Инновационные образовательные технологии в индивидуализации образовательного процесса. Современные инновационные образовательные технологии

Федеральное агентство по образованию ФГОУ ВПО

"Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет"

Кафедра педагогики и инновационных образовательных технологий

Курсовая работа

По дисциплине: "Педагогические технологии"

Тема: "Инновационные педагогические технологии

Выполнил: студент 3-го курса ФТиД

Группы ПО-33

Ерёмин Алексей Константинович

Проверил: к.п.н., доцент кафедры ПиИОТ

Понкратенко Галина Фёдоровна

Комсомольск-на-Амуре


Введение

1.1 Педагогические инновации

1.1.3 Инновационные образовательные учреждения

1.2 Современные инновационные технологии в педагогике

1.2.1 Интерактивные технологии обучения

1.2.2 Технологии проектного обучения

1.2.3 Компьютерные технологии

2. Глава: Практические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

2.1 Инновационные тенденции в профессиональном образовании

2.1.1 Мировой опыт инноваций профессионального образования

2.1.2 Инновации профессионального образования в России

2.2 Инновационные педагогические технологии на законодательном уровне

2.3 Инновационная педагогическая деятельность в столице

Заключение

Библиографический список


Введение

Развитие – неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс развития образования как целостной педагогической системы, а предметом исследования - инновационные педагогические технологии, как составная часть объекта исследования.

К цели же курсовой работы относится выявление видов, сложностей, методов внедрения инновационных технологий, а также их специфика в Российской Федерации.


1. Глава: Теоретические подходы к проблеме инновационные педагогические технологии

1.1 Педагогические инновации

1.1.1 Сущность, классификация и направления педагогических инноваций

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

Педагогические инновации могут осуществляться как за счет собственных ресурсов образовательной системы (интенсивный путь развития), так и за счет привлечения дополнительных мощностей (инвестиций) - новых средств, оборудования, технологий, капитальных вложений и т. п. (экстенсивный путь развития).

Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые "интегрированные инновации", которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Интегрированные инновации, как правило, не выглядят надуманными, чисто "внешними" мероприятиями, но являются осознанными преобразованиями, происходящими из глубинных потребностей и знания системы. Подкрепив "узкие" места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы.

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:

Разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

Обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

Совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

Улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

Проектирование новых моделей образовательного процесса;

Обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

Обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

Разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему.

Прогрессивные нововведения возникают на научной основе и способствуют продвижению практики вперед. В педагогической науке возникло принципиально новое и важное направление - теория новаций и инновационных процессов. Реформы в образовании представляют собой систему нововведений, направленных на коренное преобразование и улучшение функционирования, развития и саморазвития образовательных учреждений и системы управления ими.

1.1.2 Технологии и условия осуществления инновационных процессов

Педагогические инновации осуществляются по определенному алгоритму. П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений:

1. Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.

2. Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости ее реформирования с помощью специального инструментария.

Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.

3. Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.

4. Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).

5. Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или ее отдельных частей. Создается проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.

6. Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.

7. Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.

8. Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.

9. Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для ее внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения, и др.

10. Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновленного старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т. д.

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И. Андреев выделяет следующие из них:

Консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);

Слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";

Отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;

Земскова Надежда Александровна
Виды инновационных технологий в образовании

Виды инновационных технологий

В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий . Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности. – Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии , использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса , повышает познавательный интерес обучающихся, творческой активности.

Выделяют следующие инновационные образовательные технологии :

Здоровьесберегающие технологии : основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Формы работы : гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика); занятия физкультуры; спортивные праздники; физкультминутки между занятиями, динамические паузы; прогулки.

Проектная деятельность : создание проблемной деятельности, которая осуществляется обучающимися совместно с педагогом. Знания, которые обучающиеся получают в ходе работы над проектом, становятся их личными достояниями и прочно закрепляются в системе знаний об окружающем мире. Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты различаются : по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые, фронтальные) ; по продолжительности (краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные) ; по приоритетному методу (исследовательские, творческие, информационные, игровые) ; по тематике (патриотические, экологические, социальные) .

Информационно-коммуникационные технологии используются чаще всего. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками» . Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным , так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

Примеры форм занятий : занятие-визуализация - изложение содержания сопровождается презентацией; практическое занятие в форме презентации - представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

Задачи педагогов : идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий , наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Познавательно-исследовательская деятельность : основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает обучающийся. Непосредственное участие обучающихся в ходе эксперимента позволяет ему лично увидеть процесс и результаты своей деятельности. При организации данной технологий обучающимся предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Методами и приёмами организации данной деятельности является : беседы; наблюдения; моделирование; фиксация результатов.

Личностно-ориентированные технологии - это технологии , ставящие в центр воспитательной системы личность обучающегося, обеспечивающие комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ , соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного обучающегося. Цель данной технологии - создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и педагогом, а также обеспечение условий для развития личности обучающихся.

Игровая технология , где игра помогает обучению. Практика показывает, что занятие с использованием игровых ситуаций, способствуют появлению активного познавательного интереса. На таких занятиях есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе. когда достижение цели зависит от личных усилий каждого. При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций.

Применение инновационных педагогических технологий способствует :

– повышению квалификации педагогов;

– применение педагогического опыта и его систематизация;

– повышению качества образования ;

– повышению качества обучения и воспитания;

– использованию компьютерных технологий обучающимися в целях обучения.

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие дошкольников в ООД «ФЭМП» с использованием инновационных технологий Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Использование инновационных технологий в ДОУ (из опыта работы) "Использование инновационных технологий в ДОУ" (Из опыта работы) Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях.

Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда -1- Что бы мы ни говорили, как бы ни сопротивлялись прогрессу, факт остается фактом: компьютер настойчиво входит в нашу повседневную жизнь,.

Использование инновационных и развивающих технологий в развитии речи дошкольников Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение.

Использование инновационных технологий в физическом развитии детей дошкольного возраста Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно так же.

Выступление на МО начальных классов по теме:

«Инновационные технологии в образовании»

При аттестации в заключении о профессиональной деятельности педагогического работника общеобразовательной организации в разделе «Развитие образовательной среды и образовательных услуг» есть подпункт 2.3 «Использование инновационных технологий, в том числе цифровых образовательных ресурсов, в учебно- воспитательном процессе. И та информация, которую я для вас приготовила по этой теме, может быть вам пригодиться. Мы немного вспомним о педагогических технологиях.

Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель .

Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно научиться работать так, чтобы работа была легка и чтобы она была всегда жизненной постоянной школой. А.К.Гастев

Инновация – (от латинского «innovation» - нововведение¸ изменение, обновление) деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с целенаправленным изменением, вносящим в среду внедрения новые элементы, вызывающие изменение системы из одного состояния в другое. (Современный словарь иностранных языков)

Инновационные технологии – это производство (изобретение) нового для системы образования компонента.

Инновационные технологии в образовании - это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

Усвоением максимального объема знаний;

Максимальной творческой активностью;

Широким спектром практических навыков и умений.

Целью инновационных технологий является формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность

Мы должны развить очень важные в современном обществе навыки:

  • умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему;
  • умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи;
  • умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно;
  • умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи;
  • умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области.

Инновационные технологии предполагают:


-повышение уровня мотивации к учебному труду.
-формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянную усложняющуюся деятельность.
-при активной поддержке учителя.
-постоянное повторение, систематизация знаний проговаривание вместе с учителем.
-ведущая роль – формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению посредством индивидуального отношения к каждому ученику.
- создание когнитивной схемы мышления.
-воспитание чувства собственного достоинства
-в основе- дифференциальный подход.
-хорошее знание теоретического материала успешность обучения.
-создание проблемной ситуации.
-работа с одаренными детьми.

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективная система обучения;

Технология решения задач;

Исследовательские методы обучения;

Проектные методы обучения;

Технологии модульного обучения;

Лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии.

Повышение квалификации педагогических работников

Вы видите на слайде варианты использования образовательных технологий на всех этапах урока и какими методами и приёмами мы их внедряем.

Значит, мы все используем педагогические технологии на каждом этапе уроке, в том числе и инновационные.

Также хочу сказать немного и о цифровых образовательных ресурсах

Цифровыми образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства .

Цифровые образовательные ресурсы - совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети.

К ЦОР относят:

Цифровая фотография,

Видеофрагменты,

Статические и динамические модели,

Звукозаписи,

Символьные объекты и деловая графика,

Текстовые документы,

Презентации и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Адрес ФЦИОР(Федеральный центр образовательных информационных ресурсов) в Интернет:

Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов

Мониторинг качества образования

Качество образования напрямую связано с использованием инновационных направлений.

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  • с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  • с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  • с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  • с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей

  • с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  • со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  • с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  • с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  • с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  • со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей;
  • с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Успешность современного педагога:
-способность управлять собой
-ставить разумные личные цели
-умение решать проблемы
-личностный рост
-изобретательность и способность к инновационному творчеству.

Приложение.

К инновационным направлениям или современным образовательным технологиям в Приоритетном национальном проекте «Образование» отнесены:

  • развивающее обучение;

Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей. Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 30-е годы ХХ века.

С конца 50-х годов гипотезу Выготского разрабатывали два коллектива, созданные Занковым и Элькониным. Исходя из того, что традиционное начальное обучение не обеспечивает должного психического развития детей, Занков разработал новую дидактическую систему, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

  • проблемное обучение;

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Достоинства проблемного обучения:

1.Высокая самостоятельность учащихся;

2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося.

  • разноуровневое обучение;

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, т.е. дифференцированный подход в обучении к каждому ученику с учетом его конкретных знаний, умений и навыков, а также такие критерии оценки, которые не только устанавливают уровень успешности обучения, но и оказывают воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. Разноуровневое обучение необходимо для того,чтобы предоставить ШАНС каждому ученику развить свои потенциальные способности.

  • коллективная система обучения;

Идея коллективного способа обучения В.К. Дьяченко.

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых.

Опыт показывает, что коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется. В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения.

  • технология решения задач;

Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса.

  • исследовательские методы обучения;

Процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащегося. Метод обучения естественно следует рассматривать как способ, с помощью которого осуществляется эта взаимосвязанная деятельность.

Известно, что для развития ученика его необходимо включить в самостоятельную деятельность по решению проблем. Именно эту задачу и призваны решать эвристические методы обучения. Следовательно, эвристические методы – это методы развивающего обучения. Ведущая деятельность учащегося в условиях такого метода должна носить поисковый характер. Объем и способность самостоятельной поисковой деятельности учащегося могут изменяться в широких пределах, в связи с чем эвристические методы делятся на:

1) проблемное изложение;

2) частично-поисковые методы;

3) исследовательские методы.

  • проектные методы обучения;

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

  • технологии модульного обучения;

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно

(или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной

деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.

  • лекционно -семинарско -зачетная система обучения;

Лекционно - семинарско-зачетная технология – это системный дидактический комплекс, включающий оптимальные формы, методы и средства, обеспечивающие интенсификацию самостоятельной работы деятельности школьников в процессе их обучения и развития. Таким образом, лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно, на уровне осмысления изучить большие блоки учебного материала. Лекционно-семинарская система позволяет включить в процесс обучения большой объем самостоятельных работ с различными источниками.

  • использование в обучении игровых технологий

(ролевые, деловые и другие виды обучающих игр);

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

УДК 37.0 ББК 74 Б- 51

Берсирова Сафиет Довлетбиевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, тел.: 89184268382.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

(рецензирована)

В статье речь идёт об инновационных технологиях в системе образования. Уточняется место инноваций в образовательном процессе, дано авторское определение инновационных технологий.

Ключевые слова: инновации, технологии обучения, образовательный процесс, информационные коммуникативные технологии, совершенствование образовательного процесса.

Bersirova Safiet Davletbievna, senior assistant of the department of foreign languages at the faculty of information systems in economics andjurisprudence, Maikop State Technological University, Tel.: 89184268382.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION

In the article it is spoken about innovative technologies in the education system. The role of innovations in the educational process is specified, and the author"s definition of innovative technologies is given.

Keywords: innovations, technologies of training, educational process, information communicative technologies, improvement of educational process.

Атрибутом современного общества являются динамизм и модернизация, поэтому для стабильного развития необходимы инновации во всех сферах. Это касается производства, экономики и т. д. Ещё Конфуцием была доказана фундаментальная роль образования в процессе эволюции общества . Инновации в образовании должны явиться основой модернизации российского общества. Современные тенденции развития и Болонский процесс ориентируют на ведущую роль информационных технологий в системе образования. Представляются имеющими почву прогнозы института Карнеги о крупной технологической революции в высшем образовании в связи с развитием электроники и информационных коммуникативных систем.

Осмысление общественных процессов позволяет сделать вывод о том, что модернизации общества будет способствовать инновация культуры, науки и образования. Выдвижением в центр всех научных областей человеческого фактора обусловлено требование модернизации образовательной системы, объектом которой является личность. Инновации требуются там, где существующие традиции больше не отвечают запросам общества. Относительно процесса образования речь идёт о смещении акцентов со знаниецентрированности на личностную. По причине конкурентоспособности знаний на современном этапе компетентность в приобретении новых знаний становится стратегической задачей обучения. А её формирование возможно при модернизации технологий обучения.

Характерное традиционной системе субординированное положение обучаемого по отношению к обучающему в условиях современности больше не функционирует. Если в традиционной технологии преподаватель был наделён единственной информирующей функцией, то в настоящее время повышается статус обучаемого до равноправных отношений с преподавателем. Причина в появлении множества конкурентов: СМИ и

других носителей информации. Задача состоит в совместном поиске и производстве новых знаний. Оба субъекта образовательного процесса являются партнёрами в рефлексивном добывании знаний.

Накопленный прошлый опыт не представляет больше жизненно важной ценности, компетентностью характеристики, навыки самостоятельного принятия решений в непредвиденных ситуациях имеют большую аксиологическую сущность.

В современной образовательной системе у преподавателя роль больше консультирующая, чем обучающая. Он знает способы поиска и добывания новых знаний, а новое - предмет совместного поиска преподавателя и студента.

Целью статьи является уточнение понятия инновационных технологий и осмысление их места в современном образовательном процессе, наметить задачи в этом направлении.

Термин технология обучения появился в нашей стране в 60гг. Затем он был упразднён и лишь в современном модернизирующемся обществе он вновь приобрёл актуальность в связи с инновациями.

Существует множество определений инноваций и инновационных технологий.

Инновация (от латлп -в, поуш- новый) означает нововведение или новшество.

«Технология обучения - это область знания, связанная с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учётом целей обучения. Её основу составляют результаты исследований процессов обучения людей с использованием как человеческих, так и материальных ресурсов. Цель технологии обучения - обеспечить рост эффективности процесса обучения» .

«Технологию обучения следует понимать как составную часть постоянной и комплексной деятельности, целью которой является повышение эффективности совместной деятельности студентов и преподавателей, в которой важное место принадлежит техническим средствам, т.е. технология не сводится к нескольким механическим аксессуарам, она воплощает в себе рациональную концепцию построения системы обучения, в основе которой лежат современные средства передачи информации...» .

«Область знаний, связанная с определением системы предписаний, обеспечивающих оптимизацию обучения» .

«Область научного знания, цель которого практическое изучение возможностей достижения максимальной эффективности на пути правильного учёта и подбора всех возможных факторов, влияющих на его протекание. достижение максимальной эффективности предполагает использование достижений современной технической мысли, теории и информации и гуманитарных наук».

Американскими учёными было дано следующее определение технологий обучения: «Средства, созданные в ходе революционного преобразования средств коммуникации, которые могут быть полезными для учебного процесса наряду с такими традиционными средствами обучения какими являются ученик или классная доска».

На основе выше приведённых определений можно сделать заключение о том, что:

1. инновационные технологии должны совершенствовать образовательный

2. они должны учитывать изменившуюся образовательную среду, в которой

значительное место занимают технические средства.

3. в инновационных технологиях должны использоваться достижения всех

научных областей

4. инновационные технологии включают технику совместного поиска новых знаний преподавателем и обучаемым

5. в инновационных технологиях следует уточнить соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Резюмируя вышеизложенное, иннновационные технологии можно определить как область научного знания и педагогической практики, изучающая и практикующая новые методы совершенствования образовательного процесса с использованием информационных коммуникативных технологий, определяющим направлением которых является учёт центрального положения обучаемого на основе педагогики сотрудничества, регулирующие соотношение триады: преподаватель - студент - икт.

Первая концепция инновационных технологий предполагает насыщение образовательных учреждений современными техническими средствами и сетью компьютерных систем. Но практика показывает, что простое наличие икт не обеспечивает совершенствования и эффективного развития образовательного процесса. Человеческий фактор и здесь превалирует. Нужны люди, умеющие управлять системами. В основу инновационных технологий в образовании должен быть положен человеческий фактор как ресурс экономического роста. Развитие адаптационных качеств личности в условиях поликультурного общества становится стратегической задачей образования. Экономические рычаги больше не являются определяющим фактором. Более тонкий фактор - человек становится мерилом инноваций и модернизации общества. Изменившийся контекст современного образования заключается в том, что оно функционирут в условиях поликультурного окружения. Исходя из этого, инновационные тенденции направлены на культурное наполнение современного образования, поэтому социокультурная направленность инноваций является одной из существенных требований инновационного развития. Поскольку человек - существо

диалогическое(homo dialogis), то инновационные технологии должны регулировать диалог в системе образования .

Современное общество маркируется обилием информации, а она в отличие от знаний, которыми может обладать отдельный человек, единица делимая (Роберт Киосаки). Благодаря икт, увеличивается плотность и география общения. Исходя из этого, коммуникативная компетентность в современных условиях имеет аксиологическую сущность.

Курс на инновационное развитие системы образования должен стимулировать креативность и творчество участников образовательного процесса, способствовать изменению отношений: преподаватель - обучаемый. Актуализация имеющегося знания больше не представляет общественной ценности (применение на производстве полученных знаний), более ценно дополнение имеющихся комплексов (Komplexergänzung) . Здесь следует использовать известные методы решения применительно к новым условиям.

Задача ВУЗа, сформулированная ещё Гумбольдтом, подвести под одну крышу образовательный и научный процесс, осуществима в современных условиях только при инновационном развитии, когда преподаватель и студент ведут совместный научный поиск.

Трудности внедрения инноваций

Как считает М. Карпенко, обеспечение доступа всех к информационным технологиям позволит модернизировать современное образование. Хотя реализация на практике инновационных технологий предполагает заполнение учебных заведений техническими средствами, оно бесполезно без соответствующей квалификации преподавателя . Из этого следует, что оснащение учебных заведений компьютерами и подключение к сети Интернет, в направлении которого правительством предприняты реальные шаги, хотя являются основой модернизации, не полностью решают задачу обновления и модернизации в системе образования.

Технология инноваций:

1. копирование зарубежного опыта и его экстраполяция на российскую образовательную среду,

2. перенос образовательных систем прошлого на современную среду.

3. создание совершенно нового на основе изменившегося окружения.

Трудность оценки инноваций заключается в чрезмерной отдалённости ожидаемого эффекта, нужны долгосрочные наблюдения для выявления реального эффекта.

Достаточно дискуссионным является вопрос о критериях оценки инновационных технологий в образовании. Инновационные технологии - продукт научных поисков. Критерием оценки экономических инноваций является прибыль, а педагогические инновационные технологии должны «улучшать качество жизни» . Краткосрочные наблюдения, экспертные оценки и тесты не позволяют достоверно судить об эффектах от внедрения инноваций.

При наличии соответствующих критериев, открытости образовательной системы инновациям внедрение инновационных технологий в образовательную среду обеспечит своеобразный мост между личностью и изменяющимися условиями окружения, в котором определяющим являются информационные коммуникативные технологии.

Согласно синергетической парадигме образование - система открытая, в которой инновации дополняют существующую традиционную систему. Образование, являясь синтезом практики когнитивного принятия модернизированных технологий и реализации традиционной модели, инновационным ещё не является . Причина в том, что в кризисные периоды ищут убежища в традициях .

Образование должно формировать открытость всему новому, способность к творчеству и научному производству в связи с динамичностью современного общества и стремительным переменам в нём. Готовность к обучению в течение всей жизни обеспечит адаптацию личности к непредвиденным ситуациям.

Императив инновационных технологий с акцентом на изменившийся статус субъекта образования должен обеспечить модернизацию общества в целом. Система образования должна стать открытой для инноваций, т.к они лежат в основе рождения новых знаний, которые являются источником модернизации и обновления общества.

Анализ современного состояния образования позволяет наметить задачи на перспективное развитие. Следует

Интенсивно внедрять результаты педагогических исследований в образовательную практику,

От когнитивной практики перейти к поведенческой модели модернизации

отношений: преподаватель-студент, студент- студент на основе социокультурной

компетентности,

Определить место икт в системе диалоговых отношений.

На основе инновационного развития образование сможет дать «опережающий ответ на стратегические требования времени».

Литература:

1. Мыслители образования / под ред. Заглул Морси. Перспективы. 1993.

2. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая школа, 1986. 133с.

3. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 51-226.

4. Карпенко М. Новая парадигма образования. XXI века // Высш. образование в России. 2007. № 4. С. 93-98.

5. Сумнительный К. Е. Инновации в образовании: вымысел ирреальность. 2007. 32с.

6. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель ВУЗа и инновационные технологии // Высш. образование в России. 2001. № 4. С. 138-145.

7. Абасов З. Инновации в образовании и синергетика // Alma-mater. 2007. № 4. С. 3-7.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...