Садохин концепции современного естествознания. Концепции современного естествознания

Т.Г. ГРУШЕВИЦКАЯ,

А.П. САДОХИН

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по гуманитарным специальностям

«Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

УДК 50.001.1(075.8)

ББК 20в.я73

Рецензенты:

д-р физ.-мат. наук, проф., академик РАЕН К.Г. Никифоров;

д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов;

канд. биол. наук, доц. Л.Б. Рыболов

Главный редактор издательства доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили

Грушевидная Т.Г., Садохин А.П.

Г91 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

ISBN 5-238-00502-4

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов страны. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологические значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов страны, а также для всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

ББК 20в.я73

ISBN 5-238-00502-4 © Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, 2003

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003

Воспроизведение всей книги или любой

ее части запрещается без письменного

разрешения издательства

Предисловие

Задача подготовки высококвалифицированных специалистов предполагает формирование у них разносторонних и фундаментальных знаний о различных процессах и явлениях окружающего мира. Сегодня обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту основываются на его способности к постоянному повышению своей квалификации, стремлении быть в курсе последних достижений в своей профессии, умении творчески адаптировать их к своей работе. С этой целью в учебные планы высших учебных заведений включены такие дисциплины и лекционные курсы, которые призваны сформировать мировоззренческие ориентации и установки дипломированного специалиста, помочь овладеть ему научной картиной мира и избранной профессией. Все требования и новации в системе отечественного высшего образования ориентированы на развитие творческих способностей студентов, чтобы после окончания учебы выпускник мог стать творческой личностью, способной к выполнению как профессиональных, так и гражданских обязанностей. На реализацию этих целей и ориентирован курс «Концепции современного естествознания».

Потребность в данном курсе обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении последних двух десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различного рода иррациональные знания, такие, как мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они вытесняют из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Представители этих разновидностей паранауки искренне убеждены, что статус научного мировоззрения в современном обществе нисколько не выше, чем любого другого вида иррационального знания, поэтому приобретает особую значимость утверждение научно-рационального отношения к действительности, на котором построена вся наша цивилизация. Многолетний опыт преподавания авторами данного курса неоспоримо свидетельствует, что изучение основ естествознания способствует выработке у студентов ориентиров, установок и ценностей рационалистического отношения к миру, природе, обществу, человеку.

Предлагаемое учебное пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначено для студентов гуманитарных специальностей вузов.

Пособие написано на основе курсов лекций, читаемых авторами на протяжении десяти лет. Опыт преподавания данной дисциплины в разных вузах доказывает, что студентам гуманитарных специальностей не следует излагать материал естественных наук, вникая в технические детали, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Однако спектр гуманитарных специальностей в системе высшего образования достаточно широк и разнообразен, поэтому авторы стремились придать пособию универсальный характер.

Курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарной дисциплиной. Его преподают специалисты с различным базовым образованием. Учитывая это обстоятельство, авторы предусмотрели возможность изложения данного курса в различных вариантах в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, форм обучения, структуры учебных планов и профессиональной квалификации каждого преподавателя.

Авторы хотели бы отметить, что хотя в настоящее время уже накоплен достаточный опыт преподавания самой дисциплины и устоялась программа курса, однако его своеобразие, допускающее многообразие вариантов изложения, изначально делают их труд несовершенным. Поэтому они заранее выражают всем заинтересованным читателям свою благодарность за благожелательные замечания и пожелания по совершенствованию их труда.

Раздел I. Основы науковедения

Глава 1. Наука и ее роль в жизни общества

1.1. Наука как часть культуры

За время своего существования люди разработали множество способов познания и освоения окружающего их мира. Важнейшим среди них, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но при этом редко задумываемся о его действительном значении, а попытка дать определение науки обычно вызывает затруднения.

Как правило, эти трудности вызваны тем, что понимание роли и места науки в жизни людей выражается в самых разных представлениях и до сих пор не получило окончательной оценки. Оно вырабатывалось долго и трудно, посредством борьбы подходов, идей, разрешения противоречий, преодоления сомнений и возникновения все новых и новых вопросов. Только в 20-е годы XX столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение», призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

Начиная разговор о природе науки, очевидно, следует исходить из аксиомы, что наука является частью духовной культуры человечества. С ее появлением в совокупности передаваемых от поколения к поколению знаний накапливались уникальные духовные продукты, которые постепенно стали играть все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. Бесспорно также и то, что, являясь частью культуры, наука имеет черты, связывающие ее с другими сферами и структурными элементами культуры, и выполняет общие задачи, стоящие перед культурой в целом. Поэтому говорить о науке нужно в контексте всей культуры, выделяя черты сходства и различия науки с другими сферами культуры.

Сознательно не вдаваясь в суть дискуссии о том, что такое культура, мы считаем необходимым отметить, что культура – это созданный человечеством мир искусственных объектов, противостоящий естественным природным процессам и явлениям. Культура появилась одновременно с самим человеком, и первыми культурными явлениями стали орудия труда, созданные нашими далекими предками. Они обеспечили выживание человека как вида, защитили его от опасностей внешнего мира. Поэтому культуру можно представить себе как стену, разделяющую человека и природу и защищающую его от неблагоприятных условий окружающей среды.

Культура стала важнейшим свойством человека, отличающим его от остального органического мира нашей планеты: если растения и животные Земли к условиям окружающего мира приспосабливаются, то человек эти условия меняет, приспосабливая мир для себя. В этом проявляется важнейшая цель культуры – защищать и облегчать жизнь людей.

С момента своего возникновения и до настоящего времени все сферы культуры участвуют в решении этой важнейшей задачи, отражая потребности и интересы человека. Свои задачи есть и у науки, они отличают науку от других сфер культуры. Так, от искусства она отличается рациональностью, использованием понятий и теорий, а не образов; от философии – возможностью экспериментальной проверки ее выводов, а также тем, что она отвечает на вопросы «как?» и «каким образом?», а не на вопрос «почему?»; от религии – своей опорой на разум и на чувственную реальность, а не на веру; от мифологии – тем, что не стремится объяснить мир в целом, а хочет познать отдельные фрагменты мира в виде законов.

Таким образом, наука представляет собой сферу культуры, которая теснее всего связана с задачей непосредственного преобразования человеком окружающего мира, повышения его комфортности и удобства для человека. Ведь наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире и выводов, полученных на основе законов логики. Использование этих знаний намного облегчает человеку процесс преобразования мира.

Отсюда становится очевидной важность науки в общественной жизни и получает объяснение то повышенное внимание, которое уделяется ей. Чтобы подтвердить это положение, достаточно оглянуться и посмотреть на все то многообразие вещей, окружающих нас, которые появились только благодаря развитию науки и тесно связанной с ней техники. Сегодня уже невозможно представить мир без науки – ведь тогда большая часть из ныне живущих на Земле людей просто была бы обречена на вымирание.

Вместе с тем, признавая непреходящую роль науки в нашей жизни, можем ли мы говорить о ее особом месте в культуре, о том, что она должна занять господствующее положение в жизни общества? Истории известны примеры искусственного выделения одних сфер культуры в ущерб другим, что всегда приводило к обеднению культуры в целом и нарушению ее нормального функционирования. Так, большую часть европейской истории (все Средневековье) господствующее место в культуре и мировоззрении занимала религия, что почти на тысячелетие замедлило развитие науки, уничтожив при этом многие достижения античности. Только благодаря господству религии оказались возможными следствие и приговоры инквизиционных трибуналов в отношении крупнейших ученых эпохи Возрождения - Джордано Бруно и Галилее Галилея, ставших основоположниками науки Нового времени.

Лишь вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться и претендовать на господствующее место в культуре и мировоззрении человека благодаря своим успехам естествознания. Это связано с тем, что, хотя вся наука Нового времени имеет практическую направленность, крупнейшие технические изобретения, реальный практический эффект от теоретических исследований начинают появляться именно с XIX века. С этого времени темпы научно-технического прогресса в европейской цивилизации становятся весьма ощутимыми. XIX век начинается с появления парового двигателя, который был использован в пароходах, паровозах и как силовая установка на заводах и фабриках. Заканчивается же он изобретением электрического освещения, телефона, радио, автомобиля и самолета. Природа постепенно превращалась из храма, полного неизведанных тайн, в мастерскую, куда человек входил как хозяин и работник. И хотя не все перемены были благотворны, все же практический положительный эффект от развития науки и техники был налицо.

Наука, ослепленная своими успехами, не осознавала своих границ, желала дать ответы на все вопросы, повести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на достижениях науки и техники. Отрезвление наступило лишь в середине XX века, когда человечество вплотную столкнулось с отрицательными сторонами научно-технического прогресса. Создание и применение ядерного оружия впервые в истории человечества создало возможность его полного уничтожения в новой мировой войне. Экологический кризис, разразившийся в 60–70-е годы, поставил под сомнение возможность выживания человечества как биологического вида. Тогда человек впервые задумался о цене научно-технического прогресса, тогда же он стал искать причины сложившейся ситуации. В это время в полную силу зазвучали слова тех мыслителей, которые говорили об отрицательных сторонах безудержного развития науки и техники, о вреде распространения и утверждения сциентистского мировоззрения, основанного на вере в науку как единственную спасительную силу. Именно сциентизм, возникнув в недрах просветительства, во второй половине XX в. трансформировался в тенденцию безграничного восхваления достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам. Это убеждение привело к современному экологическому кризису, опасности термоядерной войны, но самое главное – к резкому снижению этических и эстетических показателей культуры, все возрастающему влиянию технократической психологии, породившей в современном обществе потребительские настроения.

Мировоззренческая установка сциентизма обусловлена тем, что он основывается на рациональном расчете, и там, где стоит определенная практическая цель, человек, исповедующий эту идеологию, будет стремиться к этой цели, не считаясь с какими-либо этическими препятствиями. Его не остановят ни возможность собственной гибели в ходе научного эксперимента, ни, тем более, опасность для других людей. Именно соображениями пользы руководствовались люди, принимавшие решения о наземных и воздушных ядерных взрывах. Это связано с тем, что обычно развитие рациональной составляющей личности человека идет в ущерб другим сторонам «я» (эмоциям, фантазии, моральным ценностям и т.д.). Так рождается сухой, холодный, трезво мыслящий человек, для которого цель всегда оправдывает средства.

Отрицательной стороной сциентистского мировоззрения является и то, что отдельный человек чувствует себя в сциентистском мире отчужденным и бессильным. Наука научила его сомневаться в духовных ценностях, окружила его материальным комфортом, приучила видеть во всем рационально достигаемую цель. Но при этом человек лишился той главной цели, ради которой стоит жить, разрушилась целостность его мировоззрения. Ведь с момента промышленной революции новое научное мышление начало разрушать функционировавшую в течение тысячелетий религиозную картину мира, в которой человеку предлагалось универсальное и непоколебимое знание о том, как и зачем жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка. Это была целостная и непротиворечивая картина мира, так как в ее основе лежала вера. Парадокс же научного мышления заключается в том, что, разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дается религией, подвергая сомнению каждый постулат, принимавшийся ранее на веру, наука не дает взамен такого же целостного убедительного миропонимания, – все научные истины охватывают лишь достаточно узкий круг явлений. Наука научила человека сомневаться во всем и сразу же породила вокруг себя мировоззренческий дефицит, восполнить который она принципиально не в состоянии, ибо это – дело философии, религии, искусства, то есть гуманитарной сферы культуры.

Осмыслив к концу XX в. как положительные, так и отрицательные стороны развития науки, человечество начало отказываться от сциентизма в пользу антисциентизма – идеологии, считающей науку вредной и опасной, ведущей к гибели человечества. Это выражается в снижении общественного интереса к научным открытиям, в падении престижности профессий, связанных с научной деятельностью, а также в распространении большого числа лженаук (астрологии, парапсихологии и т.д.), заполнивших появившийся мировоззренческий вакуум.

Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, безопасной, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука, сциентизм – это совсем другое явление, которое порождает совершенно противоположные результаты и несет угрозу существованию человечества.

Объективно, наука – это только одна из сфер человеческой культуры, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она -только средство в решении некоторых проблем человеческого существования. То же относится и к другим сферам человеческой культуры, прежде всего к религии, философии и искусству. В гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других сфер человеческой культуры.

Наука – это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Также в понятие науки входят процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы применения их в практической жизни людей.

1.2. Критерии науки

Данное определение науки не является исчерпывающим, так как за время своего существования человечество накопило большое количество различных по своему характеру объективных знаний о мире (прежде всего обыденных знаний, на которых строится наша повседневная жизнь), и научные знания являются лишь одним из видов этого знания. Поэтому встает вопрос о критериях научности, которые позволят отличить собственно научное знание от ненаучного.

Критерии научного знания

Мы выделяем четыре критерия научного знания.

Первым из них является системность знания. Система в отличие от суммы характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия либо добавления без веских оснований тех или иных элементов в ее структуру. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.

Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания, например религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами. Поэтому вторым критерием науки является наличие отработанного механизма для получения новых знаний. Иными словами, наука – это не просто система знаний, но и деятельность по их получению, что предусматривает не только отработанную методику практического и теоретического исследования, но и наличие людей, специализирующихся на этой деятельности, соответствующих организаций, координирующих исследования, а также необходимых материалов, технологий и средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия в обществе:

    более или менее четкий социальный запрос на объективные знания (это позволяет сформировать группу людей, профессионально занимающихся научной деятельностью);

    социальная возможность выделения такой группы людей, что связано с достаточно высоким уровнем развития общества, имеющего возможность направить часть средств на деятельность, не связанную с достижением реальной практической пользы;

    предварительное накопление знаний, навыков, познавательных приемов, служащих базой, на которой формируется наука;

    появление средств фиксации информации, без чего невозможна передача накопленных знаний следующим поколениям, а также их оперативное изменение.

Третьим критерием научности знания является его теоретичность, получение истины ради самой истины. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. В основе науки лежат фундаментальные исследования, чистый интерес к окружающему миру и его тайнам (только так рождаются революционные научные идеи и открытия), а затем уже на их основе становятся возможны прикладные исследования, если это позволяет данный уровень развития техники. Так, существовавшие на Востоке научные знания использовались либо в качестве вспомогательных в религиозных ритуалах и церемониях, либо в непосредственной практической деятельности. Например, компас был создан китайцами еще в VI веке, но лишь попав в Европу, он дал толчок развитию новых разделов физики. Китайцы же пользовались компасом для гаданий и путешествий, не задумываясь о причинах магнетизма. Поэтому в данном случае мы не можем говорить о науке как самостоятельной сфере культуры.

Четвертым критерием научности является рациональность знания. В основе рационального стиля мышления лежит признание существования универсальных, доступных разуму причинных связей, а также формального доказательства в качестве главного средства обоснования знания. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь познание мира преимущественно при помощи разума появилось далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого специфически европейского пути, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Данный критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

Для современной науки вводится дополнительный, пятый критерий научности. Это наличие экспериментального метода исследования, а также математизация науки. Эти признаки появились только в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой. С этого момента и наука, и европейская цивилизация стали ориентироваться на сознательное преобразование окружающего мира в интересах человека, т.е. стали тем, чем они являются сейчас.

Отделив научное знание от ненаучного, можно выявить характерные черты науки. Среди них важнейшими являются универсальность, общезначимость, интерсубъективность данных науки. Если получен какой-то результат, любой ученый, воспроизведя соответствующие условия, должен получить тот же самый результат, на который не будет влиять ни национальность ученого, ни его индивидуальные особенности. Именно поэтому многие считают, что при контакте с внеземными цивилизациями (если такие произойдут) именно общезначимые выводы науки должны стать той точкой отсчета, которая поможет найти общий язык даже непохожим друг на друга существам. Ведь дважды два будет равняться четырем не только на Земле, а таблица Менделеева будет верна в любом уголке нашей Метагалактики.

Немаловажными свойствами научного знания являются его достоверность, связанная с постоянной проверкой полученных результатов, а также критичность – готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои взгляды, если в ходе проверки они не подтвердятся.

Научное знание всегда является принципиально незавершенным. Поскольку невозможно получить абсолютную истину, постольку научное познание не может быть ограничено. Чем больше мы узнаем о мире, тем больше тайн и загадок ждут своего решения.

Пользуясь введенными нами критериями, мы получаем возможность отделить науку от не-науки. Это особенно важно в наши дни, так как всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука (лженаука, квазинаука) в последнее время пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников.

Первым таким отличием является содержание знания. Утверждения псевдонаук обычно не согласуются с установленными фактами, не выдерживают объективной экспериментальной проверки. Так, уже много раз ученые пытались проверить точность астрологических прогнозов, сравнивая род занятий людей и их тип личности с составленными для них гороскопами, в которых учитывался знак Зодиака, расположение планет в момент рождения и прочее, но никаких статистически значимых соответствий обнаружено не было.

Структура псевдонаучных знаний обычно не представляет собой системы (как это должно быть с научным знанием), а отличается фрагментарностью. В результате из них обычно невозможно создать сколько-нибудь подробную картину мира.

Для псевдонауки также свойственен некритический анализ исходных данных, что позволяет принимать в качестве таковых мифы, легенды, рассказы из третьих рук, игнорирование тех данных, которые противоречат доказываемой концепции. Дело нередко доходит до прямого подлога, подтасовки фактов.

Нельзя забывать и о том, что наука изучает естественные и объективные закономерности, т.е. существенные повторяющиеся процессы и явления окружающего мира. Это порождает прогностическую функцию науки, позволяет ей предсказывать какие-то события. Ничего подобного псевдоученым не удается. Так, еще ни один уфолог не предсказал посадку летающей тарелкй. Иными словами, наука дает абстрактное качественное знание в количественной форме, а псевдонаука ограничивается чувственно-конкретными и качественными результатами.

Несмотря на это псевдонаука пользуется большим успехом. И для этого есть свои основания. Одно из них – принципиальная неполнота научного мировоззрения, оставляющая место для догадок и измышлений. Но если раньше эти пустоты в основном заполнялись религией, то сегодня это место заняла псевдонаука, чьи аргументы, может быть, и неверны, но зато понятны всем. Обычному человеку психологически понятнее и приятнее псевдонаучные объяснения, оставляющие место чудесам, в которых человек нуждается больше, чем в сухих научных рассуждениях, и которые к тому же невозможно понять без специального образования. Поэтому корни псевдонауки – в самой природе человека. В силу этого избавиться от нее в обозримом будущем вряд ли удастся.

Виды псевдонаук

Остается добавить, что псевдонаука не является однородной. Можно выделить несколько видов псевдонаук.

Первым являются реликтовые псевдонауки, среди которых всем известные астрология и алхимия. Когда-то они были источником знаний о мире, питательной средой для зарождения подлинной науки. Псевдонауками они стали после зарождения химии и астрономии.

В Новое время появились оккультные псевдонауки – спиритизм, месмеризм, парапсихология. Общим для них является признание существования потустороннего (астрального) мира, не подчиняющегося физическим законам. Считается, что это – высший по отношению к нам мир, в котором возможны любые чудеса. Связаться с этим миром можно через медиумов, экстрасенсов, телепатов, при этом имеют место разные паранормальные явления, которые и становятся предметом изучения псевдонауки. В XX веке появились модернистские псевдонауки, в которых мистическая основа старых псевдонаук преобразовалась под действием научной фантастики. Среди таких наук первое место занимает уфология, занимающаяся изучением НЛО.

Иногда к псевдонаукам относят девиантную (некорректную) науку, деятельность в рамках традиционной науки, совершающуюся с сознательным нарушением научных требований. Это подтасовка данных, фальшивые археологические находки и т.д.

Концепции современного естествознания. Садохин А.П.

2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 447 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

Формат: doc / zip

Размер: 687 Кб

/ Download файл

Оглавление
От автора 3
Глава 1. Наука как часть культуры 5
1.1. Наука среди других сфер культуры 5
1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7
1.3. Критерии научного знания 11
1.4. Структура научного знания 15
1.5. Научная картина мира 17
Глава 2. Структура и методы научного познания 20
2.1. Уровни и формы научного познания 20
2.2. Методы научного познания 23
2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25
2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27
2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29
2.6. Общенаучные подходы 32
2.7. Системный подход 33
2.8. Глобальный эволюционизм 38
Глава 3. Основы естествознания 49
3.1. Предмет и структура естествознания 49
3.2. История естествознания 53
3.3. Начало науки 54
3.4. Глобальная научная революция конца XIX - начала XX в. 69
3.5. Основные черты современного естествознания как науки 71
Глава 4. Физическая картина мира 75
4.1. Понятие физической картины мира 75
4.2. Механическая картина мира 78
4.3. Электромагнитная картина мира 81
4.4. Квантово-полевая картина мира 85
4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88
4.6. Принципы современной физики 91
Глава 5. Современные концепции физики 96
5.1. Структурные уровни организации материи 96
5.2. Движение и физическое взаимодействие 106
5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 116
Глава 6. Современные космологические концепции 126
6.1. Космология и космогония 126
6.2. Космологические модели Вселенной 128
6.3. Происхождение Вселенной - концепция Большого взрыва 134
6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 138
6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144
6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций 151
Глава 7. Земля как предмет естествознания 157
7.1. Форма и размеры Земли 157
7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159
7.3. Образование Земли 163
7.4. Геосферы Земли 170
7.5. Геодинамические процессы 179
Глава 8. Современные концепции химии 184
8.1. Специфика химии как науки 184
8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 186
8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 193
8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 197
8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия 205
Глава 9. Структурные уровни жизни 212
9.1. Структура биологического знания 212
9.2. Структурные уровни организации жизни 218
Глава 10. Происхождение и сущность жизни 243
10.1. Сущность жизни 243
10.2. Основные концепции происхождения жизни 249
10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 257
10.4. Появление жизни на Земле 260
10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 267
10.6. Появление царств растений и животных 271
Глава 11. Теория эволюции органического мира 278
11.1. Становление идеи развития в биологии 278
11.2. Теория эволюции Ч. Дарвина 284
11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289
11.4. Основы генетики 295
11.5. Синтетическая теория эволюции 301
Глава 12. Человек как предмет естествознания 308
12.1. Концепции происхождения человека 308
12.2. Сходство и отличия человека и животных 321
12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 332
12.4. Этология о поведении человека 336
Глава 13. Феномен человека в современной науке 340
13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 340
13.2. Эмоции человека 350
13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353
13.4. Биоэтика 365
Глава 14. Человек и биосфера 372
14.1. Понятие и сущность биосферы 372
14.2. Биосфера и космос 376
14.3. Человек и космос 378
14.4. Человек и природа 383
14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 393
14.6. Охрана окружающей среды 397
14.7. Рациональное природопользование 401
14.8. Антропный принцип в современной науке 407
Заключение 413
Библиографический список 414
Вопросы к экзамену (зачету) по курсу
«Концепции современного естествознания» 415
Глоссарий 416

Естественно-научная и гуманитарная культуры Культура , будучи результатом человеческой деятельности, не может существовать изолированно от мира природы, являющегося ее материальной основой. <...> Однако постепенно у них выработались свои принципы и подходы, определились цели: естественно-научная культура стремилась изучить природу и покорить ее, а гуманитарная культура ставила своей целью изучение человека и его мира. <...> Естественно-научная культура именно поэтому акцентирует свое внимание на изучении и исследовании природных процессов и законов, ими управляющих. <...> Таким образом, естественно-научная и гуманитарная культуры обособлены не случайно, их различия велики. <...> Мы выделяем четыре критерия научного знания : 1) системность знания ; 2) наличие отработанного механизма для получения новых знаний; 3) теоретичность знания ; 4) рациональность знания . <...> Теоретичность знания Третьим критерием научности является теоретичность знания , определяющая цели научного познания. <...> Теоретичность знания 11 предполагает получение истины ради самой истины, а не ради практического результата. <...> Это особенно важно в наши дни, так как в последнее время всегда существовавшая рядом с наукой псевдонаука пользуется все большей популярностью и привлекает к себе все большее число сторонников и приверженцев. <...> Никакого вклада в развитие подлинной науки псевдонаука не вносит, однако претендует на те привилегии, которыми обладают ученые. <...> Поэтому следует четко представлять себе, что такое псевдонаука , знать, чем она отличается от подлинной науки. <...> Так, хотя понятие «кварк » было введено в физике еще в 30-е гг. <...> Особенные методы научного познания Особенные методы научного познания используются большинством наук на разных этапах познавательной деятельности и касаются определенной стороны изучаемого предмета или приема исследования. <...> Таким образом, существуют особенные методы, проявляющиеся: на эмпирическом уровне познания (особенные <...>

Концепции_современного_естествознания._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf

УДК 50(075.8) ББК 20ÿ73 Ñ14 Рецензен т ы: д-р филос. наук, проф., академик РАЕН А.В. Солдатов; канд. биол. наук, доцент Л.Б. Рыбалов; канд. хим. наук, доцент Н.Н. Иванова Главный редактор издательства кандидат юридических наук, доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили Садохин, Александр Петрович. Ñ14 студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям и ISBN 978-5-238-01314-5 Агентство CIP РГБ Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение. Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания. ББК 20ÿ73 ISBN 978-5-238-01314-5 © À.Ï. Ñàäîõèí, 2006 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2003, 2006 Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства Концепции современного естествознания: учебник для экономики управления / À.Ï. Ñàäîõèí. - 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. - Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, - 447 ñ.

Стр.3

Оглавление От автора Глава 1. Наука как часть культуры 1.1. Наука среди других сфер культуры 3 5 5 1.2. Естественно-научная и гуманитарная культуры 7 1.3. Критерии научного знания 1.4. Структура научного знания 1.5. Научная картина мира Глава 2. Структура и методы научного познания 20 2.1. Уровни и формы научного познания 2.2. Методы научного познания 11 15 17 20 23 2.3. Особенные эмпирические методы научного познания 25 2.4. Особенные теоретические методы научного познания 27 2.5. Особенные универсальные методы научного познания 29 2.6. Общенаучные подходы 2.7. Системный подход 2.8. Глобальный эволюционизм Глава 3. Основы естествознания 3.1. Предмет и структура естествознания 3.2. История естествознания 3.3. Начало науки 3.4. Глобальная научная революция конца XIX - начала XX â. 3.5. Основные черты современного естествознания как науки Глава 4. Физическая картина мира 4.1. Понятие физической картины мира 4.2. Механическая картина мира 4.3. Электромагнитная картина мира 4.4. Квантово-полевая картина мира 444 32 33 38 49 49 53 54 69 71 75 75 78 81 85 4.5. Соотношение динамических и статистических законов 88 4.6. Принципы современной физики 91

Стр.446

Глава 5. Современные концепции физики 5.1. Структурные уровни организации материи 5.2. Движение и физическое взаимодействие 5.3. Концепции пространства и времени в современном естествознании 6.2. Космологические модели Вселенной 6.3. Происхождение Вселенной - концепция Большого взрыва 6.4. Структурная самоорганизация Вселенной 96 96 106 116 Глава 6. Современные космологические концепции 126 6.1. Космология и космогония 126 128 134 138 6.5. Дальнейшее усложнение вещества во Вселенной 144 6.6. Проблема существования и поиска внеземных цивилизаций Глава 7. Земля как предмет естествознания 7.1. Форма и размеры Земли 7.5. Геодинамические процессы Глава 8. Современные концепции химии 8.1. Специфика химии как науки 8.2. Первый уровень химического знания. Учение о составе вещества 8.3. Второй уровень химического знания. Структурная химия 8.4. Третий уровень химического знания. Учение о химическом процессе 8.5. Четвертый уровень химического знания. Эволюционная химия Глава 9. Структурные уровни жизни 9.1. Структура биологического знания 9.2. Структурные уровни организации жизни Глава 10. Происхождение и сущность жизни 10.1. Сущность жизни 7.2. Земля среди других планет Солнечной системы 159 7.3. Образование Земли 7.4. Геосферы Земли 151 157 157 163 170 179 184 184 186 193 197 205 212 212 218 243 243 10.2. Основные концепции происхождения жизни 249 445

Стр.447

10.3. Современное состояние проблемы происхождения жизни 10.4. Появление жизни на Земле 10.5. Формирование и развитие биосферы Земли 10.6. Появление царств растений и животных 257 260 267 271 Глава 11. Теория эволюции органического мира 278 11.1. Становление идеи развития в биологии 11.2. Теория эволюции ×. Дарвина 11.4. Основы генетики 11.5. Синтетическая теория эволюции 278 284 11.3. Дальнейшее развитие эволюционной теории. Антидарвинизм 289 295 301 Глава 12. Человек как предмет естествознания 12.1. Концепции происхождения человека 12.2. Сходство и отличия человека и животных 12.3. Сущность человека. Биологическое и социальное в человеке 12.4. Этология о поведении человека 308 308 321 332 336 Глава 13. Феномен человека в современной науке 340 13.1. Сущность и истоки человеческого сознания 13.2. Эмоции человека Глава 14. Человек и биосфера 14.1. Понятие и сущность биосферы 14.2. Биосфера и космос 14.3. Человек и космос 14.4. Человек и природа 14.5. Концепция ноосферы В.И. Вернадского 14.6. Охрана окружающей среды 14.7. Рациональное природопользование 14.8. Антропный принцип в современной науке Заключение Библиографический список Вопросы к экзамену (зачету) по курсу «Концепции современного естествознания» Глоссарий 446 340 350 13.3. Здоровье, работоспособность и творчество человека 353 13.4. Биоэтика 365 372 372 376 378 383 393 397 401 407 413 414 415 416



Все книги автора: Садохин А. (2)

Садохин А. Концепции современного естествознания

От автора

Предлагаемый учебник подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предназначен для студентов гуманитарных специальностей вузов.
Общеизвестно, что современная система образования должна решить задачу подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих разносторонними и фундаментальными знаниями о самых различных процессах и явлениях окружающего мира. В наши дни обществу не нужны специалисты, ориентированные только на решение узкоутилитарных задач. Высококвалифицированный профессионал, востребованный на рынке труда, должен обладать широким кругозором, навыками самостоятельного приобретения новых знаний и их критического осмысления. Кроме того, он должен иметь представление об основных научных концепциях, объясняющих пространственно-временные отношения объективного мира, процессы самоорганизации в сложных системах, каковыми является живая и неживая природа, взаимоотношения человека с окружающей природной средой и место человека во Вселенной.
С этой целью в учебные планы всех высших учебных заведений включена дисциплина «Концепции современного естествознания», призванная сформировать у студентов широкие мировоззренческие ориентации и установки, помочь им овладеть научной картиной мира.
Целью курса «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов гуманитарных специальностей вузов с неотъемлемым компонентом человеческой культуры — естествознанием. При этом основное внимание уделено рассмотрению тех концепций современного естествознания, которые имеют наиболее важное мировоззренческое и методологическое значение для понимания и анализа социальных явлений.
Учебный курс «Концепции современного естествознания» по своему содержанию является междисциплинарным комплексом на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синерге-тического подходов к современному естествознанию. Современная тенденция к гармоничному синтезу гуманитарного и естественно-научного знания обусловлена потребностями общества в целостном мировосприятии и подчеркивает актуальность данной дисциплины.
Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении двух последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные виды иррационального знания — мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. В создавшихся условиях особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, а также умение их применять в профессиональной деятельности.
Опыт преподавания данной дисциплины в гуманитарных вузах показывает, что, излагая материал естественных наук, по возможности следует избегать чрезмерной детализации, если это не оправдано общим замыслом и методологическим подходом к изложению данного предмета. Целесообразно сосредоточить основное внимание на тех важнейших концепциях современного естествознания, которые составляют фундамент современной научной картины мира и наиболее важны в мировоззренческом аспекте. Таким образом, свою основную задачу автор видел в том, чтобы сделать форму изложения материала максимально доступной для усвоения теми будущими специалистами, для которых естествознание не является основной профессиональной дисциплиной. Однако поскольку спектр гуманитарных специальностей достаточно широк и разнообразен, то автор стремился придать своему труду универсальный характер, чтобы он таким образом оказался одинаково полезен для студентов всех гуманитарных специальностей — будущих экономистов, психологов, историков, социологов, менеджеров и т.д.
Предлагая свой труд широкой аудитории, автор выражает благодарность рецензентам и коллегам-преподавателям за ценные замечания и рекомендации, которые оказали неоценимую помощь в создании данного учебника. Кроме того, автор заранее выражает свою искреннюю благодарность всем заинтересованным читателям за их благожелательные пожелания и замечания.

Второе издание, переработанное и дополненное
Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по гуманитарным специальностям
Рекомендовано Учебно-методическим центром
«Профессиональный учебник» в качестве учебника
для студентов вузов, обучающихся
по специальностям экономики и управления
и гуманитарно-социальным специальностям

Садохин, Александр Петрович.
С14 Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.
ISBN 5-238-00974-7

А.П. Садохин, 2006
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 2006

2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 447 с.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Концепции современного естествознания», которая входит в учебные планы всех гуманитарных специальностей вузов. В работе представлена широкая панорама концепций, освещающих различные процессы и явления в живой и неживой природе, описываются современные научные методы познания мира. Основное внимание уделено рассмотрению концепций современного естествознания, имеющих важное мировоззренческое и методологическое значение.

Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных факультетов и вузов, а также всех интересующихся философскими вопросами естествознания.

Заключение

Содержание нашей работы показывает, что естествознание представляет собой весьма разветвленную область научного знания, затрагивающего широкий спектр вопросов о самых разных аспектах жизнедеятельности природы. Природа как объект изучения естествознания сложна и многообразна в своих проявлениях: она непрерывно изменяется и находится в постоянном движении. Соответственно это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным процессам и явлениям. Внимательное их изучение показывает, что Вселенная регулярна и предсказуема; материя состоит из атомов и элементарных частиц; свойства материальных объектов зависят от того, какие атомы входят в их состав и как они там расположены; атомы состоят из кварков и лептонов; звезды рождаются и умирают, как и все остальное в мире; Вселенная возникла в далеком прошлом и с тех пор она расширяется; все живое состоит из клеток, а все организмы появились в результате естественного отбора; природные процессы на Земле происходят циклами; на ее поверхности постоянно происходят изменения и нет ничего вечного и др. В целом мир одновременно един и удивительно многообразен, он вечен и бесконечен в беспрестанном процессе взаимопревращения одних систем в другие, при этом каждая его часть относительно самостоятельна, будучи неизбежно зависимой от общих законов бытия.

В то же время общее состояние знаний о мире логично ведет к выводу, что он еще далеко не познан. Многие явления природы не получили научного объяснения и поэтому носят загадочный, таинственный характер. Так, например, не исследованы в достаточной мере основные оболочки Земли: гидросфера, атмосфера и литосфера. Это вполне естественно, так как было бы наивно полагать, что естествознание может решить все проблемы познания. В своем современном состоянии оно образно представляет незавершенное, недостроенное здание, в котором все непознанное будет исследовано и объяснено в будущем, когда для этого сложатся соответствующие предпосылки. Но и в этом случае процесс познания не остановится, поскольку на смену одним непознанным вопросам придут другие, не менее интересные и загадочные, ведь природа безгранична и бесконечна.

2191.08kb.

  • Учебное пособие Москва, 2007 удк 50 Утверждено Ученым советом мгупи , 1951kb.
  • Высшее профессиональное образование т. Я. Дубнищева концепции современного естествознания , 9919.17kb.
  • Ю. Б. Слезин Концепции современного естествознания Учебное пособие , 2161.2kb.
  • А. А. Горелов Концепции современного естествознания Учебное пособие , 3112.99kb.
  • В. М. Найдыш Концепции современного естествознания , 8133.34kb.
  • Концепции Современного Естествознания , 274.86kb.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины концепции современного естествознания Специальность , 187.08kb.

  • Т.Г.Грушевицкая, А.П.Садохин

    КОНЦЕПЦИИ

    СОВРЕМЕННОГО

    ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

    Учебное пособие

    Для студентов

    Дневного и заочного

    Отделений вузов

    Москва

    «Высшая школа»

    Рецензенты:

    Кафедра философии и социологии Санкт-Петербургского Морского государственного технического университета (зав. кафедрой д-р филос. наук, проф. А.В. Солдатов);

    Действительный член Международной академии информатизации и Академии социального образования, д-р филос. наук, проф. А.В. Федотов; д-р филос. наук, доцент В.И. Смирнов (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры, архитектуры им. И.Е. Репина).

    Профессионального образования Российской Федерации в качестве

    Учебного пособия для студентов вузов.

    Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П.

    Г90 Концепции современного естествознания: Учеб. пособие-М.:Высш. шк., 1998.-383 с.

    ISBN 5-06-003474 -7

    Курс изучается во всех вузах страны как обязательный. Пособие написано в соответствии с требованиями "Государственного образовательного стандарта" и дает базовые знания, формируя будущего специалиста с широким научным кругозором.

    В работе освещается специфика науки как формы познания, история науки, излагаются основные современные концепции физики, химии, биологии, астрономии и т. д.

    Для студентов технических и гуманитарных вузов, для преподавателей и учащихся техникумов и колледжей.

    ISBN 5-06-003474-7 © "Высшая школа", 1998

    Предисловие

    ТЕМА 1. НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    ТЕМА 2.НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ

    ТЕМА 3. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

    ТЕМА 4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ. ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ НУЧНЫХ ПРОГРАММ

    ТЕМА 5. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

    ТЕМА 6. НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVI - XVII ВВ. И СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

    ТЕМА 7. СПЕЦИФИКА И ПРИРОДА СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

    ТЕМА 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА

    ТЕМА 9. СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ

    ТЕМ A 10. ФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    ТЕМА 11. КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОМ ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

    ТЕМА 12. ДЕТЕРМИНИЗМ И ПРИЧИННОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКЕ. ДИНАМИЧЕСКИЕ И СТАТИСТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

    ТЕМА 13. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ

    ТЕМА 14. КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ

    ТЕМА 15. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ

    ТЕМА 16. ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИИ

    ТЕМА 17. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХИМИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

    ТЕМА 18. СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ХИМИИ

    ТЕМА 19. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЖИЗНИ

    ТЕМА 20. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА

    ТЕМА 21. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ

    ТЕМА 22. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

    ТЕМА 23. ЧЕЛОВЕК, БИОСФЕРА И КОСМОС

    ТЕМА 24. НА ПУТИ К НООСФЕРЕ

    Вопросы к экзамену и зачету

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Реформа высшего образования, осуществляемая в нашей стране, имеет своей целью сделать его более разносторонним и фундаментальным. Для этого в учебные планы высших учебных заведений вводятся новые лекционные курсы, призванные обеспечить, кроме прочего, самостоятельное формирование мировоззренческих ориентации и установок личности, помочь студенту овладеть современной естественнонаучной картиной мира и избранной профессией.

    Сегодня обществу не нужны специалисты, которые способны решать лишь узкоутилитарные задачи в пределах знаний, полученных за время обучения. Современные требования к специалисту предполагают его готовность к повышению своей квалификации, стремление быть в курсе последних достижений в своей области, уметь творчески адаптировать их к своей работе.

    Поэтому основной задачей современного образования является развитие творческих способностей студентов, чтобы после окончания учебы выпускник мог стать творческой личностью, способной к различным формам деятельности. На реализацию этих целей и ориентирован курс «Концепции современного естествознания».

    Актуальность введения в учебный процесс курса «Концепции современного естествознания» обусловлена еще и тем, что в последние годы в нашей стране получают все большее распространение различного рода иррациональные виды знания, такие, например, как астрология, магия, мистические и т. п. учения. Постепенно и достаточно последовательно, они вытесняют из общественного сознания естественнонаучную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения. Представители современной паранауки настойчиво распространяют любые учения, вплоть до мистики, суеверий и т. д. Многие из них искренне убеждены, что статус научного мировоззрения в современном обществе не выше, чем любого мифа, и пропагандируют беспредельный мировоззренческий плюрализм. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно утверждение естественнонаучного знания в общественном сознании.

    Достижения естественных наук являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Знание основных современных теорий и концепций естествознания формирует научный метод мышления, адекватное отношение человека к окружающему миру. Любому человеку необходимо знать, что мир рационально познаваем, что им управляют объективные законы, которые нельзя отменить или обойти с помощью Бога или экстрасенсов. «Концепции современного естествознания» - это курс, призванный познакомить читателя на уровне общих представлений с наиболее важными данными различных наук о мире и месте человека в нем.

    Наконец, знание концепций современного естествознания должно помочь студентам проникнуть внутрь микромира и во внеземное пространство, понять и представить, каких материальных и интеллектуальных затрат стоит производство современных телевизоров и компьютеров, как важна проблема сохранения природы, в чем состоит сущность человека и т. д.

    Однако разработка учебника по совершенно новому учебному курсу всегда является делом исключительно сложным и ответственным. При этом она значительно осложняется, если название и предмет этого курса определены весьма приблизительно и абстрактно.

    Во-первых, основу пособия составили лекционные курсы, которые читаются авторами на протяжении нескольких лет на гуманитарных факультетах Калужского государственного педагогического университета им. К.Э.Циолковского и в Калужском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Как следствие, пособие создавалось целенаправленно для студентов различных гуманитарных специальностей. Здесь свою основную задачу авторы видели в том, чтобы форма изложения материала была доступна будущим специалистам, для которых естествознание не является профессиональной дисциплиной.

    Во-вторых, поскольку спектр гуманитарных специальностей в системе высшего образования достаточно широк, авторы стремились, чтобы их труд представлял интерес для читателей с самыми разными потребностями и уровнями подготовки, а также был полезен для использования в учебном процессе именно как учебное и методическое пособие. Эта цель пособия определяется требованиями «Государственного образовательного стандарта» к курсу «Концепции современного естествознания», согласно которым достижения естественных наук являются неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Знание основ естественных наук и методов научного познания формирует характер мышления студентов и способствует выработке адекватного отношения к окружающему миру.

    В-третьих, в силу того, что «Концепции современного естествознания» - это курс, призванный показать место и значение естествознания в современной культуре, познакомить студентов на уровне общих представлений с наиболее важными концепциями происхождения природы и человека, помочь им овладеть современной естественнонаучной картиной мира, авторы стремились к раскрытию соответствующих проблем на основе синтеза естествознания, философии и культурологии. Данный методологический подход обусловлен убеждением авторов, что только таким образом можно показать единство и многообразие мира, способствовать формированию у студентов целостного мировоззрения. Поэтому в необходимых случаях авторы использовали научно-исторический и философский подходы к описанию соответствующих тем и вопросов, старались показать не только результаты решения естественнонаучных проблем, но и те пути в развитии познания, которые к ним привели.

    Эти методологические подходы определили содержание и структуру учебного пособия. Логика изложения курса развивается от вопросов истории науки и основ науковедения (1-7 темы) через описание физической, химической и биологической картин мира (8-21 темы) к раскрытию сущности человека и современных проблем его жизнедеятельности (22 - 24 темы). При этом авторы предусмотрели возможность изложения данного курса в различных вариантах в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, форм обучения, структуры учебных планов и квалификации каждого преподавателя.

    К сказанному следует добавить, что невозможно одновременно быть специалистом по всем научным направлениям, описываемым в данном курсе. Поэтому существенную помощь в работе над пособием оказали консультации, советы и рекомендации специалистов различных научных направлений. В связи с этим авторы выражают свою глубокую благодарность д.ф.н., проф. Бирюкову В.Ф.; к.ф.н., доц. Дронову А.И.; к.п.н., доц. Зубареву А.Е.; к.х.н., доц. Савиткину Н.И. за помощь и поддержку, оказанные в подготовке рукописи.

    В заключение хотелось бы отметить, что поскольку еще не накоплен достаточный опыт преподавания самой дисциплины, твердо не устоялась программа курса, ведется активное обсуждение его содержания, авторы отдают себе отчет в несовершенстве своей работы. Поэтому они заранее выражают всем заинтересованным читателям свою благодарность за благожелательные и обоснованные замечания и пожелания по совершенствованию их труда.

    ТЕМА 1 НАУКА И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

    ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАУКИ

    На протяжении всей своей истории люди выработали несколько способов познания и освоения окружающего их мира. Одним из таких важнейших способов, безусловно, является наука. Нам хорошо знакомо это слово, мы очень часто употребляем его в повседневной жизни, но абсолютно не задумываемся над его действительным значением. Сегодня для нас совершенно очевидно, что наука представляет собой составную часть духовной культуры общества. С ее возникновением в сокровищнице передаваемых от поколения к поколению знаний накапливаются уникальные духовные продукты, которые играют все более важную роль в осознании, понимании и преобразовании действительности. На определенном этапе человеческой истории наука, подобно другим, ранее возникшим элементам культуры, развивается в относительно самостоятельную форму общественного сознания. Это обусловлено тем, что целый ряд проблем, возникающих перед обществом, может быть решен только с помощью науки.

    Понимание роли и места науки в жизни людей представляет собой сложный процесс, который не завершен и в наши дни. Оно вырабатывалось и вырабатывается долго и трудно, в борьбе подходов, идей, в ходе преодоления трудностей, противоречий, сомнений и возникновения новых и новых вопросов. Только в 20-е годы нашего столетия возникла новая научная дисциплина, получившая название «науковедение» и призванная раскрыть сущность и особенности науки, механизм ее развития и применения, а также общие закономерности развития и функционирования науки как системы знания и особого социального института.

    Первое, на что обратили внимание основоположники науковедения, - это этимология самого латинского слова «scientia», что в переводе означает «знание». С определенного времени это слово стало обозначать науку и в этом значении вошло в некоторые европейские языки. Но проблема заключается в том, что не всякое знание является наукой. Знания приобретаются человеком в самых разнообразных сферах его жизнедеятельности: в обыденной жизни, в политике, в экономике, в искусстве, в инженерном деле, но в них получение знаний не является главной целью.

    Так, искусство посредством художественных образов отражает реальность, создает эстетические ценности, выражает отношение художника к реальному миру. Экономика, чтобы обеспечивать деятельность общества, должна опираться на истинные знания о действительности, но оцениваться она должна по критериям эффективности и практических результатов. Религия же создает мир трансцендентного знания, в котором человек общается с Богом. Философия формирует знания человека о бытии, о месте человека в мире и о его собственном внутреннем мире.

    Наряду с этими формами общественного сознания наука является частью единой культуры. Но именно в сравнении и взаимодействии с ними проявляется специфика науки. И религия, и философия, и искусство, и наука - все они по-своему отражают реальность и при этом создают свой собственный мир, свою искусственную реальность. Наука создает мир знаний, состоящий только из экспериментально доказанных данных об этом мире, и выводов, полученных на основе законов логики. В этом мире самому человеку, субъективному элементу этого мира, его ценностным ориентациям отводится весьма незначительная роль (для этого есть искусство, мораль, религия). Поэтому, только взаимодополняя друг друга, все эти составные части культуры могут выполнять свою основную функцию -обеспечивать и облегчать жизнь человека, являясь связующим звеном между человеком и природой. Если же в этой взаимосвязи какой-то одной части придается большее значение по сравнению с другими, то это приводит к обеднению культуры в целом и искажению ее основного назначения.

    СООТНОШЕНИЕ НАУКИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

    История знает примеры преобладания одних сфер культуры в ущерб другим. Прежде всего это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней. Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Наука, не осознавая своих границ, желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на основе достижений науки и техники. На фоне низкого уровня жизни, присущего большинству людей еще в начале XX века, ущербность таких представлений о «дивном новом мире» оставалась непонятной не только большинству населения, привлеченному обещанием тех благ, которых оно никогда не имело, но и политикам, целеустремленно ведущим свои народы в мир высоких технологий, и даже некоторой части мыслителей (философов, писателей, художников), со всем пылом новообращенных пропагандирующих эти идеи. Лишь немногие философы и культурологи смогли в начале XX века понять, что этот путь ведет к катастрофе. Это стало ясно в середине нашего века, после создания ядерного оружия и надвигающейся экологической катастрофы.

    Тем не менее, пережитки идеологии сциентизма - веры в науку как в единственную спасительную силу - сохраняются до сих Пор. Возникнув в недрах просветительства, получив развитие в философии позитивизма, во второй половине нашего столетия она трансформировалась в тенденцию к безграничному восхвалению достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам.

    Именно это убеждение привело к современному экологическому состоянию планеты, опасности термоядерной воины, но самое главное - к резкому снижению этических и эстетических показателей культуры, все возрастающему влиянию технократической психологии, стимулировавшей в современном обществе настроения потребительства.

    Такая роль сциентизма обусловлена тем, что он, как мировоззренческая установка, основывается на рациональном расчете, и там, где стоит определенная прагматическая цель, человек, исповедующий эту идеологию, будет стремиться к этой цели, не считаясь с какими-либо этическими препятствиями.

    Отдельный человек чувствует себя в таком сциентистском мире потерянным и бессильным. Наука научила его сомневаться в духовных ценностях, окружила его материальным комфортом, приучила видеть во всем прежде всего рационально достигаемую цель. Естественно, что такой человек неизбежно становится холодным, расчетливым прагматиком, рассматривающим других людей лишь как средство для достижения своих целей. Он лишается той цели, ради которой человеку стоит жить, разрушается целостность его мировоззрения. Ведь с момента промышленной революции новое научное мышление начало разрушать функционирующую в течение тысячелетий религиозную картину мира, в которой человеку предлагалось универсальное и непоколебимое знание о том, как жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка. При этом парадокс научного мышления заключается в том, что, разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дается религией или религиозной философией, подвергая сомнению каждый постулат, принимавшийся ранее на веру, наука не дает взамен такого же целостного убедительного миропонимания, - все конкретные истины науки охватывают лишь достаточно узкий круг явлений. Наука научила человека сомневаться во всем и сразу же породила вокруг себя мировоззренческий дефицит, восполнить который она принципиально не в состоянии, ибо это - дело философии или религии.

    Не вызывает сомнений, что наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она делает жизнь человека от поколения к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука - это совсем другое явление, порождающее совершенно противоположные результаты. Объективно, наука - это только одна из сфер культуры человека, имеющая свою специфику и свои задачи, и не следует пытаться это положение менять. Наука сама по себе не может считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в решении различных проблем человеческого существования. В нормальном гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других частей человеческой культуры.

    Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, мы можем дать ее более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных знаний о бытии. Содержательно это понятие включает в себя также процесс получения этих знаний и различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей.

    СТРУКТУРА НАУКИ И ЕЕ ФУНКЦИИ

    Философское понятие объективного бытия включает в себя природу, общество и человека. Соответственно этим трем элементам объективного бытия в науке четко выделяются три сферы знания об этих составных частях бытия. Это содержательный аспект науки.

    В зависимости от сферы бытия, а следовательно, и от рода изучаемой действительности различаются три направления научного знания: естествознание - знание о природе, обществознание - знание о различных видах и формах общественной жизни, а также знание о человеке как мыслящем существе. Естественно, эти три сферы не являются и не должны рассматриваться как три части единого целого, которые лишь рядоположены, соседствуют друг с другом. Граница между этими сферами относительна.

    Вся совокупность научных знаний о природе формируется естествознанием. Его структура является непосредственным отражением логики природы. Общий объем и структура естественнонаучных знаний велики и разнообразны.

    Сюда включается знание о веществе и его строении, о движении и взаимодействии веществ, о химических элементах и соединениях, о живой материи и жизни, о Земле и Космосе. От этих объектов естествознания берут свое начало и фундаментальные естественнонаучные направления.

    Тела, их движение, превращения и формы проявления на различных уровнях являются объектом физических научных знаний. В силу своего фундаментального характера они лежат в основе естествознания и обусловливают все другие знания.

    Химические элементы, их свойства, превращения и соединения отражаются химическими знаниями. Они имеют много точек соприкосновения с физическими знаниями, на основе чего возникает целый ряд смежных дисциплин - физическая химия, химическая физика и др.

    Биологические знания охватывают группу знаний о живом, своим предметом изучения они имеют клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний лежат знания о веществе, химических элементах. В силу этого на стыке наук возникают такие науки, как биофизика, биохимия и др.

    Земля как планета является предметом изучения геологических знаний. Они рассматривают строение и развитие нашей планеты. На стыке с другими группами знаний возникают геохимия, палеонтология, геофизика и др.

    Одним из наиболее древних, но в то же время самым современным направлением в науке являются космологические знания, предметом которых является Вселенная как целое. Космология изучает состояния и изменения космических объектов.

    Вторым фундаментальным направлением научного знания является обществознание. Предметом его являются общественные явления и системы, структуры, состояния, процессы. Общественные науки дают знания об отдельных разновидностях и всей совокупности общественных связей и отношений.

    По своему характеру научные знания об обществе многочисленны, но они могут быть сгруппированы по трем направлениям: социологические, предметом которых является общество как целое; экономические - отражают трудовую деятельность людей, отношения собственности, общественное производство, обмен, распределение и основанные на них отношения в обществе; государственно-правовые знания - имеют в качестве своего предмета государственно-правовые структуры и отношения в общественных системах, их рассматривают все науки о государстве и политические науки.

    Третье фундаментальное направление научных знаний составляют научные знания о человеке и его мышлении. Человек является объектом изучения большого числа разнообразных наук, которые рассматривают его в различных аспектах. Из всей совокупности наук гуманитарные науки ориентированы на интересы человека, который выступает для них в качестве меры всех вещей. Но сам человек и его мыслительные способности изучаются психологией - наукой о человеческом сознании; логикой - наукой о формах правильного мышления.

    Математика - наука о количественных отношениях действительности. Она является междисциплинарной наукой. Ее результаты используются и в естественных, и в общественных науках.

    Наряду с указанными основными научными направлениями к отдельной группе знаний должны быть отнесены знания науки о себе самой. Появление этой отрасли знания относится к 20-м годам нашего столетия и означает, что наука в своем развитии поднялась до уровня понимания своей роли и значения в жизни людей. Науковедение сегодня считается самостоятельной, быстро развивающейся научной дисциплиной.

    Одним из важнейших условий действительно научного подхода к изучению любого объекта является его анализ в различных аспектах, среди которых, помимо вышеназванного содержательного, одно из главных мест принадлежит структурному. Применительно к научным знаниям этот аспект означает разделение научных знаний на группы в зависимости от их предмета, характера, степени объяснения действительности и практического значения.

    В таком случае мы выделяем: фактологические знания -набор систематизированных фактов объективной действительности; теоретические или фундаментальные знания - теории, объясняющие процессы, происходящие в объективной действительности; технико-прикладные знания, или технологии, - знания о практическом приложении фактологических или фундаментальных знаний, в результате чего достигается определенный технический эффект; практически-прикладные, или праксеологические, знания - знания о том экономическом эффекте, который может быть получен в случае применения вышеназванных групп знаний.

    В логическом аспекте научное знание представляет собой мыслительную деятельность, высшую форму логического знания, продукт человеческого творчества. Исходным пунктом его является чувственное познание, проходящее от ощущения к восприятию и представлению. После этого происходит переход к рациональному познанию, развивающемуся от понятия к суждению и умозаключению. Этому соответствует уровень эмпирического и теоретического знания.

    И, наконец, социальный аспект научного знания представляет его как общественное явление, коллективный процесс исследования и применение результатов этого исследования. В этом аспекте нас интересуют научные учреждения, коллективы, учебные заведения, организации ученых и т.д.

    Определив структуру научного знания, мы тем самым получили возможность дать определение науке. Она понимается как динамическая система объективно истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых и развиваемых в результате специальной общественной деятельности и превращаемых благодаря их применению в непосредственную практическую силу общества.

    В тесной связи со структурой научного знания находится проблема функций науки. Их выделяется несколько:

    1. описательная - выявление существенных свойств и отношений действительности;

    2. систематизирующая - отнесение описанного по классам и разделам;

    3. объяснительная - систематическое изложение сущности изучаемого объекта, причин его возникновения и развития;

    4. производственно-практическая - возможность применения полученных знаний в производстве, для регуляции общественной жизни, в социальном управлении;

    5. прогностическая - предсказание новых открытий в рамках существующих теорий, а также рекомендации на будущее;

    6. мировоззренческая - внесение полученных знаний в существующую картину мира, рационализация отношений человека к действительности.

    Говоря до сих пор о науке и научном знании, мы рассматривали их как уже реально существующий объект исследования, который мы анализировали с формальной точки зрения.

    Однако человечество в своей истории накопило самые различные по своему характеру знания, и научные знания являются лишь одним из видов этого знания. Поэтому встает вопрос о критериях научности знаний, что соответственно позволяет отнести их к категории научных или каких-либо других.

    КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ЗНАНИЯ

    Одним из основных критериев научности является системность знания. Система в отличие от простой суммы частей характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия каких-либо элементов. Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия и знания, выводимые из этих принципов и понятий. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации.

    Но одного принципа системности мало для того, чтобы назвать какие-то знания наукой. Ведь и вне науки есть систематизированные знания - например, религиозные, которые тоже внешне выглядят стройными, логически обоснованными системами.

    Наука - это не просто система или совокупность знаний, но и деятельность по получению новых знаний, что предусматривает существование людей, специализирующихся на этом, соответствующие организации, координирующие исследования, а также наличие необходимых материалов, технологий, средств фиксации информации. Это означает, что наука появляется только тогда, когда для этого создаются особые объективные условия в обществе: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания, социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, служащих базой, на которой формируется наука; появление средств фиксации информации, без чего невозможна передача накопленной информации следующим поколениям, а также ее оперативное изменение.

    Важным критерием научности является наличие цели научного познания, которая определяется как постижение истины ради самой истины, или теоретичность. Если наука направлена только на решение практических задач, она перестает быть наукой в полном смысле этого слова. Так, существовавшие на Востоке научные знания использовались лишь в качестве вспомогательных в религиозных магических церемониях и ритуалах. Поэтому мы не можем говорить о наличии там науки как самостоятельного культурного феномена.

    Отличительной чертой научного знания является его рациональный характер. Сегодня это положение кажется тривиальным, но ведь вера в возможности разума появилась далеко не сразу и не везде. Восточная цивилизация так и не приняла этого положения, отдавая приоритет интуиции и сверхчувственному восприятию. Этот критерий тесно связан со свойством интерсубъективности научного знания, которое понимается как общезначимость, общеобязательность знания, его инвариантность, возможность получить один и тот же результат разными исследователями.

    Определяющими признаками науки являются также наличие экспериментального метода исследования и математизация науки. Эти признаки появились в Новое время, придав науке современный облик, а также связав ее с практикой.

    План семинарского занятия (2 часа)

    1. Наука как феномен культуры. Цель и задачи науки.

    2. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации.

    3. Научное знание и его различные аспекты.

    4. Критерии научности.

    Темы докладов и рефератов

    1. В.И.Вернадский о соотношении науки, философии и религии.

    2. Наука как социальный институт.

    3. Наука и философия.

    4. Наука и религия.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. БерналДж. Наука в истории общества. М., 1956.

    2. Вернадский В.И. Труды по общей истории науки. М., 1988.

    3. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

    4. Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.

    5. Зинченко В.П. Наука - неотъемлемая часть культуры?//Вопросы философии. 1990.№ 1.

    6. Ильин В.В., Калинкин А. Т. Природа науки. М., 1985.

    7. Йорданов И. Наука как логическая и общественная система. Киев, 1979.

    8. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспект. М., 1993.

    9. Основы науковедения. М., 1985.

    10. Рачков П. А. Науковедение. М., 1974.

    11. Философия и методология науки. М., 1996.

    12. Филатов В.П. Образы науки в русской культуре//Вопросы философии. 1990. №5.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...