Занятие дифференциация ж ш. Конспект логопедического занятия по дифференциации звуков

Конспект логопедического занятия в 1 классе VII вида.

Тема. «Дифференциация звуков [ш] - [ж] ».

Цель: развитие двигательной, познавательной и речевой активности в ходе учебной деятельности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

I. Образовательные.

1. Дифференцирование звуков [ш], [ж].

2. Закрепление навыков правильного произношения, фонематиче­ского анализа, синтеза.

3. Уточнение и расширение словаря учащихся.

II. Коррекционные.

1. Развивать ВПФ.

2. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

3. Развивать коммуникативные функции у детей.

III. Воспитательные.

1. Формировать положительный эмоциональный настрой на логопедических занятиях на основе игрового момента.

2. Воспитывать желание учиться и развивать познавательный интерес.

3. Воспитывать культуру учебного процесса.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Оборудование : зеркала, компьютер, обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», предметные картинки, карточки с заданиями, картинки с профессиями.

План занятия

1. Организационный момент.

3. Объявление темы занятия.

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах. Звукослоговой и графический анализ слов.

7. Физ.минутка.

8. Лексико – грамматические упражнения.
9. Итог занятия.

Ход занятия.

1. Орг. момент

Дети проходят в кабинет, садятся за парты. Здороваются с логопедом и гостями.

Логопед: - Здравствуйте ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.

Дети и гости здороваются друг с другом.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - Для того, чтобы наша речь была четкой и понятной,

Надо сделать язычку зарядку!

«Сказка о Весёлом Язычке».

Жил-был Весёлый Язычок в своем домике. Что это за домик?

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались? Этот домик - рот.

(При выполнении артикуляционной гимнастики, каждое упражнение повторяется

5 – 7 раз).

Двери в домике то открыва­ются, то закрываются. Вот так (рот закрыт, открыт). Непо­седливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из доми­ка (высунуть язык). Но нельзя далеко убегать из дома, давайте накажем непослушный язык (приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и, пошлёпывая губами, произносит звуки пя- пя- пя). Вот он вышел погреться на солнышке, от­дохнуть на крылечке (язык «лопаткой» на нижней губе). Подуллегкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), спрятал­ся в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот за­крыть), А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язы­чок не скучал дома, напоил котенка молоком. Он лакал молоч­ко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), по­том котенок облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губки спра­ва налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.

3. Объявление темы занятия.

Логопед: Сегодня мы с вами будем продолжать различать в произношении и написании звуки Ж – Ш.

4. Закрепление учебных высказываний по характеристике звука.

Гласные или согласные звуки Ж – Ш? (ответы детей)

Твёрдые или мягкие эти согласные?

Какой из этих согласных звуков звонкий, а какой глухой? (ответы детей).

5. Проговаривание изолированных звуков.

Произнесём все вместе Ш –Ш- Ш .

Произнесём все вместе Ж –Ж -Ж (во время произнесения звука напоминается правильная артикуляция, кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка напоминая правильную) .

6. Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков в словах.

Звукослоговой и графический анализ слов.

Логопед: - Что бы узнавать насколько хорошо вы научились различать звук Ш – Ж, я приготовила для вас различные задания.

Работа с компьютером

Включатся обучающее – развивающая программа «Учимся говорить правильно», раздел «Речевые звуки», тема: «Звуки – двойняшки, игра: «Помести в ящик звуки «Ж», «Ш».

Физ.минутка для глаз.

Логопед: - С заданием на компьютере вы успешно справились, вы правильно различали звуки. Следующее задание будет посложней.

Послушай слова: ЖАР, ШАР.

Покажи картинку, которая подходит к слову ЖАР, ... ШАР.

- Повтори, что нарисовано на каждой картинке. Расскажи, что такое ЖАР и что такое ШАР.

В каком слове - ЖАР или ШАР - есть звук [ж]? В начале, в конце или в середине слова этот звук;

Какой первый звук в слове ШАР?

Назови все звуки по порядку в слове ЖАР, ... ШАР.

Какие буквы нужно написать в пустых клеточках?

Прочитай слова между картинками. Найди у себя на столе карточку со словом ШАР, ... ЖАР.

Какие буквы одинаковые в этих словах? А какие буквы в этих словах разные?

Напиши слово ШАР. Напиши слово ЖАР.

Придумай предложение с любым из этих слов.

жар шар

Аналогично выполнить задание со словами ЖУК - ШУМ, ЛУЖОК - ПУШОК.

.

у-жи у-ши

лу-жок Пу-шок

7. Физ.минутка.

Медвежата в чаще жили».

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили:

Вот так и вот так, еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали, дружно дерево качали:

Вот так и вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили:

Вот так и вот так, они из речки воду пили,

А потом они плясали дружно лапы поднимали

Вот так и вот так, дружно лапы поднимали.

Дети имитируют игры медвежат.

8. Лексико –грамматические упражнения.

«Игра с мячом».

Логопед: Показывается картинка с профессией (сапожник, швея, пожарный, шахтёр, шофёр, художник) . Бросается мяч и задаётся вопрос: - Какая профессия изображена. Ученик кидает мяч и называет профессию.

Также задаются вопросы: - Что делает на работе сапожник? Швея… и т. д.

Какой звук встречается «Ж » или «Ш» в слове сапожник? Швея… и т. д.

9. Итог занятия.

Какие звуки различали сегодня на занятии?- Чем отличаются звуки в произношении? (ж – звонкий, ш – глухой).

10. Оценка работы детей на занятии.

Благодарю детей за хорошую работу на занятии (поименно). Прощаемся с гостями и дети выходят из кабинета.

Тема:

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, в словах и предложениях.

Цель:

Научить ребенка различать звуки Ж и Ш. Выделять их в словах и предложениях.

Задачи:

Формировать артикуляционную, общую и мелкую моторику.

Формировать фонематическое восприятие на основе чёткого различия звуков по признакам: глухие — звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание, память.

Уметь дифференцировать звуки в словах.

Развивать связную речь.

Оборудование

Мяч, игрушки: жук, змея; схематические картинки, компьютерная игра « Разложи картинки»,

Оргмомент

Сегодня мы отправимся в лес, чтобы познакомиться со сказочными героями. Смотрите, кто к нам летит! Жук! Внимательно послушай, что тебе скажет жук. Логопед берет игрушку жука и произносит: « Здравствуйте, я ШУК, я так торопился на встречу с вами, что потерял свою ЖАПКУ!»

Логопед обращается к ребенку: «Кто это? Что потерял? Какие звуки перепутал жук? Какой звук слышится в слове жук? Какой звук слышится в слове шапка? Будем учить жука не путать звуки Ш-Ж.

Основная часть

Подойди к зеркалу и покажи жуку упражнения, которые необходимо выполнять, чтобы правильно произносить звуки.

1. Артикуляционные упражнения

1. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - змея шипит — Ш-Ш-Ш.

2. — «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — «Лопата копает» — «Вкусное варенье» — «Фокус» — «Теплый ветер» - жук жужжит — Ж-Ж-Ж.

2. Речевая дыхательная гимнастика.

Пропевание слогов на одном выдохе. Развитие фонационного «речевого» дыхания.

жа жо жу жи

жа жо жу жи же

ша шо шу ши

ша шо шу ши ше

3. Дифференциация звуков в слогах.

Подготовить к звуковому анализу. Продолжать работу над формированием слоговой структуры. Развивать мелкую моторику.

Логопед предлагает ребенку отгадать по описанию, кто прячется в лесу за елкой. По описанию ребёнок узнает змею. Появляется Змея.

Какой звук произносит змея, когда шипит Ш или Ж?

Игра «Жук -рогач». Логоритмическое упражнение. Развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, память, голос, интонационную выразительность. Закрепить умение выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом.

Ребенок по мелодии отгадывает песню. Поет её, выполняя соответствующие тексту движения:

Вот летит жук-рогач -

Самый первый силач,

Руки расположены на уровне груди. Пальцы сжаты в кулачки. Выбрасывание рук вперёд, одновременно разжимая пальцы рук.

У него, у жука

На головушке - рога.

Руки расположены на уровне груди. Ребёнок шевелит «рогами», подняв вверх второй и третий пальцы рук. На слово рога, меняет положение пальцев, выставляя второй и четвёртый пальцы.

Игра «Хлопни - топни» На слог ЖА - хлопнуть в ладоши, на слог ША - топнуть ногой. Произнесение слогов поочередно, затем усложняется количеством и сменой слогов, соблюдая ритмический рисунок. (Например: ЖА-ЖА, 2 раза хлопнуть, ША-ША-ША, 3 раза топнуть, затем наоборот). Данное упражнение развивает чувство ритма, слуховое восприятие, фонематический слух, внимание.

4. Выделение звуков Ж -Ш из слов.

Учить дифференцировать звуки в словах.

Логопед просит ребенка научить жука правильно произносить звуки Ш — Ж в словах. Компьютерная игра «Разложи картинки». Картинки со звуком Ш надо переместить в одну корзинку, а со звуком Ж - в другую.

5. Разучивание и проговаривание чистоговорок.

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

И шипели мышки:

Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

Удивились шишки:

Подождите, мышки!

Вас на вышку позовем

И, как в сказке, заживем.

6. Изменение слов. Игра с мячом. Логопед бросает мяч о пол, называя, при этом слово со звуком Ш, ребенок ловит и бросает мяч обратно, называет тоже слово, заменив звук Ш на Ж:

Шить - жить Житье - шитье

Шаль - жаль Жито — шито

Шалить - жалить Лежа — Леша

Шутка - жутко Мажут — машут

Уши - ужи Наживка - нашивка

7. Физкультминутка. « Ветер»

Ветер дует нам в лицо!

(Подули и помахали руками перед собой)

Закачалось деревцо

(Подняли руки над головой и покачались)

Деревцо все выше, выше.

(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)

Ветерок все тише, тише.

(Медленно опустить руки и присесть)

8 Составить предложения про ежа, жука, мышку и произнести их с разной интонацией.

9. Рассказы цепной структуры.

Развивать связную речь. Логопед читает рассказ, ребенок пересказывает его с помощью схематических картинок.

1) Около леса раскинулась лужайка.

На лужайке гулял Женя.

Женя увидел жука.

Жук сидел на ежевике.

Ежевику Женя положил в жбан.

В жбане у Жени жалобно жужжал жук.

Жука пожалел Женя.

Женя посадил жука на ежевику.

2) Шура пошел в цирк Шапито.

В Шапито шутил и смешил людей шут.

Шут рассказывал смешные шутки.

Шутки шута рассмешили Шуру.

10. Подведение итогов занятия.

прислала

Ващенко Натлья
учитель-логопед

Тема: «Дифференциация звуков [Ж ] - [[Ш ] в словах, предложениях».

Цель: учить различать звуки [Ж ] - [Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1. Учить дифференцировать звуки [ж] и [ш] в словах и предложениях.

2. Развивать умение выделять слова со звуками [ж] и [ш].

3. Закрепить правило написания жи – ши.

4. Учить сопоставлять слова-паронимы по смыслу и звучанию, написанию.

5. Учить работать над деформированными предложениями.

6. Учить составлять предложения по схемам.

Коррекционно-развивающие:

1. развивать, обогащать и уточнять словарь.

2. Развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Развивать зрительное восприятие, память, внимание, мышление.

Воспитательные:

1. Вырабатывать умения обдумывать свои действия, осуществлять

решения в соответствии с заданными правилами.

2. Воспитывать самоконтроль.

3. Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.

4. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: зеркала, елки, новогодние игрушки, компьютер.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Логопед: Вот опять звенит звонок.

Начинается урок.

Встали ровно, подтянулись…

И друг другу улыбнулись.

II . Введение в тему занятия.

Логопед: А сейчас сядет тот, кто назовет слова со звуками [Ж ] и [Ш ].

(Ответы детей)

Логопед : Сели ровно, положили руки на парту, ноги должны касаться пола.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сейчас возьмите зеркала, будем выполнять артикуляционные упражнения.

(Дети выполняют упр. «Заборчик», «Дудочка»)

Пальчиковая гимнастика.

Логопед : Теперь выполним упражнения «Шарик», «Флажок».

(Дети вслед за логопедом выполняют упражнения).

Работа над стихотворениями.

Логопед: А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

Дети: Звук [Ж].

Логопед: Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются?

Дети: Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире.

Логопед : Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.

(Дети читают)

Логопед: А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

Дети : Звук [Ш].

(Дети читают)

Логопед: Ребята, кто из Вас догадался, надкакимизвуками мы сегодня будем работать?

Дети: Мы будем работать над звуками [Ж] и [Ш].

    Работа над темой занятия.

Логопед: Мы сегодня будем работать над звуками [Ж]-[Ш]. Тема сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]».

Логопед: Откройте тетради, возьмите ручки, запишите число и тему занятия.

(Дети записывают в тетрадь число и тему.)

Логопед: К нам в гости пришли наши давние знакомые. Это гномики ЖИК и ШИК. Они принесли нам много разных заданий. Мы обязательно с ними справимся.

А теперь скажите, какой первый звук в имени ЖИК?

Дети: Звук [Ж].

Логопед: А теперь скажите, какой первый звук в имени ШИК?

Дети: Звук [Ш].

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ж].

Дети: Звук [Ж] – согласный твердый звонкий.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [Ш].

Дети: Звук [Ш] – согласный твердый глухой.

Логопед: Что общего у звуков [Ж-Ш]?

Дети: Эти звуки согласные и всегда твердые.

Логопед: Чем различаются звуки [Ж-Ш]?

Дети: Звук [Ж] – звонкий, а звук [Ш] – глухой.

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

Дети: Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

Логопед: Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

Дети: Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».

Логопед: Наши Гномики хотят поиграть с нами в игру «Звонкий-глухой». Я буду называть Вам слова, а вы, если слышите [Ж] – хлопаете в ладоши, а если слышите звук [Ш] – закрываете уши. Приготовились, начали…

Логопед: Сэтим заданием Вы справились хорошо, а теперь другое испытание. Кто скажет, какой скоро праздник?

Дети: Новый год!

Логопед: Правильно! На Новый год принято наряжать елку. Давайте поможем Жику и Шику нарядить елочки. На елку Жика повесим игрушки со звуком [Ж], а на елку Шика со звуком [Ш].

Игра «Наряди елочку».

(Дети достают из мешка игрушки и развешивают их по елочкам.)

Логопед: МОЛОДЦЫ!

А вот еще одно задание «Звуки, буквы называй – слово собирай».

Вы должны назвать первые звуки (на экране появятся буквы), составить слово. Со словом составить предложение.

Дети: Шапка – [Ш], буква «Ша»

Ананас – [А], буква «А»

Жираф – [Ж], буква «Жэ»

Осы - [О], буква «О»

Кран - [К], буква «Ка»

ШАЖОК

Малышсделал первый шажок.

Работа над ПАРОНИМАМИ.

Логопед: Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

Дети: ШАР-ЖАР

Логопед:

Дети:

По звучанию. В слове ШАР – [Ш], а в слове ЖАР – [Ж].

По написанию. В слове ШАР-буква «ША», а в слове ЖАР-буква «ЖЭ».

По значению. Шар –это… Жар - это…

Логопед:

У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.

Дети: УШИ-УЖИ

Логопед: МОЛОДЦЫ! Правильно! Скажите, чем отличаются слова друг от друга?

Дети:

По звучанию. В слове УШИ – [Ш], а в слове УЖИ – [Ж]

По написанию. В слове УШИ-буква «ША», в слове УЖИ-буква «ЖЭ».

По значению. УШИ-это… УЖИ – это…

Логопед: Правильно, ребята!

Слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу называются ПАРОНИМЫ. Повторите.

Дети: ПАРОНИМЫ.

Логопед: А теперьзапишем в тетрадь эти слова.

(Обратить внимание на посадку, положение тетради…)

Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится?

Дети: Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые.

Физминутка.

Логопед: А теперь поиграем в игру «Один – много». Я буду называть предметы в единственном числе, а Вы во множественном.

(Дети называют слова во множественном числе)

Логопед: Кто догадался, почему некоторые слоги выделены красным цветом?Скажите, с какой орфограммой Вы здесь встретились?

Дети: Красный цвет опасный. Можно сделать ошибку.

ЖИ-ШИ пиши с буквой И.

Логопед: Ребята, давайте, с Вами выполним задания на карточках. Каждый выберет себе задание (одно из 3-х) и попытается его выполнить.

Работаем с ЖИ и ШИ.

1 уровень:

Ё .. к, .. р, ..шка, кув..н, пи.., ..ть

2 уровень:

У Ната.. ..вут чи.. и стри.. .

3 уровень:

У машы и мишы в чулане жыли мышы.

Зарядка для глаз

Логопед: Молодцы! Посмотрите, гномики приготовили нам загадки. Но загадки эти непростые, гномики зашифровали в них целые предложения. Давайте посмотрим на схемы и составим по ним предложения (На первой схеме: Маша, кран, груша. На второй схеме: бабушка, клубки, носки).

Дети: Маша моет грушу.

Бабушка вяжет носки.

Бабушка вяжет носки из разноцветной пряжи.

Логопед: Запишем в тетрадь эти предложения. А к доске пойдет…

(Работа на доске и в тетрадях).

Подчеркнем буквы синим карандашом.

Молодцы! Ребята, ЖИК и ШИК выполняли домашнее задание, составляли предложения. Посмотрите, все ли правильно у них получилось?

Шарф положил Женю в шерстяной шкаф.

Давайте исправим ошибки.

Дети : Женя положил шерстяной шарф в шкаф.

Логопед: У кожаного саквояжа в руках был пассажир.

Дети: У пассажира в руках был кожаный саквояж.

Логопед: Молодцы ребята, Вы справились с заданием.

Но опять новое испытание. Надо составить предложения, используя слова и картинки. Кто попытается это сделать? (Даны слова: Шура, собирала, и. Картинки: ежевика, крыжовник.

Дети: Шура собирала ежевику и крыжовник.

Логопед:

Дети: Шура –[Ш], ежевика – [Ж], крыжовник – [Ж].

Логопед: Давайте составим следующее предложение (Даны слова: шустрый, бежит, за. Картинки: жеребенок, лошадь).

Дети: Шустрый жеребенок бежит за лошадью.

Логопед: Назовите слова со звуками [Ж] и [Ш].

Дети: Шустрый –[Ш], жеребенок –[Ж], бежит –[Ж], за лошадью –[Ш].

    Итог занятия.

Ребята, мы сегодня выполнили очень много заданий. Гномики довольны Вашей работой.

Скажите, а Вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какие задания вызвали затруднения?

С каким настроением Вы уходите с занятия?

Тема: Дифференциация «Ж» - «Ш» в словах

Темы:

  1. Коррекционная -« Дифференциация «Ж» - «Ш» в словах»
  2. Грамматическая - «Согласные звуки «Ж» - «Ш», правило написания ЖИ, ШИ
  3. Лексическая - «Одежда»

Цели:

  1. Развивать умение дифференцировать звуки «Ж» - «Ш» в словах
  2. Развивать навык фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры
  3. Активизировать предметный словарь по теме «Одежда»
  4. Развивать пространственную ориентировку
  5. Развивать мелкую моторику

Оборудование: предметные картинки, «пирамидки» для характеристики звука, звуковые линейки, предметы посуды, буквы, тетради, ручки.

План занятия

I. Организационный момент

II. Основная часть

1. Упражнения на развитие пространственной ориентировки
2. Упражнения на выделение общего согласного звука в словах
3. Сообщение темы и цели занятия
4. Повторение характеристик звуков
5. Упражнение на определение наличия звуков «Ж», «Ш» в словах
6. Упражнение на определения места звуков «Ж», «Ш» в словах
7. Развитие порядкового звукового анализа
8. Комбинированное упражнение на развитие мелкой моторики и количественного звукового анализа
9. Выкладывание схемы слова «одежда»
10. Уточнение значения слов «справа», «слева», «между»
11. Физминутка с элементами психогимнастики
12. Игра «Найди буквы»
13. Чтение слогов с одновременным развитием пространственной ориентировки
14. Игра «Не ошибись»
15. Списывание слов в тетрадь

III. Итог занятия

Ход занятия

Примечания

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас на занятии. Сегодня на занятии мы будем

Основная часть
Развитие пространственной ориентировки
Игра «Клоун»
- Поднимите вверх правую руку
- А теперь левую.
- Похлопайте правой рукой по левому плечу.
- А теперь левой рукой коснитесь кончика носа. Молодцы!
- Рассмотрите предметы, изображенные на слайде. Назовите предмет в правом верхнем углу; в левом нижнем углу; в правом нижнем углу; в левом верхнем углу.

Ученикам предъявляется слайд с картинками, расположенными в углах
Картинки: жираф, мыши, кошка, ежи

Упражнение на выделение общего согласного звука в словах
- Назовите общий согласный звук в словах «лыжи» «жаба» «кружок»
- Назовите общий согласный звук в словах «уши» «шалаш» «каша»

Звук «Ж »

Звук «Ш »

Сообщение темы и цели занятия
- Ребята, попробуйте догадаться, какие звуки мы будем различать сегодня на занятии.

Правильно. Тема нашего занятия «Звуки «Ж» - «Ш». Мы будем учиться различать эти звуки в словах

Звуки «_Ж_ » - «_Ш

Повторение характеристик звуков
Ж - согласный, звонкий, всегда твёрдый

Ш - согласный, глухой, всегда твёрдый

У каждого ученика по три пирамидки, с четырьмя гранями. На гранях пирамидок изображено:

  1. пирамидка - красный и синий круги
  2. пирамидка - колокольчик, зачеркнутый колокольчик
  3. пирамидка - камень и травка

Ученики поворачивают пирамидки нужной гранью. Таким образом дают характеристику звуков «_Ж_ » - «_Ш

Чтение слогов с одновременным подниманием рук.
Под каждым слогом прописаны буквы:
В - поднять вверх обе руки,
П - правую руку вверх,
Л - левую руку вверх

ЖА ШУ ШИ ЖА ШО ЖИ ЖУ
В Л В П Л П В

Слайд со слогами



Упражнение на определение наличия звуков «_Ж __» - «_Ш __» в словах: ложка, груша, ландыши, журнал, школа, лужа, шар, чашка, Женя, Даша

Ученики, услышав в слове звук «_Ш __» складывают руки в виде шарика (соединяют кончики пальцев). При наличии в слове звука «Ж» изображают жука: сжимают пальчики в кулачок, указательный и мизинец разводят в стороны

Упражнение на определение места звуков в названиях картинок: машина, нож, жук,

Развитие порядкового звукового анализа
- Какой по счету звук «Ж » в словах: ножи, кружка,
ужи
- Какой по счету звук «_Ш _» в словах: лягушка, мешок, шум

Учащиеся показывают ответ с помощь звуковых линеек

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Кулинары
- Мы тесто месили, мы тесто месили: нас тщательно все промесить попросили, но сколько не месим и сколько не мнем, комочки опять и опять достаем.

Определите количество звуков в словах
- Положите на левую ладонь столько горошин, сколько звуков в словах: шар, жара, горошина,

Положите на правую ладонь столько горошин сколько звуков в словах:

Ученики опускают руки в емкости с горохом, делают движения имитирующие работу рук при замешивании теста и проговаривают текст.

Отгадывание загадки. Выкладывание схемы слова
Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела.
(Шарф)

Учащиеся, используя знаки звуков, выкладывают схему слова

Физминутка
Ножки, ножки (Показывают поочерёдно ноги)

Где вы были?
За дровами в лес ходили! (Притопы вправо и влево)
Ручки, ручки, где вы были? (Поворачивают и показывают руки)
Мы в лесу дрова рубили. (Движения руками - «Дровокол»)
Ух, ух, ух, ух!

Игра «Угадай, где буквы?»
На слайде имеется изображение одной буквы «И», остальных буквы закрыты предметами. Детям дается задание с помощью подсказки отгадать, где находятся заданные буквы.
- Буква «_Ж _» находится выше и правее буквы «И». Найдите букву Ж
- Буква «__Ш __» находится ниже и левее буквы «И». Скажите за каким предметом спряталась буква «Ш»

Прочитайте получившиеся слоги. Закрепление правила написания ЖИ, ШИ

Учащиеся называют предмет, за которым, по их мнению, спряталась заданная буква.

Игра «Не ошибись»
На слайде записаны слова, в которых пропущены буквы. Учащимся предлагается назвать пропущенную букву. Назвать одним словом.

Слова:
…илет, …уба, варе…ки, …орты, пи…ама, руба…ка

Списывание слов в тетрадь

Подведение итогов занятия
Чему учились на занятии?
Какое задание вам понравилось больше всего?

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Конспект фронтального логопедического занятия

по теме « Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях»

Составитель: учитель – логопед

Кухмистрова Галина Михайловна

Тема: Дифференциация звуков [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

Цель: Формировать умение дифференцировать согласные по артикуляционным признакам.

Задачи:

Закрепить знания о согласных звуках [Ж] - [Ш], учить выделять звуки [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях, закреплять знания норм орфографии;

Развивать фонематический слух, навыки звуко-буквенного анализа и синтеза на уровне слогов и слов, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

Воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие и целеустремлённость в работе.

Оборудование: карточки с заданиями, картинки предметов, прямоугольники из картона белого цвета, квадраты зеленого, синего, красного цветов.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний. Здравствуйте, ребята! Проговорим правило красивой речи:

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо,

Звуки произносим внятно

Чтобы было всем понятно!

3. Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дедушке седому.

4. Целевая установка.

Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша))

II. Основная часть.

1.Психогимнастика.

Посмотрите на эти лица, какие разные.

Что они изображают? (страх, горе, удивление, интерес, вина)

Изобразите злую Бабу – Ягу, доброго волшебника, печальную Алёнушку, огорченного Ивана – царевича.

2. Артикуляционная гимнастика.

Мы с вами выполним артикуляционные упражнения

Заборчик

Блинчики

Парашютик

Часики

Чашечка

Вкусное варенье

Грибок.

2.Сейчас мы с вами должны угадать тему нашего занятия. Послушайте стихотворение, и скажите, какой звук встречается чаще всего?

Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!

Какой же звук мы слышим чаще всего? ([Ш])

Дождик, дождик, не дожди!

Дождик, дождик, подожди!

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Дедушке седому.

Какой же звук мы слышим чаще всего? (Ж])

3. Целевая установка.

Мы будем сегодня работать? (со звуками [Ж] и [Ш], с буквами Ж (же) и Ш (ша)).

4. Прослушайте ряды слов и повторите их в той же последовательности, быстро и чётко:

жа – ша – жа

жа – ша – жа – ша

ша – жа – ша

ша – жа – ша - жа

жу – шу – жу

ши – жи – жи – ши

шу – жу – шу

жи – ши – ши – жи

А теперь посмотрите внимательно на доску, прочитайте слова:

жил – шил

уши – ужи

шар – жар

3.Скажите, чем различаются эти пары слов? (Буквами Ж и Ш). Давайте вместе дадим характеристику звукам, обозначающим буквы Ж и Ш:

[Ж] – согласный, звонкий, твёрдый;

[Ш] – согласный, глухой, твёрдый.

Чем они похожи? Чем отличаются?

4. Рассказать артикуляцию этих звуковс по мнемотаблице.

5.Теперь вы должны самостоятельно выполнить задания на карточках: от данного слова необходимо образовать новое слово, заменив букву Ш на Ж.

Карточка №1

шила - …

шесть - …

шалость - …

широк - …

тушить - …

крушить - …

машет - …

Саша - …

(После выполнения задания выполняется проверка, обращается еще раз внимание на то, с помощью чего были образованы новые слова).

6. Прочитайте внимательно слова записанные на доске, с указанием пропущенной буквы:

ж...л

ш...ло

ш...пит

ж...вёт

Какую букву мы вставили во все слова? (и) А почему именно и? Припомните правило о написании слов с сочетанием жи–ши?

(Дети называют правило о правописании жи–ши).

7. Пальчиковая гимнастика.

Песня веселых ладушек.

Две ладошки у меня. (Поочередно показывают ладошки).

Мы с ладошками родня. (Хлопки)

Будем с ними мы играть (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Раз, два, три, четыре, пять (Поочередно загибаем пальцы).

Вместе весело играть. (Хлопки)

8. На доске вы видите картинки, внимательно рассмотрите их. Определите наличие и место звуков [ж] и [ш] в названиях картинок

(Жёлудь – [ж] первый звук, шапка – [ш] первый звук, лягушка – [ш] пятый звук, жаба – [ж] первый звук, пирожное – [ж] пятый звук. Груша – [ш] четвёртый звук, жук – [ж] первый звук, баклажан – [ж] шестой звук, машина – [ш] третий звук, шина – [ш] первый звук).

9. Физминутка.

10. “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

Шуба, рубашка, шорты, жилет. (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?

Ножницы, пассатижи, шпатель, ножовка.

Ежик, кошка, жираф, жеребенок.

Ложка, чашка, ножик, кувшин.

11.А теперь, ребята, вам предстоит выполнить коллективную работу. Посмотрите внимательно, на парте лежат прямоугольники, самый длинный – обозначает предложение, которое я вам назову, те, которые по короче – это слова в данном предложении. Еще короче – это слоги в данных словах, а квадраты (синего, зелёного и красного цветов) – это звуки из которых состоят данные слоги в словах. Теперь я назову вам предложение, а вам нужно составить правильную его схему:

Бабушка Женя испекла ватрушки

(Выполняется проверка)

Скажите сколько звуков? [Ж] и [Ш] встретилось в этом предложении? (Два звука [Ш], один звук [Ж]).

12. Игра “Доскажи словечко”, я буду вам зачитывать начало слова, а вы должны по смыслу добавить слог ЖОК или ШОК:

Ме....., пу....., пры....., лу....., пиро....., утю....., творо....., лапу....., сапо....., сне....., пету....., коре....., сти....., кру....., фла..... .

Последнее задание, я буду называть вам слова, а вы должны прочитать их обратно:

Ужи (ижу), шар (раш), мышь (шим), ножи (ижон), лыжи (ижил), лужи (ижул).

Итоги занятия.

1.Чему учились на занятии?

2. С какими звуками мы сегодня работали? С какими буквами?

3. Какое правило мы повторили?

4. Давайте ещё раз характеристику звукам [Ж] и [Ш]?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...