Что построили на месте гостиницы. Гостиницу «Россия» снесут

Сегодня я хочу поговорить об одном очень неоднозначном здании, сорок лет занимавшем значительную часть одного из древнейших районов Москвы и уже успевшим стать историей. Речь пойдет, конечно, о гостинице «Россия».

Построенная в 1964-1967 годах громада самого крупного в Европе отеля довлела даже над московским Кремлем, который, если я ничего не путаю, сам считается крупнейшей крепостью все той же Европы. Гигантское здание буквально оттягивало на себя все зрительные акценты при взгляде на эту часть центра столицы, в тени его стен из стекла, железобетона и алюминия терялись уцелевшие памятники старины древнего Зарядья. Споры вокруг проекта не утихали с самого момента его появления в начале 1960-х, но, несмотря на бурные протесты общественности, циклопическая гостиница была построена в непосредственной близости от Кремля и Красной площади на берегу Москвы-реки.

Вот вид на гостиницу с запада - с южной части Красной площади; фотография была сделана мною в сентябре 2004 года.

А здесь здание предстает с северо-запада в перспективе одной из улиц Китай-города близ ГУМа осенью 2003 года.

Это одна из первых фотографий, сделанных моей первой цифровой камерой в конце мая 2002 года. Такой «Россия» выглядела с северо-востока - с древней улицы Варварки.

Как было видно выше, гостиница и в самом деле зрительно и стилистически подавляла куда более скромную в размерах историческую застройку Зарядья. Стоит взглянуть на старые фотографии этого района города, чтобы оценить масштабы утраты.
Согласно археологическим данным, этот район был населен еще в XIII веке. Имя он получил от своего местоположения за длинными торговыми рядами, тянувшимися от Москвы-реки до улицы Варварки. Именно тут проходила одна из древнейших улиц города - Великая, позже названная Мокринским переулком. В 1534-1538 годах Зарядье вместе со всем Китай-городом было обнесено оборонительной стеной, отделившей этот район в том числе и со стороны реки. Долгое время из-за отсутствия стока вод Зарядье, особенно нижняя его часть, было весьма грязным местом. Выход на набережную открыли только в 1782 году с обустройством в стене Китай-города Проломных ворот.
Несмотря на престижную казалось бы близость к сосредоточию власти, район населял преимущественно мелкий торговый и ремесленный люд. Ситуация не изменилась и после 1812 года, когда практически вся застройка выгорела в большом московском пожаре. К слову, именно в Зарядье находилось Глебовское подворье - единственное место в городе, где в течение большей части XIX века дозволялось останавливаться еврейским купцам, и тут даже возникло нечто вроде гетто.
Эта и две следующие фотографии взяты мною у уважаемого usolt из его постов в сообществе hotel_rossiya . На данном снимке дан общий вид западной части Зарядья в 1930 году, что позволяет составить некоторое мнение об архитектурном облике района.

Фотография того же года, вид на Зарядье и еще густо застроенный Васильевский спуск со стороны Большого Москворецкого моста. В левом верхнем углу кадра можно заметить Покровский собор на Рву, более известный как храм Василия Блаженного.
В глубине же район этот был весьма бедным и преимущественно депрессивным, в этом смысле мало чем отличаясь от лежащей невдалеке (конечно, если рассматривать период уже после разорения криминального рассадника в последней).

Однако сомнительная честь практически полного уничтожения старинного Зарядья, вопреки распространенному мнению, принадлежит вовсе не строительству гостиницы «Россия». Начало ему было положено значительно раньше. Еще в 1934 году была снесена большая часть Китайгородской стены, и район стал полностью открыт со стороны набережной. Годом позже началось проектирование грандиозного здания Наркомата тяжелой промышленности, которое собирались строить примерно на этом же месте. И хотя проект в итоге заморозили, старые дома продолжали активно сносить, причем не только здания XIX века, но и куда более древние церкви, пережившие пожар 1812 года.
В 1947 году в Зарядье затеяли строительство одного из восьми запланированных московских сталинских высотных домов (другие семь были построены, среди прочего это главный корпус МГУ, гостиница «Украина», дом на Котельнической набережной и т.д.) Хотя строительство 32-тажного 275-метрового гиганта (именно он изображен на этом эскизе) успели начать, даже выполнили нулевой этап и возвели стальной каркас до высоты восьмого этажа, смерть Сталина поставила точку и в этом проекте. Вскоре Хрущев выступил с критикой «архитектурных излишеств», что окончательно решило судьбу амбиционной стройки. Однако к тому времени от былого Зарядья уже мало что уцелело…

В 1964 году с использованием фундамента невозведенной высотки началось строительство крупнейшей в Европе гостиницы «Россия». По иронии судьбы руководителем проекта был тот же Дмитрий Николаевич Чечулин, являвшийся главным архитектором десятилетием ранее замороженного здесь высотного дома.
Новое здание, правда, было выдержано не духе сталинского ампира, а скорее в так называемом международном стиле - развитии модернистского.
Огромное здание в плане представляло собою прямоугольник размерами 250 на 150 метров, образованный четырьмя 12-этажными корпусами, северный из которых был увенчан 23-этажной башней. В гостинице насчитывалось 3182 номера, несколько ресторанов, кафе и т.д.

Главный фасад западного корпуса, обращенного в сторону Кремля. Из-за такого расположения этот корпус считался самым престижным, тут находились только номера повышенной комфортности. Между тем до ближайшей станции метро - «Китай-город» -отсюда идти было дольше всего: приходилось сначала огибать западный вестибюль, а потом идти вдоль всего северного, и только после этого можно было попасть на Варварку около входа в южной части площади Варварских ворот.
Вдали можно видеть Старое Английское подворье XVI века (в свое время подаренное Иоанном IV Грозным английским купцам и отобранное царем Алексеем Михайловичем после Английской революции, послужившей формальным предлогом, на деле же главную роль сыграли интересы меркантилизма) и угол храма Максима Блаженного на Варварке самого конца XVII столетия. Кое-какие памятники старины все же пережили градостроительные метаморфозы середины прошлого века.

Увенчанный башней северный фасад. Насколько я понял, в неофициальном гостиничном «табеле о рангах» этот корпус стоял на втором месте после западного. Тем не менее здесь уже встречались довольно-таки дешевые стандартные номера. В башне же, если не ошибаюсь, кроме ресторанов находились только люксы и полулюксы - там мне останавливаться не доводилось.

К северному вестибюлю подходила автомобильная эстакада, видимо, когда-то предназначенная в основном для туристических автобусов. Мне, часто жившему в этой гостинице, начиная с 2002 года и до самого ее закрытия, ни разу не доводилось видеть движение по этой эстакаде.
Между тем наземные стоянки были достаточно обширны. Случались попытки сделать их платными, но всякий раз они заканчивались неудачей, вероятно, в борьбе с антимонопольщиками.
Кстати, с такси здесь вообще было очень просто. Дело в том что поблизости находится Старая площадь, где расположены соответствующие госструктуры, а шоферы служебных авто, возвращающиеся порожними, всегда не прочь заработать, благо бензин бесплатный, за амортизацию машины также платить не из своего кармана. Так что стоило выйти на Варварку, поднять руку - и максимум через пять минут уже можно было за удивительно небольшие по столичным меркам деньги ехать в салоне чванливой чиновничьей BMW или Audi с российским триколором вместо индекса региона на номере. Доводилось мне таким образом разъезжать и на машине с мигалкой, правда, последняя была отключена.
Вдали можно видеть храм Геогрия Победоносца на Псковской горке XVII-XIX веков.

Фотографий восточного корпуса, к сожалению, у меня нет, хотя первое время из соображений экономии я чаще останавливался именно там. В феврале 2002 года, когда я впервые жил в «России», прельщенный ее удобным для командировочного расположением, двухместный номер (я не любил тесные одноместные, благо разница в цене обычно была смехотворной) стоил тысячу рублей в сутки. Однако на тот период пришлось начало стремительного подорожания столичных гостиниц. Уже к середине года цена стандартного номера подскочила на 40%, а в апреле из таких номеров стали убирать холодильники. В итоге уже в августе того же года я предпочел перебраться в «Измайловскую» (примерно на пару лет, пока там в свою очередь не начались неприятные новые веяния), где за меньшие деньги тогда можно было снять куда более приличный номер: с новой мебелью, чистым ковролином на полу, современной сантехникой, холодильником и т.п.
В противоположность восточному южный корпус я фотографировал. Это его вид с противоположной стороны Москвы-реки поздней осенью 2002 года. Тут видно, что выходящая к реке часть «России» из-за разницы высот с Варваркой была построена на 10-метровом стилобате, облицованном коричневым полированным гранитом. Южный корпус отличается от остальных отсутствием отдельного вестибюля для проживающих: даже стойка размещения у него общая с восточным.
Дело в том, что в южной части здания в 1971 году открылся концертный зал «Россия» на 2500 мест, а в стилобате разместили двухзальный кинотеатр «Зарядье».

Вот он, южный вестибюль, служащий входом в концертный зал.

Вид с 10-метровой высоты стилобата на Раушскую набережную. Именно из-за этой красочной картины я, пока не хватало денег на номера повышенной комфортности западного крыла, предпочитал останавливаться в считавшемся наименее престижным южном корпусе.

У юго-восточного угла гостиницы сохранилась церковь Зачатия св. Анны, что в Углу XV-XVI веков.

Этот снимок я сделал в ноябре 2003 года, когда первый и единственный раз остановился в одноместном номере с окном, выходящим во внутренний двор. Если ничего не путаю, я тогда вообще не собирался выбирать «Россию», но надо было срочно лететь, а в «Измайловской» не оказалось устраивающих меня номеров. Зато у меня остался этот снимок, на котором хорошо видно не только башню, но и концертный зал «Россия».

Настало время показать сам номер этой трехзвездочной гостиницы. Снимков стандартных номеров у меня, увы, нет, почему-то не догадался в свое время их фотографировать, так могу предложить только виртуальную экскурсию по двухместному номеру повышенной комфортности западного корпуса с видом на Кремль. Это вид прихожей из комнаты. Слева можно видеть дверь стенного шкафа, по правую руку находится вход в санузел.

Вот последний собственной персоной.

Стоил такой номер, если мне не изменяет память, от 3500 рублей где-то в самом начале 2005 года до 4200 рублей к декабрю. Меня порадовало, что там, в отличие от стандартных номеров, был телефонный аппарат, подключенный к европейской розетке, то есть его легко было отключить, просто выдернув штекер. В стандартных же номерах шнур наглухо уходил в стену. Это было неприятно, если вспомнить, как часто звонили поздними вечерами агентства, предлагающие услуги дам легкого поведения. До сих пор улыбаюсь, как вспомню грудной томный голос с придыханием в трубке выдающий перл: «Молодой человек, а вам не одиноко одному?» Агентства явно были местные, как-никак в гостинице действовала весьма строгая пропускная система, а самих таких контор наверняка было несколько, так как, невзирая на резкие отказы, разные дамы звонили по нескольку раз за ночь, что весьма раздражало, не говоря уже о том, что банально мешало спать. В номерах повышенной комфортности я сразу после заселения выдергивал телефон из розетки на все время своего пребывания в Москве - и не знал печали. В стандартных же номерах я по необходимости вскоре освоил хитрый трюк командировочных: на ночь снимал трубку и клал рядом с аппаратом, а чтобы не беспокоило пищание свободной линии, нажимал любую цифру, что переводило телефон в режим набора номера, и он замолкал.

На некоторых этажах западного корпуса была медленная 10-мегабитная локальная сеть с бесплатным выходом в Интернет, но вообще эту услугу не гарантировали: очень часто сеть банально не работала. Я обычно ходил в Интернет по имеющемуся у меня бесплатному диалап-аккаунту. Правда, в «России» приходилось платить по рублю за минуту соединения с городским номером (в «Измайлово-Бета» я платил только за само соединение что-то около двух рублей, а потом просто не отключался, что было куда удобней). К слову, где-то в марте 2002 года в «России» заблокировали номера доступа основных операторов междугородней и международной IP-связи (вроде «Зебры-Телеком» и т.д.). Таким образом гостиница пыталась увеличить спрос на услуги своих телефонистов по заоблочным ценам. Однако эта хитрость легко обходилась: менеджеры «России» не догадались заблокировать номера техподдержки указанных операторов, так что я звонил именно саппорту и просил переключить меня на основную линию.

Из-за вида на Кремль такой номер стоил на пару сотен рублей в сутки дороже, чем такие же, но с окнами во двор.

Ей-богу, подобные утренние картины стоили небольшой переплаты!

Да и вечерние тоже.

Иногда перед сном я выключал свет, отдергивал шторы и подолгу сидел в кресле, любуясь открывавшимися видами.

Впрочем, дневные городские пейзажи центра столицы были в общем-то не менее интересны.

Снимок сделан мною в декабре 2005 году, когда линия горизонта еще не вспучилась башнями Москва-сити. Тогда я еще не знал, что гостинице осталось жить считанные дни.

Вид на начало улицы Варварки: еще не изуродованные Нижние торговые ряды, Гостиный двор и церковь Великомученицы Варвары XIX века.

Теперь подобными шикарными видами из окон никому любоваться уже не дано: гостиницу «Россия» закрыли 1 января 2006 года, и уже в марте того же года начали ее снос, по сути разборку, обошедшуюся в головокружительную девятизначную сумму не в рублях.
И вот гостиницы уже давно нет. Пойдя на компромисс с протестами общественности, сохранили лишь вычлененный из объема здания концертный зал «Россия».

Что построят на месте, где когда-то стояла «Россия», до сих пор неизвестно. Не исключено, что экономический кризис превратит даже этот лакомый кусок земли в перманентную строительную площадку. Сомневаюсь, что бюджет Москвы от этого выигрывает.
Можно ругать авторов былой гостиницы за то, что они своим детищем изуродовали сердце столицы. Однако лично у меня нет убежденности в том, что новые творения градостроительного «гения», которые рано или поздно поднимутся в Зарядье, украсят Москву: слишком уж много примеров прямо противоположного. Историческую застройку они в любом случае не вернут. Однако поживем - увидим.
Ну а моя грусть о сносе «России» носит слишком частный характер: мне жаль, что я не смогу теперь за разумные деньги останавливаться в таком месте с его изумительными видами, мне жаль и гибели одного из свидетелей тех счастливых лет уходящей молодости…

Как выглядела легендарная советская гостиница, попавшая в Книгу рекордов Гиннесса

Москва вечерняя. Гостиница «Россия». 1981 год (Фото: Анатолий Семехин / Фотохроника ТАСС)

Осенью в Москве завершится строительство «Зарядья» — первого крупного парка, созданного в столице за последние полвека. Он будет открыт на месте снесенной в 2006 году гостиницы «Россия», историю которой вспоминает «РБК-Недвижимость».

Гостиница «Россия» появилась на месте непостроенной (восьмой) сталинской высотки в старом московском районе Зарядье, почти полностью уничтоженном в 1940-е годы. 275-метровая башня по проекту архитектора Дмитрия Чечулина, заложенная после войны, должна была стать самым грандиозным зданием в столице (о проекте Дворца Советов к тому времени уже успели забыть), однако осуществить задуманное так и не удалось.


Вид на старый Москворецкий мост и Зарядье. 1900 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Чечулин был в то время главным архитектором Москвы и работал над проектами сразу двух высоток — на Котельнической набережной и в Зарядье. Он торопился с завершением первой, поскольку хотел целиком сосредоточиться над главным проектом своей жизни — гигантским небоскребом прямо под стенами Кремля. К началу 1953 года уже был возведен фундамент и стальной каркас до восьмого этажа. Однако после смерти Сталина проект был заморожен.


Проект высотки в Зарядье по проекту Дмитрия Чечулина

«Есть различные конспирологические версии, почему так произошло, но в действительности все объясняется просто: на реализацию столь масштабного проекта в стране не хватало ни денег, ни материалов, ни рабочих рук, поскольку все ресурсы были направлены на строительство высотки в Варшаве. Для самого Чечулина это стало огромным ударом, и руководство страны это понимало. Неслучайно спустя 15 лет с архитектором «расплатились», отдав ему строительство Белого дома — к этому времени Чечулин уже не занимал никаких высоких постов и формально имел мало шансов получить столь масштабный проект. Власти просто решили таким образом извиниться за то, что высотка в Зарядье так и не была построена», — говорит историк, профессор кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ Юрий Волчок.


Строительство гостиницы «Россия». 1965 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Спустя десять лет, в начале 1960-х годов, руководство страны задумалось о строительстве рядом с Кремлем большой гостиницы, предназначенной в первую очередь для делегатов Верховного Совета. Во время партийных съездов они по традиции размещались в гостинице «Москва», занимая все этажи, так что даже народным артистам, музыкантам и другим именитым гостям не всегда удавалось заполучить свободный номер. Требовался современный гостиничный комплекс в самом центре столицы, способный разместить не одну тысячу постояльцев. Его проектирование поручили группе архитекторов под руководством все того же Дмитрия Чечулина. Архитектор, до того времени прочно ассоциировавшийся со сталинским ампиром, стал автором одного из самых узнаваемых памятников советского модернизма.


Вид на памятник Минину и Пожарскому, Покровский собор и гостиницу «Россия» с Красной площади. 1969 год (Фото: Виктор Великжанина / Фотохроника ТАСС)

Строительство гостиницы «Россия» продолжалось пять лет — с 1962 по 1967 год. Возвести здание решили на фундаменте, оставшемся от высотки в Зарядье (металлический каркас к тому времени уже был разобран и использован при строительстве стадиона «Лужники»). «При Сталине Кремль был закрыт для иностранцев, а в Зарядье планировалось построить административное задние МГБ — самого мощного и устрашающего государственного органа СССР. Хрущев же, придя к власти, открыл Кремль, а в двух шагах от него построил гостиницу, как бы приглашая в Москву весь мир. Так что выбор места строительства «России» — очень символический жест», — объясняет историк архитектуры Наталья Самовер.


Двухкомнатный номер в западном корпусе гостиницы «Россия». 1966 год (Фото: Н.Грановский и А.Стужин / Фотохроника ТАСС)

Изначально здание задумывалось десятиэтажным, однако по личному распоряжению Хрущева высоту сооружения увеличили на три этажа. Благодаря этому вместимость гостиницы выросла почти до 3 тыс. номеров. На высокий гранитный стилобат архитекторы водрузили три 12-этажных корпуса, обращенных к Москворецкой набережной. Помимо номеров, здесь находилась просторная галерея и концертный зал на 2,5 тыс. мест, а в стилобате под ним — двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1,5 тыс. мест. Еще один корпус, выходивший на Варварку, не имел подобного основания и был увенчан 23-этажной башней с металлическим шпилем.

Чечулин сознательно заложил в образ здания диалог с Кремлем: белый камень и золотистый металл — колористическая гамма сердца Кремля, его соборов. Такой смысловой мост между новым и старым не был характерен для архитектуры модернизма. Необычным стало и название гостиницы. «До этого десятилетиями слово «Россия» выкорчевывалось из памяти. Страна называлась СССР, а исторические территории ядра Европейской части страны назывались РСФСР. Россия осталась в прошлом. Но именно в хрущевские времена зарождается довольно сильное консервативное православно-почвенническое течение, ориентированное на возрождение духовного и политического наследия дореволюционной России», — поясняет Наталья Самовер.

«Россия» — первая московская гостиница, которая была открыта городу: здесь располагался концертный зал, кинотеатр, ресторан, библиотека, магазины, доступные всем москвичам, — рассказывает Наталья Самовер. — Словом, это была гостиница, которая соответствовала мировым стандартам качества. Это касается не только технической составляющей, но и дизайна: в интерьерах холлов и номеров активно использовался металл, пластик и другие синтетические материалы, которые, к сожалению, сыграли роковую роль. Во время пожара 1977 года многие люди погибли, отравившись продуктами горения этих передовых материалов».


Вечерние платья удлиненного силуэта из коллекции «Таллин — 72» (Фото: Альберт Пушкарев и Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)

«Гостиница «Россия» была адекватна своему времени — если посмотреть, что в те годы проектировали в Берлине, Стокгольме, Копенгагене и других городах, мы увидим, что это та же самая архитектура. К началу 1960-х стало ясно, что нельзя одновременно делать несколько больших проектов, и все силы строительной индустрии были брошены на возведение «России». Именно поэтому здание удалось построить в рекордно сжатые сроки для столь масштабного проекта. В результате гостиница стала не только самой большой в мире, но и самой передовой», — отмечает Юрий Волчок.


Вид на Красную площадь и гостиницу «Россия». 1985 год (Фото: Христофоров Валерий/Фотохроника ТАСС)

В 1977 году в гостинице вспыхнул разрушительный пожар, в результате которого 42 человека погибли. После этого здание восстановили, заменили коммуникации, однако к концу 1990-х «России» требовался капитальный ремонт. В 2004 году столичные власти решили снести сооружение, чтобы построить на его месте современный гостинично-офисный комплекс. 1 января 2006 года «Россия» была закрыта, а в марте начались работы по разборке здания. Следующие восемь лет здесь был пустырь. В 2012 году Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину подумать над созданием парка в Зарядье. По итогам международного конкурса победил проект интернационального консорциума во главе с нью-йоркской компанией Diller Scofidio + Renfо. Официальное открытие парка запланировано на день города 2017 года.


Гостиница «Россия» в 1992 году (Фото: Денисов Роман/Фотохроника ТАСС)

В самом центре Белокаменной за высоченными заборами разлегся пустырь. Вид этой зоны отчуждения, уже успевшей изрядно зарасти кустиками, кажется, вполне располагает вдохновиться мыслью о создании парка, но «пост-«российский» пейзаж обманчив. Под кучами развороченной земли и безмятежными ростками зелени скрывается настоящий монстр эпохи тоталитарного коммунистического государства — огромный подземный бункер.

В 1948 г. возле Москворецкой набережной снесли несколько старых кварталов Зарядья и на их месте начали рыть глубокий котлован. По проекту известного архитектора Д.Чечулина здесь собирались построить самую большую из восьми «сталинских» высоток «ростом» почти 300 метров. «Административное здание в Зарядье» предназначалось для Совета министров СССР. Как утверждала молва, всемогущий товарищ Берия, бывший в ту пору первым заместителем главы Совмина, хотел из окна своего нового кабинета взирать сверху вниз на Кремль.

Строительство «старшей» из высоток сильно отставало от остальной семерки. К 1954-му успели закончить подземную и цокольную часть здания, смонтировали металлический каркас до высоты 8-10 этажей... Но вдруг все работы были прекращены, а затем стальной скелет разобрали, и стройплощадка обезлюдела.

2006 год. Гостиница «Россия» доживает последние дни.

Официальных комментариев по поводу этих событий никто не давал. Возможно, такой поворот в судьбе «высотки № 8» связан с уничтожением самого Берии. А может быть, вдруг спохватились, что 43-этажная громада, возведенная в двух шагах от Красной площади, совершенно задавит ансамбль Кремля...

Строительная эпопея в Зарядье возобновилась в 1964-м. Здесь решено было возвести большую гостиницу, этакий русский «Хилтон». Главным архитектором проекта стал все тот же Чечулин. При сооружении гостиницы использовали сохранившийся от «сталинского» проекта стилобат — огромную бетонную платформу-пьедестал, предусмотренную для выравнивания склона речного берега, на которой и должен был подняться дом Совета министров. Теперь на этой «подставке» построили новую гостиницу.

Москвичи, сами того не зная, долгие годы любовались фрагментами несуществующего высотного здания: цокольный этаж, в который «врезали» кинотеатр «Зарядье», и широкие каменные лестницы, ведущие от него к площадке перед концертным залом, остались еще от проекта 1950-х годов. Стилобат сталинских времен пережил и супергостиницу в Зарядье: при сносе «России» его фактически не тронули.

— Это можно было бы сделать лишь с помощью взрывов, — поясняет архитектор Виталий Мазурин (на фото). — Ведь конструкции стилобатной части выполнены из бетона высочайшего качества марки 700 (именно такой собирались применять при сооружении легендарного Дворца Советов). Так что ломать этот монолит даже с использованием самой современной строительной техники нельзя. А закладывать мощные заряды взрывчатки в нескольких сотнях метров от Кремля никто не согласится... Кроме того, надо учитывать, что под стилобатом находится еще и несколько подземных этажей. Об этой части старого сооружения мало кому известно, однако мне довелось досконально изучить детали грандиозного проекта «сталинской» высотки.

Так уж распорядилась судьба, что профессиональная деятельность самого Виталия Андреевича вот уже более полувека связана с Зарядьем, с той поры, как пришел в 1960-м после окончания института в коллектив архитекторов, создававших под руководством Чечулина гостиницу «Россия».

— Проект высотного здания в Зарядье предполагал создание под ним бомбоубежища и бункера для эвакуации руководителей страны. На чертежах этой огромной постройки хорошо видна ее подземная «начинка». Сначала два подвальных технических этажа с мощными бетонными перекрытиями. Потом 3—4-метровый слой бетона и под ним еще 4 уровня подземных сооружений, которые соединены тоннелем с территорией Кремля. В общей сложности все подземные этажи «высотки» уходят в глубь метров на 30.

По площади стилобатная часть высотного здания занимает более 62 тысяч кв. метров. На этой бетонной «подставке» сталинских времен с запасом уместились все четыре корпуса крупнейшей в Европе гостиницы.

— При строительстве «России» часть помещений внутри стилобата мы приспособили для обеспечения работы хозяйственных служб отеля. Например, была оборудована подземная автостоянка, сделан кольцевой проезд под гостиницей, — поясняет Мазурин. — А во внутренних двориках русского «Хилтона» располагались — недоступные для посторонних — несколько так называемых зон обслуживания подземных сооружений объекта гражданской обороны, находящихся на нижних уровнях: загрузочные магистрали, вентиляционные шахты. Были такие «спецзоны» и под концертным залом «Россия».


Эти конструкции до сих пор остаются там, среди развороченной земли в Зарядье, которое предлагается превратить в «очаг зелени».

За идеями на сей счет столичные власти обратились к народу. До 15 марта продлится прием проектов на Открытый творческий конкурс, объявленный по горячим следам после путинского «рейда» на площадку бывшей «России».

Поучаствовать в таком состязании решил и архитектор Виталий Мазурин.

— Информационные и графические материалы, размещенные для конкурсантов на сайте столичного Комитета по архитектуре и градостроительству, вызвали у меня недоумение. По ним очень трудно сделать проект, учитывающий реальные особенности этой территории Зарядья. Например, на предлагаемых двух видах участка с птичьего полета вообще никак не отображено наличие того самого старого стилобата — показано просто идеально ровное поле. А ведь в реальности «ступенька»-то там очень внушительная! Да и размещение предусмотренных условиями конкурса подземной автостоянки на тысячу машин и всесезонной подземной пешеходной зоны возможно только с учетом конкретных конструкций сохранившихся под землей построек.


Панорама дореволюционного Зарядья.

Кроме того, странные метаморфозы произошли с размерами площадей будущего комплекса в Зарядье. Первоначально шла речь о том, что парк должен занимать 10 га, а на участке в 1,5-2 га будет воссоздан концертный зал «Россия», уничтоженный вместе с гостиничным комплексом. Однако в условиях Открытого творческого конкурса, опубликованных на упомянутом уже сайте, эти числа почему-то «перетасованы» совсем иначе: «территория разработки эскизного проекта составляет 11,2 га, площадь застройки концертного зала — 0,8 га...» То есть зал вдруг «съежился» вдвое! Почему? Чья инициатива? И разве может хватить такого «лоскутка» земли для сооружения действительно крупного современного концертного зала, который можно было бы по праву назвать преемником прежнего знаменитого на всю страну ГЦКЗ «Россия»?!

В общем, наш разговор с Виталием Андреевичем заставил лишний раз вспомнить про «проклятье старого Зарядья», о котором мне рассказывали старожилы.

Когда почти полвека назад бригады строителей ударными темпами возводили здесь гостиницу «Россия», жители еще уцелевших соседних домов увещевали: «Не старайтесь, все равно толку не будет! Место это обиженное! Московскую старину исконную здесь порушили, потому земля-матушка держать на себе коробки новомодные не желает...»

Найдется ли сейчас «лекарство» против этой давней «болезни» Зарядья?


15 февраля 1932 года в Москве начался снос исторического района Охотный ряд, что позволило до неузнаваемости преобразить центр столицы в соответствии с принципами советской архитектуры. И сегодня мы расскажем про пять исторических мест в Москве , которые были разрушены и застроены знаковыми для города сооружениями.

Охотный ряд: гостиница Москва и Государственная Дума Российской Федерации

Название «Охотный ряд» закрепилось за торговыми прилавками неподалеку от Кремля, где разрешалось продавать дичь, привезенную подмосковными охотниками, а также живой птицей – Москва вплоть до двадцатого века была городом с преобладающим частным сектором. А куры и свиньи могли бегать по улицам даже в непосредственной близости от Кремля.





После пожара 1812 года на месте сгоревших деревянных рядов были построены капитальные каменные здания, дожившие до начала 20 века. За последнее столетие своего существования этот район стал символом торгового разнообразия Москвы, богатства ее жителей. Здесь также стояли дворец 17-го века князя Голицына и церковь Параскевы Пятницы.



Вся эта историческая застройка была снесена в 1920-30-х годах, а на ее месте советская власть построила парадный фасад столицы молодого государства – гостиницу «Москва» и Здание Совета Труда и Обороны, ставшее затем Совнаркомом, Советом Министров, Госпланом СССР и Государственной Думой Российской Федерации.





В 2004 году ставшую к тому времени легендарной гостиницу «Москва» (архитектор Алексей Щусев) разобрали, чтобы построить на ее месте новое здание, полностью повторяющее формами прежнее сооружение, но сделанное из современных материалов и исходя из современных представлений о гостиничной инфраструктуре.



О бывшем районе Охотный ряд сейчас напоминает одноименная улица и станция метрополитена, выходящая на нее.

Зарядье: гостиница Россия, парк

Название «Зарядье» появилось благодаря географическому расположению этого района Москвы. Ведь он находился за несколькими рядами торговых лавок от Кремля. До начала двадцатого века это была торговая и промышленная слободка, окруженная Китайгородской стеной. Прибывающие сюда по Москве-реке корабли привозили со всего мира товары, которые прямо тут и продавались.





В Зарядье было множество храмов и даже две синагоги. Дело в том, что только в этом районе Москвы было разрешено останавливаться еврейским купцам, так что тут образовалось своего рода гетто – район компактного проживания «детей Сиона». Церкви, а также отдельные куски стены Китай-города – это единственное, что осталось от Зарядье после его сноса в 1930-х годах.



Изначально планировалось построить в Зарядье Дом Наркомтяжпрома, но война смешала все планы и остановила работы. Строительство продолжилось в 1947 году. Здесь должны были возвести одну из так называемых «сталинских высоток», и в 1953 уже была закончена ее стилобатная часть, а также несколько этажей стального каркаса.



Но после смерти вождя планы изменились – на готовом стилобате выросли четыре 12-этажных корпуса гостиницы «Россия» и одноименный концертный зал. А оставшиеся ненужными металлические части использовались при возведении стадиона «Лужники».



Гостиница успешно просуществовала до 2006 года, после чего была закрыта и разобрана. С тех пор появлялось несколько проектов по застройке образовавшегося в самом центре Москвы пустого пространства. И сейчас актуальной является идея превращения этого пустыря в молодежный парк.




Волхонка: Алексеевский монастырь, Храм Христа Спасителя, Дом Советов, бассейн Москва, Храм Христа Спасителя

В начале 19 века на месте, где сейчас стоит Храм Христа Спасителя, находился Алексеевский монастырь – женская обитель, появившаяся еще 1360-х годах, а здесь обосновавшаяся в середине века 16-го.



Монастырь этот снесли вначале 1830-х, когда на государственном уровне было принято решение построить в этом месте величественный храм, посвященный победе русской армии над Наполеоном. Заложили его в августе 1837, в день 25-летия Бородинской битвы.

Существует легенда, будто настоятельница монастыря, будучи сильно недовольной сносом своей вотчины и переездом ее в другую часть Москвы, прокляла это место и предрекла, что новый храм долго не простоит.



Строительство храма продолжалось более сорока лет и было полностью окончено лишь в 1883 году. Церковь стала главным культовым сооружением Российской Империи, здесь короновали и венчали монархов, здесь состоялось первое исполнение «Увертюры 1812 года» Чайковского.



5 декабря 1931 года Храм Христа Спасителя был снесен двумя взрывами. На его месте планировалось построить Дом Советов – самую масштабную «сталинскую высотку», 100-этажное здание высотой 495 метров, которое должно было венчать «божество» новой эпохи – гигантская статуя Ленина.





Активная фаза строительства Дома Советов началась в 1937 году, и к лету 1941 года был готов его фундамент, а также множество стальных конструкций для сборки каркаса. С началом войны их пустили на противотанковые ежи для обороны Москвы. А в 1958-1960-х годах на фундаменте недостроенного здания был обустроен самый большой в мире открытый зимний бассейн – «Москва».



После распада Советского Союза и краха коммунистической идеологии бассейн закрыли (правда, по финансовой, а не мировоззренческой причине), а на его месте построили новый Храм Христа Спасителя – условную копию того, что снесли большевики. Сейчас это снова главный собор России.


Страстной монастырь: Пушкинская площадь, кинотеатр «Россия»

В 1930-х года Москва недосчиталась десятков, если не сотен культовых сооружений, в том числе, уже упомянутого выше Храма Христа Спасителя, также Страстного монастыря. Основанный в 1654 году, он был расположеня у Тверских ворот Белого города, там, где сейчас находится Пушкинская площадь.



Сам Страстной женский монастырь включал в себя три церкви и несколько корпусов – жилых и административных. В 1919 году часть этих помещений была занята Военным комиссариатом, а сам монастырь упразднен, хотя монахини там жили еще некоторое время. Потому туда вселились студенты Университета трудящихся Востока, Центроархив и даже Центральный антирелигиозный музей. А в 1937 году комплекс был практически полностью снесен ради масштабной реконструкции улицы Тверской.



Сейчас на месте одного из храмов Страстного монастыря стоит памятник Александру Сергеевичу Пушкину (он появился еще до сноса, но потом переехал). Еще одним известным сооружением на этой территории является кинотеатр «Россия» (1961 год) – главный кинозал страны, бывший основной площадкой Московского международного кинофестиваля.





В 2012 году кинотеатр «Россия» превратился в театр. Здесь обосновалась компания «Стейдж Энтертейнмент», занимающаяся постановкой в нашей стране лучших образцов западного мюзикла. Существует множество проектов по реконструкции этого здания – пару лет назад даже прошел , широко освещаемый отечественными СМИ.


Неглинка: Манежная площадь

Еще в начале двадцатого века Манежная площадь, которую мы привыкли видеть огромным открытым пространством в самом центре Москвы, была весьма плотно застроена зданиями разного назначения. Здесь было несколько улиц, к примеру, Неглинная, а также Лоскутный и Обжорный переулки.



Лоскутный переулок дал название самому известному сооружению в этом районе – гостинице «Лоскутная», весьма популярной среди творческой интеллигенции. В ней жили Достоевский, Бунин, Толстой, Чехов, Есенин, Паустовский. В стенах этого отеля Андрей Белый встретил свою будущую жену – Асю Тургеневу.



Конец застройке на Неглинке пришел в 1930-х годах. Сначала для строительства метрополитена были снесены здания, прилегающие к Манежу. А в 1938 году будущая Манежная площадь была расчищена полностью. Отныне ее границами стали Кремлевская стена, гостиница «Москва», фасад домов на Моховой и Манеж.

Манежная площадь после реконструкции. Источник фото: 2do2go.ru


А реконструкцией надземной части Манежки занималось предприятие «Моспроект-2» при непосредственном участии Зураба Церетели. Именно его авторству принадлежит знаменитая скульптурная композиция на площади, посвященная русским сказкам.


Гостиница «Москва» – привычный, узнаваемый и незыблемый символ российской столицы советского периода. Гостиница «Москва» известна далеко за пределами России, даже среди тех людей, которые никогда не были в нашей стране. Силуэт именно этого здания изображен на этикетке самой известной русской водки «Столичная». Недавно в Великобритании провели социологический опрос и выяснили, какие общемировые бренды англичане считают самыми известными. На первом месте среди крепких алкогольных напитков жители Туманного Альбиона поставили «Столичную». Гостиница «Москва» – здание, которое русские и иностранцы видели (пусть и не вживую) чаще остальных.

До Октябрьской революции 1917 года на месте гостиницы «Москва» шла оживленная торговля: здесь располагался самый большой и самый известный московский рынок – Охотный ряд. В 1920-е годы начался снос южной части рынка с торговыми лавками и церквями. Изначально тут планировалось построить монументальное здание Дворца труда – одного из грандиознейших сооружений в мире среди подобного типа строений. Но этот план так и не был реализован. Вместо него появился проект сверхсовременной гостиницы в конструктивистском стиле. За дело принялись молодые, голодные до побед архитекторы-авангардисты – Освальд Стапран и Леонид Савельев.

Однако в самый разгар строительных работ архитектурная политика СССР резко изменилась: на смену аскетическому конструктивизму пришел величественный «советский ампир». Поэтому в качестве соавтора гостиницы «Москва» был приглашен знаменитый архитектор Алексей Викторович Щусев, прославившийся в советское время созданием Мавзолея Владимира Ленина на Красной площади. Щусев должен был исправить «ошибки» проекта молодых и неопытных Стапрана и Савельева. Щусев удачно изменил декор здания в духе неоклассицизма, не нарушив конструктивисткой основы своих соавторов. Лаконичные внешние украшения – главная особенность гостиницы «Москва».

Присмотритесь внимательнее к деталям. Строгий и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, просторные лоджии по центру главного фасада, многочисленные балконы – все это придает зданию величественность, пластичность и гармонию. Особенно привлекательны башни, которые украшают углы гостиницы «Москва». Они ассиметричны, что не свойственно неоклассицизму. Существует легенда, согласно которой Сталин лично утверждал проект гостиницы. На рисунке фасад был разделен вертикальной чертой, и Сталин должен был выбрать, какая часть ему нравится больше – левая или правая. Но Сталин написал одобрительную резолюцию ровно посередине рисунка.

Гостиница «Москва» приняла первых посетителей в 1935 году. Среди ее постояльцев космонавт Юрий Гагарин, летчик Валерий Чкалов, маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, физик Фредерик Жолио-Кюри, поэт Пабло Неруда и многие другие известные люди. «Москва» пользовалась репутацией престижного отеля международного класса. В номерах и ресторанах гостиницы снимались кинофильмы, в стенах гостиницы разворачивалось действие известных литературных произведений. В 1960-е годы началось строительство второй очереди «Москвы». При этом была уничтожена известная дореволюционная гостиница «Гранд-отель», выходившая к площади Революции.

В 2004 году здание гостиницы «Москва» было снесено и началось строительство нового отеля со всеми мировыми стандартами гостиничного бизнеса. На сегодняшний день возведение здания завершено. По заявлениям проектировщиков, оно в точности воспроизводит внешние формы прежней гостиницы. «Москва» – это не только пятизвездочный отель напротив Кремля, это еще и важный элемент застройки центральной части города. Она находится на Манежной площади как раз между двумя красивейшими гостиницами начала XX века – «Националь» и «Метрополь» и как будто противопоставляется как величественный символ ушедшего социалистического строя.

Денис Дроздов

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...