История развития поэмы василия теркина. Сатира на Ленинградском фронте

(13 )

Поэма «Василий Теркин» (1940-1945)

Эта поэма была задумана за год до начала Великой Отечественной войны во время Финской кампании. Герой, носящий фамилию Теркин, первоначально был карикатурным, шаржевым персонажем: в газете «На страже Родины» стали появляться рисунки художников Брискина и Фомичева. Это были рисунки о боевых похождениях смекалистого и хитроумного бойца.

Таким образом, Вася Теркин первоначально был лубочным персонажем, а помещенные под рисунками стихи носили развлекательный характер. Но читатели, сразу же полюбившие этого героя, стали забрасывать редакцию письмами с просьбой более обстоятельно рассказать о Теркине.

С началом Великой Отечественной войны образ главного героя переосмысливается поэтом: из карикатурного персонажа Теркин становится обобщенным символом русского солдата, национального русского характера. Недаром его фамилия перекликается с русскими народными поговорками: «тертый калач», «тертый жизнью».

Твардовский создавал текст поэмы на протяжении всей Великой Отечественной войны. В окончательном виде он состоит из 30 глав, условно разделенных на три части вставными главами «От автора».

Жанр своей поэмы Твардовский определил в подзаголовке: «книга про бойца». В главах, относящихся к первой части поэмы, рассказана страшная правда первых месяцах войны, об отступлении нашей армии и о гибели солдат и оккупации деревень; вторая часть поэмы посвящена второму году войны, в третьей рассказано об освобождении оккупированных территорий от врага и победе над врагом.

Таким образом, сюжет поэмы (последовательность событий) хроникальный: он последовательно отражает ход истории.

Каждая глава при этом является самостоятельной и законченной в сюжетном плане. Это объясняется тем, что главы поэмы публиковались в фронтовых изданиях, солдаты читали их во время недолгих передышек между боями; Здесь смысловая завершенность отдельной главы была особенно важна, так как многие бойцы могли уже не дожить до продолжения.

Поэма сразу же полюбилась читателю, а ее герой стал поистине национальным, народным персонажем. Такой популярности способствовали простота, доступность, ясность изложения, меткость и афористичность языка, обаяние главного героя, знание солдатской жизни автором и несомненная искренность.

Тема урока : А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Цели :

1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;

2) совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

3) пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.

Вид урока : Урок изучения нового материала (смешанный: беседа, исследование)

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, групповая работа, поисковая деятельность.

1. Организационный момент : Приветствие ; озвучивание плана и постановка учащимися целей урока; работа в классных тетрадях: записать дату, тему урока.

Формирование целей урока: Как вы думаете, какие цели мы будем преследовать на сегодняшнем уроке? (раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение)

I этап урока (17 мин):

2. Знакомство с личностью Твардовского (сообщение групп)

Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, хочу зачитать вам стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г)

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

- Задание: Записать тезисы выступлений одноклассников в тетрадь. Ответить на вопросы:

Сообщения и презентации учащихся (12 мин )

1. Биография А. Т. Твардовского (1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет. Он начал сочинять стихи еще до овладения первоначальной грамотой: «Хорошо помню, что первое мое стихотворение, обличающих моих сверстников, разорителей птичьих гнезд, я пытался записать, еще не зная всех букв алфавита и, конечно, не имел понятия о правилах стихосложения... Я отчетливо помню, что было страстное, горячее до сердцебиения желание... и лада, Ряда, и музыки,- желание родить их на свет - немедленно, чувство, сопутствующее и доныне всякому новому замыслу».

Для формирования личности будущего поэта имело большое значение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспитывал в детях. «Целые зимние вечера у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги», - писал Твардовский в автобиографии. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гимназии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, своего дальнего родственника, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником общественной жизни деревни. Он, «рядовой сельский комсомолец», посылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. Писал о неисправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотреблении местных властей». А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подписью «Александр Твардовский». Так начинался творческий путь поэта.

В 1932 - 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогическом институте на гуманитарном факультете, затем в Московском институте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печатается.

К. Симонов так вспоминает об этом периоде: «Пришедшая к нему слава нисколько не поколебала его серьезного и строгого отношения к тому понятию необходимой для писателя образованности, в которое он вкладывал очень много... Став выдающимся поэтом, он оставался выдающимся студентом, с упорством продолжая пути к заветной цели и с блеском завершив образование в лучшем по тому времени гуманитарном высшем учебном заведении страны».

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

«Жизнь - одна, и смерть - одна»

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя - направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания Е. Долматовского, В. Мурадяна, Е. Воробьева, О. Верейского, знавших Твардовского в те годы, В. Лакшина и В. Дементьева, которым впоследствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в который он работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». Весной 1942 года он вторично попал в окружение - на этот раз под Каневом, из которого, по словам И.С. Маршака, вышел опять-таки «чудом». В середине 1942 года Твардовский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и легендарного Теркина.

По воспоминаниям художника О. Верейского, рисовавшего портреты Твардовского и иллюстрировавшего его произведения, «он был удивительно хорошо собой. Высокий, широкоплечий, с тонкой талией и узкими бедрами. Держался он прямо, ходил, расправив плечи, мягко ступая, отводя на ходу локти, как это часто делают борцы. Военная форма очень шла ему к лицу. Голова его горделиво сидела на стройной шее, мягкие русые волосы, зачесанные назад, распадались в стороны, обрамляя высокий лоб. Очень светлые глаза его глядели внимательно и строго. Подвижные брови иногда удивленно приподнимались, иногда хмурились, сходясь к переносью и придавая выражению лица суровость. Но в очертаниях губ и округлых линиях щек была какая - то женственная мягкость».

Держался Александр Трифонович всегда естественно, спокойно чуть замкнуто. Очень не любил делиться «секретами» своей «творческой лаборатории» и сердился, когда кто-либо пытался бесцеремонно в них проникнуть. Никогда не терял самообладание, не позволял себе «срываться», не допускал и мысли о том, чтобы как-нибудь злоупотребить своим положением литературной знаменитости, но с непосредственным начальством держался совершенно независимо, без тени угодничества или заискивания. Писатель Е. Воробьев, проживший бок о бок с Твардовским почти три военных года, свидетельствует: «Когда Твардовский сталкивался с неуважительным отношением к себе или к своим товарищам, с бездушием, формализмом, хамством, он отвечал молчаливым презрением, сдержанным негодованием. За три года не припомню случая, чтобы он невежливо разговаривал с подчиненными, с теми, кто был ниже его по званию. Но вот в разговорах с начальством, когда имели место несправедливость, бестактность или чье-то недомыслие, он своего недовольства не скрывал. В таких случаях он бывал очень резок, мог нагрубить и не стеснялся проучить солдафона, упивающегося властью, из разряда тех, про кого однажды сказал: «Заведующий своим телом».

Во время войны выявилась еще одна характерная черта Твардовского: он не только никогда не щеголял своей храбростью, но, напротив, нередко подчеркивал те моменты, когда испытывал чувства страха. Вот, например, его запись о поездке в Гродно: «В городе продержались мыс редактором часа два, делая по возможности вид друг перед другом, что страшно нам не очень. А было очень страшно, томительно до утомления. Уже не испытываешь ни малейшего любопытства, томишься собственной неприкаянностью, праздностью здесь, где идет тяжелое дело, которым люди занимаются по прямому долгу». А в заметке о взятии Вильнюса сказано не без некоторой даже самоиронии: «...Мы, корреспонденты, сидели километрах в трех-четырех в штабе дивизии, с профессиональной бессовестностью ожидая, когда можно будет выезжать в Вильнюс, поснимать и поспешить обратно».

На самом же деле это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, который в 1952 году вместе с поэтом отдыхал в Гаграх, во время шестибального шторма Твардовский «бросался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от берега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже приблизиться к воде». Е. А. Долматовский, близко знавший Твардовского в первый год войны, пишет о нем: «Он спокойно и с достоинством выходил под огонь, когда это требовали обстоятельства».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также изрядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда. Не удивительно, что он стал чемпионом гарнизона по игре в городки. О. Верейский вспоминает: «Он очень любил проявлять свою недюжинною физическую силу, то есть не показывать ее, а просто выпускать на волю. То он колол дрова для кухни, то рыл новую землянку, никогда не упускал случая подтолкнуть, вытащить из грязи застрявшую машину, а то боролся с немногими охотниками помериться с ним силами, с готовностью принимал участие в застольных сборищах, на которых с охотой и старанием пел народные песни».

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в состав 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он написал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине (поэмы «Путь к социализму», «Страна Муравия»).

О годы юности немилой, ее жестоких передряг.

То был отец, то вдруг он - враг.

А мать? Но сказано: два мира, и ничего

О матерях...

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям военных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построено как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год войны, защищая Москву: «И у мертвых, безгласных / Есть отрада одна: / Мы за Родину пали, / Но она спасена». Во втором стихотворении, написанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце лежит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью - даль», и «По праву памяти» содержат лирическую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью - даль» является путешествие поэта в поезде «Москва - Владивосток» через всю страну и одновременно осмысление пережитого страной за последние годы. Это путешествие в пространстве и во времени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации, говорит о пересмотре позиции автора по отношению к политике партии больше виков в 1930-1940-е годы. Поэма, написанная в 60-е годы, была запрещена даже достаточно либеральной в те годы цензурой и увидела свет только в 80-е годы, после смерти поэта.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и делает его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности, пути, пройденного страной после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает многих начинающих писателей. «Властитель дум», «духовный пастырь», «оплот правды и бесстрашия», «мастер», «великий труженик», «богатырь» - такие характеристики рассыпаны по страницам воспоминаний его современников. У Ф. Абрамова читаем: «Твардовский и мое поколение». Разделяют какие-нибудь 10-15 лет - немного, но он был отцом наших душ... Мы боготворили. Главный редактор. Организатор всех сил. Бог. Непревзойденный авторитет. Какая-то ходячая легенда... Слава Твардовского была бессмертна... Мы боготворили, и напечататься в «Новом мире» считалось за великую честь.

«Новый мир» стал ведущим органом демократического обновления общества. Ни один другой орган печати не сказал тогда так много горькой правды о сталинской эпохе, о культе личности Сталине, как это сделал «Новый мир».

Многие из современников могут свидетельствовать: «Мы ждали каждый номер. Проза. Критика. И всегда уровень». Как самобытное явление «Новый мир» заявил о себе с момента опубликования очерков Овечкина, а за ним - прозы Солженицына. А потом - целая череда блестящих талантов: Ф. Абрамов, К. Воробьев, В. Шукшин, Ф. Домбровский, 3. Залыгин. В писательской судьбе каждого из них Твардовский сыграл блестящую роль.

Были подготовлены к публикации, но запрещены романы Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Солженицына «Раковый корпус», «В круге первом». А. Твардовский был бескомпромиссен в своей переоценке прошлого и в борьбе за подлинную свободу творчества. В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

- Просмотровое чтение статьи учебника С. Маршак «Поэт и гражданин» (стр. 88-89)

    Что еще можно добавить о поэте на основе этой статьи?

- Рефлексия : ответы на вопросы, заданные в начале урока; зачитать тезисы

    Что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

    Чем поразила вас судьба Твардовского?

3. Физкультминутка : «имитация дождя». Создание эмоционального настроения, подготовка к анализу поэмы (3 мин ).

II этап урока:

4. История создания поэмы «Василий Теркин» ( 7 мин )

Слово учителя: «Переправа, переправа… Берег левый, берег правый…» - это строки из одного из самых легендарных произведений времен Великой Отечественной войны «Василий Теркин». В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце. Не утратить веры в торжество победы. Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и – шагнула в бой.

- коллективная работа по статье учебника «Как был написан Василий Теркин» (стр. 89-90): составить цитатный план

1) «Василий Теркин... - лицо вымышленное от начало до конца, плод воображения, создание фантазии».

2) Принцип композиции и стиля - «это стремление к известной законченности каждой отдельной части, главы...», потому что «... этот читатель мог и не дождаться моей следующей главы; он был там, где и герой - на войне».

3) С появления первой части поэмы «Теркин» стал моей основной работой на фронте.

4) «...Работа моя встречена хорошо, и это мне придает сил продолжать ее».

5) «Теркин» был для меня... моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю» .

- краткое сообщение об истории создания поэмы (подведение итога)

5. Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы

- чтение эпиграфа к данному этапу урока

«Василий Тёркин» – это лучшее из всего,

написанного о войне на войне.

И чтобы написать так,

как написано это,

никому из нас не дано.

К. Симонов

Согласны ли вы с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока)

Слово учителя:

Поэма «Василий Теркин» - произведение подлинно новаторское по своим жанрово- стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. В связи с этим предлагаю вам решить небольшую задачу: вам необходимо найти оптимальную композицию и доказать её оптимальность (теория литературы, работа в группах, 3 мин )

СПОСОБЫ СВЯЗИ: 1) отсутствует; 2) цепная (последовательное развитие событий); 3) параллельная (в центре повествования один и тот же объект)

Ответы учащихся

Слово учителя:

Жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронтовым читателем. Так родился структурный принцип внутренней завершенности каждой беседы - главы: фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей, погибав или получив ранение в ближайшем бою, перед которым и попала ему в руки фронтовая многотиражка с очередной главой. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав.

Законченность поэме придают объективно - исторические хронологические рамки: все события, описанные в ней, происходят в период сурового времени Великой Отечественной войны, и факты, известные каждому читателю, чувства, сопережитые всеми, способствуют более глубокому эмоциональному восприятию поэмы в целом и каждой отдельной ее части.

Слово учителя

-Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос) (каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Сюжет из фильма (ответ на вопрос)

Итак, мы знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. А на чем или на ком держится книга? (На герое).

Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него).

Каким, по вашему, он должен быть? Предлагаю каждой группе сейчас заполнить анкету нашего главного героя Василия Теркина, пользуясь текстом поэмы, и представить ее своим одноклассникам и нашим гостям. Обосновать ответы. А также, глядя на портреты Теркина, запишите те черты характера, какими, по вашему мнению, он должен обладать (Веселый, Любит поесть, Располагающий (легко находит общий язык с людьми), Мужественный, смелый, отважный, храбрый воин, Выносливый, стойкий, Умелый, Находчивый, Тактичный, деликатный, умеет себя вести, Простой, Обыкновенный, типичный, такой, каких много)

На кого рассчитана книга? Каким должен быть язык? («Вот стихи, и все понятно, Все на русском языке»). И содержание, и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма одним из самых значительных произведений не только военной, но и всей русской литературы второй половины 20 века.

Рефлексия: Вернемся к эпиграфу урока. Мы доказали или опровергли его мнение? Достаточно ли мы знаем, чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос? (Нужно читать и анализировать поэму дальше) .

Домашнее задание:

    Выучить наизусть отрывок из этой главы;

    Сравнить главы «На привале» и «Переправа» (стиль, язык, настроение, образ главного героя).

Поэма «Василий Теркин» была написана Александром Трифоновичем Твардовским во время Великой Отечественной войны и публиковалась в различных газетах по главам. Это произведение поддерживало боевой дух солдат, давало им надежду, воодушевляло и, самое главное, ее можно было начинать читать с любой главы. Связано это с тем, что каждая глава в поэме является отдельной историей, которая полна глубокого патриотизма, оптимизма, веры в будущее. Образ советского солдата Василия Теркина задумывался как фельетонный образ, призванный смешить солдат на фронте, поднимать их боевой дух.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью. Образ главного героя Василия Теркина, простого русского солдата, является образцом человеческого достоинства, мужества, любви к Родине, честности и бескорыстия. Все эти качества героя раскрываются в каждой главе произведения.

Поскольку произведение написано во время войны, то само собой разумеется, что главные качества героя, на которых акцентирует внимание автор, - это беззаветное мужество, героизм, чувство долга и ответственности.

Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него – стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни.

Уже при первом упоминании фамилия Теркин очерчивает границы характера: Теркин – значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек".


А.Т. Твардовский в годы Великой Отечественной войны становится выразителем духа солдат, простого народа. Его поэма «Василий Теркин» помогает людям пережить страшное время, поверить в свои силы, ведь поэма создавалась на войне глава за главой. «Василий Теркин» - «книга про бойца». Поэма писалась о войне, но главным для Александра Твардовского было показать читателю то, как надо жить в годы тяжелых испытаний. Поэтому главный персонаж, Вася Теркин, танцует, играет на музыкальном инструменте, готовит обед, шутит. Герой живет на войне, и для писателя именно это является очень важным, так как, для того чтобы выжить, любому человеку необходимо очень сильно любить жизнь.

Проблемы, поднимаемые писателем в этом произведении, также помогают раскрыть военную тематику поэмы: отношение к смерти, умение постоять за себя и других, чувство ответственности и долга перед родиной, взаимоотношение между людьми в критические моменты жизни. Твардовский беседует с читателем о наболевшем, использует особый художественный персонаж, – образ автора. В поэме появляются главы «О себе». Так писатель приближает своего главного героя к собственному мировосприятию. Вместе со своим персонажем автор сопереживает, сочувствует, испытывает удовлетворение или негодует:

— произведение, раскрывающее тему нравственной силы русского народа, тему солдата и его подвига. Работа представлена отдельными автономными рассказами, которые объединяет главный герой и общая тема. Как и у всех произведений Твардовского, Василий Теркин имеет историю создания и свои художественные особенности. Их мы изучали на уроке в школе, а сейчас озвучим в нашем .

Василий Теркин история создания кратко

История создания поэмы Твардовского началась конечно с замысла. Идея будущей поэмы возникает у писателя, еще в годы Финской войны. Тогда совместными усилиями редколлегии ленинградской газеты На страже Родины, и был придуман главный герой. Изначально персонажа использовали для небольших стихов, и на страницах газеты появлялись небольшие фельетоны о боевом товарище, удачливом бойце. Но видя популярность персонажа, писатель решается на большее. К тому же завершение Финской войны заставило писателя взглянуть на ситуацию по-другому, и переосмыслить . начинает работать над написанием масштабной работы.

Так, история создания поэмы Василий Теркин начинается уже в 1940 году, когда автор написал черновые варианты первых глав. Одну из них писатель успевает разместить на страницах газеты. Так появился боец, воплотивший нравственные качества поколения предвоенных лет. Популярность Теркина росла, а сам автор чувствовал важность поэмы, и ее роль для солдат.

Если в 1941 году автор приостановил написание поэмы, то в 1942 году работа возобновляется. Начинается новый этап создания поэмы. Теперь читатель видит измененную философию, обновленного персонажа, с помощью которого автор раскрывает военную тему, тему Родины и народа. Начиная с 1942 года Твардовский непрерывно печатает отдельными главами свои работы. Работа над поэмой завершилась в 1945 году. Именно тогда была написана последняя глава поэмы.

Замысел автора и художественные особенности

Как уже было отмечено выше, поэма Василий Теркин и ее история создания началась с замысла, который появился еще в годы войны с Финляндией, где писатель работал военным корреспондентом. Военные события стали причиной создания главного персонажа и написания поэмы в целом. Произведение держится на оптимизме и юморе, которые были так нужны боевым солдатам.

Говоря о художественных особенностях, стоит отметить присутствие образа автора. Они представлены в лирических главах От автора, где писатель описывает своего персонажа или же делится размышлениями о произведении и его сюжете. Когда читаешь поэму, видишь подробное описание быта солдат, включающее походное питание, описание одежды бойцов, снаряжения. В этом также проявляется художественная особенность произведения. Но главной особенностью поэмы о Василии Теркине является то, что каждая глава как отдельное полноценное произведение, со своим началом и концом. Объединяет же все главы Василий, позволяя обобщить работы и назвать их историей об одном бойце, не имеющей ни начала, ни конца.

«Василий Теркин » (другое название — «Книга про бойца ») — поэма Александра Твардовского. одно из главных произведений в творчестве поэта, получившее всенародное признание. Поэма посвящена вымышленному герою — Василию Теркину, солдату Великой Отечественной войны.

Поэма начала печататься с продолжением в газетном варианте с 1942 года и была закончена в 1945 году. Первое отдельное издание еще незаконченного произведения вышло в 1942 году. Большей частью поэма написана четырехстопным хореем (отдельные главы трехстопным хореем).

Состоит из 30 глав, пролог а и эпилог а, условно разделяясь на три части. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Теркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом. Василий Теркин — балагур и весельчак, душа своего подразделения. В бою — пример для всех, находчивый воин, который не растеряется в самой сложной ситуации. На привале вокруг него всегда собирается компания — Теркин споет и сыграет на гармони, никогда не полезет в карман за острым словом.

Будучи раненым, на волоске от смерти (глава «Смерть и воин «), находит силы собраться и вступить в схватку со Смертью,

Из которой выходит победителем. При встрече с мирным населением ведет себя скромно и с достоинством. Отдельные новеллы в поэме были созданы по мотивам реальных событий войны (глава «Кто стрелял «). Некоторые истории рассказывают о победах, а некоторые о тяжелых поражениях (глава «Переправа «).

Повествование поэмы не связано с ходом военной кампании 1941-1945 годов, но в нем присутствует хронологическая последовательность; упоминаются и угадываются конкретные сражения и операции Великой Отечественной войны: начальный период отступления 1941-1942 года, битва у Волги, переправа через Днепр, взятие Берлина.

Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939-1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты. Теркин стал сатирическим героем нескольких небольших стихотворений-фельетонов Твардовского, написанных для газеты. Писали о Теркине и другие авторы. Совпадение имени главного героя с именем героя романа писателя XIX века П. Д. Боборыкина чисто случайное.

Красноармеец Теркин уже тогда начал пользоваться определенной известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и ее необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941-1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Сочинения по темам:

  1. «Василий Теркин» (другое название — «Книга про бойца «) — поэма Александра Твардовского, одно из главных произведений в творчестве поэта,...
  2. Отрывки из статьи А. Т. Твардовского «Как был написан «Василий Теркин» (ответ читателям): «было и есть до сих пор такое...
  3. Чтобы понять и оценить истинные масштабы таланта художника, его вклад в литературу, нужно исходить из того, что нового сказал он...
  4. Солженицын начал писать в начале 60-х годов и получил известность в «самиздате» как прозаик и беллет­рист. Слава обрушилась на писателя...
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...