Урок-путешествие "письменное сложение трехзначных чисел". «Письменное сложение трехзначных чисел» I

Трехзначные числа – это те числа, в записи которых используется три знака. Например, 112, 655, 452 и им подобные числа. При убавлении и прибавлении одного знака получаются двухзначные и трехзначные числа соответственно. Одной из математических тем, которую проходят в третьем классе, является «Алгоритм сложения трехзначных чисел».

Интересный метод сложения трехзначных чисел поможет ученикам разобраться в теме. Знакомство с письменным методом суммирования трехзначных чисел с переходом через разрядную единицу вычислением в столбик оттачивает образовательные навыки учеников 3 класса.

Для успешного сложения чисел такого вида необходимо повторить сложение двухзначных.

К примеру, в задании нужно вычислить следующий пример: 22 + 15 + 55 + 28.

Первый шаг – сложение всех встречающихся в примере десятков: 2 + 1 + 5 + 2. Получилось 10 десятков.

Второй шаг – сложение всех встречающихся единиц: 2 + 5 + 5 + 8, что равняется 20.

10 десятков – это 100. 100 + 20 = 120.

Решение примеров сложения двухзначных чисел с помощью этого метода происходит куда быстрее, чем сложение привычным способом, где: 22+15, потом добавлять 55 и складывать с 28.

Навыки сложения таким способом двухзначных чисел являются хорошей почвой для суммирования трехзначных. В тестовых работах есть возможность получить новую информацию. Например, в заданиях, результатом вычислений которых является сумма больше десяти, используется сложение с переходом через разряд.

Если при сложении получается ответ меньше десяти, то используется сложение неразрядного перехода.

Подготавливая учеников к решению более сложных задач, учитель использует математические примеры на сложение чисел, сумма которых в конечном итоге равняется больше 100.

Аналогично таким методом решаются и примеры с трехзначными числами.

Например: 335 + 44 + 456 + 20.

Первое действие – сложение десятков: 33 + 4 + 45 + 2 = (33 + 45) + (4 + 2)= 78 + 6=84.

Второе действие – сложение единиц: 5 + 4 + 6 + 0=(5+0) + (4+6)=15.

84 десятка – это 840 сложить с 15, что даёт в сумме 855.

Не менее интересный метод для сложения трехзначных чисел упростит решение задачи ученикам 3 класса.

Суть метода заключена в сложении слева направо, что облегчает получение результата самых важных цифр будущего ответа.

Пример, отражающий стратегию сложения трехзначных чисел:

Первое действие сводится к сложению 275 + 300. Далее необходимо прибавить 40, после чего добавить 7. После прибавления первых трех сотен, задание подходит к сложению 40. Далее пример облегчается тем, что остаётся добавить лишь 7.

Этот процесс решения показан следующей схемой:

Задачи на устное сложение трехзначных чисел можно решать таким способом до тех пор, пока не наступит время для прибавления однозначного числа. Легкость этого метода заключена в том, что сложение 275 и 347 требует запомнить все шесть цифр, однако 575 и 47, 615 и 7 – требует не забывать всего лишь о пяти и четырех цифрах соответственно.

Решать упрощенную задачу в разы легче, чем ту, которая представлена в изначальном сложном варианте.

В любом примере на сложение метод слева направо имеет следующую последовательность:

  • сложение сотен
  • сложение десятков
  • сложение сотен и десятков вместе .

Решая в уме подобные задачи, цифры необходимо именно слышать, а не использовать метод визуального воспроизведения чисел. Подкрепление звуками помогает освоить данный способ гораздо быстрее.

Но не всем ученикам 3 класса подойдет слуховое восприятие задач.

Использование графических презентаций – один из легкодоступных способов проведения урока по данной теме.

Отображенные с помощью интересных рисунков, правила сложения легче усваиваются учениками, нежели скучно поданная информация.

Кроме того, можно преподнести математические занятия в виде интересных исторических фактов.

Традиционным способом, который используется во многих школах, является сложение столбиком .

Пример 1:

Первым делом нужно складывать единицы. 1+7= 8.

Третий шаг – сложение сотен. 2+3=5

Пример 2:

Первый шаг – сложение единиц. 8+2=10. Когда складывают единицы, в сумме дающие десяток либо другое двухзначное число, то последнюю цифру (хвостик двухзначного числа) записывают, а десяток запоминают.

Во втором шаге складывают десятки, прибавляя тот десяток, который получился при сложении единиц. В данном случае это приобретает следующий вид:

На третьем этапе складывают сотни, прибавляя к ним ту сотню, получившуюся при сложении десятков, то есть:

Такой метод суммирования хорошо применяется в письме, когда можно записать все числа, которые не вошли в единицы и остатки.

Маленькие таблички с алгоритмом суммирования чисел из трех знаков нужно оформить красочно, на каждый пункт приводить пример. Сначала пишут единицы под единицами, далее десятки под десятками, на очереди сложение сотен. Заканчивается ответом.

Метод, когда числа складывают столбиком, делается поэтапно. Всегда складывают цифры, которые соответствуют друг другу в разряде. Идет сложение от наименьшего к большему. То есть единица с единицей, сотня с сотней и так далее. Сложение таким образом цифр называют арабским методом, так как суммируются в порядке справа на лево.

Много примеров, когда при суммировании двух или более знаков в ответе выходит сумма, больше 10. Здесь единицу относят к последующему разряду. А на месте вопросительного знака пишут цифру на десяток меньше выведенного результата. Например, нужно сложить 9 и 4. Получилось 13. Цифру 3 нужно поставить на место вопроса, а 1 прибавляем к сумме чисел следующего (большего) разряда.

Знание алгоритма пригодится для решения уравнения, неравенства, выражения, при решении задач с несколькими неизвестными.

При сложении трехзначных чисел полезным будет знать, что такое целое и частное и как их найти.

Например, 250 + 430=680. Целое – это сумма двух чисел, в данном случае 680.

Частное в данном случае 250 и 430.

Чтобы найти неизвестную часть, нужно из целого вычесть известную.

Для проверки сложения производят вычитание, а для проверки вычитания – сложение.

На уроке, посвященном суммированию чисел, состоящим из трех знаков, ученикам будет полезно узнать некоторые факты о них.

Интересным числом является 999. Оно не только самое большое из трехзначных чисел, но и в перевернутом виде превращается в другое число – 666.

Самое маленькое трехзначное число – 100.

Уровень подготовки учеников можно проверить с помощью учебника М.И.Моро. Кроме заданий учебник содержит ответы и правила, с помощью которых решаются математические упражнения.

Работа с трехзначными числами помогает ученикам развивать мыслительную активность, воспитывать внимательность к окружающим действиям и явлениям.

Математические примеры приучают детей к самостоятельному решению проблемы, изначально проанализировав ситуацию.

В интернете огромной популярностью пользуются онлайн тренажеры, с помощью которых легко усвоить алгоритм сложения трехзначных чисел в третьем классе. Они несут в себе большую пользу для детей начальной школы, развивая навыки и мелкую моторику, внимательность, анализ действий.

Для успеха в упражнениях, связанных с решением методом столбика, определяющим фактором является постоянная мозговая тренировка. Достичь высоких показателей на скорость решения возможно лишь при каждодневных занятиях.

Класс: 3

Цели урока:

  • познакомить с приёмом письменного сложения трёхзначных чисел.
  • совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи;
  • развивать познавательный интерес, умение рассуждать

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и целей урока

– Здравствуйте, ребята, сегодня на уроке математике мы с вами должны заняться очень важным делом – изучением новой темы.

Чтобы правильно сложить,
Надо правильно дружить.
Есть ссора иль сраженье,
Не получится сложенья.
Мы числа трёхзначные
Складывать будем.
Я верю, что ждёт вас успех!
Потому что, кто старается
У тех всё получается!

– Но прежде всего мы с вами должны сделать небольшую разминку для мозгов. И так приготовились.

2. Устный счёт

Блиц-турнир (устно).

А) Володя гостил у бабушки две недели и ещё 3 дня. Сколько всего дней гостил Володя у бабушки? (17)
Б) Витя проплыл 25 метров. Он проплыл на 4 метра меньше, чем Серёжа. Сколько метров проплыл Серёжа?
В) В саду 36 старых яблонь и 18 молодых На сколько меньше молодых яблонь, чем старых?

Игра «Быстрые примеры», кто быстрее сосчитает устно и даст правильный ответ.

Слайд №1 (ответы появляются по щелчку, а дети проверяют)

– Молодцы, вы правильно и быстро справились с этим заданием. Сейчас мы с вами должны вспомнить счёт сотнями и решить несколько примеров.

И в подтверждение нашей темы мы должны решить примеры. Расположите ответы в порядке возрастания, и узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Какое слово зашифровано?

Слайд №3 Игра «Шифровщики»

– Так, чем же мы сегодня с вами будем заниматься на уроке?

3. Работа над новой темой

– Итак, мы с вами знаем тему нашего урока «Письменное сложение трёхзначных чисел». Предлагаю вам вспомнить и записать сложение двузначных чисел.

46 + 33 = 56 + 25 =

Двое учащихся выходят к доске, повторяют и решают примеры.

– А кто сейчас займёт место учителя и объяснит сложение трёхзначных чисел. Как выполнить вычисления? Дети объяснение проводят на примере:

437
+
125

Слайд №4

Обратить внимание детей на то, что когда идёт переход цифры в следующий разряд, её лучше записать карандашом, чтобы не забыть. При объяснении нужно пользоваться алгоритмом. Дети этот пример записывают в тетрадь и решают.

4. Физкультминутка:

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.

5. Работа над новым материалом, закрепление

– Предлагаю открыть учебники и самостоятельно изучить и закрепить сложение трёхзначных чисел, а потом рассказать друг другу (работа в парах).

Сейчас мы с вами закрепим полученные знания, примеры записываем в тетради.

– Мы обратимся к учебникам и решим задачу. Составим краткую запись и решим задачу:

Слайд №6

– Сколько билетов было?
– Сколько продали?
– Известно точное количество?
– Что надо узнать в задаче?
– Составьте программу, запишите решение.

Реши примеры самостоятельно и докажи, что ты всё понял и научился складывать трёхзначные числа:

6. Итог урока

– Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
– Что повторили сегодня на уроке?
– Выберите, пожалуйста карточку, которая, по вашему мнению близка к вам.

Слайд №7

Учащиеся показывают карточки, высказывают своё мнение.

– Большое спасибо всем за работу на уроке!

Открытый урок по математике в 3 классе.

Тема урока: «Письменное сложение трехзначных чисел».

Цель урока: формировать умение выполнять письменное сложение трехзначных чисел.

Задачи:

    повторить поразрядный способ сложения чисел;

    сформулировать алгоритм сложения трехзначных чисел;

    формировать умение применять его в различных случаях;

    развивать речь учащихся, активизировать логическое мышление., формировать устойчивость внимания;

    воспитывать положительную мотивацию к предмету, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: тетради, учебник математики (авт. Богданович), магнитная доска, звезды с цифрами, звезды с числами, карточки с заданиями трех уровней, карточки с задачей, карточки –помогайки с алгоритмом письменного сложения, плакаты с изображением астероидов, планет.

Ход урока:

    Организационный момент. Создание психологического комфорта.

    Ребята, сегодня у нас необычный урок. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит. Урок у нас будет удачным.

    Давайте прочитаем слова, записанные на доске:

Пусть суровые ветры нам дуют в лицо,

Все пути нам, ребята, открыты,

Мы поднимемся к звездам, проплывем по морям,

Мы – искатели, мы – следопыты.

    Подумайте над словами этого стихотворения. Чем мы будем заниматься на уроке? (Будем преодолевать трудности, выполнять сложные задания, узнавать новое.)

    Действительно, мы многое узнаем, сделаем открытие и совершим сказочное путешествие в космос. В космическом пространстве нам нужно будет не пропустить ни одного сигнала бедствия. Мы будем помогать всем, кто в этом нуждается.

    Актуализация знаний.

    Давайте проверим, готовы ли вы к такому путешествию.

На доске:

(Звезды красного цвета с цифрами: 9, 0, 1; желтого цвета с цифрами: 2, 6, 7; зеленого цвета с цифрами: 4, 8, 3.)

    Назовите числа, которые можно составить, используя звезды красного цвета. (109, 901, 910, 190)

    О чем говорит цифра «0»в этих числах ? (Об отсутствии какого-то разряда.)

    Назовите самое маленькое число.(109)

    Назовите разрядный состав этого числа. (1 сотня, 0 десятков, 9 единиц.)

    Назовите предыдущее для него число? (108) Последующее? (110)

    Назовите наибольшее число. (910.) Что обозначает цифра 0 в этом числе?

    Назовите предыдущее для него число. (909) Последующее. (911)

    Составьте и назовите числа, используя звезды желтого цвета. (267, 276, 627, 672, 726, 762.) (Числа выставляются на магнитной доске.)

    Назовите число, которое содержит 26 десятков .(267.)

    (2с. 6дес. 7 ед.)

    (2 сотни и 67 единиц.)

    (267 ед.)

    Назовите число, которое содержит 72 дессятка. (726.)

    Сколько сотен и единиц в этом числе? (7с. и 26 единиц.)

    Сколько всего единиц в этом числе? (726 ед.)

    Сколько сотен, десятков и единиц в этом числе? (7 с. 2 д. 6 ед.)

    Составьте и назовите числа, используя звезды зеленого цвета. (483, 438, 348, 384, 834, 843.)

    Расположите числа в порядке возрастания.

Назовите самое маленькое число. (348.)

    Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых.(300+ 40+ 8)

    Назовите самое большое число. (843.)

    Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых. (800+40+3)

    Итак, что общего у всех чисел, которые вы составили. (Они трехзначные.)

    Почему они так называются? (Они состоят из трех знаков (цифр).)

    Назовите, из каких разрядов состоят трехзначные числа? (Из сотен, десятков, единиц.)

    Я вижу, что к путешествию вы готовы, можно отправляться в путь .(На доске вывешивается картинка с изображением летательного аппарата.)

    Ваши тетради сегодня превращаются в бортовые журналы.

Запишите число. Классная работа.

    На нашем пульте управления загорелась красная лампочка. Это значит, что нас просят о помощи. Приземляемся. Стало известно, что к ближайшей от нас планете приближаются астероиды. Нам нужно изменить траекторию их полета, для этого нужно узнать номер каждого астероида и расположить их в порядке убывания.

На доске открывается плакат с изображением падающих астероидов.

(300 + 40 + 5) + (200 + 20 + 4)

(400 + 50 + 4) + (300 + 5)

(600 + 30 + 2) + (20 + 4)

(400 + 20 + 3) + (200 + 50 + 6)

    Найдите значение каждого выражения удобным способом. Что для этого надо сделать? (Сначала складывать сотни, потом десятки, затем единицы и полученные результаты сложить.)

    Какие числа вы складывали в каждом выражении.

Расположите астероиды в порядке убывания (удаления).

    Молодцы! Вы помогли спасти планету. Наш корабль продолжает свое путешествие. Но что это? Опять слышен сигнал бедствия. Приземляемся.

    Постановка учебной задачи.

    На этой планете находится группа ученых-землян. Они проводят здесь свои расчеты. Но на их станцию прорвались космические пираты и уничтожили расчеты. Мы должны помочь восстановить эти расчеты.

На доске открывается запись:

6 3 5 9

+ 5 7 + 6 4

6 8 7 1 1 3

    Найдите ошибки. (В первом примере неверно записаны слагаемые, а во втором – неверно выполнены вычисления.)

    Запишите и решите эти примеры в тетрадях правильно. (Один ученик у доски работает самостоятельно.)

    Проверка: проговаривание правильного решения.

А теперь восстановите эту запись:

5 3 4 2 7 6

+ 1 5 5 + 1 5 2

6 9 9 2 9 1 2

(У доски работает менее подготовленный ученик.)

Если возникло затруднение: Если нет затруднения:

    В чем причина затруднения? - Чем последний пример

(Не известен алгоритм отличается от предыдущих?

сложения трехзначных чисел.) Складываются трехзначные числа.)

    Какова тема нашего урока? (Письменное сложение трехзначных

чисел.

    Чему мы будем учиться на уроке? (Будем учиться строить алгоритм сложения трехзначных чисел или уточним этот алгоритм.)

    «Открытие» детьми нового знания.

    Каким способом вы предлагаете строить новый алгоритм? (По аналогии с алгоритмом сложения двухзначных чисел.)

    Как будем записывать трехзначные числа в столбик? (Так же как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.) Это первый шаг.

    Как будем вести сложение? (Так же по разрядам.)

    2-й шаг – складываем единицы…

    3-й шаг – складываем десятки…

    4-й шаг – складываем сотни…

    5-й шаг – читаем ответ.

    Повторите ещё раз алгоритм сложения трехзначных чисел. (Одновременно выставляются карточки-помощники(шаги алгоритма) на доске.)

    Откройте учебник на с. 59. прочитайте вывод, данный в учебнике. Сравните его с выводом, который мы составили сами. (Они одинаковы.)

    Итак, значит мы с вами вывели правильный алгоритм.

Физкультминутка.

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок.

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире…

Опускаем руки вниз,

И за парты вновь садись!

    Первичное закрепление.

    Какое открытие мы с вами сделали? Как выполнять письменное сложение трехзначных чисел?

Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним остальные расчеты

ученых по заданию №2 учебника. Работаем с комментированием.

(Один ученик у доски.)

    Два последних примера – самостоятельно. (Взаимопроверка.)

6 . Самостоятельная работа с самопроверкой.

И, наконец, последние расчеты ученых. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания трех уровней: уровень «А» легкий, уровень «Б» средний по трудности и уровень «В» - сложный. Вы можете выбрать, задания какого уровня вы будете выполнять. Можно решить задания и двух уровней.

(Дети выбирают задания и выполняют их.)

Уровень № 1.

Реши примеры:

115 338 137 513 264 348

+ 263 + 51 + 622 + 344 + 735 + 231

Уровень №2.

Запиши примеры в столбик и реши их.

115 + 285 604 + 156 156 + 139

417 + 367 398 + 87 188 + 58

Уровень №3.

Восстанови пропущенные цифры.

2 * 3 2 8 * 3 2 6 * 5 * 3 * 5 * 2 *

+ * 5 * + 3 * 6 + * * * + * 6 + * 1 * + 5 * 3

7 1 2 * 0 2 8 0 7 3 2 9 7 3 9 7 4 1

    Проверьте, правильно ли вы выполнили по эталону. (Даются ответы к заданиям.)

Справился

Сомневался

Не справился

    Молодцы! Вы хорошо потрудились и ценные сведения, уничтоженные пиратами восстановлены.

7. Включение нового знания в систему знаний.

    Мы пролетели большую часть пути. Нас просят приземлиться на планету роботов, где вышел из строя главный робот. Чтобы он заработал мы должны выяснить, хватит ли ему деталей для ремонта.

    Прочитайте задачи на карточках.

Задача № 1.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 250 деталей, а во второй день в 3 раза больше. На сколько больше деталей доставили во второй день, чем в первый?

Задача № 2.

В первый день для ремонта робота на планету доставили 254 детали, а во второй день на 167 детали больше. Сколько всего деталей доставили на планету за два дня?

    Выберите ту задачу, для решения которой мы будем использовать новый алгоритм сложения трехзначных чисел. (Задача № 2.)

    О чем говорится в задаче?

    Что известно в задаче?

    Какой вопрос?

    Какие слова для краткой записи нужно взять?

    Что для этого надо знать?

    Все ли нам для этого известно?

    Можем узнать?

    Как?

    Как узнать сколько всего деталей доставили на планету?

    Запишите решение задачи самостоятельно. Сложение выполните письменно.

(Один ученик работает у доски.)

    254

+ 167

421 (д.) доставили во второй день.

    421

+ 254

675 (д.)

Ответ: всего на планету доставили 675 деталей.

    Мы узнали, сколько привезли деталей, но не знаем, сколько необходимо роботу для ремонта. Чтобы узнать это число, давайте решим уравнение:

Х - 347 = 272

Х = 272 + 347 272

Х= 619 + 347

619

Хватит ли роботу доставленных деталей? (Да.)

    Итоговая рефлексия.

Робота мы починили, пора возвращаться домой. Посмотрите, какое чудесное созвездие нам встретилось по пути домой.

(Открывается плакат (надпись выполнена из звездочек):

Н А С Т Р О Е Н И Е

    Давайте на память возьмём себе по одной звездочке. Если к концу путешествия у вас отличное настроение, то возьмите красную звездочку, если хорошее – желтую, не очень хорошее – зеленую.

    С чем связано ваше настроение?

    Какую задачу ставили?

    Удалось ли решить поставленную задачу?

    Каким способом получили новый алгоритм?

    Где можно применить новое знание?

    Что на уроке у вас хорошо получалось?

    Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание: составить и решить по одному примеру на новый

алгоритм.

Тема: «Растения – живые организмы. Деревья, кустарники, травянистые растения»

Цели:

    Познакомить учащихся с названиями групп растений, с растениями, относящимися к этим группам;

    Дать представление о невидимых нитях в природе;

    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

    О каких богатствах природы говорили на прошлом уроке? (вода, воздух)

    Что такое воздух? (смесь газов: азот - 78%, кислород - 21%, углекислый газ - 1%)

    Роль воздуха для всего живого?

    Что можете сказать о воде?

    В каких состояниях вода может находиться в природе? (жидком, твёрдом, газообразном)

    От чего происходит загрязнение воды?

    Можно сказать, что только с поступками взрослых связано загрязнение воды? А дети?

    Как нужно расходовать воду и почему?

Вывод. Вода и воздух – особые богатства природы, без которых не смогут жить никакие живые существа. Поэтому их надо ценить и беречь.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Узнаете, отгадав загадку.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)

Будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательным, чтобы увидеть чудеса. Происходящие в лесу.

2. Знакомство с разнообразием растений.

Картина «Лес» (проэцируется на экран).

Вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения встречали? Какие растут в лесу?

Наша задача – разделить все эти растения на группы.

Как вы думаете, на какие?
Какая группа будет первой?
Деревья.

А чем деревья отличаются от других растений? (один большой ствол покрытый корой, от него много ветвей)

Все ли деревья одинаковы в лесу?

О каких деревьях идёт речь?
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке
В белом сарафане? (берёза)

Весной зеленела
Летом загорела
Осенью надела
Красные кораллы. (рябина)

Никто не пугает,
А она всё дрожит (осина)

Кудри в речку опустила
И о чём то загрустила
А о чём она грустит
Никому не говорит (ива)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (ель)

Чем ель отличается от других деревьев? (вместо листьев иголки)

Итог. Деревья бывают

    Какие деревья растут в наших лесах? (берёза, осина, ель, сосна, кедр, лиственница)

    А как назовём одним словом эти растения? (шиповник, рябина, малина, смородина) Кустарники.

    А почему? (нет одного толстого ствола, а несколько тонких)

    Какие ещё можете назвать кустарники? (акация, облепиха)

    Какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников?

    Как назовём эту группу? Травы.

    Какие же травы можем увидеть в лесу? (одуванчик, мать-и-мачеху, репейник, ромашку)

Предлагаю поближе познакомиться с травами леса, послушав стихи и загадки. (четверо учащихся читают стихи и загадки)

В весенний солнечный денёк
Золотой расцвёл цветок
На короткой, толстой ножке
Всё дремал он на дорожке,
А проснулся, улыбнулся!
"Вот пушистый я какой!
Удивляю всех красой!"
(мать-и-мачеха)

(цветы жёлтые, мелкие, похожие на солнышко)
(просмотр на экране через видеопроектор)

А что знаете об этом растении? (из листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды)

Одуванчик живёт и на лугу, и на опушке, и в саду, и огороды любит.

Пробивается сквозь трещины в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома.

Из него варят мёд и варенье; из корней делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев – салат. Одуванчик- лекарство от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

На что похож одуванчик?

А какие травянистые растения в наших лесах? (черника, брусника, морошка, голубика)

Вспомним слова из песни, которую мы учили?

Травы могут всё, что угодно:
Горло лечат, кашель лечат и ларингит
Трав полезных в лесу так много,
Только ты их все береги!

Итак, наше путешествие по лесу завершается, подведём итоги. (на доске открывается таблица)

Вывод. Лес состоит из 3-х ярусов.

Лес называют «лёгкими планеты», потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека и животных. Чем больше будем высаживать деревьев, чем меньше будем вырубать лесов, тем чище будет воздух на планете.

ФИЗМИНУТКА.

III. Закрепление

1. Экологическая задача.

Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпололи, выгребали и убирали опавшую хвою. Скоро ёлочки перестали расти, погибли. Почему?

Лось в сутки летом съедает 35 килограммов листьев. А за 10 дней? За месяц?

2. Интересные факты.

* Почему подорожник так назван? (растёт у дороги, распространяется, прилипая к обуви человека)

* Э Шим «Кто стреляет?»
- Стой! Кто стрелял? Кто в меня попал?
- Я.
- Кто ты?
- Акация.
- Зачем?
- Нечаянно.
- Ишь ты, как метко… Будто из ружья.
- Из чего стреляешь - то?
* Из чего же стреляет акация и зачем?
(из высохшего стручка семенами для размножения)
* В Москве в ботаническом саду летом ежегодно цветёт тропическое водное растение виктория-круциана . Листья у него так велики, что выдерживают трёхлетнего ребёнка и свободно держатся на воде.

3. Продолжи пословицы.

    Лес и вода – брат и (сестра).

    Много леса – (береги), мало леса – (посади).

4. Викторина.

    Из какого дерева делают спички? (осина)

    А лыжи? (берёза). А пианино? (ель)

    У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)

    Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)

    Какой вред может нанести сбор сока дереву? (засохнет)

    Чем похожи дерево и винтовка? (есть ствол )

IV. Итог урока. Оценивание учащихся.

Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
(И. Никулин.)

V. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок любого растения и подобрать к нему загадку, либо стихотворение.

Спасибо за урок.

Открытый урок по русскому языку: "Состав слова" (3-й класс)

Цели урока:

    образовательные :
    развитие умения различать предлоги и приставки, правильно писать их;
    продолжить работу по умению писать слова с изученными орфограммами;
    выделять приставки в словах;

    развивающие :
    развитие у учащихся умения выделять главное при определении орфограммы, обобщать изученное, умения работать самостоятельно, используя проблемные вопросы, творческие задания;
    развитие мышления, внимания и речи учащихся;

    воспитывающая :
    воспитание у учащихся чувства позитивной оценки и самооценки.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

    рассказ учителя,

    проблемные вопросы,

    работа над новыми понятиями,

    творческие задания,

    практические упражнения.

Педагогические технологии:

    элементы технологии проблемного обучения,

    элементы игровой технологии,

    здоровье сберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

Ход урока

1.Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.

Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. Мы сейчас с вами отправляемся в необычайное путешествие, а находимся мы на станции «Школа №43». Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Минутка чистописания.

Первая станция «Отгадай-ка».

– На этой станции вы должны отгадать загадку и записать в тетрадях первую букву отгадки.

Дел у меня немало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю.

– Что это? (зима)

– Посмотрите на образец на доске и красиво пропишите букву в тетради. (Запись букв з З)

– А сейчас подберите к слову зима родственные слова и запишите их в тетрадь. Разберите по составу. (Зима – зимний, перезимовать, зимушка, зимовать, зимующий.)

3. Постановка темы урока

– Мы все еще находимся на станции «Отгадай-ка», отгадав кроссворд, мы узнаем, как называется тема нашего урока. Вы должны будете записывать одновременно слова в тетрадь и проверять их по доске.

    Не снег и не лед,
    А серебром деревья уберет. (Иней)

    Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его – всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдет,
    Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

    Под Новый год пришел он в дом
    Таким румяным толстяком.
    Но с каждым днем терял он вес
    И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

    Верхняя одежда. (Пальто)

    В предложении на службе
    С падежом всегда он в дружбе.
    На него показывает
    И слова все связывает. (Предлог)

    У избы побывал –
    Все окно разрисовал,
    У реки погостил –
    Во всю реку мост мостил. (Мороз)

    Два коня у меня,
    Два коня.
    По воде они возят меня.
    А вода тверда,
    Словно каменная! (Коньки)

    Щиплет уши, щиплет нос,
    Лезет в валенки мороз.
    Брызнешь воду – упадет
    Не вода уже. А лед.
    Даже птице не летится,
    От мороза стынет птица.
    Повернуло солнце к лету.
    Что, скажи за месяц это? (Январь)

    Он в берлоге спит зимой
    Под большой сосной,
    А когда придет весна
    Просыпается от сна. (Медведь)

    Рядом с дворником всегда.
    Разгребаю снег кругом.
    И ребятам помогаю
    Делать горку, строить дом. (Лопата)

    Перед корнем подставляем
    Эту часть. Как называем? (Приставка)

4.Работа по теме урока

Учитель: Как вы думаете, как называется тема нашего урока? («Предлоги и приставки»). Мы отправляемся в путешествие в страну «Предлогов и приставок» и нас, конечно, будут интересовать слова с приставками и предлогами. Какие цели мы поставим?

– Во-первых, мы должны вспомнить, что же такое приставка.

– Во- вторых, мы должны вспомнить, что же такое предлог.

– В-третьих, необходимо вспомнить правописание предлогов и приставок.

Учитель: Как видите, немало трудностей ждет нас впереди, но у меня нет сомнений в том, что нас ждет, незабываемое путешествие. Ребята, что вы помните о приставках и предлогах?

– Что такое приставка?

Дети: Часть слова, находится перед корнем и служит для образования слов.

Учитель: А что такое предлог?

Дети: Часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Учитель: А что вы помните о правописании предлогов и приставок?

Дети: Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово. Между приставкой и корнем нельзя вставить вопрос и или другое слово.

Учитель: Может ли употребляться предлог перед словом, обозначающим действие?

Дети: Предлога не бывает перед словом, обозначающим действие.

Станция «Поиграй-ка»

– Я буду называть словосочетания, а вы замените каждое словосочетание словом с приставкой. Например: часы на стене – настенные часы.

    Повязка на рукаве – …

    Шаг без шума – …

    Переход под землей – …

    Камни под водой – …

    Совет без пользы – …

    Годы до войны – …

    Значок на груди – …

Станция «Найди-ка»

Игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог?» (работа в парах)

Учитель: Запишите слова. Выделите приставки, подчеркните предлоги.

    (за)горой

  • (по)бежать

    (под)сосной

    (за)мерзнуть

    (зав)ывает

    (под)снегом

  • скатиться

    (во)дворе

  • (под)снежник

    (по)крывает

  • (за)окном

    (на)катке

    (за)морозить

– А теперь, ребята, сделайте взаимопроверку. Если задание выполнено правильно, то поставьте знак +, а если неправильно, то знак -.

5. Физкультминутка.

Станция «Отдыхай-ка».

(гимнастика для глаз)

Вот метель гулять пустилась.
Сюда снежинка прилепилась.
Вот она летает, порхает,
Следите за ней глазками.

Станция «Отдыхай-ка»

– Продолжаем наше путешествие. Если в слове есть приставка, то хлопают мальчики. Если слово с предлогом – девочки.

Заметать, на санки, заморозил, у вьюги, у снежинки, прогулка, к снеговику, поспешила, заметает, на ветру, замёрз, на катке, замерзнуть, с горы, подснежник.

6. Закрепление пройденного материала.

Станция «Подумай-ка»

(работа в группах)

Карточка 1

(Проверочная работа по карточкам)

Карточка 1

– Докажи правильность своего ответа.

– Какие словосочетания подчёркивают красоту зимнего леса?

Карточка 2

– Объясни пропущенные орфограммы.

– Какую шубку стал примерять заяц?

– Для чего ему новая шубка?

Карточка 3

– В чём смысл этого текста?

– Для чего нужны кормушки?

– На каких уроках мы об этом говорили?

– У кого из вас есть кормушка для птиц?

Карточка 4

– Как зимует белка?

– Ребята, вы, наверное, устали и я предлагаю вам еще немножко отдохнуть.

7. Физкультминутка

С ПРИ- приставкою – присесть,
С ПО- приставкою – подняться
С ПОД- – подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО- приставкой – посмеяться,
С ВЫ- – вытягиваем руки,
С О- – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ПО- – зарядку повторять.
С ЗА- – зарядку завершать.

8. Подведение итогов.

– Какую тему мы изучали на уроке? Как вы думаете, мы справились с поставленными целями? Что запомнилось или понравилось на сегодняшнем уроке?

– Ребята, отгадайте шараду.

Корень мой находится в цене,
В очерке найти приставку мне
Суффикс мой в тетрадке, все встречаем
Весь же в дневнике я и в журнале (О-цен-ка)


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс : 3.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебных ситуациях.

Задачи:

  • Образовательные : ознакомить с письменным приёмом сложения трёхзначных чисел с переходом через разрядную единицу способом вычисления в столбик; закрепить умения читать и писать трёхзначные числа; закрепить умения складывать и вычитать числа на основе знаний нумерации; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи.
  • Развивающие: развивать познавательные процессы учащихся (память, мышление, внимание, воображение, восприятие); формировать математические действия (обобщение, классификация, простейшее моделирование); развивать интеллект и творческое начало детей.
  • Воспитательные : формировать познавательные потребности; воспитывать у детей интерес к учебному материалу, желание учиться; воспитывать культуру межличностных отношений, воспитывать самостоятельность и критическое мышление.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид урока : Урок-путешествие.

Структура урока:

  1. организационный материал, мотивация;
  2. подготовка к основному этапу урока;
  3. постановка проблемы;
  4. решение проблемы;
  5. повторение, проверка усвоения знаний;
  6. подведение итогов;
  7. рефлексия;
  8. информация о домашнем задании.
  1. Содержание учебного материала соответствует программным требованиям и требованиям стандарта образования.
  2. Умения и навыки, которые отрабатываются на уроке:
    1. учащиеся должны читать и записывать трёхзначные числа;
    2. использовать приём записи трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых;
    3. складывать и вычитать трёхзначные числа на основе знаний о нумерации.
  3. Форма организации урока – игровая, что вызовет повышенную активность учащихся и вовлечёт их в творческий процесс учебной деятельности.
  4. Эмоционально-ценностное отношение к жизни в сотрудничестве между учениками и учителем, учениками между собой.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Используемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемная ситуация.

Формы реализации методов: объяснение, деятельность по алгоритму, воспроизведение действий по применению знаний на практике.

Принципы обучения: наглядность, научность, доступность, активность, связь теории с практикой, комплексное решение задач образования, воспитание и развитие.

Конечный результат и система контроля: Надеюсь, что урок пройдёт в доброжелательной рабочей обстановке. Игровая форма урока настроит детей на успешность в дальнейшем. В классе есть дети, которым требуется помощь в обработке, обозначенных умений. Поэтому, сегодня на уроке – индивидуальный контроль учителя и самопроверка, самоконтроль, взаимопроверка.

Оборудование:

  1. учебник «Математика – 3» М.И. Моро;
  2. индивидуальные маршрутные листы;
  3. раздаточный материал в конвертах;
  4. шкала оценивания знаний;
  5. «карточка-помогайка» (план рассуждений);
  6. компьютер;
  7. мультимедийная установка;
  8. презентация Power Point;
  9. интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент .

Слайды 1, 2.

– Сегодня у нас на уроке гости! Повернитесь и поздоровайтесь с гостями.

(Дети здороваются.)

II. Постановка цели, мотивация.

Урок у нас не совсем обычный. Мы совершим увлекательное космическое путешествие. Так как сегодня уже 9 апреля, а если мы увеличим это число на 3, то получим? (12.)

Слайд 3.

Слайд 4.

12 апреля 1961 года в 9 часов 06 минут с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль – спутник «Восток» с человеком на борту. Корабль пилотировал советский космонавт – майор Гагарин Юрий Алексеевич. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку на территории СССР в Саратовской области.

– Ещё одно важное событие из истории освоения космоса….. Увеличьте 1961 на 4.

Слайд 5.

18 марта 1965 года первым в мире совершил выход в открытый космос советский лётчик – космонавт Алексей Леонов.

– Наше космическое путешествие будет математическим, в ходе которого мы

повторим знания о трёхзначных числах, закрепим умения решать задачи.

III. Подготовка к основному этапу урока .

Слайд 6.

В наши дни космонавты летают на специальных летательных аппаратах – космических челноках. В челноке может разместиться до 7 человек. И сегодня у нас 3 экипажа – по числу рядов. Вы члены космических межпланетных кораблей.

– Необходимо подготовиться к старту. Надо расшифровать код, чтобы начать путешествие. Каждый экипаж получает задание. (Приложение )

Каждый член экипажа должен решить 1 пример и передать дальше по цепочке. Член экипажа, которому пришёл лист с уже решёнными примерами, непосредственно занимается расшифровкой. Ключ шифра появится на доске чуть позже.

348 + 1 = 349
500 – 1 = 499
305 + 1 = 306
745 – 1 = 744
699 + 1 = 700

320 – 20= 300
108 – 100 = 8
432 + 1 = 433
890 – 90 = 800
750 – 50 = 700

400 + 56 = 456
550 – 50 = 500
70 + 200 =270
600 + 42 = 642
315 – 10 = 305

Слайд 6.

306 349 499 700 744 8 300 433 700 800 270 305 456 500 642
м д у й а е р ш й а о и т в р

Слайд 7.

Думай! Решай! Твори!

– Это ваш девиз и ключ к успеху во время вашего путешествия. Думать – основное правило, подумав – решай. Твори, т.е. активно мысли.

– Внимание! Объявляется предстартовая готовность. Мы отправляемся в сказочное межпланетное путешествие. Ваша задача – показать свои знания, выполнять чётко все инструкции, провести исследование и сделать открытие. Слайд 8.

Слайд 9.

Уточняем маршрут нашего путешествия.

На доске запись: 172, 145, 164, 156,332, 148.

– Что записано на доске? (Записаны трёхзначные числа, их шесть.)

– Найдите «лишнее» число.

(332, т. к. в нём три сотни, а в остальных по 1 сотне.)
(145, т. к. оно нечётное, а остальные числа чётные.)

– Запишите оставшиеся числа в порядке убывания.

– Разбейте числа на разряды.

(1 сотня 7 десятков, 2 единицы;
1 сотня 6 десятков 4 единицы;
1 сотня 5 десятков 6 единиц;
1 сотня 4 десятка 8 единиц.)

Слайд 10.

Мы приближаемся к планете «весёлых чисел».

На этой планете живут числа, которые очень любят работать. Они приготовили нам несколько заданий.

Слайд 11.

Нам необходимо числа заменить суммой разрядных слагаемых.

(Ответы детей с места по цепочке.)

Число Сумма разрядных слагаемых
542 500 + 40 + 2
237 200 + 30 + 7
711 700 + 10 + 1
806 800 + 6
310 300 +10
923 900 + 20 + 3
444 400 + 40 + 4

Слайд 12.

Сравни и вставь знаки: больше, меньше, равно.

(Дети выходят по одному к доске и ставят нужный знак.)

  • 589…598
  • 246…146
  • 504…514
  • 311…301
  • 607…670
  • 438…428
  • 847…846

Слайд 13.

Составь все возможные равенства с данными числами.

(Дети самостоятельно работают в маршрутных листах, а затем – у доски.)

Доска: 230 122 352

  • 230 + 122 = 352
  • 122 + 230 = 352
  • 352 – 122 =230
  • 352 – 230 = 122.

– Назовите целое.(352)

– Назовите части. (122,230)

– Что нужно сделать, чтобы найти целое? (Сложить части.)

– Как мы найдём часть? (Из целого вычтем известную часть.)

– Как проверить сложение? (Вычитанием.)

– Как проверить вычитание? (Сложением.)

– Молодцы!

IV. Зарядка для глаз.

Слайд 14.

V. Получение новых знаний.

Так как на этой планете зафиксированы сильные молнии, мы не можем совершить посадку.

Значит, займёмся расчётами и вычислениями для исправления маршрута нашего путешествия.

– Предлагаю самостоятельно изучить в учебнике параграф на стр.59, рассказать друг другу.

(Работа в парах.)

Работа с учебником (стр. 59 №1.)

– Как складываются трёхзначные числа?

(Устно №1, объяснения детей по алгоритму.)

Слайд 16. Алгоритм сложения трёхзначных чисел.

Работа с учебником. (№ 2 стр. 59.)

Решение примеров с использованием алгоритма.

1 строка с комментированием и записью на доске.

2 строка – самостоятельно. Взаимопроверка.

(3 ученика у доски.)

VI. Музыкальная физминутка.

Слайд 17 .

VII. Повторение изученного материала.

Слайд 18.

Мы приближаемся к планете «Решай-ка». Здесь нам предстоит решать задачи.

  1. На этой планете есть, конечно же, свои деньги. Они называются гаврики. Например, одна ручка стоит 20 гавриков. Сколько ручек можно купить на 40 гавриков, на 100 гавриков?
  2. Слайд 19. Составь задачу по таблице и реши её.

Дети решают самостоятельно (3 ученика у доски):

120: 4= 30 (г.)- цена
90: 30 = 3 (л.)

Ответ: 3 линейки.

(Проверка.)

  1. На одном из заводов планеты «Решай-ка» изготавливали мячи, которые сами закатываются в ворота.

Слайд 20. Рассмотри таблицу и составь по ней задачу.

Дети решают самостоятельно(2 ученика у доски):

30 х 8 + 40 х 9 = 600 (м.)

Ответ: 600 мячей.

(Проверка.)

  1. Верховный правитель планеты очень любит решать весёлые задачи, которые придумывают дети. Он очень просил вас придумать для него весёлые задачи. На следующем уроке математики мы отберём самые интересные и весёлые задачи, решим сначала сами, а потом отправим правителю планеты «Решай-ка». Вы согласны?

Слайд 21.

Мы пролетаем мимо планеты «Смекай-ка». Жители этой планеты запутались и просят вас помочь разобраться в сложной ситуации.

– Три космонавта большой планеты Дыр, Бул и Щир одеты в скафандры различных цветов – синий, жёлтый, белый. У Дыра скафандр не белый. У Була – не жёлтый и не белый. Напиши, какого цвета скафандр у каждого космонавта.

Проверка.

(У Дыра скафандр жёлтый, у Була – синий, у Щира – белый.)

– Большое спасибо за помощь!

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Слайд 22.

Наше путешествие подходит к концу. Перед нами уже наша Солнечная система. Кто поможет определить, где же наша родная Земля? (1 ученик показывает на доске.)

Слайд 23.

Пока мы приближаемся к родной планете Земле, давайте подведём итоги нашего путешествия.

– Какое важное открытие для себя вы сделали сегодня?

– За что вы можете себя похвалить?

– Что не получилось? (Ответы детей.)

– Как вы можете оценить свои знания и умения по пройденной теме? Воспользуйтесь шкалой.

– А дома составьте весёлую задачу для правителя планеты «Решай-ка».

Слайд 24.

Благодарю всех за работу, за активность, за умные ответы.

Список литературы:

  1. Т.Ю. Целоусова, О.В. Казакова Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. – М.: Вако, 2003.
  2. Сборник «Я иду на урок в начальную школу. Математика» – М.: ООО «Издательство «Первое сентября», 1999.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...