Поет весна аукает. Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Галина Голикова
Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Поет зима аукает , мохнатый лес баюкает… »

Цель : Познакомить с зимними явлениями в жизни природы : закреплять с детьми знания о деревьях : развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме.

Развивающие :

Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Воспитательные :

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ход занятия:

(Экскурсия в зимний сад)

(По дороге в парк обращаем внимание на работу снегоочистительных машин, одежду людей, работу дворника. Пришли в парк.)

Слушаем тишину. Тишина, тишина, тишина…. Лес спит. Иногда слышно как охапками падает снег с веток.

Вопрос чем пахнет зима ? «Морозной свежестью, снегом, елкой» .

Как изменился лес?

Деревья голые все в снегу.

Давайте отыщем знакомые деревья. (Легче всего узнать березу)

У нее белый ствол и свисающие с тонких веток сережки.

А какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высотные

Этажи несченые

Шпили колючие

Под тучами могучими

Это ель ее знают и любят все.

А это ее сестра

А на верху над мглою этой

Перерастая лес одна,

В лучах заката

В бликах света

Горела яркая сосна.

Ребята, в чем сходства ели и сосны?

Они покрыты иголками-хвоей.

Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому они не боятся мороза.

Давайте сравним иголки ели и сосны.

У елки они жесткие, короткие, а у сосны более мягкие и длинные.

Отгадайте еще одну загадку.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина)

Правильно рябина. Давайте найдем рябину.

По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. д.

Давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете?

Зимой солнце светит, да не греет.

Береги нос в большой мороз.

Деревья в инее - небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Как зима не злится , а весне покорится.

Мороз не велик, да стоять невелит.

Если мороз сильный, то снег пушистый, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» Цель : отработать употребление предлога на в предложениях.

Можно ли лепить из рассыпчатого снега? Если не очень холодно, из снега можно лепить, и он падает хлопьями.

А какая погода сегодня и какой снег?

Рассмотрите снежинку на вашей варежке. Какая она красивая и маленькая!

Сравните снежинки. Одинаковые ли они?

Представьте сколько должно упасть с неба снежинок, чтоб образовались такие сугробы!

Какого цвета снег? Но он только кажется чистым и белым.

Наберите снег в ведерко. Мы возьмем его с собой в группу и понаблюдаем там за ним. (Обращаю внимание детей на то, что снег в группе растаял и вода нечистая, подвожу к тому, что снег в рот брать нельзя).

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Для чего нужен снег деревьям?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Молодцы, много знаете примет о зиме и различных пословиц. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь.

- Зима – время зимних забав игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Послушайте стихотворение о снеге.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал ты теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Разработала: Воспитатель.

Конспект занятия «Зима в лесу» Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы. Задачи: Формирующие: Закреплять знания детей о характерных.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.

Тема любви у Бунина - большое «окно» в жизнь. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникать в «тайная тайных» человеческой души, исходя из влияния на человека объективной действительности. Великое чувство, связывающее людей, превращается под пером Бунина в страдание, приносящее горечь и мучительную боль. Тема любви очень важна в плане эстетического отношения писателя к действительности и многое разъясняет в его миропонимании.

В 1903 году в журнале «Новый путь» появилась первая рецензия, написанная Александром Блоком. Не случайной была его встреча с изданием, во главе которого стояли 3. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковский. До личного знакомства с ними (в марте 1902 года) Блок много и внимательно изучал сочинения Мережковского, и как отмечает Вл. Орлов: «Почти все размышления Блока в юношеском дневнике об антиномии языческого и христианского мировоззрений («плоти» и «духа»).

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

Вот уж вечер. Роса Там, где капустные грядки Поет зима - аукает Под венком лесной ромашки Темна ноченька, не спится Хороша была Танюша, краше не было в селе, За горами, за желтыми долами Опять раскинулся узорно Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. ПОДРАЖАНЬЕ ПЕСНЕ Выткался на озере алый свет зари. Матушка в Купальницу по лесу ходила, Зашумели над затоном тростники. Троицыно утро, утренний канон, Туча кружево в роще связала, Дымом половодье Сыплет черемуха снегом, На плетнях висят баранки, КАЛИКИ Задымился вечер, дремлет кот на брусе, Край любимый! Сердцу снятся Пойду в скуфье смиренным иноком Шел господь пытать людей в любви, ОСЕНЬ Не ветры осыпают пущи, В ХАТЕ По селу тропинкой кривенькой Гой ты, Русь, моя родная, Я пастух, мои палаты - Сторона ль моя, сторонка, Сохнет стаявшая глина, Чую радуницу божью - По дороге идут богомолки, Край ты мой заброшенный, Заглушила засуха засевки, Черная, потом пропахшая выть! Топи да болота, За темной прядью перелесиц, В том краю, где желтая крапива Я снова здесь, в семье родной, Не бродить, не мять в кустах багряных О красном вечере задумалась дорога, Нощь и поле, и крик петухов... О край дождей и непогоды, ГОЛУБЕНЬ Колокольчик среброзвонный, Запели тесаные дроги, Не напрасно дули ветры, КОРОВА Под красным вязом крыльцо и двор, ТАБУН ПРОПАВШИЙ МЕСЯЦ О товарищах веселых, Весна на радость не похожа, Алый мрак в небесной черни Прощай, родная пуща, Покраснела рябина, Твой глас незримый, как дым в избе. В лунном кружеве украдкой Там, где вечно дремлет тайна, Тучи с ожереба ЛИСИЦА О Русь, взмахни крылами, Гляну в поле, гляну в небо - То не тучи бродят за овином Разбуди меня завтра рано, Где ты, где ты, отчий дом, О матерь божья, О пашни, пашни, пашни, Нивы сжаты, рощи голы, Зеленая прическа Я по первому снегу бреду, Серебристая дорога, Отвори мне, страж заоблачный, О верю, верю, счастье есть! Песни, песни, о чем вы кричите? Вот оно, глупое счастье Проплясал, проплакал дождь весенний, О муза, друг мой гибкий, Я последний поэт деревни Душа грустит о небесах, Устал я жить в родном краю О боже, боже, эта глубь - Я покинул родимый дом, Хорошо под осеннюю свежесть ПЕСНЬ О СОБАКЕ Закружилась листва золотая Теперь любовь моя не та По-осеннему кычет сова ПЕСНЬ О ХЛЕБЕ ХУЛИГАН Все живое особой метой Мир таинственный, мир мой древний, Сторона ль ты моя, сторона! Не ругайтесь. Такое дело! Не жалею, не зову, не плачу, Я обманывать себя не стану, Да! Теперь решено. Без возврата Снова пьют здесь, дерутся и плачут Сыпь, гармоника. Скука... Скука... Пой же, пой. На проклятой гитаре Эта улица мне знакома, Годы молодые с забубенной славой, ПИСЬМО К МАТЕРИ Я усталым таким еще не был. Этой грусти теперь не рассыпать Мне осталась одна забава: Заметался пожар голубой, Ты такая ж простая, как все, Пускай ты выпита другим, Дорогая, сядем рядом, Мне грустно на тебя смотреть, Ты прохладой меня не мучай Вечер черные брови насопил. Мы теперь уходим понемногу ПУШКИНУ Низкий дом с голубыми ставнями, СУКИН СЫН Отговорила роща золотая Синий май. Заревая теплынь. СОБАКЕ КАЧАЛОВА Несказанное, синее, нежное... ПЕСНЯ Заря окликает другую, Ну, целуй меня, целуй, Прощай, Баку! Тебя я не увижу. Вижу сон. Дорога черная. Спит ковыль. Равнина дорогая, Не вернусь я в отчий дом, Над окошком месяц. Под окошком ветер. Каждый труд благослови, удача! Видно, так заведено навеки - Листья падают, листья падают. Гори, звезда моя, не падай. Жизнь - обман с чарующей тоскою, Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело Я красивых таких не видел Ах, как много на свете кошек Ты запой мне ту песню, что прежде В этом мире я только прохожий ПЕРСИДСКИЕ МОТИВЫ Эх вы, сани! А кони, кони! Снежная замять дробится и колется, Слышишь - мчатся сани, слышишь - сани мчатся. Голубая кофта. Синие глаза. Снежная замять крутит бойко, Вечером синим, вечером лунным Не криви улыбку, руки теребя, Сочинитель бедный, это ты ли Синий туман. Снеговое раздолье, Свищет ветер, серебряный ветер, Мелколесье. Степь и дали. Цветы мне говорят - прощай, Дополнение1

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...