Чертежи и модель броненосца русалка. "русалка" - не христианское имя броненосной лодки послужило поводом гибели и исчезновения моряков

Всякий, кто бывал в Севастополе, не может обойти вниманием знаменитый памятник затопленным кораблям. Монумент представляет из себя искусственную гранитную скалу, на которой установлена колонна, капитель которую венчает двуглавый бронзовый орёл, расправивший крылья, держащий в клюве венок. Памятник установлен в море, в 23 метрах от Приморского бульвара и служит напоминанием об одной из драматических страниц русской истории - обороне Севастополя.

Точнее, монумент установлен в честь одного из печальных эпизодов - затопление в сентябре 1854 года на рейде кораблей русского флота с тем, чтобы воспрепятствовать англо-французскому флоту войти в Севастопольскую бухту. Этот памятник стал настолько символом Севастополя, что даже украшает герб города. Присутствует он на марках, открытках.

Это очень известный памятник. Он был сооружён в 1905 году к 50-летию Обороны Севастополя по проекту скульптора Амандуса Адамсона, Родившийся в семье моряка Амандус Адамсон тяготел к созданию величественных монументов, особенно так или иначе связанных с морем. Например, ему принадлежит авторства памятника Петру Первому, установленным перед музеем Полтавской битвы в Полтаве. Адамсон был автором памятника в честь 300-летия Дома Романовых. Однако из-за революции памятник не был смонтирован (хотя большая часть скульптур уже была отлита), а на постаменте памятника, установленного в Костромском кремле, большевики установили фигуру Ленина, который крайне нелепо смотрится на таком огромном пьедестале. После этого Амандус Адамсон покинул Советскую Россию, не считая возможным продолжать свою работу в новых условиях.


Бронированные чудища

На фото: броненосец «Монитор»

Помимо таких известных памятников, как монумент затопленным кораблям в Севастополе и памятник Петру Первому в Полтаве, есть у Амандуса Адамсона один особый памятник, посвящённый не такой славной, но трагической и таинственной странице в истории русского военного флота. Его Памятник броненосцу «Русалка» была освящён 7 сентября 1902 года в Ревеле (Таллинн). Монумент представляет из себя бронзового ангела, стоящего на грантином постаменте с надписью «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». Сооружён на пожертвования (из необходимых 67 тыс. рублей было собрано 61 тысяча) в память о гибели 7 сентября 1893 года броненосца «Русалка».

В ходе Гражданской войны в США (1861-65 г.г.) на просторы морей вышел новый класс боевых судов. Своё видовое название они получили по названию первого американского корабля этого класса - броненосца «Монитор», заложенного в 1859 году во Франции. Идею этого типа боевых кораблей предложил американский инженер шведского происхождения Джон Эрикссон, много работавший над изобретением и усовершенствованием паровых машин применительно к потребностям флота. Эрикссон убедил президент Линкольна в том, что новый проект имеет большой потенциал и построил новый корабль за сто дней. Линкольн по этому поводу сказал «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». История не сохранила, откуда президент Линкольн так хорошо знал чувства молодых девушек, впервые в жизни одевающих чулок.

Весь корпус «Монитора» был полностью из железа, бронированные борта поднимались над водой всего на 60 см. Броня покрывала также палубу. Над совершенно пустой палубой поднималась только бронированная рулевая рубка и вращающаяся орудийная башня, вооружённая двумя 11-дюймовыми (279 мм) орудиями. 8 марта 1862 года состоялся первый (и последний) бой «Монитора». На Хэмптонском рейде недалеко от места впадения Джеймс-Ривер в Чесапикский залив сошлись в смертельной битве бронированный «Монитор» северян и такой же бронированный корабль южан «Виргиния». Бой продолжался целый день и оба броненосца, делая всё возможное для поражения противника, так и не смогли справиться с бронированным соперником. «Монитор» в итоге оставил поле (море) боя за «Виргинией» по причине полной усталости команды.

Cпустя чуть более полугода после битвы на рейде Хемптон-Роудс, в декабре 1862 года, во время буксировки после ремонта, в районе, названном из-за опасных погодных условий Кладибщем Атлантики, высокая волна залила низкие борта «Монитора» и он стремительно утонул.

Первый в истории бой броненосцев стал скорее курьёзом. Однако он повлиял на развитие военно-морской мысли во всех промышленных странах того времени, в первую очередь, конечно, в САСШ. В целом мониторы того времени повторяли идею своего прародителя: мощное бронирование, мощные орудия, низкий борта. На последнее обстоятельства не повлияло даже то, что сам «Монитор»-отец из-за этих низких бортов и погиб. В декабре 1862 года, т.е. спустя чуть более полугода после битвы на рейде Хемптон-Роудс, во время буксировки после ремонта, в районе, названном из-за опасных погодных условий Кладибщем Атлантики, высокая волна залила низкие борта «Монитора» и он стремительно утонул, утянув с собой на дно четырёх офицеров и 12 матросов команды (49 человек смогли спастись). Этот случай, к сожалению, никак не повлиял на инженерную мысль, направленную на создание многочисленного парка мониторов. Фактически, низкобортные мониторы могли использоваться только при полном штиле или на реках и озёрах.

Российская империя всегда старалась идти нога в ногу с самыми передовыми начинаниями в военном деле. Поэтому уже 9 марта 1864 года (т.е. всего через два года после первого сражения первых броненосцев) российское Морское ведомство утвердило постройку сразу восьми «новых броненосных судов». Их предполагалось строить в России и исключительно из отечественных материалов. Безусловно неудачное для России окончание Крымской войны также повлияло на спешку в деле перевооружения военного флота. Для постройки в результате конкурса был выбран проект «F» английской фирмы «Митчелл и Ко», однако контракт на строительство первых двух судов проекта был заключён с коммерции советником С.Г.Кудрявцевым. Выбор на С.Г.Кудрявцева пал, видимо, в связи с тем, что несколько ранее, в 1861-1863 г.г. он в качестве главного финансиста участвовал в проекте по созданию Обуховского сталепушечного завода (совместно с Н.И.Путиловым). Правда в 1865 году С.Г.Кудрявцев умер от скоротечной чахотки и дальнейшая деятельность в рамках проекта продолжилась без него.

Приказом от 29 мая 1865 года лодкам были присвоены названия «Чародейка» и «Русалка». В известной песенке из советского мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» пелось: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». Думали ли об это те, кто давал новому русскому монитору название «Русалка»? Как бы там ни было, а 31 августа 1867 года состоялся спуск на воду «Русалки» и «Чародейки», которые вошли в состав флота в 1868 году и были приписаны к броненосной эскадре Балтийского флота. Первые же плавания выявили дефекты проекта. Низкий борт (он был таким же, как на американском «Мониторе» - 60 см) не мог защитить корабль даже от самой малой волны. При волнении всего 1-2 балла даже при малой скорости, волна заливала палубу, проникая внутрь корпуса сквозь зазоры в основаниях орудийных башен. Этого мало, лодки почти не реагировали на перекладку руля до 200, в связи с чем от рулевых требовалось большое напряжение сил при маневрировании. В период 1870-1874 г.г. корабли этой серии были модернизированы: была обеспечена герметичность иллюминаторов на люках, установлены путевые компасы, переделаны штурвалы, ряд железных деталей заменены на медные.

Летом 1869 года на мониторе «Русалка» служил знаменитый русский военно-морской теоретик Степан Осипович Макаров2. Одной из главных тем, которыми занимался С.О.Макаров, были вопросы, связанные с непотопляемостью корабля. Возможно на это повлияла его служба на «Русалке». Первая авария корабля произошла как раз во время службы на ней Макарова - коснувшись бортом подводного камня, лодка едва не затонула из-за образовавшейся течи. В 1870 году С.О.Макаров опубликовал работу «Броненосная лодка „Русалка". Исследование плавучести лодки и средства, предлагаемые для устранения этого качества».

Последний поход

на фото: «Русалка» в походе

Летом 1893 года броненосная лодка (броненосец) «Русалка» была включена в учебно-артиллерийский отряд под командованием контр-адмирала П.С.Бурачека, базировавшегося в Ревеле. После окончания периода учебных стрелью, Бурачек отдал приказ «Русалке» и канонерской лодке «Туча» совместно идти в Кронштадт. Кораблям было приказано идти кратчайшим путём через Финский залив в Гельсингфорс, а оттуда через шхеры в Биоркэ, где им было необходимо дожидаться прихода оставшихся в Ревеле кораблей отряда.

Приказ требовал выйти в море в 7:30 утра 7 сентября. Из-за странного опоздания командира «Русалки» капитана 2-го ранга В.Х.Иениша, который слыла на флоте точным и педантичным, фактически выход в море состоялся только в половине девятого. Очень скоро канонерка «Туча» подняла паруса и ушла далеко вперёд от тихоходной «Русалки». Около 10 часов ветер в Финском заливе достиг 9 баллов и барометр продолжал падать. Поднялся туман. Около полудня туман сгустился настолько, что она совершенно скрылась из виду.

Командир канонерской лодки «Туча» капитан 2-го ранга Н.М.Лушков, посчитал, что в этих условиях опасно снижать скорость и принял решение, не ожидая скрывшегося в тумане броненосца, продолжать плавание отдельно. «Туча» прибыла в Гельсингфорс в 15 часов 7 сентября 1893 года. Лушков сразу же дал телеграмму Бурачеку, в которой уведомил об успешном прибытии, однако не упомянул, что он прибыл без «Русалки». Также Лушков не сообщил об исчезновении «Русалки» командиру Свеаборгского порта. Возможно Лушков был спокоен и считал, что из-за низкой скорокти «Русалка» прибудет только через несколько часов, а поскольку фактически он нарушил приказ о совместном плавании, то по русскому обычаю рассудил, что когда «Русалка» всё-таки достигнет места назначения, то потом уже никто не станет уточнять - шли ли корабли совместно или порознь. Таким образом в самые драматичные, судя по всему, часы броненосца «Русалка», никто о её судьбе не волновался.

На следующий день капитан 2-го ранга Н.М.Лушков, видимо заподозрив недоброе, решил проинформировать командование об отсутствии «Русалки». Однако сделал он это крайне осторожно, видимо продолжая пытаться отвести от себя обвинения в нарушении приказа. Вместо того, чтобы доложить прямо о том, что «Русалка» к месту назначения не пришла, он сообщил об этом лишь косвенно, послав контр-адмиралу Бурачеку запрос - ожидать ли ему в Гельсингфорсе прибытия «Русалки» или следовать далее самостоятельно. Однако Бурачек к этому моменту уже вышел с оставшимися кораблями из Ревеля в Бьерке, и вторую телеграмму от Лушкова не получил. В Бьерке Бурачек с остальными кораблями прибыл только 9 сентября, однако канонерская лодка «Туча» туда ещё не пришла. Лишь 10 сентября Бурачек получил повторную телеграмму, в которой командир «Тучи» запрашивает его о необходимости ожидать подхода «Русалки». Только после этого Бурачек запросил Гельсингфорс, после чего уведомил о пропаже броненосца Главный морской штаб. Таким образом более двух суток никто из высшего морского командования (включая командира учебно-артиллерийского отряда), ничего не знали о пропаже броненосца «Русалка». Правда Главный морской штаб узнал об этом несколько ранее контр-адмирала Бурачека.

Ггельсингфорсский полицмейстер сообщил об обнаружении на острове Кремаре шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского

Поздно вечером 9 сентября в Свеаборгский порт прибыл гельсингфорсский полицмейстер, который сообщил об обнаружении на острове Кремаре шлюпки с трупом матроса 2 статьи Ивана Прунского. На другом острове, Сандхамн, были найдены обломки ещё нескольких шлюпок. С этого момента начались систематические поиски броненосца «Русалка», которые велись до 16 октября, когда наступившие заморозки и шторма сделали невозможным дальнейшие поиски. При поисках использовались даже воздушные шары, которые буксировались винтовой шхуной.

Место гибели броненосца «Русалка» не было обнаружено. Не была выяснена и причина его гибели. В ходе поисковых работ были найдены различные обломки и несколько шлюпок с «Русалки». Интригующим было то, что на всех найденных шлюпках уключины не были вставлены в гнёзда. Вместе с русалкой исчез и весь экипаж: 165 нижних чинов и 12 офицеров. За исключением матроса Ивана Прунского, труп которого застрял под кормовой банкой в первой найденноё шлюпке. Это тоже было достаточно странным, поскольку шлюпка находилась в море сравнительно небольшое время, а поскольку она всё-таки оказалась на берегу в целом состоянии, то видимо волна была не настолько мощной, чтобы матрос элементарно захлебнулся во время шторма, пытаясь укрыться под банкой.

В 4 октября 1894 года в Ревеле состоялась торжественная панихида по морякам, погибшим на «Русалка». Известие о гибели броненосца «Русалка» взволновало Россию. Особенно трагично это известие было встречено в Ревеле, где жило немало родственников членов команды. Будоражила общественность таинственность, связанная с гибелью «Русалки» - ни место гибели, ни причина так и не были установлены. Всё что удалось установить, это то, что при выходе в море, «Русалка» забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки. Видимо неожиданно налетевший шторм, один из тех, что так часто налетает днём на Финском заливе, привёл к быстрому затоплению через открытые люки корабля, так что команда даже не успела что-либо предпринять.

Над командиром отряда контр-адмиралом Бурачеком и командиром канонерской лодки «Туча» Лушковым в январе 1894 года состоялся суд. Приговор суда, объявленный утверждённый 28 февраля 1894 года императором Александром III, гласил: «Контр-адмиралу Павлу Степановичу Бурачеку, 56 лет от роду, за недостаточную осторожность в выборе погоды для отправления броненосца «Русалка» и лодки «Туча» в море, противозаконное бездействие власти и слабый надзор за подчинёнными объявить выговор в приказе, а командира лодки «Туча», капитана 2 ранга Николая Михайловича Лушкова, 39 лет от роду, за неисполнение приказаний начальника по небрежности и за противозаконное бездействие власти отрешить от должности...»

Правительство распорядилось выдать вдовам и детям полную пенсию по первому разряду раненых. Месячная пенсия вдовам офицеров устанавливалась в 500 руб., матросов - 60 руб., детям-сиротам по 150 и 40 руб. соответственно. Добровольные пожертвования шли отдельно под надзором специального комитета.

В Главный морской штаб поступали многочисленные предложения со всей России о способах поиска «Русалки». Среди проектов были идеи, как простые, вроде использования трала, так и достаточно экзотические для того времени - использование магнито-электрических приборов и даже подводных сооружений типа батискафов, которые должны подвешиваться к днищу поискового корабля, а сидящие внутри наблюдатели могли бы визуально исследовать дно. В 1894 году поиски были возобновлены, однако никаких следов «Русалки» так и не были обнаружены. Последующие события грозного XX века изгладили из людской памяти. Лишь случайно, много лет спустя «Русалка» была найдена.

Поиски монитора

В 1932 году экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) вела поиски затонувшей в Финском заливе подводной лодки. Электрический металлоискатель на очередном галсе дал сигнал о наличии большой массы железа. Спустившийся водолаз доложил, что это неизвестный большой корабль; при подробном исследовании пришли к выводу, что это и есть погибшая «Русалка». Однако сотрудники ЭПРОН поторопились с выводами. Спустя почти 70 лет, сотрудник Морского музея в Таллине Велло Мясс организовал экспедицию по поиску «Русалки». Воспользовавшись имеющимся у музея исследовательским судном, после подготовки, на которую ушло несколько лет, Велло Мясс в июне 2003 года отправился к месту предполагаемого обнаружения «Русалки», указанного в материалах ЭПРОН. Поиски не дали никаких результатов, и судно вернулось в порт. Новый поиск был осуществлён, исходя из новых предполагаемых координат возможного маршрута последнего похода «Русалки».

22 июля гидролокатор бокового обзора обнаружил на дне корпус судна. Глубина составляла 74 м. Находка оказалась в 3 милях южнее указанного в материалах ЭПРОН. Первое, на что наткнулись водолазы, были бронзовые винты корабля - точно такие, какие стояли на «Русалке». По характерным деталям корпуса, заранее известным, сомнения удалось снять: найдена именно «Русалка». 25 июля 2003 г. первое сообщение о находке появилось в эстонской прессе. Судно не лежало на дне, как указывалось в публикациях сотрудников ЭПРОН, а его корпус торчал со дна в близком к вертикальному положении, кормой вверх. Носом оно вошло в ил так, что надо дном торчала только половина корпуса. Самое важное и неожиданное открытие - положение корпуса таково, что следует принять направление хода не к Хельсинки, а к Таллину. Третье - круглая орудийная башня в кормовой части отсутствовала, открытыми оказались палубные люки. И ещё один момент. Лопасть руля была повернута так, что свидетельствовала о маневре правого поворота в момент гибели. Всё это дает возможность уточнить обстоятельства гибели корабля.

После полудня 7 сентября, когда ветер стал усиливаться, а вода попадать внутрь корабля через верхнюю палубу, капитан судна не повернул обратно к Ревелю, хотя до него было ближе, чем до Финских шхер, но продолжал идти взятым курсом. Ход был замедлен, корабль рыскал носом, волны перекатывались через палубу. Так продолжалось час или два. Командир с вахтенным офицером, скорее всего, оставался в рубке на верхней палубе. Наконец, ситуация стала столь угрожающей, что капитан В.Х.Иениш принял решение повернуть обратно. Весь экипаж находился на нижней палубе, по-видимому, кроме нескольких человек, но к спасению на шлюпках не готовились. Видимо волна позволяла, по мнению командира, совершить манёвр. Манёвр, скорее всего, прошёл благополучно, но сразу после этого судно накрыла особо сильная волна или цуг волн. Большая масса воды мгновенно попала через открытые люки (крышки от них оставались на складе в Кронштадте!) в носовую часть корабля, который мгновенно пошёл на дно. Никто не успел ничего сообразить и предпринять, тем более, внутри корабля. Он свечкой вошёл в ил и запрокинулся кормой…

На фото вверху : броненосец «Русалка» и его команда .

) Фрагмент: Памятник броненосцу «Русалка» (эст. Russalka mälestussammas) в парке Кадриорг (Таллин) — монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: «Россiяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ». Создан скульптором Амандусом Адамсоном. Посвящён 177 морякам Российского императорского флота, погибшим на броненосце «Русалка» 7 сентября 1893 года. - википедия

Dive The Wreck Of The Russalka In The Baltic:


3. (1920 x 1080) Charodeika-class monitor Rusalka in Hietalahti shipyard , 1868.


4. (1024 x 745) На палубе броненосной лодки Русалка. 1865-1893 годы.


5. (1280 x 441


6. (1280 x 564) Двухбашенная броненосная лодка Русалка. 1865-1893 годы.


7. (1280 x 742) Двухбашенная броненосная лодка Русалка на Большом Кронштадском рейде. 1865-1893 годы.

Виды памятника в Таллине:
фотографии, в основном - отсюда


8. (1600 x 1200)


9. (1590 x 2261)


10. (999 x 1499)


11. (1094 x 1641)


12. (2400 x 1600)

История гибели русского броненосца береговой обороны «Русалка» мне известна с детства по рассказам отца и старинным фотографиям нашей семьи. Одна из них, помню, долго висела на стене у нас в доме. Из овальной рамы, скрестив на груди руки, прямо на меня пристально смотрел флотский генерал с Владимирским крестом на галстуке. Это был мой дед Павел Иванович Рыков. В ту пору, когда случилась эта печальная история с «Русалкой», мой дед был старшим помощником командира Ревельского порта и директора маяков и лоции Балтийского моря. Так что он имел непосредственное отношение к событию, о котором я собираюсь рассказать.

7 сентября 1893 года. Ревельский порт. Военные корабли, закончив экзаменационные стрельбы, расходились по своим базам. Так обычно бывало из года в год. Ничем не примечательным обещал стать и привычный переход в Кронштадт двух отстрелявшихся русских кораблей: броненосца «Русалка» и канонерской лодки «Туча».

Но назначенный на 7.30 уход кораблей что-то необычно долго задерживался. На «Туче» все еще не были готовы пары. А на «Русалку» командир, капитан 2-го ранга Иениш, прибыл с почти часовым опозданием. Капитан Иениш слыл на флоте офицером исполнительным, кое-кто даже считал его педантичным. Потому-то его опоздание всех немало смутило.

Поднявшись на палубу, капитан сразу прошел в штурманскую рубку. Он не вышел оттуда даже тогда, когда мимо проходил флагманский корабль «Первенец», не отдал чести адмиральскому флагу, хотя офицеры и команда были выстроены на верхней палубе. Всем распоряжался старший офицер капитан 2-го ранга Протопопов.

Странное поведение капитана было замечено. Но не насторожило: командир в последнее время нередко бывал мрачен, жаловался на сильные головные боли. Об этом вспоминали уже после катастрофы... Вот и накануне отплытия, сославшись на нездоровье, он не прибыл за предписанием к командиру отряда. Предписание и все распоряжения о переходе передал Иенишу у него на квартире командир «Тучи» капитан 2-го ранга Лушков. Лушкова тоже смутил тогда нездоровый вид капитана. Но предложение назначить временным командиром старшего офицера Иениш категорически отверг. Решил командовать сам.

Кораблям предписывалось: учитывая неустойчивость погоды в это осеннее время, сократить путь открытым морем, идти сначала в Гельсингфорс. А оттуда шхерами в Биоркэ и далее в Кронштадт. Всего-то морем полсотни миль. Идти было приказано соединенно, то есть не теряя друг друга из виду. Старшим отряда назначался командир «Русалки».

В 8.30 наконец все было готово. И по сигналу с флагманского корабля маленький караван при трехбалльном зюйдовом ветерке снялся с ревельского рейда. Первой снялась с якоря «Туча». «Русалка», имевшая преимущество хода, рассчитывала быстро догнать канонерскую лодку и по договоренности снималась второй. А ветер крепчал. К девяти часам уже развело большое волнение. Броненосец, зарываясь все глубже в волну, никак не мог нагнать лодку. Он все больше и больше отставал. Расстояние между кораблями увеличивалось. Ураган между тем достиг девяти баллов. К 12 часам, по проходе Ревельштейнского маяка, «Русалка» скрылась из виду «Тучи» во внезапно наступившей мгле.

Тут бы капитану «Тучи» Лушкову повременить. Подождать. Ведь броненосец-то только что скрылся. Мог показаться вновь. Может быть, даже рискнуть развернуться? Пойти навстречу товарищам? Ясно же было - им нелегко. Огромные волны с грохотом бьют в корму броненосца, шипя, прокатываются по верхней палубе, смывают все на своем пути. Через зазоры вокруг башен, через канатные клюзы и люки ревущие потоки устремляются внутрь, грозя залить топки... Все сообщения верхней палубы с жилой, видимо, задраены, кроме двух люков на мостике. В нижних палубах, несмотря на вентиляцию, воздуха нет. Духота. Мрак. Тяги в топках - никакой. Помпы не успевают откачивать все прибывающую воду... В таких условиях броненосец делает не более шести узлов.

Все это мог предположить, должен был знать капитан Лушков. Именно на этот случай и был отдан письменный приказ идти «соединенно».

Но... командир «Тучи» не сбавил хода лодки. Не стал дожидаться, когда во мгле вновь мелькнут сигнальные или ходовые огни «Русалки». Он продолжал плавание полным ходом. И в тот же день, 7 сентября, в 15 часов благополучно прибыл в Гельсингфорс. Один.

Тут Лушкову сразу забить бы тревогу, доложить, что ранее чем на трети пути, во время шторма корабли разошлись, потеряли друг друга из виду.

Нет. Он даже в своей телеграмме в Ревель о прибытии в Гельсингфорс ни словом не обмолвился о «Русалке»... Не явился Лушков и с рапортом, как предписывал морской устав, к командиру Свеаборгского порта.

Прождав броненосец более суток, рано утром 9-го «Туча» вышла в Биоркэ. Одна.

Первые тревожные известия о «Русалке» поступили в Свеаборгский порт поздно вечером 9 сентября. Гельсингфорсский полицмейстер сообщал, что на один из островов Кремарэ выбросило шлюпку, по-видимому, с военного корабля, с трупом матроса. Потом матроса опознали по татуировке. Вскоре из разных мест стали поступать сообщения о том, что на прибрежные острова море выбрасывает разбитые шлюпки и другие предметы, принадлежавшие «Русалке».

Сразу же приступили к розыскам. В них участвовали катера и пароходы, крейсеры и шхуны, транспорты и баркасы. Всего 15 судов. Даже яхта императорского яхт-клуба «Роксана» предложила свои услуги. Розыски, сообразуясь с направлением и силой ветров, а также с курсом, которым шла «Русалка», велись непрерывно более месяца. И лишь 16 октября из-за наступивших заморозков и свежих ветров были прерваны. Весной следующего, 1894 года были исследованы берега, сделаны траления и промеры, водолазы обследовали банки и отмели. Пробовали осматривать море с аэростата. Использовали даже так называемый аппарат Мак-Эвоя, прообраз нынешнего металлоискателя. Но, кроме обломков да четырех шлюпок, в том числе и первой с трупом матроса, ничего не нашли.

Матрос этот, как выяснилось, по фамилии Прунский, состоял на «Русалке» по расписанию при спасательном лине. Вскрытие, произведенное 11 сентября, показало, что смерть последовала около трех дней назад. Через 4-5 часов после приема пищи. И наступила не от воды, а от сильных ушибов головы, шеи и груди. И, видимо, уже в бессознательном состоянии матрос захлебнулся, втиснутый, буквально вбитый под кормовую банку шлюпки. Что это было? Стечение трагических случайностей? Заурядная драка? Или, может быть, расплата за малодушие?

Потом было тщательное расследование. Был суд. Следственная комиссия бесспорно установила, что причиной гибели «Русалки» не могли быть ни взрыв котлов, ни повреждение корпуса. Об этом свидетельствовало хотя бы то, что все обнаруженные предметы относились лишь к верхней палубе. По характеру повреждений было ясно, что они разломаны и смыты волнами.

Единственная причина гибели броненосца, по мнению комиссии,- потеря управления. Вероятнее всего - из-за залитых топок, из-за сильной палубной течи.

Комиссия нашла, что броненосец, находившийся в беспомощном состоянии, все сильнее заливало водой. Помпы не помогали. Оставаться на верхней палубе без явного риска быть смытым за борт или убитым обломками было невозможно. Все люди находились внизу. Тем же объяснялось и отсутствие трупов. У несчастных оставалась единственная надежда - прежде, чем затонуть, корабль надрейфует на какой-нибудь берег. Попытки к спасению заключались только в том, что, предвидя потерю управления, командир приказал обрубить шлюпочные найтовы и заложить подъемные тали на места. Этим объяснялось то, что шлюпки могли быть выброшены на берег. Даже командир и другие офицеры, бывшие на мостике, заключила комиссия, должны были бы укрыться в жилой палубе.

Нет!- решительно восстал на суде против этого вывода комиссии член-обвинитель контр-адмирал Скрыдлов. - Как русский человек и как русский адмирал не могу даже допустить такой мысли. Неужели можно предположить, что командир, видя свое бессилие сопротивляться разрушительному действию волн, приказал нижним чинам уйти вниз? Затем отдал такое же приказание вахтенному начальнику? И вслед за ними по отвесному трапу спустился сам? В команду? К тем людям, которые видели в нем своего единственного спасителя?! Нет. Я представляю это так: понимая, сколь напрасен риск людьми в этой ситуации, командир приказал им уйти вниз. Но я твердо убежден, что предварительно он распорядился, чтобы его и вахтенного начальника крепко привязали к чему-нибудь на верхней палубе. И в этом положении погиб. Согласившись с этим, господа судьи, вы снимете тяжкое обвинение с погибших на «Русалке».

Что же касается места гибели броненосца, комиссия пришла к выводу, что «Русалка» погибла около 16 часов пополудни 7 сентября несколько юго-западнее маяка Эрансгрунд.

Примечательно, что именно здесь спустя почти сорок лет водолазы ЭПРОНа (Экспедиция подводных работ особого назначения.) обнаружат броненосец. Он и поныне лежит там вверх винтами на 90-метровой глубине.

Но главной целью и комиссии, и суда было стремление установить, имел ли командир «Тучи» основание полагать, что «Русалка» терпит бедствие? Не нарушил ли Лушков святой закон морского братства?

Да, капитан Иениш, как старший, не давал сигнала «Туче» сбавить ход. Но ведь приказ - идти соединенно - знали оба капитана. А это значит - постоянно быть готовыми оказать друг другу помощь. Возможно же, что, опасаясь за «Тучу», Иениш не давал такого сигнала, чтобы не стеснять маневров «Тучи». И тем помогал товарищу преодолеть шторм. А что Лушков?

Когда он приказал сбавить ход машин со 130 до 100 оборотов и когда при этом лодка стала рыскать, получив несколько сильных ударов в корму, Лушков испугался. Он решил не ждать «Русалку», а принять все меры к спасению лишь своего корабля.

А приказ? А товарищи? А голос совести? Этот голос Лушков пытался заглушить доводами о том, что «Туча» вдвое меньше «Русалки» и со всеми своими машинами, с восемью пушками, полным грузом, несмотря на свои 23 000 пудов, могла бы свободно поместиться на палубе «Русалки» без ущерба для ее плавучести. Что в кромешной тьме лодка бессильна оказать помощь броненосцу даже в случае катастрофы. И вообще - зачем начальство послало такую малютку конвоировать такого великана! При этом Лушков всячески старался забыть, что малая «Туча» не далее как весной привела на буксире из Кронштадта в Ревель эту громадину «Русалку», когда на ней оказалась поврежденной машина; что «Туча» могла бы взять на борт всю команду «Русалки» - всех ее 12 офицеров и 165 «нижних чинов».

Подобные рассуждения,- заявил контр-адмирал Скрыдлов,- в военное время могут привести к тому, что командир корабля не подаст помощь товарищу, разбиваемому более сильным неприятелем, только потому, что он слабее.

Сыграло ли какую-то роль странное поведение капитана «Русалки» перед отходом? Этого следствие не установило...

Решением Особого присутствия Военно-морского суда Кронштадского порта за «противозаконное бездействие власти» капитан 2-го ранга Николай Михайлович Лушков, 39 лет, был «отрешен от должности с потерей прав, службою приобретенных», и без права в течение трех лет поступать снова на службу. Чин, ордена и другие знаки отличия были ему сохранены.

В 1902 году в Ревеле, то есть Таллинне, в приморском парке Кадриорг открыт памятник «Русалке». Моему деду увидеть его уже не пришлось. На камне начертано: «Россияне не забывают своих героев-мучеников».

«Русалка»
«Русалка» в Сандвикском доке. Гельсингфорс , 1890 год.
Основная информация
Тип Броненосец береговой обороны
Государство флага
Россия
Порт приписки Ревель
Спущен на воду 1868
Выведен из состава флота 1893
Современный статус затонул, не поднят
Параметры
Водоизмещение 1871 тонна
Длина 62,9 м
Ширина 12,8 м
Высота 0,75 м
Осадка 3,3 м
Технические данные
Скорость 9 узлов
Автономность плавания {{{Автономность плавания}}}
Вооружение
Артиллерия 4 орудия 229 мм
8 орудий 87 мм
5 орудий 37 мм

История

Гибель «Русалки»

В 8 часов 30 минут 6 сентября 1893 года броненосец «Русалка» под командованием капитана 2-го ранга В. Иениша вышел из гавани Ревеля , имея приказ следовать в Гельсингфорс вместе с канонерской лодкой «Туча». В пути из-за девятибалльного шторма и тумана корабли потеряли друг друга. В 15 часов 6 сентября 1893 года к месту назначения со значительным опозданием прибыла только «Туча».

Первые сведения о «Русалке» были получены в Свеаборгском порту поздно вечером 9 сентября от гельсингфорсского полицмейстера, который сообщил об обнаружении на одном из островов Кремаре шлюпки с трупом матроса, а на острове Сандхамн - нескольких разбитых шлюпок и деревянные обломков, а также других предметов с броненосца «Русалка».

Поиски корабля и команды, в которых участвовали 15 судов, продолжались 37 дней (до 16 октября 1893 года) и были приостановлены в связи с наступившими заморозками и зимними штормами. Ни один из офицеров и матросов спасён не был, место гибели броненосца обнаружить не удалось.

В июне - августе 1894 года предпринимались попытки поиска затонувшего броненосца «Русалка» с использованием буксируемых самоходным судном воздушных шаров с наблюдателями, однако положительного результата они не дали, и 15 августа 1894 года поиски были официально прекращены.

В 1900 году был создан комитет по сбору пожертвований на сооружение памятника броненосцу «Русалка» , а к девятой годовщине со дня гибели корабля в Ревельском приморском парке Кадриорг Амандусом Адамсоном воздвигнут монумент в виде бронзового ангела, стоящего на гранитном постаменте с надписью: «Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ».

Место гибели броненосца «Русалка» обнаружено водолазами ЭПРОН в 1930-е годы. Оно также обследовано эстонскими исследователями в 2003 году. Эстонскими кинодокументалистами снят фильм «Тайна „Русалки“».

Писатель К. Г. Паустовский , общавшийся с водолазами, участвовавшими в поисках затонувшего монитора, на страницах книги «Чёрное море» (рассказ «Горох в трюме»), выдвинул свою версию катастрофы.

Фрагменты из книги К. Г. Паустовского «Чёрное море»

«Осенью над Финским заливом часто проходят короткие бури. Начинаются они в полдень и бушуют до вечера. „Русалке“ надо было выйти на рассвете, чтобы проскочить в Гельсингфорс до полудня. Но адмирал приказал выходить в девять часов утра, и броненосец не посмел ослушаться.

По обычной в царском флоте небрежности „Русалка“ забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки.»… «В десять часов утра сорвался шторм силой в девять баллов. „Русалку“ начало заливать.»

Памятник броненосцу «Русалка» появился в Таллине в 1902 г. До недавнего времени экскурсоводы заканчивали свой рассказ словами: «В мирное время военный корабль вместе с экипажем бесследно исчез в водах Финского залива. Вот уже более ста лет этот случай остаётся загадкой»

Загадка "Русалки" - фильм, который так и не был показан в Эстонии.

В конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки эстонская экспедиция под руководством исследователя Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет: броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка». Да-да, того самого пропавшего корабля, памятник которому стал одной из самых ярких достопримечательностей Таллина! Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.

Когда в 1902 году, на девятую годовщину гибели корабля, в Ревеле был поставлен знаменитый памятник «Русалке», вместе с ним родилась легенда: через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине. Правда, при одном условии - если к тому времени останется на земле хоть один скорбящий. Может, поэтому, у российских моряков всех поколений сложилась традиция: оказавшись в Ревеле (Таллине), навестить «Русалку», совершая один и тот же обряд. Полагалось обойти памятник вокруг и прочесть все имена членов погибшего экипажа - и офицеров, и простых матросов.

Памятник был установлен в конце июля 1902 года (потом еще около месяца продолжались отделочные работы). С момента установки Таллинской «Русалки» прошел ровно сто один год. Экспедиции Велло Мясса оставалось работать всего пару дней, исследовательское судно «Маре», принадлежащее эстонскому морскому музею, должно было возвратиться в Таллинский порт. Квадрат, который прочесывали эстонские специалисты, был выбран после долгой работы в архивах и представлялся наиболее вероятным местом нахождения «Русалки». Надо ли говорить, что после более чем вековых поисков, производившихся самыми разными командами и отрядами, шансов найти бесследно пропавший корабль было очень немного.

Однако когда на экране сонара появилось темное изображение странной формы, предчувствие подсказало членам экипажа, что «тень золотого креста» указала-таки легендарную могилу. На следующий день штормило, и погружения пришлось отложить. Однако ни о чем другом экипаж думать не мог, снова и снова возвращаясь к разглядыванию сонарных снимков. На глубине в 74 метра кормой вверх, почти вертикально (примерно под тем же углом, под которым держит свой крест ангел над памятником), возвышался мертвый корабль. Первое же погружение эстонских водолазов Кайдо Перемееса и Индрека Острата подтвердило предположение: это «Русалка».

Погружение к "Русалке" в Балтийском море

«Корабль стоит почти отвесно, как тридцатиметровый дом, необычайно глубоко уйдя острым носом в глинистое дно. Мы исследовали корму, левый борт, правый. Стараясь не запутаться во множестве тралов, обмотавших «Русалку», тихо двигались вдоль броненосца и поражались тому, как прекрасно он сохранился. Под сильными прожекторами ярко блестели ходовые винты со специфической формы, изогнутыми лопастями. Мы снимали подводной камерой все, что видели: чистый и крепкий корпус, иллюминаторы, световые люки,» - рассказывают водолазы.

Финнские водолазы на месте крушения "Русалки"

Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: «Мы не проникали внутрь корабля, - подчеркнул он. - Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы. «Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)».

Поиски, начатые осенью 1893 года, завершились только к сентябрю 2003. Ровно 110 лет… На третий день после гибели «Русалки», десятого сентября, об ее исчезновении стало известно высшему морскому начальству России, после чего начались поиски. Время было потеряно. Первые неутешительные вести пришли весьма необычным образом - с суши. Гельсингфорский полицмейстер сообщил в Свеаборгский порт, что на берег выбросило шлюпку с трупом матроса. Позже нашлись и остальные шлюпки с «Русалки», пустые и не использовавшиеся (судя по тому, что уключины не были вставлены), их просто смыло волной во время крушения. Гибель боевого корабля в мирное время повергла Россию в шок, по стране прокатилась волна возмущения. Единственный обнаруженный труп, израненное тело матроса Ивана Прунского - очевидно, вахтенного, находившегося в момент катастрофы наверху - ничем не способствовал выяснению причины аварии.

Броненосец "Русалка" и его капитан

В Москве и Петербурге поднялась мощная газетная кампания, было объявлено о сборе пожертвований семьям экипажа броненосца, звучали требования разыскать следы «Русалки». До 16 октября, 37 дней, пятнадцать различных судов прочесывали последний отрезок пути исчезнувшего корабля. Страна ещё надеялась, что кто-то остался в живых. Содержание многих статей сводилось к словам: «Народ должен знать правду». Как впоследствии выяснилось, высочайшим повелением Александр III гораздо раньше констатировал потерю броненосца, и экипаж «Русалки» был вычеркнут из списков отряда.

К небольшому финскому островку прибило только матросскую бескозырку с надписью «Русалка», да много спасательных кругов. Но Россия своих моряков не забыла. В начале лета 1894 года под давлением общественности поиски возобновились, была создана комиссия, рассмотревшая множество предложенных проектов и организовавшая работы. Специальные группы исследовали побережье, Морское министерство дало указание начать активные действия на море. Журналисты того времени возмущались тем, что ход операции держится в тайне, и предполагали, что поиски ведутся спустя рукава. Ни водолазы, ни представители Кронштадского воздухоплавательного отряда, пытавшиеся обнаружить броненосец с воздушных шаров, буксировавшихся небольшими судами, ничего не нашли - и при этом их обязали хранить молчание.



Часть экипажа броненосца

В своих дневниках начала ХХ века один из современников (некто С.Р.Минцлов) сделал любопытную запись. На наш взгляд, она заслуживает дословного цитирования: «6 февраля. Разговаривал с одним из моряков, участвовавшего в поисках (и отыскавшего) погибшаго несколько лет тому назад от собственной ветхости броненосца «Русалку». В городе ходили тогда рассказы, что не подняли ея только оттого, что пришлось бы отдать под суд все высшее морское начальство, до того корпус судна был ветх и так мошеннически был он построен. Моряк подтвердил все дословно. По той же причине погиб в свое время и «Гангут». Моряк этот штурман торговаго флота, человек заслуживающий безусловного доверия, утверждает, что ремонты этих судов, хорошо известных ему, производились на бумаге, на деле же их только перекрашивали снаружи. На «Гангуте» вечно работали машины, выкачивая воду, просачившуюся во все пазы. В точно таком же состоянии, говорят, находится и вся прочая береговая оборона наша, в роде разных «Адмиралов» и «Не тронь меня». Последнее имячко занятное: «не тронь меня, сам развалюсь», - так переиначивают его моряки…»Трудно сказать, чего здесь больше: откровенного «революционного» злопыхательства или неправды. Это история из того же разряда, что и уверения некоторых современных нам российских «специалистов» о том, что броненосный монитор «Русалка» не был освящен при спуске на воду! Дескать, православному духовенству не по нраву пришлись отдающие бесовщиной имена «Русалка» и «Чародейка». Вранье! Одна бабка, получается, сказала, а советская историография добрых семь десятилетий на все лады повторяла идеологически устраивающую ее дурную сказку. Да. Стара была «Русалка», но не стоит преувеличивать ее ветхость. Честный и принципиальный офицер русского флота (а именно таковым был В.Х.Иениш, последний командир броненосца) просто бы не допустил выхода «ветхаго» корабля в этот осенний рейс.


Однако, вернемся к поискам. В 1932 году было неожиданно объявлено, что «Русалку» отыскала Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН), «охотившаяся» на затонувшую советскую подлодку «номер 9». Однако сведения не подтверждались документами экспедиции, а экипаж «Маре» этим летом обнаружил броненосец примерно в трех милях от указанного «Эпроном» места. Тем не менее, говорилось в тридцатые годы о находке много. Писатель Константин Паустовский, узнав об этом, включил рассказ о «Русалке» в свою знаменитую повесть «Черное море» (по содержанию, водолаз Черноморского флота, участвовавший в балтийской экспедиции, рассказывает автору о поисках) и выдвинул свою версию случившегося. Работал Паустовский над произведением в 1935 году, а потому основной упор сделал на то, чтобы показать преимущества советского флота над имперским и опять же заклеймить недостатки царизма. «Гибель двухсот моряков была неотделима от бездарной эпохи, - писал он. - Здесь смешалось все - трусость и глупость начальников, безалаберщина и тупое равнодушие к живому делу и людям. Царь выслушал доклад морского министра. На рапорте о гибели «Русалки» он, размашисто и не задумываясь, написал синим карандашом: «Скорблю о погибших»....

Основным свидетелем и, одновременно, обвиняемым по делу о «Русалке» проходил тридцатидевятилетний капитан второго ранга Николай Михайлович Лушков.
«По мере приближения к Ревельштейнскому маяку ветер и волнение моря усиливались с каждою минутою, - свидетельствует кавторанг. - Сигнал о возвращении, который должен был последовать с броненосца «Русалка», ожидал, и наблюдатели внимательно следили за всеми ее движениями. Конечно, трудно было лодке «Туча» идти против ветра и волнения, но до маяка, в случае приказания, я еще смог бы попытаться сделать это. Ревельштейнский маяк я прошел около 11 часов, и, видя, что броненосец «Русалка» намного отстал от меня, приказал уменьшить ход, так как из-за наступившей пасмурности сигналы, если они и делались в это время, нельзя было разобрать. В 12 часов, ровно в полдень, пошел частый, но мелкий дождь. Сразу наступила мгла, которая пеленой закрыла броненосец, и с тех пор никто его больше не видел. Предоставленный самому себе, я не думал больше о возвращении; при усилившемся ветре (8 баллов) и волнении машины лодки «Туча» не могла бы уже выгрести, да и лодка подвергалась опасности быть залитой... «Туча» взлетала на вершину волны, нос или корма ее по очереди поднималась кверху и потом стремглав как бы летела в пропасть. Одним словом, было такое состояние моря, при котором ни один командир, даже если у него часть команды упадет в море, даже не подумает спасать ее, чтобы не увеличить число и так уже погибших. Чувствуя себя совершенно бессильным при подобных условиях быть чем-то полезным для броненосца «Русалка», я решил дать полный ход машине и все внимание обратил исключительно на сохранение вверенной мне лодки и ста человек команды».

Обвинение с доводами Лушкова не согласилось, и выступивший на суде контр-адмирал Скрыдлов заклеймил его весьма сурово. Если внимательно прочесть текст этой речи, можно почувствовать себя в роли проницательного детектива, улавливающего ряд показательных нюансов адмиральской филиппики. Явно пытаясь приписать командиру «Тучи» все грехи, как того хотелось руководству флота, Скрыдлов все-таки не может задушить в себе взгляд реалиста-моряка, постоянно «снижая» высоту предъявляемых обвинений: «Я не признаю в данном случае таких обстоятельств, которые устраняли бы всякую надежду хотя бы подобрать из воды погибавших людей. Но если бы даже «Туча» не имела возможности оказать прямую помощь, то капитан Лушков, присутствуя при ее гибели, избавил бы флот и все общество от чувства неизвестности о причинах этого ужасного случая... При другом образе действий капитана Лушкова сомнения были бы рассеяны, они уступили бы место чувству сожаления о жертвах неизбежной в морской службе катастрофы. Капитан Лушков объяснил бы нам если не действительную, то, по крайней мере, возможную причину гибели «Русалки» и указал бы место ее гибели».

Начав с заявления о том, что в любых обстоятельствах следовало спасать «Русалку», Скрыдлов заканчивает признанием, что Лушков, останься он на месте, даже действительной причины гибели броненосца не смог бы указать. Однако Лушков был опозорен, суд пришел к выводу, что он повел себя крайне недостойно. Много говорилось и о том, что на борту «Тучи» во время перехода находилась молодая жена кавторанга, которую он рискнул взять с собой. Якобы за ее жизнь больше всего опасался Лушков, «убегая» от терпящего бедствие броненосца. Николай Михайлович был уволен со службы - и никогда на нее не возвратился. В 1979 году автор одной из брошюр И. Гольдман писал: «Некоторые сведения... удалось получить от его (Лушкова) невестки Веры Сергеевны Лушковой, проживавшей в Таллине. Бывший командир «Тучи»... после увольнения с военно-морской службы жил сначала в городе Нахичевань, а позднее работал в Ростове-на-Дону начальником речного порта. Н. Лушков скончался в отделении для умалишенных Кронштадского военного госпиталя...».

«Взвешивая все обстоятельства, можно понять, насколько ограничен для меня был выбор погоды для отправления «Русалки» и «Тучи», когда на шее висели еще «Первенец» и «Кремль» с их старыми котлами, с которыми при их слабых машинах предстояло прокачаться в море не менее 25-30 часов,» - заявил контр-адмирал Бурачек, которому впоследствии объявили выговор.

Комиссия пришла к выводу, что корабль погиб в результате шторма, однако мнения экспертов во многом разделились. Судостроители склонялись к тому, что все случилось из-за остановки машины - «Русалку» могло развернуть бортом к ветру и перевернуть: корпус накренился на один борт и зачерпнул низким бортом большую массу воды, которая затем через открытые люки, а также зазоры башен и дымовых кожухов попала в жилую палубу. В то же время на судебном заседании был зачитан акт недавнего осмотра корабля, где значилось, что «водоотливные средства на броненосце исправны и более чем достаточны, чтобы удалить воду, которая набиралась от течи через броневые болты и т.п.».

Контр-адмирал Скрыдлов полагал, что из-за порчи руля «Русалка» потеряла управляемость, и допускал, что броненосец напоролся на подводную скалу и получил пробоину. Однако для того, чтобы плоскодонная «Русалка» с ее малой осадкой напоролась на камень, он должен был быть очень заметным - и, тем не менее, по какой-то причине упущенным из виду при дневном освещении. Ряд предположений других членов комиссии основывался на том, что корабль погиб в результате взрыва котла или взрыва в артиллерийском погребе. Но были представлены документы о том, что перед самым походом капитан Иениш потребовал выполнить ряд дополнительных работ по механизмам, тогда же на корабль поставили новые котлы.

Ни одна из версий не была полностью удовлетворительной, к тому же существовали некоторые таинственные обстоятельства. История с люками, например, до сих пор остается загадкой. Судя по тому, что «Русалка» не могла догнать «Тучу», она шла с закрытыми люками. Об этом же говорит то, что тела членов экипажа (кроме тела вахтенного) не были найдены - равно как и предметы из внутренних помещений броненосца. Но Константин Паустовский, например, пишет: «По обычной в царском флоте небрежности «Русалка» забыла на берегу деревянные крышки, которыми задраиваются во время шторма входные и световые люки». Кстати, дальше, противореча себе, знаменитый писатель объясняет: «Волны усиливались, они начали перехлестывать через мостик. Вода попала в трубы. В закупоренном броненосце, наполнявшемся водой, не хватало воздуха. Тяга упала...».

Причиной гибели броненосца комиссия назвала совокупность обстоятельств: недостаточно правильную оценку погодных условий перед выходом в море; поздний выход «Русалки» из порта и - третье - нерешительность кавторанга Иениша, который мог повернуть обратно, увидев признаки надвигающегося шторма. Таким образом, в утвержденном императором приказе, практически главным виновником трагедии становился погибший Иениш. Любопытно, что никто из знавших капитана броненосца о его «нерешительности» не упоминает, напротив, много говорится о том, что Виктор Христианович был человеком исполнительным, твердым и весьма искусным в своем деле.

Находка, сделанная Велло Мяссом, может поставить последнюю точку в запутанном и крайне тяжелом расследовании. Дополнительное изучение корпуса корабля поможет, вероятно, установить, по какой причине произошла трагедия и почему никто из экипажа не спасся. «Мы гарантированно нашли броненосец. Он настолько своеобразен, что его нельзя спутать ни с каким другим судном, - сказал капитан эстонского исследовательского судна «Mare» Велло Мясс. - Корабль вошел в глинистый грунт почти вертикально. Он находится в хорошем состоянии, корпус не разломался, при погружении в воду отвалилась только одна орудийная башня…»


По материалам

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...