Собственная его императорского величества канцелярия. Реформирование органов центрального управления

  1. КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА - государственное учреждение Российской империи в 1704-27, 1741-1917. Первоначальная личная канцелярия императора, затем управление имперской казной и имуществом (см. Кабинетские земли). С 1826 подчинен министерству императорского двора. Большой энциклопедический словарь
  2. Кабинет его императорского величества - Учреждение, ведавшее личным имуществом царской фамилии и занимавшееся некоторыми др. вопросами в 1704-1917. Учрежден в 1704 Петром I, являлся собственно канцелярией царя, ведал его казной и имуществом, вёл переписку. Большая советская энциклопедия
  3. кабинет его императорского величества - Государственное учреждение российской империи в 1704-1727, 1741-1917 гг. первоначально - личная канцелярия императора, затем - управление императорской казной и имуществом (см. кабинетские земли). с 1826 г. подчинен министерству императорского двора. Большой юридический словарь
  4. Кабинет Его Императорского Величества - I Учреждение под этим названием появилось в России при Петре I, с тем же характером, какой имели королевские К. на Западе. Это была собственная канцелярия государя, не имевшая определенной компетенции. При Екатерине I... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Кабинету была подчинена Собственная вотчинная канцелярия, учреждённая Екатериной I для заведования императорским имуществом и просуществовавшая до 1765 года , вследствие чего в деятельности Кабинета получили преобладание дела по заведованию императорскими вотчинами и особенно горными заводами.

В царствование Екатерины II эти дела становятся единственным предметом в ведении Кабинета; последнее обстоятельство вызвало образование отдельной от Кабинета Собственной канцелярии . При Павле I канцелярия государя пользовалась большим влиянием: в неё поступали дела, заслуживавшие особенного высочайшего внимания, мемории Правительствующего Сената и жалобы на верховные правительственные места и лица. По словам Трощинского, «государственный чиноначальник, управлявший сею канцеляриею, был действительным министром Его Императорского Величества по всем делам государственного управления». Эта канцелярии была закрыта в 1802 году с учреждением министерств.

Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I, когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 - четвёртое, в 1836 - пятое и в 1842 - шестое (два последних отделения - временные).

Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда началось постепенное сокращение отделений Собственной канцелярии.

Первое отделение

Второе отделение

Второе отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было образовано 4 апреля 1826 г. взамен состоявшей при Государственном Совете «комиссии составления законов». Это отделение имело своей целью, в противоположность прежней комиссии, не сочинение новых законов, а приведение в порядок действующих. Задача кодификации встала уже не в первый раз со времен Соборного Уложения 1649г, но впервые сам Император взял дело под личный контроль. Император серьёзнейшим образом добивался решения сложнейшей задачи - кодификации всего накопившегося законодательного материала с 1649 г. Только на создание специальной типографии было потрачено 1 млн золотых, сотрудников было от 30 до 50 человек - тоже деньги целевым направлением. Управляющим II отделением был назначен профессор Петербургского университета, первый декан Юридического факультета, в свое время ректор университета М. А. Балугьянский , но душой дела был его помощник М. М. Сперанский , благодаря энергии которого в течение трех лет были собраны все законы, накопившиеся за предшествующие 180 лет и разбросанные по разным местам и учреждениям (см. «Полное собрание законов Российской империи »). Считается, что сам Балугьянский был стар и как юрист уже плох, но Николай боялся шока людей от возвращения на высокое место Сперанского, хотя он уже был возвращен из опалы. Затем II отделение приступило к созданию второго сборника, в котором отобрало все действующее законодательство и изложило его в предметно-историческом, а не в хронологическом порядке (см. «Свод законов Российской империи »).

Позже на обязанность II отделения было возложено составление продолжений к Своду законов, а также дальнейшее издание Полного Собрания Законов. Кроме того, II отделение принимало участие в рассмотрении всех законопроектов, как по существу, так и по форме, то есть в соотношении их к Своду законов. Обязательная присылка законодательных проектов на предварительное рассмотрение II отделения была отменена в 1866 году. Независимо от этого, II отделению часто поручалось составление законопроектов; ему принадлежит составление «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» (1845), Уложения о наказаниях для Царства Польского, свода местных узаконений остзейских губерний и др. Кодификационные работы во II отделении были вверены редакторам; они же (или другие специалисты по назначению управляющего) составляли отзывы на поступавшие законопроекты. При II отделении имелась типография и специальная юридическая библиотека, в основание которой положено собрание книг бывшей комиссии составления законов.

Важной заслугой II отделения является его содействие развитию юридических наук в России. В 1828 году по предложению Сперанского ко II отделению были прикомандированы по три студента Санкт-Петербургской и Московской духовных академий для подготовки к профессорскому званию. В следующем году были вызваны для той же цели ещё 6 студентов академий, к которым присоединились ещё три студента Санкт-Петербургского университета : эти лица слушали в университете римское право и латинскую словесность и, кроме того, занимались во II отделении практически.

Пробыв около полутора лет при II отделении, студенты подверглись экзамену во II отделении; затем были посланы (в 1829 и 1831 годах) в Берлин, где под руководством Савиньи три года слушали лекции по юридическим наукам; по возвращении в Петербург они вновь подверглись экзамену и получили степень доктора прав. Все они (кроме трех рано умерших) заняли кафедры юридических наук в различных университетах и произвели переворот в преподавании юриспруденции в России, принеся с собой знакомство с европейской наукой и основательное знание отечественного права. Из них наиболее выдвинулись своими научными заслугами К. А. Неволин , Н. Крылов , Я. И. и С. И. Баршевы , П. Д. Калмыков и П. Редкин .

В 1882 году с целью сближения издания «Свода законов» с деятельностью Государственного совета II отделение Собственной Е. И. В. канцелярии было преобразовано в Кодификационный отдел при Государственном совете.

Во главе II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии стояли: М. А. Балугьянский, граф Д. Н. Блудов , граф М. А. Корф , граф В. Н. Панин , князь С. Н. Урусов.

Третье отделение

Наиболее известно III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии. Было создано 3 (15) июня 1826 года , во главе стоял А. Х. Бенкендорф .

Структура III Отделения:

  • I экспедиция ведала всеми политическими делами - «предметами высшей полиции и сведениями о лицах, состоящих под полицейским надзором».

Через I экспедицию проходили дела, имевшие «особо важное значение», независимо от их принадлежности к сфере деятельности других экспедиций. Экспедиция ведала наблюдением за общественным мнением («состоянием умов») и составлением общих и частных обозрений важнейших событий в стране («всеподданнейших» докладов), наблюдением за общественным и революционным движением, деятельностью отдельных революционеров, общественных деятелей, деятелей культуры, литературы, науки; организацией политического сыска и следствия, осуществлением репрессивных мер (заключение в крепость, ссылка на поселение, высылка под надзор полиции), надзора за состоянием мест заключения. Экспедиция занималась сбором сведений о злоупотреблениях высших и местных государственных чиновников, ходе дворянских выборов, рекрутских наборов, сведений об отношении к России иностранных государств (до середины 1866 года). Позднее в I экспедиции остались лишь дела об «оскорблении членов царской фамилии».

  • II экспедиция занималась раскольниками, сектантами, фальшивомонетчиками, уголовными убийствами, местами заключения и «крестьянским вопросом» (разыскание и дальнейшее производство дел по уголовным преступлениям оставалось за Министерствам внутренних дел; связанные с фальшивомонетчиками - за Министерством финансов).

Осуществляла надзор за деятельностью в России различных религиозных конфессий, распространением религиозных культов и сект, а также административно-хозяйственным заведованием общегосударственными политическими тюрьмами: Алексеевским равелином , Петропавловской крепостью , Шлиссельбургской крепостью , Суздальским Спасо-Евфимиевым монастырем и Шварцгольмским домом. Организовывала борьбу с должностными и особо опасными уголовными преступлениями. Собирала сведения о деятельности общественных организаций, культурных, просветительских, экономических, страховых обществ, о различных изобретениях, усовершенствованиях, открытиях, а также о появлении фальшивых денег, документов и т. п. Занималась рассмотрением жалоб, прошений, доносов и составлением докладов по ним. Осуществляла надзор за решением гражданских дел о разделах земель и имущества, случаях супружеской неверности и др. Занималась комплектованием штатов III Отделения и распределением обязанностей между структурными подразделениями.

  • III экспедиция занималась специально иностранцами, проживающими в России, и высылкой неблагонадёжных и подозрительных людей.
  • V экспедиция (создана 23 октября 1842 года) занималась специально цензурой.

V экспедиция ведала драматической (театральной) цензурой, надзором за книгопродавцами, типографиями, изъятием запрещенных книг, надзором за изданием и обращением публичных известий (афиш), составлением каталогов пропущенных из-за границы книг, разрешением издания новых сочинений, переводов, наблюдением за периодическими изданиями.

  • Архив III Отделения (организован в 1847 году).

В Архиве хранились дела всех экспедиций, докладов и отчётов императору, вещественных доказательств и приложений к делам.

В инструкции Бенкендорфа чиновнику III Отделения целью отделения провозглашается «утверждение благосостояния и спокойствия всех в России сословий, восстановление правосудия». Чиновник III Отделения должен был следить за потенциально возможными беспорядками и злоупотреблениями во всех частях управления и во всех состояниях и местах; наблюдать, чтобы спокойствие и права граждан не могли быть нарушены чьей-либо личной властью или преобладанием сильных или пагубным направлением людей злоумышленных; чиновник имел право вмешиваться в тяжбы до их окончания; имел надзор за нравственностью молодых людей; должен был узнавать «о бедных и сирых должностных людях, служащих верой и правдой и нуждающихся в пособии», и т. п. Граф Бенкендорф даже не находил «возможности поименовать все случаи и предметы», на которые должен обратить внимание чиновник III Отделения при исполнения своих обязанностей, и предоставлял их его «прозорливости и усердию». Всем ведомствам было предписано немедленно удовлетворять все требования чиновников, командируемых III Отделением. В то же время чиновникам предписывалось действовать мягко и осторожно; замечая незаконные поступки, они должны были «сначала предварять начальных лиц и тех самых людей и употребить старания для обращения заблудших на путь истины и затем уже обнаружить их худые поступки пред правительством».

Указом 12 февраля 1880 года была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия под главным начальством графа М. Т. Лорис-Меликова , и ей временно подчинено III Отделение вместе с корпусом жандармов, а указом 6 августа того же года Верховная распорядительная комиссия была закрыта и III Отделение Собственной Е. И. В. канцелярии упразднено с передачей дел в

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Со́бственная Его́ Импера́торского Вели́чества канцеля́рия (сокращённо - Собственная Е. И. В. канцелярия ) - личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I , реформирована при Екатерине II , упразднена Александром I при создании министерств; однако в 1812 году вновь учреждена для работы с делами, требовавшими личного участия государя. Функции Собственной Е. И. В. канцелярии императором Николаем I были значительно расширены. Она просуществовала до крушения Российской империи в 1917 году. С 1826 и до 1881 года Собственная канцелярия подразделялась на несколько самостоятельных отделений, значение каждого равнялось министерскому.

Императорский кабинет

Канцелярия Александра I

Канцелярия Николая I и Александра II

Новое развитие Собственная канцелярия получила в царствование Николая I , когда на неё были возложены особые задачи, для чего были постепенно образованы шесть отделений канцелярии, имевших самостоятельное положение, а по своему значению равные министерствам. В 1826 году прежняя Собственная канцелярия получила наименование первого отделения Собственной Е. И. В. канцелярии; в том же году были учреждены второе и третье отделения Собственной канцелярии, в 1828 - четвёртое, в 1836 - пятое и в 1842 - шестое (два последних отделения - временные).

Четыре отделения Собственной канцелярии просуществовали до начала 1880-х годов, когда все отделения, кроме первого, были переданы соответствующим министерствам.

Первое отделение

Второе отделение

Третье отделение

Четвёртое отделение

Шестое отделение учреждено в 1842 году временно. Занималось устроением мирной жизни в Закавказском крае.

Канцелярия Александра III и Николая II

Первое отделение в 1882 году вновь получило наименование Собственной Е. И. В. канцелярии , выполнявшей функции личной канцелярии императора. К её ведению относились:

  • исполнение получаемых от государя повелений и поручений,
  • изготовление в некоторых случаях высочайших указов, рескриптов, приказов, грамот;
  • представление государю поступавших в канцелярию на высочайшее имя бумаг по некоторым из высших государственных учреждений, а также донесений начальников губерний;
  • объявление (в определённых случаях) монаршей воли по означенным представлениям;
  • рассмотрение ведомостей о неисполненных высочайших указах и повелениях;
  • рассмотрение и представление на усмотрение императора ходатайств благотворительных учреждений, не состоявших в прямом ведении министерств или главных управлений (прежде всего - находившихся под покровительством высочайших особ);
  • первоначальное рассмотрение и дальнейшее направление вопросов, касающихся общих, преимущественно формальных условий гражданской службы, а также наград;
  • другие вопросы, связанные с внутренней работой Собственной канцелярии.

В 1892 году при Собственной канцелярии учреждён комитет для рассмотрения представлений к наградам (с 1894 года - комитет о службе чинов гражданского ведомства и о наградах). Производство по делам, вносимым в этот комитет, возлагалось на инспекторский отдел Собственной канцелярии, восстановленный в 1894 году.

Собственная Е. И. В. канцелярия в конце XIX века состояла под начальством управляющего ею статс-секретаря. Должность эту занимали К. К. Ренненкампф (1889-96) и А. С. Танеев (с 1896).

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Собственная Его Императорского Величества канцелярия"

Отрывок, характеризующий Собственная Его Императорского Величества канцелярия

«Ура а а а!» протяжным криком разнеслось по нашей линии и, обгоняя князя Багратиона и друг друга, нестройною, но веселою и оживленною толпой побежали наши под гору за расстроенными французами.

Атака 6 го егерского обеспечила отступление правого фланга. В центре действие забытой батареи Тушина, успевшего зажечь Шенграбен, останавливало движение французов. Французы тушили пожар, разносимый ветром, и давали время отступать. Отступление центра через овраг совершалось поспешно и шумно; однако войска, отступая, не путались командами. Но левый фланг, который единовременно был атакован и обходим превосходными силами французов под начальством Ланна и который состоял из Азовского и Подольского пехотных и Павлоградского гусарского полков, был расстроен. Багратион послал Жеркова к генералу левого фланга с приказанием немедленно отступать.
Жерков бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашел непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно.
Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания.
Командование левым флангом принадлежало по старшинству полковому командиру того самого полка, который представлялся под Браунау Кутузову и в котором служил солдатом Долохов. Командование же крайнего левого фланга было предназначено командиру Павлоградского полка, где служил Ростов, вследствие чего произошло недоразумение. Оба начальника были сильно раздражены друг против друга, и в то самое время как на правом фланге давно уже шло дело и французы уже начали наступление, оба начальника были заняты переговорами, которые имели целью оскорбить друг друга. Полки же, как кавалерийский, так и пехотный, были весьма мало приготовлены к предстоящему делу. Люди полков, от солдата до генерала, не ждали сражения и спокойно занимались мирными делами: кормлением лошадей в коннице, собиранием дров – в пехоте.
– Есть он, однако, старше моего в чином, – говорил немец, гусарский полковник, краснея и обращаясь к подъехавшему адъютанту, – то оставляяй его делать, как он хочет. Я своих гусар не могу жертвовать. Трубач! Играй отступление!
Но дело становилось к спеху. Канонада и стрельба, сливаясь, гремели справа и в центре, и французские капоты стрелков Ланна проходили уже плотину мельницы и выстраивались на этой стороне в двух ружейных выстрелах. Пехотный полковник вздрагивающею походкой подошел к лошади и, взлезши на нее и сделавшись очень прямым и высоким, поехал к павлоградскому командиру. Полковые командиры съехались с учтивыми поклонами и со скрываемою злобой в сердце.
– Опять таки, полковник, – говорил генерал, – не могу я, однако, оставить половину людей в лесу. Я вас прошу, я вас прошу, – повторил он, – занять позицию и приготовиться к атаке.
– А вас прошу не мешивайтся не свое дело, – отвечал, горячась, полковник. – Коли бы вы был кавалерист…
– Я не кавалерист, полковник, но я русский генерал, и ежели вам это неизвестно…
– Очень известно, ваше превосходительство, – вдруг вскрикнул, трогая лошадь, полковник, и делаясь красно багровым. – Не угодно ли пожаловать в цепи, и вы будете посмотрейть, что этот позиция никуда негодный. Я не хочу истребить своя полка для ваше удовольствие.
– Вы забываетесь, полковник. Я не удовольствие свое соблюдаю и говорить этого не позволю.
Генерал, принимая приглашение полковника на турнир храбрости, выпрямив грудь и нахмурившись, поехал с ним вместе по направлению к цепи, как будто всё их разногласие должно было решиться там, в цепи, под пулями. Они приехали в цепь, несколько пуль пролетело над ними, и они молча остановились. Смотреть в цепи нечего было, так как и с того места, на котором они прежде стояли, ясно было, что по кустам и оврагам кавалерии действовать невозможно, и что французы обходят левое крыло. Генерал и полковник строго и значительно смотрели, как два петуха, готовящиеся к бою, друг на друга, напрасно выжидая признаков трусости. Оба выдержали экзамен. Так как говорить было нечего, и ни тому, ни другому не хотелось подать повод другому сказать, что он первый выехал из под пуль, они долго простояли бы там, взаимно испытывая храбрость, ежели бы в это время в лесу, почти сзади их, не послышались трескотня ружей и глухой сливающийся крик. Французы напали на солдат, находившихся в лесу с дровами. Гусарам уже нельзя было отступать вместе с пехотой. Они были отрезаны от пути отступления налево французскою цепью. Теперь, как ни неудобна была местность, необходимо было атаковать, чтобы проложить себе дорогу.
Эскадрон, где служил Ростов, только что успевший сесть на лошадей, был остановлен лицом к неприятелю. Опять, как и на Энском мосту, между эскадроном и неприятелем никого не было, и между ними, разделяя их, лежала та же страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых. Все люди чувствовали эту черту, и вопрос о том, перейдут ли или нет и как перейдут они черту, волновал их.
Ко фронту подъехал полковник, сердито ответил что то на вопросы офицеров и, как человек, отчаянно настаивающий на своем, отдал какое то приказание. Никто ничего определенного не говорил, но по эскадрону пронеслась молва об атаке. Раздалась команда построения, потом визгнули сабли, вынутые из ножен. Но всё еще никто не двигался. Войска левого фланга, и пехота и гусары, чувствовали, что начальство само не знает, что делать, и нерешимость начальников сообщалась войскам.
«Поскорее, поскорее бы», думал Ростов, чувствуя, что наконец то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей гусаров.
– С Богом, г"ебята, – прозвучал голос Денисова, – г"ысыо, маг"ш!
В переднем ряду заколыхались крупы лошадей. Грачик потянул поводья и сам тронулся.
Справа Ростов видел первые ряды своих гусар, а еще дальше впереди виднелась ему темная полоса, которую он не мог рассмотреть, но считал неприятелем. Выстрелы были слышны, но в отдалении.
– Прибавь рыси! – послышалась команда, и Ростов чувствовал, как поддает задом, перебивая в галоп, его Грачик.
Он вперед угадывал его движения, и ему становилось все веселее и веселее. Он заметил одинокое дерево впереди. Это дерево сначала было впереди, на середине той черты, которая казалась столь страшною. А вот и перешли эту черту, и не только ничего страшного не было, но всё веселее и оживленнее становилось. «Ох, как я рубану его», думал Ростов, сжимая в руке ефес сабли.
– О о о а а а!! – загудели голоса. «Ну, попадись теперь кто бы ни был», думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер. Впереди уже виден был неприятель. Вдруг, как широким веником, стегнуло что то по эскадрону. Ростов поднял саблю, готовясь рубить, но в это время впереди скакавший солдат Никитенко отделился от него, и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте. Сзади знакомый гусар Бандарчук наскакал на него и сердито посмотрел. Лошадь Бандарчука шарахнулась, и он обскакал мимо.
«Что же это? я не подвигаюсь? – Я упал, я убит…» в одно мгновение спросил и ответил Ростов. Он был уже один посреди поля. Вместо двигавшихся лошадей и гусарских спин он видел вокруг себя неподвижную землю и жнивье. Теплая кровь была под ним. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Грачик поднялся было на передние ноги, но упал, придавив седоку ногу. Из головы лошади текла кровь. Лошадь билась и не могла встать. Ростов хотел подняться и упал тоже: ташка зацепилась за седло. Где были наши, где были французы – он не знал. Никого не было кругом.
Высвободив ногу, он поднялся. «Где, с какой стороны была теперь та черта, которая так резко отделяла два войска?» – он спрашивал себя и не мог ответить. «Уже не дурное ли что нибудь случилось со мной? Бывают ли такие случаи, и что надо делать в таких случаях?» – спросил он сам себя вставая; и в это время почувствовал, что что то лишнее висит на его левой онемевшей руке. Кисть ее была, как чужая. Он оглядывал руку, тщетно отыскивая на ней кровь. «Ну, вот и люди, – подумал он радостно, увидав несколько человек, бежавших к нему. – Они мне помогут!» Впереди этих людей бежал один в странном кивере и в синей шинели, черный, загорелый, с горбатым носом. Еще два и еще много бежало сзади. Один из них проговорил что то странное, нерусское. Между задними такими же людьми, в таких же киверах, стоял один русский гусар. Его держали за руки; позади его держали его лошадь.

  • 1) Развитие производительных сил у земледель­ческих племен
  • 2) Появление «соседской общины», способной вынести тяжесть классовой организации общества.
  • 4) В процессе развития внутриобщинных отношений появилось и имущественное неравенство
  • 6) Постепенно сформировалась достаточно эффективная система управления
  • 2. Древнерусское общество по Русской Правде
  • 3. Государство Киево-Новгородской Руси
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Экономические и социальные предпосылки феодальной раздробленности
  • 2. Возникновение новых центров политической власти. Их социальный и политический строй.
  • 3. Основные черты республиканского строя Великого Новгорода. Развитие права на северо-западе Руси
  • 4. Татаро-монгольские государства на территории нашей страны (XIII - XV вв.).
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Предпосылки и причины государственной централизации Руси
  • 2. Общественный строй и правовое положение населения
  • 3. Органы государственной власти и управления
  • 5. Гражданское право по Судебникам XV-XVI вв.
  • 6. Уголовное право по Судебникам XV – XVI вв.
  • 7. Судебный процесс по Судебникам XV-XVI вв.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Изменения в общественном строе в период сословно-представительной монархии
  • 2. Сословнопредставительная монархия в России, её особенности. Центральные и местные органы власти и управления
  • 3. Приказно-местническая система управления.
  • 4. Организация опричнины
  • 5. Вооруженные силы
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Общая характеристика Соборного уложения 1649 года
  • 2. Правовое положение населения по Соборному уложению 1649 года
  • 3. Гражданское и семейное право по Соборному Уложению 1649 г.
  • 4. Уголовное право по Соборному уложению 1649 г.
  • 5. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Образование и развитие абсолютной монархии в России
  • 2. Правовое положение крестьянства в конце xyii – xyiii веке
  • 3. Правовое положение дворянства
  • 4. Правовое положение духовенства
  • 5. Купцы и горожане в петровскую эпоху
  • 6. Реформы Петра I
  • 7. Табель о рангах 1722 года
  • 8. Преобразования государственного аппарата в первой четверти XVIII в.
  • 9. Реформы местного управления первой четверти XVIII в.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Y. Текст лекции
  • 1. Общая характеристика периода. Правовое положение сословий.
  • 2. Реформирование органов центрального управления России в первой половине XIX века
  • Собственная его императорского величества канцелярия и Временные комитеты.
  • 3. Местные административные и судебные органы
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Расширение территории Российской империи в xyiii – XIX веках
  • 2. Порядок управления национальными окраинами
  • 3. Правовое положение Финляндии в Российской империи
  • 4. Правовое положение Польши в составе Российской империи
  • 5. Правовое положение Украины в составе Российской империи
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Y. Текст лекции
  • 2. Раскол в Русской православной церкви
  • 3. Церковь в период петровских реформ
  • 4. Синод как орган управления церковными делами
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Предпосылки буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. Подготовка крестьянской реформы.
  • 2. Основные положения крестьянской реформы
  • 3. Основные принципы нового суда.
  • 4. Реформы местного самоуправления.
  • 5. Военная реформа
  • 6. Развитие государственной системы в условиях «неоабсолютизма»
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Период коррекции великих реформ («контрреформы») в 80 – 90-х гг. XIX в.
  • 2. Новое Земское положение (1890 г.) и Городовое положение (1892 г.).
  • 3. Основные тенденции в российском праве второй половины XIX века.
  • 4. Новеллы в гражданском праве
  • 5. Новеллы в уголовном праве
  • 6. Новые принципы судопроизводства
  • Гражданский процесс
  • 7. Стадии уголовного процесса
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции вводная часть
  • 1. Дореволюционное законодательство об особых правовых режимах
  • 3. Состояние пожарной охраны в правление Александра III и Николая II.
  • 4. Полицейские пожарные команды в губернских и уездных городах.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Первая русская революция и переход к конституционной монархии в России
  • Начало революции и действия правительства
  • 6 Августа 1905 г. Был опубликован Высочайший манифест об учреждении Государственной думы
  • Возникновение Советов рабочих депутатов
  • 2. Преобразование государственной системы и общественного строя России в начале XX в.
  • 3. Государственная Дума и ее законодательная деятельность
  • 4. Правовая система России в начале XX в
  • Столыпинские реформы
  • Чрезвычайное законодательство
  • «Уголовное уложение» 1903 года
  • Развитие права в 19081914 годах
  • 5. Влияние первой мировой войны на развитие российской государственности и права
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • V. Учебно-материальное обеспечение
  • V. Текст лекции
  • 1. Революционный кризис февраля 1917 г.
  • 2. Изменение структуры и полномочий органов государственного управления России
  • 3. Правовая политика Временного Правительства
  • 4. Судебная реформа Временного Правительства. Органы местного самоуправления
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Нормативные правовые акты:
  • Y. Текст лекции
  • 1. Создание высших органов государственной власти и управления Советского государства.
  • 4. Создание советской судебной системы.
  • 5. Создание основ советского права.
  • 6. Конституция рсфср 1918 года.
  • 7. Советские органы государственного управления в период гражданской войны. Политика «военного коммунизма».
  • 10. Общая характеристика советского уголовного права по «Руководящим началам по уголовному праву рсфср» 1919 г.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Правовое регулирование советской властью экономических реформ 20-х гг. XX в.
  • 2. Устройство советской судебной системы и органов юстиции в период нэПа.
  • 5. Кодификация советского права в период нэПа.
  • 6. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • 7. История разработки и общая проблематика Уголовного кодекса рсфср 1922 г.
  • 8. Трудовое, земельное и процессуальное право в годы новой экономической политики.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Y. Текст лекции
  • 1. Изменение принципов управления экономикой. Кредитно-банковская и налоговая реформы.
  • 2. Советский государственный аппарат в конце 20-х – 30-х гг. XX в.
  • Судебная реформа 1938 года
  • 3. Конституция ссср 1936 года
  • 4. Основные тенденции развития советского права в 30-е годы XX века
  • 5. Структура и деятельность советского государственного аппарата в годы Великой Отечественной войны.
  • 6. Особенности советского права в период Великой Отечественной войны
  • 7. Государство и право после окончания Великой Отечественной войны
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • Текст лекции
  • 1. Основные направления процесса реформирования советского аппарата управления и сферы национально-государственного строительства в 1953 – 1964 гг.
  • 2. Реорганизация правоохранительных органов и судебной системы ссср в 1953 – 1964 гг.
  • 3. Советское гражданское и уголовное право 1953 – 1964 гг.
  • 4. Развитие трудового, земельного и колхозного права ссср 1953 – 1964 гг.
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
  • III. Литература
  • IV. Учебно-материальное обеспечение
  • V. Текст лекции
  • 2. Конституция ссср 1977 года
  • 3. Структура и полномочия органов высшего, центрального и местного управления ссср в период «развитого социализма».
  • 4. Влияние Конституции ссср 1977 г. На развитие конституционного права и национально-государственное устройство ссср.
  • 5. Советское право периода «развитого социализма».
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • II. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
  • III. Литература
  • Iy. Текст лекции:
  • 1. Общая характеристика «перестройки»
  • 2. Государственной устройство ссср в период перестройки
  • 3. Распад ссср
  • 4. Конституционное право периода перестройки
  • 5. Изменения в гражданском праве в период перестройки
  • Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы мчс России
  • IV. Литература
  • Текст лекции
  • 1. Создание правовых основ рыночных отношений
  • 2. Конституционный кризис 1992 – 1993 гг.
  • 3. Основные положения Конституции рф 1993 г.
  • 4. Российское законодательство переходного периода
  • 5. Судебная система Российской Федерации в 1992 – 1999 гг.
  • Собственная его императорского величества канцелярия и Временные комитеты.

    В царствование Николая I особое значение приобрела «Собственная его императорского величества канцелярия», оттеснившая на второй план Государственный совет и Сенат. В ней ещё с 1812 г. сосредоточивались дела, подлежащие «высочайшему усмотрению»: все доклады почти по всем ведомствам проходили к царю через этот орган. До 1825 г. ею управлял Аракчеев.

    При Николае I она стала органом, выполнявшим непосредственные поручения императора по всем важнейшим вопросам государственного управления.

    В царствование Николая I законопроекты стали разрабатываться в Собственной его императорского величества канцелярии, в министерствах и специальных комитетах. Обсуждение их в Государствен­ном совете приобрело формальный характер. Нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «Желательно мне, чтоб принято было», или вообще принимались без обсуждения.

    Аппарат канцелярии разрастался, в его структуре появились отделения: Первое, Второе и Третье  в 1826 г., Чет­вертое  в 1828 г., Пятое  в 1836 г. и Шестое  в 1842 г.

    Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, гото­вило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чинов­ников (с одобрения и утверждения царя).

    Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. В нём, под руководством М.М. Сперанского (возвращенного из ссылки в 1821 г.), были подготовлены «Полное собрание законов Российской империи » (1830 г.) и «Свод законов Российской империи » (1835 г.).

    Мрачную известность получило Третье отделение , которое возглавил генерал-адъютант граф А.Х. Бенкендорф.

    Он же стал шефом Отдельного корпуса жандармов, создан­ного в 1827 г. Третье отделение выполняло функции тайной политической полиции, особенно в борьбе с революционным движением, а Отдельный корпус жандармов служил основным силовым инструментом самодержавной власти внутри страны.

    Четвертое отделение ведало благотворитель­ными учреждениями и женскими учебными заведениями.

    Пятое отделе­ние было создано для разработки проекта реформ управления государ­ственными крестьянами.

    Шестое отделение с 1842 по 1845 гг. готовило предложения по управлению Кавка­зом.

    Собственная е.и.в. канцелярия с её отделениями постепенно приобретала черты органа верховной власти.

    3. Местные административные и судебные органы

    Реформа 18101811 гг. утвердила систему ведомственного уп­равления в масштабе всей страны. Губернские учреждения стали одновременно подчиняться различным министерствам, что приводило к большой путанице.

    В 1837 г. был утвержден новый «Наказ губернаторам », в котором более чётко было определено их правовое положение, функциональные обязанности.

    В 1837-1838 гг., с целью упорядочения руководства государственными крестьянами, в губерниях были учреждены пала­ты государственных имуществ; в уездах  окружные управления госу­дарственных имуществ.

    Им подчинялись выбранные крестьянскими сходами волостные правления. Члены волостного правления подлежали утвер­ждению губернской палатой государственных имуществ.

    Некоторые изменения происходят в судебной системе. По сравнению с судебной системой по «Учреждению для управления губернией» ликвидируется одно звено судебной системы: в первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа.

    Возглавляет судебную систему Сенат , который теряет основную массу административных полномочий. Указ 8 сентября 1802 года объявляет Сенат «хранилищем законов». Предполагалось, что он должен следить за соответствием вновь принимаемых указов действующему законодательству. Однако уже в 1803 году такое право было изъято. Только первый департамент Сената сохранял административные функции, в частности, он назначал ревизии отдельных губерний. Остальные департаменты выполняли функции апелляционной инстанции.

    Среднее звено судебной системы – губернские Палаты гражданского и уголовного суда, как и Сенат, были несословными учреждениями. Они в апелляционном порядке рассматривали дела нижестоящих судов и по первой инстанции – наиболее сложные дела (например, дела об убийствах).

    Нижним звеном системы являлся уездный суд – для дворян; городовой магистрат – для горожан; надворный суд – для чиновников в столицах; совестный суд – в это время рассматривал в основном дела несовершеннолетних.

    По-прежнему сохранялась вотчинная, военная, духовная юстиция. Дейст­вовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судеб­ное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.

    Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций.

    С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексель­ные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. В 1932 году принимается Устав судопроизводства торгового, который установил единообразную систему коммерческих судов. Основным достоинством коммерческих судов было то, что в них задолго до судебной реформы 1864 года был реализован состязательный процесс.

    Реформирование органов центрального управления.

    В 1811 г. под руководством М. М. Сперанского был издан документ «Общее учреждение министерств», который определил правовой статус этих органов. Власть министров обозначалась в нем как высшая исполни­тельная, непосредственно подчиненная императору. Аппарат министерств делился на департаменты (присутствия) по направлениям деятельности и канцелярии, в которых велось делопроизводство. В 1812 г. основан Коми­тет министров (Кабинет), в который помимо министров вошли председа­тели департаментов Государственного совета, Государственный секретарь (глава Госсовета) и назначенные царем некоторые высшие сановники им­перии. При Николае I в состав Комитета министров входил наследник престола.

    Комитет рассматривал законопроекты, отчеты министерств, решал кадровые проблемы. Все его решения утверждались императором, кроме разного рода мелких дел (назначения пенсий, пособий и пр.). Комитет ми­нистров заменял императора в его отсутствие, а при нем осуществлял над­зор за высшими органами управления. Таким образом, в лице Комитета министров Россия получила в начале XIX в. высший административный законосовещательный орган, который был упразднен только в апреле 1906 г. в связи с учреждением Государственной думы.

    При Александре I были предприняты также попытки реформирования законодательной власти. Сначала предполагалось наделение законода­тельными правами реформированного Сената, но в 1810 г. после привле­чения к разработке проектов государственных реформ М. М. Сперанско­го, в качестве аналога западных парламентов был создан Государственный совет (просуществовал до 1917 г.) с числом членов от 40 до 90 (в разные годы). Но это не был выборный орган. Члены Госсовета назначались им­ператором из высших чиновников империи, а сам император председа­тельствовал на его заседаниях и утверждал принятые им законы.

    Основная работа по подготовке законопроектов осуществлялась в Первом департаменте законов, укомплектованном профессиональными юристами. Остальные четыре департамента руководили военными дела­ми, делами гражданскими и духовными, экономикой. Пятый департамент управлял делами Царства Польского. При Александре 1 Госсовет главен­ствовал над системой министерств.

    При Николае I всю систему центральных отраслевых органов государ­ственного управления возглавила Собственная Его Императорского Вели­чества канцелярия. Госсовет и Комитет министров вынуждены были уйти в тень. С.Е.И.В. Канцелярия состояла из шести отделений, деятельность которых охватывала все сферы государственной жизни. Первое контроли­ровало министерства, ведало назначением и увольнением высших чинов­ников. Оно обладало законодательной инициативой и разрабатывало про­екты законов. Второе Отделение осуществляло кодификационные работы, обобщало юридическую практику. Третье Отделение руководило борьбой с государственными преступлениями, с «революцией», осуществляло контроль за деятельностью религиозных сект, вело надзор за некоторыми категориями граждан, в том числе за неблагонадежными персонами, наблюдало за местами лишения свободы. Третьему Отделению подчи­нялась полиция и созданная в 1827 г. жандармерия. Оперативная рабо­та велась в семи жандармских округах, на которые была поделена Рос­сийская империя. В губернских и портовых городах действовали ко­манды жандармов, в задачу которых входило «усмирение буйства и восстановление нарушенного повиновения», а также «рассеяние зако­ном запрещенных скопищ».

    Четвертое Отделение С.Е.И.В. Канцелярии занималось организаци­ей благотворительной деятельности и женского образования. Пятое Отделение подготовило и провело реформу управления государствен­ными крестьянами. В Шестом Отделении сосредоточивались кавказ­ские дела. В целом С.Е.И.В. Канцелярия фактически стояла над всем аппаратом управления, а права ее отделений не отличались от прав министерств.

    При Александре I по инициативе Сперанского была предпринята также попытка реформировать процесс продвижения государственного чиновничества по служебной лестнице. До 1909 г. это продвижение до чина статского советника (5 класс – низший генеральский чин) осуще­ствлялось по принципу выслуги. Прослуживший необходимое число лет чиновник получал следующий чин независимо от места, которое зани­мал, и от своих реальных заслуг. Вверх продвигались все: и нерадивые, и невежды. Особо стараться исполнять долг не было стимула, ибо вступивший в службу раньше, пусть не столь способный и нечистый на руку, был недосягаем для шедших после него.

    По указу 1909 г. для гражданских чинов был введен образователь­ный ценз. Начиная с коллежского асессора (8 класс – низший штаб-офицерский чин), необходимо было иметь высшее университетское об­разование или сдать соответствующий экзамен. Для производства же в статские советники требовался ещё 10-летний стаж службы, в том числе 2 года на ответственных должностях.

    Экзамен предполагал «грамматическое знание русского языка и правильное на нем сочинение», «знание по крайней мере одного языка иностранного и удобность перелагать с него на русский», «основательное знание прав естественного римского и частного граж­данского с приложением последнего к российскому законодательству», «сведения в государственной экономии и законах уголовных», «основательное знание отечественной истории», истории всеобщей с географией и хронологией, «первоначальных оснований статистики» и «знание по крайней мере начальных оснований математики и общие сведения о главных частях физики». Все эти знания должны были спо­собствовать не только совершенствованию умственных и деловых ка­честв чиновников, но и нравственности. И хотя этот ненавидимый кос­ной чиновничьей массой закон был отменен в 1834 г., он сыграл свою роль в выработке критериев, которым должен был отвечать облечен­ный властью и исполненный чувства долга ответственный государст­венный человек. По авторитетному мнению современников он способ­ствовал повышению культурного уровня чиновников.

    В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

    1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Собственная Его Императорского Величества канцелярия в системе органов государственного управления Российской империи. Крестьянский вопрос в царствование Николая I.

    2. Доработать конспект.

    3. Повторить материал .

    Разработали

    Заместитель начальника кафедры

    кандидат юридических наук

    майор внутренней службы Т.В. Жукова

    Преподаватель кафедры

    Кандидат исторических наук А.А. Смирнова

    «______» _______________ 2012 года

    МЧС РОССИИ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

    ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

    III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии

    Начало формированию спецслужб Российской империи было положено 3 июня 1826 г. В этот день император Николай I подписал указ об образовании III Отделения в составе Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (СЕИВК). Именно эта структура стала прообразом специальных служб в области государственной безопасности Российской империи.

    Формирование III Отделения непосредственным образом связано с событиями 14 декабря 1825 г., когда часть гвардейских полков вышла на Сенатскую площадь Санкт-Петербурга, пытаясь привычными методами дворцовых переворотов изменить направление политического развития Российской империи.

    А. Ладюрнер. Эскиз по рисунку императора Николая I. Конец 1840-х гг.

    События 14 декабря 1825 г. создали реальную опасность для жизни молодого монарха Николая I. Именно в этот день вопрос личной безопасности Николая Павловича и его семьи обозначился со всей отчетливостью. Сам Николай I хладнокровно оценивал свои шансы, когда 11–12 декабря 1825 г. решил сам «брать престол». Утром 14 декабря 1825 г. Николай Павлович, одеваясь, сказал А.Х. Бенкендорфу: «Сегодня вечером, может быть, нас обоих не будет более на свете, но, по крайней мере, мы умрем, исполнив наш долг» 223 . Действительно, под контролем декабристов были значительные силы. Как один из вариантов развития событий ими рассматривалось цареубийство. Возможности для этого у них имелись. С 11 на 12 декабря 1825 г. караул в Зимнем дворце несла рота Московского полка под командованием декабриста штабс-капитана Михаила Александровича Бестужева. В ночь на 14 декабря К.Ф. Рылеев искал план Зимнего дворца, на что Александр Бестужев, усмехнувшись, сказал: «Царская фамилия не иголка, и, если удастся увлечь войска, то она, конечно, не скроется…»

    Поэтому после подавления выступления бунтовщиков (позже их назовут декабристами) логичным стало обращение к Николаю I в конце января 1826 г. генерал-адъютанта А.Х. Бенкендорфа с запиской «Об устройстве внешней полиции», в которой речь шла о создании специальной политической полиции. После ее рассмотрения, 25 июня 1826 г. Николай I подписал указ об организации Отдельного корпуса жандармов. 3 июля 1826 г. последовал еще один указ – о преобразовании Особой канцелярии Министерства внутренних дел в III Отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Шефом Корпуса жандармов и главным начальником III Отделения СЕИВК был назначен А.Х. Бенкендорф. Создание этих структур означало переход от политического розыска к системе политического контроля в Российской империи.

    Дж. Доу. Портрет АХ. Бенкендорфа. 1822 г.

    Надо подчеркнуть, что создатель и многолетний руководитель III Отделения граф А.Х. Бенкендорф был боевым генералом и делал карьеру не на дворцовых паркетах. В 1803 г. он участвовал в боевых действиях в Грузии (ордена Св. Анны и Св. Владимира IV степени), принимал участие в войнах с Францией в 1805 и 1806–1807 гг.

    М.Я. фон Фок. Литография с оригинала Фридрица. 1820-е гг.

    За отличие в сражении при Прейсиш-Эйлау А.Х. Бенкендорф был награжден орденом Св. Анны II степени. В Русско-турецкой войне 1806–1812 гг. отличился в сражении под Рущуком (июнь 1811 г., орден Св. Георгия IV степени).

    Приемная А.Х. Бенкендорфа. Конец 1820-х и.

    Во время Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов зарекомендовал себя как лихой кавалерийский командир, отличаясь личной храбростью. За эту кампанию Бенкендорф получил ордена Св. Георгия III степени, Св. Анны I степени, Св. Владимира II степени, золотую шпагу, украшенную бриллиантами, с надписью «За храбрость». Тем не менее он не посчитал зазорным для своей чести в 1821 г. представить императору Александру I подробную записку со сведениями о «Союзе благоденствия». Император оставил записку генерала без движения, но события 1825 г. показали прозорливость Бенкендорфа.

    Новое подразделение формировались не на пустом месте. До 1826 г. в структуре МВД действовала Особенная канцелярия под руководством М.Я. фон Фока. Его опыт был использован в полной мере. В записке от 14 июля 1826 г. М.Я. фон Фок предлагал разделить III Отделение на четыре экспедиции. Задачу первой экспедиции фон Фок видел в предупреждении «злоумышлений против особы государя императора». Под этим подразумевалось, что III Отделение в первую очередь обеспечивает стратегическую безопасность царя и его окружения, охраняя «безопасность престола». При этом необходимо подчеркнуть, что собственно III Отделение было структурой скорее аналитической, главной задачей которой были сбор и обобщение собранной информации. В новой структуре использовалась агентурная сеть, созданная фон Фоком. Поскольку главная опасность для трона тогда исходила из среды оппозиционного дворянства, то это были не рядовые агенты. В их число входили статский советник Нефедьев, граф Лев Соллогуб, коллежский советник Бландов, писатель и драматург Висковатов 224 . Особое внимание сотрудников III Отделения обращалось на армию и гвардию, поскольку именно военные на протяжении XVIII – начала XIX вв. были главными организаторами заговоров и цареубийств.

    А.В. Тыранов. Портрет генерал-майора Л.В. Дубельта. 1840-е гг.

    Со временем III Отделение постепенно отказалось от оперативной работы, поскольку это не входило в его задачи, да и штат его сотрудников был очень небольшим 225 . Общее число сотрудников III Отделения на момент его основания составляло всего 27 человек. На момент упразднения III Отделения в 1880 г. число сотрудников было ненамного больше – 58 человек 226 .

    III Отделение неоднократно подвергалось реорганизациям. В 1839 г., после объединения должности начальника Штаба Корпуса жандармов и управляющего III Отделением в лице Л.В. Дубельта, создана единая структура, просуществовавшая вплоть до 1880 г.

    Надо отметить, что кроме сбора информации и ее аналитического осмысления III Отделение своим немногочисленным штатом чиновников решало множество вопросов, которые не имели никакого отношения к вопросам государственной безопасности и государственной охраны. Поэтому, когда в 1860-х гг. резко осложнилась внутриполитическая ситуация в Российской империи, перед III Отделением были поставлены новые задачи. Главная из них – борьба с революционным движением в России.

    К числу мер по охране императорской фамилии в начале 1860-х гг. можно отнести то, что начальнику III Отделения и Шефу жандармов В.А. Долгорукову 227 и петербургскому военному генерал-губернатору А.Л. Суворову было поручено неослабное наблюдение за всеми отправляющимися в Царское Село по железной дороге. В свою очередь, полиции Царского Села поручалось наблюдать за всеми приезжающими.

    В.О. Шервуд. Портрет В.А. Долгорукого в мундире лейб-гвардии Конного полка. 1882 г.

    Но это были меры, носящие традиционный характер. Время требовало новых решений. После покушения Д. Каракозова в апреле 1866 г. и отставки В.А. Долгорукова преобразованиями занялся новый министр внутренних дел Петр Андреевич Шувалов. По его инициативе жандармский корпус лишился полицейских прерогатив. Главной задачей корпуса стало «наблюдение за обществом», т. е. III Отделение фактически стало «чистой спецслужбой». Однако эти реформы имели и свои негативные последствия. Дело в том, что либеральная интеллигенция, формировавшая общественное мнение в России, с большой симпатией относилась к тираноборческим настроениям революционеров, поэтому дела арестованных революционеров «разваливались» либеральными судами.

    П.А. Шувалов

    Поэтому в 1871 г. III Отделению возвратили полицейские функции, позволявшие активно влиять на следственные и судебные процессы.

    Немаловажным было и увеличение финансирования всех структур, боровшихся с революционным движением в России. Бюджет Охранной стражи III Отделения, непосредственно занятой охраной царя, составил 52 000 руб. в год. В июле 1866 г. выделили дополнительные ассигнования на «усиление заграничной агентуры» в размере 19 000 руб. На содержание «секретного отделения» при петербургском обер-полицмейстере выделялось 29 000 руб. в год. Эти меры дали определенные результаты. Современникам П.А. Шувалов запомнился как человек, при котором на императора не совершилось ни одного покушения.

    Таким образом, в 1826 г. была создана структура, которая пользовалась в 1820-1850-х гг. значительным влиянием в обществе. Фактически III Отделение СЕИВК стало фундаментом для создания в России профессиональных спецслужб. Вместе с тем, III Отделение в силу ряда объективных причин «не успевало» за развитием революционного движения в России и в конце 1870-х – начале 1880-х гг. фактически утратило инициативу в противостоянии политическому террору народовольцев. Именно это и стало главной причиной ликвидации III Отделения в 1880 г.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора Зимин Игорь Викторович

    Собственный Его Императорского Величества конвой На протяжении всего XIX в. костяк охраны русских монархов составляли казаки. Начало создания Собственного конвоя восходит ко временам Екатерины II, которая в 1775 г. приказала сформировать военную команду для ее личной

    Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

    Специальная Охранительная команда III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии Непосредственным поводом к формированию 2 мая 1866 г. специальной «охранительной» (негласной) команды III Отделения Собственной Е.И.В. канцелярии стало первое покушение на императора Александра II,

    Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

    Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк Трагические события 1 марта 1881 г. повлекли за собой создание новых подразделений государственной охраны. В их числе был и Собственный Его Императорского Величества Сводный пехотный полк. Это

    Из книги Царская работа. XIX – начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

    Собственный Его Императорского Величества железнодорожный полк Появление 1-го Железнодорожного полка было связано с обострением политической ситуации в России в 1870-х гг., началом противостояния правительственных силовых структур и революционного терроризма.В 1860-1870-х

    Из книги Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых автора Зимин Игорь Викторович

    Из книги Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке автора Григорьев Борис Николаевич

    Часть I. Собственная Его Императорского Величества канцелярия по иностранным

    Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

    автора

    22 февраля 1917 г. Среда. Собственный Его Императорского Величества поезд 22 февраля 1917 г. Император Николай II отбыл в Ставку в город Могилёв. Генерал А. И. Спиридович вспоминает свой разговор с генерал-майором Д. Н. Дубенским, официальным историографом пребывания

    Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

    Ночь 28 февраля 1917 г. Собственный Его Императорского Величества поезд Император Николай II, прибыв ночью в свой поезд, тотчас принял генерал-адъютанта Н. И. Иванова, которого царь долго инструктировал по поводу его миссии в Петрограде. Камер-фурьерский журнал от 28 февраля

    Из книги Кругом измена, трусость и обман [Подлинная история отречения Николая II] автора Мультатули Петр Валентинович

    28 февраля 1917 г. Вторник. Собственный Его Императорского Величества поезд Первой странностью возвращения Государя в из Ставки в Царское Село является избранный маршрут следования. В отличие от предыдущих он был не напечатан на толстом картоне, а лишь наскоро написан на

    Из книги Религия и нравы русских автора де Местр Жозеф

    XXXV История указа Его Императорского Величества от 1806 г. Некий обер-офицер, состоявший в подчинении у министра внутренних дел графа Кочубея, решает направить прямо Его Императорскому Величеству докладную записку о положении дел в Европе, а также о тех мерах, которые

    Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 1 автора Зимин Игорь Викторович

    Из книги Тютчев. Тайный советник и камергер автора Экштут Семен Аркадьевич

    Надин или Роман великосветской дамы глазами тайной политической полиции По неизданным материалам Секретного архива III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии История не должна вам казаться сонным кладбищем, по которому бродят одни только

    Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

    По проекту и чертежам, нарисованным собственной рукой Ее Величества Судьба самого петербургского домаК началу 1760-х годов Петербург застраивался в основном усадьбами, включавшими в себя небольшие (кроме дворцов вельмож) деревянные или каменные дома на обширных участках.

    Из книги Двор русских императоров в его прошлом и настоящем автора Волков Николай Егорович

    IV. Инструкции Ее Императорского Величества господину обер-гофмейстеру (1730 год) Понеже Ее Императорское Величество, по примеру других благоучрежденных дворов всемилостивейшее заблагоизобрела и при своем Императорском Дворе обер-гофмейстера учредить, а к тому такая

    Из книги Калужанин-герой. Подвиг унтер-офицера Старичкова автора Бессонов В. А.

    Приложение 3 Отношение калужского губернатора А. Л. Львова начальнику Военно–походной его императорского величества канцелярии гр. Х. А. Ливену от 23 июня 1806 г. о положении семьи Старичкова в Калуге Милостивый государь граф Христофор Андреевич! Ваше сиятельство в

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...