Составление уравнений хим реакций. Как расставлять коэффициенты в химических уравнениях

Класс: 8

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь обучающимся сформировать знания о химическом уравнении как об условной записи химической реакции с помощью химических формул.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать ранее изученный материал;
  • обучать умению составлять уравнения химических реакций.

Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки (работа в паре, умение слушать и слышать).

Развивающие:

  • развивать учебно-организационные умения, направленные на выполнение поставленной задачи;
  • развивать аналитические навыки мышления.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, оценочные листы, карта рефлексии, “набор химических знаков”, тетрадь с печатной основой, реактивы: гидроксид натрия, хлорид железа(III), спиртовка, держатель, спички, лист ватмана, разноцветные химические знаки.

Презентация урока (приложение 3)

Структура урока.

І. Организационный момент.
ІІ. Актуализация знаний и умений.
ІІІ. Мотивация и целеполагание.
ІV. Изучение нового материала:
4.1 реакция горения алюминия в кислороде;
4.2 реакция разложения гидроксида железа (III);
4.3 алгоритм расстановки коэффициентов;
4.4 минута релаксации;
4.5 расставь коэффициенты;
V. Закрепление полученных знаний.
VІ. Подведение итогов урока и выставление оценок.
VІІ. Домашнее задание.
VІІІ. Заключительное слово учителя.

Ход урока

Химическая натура сложной частицы
определяется натурой элементарных
составных частей,
количеством их и
химическим строением.
Д.И.Менделеев

Учитель. Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Обратите внимание: у вас на столе лежит тетрадь с печатной основой (Приложение 2), в которой вы сегодня будете работать, и оценочный лист, в нем вы будете фиксировать свои достижения, подпишите его.

Актуализация знаний и умений.

Учитель. Мы с вами познакомились с физическими и химическими явлениями, химическими реакциями и признаками их протекания. Изучили закон сохранения массы веществ.
Давайте проверим ваши знания. Я предлагаю вам открыть тетради с печатной основой и выполнить задание 1. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Тест по теме “Физические и химические явления. Закон сохранения массы веществ”.

1.Чем химические реакции отличаются от физических явлений?

  1. Изменение формы, агрегатного состояния вещества.
  2. Образование новых веществ.
  3. Изменение местоположения.

2. Каковы признаки химической реакции?

  1. Образование осадка, изменение цвета, выделение газа.
  • Намагничивание, испарение, колебание.
  • Рост и развитие, движение, размножение.
  • 3. В соответствии с каким законом составляются уравнения химических реакций?

    1. Закон постоянства состава вещества.
    2. Закон сохранения массы вещества.
    3. Периодический закон.
    4. Закон динамики.
    5. Закон всемирного тяготения.

    4. Закон сохранения массы вещества открыл:

    1. Д.И. Менделеев.
    2. Ч. Дарвин.
    3. М.В. Ломоносов.
    4. И. Ньютон.
    5. А.И. Бутлеров.

    5. Химическим уравнением называют:

    1. Условную запись химической реакции.
  • Условную запись состава вещества.
  • Запись условия химической задачи.
  • Учитель. Вы выполнили работу. Я предлагаю вам осуществить ее проверку. Поменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку. Внимание на экран. За каждый правильный ответ – 1 балл. Общее количество баллов занесите в оценочные листы.

    Мотивация и целеполагание.

    Учитель. Используя эти знания, мы сегодня будем составлять уравнения химических реакций, раскрывая проблему “Является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций”

    Изучение нового материала.

    Учитель. Мы привыкли считать, что уравнение-это математический пример, где есть неизвестное, и это неизвестное нужно вычислить. А вот в химических уравнениях обычно ничего неизвестного не бывает: в них просто записывается все формулами: какие вещества вступают в реакцию и какие получаются в ходе этой реакции. Посмотрим опыт.

    (Реакция соединения серы и железа.) Приложение 3

    Учитель. С точки зрения массы веществ, уравнение реакции соединения железа и серы понимается следующим образом

    Железо + сера → сульфид железа (II) (задание 2 тпо)

    Но в химии слова отражаются химическими знаками. Запишите это уравнение химическими символами.

    Fe + S → FeS

    (Один ученик пишет на доске, остальные в ТПО.)

    Учитель. Теперь прочитайте.
    Обучающиеся. Молекула железа взаимодействует с молекулой серы, получается одна молекула сульфида железа (II).
    Учитель. В данной реакции мы видим, что количество исходных веществ равно количеству веществ в продукте реакции.
    Всегда надо помнить, что при составлении уравнений реакций ни один атом не должен потеряться или неожиданно появиться. Поэтому иногда, записав все формулы в уравнении реакции, приходиться уравнивать число атомов в каждой части уравнения – расставлять коэффициенты. Посмотрим еще один опыт

    (Горение алюминия в кислороде.) Приложение 4

    Учитель. Запишем уравнение химической реакции (задание 3 в ТПО)

    Al + O 2 → Al +3 O -2

    Чтобы записать правильно формулу оксида, вспомним что

    Обучающиеся. Кислород в оксидах имеет степень окисления -2, алюминий – химический элемент с постоянной степенью окисления +3. НОК = 6

    Al + O 2 → Al 2 O 3

    Учитель. Мы видим, что в реакцию вступает 1 атом алюминия, образуется два атома алюминия. Вступает два атома кислорода, образуется три атома кислорода.
    Просто и красиво, но неуважительно по отношению к закону сохранения массы веществ – она разная до и после реакции.
    Поэтому нам необходимо расставить коэффициенты в данном уравнении химической реакции. Для этого найдем НОК для кислорода.

    Обучающиеся. НОК = 6

    Учитель. Перед формулами кислорода и оксида алюминия ставим коэффициенты, чтобы число атомов кислорода слева и справа было равно 6.

    Al + 3 O 2 → 2 Al 2 O 3

    Учитель. Теперь получаем, что в результате реакции образуется четыре атома алюминия. Следовательно, перед атомом алюминия в левой части ставим коэффициент 4

    Al + 3O 2 → 2Al 2 O 3

    Еще раз пересчитаем все атомы до реакции и после нее. Ставим равно.

    4Al + 3O 2 _ = 2 Al 2 O 3

    Учитель. Рассмотрим еще один пример

    (Учитель демонстрирует опыт по разложению гидроксида железа (III).)

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Расставим коэффициенты. В реакцию вступает 1 атом железа, образуется два атома железа. Следовательно, перед формулой гидроксида железа (3) ставим коэффициент 2.

    Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + H 2 O

    Учитель. Получаем, что в реакцию вступает 6 атомов водорода (2х3), образуется 2 атома водорода.

    Обучающиеся. НОК =6. 6/2 = 3. Следовательно, у формулы воды ставим коэффициент 3

    2Fe(OH) 3 → Fe 2 O 3 + 3 H 2 O

    Учитель. Считаем кислород.

    Обучающиеся. Слева – 2х3 =6; справа – 3+3 = 6

    Обучающиеся. Количество атомов кислорода,вступивших в реакцию, равно количеству атомов кислорода, образовавшихся в ходе реакции. Можно ставить равно.

    2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 +3 H 2 O

    Учитель. Теперь давайте обобщим все сказанное ранее и познакомимся с алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

    1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
    2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
    3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.
    4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
    5. Последним проверить количество атомов кислорода.

    Учитель. Вы хорошо потрудились и, наверное, устали. Я предлагаю вам расслабиться, закрыть глаза и вспомнить какие-либо приятные моменты жизни. У каждого из вас они разные. Теперь откройте глаза и сделайте круговые движения ими сначала по часовой стрелке, затем – против. Теперь интенсивно подвигайте глазами по горизонтали: направо – налево, и вертикали: вверх – вниз.
    А сейчас активизируем мыслительную деятельность и помассируем мочки ушей.

    Учитель. Продолжаем работу.
    В тетрадях с печатной основой выполним задание 5. Работать вы будете в парах. Вам необходимо расставить коэффициенты в уравнених химических реакций. На выполнение задания дается 10 минут.

    • P + Cl 2 →PCl 5
    • Na + S → Na 2 S
    • HCl + Mg →MgCl 2 + H 2
    • N 2 + H 2 →NH 3
    • H 2 O → H 2 + O 2

    Учитель. Проверим выполнение задания (учитель опрашивает и выводит на слайд правильные ответы) . За каждый правильно поставленный коэффициент – 1 балл.
    С заданием вы справились. Молодцы!

    Учитель. Теперь давайте вернемся к нашей проблемы.
    Ребята, как вы считаете, является ли закон сохранения массы веществ основой для составления уравнений химических реакций.

    Обучающиеся. Да, в ходе урока мы доказали, что закон сохранения массы веществ – основа для составления уравнений химических реакций.

    Закрепление знаний.

    Учитель. Все основные вопросы мы изучили. Теперь выполним небольшой тест, который позволит увидеть, как вы освоили тему. Вы должны на него отвечать только “да” или “нет”. На работу дается 3 минуты.

    Утверждения.

    1. В реакции Ca + Cl 2 → CaCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)
    2. В реакции Zn + HCl → ZnCl 2 + H 2 коэффициент у цинка 2. (Нет)
    3. В реакции Ca + O 2 → CaO коэффициент у оксида кальция 2. (Да)
    4. В реакции CH 4 → C + H 2 коэффициенты не нужны. (Нет)
    5. В реакции CuO + H 2 → Cu + H 2 O коэффициент у меди 2. (Нет)
    6. В реакции C + O 2 → CO коэффициент 2 надо поставить и у оксида углерода (II) , и у углерода. (Да)
    7. В реакции CuCl 2 + Fe → Cu + FeCl 2 коэффициенты не нужны. (Да)

    Учитель. Проверим выполнение работы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

    Итог урока.

    Учитель. Вы справились хорошо с заданием. Сейчас подсчитайте общее количество набранных баллов за урок и поставьте себе оценку согласно рейтингу, который вы видите на экране. Сдайте мне оценочные листы для выставления вашей оценки в журнал.

    Домашнее задание.

    Учитель. Наш урок подошел к концу, в ходе которого мы смогли доказать, что закон сохранения массы веществ является основой для составления уравнений реакций, и научились составлять уравнения химических реакций. И, как финальная точка, запишите домашнее задание

    § 27, упр. 1 – для тех, кто получил оценку “3”
    упр. 2– для тех, кто получил оценку “4”
    упр. 3 – для тех, кто получил оценку
    “5”

    Заключительное слово учителя.

    Учитель. Я благодарю вас за урок. Но прежде чем вы покинете кабинет, обратите внимание на таблицу (учитель показывает на лист ватмана с изображением таблицы и разноцветными химическими знаками). Вы видите химические знаки разного цвета. Каждый цвет символизирует ваше настроение.. Я предлагаю вам составить свою таблицу химических элементов (она будет отличаться от ПСХЭ Д.И.Менделеева) – таблицу настроения урока. Для этого вы должны подойти к нотному листу, взять один химический элемент, согласно той характеристике, которую вы видите на экране, и прикрепить в ячейку таблицы. Я сделаю это первой, показав вам свою комфортность от работы с вами.

    F Мне было на уроке комфортно, я получил ответ на все интересующие меня вопросы.

    F На уроке я достиг цели наполовину.
    F Мне на уроке было скучно, я ничего не узнал нового .

    1) Для того,чтобы расставить расставить коэффициенты в уравнении химической реакции онлайн вставьте уравнение и нажмите "Уравнять"

    2) Символы химических элементов следует записывать строго в том виде, в котором они фигурируют в таблице Менделеева. Т.е. первая буква в обозначении символа любого химического элемента должна быть заглавной, а вторая строчной. Например, символ химического элемента марганца следует записать как Mn, но не ни в коем случае как mn и mN;

    3) Изредка возникают ситуации, когда формулы реагентов и продуктов записаны абсолютно верно, но коэффициенты все равно не расставляются. Такое может возникать в тех случаях, если коэффициенты в уравнении могут быть расставлены двумя или более способами. Наиболее вероятно возникновение такой проблемы с реакциями окисления органических веществ при которых рвется углеродный скелет. В таком случае попробуйте заменить неизменяемые фрагменты органических молекул на какой-нибудь произвольный символ, например радикал фенил C 6 H 5 можно обозначить как Ph или X. Например, следующее уравнение:

    C 6 H 5 CH 2 CH 3 + KMnO 4 + H 2 SO 4 → C 6 H 5 COOH + CO 2 + K 2 SO 4 + MnSO 4 + H 2 O

    не будет сбалансировано, так как возможна разная расстановка коэффициентов. Однако, введя обозначение C 6 H 5 = Ph, расстановка коэффициентов происходит корректно:

    5PhCH 2 CH 3 + 12KMnO 4 + 18H 2 SO 4 → 5PhCOOH + 5CO 2 + 6K 2 SO 4 + 12MnSO 4 + 28H 2 O

    Примечание

    В уравнении допускается для разделения формул реагентов от формул продуктов использовать как знак равенства (=), так и стрелку (→), а также случайная запись отдельных букв символов химических элементов не латиницей, а кириллицей в случае их идентичного написания, как, например, символов C, H, O, P.

    Внимательно изучите алгоритмы и запишите в тетрадь, решите самостоятельно предложенные задачи

    I. Используя алгоритм, решите самостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    Алгоритм №1

    Вычисление количества вещества по известному количеству вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества кислорода, выделившегося в результате разложения воды количеством вещества 6 моль.

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано :

    ν(Н 2 О)=6моль

    _____________

    Найти :

    ν(О 2)=?

    Решение :

    М(О 2)=32г/моль

    и расставим коэффициенты

    2Н 2 О=2Н 2 +О 2

    ,

    а под формулами –

    5. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение



    6. Записываем ответ

    Ответ: ν (О 2)=3моль

    II. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( S + O 2 = SO 2).

    2. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    Алгоритм №2

    Вычисление массы вещества по известному количеству другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример: Вычислите массу алюминия, необходимого для получения оксида алюминия количеством вещества 8 моль.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление решения задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    ν( Al 2 O 3 )=8моль

    ___________

    Найти:

    m ( Al )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    M ( Al 2 O 3 )=102г/моль

    3. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3

    4. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    5. Вычислим количества вещества, массу которого

    требуется найти. Для этого составим соотношение.


    6. Вычисляем массу вещества, которую требуется найти

    m = ν M ,

    m (Al )= ν (Al )∙ M (Al )=16моль∙27г/моль=432г

    7. Записываем ответ

    Ответ: m (Al)= 432 г

    III. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натриемвступает серамассой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    2. Вычислите количество веществаобразующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 = Cu + H 2 O ).

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    Алгоритм №3

    Вычисление количества вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции.

    Пример. Вычислите количество вещества оксида меди ( I ), если в реакцию с кислородом вступает медь массой 19,2г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформление задачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( Cu )=19,2г

    ___________

    Найти:

    ν( Cu 2 O )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М(Cu )=64г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого

    дана в условии задачи


    и расставим коэффициенты

    4 Cu + O 2 =2 Cu 2 O

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Для вычисления искомого количества вещества,

    составим соотношение


    7. Запишем ответ

    Ответ: ν( Cu 2 O )=0,15 моль

    Внимательно изучите алгоритм и запишите в тетрадь

    IV. Используя алгоритм, решитесамостоятельно следующие задачи:

    1. Вычислите массу кислорода, необходимую для реакции с железом массой 112 г

    (3 Fe + 4 O 2 = Fe 3 O 4).

    Алгоритм №4

    Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

    Пример. Вычислите массу кислорода, необходимую для сгорания фосфора, массой 0,31г.

    Последовательность выполнения действий

    Оформлениезадачи

    1. Записать условие задачи

    Дано:

    m ( P )=0,31г

    _________

    Найти:

    m ( O 2 )=?

    2. Вычислить молярные массы веществ,

    о которых, идёт речь в задаче

    М( P )=31г/моль

    M ( O 2 )=32г/моль

    3. Найдём количество вещества, масса которого дана в условии задачи

    4. Запишем уравнение реакции

    и расставим коэффициенты

    4 P +5 O 2 = 2 P 2 O 5

    5. Над формулами веществ запишем

    количества веществ из условия задачи ,

    а под формулами –

    стехиометрические коэффициенты ,

    отображаемые уравнением реакции


    6. Вычислим количества вещества, массу которого необходимо найти

    m ( O 2 )= ν ( O 2 )∙ M ( O 2 )=

    0,0125моль∙32г/моль=0,4г

    8. Запишем ответ

    Ответ: m ( O 2 )=0,4г

    ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

    1. Вычислите количество вещества оксида алюминия, образовавшегося в результате взаимодействия алюминия количеством вещества 0,27 моль с достаточным количеством кислорода (4 Al +3 O 2 =2 Al 2 O 3).

    2. Вычислите количество вещества оксида натрия, образовавшегося в результате взаимодействия натрия количеством вещества 2,3 моль с достаточным количеством кислорода (4 Na + O 2 =2 Na 2 O ).

    3. Вычислите массу серы, необходимую для получения оксида серы ( IV ) количеством вещества 4 моль ( S + O 2 = SO 2).

    4. Вычислите массу лития, необходимого для получения хлорида лития количеством вещества 0,6 моль (2 Li + Cl 2 =2 LiCl ).

    5. Вычислите количество вещества сульфида натрия, если в реакцию с натрием вступает сера массой 12,8 г (2 Na + S = Na 2 S ).

    6. Вычислите количество вещества образующейся меди, если в реакцию с водородом вступает оксид меди ( II ) массой 64 г ( CuO + H 2 =

    Методика решения задач по химии

    При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:

    1. Внимательно прочитать условие задачи;
    2. Записать, что дано;
    3. Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры);
    4. Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты;
    5. Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций;
    6. Записать ответ.

    В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.

    Вы можете использовать задачи на этой странице, а можете скачать хороший сборник задач и упражнений с решением типовых и усложненных задач (М. И. Лебедева, И. А. Анкудимова): скачать .

    Моль, молярная масса

    Молярная масса – это отношение массы вещества к количеству вещества, т.е.

    М(х) = m(x)/ν(x), (1)

    где М(х) – молярная масса вещества Х, m(x) – масса вещества Х, ν(x) – количество вещества Х. Единица СИ молярной массы – кг/моль, однако обычно используется единица г/моль. Единица массы – г, кг. Единица СИ количества вещества – моль.

    Любая задача по химии решается через количество вещества. Необходимо помнить основную формулу:

    ν(x) = m(x)/ М(х) = V(x)/V m = N/N A , (2)

    где V(x) – объем вещества Х(л), V m – молярный объем газа (л/моль), N – число частиц, N A – постоянная Авогадро.

    1. Определите массу иодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.

    Дано : ν(NaI)= 0,6 моль.

    Найти : m(NaI) =?

    Решение . Молярная масса иодида натрия составляет:

    M(NaI) = M(Na) + M(I) = 23 + 127 = 150 г/моль

    Определяем массу NaI:

    m(NaI) = ν(NaI) M(NaI) = 0,6 150 = 90 г.

    2. Определите количество вещества атомного бора, содержащегося в тетраборате натрия Na 2 B 4 O 7 массой 40,4 г.

    Дано : m(Na 2 B 4 O 7)=40,4 г.

    Найти : ν(B)=?

    Решение . Молярная масса тетрабората натрия составляет 202 г/моль. Определяем количество вещества Na 2 B 4 O 7:

    ν(Na 2 B 4 O 7)= m(Na 2 B 4 O 7)/ М(Na 2 B 4 O 7) = 40,4/202=0,2 моль.

    Вспомним, что 1 моль молекулы тетрабората натрия содержит 2 моль атомов натрия, 4 моль атомов бора и 7 моль атомов кислорода (см. формулу тетрабората натрия). Тогда количество вещества атомного бора равно: ν(B)= 4 ν (Na 2 B 4 O 7)=4 0,2 = 0,8 моль.

    Расчеты по химическим формулам. Массовая доля.

    Массовая доля вещества – отношение массы данного вещества в системе к массе всей системы, т.е. ω(Х) =m(Х)/m, где ω(X)– массовая доля вещества Х, m(X) – масса вещества Х, m – масса всей системы. Массовая доля – безразмерная величина. Её выражают в долях от единицы или в процентах. Например, массовая доля атомного кислорода составляет 0,42, или 42%, т.е. ω(О)=0,42. Массовая доля атомного хлора в хлориде натрия составляет 0,607, или 60,7%, т.е. ω(Cl)=0,607.

    3. Определите массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    Решение : Молярная масса BaCl 2 2H 2 O составляет:

    М(BaCl 2 2H 2 O) = 137+ 2 35,5 + 2 18 =244 г/моль

    Из формулы BaCl 2 2H 2 O следует, что 1 моль дигидрата хлорида бария содержит 2 моль Н 2 О. Отсюда можно определить массу воды, содержащейся в BaCl 2 2H 2 O:

    m(H 2 O) = 2 18 = 36 г.

    Находим массовую долю кристаллизационной воды в дигидрате хлорида бария BaCl 2 2H 2 O.

    ω(H 2 O) = m(H 2 O)/ m(BaCl 2 2H 2 O) = 36/244 = 0,1475 = 14,75%.

    4. Из образца горной породы массой 25 г, содержащей минерал аргентит Ag 2 S, выделено серебро массой 5,4 г. Определите массовую долю аргентита в образце.

    Дано : m(Ag)=5,4 г; m = 25 г.

    Найти : ω(Ag 2 S) =?

    Решение : определяем количество вещества серебра, находящегося в аргентите: ν(Ag) =m(Ag)/M(Ag) = 5,4/108 = 0,05 моль.

    Из формулы Ag 2 S следует, что количество вещества аргентита в два раза меньше количества вещества серебра. Определяем количество вещества аргентита:

    ν(Ag 2 S)= 0,5 ν (Ag) = 0,5 0,05 = 0,025 моль

    Рассчитываем массу аргентита:

    m(Ag 2 S) = ν(Ag 2 S) М(Ag 2 S) = 0,025 248 = 6,2 г.

    Теперь определяем массовую долю аргентита в образце горной породы, массой 25 г.

    ω(Ag 2 S) = m(Ag 2 S)/ m = 6,2/25 = 0,248 = 24,8%.

    Вывод формул соединений

    5. Определите простейшую формулу соединения калия с марганцем и кислородом, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно 24,7, 34,8 и 40,5%.

    Дано : ω(K) =24,7%; ω(Mn) =34,8%; ω(O) =40,5%.

    Найти : формулу соединения.

    Решение : для расчетов выбираем массу соединения, равную 100 г, т.е. m=100 г. Массы калия, марганца и кислорода составят:

    m (К) = m ω(К); m (К) = 100 0,247= 24,7 г;

    m (Mn) = m ω(Mn); m (Mn) =100 0,348=34,8 г;

    m (O) = m ω(O); m (O) = 100 0,405 = 40,5 г.

    Определяем количества веществ атомных калия, марганца и кислорода:

    ν(К)= m(К)/ М(К) = 24,7/39= 0,63 моль

    ν(Mn)= m(Mn)/ М(Mn) = 34,8/ 55 = 0,63 моль

    ν(O)= m(O)/ М(O) = 40,5/16 = 2,5 моль

    Находим отношение количеств веществ:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 0,63: 0,63: 2,5.

    Разделив правую часть равенства на меньшее число (0,63) получим:

    ν(К) : ν(Mn) : ν(O) = 1: 1: 4.

    Следовательно, простейшая формула соединения KMnO 4 .

    6. При сгорании 1,3 г вещества образовалось 4,4 г оксида углерода (IV) и 0,9 г воды. Найти молекулярную формулу вещества, если его плотность по водороду равна 39.

    Дано : m(в-ва) =1,3 г; m(СО 2)=4,4 г; m(Н 2 О)=0,9 г; Д Н2 =39.

    Найти : формулу вещества.

    Решение : Предположим, что искомое вещество содержит углерод, водород и кислород, т.к. при его сгорании образовались СО 2 и Н 2 О. Тогда необходимо найти количества веществ СО 2 и Н 2 О, чтобы определить количества веществ атомарных углерода, водорода и кислорода.

    ν(СО 2) = m(СО 2)/ М(СО 2) = 4,4/44 = 0,1 моль;

    ν(Н 2 О) = m(Н 2 О)/ М(Н 2 О) = 0,9/18 = 0,05 моль.

    Определяем количества веществ атомарных углерода и водорода:

    ν(С)= ν(СО 2); ν(С)=0,1 моль;

    ν(Н)= 2 ν(Н 2 О); ν(Н)= 2 0,05 = 0,1 моль.

    Следовательно, массы углерода и водорода будут равны:

    m(С) = ν(С) М(С) = 0,1 12 = 1,2 г;

    m(Н) = ν(Н) М(Н) = 0,1 1 =0,1 г.

    Определяем качественный состав вещества:

    m(в-ва) = m(С) + m(Н) = 1,2 + 0,1 = 1,3 г.

    Следовательно, вещество состоит только из углерода и водорода (см. условие задачи). Определим теперь его молекулярную массу, исходя из данной в условии задачи плотности вещества по водороду.

    М(в-ва) = 2 Д Н2 = 2 39 = 78 г/моль.

    ν(С) : ν(Н) = 0,1: 0,1

    Разделив правую часть равенства на число 0,1, получим:

    ν(С) : ν(Н) = 1: 1

    Примем число атомов углерода (или водорода) за «х», тогда, умножив «х» на атомные массы углерода и водорода и приравняв эту сумму молекулярной массе вещества, решим уравнение:

    12х + х = 78. Отсюда х= 6. Следовательно, формула вещества С 6 Н 6 – бензол.

    Молярный объем газов. Законы идеальных газов. Объемная доля .

    Молярный объем газа равен отношению объема газа к количеству вещества этого газа, т.е.

    V m = V(X)/ ν(x),

    где V m – молярный объем газа - постоянная величина для любого газа при данных условиях; V(X) – объем газа Х; ν(x) – количество вещества газа Х. Молярный объем газов при нормальных условиях (нормальном давлении р н = 101 325 Па ≈ 101,3 кПа и температуре Тн= 273,15 К ≈ 273 К) составляет V m = 22,4 л/моль.

    В расчетах, связанных с газами, часто приходится переходить от данных условий к нормальным или наоборот. При этом удобно пользоваться формулой, следующей из объединенного газового закона Бойля-Мариотта и Гей-Люссака:

    ──── = ─── (3)

    Где p – давление; V – объем; Т- температура в шкале Кельвина; индекс «н» указывает на нормальные условия.

    Состав газовых смесей часто выражают при помощи объемной доли – отношения объема данного компонента к общему объему системы, т.е.

    где φ(Х) – объемная доля компонента Х; V(X) – объем компонента Х; V - объем системы. Объемная доля – безразмерная величина, её выражают в долях от единицы или в процентах.

    7. Какой объем займет при температуре 20 о С и давлении 250 кПа аммиак массой 51 г?

    Дано : m(NH 3)=51 г; p=250 кПа; t=20 o C.

    Найти : V(NH 3) =?

    Решение : определяем количество вещества аммиака:

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 51/17 = 3 моль.

    Объем аммиака при нормальных условиях составляет:

    V(NH 3) = V m ν(NH 3) = 22,4 3 = 67,2 л.

    Используя формулу (3), приводим объем аммиака к данным условиям [температура Т= (273 +20)К = 293 К]:

    p н TV н (NH 3) 101,3 293 67,2

    V(NH 3) =──────── = ───────── = 29,2 л.

    8. Определите объем , который займет при нормальных условиях газовая смесь, содержащая водород, массой 1,4 г и азот, массой 5,6 г.

    Дано : m(N 2)=5,6 г; m(H 2)=1,4 ; н.у.

    Найти : V(смеси)=?

    Решение : находим количества вещества водорода и азота:

    ν(N 2) = m(N 2)/ М(N 2) = 5,6/28 = 0,2 моль

    ν(H 2) = m(H 2)/ М(H 2) = 1,4/ 2 = 0,7 моль

    Так как при нормальных условиях эти газы не взаимодействуют между собой, то объем газовой смеси будет равен сумме объемов газов, т.е.

    V(смеси)=V(N 2) + V(H 2)=V m ν(N 2) + V m ν(H 2) = 22,4 0,2 + 22,4 0,7 = 20,16 л.

    Расчеты по химическим уравнениям

    Расчеты по химическим уравнениям (стехиометрические расчеты) основаны на законе сохранения массы веществ. Однако в реальных химических процессах из-за неполного протекания реакции и различных потерь веществ масса образующихся продуктов часто бывает меньше той, которая должна образоваться в соответствии с законом сохранения массы веществ. Выход продукта реакции (или массовая доля выхода) – это выраженное в процентах отношение массы реально полученного продукта к его массе, которая должна образоваться в соответствии с теоретическим расчетом, т.е.

    η = /m(X) (4)

    Где η– выход продукта, %; m p (X) - масса продукта Х, полученного в реальном процессе; m(X) – рассчитанная масса вещества Х.

    В тех задачах, где выход продукта не указан, предполагается, что он – количественный (теоретический), т.е. η=100%.

    9. Какую массу фосфора надо сжечь для получения оксида фосфора (V) массой 7,1 г?

    Дано : m(P 2 O 5)=7,1 г.

    Найти : m(Р) =?

    Решение : записываем уравнение реакции горения фосфора и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    4P+ 5O 2 = 2P 2 O 5

    Определяем количество вещества P 2 O 5 , получившегося в реакции.

    ν(P 2 O 5) = m(P 2 O 5)/ М(P 2 O 5) = 7,1/142 = 0,05 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(P 2 O 5)= 2 ν(P), следовательно, количество вещества фосфора, необходимого в реакции равно:

    ν(P 2 O 5)= 2 ν(P) = 2 0,05= 0,1 моль.

    Отсюда находим массу фосфора:

    m(Р) = ν(Р) М(Р) = 0,1 31 = 3,1 г.

    10. В избытке соляной кислоты растворили магний массой 6 г и цинк массой 6,5 г. Какой объем водорода, измеренный при нормальных условиях, выделится при этом?

    Дано : m(Mg)=6 г; m(Zn)=6,5 г; н.у.

    Найти : V(H 2) =?

    Решение : записываем уравнения реакции взаимодействия магния и цинка с соляной кислотой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2

    Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2

    Определяем количества веществ магния и цинка, вступивших в реакцию с соляной кислотой.

    ν(Mg) = m(Mg)/ М(Mg) = 6/24 = 0,25 моль

    ν(Zn) = m(Zn)/ М(Zn) = 6,5/65 = 0,1 моль.

    Из уравнений реакции следует, что количество вещества металла и водорода равны, т.е. ν(Mg) = ν(Н 2); ν(Zn) = ν(Н 2), определяем количество водорода, получившегося в результате двух реакций:

    ν(Н 2) = ν(Mg) + ν(Zn) = 0,25 + 0,1= 0,35 моль.

    Рассчитываем объем водорода, выделившегося в результате реакции:

    V(H 2) = V m ν(H 2) = 22,4 0,35 = 7,84 л.

    11. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (нормальные условия) через избыток раствора сульфата меди (II) образовался осадок массой 11,4 г. Определите выход продукта реакции.

    Дано : V(H 2 S)=2,8 л; m(осадка)= 11,4 г; н.у.

    Найти : η =?

    Решение : записываем уравнение реакции взаимодействия сероводорода и сульфата меди (II).

    H 2 S + CuSO 4 = CuS ↓+ H 2 SO 4

    Определяем количество вещества сероводорода, участвующего в реакции.

    ν(H 2 S) = V(H 2 S) / V m = 2,8/22,4 = 0,125 моль.

    Из уравнения реакции следует, что ν(H 2 S) = ν(СuS) = 0,125 моль. Значит можно найти теоретическую массу СuS.

    m(СuS) = ν(СuS) М(СuS) = 0,125 96 = 12 г.

    Теперь определяем выход продукта, пользуясь формулой (4):

    η = /m(X)= 11,4 100/ 12 = 95%.

    12. Какая масса хлорида аммония образуется при взаимодействии хлороводорода массой 7,3 г с аммиаком массой 5,1 г? Какой газ останется в избытке? Определите массу избытка.

    Дано : m(HCl)=7,3 г; m(NH 3)=5,1 г.

    Найти : m(NH 4 Cl) =? m(избытка) =?

    Решение : записываем уравнение реакции.

    HCl + NH 3 = NH 4 Cl

    Эта задача на «избыток» и «недостаток». Рассчитываем количества вещества хлороводорода и аммиака и определяем, какой газ находится в избытке.

    ν(HCl) = m(HCl)/ М(HCl) = 7,3/36,5 = 0,2 моль;

    ν(NH 3) = m(NH 3)/ М(NH 3) = 5,1/ 17 = 0,3 моль.

    Аммиак находится в избытке, поэтому расчет ведем по недостатку, т.е. по хлороводороду. Из уравнения реакции следует, что ν(HCl) = ν(NH 4 Cl) = 0,2 моль. Определяем массу хлорида аммония.

    m(NH 4 Cl) = ν(NH 4 Cl) М(NH 4 Cl) = 0,2 53,5 = 10,7 г.

    Мы определили, что аммиак находится в избытке (по количеству вещества избыток составляет 0,1 моль). Рассчитаем массу избытка аммиака.

    m(NH 3) = ν(NH 3) М(NH 3) = 0,1 17 = 1,7 г.

    13. Технический карбид кальция массой 20 г обработали избытком воды, получив ацетилен, при пропускании которого через избыток бромной воды образовался 1,1,2,2 –тетрабромэтан массой 86,5 г. Определите массовую долю СаС 2 в техническом карбиде.

    Дано : m = 20 г; m(C 2 H 2 Br 4)=86,5 г.

    Найти : ω(СаC 2) =?

    Решение : записываем уравнения взаимодействия карбида кальция с водой и ацетилена с бромной водой и расставляем стехиометрические коэффициенты.

    CaC 2 +2 H 2 O = Ca(OH) 2 + C 2 H 2

    C 2 H 2 +2 Br 2 = C 2 H 2 Br 4

    Находим количество вещества тетрабромэтана.

    ν(C 2 H 2 Br 4) = m(C 2 H 2 Br 4)/ М(C 2 H 2 Br 4) = 86,5/ 346 = 0,25 моль.

    Из уравнений реакций следует, что ν(C 2 H 2 Br 4) =ν(C 2 H 2) = ν(СаC 2) =0,25 моль. Отсюда мы можем найти массу чистого карбида кальция (без примесей).

    m(СаC 2) = ν(СаC 2) М(СаC 2) = 0,25 64 = 16 г.

    Определяем массовую долю СаC 2 в техническом карбиде.

    ω(СаC 2) =m(СаC 2)/m = 16/20 = 0,8 = 80%.

    Растворы. Массовая доля компонента раствора

    14. В бензоле объемом 170 мл растворили серу массой 1,8 г. Плотность бензола равна 0,88 г/мл. Определите массовую долю серы в растворе.

    Дано : V(C 6 H 6) =170 мл; m(S) = 1,8 г; ρ(С 6 C 6)=0,88 г/мл.

    Найти : ω(S) =?

    Решение : для нахождения массовой доли серы в растворе необходимо рассчитать массу раствора. Определяем массу бензола.

    m(С 6 C 6) = ρ(С 6 C 6) V(C 6 H 6) = 0,88 170 = 149,6 г.

    Находим общую массу раствора.

    m(р-ра) = m(С 6 C 6) + m(S) =149,6 + 1,8 = 151,4 г.

    Рассчитаем массовую долю серы.

    ω(S) =m(S)/m=1,8 /151,4 = 0,0119 = 1,19 %.

    15. В воде массой 40 г растворили железный купорос FeSO 4 7H 2 O массой 3,5 г. Определите массовую долю сульфата железа (II) в полученном растворе.

    Дано : m(H 2 O)=40 г; m(FeSO 4 7H 2 O)=3,5 г.

    Найти : ω(FeSO 4) =?

    Решение : найдем массу FeSO 4 содержащегося в FeSO 4 7H 2 O. Для этого рассчитаем количество вещества FeSO 4 7H 2 O.

    ν(FeSO 4 7H 2 O)=m(FeSO 4 7H 2 O)/М(FeSO 4 7H 2 O)=3,5/278=0,0125моль

    Из формулы железного купороса следует, что ν(FeSO 4)= ν(FeSO 4 7H 2 O)=0,0125 моль. Рассчитаем массу FeSO 4:

    m(FeSO 4) = ν(FeSO 4) М(FeSO 4) = 0,0125 152 = 1,91 г.

    Учитывая, что масса раствора складывается из массы железного купороса (3,5 г) и массы воды (40 г), рассчитаем массовую долю сульфата железа в растворе.

    ω(FeSO 4) =m(FeSO 4)/m=1,91 /43,5 = 0,044 =4,4 %.

    Задачи для самостоятельного решения

    1. На 50 г йодистого метила в гексане подействовали металлическим натрием, при этом выделилось 1,12 л газа, измеренного при нормальных условиях. Определите массовую долю йодистого метила в растворе. Ответ : 28,4%.
    2. Некоторый спирт подвергли окислению, при этом образовалась одноосновная карбоновая кислота. При сжигании 13,2 г этой кислоты получили углекислый газ, для полной нейтрализации которого потребовалось 192 мл раствора КОН с массовой долей 28%. Плотность раствора КОН равна 1,25 г/мл. Определите формулу спирта. Ответ : бутанол.
    3. Газ, полученный при взаимодействии 9,52 г меди с 50 мл 81 % раствора азотной кислоты, плотностью 1,45 г/мл, пропустили через 150 мл 20 % раствора NaOH плотностью 1,22 г/мл. Определите массовые доли растворенных веществ. Ответ : 12,5% NaOH; 6,48% NaNO 3 ; 5,26% NaNO 2 .
    4. Определите объем выделившихся газов при взрыве 10 г нитроглицерина. Ответ : 7,15 л.
    5. Образец органического вещества массой 4,3 г сожгли в кислороде. Продуктами реакции являются оксид углерода (IV) объемом 6,72 л (нормальные условия) и вода массой 6,3 г. Плотность паров исходного вещества по водороду равна 43. Определите формулу вещества. Ответ : С 6 Н 14 .

    Достаточно часто школьникам и студентам приходится составлять т. н. ионные уравнения реакций. В частности, именно этой теме посвящена задача 31, предлагаемая на ЕГЭ по химии. В данной статье мы подробно обсудим алгоритм написания кратких и полных ионных уравнений, разберем много примеров разного уровня сложности.

    Зачем нужны ионные уравнения

    Напомню, что при растворении многих веществ в воде (и не только в воде!) происходит процесс диссоциации - вещества распадаются на ионы. Например, молекулы HCl в водной среде диссоциируют на катионы водорода (H + , точнее, H 3 O +) и анионы хлора (Cl -). Бромид натрия (NaBr) находится в водном растворе не в виде молекул, а в виде гидратированных ионов Na + и Br - (кстати, в твердом бромиде натрия тоже присутствуют ионы).

    Записывая "обычные" (молекулярные) уравнения, мы не учитываем, что в реакцию вступают не молекулы, а ионы. Вот, например, как выглядит уравнение реакции между соляной кислотой и гидроксидом натрия:

    HCl + NaOH = NaCl + H 2 O. (1)

    Разумеется, эта схема не совсем верно описывает процесс. Как мы уже сказали, в водном растворе практически нет молекул HCl, а есть ионы H + и Cl - . Так же обстоят дела и с NaOH. Правильнее было бы записать следующее:

    H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O. (2)

    Это и есть полное ионное уравнение . Вместо "виртуальных" молекул мы видим частицы, которые реально присутствуют в растворе (катионы и анионы). Не будем пока останавливаться на вопросе, почему H 2 O мы записали в молекулярной форме. Чуть позже это будет объяснено. Как видите, нет ничего сложного: мы заменили молекулы ионами, которые образуются при их диссоциации.

    Впрочем, даже полное ионное уравнение не является безупречным. Действительно, присмотритесь повнимательнее: и в левой, и в правой частях уравнения (2) присутствуют одинаковые частицы - катионы Na + и анионы Cl - . В процессе реакции эти ионы не изменяются. Зачем тогда они вообще нужны? Уберем их и получим краткое ионное уравнение:

    H + + OH - = H 2 O. (3)

    Как видите, все сводится к взаимодействию ионов H + и OH - c образованием воды (реакция нейтрализации).

    Все, полное и краткое ионные уравнения записаны. Если бы мы решали задачу 31 на ЕГЭ по химии, то получили бы за нее максимальную оценку - 2 балла.


    Итак, еще раз о терминологии:

    • HCl + NaOH = NaCl + H 2 O - молекулярное уравнение ("обычное" уравнения, схематично отражающее суть реакции);
    • H + + Cl - + Na + + OH - = Na + + Cl - + H 2 O - полное ионное уравнение (видны реальные частицы, находящиеся в растворе);
    • H + + OH - = H 2 O - краткое ионное уравнение (мы убрали весь "мусор" - частицы, которые не участвуют в процессе).

    Алгоритм написания ионных уравнений

    1. Составляем молекулярное уравнение реакции.
    2. Все частицы, диссоциирующие в растворе в ощутимой степени, записываем в виде ионов; вещества, не склонные к диссоциации, оставляем "в виде молекул".
    3. Убираем из двух частей уравнения т. н. ионы-наблюдатели, т. е. частицы, которые не участвуют в процессе.
    4. Проверяем коэффициенты и получаем окончательный ответ - краткое ионное уравнение.

    Пример 1 . Составьте полное и краткое ионные уравнения, описывающие взаимодействие водных растворов хлорида бария и сульфата натрия.

    Решение . Будем действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Составим сначала молекулярное уравнение. Хлорид бария и сульфат натрия - это две соли. Заглянем в раздел справочника "Свойства неорганических соединений" . Видим, что соли могут взаимодействовать друг с другом, если в ходе реакции образуется осадок. Проверим:

    Упражнение 2 . Дополните уравнения следующих реакций:

    1. KOH + H 2 SO 4 =
    2. H 3 PO 4 + Na 2 O=
    3. Ba(OH) 2 + CO 2 =
    4. NaOH + CuBr 2 =
    5. K 2 S + Hg(NO 3) 2 =
    6. Zn + FeCl 2 =

    Упражнение 3 . Напишите молекулярные уравнения реакций (в водном растворе) между: а) карбонатом натрия и азотной кислотой, б) хлоридом никеля (II) и гидроксидом натрия, в) ортофосфорной кислотой и гидроксидом кальция, г) нитратом серебра и хлоридом калия, д) оксидом фосфора (V) и гидроксидом калия.

    Искренне надеюсь, что у вас не возникло проблем с выполнением этих трех заданий. Если это не так, необходимо вернуться к теме "Химические свойства основных классов неорганических соединений".

    Как превратить молекулярное уравнение в полное ионное уравнение

    Начинается самое интересное. Мы должны понять, какие вещества следует записывать в виде ионов, а какие - оставить в "молекулярной форме". Придется запомнить следующее.

    В виде ионов записывают:

    • растворимые соли (подчеркиваю, только соли хорошо растворимые в воде);
    • щелочи (напомню, что щелочами называют растворимые в воде основания, но не NH 4 OH);
    • сильные кислоты (H 2 SO 4 , HNO 3 , HCl, HBr, HI, HClO 4 , HClO 3 , H 2 SeO 4 , ...).

    Как видите, запомнить этот список совсем несложно: в него входят сильные кислоты и основания и все растворимые соли. Кстати, особо бдительным юным химикам, которых может возмутить тот факт, что сильные электролиты (нерастворимые соли) не вошли в этот перечень, могу сообщить следующее: НЕвключение нерастворимых солей в данный список вовсе не отвергает того, что они являются сильными электролитами.

    Все остальные вещества должны присутствовать в ионных уравнениях в виде молекул. Тем требовательным читателям, которых не устраивает расплывчатый термин "все остальные вещества", и которые, следуя примеру героя известного фильма, требуют "огласить полный список" даю следующую информацию.

    В виде молекул записывают:

    • все нерастворимые соли;
    • все слабые основания (включая нерастворимые гидроксиды, NH 4 OH и сходные с ним вещества);
    • все слабые кислоты (H 2 СO 3 , HNO 2 , H 2 S, H 2 SiO 3 , HCN, HClO, практически все органические кислоты...);
    • вообще, все слабые электролиты (включая воду!!!);
    • оксиды (всех типов);
    • все газообразные соединения (в частности, H 2 , CO 2 , SO 2 , H 2 S, CO);
    • простые вещества (металлы и неметаллы);
    • практически все органические соединения (исключение - растворимые в воде соли органических кислот).

    Уф-ф, кажется, я ничего не забыл! Хотя проще, по-моему, все же запомнить список N 1. Из принципиально важного в списке N 2 еще раз отмечу воду.


    Давайте тренироваться!

    Пример 2 . Составьте полное ионное уравнение, описывающие взаимодействие гидроксида меди (II) и соляной кислоты.

    Решение . Начнем, естественно, с молекулярного уравнения. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание. Все нерастворимые основания реагируют с сильными кислотами с образованием соли и воды:

    Cu(OH) 2 + 2HCl = CuCl 2 + 2H 2 O.

    А теперь выясняем, какие вещества записывать в виде ионов, а какие - в виде молекул. Нам помогут приведенные выше списки. Гидроксид меди (II) - нерастворимое основание (см. таблицу растворимости), слабый электролит. Нерастворимые основания записывают в молекулярной форме. HCl - сильная кислота, в растворе практически полностью диссоциирует на ионы. CuCl 2 - растворимая соль. Записываем в ионной форме. Вода - только в виде молекул! Получаем полное ионное уравнение:

    Сu(OH) 2 + 2H + + 2Cl - = Cu 2+ + 2Cl - + 2H 2 O.

    Пример 3 . Составьте полное ионное уравнение реакции диоксида углерода с водным раствором NaOH.

    Решение . Диоксид углерода - типичный кислотный оксид, NaOH - щелочь. При взаимодействии кислотных оксидов с водными растворами щелочей образуются соль и вода. Составляем молекулярное уравнение реакции (не забывайте, кстати, о коэффициентах):

    CO 2 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + H 2 O.

    CO 2 - оксид, газообразное соединение; сохраняем молекулярную форму. NaOH - сильное основание (щелочь); записываем в виде ионов. Na 2 CO 3 - растворимая соль; пишем в виде ионов. Вода - слабый электролит, практически не диссоциирует; оставляем в молекулярной форме. Получаем следующее:

    СO 2 + 2Na + + 2OH - = Na 2+ + CO 3 2- + H 2 O.

    Пример 4 . Сульфид натрия в водном растворе реагирует с хлоридом цинка с образованием осадка. Составьте полное ионное уравнение данной реакции.

    Решение . Сульфид натрия и хлорид цинка - это соли. При взаимодействии этих солей выпадает осадок сульфида цинка:

    Na 2 S + ZnCl 2 = ZnS↓ + 2NaCl.

    Я сразу запишу полное ионное уравнение, а вы самостоятельно проанализируете его:

    2Na + + S 2- + Zn 2+ + 2Cl - = ZnS↓ + 2Na + + 2Cl - .

    Предлагаю вам несколько заданий для самостоятельной работы и небольшой тест.

    Упражнение 4 . Составьте молекулярные и полные ионные уравнения следующих реакций:

    1. NaOH + HNO 3 =
    2. H 2 SO 4 + MgO =
    3. Ca(NO 3) 2 + Na 3 PO 4 =
    4. CoBr 2 + Ca(OH) 2 =

    Упражнение 5 . Напишите полные ионные уравнения, описывающие взаимодействие: а) оксида азота (V) с водным раствором гидроксида бария, б) раствора гидроксида цезия с иодоводородной кислотой, в) водных растворов сульфата меди и сульфида калия, г) гидроксида кальция и водного раствора нитрата железа (III).

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...