить будущей ученице, я ответила только своё имя. «Нет, ну как же так, нужно обязательно по отчеству», - возразила коллега. И я принципиально не согласна с этой позицией: всегда общаюсь на «ты», тип обращения ко мне учащийся выбирает сам. Процентов 30-40 предпочитают на «вы», процентов 10 пользуются исключительно звучным «Дарья Дмитриевна», остальные на «ты». Ведь дело в том, чтобы учащийся мог на занятии максимально свободно излагать свои мысли и демонстрировать действительный уровень знаний. Уважение кроется не в формализованном общении, а в признании компетентности и авторитета.

Расскажу историю из жизни: я летом 2016-го устраивалась в один центр по подготовке к экзаменам. Туда берут очень молодых специалистов (даже второкурсников), поэтому я со своим толстым портфолио, педагогическим образованием и вторым почти законченным юридическим (всё вместе читайте как «я со своим раздутым чувством собственной важности») сидела на собеседовании «лайк э босс».

Отбор преподавателей был четырехэтапный. На первом нужно было поболтать на свободную тему, никак не связанную с предметом преподавания, этот этап я прошла без проблем. А вот второй этап заключался в имитации занятия. Только вместо учеников были сотрудники центра: они пытались разыгрывать всякие нестандартные ситуации, проверяя, видимо, стрессоустойчивость кандидатов.

Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что я достаточно вольности позволяю своим ученикам: им можно пить чай, отвечать на важные звонки, выбирать способ запоминания информации с написанием или на слух, шутить шутки. Короче, я не тиран. Но та ситуация, что была разыграна сотрудниками центра, была прям гротескной. Две девушки поначалу усердно смотрели в телефон, после задавали неуместные вопросы по предмету, а потом начали демонстративно в голос общаться друг с другом.

И тут одна из них задаёт другой вопрос: «Ну что, куда сегодня в кино пойдем - на ужасы или драму?»

Честно, для меня это нестандартная ситуация: просто обычно работаю с адекватными людьми, которые достаточно внимательно слушают то, что я говорю, ибо, полагаю, ценят информацию. И не переигрывают. Я решила пресечь дальнейшее безобразие фразой: «Я вам драму или ужасы сейчас здесь устрою». Естественно, работать меня туда не взяли, сказали, что слишком агрессивный образ.

Но мораль истории в другом: поведение, мешающее занятию, будет просто пресекаться. Вплоть до принципиального отказа работать с клиентом - такое тоже было. Важно понять, что вы платите репетитору как профессионалу своего дела, имеющему полный контроль над вашим образовательным процессом по его предмету. Репетитор - не обслуга, а ваш наставник, который имет право отказаться от неудобного клиента. Я стараюсь строить ту модель отношений, в которой будет соблюдён хрупкий баланс между дружеской нотой и менторством, диалогом и руководством, вольностью и дисциплиной.

Престиж репетиторской деятельности

Престижно ли быть репетитором? Да, если вы не учитель, который втихаря вытаскивает своих учеников на платные индивидуальные. Если вы подходите под это описание, то вернитесь в начало статьи, там много полезного.

Репетитор - это предприниматель, а оно (предпринимательство) у нас в чести по результатам опросов. Вдобавок у этой профессии огромный творческий потенциал в плане выбора или создания методик преподавания.

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью», в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах - и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Человек может прийти с конкретной проблемой, сильным желанием чего-то добиться и интуитивным знанием о том, что для этого нужно поступить в хороший вуз, а ты помогаешь ему поставить цель, поделить её на этапы и постепенно приближаться к её достижению - это ли не благородно?

В школе нет времени учить каждого по особым программам, да и нет такой цели: на то оно и общее образование, чтобы быть универсальным и единообразным.

У всех разный потенциал, разные способы восприятия информации и, что главное, разная мотивация. Каждый год встречаются дети, которых на занятия пригнали родители или какое-то необъяснимое ярмо необходимости подготовки: «Мне вот надо сдать именно этот предмет, но не знаю, с какой целью». Таких детей процентов 40.

Многие репетиторы обещают «возбудить интерес к предмету», «привить охоту к учёбе» - простите, но это только популизм для привлечения клиентуры, не будем идеализировать.

Нельзя управлять симпатиями ребёнка, а потому невозможно заставить человека любить предмет, если изначально он не имеет к нему интереса и склонности. Зато можно на основе утилитарных рассуждений, налегая на прагматизм, донести, что если запомнить вот этот перечень информации, то сможешь сделать задание под номером таким-то, таким-то и таким. И человек запоминает. И человек правильно выполняет задание под номером таким-то, таким-то и таким. Ведь у юного человека с первого класса в голову вбита необходимость что-то сдать и куда-то поступить.

За качество и кастомизацию услуги люди готовы платить, отсюда мы можем сделать вывод и о финансовом престиже профессии репетитора.

Главная идея моей деятельности: репетитор - это предприниматель. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество», а потому я стараюсь сделать его основным символом своей работы. Надеюсь, эта статья сможет изменить отношение к действительно профессиональным репетиторам и понять их вклад в современное образование.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Данные слова как нельзя лучше описывают то, что происходит сегодня в российском образовании. Серьезные проблемы существуют буквально на каждом этапе: в детсадах, общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школах, институтах, университетах и академиях. При этом реформой образовательной сферы недовольны все: дети и их родители, школьные учителя, преподаватели вузов с академиками и работодатели молодых специалистов. Чтобы разобраться в этой проблеме, «Ридус» начинает цикл статей, посвященных образовательной сфере. Сегодня речь пойдет о школах.

Учиться, учиться и учиться

Этому ленинскому завету современные ученики следуют куда больше, нежели их родители в школьные годы. Учебная нагрузка на детей сегодня велика как никогда. В начале мая на всю страну прогремела история об , слишком много задававшей на дом. На нее было завели уголовное дело, но позже прокуратура Челябинской области признала решение незаконным и отменила постановление.

Пока что это единственный подобный медийный скандал, однако нынешние школьники вынуждены грызть гранит науки как проклятые. «Школа, репетиторы, домашнее задание, сон. Так - семь дней в неделю. Ни на что другое времени уже не остается», - говорит один из выпускников. Возможно, к его словам стоило бы отнестись критически: большой любви к учебе не испытывает большая часть подростков, однако данную точку зрения разделяют и многие учителя. «Огромная нагрузка. Ее нужно резко снижать. Дети, по сути, заняты 7 дней в неделю, учитывая, что многие школы практикуют шестидневку. В этом случае они учатся с понедельника по субботу, а воскресенье практически полностью занято подготовкой к понедельнику. Нет, есть, конечно, и те, кто и учится, и спортом успевает заниматься, но таких - абсолютное меньшинство», - говорит Наталья Конева, отработавшая пять лет школьным преподавателем английского.

По нормативам, ученикам с 7 по 11 класс не положено ставить больше 7 уроков в день. При пятидневной системе обучения в 10−11 классах количество учебных часов ограничено 34 в неделю, при шестидневной - 37. Это - уже немало, учитывая домашнюю работу, но на деле и эти требования частенько не выполняются: бывает и по 8 уроков в день, и 41 урок в неделю.

Скриншот электронного дневника с одного из образовательных форумов, где одиннадцатиклассник доказывает свою загруженность выше нормы

Скорее всего, о повышенных нагрузках на школьников никто бы и не говорил, если бы из этого был толк. Однако результаты «учебной диеты с повышенным содержанием гранита науки» никак не радуют. Два года назад, после сдачи ЕГЭ по русскому языку, разгорелся нешуточный скандал: многие школьники не сумели преодолеть минимальный проходной балл.

«Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в этом году чудовищные. Министерство образования даже вынуждено было снизить планку результата с 36 до 24 баллов, фактически узаконив то, что двойка является проходным баллом. В противном случае, треть выпускников страны не получила бы аттестаты. При этом, как у нас умеют, это было подано победоносно - мол, так хорошо научились контролировать, что никто уже не списывает. Но за этим надо видеть результат», - заявил в июне 2014-го советник президента РФ Владимир Толстой.

Результат же - плачевный. Скорее всего, провала по результатам ЕГЭ в нынешнем году не будет, в том числе и благодаря «узаконенным двойкам». Однако школы не выполняют своей основной задачи: учат эффективно расставлять «галки», но не дают знаний. Чтобы дать их своим детям, родители вынуждены серьезно тратиться на всякого рода репетиторов - причем если еще полтора десятка лет назад данная статья расходов приходилась на выпускные классы, то сегодня многие отправляют своих отпрысков за платными знаниями уже начиная с 6−7 классов.


«С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

В этом уверена Наталья Конева, репетитор английского языка. Устав от работы в школе, бессмысленной, по ее собственным словам, и беспощадной, она ударилась в частный бизнес. «Если к 18−19 году сделают ЕГЭ по английскому языку обязательным, то работы будет - с утра до ночи. У нас вся система построена так, что родители с пятого класса должны отдавать детей по репетиторам, чем старше - тем больше репетиторов. Уже в 12 лет дети должны определиться с тем, что они будут делать всю оставшуюся жизнь», - добавляет она.

Повышенная нагрузка падает не только на школьников, но и на учителей. «Чтобы получать хорошую зарплату, надо жить в школе с утра и до ночи. Если ученик не ходит в школу из-за того, что живет в неблагополучной семье, или плохо учится, то это - проблема учителя», - говорит Наталья Конева. Но дело не только в непосредственной учебной и воспитательной нагрузке. Реформа образования добавила преподавателям «бумажной работы».

«Мне сказали, - я, кстати, не знал, - что из 100% отчетов, которые пишут учителя и работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% - это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей», - председатель правительства Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что и в той части работы с документами, что делается по указке Минобра, не все гладко. «Наша работа постоянно дублируется, - говорит Наталья Конева. - Бумажный журнал - электронный журнал, бумажный дневник - электронный дневник, и так далее».


«Когда я пришел в школу, у нас только-только электронный журнал ввели, первый год. Никто не знал, что с ним делать. Устроили курсы. Несколько раз приходил учитель информатики и рассказывал, как это заполнять. И тут выясняется, что журнал может „упасть“, базы данных - полностью пропасть, если вы вдруг забыли сделать „бэкап“. Оценки пропадают, тут поле какое-то лишнее вылезает, потому что журнал программисты дорабатывают по ходу твоей работы. Дали тебе „альфа версию“, и наслаждайся. Только мы все привыкли, на следующий год нам взяли и распоряжением сверху сказали, что все теперь будут заполнять вот этот электронный журнал: другой сайт, другая программа, другой интерфейс, другие особенности. Два года им пользовались. Потом - новая версия… А еще нужно вести портфолио детей. А когда делать сами уроки? Готовиться к ним? Когда заниматься детьми?», - задает риторические вопросы Сергей, бывший преподаватель географии и французского языка.

«За все сегодня принято ругать преподавателей: плохо учат, не то, что раньше. А ведь нынешние учителя - это те же самые люди, которые работали в школах двадцать лет назад, - продолжает он. - Проблемы - не в учителях, проблемы - в самой системе, в подходе к школьному образованию».

«Претензий очень много, - уточняет Наталья Конева. - Например, к учебникам. По моему предмету они просто неприемлемы. Первые три года обучения - второй, третий, четвертый классы - дети очень много всего учат: абсолютно ненужной лексики, ненужной грамматики. Ненужной, потому что это не отрабатывается. Какой-то утопичный учебник: по нему можно учить, только если есть стопроцентная посещаемость, а на уроках - одни гении, схватывающие все на лету. В пятом классе начинается провал: они начинают заново учить алфавит. Такое расслабление идет два года: 5−6 классы. А дальше снова начинается „навал“, наращивание объемов материала. К 11 классу они должны знать много, а на самом деле знают мало. Как ни старайся, ничего не получится. Есть чудесные учебники, но пользоваться ими нельзя, потому что можно только теми, что имеют гриф Минобра. Это - очень ограниченное количество учебников».

Подобные претензии высказываются в адрес учебных пособий по самым разным предметам. Так, например, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян на всероссийском съезде учителей истории отметил «проблемы с обществознанием»: «Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактные и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника».


«Чехарда с учебниками и связанные с ней трудности в виде разницы программ идут, примерно, с 2003 года. То одно, то другое. Главное - стабильность, а ее в школах нет, постоянно у нас что-то новенькое, - говорит Сергей. - Требования к ЕГЭ меняются каждый год, и меняются не только требования к экзамену, но и к его содержанию».

Так случилось и в нынешнем, 2016 году: ЕГЭ по математике поделили на два уровня - базовый и профильный. Результаты базового экзамена объявили сегодня, профильного - станут достоянием общественности через неделю. Официальных итогов еще нет. Регионы пока лишь гордятся количеством учеников, написавших ЕГЭ по русскому и математике на сто баллов. Вероятно, в этом году дело обойдется без крупных скандалов, как в 2014-м.

Главная задача образовательного ведомства - обеспечить максимальное количество школьников аттестатами о среднем образовании, и представители Минобра тщательно следят в первую очередь именно за этим. Последствия данного подхода и реформы образования видны уже сегодня: первые представители поколения ЕГЭ закончили вузы и отправились работать.

«В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место», - заявила на всероссийском съезде учителей истории одна из завучей. Дмитрий Ливанов же пока сосредоточен на едином учебнике истории (которых на деле оказалось три) и массовом . «Таракана этого нужно запускать в массовое производство, поскольку эта технологическая новинка будет не только интересна, но и полезна детям и подросткам», - заявил он в феврале. До борьбы с тараканами в головах отдельных чиновников от образования дело пока не дошло.

В наших следующих материалах речь пойдет о последствиях объединения школ и инклюзивном обучении, детсадах и музыкальных школах, проблемах российских вузов и фундаментальной науки, коррупции в образовательной сфере, сомнительной диссертации Исаака Калины и других интересных вещах из мира науки.

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет людей разных профессий. В новом выпуске - репетитор. Преподаватели ищут клиентов на сайтах или в социальных сетях, либо те обращаются сами, услышав положительные отзывы по сарафанному радио. Гибкий график позволяет совмещать репетиторство с другой работой, хотя в любом случае доход будет нестабильным: летом учеников значительно меньше, чем в разгар подготовки к экзаменам. В среднем частный урок математики, физики или английского языка стоит от 900 до 2 тысяч рублей. При этом не вся сумма отправляется в кошелек репетитора: специализированные сайты с базой клиентов часто берут комиссию, часть денег приходится тратить на перемещения между учениками. Выпускница экономического вуза из Санкт-Петербурга, проработавшая репетитором три года, рассказала о поиске учеников, бессонных ночах и конкуренции с учителями.

Профессия

Репетитор

Доход

45 000 рублей

+15 000 рублей

помощь от родственников

Траты

15 000 рублей

аренда квартиры

9 000 рублей

5 000 рублей

уход за собой

8 500 рублей

развлечения и хобби

9 000 рублей

расходы на проезд

2 500 рублей

комиссия за новых учеников

3 000 рублей

бытовые мелочи

8 000 рублей

накопления на лето

Как стать репетитором

В этом году я отучилась на экономиста в одном из топовых вузов страны. До этого окончила серьезную математическую школу в своем родном городе, участвовала в олимпиадах, уделяла много времени и сил именно математике. Последние три года я работала репетитором, совмещая преподавание с учебой.

В Санкт-Петербург я приехала учиться, и на первом же курсе остро встал денежный вопрос. Сначала я работала в сфере обслуживания, но заработанных там денег едва хватало на еду и самые скромные развлечения пару раз в месяц. Кроме желания вести более расслабленный образ жизни деньги были нужны на аренду квартиры. Общежитие моего вуза находится за городом: дорога до факультета занимала в среднем 2 часа 15 минут. Родители немного помогали, но денег, которые они присылали, хватало только на самую дешевую квартиру в Девяткине.

Работа отнимала много времени, начались проблемы с учебой. Я стала искать новое место: хотелось чего-то более интеллектуального, чем работа продавца. Большинство вакансий отсеивалось из-за графика, который невозможно совмещать с учебой, а также из-за отсутствия законченного высшего образования. Тогда знакомый посоветовал попробовать преподавание. Я не очень верила, что этим получится зарабатывать постоянно. Чтобы получить хоть какой-то опыт, я провела несколько занятий со своим племянником, а потом зарегистрировалась на специализированных сайтах. Сейчас у меня есть аккаунты на пяти или шести таких сайтах, но по факту рабочих всего два. Первый - самый раскрученный, там берут комиссию, равную стоимости первого занятия. Второй имеет самую большую базу преподавателей и учеников, комиссия там в два раза больше. Многие знакомые репетиторы его не любят, но, по мне, лучше переплатить за ученика и иметь возможность выбирать, с кем заниматься, чем хвататься за любой заказ.

Особенности работы

Обычно я нахожу устраивающую меня заявку от клиента на сайте и откликаюсь на нее. Если администратор считает, что я подхожу на заказ, то присылает мне контакты родителя (иногда самого ребенка), и мы договариваемся о первом занятии. После первого занятия я отчитываюсь перед сайтом о результатах и плачу комиссию. На этом этапе сайт обо мне забывает. Бывают случаи, когда клиент сам выбирает репетитора, что, конечно, приятно. Через знакомых нахожу учеников крайне редко, возможно, потому, что в моем окружении нет семей с детьми-школьниками. Сами ученики редко рекомендуют репетиторов друг другу, даже если всем довольны.

Абсолютное большинство детей хотят начинать занятия в промежутке с 16 до 19 часов: к этому времени они успевают прийти со школы и чуть-чуть отдохнуть. Таким образом в один вечер мне удается запихнуть два полуторачасовых занятия, если школьники живут недалеко друг от друга. Некоторые дети могут заниматься только вечером, чаще всего у них есть и другие занятия, например художественная школа. Обычно у таких детей отличный тайм-менеджмент: благодаря им можно уместить не два, а три занятия в день.

Некоторые репетиторы принимают детей у себя на дому - можно успеть больше, не тратить время и деньги на дорогу. Какое-то время я практиковала такой формат, но потом от него отказалась. Слишком большое количество чужих людей в собственной квартире меня напрягало.

Когда я училась в универе, график получался довольно напряженный. Каждые апрель и май - время подготовки к экзаменам - я вообще работала без выходных, во мне говорила жадность. Хотя одна интересная особенность позволяла мне находить время на себя и немного отдыхать: дети - те еще лодыри и очень любят отменять занятия.

Несколько лет назад мне казалось, что репетиторы вообще не нужны. Как же я была удивлена, узнав, насколько эта специальность востребована! Чаще всего репетиторов нанимают для подготовки к экзаменам либо для помощи в подтягивании оценок, реже - для подготовки к олимпиадам.

Гораздо приятнее готовить к экзаменам, а вот с подтягиванием сложнее. Обычно у учеников все настолько плохо, что полгода - это минимум, который нужно потратить на восстановление знаний и развитие какой-то уверенности в своих силах. У меня есть несколько примеров детей, с которыми мне приходилось заниматься год-полтора, прежде чем вытянуть их на четверку. Последний год я стала практиковать бесплатные пробные занятия, но не с целью маркетинга, а чтобы иметь возможность отсеять неадекватных клиентов либо слишком сложных детей. Процент совсем безнадежных стал меньше, но они все равно остаются.

Добиться результата и вытянуть оценки ребенку сложно, это зависит от настроения школьного учителя. Обычно на детей просто вешают клеймо - «троечник» или «двоечник» - и ставят оценки, исходя из этого. А ответственность, хоть и не стопроцентную, должна нести я. Но переломить мнение учителя практически нереально. За время моей работы у меня накопилось больше десяти примеров учеников, которые сдали ОГЭ и ЕГЭ на четверки и пятерки, но у которых в школе оценка была между тройкой и двойкой.

Я стараюсь общаться со всеми учениками как с друзьями: разница в возрасте у нас не такая уж и большая - от двух до девяти лет. На мой взгляд, это более результативно - ребятам приятно и интересно заниматься. Разумеется, есть и минусы: некоторые дети чувствуют мою слабость и садятся на шею, причем не всегда это очевидно сразу. Кроме того, я очень переживаю за их успехи, порой гораздо сильнее, чем сами дети. В этом апреле у меня случился кризис: я могла проснуться в 4 утра от переживаний за одну свою безалаберную ученицу. У меня даже начался нейродермит, которого раньше никогда не было.

С родителями детей я общаюсь гораздо меньше, чем с учениками. Многим вообще неинтересно, что происходит с их ребенком и какие у него успехи. Хотя бывают милые и заботливые мамы. Большой плюс работы репетитора - это фактическое отсутствие начальства. Эту роль вроде как выполняют родители, но их много, и всегда есть возможность не работать с конкретной семьей, не теряя в доходах.

Самое грустное в моей работе - осознание того, как же все-таки плохо работает школа. У меня сложилось впечатление, что в абсолютном большинстве мест у учителей вообще нет никакой заинтересованности в учениках. Ребята рассказывают, что репетиторы сейчас есть почти у всех в классе. Современная школьная программа подразумевает, что учитель кое-как объясняет, а вникает в суть ребенок с репетитором. Пробелы у детей появляются уже в начальной школе: 90 % моих учеников не знали таблицу умножения, а учила я в основном старшеклассников. Не уметь складывать и умножать дроби, раскрывать скобки, решать квадратные уравнения в 11-м классе накануне ЕГЭ - вообще типичная картина. В какой-то момент я перестала удивляться, что дети считают на пальцах. Примерно тогда же перестала думать, что останусь без учеников. Школа как будто заточена на то, чтобы любой выпускник более-менее приличной матшколы мог заработать.

Я сильно осуждала учителей, пока не попыталась устроиться в школу сама. Думала устроиться на четверть ставки: за такую занятость мне предложили 3 750 рублей до вычета НДФЛ. С такой зарплатой сложно делать что-то хорошо, а откуда взять любовь к детям, вообще не представляю.

Доходы

Чаще всего занятия по математике длятся полтора часа. В начале я брала примерно 800 рублей за 90 минут. Сейчас это минимум 1 200 рублей за то же время, заказы за 1 600 рублей считаются выгодными.

Недостатка в учениках у меня никогда не было, даже когда я была студенткой. В неделю могло выйти и 10, и 15 тысяч рублей. Хотя доход настолько непредсказуемый, что назвать точную сумму, которая выходит за месяц, нельзя. Я веду учет доходов и расходов, чтобы хоть как-то контролировать денежный поток. В год выходит около 480 тысяч рублей, то есть примерно 40 тысяч в месяц. В апреле и мае деньги просто сыплются из моих карманов, намного хуже дела обстоят летом - учеников почти нет. Первое лето было самым тяжелым, на второе и третье я догадалась занять у бабули. Вернула долг осенью и теперь учитываю такие особенности в своей бухгалтерии. Кроме денег от репетиторства, родители и бабушка выделяют мне 15 тысяч рублей в месяц.

Траты

Деньги от родственников уходят на жилье и оплату коммунальных услуг. Следующая статья расходов - питание. На продукты я трачу 4 тысячи рублей, еще около 5 тысяч - на обеды. Я не понимаю, почему получается так экономно, ведь я постоянно перекусываю в общепите и выбираю все, что мне нравится. Наверное, я просто не очень много ем.

Каждый месяц я делаю маникюр, на это уходит 1,5 тысячи рублей. Иногда хожу к косметологу или на массаж. У меня сложная в уходе кожа, мне нужны специализированные кремы. На них и редкие покупки лекарств я трачу около 800 рублей в месяц. Могу купить что-то из косметики, обуви или одежды и потратить за раз 10 тысяч рублей. Хотя потом месяц или два ничего не покупаю.

Из-за плотного графика я редко хожу развлекаться куда-то специально. За весь год только один раз была в баре. Хожу в гости к двоюродной сестре, покупаю гостинцы племянникам. Чтобы отдохнуть, выбираюсь в кафе с подружками. Иногда хожу в музеи. В мой любимый Музей политической истории вход для студентов копеечный - 30 рублей. Иногда хожу в небольшие театры вроде театра на Васильевском и в кино. Больше всего денег в этой статье я трачу на подарки родным и друзьям - около 3,5 тысячи рублей в месяц.

Несколько месяцев в этом году я посещала психолога, пару месяцев у меня был преподаватель по вокалу. Тогда на это уходило около 4 тысяч рублей в месяц. Сейчас мое единственное постоянное хобби - шитье, я иногда трачусь на ткани.

Около 4 тысяч рублей я трачу на разъезды вне Петербурга. Мой молодой человек живет в Москве: иногда я могу приехать к нему без предупреждения, в этом случае сама покупаю билеты. Осенью была с родителями на Тенерифе, мой перелет мы оплатили пополам.

На городской транспорт тоже уходит немало. Проездной БСК стоит около тысячи рублей в месяц, маршрутки и такси - еще 4 тысячи. На такси я экономлю в первую очередь, если есть такая необходимость.

Стиральные порошки, жидкость для мытья посуды, лампочки и прочие повседневные расходы в пределах 200 рублей я отношу в раздел «мелкие покупки», в месяц выходит тысяча рублей. Раньше на мобильную связь уходило около 1,5 тысячи рублей, недавно сменила оператора и сейчас плачу 600 рублей. Жаль, что не сделала так раньше. Отдельная статья бюджета - это новые ученики, за заказ могу отдать от 1 до 3 тысяч рублей. Оставшиеся деньги я откладываю на лето.

Кредитов у меня нет: при такой занятости сложно получить кредитку, да еще и под нормальный процент. Кроме того, если я что и уяснила из университета, так это то, что нельзя брать потребительские кредиты на вещи, которые не будут приносить доход в будущем.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...