Крупнейшие техногенные катастрофы в современной россии. Самые ужасные техногенные катастрофы

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России - аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года - взрыв метана на шахте "Зыряновская"

В результате взрыва метана на шахте "Зыряновская" в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое. Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года - гибель атомной подлодки "Курск"

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 "Курск" с крылатыми ракетами. По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива. Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. "Курск" считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели "Курска" утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года - катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании "Владивосток Авиа", совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека. В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа. В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании "Сибирь" не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года - пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа. Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями. Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание - два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года - обрушение крыши аквапарка "Трансвааль"

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года - обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров. Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми. Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее - следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор "Трансвааль-парка", крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года - взрыв метана на шахте "Ульяновская"

Авария на шахте "Ульяновская" в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте "Ульяновская" были допущены "грубейшие нарушения правил безопасности".

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве. Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на "Ульяновской". Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года - авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании "Аэрофлот-Норд", совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди - 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван "недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании". К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года - авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция - Саяно-Шушенская - была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в "нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц".

5 декабря 2009 года - пожар в клубе "Хромая лошадь"

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе "Хромая лошадь". По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание. В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в "Хромой лошади" повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени. В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия. В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года - авария на шахте "Распадская"

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на "Распадской", но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство "Распадской" оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года - гибель теплохода "Булгария" на Волге

Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля. По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше. Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись. В связи с гибелью "Булгарии" Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в "оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности" - Светлана Инякина, генеральный директор компании "АргоРечТур", которая являлась субарендатором теплохода "Булгария", и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

13 марта исполняется 56 лет со дня Куреневской трагедии, когда из-за халатности чиновников погибли тысячи киевлян

Этой трагедии можно было бы избежать, но в высоких кабинетах на все это имели свое мнение. «Фундамент» Куреневской катастрофы был заложен еще в начале 50-х годов прошлого века. Тогда руководители города решили, что отходы от производства кирпича можно сливать неподалеку Бабьего Яра. Огромный естественный резервуар для пульпы перекрывала дамба, которая не пускала всю жидкую массу вниз, на Куреневку.

За десять лет пульпы туда слили столько, что дамба буквально трещала от нагрузки. Поговаривают, что на прием к тогдашнему городскому голове, а проще говоря, мэру Киева Алексею Давыдову, ходили активные киевляне, которые неоднократно предупреждали, что в некоторых местах через дамбу просачивается болотная жидкость. Но Давыдов ничего и слушать не хотел.

И вот с самого утра 13 марта 1961 года плотину прорвало. Поток грязи высотой 14 метров попер вниз к нынешней улице Кирилловской. Стадион «Спартак» был полностью затоплен. Также затопило трамвайное депо, которое находилось неподалеку. Болотная масса накрыла автомобили и общественный транспорт. Техногенная катастрофа фактически уничтожила несколько десятков жилых домов. По официальным данным советской власти, в результате трагедии погибли 150 человек. Да и то, эти данные изначально были настолько засекречены, что в докладах о трагедии вообще не было речи о погибших. Всего, по подсчетам известного столичного историка Александра Анисимова, который к сожалению уже умер, Куреневская трагедия унесла жизни по меньшей мере полторы тысячи киевлян.

Советская власть всегда имела привычку засекречивать данные о катастрофах, которые стали следствием некомпетентности чиновников. В день трагедии на Куреневке в Киеве отключили междугороднюю и международную связь. Поговаривали, что еще несколько месяцев спустя все письма, которые киевляне отправляли из столицы, перечитывались компетентными органами, чтобы не допустить утечки информации о трагедии за пределы Киева.

Depo.Киев решил сделать подборку техногенных катастроф, произошедших во времена СССР и о которых приказали молчать.

5 место — самолет на Осорках

Об этом случае также мало кто знает. 2 июня 1976 года над Киевом могла произойти настоящая трагедия. В тот день из литовского Каунаса в Киев вылетел пассажирский самолет ЯК-40, выполнявший регулярный рейс.

Когда самолет уже зашел в воздушную территорию столицы Украины и пилоты приняли решение о снижении высоты, ведь нужно было приземлиться в аэропорту «Жуляны», вдруг у самолета отказали сразу несколько двигателей. Интересно, что пилоты не растерялись и решили сажать самолет на заливные луга столичных Осокорков. Эта операция была проведена успешно. Более того, во время аварийной посадки никто из членов экипажа и пассажиров не пострадал.

Конечно, информацию о неудачном полете самолета засекретили, ведь руководство Советского Союза жило по принципу, что население должно думать, что в стране вообще нет никаких катастроф и несчастий. Впрочем, жители Осокорков, где уже тогда были дачи киевлян, все же «пронюхали» об истории с самолетом. Поэтому многие киевляне узнали, что при некоторых обстоятельствах на город мог бы упасть пассажирский самолет.

4 место — ядерный взрыв на Харьковщине

Не все украинцы знают, что на территории нашего государства был ядерный взрыв. Это произошло в далеком 1972 году. По некоторым данным, мощность ядерного взрыва была всего в три раза меньшей, чем от взрыва бомбы, которые сбросили в 1945 году на японскую Хиросиму.

В начале 70-х годов прошлого века на Харьковщине нашли очень большое газовое месторождение. Через несколько лет здесь уже по полной программе добывали газ. Как-то на одной из буровых установок произошел пожар на глубине более 20 метров. Впоследствии адский факел уже бил вверх на несколько десятков метров. Газ начал отравлять все вокруг. Потушить огненный столб не могли ничем и тогда ученые решили устроить подземный ядерный взрыв. По расчетам от взрыва должен был сдвинуться грунт и таким образом закрыть адское пламя. Такая себе естественная «пломба» из почвы.

Спланированный ядерный взрыв под землей провели утром 9 июля 1972 года. Очевидцы тех событий вспоминают, что после взрыва из-под земли начали лететь камни вперемешку с грязью. На некоторое время огненный столб исчез, но очень быстро начал «бить» с новой силой. И только почти через год удалось ликвидировать столб огня, что выходил из буровой установки. Сделали это с помощью заливки бетона под высоким давлением. Поэтому ядерный взрыв не выполнил своего дела и был осуществлен зря.

Радиация все же вышла на поверхность, хотя ученые и чиновники уверяли, что все останется под землей. По некоторым данным, радиоактивное облако пошло на Киевскую и Черниговскую области. Ходили даже слухи, что высшее руководство страны сразу после этого отказался есть продукты, произведенные в Киевской, а потому пищу для представителей партии возили из других областей. Жители окрестных населенных пунктов почти сразу вернулись к привычной жизни, ведь им никто не рассказывал о последствиях подземного ядерного взрыва. Все данные об этой техногенной катастрофе были конечно же засекречены. Сколько людей с годами умерли от радиационного воздействия также неизвестно.

3 место — ядерный взрыв на Донбассе

Советское руководство даже после неудачного ядерного эксперимента на Харьковщине в 1972 году продолжило «производить» ядерные взрывы в так называемых мирных целях. В 1979 году еще один такой взрыв был выполнен близ Енакиево Донецкой области. В то время на местной шахте «Юнком» наблюдались частые выбросы метана, что угрожало жизни шахтеров. Ученые решили, что мощный взрыв в горных породах разорвет так называемую связь между угольными пластами и метаном, а это даст возможность сделать угольные пласты безопасными для шахтеров.

Впрочем, когда речь зашла о мощности взрыва, то мнения тогда разделились. Одни специалисты были уверены, что небольшой ядерный взрыв ни к чему не приведет и метан не «отделится» от угля. А вот если взрыв сделать мощным, то это уже будет угрожать безопасности целого региона. Поэтому сошлись на том, что мощность ядерного взрыва должна быть на уровне в 0,3 килотонны в тротиловом эквиваленте, что в 50−60 раз меньше, чем ядерная бомба, сброшенная на Хиросиму.

16 сентября 1979 года подземный ядерный взрыв был произведен. Поговаривают, что после него в буквальном смысле слова дрожала земля вокруг шахты. Интересно, что перед ядерным взрывом местное население вроде бы успокоили, что, мол, будут проводиться учения по гражданской обороне, а поэтому людям незачем беспокоиться, если они услышат мощный взрыв.

Официальные органы тогда заявляли о положительном результате от ядерного взрыва в шахте. Вроде бы после этого действительно уменьшились выбросы метана. Но была и другая мысль, которая заключалась в том, что выбросы метана действительно уменьшились, но не так масштабно, как того хотели ученые. Поэтому эксперимент с подземным ядерным взрывом не оправдал надежд. Опять же официально не было зафиксировано повышения уровня радиации в шахте и на поверхности. Но куда же делась эта радиация? Хотя в СМИ неоднократно писали, что после 1979 года жители Енакиевского района стали чаще болеть и умирать от симптомов, похожих на те, что получили ликвидаторы Чернобыльской катастрофы.

2 место — взрыв на Чернобыльской АЭС

Высшее руководство страны знало о последствиях радиационного загрязнения вокруг Припяти и в столице Украины. Впрочем, людям об этом из официальных источников никто ничего не говорил. Только через несколько дней после взрыва на ЧАЭС в газетах появилась небольшая заметка о «небольшой» аварии на атомной электростанции. Конечно, партия говорила, что бояться нечего.

И уже когда западные страны начали отслеживать радиационный поток со стороны СССР, советским вождям уже не было куда деваться и о последствиях техногенной катастрофы начали понемногу рассказывать. Хотя на парад в честь 1 Мая киевлян все же «согнали». Уровень радиации в Киеве тогда уже зашкаливал, а киевляне, ничего не подозревая, шли колоннами по Крещатику.

Вроде бы тогдашний генсек Михаил Горбачев приказал руководителю советской Украины Владимиру Щербицкому не сеять панику и при любых условиях провести праздничный парад. Какие дозы радиации тогда получили киевляне, пришедшие на парад, можно только догадываться.

1 место — Тоцкие военные учения

Эта трагедия произошла не в Украине, но она четко показывает, что для советской власти человеческие жизни были абсолютно ничем и их никто не считал. Тоцкие учения состоялись в сентябре 1954 года в Оренбургской области. В них принимали участие около 45 тыс. военных. Главная цель учений: посмотреть, насколько советские войска готовы к прорыву обороны противника с использованием ядерного оружия во время возможной Третьей мировой войны. А реально советское руководство просто хотело проверить, как военные будут вести наступление после атомного взрыва.

Утром 14 сентября 1954 года самолет Ту-4 с высоты 8 тыс. метров сбросил на землю атомную бомбу мощностью 40 килотонн, а это почти втрое больше, чем сброшенная атомная бомба на Хиросиму.

На высоте 350 метров от земли бомба взорвалась. Взрыв был такой, что все это напоминало конец света. Почти сразу после этого военных отправили в эпицентр взрыва.

Здесь уровень радиации был 50 Рентген в час, что реально угрожало здоровью людей. Самолеты, которые были задействованы в военных учениях, вынуждены были пересечь так называемую ножку атомного гриба, образовавшуюся после атомного взрыва. Проще говоря, все военные были обычными подопытными, на которых изучались последствия радиационного заражения человека. Интересно, что по некоторым данным, перед Тоцкими учениями солдатам, которые принимали в них участие, говорили, мол, они должны быть благодарны, что партия выбрала именно их.

Конечно же, что информация о последствиях атомного взрыва полностью замалчивалась в СССР. И по данным исследователей, после этого нечеловеческого испытания у жителей окрестных населенных пунктов, начали чаще выявлять опухоли, а также заболевания крови. Также наблюдались различные мутации в организмах людей, а детская смертность выросла в несколько раз. По некоторым данным, от Тоцких учений пострадало около 10 тыс. гражданского населения.

Куреневская трагедия произошла в Киеве, 13 марта 1961 года. 2 декабря 1952 года было принято решение о создании свалки из строительных отходов в печально известном месте Бабий Яр. Это место перекрывала дамба, которая защищала Куреневский район от сливавшихся отходов с заводов по производству кирпича. 13 марта дамбу прорвало, и грязевая волна высотой в 14 метров понеслась вниз, по улице Телиги. Поток обладал большой силой и смывал все на своем пути: автомобили, трамваи, здания.

Хотя потоп и продолжался всего полтора часа, за это время волна из отходов успела унести жизни сотни людей и нанести катастрофический урон всему городу. Точное количество жертв установить не удалось, но цифра эта близка к 1,5 тысяч человек. Кроме того, было разрушено около 90 зданий, примерно 60 из которых были жилыми.

Известие о катастрофе дошло до населения страны только 16 марта, а в день трагедии властями было принято решение не афишировать произошедшее. Для этого по всему Киеву была отключена международная и междугородняя связь. Позже экспертная комиссия вынесла решение о причинах этой аварии, ими были названы «ошибки в проекте гидроотвалов и дамбы».

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово»

Радиационная авария на заводе «Красное Сормово», который располагался в Нижнем Новгороде, произошла 18 января 1970 года. Трагедия произошла во время строительства атомной подводной лодки К-320, которая входила в проект «Скат». Когда лодка находилась на стапеле, вдруг включился реактор, который проработал 15 секунд на предельной для него скорости. В результате этого произошло радиационное заражение всего механосборочного цеха.

В момент работы реактора в помещении находилось около 1000 человек, работающих на заводе. Не подозревая о заражении, в тот день многие ушли домой без необходимой медицинской помощи и дезактивационной обработки. Трое из шести пострадавших, доставленных в больницу в Москве, умерли от лучевой болезни. Было принято решение не придавать огласке это происшествие, и со всех, кто остался в живых, были взяты подписки о неразглашении на 25 лет И только на следующий день после аварии рабочих начали обрабатывать. Ликвидация последствий аварии продолжалась до 24 апреля 1970 года, более тысячи рабочих завода были задействованы в этих работах.

Чернобыльская катастрофа

Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции. Реактор был полностью разрушен в результате взрыва, и в окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных веществ. Авария стала самой крупной за всю историю атомной энергетики. Основным поражающим фактором при взрыве стало радиоактивное заражение. Кроме территорий, находящихся в непосредственной близости к взрыву (30 км), пострадала территория Европы. Это произошло из-за того, что облако, образовавшееся от взрыва, разнесло радиоактивные материалы на многие километры от очага. Выпадение радионуклеидов йода и цезия было зафиксировано на территории современной Белоруссии. Украины и Российской Федерации.

В течение трех первых месяцев после аварии погиб 31 человек, при этом за следующие 15 лет от последствий аварии погибло еще от 60 до 80 человек. Более 115 тысяч человек были эвакуированы из 30-километровой зоны поражения. В ликвидации аварии участвовало более 600 тысяч военнослужащих и добровольцев. Ход расследования постоянно менялся. До сих пор точно не установлены причины аварии.

Кыштымская авария

Кыштымская авария стала первой техногенной катастрофой в CCCR она случилась 29 сентября 1957 года. Она произошла на заводе «Маяк», который располагался в закрытом военном городе «Челябинск — 40». Название авария получила по наиболее близкому городу Кыштым.

Причиной стал взрыв, который произошел в специальном резервуаре для радиационных отходов. Эта ёмкость представляла собой ровный цилиндр, который был изготовлен из нержавеющей стали. Конструкция емкости представлялась надежной, и никго не ожидал того, что система охлаждения выйдет из строя.

Произошел взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Около 90 процентов радиации выпало на территорию самого химкомбината «Маяк». К счастью. Челябинск-40 не пострадал. В ходе ликвидации аварии 23 деревни были расселены, а сами дома и домашние животные подверглись уничтожению.

В результате взрыва ни один человек не погиб. Однако служащие, которые выполняли ликвидацию заражения, получили значительную дозу облучения. В операции принимало участие около тысячи человек. Сейчас эта зона носит название Восточно-Уральский радиоактивный след и любая хозяйственная деятельность на этой территории запрещена.

Катастрофа на космодроме Плесецк

18 марта 1980 года при подготовке к запуску ракеты-носителя «Восток 2-М» произошел взрыв. Происшествие произошло на космодроме Плесецк. Эта авария привела к большим количествам человеческих жертв: только в непосредственной близости к ракете в момент взрыва находился 141 человек. 44 человека погибло в пожаре, остальные получили ожоги разной степени тяжести и были доставлены в госпиталь, впоследствии четверо из них скончались.

К катастрофе привел тот факт; что при изготовлении фильтров в качестве каталитических материалов была использована перекись водорода. Только благодаря храбрости самих участников этой аварии удалось вынести из пожара множество людей. Ликвидация катастрофы длилась в течение трёх дней.

В будущем ученые отказались от применения перекиси водорода в качестве катализатора, что позволило избежать подобных происшествий.

18 апреля в американском городе Вест (штат Техас) . От 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения. Всего были разрушены десятки домов. Из-за взрыва в районе нарушено энергоснабжение.

25 августа на территории крупнейшего в Венесуэле нефтезавода Paraguana Refining Center . Возгорание паров пропана произошло в зоне нефтехранилищ. Позже воспламенились два резервуара. Огонь перекинулся на расположенную рядом казарму, трубопроводы и припаркованные поблизости автомобили. Третий резервуар с нефтью огонь охватил в ночь на 28 августа. Полностью потушить пламя удалось лишь днем 28 августа. В результате катастрофы погибли 42 человека, ранены 150.

28 февраля на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй , унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина на химзаводе компании "Хэбэй Кээр" в уезде Чжаосянь города Шицзячжуан.

12 сентября на расположенном в Маркуле (Франция) предприятии Centraco, перерабатывающем радиоактивные материалы, . Погиб один человек, четверо пострадали. Инцидент произошел в печи по переправлению металлических отходов, которые были слабо облучены на ядерных объектах. Утечки радиации зафиксировано не было.

9 августа в 320 километрах западнее Токио, на острове Хонсю, произошла авария на АЭС "Михама". Сверхмощный выброс раскаленного пара (около 200 градусов по Цельсию) произошел в турбине третьего реактора. Сильные ожоги получили все находившиеся рядом сотрудники. В момент аварии около 200 человек находилось в здании, где расположен третий реактор. Погибли четыре человека, пострадали еще 18 сотрудников.

13 ноября возле побережья Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 тысяч тонн высокосернистого мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул . В результате катастрофы в море попали 64 тысячи тонн мазута.

Полная очистка акватории стоила 12 миллиардов долларов, однако полностью оценить ущерб, нанесенный экосистеме, невозможно.

21 сентября в Тулузе (Франция) на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф. Взорвалось 300 тонн нитрата аммония , которые находились на складе готовой продукции. По официальной версии, вина за катастрофу была возложена на руководство комбината, не обеспечившее безопасное хранение взрывоопасного вещества.

В результате ЧП погибли 30 человек, общее число раненых превысило 3,5 тысячи, были разрушены или получили серьезные повреждения тысячи жилых домов и многие учреждения, в том числе 79 школ, 11 лицеев, 26 колледжей, два университета, 184 детских сада, 27 тысяч квартир, без крова остались 40 тысяч человек, фактически прекратили деятельность 134 предприятия. В органы власти и страховые компании поступило 100 тысяч требований по возмещению убытков. Общая сумма ущерба составила три миллиарда евро.

В июле в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающем заводе "Петробрас" в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти . Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания "Петробрас" выплатила 56 миллионов долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов — в бюджет штата.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Современное развитие технологий предоставляет нам огромное количество новых возможностей. К сожалению, в этом мире ничего не бывает бесплатно, ведь использование некоторых способов получения энергии или ресурсов, а также усовершенствования производства, таят в себе потенциальную опасность.

Как правило, крупнейшие техногенные катастрофы в мире связаны с человеческой беспечностью, несоблюдением правил безопасности, однако некоторые из них связаны с испытаниями новых видов вооружений.

Видео: ТОП техногенных катастроф мира

Ядовитое облако в Севесо

В итальянском городке Севесо когда-то проживало семнадцать тысяч жителей. Он располагался в долине реки По, у подножия холмов, в окружении зеленых лесов и полей. Живописная местность привлекала большое количество туристов из Милана. Однако главным предприятием был химический завод, на котором работало большинство жителей.

10 июня 1976 года на заводе произошел взрыв, который сопровождался мощным выбросом в атмосферу одного из самых страшных ядов, известных человеку – диоксина. Химикат образовал облако, которое нависло над городом, а со временем яд начал опускаться на сады и жилые дома.

У людей, которые вдыхали яд, наблюдались такие симптомы как приступы тошноты, развитие болезней глаз с ослаблением зрения. Сейчас Севесо является городом-призраком, в котором уже много лет никто не живет, его называют итальянской Хиросимой. Для того чтобы обеззаразить почву необходимо было потратить много лет. Последствия выброса химикатов были усугублены тем, что владельцы завода не сразу сообщили врачам причину ухудшения самочувствия жителей города.

Причиной аварии, было несоблюдение температурного режима – температура химической реакции была завышена, поскольку не соблюдались инструкции по охлаждению.

Авария на Трехмильном острове

28 марта 1979 года произошла одна из самых крупных техногенных катастроф мире и истории ядерной энергетики. Атомная электростанция «Три-Майл Айлэнд» (Трехмильный остров), располагалась на реке Саскэхуанна возле города Гаррисберга, в штате Пенсильвания.

В ночь с 27 на 28 марта второй энергоблок работал на 97% мощности. Незадолго до того как случилась авария все системы работали в штатном порядке. Однако было известно о существовании двух проблем:

  • Через затвор одного из клапанов компенсатора давления постоянно протекал теплоноситель. Из-за этого температура в сбросном трубопроводе была выше нормы, а избыток среды приходилось сливать каждые восемь часов.
  • Трубопровод выгрузки ионообменной смолы был закупорен, и рабочие пытались его продуть при помощи воды и сжатого воздуха.

Эти проблемы привели к тому, что операторы столкнулись с внезапной остановкой реактора, и при этом наблюдались два отклонения от стандартного сценария, которому следовал персонал.

Из-за разрушения оболочек ТВЭЛов произошел выброс радиоактивных материалов, а именно газов ксенон-133 и иод-131. Из-за того, что фильтрующие элементы не менялись вовремя, большое количество радиоактивных газов попало в атмосферу.

Несмотря на то, что серьезных человеческих жертв удалось избежать, эта авария заставила пересмотреть нормы безопасности эксплуатации ядерных объектов.

Происшествие в Лав-Канал

В окрестности города Ниагара-Фоллз, штата Нью-Йорк, располагался населенный пункт под названием Лав-канал. Изначально он строился как «Город мечты» — место, где должны были использоваться самые экологичные материалы, именно так его представлял предприниматель Уильям Лав.

К сожалению, из-за великой депрессии строительство пришлось остановить, и вместо прекрасного города долгие годы были только пара домов и гигантский котлован, который использовался для сброса химических отходов. В 1953 году эту помойку просто зарыли землей и забыли о ней. Через некоторое время, было принято решение закатать территорию под асфальт и начать возводить новый жилой район.

Первые дети пошли в школу района в 1957 году, а их родители, даже не подозревая о том, что находится у них под ногами и удивлялись странным лужам, которые возникали возле домов. В 1976 году анализы воды показали огромное содержание бензола, диоксинов и других ядовитых веществ. Начали рождаться дети с гидроцефалией, учащались случаи заболевания раком и астмой. Около 60% жителей района имели врожденный дефект.

Из-за того, что этот район предназначался для малоимущих людей, большинство жителей не могли уехать, даже после того, как они осознали всю опасность проживания на этой земле. Только спустя несколько лет при помощи привлечения СМИ, ученых и общественных деятелей удалось привлечь к этой проблеме внимание правительства США. Сейчас Лав-канал является городом-признаком, до сих пор напоминая об одной из самых страшных техногенных катастроф мира.

Взрыв на заводе AZF в Тулузе

21 сентября 2001 года в Тулузе произошел чудовищный взрыв, который стал причиной гибели тридцати человек и ранения тысяч людей, уничтожения огромного количества зданий и сооружений.

Из-за сих пор неизвестной причины произошла детонация трехсот тонн нитрата аммония, который находился в ангаре, принадлежавшем химическому заводу AZF. На месте взрыва осталась воронка диаметром до пятидесяти метров и глубиной примерно в пять метров.

Были серьезно повреждены производственные сооружения, несколько тысяч человек получили телесные повреждения разной тяжести. В течение следующих одиннадцати лет AZF, были вынуждены выплатить два миллиарда евро пострадавшим.

Мощность взрыва, причиненный ущерб и огромное количество пострадавших делают это происшествие одной из самых ужасных техногенных катастроф мира.

Химическая катастрофа в Бхопале

3 декабря 1984 года произошла одна из самых известных техногенных катастроф – Бхопальская трагедия. Из-за аварии, которая произошла на заводе американской компании «Union carbide» погибло более восемнадцати тысяч человек.

Официально причина этой трагедии до сих пор не установлена. Существует множество разных версий, среди которых нарушение техники безопасности, халатность и целенаправленный саботаж. Тем не менее, точно было установлено, что руководство компании давило на сотрудников завода, заставляя сокращать расходы, в том числе и за счет мер безопасности, что не могло не повлиять на вероятность появления этой катастрофы.

Катастрофа Саяно-Шушенской ГЭС

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС, несомненно, является одной из самых больших технических катастроф в мире. Это происшествие считается самым крупным происшествием за всю историю гидроэнергетики и её последствия сказались не только на социальной и экономической обстановке в регионе, но и на экологии акватории прилегающей к электростанции.

В результате тщательного расследования было установлено, что авария возникла в результате многократной дополнительной нагрузки на гидроагрегат, из-за чего развились усталостные повреждения узлов крепления. Дополнительная нагрузка вызвала разрушение шпилек, которые держали крышку турбины, вследствие чего произошла разгерметизация водоподводящего тракта гидроагрегата.

Парламентская комиссия, в своем итоговом докладе отметила также такие факторы как злоупотребление служебным положением руководством станции, низкий профессионализм и ответственность сотрудников.

Помимо гибели семидесяти пяти человек авария вызвала попадание в Енисей масла из ванн подпятников гидроагрегатов, что привело к возникновению пятна растянувшееся на сто тридцать километров. Сумма экологического ущерба оценивается в 63 миллиона рублей.

Болезнь в Минамате

Под названием «Болезнь Минамата» подразумевают синдром, который вызывает отравление метилртутью и другими органическими соединениями ртути. Впервые это заболевание было обнаружено в городе Минамата, префектуры Кумамото в 1956 году.

Его симптомы:

  • Парестезия в конечностях;
  • Нарушения моторики;
  • Ухудшения речи;
  • Ослабление слуха и зрения;
  • Нарушения сознания;
  • Паралич.

Также это заболевание вызывает летальный исход.

Впервые врачи столкнулись с этим заболеванием в апреле 1956 года, когда к ним поступила пятилетняя девочка с симптомами, которые свидетельствовали о неизвестной нервной болезни. Постепенно начали обнаруживать аномалии в поведении животных, а также аналогичные симптомы среди жителей рыбацких деревень. Болезнь унесла жизни четырнадцати человек.

Дальнейшее расследование позволило обнаружить, что причиной возникновения патологий являлось сильное заражение метилртутью морепродуктов, которыми питались пострадавшие. После этого был проведен химический анализ воды, который позволил обнаружить повышенное содержание ртути, свинца, таллия, селена, мышьяка. Все эти металлы попадали в воду из-за продолжительного выброса ртути в воду компанией «Chisso». Важным моментом является то, что микроорганизмы, которые жили на дне моря, перерабатывали ртуть, превращая её в метилртуть, которая обладает большей токсичностью и накапливалась в организме. Это происшествие является одной из самых больших техногенных катастроф мира.

Авария на Чернобыльской АЭС

События, произошедшие 26 апреля 1986 года, по праву считаются крупнейшей техногенной катастрофой в мире, и одним из самых значительных событий в истории атомной энергетики.

В настоящее время существует множество версий катастрофы в Чернобыле, которые появлялись в результате расследований проведенных государственной комиссией СССР в 1986 и 1991 годах, консультативной группы INSAG.

Наиболее вероятными факторами, способствовавшими аварии на АЭС, считаются:

  • Конструктивные недостатки АЭС;
  • Замалчивание серьезности ситуации в первые дни происшествия;
  • Желание сотрудников провести эксперимент «любой ценой»;
  • Вывод из работы исправных технологических защит, которые могли бы вовремя отключить реактор.

Из-за аварии на Чернобыльской АЭС от лучевой болезни умерло 134 сотрудника и члена спасательных команд, которые находились на станции во время взрыва. Кроме того, мощный выброс радиации привел к развитию огромное количество случаев онкологических заболеваний, в частности рака щитовидной железы. Также зафиксировано множество патологий у новорожденных.

Из сельскохозяйственного оборота было выведено примерно пять миллионов гектаров земель, а вокруг электростанции была создана зона отчуждением радиусом в тридцать километров. Пришлось похоронить сотни небольших населенных пунктов, а также город Припять.

Кроме того, последствия аварии серьезно сказались на экологической обстановке в районе. Наибольшая концентрация цезия-137 была обнаружена в верхнем слое почвы, из которого он попадает в грибы и растения, через которые загрязнение передается птицам и животным. Радиоактивные осадки выпали в отдаленных районах, таких как Мордовия, Чувашия и Ленинградская область.

Авария на АЭС Фукусима

Катастрофу на АЭС Фукусима, которая произошла 11 марта 2011-го года, трудно назвать в чистом виде техногенной катастрофой, ведь она была вызвана природным катаклизмом, а именно землетрясением и вызванным им цунами. Именно это вызвало отказ системы электроснабжения, который остановил процесс охлаждения реактора с последующим выбросом радиоактивных веществ.

Отсутствие достаточного охлаждения вызвало сильное повышение давления пара, с последующим сбросом в гермооболочку. Для того чтобы не допустить разрушение герметичной оболочки пришлось сбрасывать пар в атмосферу. Со временем давление все-таки удалось сбросить, но при этом большое количество водорода проникло в обстройку реакторного отделения.

Кроме того, из-за аварии в морскую воду попало большое количество цезия-137 и иода-131. Из-за этого радиоактивность воды возросла в 4385 раз. Дополнительному распространению заражения поспособствовало то, что морские рыбы переносили в себе радиоактивные материалы.

Для того чтобы обеззаразить почву понадобится еще несколько лет и достаточно большие финансовые вливания. Уже сейчас специалисты оценивают стоимость восстановительных работ в сумму более одного миллиарда долларов, и со временем эта сумма будет только расти.

Плюсануть

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...