Как размножаются комары. Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Полный жизненный цикл развития человека

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей - школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Раздел I. Проблемы психического развития 7

Глава 1. Жизнь и деятельность 8

§ 1. Появление психической формы жизни в филогенезе 8

§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 12

§ 3. Структура деятельности 14

§ 4. Ведущая деятельность 22

§ 5. Общение как вид деятельности 24

Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 29

§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 29

§ 2. Сенсорный уровень 33

§ 3. Перцептивный уровень 40

§ 4. Уровень психики высокоразвитых животных 47

§ 5. Уровень психики человека 59

Глава 3. Мотивация 70

§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 70

§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 73

§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 78

§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 90

§ 5. Мотивация и типы характера 93

§ 6. Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 100

Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 110

§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 110

§ 2. Факторы и закономерности развития психики 120

Глава 5. Стадиальность психического развития 130

§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 130

§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 132

§ 3. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 135

§ 4. Стадии развития взрослого человека 137

Глава 6. Развитие личности 143

§ 1. Периодизация развития личности по 3. Фрейду. 143

§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 145

§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 151

§ 4. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому 154

Глава 7. Интеллектуальное развитие 156

§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 156

§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 166

Раздел П. Развитие в детстве и отрочестве 171

Глава 1. Младенчество (до 1 года) 172

§ 1. Новорожденность 172

§ 2. Младенческий возраст 175

§ 3. Кризис 1 года 181

§ 4. Жизненный мир младенца 184

Глава 2. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 188

§ 1. Развитие психических функций 188

§ 2. Эмоциональное развитие 194

§ 3. Кризис 3 лет 197

§ 4. Развитие жизненного мира 200

Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 204

§ 1. Игра как ведущая деятельность 204

§ 2. Развитие психических функций 211

§ 3.Развитие эмоций, мотивов и самосознания 218

§ 4. Развитие жизненного мира 226

Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 232

§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 233

§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 237

§ 3. Варианты развития 245

Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 251

§ 1. Кризис 7 лет 251

§ 2. Учебная деятельность 254

§ 3. Развитие психических функций 258

§ 4. Мотивация и самооценка 263

§ 5. Линии развития жизненного мира 272

Глава 6. Подростковый возраст (11—15 лет) 280

§ 1. Пубертатный кризис 281

§ 2. Развитие психических функций 284

§ 3. Развитие самосознания 287

§4. Подростковые реакции 294

§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 303

§ 6. Линии развития жизненного мира 307

Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 315

§ 1. Переходный период 315

§ 2. Условия развития 317

§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 321

§ 4. Линии развития жизненного мира 327

Приложение к разделу II. Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 336

Раздел III. Развитие зрелой личности 341

Глава 1. Юность (от 17 до 20-23 лет) 342

§ 1. Кризис 17 лет 342

§ 2. Условия развития 345

§ 3. Основные линии онтогенеза 354

Глава 2. Молодость (от 20 до 30 лет) 363

§ 1. Главные стороны жизни 364

§ 2. Основные линии онтогенеза 381

§ 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни 394

Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 400

§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 401

§ 2. Отношения с детьми 407

§ 3. Зрелость и психологический возраст 415

§ 4. Основные линии онтогенеза 423

Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 436

§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 437

§ 2. Основные линии онтогенеза 443

§ 3. Конец жизни 455

Предисловие

Человек живет в пространстве времен: в прошлом, в настоящем, в будущем, в параллельном времени. Порой он оказывается вообще вне времени. При этом, в каком бы времени он ни находился, в каждый момент времени в нем присутствуют (он присутствует?) все три цвета времени. Настоящее без примеси прошлого и будущего вызывает страх, ужас. Строго говоря, каждый момент человеческой жизни представляет собой элементарную, разумеется, виртуальную единицу вечности. Если бы это было не так, у человека никогда бы не возникло представления о вечности. Значит, человек все претерпеваемые, освоенные и преодоленные им виды времени, как, впрочем, и освоенные им виды пространства носит с собой. Их виртуальность не должна смущать. Они воспринимаются реальнее, чем сама реальность. Правда, вечность люди все же догадались подарить богам. О. Мандельштам когда-то говорил о пространства внутреннем избытке. Равным образом, в человеке присутствует и внутренний избыток времени, даже, возможно, в большей степени, чем пространства. Когда человек не умеет его укрощать, избыток превращается в дефицит времени. Но этот же избыток времени собирается в «мгновении — длении», в «вечном мгновении»; благодаря ему возникают «состояния абсолютной временной интенсивности» (Г.Г. Шпет), возникает «настоящее будущее поле» (Л.С. Выготский), или «мир чудовищной актуальности» (М.К. Мамардашвили), когда «меньше года длится век» (Б.Л. Пастернак). М.М. Бахтин такие состояния называл «вневременным зиянием между двумя моментами времени». Время имеет не только астрономическое, но и энергийное измерение: силы притяжения прошлого и будущего не равны. Есть «цепь, связывающая с прошлым, и луч - с будущим» (В.В. Кандинский). Бл. Августин говорил о том, что только через напряжение действия будущее может стать настоящим. Без напряжения действия будущее навсегда останется там, где оно есть. Августин, конечно, имел в виду потребное будущее: непотребное приходит само, становясь таким же настоящим.

Все сказанное позволяет поверить в идею В. Хлебникова о существовании «Государства Времен». Если это кому-то покажется слишком торжественным или невероятным, пусть попробует возразить Л. Керролу по поводу того, что «время - действующее лицо». Ведь лицо выше государства! А раз лицо, то с ним, как минимум, следует быть вежливым, что и делают авторы настоящей книги, посвященной возрастной психологии, т.е. развитию человека во времени. Вне категории развития психология как наука едва ли возможна, поскольку человек никогда не равен самому себе. Он либо больше, либо меньше самого себя. Ему непрерывно приходится преодолевать не только пространственные, социальные, но и «хронологические надолбы и рвы» (Г. Адамович), выбираться из «хронологической провинции» (С.С. Аверинцев).

В свете сказанного вся психология должна была бы быть возрастной, точнее, психологией развития. Этому мешает то, что мы весьма смутно представляем себе, что такое возраст, что такое возрастная норма и есть ли она вообще. «Норма развития», действительно, звучит странновато, так как норма родственна границе, пределу, стандарту, наконец. Но ведь то, на что способно человеческое тело, никто еще не определил, и никто не опроверг это давнее утверждение Спинозы. Значительно продуктивнее говорить о развитии как норме.

Мы, конечно, знаем, что есть время астрономическое, есть время содержательное, мерой которого являются наши мысли и действия, есть время психологическое, в котором присутствует весь человек со всем своим прошлым, настоящим и будущим, есть время духовное, доминантой которого являются представления человека о вечности, о смысле, о ценностях. Психологическое и духовное время перпендикулярны непрерывному астрономическому и дискретному событийному времени. На этой перпендикулярной оси (осях) строится высокий ли, низкий ли внутренний человек. Высота зависит от того, окажется ли человек на пересечении множества времен или запутается в их сетях. В первом случае он сможет сам выбрать осмысленный вектор своего дальнейшего движения, роста, развития, деятельности; но втором - окажется заложником, пленником внешних обстоятельств. Конечно, в развитии человека немалую роль играет случай, судьба, но еще большую собственное усилие Далеко не каждому выпадает оказаться в нужное время, в нужном месте. Мне уже приходилось извлекать полезные для психологии уроки из творчества О. Мандельштама. Приведу еще один из эссе поэта «Разговор о Данте»: «Дант никогда не вступает в единоборство с материей, не приготовив орган для ее уловления, не вооружившись измерителем для отсчета конкретного капающего или тающего времени. В поэзии, в которой все есть мера, и вращается вокруг нее и ради нее, измерители суть орудия особого свойства, несущие особую активную функцию. Здесь дрожащая компасная стрелка не только потакает магнитной буре, но и сама ее делает». Подобные орудия, функциональные органы, новообразования создает и человек. В этом, собственно, и состоит суть развития. О. Мандельштам, например, умел слышать время. Он описал его шум. Человек всегда находится в живом, жизненном времени, которое отличается от хронологического времени жизни. Жизненное время определяет и жизненное пространство, жизненный мир человека, которому в книге уделено большое внимание. Зависимость, разумеется, взаимная. Художник Р. Пуссет-Дарт назвал одну из своих композиций: «Время есть разум пространства. Пространство есть плоть времени». Вместе они составляют хронотоп (термин А.А. Ухтомского), являющийся результатом и условием развития сознательной и бессознательной жизни. Хронотоп, как и все живое, упорно сопротивляется концептуализации. Его образ дал С. Дали в своих растекшихся часах на картине «Упорство памяти». Он же его и прокомментировал: «...это не только фантастический образ мира; в этих текучих сырах заключена высшая формула пространства - времени. Этот образ родился вдруг, и, полагаю, именно тогда я вырвал у Иррационального одну из его главных тайн, один из его архетипов, ибо мои мягкие часы точнее всякого уравнения определяют жизнь: пространство-время сгущается, чтобы, застывая, растечься камамбером, обреченным протухнуть и взрастить шампиньоны духовных порывов - искорки, запускающие мотор мироздания».

Приведенные образы времени, пространства, хронотопа не так-то просто имплантировать в тело психологии, в том числе и в тело психологии развития. Развитие человека не линейно, не поступательно. О. Мандельштам писал, что «Прообразом исторического события - в природе служит гроза. Прообразом же отсутствия событий можно считать Движение часовой стрелки по циферблату». Это полностью относится и к развитию культуры, в которой, согласно Ю.М. Лотману, сочетаются постепенные и взрывные процессы. Это же относится и к развитию отдельного человека. Оно, если происходит, событийно, в нем имеются незапланированные грозовые события, взрывы, взлеты, падения, новые рождения, описанные авторами кризисы Сказанное столь же несомненно, сколь и трудно поддается изучению, поскольку траектория развития каждого человека уникальна, неповторима, непредсказуема В этом сложность и прелесть науки о развитии человека, она вопреки всему все же возможна, что хорошо демонстрирует книга, которую предстоит прочесть читателю. Наука о психическом развитии человека представлена в ней как итог (разумеется, не последний) усилий многих поколений ученых, которые понимали драматичность и трагичность человеческого развития, вынося это понимание за скобки изложения своих результатов. Авторы настоящей книги последовали их примеру. Трагедия и драма - это все же прерогатива искусства. Впрочем, читатель с ним встретится в книге. Но многое ему придется самому вчитывать в эпическое изложение хода развития, представленное в ней.

Это можно делать так, как это сделал я, в настоящих заметках Можно (и нужно) делать это по-своему. Полезно попробовать в описаниях авторов узнать самого себя. Со своей стороны скажу, что такое узнавание в психологии развития достигается легче, чем в академической общей психологии.

В книге представлены не только детство и юность В ней представлена и зрелость, что в нашей литературе встречается не часто При ее чтении следует помнить, что достижения каждого возраста обладают непреходящей ценностью Мой учитель - выдающийся детский психолог А В Запорожец заботился об амплификации детского развития и не советовал проявлять неразумную торопливость, ускорять переход ребенка с одной стадии развития на другую. Нужно помнить и завет П А Флоренского о том, что гений - это сохранение детства на всю жизнь, а талант - это сохранение юности на всю жизнь.

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО В. П. Зинченко

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru . В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Для любого живого существа продолжение рода является главным смыслом жизни. Не исключением являются и насекомые. Сталкиваясь с нашествиями комаров, многие начинают задумываться, как именно они размножаются. На самом деле, это интересный процесс, с точки зрения знаний о животной природе.

Краткое знакомство с насекомым

Комары относятся к гнусам. Длина их тельца составляет 5-15 мм. Туловище тонкое и достаточно мягкое. Для многих видов комаров характерны длинные лапки и прозрачные крылья. Хотя существуют и другие виды этих насекомых. К примеру, в тропических регионах обитают крупные комары с темными или пятнистыми крыльями. Тело некоторых видов достигает в длину 10 см.

Многие комары обладают неброской окраской. Однако некоторые виды могут иметь ярко выраженный зеленый или черный цвет. При детальном рассмотрении можно заметить на голове длинные антенны. Именно они позволяют комарам хорошо ориентироваться в пространстве.

Колюще-сосущий ротовой аппарат представлен в виде трубочки. Внутри расположены миниатюрные челюсти. Их остроту можно сравнить с лезвиями. Они необходимы для того, чтобы прогрызать микроскопические отверстия в коже. Затем сюда запускается сосущий хоботок.


Полное превращение во взрослую особь происходит в четыре стадии:

  • яйцо;
  • личинка;
  • куколка;
  • имаго.

Оплодотворенная самка ищет жертву, чтобы напиться крови. Это способствует правильному созреванию яиц. Для их откладывания выбирается любое место, где есть вода: канавка, водоем, река, впадина, яма или различные емкости, наполненные водой. Разные виды комаров откладывают яйца по-разному. Одни – по несколько штук, склеенных между собой, другие – по одному яйцу. Каждая кладка одной самки насчитывает до 150 яиц.

Скорость развития яиц в воде зависит от ее температуры. Как правило, на это уходит несколько суток. Через это время из яиц появляются подвижные личинки, размер которых составляет около 2 мм. В воде они ищут микроорганизмы, которые и являются основным источником пищи. Личинки «зависают» под поверхностью воды вниз головой, периодически пополняя запас воздуха через специальную трубку.

Через несколько линек личинка становится куколкой. Она также способна плавать и двигаться. В качестве дыхательных трубочек здесь имеются небольшие рожки, которые возвышаются над водой. Вес куколки настолько мал, что в неподвижном состоянии она всплывает на поверхность воды. Находиться на глубине куколка может только в движении.

Время развития куколки во многом зависит от температуры воды и некоторых других факторов. Примерно через 4-5 суток спина куколки лопается, и отсюда выбирается взрослый комар с крыльями. Они перебираются на растительность, находящуюся возле воды, и создают рои.

Жизнь самок длится 3-4 недели. За этот период они способны вырастить 4 поколения. В более теплых странах самка за свою жизнь вынашивает до 8 поколений.

Комары заселяют практически всю планету. Даже существуют виды кровососов, которые обитают в северных районах. Кроме Антарктиды, комаров можно встретить везде. Некоторые виды комфортно себя чувствуют в умеренном климате, некоторые – в тропических лесах.

Однако существуют места, где вероятность встретить комаров выше всего:

  • Так как люди являются основным источником крови, комары всегда стараются жить рядом с человеком. Это просто необходимо для продолжения рода;
  • Многие виды комаров чувствуют себя достаточно комфортно в регионах с повышенной климатической температурой;
  • Также привлекательными для этих насекомых являются места с повышенной влажностью. Заболоченные участки с минимальным колебанием воды – лучшая среда для выведения здорового потомства;
  • Водоемы со стоячей водой. Здесь имеется множество микроорганизмов, которыми и питаются личинки. Это становится причиной того, что комары часто заражены различными инфекциями.

Для зимовки комары выбирают не только влажные, но и достаточно теплые места. Это могут быть подвалы, пещеры, лестничные площадки, дупла в деревьях, жилые квартиры.

Учеными доказано, что эти насекомые способны приспосабливаться практически к любому климату. Сегодня комаров можно встретить в северных регионах, где раньше они не обитали. Существует предположение, в скором времени кровососы могут приспособиться и к жизни в Антарктиде.


Главным фактором, влияющим на время развития комаров, является температура окружающей среды. При благоприятных условиях из яйца во взрослую особь комар может превратиться за пять дней. Однако стандартное время развития достигает 40 дней. Если в водоеме имеется достаточно большая кормовая база, личинка развивается достаточно быстро. Из нее получается более крупная особь.

Чтобы привлечь самцов для спаривания, самки по-особому машут крыльями, создавая характерный писк. Чувствительные усики комаров улавливают эти колебания на большом расстоянии. Писк взрослой особи существенно отличается от звука, который издают молодые особи. Вокруг себя взрослые самки создают целый рой, в котором и происходит спаривание.

После оплодотворения самка способна отложить за один раз до 150 яиц. Как правило, их количество напрямую зависит от того, нашла ли самка, где насытиться кровью. Даже в том случае, если она не найдет жертву, яйца все равно будут отложены. Однако здесь их будет насчитываться лишь несколько штук.


Выбирая для зимовки влажный подвал, оплодотворенные самки могут откладывать здесь яйца. Когда они превращаются во взрослых особей, без проблем проникают в жилое помещение через мельчайшие щели. Однако некоторые люди могут замечать, что комары летают в их жилище даже зимой. Это свидетельствует о том, что в квартире не только тепло, но и достаточно сыро.

Что касается частных домов, то здесь гораздо выше вероятность появления кровососов. Их привлекают любые емкости, наполненные водой. Кроме этого, дом сам по себе может находиться в благоприятной среде для комаров. Например, если здание построено на болотистой местности, то комары обязательно его облюбуют.

Нередко комары живут и размножаются в ванной комнате, в которой практически всегда наблюдается повышенная влажность. Именно поэтому данная комната нуждается в максимально тщательном проветривании. Если в квартире поддерживается чистота и контролируется влажность, вряд ли комары здесь смогут размножаться. Однако это вовсе не означает, что они не появятся в вашем жилище. Существует несколько основных способов попадания кровососов в квартиру:

  • При входе человек открывает входную дверь. Этого времени вполне достаточно, чтобы насекомые залетели внутрь;
  • Часто комары незаметно садятся на одежду человека. Именно так люди сами заносят кровососов в дом;
  • Если в темном подъезде много комаров, открытый дверной проем, из которого светит свет, обязательно привлечет насекомых;
  • Вентиляционные трубы также являются популярным способом проникновения комаров в жилище из чердака или подвала. Их регулярно нужно чистить, закрывая вход мелкой сеткой;
  • Комары реагируют на сильный запах пота. Несоблюдение правил личной гигиены значительно повышает вероятность появления кровососов в жилище.

Видео : “Жизненный цикл комаров”

Интересные факты:

  1. Тщательно исследуя древние находки, археологи пришли к выводу, что комары существовали еще в эпоху динозавров. Более 170 млн. лет назад кровососы начали не только появляться, но и активно развиваться. Этому способствовали зеленые растения в большом количестве, теплый климат и высокая влажность воздуха. Питались комары только пыльцой и нектаром растений. Лишь только в ходе эволюции самки перешли на кровь, чтобы обеспечить более здоровое потомство.
  2. Если комар голодный, его вес едва достигает 3 г. За один укус комариная самка способна выбить до 5 мл крови. Насытившись, масса насекомого увеличивается в два-три раза. Кровь переваривается в течение двух суток.
  3. Уникальной можно назвать способность комаров адаптироваться к различным условиям выживания. Даже в том случае, если самка не найдет жертву, чтобы напиться крови, она все равно даст потомство, пусть и не такое большое.
  4. Мало кто знает, но в хоботке комара имеются микроскопические челюсти, похожие на лезвия. Они разрезают плоть жертвы. В полученное отверстие насекомое запускает хоботок.
  5. Чтобы вдоволь насытиться кровью, самке достаточно около пяти минут. После этого она спокойно улетит, и больше не будет досаждать своим писком.
  6. Если на человека одновременно нападают тысячи комаров, за короткое время он может лишиться половины своей крови. Малокровие может стать причиной смерти.
  7. Комары спят каждые два часа. Они просто садятся на траву, стену или другую поверхность, и сидят без движения. Однако при малейших колебаниях воздуха они просыпаются. Зимой насекомые впадают в состояние анабиоза, прячась в укромных местах.
  8. Без остановки самка способна пролететь около двух километров. При этом ее скорость составляет 3 км в час. Учитывая характеристики тела насекомого, оно способно подниматься на достаточно большую высоту, конечно, если позволит ветер.
  9. При полете комар машет крыльями со скоростью более 1000 взмахов в секунду.
  10. Чтобы привлечь самца, самка в воздухе совершает своеобразный танец.
  11. Специальные присоски на лапках позволяют комару прочно держаться на любой поверхности.
  12. Активность комаров возрастает во много раз именно в полнолуние.
  13. Комары обладают инфракрасным зрением, которое позволяет без проблем двигаться в темноте.
  14. Специалисты утверждают, если комары полностью исчезнут на всей планете, это может стать причиной глобальной катастрофы. В одном из канадских городов комару даже установлен памятник.

Цикл развития представлен в таблице. Начало своего половозрелого развития черви начинают в моллюсках,

преимущественно в улитках и ракушках. Таблица указывает на два вида ленточных червя: печёночный сосальщик и бычий цепень.

В процессе приспособления ленточные черви научились выживать в стадии церкарии довольно длительное время, плавая в водоёмах или ожидая носителя на листьях растений. Строение церкарии включает в себя хвост, с помощью которого способны преодолевать значительные расстояния, и присоски. Последние помогают личинкам инцистироваться на траве, образуя инвазионные состояния - цисты. Домашний скот поедает эту траву вдоль водоёмов, озёр, прудов и заражается ленточными червями. Заражение происходит, в стадии развития называемой адолескария. Попадая в организм носителя, проникает в кровяные сосуды и по протокам блуждает по всему телу. Задерживается в печени и там закрепляется на стенках при помощи присоски. Начинается созревание до взрослой особи.

По своему строению ленточный червь является гермафродитом. Взрослая особь начинает метать до миллиона яиц, которые выводятся с фекалиями хозяина. Они попадают в воду и раскрываются, выходят наружу личинки, называемые мирацидий. В этой стадии личинка блуждает по водным просторам в поисках моллюска, проникая в его тело. Внутри моллюска мирацидий созревает до стадии церкария и проходит несколько состояний: спороцисты - редии - церкарии. Частым носителем червей является малый прудовик.

Строение печёночного сосальщика

На передней стороне в строении имеются шипики. На брюшной полости расположена присоска. Передняя часть также содержит ротовую присоску. Червь имеет кишечник с двумя ответвлениями, каждый из которых имеет множество отростков.

Боковые части содержат желтопчики, а мочевая система состоят из множества ветвей. В средней части расположены семенники и одни яичник.

Тело червя вытянутое и имеет продолговатую форму. Заканчивается оно выделительным отверстием.

Можно выделить основные пути заражения:

  • поедание заражённых растений;
  • водопой в озёрах и прудах с церкариями.

Пути заражения человеком

плодиться. Негативное действие от его жизнедеятельности человек ощущает сразу.

Возможные причины заражения:

Симптомы печёночного сосальщика

Симптомы описторхоза:

  • Периодическое повышение температуры.
  • Наблюдается ломка в теле.
  • Человеку становится тяжело дышать.
  • Различные расстройства в пищеварительном тракте от запоров до диареи.
  • Проявления аллергических реакций.
  • Наблюдается увеличение печени.
  • Боли в правом подреберьи.

работе, нарастает психологическая неустойчивость, проявляется ежедневная головная боль.

Проявления фасциоллёза:

иммунологические способы и серологическое тестирование. Применяется метод реакции иммунофлюоресценции и реакцию связывания комплемента. Используют метод реакции энзим-меченых антител.

Для профилактики и лечения применяют противогельминтозные препараты такие как: пракзиквантел и хлоксил. Лекарства, повышающие ток желчи: аллохол и холензим. А также ферменты, способствующие пищеварению: фестал и панкреатит.

Описание и жизненный цикл сосальщика печеночного

  • Описание
  • Жизненный цикл

Описание

Сам сосальщик печеночный имеет листовидное тело слегка уплощенное, а его задний конец заострен. На переднем же конце тела у гельминта имеется узкий выступ с ротовой присоской. Достигая половозрелого развития, сосальщик имеет хорошо функционирующую присоску, пищеварительную и половую системы. Взрослые особи гельминта откладывают свои яйца в протоки печени, вместе с током желчи они попадают в кишечник, откуда выходят во внешнюю среду с экскрементами.

Жизненный цикл

Жизненный цикл развития печеночного сосальщика начинается в том случае, если яйца гельминта попадают в простойную воду: лужу, ручей или пруд. В таких условиях недели через две – три из яиц выходит мирацидий. Мирацидий является личинкой сосальщика. Размеры мирацидий довольно маленькие и составляют приблизительно 0,02-0,3 миллиметра. Когда она обитает в воде, то ведет свободноживущий образ жизни. Мирацидий имеет тело, покрытое ресничками, при помощи которых мирацидий и способен двигаться. В секунду личинка может проходить расстояние, равное двум миллиметрам.

Когда сосальщик находится на этой стадии, он не питается. Его образ жизни зависит от питательных веществ, накопленных в яйце. Ведя такой образ жизни, личинка преследует одну единственную цель – поиск организма, который станет хозяином для ее дальнейшего развития.

Промежуточным хозяином сосальщика должен стать моллюск. Промежуточный хозяин часто является пресноводным прудовиком или малым прудовиком. Промежуточный хозяин «принимая» в свой организм личинку, позволяет ей продолжить цикл своего развития.

Когда промежуточный хозяин найден, мирацидий (а) внедряется в его организм. Прикрепляясь к телу моллюска, она начинает выделять секрет железы, при помощи которого ткани существа расщепляются, а личинка попадает внутрь. В это же время личинка превращается в спороцисту (б) и продолжает жизненный цикл уже в таком виде.

Спороциста заполнена зародышевыми клетками, когда их число значительно увеличивается, из тела спороцисты выходят редии (в). Они мигрируют в печень моллюска. Размножение редий проходит без оплодотворения. Также зародышевые клетки образуют личинки взрослых особей гельминта – церкариям (г).

Образ жизни церкариев отличается от того, какой образ ведут редии. Церкарии практически не отличаются от полностью развитых особей. У них уже есть присоски, глаза, а органы чувств воспринимают раздражения механического и химического типа. Церкарий свободно плавает, живет за счет запасов питательных веществ. Через некоторое время он выбирается на траву и почву около водоема, отбрасывает задний хвост, после чего покрывается толстой оболочкой. Данная стадия имеет название адолескарии.

Чтобы из этой стадии вышел взрослый сосальщик, адолескария должна выбрать новый организм (окончательный хозяин), тогда она продолжит цикл своего развития. Окончательный хозяин заглатывает личинку вместе с прибрежной травой. Следует отметить, что окончательный хозяин может быть крупным и рогатым скотом. В кишечнике у животных оболочка растворяется, а молодой сосальщик попадает в желчные проходы печени, где продолжает цикл своего развития и достигает половозрелого состояния. Здесь же происходит его размножение, и он откладывает яйца. Далее цикл начинается заново, вплоть до того момента, как произойдет следующее размножение.

Также окончательный хозяин может быть человеком. Человек может заразиться гельминтом, если выпил сырую воду из пруда или помыл ей фрукты и овощи.

Традиционно принято разделять жизненный цикл на следу­ющие периоды:

1) пренатальный (внутриутробный);

2) детство;

3) отрочество;

4) зрелость (взрослое состояние);

5) преклонный возраст, старость.

В свою очередь каждый из периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.

I. Пренатальный период включает три стадии:

1) предзародышевая стадия длится две недели, соответствует разви­тию оплодотворенной яйцеклетки до внедрения ее в стенку матки и образования пупочного канатика;

2) зародышевая (эмбриональная) стадия длится с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая диф­ференциация различных органов;

3) стадия плода начина­ется с третьего месяца развития и завершается к моменту родов. В это время происходит развитие систем организма, которые позволяют ему выжить после рождения. Способ­ность к выживанию в воздушной среде плод приобретает в начале седьмого месяца, поэтому, начиная с этого времени, плод уже называется ребенком.

II. Период детства включает стадии:

1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до 1 года);

2) стадия раннего детства (или «первое детство» с 1 года до 3 лет) -

период развития функциональной независимости и речи;

3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от 3 до 6 лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов;

4) стадия младшего школьного дет­ства (или «третье детство», с 6 до 11-12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интел­лектуальных умений и знаний.

III.Отрочество подразделяется на два периода:

1) под­ростковый (или пубертатный) период соответствует по­ловому созреванию и продолжается с 11-12 лет до 14-15лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе;

2) юно­шеский (ювенильный) период с 16 до 20-23 лет представ­ляет переход к зрелости, с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обяза­тельств. Юность выступает как период принятия ответствен­ных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь че­ловека, выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и са­мосознания, выбор спутника жизни.

При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происхо­дит разрушение прежней формы отношений человека с окружа­ющим миром и формирование новой системы взаимоотноше­ний с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его соци­ального окружения.


Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис 13- 14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокой­нее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности чело­века. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, про­являют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

IV.Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов. Стадия ран­ней зрелости, или молодость (с 20-23 лет до 30- 33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «станов­ления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, се­мье, обществе.

В зрелые годы выделяются свои кризисные периоды: кризис 33-35 лет - когда, достигнув определенного социального: семейного положения, человек с тревогой начинает думать: ужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и пр. Затем наступает недолгий период стабилизации от 35 до 40- 43 лет, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достат­ка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое де­сятилетие 45-55 лет , когда человек начинает чувствовать при­ближение среднего возраста, когда появляются первые призна­ки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жиз­ни, в карьере, в любви; в результате возникает чувство усталос­ти от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры. Завершающий пе­риод длится с 55 до 65 лет - период физиологического и психо­логического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социаль­ной жизни. О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старо­сти. После 75 лет возраст считается преклонным - человек пе­реосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах, и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осоз­нает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса: первый из них заключается в пе­реоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие.

В результате третьего подкризиса у человека исчезает само­озабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд стадий (стадии отрицания, гнева, «торга», депрессии, принятия смерти).

Дорогие друзья, снова зовем вас на встречи с чудесной Ольгой Захаровой. На этот раз вас ждет встреча, на которой вся ваша жизнь будет для вас, как на ладони *3 октября, в среду - Жизненный цикл семьи*

Каждая история встречи влюбленных и создания семьи уникальна. Об этом остается теплая память и фотографии. При этом каждая семья проходит совершенно одинаковые стадии развития. У каждой из этих стадий есть свои признаки, задачи и риски. Если задачи стадии не решены, то кризис на следующем этапе жестче и последствия для отношений все серьезнее. По статистике, например, первый пик разводов появляется после первого года жизни в браке или рождения ребенка (15%); второй - после 5-9 лет совместной жизни (28%). Зная об особенностях каждого этапа, мы можем своевременно понять, какие задачи были в семье вовремя не решены и предотвратить разрыв отношений. Этот семинар - хорошая возможность провести пересмотр своей семейной истории. Вы узнаете, какие стадии вам предстоит пройти вместе. Вы поймете, какие задачи стоят перед вашей семьей, по каким признакам можно увидеть наступающий кризис и как его пройти плавно.

*Ведущая: Ольга Захарова (психолог, доула, инструктор по родам, сертифицированный консультант ВОЗ)*

Запись по телефону: Алия +7 929 727-50-40, +7 962-559-87-00

Предварительная запись на семинар обязательна!

Время: с 9.00 до 12.00

Стоимость: 1200 в день семинара, заранее (не позднее, чем за сутки) - 1000 р.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...