Развитие образования в 17 веке. Образование в России XVII-XIX веков

Хоспис – это медицинское учреждение, где достойный уход могут получить больные, у которых предполагается неблагоприятный исход течения заболевания . Суть хосписов состоит в том, чтобы больной прожил последние месяцы своей жизни достойно. Они окружены «домашними» вещами, больные могут свободно общаться с друзьями и родственниками. оказывается медицинским персоналом: пациенты могут получать зондовое питание в случае необходимости, обезболивающие препараты , кислород и т.д. Как правило, в хосписах работает максимум младшего и среднего персонала и минимум врачей, так как задача хосписа не столько в выздоровлении больного, сколько в повышении его качества жизни, облегчении страданий.

Проблема хосписов на постсоветском пространстве не была до конца решена из-за необходимости крупных вложений и лицензии на использование наркотических препаратов. При этом, такие медицинские учреждения получили широкое распространение в странах Европы, в Америке.

Термин «хоспис» произошел от слова hospitium (лат.), которое означает гостеприимство.

Концепция хосписа включает в себя следующие положения:

  • Оказание помощи инкурабельным пациентам в терминальной стадии болезни. В нашей стране и других странах СНГ в хосписах обычно находят помощь люди с и сильным болевым синдромом, а также в терминальной стадии, что подтверждается медицинскими документами.
  • Больной и его семья являются первичными объектами медицинской, психологической и социальной помощи. Специальный обслуживающий и медицинский персонал оказывает уход за больными. Обеспечивать уход могут также добровольные помощники – волонтеры, родственники, которые прошли предварительное обучение в хосписе.
  • Обеспечение стационарной и амбулаторной помощи больным. Первая из них может оказываться круглосуточно, а также в виде ночного или дневного пребывания в хосписе, в зависимости от нужд пациента. Амбулаторная помощь обычно оказывается бригадами службы хосписа на дому.
  • Принцип открытости диагноза, который означает, что вопрос о сообщении диагноза больному человеку решается только в том случае, когда сам больной настаивает на этом.
  • Все виды помощи больному направлены на то, чтобы уменьшить или вообще ликвидировать болевой синдром, страх смерти, но при этом максимально сохранить интеллектуальные способности и сознание больного.
  • Обеспечение психологического и физического комфорт каждому больному. Создание физического комфорта обеспечивается в условиях стационара, которые приближены к домашним максимально. Осуществление психологического комфорта обеспечивается для каждого больного индивидуально, с учетом его социальных, религиозных и духовных нужд.
  • Финансирование хосписов обеспечивается за счет средств бюджета, благотворительных обществ, а также добровольных пожертвований организаций и граждан.

Российские хосписы

Первый профильный хоспис в Москве, который был открыт для раковых больных, начал свою работу более ста лет назад – в 1903 году. Профессор Левшин Л.Л. был его инициатором. За шесть лет до начала открытия он начал собирать пожертвования, а также получил одобрение на запуск проекта. Данное учреждение долгое время носило имя Морозовых, так как именно они вложили в фонд огромные по тем временам деньги – 150 000 рублей. Хоспис первоначально включал всего 65 мест, в нем были одноместные и двуместные палаты. Техническое оснащение хосписа позволяла говорить о нем как о первоклассном учреждении для своего времени. Постепенно хоспис начал превращаться в классическую исследовательскую и лечебную клинику, утратив вскоре функцию хосписа. Сегодня это Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена.

В 1990 году в Лахте был открыт первый российский хоспис, относящийся к новому времени.

Налейкин Егор 7К

Творческая проектная работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Образование и культура в xvii веке Выполнил: Налейкин Егор Ученик 7 класса К

План работы на презентацией: 1.Образование. 2. Выпуск печатных книг. 3. Научные знания 4. Русские первопроходцы. 5. Литература. 6.Архитектура. 7.Живопись. 8. Театр.

Образование: В XVII веке возникла необходимость в распространении грамотности и просвещения. Подавляющее большинство крестьян и женщин оставались неграмотными. Для 17 века самой распространённой формой обучения оставалось домашнее.

Образование: В 17 веке появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях, где «грамотеи»,открывали школы. Дворяне приглашали детям учителей из-за границы, поэтому на Руси стали обучать иностранным языкам. Печатный двор выпускал учебные книги,в т.ч. «Буквари».

Выпуск печатных книг: Во второй половине века увеличился выпуск печатных книг. Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и 150 тыс. церковных учебных книг. Большинство из них стало доступным для разных слоёв населения.

Выпуск печатных книг: В 1687 г. греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище (позже академия).

Выпуск печатных книг: Симеон Полоцкий – учёный монах, писатель, переводчик, который внёс вклад в развитие отечественного просвещения.

Научные знания: Научные знания находились ещё на начальной стадии. Из-за границы в Россию доставлялись многие технические новинки. Основным источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык.

Научные знания: В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной В 1678 г. была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времён до 70-х годов XVII века – « Синопсис», ставшая популярной

Научные знания: Обширные сведения о зарубежных странах собирались и обобщались русскими послами. Интересные сведения о Китае и пограничных территориях Сибири собрал посол Н. Спафарий.

Русские первопроходцы: Семён Иванович Дежнёв в конце 30-х г. начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1647г. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

Русские первопроходцы: Василий Данилович Поярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, изучающей Амур, первым совершил плавание по Тихому океану.

Русские первопроходцы: Енисейский казак Михаил Васильевич Стадухин организовал поход на реки Оймякон и Анадырь, вышел к Охотскому морю. Северо-восток Сибири - район исследований и походов Стадухина

Литература: Новые явления происходили и в литературе. Она переставала быть только церковной- появились первые светские произведения. В 17 веке стали записываться выдающиеся произведения устного творчества- былины, пословицы, песни, заговоры.

Литература: Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Авакума, ценность которого состоит не только в произведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличение социальной несправедливости и т. п.

Литература: Авва́кум Петро́в или Аввакýм Петро́вич (25 ноября (5 декабря) 1620, Григорово, Нижегородский уезд - 14 (24) апреля 1682, Пустозерск) - видный русский церковный и общественный деятель XVII века, священник Русской православной церкви, протопоп, автор многочисленных полемических сочинений.

Архитектура: Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Архитектура: Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Архитектура: В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий. Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях.

Живопись: Живописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

Живопись: Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686). Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный» Симон Ушаков

Живопись: Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе - масляными красками на холсте.

Театр: Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для толпы. Главным героем этих представлений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями.

Театр: Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники.

Театр: Иоганн (Яган) Готфрид Грегори (нем. Johann Gottfried Gregory ; 1631, Мерзебург - 1675) - приходской учитель в лютеранской церкви Св. Михаила, в 1670-1675 - пастор общины свв. Петра и Павла в московской немецкой слободе, один из организаторов и режиссёров первого придворного театра в России.

Итог: Таким образом, главной отличительной чертой развития русской культуры XVII века стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви.

Источники информации: 1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ 2. http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/

Во времена Василия III, Ивана Грозного, Федора Ивановича грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян черносошных, отчасти среди крепостных и даже среди холопов имелись грамотеи -- старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, подавляющая масса крестьян -- люди неграмотные.

В целом процент грамотных по стране, хотя и медленно, увеличивался. Еще в первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности или малой грамотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе -- центру уездного управления. То же самое можно сказать и о многих дворянах, которых посылали из Москвы описывать и межевать земли, «сыскивать» беглых, чьи-либо упущения, преступления и т.д. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди, как правило, грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было немного.

Немало грамотных имелось в посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамотные люди выходили и из богатых, и из бедных слоев. Довольно часто как раз малый достаток стимулировал стремление к знанию, грамоте. «У нас -- говорили, например, жители поморского Яренска, -- которые люди лутчие и прожиточные, и те грамоте не умеют. А которые люди и грамоте умеют, и те люди молотчие». В Вологде для многих обедневших посажан умение писать -- способ добыть хлеб насущный: «А кормятся на Вологде в писчей избушке площадным письмом посацкие оскуделые люди». В Устюге Великом таким путем добывали средства существования 53 площадных подьячих из местных посадских людей. Десятки и сотни таких же грамотеев трудились на площадях других городов. Рогов А.И. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. 2.с 70

Грамоте посадские и крестьяне учились у «мастеров» из священников и дьяконов, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей. Нередко обучение грамоте строилось на началах обычного ремесленного ученичества, по «ученической записи», соединялось с обучением торговле, какому-либо ремеслу. К примеру, К. Буркова, мальчика из посажан Устюга Великого, матушка отдала (конец столетия) для обучения грамоте и кружевному делу Д. Шульгину -- тяглецу столичной Семеновской слободы.

Обучались мужчины. Грамотных женщин было очень немного; они -- из царского дома и высшего сословия, как царевна Софья и некоторые другие. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковникам, печатным и рукописным. В 1634 г. был опубликован и в течение столетия неоднократно переиздан букварь В. Бурцева. На книжном складе московского Печатного двора в середине века лежало около 11 тыс. экземпляров бурцевского букваря. Стоил он одну копейку, или две деньги, весьма дешево по тогдашним ценам. Тогда же издали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого (по ней потом учился Михаил Ломоносов). В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря Московского Кремля, а также практическое руководство для счета -- таблицу умножения -- «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи». За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тыс. букварей, 150 тыс. учебных псалтырей и часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Рогов А.И. то же сочинение.С.71

Многие люди учились по рукописным азбукам, прописям и арифметикам; последние имели подчас весьма экзотические названия: «Книга сия, глаголемая по-эллински, или по-гречески, арифметика, а по-немецки альгоризма, а по-русски цифирная счетная мудрость» (альгоризм -- название, идущее от имени Ал-Хорезми, великого ученого средневековой Средней Азии, родом из Хорезма).

Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них, наряду с церковными, все больше светских: летописей и хронографов, повестей и сказаний, всякого рода сборников литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания. Многие имели различные руководства по измерению земель, изготовлению краски, устройству всяких сооружений и др. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг на разных языках.

Среди тысяч экземпляров книг, изданных московским Печатным двором, более половины составляли светские. Увеличилось число переводных сочинений: в XVI в. известно всего 26 названий; в XVII в. -- 153, из которых к числу религиозно-нравственных относится менее четырех десятков. Остальные, более трех четвертей, светского содержания.

В деле просвещения русских немалую роль сыграли ученые украинцы и белорусы. Одни из них (И. Гизель и др.) присылали свои сочинения в Москву, другие (С. Полоцкий, А. Сатановский, Е. Славинецкий и др.) переводили, редактировали книги, создавали свои произведения (вирши, орации, проповеди и др.), многие были в России учителями. Рогов А.И. то же сочинение. С.71

Приезжало в Россию много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. На окраине Москвы они жили в Немецкой слободе, которую столичные жители прозвали Кукуем (Кокуем): то ли потому, что обитатели ее кукуют по-кукушечьи, непонятно; то ли потому, что на кокуи, т.е. игрища (вечера с танцами), собираются. Смотрели на них с жадным любопытством (многое было необычно для русского человека: те же танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин) и страхом (латыны как-никак, от греха недалеко!). Среди приезжих было немало людей знающих и добросовестных. Но большей частью -- всякие проходимцы, искатели наживы и приключений, плохо знающие свое ремесло, а то и вовсе неграмотные. От иноземцев русские перенимали знания и навыки в области архитектуры и живописи, обработки золота и серебра, военного и металлургического производства, в иных ремеслах и художествах. Обучались языкам -- греческому, латинскому, польскому и проч. Там же

Обучение с помощью учителей на дому или самообразование перестало удовлетворять насущные потребности. Встал вопрос о заведении школ. Молодые люди, особенно из столичных, уже посмеивались над своими учителями: «Враки они вракают, слушать у них нечего. И себе имени не ведают, учат просто; ничего не знают, чему учат».

Окольничий Федор Михайлович Ртищев, любимец царя Алексея Михайловича, человек влиятельный, в разговорах с царем убедил его посылать московских юношей в Киев: там в коллегиуме научат их всяким ученостям. Пригласил из украинской столицы ученых монахов. Они должны обучать русских в Андреевском монастыре, им основанном, славянскому и греческому языкам, философии и риторике, другим наукам словесным. Любознательный окольничий ночи напролет проводил в беседах с киевскими старцами, изучал под их руководством язык Гомера и Аристотеля. По его же настоянию молодые дворяне проходили курс наук у приезжих профессоров. Некоторые делали это охотно, из любви к знанию, изучали греческий и латынь, хотя и опасение имели: «в той грамоте и еретичество есть».

Все описанное происходило в 40-е годы. Лет двадцать спустя прихожане церкви Иоанна Богослова в Китай-городе подали челобитную с просьбой открыть им при церкви школу наподобие братских училищ на Украине, а в ней «устроение учения различными диалекты: греческим, словенским и латинским». Власти согласились: заводите «гимнасион», «да трудолюбивые спудеи радуются о свободе взыскания и свободных учений мудрости».

Возможно, тогда появились и некоторые другие, ей подобные школы. Известно, что в 1685 г. существовала «школа для учения детям» в Боровске, около торговой площади. Рогов А.И. Школа и просвещение // Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. 2.с.73

В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Заиконоспасском монастыре (точнее -- Спасском монастыре за торговым Иконным рядом). Во главе поставили самого мудрого Симеона Полоцкого. Собрали учеников из молодых подьячих разных приказов. В их числе оказался и Семен Медведев из Приказа Тайных дел, впоследствии монах Сильвестр, ученый и писатель, автор прекрасного исторического и публицистического труда о регентстве Софьи. В то время молодой Семен и его сотоварищи изучали латынь и русскую грамматику, ибо приказы нуждались в образованных чиновниках -- подьячих.

Через пятнадцать лет устроили школу при Печатном дворе. При открытии школы в ней было 30 учеников, взятых из разных сословий и учившихся греческому языку; через три года -- уже 56, еще через год -- на десяток больше. А 166 учеников постигали премудрости и сложности славянского языка. 232 ученика в школе -- немало для XVII столетия!

В 1687 г. открыли Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией. По «привилегии», давшей программу образования, оно должно было стать не только церковным, а общим. Здесь постигали «семена мудрости» из наук гражданских и церковных, «наченше от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной и нравной, даже до богословия», т.е. всю схоластическую школьную премудрость, идущую от средневековья; весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией (метафизической и натуральной), этикой и богословием . Училище было одновременно высшим и средним учебным заведением. В соответствии с уставом, в училище принимали людей «всякого чина, сана и возраста». В будущем государственные должности могли получить только выпускники школы, за исключением детей «благородных»: их «порода» считалась достаточной гарантией успешной службы на государственном поприще. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. 3. Ч. III. М., 1998. С.54

На училище, или академию, возлагали немалые надежды. И потому наделили деньгами и всякими льготами, иммунитетами: профессоров и учащихся, за исключением уголовных дел, подчинили суду собственной училищной юрисдикции, «блюстителя» же (ректора) -- суду патриарха. Приказы не могли входить в их тяжебные дела и проступки. Училище получило библиотеку.

Первые преподаватели, профессора были греки: братья Лихуды, Иоанникий и Софроний. Учеников для них взяли из школы Печатного двора. В первый год их было 28, на следующий -- 32. Шли сюда и отпрыски московской знати, и дети приказных дельцов. Полдюжины учеников ходили в лучших; в их числе -- Петр Васильевич Посников, сын дьяка Посольского приказа, ставший доктором медицины Падуанского университета в Италии.

Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики, других предметов. Сами же учили всем наукам, греческому и латинскому языкам. Через три года лучшие питомцы переводили книги с обоих языков. Обучение шло очень хорошо. Но против братьев выступил влиятельный недоброжелатель светского образования патриарх иерусалимский Досифей. Его интриги и наветы закончились для Лихудов печально -- их отстранили от любимого дела. Но его продолжили их русские ученики, особенно успешно Ф. Поликарпов и И.С. Головин.

Новшества в деле просвещения, образования затронули Москву и лишь отчасти -- другие города. Вне столицы грамотность распространялась в Поморье, Поволжье и некоторых других областях. Уделом основной массы крестьян и посажан оставалась неграмотность. Просвещение, как и многое другое, было привилегией феодалов, духовного чина и богатых торговцев. Ключевский В. То же сочинение. С 54

Грамотность и просвещение в Древней Руси (IX-XVII века)

Письменность у восточных славян существовала еще до принятия христианства. О своеобразном пиктографическом письме - «русских письменах» сообщали многие источники. Создателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») считаются византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие в Х-ХХ вв.

Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распространению письменности и письменной культуры. На Руси появилось большое количество переводной литературы религиозного и светского содержания, при соборах и монастырях возникли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература - религиозная и светская (летописи, слова, поучения, жития и др.)

С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», - сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церковных старост. Обучение в ней велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. В Древней Руси были школы и высшего типа, готовившие к государственной и церковной деятельности. В таких школах наряду с богословием изучались философия, риторика, грамматика, знакомились с историческими, географическими и естественнонаучными сочинениями. Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве было открыто первое женское училище. По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы - например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях.

Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя - «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х в. Хорошо образованных людей летописи называли «книжными мужами».

О широком распространении грамотности среди населения свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами в большом количестве. Они представляют собой частные письма, хозяйственные записи, расписки и учебные тетради. Кроме того, были найдены деревянные дощечки, с вырезанными на них буквами. Вероятно, такие азбуки служили учебниками при обучении детей. Сохранились также письменные свидетельства о существовании в XIII-XV веках училищ для детей и об учителях - «книжниках». Училища существовали не только в городах, но и в сельской местности. В них обучали чтению, письму, церковному пению и счету, т.е. давали начальное образование.

Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов - очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книг привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Поэтому в 1551 году на Стоглавом соборе было принято решение: «В царствующем граде Москве и по всем градам…у священников, у дьяконов и у дьячков учините в домех училища, чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивидуальное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги.

Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамоте, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде всего учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость»).

В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее важнейшую роль в развитии грамотности и книжности, - возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» - первая русская датированная печатная книга. Во главе государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церкви Иван Федоров и Петр Мстиславец.в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.

Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более интенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только религиозные произведения, но и книги светского содержания. Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел первый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно переиздававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалтырей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. - таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.

С середины XVII в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста». Возглавили академию греки, братья Софроний и Иоанникий Лихуды. Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Уставом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук.

В это время произошли и важные изменения в методике начального обучения. Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенного обозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоваться арабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы. Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Наиболее слабо было поставлено преподавание математики. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия с дробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическое землемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составление календарей и др.). В XII веке распространилась астрология. Естествоведческие знания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина (в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.

просвещение образование грамотность педагогический

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...