Занятие по профилактике злоупотребления психоактивных веществ "твоя жизнь в твоих руках". Занятие по профилактике правонарушений "преступление и наказание" Занятие по профилактике
Цели занятия: формирование ответственности за свою жизнь, формирование антинаркотических установок, изменение отношений учащихся к ПАВ.
Задачи: повышение информированности о видах группового давления, о возможных стратегиях поведения.
Оснащение: слайды из серии “Профилактика подростковой наркомании”, слайд-проектор, оборудование для просмотра видеофильма “Право на жизнь”, куклы из бумаги, листы бумаги, свеча, буклеты.
Занятие предназначено для учащихся 8–9 классов.
План занятия.
- Приветствие.
- Игра “Давай поздороваемся”.
- Упражнение “Планы на будущее”.
- Обсуждение статьи “Наркотик – лопата”.
- Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики?”
- Игра “Поменяйтесь местами”.
- Работа с понятиями “групповое давление” и “уверенное поведение”.
- Упражнение “Провокация”.
- Просмотр отрывка видеофильма “Право на жизнь”.
- Работа со словами-антонимами.
- Заключительный круг.
Ход занятия
Учащиеся рассаживаются по кругу.
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам, чтобы поговорить с вами о важных для вас вещах. В последнее время наркомания – настоящий бич во многих странах мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей. В России масштабы и темпы роста наркомании таковы, что ставят под угрозу будущее нации
Слайд 1
Я попрошу вас встать, взяться за руки. Один человек не справиться с серьезными проблемами, но вместе мы сила, вместе мы все преодолеем.
А сейчас давайте поприветствуем друг друга необычным способом.
Игра “Давай поздороваемся”.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: “европейцев”, “японцев”, “африканцев”. Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми “своим” способом: “европейцы” пожимают руку, “японцы” кланяются, “африканцы” трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
Вернемся к теме занятия. Вы учитесь в 8 (9) классе, когда еще все впереди, когда строятся жизненные планы на будущее. Ответьте на вопрос: что бы вы хотели иметь к 30 годам? Прошу записать ответы на листочках, не подписывая их (дается 2 минуты). (Листочки сдаются ведущему, который спрашивает разрешения зачитать попозже некоторые из них. )
Сейчас я вам зачитаю статью, а вы внимательно послушайте.
“… А вот и таблетка. Белая таблетка с весёлым изображением зайчика или доллара, или ещё чего-нибудь. Перед дискотекой ты заглотнёшь её и будешь танцевать как юный Майкл Джексон. Весело? Однозначно. Круто? Модно? Конечно же! Рассказать, что происходит с твоим телом? Оно работает с 200 %-ой отдачей. А вот внутренние органы стираются как шестерёнки в машине, которая работает без перерыва. Но машина железная, её можно починить. А твоё тело уже годам к 30 припомнит тебе употребление чудо-таблеток.
Наркотик – это лопата. Да, да, не удивляйся, мой друг. Это очень хорошая лопата.
Впервые употребив наркотик, ты включаешь эту лопату. Нажимаешь на кнопку, и выскакивают из темноты работяги в тёмных капюшонах, натянутые на глаза. Это могильщики.
Могильщики приглашают тебя – добро пожаловать! Что? Ты не хочешь? Говоришь, что тебе ещё рано? Что, пожить ещё хочешь, семью завести, стать известным, знаменитым, успешным? Да всё! Забудь! Никто не заставлял тебя брать в руки шприц. Пускай эти слова войдут в твой мозг живительными витаминами, лекарством– антибиотиком, не позволяй никакой заразе укоротить твою жизнь. Жизнь, которая у тебя только начинается и которая прекрасна, как чудо.”
А сейчас с вашего разрешения я прочитаю некоторые ответы на вопрос, который я вам предложила. Я надеюсь, что они подтвердят то, о чем мечтает большинство ваших сверстников. Что же хотите вы? (Зачитываются ответы на листочках.)
Да, все это замечательно: любовь, дом, дети, карьера, богатство. Ради этого можно жить… Но у вас ничего этого не будет… у вас ничего этого не будет, да и самих вас не будет, … если вы начнете употреблять наркотики. Потому что наркоманы практически не доживают до 30 лет.
Быстрый круг “Что заставляет ребят пробовать наркотики? ” Поощряются все ответы, особенно акцентируется внимание на ответах типа “ неудобно отказаться в компании”, “друзья уговаривают” и т.п.
А теперь давайте поиграем в игру “Поменяйтесь местами” . Я приглашаю двух желающих. Возьмите два стула, садитесь. Первый участник должен уговорить второго поменяться местами. Время ограничено, вам дается 2 минуты. (После этого вызвать еще одну пару, задание не меняется.)
Замечательно поиграли. Давайте теперь по кругу скажем, к каким способам прибегали те, кто пытался заставить или уговорить поменяться местами (ответы учащихся ).
Такие попытки заставить другого человека что-либо сделать без объяснения истинных причин, а лишь путем обвинений, лести, ссылок на других людей и т.п. называются давлением.
Особенно трудно бывает сопротивляться давлению со стороны группы людей, т.е. групповому давлению. Ведь человек обычно стремится быть членом какой-то группы и соответствовать нормам и ценностям этой группы.
Обсуждение.
Испытывали ли вы когда-нибудь подобные состояния? Когда и со стороны кого вы испытывали давление? (Ответы учащихся. )
Сейчас я покажу вам слайды, где представлены те способы оказания давления, которые наиболее часто используются в компании сверстников. Давайте их рассмотрим. Демонстрируются слайды с указанием таких видов давления, как: лесть, похвала, уговоры, подкуп, обман, угрозы, запугивание, насмешки, призыв “делай как мы”. Проводится обсуждение этих видов группового давления.
Слайд 2
Слайд 3
Как вы думаете, какие качества характера человека помогут помочь сопротивляться групповому давлению? (Подвести к понятию “уверенное поведение”.)
Слайд 4
Можно ли сказать, что неуверенный человек сам себе не принадлежит? (Ответы детей. )
Слайд 5
Такой человек чем-то похож на куклу-марионетку. (Показ куклы.) Нужно освободиться, оборвать нити. (Кукла падает.) А вот эта кукла стоит прочно (кукла на стержне) . Что же в ней есть такого? У нее есть стержень – это характер, уверенность в себе, знания. Я хочу, чтобы вы были именно такими, сильными, уверенными, способными выйти из трудной ситуации.
Упражнение "Провокация".
Представьте, что вы на дискотеке. К вам подходит человек и предлагает таблетку для поднятия настроения. Вы знаете, что эта таблетка может стать первым шагом в пропасть. И у вас уже есть наготове спасительная фраза. Какие это могут быть фразы?
Спасибо, я больше в этом не нуждаюсь.
Спасибо, мне этого не нужно.
Не курю.
Нет, мне не нужны неприятности.
Я таких вещей боюсь.
Эта дрянь не для меня.
Я и без этого превосходно себя чувствую.
Нет, спасибо, это опасно для жизни.
Мне не хочется умереть молодым.
Спасибо, мне здоровье дороже!
А у меня есть слайд, где перечислены еще кое-какие приемы, которые можно использовать.
(Слайд 6)
Кроме этого можно:
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. “Перевести стрелки”: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь еще; придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, в зал игровых автоматов; на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. “Продинамить”: сказать, что как-нибудь в другой раз...
5. “Задавить интеллектом”: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, поймают, случится белая горячка, заболеем гепатитом и т.д.). Можно даже выдумать какие-нибудь “страшные последствия” самому (например, “зубы посинеют”, “оглохнем” и т.д.).
7. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходить ее стороной.
Главное, отвечать быстро, решительно и громко, чтобы показать, что вы человек уверенный в себе, который не нуждается ни в каких стимуляторах.
Надеюсь, это поможет вам спастись от тех, кто хотел бы сделать вас своим постоянным клиентом, заработать на вас много, быстро и любой ценой.
А сейчас просмотрим кадры видеофильма “Право на жизнь”, показывающие как ребятам предлагают попробовать наркотики.
После просмотра отрывка – обсуждение увиденного, приведение своих собственных доводов отказа.
Сейчас я попрошу вас написать на ваших листочках несколько слов столбиком. Каждому из этих слов подберите слова-антонимы:
В наркомании, как в кривом зеркале, все явления приобретают обратный смысл. Обратитесь к словарю, который лежит перед вами. Если вам говорят: “Хочешь испытать ни с чем не сравнимое удовольствие и наслаждаться свободой?”, следует понимать так: “Хочешь испытать боль, корчиться в ломке и попасть в рабскую зависимость?”. Предложение, которое вам делают “по доброте душевной”, превратит вашу жизнь в смерть.
Правда о наркотиках развеивает весь липкий туман лжи, который окутывает это страшное оружие. Вы узнали сегодня эту правду. Есть ещё одно оружие от наркотиков – самое верное, надёжное и сильное. Может быть, вы уже сами догадались, как надёжнее всего уберечься от наркотиков? (Ответы детей.)
– Самый надёжный способ избавиться от наркотической зависимости – это никогда их не употреблять . Желаю вам избрать именно этот способ.
Сейчас я предлагаю вам встать в круг. У меня в руках свеча. Она горит, горит ярко, от нее исходит тепло и свет. Она символизирует нашу жизнь. Что вы поняли сегодня на занятии? (Каждый берет в руки свечу, высказывает свое мнение.)
А сейчас я попрошу вас повторять вслед за мной.
Ни под каким видом, ни под каким предлогом, ни из любопытства, ни из чувства товарищества, ни в одиночку, ни в группе, мы не будем принимать, нюхать и пробовать наркотики. Мы за здоровый образ жизни!!!
В конце занятия детям раздаются буклеты (Приложение 1) .
Используемые источники.
-
Васькова О.В.,
Мачульская А.С.,
Мачульская Т. Б.,
Согоян В.Н.
Как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
- Мартыненко Л.П. в сборнике “Профилактическая работа по наркомании и токсикомании в общеобразовательных учреждениях” /Отв. ред. В.Ф. Трещалин. – Воронеж, ВОИПКРО, 2001.
- Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании.: Наглядно-методическое пособие/С.Б. Белогуров, В.Ю. Климович. – М.:Центр “Планетариум”, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
- Подростковая наркомания. Слайд-альбом. Центр “Планетариум”, Москва, 2002.
- Видеофильм “Право на ошибку”, видеостудия “КВАРТ”, г. Москва
ГУ «Балашовский центр социальной помощи семье и детям «Семья»
Конспект занятия по профилактике правонарушений для несовершеннолетних старшего школьного возраста
«Преступление и наказание»
Подготовила:
Голубниченко Елена Николаевна
Балашов
2011 г.
Цель:
Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них;
Развивать представления о последствиях противоправных деяний;
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
ЗАКОНЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ДЛЯ
ВСЕХ ОДИНАКОВЫЙ СМЫСЛ
(Ш.Монтескье)
Только слабые совершают преступления:
сильному и счастливому они не нужны.
(Вольтер)
Ход занятия:
Под музыку «Дорогою добра» в зал поочередно входят команда «Представителей Закона» и команда «Представителей Порядка».От тюрьмы и сумы не зарекайся. Это суровое предупреждение пришло в наш быт из прошлого. Оно напоминает о самых неблагоприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости: плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят школьное имущество и многое другое. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. И сегодня на занятии я хочу предупредить вас об опасностях в игре с законом.
Преступность растет, и общество ищет пути эффективной борьбы с нею.
Сегодня на занятии вам, уважаемые участники, предстоит пройти ступени правонарушений, и достигнув вершины, узнать о том, что такое правонарушение и какое наказание может последовать.
Ступени вы будите преодолевать в командах (представители закона и представители порядка). об ответственности за возможные правонарушения.
И начнем мы с пресс-конференции.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (изложение теоретического материала занятия).
ЖУРНАЛИСТ.
В кинотеатре города шел очередной фильм. Через полчаса после начала в зале появилась группа 16-17-летних парней и девиц. Смотреть фильм стало невозможно: выкрики, комментарии, нецензурные выражения. Потом выяснилось, что бутылку вина они успели распить прямо в первом ряду. Кто-то из зрителей позвонил в милицию. Наряд прибыл мгновенно. Задержанные искренне не понимали, за что их держат в дежурной части милиции, с какой стати лейтенант составляет протокол, почему в разговоре милиционеров упоминается административное ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
Товарищ прокурор, объясните, почему невинные шалости превратились в правонарушение.
ПРОКУРОР.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ - это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ЗАКОН- это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке. А в статье 158 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения говорится: Мелкое хулиганство, есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет наложение штрафа или исправительные работы, или арест на срок до 15 суток.
ЖРНАЛИСТ.
А что поэты пишут по этому поводу?
ПОЭТ.
Коль ты невинного избил.
Несправедливо оскорбил, -
Презренье ты себе купил!
Кто так ведет себя с людьми.
Глупец, дубина он, пойми:
Все возликуют ведь, когда
ПРИДЕТ И НА НЕГО БЕДА. (Себастион Брант)
А теперь я вам предлагаю принять участие в командной игре по преодолению ступеней преступности. (при положительном ответе команда получает жетон, по цвету соответствующий преодолеваемой ступени и прикрепляется на данную ступень, для команды представителей закона справа, для представителей порядка слева).
Командная игра
I ступень – Литературный тур . Вам нужно отгадать, какому герою они принадлежат:
1. трость, трубка, скрипка, лупа (Шерлок Холмс);
2. котелок, жилет, трость (Эркюль Пуаро);
3. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, и любое препятствие для него пустяк (Джеймс Бонд – Агент 007);
4. Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за чёрной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме (Глеб Жеглов);
II ступень – В шутку о серьёзном :
1. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий (сорока);
2. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница»);
3. Как появилось выражение: «Написано на лбу»? (Происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступника);
4. «Избави Бог и нас от этих судей!» – восклицал А. Крылов. Кто же был героем басни? (Осёл).
Продолжение пресс-конференции.
Журналист: С какого возраста наступает ответственность?
Прокурор: Важно отметить, что это вовсе не означает, что до 16 лет вас не будут трогать, все статьи принимают определенные оговорки, за какие-то правонарушения берется штраф, который оплачивают ваши родители. Есть преступления, которые требует обязательно, чтобы был достигнут этот возраст, в соответствии с этим, есть специальный центр временного содержания несовершеннолетних, где с ними работают специалисты по формированию правильных позиций, профилактике правонарушений.
lll ступень - Игра лото «Собери цветок» (Собирают цветок, приклеивая нужные лепестки.
1 команда цветок прикрепляет на доску, зачитывая виды наказаний. 2 группа сдает работу педагогу).
1 группа изучает виды наказаний
2 группа изучает, что такое ответственность
Слова, написанные на лепестках к цветку 1 команды.
Виды наказаний:
предупреждение;
административный штраф;
арест
лишение права заниматься определённой деятельностью;
исправительные работы;
лишение свободы на определённый срок.
Слова, написанные на лепестках к цветку 2 команды.
Что такое ответственность:
Уровень успешности
Понимание последствий
Способность осознания
Умение принимать решения в сложных ситуациях
Выполнять все свои обязанности наилучшим образом
Добросовестность
Контролировать свои действия
Умения играть
IV ступень – Формы наказаний предусмотренные Уголовным Кодексом РФ: (под музыку)
(Раздаются каждой команде для определения форм наказаний, предусмотренных в РФ, не существующие зачёркиваются.)
лишение свободы
V ступень – Обстоятельства :
Во время перечисления различных обстоятельств совершения преступления поднимать соответствующие им карточки:
Обстоятельства:
1. совершение преступления в группе;
2. явка с повинной;
3. несовершеннолетие виновного;
4. необходимая оборона;
5. совершение преступления в состоянии опьянения;
6. наличие заболевания у обвиняемого.
Карточки:
ОТЯГЧАЮЩЕЕ
СМЯГЧАЮЩЕЕ
Освобождает от ответственности
Никак не учитывается
VI ступень – Ситуации – Правоград . (под музыку)
Каждая группа получает карточку с заданной ситуацией, которая обыгрывается в виде сценки и объясняется с точки зрения административной или юридической ответственности:
1. Время 23 часа, подростки одни на улице без сопровождения родителей.
(Родители должны исполнять обязанности по воспитанию детей, строго контролировать поведение несовершеннолетних иначе они могут заплатить штраф).
Все домой давно пришли, А кому гулять охота По темным улицам пустым? Хотя нет, вдали я вижу Кто-то движется сюда. Что ж, посмотрим, кто же это И куда направится.1-й м: Слушай, друг, гуляем долго И на улице темно, Только как бы нам узнать, Сколько ж времени прошло?
2-й м: Да какая разница! Мы ведь взрослые ребята По пятнадцать нам давно. Если очень интересно, Вон часы смотри здесь есть. И всего лишь 23, это ж время нам не в честь.
А: Дело было вечером, Делать было нечего. Где ж родители ребят? Ах, ведь дома ж все сидят!
2. Обыграть сюжет из финальной сцены сказки «Красная Шапочка». Правы ли охотники, убив Волка? Кто и как должен судить преступника?
(Виновность устанавливает только Суд, охотники не наделены правом судить, Волка надо было оперировать, охотники могли приговорить к смерти невиновного, смертная казнь у нас отменена, Волка надо было посадить).
А: Вдруг услышав шум и крик В домике бабули Два охотника стремглав Бросились как пули.1-й охотник: Ой, смотри, да это волк Сам своей персоной Только не возьму я в толк В нем бабуля что ли?
2-й охотник: Точно так! Давай ружье На прицел возьму его.
Волк: Нет, не надо надо мной Казнь чинить вслепую. Я ответ готов держать Пред законом судей!
2-й охотник: Ой, довольно, грамотей Призывать закон людей. Приговор готов давно Выстрелом зовут его.
3. Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, ранее судимого, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Позже они испугались и принесли в милицию товар. Что с ними будет?
(Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетние впервые совершили преступление, явились с повинной; отягчающее обстоятельство – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних лицом ранее судимым).
Завели серьезный спор. Макс у них авторитет Ведь имел судимость он.Макс: Что, мальцы, вам не слабо Там вон жажду утолить? Только денег вам не дам Нужно просто утащить.
Борис: Мы ребята мировые И в огонь и в воду Запросто возьму сейчас За бесплатно колу.
Сергей: Что-то мне не по себе, Мы ворами стали! В минтуру надо нам идти Пока нас не поймали.
4. Несколько школьников залезли в гараж, но испугавшись, что же они наделали, ничего не взяли и ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом милиции. Будут ли ребята наказаны?
Шли вдоль массы гаражей И вдруг видят: дверь открыта И не видно там людей.1-й мал: Заходи, мой друг, Валера Чтобы взять нам посмотри, Лишь никто бы не увидел Стащим быстро и беги!
2-й мал: Что-то я робею как-то Ну их, эти все дела. Лучше нам уйти сейчас же. По-другому нам нельзя.
Скрылись прочь из гаража. Но сосед ребят заметил И ворчит вслед неспеша:
Сосед: Эх, хулиганье какое! Вот сейчас домой приду И в милицию, конечно О набеге позвоню.
(Наказание не последует: был добровольный отказ от преступления – Ст. 31
VII ступень- Ситуации юриста.
Представьте, что все вы юристы, зачитываю вам примеры из жизни, а вы должны определить, является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует.
Ситуация 1.
Подросток Коля 13 лет, смастерил самодельное взрывчатое устройство, которое он решил испытать, зажег спичку, искра попала не на фитиль, а на взрывчатое вещ-во, как следствие открытый перелом кисти, множественные ранения тела, химический ожег глаз.
Является ли это административным преступлением?
(Изготовление самодельных взрывных устройств. Административная ответственность возложена на родителей-штраф (ненадлежащие воспитание ребенка).
Ситуация 2.
Группа подростков после пикника в лесу, оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидают их?
(Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)
Ситуация 3.
Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге, зашли в магазин и купили бутылку пива, в аллее, напротив школы они ее распили.
Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению.
(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)
Ситуация 4.
Подросток Иван, 13 лет, сидел на лавочке в парке, и всех прохожих, проходящих мимо него, он оскорблял, используя при этом нецензурную брань. К нему подошел сотрудник милиции, и сделал ему предупреждение, он полностью проигнорировал его.
Какой вид наказание понесет данный подросток.
(Мелкое хулиганство- т.е. нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам, является нарушением общественного порядка и спокойствия граждан. Штраф, арест на 15 суток.
В данном случае 15 суток, т.к. игнорировал инсп. мил.)
Ситуация 5.
Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали кнопки лифта в подъезде, разбивали лампочки, поджигали почтовые ящики.
Могут ли они быть привлечены к административной ответственности?
(Порча в жилых домах, и жилых помещениях, штраф)
Ситуация 6.
Толя, ученик 7 класса, неоднократно привлекался за административные правонарушения, был задержан за мелкое хулиганство нанесение ущерба, разбитие стекла в магазине, за употребление спиртные напитков в общественных местах, употребление наркотических средств, но являлся их распространителем, воровство в магазине.
За данные нарушения были возложены и штрафы на родителей, арест на 15 суток, и недавно он совершил еще одно мелкое хулиганство, какое еще наказание может он понести.
(Т.к. на всевозможные наказание, подлежащие его возрасту на него не действуют, то в таких случаях есть Цент Содержания Несовершеннолетних Правонарушителей, где они находятся, до того, времени, пока они не достигнут возраста несения наказания. В этом центре, с ними работают специалисты, которые помогают им выйти на ровную дорогу, и не совершать таких деяний, в основном используя метод трудотерапии.
Итог: административные правонарушения, незначительные наказание, но накладывают определенный отпечаток на судьбу(постановка на учет)).
VIII . Что такое ответственность?
Что обозначают слова: Когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни ( Выступает 2 команда и прикрепляют цветок на доску).
Лестница ответственности:
(Посмотрите на лестницу ответственности. На какую бы ступеньку вы поставили себя? Поставьте фигурку человека на соответствующую ступень.)
IX . Исполнение детьми песни «Дорогою добра». (Во время исполнения прокурор и журналист подводят итог преодоления ступеней участниками).
X. Итог.
Сейчас мы предоставляем слово независимым экспертам в лице прокурора и журналиста (определяется команда победителей).
И в завершении занятия хочется рассказать вам притчу, а вы проанализируйте ее с точки зрения нашей темы.
Один человек влюбился в Луну и тосковал по ней. Чтобы быть к Луне поближе, он устроил свое жилище на горе, и каждый вечер смотрел на нее, мечтая когда-нибудь приблизиться к предмету своего обожания. Однажды ночью, увидев, как лунная дорожка достигла его жилища, человек решил вступить на нее и пошел к луне.Он прошел уже половину пути без помех, когда засомневался в своих силах, испуганно посмотрел вниз, закачался и упал.
Он поставил цель, и когда он стал двигаться по пути ее достижения, произошел внутренний перелом, все рухнуло, к чему он стремился.
Уже в подростковом возрасте вы формируете себя как личность, у которой есть определенные жизненные позиции, внутренний устав, который вас ведет и сопровождает во взрослой жизни. И если у вас где-то есть внутри уголок, который вам подает сигналы, о том, почему бы и нет, не попробовать… Задумайтесь над тем, что вы будущее страны, и надежда ваших матерей, отцов, дедов. А с другой стороны, вы ответственны за будущее поколение, которое будет жить в том обществе с теми нормами, которые вы создадите или сохраните.
Будьте достойными гражданами свой страны, соблюдайте законы!!!
Преступление- наказание (взаимосвязанные элементы, за каждое преступление административное, моральное, уголовное, экономическое обязательно последует наказание).
Список использованной литературы:
1. Лунев А.Е. Административные правонарушения.-М: «Госюризда». 1998.
3. Шишов О.Ф. Преступления и административные проступки.-М, 1987.
Использованные Интернет-ресурсы:
Потребление психоактивных веществ – острейшая проблема в мире. Российское общество на стыке тысячелетий столкнулось с новой реальностью, когда опасные зависимости, захватывающие в первую очередь молодое население страны, стали стремительно прогрессировать.
Действенным средством борьбы с распространением наркотического заражения является профилактика.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании, как болезни.
В связи с этим современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.
Данное занятие рассчитано для детей среднего и старшего школьного возраста, направлено на выработку у учащихся отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.
Требование к организации занятия.
Занятие успешно реализуется в структуре внеклассной работы школьного коллектива.
Для проведения занятия используется обычный класс, столы и парты необходимо сдвинуть к стенам, освободив место в центре, так как во время занятия предусмотрены размещения по кругу.
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, устойчивого неприятия психоактивных веществ.
- Создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
- Помочь осознать участникам проблем, связанных с употреблением наркотиков;
- Снизить вероятность вовлечения учащихся в экспериментирование с психоактивными веществами.
Ход занятия
Здравствуйте! А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это значит, что человек, который с вами здоровается, желает вам здоровья.
1. Приветствие
– Давайте поздороваемся все вместе?! (В конце каждой фразы вы говорите: «Привет»)
Когда встречаем мы рассвет, то говорим ему: «Привет»
С улыбкой солнце дарит свет, нам, посылая свой: «Привет»
При встрече через много лет вы крикнете друзьям: «Привет»
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго: «Привет»
И вы запомните совет, дарите всем друзьям: «Привет»
Давайте дружно все в ответ друг другу скажем мы: «Привет»
– Вот мы и поздоровались, а теперь давайте познакомимся. Меня зовут... А
вас?
– На счет 3–4 все вместе произнесем свои имена. 3-4!
– О-о-о, здорово, я вас всех запомнила
2. Игра «Знакомство»
Ну, а теперь давайте, познакомимся! Я буду называть личное качество или буду описывать какую-либо ситуацию, а вы будете выполнять это действие, если условие относится к вам. И так:
– тот, у кого есть брат, щелкните пальцами, вот так...
– у кого карие глаза, трижды подмигните
– чей рост превышает 1 м 70 см, пусть громко крикнет «Я Кинг-конг!»
– тот, кто сегодня хорошо позавтракал, погладьте себя по животу
– кто любит собак, должен два раза тяф-тяф
– тот, у кого есть любимый или любимая, пусть повернется к соседу слева и
скажет, что это его не касается
– те, у кого есть синие детали одежды, должны сказать соседу справа, что никогда
в жизни не сделали бы себе прически, как у него
– у кого есть дома у кошка – мяукните
– кто любит мороженое, должен заглянуть под свой стул
– кто хоть раз в жизни пробовал курить, должен крикнуть «Это опасно!»
– тот, кого сегодня принуждали рано вставать, должен затопать ногами по полу и
крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»\
– кто рад, что попал сюда, должен крикнуть «Да!»
– кто считает, что игра длится долго, должен скрестить руки на груди и громко
крикнуть: «Хватит!»
Ребята, наше общество сегодня борется со множеством проблем, которые угрожают нашему здоровью – это загрязнение окружающей среды, некачественные продукты, преступность, СПИД, рак, наркомания, вредные привычки.
Все вы обладает самыми ценными вещами на земле. У нас есть: молодость, энергия, здоровье.
Тема нашего занятия «Защити себя». А речь пойдет о заболевании наркомании.
Наркомания -это болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутренняя инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. По результатам опроса общественного мнения, наркомания-вторая по важности опроса общественного мнения, наркомания-вторая по важности проблема в России (первой, безусловно, является преступность). И действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает 3 миллионов. Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 7,5 раз и превысило в 1999 году 200тысяч человек. По мнению экспертов, их число фактически в 2–3 раза больше.
3. Тематическое упражнение «Наркотик: стоит ли ему доверять?»
Материал: карточки со словами (совесть, любопытство, любовь к себе, опека со стороны родителей, ответственность, доверчивость, свободное воспитание, уважение к близким, желание выделиться, пассивное поведение, неорганизованность, социальное окружение, межличностное окружение).
Прочитайте то, что написано на карточках и разделите их на две группы следующим образом:
1-я группа – факторы, которые способствуют распространению наркотиков среди
подростков;
2-я группа – факторы, которые сдерживают подростков от употребления наркотиков.
Все карточки закрепить на доске по группам.
В ходе распределения карточек, обсуждают каждый фактор и принимают общее решение, к какой группе его отнести.
После обсуждения ведущий задает следующие вопросы:
1. Как вы думаете, можно ли фактор из одной группы поместить в и другую?
2. Имеет ли каждая ситуация единственное правильное решение? Почему?
3. Всегда ли люди поступают так, как хотят?
Затем ведущий делает вывод из всего сказанного
4. Упражнение «Жизнь с болезнью»
Материалы: небольшие листы бумаги, ручки на каждого участника.
Инструкция. Ведущий выдает каждому участнику по 12 листочков бумаги (размером 5 на 5 см) и просит написать: на 4 листочках – названия любимых блюд; на 4 – названия любимых занятий, увлечений; на 4 – имена близких или любимых людей.
Когда все участники готовы, ведущий говорит:
«Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от наркотиков, для того чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от наркотика. За любое удовольствие надо платить... и не только деньги. Поэтому я попрошу отдать по одной карточке с любимым блюдом, занятием, близким человеком». Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 3 листочка.
После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника, это символизирует то, что потребитель наркотиков не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников – это возможный вариант того, что наркомания может сделать с жизнью человека.
Обсуждение
Как себя чувствовали участники во время игры?
Как сейчас себя чувствуют?
С чем или с кем труднее было расставаться?
После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка, для того чтобы вывести участников из игровой ситуации. Ее текст может быть таким: «То, что произошло сейчас, было только игрой. Я надеюсь, что это никогда не коснется Вас и ваших близких. Я надеюсь, никто из Вас не столкнется с такой ситуацией в своей жизни. Все это было только игрой. А закончилось вместе с игрой... и т.д.» После этого участники делятся пережитыми чувствами.
Ритуал «деролинга» (снять игровые роли с участников). Каждый руками как бы стряхивает с себя роль, называя себя по имени («я больше не человек, зависящий от наркотиков, я – Аня», «я – Вася»).
5. Легенда
«В одном селении жили два умных человека, один был добр и справедлив, и его уважали, к нему шли за советом и разрешением конфликтов, другой был хитер, зол и расчетлив, люди, несмотря на его ум, не шли к нему за помощью. Злобный старец решил всем доказать несовершенство доброго мудреца таким способом: поймал бабочку, собрал жителей, позвал мудреца и спросил, что он сам держит в руках. Добрый старец ответил:– бабочку. Живая она или мертвая? Был следующий вопрос? И ответил старец: «Сейчас все зависит только от тебя: захочешь, распахнешь ладони, и она живая улетит, а захочешь, сожмешь, и она умрет. Все в твоих руках! Мораль такова: Ваша жизнь и ваше здоровье в ваших руках. Педагоги, врачи, родители могут повлиять, помочь информацией, но решение принимать вам. И хочется надеяться, что оно будет правильным».
6. Упражнение «Защити себя»
Сядьте поудобнее, настолько это возможно в данный момент.
Закройте глаза. Мысленно представьте себя маленьким ребенком 4–5 лет. Возможно, у вас есть фотография этого возраста, вспомните ее.
Посмотрите в глазки этому ребенку.
Подойдите к нему.
Погладьте его по головке…..
Почувствуйте его мягкие, нежные волосы.
Сядьте на колени перед ним.
Обнимите, он этого очень долго ждал.
Скажите, что очень, очень любите его.
Возьмите в свои ладони, его маленькие, теплые ручки.
Скажите, что всегда теперь будите вместе.
Что будите защищать его, чтобы не случилось.
Уменьшите образ до размеров горошины.
Возьмите его в сердце.
Почувствуйте, как тепло расходиться оранжевым цветом по всему телу, плавно
переходя в руки, ноги.
Почувствуйте приятный для вас запах.
Возможно, это будет запах леса, цветов.
Этот ребенок будет всегда с вами.
Он чувствует себя там защищенным, и будет согревать вас своим теплом.
Можно открыть глаза.
Шерринг.
– удалось ли увидеть ребенка?
– что чувствовали?
Наша жизнь непредсказуема, и мне бы очень хотелось, если вдруг когда-нибудь вам предложат попробовать наркотик, что бы вы вспомнили, глаза этого ребенка, которому пообещали сейчас, чтобы не случилось защищать его!
Использована литература:
- Профилактика наркозависимости среди детей и подростков: Методическое пособие. Авторы состовители: Водовозов М.Ю. Губина К.В., Прокопенко Г.В. Филиал ГУТО «Наркологический реабилитационный центр», 2003-30с.
- Методические рекомендации по организации профилактической работы с детьми и подростками в период летней оздоровительной кампании в рамках проекта «Лето – пора находок, а не потерь!» Авторский коллектив Андреева О.С., к.пс.н., доцент Тюм. ГУ. Старцева Н.Г., к пс., н., директор ГАУ ТО «ОЦПР». Мариинских Н.В., педагог-психолог высшей категории. Кардашова Г.П., зав. Отделением воспитательной работы комитета по образованию г.Тобольска., Тюмень 2009, 93с.