Грамматическая форма – это внешнее языковое выражение грамматического значения. Виды и особенности грамматических форм

«Хемосинтез бактерий» - Чем же питаются обитатели здешних сообществ? Нитрифицирующие бактерии – окисляют аммиак до нитратов. Ещё в 1887 г. русский микробиолог С.Н. Виноградский открыл бактериальный хемосинтез. Необходимые ферментные системы имеются у ряда видов бактерий. Анаэробные хемоавтотрофы. Появившийся в атмосфере Земли молекулярный кислород выступал в качестве сильного окислителя.

«Различие однодольных и двудольных растений» - Вопросы для повторения. Каковы основные признаки двудольных растений? Различия однодольных и двудольных растений. Как называется корневая система у двудольных растений? Как называется вид жилкования листьев у двудольных растений? Строение семени однодольных растений. Однодольные растения. Каковы основные признаки однодольных растений?

«Урок Бактерии» - Среда обитания бактерий. Антони ван Левенгук. На горячих источниках На знойных пустынях В кратерах вулканов В морских глубинах В сверхнизких температурах Арктики и Антарктиды. Что такое бактерии? Я знаю, что каждый из вас самый умный, самый эрудированный ученик. В воздухе В воде В почве В живых или мёртвых организмах.

«Строение и значение бактерий» - Бактерии играют огромное значение и в биосфере, и в жизни человека. Многие бактерии могут фиксировать атмосферный азот. Физиология бактерий. Значение бактерий. Среди бактерий имеется много подвижных форм. Основную роль в передвижении играют жгутики. При наступлении благоприятных условий спора прорастает, и образуется вегетативная клетка.

«Бактериологическое оружие» - Микробы и токсины трудно обнаруживаются во внешней среде. Грибки – одноклеточные и многоклеточные организмы. В отличие от бактерий вирусы могут расти и размножаться только в живых тканях. Грибки хорошо переносят высушивание, воздействие солнечного света. Вирусы. Бактериологическое оружие – это боевые приборы, снаряжённые биологическими средствами.

«Биология бактерии» - Споры сохраняются десятки лет. Сходство и отличия бактериальной и растительной клеток. Размножение бактерий. Размеры бактерий. Бактерии живут в разных природных условиях. Споры у бактерий образуются для перенесения неблагоприятных условий. Урок биологии. Условия жизни бактерий. 1. Клеточная стенка 2. Способность к фотосинтезу 3. Размеры 4. Цитоплазма 5. Органоиды 6. Ядро.

«Проблемы русского языка» - Русский язык за рубежом: как увеличить число иностранцев, заинтересованных в изучении русского языка? Проблема №3: Проблема №6: Российская Федерация. Акция «Хочу говорить по-русски правильно!» (3 этап). Проблема №4: Тема разговора: Финалисты нашей Акции: Русский язык и СМИ: дают ли сегодняшние авторы, журналисты образец культуры речи и общения.

«Русский литературный язык» - Русский язык принадлежит к группе славянских языков. Лексическая норма. Место русского языка. Русский литературный язык. Кодификация. Термин. Общество. Современный русский литературный язык. Язык прогрессивных политических и культурных идей. Нормы могут меняться. Норма. Аканье. Курс современного русского литературного языка.

«Зачем изучать русский язык» - Понятия. Структура связей проекта с областями знаний. Возможностью предупреждения ошибок. Актуальность проекта. Зачем нужно изучать язык. Познавательный интерес. Антонимы. Человек. Язык - душа народа. Этапы проекта. Результаты проектной деятельности. Совокупность всех слов русского языка. Учебные вопросы.

«Роль русского языка» - Русский язык начнут изучать по всем меридианам. Русский занимает третье место в мире. Национально-языковой состав народов России. Истинная любовь к своей стране. Русский язык по общему числу говорящих. Знание русского языка облегчает общение людей. Русское слово „совет. Русский язык в международном общении.

«Деловой русский язык» - Тема – в дискуссиях тема формулируется кратко. О русском речевом этикете. Очень важно, что решения в деловых играх вырабатываются коллективно. Навыки устной речи. Деловой человек. Сферы речи в современном обществе. Языковая норма. Процесс, в котором вырабатываются позиции сторон. Проблемно-поисковый.

Главная > Документ

Тихомирова Е.А.

Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011 году

Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 декабря 2009 г. № 695 «Об утверждении Положения о Всероссийской олимпиаде школьников», пп.II.III), Олимпиада школьников по русскому языку проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Проведение первых трех этапов, входящих в структуру заключительного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку, подчинено ее главным целям – выявлению и развитию у обучающихся творческих способностей, формированию духовно-нравственных качеств, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, подготовке к участию в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку. В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. третий (региональный) этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 29 января 2011 г. Никаких изменений и дополнений в задания, разработанные Центральной предметно-методической комиссией, не вносилось, что полностью соответствует «Положению о Всероссийской олимпиаде школьников». Содержательный аспект проведения олимпиады был возложен на жюри, что было определено приказом ДО Тверской области № 370/08 от 03.12.2010 г. «О проведении регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников». Жюри состояло из 15 человек, имеющих соответствующую квалификацию (кандидаты филологических наук, доценты кафедры русского языка ТвГУ и педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ») и опыт проведения региональных этапов олимпиады школьников по русскому языку. Согласно рекомендациям Центральной предметно-методической комиссии по русскому языку на следующий день (30 января) был проведен разбор заданий олимпиады (по классам), апелляций от участников олимпиады не поступало. В рамках олимпиады (вне ее официальной части) был проведен турнир знатоков русского языка и профориентационная встреча с представителями филологического факультета ТвГУ. На выполнение заданий олимпиады отводилось 4 академических часа, участники приступили к работе в 10.00, как и было рекомендовано Центральной предметно-методической комиссией. Каждая параллель (9,10,11 классы) получила свой комплект заданий, членами жюри был проведен необходимый инструктаж, розданы проштампованные тетради и листы для черновиков. После завершения работы тетради и черновики были переданы председателем жюри (Е.А.Тихомировой) в оргкомитет для шифрования; расшифровка была проведена после оформления протоколов. Проверка работ и определение победителей и призеров были проведены в соответствии с нормативными документами (отдельно в 9, 10 и 11 классах) по ответам, предоставленным Центральной предметно-методической комиссией; черновики не проверялись. Проверенные работы после окончания регионального этапа были переданы оргкомитету, который обеспечивает сохранность материалов олимпиады (в т.ч. проверенных работ учащихся) до проведения заключительного этапа олимпиады 2010/2011 учебного года. Впервые региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку проводился на базе ТвГУ. Ответственный за ее проведение С.Н. Смирнов (в составе оргкомитета руководитель рабочей группы) и его сотрудники сумели решить все организационные вопросы на высоком уроне, не допустив ни одного сбоя в регламенте и в обеспечении провдения олимпиады и работы жюри. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку приняли участие представители из 36 муниципалитетов, не принимали участие в олимпиаде учащиеся из Андреапольского, Весьегонского, Жарковского, Кимрского, Пеновского, Ржевского, Сандовского районов. Представители гг. Тверь, Вышний Волочек, Торжок, Зубцовского, Лихославльского, Старицкого, Нелидовского районов (то есть 7 территорий), приняли участие в олимпиаде командами полного состава (9, 10, 11 классы).

олимпиады по русскому языку

Региональный этап олимпиады школьников по русскому языку проводился в один тур. В течение 4 академических часов участники олимпиады должны были дать письменные ответы на вопросы: для учащихся 9 класса – 9 вопросов, для учащихся 10 и 11 классов – по 10 вопросов. Большинство заданий олимпиады базировалось на школьной программе, однако были предложены и такие задания, которые требовали более глубоких знаний, выходящих за рамки непосредственно школьной программы (особенно по истории русского языка), что полностью отвечает требованиям, предъявляемым к уровню олимпиадных заданий. Задания, предложенные учащимся 9 - 11 классов разнообразны как по форме, так и по содержанию и позволяют учащимся показать не только знание норм русского литературного языка, но и проявить языковое чутье в решении неординарных задач, касающихся языковой системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии. Задания, предложенные участникам олимпиады, базировались на нескольких составляющих: от текста к языку, от языка к тексту, от текста к тексту, от языка к языку, от языка к науке о языке. В заданиях первого типа предлагался текст, высказывание или словоупотребление в речи и нужно было сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В заданиях второго типа исходным условием являются правила, закономерности, свойства языковых единиц, которые необходимо применить к предложенным фактам речи. Тип заданий «от текста к тексту» традиционно связан с филологической работой с текстом, предполагающей сопоставительный анализ текстов или различных интерпретаций одного текста. Довольно разнообразны задания структурно-лингвистического плана, направленные на поиск закономерностей по предложенным примерам и разбор «трудных» единиц и категорий русского языка. Выполняя задания «от языка к науке о языке», учащиеся должны продемонстрировать свою осведомленность в области русского языкознания.

Анализ заданий олимпиады и уровень их выполнения учащимися

9 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Назвать слова, повлиявшие на смещение ударения с первого слога на второй в формах ед.ч. слова губа 55% участников даже не пытались выполнить задание, хотя здесь требовалось не знание истории языка, а умение логически мыслить
2 Привести примеры и объяснить, когда корни слов колонна, тонна, оперетта пишутся без удвоенной согласной Сумели подобрать только 1-2 примера, не дав объяснений, что свидетельствует о несогласованности тем по словообразованию и орфографии
3 Какое значение выявлялось в древности у слова рукоять (накормити слоны рукоятьми/зерна/) Учащиеся в большинстве не справились с заданием, т.к. сама формулировка задания не предполагала выделения корней и объяснения их древнего и современного значения с приведением примеров
4 Как возникло выражение на волоске от смерти , соответствует ли оно нормам литературного языка; если нет, как его исправить Многие участники не справились с заданием, т.к. иллюстративный материал («Дамоклов меч, находиться на волоске от смерти – символ опасности») спровоцировал поиск ответа на вопрос в выражении «Дамоклов меч», а не в сопоставлении выражений «висеть на волоске» и «быть на волосок от…»
5 Дополнить ряды одним из слов,обосновать выбор: фонарный, элитарный, кустарный, кошмарный . сапожничать осторожничать кубистский снобистскийвоспитательный положительный Участники не сумели определить принцип распределения слов по колонкам и дополнить их, т.к. им не известен термин составной суффикс
6 вирус, страус, плинтус и как они проявляются Не справились 48% участников, хотя задание соответствует уровню школьной программы. Сложность возникла, вероятно, из-за незнания термина грамматические различия
7 Что общего и различного в грамматическом строении предложений: Я знаю, что ты читаешь Я видел, как он уходилЯ спрошу, когда мы вернемся Ответы показали хорошее знание синтаксиса современного русского языка; участники разграничивают союзы и союзные слова, видя разницу в грамматическом строении предложений и умеют объяснить.
8 Распределить фамилии Волков, Ковалев, Вяземский по группам, выделенным А.М.Селищевым. Назвать раздел языкознания, изучающий имена собственные Задание проверяет умение логически мыслить и комментировать, однако 60% участников не сумели определить принцип группировки и правильно распределить фамилии
9 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания Участники в основном справились с переводом и определением лексического значения предложенных слов, но не все сумели подобрать однокоренные слова

10 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Как определить безударное окончание (и/ы или е) в формах род., дат. и предл. падежей сущ.1 скл.[школʼи], [работ’и] 74% участников получили 0 баллов, поскольку не смогли установить закономерности, связанные с чередованием парных по твердости/мягкости согласных. Максимальный результат – 3 балла из 10 возможых
2 Определить орфографический принцип написания слов и указать морфемы, которые чаще всего подвергаются влиянию этого принципа (транскрипция/транскрибировать)

Учащиеся сумели определить принцип, но не смогли подобрать свои примеры с указанными морфемами

3 Значение в древности глагола находить и образованного от него существительного находник (в тексте) Затруднение вызвало определение значения корня ход-, поэтому 16% участников не сумели объяснить и значение существительного
4 Определить разницу в значении причастий, образованных от глагола удалить (удаленный зуб-удаленный доступ) Не справились с заданием 50% участников
5 Восстановить первоначальный вид фразеологических выражений, их значение и источники (...и никаких других «гвоздей сезона!») 43% участников не справились с заданием, почти никто не вспомнил стихотворение В.В.Маяковского, откуда пришло выражение «Светить – и никаких гвоздей!»
6 Распределить слова в соответствии с морфемным составом и придумать слово по схеме морфемного состава С заданием не справился 1 человек
7 Определить грамматические различия слов микроб, сироп, циклоп

Незнание лингвистического термина «грамматические различия» привело к подмене задания и определению фонетических и орфографических особенностей

8 К каким видам (по строению основы) относятся предложения Участники показали неплохие знания по синтаксису простого предложения. Не справились с заданием 5 человек
9 Работа с текстом: выписать и исправить ошибки Задание не вызвало затруднений, не справился с заданием 1 человек
10 Прочитать, перевести древнерусский текст и выполнить задания к нему В целом с заданием справились, затруднение вызвало определение значения слова целовать и древнерусском языке

11 класс

п/п Содержание задания Затруднения учащихся
1 Определить слова по описанной артикуляции 96% участников с заданием не справились, т.к. по предложенным характеристикам невозможно назвать слово
2 Какой согласный может появляться перед начальным О и почему

Ответы неполные, т.к. участники не смогли установить причину данного языкового явления

3 Сформулировать орфографические правила написания слов Затруднение вызвало объяснение грамматической природы правила
4 Древнерусское значение слова упражняться (в тексте) Задание по этимологии вызвало затруднения у большинства участников; только 1 человек ал правильный и развернутый ответ
5 Определить разницу в значении причастий (пропущенный матч – пропущенная через фильтр вода )

Ошибки связаны с нечетким пониманием отношений исходное – производное слово

6 От какой основы и при помощи какого суффикса образованы диалектные формы никогеничко и никогусенька Задание сложное, т.к. основано на диалектном материале; даже определив производящую основу и аффиксы, участники не смогли дать ответ на вопрос о необычности таких образований
7 Каковы грамматические различия слов бактерии, прерии, фурии Незнание термина «грамматические различия» привело к подмене задания и выявлению у слов признаков других уровней языковой системы
8 Отличаются ли грамматическими свойствами прилагательные августейший, густейший, святейший

Вместо сравнительного анализа степеней сравнения, участники сосредоточились на определении лексического значения и морфемного состава слов

9 Разобрать по членам предложения Неразличение несогласованных определений и дополнений
10 Прочитать и перевести древнерусский текст, выполнить задания Ошибки связаны с неумением вести сравнительно-исторический анализ
По мнению членов жюри, олимпиадные задания регионального этапа олимпиады по русскому языку в основном направлены на выявление только знаний участников, не проверяется сформированность языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций, при этом задания перегружены вопросами по истории русского языка. Неправомерно отсутствие заданий по лексике, словообразованию и лингвистическому анализу текста. Предложенные задания не дают возможности проверить творческие способности учащихся в создании собственных текстов.

Результаты выполнения заданий

Максимальное число баллов

Средний балл, набранный участниками

Максимальный и минимальный баллы, набранные участниками

Число учащихся, набравших свыше

75% и свыше 50% баллов

Победителями и призерами стали 5 учащихся, что составляет 7% от числа участников регионального этапа олимпиады по русскому языку. Остальные участники набрали менее 50% баллов, необходимых для признания их призерами олимпиады. 80% победителей и призеров (4 человека) – учащиеся гимназий и школ г. Твери. Все победители – учащиеся образовательных учреждений г. Твери, один призер представляет МОУ Максатихинская СОШ № 1.
  1. Анализ результатов проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2011 год

    Документ

    В соответствии с Приказом Федерального агентства по образованию № 1163 от 16 ноября 2010 г. Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории в 2010/2011 учебном году проводился в Тверской области 1-2 февраля 2011 г.

  2. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2011/2012 учебном году Москва 2011

    Методические рекомендации
  3. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2010/2011 учебном году Москва 2010

    Методические рекомендации

    знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарную осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова;

  4. Методические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2010/2011 учебном году Москва 2010 г

    Методические рекомендации

    Настоящие методические рекомендации подготовлены центральной предметно-методической комиссией по информатике и направлены на помощь муниципальным и региональным методическим комиссиям в составлении заданий для школьного и муниципального

Все слова в русском языке так или иначе подчиняются правилам и понятиям, связанным с ним. Одним из таких понятий является грамматическая форма. Каждый из нас, приступая к изучению русского языка, обязательно сталкивается с рассматриваемым правилом.

Для грамматической характерно наличие нескольких определений. В частности, определение бывает широкого смысла или более узкого. Рассматривая понятие в узком смысле, можно утверждать, что грамматическая форма - это обозначение словоформы или особого состояния слова, его формы. А в то же время, в более широком смысле, форма слова в русском языке - лексически тождественное состояние одинаковых выражений.

Словоформы могут отличаться по грамматическим значениям (машина - машину, бабушка - бабушкой и т. п.). Однако их не считают отдельными лексемами (новыми словами). А наоборот. Считается, что они образуют одну из парадигм великого и могучего, суть которой заключается в том, что приведенные примеры - словоформы одной лексемы. Формальное единство лексемы заключается в единстве словоизменительной основы ее словоформ. Хотя на практике можно столкнуться с исключениями в виде фонетических и морфологических «дублетов» (галоша - калоша, прочитать - прочесть). Но здесь важно запомнить, что лексические и грамматические значения не существуют в отдельности, а постоянно взаимодействуют.

Парадигма

Парадигма - это система, отражающая видоизменение того же самого слова под влиянием грамматических категорий. Есть четыре основный разновидности парадигмы:

  • морфологическая с неизменной частью, которая называется корнем;
  • лексическая (омонимы, синонимы, антонимы и так далее);
  • словообразовательная - система образования слов от одной основы;
  • синтаксическая - группа различных по структуре конструкций, выражающих новые синтаксические значения.

Инструменты языка

А еще грамматическая форма - это разновидность инструментов языка, благодаря которым строится значение слов. Инструментарии, рассматривая в качестве смыслового носителя, можно выразить при помощи специальных форм: суффиксов, аффиксов, окончаний, ударения, префиксов.

Таким образом можно обозначить род, падеж и число имен существительных, прилагательных, причастий и местоимений. Суффиксы же, в свою очередь, призваны отразить форму глагола в прошедшем времени, форму причастий и деепричастий. Ударение показывает род, число имен существительных, формы видов глагола. Предлоги нужны для обозначения падежей имен существительных, числительных и местоимений.

Вариативность

Если говорить о грамматической форме в узком смысле, то в данном случае речь вообще идет о вариативности слов. Под этим в русском языке принято понимать различия в измененных словах, но лишь в деталях (окончаниях, отдельных словах и т. п.). Например, чая - чаю, если бы - только бы. Либо слова дублируют друг друга семантически: торты - торты (разное ударение), бухгалтеры - бухгалтера, в цеху - в цехе.

Единицы речи

Если объединить понятия, то грамматическая форма - это объединение грамматического значения со средствами его выражения. Грамматическая форма способна отразить сразу несколько значений.

Как из кирпичиков строится дом, так и из слов образуется речь. Они имеют собственную фонетическую структуру и грамматическое значение. Иногда они произносятся одинаково, но имеют совершенно разный смысл.

Грамматическое значение слова - это присущее всем словам усредненные понятия, не относящиеся к конкретным лексическим значениям этих слов. То есть, это абстрактное, обобщенное понимание слов.

Грамматическая форма - это, как уже было отмечено немного выше, понятие широкое и объемное. Категориальное различие слова может изменяться по падежам. Например, Мадагаскар, Мадагаскаром, Мадагаскара. В следующем случае рассматривается изменение по категории времени. Например, идем, пойдем, пойду. Далее речь идет об изменении по категории лица. К примеру, распускался, распускалось, распускалась. Также в русском языке допустимы изменения грамматической формы слова по категории наклонения. Например, работал, работай, работал бы.

Грамматическое значение слов имеет различную степень абстрагирования. Так, имена существительные могут иметь отличия по падежам. Однако и здесь присутствуют исключения, так как не любое имя существительное может изменять форму по родам. Например, можно сказать альтруист - альтруистка, альпинист - альпинистка, учитель - учительница, актер - актриса. Но слова режиссер, профессор, дирижер, музыкант имеют всегда единственный (мужской) род. При этом падежное склонение рассматриваемые исключения имеют, как и все остальные слова.

Грамматическое содержание

Грамматическая форма - это свойственное только этому слову строго определенное грамматическое содержание. Что понимается под этим? Например, слово «восстанавливал» обозначает глагол в прошедшем виде, действие в отношении существительного Смысл слова передается языковыми инструментами. Чтобы написать словоформу «подоконником» в творительном падеже единственного числа, надо использовать окончание -ом.

единственного числа настоящего времени «крашу», преобразуется при помощи окончания -у. Еще пример: глагол «рисковать» с окончанием -ать, указывает на глагол несовершенного вида, а существительное «машина» с помощью окончания -а указывает на то, что это слово непременно женского рода, и имеет единственное число.

Слова, обозначающие действия

Грамматическая форма глагола в русском языке характеризуется шестью категориями: залога, наклонения, числа, времени, лица, рода. Помимо этого, в языке применяется три вида наклонения глаголов:

  • повелительное (ешь, иди, бросай), то есть это волеизъявление;
  • изъявительное, совершаемое деяние в текущем времени, допустимое, как в настоящем, так и в планируемом (Мы ремонтируем. Он придет завтра. Журналисты никого не нашли);
  • сослагательное обозначает желаемое действие, которое вполне возможно и допустимо (Вот бы она позвонила. Мог бы остаться дома. Хотелось бы поверить).

Обозначение имеют лишь глаголы в прошедшем времени. Здесь грамматической формой слова, к примеру, выступают строго определенные окончания. Для мужского рода оно отсутствует. Для женского -а, и для среднего рода - -о. К примеру, бежал, бежала, бежало.

Основа основ

Основой грамматических форм считаются языковые знаки, необходимые для того, чтобы обозначить грамматическое значение слова. Грамматические формы подразделяют на словообразовательные и словоизменительные. Формы бывают лексические и грамматические. Но ни в коем случае нельзя путать родственные слова с грамматическими формами слов. Это разные вещи.

Родственные слова объединены общим корнем, но все же это разные слова! Дом, домашний, бездомный, домовитый. Если говорить о правильной грамматической форме слова «дом», то это будет, к примеру, дома, домом, у дома, домов.

Формы со сложностью

Грамматические формы различаются на сложные и простые. Как правило, грамматические формы создаются с помощью языковых знаков - аффиксов, окончаний. Либо представляют собой устойчивые в определенных вариантах повторяющиеся языковые инструменты. Например, уменьшительно-ласкательная форма обозначается с помощью суффиксов -ок, -ек, -очек. К примеру, горшочек, сынок, внучек, цветочек.

Создание и преобразование слов - сложный и многосложный процесс. Парадигмы некоторых слов считаются сложными. Такие грамматические формы, как при изучении языка, так и на практике, встречаются довольно часто. К примеру, падежная парадигма существительного - это симбиоз падежных словоформ единственного и множественного числа. Полная парадигма состоит не менее, чем из пяти частных парадигм.

Пишется по-другому, чем слышится

Стоит знать некоторые особенности грамматических форм. Буква «г» звучит как «в» в окончаниях родительного падежа мужского и среднего рода прилагательных и местоимений. Например, моего, пряного, сильного, быстрого. Или - итого, сегодня. В обычном разговоре некоторые числительные произносятся также иначе, чем пишутся. Например, тысяча (тыща), шестьдесят (шейсят), пятьдесят (пейсят).

Существуют также особые формы слов, начинающихся с дву-, двуг- или двух-. Надо запомнить, как правильно писать: двухголовый, двурогий, двустишье, двухгодовалый, двухтомник, двугорбый, двухтомник, двурукий, двугривенник. Стоит также запомнить правильность произношения таких слов как уплаченный, оплаченный, заплаченный. А не уплОченный, заплОченный, оплОченный.

Разные формы

В русском языке представлены следующие виды грамматических форм:

  • Синтаксические. Синтаксическая словоформа образовалась еще в древности. Для нее характерны не один, а несколько способов словообразования с учетом большого разнообразия звучания и написания слов. Часто синтетические формы слов используются в художественном стиле, так как считаются более поэтичными, с ярким образом. Меньше всего используются в научном языке. Иногда, преобразовываясь по всем правилам русского языка, слова синтаксической формы приобретают неблагозвучное или труднопроизносимое состояние, либо получаются чрезмерно
  • Морфологические. Они в свою очередь подразделяются на лексико-грамматические и словоизменительные формы.

Особенности грамматических категорий напрямую зависят от того, к какой части речи они относятся. Так, например, числительным свойственно только изменение по падежам. Сравнительную степень имеют имена прилагательные, наречия и слова, означающие состояния. Глаголам присущи практически все категории. Местоимениям - исключительно род, число и падеж.

Обобщение

По правилам нашего достаточно сложного языка, грамматическая структура речи основывается, в первую очередь, на определенных законах и правилах образования и преобразования слов. Чтобы знать эти правила, необходимо изучать морфологию, то есть все, что имеет отношение к парадигматике слов, знать абстрактные значения слов. Ведь слово - это основная единица грамматики. Оно объединяет звуковую составляющую, лексическое значение и формальные грамматические специфики. А грамматическая форма - не что иное, как языковой знак, который сочетает материальную сторону и абстрактный смысл. А смысловой формой выступает грамматическое значение.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...