Лев Шлосберг. Заметки на камнях

"МАСТЕР"
В.П.Смирнов в мастерской. Фото Ю.Роста
2 февраля 2012 года исполнилось 90 лет со дня рождения Всеволода Петровича СМИРНОВА. Художник, архитектор-реставратор, кузнец-художник, Член Союза архитекторов и Союза художников СССР, участник Великой Отечественной войны (1941-1945 годы), посвятивший последние 40 лет своей жизни Псковской земле.


Вчера, 2 апреля 2012, в переполненном актовом зале Псковской областной универсальной научной библиотеке состоялась презентация книги " Всеволод Смирнов. Художник. Архитектор. Кузнец.", посвященная его многогранному творчеству, кругу общения.



Над созданием книги трудился авторский коллектив: Н.С. Рахманина, И.Б.Голубева, Ю.А.Селивёрстов, Д.В.Смирнов.
В город Псков В.П.Смирнов приехал в 1955 году по приглашению, окончив архитектурный факультет Академии художеств в Ленинграде. В 1960-х годах участвовал в реставрации Псково-Печерского монастыря. Он предложил завершение башен Псковского кремля и Псково-Печерского монастыря коваными прапорами, сам сделал эскизы.

Покровская башня Окольного города в Пскове до реставрации.
Покровская башня не только самая крупная из башен Псковской крепости, и одна из самых крупных средневековых башен Европы. Именно о событиях 1581 года (Осада Стефаном Баторием Пскова), которые происходили у стен этой башни писал Н.М.Карамзин: " ...То истина, что Псков... спас Россию от величайшей опасности, и память сей важной заслуги не изгладится в нашей Истории, доколе мы не утратим любви к отечеству и своего имени". (Н.М.Карамзин. История Государства Российского. Книга III: тт.IX-XII.- СПб.,1845. - С.198.)
Реставрация Покровской башни Пскова неотделима от имени Смирнова В.С. Работы по её исследованию, реставрации под руководством В.С.Смирнова начались в 1958 году и закончились в 1962 .

Покровская башня Окольного города Пскова после реставрации. 1962 г.

В 1967 году он оставил реставрацию и занялся кузнечным ремеслом.


Звонница церкви Успения с Парома, где много лет была мастерская В.П.Смирнова, но в 1994г. по распоряжению псковской епархии, было приказано срочно освободить помещения звонницы, всё оборудование и экспонаты выброшены на улицу. В звоннице был оборудован склад овощей.

Звонница и церковь Успения с Пароменья XVI в.
В этой мастерской он создал прапоры, церковные кресты, кованые ворота и люстры в интерьерах зданий Пскова, Санкт-Петербурга, Москвы, Кисловодска, посольства в Вашингтоне и консульства архипелага Шпицбергена.
Автор монументальных памятников: могила Неизвестного солдата в Пскове,
щит в псковском кремле в честь победы А.Невского на Чудском озере.

Памятный знак победе Александра Невского на Чудском озере в 1242 г. Псков.Довмонтов город. 1971 г.
Всеволод Петрович - автор надгробия на могиле Анны Ахматовой.
Рахманина Н.С. в своем биографическом очерке пишет: " Именно к "мастеру" в 1968 году обратился сын Анны Андреевны Ахматовой Лев Николаевич Гумилёв с просьбой создать памятник на могиле его матери. Вот его слова: "Пусть Союз писателей" делает Ахматовой любой памятник, хоть конную статую, а я на могиле матери хочу видеть крест". С этой просьбой он и приехал в Псков к Всеволоду Смирнову. Всеволод Петрович выполнил проект, а крест изготовил сам из толстого котельного железа. Это была очень тяжелая работа."

Крест на могиле А.А.Ахматовой, изготовленный В.С.Смирновым.


" На кладбище в Комарово появился памятник великой Ахматовой. Надгробная плита и стенка были выполнены псковскими мастерами из псковского же известняка."


В этой книге представлены репродукции акварелей В.С.Смирнова. Вот одна из них. Я выбрала именно эту акварель, может быть потому, что очень люблю эти места, Мальская долина, "... мал Мальской монастырёк", сколько друзей и друзей своих друзей я переводила в эти места, не счесть, а каждый раз уходить оттуда не хочется и надеешься вернуться снова и снова.

В.П.Смирнов. Мальской монастырь. 63х88 см. бум.акв.
В 1973 году Всеволод Петрович покупает дом в деревне Малы, находящейся в нескольких километрах от Старого Изборска. Дом был ветхий, поэтому на том же фундаменте в 1978 году был построен новый, в котором Всеволод Петрович часто жил в последние годы жизни.

Дом Всеволода Петровича на хуторе в Малах. Фото А.Золотенкова

Гостями мальского дома В.С.Смирнова неоднократно были Белла Ахмадулина, Юрий Нагибин, который описывает эти мальские встречи в своём "Дневнике", Савва Ямщиков, Петр Оссовский, Василий Звонцов. В том доме несколько месяцев жил и работал отец Зинон, в наше время - всемирно известный иконописец.
Всего не расскажешь о Мастере, как называли его в близком его окружении, в коротком посте, на это есть книга.
Стихотворение Е.Евтушенко " Псковские башни" посвящено творчеству Всеволода Петровича Смирнова.
ПСКОВСКИЕ БАШНИ

Е.Евтушенко

1971

Художник, сам собой низложенный,

надел по царски фартук кожаный

и принял звание - кузнец.

Он для души, а не для гонору

сам возложил на буйну голову

тяжелокованный венец.


Художник толст и бесшабашен.

Художник пьяница большой,

а между тем - хранитель башен,

ревнитель с нежною душой.


Восстав на те порядки скотские,

когда в разоре башни псковские

собой являли лишь позор,

он бисер доводов рассыписто

метал - рукомесла российского

в парче невидимой посол.


Взывал, что башни те беспаспортно,

стоят заброшенно, беспрапорно,

подобно каменным гробам.

Ловя тупых чинуш на лестнице,

О прапорах железных лекции

читал художник медным лбам.


Он так вещал: "Что флаги тряпочные!

У нас и так забиты прачечные.

А прапор сшит самим огнем.

А прапор, молотком он выхолен,

навек развернутым он выкован,

и нет ни складочки на нем.


Чихали тати из Ливонии

от дыма кузниц - от зловония,

не предвещавшего добра,

когда из крайне нелюбезного

железа самого железного

ковали предки прапора.


Так вот и складывалась нация,

когда, визжа по сторонам

чужие стрелы только кляцали

по этим - крошкам знаменам.

И прапор вам не флюгер смирненький,

который вертится как миленький,

едва почудятся ветра

Мы флюгерами затоварены,

нужны Отечеству, товарищи,

не флюгера, а прапора!


Так говорил художник, вытесан

из той породы, что и витязи.

ПСКОВСКИЙ АРХИТЕКТОР-РЕСТАВРАТОР, КУЗНЕЦ ВСЕВОЛОД ПЕТРОВИЧ СМИРНОВ. Родился Всеволод Петрович 2 апреля 1922 года. С 1940 по 1946 год воевал, дошел до Берлина. В 1955 году окончил архитектурный факультет института им. Репина. На последних курсах стажировался в мастерской Ивана Владиславовича Колтовского в Москве. Иван Владиславович считал, что в основе творчества любого современного архитектора должно базироваться знание архитектуры предков. Всеволод Петрович решил начать свою деятельность с изучения древнерусской архитектуры. Он собирался поехать в Ярославль для работы в реставрационных мастерских этого города. Однако, незадолго до распределения в институт приехал Росляков, директор Псковской Специальной научно-реставрационной производственной мастерской. Он пригласил Смирнова на работу в г. Псков на должность архитектора. В августе 1955 года Всеволод Петрович переехал из Ленинграда во Псков. Псков. С 1955 по 1957 годы он работает в ПСНРПМ. Первой его работой было спасение памятника архитектуры XV века - церкви Ильи Пророка в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Памятник был в тяжелом техническом состоянии: связи сгнили, барабан наклонился и мог в ближайшее время рухнуть. В сжатые сроки был создан проект реставрации, и проведены работы. Барабан был выпрямлен при помощи домкрата. Работа была сложной и опасной, т.к. в толще кладки стен барабана размещались керамические горшки для облегчения веса и голосники. Исследование церкви было проведено Всеволодом Петровичем совместно с архитектором ПСНРПМ Лебедевой Верой Алексеевной. Одновременно Смирнов начал исследование выдающегося памятника архитектуры крепостного зодчества - Покровской наугольной башни Окольного города во Пскове. Башня, как и большинство строений Окольного города, была засыпана землей по приказу Петра I в начале XVII века и превращена в бастион. Созданный Смирновым проект предполагал расчистку сооружения от земли с сохранением фрагмента бастиона. Исследования проводились при непосредственном участии архитектора Ю.З.Сусленникова. Работа была прервана «Постановлением ЦК КПСС» о необходимости беречь государственные средства для создания жилья, а не тратить их на реставрационные работы, как бы не имеющие большой важности. Псковское руководство оперативно отозвалось на «Постановление» и расформировало ПСНРПМ, переведя проектировщиков в «Псковоблпроект», а производственную базу - в «Ремстройконтору». Реставрация потихоньку сворачивалась. С августа 1957 г. по декабрь 1985 г. Смирнов работает в «Облпроекте», и только после статьи Юрия Дмитриевича Черниченко в центральной «Правде» о необходимости восстановления мастерской во Пскове, руководство области приняло данное решение. Всеволод Петрович был вновь переведен в мастерскую на должность главного архитектора и продолжил работу над Покровской башней. После расчистки земли раскрылся величественный интерьер строения, хотя изначально башня имела мосты, конструкция которых была вполне обоснована. Однако, было принято решение не разрушать раскрывшийся объем и экспонировать все ярусы башни одновременно. Для чего был создан проект деревянного шатра без опор, по типу северных построек. Шатер простоял до 1995 года, когда, к сожалению, сгорел от пожара. В непосредственной близости от башни, в так называемом «Покровском углу», находилась церковь Покрова и Рождества Богородицы XIV века, второе ее название - церковь Покрова от Пролома. Исследование церкви было начато в 1958 году. Существование двух бесстолпных четвериков и иконография определило формы реставрации этой очаровательной «сдвоенной» церквушки. К 1963 году производство работ по церкви и башне было окончено. Псково-Печерский монастырь. В апреле 1960 года Всеволод Петрович был назначен исполняющим обязанности директора ПСНРПМ и заключил договор на реставрацию крепостных сооружений Псково-Печерского монастыря. Следует отметить, что в те времена подобный договор мог заключить только человек, не состоявший в рядах КПСС. Монастырь финансировал работы самостоятельно и регулярно, при этом взяв на себя подсобные работы. Поэтому реставрация Псково-Печерской крепости двигалась очень быстро. Соавтором Всеволода Петровича был архитектор Семенов Михаил Иванович. Каменная часть стен и башен хорошо сохранилась. Шатры и покрытие стен в какой-то степени - авторский замысел Смирнова, который можно оспаривать, но нельзя им не восхищаться. Изборск. Изборская крепость формально не относится к числу авторских работ Смирнова. Автором проекта консервации объекта был Ю.В.Сусленников, но работал он непосредственно под руководством Всеволода Петровича, и четко избранная концепция консервативно-реставрационных работ - есть плод творчества двух архитекторов. Остров. Пушкинские горы. К 60-м годам относятся реставрации церкви Николы в городе Острове и церкви Пустое Воскресение XV века, осуществление реставрационных работ по объектам Снетогорского монастыря: часовни и Святым воротам. Реконструкция дома Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника - также авторская работа Смирнова. Окончена она была в 1961 году. Художественное творчество. Говоря о Смирнове, нельзя не остановиться на его художественном творчестве. В первую очередь, это касается возрождения традиций кузнечного искусства. Его первыми учителями были кузнецы-старообрядцы Васильев Кирилл Васильевич и Ефимов Петр Андреевич, работавшие в 50-60-х годах в ПСНРПМ. Свои первые кузнечные изделия, а их при реставрации псковских памятников архитектуры потребовалось много, Смирнов ковал вместе с ними. В дальнейшем, трудами Всеволода Петровича были созданы основные прапоры Псковского кремля, Псково-Печерского монастыря, кресты для храмов. В 1967 году, после увольнения из мастерской Смирнов занялся художественной ковкой, исполняя заказы в том числе и по линии художественного фонда Российской Федерации. За сорок лет творческой деятельности им было создано более 30 крупных изделий из кованного металла и множество небольших изделий, таких как кресты, подсвечники и т.д. Смирнов является автором значительных произведений монументального искусства, среди которых «Могила Неизвестного солдата» в городе Пскове, надгробие на могиле Анны Ахматовой и многие другие композиции. Псков явился питательной средой для Смирнова: он работал над оформлением нескольких спектаклей Псковского театра, в Псковском музее хранятся выполненные им копии фресок Снетогорского монастыря. Притягательная сила Всеволода Петровича привлекала к нему людей. Он снискал всеобщую любовь и уважение, слывя авторитетным судьей даже в тех вопросах, которые были далеки от его специальности. Нет в Пскове ни одного краеведа, ни одного мало-мальски интересующегося историей города человека, который не знал бы о деятельности Всеволода Петровича. Его мастерскую в звоннице церкви Успения с Парома посещали многочисленные поклонники его таланта и друзья, в том числе: Лихачев Д.С., Б. Окуджава, М. Дудин., Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина. Великолепные акварели Смирнова хранятся в Псковском музее-заповеднике. У Всеволода Петровича было много учеников, как архитекторов, так и художников. Он вел летнюю практику у студентов факультета художественной ковки ЛВаПУ им. Мухиной. В течение жизни у него прошло восемь персональных выставок. В конце жизни у Смирнова были большие огорчения - его отселили из творческой мастерской, которую он арендовал около тридцати лет. Сгорел шатер Покровской башни… Скончался Всеволод Петрович 1 января 1996 года. В апреле 1996 г. администрация г. Пскова приняла решение об организации музея архитектора-реставратора, художника и кузнеца Смирнова Всеволода Петровича, как филиала Псковского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Смирнов, Всеволод Петрович
Основные сведения
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна
Дата рождения
Дата смерти
Работы и достижения
Учёба:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Работал в городах

Псков, Ленинград

Архитектурный стиль

Архитектура, Реставрация

Важнейшие постройки

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Градостроительные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Реставрация памятников

Псков, Печоры, Остров

Нереализованные проекты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научные труды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Премии

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звания

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Всеволод Петрович Смирнов (2 апреля 1922 г., Тверская губ. - 21 января 1996 г., Псков) - русский советский архитектор, реставратор, художник.

Биография

Реставрационные работы

  • Покровская башня (1955-1963 гг.);
  • Церковь Ильи Пророка в Выбутах (1955-1957 гг.);
  • Часовня Четырёх Святителей Снетогорского монастыря.
  • Стены и башни Псково-Печорского монастыря (1960-1968 гг.; соавтор Семенов М. И.);
  • Церковь Николая Чудотворца в г. Острове (1963-1964 гг.; соавтор Лебедева В. А.);
  • Церковь Воскресения Христова в селе Пустое Воскресение Пыталовского района (1963 г.; соавтор Лебедева В. А.);,
  • Дом Осиповых-Вульф в селе Тригорском Пушкинского заповедника (1961 г.).
  • Памятник на Могиле неизвестного солдата в Пскове (1974 г.; совместно с Л. П. Катаевым и В. С. Васильковским)

    Церковь Покрова и Рождества

    Pokrovskaia bashnia Pskov.JPG

    Покровская башня

    Псково-Печёрский монастырь.jpg

    Печорская крепость

    Ostrovv1 01.jpeg

    Церковь Св. Николая в Острове

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Неизвестному солдату

Кузнечные работы

    Памятный знак - прапор (Псковский кремль).JPG

    Anna Ahmatova"s grave.jpg

    Могила А. А. Ахматовой

    Покровская башня. Венчание.JPG

    Прапор на шатре Покровской башни

Память

Источники

  • Земля Псковская. Л.: «Искусство». 1972 г.
  • Новости Пскова. № 1150. 3 июля 1996 г. Стр. 5. Распоряжение от 20.06.96 г. № 1402-р О дополнении к Распоряжению № 1049 от 30.04.96 г. "Об организации музея архитектора, художника Смирнова В. П. по ул. К. Либкнехта, 16/2… Первый заместитель главы администрации М. Я. Хоронен.
  • Псковская губерния. № 36 (206). 29 сентября - 5 октября 2004 г. «Кузнец псковского счастья». Прокопьева С.
  • Псковская губерния. № 33 (402). 20-26 августа 2008 г. «Человек эпохи Возрождения». Беседа Е. Ширяевой с Н. С. Рахманиной.
  • Псковская губерния. № 18(489). 12-18 мая 2010 г. «Птица псковская. Прапоры Всеволода Петровича Смирнова вернутся на башни Псковской крепости». Шлосберг Л.
  • Н. С. Рахманина, И. Б. Голубева, Ю. А. Селивёрстов, Д. В. Смирнов «Всеволод Смирнов. Архитектор. Художник. Кузнец.» - СПб., Издательский дом «Петрополис», 2012. - 164 стр.,:илл. ISBN - 978-5-9676-0398-3

Напишите отзыв о статье "Смирнов, Всеволод Петрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Смирнов, Всеволод Петрович

И, как оказалось, долго малышке ждать не пришлось... Её любимая мама появилась опять... Она была очень печальной и чуточку растерянной, но держалась намного лучше, чем до дикости перепуганный отец, который сейчас уже, к моей искренней радости, понемножку приходил в себя.
Интересно то, что за время моего общение с таким огромным количеством сущностей умерших, я почти с уверенностью могла бы сказать, что женщины принимали «шок смерти» намного увереннее и спокойнее, чем это делали мужчины. Я тогда ещё не могла понять причины этого любопытного наблюдения, но точно знала, что это именно так. Возможно, они глубже и тяжелее переносили боль вины за оставленных ими в «живом» мире детей, или за ту боль, которую их смерть приносила родным и близким. Но именно страх смерти у большинства из них (в отличии от мужчин) почти что начисто отсутствовал. Могло ли это в какой-то мере объясняться тем, что они сами дарили самое ценное, что имелось на нашей земле – человеческую жизнь? Ответа на этот вопрос тогда ещё у меня, к сожалению, не было...
– Мамочка, мама! А они говорили, что ты ещё долго не придёшь! А ты уже здесь!!! Я же знала, что ты нас не оставишь! – верещала маленькая Катя, задыхаясь от восторга. – Теперь мы опять все вместе и теперь будет всё хорошо!
И как же грустно было наблюдать, как вся эта милая дружная семья старалась уберечь свою маленькую дочь и сестру от сознания того, что это совсем не так уж и хорошо, что они опять все вместе, и что ни у одного из них, к сожалению, уже не осталось ни малейшего шанса на свою оставшуюся непрожитую жизнь... И что каждый из них искренне предпочёл бы, чтобы хоть кто-то из их семьи остался бы в живых... А маленькая Катя всё ещё что-то невинно и счастливо лопотала, радуясь, что опять они все одна семья и опять совершенно «всё хорошо»...
Мама печально улыбалась, стараясь показать, что она тоже рада и счастлива... а душа её, как раненная птица, криком кричала о её несчастных, так мало проживших малышах...
Вдруг она как бы «отделила» своего мужа и себя от детей какой-то прозрачной «стеной» и, смотря прямо на него, нежно коснулась его щеки.
– Валерий, пожалуйста, посмотри на меня – тихо проговорила женщина. – Что же мы будем делать?.. Это ведь смерть, правда, же?
Он поднял на неё свои большие серые глаза, в которых плескалась такая смертельная тоска, что теперь уже мне вместо него захотелось по-волчьи завыть, потому что принимать всё это в душу было почти невозможно...
– Как же могло произойти такое?.. За что же им-то?!.. – опять спросила Валерия жена. – Что же нам теперь делать, скажи?
Но он ничего не мог ей ответить, ни, тем более, что-то предложить. Он просто был мёртв, и о том, что бывает «после», к сожалению, ничего не знал, так же, как и все остальные люди, жившие в то «тёмное» время, когда всем и каждому тяжелейшим «молотом лжи» буквально вбивалось в голову, что «после» уже ничего больше нет и, что человеческая жизнь кончается в этот скорбный и страшный момент физической смерти...
– Папа, мама, и куда мы теперь пойдём? – жизнерадостно спросила девчушка. Казалось, теперь, когда все были в сборе, она была опять полностью счастлива и готова была продолжать свою жизнь даже в таком незнакомом для неё существовании.
– Ой, мамочка, а моя ручка прошла через скамейку!!! А как же теперь мне сесть?.. – удивилась малышка.
Но не успела мама ответить, как вдруг прямо над ними воздух засверкал всеми цветами радуги и начал сгущаться, превращаясь в изумительной красоты голубой канал, очень похожий на тот, который я видела во время моего неудачного «купания» в нашей реке. Канал сверкал и переливался тысячами звёздочек и всё плотнее и плотнее окутывал остолбеневшую семью.
– Я не знаю кто ты, девочка, но ты что-то знаешь об этом – неожиданно обратилась ко мне мать. – Скажи, мы должны туда идти?
– Боюсь, что да, – как можно спокойнее ответила я. – Это ваш новый мир, в котором вы будете жить. И он очень красивый. Он понравится вам.
Мне было чуточку грустно, что они уходят так скоро, но я понимала, что так будет лучше, и, что они не успеют даже по настоящему пожалеть о потерянном, так как им сразу же придётся принимать свой новый мир и свою новую жизнь...
– Ой, мамочка, мама, как красиво!!! Почти, как Новый Год!.. Видас, Видас, правда красиво?! – счастливо лепетала малышка. – Ну, пойдём-те же, пойдёмте, чего же вы ждёте!
Мама грустно мне улыбнулась и ласково сказала:
– Прощай, девочка. Кто бы ты ни была – счастья тебе в этом мире...
И, обняв своих малышей, повернулась к светящемуся каналу. Все они, кроме маленькой Кати, были очень грустными и явно сильно волновались. Им приходилось оставлять всё, что было так привычно и так хорошо знакомо, и «идти» неизвестно куда. И, к сожалению, никакого выбора у них в данной ситуации не было...
Вдруг в середине светящегося канала уплотнилась светящаяся женская фигура и начала плавно приближаться к сбившемуся «в кучку» ошарашенному семейству.
– Алиса?.. – неуверенно произнесла мать, пристально всматриваясь в новую гостью.
Сущность улыбаясь протянула руки к женщине, как бы приглашая в свои объятия.
– Алиса, это правда ты?!..
– Вот мы и встретились, родная, – произнесло светящее существо. – Неужели вы все?.. Ох, как жаль!.. Рано им пока... Как жаль...
– Мамочка, мама, кто это? – шёпотом спросила ошарашенная ма-лышка. – Какая она красивая!.. Кто это, мама? Протоиерей Всеволод Смирнов Москва. Тюрьма НКВД. 1937 Всеволод Васильевич Смирнов ( - ), протоиерей , священномученик .

Осенью года в ОГПУ пришли сведения, будто священник в день празднования памяти Илии Пророка сказал в проповеди: «Народ весь прегрешил перед Богом, Бог насылает разные кары на него. Ему надо покаяться, Бог простит. Когда жил на земле Илья пророк, народ также развратился, и Бог послал голод, и весь народ голодал. Так же и теперь, если народ не покается, будет голод и разные бедствия».

Основываясь на этом донесении, уполномоченный ОГПУ сделал вывод, что священник «систематически, как в проповедях, так и в частных беседах, проводит антисоветскую агитацию, называя советскую власть “Божьей карой за прегрешения народа”» , и, «принимая во внимание, что дальнейшее пребывание» священника на свободе будет иметь «отрицательное влияние на настроение населения к советской власти» , 19 октября года постановил арестовать отца Всеволода. В тот же день он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах, отвечая на вопросы следователя, протоиерей Всеволод сказал:

– Антисоветской агитации я ни при каких обстоятельствах не вел. В проповедях я затрагиваю чисто религиозные вопросы. Разговоров на политические темы никогда ни с кем не вел и политикой не интересуюсь. Будучи болезненным человеком, веду уединенный образ жизни и ни с кем дружбы не веду.

– Говорили ли вы в проповеди 2 августа сего года, что «народ весь прегрешил перед Богом и Он за это посылает на него разные кары, как-то: голод и тому подобное»? – спросил следователь.

– Этого я никогда не говорил.

– Кто может подтвердить отсутствие с вашей стороны антисоветских действий? – спросил следователь.

Отец Всеволод попросил вызвать некоторых свидетелей, которые подтвердили бы его невиновность. Следователь, однако, не стал никого вызывать, передав «дело» на рассмотрение Особого Совещания при Коллегии ОГПУ. 18 ноября года он был приговорен к трем годам ссылки в Северный край – в село Лешуконское Архангельской области.

Отец Всеволод здоровья был слабого и страдал в это время многими болезнями. В конце года он был освобожден.

Прихожане храма в селе Дерменцово обратились к священноначалию, чтобы священника направили снова в их храм, и 22 января года протоиерей Всеволод получил назначение в храм в селе Дерменцово. Здесь он прослужил до гонений 1937 года.

10 октября года власти арестовали протоиерея Всеволода по обвинению в том, что он «распространял гнусную клевету на советскую власть, высказывал пораженческие настроения, вел антисоветскую агитацию против проводимых на селе кампаний».

Зачитав текст обвинения, следователь предложил отцу Всеволоду дать показания.

– Контрреволюционной и антисоветской агитацией я не занимался, – ответил священник.

– Вы показываете ложно. По вашему делу допрошены свидетели, которые подтверждают факты вашей контрреволюционной и антисоветской агитации. Следствие требует от вас правдивых показаний.

Свя-щен-но-му-че-ник Все-во-лод ро-дил-ся 25 мар-та 1874 го-да в се-ле Тро-иц-ком Зве-ни-го-род-ско-го уез-да Мос-ков-ской гу-бер-нии в се-мье свя-щен-ни-ка Ва-си-лия Смир-но-ва. В 1897 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич окон-чил Мос-ков-скую Ду-хов-ную се-ми-на-рию и был на-зна-чен учи-те-лем в шко-лу в се-ло Бу-ме-ро-во Зве-ни-го-род-ско-го уез-да. Здесь он же-нил-ся на На-деж-де Алек-се-евне Ува-ро-вой. В 1900 го-ду Все-во-лод Ва-си-лье-вич был ру-ко-по-ло-жен в сан свя-щен-ни-ка к Успен-ской церк-ви в се-ле Дер-мен-цо-во Во-ло-ко-лам-ско-го уез-да. За без-упреч-ное слу-же-ние отец Все-во-лод в 1926 го-ду был воз-ве-ден в сан про-то-и-е-рея.
Осе-нью 1929 го-да в ОГПУ при-шли све-де-ния, буд-то свя-щен-ник в день празд-но-ва-ния па-мя-ти Илии Про-ро-ка ска-зал в про-по-ве-ди: «На-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом, Бог на-сы-ла-ет раз-ные ка-ры на него. Ему на-до по-ка-ять-ся, Бог про-стит. Ко-гда жил на зем-ле Илья про-рок, на-род так-же раз-вра-тил-ся, и Бог по-слал го-лод, и весь на-род го-ло-дал. Так же и те-перь, ес-ли на-род не по-ка-ет-ся, бу-дет го-лод и раз-ные бед-ствия».
Ос-но-вы-ва-ясь на этом до-не-се-нии, упол-но-мо-чен-ный ОГПУ сде-лал вы-вод, что свя-щен-ник «си-сте-ма-ти-че-ски, как в про-по-ве-дях, так и в част-ных бе-се-дах, про-во-дит ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию, на-зы-вая со-вет-скую власть “Бо-жьей ка-рой за пре-гре-ше-ния на-ро-да”», и, «при-ни-мая во вни-ма-ние, что даль-ней-шее пре-бы-ва-ние» свя-щен-ни-ка на сво-бо-де бу-дет иметь «от-ри-ца-тель-ное вли-я-ние на на-стро-е-ние на-се-ле-ния к со-вет-ской вла-сти», 19 ок-тяб-ря 1929 го-да по-ста-но-вил аре-сто-вать от-ца Все-во-ло-да. В тот же день он был аре-сто-ван и за-клю-чен в Бу-тыр-скую тюрь-му в Москве. На до-про-сах, от-ве-чая на во-про-сы сле-до-ва-те-ля, про-то-и-е-рей Все-во-лод ска-зал:
- Ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции я ни при ка-ких об-сто-я-тель-ствах не вел. В про-по-ве-дях я за-тра-ги-ваю чи-сто ре-ли-ги-оз-ные во-про-сы. Раз-го-во-ров на по-ли-ти-че-ские те-мы ни-ко-гда ни с кем не вел и по-ли-ти-кой не ин-те-ре-су-юсь. Бу-дучи бо-лез-нен-ным че-ло-ве-ком, ве-ду уеди-нен-ный об-раз жиз-ни и ни с кем друж-бы не ве-ду.
- Го-во-ри-ли ли вы в про-по-ве-ди 2 ав-гу-ста се-го го-да, что «на-род весь пре-гре-шил пе-ред Бо-гом и Он за это по-сы-ла-ет на него раз-ные ка-ры, как-то: го-лод и то-му по-доб-ное»? - спро-сил сле-до-ва-тель.
- Это-го я ни-ко-гда не го-во-рил.
- Кто мо-жет под-твер-дить от-сут-ствие с ва-шей сто-ро-ны ан-ти-со-вет-ских дей-ствий? - спро-сил сле-до-ва-тель.
Отец Все-во-лод по-про-сил вы-звать неко-то-рых сви-де-те-лей, ко-то-рые под-твер-ди-ли бы его неви-нов-ность. Сле-до-ва-тель, од-на-ко, не стал ни-ко-го вы-зы-вать, пе-ре-дав «де-ло» на рас-смот-ре-ние Осо-бо-го Со-ве-ща-ния при Кол-ле-гии ОГПУ. 18 но-яб-ря 1929 го-да он был при-го-во-рен к трем го-дам ссыл-ки в Се-вер-ный край - в се-ло Ле-шу-кон-ское Ар-хан-гель-ской об-ла-сти.
Отец Все-во-лод здо-ро-вья был сла-бо-го и стра-дал в это вре-мя мно-ги-ми бо-лез-ня-ми. В кон-це 1932 го-да он был осво-бож-ден. При-хо-жане хра-ма в се-ле Дер-мен-цо-во об-ра-ти-лись к свя-щен-но-на-ча-лию, чтобы свя-щен-ни-ка на-пра-ви-ли сно-ва в их храм, и 22 ян-ва-ря 1933 го-да про-то-и-е-рей Все-во-лод по-лу-чил на-зна-че-ние в храм в се-ле Дер-мен-цо-во. Здесь он про-слу-жил до го-не-ний 1937 го-да.
10 ок-тяб-ря 1937 го-да вла-сти аре-сто-ва-ли про-то-и-е-рея Все-во-ло-да по об-ви-не-нию в том, что он «рас-про-стра-нял гнус-ную кле-ве-ту на со-вет-скую власть, вы-ска-зы-вал по-ра-жен-че-ские на-стро-е-ния, вел ан-ти-со-вет-скую аги-та-цию про-тив про-во-ди-мых на се-ле кам-па-ний».
За-чи-тав текст об-ви-не-ния, сле-до-ва-тель пред-ло-жил от-цу Все-во-ло-ду дать по-ка-за-ния.
- Контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
- Вы по-ка-зы-ва-е-те лож-но. По ва-ше-му де-лу до-про-ше-ны сви-де-те-ли, ко-то-рые под-твер-жда-ют фак-ты ва-шей контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ции. След-ствие тре-бу-ет от вас прав-ди-вых по-ка-за-ний.
- Еще раз за-яв-ляю, что контр-ре-во-лю-ци-он-ной и ан-ти-со-вет-ской аги-та-ци-ей я не за-ни-мал-ся, - от-ве-тил свя-щен-ник.
На этом до-прос был за-кон-чен. 11 но-яб-ря трой-ка НКВД при-го-во-ри-ла свя-щен-ни-ка к рас-стре-лу. Про-то-и-е-рей Все-во-лод Смир-нов был рас-стре-лян 13 но-яб-ря 1937 го-да и по-гре-бен в без-вест-ной об-щей мо-ги-ле на по-ли-гоне Бу-то-во под Моск-вой.

Игу-мен Да-мас-кин (Ор-лов-ский)

«Жи-тия но-во-му-че-ни-ков и ис-по-вед-ни-ков Рос-сий-ских ХХ ве-ка Мос-ков-ской епар-хии. Сен-тябрь-Ок-тябрь». Тверь, 2003 год, стр. 217-220.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...