Показать древние римские значки. Римская империя: флаг, герб, императоры, события

Знаки и символы правят миром, а не слово и закон

Конфуций

«С древнейших времён человека сопровождают символы, с их помощью он пытался и пытается сделать видимыми и узнаваемыми свои идеи. Люди до сих пор сражаются и умирают под эмблемами и знамёнами, имеющими символическое значение» 1 . Всякий символ несёт смысловую нагрузку по определению. Особенно это касается религиозных и государственных символов, несущих в себе мировоззренческие мотивы. Герб государства как визуальный символ воздействует на сознание непосредственно, почти «магически» возбуждая у соотечественников чувство единения, их патриотизм. Эта «магичность» (метафизичность, мифичность) государственного герба делает последний объектом самого пристального внимания служителей культов, будь то церковные иерархи или масонские магистры. В итоге герб обретает конкретные видимые черты (например, христианские или антихристианские) в зависимости от того, кто (Церковь или масонство) в данном европейском государстве контролирует духовную власть.

Орёл - властелин воздуха - один из наиболее однозначных и универсальных государственных символов, воплощающих силу, величие и власть 2 . Символом Римской империи (27г. до н. э. - 395 г.) со времён Юлия Цезаря стал императорский жезл с фигурой орла - священной птицы Юпитера. Как известно, империя, при всех её недостатках, является лучшей из форм государственного устройства многонационального и многоконфессионального образования. Римская империя по праву оставалась в античные времена лучшим европейским образцом такой формы. Посему герб 3 величественной Римской империи навсегда сохранил свою сакральную привлекательность, востребованность.

Итак, одноглавый римский орёл воплощает мощь, имперское величие, претензию на мировое господство, вселенскую культурную значимость. Это так. Но это ещё не всё. В Римской империи был рождён Иисус Христос, изменивший на тысячелетия мировоззрение и духовный мир европейцев, отделив раз и навсегда истину от лжи, праведность от греховности. Римская империя отличилась Его распятием. И потом ещё три века преследовала и казнила последователей Христа. Одноглавый Римский орёл стал поневоле олицетворять уже не только мощь, величие и власть, но ещё и откровенное антихристианство (богоборчество), проявляемое, прежде всего, ненавистью к ортодоксальному христианству. Одноглавый орёл символически освобождает политику и политиков империи от христианской нравственности. Последнее обстоятельство сделало одноглавого римского орла самым сакрально привлекательным символом европейских богоборцев (прежде всего, масонов), который впоследствии стал самым раскрученным мировым геральдическим брендом 4 .

Но вернёмся к началу средних веков. К четвёртому веку нашей эры Римская империя состояла из четырёх частей и некоторое время имела четырёх императоров. Став в 323 г. единовластным императором, Константин Великий в 330 году перенёс столицу империи из Рима в Константинополь («Новый Рим» или «Второй Рим») и сделал христианство официальной религией всей Римской империи. В отличие от языческого одноглавого орла, символизирующего, в числе прочего, богоборчество, Константин Великий вводит в 330 году новую имперскую эмблему - двуглавого орла, визуализировавшего не только светскую власть императора (первая голова орла), но и духовную власть Церкви (вторая голова) 5 . Вторая голова орла символизирует нравственную составляющую имперской политики, она как бы обязывает государственных мужей быть нравственными в христианском понимании нравственности. Двуглавый орёл становится на вечные времена бинарной оппозицией орлу одноглавому.

«Второй Рим» сделал всю Европу христианской. До XI века христианская Церковь была единой, то есть не было деления на католиков и православных. Но западные иерархи Церкви, ведомые властолюбием и политическими интригами, учинили её раскол, противопоставив свою Римскую Церковь (Католическую) Константинопольской (Православной). Запад, попавший под власть золотого тельца, постепенно становился христианским вероотступником. К началу XIII века в Константинополе было больше золота, чем во всей западной Европе. Алчный Запад с подачи венецианских купцов и по благословению Папы Римского вероломно нападает на Константинополь, разграбляет его и зверски уничтожает местное население. Византийская империя 6 пала в 1204 г. под натиском рыцарей-крестоносцев (по сути профессиональных боевиков, киллеров, фанатично преданных своим католическим орденам и иерархам) и по-настоящему более уже не восстановилась 7 . В результате этой трагедии Европе и христианству были нанесены раны, которые, как выяснилось со временем, оказались неизлечимыми 8 . Крестоносцы показали себя отнюдь не благочестивыми ревнителями христианской веры, а, наоборот, алчными, беспринципными и кровожадными захватчиками. В 1204 году они рассеяли ореол святости Католической Церкви



1. Герб Священной Римской империи с 962 г. по 1440 г.

2. Герб Ромейской (Византийской) империи


и всего западного благочестия. Это было первое, на уровне мирового катаклизма, символическое нападение Запада на двуглавого орла. Заметим, что объединённый Запад XII-XIII веков ассоциируется в значительной степени со Священной Римской империей, гербом которой был одноглавый орёл.

Дальновидные греки (титульный этнос Византийской империи) ещё задолго до заката своей выдающейся империи, просуществовавшей одиннадцать веков, духовно и культурно выстроившей всю европейскую цивилизацию, успели подготовить себе реально преданного преемника - Русь. Греки обеспечили мощный и на редкость талантливый русский этнос своей грамотой (Кирилл и Мефодий), культурной традицией (Феофан Грек) и самое главное - православной верой. Позднее Русь при Иване III после венчания в 1472 г. с греческой принцессой Софьей Палеолог приняла и Византийский герб - двуглавого орла как символ преемственности величайшей цивилизации и православной веры. Имперский символ на Руси позднее стал полностью соответствовать своей сути. В 1704 г. царь Петр I принимает титул императора. Россия стала новой православной империей, а её столица Москва - символическим «Третьим Римом».


1. Печать Ивана III

2. Герб Петра I


Двуглавый орёл вновь воспарил над Европой как символ подлинной христианской империи, политического игрока высшего европейского эшелона, претендуя на преемство европейской цивилизации и на её новый духовный центр.

В это же время на Западе начался официальный процесс расставания с христианской традицией. Во Франции в конце XVIII века происходят революции, организованные масонством. В числе прочего, революции несли в себе откровенно антихристианское мировоззрение. К власти приходит Бонапарт Наполеон, военный гений и атеист. Наполеон контролировал масонскую «Великую ложу Франции», едва ли не самую могущественную политическую организацию того времени. Отказ от Бога и Его заповедей составляет одно из оснований идеологии бонапартизма. Нравственность Наполеона со всей очевидностью противоречит христианским заповедям «Не возведи себе кумира...», «Не убий» и в целом христианской морали. Именно поэтому русский народ, обладавший духовным зрением, увидел в Наполеоне прообраз антихриста и справедливо окрестил его таковым. Создавая свою империю, Наполеон должен был определиться с её символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и... богоборчество. Именно таким символом уже был Римский одноглавый орёл, который вполне логично становится гербом империи Наполеона. Последний ликвидировал оставшиеся западноевропейские империи: Австро-венгерскую и Священную Римскую империю германской нации, имевшие своими гербами двуглавых орлов. Одноглавый орёл Наполеона метафизически «отрезал» вторые головы орлов конкурирующих империй, как бы стараясь предать забвению их духовную христианскую составляющую.



Следует отметить, что западноевропейские двуглавые орлы как символы, скорее были данью исторической традиции, претензией на преемство величественной Византии, чем отражением христианского духа. Но даже такая формальная (как бы по инерции) западная преемственность Византийской империи была Наполеону противна. Всё, что касалось Византийской православной империи, должно было быть масонами стёрто из памяти поколений. Так, в наше время легко и просто найти информацию обо всех императорах Древнего Рима, культурных памятниках, философах и поэтах. Культурные Памятники Древней (дохристианской) Греции также бережно сохранены Западом. О ромеях (в переводе - римлянах, так себя называли греки Византии) информация практически стёрта, несмотря на то, что «Второй Рим» просуществовал вдвое дольше Рима «первого», а к началу XIII века в одном Константинополе было больше культурных достижений и учебных заведений, чем во всей Западной Европе вместе взятой. Как видим, «ничего личного», ничего национального, только откровенные богоборческие мотивы.

Однако на востоке Европы оставался последний двуглавый орёл как герб Российской империи, которая что в религии, что во внешней политике непоколебимо оставалась преданной преемницей Византии. Схватка орлов становилась неизбежной. Император Наполеон должен был покончить с этим оплотом православия и государственной независимости. Одноглавый орёл должен был «разобраться» с двуглавым, последним имперским, оставшимся в Европе. Войска Наполеона пошли войной на Москву («Третий Рим»).



Однако проект Наполеона по покорению Руси (включая подчинение Церкви Папе Римскому) разбился вдребезги о мощь православного русского духа, который Наполеон как раз и намеревался искоренить. Вселенская схватка орлов закончилась полной победой двуглавого орла, на столетие отбив охоту у одноглавого хищника меряться силой.

Не рассчитывая более на военную победу, одноглавый хищник «решает» действовать хитростью и уничтожить двуглавого орла революционными вирусами. План удался на славу. Революционные «вирусы» 1917 года «заразили» двуглавого орла, который «приболел» на долгие десятилетия. Но метафизически он оставался живым, пока были живы его носители - души человеческие. Иосиф Сталин неожиданно для Запада начал восстанавливать преемственность СССР от Российской империи. Вернулись ордена и погоны царской армии, понятия «офицер» и «офицерская честь», вернулась преемственность ратной истории, разрешены ранее уничтоженные духовные семинарии и т.п. Двуглавый орёл начал медленно метафизически выздоравливать, временно не являя себя миру. Советский Союз всё более и более начинал соответствовать имперской сути двуглавого орла. Запад это увидел. Увидел и возненавидел.

Ненависть привела к тому, что империя англосаксов (США, Великобритания и их вассалы) реанимировала Германию, чтобы направить её военную мощь на уничтожение СССР - преемника имперской России. Так в Европе появился новый одноглавый орёл как символ вновь созданной нацистской Германской империи (Третий Рейх). Быстро овладев Европой, Гитлер направил объединённую европейскую мощь против СССР, почти полностью повторяя наполеоновский сценарий.



Даже конкордат (соглашение с Папой Римским), суть которого в подчинении Православной Церкви Ватикану, был почти такой же, как у Наполеона. Проект Гитлера по покорению советской России, как и в случае с Наполеоном, также вдребезги разбился о мощь русского духа, который оставался неискоренимо православным.

Опять не получилось победить силой преемника двуглавого орла. Поэтому «вирусный» сценарий Западу позднее пришлось повторить. В борьбе с Советским Союзом на этот раз использовался либеральный «вирус». Квазиимперия - СССР была этим «вирусом» уничтожена в 1991 году, подобно результату «вирусной инъекции» 1917 года. Развал державы обусловил появление множества проблем и конфликтов, подчинение экономики и идеологии мировому гегемону - империи англосаксов. В этом развале, правда, произошло одно весьма знаменательное явление: формально восстановился прежний российский герб - двуглавый орёл. Он, как бы выздоравливая, от формы переходя к сути, медленно расправляя свои имперские крылья всё шире и шире, начал всё более и более демонстрировать свой гордый, независимый нрав, свою имперскую православную суть, заставляя с 2014 года с собой считаться весь мир.

Вернёмся к рассмотрению ведущего мирового одноглавого орла, каков он теперь, какова его символическая нагрузка. Масоны (отцы - основатели США) не долго «ломали голову», каков будет герб новой империи, навязывающей миру свой «новый порядок»: единственным исторически привлекательным символом, олицетворяющим имперскую мощь, величие, власть и богоборчество, по - прежнему оставался одноглавый орёл Римской империи. В эмблему этого орла масоны добавили лишь некоторые сакральные для них элементы (например, орёл в одной лапе держит 13 стрел, в другой - оливковую ветвь с 13 листьями и 13 оливками; звезду «Давида» образуют 13 пятиконечных звёзд; на обратной стороне печати заявлено на латыни весьма однозначно: «Novus Ordo Seclorum» - «Новый порядок навеки»). Антихристианская суть орла была проявлена сразу же: «Новым порядком» были уничтожены десятки миллионов индейцев и завезены рабы из Африки. Революции в России, провоцирование двух мировых войн, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, цветные революции, арабский терроризм, локальные войны во Вьетнаме, Афганистане, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии, Украине - вот неполный перечень преступлений, к которым причастна варварская империя одноглавого орла всего-то за 100 последних лет. При этом всякий раз возрастали прибыль и господство империи англосаксов, сделав последнюю к концу ХХ века мировым гегемоном.



Современная мировая империя одноглавого орла (США и их вассалы) - это всегда варварские цели и средства. Всегда море крови и людского горя при реализации их планов. Россия мешает абсолютно безнравственной гегемонии США, их планам покорения мира. Сегодня Россия показывает пример нравственной внешней политики, основанной не на праве силы (как у англосаксов), но на силе международного права. А раз так, то битва орлов становится вновь неизбежной ввиду их имперской и полной нравственной несовместимости.

Она и началась, эта очередная смертельная схватка двух орлов 9 . Одноглавого (США и вассалы) и двуглавого (Россия). Между «Новым порядком навеки» и «Удерживающим мировое зло». В гибридной войне, развязанной США против России, главная надежда возлагается на идеологические «вирусы» либерализма, фашизма (как диктатуры олигархии) и нацизма. Именно эти «вирусы» на наших глазах успешно «дожирают организм» Украины. «Иммунитетом» для России может быть только внятная идеология, «заточенная» на борьбу с информационным оружием врага, ориентированная на отеческую Традицию, формирующая высокую нравственность и патриотизм у соотечественников. Таковой является идеология многонациональной и многоконфессиональной империи, устанавливающая основным закон милосердной любви.

Двуглавый орёл может и должен предъявить миру свою неодолимую мощь, вновь становясь символом победы христианской любви над кровожадной богоборческой ненавистью одноглавого хищника. Стало доброй национальной традицией России побеждать объединённый Запад при его очередном нашествии. Но для победы одной военной мощи мало, надо соответствовать своему сакральному символу - двуглавому орлу, то есть вновь стать суверенной империей и духовным полюсом мира.

Фёдор Папаяни, эксперт «Изборского клуба Новороссии», Донецк

_____________________________

1 Тресиддер Д. Словарь значений символов, http://slovo.yaxy.ru/67.html.

2 В статье нас будут интересовать только имперские символы. Орлы как гербы не имперских государств или символы иной смысловой нагрузки нами не рассматриваются.

3 Термин «герб» появляется в конце средних веков и происходит от немецкого слова, означающего наследство. Однако в статье используется понятие «герб» и для более ранних периодов. Хотя понятия как такового ещё не было, но его эквивалентная смысловая символическая нагрузка была.

4 Римская империя. Бренд и его наследники,

5 Существует версия историков, что в 330 г. император Константин Великий ввёл новую эмблему - чёрного двуглавого орла на золотом фоне - как символ власти императора над Западом и Востоком. Оппоненты этой версии приводят контр - аргументы: во-первых, Константин Великий объединил четыре, а не две части империи, а, во- вторых, разделение Римской империи на Западную и Восточную произошло спустя 65 лет, в 395 году. Однако, если даже принять эту спорную версию, то следует признать, что впоследствии со становлением христианства в империи символизм орла изменился. Орёл перестал быть эмблемой только светской власти (первая голова орла); он стал однозначно эмблемой и власти духовной (вторая голова орла).

6 Константин Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, Константин I, Константин Великий, 272-337 г.г.) с 323 года был единовластным правителем всей Римской империи. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Западная Римская империя пала в 476 г., оставив Восточную Римскую империю исторической, культурной и цивилизационной преемницей Римской империи на протяжении почти десяти столетий. Восточная Римская империя была названа западными историками XVIII века как «Византийская империя», то есть, империи с последним названием на самом деле никогда не было; её граждане называли свою державу «Римской (по- гречески - Ромейской) империей». Тем не менее, название «Византийская империя» исторически устоялось и в данной статье поэтому используется. Имперским конкурентом Ромейской (Византийской) империи (395-1453 г.г.) становится «Священная Римская империя» (962 - 1512 г.г.), сменившая позднее название на «Священная Римская империя германской нации» (1512-1806 г.г.), охватывающая обширные территории западной Европы. В Священной Римской империи до 1440 года используется одноглавый орёл как герб государства. С 1441 года он меняется на двуглавого орла. Позднее двуглавый орёл стал гербом Австро-Венгерской и Российской империй.

7 формально Византийская империя просуществовала до 1453 г. и окончательно пала от турецкого нашествия. Но это лишь формально, поскольку после разгрома крестоносцами в 1204 г. империя являла собой лишь «остатки былой роскоши»; военная, экономическая и даже духовная мощь не были восстановлены.

8 Заборов М. Крестоносцы на востоке. http://enoth.org/Crusades2/Zaborov05_13.htm

9 Война имперских орлов-гербов понимается как символическое средство выражения идеологических, территориальных, имущественных и иных притязаний.

Каждая культура древности оставила после себя большое количество символов. Они возникали как способ изображения божеств, сверхъестественных и обычных явлений в жизни народа. Чаще всего символы были напрямую связаны с религией, с помощью которой носители той или иной культуры познавали и объясняли окружающий их мир. Замысловатые изображения использовались в различных ритуалах. Многие из них были разгаданы историками и археологами только после длительных исследований.

Древние славяне

Они известны своей любовью к различным изображениям. Древние символы этого народа можно найти на огромной территории от Волги до Германии и Балкан. Еще до того, как он разделился на племенные союзы и группы, в обиходе появились общие рисунки. Это в том числе и символы Древней Руси.

Большое значение в образах играло Солнце. Для него было несколько знаков. Например, это был колядник. Его носили в основном мужчины, которые хотели таким образом приобрести мудрость в бою и быту. Бог Коляда отвечал в славянском мировоззрении за постоянное обновление мира и победу света над тьмой.

Одолень-трава использовалась в качестве оберега от злобных низших духов. Ее носили на одежде, доспехах, оружии и т. д. Символы древних славян включали в себя ратиборец. Это был знак воина, для которого самым главным было мужество, отвага и честь. Считалось, что ратиборец дарует эти качества всем, кто искренне и пылко любит свою родину и дом. Чаще всего его изображали с помощью гравировки - искусства, в котором славяне знали толк. Как и многие другие древние символы, ратиборец представлял собой солярный знак, немного похожий на Солнце. В этом ряду особенно выделяется свастика, обозначавшая вечный круговорот Вселенной. Носивший ее человек признавал свое подданство перед высшими силами природы.

Символы древних славян отождествлялись и с семьей - самой маленькой ячейкой любого общества. Это был свадебник, означавший слияние тела, души, совести и духа тех, кто вступает в супружеский союз.

Символы стихий у славян

Многие древние символы происходили из традиции поклонения огню как величайшей стихии. Таких можно привести несколько. Яроврат носился почитателями Бога Яро, который с помощью сил огня управлял погодой, а значит, заведовал и урожаем. Поэтому желающие получить большое количество культур использовали этот знак. Духобор тоже символизировал огонь, но только огонь внутренний. Это было обозначение пламени жизни. Если в племени заболевал человек, его покрывали повязками с духобором. Грозовик помогал защитить храмы и дома от непогоды, грозы, шторма и других катаклизмов.

Символ земли у древних славян - это солард. Почва также ассоциировалась с культом материнства, который практиковался у некоторых племен. Процветание земли означало стабильный рост пищи и сытную жизнь рода.

Рунический алфавит

Скандинавские руны использовались многочисленными германскими племенами. У них была развитая мифология со своими уникальными образами, связанными с суровыми условиями жизни этого народа. Руны были не только символами, но еще и письменными знаками. Их наносили на камни, чтобы передать то или иное послание. Ими написаны эпические саги, повествующие об истории и мифах германцев.

Однако каждый знак, если рассматривать его отдельно, тоже имел свое значение. Рунический алфавит состоит из 24 рун, разделенных на три ряда по 8 в каждом. В мире найдено около 5 тысяч сохранившихся надписей на этом удивительном языке. Больше всего таких артефактов встречается в Швеции.

Примеры рун

Первая руна, Феху, означала домашний скот, а в широком смысле - любое личное имущество германца. Уруз символизировал собой быка или зубра. Таким образом, разница между первым и вторым знаком заключалась в том, что в одном случае имелось в виду домашнее животное, а во втором - дикое и свободное.

Турисаз обозначал собой острый шип или молот Тора - одного из главных богов германского пантеона. Его использовали для того, чтобы носящему человеку сопутствовала удача, а также защищенность от враждебных сил. Ансуз - изображение открытых уст, то есть реплики или сказанной мудрости. Кроме того, это знак осторожности, так как скандинавские народы считали, что умный человек никогда не будет опрометчивым.

Райдо - это повозка или путь, предстоящий страннику. Древние символы и их значение у германцев часто имели двойной смысл. Кеназ - знак огня. Но это пламя дружественное. Чаще всего такой огонь обозначал факел, который обогреет человека и даст ему ощущение комфорта и домашнего уюта.

Следующие две руны символизируют радость. Гебо - это дар и щедрость. Его изображали в знак добрых намерений. Если руны использовались в гаданиях, то выпавший Гебо был большой удачей для человека, которому предстоял приятный сюрприз в будущем. Древние знаки и символы и сейчас часто становятся материалом для оккультных служений неоязычников. Вуньо означает радость. Его часто использовали в связке с Гебо. Если его писали рядом с другой руной, то это означало успех или удачу в сфере, которую символизировал соседний знак. Например, Вуньо и Феху были предзнаменованием большого прибавления в домашнем поголовье скота.

Некоторые руны были синонимами их присутствие можно обнаружить почти у всех народов и культур. Например, Лагуз - это символ воды, озера или даже интуиции в переносном значении.

Развитие рунического письма

Интересно, что с течением времени общие руны распались на несколько вариантов алфавита для разных народов, от пределов Римской империи до крайнего приполярного севера Норвегии. Наиболее общим считается так называемый праскандинавский вариант, от которого пошли все последующие. Его использовали до VIII века нашей эры, что соответствует железному веку на этих территориях. Чаще всего такие руны встречаются на древнем оружии, доспехах и придорожных камнях. Такие символы использовались в магических и религиозных обрядах и в дальнейшем. Сакральные и мемориальные надписи встречаются и сейчас в некрополях и чащах.

В Восточной Европе распространение получили готские руны, привезенные сюда из Скандинавии. Их можно встретить даже на Украине и в Румынии. После того как некоторые германцы поселились на Британских островах, у них появилась своя вариация этой письменности. Связано это было с изолированностью от прежней родины и ассимиляцией с «аборигенами» - англами, саксами и т. д. У них появились новые руны, многие из которых стали обозначать двойные звуки в письменности (лингвисты называют их дифтонгами). Такие сохранились даже в современном немецком языке.

Особой экзотикой считаются Они появились на далеком острове, который тогда считался северо-западным краем мира. Для них характерно использование пунктирных линий. Эти руны были в обиходе вплоть до XIV века. Что касается скандинавских знаков, то они исчезли с появлением христианства в королевствах Швеции, Норвегии и Дании. Использование рун считалось ересью и жестоко наказывалось властями.

Древний Египет

Одним из самых известных символов Древнего Египта является Анх. Это крест, который сверху увенчивается кольцом. Он символизировал жизнь и вечность. Также существуют трактовки креста и кольца в качестве знаков восходящего солнца, соединения мужского и женского начал. Анх использовался в ритуалах захоронения, так как египтяне считали, что похороненный с Анхом в саркофаге получит вечную загробную жизнь.

В быту округленный крест означал также благосостояние и счастье. Его часто носили с собой в качестве оберега и талисмана на удачу. Анх использовался для защиты от темной магии. Кроме того, его изображения даже находили на стенах речных каналов. Египтяне очень зависели от того, как разольется Нил, каким будет урожай. Именно поэтому Анх рисовали внутри канала, чтобы с ним не случилось беды, а природные стихии оставались дружелюбными к жителям.

Любопытно, что после того, как древнеегипетская культура ушла в небытие, Анху удалось сохраниться. Некоторое время на берегах Нила торжествовала античная культура, а позже пришел ислам. Но еще в первые века нашей эры здесь появились христиане, основавшие свою коптскую общину. Именно они переняли Анх из-за его внешнего сходства с крестом.

Око Гора

Еще один важный египетский символ - это всевидящее око. Изображение раскрашенного глаза - это отсылка к богу Гору, который является хозяином неба. Спираль, которая рисовалась под оком, означала вечное движение энергии. Этот символ часто использовался в качестве оберега против неприятностей и злобных духов.

В мифологии Египта существует сюжет о битве Гора и Сета. Это распространенная метафора борьбы добра и зла. Так как Гор был олицетворением всего светлого, то его знак начали использовать знахари и жрецы для того, чтобы лечить больных и пострадавших в битвах. Также у египтян была развита математика. Око Гора и здесь нашло свое применение - оно обозначало дробь.

Скарабеи и Исида

Еще один популярный символ Древнего Египта - скарабей. Жуки, которые жили в навозе и лепили из него шарики, олицетворяли трудолюбие. Кроме того, их ассоциировали с богом Солнца - Ра, который, как и насекомые, каждый день перемещал этот источник света. Скарабеи были популярными талисманами, печатями и даже медалями за заслуги перед фараоном. Фигурки жуков использовали в загробных церемониях. Их вкладывали в саркофаг к мертвому или даже закладывали в то место, где раньше было сердце (все органы вырезались и раскладывались в отдельные сосуды). Древние символы часто имели такое двоякое применение - в быту и на похоронах. Жители берегов Нила имели трепетное отношение к смерти.

Фигурки богини Исиды часто попадались кладоискателям в сокровищницах. Это был символ земли, плодородия и зажиточности. Исида - один из самых почитаемых богов этого пантеона. Символ воды в Египте означал жизнь. И неудивительно, ведь эта культура была основана на берегах Нила, за пределами которого была мертвая и безжалостная пустыня.

Символы Древнего Египта вошли в современную культуру после того, как в начале XX века появилась мода на арт-деко. В 20-е годы вся Европа и США, затаив дыхание, следили за открытиями археологов. Это были пирамиды и скрытые гробницы, самой известной из которых является оставлялись на стенах в качестве сюжетов и предзнаменований.

Рим

Римская империя была построена вокруг ее столицы. На протяжении многих веков столица была символом центра античного мира. Поэтому в римском пантеоне существовал особенный культ этого города. Его символом являлась капитолийская волчица.

Согласно мифу, основатели Рима, братья Ромул и Рем, были царскими детьми. После того как к власти в ходе переворота пришел их дядя, тот приказал выкинуть младенцев в реку. Это было сделано, однако те выжили, после того как их нашла капитолийская волчица, которая их и выкормила. Когда дети выросли, Ромул основал Рим и стал царем нового государства, которое просуществовало еще целое тысячелетие.

Именно поэтому все символы Древнего Рима блекли перед волчицей. Ее бронзовая скульптура стояла на столичном форуме, где принимались самые важные государственные решения. Изображение стало культовым, его часто использовали горожане.

В Риме древние символы и их значение часто были связаны с властью. Например, когда это была еще только небольшая республика, в ней большую роль играли магистратуры. Это была выборная должность на один год. У ликтора был символ власти, который выделял его из общего ряда горожан. Это фасции - пучки березовых или вязовых прутьев, обтянутые ремнем или шнуром. В качестве символа также использовался топор, который означал, что носивший его человек мог казнить провинившихся.

Древняя Греция

Римская мифология во многом сформировалась под влиянием другой великой культуры - греческой. Поэтому некоторые обозначения Эллады были актуальны и для итальянцев.

Например, символы Древней Греции включают в себя изображение посоха Асклепия - бога медицины и врачевания. Согласно легенде, он был призван критским который попросил его воскресить преждевременно умершего сына. Асклепий шел во дворец с посохом в руке. В какой-то момент его атаковала змея, однако мужчина убил ее своей палкой. Следом за первой приползла вторая рептилия, у которой была трава во рту. С ее помощью она воскресила змею. Тогда Асклепий взял это растение с собой во дворец и помог Миносу. С тех пор посох со змеей стал

Другая вариация, существующая в современности, - это чаша Гигеи со змеей. Эта девушка была дочерью Асклепия. Символ стал международным знаком медицины.

Еще одно изображение посоха, распространенное в Греции и перенятое Римом, - Кадуцей. использовался глашатаями, которые сообщали о прекращении войны между государствами (например, между Афинами и Спартой). Поэтому Кадуцей стал как у греков, так и у римлян. Изображение перекочевало и в средневековую европейскую геральдику.

Древние символы любви Греции включали в себя бабочку. Это красивое насекомое ассоциировалось с семейной гармонией и счастьем.

Символы - самый международный и вневременной язык. Мы видим их каждый день и примерно знаем, что они обозначают. Однако символы в ходе своей тысячелетней истории могли менять значение на противоположное.

Инь-ян

Время появления : По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова символизм инь-ян возможно был заимствован даосами от буддистов в I-III веках: «их привлекала буддийская рисованная символика - и в даосизме появилась своя «мандала»: знаменитые черно-белые «рыбки» инь и ян».

Где использовался : Концепция Инь-ян явлется ключевой для даосизма и конфуцианства, учение о инь-ян - одна из основ традиционной китайской медицины.

Значения : В «Книге перемен» ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного, четного и нечетного и так далее.

Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» - «южный, солнечный склон горы». Позднее «инь» воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а «ян» - как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.

Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. Во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового

Маген Давид

Время появления : Достоверно известно, что гексаграмма широко использовалась ещё в Бронзовом веке (конец IV-начало III тыс. до н.э.) на обширой территории: от Индии до Ближнего Востока.

Где использовался : В Древней Индии гексаграмма называлась Анахатой или Анахатой-чакрой. Шестконечная звезда была известна на древнем Ближнем и Среднем Востоке. В исламской традиции, в Мекке главную мусульманскую святыню – Каабу – традиционно покрывают шелковым покрывалом, на котором изображены шестиугольные звезды.
Связывать шестконечную звезду с еврейством стали только в Средневековье, причем в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Шестконечная звезда встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.

Существует предположение, согласно которому гексаграмма была фамильным символом рода Давида аль-Рои, жившего в Иране, одного из претендентов на роль Машиаха. Этим иногда пытаются объяснить происхождение принятого названия гексаграммы: маген Давид, или «щит Давида».

Семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. Генрих Гейне ставил гексаграмму вместо подписи под своими газетными статьями. Впоследствии она была принята в качестве символа сионистского движения.

Значения : В Индии гексаграмма Анахата символизировала чердечную чакру, перечение мужского (Шива) и женского (Шакти) начал. На Среднем и Ближнем Востоке гексаграмма была символом богини Астарты. Шестиконечная звезда включена в символику Каббалы: два наложенные друг на друга треугольника рассматриваются в качестве наглядного символа сфирот.

В двадцатые годы ХХ века Франц Розенцвейг трактовал маген Давид как символическое выражение своих философских идей о смысле иудаизма и отношениях между Б-гом, человеком и мирозданием.

Связь шестиконечной звезды с евреями окончательно утвердилась вследствие нацистской политики в Германии. Желтый маген Давид стал символом холокоста.

Кадуцей

Время появления : Достоверно время появления кадуцея неизвестно. Очевидно, что это очень древний символ. Он встречается и на памятниках Древней Индии и Древнего Египта, Финикии и Шумера, Древней Греции, Ирана, Рима и даже Мезоамерики.

Где использовался : Кадуцей - и сегодня один из самых распространенных в геральдике символов. В форме кадуцея был жезл глашатаев у греков и римлян (жезл Гермеса). Когда их посылали в неприятельский лагерь, кадуцей был ручательством их неприкосновенности.

В оккультизме кадуцей считается символом ключа, отворяющего предел между тьмой и светом, добром и злом, жизнью и смертью.

С XIX века изображение кадуцея часто используется в ряде стран (например, в США) как символ медицины, что является результатом распространённой ошибки по причине его сходства с посохом Асклепия.

Изображение кадуцея как атрибута бога торговли, традиционно используется в символике Торгово-промышленных палат ряда стран мира, в том числе и России.
До революции и в несколько периодов после неё перекрещённые кадуцеи использовались как таможенная эмблема.

Сегодня кадуцей, перекрещенный с факелом, входит в эмблему Федеральной таможенной службы и является одним из геральдических символов арбитражных судов, Федеральной налоговой службы РФ и Государственной налоговой службы Украины. С сентября 2007 года кадуцей используется в эмблеме российского Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В геральдике кадуцей использовался в исторических гербах следующих городов Российской империи: Балты, Верхнеудинска, Енисейска, Ирбита, Нежина, Таганрога, Тельшева, Тифлиса, Улан-Удэ, Феодосии, Харькова, Бердичева, Тального.

Значение : Стержень кадуцея символически связан с древом жизни, осью мира, а змеи - с циклическим возрождением Природы, с восстановлением универсального Порядка, когда он нарушается.

Змеи на кадуцее указывают на скрытую динамику в том, что внешне стабильно, символизируют два разнонаправленных потока (вверх и вниз), на связь неба и земли, Бога и человека (крылья на кадуцее также указывают на соединение неба и земли, духовного и материального) - все, что рождается на земле, приходит с неба и, после того как пройдет путь испытаний и страданий, обретет жизненный опыт, должно подняться к небу.

О Меркурии говорится, что он своим посохом - который с тех пор считается символом мира, согласия, - разделил двух дерущихся змей. Дерущиеся змеи - это беспорядок, хаос, их необходимо разделить, то есть различить, увидеть противоположности и объединить, преодолеть их. Тогда, объединившись, они уравновесят Ось мира, и вокруг нее из Хаоса будет создан Космос, гармония. Истина едина, и, чтобы прийти к ней, нужно следовать по прямой дороге, которую символизирует ось кадуцея.

Кадуцей в ведической традиции также трактуется как символ Змеиного Огня, или Кундалини. Обвиваясь вокруг центральной оси, змеи соединяются в семи точках, их связывают с чакрами. Кундалини, Змеиный Огонь, спит в базисной чакре, а когда в результате эволюции просыпается, восходит по позвоночнику по трем путям: центральному, Шушумне, и двум боковым, которые образуют две пересекающиеся спирали, - Пингале (это правая, мужская и активная, спираль) и Иде (левая, женская и пассивная).

Хризма

Время появления : Достоверно неизвестно, но исследователи предполагают, что ещё во время жизни апостолов, то есть в I веке. В христанских гробницах этот символ встречается с III века н.э.

Где использовался : Самое известное использование символа - на лабаруме, государственном знамени императорского Рима. Впервые символ был введён императором Константином Великим после того, как накануне битвы у Мульвийского моста (312 год) он увидел на небе знамение креста.

Лабарум Константина имел на конце древка хризму, а на самом полотнище надпись: лат. «Hoc vince» (слав. «Сим побеждай», букв. «Этим побеждай»). Первое упоминание о лабаруме содержится у Лактанция (ум. ок. 320 года).

Значения : Хризма - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) - Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Они восходят к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».

Ряд позднейших исследователей разглядел в буквах Р и Х, заключенных в круг, древний языческий символ Солнца. По этой причине протестанты, как правило, не признают лабарум в качестве исконного христианского символа.

Время появления : Сам символ появился в период формирования слогового алфавита письма Девана́гари («божественное городское письмо»), то есть в VIII-XII веках.

Где использовался : «Ом» в качестве символа, обозначающего священный звук «Ом» используется в индуизме, джайнизме, буддизме, шиваизме, вишнуизме, йогических практиках. В настоящее время «Ом» уже стал частью попкультуры, его наносят в качестве принта на одежду, делают татуировки. «Ом» изображен на альбомах Джорджа Харрисона, мантра «Ом» звучит в припеве композиции группы The Beatles «Across the Universe» и в саундтреке к фильму «Матрица» в композиции Juno Reactor «Navras»

Значения : В индуистской и ведийской традиции «Ом» - сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы». Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.
В индуизме «Ом» символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, сам по себе является священной изначально мантрой, символизирующей Брахман. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение - категории космогонии Вед и индуизма.

В буддизме три звука слова «Ом» могут олицетворять Тело, Речь и Ум Будды, Три тела Будды (Дхармакаю, Самбхогакаю, Нирманакаю) и три драгоценности (Будду, Дхарму, Сангху). Однако буддолог Евгений Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость».

Ихтис

Время и место происхождения : Изображения акронима ΙΧΘΥΣ (с греч.Иисус Христос Божий Сын Спаситель) или символизирующей его рыбы впервые появляются в римских катакомбах во II веке. О широком употреблении данного символа свидетельствует упоминание о нём у Тертуллиана в начале III века: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

Где использовался : Акроним Ихтис стали использовать первые христиане, поскольку изображения Христа по причине гонений были недопустимы.

Значения : Символика рыбы связывалась в Новом Завете с проповедью апостолов, из которых некоторые были рыбаками. Иисус Христос в Евангелии от Матфея называл своих учеников «ловцами человеков», а Царствие Небесное уподоблял «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Ихтис также ассоциировался с Альфой из слов Иисуса Христа: «Я Есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний».

В конце XX века ихтис стал популярным символом среди протестантов в разных странах, а противники креационизма стали пародировать этот знак, наклеивая на свои машины знак рыбы со словом «Дарвин» и маленькими ножками.

Чаша Гигеи

Время и место происхождения : Древняя Греция. III-I тыс. до н.э.

Где использовался : Гигея в греческой мифологии была богиней здоровья, дочерью или женой бога врачевания Асклепия. От её имени произошло слово «гигиена». Часто она изображалась в виде молодой женщины, кормящей змею из чаши фиалы. Змея была в греческой мифологии также символом богини Афины, которая нередко изображалась в виде Гигеи и наоборот.

Значения : В Древней Греции Гигея олицетворяла принцип справедливой войны за здоровье как свет и гармонию на всех планах. И если Асклепий начинал действовать, когда порядок нарушен, то Гигиея поддерживала порядок-закон, который царит первоначально.

Змея в древних традициях символизировала смерть и бессмертие, добро и зло. Их олицетворял и ее раздвоенный язык, и ядовитость ее укусов наряду с целебным действием яда, и способность гипнотизировать мелких животных и птиц.

Змея изображалась на походной аптечке римского военного врача. В Средние века соединение изображений змеи и чаши на эмблеме использовалось аптекарями итальянского города Падуя, а уже позже этот частный фармацевтический символ превратился в общепринятый медицинский знак.

Чаша со змеей и в наше время считается символом медицины и аптечного дела. Однако в истории медицины разных стран чаще эмблемой врачевания считалась змея, которая обвивается вокруг посоха. Это изображение было принято в середине ВОЗ при ООН на I Всемирной ассамблее в Женеве в 1948 году. Тогда была утверждена международная эмблема здравоохранения, в центре которой помещен посох, обвитый змеей.

Роза ветров


Дата возникновения : Первое упоминание – в 1300 году н.э., но ученые уверены, что символ старше.
Где использовался : Изначально роза ветров использовалась мореходами Северного полушария.
Значение : Роза ветров – векторный символ, придуманный в средние века для помощи мореходам. Роза ветров или компасная роза также символизирует четыре стороны света вместе с промежуточными направлениями. Тем самым она разделяет символическое значение круга, центра, креста и лучей солнечного колеса. В XVIII – XX веках моряки набивали татуировки, изображающие розу ветров, как оберег. Они считали, что такой талисман поможет им вернуться домой. В наше время розу ветров воспринимают как символ путеводной звезды.

Колесо с 8 спицами


Дата возникновения : около 2000 года до н.э.
Где использовался : Египет, Ближний Восток, Азия.
Значение : Колесо – символ солнца, символ космической энергии. Почти во всех языческих культах колесо являлось атрибутом солнечных богов, оно символизировало жизненный цикл, постоянное перерождение и обновление.
В современном индуизме колесо означает бесконечное совершенное завершение. В буддизме колесо символизирует восьмеричный путь спасения, космос, колесо сансары, симметрию и совершенство дхармы, динамику мирных перемен, время и судьбу.
Существует также понятие «колесо фортуны», которое означает череду взлетов и падений, непредсказуемость судьбы. В Герма­нии в Средние века колесо с 8 спицами связывалось с Ахтвен, магическим рунным заклинанием. Во времена Данте Ко­лесо Фортуны изображалось с 8 спицами противополож­ных сторон человеческой жизни, периодически повто­ряющихся: бедность-богатство, война-мир, безвестность-слава, терпение-страсть. Колесо Фортуны входит в Старший Аркан Таро, часто вместе с возносящейся и па­дающей фигурами, как колесо, описанное Боэцием. Карта Таро Колесо Фортуны продолжает изображать эти фигуры.

Уроборос


Дата возникновения : первые изображения уробороса датируются 4200 годом до н.э., но историки считают, что сам символ возник гораздо раньше.
Где использовался : Древний Египет, Древняя Греция, Месоамерика, Скандинавия, Индия, Китай.
Значение : Уроборос – змей, пожирающий собственный хвост, символ вечности и бесконечности, а также цикличности жизни, чередования жизни и смерти. Именно так воспринимали уробороса в Древнем Египте и Древней Греции.

В христианстве символ изменил свое значение, так как в Ветхом Завете змей символизировал зло. Таким образом, древние евреи установили между уроборосом и змеем из Библии знак равенства. В гностицизме уроборос олицетворяет одновременно и добро, и зло.

Серп и молот


Дата возникновения : в государственной геральдике - 1918 год.
Где использовался : СССР и различные коммунистические партии мира
Значение : Молот со средних веков являлся ремесленной эмблемой. Во второй половине XIX века молот стал символом европейского пролетариата. В русской геральдике серп означал жатву и урожай, и часто использовался в гербах различных городов. Но с 1918 года эти два знака соединяются в один, приобретая новый смысл. Серп и молот стали символом правящего рабочего класса, союза рабочих и крестьян.

Момент создания символа был так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал: - А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Серп и молот в тот же день послали из Замоскворечья в Моссовет, и там отвергли все другие эскизы: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом. Далее этот символ был перенесён на государственный герб Советского Союза, а имя художника было забыто на долгие годы. Вспомнили о нём лишь только в послевоенное время. Евгений Камзолкин жил спокойной жизнью в Пушкино и не претендовал на авторские отчисления за столь котируемый символ.

Лилия


Дата возникновения : в геральдике лилия используется с 496 года н.э.
Где использовался : Европейские страны, особенно – Франция.
Значение : По легенде, королю франков Хлодвигу ангел вручил золотую лилию после того, как тот обратился в христианство. Но лилии стали объектом почитания гораздо раньше. Египтяне считали их символом чистоты и невинности. В Германии верили, что лилия символизирует загробную жизнь и искупление грехов. В Европе, до эпохи Возрождения, лилия была знаком милосердия, правосудия и сострадания. Она считалась королевским цветком. Сегодня лилия – устоявшийся знак в геральдике.
Последние исследования показали, что геральдическая лилия, в ее классическом виде, на самом деле является стилизованным изображением ириса.

Полумесяц

Дата возникновения : приблизительно 3500 год до н.э.
Где использовался : серп полумесяца был атрибутом почти всех лунных божеств. Он был распространен в Египте, Греции, Шумере, Индии, Византии. После завоевания Константинополя мусульманами, полумесяц стал прочно ассоциироваться с исламом.
Значение : Во многих религиях полумесяц символизирует постоянное возрождение и бессмертие. Христиане почитали полумесяц как знак Девы Марии, а в западной Азии верили, что серп луны является знаком космических сил. В индуизме полумесяц считали символом контроля над умом, а в исламе – божественного покровительства, прироста и возрождения. Полумесяц со звездой означал рай.

Двуглавый орел


Дата возникновения : 4000-3000 год до н.э.
Где использовался : Шумер, Хеттское царство, Евразия.
Значение : В Шумере двуглавый орел имел религиозное значение. Он был солярным символом – одним из образов солнца. Приблизительно с XIII века до н. э. двуглавый орел использовался различными странами и княжествами в качестве герба. Двуглавого орла чеканили на монетах Золотой Орды, в Византии он был символом династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год. Двуглавый орел изображался на гербе Священной Римской Империи. По сей день этот символ является центральным изображением гербов многих стран, в том числе – России.

Пентакль


Дата возникновения : первые изображения датируются 3500 годом до н.э.
Где использовался : Начиная с древних шумеров, этот знак использовала почти каждая цивилизация
Значение : Пятиконечная звезда считается знаком защиты. Вавилоняне использовали ее в качестве оберега от воров, евреи ассоциировали пятиконечную звезду с пятью ранами на теле Христа, а магам средневековой Европы пентакль был известен под названием «печать царя Соломона». Звезда до сих пор активно используется как в религии, так и в символике разных стран.

Свастика

Дата возникновения : Первые изображения датируются 8000 годом до н.э.
Где использовался : В Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии, на Кавказе, в доколумбовой Америке. Исключительно редко встречается у египтян. Среди древних памятников Финикии, Аравии, Сирии, Ассирии, Вавилона, Шумера, Австралии, Океании свастика обнаружена не была.
Значение : Слово «свастика» можно перевести с санскрита как приветствие и пожелание удачи. Значений у свастики, как у символа, великое множество, но самые древние из них – движение, жизнь, Солнце, свет, благополучие.
Из-за того, что свастику использовали в фашистской Германии, этот символ начал стойко ассоциироваться с нацизмом, не смотря на изначальный символ знака.

Всевидящее око


Дата возникновения : 1510-1515 гг. н.э., но в языческих религиях символ, подобный всевидящему оку, появился гораздо раньше.

Где использовался : Европа, Азия, Океания, Древний Египет.
Значение : Всевидящее око - это знак всевидящего и всезнающего бога, который наблюдает за человечеством. В Древнем Египте аналогом Всевидящего ока являлся Уаджет (глаз Гора или око Ра), который символизировал различные аспекты божественного устройства мира. Всевидящее око, вписанное в треугольник, являлось символом масонства. Вольные каменьщики почитали число три как символ троицы, а глаз, расположенный в центре треугольника, символизировал сокрытую истину.

Крест

Дата возникновения : приблизительно 4000 г до н.э.

Где использовался : Египет, Вавилон, Индия, Сирия, Персия, Египт, Северная и Южная Америка. После зарождения христианства, крест распространился на весь мир.

Значение : В Древнем Египте крест считался божественным знаком и символизировал жизнь. В Ассирии крест, заключенный в кольцо, был символом бога Солнца. Жители Южной Америке считали, что крест отгоняет злых духов.

С IV века крест переняли христиане, и его значение несколько изменилось. В современном мире крест ассоциируется со смертью и воскрешением, а также со спасением и вечной жизнью.

Анархия

Сочетание «А в круге» использовалось еще в XVI веке европейскими алхимиками под влиянием каббалистической магии как первые буквы слов: «Альфа и Омега», начало и конец.

В современной традиции впервые было использовано в испанской секции 1-го Интернационала в качестве обозначения крылатой фразы известного анархиста Ж. Прудона « Анархия – мать порядка» по заглавным буквам «l’anarchie» и « l’ordre».

Пацифик

Знаменитый символ был разработан в 1958 году в Британии в разгар движения против ядерной войны как сочетание символов семафорной азбуки «N» и «D» (первые буквы словосочетания «nuclear disarmament» - ядерное разоружение). Позднее стал использоваться как символ всеобщего примирения и единства человечества.

Карточные масти

В классической (и самой современной) французской колоде символами мастей были четыре знака – черви, пики, бубны, трефы, в том виде, в котором они получили массовое употребление.

Древнейшая европейская колода – итальяно-испанская, перешедшая непосредственно от арабов изображала в место бубнов монеты, вместо пики – меч, вместо красного сердца – кубок, а вместо клевера – палицу.

К современному виду знаки мастей пришли путем постепенной эвфемизации. Так, бубны обозначили деньги как металлические погремушки (раньше бубны были ромбической формы), клевер ранее был желудем, форма пики напоминала листья, что и было отражено в немецкой колоде, а кубок претерпел сложную эволюцию от изображения розы до сердца. Каждая масть символизировала феодальные сословия: купечество, крестьянство, рыцарей и духовенство соответственно.

16.Якорь

Время появления : первые века нашей эры.

Где использовался : Всем известен символ якоря как морская эмблема. Тем не менее, в первые века новой эры якорь был тесно связан с христианством. Для ранних христиан, усматривавших в нем скрытую форму креста, якорь олицетворял надежду на спасение у осторожность, безопасность и прочность.

В христианской иконографии якорь как эмблема безопасности, является главным атрибутом св. Николая Мирликийского - покровителя моряков. Иное значение следует приписать якорю полулегендарного папы Климента (88?-97?). Согласно церковному преданию, в период гонений на христиан язычники навесили папе якорь на шею и утопили его в море. Однако морские волны вскоре расступились, обнажив на дне храм Божий. В этом мифическом подводном храме якобы и было обнаружено тело святого поборника веры.
Значения : Существует несколько значений якоря. Якорь является священным предметом, которому приносили жертвы, потому что он нередко был единственным спасением моряков. На монетах Греции, Сириии, Карфагена, Финикии и Рима якорь чаще других изображался как символ надежды.

В искусстве Древнего Рима якорь символизировал радость от возвращения домой после долгого странствия. На могилах I века изображение якоря ассоциировалось с образом церкви как корабля, который несет души по бурному житейскому морю.

Апостол Павел в послании к евреям сравнивал надежду с безопасным и крепким якорем. Греческое слово «ankura» (якорь) ассоциировали с латинским выражением «en kurio», то есть «в Господе.
В изобразительном искусстве Ренессанса якорь также означает атрибут надежды. Особой популярностью в в ренессансной живописи пользовалась аллегорическая эмблема, которая изображает дельфина с якорем. Дельфин символизировал скорость, а якорь - сдержанность. Внизу эмблемы стояла надпись: «поспешай медленно»

Олимпийские кольца

Время появления : Олимпийская эмблема была впервые представлена в 1920 году на восьмых летних Олимпийских играх в Антверпене.
Где используется : Одна из самых узнаваемых символик во всем мире состоит из пяти колец, уникальность эмблемы состоит в простоте исполнения. Кольца расположены в W-образном порядке, цвета расположены в строгом порядке: голубой, черный, красный, желтый и зеленый.
Какие были значения : Есть несколько теорий происхождения и трактования эмблемы Олимпийских игр. Первая и основная версия гласит, что олимпийские кольца символически изображают единение пяти континентов, которое было придумано бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году.

До 1951 года существовало убеждение, что каждый цвет соответствует отдельному континенту. Европа обозначалась синим цветом, Африка - черным, Америка красным, Азия желтым, зеленым - Австралия, но в 1951 году решили отойти от такого распределения цветов, чтобы отойти от расовой дискриминации.

Другая версия гласит, что идея пяти разноцветных колец взята у Карла Юнга. В период увлечения китайской философией он соединил круг (символ величия и жизненной энергии) с пятью цветами, отражающими виды энергий (воды, дерева, огня, земли и металла).

В 1912 году психолог ввел новый образ олимпийских соревнований, ведь по его мнению каждый участник олимпийских игр должен был владеть каждым из пяти видов спорта - плаванием(вода - синий цвет), фехтованием (огонь - красный цвет), бегом по пересеченной местности(земля - желтый), конным спортом (дерево - зеленый) и стрельбой (металл - черный)
Эмблема пяти колец скрывает глубокий смысл, который раскрывает сущность спорта. В нем заложена идея популяризации олимпийского движения,равноправия каждой страны-участницы, справедливого отношения к спортсмену, здоровой конкуренции.

Циркуль и Наугольник

Время появления : Генри Уилсон Койл в «Масонской энциклопедии» утверждает, что Циркуль и Наугольник в переплетении появились на печати ложи Абердина в 1762 году.
Где используется : При помощи циркуля и наугольника можно изобразить круг, вписанный в квадрат, и это является отсылкой к седьмой проблеме Евклида, квадратуре круга. Но не стоит считать, что Циркуль и Наугольник обязательно отсылают вас к математической задаче, скорее они символизируют стремление человека к достижению гармонии между духовной и физической природой.
Значения : В этой эмблеме Циркуль изображает небесный свод, а Наугольник - Землю. Небо символически связано с местом, где Великий Строитель Вселенной чертит свой план, а Земля - это место, где человек выполняет свою работу. Циркуль, совмещенный с Наугольником один из самых распространенных символов масонства.

Значения : Название «доллар» имеет не просто значение. В его названии лежит слово... «Йоахимсталер», монета XVII века, которая чеканилась в чешском городе Йоахимстале. Для удобства название валюты сократили до «талер». В Дании из-за особенностей языка название монеты произносили как «далер», а в Великобритании его трансформировали из в более привычный нам «доллар».

Если с названием все понятно, то происхождение значка $ по-прежнему остается загадкой. Наиболее похожей на правду считается следующая версия: испанское сокращение «P"s», когда-то обозначавшего валюту Испании, песо. От буквы P предположительно осталась вертикальная черта, это позволило увеличить скорость записи, а буква S осталась неизменной. Есть и конспирологическая версия, по которой две черты - это Геркулесовы столбы.

Марс и венера

Время появления : Известный знак Марса ♂и Венеры ♀ , заимстованный из астрологии ввел в обиход ботаник Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. С этих пор эти два символа называют гендерными.
Где используется : Символ Венеры ♀ обозначает женское начало и используется для обозначения женщины, женского пола. Соответственно, символ Марса ♂ олицетворяет мужское начало.
Какие значения : Первые символы Марса и Венеры появились античности. Женский знак Венеры изображают как кружочек с крестиком, направленным вниз. Его называют «Зеркалом Венеры», этот знак символизирует женственность, красоту и любовь. Мужской знак Марса изображают как кружок со стрелкой, направленной вверх и в право. Марс означает силу бога войны, этот символ также называют “щит и копье Марса”Объединенные символы Венеры и Марса означают гетеросексуальность, любовь между представителями разных полов.

S.P.Q.R. — латинская аббревиатура, которую изображали на штандартах римских легионов и которая использовалась в Римской республике и Римской империи.

Герб Рима.

В настоящее время используется в гербе города Рим, также изображена на многих городских зданиях и люках.

Точное значение аббревиатуры S.P.Q.R., скорее всего, имело архаическое происхождение даже во времена Древнего Рима.


S почти наверняка означает первую букву слова Senatus — «Сенат».
Происхождение P неоднозначно, разные исследователи видят здесь первую литеру слов Populus или Populusque, «народ» и «и народ», соответственно.

Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) Ромул, завоеватель "Акрон"

Происхождение Q также является поводом для споров, оно означало или que — «и», или Quirites, или Quiritium. Оба последних - множественное число от Quiris «воин с копьем», но также и «гражданин», которое произошло от имени Квирина (Quirinus), первоначально сабинского божества, чье святилище находилось на Квиринале, одном из семи холмов, на которых возник город. После заключения Ромулом мира с сабинами Квирин вошел в римский пантеон богов. Под именем Квирина почитался обожествленный Ромул.

В честь Квирина римские граждане именовали себя квиритами. Квирин — бог народного собрания, отсюда полное наименование римлян «римский народ квиритов» (Populus Romanus Quiritium) (использовалось в официальных обращениях). В более позднее время культ Квирина, оттесненный культом Юпитера и Марса, особой роли не играл. Но наименование «квириты» сохранилось.

Офорт Вацлав Холлар.

R наиболее вероятно означает Romae, Romanus или Romanorum, что переводится как «Рим», «Римский» или «Римлян», соответственно.

Все эти значения приводят к следующим вариантам расшифровки аббревиатуры S.P.Q.R.:

Senatus Populusque Quiritium Romanus
o Сенат и граждане Рима, где Quiritium происходит от Quiris — «гражданин».

Фрагмент мозаичного пола в Galleria Vittorio Emanuele II в Милане

Можно привести ещё несколько менее созвучных переводов, но более точно передающих смысл фразы:

o «Сенат и свободный народ Рима» (некоторые историки приписывают слову «квирит» значение — «свободный»).
o «Сенат и народ квиритов Рима» (дело в том, что «квирит», по сути, является термином, обозначающим гражданина Рима, и аналогов в русском языке не имеет).
o «Сенат и гражданское население Рима».

Senatus Populusque Romanus

O Сенат и народ Рима. Эту версию использовали с основания Римской республики и продолжали использовать на протяжении существования Римской империи. В таком виде она появляется на большинстве известных монументов и документов.


На арке Тита.
Замечательными примерами этого является Арка Тита, построенная около 81 году н. э. для оказания почестей Титу и его отцу Императору Веспасиану. Также эту версию можно встретить на колонне Траяна, которая была построена в 113 году н. э. в знак уважения к Императору Траяну.

SPQR в Ареццо.

Следует помнить, что все без исключения граждане были военнообязаны. Понятие «народ Рима» включало также женщин и детей (но не рабов). Однако эти последние, в отличие от взрослых мужчин, не обладали полноценными гражданскими правами.


В 1998 году создана организация-Новый Рим.

флаг Нового Рима.

Nova Roma (Новый Рим)— международная организация, посвященная возрождению древнего Рима, созданная в 1998 году в США (или в MMDCCLI a.u.c. по римскому календарю) Флавием Ведием Германиком и Марком Кассием Крассом. Зарегистрирована как образовательная и религиозная некоммерческая организация. Nova Roma «ставит целью восстановление классической римской религии, культуры и добродетелей». Декларация, подписанная основателями организации, гласит-

Мы, Сенат и Народ Четвёртого Рима, ради восстановления оснований европейской цивилизации, объявляем о создании Четвёртого Рима, как суверенного государства. Мы провозглашаем Nova Roma независимым государством и республикой, с его собственными Конституцией и законным Правительством, со всеми международными правами и обязанностями, которые такой статус в себе несет …

У развалин древнеримского алтаря.

Так как Nova Roma имеет структуру, заимствованную из древней римской республики, с Сенатом, магистратами, и законами, принимаемыми путём голосования, а также по той причине, что её члены называют себя гражданами Нового Рима или просто римлянами, эту организацию часто относят к микронациям. Вместе с тем, многие из её членов считают её образовательные и религиозные функции более важными, чем реконструкция государства.

Nova Roma проводит для своих граждан сборы и фестивали, на которых, часто в исторических костюмах, они обсуждают древнюю культуру, практикуются в латыни, посещают исторические места.

Члены Nova Roma также имеют свои Римские имена, используемые на фестивалях, при ведении бизнеса в рамках организации, и при общении на интернет-форумах. Для новичков существует предоставляемое цензорами руководство по выбору римского имени.

По данным на январь 2008 года, Nova Roma насчитывает около 1000 членов по всему миру, и ещё 1600 из тех, кто не контактировал с группой в течение прошедшего года, но имеет возможность по своему желанию восстановить свое членство, связавшись с цензорами.

Использование знака валюты перед номиналом

Сегодня многие знаки валют пишутся перед числовым выражением денежной суммы. Прежде всего это характерно для символов доллара и фунта - соответственно, $7.40 («7 долларов и 40 центов») и £7.40 («7 фунтов и 40 пенсов»). Любопытно, что эта традиция постепенно распространяется и на страны, где письменность традиционно основана на кириллице, например, на Украине и в Белоруссии. В частности, центральные банки этих государств в своих пресс-релизах, посвящённых утверждению графических символов национальных валют, официально указывают на возможность использования знаков (соответственно ₴ и Br) «как перед, так и после номинала». Традиция же размещения символа денежной единицы перед номиналом восходит к Древнему Риму. Так, типичная форма записи денежных сумм, встречающаяся на табличках из Виндоланды, на примере второй строчки таблички выглядит следующим образом - XXii, что означает «12 денариев».

Символы доллара и сестерция

Согласно одной из многочисленных версий происхождения символа доллара, знак $ восходит к символу римского сестерция - IIS. При сокращённом написании две буквы-цифры II накладывались на букву S, образуя знак доллара.

Символы фунта и семунции

В Древнем Риме почти идентичный современному символу фунта знак (£) использовался для обозначения семунции. Однако символ фунта происходит от названия древнеримской единицы веса либры (libra), символ семунции - от греческой буквы «сигма» (Σ).

Символы гривны и димидиа секстулы

Хотя современный символ украинской гривны (₴) практически идентичен символу древнеримской весовой единицы - димидиа (половины) секстулы, он образован от написанной курсивом кириллической строчной буквы «г», а не от архаической (развернутой) латинской s. При этом два горизонтальных штриха гривны, согласно пресс-релизу Национального банка Украины, «воплощают идею стабильности денежной единицы... Подобная идея традиционно используется во многих знаках валют, что и выделяет их среди остальных символов и пиктограмм». Один горизонтальный штрих древнеримской весовой единицы означает деление пополам собственно секстулы.

В 781 году при Карле Великом был принят Каролингский монетный устав. В соответствии с ним вес либры (фунта) был существенно повышен - до примерно 408 граммов. Саму либру приравняли к 20 солидам (шиллингам) или 240 денариям (1 солид = 12 денариев). В нумизматической литературе эта новая весовая норма получила название «Фунт Карла Великого» или «Каролингский фунт». Документов с указанием точного веса каролингского фунта не сохранилось, поэтому его реконструировали на основании взвешивания денариев того периода, что и дало примерный результат в 408 граммов.

Как система мер и весов каролингская система не закрепилась - к началу XX века у фунта существовало не менее 20 разновидностей весовых норм, а вот как денежная система просуществовала в ряде стран до конца XX века. Так, заимствованная у Карла Великого английская, а позже британская денежная система сохранилась почти в неизменном виде вплоть до 1971 года: фунт стерлингов делился на 20 шиллингов и 240 пенсов. Иногда эту систему называют l.s.d., £.s.d. или £sd - по первым буквам в названии соответствующих древнеримских денежных и весовых единиц: libra (либра), solidus (солид), denarius (денарий), которые в империи Карла Великого и соседних государствах стали фунтом (лирой в Италии, ливром во Франции), шиллингом (сольдо в Италии, солем во Франции, суэльдо в Испании) и денарием (пфеннигом в Германии, пенни в Англии, денье во Франции).

Так, именно первая буква в латинском названии монеты - denarius - стала символом пенни и пфеннига. В Англии и англоязычных странах она писалась обычным шрифтом (d), в Германии - готическим курсивом (₰). После 1971 года (года введения в Великобритании десятичной системы денежного счисления; 1 фунт стерлингов = 100 пенсам) новый пенни начали обозначать буквой (p); пфенниг вышел из обращения в 2002 году после замены немецкой марки на евро. Символ шиллинга - латинская буква S, с которой начинается слово solidus; само слово шиллинг (англ. shilling), как правило, сокращается как sh. Наконец, от первой буквы в слове libra происходят символы лиры и фунта стерлингов, представляющие собой написанную курсивом латинскую букву L с одной или двумя горизонтальными чертами.

Современные денежные единицы, производные от Римских имперских

Многие денежные и весовые единицы Римской империи оказали существенное влияние на формирование денежных систем стран Европы, Азии и Африки. Прежде всего это либра, которая сохранила своё значение в качестве базовой единицы веса в Византии и средневековых государствах Европы, а также солид и денарий, в меньшей степени - нуммия, фолис и ауреус.

Либра дала название французскому ливру, итальянской лире, а также современной турецкой лире.

Чеканка денариев в Риме прекратилась с падением империи в V веке, однако очень быстро появились подражания: пфенниг (нем. Pfennig или Pfenning) в Германии, пенни (англ. penny) в Англии, денье (фр. denier) во Франции, пеняз (польск. pieniądz) в Польше и Литве. Современные денежные единицы, чьи названия происходят от древнеримского денария, - это македонский денар, динары алжирский, бахрейнский, иорданский, иракский, кувейтский, ливийский, сербский и тунисский, а также разменный иранский динар, равный 1⁄100 риала.

Хотя солид (лат. solidus - твёрдый, прочный, массивный) считается прежде всего византийской монетой, первый его выпуск был произведён в 309 году н. э. при тогда ещё римском императоре Константине I. Длительное время солиды являлись основной золотой денежной единицей Римской империи, затем Византии, а затем и варварских государств Европы. Во Франции от неё произошло название соль (позже - су), в Италии - сольдо, в Испании - суэльдо. Германизированное название солида - шиллинг. Современные «солиды» - это разменное вьетнамское су (1⁄100 донга), а также шиллинги кенийский, сомалийский, танзанийский и угандийский.

От римских также происходят названия следующих современных разменных денежных единиц:

лума (1⁄100 армянского драма) - через сирийск. от названия византийской монеты «нуммия» (лат. nummus);

филсы (1⁄100 дирхама ОАЭ, 1⁄100 йеменского риала, 1⁄1000 бахрейнского, иорданского, иракского и кувейтского динаров), а также пул (1⁄100 афганского афгани) - от лат. follis (мешочек) через название древнеримской монеты фоллис;

эйре (1⁄100 исландской кроны) и эре (1⁄100 датской, норвежской и шведской крон) - от лат. aurum (золото) через название древнеримской монеты ауреус (лат. aureus).

При этом сегодня для краткого обозначения современных денежных единиц, происходящих от древнеримских, античные символы не используются. В большинстве своём это сокращения современных названий на латинице, кириллице или арабице.

Заключение

Исходя из вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что основы римской монетной системы были сформированы еще при республиканских временах. Ее основными номиналами стали медные асы и серебряные денарии, а также их кратные и фракции. В течение нескольких веков в Риме постоянно проводилась редукция монеты.

На производство монет повлияли как военно- политические события, так и национально религиозные особенности завоеванных Римской империей земель.

Каждый новый император стремился оставить свой след в монетном деле империи, проводя различные денежные реформы и оставляя свое изображение на монетах, что в последствии очень помогло ученным историкам в изучении не только монетного дела, но и истории Римской империи в целом.

Влияние Римской империи на завоеванные земли так же способствовало развитию монетного дела на их территории, образованию там монетных дворов с местным самоуправлением. Об этом свидетельствуют сокращения монетных дворов на монетах Римской империи.

Монетное дело Римской империи является достоверным источником не только развития нумизматики, но и свидетельством исторических фактов в целом.

Монеты данного времени являются для нас не только результатом технического развития монетного дела, но и произведением искусства, фактом, подтверждающим наличие эстетического вкуса правителей Римской империи и отражением влияния на него различных факторов.

На монетах империи отражен так же факт римского политеизма, значимость определенного божества для каждого события и для каждого императора. Также мы видим наличие изображений на монетах заимствованных на завоеванных территориях богов.

Даже после гибели Римской империи символы и номиналы ее монетной системы активно использовались на денежных единицах разных государств, что мы видим на денежных единицах различных стран и нашего времени.

Используемые источники и литература:

1. Абрамзон М.Г /Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской Империи, Москва:РАН, Институт археологии, 1995- 654 с.

2. Азаркович Т. /Исчезнувшие цивилизации. Рим: Эхо имперской славы / Пер. с англ. М.: Терра, 1997.

3. Брабич В.И. /Путешествие с древней монетой, Ленинград: Аврора, 1970-64с.

4. Булатович С.А. /Античная нумизматика, Одесса: Астропринт,2005-56с.

5. Зограф А.Н /Античные монеты, Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук, 1951- 263 с. (Серия «Материалы и исследования по археологии СССР», выпуск №16)

6. Казаманова Л.Н. /Введение в античную нумизматику, Москва: Издательство МГУ, 1969-302 с.

7. Лоскутова Е. Е. Ред /Управление и экономика фармации 2-е изд., перераб. и доп: Москва: Академия, 2008-200с.

8. Федоров-Давыдов Г.А. /Монеты – свидетели прошлого. Популярная нумизматика, Москва: Издательство МГУ, 1985-175 с.

9. Шуст Р. /Нумізматика: історія грошового обігу та монетної справи в Україні, Київ: Знання, 2007-371с.

10. Грамм М.И./Занимательная энциклопедия мер, единиц и денег, Москва: Урал ЛТД, 2000. - 416 с.

11. Зварич В.В./Нумизматический словарь, Москва: Высшая школа,1975 - 330 с.

12. Кривцов В. Д./Энциклопедический словарь для нумизматов: Москва «АВЕРС 7» 2005- 840 с.

13. Штаерман Е. М. /Мифы народов мира. Энциклопедия:Москва, «Советская энциклопедия», 1982-384с.

14. Журнал «Нумизматика и фалеристика» (укр) №4(52) Жовтень-грудень 2009г

15. Античная нумизматика - Дуг Смит.[электронный рессурс] http://www.geocites.com/Athens/Acropolis/6193/index.html 5.

16. Определитель античных монет (Древняя Греция, Рим и Византия). [электронный рессурс] http://www.wildwinds.com

17. Статьи – Материалы по античной нумизматике - Обзор нумизматической литературы [электронный рессурс] (А.Пятыгин)http://coins.msk.ru/articles/10/87 9/9

18. Магазин Коллекционирование › Монеты и банкноты‎ [электронный рессурс] http://www.ozon.ru/context/detail/id/1926147/

19. Каталог античных монет [электронный рессурс] http://www.ancientcoins.ru/?nav=catalogue&cat=2

20. Античная литература. Перевод с литовского Н. К. Малинаускене. Москва, Греко-латинский кабинет® Ю. А. Шичалина, 2003 [электронный рессурс] http://www.portal-slovo.ru

21. Текст по изданию: Архив истории науки и техники. Вып. 3. Сборник статей. Наука, Москва, 2007. С. 287-366. Перевод с лат., комментарии и послесловие Б. А. Старостина. [электронный рессурс] http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1327841265

22. Дворецкий И.Х /Латинско-русский словарь, Русский язык-Медиа: 2005,. 200 тыс. слов и словосочетаний. [электронный рессурс] http://slovо.ru/

23. Кравченко А. И./Религия Рима, Культурология. - М.:Академический Проект, 2001; Машкин Н. А. История древнего Рима. - М. ОГИЗ, 1947 [электронный рессурс] http://www.mystic-chel.ru/europe/rome/

24. Монетное дело средневековья. Виды монет. [электронный рессурс] http://web4sec.org/

25. Словарь нумизмата. Описание, история ммонет, денежных едениц стран мира. [электронный рессурс] http://www.numizm.ru/

26. Статьи – материалы по античной нумизматике- Коллекционирование античных монет. [электронный рессурс] автор-Андрей Пятыгин http://coins.msk.ru/articles/10/85/

27. Очерк о технологии изготовления монет [электронный рессурс] http://www.trajan.ru/howmade.html

28. Пресс-релизы. - Национальный банк Республики Беларусь, 2000-2011. [электронный рессурс] http://www.nbrb.by/News/

29. Архив Пресс-службы Национального банка Украины. - Национальный банк Украины [электронный рессурс] http://web.archive.org/web/20070216024753/http://pr.bank.gov.ua/ukr/

30. Alan Cameron/ Greek Mythography in the Roman World ,Oxford:Times Literary, 2005 -290с.

31. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history, 1998-206с.

32. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London: Scientific history,1991-144с.

33. Babelon Е. /A treatise on Greek and Roman coins, London:Scientific history, 1995-208с.

34. Babelon E. / Monograph on the history of coinage of the ancient states, Paris:Ernest Leroux, Editeur, 1907-300с.

35. Sear David R /Roman Coins & Their, ValuesInternational Numismatic organization of Arts,1988-400 с.

36. Warwick W. /Монеты вандалов, остготов и лангобардов, London:Printed by order of the trustees, 1911- 480 с.

37. Mattingly D. / Coins of Rome. From the earliest times to the fall of the Western Empire, London: Collector"s Books, 2005. -576с.

38. Plent Richard J /A Numismatic Journey Through the Bible, Tindal:Rotographic, 2007-200 с.

39. Friedlein G./Die Zahlzeichen und das elementare Rechnen der Griechen und Römer und des Christlichen Abendlandes, Dresden: Erlangen,1995-869с.

40. Hill P./The Monuments of Ancient Rome as Coin Types, London: History,1989- 145 с.

41. Fengler, H. Guiraud GI V.Unger /Dictionary of Coin Collector,Publisher:Transpress,1993-406 с.

42. Lexicon Iconographicum Mythologiae Classicae Artemis-Verlag. 1999-206c.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...