Памятный знак летчикам. Героическое первенство великой отечественной

28 июня 1941 года два летчика Северного фронта пошли на таран, став первыми Героями Советского Союза в годы войны

Летчики северного фронта Степан Здоровцев и Петр Харитонов, Михаилу Жукову

Великая Отечественная война дала наибольшее число награжденных высшей наградой тех лет: 11 739 человек - мужчин и женщин, военных и гражданских, воевавших на фронте и за его линией, были удостоены звания Героя Советского Союза. А первыми это звание в годы войны получили летчики 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиадивизии, совершившие 28 июня 1941 года воздушные тараны на Северном фронте - Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Через 10 дней, 8 июля, им и еще одному их сослуживцу, Михаилу Жукову, совершившему таран 29 июня, было присвоено высшее звание.

Примечательно, что в присвоения высшей награды Советского Союза именно летчики закрепили за собой хронологический приоритет. Напомним, что именно пилоты, участвовавшие в операции по спасению со льдов участников арктической экспедиции ледокола «Челюскин», были первыми, кто удостоился этого звания. 20 апреля 1934 года указом Верховного совета новая высшая награда страны, учрежденная за четыре дня до этого, была вручена семерым летчикам-участникам челюскинской эпопеи. Первыми в истории Героями Советского Союза стали Михаил Водопьянов, Иван Доронин, Николай Каманин, Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков и Маврикий Слепнев. До июня 1941-го высшего звания были удостоены еще 647 человек - в основном за бои на Дальнем Востоке (на Халхин-Голе и у озера Хасан) и Зимнюю войну 1939-40 годов. А потом грянуло 22 июня, и уже через полмесяца летчики - опять первыми среди равных! - стали первыми героями Великой Отечественной.

Судя по скупым данным о времени подвига, рассыпанным по множеству исследований и статей, хронологически первым был таран Харитонова. Хотя первым в тот день в боевой вылет отправился Здоровцев: около пяти часов утра 28 июля он вылетел на перехват противника в составе дежурного звена 3-й эскадрильи 158-го истребительного авиаполка. Харитонов поднялся в воздух позже (его звено как раз пришло на смену звену, с которым летал Здоровцев), но цель для своего тарана он встретил первым.

… Путь Степана Здоровцева в авиацию был весьма извилистым. Уроженец Ростовской области, сын крестьянина, он был классическим комсомольцем-добровольцем предвоенного периода. Выпускник тракторно-механической школы в родной станице, он, когда семья переехала в Астрахань, нашел себе работу в судоремонтных мастерских, потом получил свидетельство моториста баркаса, поработал в рыбном промысле, а откуда перешел в ОСВОД - Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях. Ответственный и спокойный, всегда готовый рискнуть собой ради других, он быстро стал начальником Астраханской городской спасательной станции ОСВОД, и уже на этой должности получил дополнительную специальность водолаза. А потом сменил соленый океан на воздушный - в 1937 году двадцатилетний Степан Здоровцев по комсомольской путевке (в разгаре была кампания под лозунгом «Комсомолец - на самолет!») отправляется учиться в Астраханский аэроклуб. Годом позже его призывают в армию, и в 1940 году свежеиспеченный выпускник Сталинградского военного авиационного училища прибывает к первому месту службы - в Псков, где на аэродроме Кресты тогда базировался 158-й истребительный авиаполк, летавший в основном на истребителях И-16 конструктора Николая Поликарпова. Очень быстро он обращает на себя внимание командования полка своей страстью к освоению новых приемов воздушного боя, и перспективного летчика отправляют на курсы командиров звеньев в город Пушкино. Окончив их и приняв участие в числе лучших курсантов в воздушном параде над Дворцовой площадью, младший лейтенант Здоровцев возвращается в свой полк, с которым он 22 июня и встретил начало Великой Отечественной войны.

Свою первую воздушную победу Степан Здоровцев одержал на пятый день войны. 27 июня перед самым вылетом на патрулирование он получил данные с КП полка о немецком бомбардировщике, приближающемся к аэродрому. Взлетев, пилот практически сразу обнаружил противника, уже готовившегося к бомбовому удару. Но отбомбиться немец не успел: истребитель И-16 нагнал его, зашел сверху и длинной очередью сбил. А на следующий день ранним утром дежурное звено, в составе которого был и Степан Здоровцев, вылетело на перехват бомбардировщиков, явно нацелившихся на полковой аэродром. Наши летчики перехватили «Юнкерсы-88» еще на подлете и заставили их повернуть обратно, однако сбить не смогли ни одного. А едва вернувшись, Здоровцев получил приказ вновь вылететь на перехват самолета противника, явно возвращавшегося с бомбежки. Но первые атаки закончились безрезультатно: немецкий бомбардировщик отлично маневрировал, все время подставляя советский самолет под огонь своих бортовых пулеметов. С третьего захода истребителю удалось расстрелять вражеского бортстрелка, и немец остался безоружным - но тут выяснилось, что последняя очередь исчерпала весь боезапас. И тогда летчик решил идти на тараню. «Мой самолет ударил винтом по хвосту «Юнкерса» и срезал его рули поворота, - рассказывал после Степан Здоровцев. - Вторым приемом я отрубил у врага рули глубины. Бомбардировщик потерял управление и камнем полетел вниз. Два немецких летчика выбросились с парашютами. Они были захвачены в плен нашими наземными войсками. Сбив противника, я почувствовал, что мой истребитель сильно вздрагивает. «Поврежден винт», - подумал я и остановил обороты. Пользуясь запасом большой высоты, я начал планировать в сторону аэродрома. Так пролетел свыше 80 километров и благополучно прибыл на свою базу».

Петр Харитонов - ровесник своего однополчанина Степана Здоровцева (они родились не просто в один год - 1916-й - а еще и в один месяц, только Петр был старше на восемь дней) - тоже пришел в авиацию непростой дорогой. Уроженец Тамбовской области, он после школы успел поработать плотником, потом закончил педагогические курсы и стал учителем начальных классов в Улан-Удэ. В 1934 году в городе открылся аэроклуб, и (помним, в разгаре кампания «Комсомолец - на самолет!») молодой учитель, закончив уроки, сам становится учеником - у полетных инструкторов. В конце 1937-го Харитонов получает свидетельство об окончании обучения в аэроклубе, а в 1938-м его призывают в армию и отправляют учиться военному делу в Батайскую военную авиационную школу летчиков, которая годом позже получила имя Героя Советского Союза Анатолия Серова - одного из самых знаменитых летчиков Гражданской войны в Испании. В 1940-м молодой пилот-истребитель получает звание младшего лейтенанта - и назначение в 158-й истребительный авиаполк в Пскове.

С 22 июня Петр Харитонов, как и все остальные летчики полка, начинает боевые вылеты - но встретиться с врагом в бою ему довелось только 28 июня. И в первом же своем боевом вылете он становится героем! Причем, как признавался сам летчик, невольно. «Патрулирую я на «Ишачке» (истребитель И-16. - Прим. ред.), вижу одиночный Ju-88. Атакую и прицеливаюсь по бензобаку. Но не стреляют мои пулеметы. И вдруг - что за черт! - противник, дымя, идет на снижение. Перезаряжаю пулеметы и снова атакую. Опять пулеметы молчат, а фашист все снижается, оставляя за хвостом полосу дыма. Догадался я, что включили они форсаж моторов, хотят обмануть меня, имитируют, будто подбит самолет и вот-вот рухнет. Ну, думаю, не на такого напали. Иду еще раз в атаку и вижу, что метрах в 50-70 от меня выровнялся бомбардировщик и уходит туда, откуда пришел. Разозлился я страшно и решил таранить. Подобрался к хвосту «Юнкерса». Расстояние сокращается с каждой секундой. Сбавил скорость, прикинул, куда ударить получше, и винтом обрубил ему рули глубины. Тут уж бомбардировщик действительно пошел к земле. Трое из экипажа сгорели, четвертый выбросился с парашютом, его в плен взяли. Он-то и показал: экипаж состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все имели Железные кресты. Ну, а я, как говорится, на родную землю без потерь приземлился».

Днем позже, 29 июня, таран совершил еще один летчик того же 158-го полка - младший лейтенант Михаил Жуков. Как писал позже в своих воспоминаниях главный маршал авиации Александр Новиков, командовавший в то время ВВС Северного фронта, «через день или два после таранных ударов Здоровцева и Жукова я докладывал... о трех героях-однополчанах и предложил представить их к званию Героя Советского Союза». Представление поддержали, и 8 июля 1941 года был опубликован указ Верховного совета о присвоении трем летчикам 158-го полка звания Героев Советского Союза. Они узнали о награждении в тот же день из газеты «Правда», где были помещены их портреты, рядом с ними - указ Президиума Верховного совета СССР, а ниже - стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Первые три»:

«Здоровцев, Харитонов, Жуков!
Вас обнимает вся страна!
И все от дедов и до внуков
Твердят родные имена.
Пусть множатся ряды героев,
Пусть в наши грозовые дни
Дерутся все, как эти трое,

И побеждают, как они!»

Дальнейшая военная судьба троих героев сложилась по-разному. Степан Здоровцев погиб на следующий день после награждения, 9 июля: возвращавшийся с разведки его самолет перехватили несколько истребителей противника. Михаил Жуков погиб 12 января 1943 года в неравной схватке с девяткой немцев: снаряд попал в бензобак. Петр Харитонов 25 августа 1941 года совершил свой второй таран, за что был награжден орденом Ленина, а через пару недель в очередном бою был сильно ранен, вернулся в строй в 1944 году, воевал до Победы и ушел в отставку через десять лет после нее в звании полковника авиации.



24.12.1916 - 09.07.1941
Герой Советского Союза
Даты указов
1. 08.07.1941

Памятники
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге


З доровцев Степан Иванович - командир авиационного звена 158-го авиационного истребительного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт), младший лейтенант.

Родился 24 декабря 1916 года на хуторе Золотарёвка Семикаракорского района Ростовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил тракторно-механическую школу. После переезда семьи в город Астрахань устроился в судоремонтные мастерские. Вскоре Здоровцев сдал экзамены на моториста баркаса и перешёл работать сначала на Чапаевский рыбный промысел, а потом механиком баркаса в ОСВОД – Общество содействия развитию водного транспорта и охраны жизни людей на водных путях.

Вскоре Здоровцева выдвинули на должность начальника городской спасательной станции ОСВОДа. На станции нужны были водолазы, и Здоровцев поступил на курсы водолазов. В феврале 1937 года его послали учиться в Астраханский аэроклуб, который он окончил в конце того же года, получив официально и звание водолаза.

В Красной Армии с 1938 года. Окончил Сталинградское военное авиационное училище в октябре 1940 года. Вместе со своим одногруппником М.П. Жуковым Здоровцева направили служить в 158-й истребительный авиационный полк Ленинградского военного округа, базировавшийся на аэродроме Кресты в городе Пскове. Там он особенно тщательно принялся за отработку приёмов ведения воздушной стрельбы. Заметив способности младшего лейтенанта Здоровцева, командование послало его в город Пушкин на курсы командиров звеньев. Обучение завершилось для Здоровцева участием в воздушном параде над Дворцовой площадью в Ленинграде.

Ранним утром 22 июня 1941 года 158-й истребительный авиационный полк был поднят по тревоге. В беспрестанных полётах дежурных звеньев прошло несколько дней. Наши войска отходили за реку Западная Двина. Истребители прикрывали от ударов фашистской авиации города Псков, Остров и коммуникации подхода наших войск к линии фронта. Здоровцев в первых боях зарекомендовал себя мужественным и талантливым лётчиком-истребителем.

27 июня 1941 года младший лейтенант Здоровцев вылетел на перехват летящего в направлении нашего аэродрома вражеского самолёта. Обнаружив фашистский бомбардировщик, Здоровцев атаковал его, подошёл вплотную сверху и дал длинную очередь. Объятый пламенем вражеский самолёт камнем полетел к земле. Это была первая победа Здоровцева.

28 июня 1941 года группа наших истребителей патрулировала над городом Остров. Вскоре в небе появились 10 немецких бомбардировщиков "Ю-88" в сопровождении истребителей "МЕ-109". Наши истребители вступили в бой и не допустили фашистских бомбардировщиков к городу. В этом воздушном бою Здоровцев полностью израсходовал боеприпасы. На обратном пути к своему аэродрому он встретил вражеского бомбардировщика. Не желая безнаказанно пропускать фашистский самолёт, лётчик решился таранить его. Форсируя двигатель, Здоровцев подошёл снизу под хвост бомбардировщика и срубил винтом хвостовое оперенье «Юнкерса». Ему удалось удержать в полёте свой повреждённый И-16, в то время как, переваливаясь с крыла на крыло, падал «Юнкерс». Выбросившихся с парашютом фашистских лётчиков взяла в плен наша пехота. Здоровцев благополучно приземлился и через 2 часа на этом же самолёте вылетел на новое задание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года за совершённый воздушный таран младшему лейтенанту Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Он с лётчиками П.Т.Харитоновым , совершившим таран 27 июня и М.П.Жуковым , совершившим таран 29 июня 1941 года, стал первым Героем Советского Союза в Великой Отечественной войне.

9 июля 1941 года однополчане поздравили Героя с этим высоким званием. После торжественного построения младший лейтенант Здоровцев вылетел на разведку. На обратном пути в районе Пскова он встретил группу вражеских истребителей и вступил с ними в бой. Силы оказались слишком неравными, и в этом бою Здоровцев погиб.

На Волге именем Героя назван пассажирский теплоход, в Астрахани, и Волгограде - улицы. В 1975 году именем Героя названа улица в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). В городе Астрахань установлен памятник Герою. Также его носят школы во многих населённых пунктах страны.

Приказом Министра Обороны СССР С.И.Здоровцев навечно зачислен в списки воинской части.

Награждён орденом Ленина.

Суровые испытания выпали на долю древнего русского города, вписавшего в годы Великой Отечественной войны новые яркие страницы в свою многовековую историю.

В захватнических планах фашистской Германии особое место занимал Ленинград, для овладения которым предназначалась группа армий «Север». Перед ней стояла задача нанести удар из Восточной Пруссии в направлении на Даугавпилс, Остров, Псков и через короткое время захватить Ленинград. Всего на ленинградском направлении действовали 42 вражеские дивизии общей численностью 725 тысяч солдат и офицеров, вооруженных танками, авиацией, орудиями - более 30% сил и средств, предназначенных для вторжения в пределы Советского Союза.

Гитлеровская Германия, вероломно напав на СССР, стремилась нанести ему возможно более тяжелый урон, захватить инициативу и в кратчайший срок завершить войну в свою пользу. Но план «молниеносной войны» стал рушиться с первых же дней гитлеровского вторжения. Несмотря на неравные условия и тяжелую обстановку, советские воины смело и решительно вступали в бой с превосходящими силами врага и в ожесточенных схватках упорно отстаивали каждую пядь земли. С упорным сопротивлением противник столкнулся на Шауляйско-Лиепайском и Вильнюсском направлениях, где советские воины в первые дни войны стремились задержать его. Однако преимущество противника в живой силе и технике было настолько велико, что они не могли только одной храбростью и самопожертвованием остановить его продвижение вглубь советской территории.

После оставления Прибалтики Псков стал первым крупным российским городом, принявшим на себя удар противника. Ему гитлеровское командование отводило особое место, называя «ключом к парадным дверям Ленинграда»: после Пскова на пути к Ленинграду больше не было такого крупного населенного пункта и важного железнодорожного узла, каковым являлся древний город.

Следя за событиями, развернувшимися на Северо-Западном театре военных действий, Наркомат обороны 26 июня 1941 года потребовал приведения в боевую готовность Псковско-Островского укрепленного рубежа вдоль старой государственной границы. Его оборонительные сооружения были законсервированы или демонтированы после присоединения в 1940 году Прибалтики. Строительные работы начались здесь с 28 июня. На них ежедневно было занято 9500 военных строителей и 25 тысяч мобилизованных жителей Пскова и окрестных районов. Строительство оборонительных рубежей явилось для псковичей огромной школой мужества, проверкой их стойкости. Участники работ подвергались почти непрерывным бомбардировкам и пулеметному обстрелу гитлеровской авиации.

Строительство оборонительных объектов, как и поток эшелонов с военными грузами, места расположения войск прикрывали советские летчики базировавшейся на псковском аэродроме 39-й истребительной авиадивизии. В те дни в псковском небе ее летчики одними из первых сумели осуществить воздушные тараны. 28 июня такой подвиг совершили младшие лейтенанты П.Т.Харитонов и С.И.Здоровцев, 29 июня - младший лейтенант М.П.Жуков. Уникальность этих таранов состояла в том, что все летчики сумели сохранить свои боевые машины и вернулись на аэродром. 8 июля 1941 года был подписан первый в годы войны Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении этим трем летчикам звания Героя Советского Союза.

М.П.Жуков погиб в 1943 году у Невской Дубровки, защищая Ленинград, а П.Т.Харитонову удалось увидеть Победу над гитлеровской Германией. При содействии Комитета по обороне Государственной думы и на собранные в Москве и в Пскове средства памятник этим Героям и первому Указу был сооружен и открыт 22 июля 2005 года в Крестах - перед псковским военным аэродромом. Подвиги П.Т.Харитонова, С.И.Здоровцева и М.П.Жукова стали примером для многих других летчиков. Вскоре после них воздушный таран в и небе под Псковом совершил Н.Я.Тотмин, также удостоенный звания Героя Советского Союза.

Авиаторы были первыми, кто принял на себя удар противника под Псковом. С 30 июня 1941 года на рубеже обороны в Псковско-Островском укрепрайоне стали сосредотачиваться и сухопутные фронтовые резервы, вступившие с начала июля в бой с противником. Особенно ожесточенные бои, полные примеров мужества и героизма, развернулись 3-6 июля. Противник потерял в них до 140 танков, много другой техники и живой силы. Советские летчики в период боев совершили 74 боевых вылета, сбросив на врага сотни бомб. 4 июля летчик Л.В.Михайлов сбил в одном из боев два неприятельских самолета, а свою подбитую машину направил в танковую колонну противника. Это был один из первых в годы войны подвигов такого рода. За него Л.В.Михайлов 22 июля 1941 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Среди командиров, руководивших войсками в этих боях, были командующий 27-й армией Н.Э.Берзарин, будущий первый военный комендант Берлина, и командир 28-й танковой дивизии И.Д.Черняховский, будущий генерал армии, командующий 3-м Белорусским фронтом. Участвовали в боях и бойцы 9-го Псковского пограничного отряда НКВД во главе со старшим политруком Д.Т.Дядищевым, погибшим 3 июля 1941 года.

Бои на Псковско-Островском рубеже на время задержали продвижение противника, но незавершенность сооружения укреплений и превосходство врага в силах заставили воинов Северо-Западного фронта вновь отступить. Однако они упорной обороной снова стремились приостановить продвижение противника непосредственно к Пскову. Неподалеку от города 7 июля 1941 года произошло одно из первых в истории войны крупное танковое сражение, в котором с советской стороны участвовало около 100 танков, а со стороны противника - не менее 250. Противнику был нанесен ощутимый урон: он потерял несколько десятков танков и бронемашин. Еще несколько машин было уничтожено в непосредственной близости от Пскова, возле реки Черёхи.

В 1974 году, в дни празднования 30-летия со дня освобождения Пскова, на городской площади Победы состоялось перезахоронение останков неизвестного солдата, павшего на поле брани 9 июля 1941 года близ деревни Батьковичи, что неподалеку от Пскова, на реке Великой. Вероятно, солдата оставили для прикрытия огнем отходивших товарищей (поэтому у него и не было документов). И когда этот мужественный воин, выполнив свой долг до конца, готовился переплыть реку, вражеские пули настигли его. Он скончался от тяжелых ран на руках жителей деревни, которые здесь же, на берегу Великой, похоронили бойца. Теперь на могиле его в Пскове стоит памятник с надписью «Подвиг твой бессмертен» и горит Вечный огонь, зажженный от Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде.

Нельзя не отметить и роль в защите города первых добровольческих формирований псковичей - истребительных батальонов, отрядов местной ПВО, охранявших важнейшие объекты, тушивших пожары, вспыхнувшие в городе после налетов вражеской авиации, боровшихся с диверсантами и десантами противника. Напряженно трудился коллектив Псковского железнодорожного узла, обеспечивавший эвакуацию имущества и ценных грузов. Только в период с 3 по 8 июля 1941 года из города в восточные районы страны (Поволжье, Урал, Сибирь) было вывезено 1457 вагонов грузов (ценности Государственного банка, оборудование промышленных предприятий, культурные ценности и др.). Составы нередко формировались под бомбовыми ударами вражеской авиации, на разрушенных путях.

По мере возрастания угрозы захвата Пскова советское командование, стремясь в очередной раз задержать противника, приняло решение о взрыве всех мостов через Великую и ее притоки. К 8 июля все автодорожные мосты, прикрывавшие подступы к городу, были подорваны. Сохранился только железнодорожный мост, у которого несла охрану группа из семи саперов 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса под руководством младшего лейтенанта С.Г.Байкова.

В эти тревожные минуты, когда враг стремился на плечах отступавших советских воинов ворваться в город, саперы-подрывники и совершили героический подвиг. Мост был уже заминирован, но по нему переправлялись отступавшие бойцы 41-го стрелкового корпуса. В случае немедленного взрыва моста значительная часть их осталась бы на левом берегу Великой и неизбежно попала бы в плен, поэтому с взрывом тянули до последнего. Наконец, около 16 часов приказ о взрыве был получен. Но в это время саперы увидели, что к мосту с боем пробивается советский артиллерийский дивизион. Байков решил пропустить его, а потом подорвать мост. Артиллеристы переправились (все это происходило под артиллерийским огнем противника), но вслед за ними к мосту устремились немецкие танки и мотоциклы. Дело решали секунды. Попытка взорвать мост с помощью подрывной машинки не удалась (электропровода оказались перебитыми). Тогда саперы вместе с командиром бросились на мост и использовали в качестве детонаторов гранаты. Мост вместе с ворвавшимися на него вражескими машинами рухнул в воду. За этот подвиг С.Г.Байков первым среди воинов инженерных частей был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1942 г.), все остальные бойцы награждены орденами Ленина. Именем Байкова названа одна из улиц города. Долгое время все бойцы его группы считались погибшими при взрыве, как и командир. Однако судьба четырех из них оказалась счастливой: они в тот памятный день уцелели, продолжали сражаться с врагом, а после окончания войны вернулись на Псковщину и получили давно ожидавшие их заслуженные награды.

Бойцы-саперы повторили подвиг, который был совершен невдалеке от этого места командиром 2-й роты 4-го минно-подрывного дивизиона А.А.Чецулиным в гражданскую войну, когда интервенты и белогвардейцы весной 1919 года рвались к Петрограду. Чтобы задержать их, минеры разрушили железнодорожный мост, а броневики противника тем временем вступили на Ольгинский мост. Выделенные для подрыва моста минеры не успели вовремя сделать это. Тогда командир роты бросился к мосту и подорвал его. Герой погиб, но уничтоженный им мост на три дня остановил наступление интервентов и позволил частям Красной Армии организовать оборону на тыловых рубежах.

Взрыв мостов в 1941 году тоже не позволил противнику сходу ворваться в Псков. Упорной обороной города продвижение его было задержано еще на сутки, что позволило командованию выиграть некоторое время, столь дорогое в ту тяжелую пору. Тогда противник обошел Псков с востока и его танковые соединения устремились к Луге. Советские войска под угрозой окружения 9 июля 1941 года вынуждены были оставить город.

Оборона Псковско-Островского укрепленного рубежа и непосредственно Пскова явилась важ ным звеном битвы за Ленинград на дальних к нему подступах и способствовала срыву планов гитлеровцев по быстрому его захвату. Обеспечивая отход главных сил 27-й армии после оставления Пскова, храбро сражались севернее его воины 111-й стрелковой дивизии. Командир дивизии полковник И.М.Иванов во главе одного из подразделений организовал оборону в населенном пункте Мараморка недалеко от Пскова на Ленинградском шоссе. Вскоре показались немецкие автоматчики на мотоциклах, и советские воины открыли по ним огонь. Мотоциклисты стали отступать, но на помощь им подоспела мотопехота. Завязалась ожесточенная схватка. Атаки врага следовали одна за другой, с воздуха их поддерживала авиация, затем к полю боя подошли немецкие танки. Они открыли огонь по воинам, которые вели неравный бой с врагом до последней возможности. Оставшаяся в живых небольшая группа бойцов во главе с командиром дивизии, отстреливаясь, пыталась отойти к лесу. Но вражеский огонь уничтожал одного воина за другим, одним из последних был сражен полковник И.М.Иванов. Теперь у деревни стоит памятник с надписью: «Здесь похоронены командир 111-й стрелковой дивизии полковник Иванов Иван Михайлович и 40 солдат, сержантов и офицеров, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками в июле 1941 года».

Продолжали сражаться с врагом и воины-пограничники. Всего их на подступах к Пскову и севернее его погибло до 180 человек; в деревне Лудони им установлен памятник.

Несмотря на отступление от Пскова и понесенные советскими войсками потери, они не позволили группе армий «Север» разгромить их на северо-западном театре военных действий. Более того, упорной обороной они остановили фашистов на дальних подступах к Ленинграду. Гитлеровскому командованию пришлось 19 июля 1941 года отдать приказ группе армий «Север» прекратить наступление на Ленинград, перейти к обороне, привести в порядок свои войска, перегруппировать их и лишь после этого возобновить наступление. Это время было использовано советскими войсками для организации лучшей обороны на Лужском, а затем на Пулковском рубеже. В конечном итоге план захвата Ленинграда оказался сорванным. В обороне его на дальних подступах важное значение имели и бои под Псковом.

Но древний Псков на целых три года оказался оккупированным немецко-фашистскими захватчиками, в полной мере испытав все тяготы «нового порядка», основным средством которого был массовый, ничем не ограниченный террор. Псков стал поистине многострадальным городом. Он из российских городов был оккупирован одним из первых, а освобожден в числе последних, пережив самую длительную по сравнению с другими гитлеровскую оккупацию. Вдобавок, оккупационный режим был здесь наиболее тяжелым, так как город в течение всех этих лет был ближайшим прифронтовым тылом, постоянной базой дислокации гитлеровских войск.

Кровавым террором, насилиями, грабежами, идеологической обработкой населения гитлеровцы надеялись сломить волю псковичей к сопротивлению. Однако уже летом 1941 года в городе и его окрестностях стали развертываться, становясь все более массовыми и активными, различные формы народного сопротивления. В этом отношении псковичи во многом были первыми в Ленинградской области (Псков в то время входил в Ленинградскую область), вырабатывая и проверяя на практике наиболее целесообразные виды сопротивления и способы их организации. Так, уже в конце июля 1941 года под Псковом начали действовать три партизанских отряда общей численностью 120 человек. Командовали ими заведующий военным отделом Псковского горкома ВКП(б) И.А.Тарабанов, начальник городского отдела милиции В.Н.Шубников и командир-пограничник А.Г.Казанцев. Они были одними из первых партизанских отрядов в Ленинградской области и на оккупированной территории РСФСР в целом. В дальнейшем партизанское движение настолько расширилось, что к востоку от Пскова в сентябре 1941 года образовался первый в истории Великой Отечественной войны Партизанский край - территория, освобожденная от гитлеровских захватчиков, на которой была восстановлена советская власть - своеобразная «партизанская республика» в кольце вражеского окружения. Площадь края равнялась 9600 кв. км; в мирное время на его территории находилось около 400 деревень. Просуществовав в течение года, край показал мощь партизанского движения, силу народа, поднявшегося на защиту Родины. Непосредственно в Пскове уже в августе 1941 года началась деятельность подпольных организаций и групп, руководили которыми Псковские подпольные горком и райком ВКП(б). Они первыми в Ленинградской области, как и на оккупированной территории вообще, пришли к выводу о необходимости концентрации и объединения усилий сравнительно небольших сил подпольщиков для решения главных задач. В ноябре 1941 года был образован Псковский межрайонный подпольный партийный центр, возглавивший борьбу населения в Пскове и в трех прилегавших к нему районах.

Руководил им секретарь Псковского горкома ВКП(б) А.В.Гущин. Это был самый первый на оккупированной территории РСФСР межрайонный центр подпольной борьбы, с которым были связаны подпольные организации и группы Пскова, руководимые патриотами A. M.Яковлевой, А.И.Рубцовой, С.Г.Никифоровым, М.Г.Семеновым, Л.С.Акуловым, И.А.Екимовым и другими. Они действовали в паровозном депо, на электростанции, в госпитале и других местах. В напряженную и полную смертельной опасности борьбу включались и юные псковичи, не объединенные в группы, например, ученики школы № 1 братья Анатолий и Валерий Молотковы.

Межрайонный подпольный партийный центр действовал в течение года и прекратил свое существование после гибели основных его руководителей. Опыт его был учтен в дальнейшем в других районах. В октябре 1942 года в целях усиления подпольной работы в тылу врага Ленинградский обком ВКП(б), следуя примеру псковичей и найдя их опыт организации подпольной борьбы наиболее целесообразным, принял решение создать на оккупированной территории области уже 11 межрайонных подпольных центров, в том числе Псковский, вошедший в историю под названием центра «второго формирования». Возглавил его секретарь Псковского горкома ВКП(б) В.Ф.Михайлов; центр руководил подпольной борьбой в Пскове и в четырех соседних районах. Центром велась работа по воссозданию подпольных организаций и групп, срыву мероприятий оккупантов, диверсионная и разведывательная деятельность. Наиболее важным было

получение сведений о строительстве оборонительной линии «Пантера», что оказало неоценимую услугу советским войскам при наступлении на Псков в 1944 году. Гитлеровское командование намеревалось также осуществить запуск на Ленинград ракет ФАУ-2, уже доставленных в район Пскова. Но своевременно переданные об этом псковскими подпольщиками сведения в Ленинградский штаб партизанского движения позволили советской авиации нанести упреждающий удар и уничтожить сооружения гитлеровских войск. Это был очередной «взнос» псковичей в героическую оборону Ленинграда. Героическая борьба псковичей не прекращалась вплоть до освобождения города. Их решимость до конца бороться с врагом хорошо выразил в своей песне партизанский поэт пскович И.В.Виноградов: «Скорей умрем, чем станем на колени, но победим скорее, чем умрем!».

В результате стремительного наступления советских войск в январе-феврале 1944 года на юг от Ленинграда и на запад от Новгорода была освобождена от захватчиков значительная часть районов Псковского края. К концу февраля советские части вышли на подступы к Пскову. Как в 1941 году гитлеровцы называли его «ключом к парадным дверям Ленинграда», так и теперь он имел для них важнейшее стратегическое значение, представляя «ворота в Прибалтику». Поэтому оккупанты с октября 1942 года начали строительство линии «Пантера», продолжавшееся до 1944 года. «Пантера» являлась частью «Восточного вала», проходившего от Балтийского до Черного моря. После того, как южная часть этого «вала» под кодовым названием «Вотан», проходившая по Днепру, осенью 1943 года рухнула под ударами Красной Армии, гитлеровское командование возложило большие надежды на его северную часть, названную «Пантерой». Глубоко эшелонированная, оборудованная блиндажами, дотами, зарытыми в землю танками и пушками, колючей проволокой, противотанковыми «ежами» и надолбами, «Пантера» должна была сорвать наступление советских войск и наглухо закрыть дорогу в Прибалтику. Псков был окружен мощными оборонительными линиями, последняя из них проходила по окраинам города. Ключом обороны гитлеровцев являлись Ваулины горы, где была создана целая система пунктов, обеспечивавших наблюдение за действиями советских войск на глубину до 15 километров. Командование группы армий «Север» считало эту линию укреплений неприступной.

В конце февраля 1944 года советские войска пытались сходу прорвать ее, но попытки не увенчались успехом. Особенно сильное сопротивление гитлеровцы оказали севернее Пскова - у Ваулиных гор, и южнее города - у станций Стремутка и Черская. Эти бои были отмечены многочисленными примерами героизма советских воинов.

Например, 17 марта 1944 года в одном из боев севернее Пскова рядовой И.С.Коровин закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота и ценой жизни дал возможность подразделению выполнить боевую задачу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Сказывались, однако, сильная усталость бойцов после беспрерывного двухмесячного наступления от стен Ленинграда, ожесточенное сопротивление противника, наступавшая весна, затруднившая деятельность авиации. После нескольких неудачных попыток штурма Ставка Верховного Главнокомандования решила наступление приостановить и перейти к обороне. 18 апреля 1944 года был образован 3-й Прибалтийский фронт под командованием генерала армии И.И.Масленникова, воины которого целых три месяца готовились к предстоящему штурму укреплений «Пантеры». В штабах шло боевое планирование, с бойцами проводились специальные тренировки, бронетанковые и механизированные войска занимались восстановлением материальной части, летчики перебрасывали грузы. Военный Совет 42-й армии выпустил специальную листовку «Освободим Псков от фашистского ига» с обращением к бойцам и офицерам. «Славные воины нашей армии! - говорилось в ней. - ...Вы находитесь на подступах к крупному административному центру Ленинградской области, важному узлу железных дорог - городу Пскову. Перед вами старинный русский город, прославивший себя многовековой героической борьбой против немецких захватчиков. Наши предки, псковитяне и новгородцы, руководимые Александром Невским, в 1242 году разбили на Чудском озере немецких псов-рыцарей. Это «Ледовое побоище» навсегда прославило силу русского оружия. Наши отцы и старшие братья в 1918 году под Нарвой и Псковом наголову разбили отборные немецкие войска и тем самым вписали первую величайшую страницу в историю военной славы молодой Красной Армии...».

Наступление возобновилось 17 июля 1944 года и началось с прорыва линии «Пантера» южнее Пскова. Значимость этого события была настолько большой, что в Москве в честь воинов 3-го Прибалтийского фронта, совершивших прорыв, был дан салют. Этот прорыв «Пантеры» означал начало Псковско-Островской наступательной операции, в ходе которой был освобожден и Псков. Основной удар по городу наносили 128-я и 376-я стрелковые дивизии (командиры - генералы Д.А.Лукьянов и Н.А.Поляков), входившие в 42-ю армию (командующий генерал В.П.Свиридов) 3-го Прибалтийского фронта. Вместе с ними действовали приданные им соединения и части - инженерные, артиллерийские, саперные и другие. Поддерживали наступление летчики 14-й Воздушной армии генерала И.П.Журавлева. Непосредственно на Псков наступали, а затем и вели бои на его улицах полки 128-й стрелковой дивизии: 741-й (командир подполковник Г.И.Чурганов), 374-й (командир майор К.А.Шестак), 533-й (командир подполковник Н.М.Панин), а из 376-й стрелковой дивизии - 1250-й полк (командир подполковник А.И.Глушков). «Псков был превращен противником в мощный узел сопротивления, - докладывал командир 128-й стрелковой дивизии Д.А.Лукьянов командованию фронта. - В зданиях установлены пулеметные точки, в фундаментах домов оборудованы дзоты и доты. Улицы и большая часть домов заминированы, на перекрестках установлены фугасы...». В ходе наступления красноармейцы и офицеры частей проявили массовый героизм, совершив немало подвигов. Так, разведчики В.Жуков и Р.Шалобода, забросав гранатами так называемый «клишовский дот», заставили его замолчать и обеспечили продвижение батальона; командир роты 122-й танковой бригады лейтенант Н.Луговцев, уничтожая огнем и гусеницами живую силу и технику врага, прокладывали путь пехоте; блокируя вражеские огневые точки, прорвала оборону противника рота лейтенанта И.Ядрышникова, овладели опорными пунктами батальоны Н.Коротаева и В.Н.Мирошниченко; рядовой 42-го отдельного штурмового инженерно-саперного батальона Н.В.Никитченко под огнем противника заминировал направление перед передним краем противника, а во время контратаки танков с двумя противотанковыми минами бросился под танк и подорвал его. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Днем 22 июля 1944 года полки 128-й стрелковой дивизии с приданными ей частями с боем освободили центральную часть Пскова и вышли к реке Великой на всем ее протяжении в городской черте. Одновременно с севера нанесла удар 376-я стрелковая дивизия. Уничтожив мосты и переправочные средства, противник рассчитывал задержаться на какой-то срок на широком и глубоком водном рубеже, но в тот же день началось форсирование реки Великой. На рассвете 23 июля 1944 года Псков был полностью очищен от немецко-фашистских захватчиков.

Приказом Верховного Главнокомандующего частям и соединениям, особо отличившимся при освобождении города, было присвоено почетное наименование «Псковские»: 128-й и 376-й стрелковым дивизиям, 52-му гвардейскому отдельному тяжелому пушечному артиллерийскому дивизиону, 122-му минометному и 631-му зенитно-артиллерийскому полкам, 38-му отдельному моторизованному понтонно-мостовому батальону, 85-му отдельному полку связи. Названия этих частей и соединений были высечены на специальной стеле, установленной на улице 23 Июля (названа так в память о дне освобождения Пскова). Ряд частей и их командиры были награждены орденами, всем воинам 42-й армии за взятие Пскова объявлена благодарность, а в Москве 23 июля дан салют. Всего орденами и медалями за освобождение Пскова было награждено 4244 солдата и командира. В приказе Верховного Главнокомандующего подчеркивалась и значимость одержанной победы под Псковом для дальнейшего хода боевых действий: «Войска 3-го Прибалтийского фронта сегодня, 23 июля, штурмом овладели городом и крупным железнодорожным узлом Псков - мощным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим пути к южным районам Эстонии...». После слома обороны немцев под Псковом советские войска получили возможность для наступления на Прибалтику.

Так советские воины в боях за Псков приумножили славу города, завоеванную в сотнях сражений и осад предыдущих эпох.

«Советские войска штурмом овладели городом Псковом, - писала 24 июля 1944 года в передовой статье газета «Правда», подчеркивая преемственность подвига бойцов Великой Отечественной и боевых свершений их предков. - Честь и слава доблестным войскам Третьего Прибалтийского фронта! На их долю выпало счастье освободить один из старейших городов России, имя которого воскрешает в памяти русского народа славнейшие страницы его истории.

С давних времен Псков стоит неколебимой заставой Руси на западном ее рубеже. Псков памятен врагам. О его каменные стены не раз дробились закованные в латы разбойничьи банды немецких псов-рыцарей. В жестоких боях на Псковской земле под корень подкошена была мощь Ливонского ордена. Псковские полки, испытанные в воинском искусстве, участвовали в исторических сражениях, в коих объединившиеся силы славянских народов нанесли окончательный удар тевтонским завоевателям - предшественникам германского империализма.

Старая слава Пскова перекликается с новой. В исторических боях под Псковом родилась в 1918 году Красная Армия.

И снова, как встарь, как 26 лет назад, под Псковом оккупанты узнали силу русского оружия, узнали гнев русского народа. Но еще никогда они не были биты, как теперь... Чудесный город, хранитель русской культуры снова в семье родных городов!».

За свою многовековую историю Пскову пришлось участвовать в 120 войнах и выдержать 30 осад, но все же наиболее героические и трагические моменты его истории навсегда останутся связанными с Великой Отечественной войной.

Говоря о них, нельзя не вспомнить и об участии самих псковичей в достижении Победы в этой кровопролитной войне. Только в первые дни войны, предшествующие оставлению города, в ряды защитников Отечества встали свыше 15 тысяч псковичей, сотни их влились в действующую армию после освобождения города, немало их принимало участие в различных формах антифашистского сопротивления. Свыше 4 тысяч уроженцев Пскова пали на полях сражений, пропали без вести, стали жертвами фашистского террора. Пять псковичей стали Героями Советского Союза. Двое из них - А.В.Тимофеев и Г.Г.Скворцов - получили это звание за участие в войне с Финляндией, М.Т.Петров и В.Н.Пешков - за героизм, проявленный при форсировании в июле 1944 года Вислы, Героем стал и летчик В.М.Харитонов, совершивший 175 боевых вылетов. Пскович В.И.Коршунов за героизм, проявленный на территории Латвии и в уличных боях в Берлине, стал полным кавалером ордена Славы, А.И.Волков в бою под Пулковом в январе 1944 года закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, за что 5 октября 1944 года был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Сержант М.П.Минин , являвшийся одним из бойцов знаменной группы капитана В.Н.Макова, 30 апреля 1945 года водружал Красное знамя на крыше гитлеровского рейхстага. С Псковом связаны отдельные страницы военной службы некоторых выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. В 1925-1930 годах в должности начальника штаба 56-й Московской стрелковой дивизии в Пскове служил Ф.И.Толбухин, будущий Маршал Советского Союза, командующий 3-м Украинским фронтом. Другой прославленный Маршал, дважды Герой Советского Союза К.К.Рокоссовский в 1936-1937 годах командовал 5-м кавалерийским корпусом, дислоцированным в Пскове и его окрестностях, и являлся начальником Псковского гарнизона.

Псков после освобождения представлял собой страшную картину разрушения (общий ущерб городу в ценах послевоенных лет исчислялся в сумме 1,5 млрд.руб.). Его жителям предстояло совершить новый героический подвиг, на этот раз трудовой - подвиг возрождения, ничуть не уступавший по своей значимости военному. Хорошо понимало роль Пскова в истории страны и русской культуры руководство страны, оказавшее псковичам огромную помощь и поддержку в восстановлении города. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1944 года Псков стал центром вновь образованной области; 5 января 1945 года СНК РСФСР принял Постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Пскова и Псковской области», а 1 ноября 1945 года Постановлением СНК СССР Псков был включен в число 15 старейших городов страны, подлежавших первоочередному восстановлению. Все эти меры способствовали возрастанию Пскова как политического, административного, хозяйственного и культурного центра и содействовали его скорейшему возрождению.

В годы Великой Отечественной войны

В первые дни войны псковичи совершили несколько героических подвигов. Базировавшиеся на псковском аэродроме летчики Степан Здоровцев, Пётр Харитонов и Михаил Жуков 28-30 июня 1941 года во время воздушных боев, израсходовав боезапас, чтобы не пропустить фашистские самолеты на Ленинград, умело таранили их, сохранив свои боевые машины. Первым в истории Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года, им было присвоено звание Героя Советского Союза. При содействии Комитета по обороне Государственной думы и на собранные в Москве и Пскове средства этим Героям и первому Указу был сооружен памятник на шоссе перед псковским военным аэродромом. Его открыли в год 60-летия Победы, в дни города 22 июля 2005 года.

Первым Героем Советского Союза в саперных войсках стал служивший в Пскове младший лейтенант Семён Байков. 8 июля 1941 года, когда провод для электроподрыва железнодорожного моста через Великую в Пскове оказался порванным, он бросился к опорам моста и ценою жизни взорвал его на виду у приближавшихся фашистов. Его именем в 1986 году была названа одна из улиц города.

Ожесточенные бои с наступавшими немецкими войсками шли в первых числах июля 1941 года в 50 км южнее города. Под Псковом сразу появились партизанские отряды, и уже в августе 1941 года был создан Партизанский край, который фашисты не смогли уничтожить до конца военных действий. В городе действовали подпольные антифашистские группы и были явочные квартиры для действовавших вблизи Пскова партизан. Выдающейся страницей в истории войны стал продовольственный обоз, доставленный в марте 1942 года через линию фронта из Партизанского края в блокадный Ленинград.

Учитывая стратегическое положение Пскова на подступах к Прибалтике, фашисты построили вокруг города и его окрестностей многокилометровую оборонительную линию «Пантера». Прорвать ее сходу не удалось, и ожесточенные бои продолжались с февраля по июль 1944 года. Псков оказался последним городом Российской Федерации, освобожденным от немецкой оккупации. День освобождения города, 23 июля, стал главным праздником псковичей.

Разрушения в городе были так велики, что еще во время войны, 5 января 1945 года, было принято постановление Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по восстановлению хозяйства г. Пскова и Псковской области». Затем 1 ноября 1945 года правительство СССР включило Псков в число 15 древнерусских городов, подлежащих первоочередному восстановлению, а 20 ноября того же года Совнарком РСФСР принял постановление о сохранении памятников старины.

Несмотря на все трудности, Псков быстро восстанавливался. Одновременно возрождались памятники боевой славы древнего Пскова.

Мне этот бой не забыть нипочем –

Смертью пропитан воздух,

А с небосклона бесшумным дождем

Падают звезды…

В.Высоцкий

70 лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. В нашей стране нет ни одной семьи, в которой не хранили бы память о ней. И все те, кто сражался с оружием в руках, кто, стоял у станков, сеял хлеб, растил детей и ждал вестей от самых близких и дорогих людей, уже давно для последующих поколений стали героями самой страшной войны в истории человечества. Их были миллионы, тех, кто на фронте и в тылу приближал День Победы.

И все же главным героем этой войны по праву является советский солдат. В годы Великой Отечественной войны более 11 тысяч солдат, офицеров и генералов Советской Армии и партизан были удостоены самой высшей и почетной награды страны – звания Героя Советского Союза. Шестеро из них совершили свой подвиг в боях за Остров. Еще двое сражались на островской земле. В этой статье речь пойдет о них. И о их Подвиге.

Если обстоятельства этого требуют

Это было 28 июня 1941 года на подступах к Ленинграду. В 13 часов на перехват немецких бомбардировщиков вылетело 6 самолетов И-16 158-го истребительного авиаполка. В районе города Острова советские истребители атаковали врага. Они рассеяли группу «юнкерсов» и начали их преследовать.

П.Т.Харитонов

Младший лейтенант Петр Тимофеевич Харитонов волновался – это был его первый воздушный бой. Кроме того, во время боя машина Харитонова получила повреждения, отказали пулемёты. Самолёт противника со снижением уходил всё дальше и дальше… Харитонов прибавил обороты мотора и решил уничтожить врага любой ценой. Он направил свою машину на самолёт врага — вперёд и вниз. С каждой секундой расстояние между ними сокращалось, до земли оставалось 50 метров. Петр Харитонов вплотную подошёл к бомбардировщику и винтом ударил по его хвостовому оперению. Лишившись управления, фашистский бомбардировщик врезался в землю. Трое из экипажа неприятеля сгорели, четвертый выбросился с парашютом, и его взяли в плен. Позже он показал, что экипаж самолета состоял из опытных асов, за бомбардировку городов Англии и Франции все они имели Железные кресты.

Самолёт Петра Харитонова из-за повреждённого винта сильно трясло. Тем не менее, он отыскал площадку для посадки и благополучно приземлился.

Не зная о подвиге П.Т. Харитонова, его однополчанин младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев в 14 часов 10 минут того же дня вылетел для отражения налета фашистских бомбардировщиков. В районе Острова советские истребители стремительными атаками расстроили боевой порядок вражеской группы. Немецкие пилоты, беспорядочно сбросив бомбы, стали уходить с резким набором высоты. Степан Здоровцев догнал «юнкерс», когда стрелка высотомера показывала уже 7000 метров.

С.И.Здоровцев

Фашисты яростно отстреливались. Несколькими очередями советский истребитель заставил навечно замолчать обоих стрелков. И вот уже в прицеле голова фашистского пилота, но… патроны кончились. Здоровцев не колебался ни секунды. На максимальной скорости он стал сближаться с врагом и обрубил ему руль высоты. Бомбардировщик, потеряв управление, стал беспорядочно падать. Летчик и штурман выпрыгнули с парашютами, но на земле были взяты в плен.

На своей израненной машине, с отбитыми частично лопастями винта, Здоровцев с трудом дотянул до своего аэродрома.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1941 года летчикам Петру Тимофеевичу Харитонову и Степану Ивановичу Здоровцеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Вместе с ними этого высокого звания был удостоен Михаил Жуков, также сбивший тараном вражеский самолет в небе над Псковским озером. Это были первые Герои Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.

Весть о первых таранах в небе Псковщины облетела все авиационные части. Скоро их подвиг повторили многие советские летчики. Если этого требовали обстоятельства, если в воздушном бою отказывали пушки, пулеметы, заканчивались снаряды, они готовы были уничтожать фашистские самолеты собственной машиной и шли на таран.

4 июля 1941 года пилот 158-го истребительного авиаполка старшина Николай Яковлевич Тотмин осматривал свой самолет на аэродроме Рожкополье под Островом, когда до его слуха донесся завывающий, характерный для «юнкерсов» гул моторов. Летчик быстро занял место в кабине И-16 и один пошел на взлет.

Шесть Ю-88 под прикрытием «мессершмиттов» уже подходили к аэродрому. Фашистские пилоты приготовились уже сбросить бомбы, как вдруг к ним протянулись огненные трассы от советского истребителя. Замыкающий группу «юнкерс» загорелся. Атака была настолько неожиданной, что враг растерялся. Строй бомбардировщиков рассыпался, они начали поспешно освобождаться от груза, сбрасывая бомбы, куда попало.

Николай Тотмин продолжал обстреливать врага. Но тут на советского летчика навалились «мессершмитты». Тотмин оказался между двумя вражескими истребителями. Он развернул свой И-16 на одного фашиста, готовясь расстрелять его или таранить, но тот отвернул, не приняв бой. В это время второй Ме-109 открыл огонь по нашему самолету. Однако летчику удалось выйти из-под атаки и самому зайти в хвост фашистскому самолету. Но над Тотминым нависли уже два других «мессершмитта». Немецкий истребитель, тот, что оказался впереди советского самолета, полез круто вверх и, развернувшись, стал пикировать на Тотмина. Николай Яковлевич сманеврировал и пошел снизу вверх в лобовую атаку. Расстояние между истребителями стремительно сокращалось. В последнее мгновение нервы фашиста не выдержали, и он отвернул. Тотмин, резко накренив самолет, крылом срезал плоскость «мессершмитта», который закувыркался вниз.

Советский самолет, получивший во время тарана большое повреждение, вошел в штопор. Старшина прилагал все усилия, чтобы спасти машину, но все было напрасно. Недалеко от земли он покинул самолет, воспользовавшись парашютом.

22 июля 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Яковлевичу Тотмину было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Но война только начиналась. И фронтовые судьбы наших Героев сложились по-разному. 25 августа 1941 года таранным ударом Пётр Тимофеевич Харитонов уничтожил ещё один самолёт противника. За этот подвиг он был награждён вторым орденом Ленина. А в сентябре 1941 года Петр Харитонов был тяжело ранен в воздушном бою. Вернуться в строй он смог только в 1944 году и продолжил свой боевой путь. Всего за время войны он лично сбил 14 самолётов противника.

Младший лейтенант Степан Иванович Здоровцев 9 июля 1941 года вылетел на разведку недавно оставленного аэродрома. В его задание входила только разведка, но, оказавшись над знакомым аэродромом, лётчик не смог сдержаться и нанёс по стоявшим на стоянках фашистским самолётам штурмовой удар. Взлетевшие истребители противника догнали его и навязали бой. Силы оказались слишком неравными. Вылетевшие на розыски Здоровцева товарищи заметили дым пожаров на вражеском аэродроме, но самого лётчика им найти так и не удалось…

Николай Яковлевич Тотмин совершил 93 боевых вылета, в 26 воздушных боях сбил 7 самолётов противника. Он погиб в воздушном бою 23 октября 1942 года под Ленинградом в окрестностях г. Тосно.

Повторили подвиг Гастелло

В конце июня – начале июля 1941 года боевая обстановка для войск Северо-Западного фронта складывалась крайне неблагоприятная. Удержать рубеж на реке Западная Двина не удалось. Танковые и моторизованные соединения 4-й танковой группы Вермахта, форсировав реку, двигались к Острову и Пскову. Удары по танковым и моторизованным колоннам противника наносила советская бомбардировочная авиация.

4 июля на бомбардировку такой колонны вылетела эскадрилья 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 41-й смешанной авиационной дивизии во главе с Леонидом Васильевичем Михайловым .

Капитан Михайлов был опытным летчиком. За мужество и мастерство, проявленные в боях с белофиннами зимой 1939-1940 гг., он был награжден орденом Красного Знамени. Боевым опытом обладал и штурман ведущего самолета капитан Гавриил Васильевич Левенец, грудь которого украшало 2 таких ордена. Орденоносцем был и стрелок-радист старший сержант Иван Дмитриевич Шереметьев.

Девятка бомбардировщиков СБ уже прошла Псков, внизу показались фашистские танки. И тут на эскадрилью напали истребители Ме-109. Капитан Михайлов приказал экипажам держать плотнее строй и развернуться на боевой курс. А небо вспороли взрывы зенитных снарядов и пулеметные очереди «мессершмиттов». Наши экипажи с трудом отбивали их атаки.

Сбросив первые серии бомб, эскадрилья пошла на новый заход. В этот момент зенитный снаряд угодил в самолет Михайлова. Несмотря на усиливающийся пожар, капитан еще раз завел эскадрилью на цель. Еще можно было выброситься на парашютах, посадить горящий самолет на лес, но Л.В. Михайлов, Г.В. Левенец и И.Д. Шереметьев приняли другое решение. Капитан Михайлов передал командование группой своему заместителю, старшему лейтенанту М.А. Живолупу, а сам направил горящий самолет в скопление вражеских танков… Так в небе Острова в районе д. Рубеняты Л.В. Михайлов и его товарищи повторили подвиг Николая Гастелло.

22 июля 1941 года капитану Леониду Васильевичу Михайлову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

С боем через линию фронта

22 июня 1941 года застало летчика бомбардировочной авиации Павла Андреевича Маркуцу в Москве, куда он прибыл сдавать экзамены в Военно-Воздушную Академию. С первых дней Великой Отечественной войны он сражался с фашистами в воздухе, бомбил вражеские позиции.

П.А.Маркуца

2 июля 1941 года командир звена 44-го скоростного бомбардировочного авиаполка старший лейтенант Павел Маркуца производил разведку войск противника в районе реки Западная Двина и бомбил переправу. В это время его самолет был атакован 8 истребителями противника. Силы явно были неравными. Командир экипажа старший лейтенант Маркуца, не раздумывая, стремительно пошел на сближение с головной машиной врага. Фашисты не ожидали дерзкой атаки советского летчика. Короткая пулеметная очередь – и один вражеский самолет рухнул на землю. Фашисты, очнувшись от неожиданности, вновь атаковали бомбардировщик. Штурман и стрелок-радист погибли в воздушном бою, Павел Маркуца тоже был ранен. И вот одна из пулеметных очередей настигла его машину. Вспыхнуло пламя, самолет начал падать. Машина, ломая верхушки деревьев, врезалась в лес и взорвалась.

П.А. Маркуца успел выбраться из кабины и отползти в сторону, прежде чем раздался взрыв самолета. Он отстегнул лямки парашюта, взвел курок пистолета и укрылся в лесу. С наступлением темноты Павел Андреевич стал выходить глухими тропами на восток, к линии фронта. На третий день своего пути он встретил группу бойцов 749-го стрелкового полка, попавших в окружение. Красноармейцы были вооружены. Часть из них была на лошадях и повозках вместе с ранеными бойцами. Командиров среди них не было, и старший лейтенант Маркуца, парторг эскадрильи, возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало советских воинов, выходивших к своим через линию фронта. Павел Андреевич создал из разрозненных групп боеспособный отряд. Двигаясь вдоль дорог, бойцы сводного отряда громили по пути разъезды и посты врага, рвали линии связи, уничтожали мелкие гарнизоны, взрывали мосты, сеяли панику в тылах немецких частей. На седьмые сутки трудного и опасного пути отряд под командованием старшего лейтенанта П.А. Маркуцы с боем прорвался через линию фронта. В расположение советских войск в районе города Острова вышли 312 красноармейцев и членов семей офицеров Красной Армии, 122 лошади, обоз из 60 подвод с ранеными бойцами и штабными документами. Павел Андреевич лично вынес из окружения 2 полковых знамени.

Командование высоко оценило действия отважного летчика в боевых вылетах и действиях в тылу врага. На гимнастерке Павла Андреевича рядом с орденом Красного Знамени, которым были отмечены его воинская доблесть и отвага до начала Великой Отечественной войны, засияли орден Ленина и медаль Золотая Звезда. 27 июля 1941 года М.И. Калинин лично вручил Герою высокую награду.

В октябре 1941 года 44-й скоростной бомбардировочный авиаполк прибыл на Ленинградский фронт. Не один боевой вылет сделал П.А. Маркуца, защищая Ленинградское небо от фашистских стервятников. 22 ноября 1941 года старший лейтенант Маркуца погиб в воздушном бою под Ленинградом. Маршал авиации А.А. Новиков в книге «Крылатые богатыри» писал: «Это был отличный летчик и прекрасной души человек. Вся жизнь Павла Андреевича Маркуцы была отдана служению Родине».

Они сражались в небе Острова

В 1941 году летчик штурмовой авиации Андрей Никифорович Витрук уже обладал немалым боевым опытом. Ведь он участвовал в боях на Халхин-Голе, в так называемом «освободительном походе» Красной Армии в Западную Белоруссию, в войне с Финляндией…

С первых же дней Великой Отечественной войны А.Н. Витрук в действующей армии. Он сражается в небе Псковщины, принимает участие в штурмовках немецких наступающих частей в окрестностях г. Острова. В конце июля 1941 г. майор Витрук возглавил 65-й штурмовой авиаполк. С 8 октября вместе с 41-м, 120-м и 172-м истребительными авиаполками, а также эскадрильей У-2 полк вошел в состав наспех сформированной резервной авиагруппы полковника Н.А. Сбытова.

Эту авиагруппу бросили на Можайскую линию обороны Западного фронта, в помощь 77-й САД ВВС Московского военного округа. До 19 октября самолеты авиагруппы выполнили 508 вылетов. Они вывели из строя несколько танков, сотни автомашин, взорвали три склада боеприпасов, разрушили пять мостов и переправ, рассеяли и уничтожили до двух батальонов пехоты. При этом летчики выполняли полеты в сложных метеоусловиях, нередко на высоте всего 100–150 м и при горизонтальной видимости 600–800 м.

Эффективность действий 65-го ШАП была высоко оценена командованием. Через несколько дней генерал-майор Сбытов, командующий ВВС Московского военного округа, подписал представление о присвоении командиру 65-го ШАП майору Витруку звания Героя Советского Союза. В нем указывалось, что летчик проявил исключительное мужество при выполнении боевых заданий и выполнил к этому моменту 21 боевой вылет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1942 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм подполковнику Витруку Андрею Никифоровичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Как и все мальчишки предвоенного времени, Иван Тимофеевич Журба восхищался мастерством и отвагой советских летчиков. И потому к началу войны Иван успел закончить 8 классов средней школы и Артёмовский аэроклуб. В июне 1941 года он добился направления в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

И.Т.Журба

С сентября 1943 года старший лейтенант И.Т. Журба участвовал в боях. Лётчик-штурмовик громил врага в небе над Павлоградом, Запорожьем, Днепропетровском. 12 марта 1944 года под Николаевом, пробившись сквозь сильный зенитный огонь противника, он спикировал на автоколонну и прямым попаданием уничтожил 4 машины, бензозаправщик и три военные повозки. В составе 3-го, затем — 2-го Прибалтийских фронтов, командуя звеном 305-й штурмовой авиационной дивизии, старший лейтенант к сентябрю 1944 года совершил 108 боевых вылетов на разведку и штурмовку, уничтожил 7 танков, 6 дзотов, 5 складов с боеприпасами и горючим, 2 самолета на аэродроме. Иван Журба участвовал в прорыве оборонительного рубежа на реке Великой, под Псковом, в боях за Остров, Тарту. В сентябре 1944 года в районе города Тарту группа Илов, ведомая лейтенантом Иваном Журбой, атаковала и разгромила вражеский аэродром.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, старшему лейтенанту Ивану Тимофеевичу Журбе было присвоено звание Героя Советского Союза.

Атака противника была отбита

Никита Васильевич Никитченко был призван в ряды Красной Армии в марте 1942 года. Сначала служил в Приморье, а с мая 1944 года – в действующей армии в 42-м отдельном штурмовом инженерно-сапёрном батальоне (9-я штурмовая инженерно-сапёрная бригада, 3-й Прибалтийский фронт).

Свой бессмертный подвиг Н.В. Никитченко совершил в боях за освобождение Псковской земли. 26 июня 1944 года в районе деревни Погостище Псковского (в настоящее время Островского) района Псковской области Никита Никитченко находился на выполнении задания по минированию танкоопасных направлений перед передним краем наших частей. Немцы на данном участке предприняли контратаку, пустили 6 танков и 2 самоходные пушки «фердинанд». При нападении танков Никитченко, сопровождавший в это время контуженного старшего лейтенанта Денисова на медпункт, заметил, что танки прорываются в расположение пехотных частей, а один «тигр» направляется на огневую позицию артиллерии. Красноармеец бросился, не раздумывая, с двумя противотанковыми минами под его гусеницы и погиб. Его подвиг воодушевил солдат, и атака противника была отбита. Н.В. Никитченко был похоронен в деревне Мурашино Псковского района Псковской области.

За героический подвиг и самопожертвование 24 марта 1945 года Никите Васильевичу Никитченко посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Давно закончилась война…. Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой фронтовые дороги. Все меньше и меньше остается тех, кто пережил эти страшные годы. Более 70 лет нас отделяет от событий, о которых говорится в этой статье. Ушли в вечность и ее Герои. Но забывать о них мы имеем права. Помнить о тех, кто ценой своей жизни, завоевал Победу, — наш долг, дань вечного уважения и вечной благодарности.

Ирина Никифорова, старший научный сотрудник ГБУК ПО «Военно-исторический музей-заповедник»

Первые герои Великой Отечественной

Четыре десятилетия минуло с того рокового предрассветного часа, когда на советскую землю от Черного до Баренцева морей, обрушился удар гигантской силы Пять с половинои миллионов солдат и офицеров более 47 тысяч орудий и минометов, почти четыре тысячи танков пять тысяч бомбардировщиков и иетребителеи внезапно и вероломно бросил против Страны Советов маньян Гитлер Запылали мирные города и села, полилась кровь детей, женщин, стариков. Фашистские варвары уничтожали все и всех.

Советский народ, его Вооруженные Силы по призыву Коммунистическом партии поднялись на священную Великую Отечественную войну против норичневои бронированной чумы. На земле, на морях и в воздухе развернулись ожесточенные сражения. Сове ские люди на фронте и в тылу проявили массовый героизм и отвагу.

Самоотверженно бились с фашистскими воздушными пиратами летчики В схватках с «юнкерсами» применялось и такое средство борьбы, как таран. В первые же дни боев Родина узнала имена летчиков-истребителей, которые, израсходовав в бою снаряды, разили врага крыльями и винтами своих боевых машин.

8 июля 1941 года, на восемнадцатый день войны, троим из них - молодым летчикам-истребителям коммунисту Степану Здоровцеву, комсомольцам Михаилу Жукову и Петру Харито нову Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.

Все трое в свое время оканчивали аэроклубы Осоавиахима.

По просьбе читателей журнала мы рассказь ваем о боевых подвигах и судьбе первых героев великой битвы за свободу и независимость Родины, ее славных крылатых патриотах. Утром 27 июня, на шестой день Вели кой Отечественной воины, как всегда командир 158-го истребительного авиационного полка собрал личный состав

Наши наземные войска ведут ожесточенные бои с превосходящими сила ми врага. Мы должны прикрыть их от фашистском авиации

Младшим лейтенант Здоровцев, согласно плановой таблице, должен был вылететь на патрулирование последним Однако с командного пункта поступило сообщение: в сторону аэродрома приближается самолет противника.

В во: дух взвилась зеленая ракета Здоровцев запустил мотор и вырулил на старт Черет минуту коротнокрылый тупоносый И-16 устремился вперед. Набрав вь соту, Степан начал поиск, переклады вая истребитель с крыла на крыло Под нижней кромкой обЛака показалась точка Она быстро росла в размерах Вот уже видны все очертания самолета. Это был бомбардировщик Заметив И-16, эки паж «юнкерса» попь тался скрыться в густой пелене Здоровцев настиг противника и открыл огонь Вражеские стрел ни дали ответные очереди. Советский летчик продолжал бить по «юнкерсу» из всех пулеметов На левой плоскости Ю 88 появилось пламя Степану удалось подойти вплотную н разведчику и сверху дать новую длинную очередь Самолет с черными нрестами на крыльях как-то неуклюже накренился, опустил нос, устремился к земле и врезался в лес у небольшого озерка.

Степан заторопился на аэродром, плавно, на три точки посадил своего «ишачка», зарулил, сбросил с плеч лямки парашюта, выпрыгнул из кабины и доложил о первой своей победе.

28 июня первый вылет на патрулирование прошел сравнительно спокойно. В полдень погода ухудшилась. С неба начали срываться капельки дождя Степан Здоровцев и его ведомые сидели в каби> ах в готовности номер один. В термосах подвезли обед. Дотронуться до него не удалось. Поступила команда на вылет.

К аэродрому приближалась группа фашистских бомбардировщиков. П унявшись в воздух Здоровцев и его товари щи сразу увидели звено Ю-88 Оно с ходу начало сбрасывать бомбы на летное поле. Советские истребители вступили в бой. Позднее Степан Здоровцев об этом рассказывал сам в письме, которое опубликовала в те дни областная газета «Сталинградская правда».

«Три фашистских бомбардировщика, - писал Здоровцев, - начали бомбардировку нашего аэродрома. Мы пошли в атаку. Один из Ю 88 был сразу же сбит Я увязался в хвост другому вра жескому бомбардировщику. Сблизившись на положенную дистанцию, я нажал гашетки пулеметов. Фашистский самолет дрогнул, но продолжал лететь. Стрелки вражеского самолета открьли по мне огонь, но пули шли мимо. Я находился у врага в мертвом конусе, и как бь вра жеский самолет ни маневрировал, я повторял все его маневры Затем настала минута, когда у меня кончились патроны Враг удирал. Меня охватила ярость. Ненависть к врагу и преданность социа лнстической Родине заставили меня пойти на опасный риск - врезаться во вражеский самолет и зарубить его вин том своего истребителя. Так я и сделал.

Вот уже замелькали в глазах знаки фашистского самолета. Осталось пять, три, один метр. Вдруг от сильного удара меня отбросило от сиденья, но ремни удержали. Я дал ручку от себя, сделал переворот и стремительно пошел книзу. Затем, выровняв машину, я дал газ, но тотчас же почувствовал разрушительную тряску мотора Однако благодаря тому, что лопасти винта истребителя обломи лись симметрично и я находился на достаточно большой высоте, мне удалось благополучно посадить самолет на своем аэродроме.

Идя на такой риск, я ожидал гораздо худшего последствия. Ну, а с «Юнкерсом-88» дело вышло куда скучней. С отрубленным хвостом он врезался в землю и сгорел. Выпрыгнувших с парашютами фашистских летчиков забрали наши красноармейцы...»

Прошло еще несколько тяжелейших боевых суток Еще два фашистских самолета уничтожил в боях Степан Здоровцев.

8 июля он писал жене домой: «История моей фронтовой жизни за короткий срок воины велика, на письма нет ни одной минуты. Даже сплю на ходу... Идут ожесточенные бои, в которых мы, авиа Ция, - играем большую роль Мне уда лось отправить в черную пучину воины три вражеских самолета. Сам жив и здоров, пока невредим, но потерял некото рых дорогих мне товарищей».

Не знал Степан, когда писал письмо, что этот день, 8 июля 1941 года, явится для него совсем необычным. К стоянке его самолета, размахивая руками, вдруг подбежал молоденькии лейтенант, дежур ный по штабу.

Здоровцева, Жукова, Харитонова - срочно к командиру!

Не мешкая, летчик явился в штаб, вытянулся в струнку у двери, доложил-

По вашему приказанию, товарищ командир, младший лейтенант Здоровцев явился.

Командир полна шагнул навстречу:

Какой там приназ - громко пробасил он. - Не приказ, а Указ! Только что по радио передали. Вам, Михаилу Жукову и Петру Харитонову присвоено звание Героя Советского Союза!

Видя улыбающееся лицо командира, Здоровцев спросил:

Неужели только нам троим? Ведь столько отличных летчиков - и в пол ку, и в соединении, да и на других участках фронта!..

Вы - первые, самые первые! - ответил командир и обнял героя, как прижимает к сердцу отец родного сына.

Вечером на связном самолете достави ли свежие номера газет

Три портрета были помещены в «Правде» и Указ Президиума Верховного Совета СССР. Его слова звучали по-особенному торжественно: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом о- вагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда»... Под Уназом - стихотворение В И. Л е бедева-Кумача «Первые три». Его зачитал на митинге один из летчиков полна.

Здоровцев, Жуков, Харитонов! Вас обнимает вся страна! И все от дедов и до внунов Твердят родные имена... Пусть множатся ряды героев, Пусть в наши грозовые дни Дерутся все, кан эти трое, И побеждают, как они!

Выступая на митинге, Здоровцев произнес взволнованно:

В эти минуты моей жизни клянусь тебе, любимый народ, дорогая партия, буду беспощадно драться с врагом, не щадя ни сил, ни жизни!..

И он клятву свою сдержал. В послед нем в своей жизни воздушном бою, защищая любимую социалистическую Отчизну, землю, которая взрастила и воспитала его, коммунист Здоровцев сражался до тех пор, пока билось его сердце - пламенное сердце патриота.

Степан Здоровцев и сейчас с нами. Его имя носит в Астрахани одна из средних шнол. Именем Здоровцева названы пассажирский теплоход Волжского пароходства, колхоз.

Подвиг одного из первых Героев Великой Отечественной воины служит примером для курсантов аэроклуба, в котором он обрел крылья.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...