Классный час памяти жертв фашизма. Урок мужества "Международный день памяти жертв фашизма" классный час (11 класс) на тему

Классный час «Молодёжь против фашизма»

Подготовила: Семёнова Н.А.

Цели:

познакомить участников мероприятия с идеологией и политикой фашизма, дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях;

формировать активную жизненную позицию;

воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму;

способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны;

развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

компьютер, мультимедиа, экран, лист ватмана для сбора подписей.

Ход мероприятия

Звучит тихая музыка. (Слайд №1)

Ведущий1 : 9 мая 2015 года… В 70-й раз прогремит Салют Победы. А в памяти народной и поныне живы без­мерные страдания военных лет и безмерное мужество советского народа. Давно залечены военные раны. Наша страна восстановлена. Она стала ещё прекраснее, ещё величественнее. В честь погибших на войне во всех населённых пунктах поставлены мемориальные доски, горит вечный огонь. К сожалению, нынешняя молодёжь оскверняет память людей, которые боролись и умерли за наше счастье. Можно часто видеть, как возле вечного огня выгуливают собак, о мемориальные доски чистят обувь. Как горько осознавать, что память погибших на войне за наше счастье, за мирное небо над нашими головами, забывается и оскверняется молодёжью.

Казалось бы, что после победы в 1945 году фашизм был уничтожен, но и в наше время на улицах городов, поселков можно встретить людей с фашистской свастикой на рукавах, которые проповедуют зло, насилие.

Музыка утихает.

Ведущий2 : Сегодня мы обвиняем фашизм. Обвиняем его в массовых убийствах и преступлениях против человечества.

(Слайд №2)

Ведущий1 : Фашизм – политическое течение, выражающее интересы наиболее реакционных и агрессивных сил.

Ведущий2 : Год рождения.

Ведущий1 : 1919.

Ведущий2 : Место рождения.

Ведущий1 : Италия.

Ведущий2 : Родители.

(Слайд №3)

Ведущий 1: Бенито Муссолини – фашистский диктатор, глава правительства Италии с 1922 по 1943 год.

Адольф Гитлер – вождь Национал- социалистической рабочей партии Германии, глава фашистского правительства.

На экране фотографии Муссолини и Гитлера.

Ведущий2 : Идеология фашизма.

Ведущий 1: Воинствующий антикоммунизм, расизм, шовинизм, насилие, культ вождя, тотальная власть государства, всеобщий контроль над личностью, милитаризация всех сфер жизни общества, агрессия.

Ведущий2 : Фашисты в Германии насаждали идеологию расизма и исключительности «арийской» расы, истребление «неполноценных» в расовом отношении народов, завоевание «жизненного пространства» и установление мирового господства третьего рейха.

Средствами достижения этих целей стали массовый террор, геноцид, концентрационные лагеря, чрезвычайные и особые суды, милитаризм и агрессивные войны.

Ведущий 1: Лидеры фашизма явились прямыми и непосредственными инициаторами развязывания Второй мировой войны, главными виновниками гибели в ней миллионов людей. Война началась 1 сентября 1939 года с нападения на Польшу. За короткое время Германия покорила многие страны Европы.

(Слайд №4)

Ведущий2 : На рассвете 22 июня 1941 года все пространство западной границы Советского Союза превратилось в ревущую огненную линию фронта. Гитлеровская Германия вероломно нападает на нашу страну. Начинается Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков, которая длилась 1418 дней и ночей.

Звучит песня «Вставай, страна огромная!» (муз. А.Александров, сл. В Лебедева- Кумача)

Ведущий 1: Враги рассчитывали расправиться с нашей страной быстро, стремительным ударом. Но они просчитались. Трудными, бесконечно трудными для нашей армии и народа были лето и осень 1941 года. Главный удар приняли пограничники, стоявшие насмерть. Только пограничная Брестская крепость, окруженная врагами, держалась больше месяца.

(Слайд№5).

Несмотря на героическое сопротивление, немцы неудержимо двигались вперед. После упорных боев были сданы Минск, Киев, Смоленск.

(Слайд№6)

Враг приближался к Москве.

Ведущий2 : С приходом фашистов на нашу землю пришли насилие, унижение, смерть, голод.

Ведущий 1: Страшные злодеяния творили фашистские изверги в отношении мирного населения на оккупированных территориях. Жестокое обращение с гражданским населением, массовые убийства были последовательным осуществлением заранее разработанных планов, целью которых было не только предотвращение сопротивления, но и избавление от местного населения путем его уничтожения и колонизации освободившихся территорий.

(Слайд №7)

Звучит «7 симфония» Д. Шостаковича.

Ведущий2 : «Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается, скорее всего, в том, чтобы уничтожить русских как народ»- подчеркивалось в плане «Ост». История не знает ничего более чудовищного, чем кровавые преступления и зверства, совершенные гитлеровцами над мирным населением и военнопленными. Бесчеловечная эксплуатация и систематическое истребление населения оккупированных фашистами стран принесли человечеству потери не меньшие, чем на полях сражений.

Ведущий 1: Отступает с годами горе. Но мы не можем, не имеем права забыть, что где-то до сих пор живут убийцы, вешатели, разбойники из фашистских армий. Это они оставили кровавые, незаживающие раны. Это их идеологию восприняли неофашисты, которые привлекают в свои ряды молодых людей разных стран. Используя сегодняшнее мероприятие, мы хотим напомнить всем, насколько опасны для мира идеи, пропагандируемые фашистами.

Ведущий2 : В каждом сердце болью отзываются названия населенных пунктов, в которых были размещены концентрационные лагеря.

(Сдайд№8) Звучит «Бухенвальдский набат»

Ученик: Майданек — концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения в области Люблина в центральной Польше.
Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать…
Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.
«Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» — лагерь.
Лагерь был создан осенью 1941 года. И служил сначала для заключения советских военнопленных. Большинство военнопленных погибло от голода и болезней, а последние из них были растреляны в июне 1942 года.
В тоже время уже начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии, Чехии и Франции.

Главной целью лагеря была ликвидация заключенных. После установки газовой камеры и крематория летом 1942, уничтожение производилось с помощью этих средств, после чего заключённые должны были сжигать тела. Если не удавалось сжечь все тела, некоторые хоронили в ближайших лесах. После смерти жертв особый отряд занимался вырыванием золотых зубов.
В следствии восстания в Варшавском гетто, Белостоке, Собиборе, Треблинке, Гимлер объявил 1 октября 1943 года о ликвидации евреев по всей Люблинской области. В конце октября началось приготовление трёх громадных ям и в них 3 ноября, за один день, было расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключенных Майданека остались живы…
В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей.
Ведущий2 : Освенцим. (Слайд№10)

Ученик: ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши.
В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь расположен на огромной территории вокруг города Освенцима и представлял из себя целую систему лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Блехамер и другие. Основные из них — Аушвиц и Биркенау — имели свыше шестисот двадцати жилых бараков и служебных помещений. (Слайд №11)

В лагерях Освенцима содержалось постоянно от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч (180 тыс-250 тыс.) заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так называемая «баня особого назначения», то есть газовая камера для удушения людей. Кроме того, в лагере имелись еще две отдельные «бани», трупы из которых сжигались на особых кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в «бани» ударами палок ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались, и люди, находившиеся в них, отравлялись «циклоном». Смерть наступала через 3-5 минут; спустя 20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27 января 1945 лагерь освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

Ведущий1 : Австрия – Маутхаузен. (Слайд №12)

Ведущий2 : Германия – Равенсбрюк, Заксенхаузен, Дахау, Бухенвальд. (Слайды №13-16)

(Слайд №17)

Ведущий1 : Бухенвальд – немецко-фашистский лагерь.
В 1937 году, 77 лет назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 77 лет назад официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. Именно тогда первые узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда отсюда не вышли.

Ученица : Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. В 1943 году около лагеря был построен железнодорожный вокзал. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил. Существовал еще так называемый «малый лагерь» — карантинная зона. Условия жизни в карантинном лагере были - бесчеловечны.
Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству «малого лагеря», хотя порция для тех, кто содержался на карантине и для тех, кто не работал сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же делили, и в крематорий уносили уже голое тело.
В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил медперсонал, например против тифа, часто еще больше способствовали распространению заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом фенола.
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который указывает на место, где были постройки. Около каждого - мемориальная надпись: «Барак № 14. Здесь содержались подростки », «Барак № … Здесь содержались евреи». Лагерь был освобожден 10 апреля 1945 года американской армией.

(Слайд№18)

Ведущий2 : Са?ласпилс - лагерь смерти на территории Латвии.

Ученик: Лагерь смерти Саласпилс — один из самых больших — был запущен в октябре 1941 года. Нацисты изощрялись. В центре лагеря, возле комендатуры была сооружена виселица. Здесь устраивались казни на потеху «высшей расы». Они являлись на эти зрелища в начищенных до блеска сапогах, а их дамы — в шляпках и белых перчатках. Младенцев на глазах у матерей оглушали прикладами и бросали в яму, чтобы не тратить патроны. Узников травили синильной кислотой. Заключенные работали на торфяных болотах. Измученные голодом, они ели кору деревьев.

Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной целью - чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в лагере было уничтожено более 100 000 человек.
Убийства детей
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно.
За грудными младенцами присматривают 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные причины массовой гибели несчастных детей. Массовую смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы больным детям делали инъекции – впрыскивали разнообразные жидкости, вводили в прямую кишку мочу, заставляли принимать во внутрь разные средства…
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови.

(Слайд№19)

Ведущий 1 : Общее количество концлагерей составляло около 14033 объектов. Всего в рейхе содержалось в лагерях и тюрьмах 18 млн. человек, 11 млн. из них уничтожено.

Ведущий 2: Скорбная тишина…Она годами хранит гул яростного огня и надрывный плач детей, и отчаянный крик матерей, и стоны умирающих. Перед глазами встают чудовищные картины нечеловеческих мучений, горы пылающих тел, яры и танковые рвы, где вершились массовые расстрелы.

(Слайд №20)

Ведущий 1: Сотни сел и деревень были сожжены, нередко вместе с теми, кто там проживал. Одной из деревень стала Хатынь, сожженная в 1943 году фашистами вместе с жителями.

Ученик:

Хатынь!
Хатынь!
Хатынь!
Я слышу,
как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой!
Замри!
Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной…
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной

Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, —
Он кровью человеческой полит…

Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет…
Стонет! В краю лесов и плодородных нив

Колокола звонят… Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой!
Застынь!
Перед тобой —
Хатынь!

Звучит запись колокольного звона Хатыни. (Слайд №21)

Ведущий 2: Все человечество слышит колокольный звон Хатыни. Трагедия произошла 22 марта 1943года.В деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни - взрослые, старики, женщины, дети - были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Звучит музыка.

Ученик: читает стихотворение М. Джалиля «ВАРВАРСТВО».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты
вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

(Слайд№22)

Ведущий 1: Никогда не забудутся зверства фашистов в деревне Бабий Яр. Хату за хатой сжигали немецкие палачи. Они не останавливались ни перед чем: все горело под ногами. 30 домов было сожжено фашистами, ни одной живой души не оставили они.

Ведущий 2: Фашисты сожгли множество деревень на территории бывшего тогда Советского Союза.

(Слайд №23)

Ведущий 1: Известно, что фашисты использовали труд людей, вывезенных из оккупированных стран в Германию. Послушайте письмо девочки, увезенной фашистами в неволю.

Звучит тихая, нежная музыка.

Ученик: Письмо из фашистской неволи.

« Здравствуй, дорогая мамочка! Пишу тебе письмо, которое ты, скорее всего, никогда не прочитаешь. Ты помнишь, как нас, юных девочек и мальчиков, загнали фашисты в вагоны, где перевозили скот, и повезли в Германию? Я никогда не забуду глаза провожающих матерей, которые ничего не видели от слез и горя.

А мы тогда и не понимали, что с нами происходит. Через несколько дней поезд прибыл к месту назначения. Нас выгнали из вагонов, выстроили в ряд.

Скоро появились и наши будущие хозяева. Они тщательно осматривали каждого, выбирая того, кто им подходил. Меня забрала толстая, злая фрау Зандер. Ей нужна была рабочая на скотном дворе. Как только привезли меня, начались издевательства. Работать нужно с раннего утра до позднего вечера. Отдохнуть нельзя ни минутки. Фрау следит за мной. Как чуть присяду, бьет палкой. Прошло всего полгода, а мне кажется, что я нахожусь здесь целую вечность. Три раза в день я таскаю огромные кадки с едой для свиней. Их кормят значительно лучше, чем меня. Когда фрау Зандер в хорошем настроении, она дает мне теплую похлебку раз в день. Но это бывает очень редко. В основном мне приходится питаться тем, что я успею выхватить из корыта у свиней. А они такие большие и страшные, что я боюсь, как бы они не съели меня саму.

Мама, я так изменилась! В свои 16 лет я выгляжу как старуха. Все тело в синяках и подтеках. Они никогда не проходят. Я так хочу домой! Милая мамочка, люблю тебя, целую! Очень хочется дожить до встречи, на которую я уже и не надеюсь.

Март 1943 года».

Ведущий 2: На захваченных фашистами территориях активно работали партизаны, среди которых было много подростков, молодежи. Они наносили немалый вред оккупантам: подрывали железные дороги, добывали сведения для советской армии, освобождали заложников, отбивали пленных. Немцы ненавидели и боялись партизан. Я предлагаю послушать рассказ о Герое Советского Союза — Зое Космодемьянской, которая была схвачена фашистами в подмосковном селе Петрищево.

(Слайд№24)

Ученик: Ее схватили вечером, когда Зоя пыталась поджечь конюшню. Привели в дом, раздели и стали бить кулаками, а минут через двадцать избитую, босую, в одной сорочке повели через все селение в штаб. Зою стали допрашивать. Через дверь доносились ответы: «Нет», «Не знаю», «Не скажу». Потом в воздухе засвистели ремни, и слышно было, как стегали они по телу. Четверо мужчин, сняв пояса, избивали девушку. Потом снова допрос, и снова удары.

После этого Зою повели в другую избу. Хозяева увидели у нее на лбу большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись.

Вскоре солдаты, жившие в избе, окружили девушку и стали над ней издеваться. Одни шпыняли ее кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой. Лишь вдоволь натешившись, солдаты ушли спать. Часовой велел Зое подняться и выйти из дома. Так, босая, в одном белье, ходила она по снегу до тех пор, пока ее мучитель сам не продрог. Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.

(Слайд№25) звучит музыка

Ученик: читает отрывок из поэмы М.Алигер «Зоя».

Как морозно! Как светла дорога!

Утренняя, как твоя судьба.

Поскорей бы! Нет, еще немного!

Нет, еще не скоро…От порога…

по тропинке…до того столба…

Надо ведь еще дойти дотуда,

этот длинный путь еще прожить…

Может ведь еще случится чудо.

Где-то я читала… Может быть.

Жить… Потом не жить… Что это значит?

Видеть день… Потом не видеть дня…

Это как? Зачем старуха плачет?

Кто ее обидел? Жаль меня?!

Если мимо виселицы прямо

все идти к востоку – там Москва.

Если очень громко крикнуть: «Мама!»

Люди смотрят. Есть еще слова…

Граждане, не стойте, не смотрите!

Убивайте их, травите, жгите!

Я умру, но правда победит!

Родина!- Слова звучат, как будто

это вовсе не в последний раз.

— Всех не перевешать, много нас!

Миллионы нас!…Еще минута –

и удар наотмашь между глаз.

Лучше бы скорей, пускай уж сразу,

чтобы больше не коснулся враг.

И уже без всякого приказа

Делает она последний шаг.

(Слайд №27)

Ведущий 1: Вот чем закончился кровавый марш Гитлера по Европе. Военные действия велись на территории 40 государств. В вооружённые силы было мобилизовано 110 млн. чел. Общие людские потери достигли 50-55 млн. человек, из которых на фронтах погибло 27 млн. человек. Наша страна пострадала от фашизма больше всех.

Ведущий 2: О преступлениях фашизма важно помнить всегда. Любая неофашист­ская философия таит в себе опасность для всего человечества. Слоганы современных экстремистов слышали, наверное, все: «Россия – страна арийцев», «Россия – для русских», «Бей нерусских – спасай Россию» и т.д. Чем они отличаются от призывов Гитлера? По смыслу – ничем. Подобные изречения – не просто эмоции, по сути, это – взвешенный призыв к насилию и погромам. К сожалению, находятся те, на кого такие слоганы действуют как указание к действию

Ведущий 1: Человечество не может и не вправе забыть лагеря смерти, костры из живых людей. Вот почему мы сегодня вновь обращаемся к урокам страшных лет фашизма. На ошибках учатся, но мы не можем повторять таких серьезных ошибок, за которыми стоят миллионы человеческих жизней.

Ведущий 2: Обращение к истории борьбы с фашизмом помогает уяснить, кто и что является главной движущей силой фашизма, при каких обстоятельствах и в каких исторических условиях возникает фашистское движение, в чем суть и характер фашистских режимов, какие силы противостоят фашизму и как с ним следует бороться.

Ведущий 1: Любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Ведущий 2

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, —

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память – наша совесть.

Она, как сила, нам нужна…

Ведущий 1: Сегодня мы обвиняем фашизм в преступлениях против человечества, а приговор фашизму вынесла сама история. А мы – молодые люди, живущие сейчас, должны беречь мир и помнить, какой ценой он завоеван. Молодежь всегда была на передовых позициях. Предлагаю выразить свой протест против фашизма и неофашизма, оставив подписи на листе ватмана на доске.

Участники мероприятия ставят свои подписи.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Говорят погибшие герои. Сборник

Книга Памяти. Город Великие Луки и Великолукский район. Историко-документальная хроника. Псков, 1993

Москва в солдатской шинели. Сборник. «Детская литература», М., 1966г.

Нюрнбергский процесс. Сборник документов в 8-ми томах. Юридическая литература, М., 1991.

Интернет ресурсы

Что такое фашизм?
(Сценарий классного часа для школьников 10 – 13 лет
с электронной презентацией.)

Слайды 1 – 3.
У: — Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды. Слышали ли вы о них? Плохое или хорошее? Кто из вас хотел бы стать скинхедом? Почему?

Слайд 4.
У: — А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.

Слайд 5.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например, людей другой национальности.
«У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» — Такая памятка была у каждого немецкого солдата.

Слайды 6 – 10.
У: — А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1939 году началась Вторая мировая война. За 6 лет от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Слайд 11.
Рассказ о Хатыни ведут двое учеников.

1 уч. Хатынь — одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла.

2 уч. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни - взрослые, старики, женщины, дети - были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

1 уч. Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.
2 уч. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Слайд 12.
У: — Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Ученик 1. Вот надпись на одной из мемориальных плит:

Слайд 19.
Ученик 3. Пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды — теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов.
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит…
Как из недр его вопли: «Хлеба!» -
До седьмого доходят неба…
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.

Ученик 4. Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.

У: — Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 1.09.1939 г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и других европейских стран было создано множество лагерей смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 млн. человек.

Слайды 21 – 27.
(Ученики рассказывают о лагерях смерти, на экране идет смена кадров. После рассказа звучит 1 куплет песни «Бухенвальдский набат»)

5 уч. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

Вот 5 основных лагерей смерти.

6 уч 1.ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и пили из луж.За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27.1.1945 освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.

5 уч 2.БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было уничтожено 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс.

6 уч 3.ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933 на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек; замучены или убиты около 70 тыс. человек. В 1960 в Дахау открыт памятник погибшим.

5 уч 4.МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941-44; истреблено около 1,5 млн. человек.

6 уч 5.ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке — символическое кладбище (1964), в центре монумент.

У: — Перед вами портрет польского учителя и писателя Януша Корчака, а на другом снимке памятник, на котором изображен Януш Корчак в окружении детей. Он был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты.
Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

У: — Прошло 65 лет со дня Победы, но фашизм вновь поднимает голову. Тысячи молодых людей присоединяются к скинхедам, избивают людей другой национальности. А что скажете вы?

Слайд 30. Скажем фашизму НЕТ!

Международный день памяти жертв фашизма В 1962 г. второе воскресенье сентября каждого года объявлено Организацией Объединенных Наций Международным днём памяти жертв фашизма Почему в сентябре? Потому что именно в этом месяце началась (с нацистского вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года) и закончилась (капитуляцией милитаристской Японии 2 сентября 1945 года) Вторая мировая война.


Фашизм, нацизм - Сумма идей и ряд действий, направленная на установление господства одной расы (арийской) над другими методами порабощения и полного уничтожения. Возник в гг. в Италии и Германии.


Концентрационные лагеря - созданы для содержания взятых под арест врагов режима. С 1933 по 1939 гг. через гитлеровские концентрационные лагеря было «пропущено» около 1 млн. человек. Во время второй мировой войны через концлагеря «прошло» 18 млн. человек представителей народов всех стран Европы, из них 11 млн. были умерщвлены. Уже в 1933 г. в Германии существовало свыше 50 концентрационных лагерей..




Лагерные условия Каждодневный ад узника обычно начинался и оканчивался поверкой. Под колючим снегом и проливным дождём, в зной и лютый холод утром и вечером должны были стоять узники молодые, старики и даже дети. Фашисты специально затягивали поверки, которые длились несколько часов независимо от погоды.


Заключённые влачили голодное существование. Один раз в день кофе из жжёной брюквы, два раза суп из травы и от 180 до 270 граммов хлеба, наполовину с древесными опилками обычный рацион заключённого. Сначала суп давали горячим, но наступило время, когда его разливали по мискам в полдень и он стоял до вечера. Только большой голод заставлял есть эту похлёбку.




Часто отказывал водопровод, и узники не могли ни помыться, ни пополоскать посуду. Если заключённые промокли во время работы или на перекличке, то ложились спать в мокрой одежде и сушили её теплом собственного тела во время сна. В лагерных условиях даже самая незначительная болезнь становилась опасной. За короткое время тело больного покрывалось страшными ранами.







Наказания и казни Человек мог быть наказан за что угодно. Наказывали за то, что узник сорвал яблоко или принёс кусочек брюквы; за то, что курил или облегчался во время работы; за то, что не по форме был завязан платок; за то, что отсутствовала или была расстёгнута пуговица и даже за обмен собственного золотого зуба на хлеб. Заключённые, не понимавшие приказов (отдаваемых по-немецки) или недостаточно быстро их выполнявшие, были обречены на побои и преследования со стороны эсэсовцев и должностных.


Детей наказывали наравне со взрослыми, даже за самые невинные проступки. На детей, как и на взрослых, распространялась коллективная ответственность. Если в каком- нибудь помещении обнаруживали беспорядок, наказывали всех, независимо от возраста. В наказание, детей, например, заставляли сидеть в течение нескольких часов без движения на снегу.



11 миллионов людей, превращённых в пепел... Это 11 миллионов сложившихся личностей, это люди, которые могли дать новые жизни. Преступления против народов Европы, совершённые фашистской Германией, не имели себе равных в истории человечества. Об этом необходимо помнить, потому что случившееся один раз может повториться.




Международный день памяти жертв фашизма В этот день во всем мире: проходят общественные акции в память о десятках миллионов людей погибших в годы Второй мировой войны; принято посещать памятники, мемориалы, кладбища, где захоронены жертвы фашизма; принято ухаживать за безымянными, заброшенными, братскими могилами.




Современный неонацизм Австрия Бельгия Болгария Босния и Герцеговина Великобритания Венгрия Германия Греция Россия США Украина Франция Хорватия Эстония Во многих государствах в последние десятилетия продолжают действовать подпольные или открытые организации, придерживающиеся идеологии нацизма


Национализм и неонацизм в Украине Эмблема батальона «Азов», добровольческого вооружённого формирования, многие члены которого придерживаются праворадикальных и неонацистских взглядов Британская газета The Telegraph отмечает, что привлечение формирований, подобных батальону «Азов» к спецоперации на востоке Украины «должно приводить европейцев в ужас», поскольку «источники их финансирования туманны, подготовка несовершенна и занимает всего две недели, а идеология должна настораживать». Издание отмечает, что как нацисты из Третьего рейха, батальон использует в качестве своей символики «волчий крюк», а члены открыто признаются, что являются расистами или антисемитами.


Национализм и неонацизм в Украине Вооруженные столкновения в Украине привели к тому, что группировки неонацистов из стран Европы и России, предпочитающие силовые способы решения проблем, используют конфликт в своих целях и пытаются привлекать на свою сторону новых участников.


Международный день памяти жертв фашизма Не траурный мрамор, не скорбный гранит, Не статуй и стел миллионы – Лишь память людская навек сохранит Те муки, и слезы, и стоны. Не может быть кто-то превыше других, И это доказано жизнью! И значит, сегодня мы вспомним о них – О павших, о жертвах фашизма…

Классный час.

Тема: « День памяти жертв фашизма»

Цели: дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях; формировать активную жизненную позицию; воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация «Мы против фашизма», цветные карандаши, альбомные листы для создания иллюстраций, рисунков.

Основные понятия : фашизм, концлагеря, узники, геноцид.

Ход урока.

I . Организационный момент слайд 1

II . Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте определить, о каком событии в нём говорится.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

(Великая Отечественная война 1941-1945гг.)

Верно. В нашем «Календаре памятных дат» сегодня появятся новые страницы, которые мы с вами создадим сами, и будут они посвящены Дню памяти жертв фашизма слайд 1(по щелчку)

III . Работа по теме урока.

1. Определение понятий: фашизм, жертвы.

Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? (Высказывания учащихся)

Послушайте определение данному понятию, сравните его с вашими предположениями. Слайд 2

Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Кого можно назвать жертвой фашизма? (тех, кто пострадал от фашизма)

2. Узники концлагерей слайды 3- 7

Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф

Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех : заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.

3. День памяти жертв фашизма.

День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре 1962 , так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Больше половины лет назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

IV . Практическая часть.

А теперь предлагаю вам перейти к творческой части нашего урока – оформлению листов календаря. Сегодня тема нашего творчества звучит так «Мы против фашизма»

(творческая работа проводится в группах. Каждая группа создает свои рисунки на заданную тему)

V . Рефлексия.

Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Какие чувства вы испытывали на протяжении всего урока?

Какие даты навечно останутся в памяти миллионов людей, ныне живущих и тех, кто придёт после нас?

Ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Разработка

классного часа

«МЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА»

3 класс

Разработала и провела

классный руководитель

Ю. А. Смолина

2016 год

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года в Германии и на части австрийской территории состоялись массовые погромы в отношении еврейского населения. Военизированные отряды Sturmabteilung (SA) совместно, как бы сегодня сказали, с активистами вышли на улицы городов с целью нанесения материального и морального ущерба нации, «окончательным решением вопроса» которой грезил Адольф Гитлер.

Ночные улицы были буквально усыпаны осколками стекла – от разбитых витрин лавок, магазинчиков, домов, принадлежавших немецким и австрийским евреям. Нападению подверглись десятки синагог, кафе и других публичных мест. Именно осколки стекла на тротуарах и проезжей части и дали название тем событиям: «хрустальная (стеклянная) ночь» - ночь, которая положила начало активным действиям по так называемой «расовой политике Третьего рейха».

Декларативным поводом для погромов послужило убийство польским евреем по имени Гершель Гриншпан немецкого дипломата Эрнста фом Рата в Париже. Без сомнения, это был лишь предлог для воплощения в реальность той зверской политики в отношении «низших рас», которой придерживались представители нацистской верхушки, и на которой фактически и была выстроена идея расовой и этнической ненависти.

Сегодня – в память о тех событиях – в мире отмечается дата, носящая название Международного дня против фашизма, расизма и антисемитизма. Ежегодную дату (9 ноября) установили по инициативе UNITED – международной сети против расизма, объединяющей сотни организаций в десятках стран мира.

9 мая 1945 года нацизм в Германии был разгромлен. На алтарь Победы над этой нечистью были положены миллионы жизней советских людей. Казалось, что после победного майского салюта сами понятия «нацизм», «фашизм», «расизм» остались в прошлом как одна из наиболее чёрных страниц человечества. Однако с момента «хрустальной ночи» прошло 78 лет, со дня Великой Победы – 71 год, но межнациональная, межрасовая и межэтническая ненависть, к величайшему сожалению, не только никуда не исчезла, но и при определённом покровительстве набирает обороты.

Волны межнациональной ненависти начали в своё время накатывать и на нашу страну. Привнесённое извне зерно этнической нетерпимости начинало прорастать на почве, на которой уже шаталось здание единого государства. К моменту распада Советского Союза откровенно обозначили себя нацистские недобитки, которые, как выяснилось, десятки лет чувствовали себя вполне вольготно, в том числе и на советской территории – на западе Украины, в республиках Прибалтики. Нацистская идеология начала проникать на территории республик, оказавшихся, как тогда громко и радостно вещали отдельные политические деятели, независимыми. Русские спасались бегством из стран Средней Азии, бросая свой кров, работу, имущество. В течение всего нескольких месяцев в 1991-1992 годах русское население Таджикистана, Узбекистана, Туркмении снизилось в разы, так как новая власть «чётко» обозначила свою позицию по этнической нетерпимости.

Зёрна национализма, граничащего с насаждённой извне религиозной нетерпимостью, стали обозначать себя на Северном Кавказе. Без сильной центральной власти тамошние руководители возомнили себя «посланниками Всевышнего» и принялись использовать ресурс по фактическому выдавливанию русского населения, с которым десятки лет чеченцы, ингуши, аварцы, лезгины, черкесы, другие народы жили вместе, вместе созидали на благо единой страны.

Деструктивная идеология межрасовой, межконфессиональной и межэтнической нетерпимости проявляет себя на Ближнем Востоке. Можно постоянно слышать о том, как западные политологи, повторяя мантру «Асад должен уйти», пытаются эксплуатировать ложный довод о том, что в стране алавитского меньшинства алавит не может быть главой государства. Это ещё более удивительно звучит из уст американских «экспертов» и со страниц американских СМИ – при учёте того, что президентом США пока является представитель чернокожего населения, которое на сегодняшний день ещё не успело перейти в ранг расового большинства в Штатах.

Кстати, о расовой нетерпимости в стране, называющей себя «светочем демократии» и «исключительным государством в мире». Исключительность здесь действительно прослеживается. Заключается она хотя бы в том, что в редкой стране мира сегодня можно найти фактически гетто для представителей национальных меньшинств. В США – можно. В частности, речь идёт о резервациях для коренного американского населения. Когда в либеральной прессе пишут о том, что в США проживают около 4,5 млн индейцев, у которых «всё хорошо», включая социальные преференции, хочется поинтересоваться у авторов этих «опусов», успели ли они познакомиться со статистикой и реальностью жизни в резервациях.

Кое-что о статистике индейского населения США. В индейской среде наиболее высокий уровень смертности в США. В ряде резерваций процент детской смертности находится на уровне стран центральной Африки. У американских индейцев наиболее низкий уровень грамотности в США, так как при всей декларативной открытости образовательной системы Соединённых Штатов для этих народов, за пределами резерваций индейцев, мягко говоря, не ждут. Фактически любой политический активист из числа представителей коренного населения автоматически попадает под прицел специальных служб как «потенциальный сепаратист». Поэтому на фоне тысяч как бы правозащитных организаций число структур, пытающихся обозначать проблемы индейцев в США можно пересчитать по пальцам.

Уникальность и исключительность США можно констатировать ещё и в том, что именно эта страна дала прибежище наибольшему числу нацистских преступников, перебравшихся в Новый свет из Германии. Это немаловажная характеристика государства, которое позиционирует себя победителем во Второй мировой войне. И здесь же ещё одна деталь – США вместе с Канадой и Украиной стали тремя странами из всего состава ООН, которые некоторое время назад в очередной раз отказались поддержать резолюцию по осуждению проявлений нацизма и расизма в современном мире.

В Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма хочется высказать надежду на то, что эта дата в календаре всё же не является «проходной». Ведь это реальный повод задуматься над тем, к чему приводят попытки одних убедить себя и окружающих в том, что они имеют в этом мире больше прав, нежели представители других национальностей, рас и конфессий.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...