Псковский архитектор-реставратор, кузнец всеволод петрович смирнов. Лев Шлосберг

Сегодня в Пскове: May 04, 2019 21:57:10

Статистика:

  • текущий запрос:
  • найдено результатов: 3
  • страниц с результатами: 1

Увы! Но это всё, что было!

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР. Участник Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы). В город Псков приехал в 1955 году, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был ведущим специалистом Псковской реставрационной мастерской. В 1960-х годах участвовал в реставрации стен и башен Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы и осуществил замысел. В 1967 году оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом. Создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы и Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове, щит в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле поэтессы А. А. Ахматовой. Участвовал в выставках живописи и графики, в том числе международных. Награждён двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней и медалями. Похоронен на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил Всеволод Петрович, в 1997 году установлена мемориальная доска.

Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство "Псковская энциклопедия", 2007 | →

Место рождения - Удомельский р-н Тверской губ.. Место смерти - Псков. Архитектор-реставратор, художник. Окончил Л-дский инженерно-строительный ин-т (1949) и АХ (1955). В Псков приехал в 1955. Более 10 лет был ведущим специалистом Пск. науч.-реставр. мастерской, гл. архитектором и директ.. В соавторстве с В. А. Лебедевой восстанавливал храмы Ильи Пророка в Выбутах, Св. Николы Чудотворца в г. Остров и в с. Пустое Воскресение. В 1950 - 1960-х (совм. с М. И. Семеновым) провел реставрацию стен и башен Псково-Печерского м-ря. С 1967 С. посвятил себя возрождению кузнечной ковки. Его работы: прапоры на башнях Псковского кремля и Печерского м-ря, 23 декоративные композиции для зданий Пскова, СПб., Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицберген. С. - автор монументальных произведений: памятник на могиле Неизвестного солдата (1974), памятник «Партизанская слава» (1984) на пл. Победы в Пскове и др.. Участник ВОВ, дошел до Берлина. Участник выставок произведений живописи и графики в Пскове, Костроме, Москве, Литве, Чехословакии, пять из них - персональные. С. - чл. СА и СХ. В 1996 принято решение об организации музея архитектора С. по ул. К. Либкнехта, 16. На доме, где жил С., установлена мем. доска (1997).

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

Смирнов, Всеволод Петрович
Основные сведения
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Важнейшие постройки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Градостроительные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Нереализованные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научные труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Премии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама?

1922 - 1996.

Архитектор, художник-реставратор, кузнец, член Союза архитекторов и Союза художников СССР.

Как солдат Великой отечественной войны дошел до Берлина, награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной Войны, медалями.

В Псков приехал в 1955 году по окончании архитектурного факультета Академии художеств в Ленинграде. Более десяти лет был директором псковской «Реставрационной мастерской» приглашен на должность главного архитектора.

В 60-х годах вместе с Михаилом Семеновым им была проведена реставрация стен и башен всемирно известного Печерского монастыря.

Невозможно перечислить все реставрационные работы Всеволода Смирнова. Имя его вошло в историю псковской реставрации и большим количеством работ, и оригинальными идеями. Он предложил и выполнил в частности, необычное завершение башен Псковского Кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами: эскизы и воплощение замысла осуществил сам Всеволод Петрович.

В 1967 году Смирнов оставил реставрацию и посвятил себя кузнечному ремеслу, благодаря ему судьба кузнечного ремесла оказалась счастливой на Псковской земле.

Еще при работах в Псковском Кремле он столкнулся с необходимостью восстанавливать кованые детали, декоративные элементы. В то время еще были живы старые псковские кузнецы, двое из них стали его учителями. Кованый металл стал основным делом художника-реставратора. Его пространственные кованые композиции широко известны.

Мастерская Всеволода Петровича почти тридцать лет располагалась в звоннице храма Успения с Парома. В нижнем этаже была кузница, а верхний этаж представлял собой выставочный зал. Он посещался многими выдающимися деятелями русской и зарубежной культуры - поклонниками творчества Всеволода Смирнова.

Прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, дело рук Всеволода Смирнова. Он выступал и как автор монументальных памятников: Орудия на на могиле неизвестного солдата в Пскове, ансамбль в Псковском кремле в честь победы А. Невского на Чудском озере, надгробие на могиле Анны Ахматовой в Комарово.

Всеволод Смирнов стал собственно, основателем возрожденной школы русской художественной ковки. Сейчас в Пскове работает коллектив художников-кузнецов - его учеников. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной.

Пробовал себя В.П. Смирнов как театральный художник, участвовал в многочисленных выставках живописи и графики, в том числе международных. Его акварели Смирнова в Псковском музее-заповеднике.

Похоронен он на Иоанно-Богословском кладбище в Пскове. На доме, где жил художник (Октябрьский проспект, 40), в 1997 году была установлена мемориальная доска.

Основные работы Всеволода Петровича Смирнова:

  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах
  • Церковь Покрова и Рождества от Пролома
  • Покровская башня
  • Часовня Четырех Святителей Снетогорского монастыря
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (соавтор Михаил Семенов)
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (соавтор Вера Лебедева)
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (соавтор Вера Лебедева)
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинcкого заповедника
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (соавторы с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)
  • Памятник убитым большевикам на Талабских островах.


Кованый крест на могиле Анны Андреевны Ахматовой работы Всеволода Петровича Смрнова.
Изготовлен по заказу Льва Николаевича Гумилева.

Всеволод Петрович Смирнов
Фото Юрия Роста

Мастер псковской силы

В день рождения Всеволода Петровича Смирнова Россия получила книгу о великой эпохе титанов псковской культуры

2 апреля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения мастера архитектуры, живописи и ковки Всеволода Петровича Смирнова. В этот день в Псковской областной библиотеке городу и миру был представлен труд «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец» . Созданная стараниями супруги Всеволода Петровича Натальи Сергеевны Рахманиной и ее друзей, эта книга стала одним из новых камней в крепости Псковского Духа, ныне почти невидимой, существующей незримо, но ощутимо – для каждого, кто чувствует Псков как родной город.

Наталья Сергеевна Рахманина представляет книгу памяти Всеволода Петровича Смирнова. Псков, 2 апреля 2012 года. Фото: Александр Сидоренко.

С этого листа бумаги всё начиналось. План структуры книги. Рукопись Н. С. Рахманиной. Февраль 2011 года.

Всеволодов дар

Псковская школа архитектурной реставрации 1950-70-х годов была попыткой реставрировать саму Россию – попыткой безнадежной, но совершенно осознанной

Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996) ушёл из жизни в крещенские дни 1996 года. Более шестнадцати лет назад – по обыденным человеческим меркам уже давно. Сегодня – несмотря на светлую добрую память о нём в сердцах очень многих людей, его друзей и учеников, несмотря на все его свершения, до сих пор формирующие лицо города Пскова (восстановленные в первоначальной гармонии древние храмы и башни, чеканные прапоры над этими башнями, пускай уже и не все, орудийные стволы военного мемориала над Вечным Огнём на площади Победы) – можно с горечью констатировать, что В. П. Смирнов как явление в большой степени «успешно» забыт псковским обществом. Россия же в целом ещё никогда в должной мере его не знала.

В. П. Смирнов. 1945 г.

Справа налево: Б. С. Скобельцын, В. П. Смирнов, М. И. Семёнов, Н. С. Рахманина. Первый слева – Ю. В. Сусленников.

Покровский комплекс. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.
Реставрация Покровского комплекса была признана лучшей научной реставрационной работой года в СССР.

Покровская башня. Реставрация Всеволода Смирнова. 1960-е. Фото Бориса Скобельцына.

Всеволод Смирнов с голубем, венчавшим прапор Власьевской башни в Пскове. 1967 г. Фото: Михаил Семенов

Установка прапора Власьевской башни в 1966 г. На снимке: архитектор Б. С. Скобельцын и бригадир плотников В. Махаджанян. Фото М. И. Семенова, 1967 г.

Монумент в честь 730-летия победы Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков. Довмонтов город. 1971 г.

Подготовка к открытию мемориала "Могила Неизвестного Солдата" . Псков, июль 1974 года. Справа с вытянутой вверх рукой - В. П. Смирнов. Фото: Михаил Семенов

В. П. Смирнов возле созданного по его проекту памятника на могиле Неизвестного солдата в Пскове .

В. П. Смирнов на берегу реки Великой, перед своей мастерской в звоннице церкви Успения Богородицы от Парома. 1976 г.

Колосниковая каминная корзина (кованый металл). 1986 г.

Декоративная композиция «Птица» – фонтан внутреннего двора здания посольства СССР в Вашингтоне (США). 1986 г. Кованый металл (не установлена).

Крест, установленный В. П. Смирновым возле церкви Покрова и Рождества Богородицы. Слева направо: В. П. Смирнов, отец Владимир (Попов), А. М. Лебедев. 1990-е годы.

Автограф В. П. Смирнова.

Всеволод Петрович Смирнов.

Свет ликования

Выступление Валентина Яковлевича Курбатова на представлении книги «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец»

Я очень ждал этого дня и надеялся, что это будет другой зал . Это должен был быть зал филармонии, зал театра. Потому что Всеволод Петрович Смирнов – явление громадное в общерусском масштабе. И здесь сегодня должны быть не только мы, которые его знаем, а должен быть всякий живой пскович, старый и малый. Каждый должен был быть сегодня в этом зале и чувствовать, что совершается что-то непоправимое с его Отечеством.

Фоторепортаж Александра Сидоренко

Наталья Сергеевна Рахманина.

Дмитрий Иванович Беляев, бывший председатель Псковского горисполкома.

Александр Иванович Голышев, председатель государственного комитета Псковской области по культуре.

Михаил Викторович Кириллов-Угрюмов, друг В. П. Смирнова.

Юлий Александрович Селиверстов, искусствовед, друг В. П. Смирнова , соавтор книги.

Наталья Сергеевна Рахманина и Всеволод Петрович Смирнов.

Участники представления книги. Лекционный зал Псковской универсальной областной библиотеки.

Участник представления книги.

Валентин Яковлевич Курбатов готовится к выступлению.

ЛМШ, фотограф .

Валентин Яковлевич Курбатов выступает.

Валентин Яковлевич Курбатов с книгой "Всеволод Смирнов"

Выступление "Мастер псковской силы".

Профессор, археолог Инга Константиновна Лабутина.

Публикации "Псковской губернии" о Всеволоде Петровиче Смирнове. Спасибо сотрудникам областной библиотеки за аккуратную память.

Анатолий Тимофеевич Васильев, бывший председатель Псковского горисполкома, бывший генеральный директор дирекции "Псковреконструкция".

Современники В. П. Смирнова.

Владимир Евгеньевич Никитин, архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии России, главный архитектор проекта второй реставрации шатра Покровской башни.

Спасибо всем!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...