Речевой материал для дифференциации звуков речи с-з-ц методическая разработка на тему. Занятие по логопедии: «Различай звуки З-С

[З] – [З’]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

за – зя зя – зы зы – зи

зя – за зо – зё зю – зу

за – зя – за зё – зо зу – зю

зы – зи – зы зо – зё – зо зу – зю – зу

[З] – [З’]

Упражнение № 2. Произносить (читать) слова.

зал – взял зол – козёл возы – вози

зайка – хозяйка зорко – зёрна низы – низина

назад – грозят узоры – озёра тазы – тазики

коза – козявка Трезор – призёр грузы – грузить

заяц – зяблик возок – везёт морозы – морозить

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

[З] – [З’]

Упражнение № 3.

Золотое зерно. Зелёные арбузы. Заяц и козёл. Зимние узоры. Запах бензина. Зеркальный зал. Изящная ваза. Забытый музей. Заброшенное озеро. Магазин на замке. Закрытая корзина. Зелёные глаза. Грузовик с резиной. Забавный зверёк. Зима и морозы. Резиновая Зоя. Заботливый хозяин. Розы в вазе. Корзина земляники. Злой зверь.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 4. Произносить (читать) предложения.

У забора Тузик. Зоя и Зина – друзья. Во дворе Трезор и Тузик. Зоя сказала, что не взяла корзину. В этой корзине зелёный, а в той корзине розовый виноград. Зайку бросила хозяйка. Кузов грузовика загрузили зерном. Накладывайте возы и везите в деревню. В глазах у хозяйки слезинки дрожат.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 5. Послушай рассказ и ответь на вопросы.

У нас на столе ваза. В вазе незабудки. «Зина, не забудь заменить воду в вазе», — сказала мама.

— Что стоит на столе?

— Что в вазе?

— О чем просит мама Зину?

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Конфеты.

— Зина, дай мне вон ту вазочку.

— Пожалуйста, Зоя.

— Но это вазочка пустая?!

— Нет, она непустая. Она с воздухом.

— А где же конфеты?

— Они куда-то исчезли.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 7. Ответь на вопросы.

Зина заснула. – Что сделала Зина? Кто заснул?

Лиза знает много сказок. – Кто знает много сказок? Чего много знает Лиза?

Зоя с Захаром сделали летучего змея. – Кто сделал змея? Что сделали Зоя и Захар?

Один раз Зоя и Зина пошли в зоопарк. Там они увидели много зверей. Но все звери в своих названиях имели звук [з] или [зь]. Назови их. (зебра, коза, заяц, зубр).

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 8. Исправь порядок слов в предложении.

Вот ползет земля по змее.

Летучий змей сделал папу и Зину.

У зуба болит Кузьма.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 9. Выучить загадку.

За то, что завял он

Зелёным в чулане,

Зимой отхлестал он

Хозяина в бане.

(Берёзовый веник)

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 15. Выучить стихотворение.

Хозяйка.

Не привык трудиться зайка, Где же зайка? Где же зайка?

Барсуку работать лень. Ты пойди-ка разузнай-ка.

Только белочка – хозяйка Видно, зайка стал зазнайка,

За работой целый день. Раз забыл тебя, хозяйка.

(А. Стародубова)

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 14. Выучить стихотворение.

Зябнут птицы, зябнут звери.

Замерзают в норах звери,

Залезают в дупла, в гнёзда.

В синем небе звёзды мёрзнут,

Затухают на заре –

Ух, морозно в январе.

(В. Суслов)

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 10. Выучить стихотворение.

Зимним утром от мороза

На заре звенят берёзы.

Все озёра – зеркала

Из зелёного стекла.

(В Суслов)

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 11. Выучить стихотворение.

Зачем у маленькой хозяйки

Зелёный зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шёлка.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 13. Выучить стихотворение.

Не забуду незабудку,

Эти синие глаза.

Вам название напомнит,

Что её забыть нельзя.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

[З] – [З’]

Упражнение № 16. Выучить считалку.

Раз, два, три, четыре, пять. Зубы, козлик и тазы,

Зайка, зонтик, змей, корзина, Посчитай-ка, не ленись,

Ваза, воздух и резина, Да смотри, не ошибись.

Следить за тем, чтобы звуки [з] и [з’] не смешивались в произношении. Звуки [з] и [з’] произносить длительно.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Хотите получать игры по почте?
Заполняйте форму!

Цели:

1. Умение различать согласные С. 3 в устной и письменной речи.

2.

3.

4. Развитие связной речи.

5. Развитие, мышления, памяти, внимания.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, картинки: занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо; карточка с текстом сказки «Свинья в гостях»; таблица с кроссвордом.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.

С какими буквами и звуками вы работали на прошлом занятии?

Характеристика звуков.

Каковы артикуляции этих звуков, в чем их сходство и различие?

На что похожи буквы С, 3?

Придумайте слова с этими звуками.

III. Закрепление материала.

1. Дифференциация согласных С, 3 в слогах.

а) Образуйте слоги. Прочитайте их.

б) Прочитайте, запомните и запишите слоговые ряды в той же последовательности.

(Даётся время на прочтение слогов одной цепочки, затем слоговой ряд закрывается).

са-за-за за-са-са са-за-са-за зю-сю-зю-сю

ся-зя-зя зя-ся-ся си-зи-си-зи зу-су-зу-су

2. Дифференциация согласных С, З в словах.

Слова: стакан, закон, зубы, слух, смех, звонкий, студеный, зима, поднос, сметана, козел, мазь, гуси, корзинка, магазин, звезды

б) Разгадывание кроссворда. Отгадайте слово по первым буквам названий.

Заяц Ваза Ёлка Замок Дятел Очки Часы

Кубик Аквариум. (Звёздочка).

в) Работа с картинками.

Рассмотрите картинки. Назовите их.

Сделайте схему этих слов. Надпишите буквы З,С.

Запишите слова, разделите на слоги (занавеска, зебра, слон, стакан, слива, арбузы, капуста, гнездо).

г) Отгадывание загадок, запись слов-отгадок в два столбика разными пастами,



У косого нет берлоги, Спереди пятачок

Не нужна ему нора Сзади - крючок,

От врагов спасают нога, Посредине спинка,

А от голода нора (ЗАЯЦ) А на ней щетинка. (СВИНЬЯ)

Гуляю я и в дождь и в зной. На сучках висят шары

Характер у меня такой. (ЗОНТ) Посинели от жары. (СЛИВЫ)

Белый камень во рту тает. (САХАР) Что видно только ночью? (ЗВЁЗДЫ)

Светит, сверкает, Хоть сама – и снег, и лёд,

Всех согревает. (СОЛНЦЕ) А уходит – слёзы льёт. (ЗИМА)

Прочтите слова первого столбика и второго.

3. Дифференциация согласных С, З в предложениях.

Составить предложения из данных слов.

За, собака, забором, залаяла.

Зубы, разболелись, Сони, сильно.

За, собака, гналась, зайцем.

Взяла, зайца, собака, след.

В, стог, змея, сена, уползла.

Звонко, запел, саду, соловей.

На, сверкала, кустах, росла.

Анализ предложений: найти главные члены предложения.

4. Дифференциация С-З в текстах.

Прослушайте сказку Г.Юдина «Свинья в гостях».

Определите, какой из звуков из звуков С-З чаще встречается в тексте.

«Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках. Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в сметане, сок сливовый, а себе – сосисок нажарила с салом. Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела её вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит: «Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь». «Совести у тебя нет, - рассердилась собака – свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся, отсюда!» И с тех пор собака на свинью сердита».

Вопросы:

Каким звуком насыщен текст?

Кого пригласила в гости собака?

Как приготовилась собака к приходу гостьи?

Как вела себя свинья в гостях?

Почему рассердилась собака?

Перескажите содержание этой сказки.

IV. Итог занятия.

Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 33

ТЕМА: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ Б, П .

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные Б, П в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия.

3. Развитие и совершенствование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5.

Оборудование: таблица для мнемонического приема, слоговая таблица, пакетики с деформированным текстом, фигурки Буратино иМальвины из пенопласта или картона.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II.

С какими звуками и буквами работали на прошлом занятии?

Проведем игру «Кто больше?». Победит тот, кто больше придумает слов

III. Знакомство с новой темой.

1. Отгадайте загадку. Выделение первых звуков из слов-отгадок.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел (БАБОЧКА)

Встает на заре.

Пост во дворе.

На голове гребешок

Кто же это? (ПЕТУШОК).

Итак, какие это звуки?

2. Уточнение артикуляции звуков, установление их сходства и различия,

3. Сопоставление звуков с их графическимизображением. Мнемонический прием.


Буква Б с большим брюшком Букву П а спортивном, зале

В кепке с длинным козырьком! Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись.

Подойди, да подтянись.

4. Дифференциация Б-П.

а) в слогах

1) Работа со слоговой таблицей.

Прочитайте слоги парами, скажите, какими звуками отлагаются эти пары слогов:

БА-ПА ПА-БА БЯ-ПЯ БИ-ПИ

БО-ПО ПО-БО БЕ-ПЕ ПЯ-БЯ

БЫ-ПЫ ПЫ-БЫ ПИ-БИ ПЮ-БЮ

2) Прослушйте ряды слогов, запомните, повторите в той же последовательности:

ПА-БА-ПА ПУ-БУ-ПУ ПА-БА-ПА-БА

БА-ПА-БА БУ-ПУ-БУ БА-ПА-БА-ПА

3) Образуйте слоги:

П а Б я
о е
У ю
ы и

4) Запись слогов в тетрадь:

пя, бо, аб, ал, уб, пю, бю, баб, паб

Прочтите записанные слоги.

б) Дифференциация звуков в словах.

1) Отхлопывание количества слогов в словах:

БУТОН, ПАКЕТ, ПРЫГАТЬ БЕГАТЬ ПОЛЗАТЬ, БРЕВНО, ЛОПАТА, БАРАБАН, САПОГИ.

2) Прослушайте слова, определите в них наличие и место звука Б или П.

Образец: а) в слове ПАЛКА - звук П находится в начале слова.

б) в слове ЗАБОР - звук Б, он находитсяв середине слова.

а) ПОЛ, БЫК, ПЫЛЬ, БАЛКА, БЛУЗКА, ПЛАКАТ.

б) ЗАБОР, РАБОТА, САПОГИ, ГРИБЫ, ЛОПАТА, РЫБАКИ.

3) «Веселые звуки».

«Б» сказала: Лес пилить

Слушай «А», Пустились вилы,

Побежим искать слова! Обратившиеся в ПИЛЫ,

Смотрят - бочка,

Буквы бочку В дом войти.

Покатили по песочку. Боится вол:

Бочка сделалась легка, Подо мной

Унеслась под облака (БАБОЧКА) Прогнется ПОЛ.

У подъезда клубы, пара

Едут с бала лайки

А за ними гончих пара,

В лапах БАЛАЛАЙКИ,

4) Измсните слова так. чтобы после согласных Б, П появился гласный. Подчеркните последний слог.

Образец: ГРИБ – ГРИБЫ.

(Обратить внимание на то, как произносится и пишется звонкий согласный звук в конце слова. Вспомните правило.)

ЧУБ - ДУБ - КРАБ -

ЛУБ- СУП - ТУЛУП -

ЯСТРЕБ - ХЛЕБ - БОБ -

в) Дифференциация Б-П в предложениях.

1) Закончите предложения, вставив нужные по смысллу слова:

палка -балка Старушка опирается на...

словарная работа Крыша опирается на …

бочка - почка Листья появились из...

Капусту вытащили из …

Забыть - запить Ссору надо …

Лекарство надо...

Блещут – плещут В синем небе звезды …

В синем небе волны...

Прочтите предложения.

Анализ 1, 2 предложений: найти главные члены в предложениях.

Логопедическая физминутка.

г) Дифференциация Б-П в связной речи.

Сегодня у нас гости. (Логопед показывает фигурки Мальвины и Буратино).

Чему учила Мальвина Буратино?

Вот и сегодня Мальвина дала Буратино задание, но он не может с ним справиться и обращается к вам за помощью.

Откройте пакетики. Вы увидите полоски с текстом. Вы должны правильно расположить эти полоски, чтобы получился рассказ. А потом озаглавите этот рассказ, Приступайте к заданию. Прочтите рассказ.

Наш дом большой и красивый.

На первом этаже дома магазин.

В магазине продают одежду, обувь.

У подъезда дома растут тополя.

Вокруг дома дети посадили много цветов.

Мы очень любим наш дом.

Как озаглавите рассказ?

Итак, помогли ли вы Буратино?

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №34

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Б-П

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные В-Пв устной и письменной речи;

2.

3.

4. Развитие связной речи;

5.

Оборудование: сигнальные карточки, магнитофонная запись, звуковые часы, перфокарты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С какими согласными работали напрошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков? Назовите звонкий согласный. Назовите глухой согласный.

III.

1. Дифференциация звуков в слогах : слоговые ряды.

а) Прочитайте, запомните и повторите слоговые ряда. (Учащиеся читают слоги, затем постепенно ряд за рядом слога закрываются.Дети воспроизводятслоговой ряд по памяти. Логопед обращает внимание детей на четкое произношение звонких и глухих согласных).

ПО-БО-ПО ПО-БО-БО-ПО

БИ-ПИ-БИ ПИ-БИ-БИ-ПИ

ПЯ-БЯ-ПЯ БУ-ПУ-ПУ-БУ

БЕ-ПЕ-БЕ БЕ-ПЕ-ПЕ-БЕ

б) Записать слоги в две строчки: в первую - с буквой Б; во вторую - с буквой П.

БА, ПА, ПУ БЕ, ПЮ БЮ, БЫ, БЕ, ПЕ, ПЯ.

Прочтете слоги, записанные в первой строчке, во второй,

2. Дифференциация звуков П-Б в словах.

а) Работа с сигнальными карточками по магнитофонной записи.

БОК, ПОЛ, СУП, ЗУБ, ЗАБОР, БЕЛКА, ТАПОЧКИ, БОЛЬШОЙ, ХЛОПОК, БЛУЗКА, ТАПОЧКИ, ПАЛЬТО, БАНТИК, ТОПОР, БЕЖАТЬ, БОРОТЬСЯ, ПЛАКАТЬ, ПЛЫТЬ, БЕГАТЬ, БЕСПОКОИТЬ.

б) Работа со «звуковыми часами».

Найдите самые короткие слова н поставьте на них стрелки.

Найдите двусложные слова: БОЧКА, ПАЛКА.

Найдите самые длинные слова: БАБОЧКА, САПОГИ.

А теперь назовите слова, в состав которых входит согласная П, а затем Б.

в) Графический разбор слов-отгадок.

Наткёт, наплетёт, - Домовитая хозяйка

Сядет и добычи ждет, (ПАУК). Пролетает над лужайкой

Похлопочет над цветком

Не заботясь о погоде, Он поделится медком. (ПЧЕЛА).

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней Он охотно пыль вдыхает,

Май сережки дарит ей. (БЕРЕЗКА) . Не болеет, но чихает, (ПЫЛЕСОС). Тридцать три родных сестрички

Писаных красавицы

На одной живут страничке.

А повсюду славятся. (БУКВЫ).

3. Дифференциация П-Б в предложениях.

а) Вставьте в слова пропущенные буквы. Выделенные слова разделите на слоги.

Мама сварила вкусный су...

У...ори...олит зу...

Он не сможет есть горячий су..

Уря.. .свалила телеграфный стол....

У дома намело...ольшой сугро...

Кра... живет в море.

На опушке рос развесистый ду...

Прочтите предложения, объясните правописание Б, П в конце слов.

б) Прочитайте слова.

Составьте с этими словами предложения. Запишите их.

БАБОЧКА, ПОЛЯНКЕ, НАД, ПОРХАТЬ, БЕЛАЯ.

ТРОПИНКА, ШАГАЛ, ПУТНИК, БЫСТРО, ПО.

БАБУШКА, ПОДАРИТЬ, БРЮКИ, НОВЫЕ. ПАША.

ПАША, ПОБЛАГОДАРИТЬ, БАБУШКА, ПОДАРОК, ЗА.

Прочтите предложения. Подсчитайте количество букв П, Б, определите каких букв больше.

Логопедическая физминутка.

4. Дифференциация П, Б в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы.

Была бы охота - ...удет ладиться ра..ота.

Без дела жить - только не...о ко…тить.

Равду как ни прячь - наружу выйдет.

В молодости не учился - жизнь...отерял.

Переливать из...устого в порожнее.

Пишут не …ером, а умом.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №35

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т.

Цели:

1. Умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: таблицы для мнемонического приема, слоговая таблица, карточки с текстом сказки «Доброе слово», таблица со словами-перевертышами, таблица с ребусами, картинки: труба, дрова.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Какие звуки и буквы учились различать на прошлом занятии? Назовите звонкий согласный. Придумайте слова с этим звуком. Назовите глухой согласный. Придумайте слова этим звуком.

III.

1. Выделение звуков из слов по предметным картинкам . (В начальной позиции).

Картинки: труба, дрова.

2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства, различия (внимание на кинестетические ощущения.)

3. Характеристики звуков (согласные, глухой, звонкий).

4. Сопоставление звуков с их графическим изображением .

Вот стоит дымок пуская. Отвечайте, кто знаток:

Буква Д- труба печная. Это что за молоток?

5. Дифференциация Д-Т в слогах.

а) Прочитайте слоги на таблице, записанные парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов?

ДА-ТА ТА-ДА ДЯ-ТЯ ТА-ДЯ ДЯ-ТЯ

ДО-ТО ТО-ДО ДЁ-ТЁ ТЁ-ДЁ ТЕ-ДЕ

ДУ-ТУ ТУ-ДЫ ДЮ-ТЮ ТЮ-ДЮ ДЁ-ТЁ

ДЫ-ТЫ ТЫ-ДЫ ДИ-ТИ ТИ-ДИ ТЮ-ДЮ

б) Прослушайте слога, запишите их вдве строчки: в первую строчку слоги с глухимсогласным, во вторую - со звонким:

ТА, ДЯ, ТО, ДО, ТО, ТЫ, ДО, ТЯ, ТЕ, ДЕ, ДУ, ТЮ, ДЮ, ТЛА, ДЛА ТЛО, ДЛИ, ТРУ, ДРУ, ТИ, ДИ, ТЛИ.

Прочесть слоги, записанные в первую строку, слога, записанные во вторую строку.

ТА-ДА-ТА ТУ-ДУ-ТУ ТА-ДА-ТА-ДА

ДА-ТА-ДА ДУ-ТУ-ДУ ДА-ТА-ДА-ТА

6. Дифференциация Д-Т в словах.

а) Прослушайте слова, назовите какой звук Д, Т:

1) Стоит в начале слова.

2) Стоит в середине.

Образец ответа:

1) в слове ДЫМ - звук Д.

2) в слове ПЕТУХ - звук Т.

1) ДОМ, ДЫМ, ТАМ, ТЁМНЫЙ, ДОЛЯ, ТИХО, ТУФЛИ.

2) ПЕТУХ, ВЕТКА, ВЁДРА, ВЕТЕР, ПОГОДА, ПОБЕДА, ПОСУДА.

б) Работа со словами-перевертышами.

Прочтите слова, записанные на таблице:

ТОТ, ТУТ, ДЕД, ДОХОД ДОМ, МОД

А теперь прочтите эти слова справа налево. Что получилось?

в) Разгадывание ребусов. Разгадайте ребусы, изображенные на таблице.


г) Запишите слова в два столбика разными пастами.

ТАРЕЛКА, БИДОН, ПОДРУГА, РАБОТА, ПАЛЬТО, ПУТНИК, РАДИО, ЗАВОДЫ, ТАПОЧКИ, ТЫКВА.

Прочтите слова, которые записали в первый столбик, во второй.

д) Доскажите словечко:

У меня знакомых тьма. Я антоним шума, стука,

Не могу их счесть сама. Без меня вам ночью мука.

Потому что кто пройдет, Я для отдыха, для сна,

Тот и ручку, мне пожмет. Называюсь... (ТИШИНА).

Людям рада я, поверь,

Я - приветливая... (ДВЕРЬ).

Быть должны всегда в порядке

Ежик вырос в десять раз, Твои школьные... (ТЕТРАДКИ).

Получился... (ДИКОБРАЗ).

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись... (ДЯТЕЛ).

7. Дифференциация Д-Т в предложениях.

а) Выписать из предложений словосочетания с буквами Д, Т. Подчеркнуть буквы. Д – одной чертой, Т – двумя.

Образец: Весь день дует холодный ветер. ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР .

СОЛНЦЕ СВЕТИТ ТУСКЛО.

ЧАСТО ИДУТ ХОЛОДНЫЕ ДОЖДИ.

ПТИЦЫ УЛЕТЕЛИ В ТЕПЛЫЕ СТРАНЫ.

ДНИ СТАЛИ КОРОТКИЕ.

УЧЕНИКИ ПИСАЛИ ТРУДНЫЙ ДИКТАНТ.

ХОЛОДНЫЙ ДУШ ПОЛЕЗЕН.

У ПРУДА СТОЯЛА СТАРЕНЬКАЯ ДАЧКА.

Прочтите выписанные словосочетания.

б) Вставьте в предложения пропущенный предлог ОТ или ДО. Как будете писать предлоги?

Лодка отплыла... берега.

Деревни было недалеко.

Дима помог маме...нести сумку... дома.

Поезд отошел... станции.

Малыш добрался... верхней ступени. –

Прочтите предложения.

8. Дифференциация Д-Т в связной речи.

Прослушайте сказку «Доброе дело», а потом скажете, каких звуков встретилось в сказке больше?

Доброе дело.

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целым и днями по лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат. И-Эх! Мне бы дело какое-нибудь. Мне бы чего-нибудь полезное. сделать. Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает» - размышлял медведь. Но никто не собирался там жить. Тогда медведь натаскал травы и напихал её в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает. «Ты чего такой грустный, дедушка медведь?» - Да делать мне нечего, вот и грустный. - бурчит медведь. «А ты можешь дудочку сделать?» «Дудочку? А чего ее делать-то?» - оживился медведь и раз-два! - сделал Димке дудочку. «Вот это да!» - обрадовался Дима. А моей сестренке Даше сделаешь?» «Да, я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось».

Каких звуков больше встретилось в тексте Д или Т?

Почему медведь скучал?

Какое дело полезное решил сделать медведь?

Понадобились ли дырки, сделанные медведем, зверям?

Как решил медведь порадовать дятла?

Почему дятел рассердился на медведя?

Какое доброе дело сделал медведь?

IV. Итог занятия. Что больше всего понравилось на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №36

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Д - Т.

Цели:

1. Закрепить у учащихся умение различать согласные Д - Т в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

Оборудование: сигнальные карточки, магмлофонная запись, перфокарты, картинки: карандаш, молоток, ведро, топор, лопата, удочка, парта, ягоды, дубы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Какие согласные вы учились различать на прошлом занятии? В чем сходство и различие артикуляции этих звуков?

Игра «Буква потерялась».

На доске записаны слова, в которых потерялась буква.

СА… КА…ОК О…ПУСК АИС…

…ЕРЕВО …ЫНИ СА…ОВНИК …ИВАН

КУС…Ы НИ…КИ КИС…И

Ссгодня продолжим работу над различением этих согласных Д-Т.

III. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация звуков в слогах.

а) Прочитайте звукосочетания, запишите только согласный.

АДА, АТА, ОДА, ОТА, УТУ, ИДУ, УДУ, ИДИ, ИТИ, УДЮ, УДИ, УТИ.

Сколько выписали букв Т, Д. каких букв больше, на сколько?

2. Дифференциация звуков в словах.

а) Работа с сигнальными карточками, по магнитофонной записи.

ДЫНИ, ВЕДРО, ТУЧА, ПОДУЛ, ТРАКТОР, ПОДУШКА, СТУК, НАРЯДНЫЙ, ТУМАН, ВИКА, ОДУВАНЧИК, МЕТЛА, ДРУГОЙ, ТРУДНО, РАДУГА, ПОБЕДА.

б) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками отличаются эти слова? Устно составьте предложение с каждым словом:

ДОМ-ТОМ ДОЧКА-ТОЧКА ПЛОДЫ – ПЛОТЫ ДОЧКА - УТОЧКА

в) Отгадывание загадок, запись слов отгадок в разные столбики разной пастой.

Много рук, а нога одна. (ДЕРЕВО) Дождик теплый и густой

Этот дождик но простой.

Он пришел, наполнил кадки. Он без туч, без облаков;

Поливал усердно грядки. Целый день идти готов (ДУШ)

С шумом окна, промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (ДОЖДЬ) Не живая - а идет,

Неподвижна - а ведёт. (ДОРОГА)

Вот дорос до небес - Я мчусь

И исчез (ДЫМ). Держусь за провода,

Не заблужусь я

Через поле и лесок Никогда. (ТРОЛЛЕЙБУС)

Он бежит по проводам А в гору лезет. (ТЕСТО)

Скажешь здесь - а слышно там. (ТЕЛЕФОН)

Над тобою, надо мною

Пролетел мешок с водою.

Наскочил на дальний лес

Прохудился и исчез. (ТУЧА)

Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет

Семь плугов ташит. (ТРАКТОР)

Прочтите слова, записанные а первом столбике, во втором.

3. Дифференциация Т-Д в предложениях.

а) Закончите предложения, используякартинки.

Даша рисует цветными …(карандашаши).

Гвоздизабивают … (молоток).

Веду носят...(ведро).

Дрова рубят...(топор).

Землю копают … (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

В лесу растут разные... (ягоды).

На опушке леса растут.... (дубы).

Прочтите предложения.

б) Вставьте в предложения пропущенные слова.

На реке крепкий ….

Москва - большой....

Весной на реке начинается....

По реке плывет пассажирский....

Прочтите предложения, вспомните правило правописания согласных, стоящих в конце вставленных слов.

4. Дифференциация Т-Д в связной речи.

Работа с перфокартами. Вставьте пропущенные буквы в слогах пословиц.

Рус своей …ени боится.

Труд корми…, а лень пор…ит.

Терпение и …руд всё пере...рут.

Друзья познаются в бе…е.

Дерево дорого пло…ами, а человек делами.

Прочтите пословицы, объясните их значение.

IV. Итог занятия. Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №37

Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В - Ф.

Цели:

1. Сформировать у учащихся умение различать согласные В-Ф в устной и письменной речи;

2. Развитие фонематического восприятия;

3. Развитие и совершенствование грамматического строя;

4. Развитие связной речи;

5. Развитие памяти, мышления, внимания.

Оборудование: слоговая таблица, таблица для мнемонического приема, картинки: соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни, фартук, кофейник, сова. ваза, свстофор, варежки, карточки с текстом «Птичка».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

С каким звуками и буквами работали на прошлом занятии? Какие это звуки? (Характеристика). Назовет звонкий согласный. Придумайте с этим звуком слова. Назовите глухой согласный. Придумайте, с ним слова.

III. Знакомство с новым материалом.

1. Выделение звуков из начала слои по предметным картинкам.

Что изображено на картинке? Выделите 1-й звук из слова. Какой это звук? Аналогичная работа проводится и над вторым звуком.

2. Уточнение артикуляции звуков, установление сходства и различия. Обратить внимание учащихся на кинестетические звуков, ощущения при произнесении.

3. Сопоставление звуков с их графическим изображением. Мнемонический прием.


Палочка Филин в книжку залетев.

Рядом две ровные дужки Притворился, буквой Ф.

Вот и готовы

Очки... длялягушки.

4. Дифференциация В-Ф.

1) Дифференциация В-Ф в слогах.

а) Прочитайте слоги парами. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слогов?

ВА-ФА ФА-ВА ФЯ - ВЯ ФЕ-ВЕ
ВО- ФО ФО-ВО ФЕ-ВЕ ФИ-ВИ
ВЫ-ФЫ ФЫ-ВЫ ФЮ-ВЮ ФЯ-ВЯ

б) Прослушайте слоги, запишите первую букву каждого слога.

ВА, ВЫ, ФА, ВО, ВУ, ВЕ, ВА, ФЕ, ВИ, ВЫ, ФЯ, ВЮ, ФЮ.

Подсчитайте, каких букв больше.

в) Прослушайте, запомните ряды слогов, повторите в той же последовательности:

ФА - ВА - ФА ФА - ВА - ВА - ВА

ВА - ФА - ВА ВА - ФА - ФА - ВА

ФУ - ВУ - ФУ ВУ - ФУ - ВУ - ФУ

ВУ - ФУ - ВУ ФУ - ВУ - ФУ - ВУ

2) Дифференциация В-Ф в словах.

а) Прослушайте слова. Определите наличие звуков В, Ф:

Образец:

1) В слове ВАТА - звук В.

2) В слове ФАКЕЛ - звук Ф.

1) ФОКУС, ВОРОТА, ФАБРИКА, ВОРОТНИК, ФАРТУК, ФЛАГ, ВРАТАРЬ, ФЛЕЙТА (Словарная работа), ВРЕМЯ, ФЛОКСЫ.

2) КОНВЕРТЫ, КОНФЕТЫ, КОФТА, КОВАТЬ, КРОВАТЬ, КОФЕ, САЛФЕТКИ.

в) Рассмотрите и назовите картинки, разложите их в три столбика в первый - со звуком В. во второй со звуком Ф, в третий со звуками В, Ф.

СОЛОВЕЙ, ТУФЛИ, ФЛОКСЫ, ФИАЛКИ, ВАФЛИ, ВИШНИ, ФАРТУК, КОФЕЙНИК, СОВА, ВАЗА, СВЕТОФОР.

Назовите картинки, расположенные в1, 2, 3 столбиках.

г) «Доскажите словечко».

Как зовут меня, скажи Из меня посуду

Скромный полевой цветок Нежно-беллую и

Синеглазый... (ВАСИЛЕК) Звонкую

Обжигают с древних пор

Грязнулю всегда Называюсь я... (ФАРФОР).

Выручает …(ВОДА).

День рождения у меня - Праздник, праздник у ворот.

Подарили мне коня, Кто встречать его пойдет?

Замечательный какой! Я и верный мой дружок

Голубой-преголубой. Красный маленький... (ФЛАЖОК).

Ездить нужно осторожно,

За рога держать можно,

Жаль вот только - гривы нет...

Что за конь? (ВЕЛОСИПЕД).

3) Дифференциация В-Ф в предложениях.

а) Выпишите из предложения словосочетания с буквами Ф В.

Мы ехали на дачу в первом вагоне. На Даче мы ели свежие фрукты. Фокусник показывает забавные фокусы. Сегодня влажный воздух. Мы пили чай с фруктовыми конфетами. Дует северный ветер. На ёлку ребята повесили разноцветные флажки.

Посчитайте выписанные словосочетания.

б) Ответьте на вопросы полными предложениями. Запишите их, подчеркните буквы В, Ф разными карандашами.

Вопросы:

Где изготовляют конфеты?

Куда наливают воду туристы?

Что вывешивают на домах в праздник?

Чем покрыты дороге в городе?

Что открывают зимой для проветривания комнат. Слоговой анализ слова.

Прочтите предложения.

Логопедическая физминутка

4) Дифференциация В-Ф в связной речи.

Прочтите текст рассказа «Птичка». Подсчитайте количество букв В, Ф. Определите, каких букв больше.

Ответьте на вопросы:

1) Кто постучался в окно к детям?

2) Где прожила птичка всю зиму?

3) Когда Ваня выпустил птичку на волю?

Перескажите содержание рассказа.

IV. Итог занятия . Чему научились на занятии?

ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №38

Конспект занятия в КПП по теме :

Дифференциация звуков З-С.

Задачи урока :

закреплять навыки правильного звукопроизношения;

уточнить артикуляцию звуков [с] – [з];

учить давать сравнительную характеристику звуков [с] – [з];

учить дифференцировать буквы С-З;

развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;

развивать фонематическое восприятие;

развивать зрительное и слуховое внимание;

развивать логическое мышление и память;

развивать общую моторику;

воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здоровьеразвивающий компонент:

создание благоприятной психологической атмосферы в группе;

снятие утомления с мышц туловища, плечевого пояса и рук (игра “Наоборот”).

II. Подведение к теме занятия.

Послушайте загадки и отгадайте их.

    Сидит под крылечком

Хвост колечком . (Собака) (Слайд 1.1)

    В гору бегом

С горы кувырком. (Заяц) (Слайд 1.2)

Назовите первый звук в слове собака. (Звук [с])

Назовите первый звук в слове заяц. (Звук [з])

Вы догадались, какие звуки сегодня на занятии мы будем учиться различать? (Звуки [с] – [з])

Тема нашего занятия: “ Различение звуков [с] – [з]” (Слайд 1.3)

III. Основная часть.

    - Самомассаж:

«Водичка, водичка

умой моё личико,

чтобы глазки блестели,

чтобы щёчки розовели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок,

А теперь мы в лес пошли и на нас налетели комары (з-з-з-з звенят комарики).

- Артикуляционная гимнастика ( работа с зеркалами).

Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику: (иллюстрации упражнений)

Улыбка” – «хоботок»

“Заборчик”

«Месим тесто»

«Блинчики»

“Горочка”

“Часики”

Вкусное варенье”

Почистим нижние зубки”

ИУАЭ ______

ИУАЭ_____________

ИУАЭ_____________________

2. Уточнение нормы артикуляции изучаемых звуков (работа с зеркалами).

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [с].

Давайте дадим характеристику звуку [с].

(Звук [с] – согласный, глухой, твёрдый.)

Посмотрите в зеркало и скажите, как мы произносим звук [з].

В каком положении у нас губы, где находится язык, положите руку на горло и скажите, работают голосовые связки или нет?

Давайте дадим характеристику звуку [з].

(Звук [з] – согласный, звонкий, твёрдый.)

3 . Сравнительная характеристика изучаемых звуков, определение сходства и различия.

Что общего у звуков [с] – [з]? (Они согласные и твёрдые.)

В чём разница? (Звук [с] – глухой, а звук [з] – звонкий.)

4. Работа по развитию фонематического восприятия.

Сейчас я буду произносить различные звуки. Когда вы услышите глухой звук [с] покажите свои ладошки, а если услышите звонкий звук [з] – хлопните в ладоши.

Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т,з,щ, с, п, з.

Слоги: Са, жа, за, па, са, ща, за, та,

Заучивание скороговорки «Повтори – не ошибись!»:

Са-за-са – по лесу идет ЛИСА

За-са-за – хитрые глаза.

5.Развитие слухового внимания.

Послушайте стихотворения и скажите, о каких буквах идёт речь.

1. На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра три. (О букве З.)

Поднимите карточку с буквой З.

2. Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Поднимите карточку с буквой С.

6.Физкультминутка.

("прямолинейное" движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят.

Пила

Пили, пила, пили, пила! З-з-з-з

Зима холодная пришла. Бр-р-р

Напили нам дров скорее, з-з-з-з

Печь истопим, всех согреем! С-с-с-с

7. Работа по развитию фонематического восприятия и слухового внимания.

Различение звуков [с] – [з] в словах.

Я вам буду называть различные слова.

Когда вы услышите слово со звуком [c], хлопните 2 раза в ладошки,

Когда услышите слово со звуком [з], хлопните 1 раз в ладошки.

Посчитайте, сколько я назову слов со звуком [с], и сколько со звуком [з].

Слова: зубы, коза, гвозди, заяц, нос, сумка, сова, носки, лиса

Какие слова вы запомнили?

8. Звуковой анализ слов КОЗА, ЛИСА

Строим поезд. Делаем схемы слов. (Вагончики – это слоги, колеса – звуки)

9. Закрепление.

Работа по индивидуальным карточкам.

10. Итог занятия.

Какие звуки и буквы мы учились различать на занятии?

(Звуки [ с ] – [ з ], буквы С – З.)

Что у них общего? Чем они отличаются?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Все были молодцы.

Приложение.

Иллюстративный материал к занятию.

Конспект группового логопедического занятия.

Тема занятия:Дифференциация звуков [С] - [З] в слогах, словах и предложениях.

Цель занятия :Закрепление навыков четкого произношения и умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в слогах,словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Уточнять артикуляцию звуков «С» и «З»;

Закреплять правильное произношение этих звуков в слогах, словах и в предложениях;

Развивать органы дыхания и речевого аппарата;

Развивать фонематический слух;

Обогащать словарный запас;

Следить за правильностью грамматического строя речи;

Работать над развитием фразовой речи.

Активизировать и расширять словарь по теме "Новый год", составление творческого рассказа «Новый Год» по сюжетным картинкам с помощью опорных слов с продолжением сюжета.

2. Коррекционны ецели:

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, логическое мышление, творческое воображение;

Развивать и совершенствовать артикуляционную и пальчиковую(мелкую) моторику;

Развивать звуковой и слоговой анализ и синтез;

Совершенствовать фонематическое восприятие и слух;

Закреплять знания об особенностях праздника.

3. Воспитательные:

Воспитывать организованное поведение во время занятия;

Воспитывать интерес к играм со звуками и словами;

Воспитывать усидчивость на занятиях;

Прививать внимание и интерес к красивой и правильной устной речи.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, ответственности,самоконтроля.

Развивать умения работать в коллективе и индивидуально, воспитыватьуважительноеотношениедруг к другу.

Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

Оборудование: индивидуальные зеркала,сказочные персонажи, в именах которых есть звуки «С» и «З»,карточки с буквами С, З,предметные картинки сизображением Снеговика,Деда Мороза, Снегурочки,сюжетные картинки по теме «Новый Год»,

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему занятия.

3.Упражнение на развитие воздушной струи.

4. Артикуляционная гимнастика.

5.Знакомство со звуками С и З.

6.Развитие фонематического восприятия.

7.Дифференциация в слогах.

8.Дифференциация в словах.

9.Пальчиковая гимнастика.

10. Дифференциация в предложениях.

11. Психоречевая гимнастика.

12. Оценка деятельности детей.

13. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

П. Вводная беседа:

Ребята, скажите какое сейчас время года? (Зима)

Какой сейчас месяц? (Декабрь)

Какое сегодня число?

Скажите, какой праздник приближается? (Новый год)

Как вы думаете,без чего не может быть Новогоднего праздника? (Новогоднего праздника не может быть без елки, Деда Мороза, подарковипр.)

ДедМорозприготовилдлявасновогодние задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите1 ёлочную игрушку, которой и сможете украсить ёлку.

Первое задание. Ребус с ответом"снежинка".

Ш. Упражнение на развитие воздушной струи. "Сдуй снежинку".

Второе задание: "Найди логическую пару"

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

1У. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Вот третье задание . Нам нужно размять язычок, чтобы он всё красиво смог отвечать.

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

Новогодняя игрушка"звездочка"

У.Знакомство со звуками «С-З».

Послушайте загадки, угадайте, что это?

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

(Снег)

Как называется пора,

Когда из снега лепят бабу,

Медведь сосёт в берлоге лапу,

В снежки играет детвора?

(Зима)

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я...

(Зима)

Скажите, какой звук слышится в начале слова снег? (Звук «С».)

А какой звук слышится в начале слова зима? (Звук «З».)

Сегодня мы будем учиться различать звуки «С-З» в слогах, словах и предложениях.

Скажите, что такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

А теперь давайте дадим характеристику звуку «С».

Звук «С» похож на то, как работает насос: «С-С-С».

Приготовили зеркала, давайте рассмотрим правильную артикуляцию звука «С».

При звуке «С» губы слегка растянуты в улыбке, зубы сближены, язык кончиком упирается в нижние резцы, боковые края языка прикасаются к внутренней стороне верхних коренных зубов, голосовые связки: разомкнуты, выдох несколько усилен. Звук мы слышим и произносим.

-А теперь характеристика звука «З».

Звук «З» похож на то, как поет свою песенку комарик «З-З-З».

При звуке «З» артикуляция та же, что и при звуке «С», только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Звук «З» - согласный, парный, звонкий, бывает твердый, бывает мягкий. Над звуком «З» мы повесим колокольчик, потому что он звонкий.

Скажите, что общего у звуков «С-З»?

Правильно, они похожи по артикуляции.

Чем они отличаются?

–Итак, мы подошли к теме нашего занятия- сегодня мы продолжим знакомство со звуками [C] и [З], научимся различать (дифференцировать) их вслогах, словах, предложениях.

Звукобуквенный анализ слов"зима","снег".

У1. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

Задание4. Карточки - "Допиши букву" - выдели буквы Зи С

Получают новогоднюю игрушку.

Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то открываете ладошки.

УП. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами,

Задание 5.

1) первая наша игра называется «Скажи наоборот» (со снежком).

За - са, сы - зы, со - зо, ус - уз, зы - сы, су - зу

2) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са - са - са - са - за

Со - со - со - со - зо

Су - су - су - су - зу

Зы - зы - зы - зы - сы

Зи - зи - зи - зи - си

Зу - зу - зу - зу - су

Даюёлочную игрушку.

УШ. Дифференциация в словах.

Задание 6. Картинка - Деду Морозу пора отрпавляться на праздник. Помоги ему найти все предметы, которые он должен взять с собой(дети обводят фдомастерами предметы)

Даю ёлочную игрушку.

Задание7. Игра"Четвёртый лишний"

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

санки,забор,сова,сок;

– роза,коза,ваза,нос;

– самолет,сумка,стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?В слове"стрекоза"

Даю ёлочную игрушку"стрекоза"

Задание 8. Письмо от Деда Мороза-"Чего не хватает в пустой клеточке?"

Получают новогоднюю игрушку.

Задание 9."Назови погоду".

Какая погода бывает зимой если:

Идет снег(снежная)

На улице холодно (холодная)

Мороз(морозная)

Светит солнце (солнечная)

Дует ветер(ветряная)

Молодцы, вот и ещё одна ёлочная игрушка.

1Х.Разминкадляпальчиков.Разминкасмячиком"Су-джок".

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

Задание 10. Письмо от Деда Мороза -"Выложи снежинку из счетных палочек".

Получают новогоднюю игрушку"снежинка"

Отгадайзагадку:

Оназимойнарядится

Вгирляндыишары,

Припряталаподарки

Онадлядетворы.(Ёлка)

Задание11.ПисьмоотДедаМороза- Ребятавдетскомсадупопросилипринестиимёлку.Помогиеёнайти.

Даюёлочнуюигрушку"ёлочка"

Задание12.ПисьмоотДедаМороза .Задание -ведилинию поцифрам итыузнаешь,чтонесётнасебеДедМороз.

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и в миг

Получился …(Снеговик)

Словарная работа:

Обратите внимание, на доске написаны трудные слова. читаем слова:Снегурочка, Снеговик,снег,снежинка.

Скажите,от какогослова произошлиэтислова?

Задание 13.Игра «Какой? Какая? Какие?»

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Снеговик (какой) – большой, белый, круглый, веселый…

Игрушка (какая) – красивая, стеклянная, круглая, новогодняя…

Дед Мороз (какой) – сказочный, огромный, добрый, веселый…

Снегурочка (какая) – красивая– , добрая, веселая…

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Задание14.Упражнение «Какое слово короче?»

– Ребята, вы помните, что слова бывают длинные и короткие. Я сейчас буду называть слова, а вы скажете какое слово короче.

Снег - снежок;снежок - снежинка;маска - маскарад;Снегурочка - снег;хоровод - волшебство.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х.Дифференциациявпредложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

Работа с предложением.

Послушайте, что я вам сейчас прочитаю:

К намприходитНовыйгод.

Что это? (Предложение.)

Скажите, есть ли в этом предложении изучаемые звуки? (Да.)

Сколько слов в этом предложении? (Пятьслов).

Задание15.Упражнение «Исправь ошибку» Работа с деформированными предложениями.

Ребята, мне из зимнего леса пришло письмо. Только оно зашифровано, поможете мне его расшифровать? Я буду читать предложения, а вы послушайте, найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Маска любит надевать Машу.

Елка пляшет возле Снегурочки.

Дети нарядили игрушки елками.

Елка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Молодцы, ещёоднаёлочнаяигрушка.

Х1.Психоречевая гимнастика

Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):

К нам на елку, ой-ё-ёй,

Дед Мороз пришел большой,

Дед Мороз. Дед Мороз,

Он подарки нам принес.

Задание16.Рассказы детей по опорным картинкам.

"Новыйгод" и "Зима"

Задание17.ДедМорозприготовилвамподарки, но их нужнонайти. Апомогут намзагадки.

Загадкаосове:

Весь день она спит, ну а ночью летает.

Своими большими глазами сверкает.

Ее острый слух и внимательный взгляд

Разыщут в траве лягушат и мышат.

Вращается кругом её голова

И скажет: "Угу" нам лесная …

(Сова)

Вставь в замочек, поверни.

Дверь любую отопри

Ростом мал, но так могуч.

Называется он…

(Ключ)

Стоит на полу ларец большой.

Обит железом, на нем замок навесной.

(сундук)

Детиотгадывают загадкиивсундучкенаходятподаркиотДедаМороза(свинья,поросёнок,поросята,свинки и т.д.)

Задание17.. Творческаяработа.УкрасьрукавицыдляДедаМороза.

МыдолжныотблагодаритьДедаМороза.СделайтеподарокДедуМорозу. Украсьте егорукавицы.

ХП.Оценка деятельности детей. Подсчётигрушек.

ХШ.Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

О каком празднике мы сегодня говорили на занятии?

В какое время года мы его отмечаем?

На этом наше занятие окончено!

Х1У.Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З](прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Стуквдвери.Почтальонпринёсписьмадлядетейот ДедаМороза.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Говорим и пишем правильно.

Дифференциация звуков [с], [з] .

Цель: - Упражнять в сравнении, различении, правильном произношении звуков [с], [з] и написании в слогах, словах, фразе.
Задачи:  - Сравнивать характеристики этих звуков.
-Развивать фонематический
слух.
-Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в
словах.
-Закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за,
из-под).
- Закреплять навыка письма.
- Развивать внимание и логическое мышления.

Воспитывать усидчивость, самоанализ.


Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог, суслик); игрушки: собака и заяц; письмо от зайчат; кроссворд; нарисованные домики со звуками [с], [з]; символы предлогов.
1)Организационный момент
Логопед. Сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с тобой в зоопарк. Догадайся, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется? (Зайка.)
* * *
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая … (собака).

2) Сообщение темы через загадки
Ребенок отгадывает загадки. Логопед помещает перед ребенком игрушечных зайца и собаку и сообщает тему занятия.
3)Анализ и сравнение характеристик звуков
Логопед. Какие звуки ты услышал в названиях наших гостей?
Дети. Звуки [с] и [з].
Логопед. Правильно, давайте дадим характеристику этим звукам.
Дети. Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.
Логопед. Чем похожи эти звуки?
Дети. Они оба согласные, твердые.
Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?
Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.
4)Развитие фонематического слуха
По дороге в зоопарк собачка предлагает провести речевую разминку.
Игра «Запомни - повтори»
Ребенок по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и собачка помогают исправлять ошибки детей).

са-за-са, со-зо-со, ус-уз-уз, озо-осо-осо.

За-са-за - вот идет коза.
Са-за-са - вот летит оса.
Зу-зу-су - мы видели лису.
Су-су-зу - отвязали мы козу.
Игра «Наоборот», с мячом
Логопед произносит слог (слово) со звуком [с], ребенок отвечает ему слогом (словом) со звуком [з].

Соя - Зоя
Суп - зуб
Лиса - Лиза
Коса - коза
Сайка – зайка

5) Пальчиковая гимнастика.

Молоточком я стучу

Дом построить я хочу

Строю я высокий дом

Буду жить я в доме том.(Постукивая кулачками друг о друга, соединять кончики пальцев обеих рук, поднять выпрямленные ладони вверх, похлопать ладонями).


6)Работа с картинками
Логопед обращает внимание ребенка на картинки, расположенные на наборном полотне (лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, барсук, свинья, зубр, носорог,).
Логопед. Посмотри, кто встречает нас в зоопарке?
Дети. Животные.
Логопед. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?
Дети. Дикие и домашние.
Ребенок называет животных.
Игра «Посели животных в дом»
На магнитной доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисован символ звука [с]- буква с, на другом символ звука [з]- буква з.
Логопед
Звери грустные стоят,
В дом попасть они хотят.
Но не знают - как?
куда?
Помогите, детвора!
Ребенок берет картинки с изображением животных с наборного полотна и распределяет их по домикам со звуками на два столбика с помощью магнитов, объясняя свой выбор.

7)Работа в тетради: записываем слова в 2 столбика, С-З.

8)Физкультминутка.

Под веселые напевы, повернемся вправо-влево

Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз

Вправо шаг на месте стой, топни правою ногой

Влево шаг на месте стой, топни левою ногой

Повернемся мы друг к другу

Правую дам руку другу.

9)Упражнение в подборе предлогов в предложениях.
Логопед. Посмотри, у зайки в руках конверт. Это зайчата передали тебе письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давай поможем им!
На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог.
С/СО, ИЗ,
ЗА, ИЗ-ЗА,
ИЗ-ПОД
Зайка спрятался … куст. 
Лиса выскочила … норы.

Рысь спустилась … дерева.

Ослик  выглядывает … столба.
… будки выглядывает собака.

10)Разгадывание кроссворда
Логопед. Давай посмотрим, что еще осталось в конверте. Это кроссворд. Если мы разгадаем его, то узнаем, какой сюрприз нас ждет в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а слова-отгадки будешь записывать в клетки кроссворда. У нас должно получиться ключевое слово.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее - … (лиса).
Эта милая лошадка,
Будто школьная тетрадка -
Разрисована в полоску.
В черно-белую полоску. (Зебра.)
Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посередине - спинка,
А на ней щетинка.
(Свинья.)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
С бородой, а не старик.
С рогами, а не бык.
Доят, а не корова.
(Коза.)
Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Ослик.)
Звуковой анализ
Логопед. Теперь прочитаем ключевое слово «ириски» и проанализируем его

Выберем понравившееся слово составим с ним предложение из 4 слов и запишем его.

11)Итог занятия
Логопед. Молодец,ты хорошо сегодня работал!Скажи какие звуки мы сегодня сравнивали, чем они похожи и чем отличатся? Что тебе на занятии понравилось? Зайке и слонику тоже очень понравилось как ты занимался и они тебе принесли приз.

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия.

Тема: «ВЕСНА».

Цель: обогащение словаря по теме «Весна».

Задачи:

Коррекционно – образовательные – обогатить словарь детей, закрепить знание детей о признаках весны, о перелетных птицах, о первых весенних цветах.

Коррекционно – развивающие – развивать умение слышать учителя, формировать умение согласовывать прилагательные в роде, числе и падеже, развивать речевой слух, формировать целостное впечатление об изображении на картине, развивать диалогическую речь.

Коррекционно – воспитывающие – работать над усидчивостью, вниманием, памятью, умением работать самостоятельно.

Оборудование: демонстрационный материал – картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»,опорные картинки о весне.

Ход занятия:

Организационный момент: Здравствуйте, дети! К нашему занятию я выучила очень интересное стихотворение. Сейчас я его расскажу, а вы послушайте внимательно и подумайте – о чем оно?

Весна пришла по снежному,

По влажному ковру.

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла.

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

А ну вставай, медведь!-

На веточку дохнула –

Пора зазеленеть!

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов!

Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Теперь я его прочитаю еще раз, а вы постарайтесь запомнить признаки весны.

Теперь сядет тот ребенок, который назовет мне один признак весны.

1. А вы помните как было в стихотворении:

Теперь весна – красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов.

Ребята, а кто это такие – гуси, стрижи, аисты, кукушки, скворцы? (птицы)

А как мы называем таких птиц? (перелетные)

Что вы знаете о них? (улетают в теплые края осенью, а возвращаются весной, начинают строить гнезда, выводить птенцов)

Верно. А каких перелетных птиц вы видите на картине русского художника Алексея Кондратьевича Саврасова? (грачи)

Что они делают? (строят гнезда, собираются выводить птенцов, летают, кричат, носят в клювах веточки и травинки)

  1. Какие приметы весны вы видите на картинке? (небо серое, покрыто облаками, но среди облаков видны голубые просветы, через них пробиваются солнечные лучи, снег тает, он стал рыхлым, мокрым, грязным, побежали ручьи, среди деревьев стоит вода, это ранняя весна).
  2. а давайте проверим – знаете ли вы еще какие – нибудь признаки весны – я буду называть предложение, а вы его продолжать, заканчивать. Тот, кто доскажет предложение, должен встать.

Сосульки под солнцем (тают)

Сугробы от солнечного тепла (оседают)

На деревьях почки (набухают, лопаются)

Весной птицы гнезда (строят, вьют)

Медведь от спячки (просыпается, пробуждается)

Птицы птенцов (выводят, выкармливают)

Лед на реке (тает, трещит, лопается)

Весной деревья в садах (цветут)

На проталинах первые цветы (расцветают)

Насекомые после зимы (оживают)

На полях люди рожь (сеют)

Из – под земли первая травка (пробивается)

Молодцы, ребята! Устали немного? Давайте разомнемся! Повторяйте за мной!

За окном сосулька тает (4 прыжка на носочках, руки на поясе)

Ветер тучи рвет в клочки (руки вверх, наклоны влево, вправо)

Разжимает, разжимает (руки впереди, перед грудью)

Клен тугие кулачки (локти вниз, сжимать, разжимать кулаки)

Прислонился он к окошку (4 прыжка)

И едва растаял снег (наклоны влево - вправо)

Мне зеленую ладошку (поворачиваются друг к другу)

Клен протянет раньше всех! (пожимают друг другу руки)

  1. Садитесь. Расскажите – а какие три весенних месяца вы знаете? Сейчас мы узнаем что – то новое о них! Послушайте стихотворение внимательно и подумайте – о чем оно:

Март – начало весны,

Пробужденье природы,

Звон капели

И таянье белых снегов.

Женский праздник прекрасный,

Запах желтой мимозы,

Гомон птиц на деревьях

И ручьев первый зов!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы марта.

Лед вскрывает апрель,

Ледоходом грохочет,

Половодьем накроет

Заливные луга.

Первоцветами нежными

Землю украсит,

Унесет за собой

Холод, лед и снега!

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы апреля.

Май – с цветеньем садов,

Одуванчиков желтых,

С молодою травою,

Первой майской грозой,

С Днем Победы народным,

Первомайским салютом,

С посевною на пашнях

И нежной листвой.

О чем это стихотворение? Я сейчас его прочту еще раз, а вы его послушаете, и назовете приметы мая.

5. Давайте отгадаем загадки!

Белые горошки на зеленой ножке. (ландыш)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек пошуршал

И развеял этот шар. (одуванчик)

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет. (подснежник)

Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (мать – и - мачеха)

Каким одним словом мы можем назвать отгадки? (цветы)

Какие это цветы, если они появляются весной? (весенние, первые)

Какого цвета стебли и листья у всех этих цветов? (зеленые)

Какого цвета цветок ландыша? (белый)

Какого цвета цветки мать – и - мачехи и одуванчика? (желтые)

  1. Какие вы молодцы! А теперь надо немного отдохнуть – встанем из – за столов, отойдем на ковер и встанем в круг.

1, 2, 3, 4 (4 шага назад)

Раздвигайте круг пошире (расширить круг)

А теперь мы ручейки (бег по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (раздвинуть круг)

Становитесь в круг опять (сузить круг)

Будем в солнышко играть (бег по кругу)

Мы веселые лучи (тянуться на носочках, руки вверх)

Мы резвы и горячи (прыгать на носочках, руки на поясе)

  1. Отдохнули? Теперь садитесь за парты.

О чем мы сегодня говорили? (о весне)

А что бывает весной?

Солнце ярко светит

Снег тает

Бегут ручьи

Расцветают первые цветы

Есть три весенних месяца

8. Видите, сколько нового и интересного мы узнали! Как вы думаете – ваши родители знают то, что теперь знаете вы? Давайте проверим! Расскажите дома родителям все – все, что вы знаете о весне!

9. Домашнее задание в тетради – выучить стихотворение, заштриховать весенние цветы, назвать 5 признаков весны.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...