Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании. Особенности модульно - компетентностной модели в образовательном процессе Модульно компетентностный подход в профессиональном образовании

Вопросы обеспечения качества образования, актуализации со­держания и технологий обучения в настоящее время поставлены в ряд актуальных в образовательной политике нашей страны. Одним из ме­ханизмов успешного решения обозначенных задач является реализа­ция в системе довузовского профессионального образования образова­тельных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Для компетентностной модели образования характерно:

Определение образовательного результата через категорию
«готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации»
(феномен готовности человека к деятельности включает в себя спо­
собность осуществлять эту деятельность и мотив, стремление к ее реа­
лизации);

Смысл организации образовательного процесса в компетент-
ностно-ориентированном образовании заключается в создание таких
условий, при которых новая информации будет не просто формально
усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающегося, т.е. про­
ектируется механизм овладения способами деятельности в процессе
освоения разнообразных типов и видов практик;

Оценка учебных достижений обучающихся базируется на за­
ранее заданном стандарте качества при однозначных критериях.

Характеристика модульного подхода в образовании может быть сведена к следующим слагаемым:

1) основной единицей содержания обучения является модуль,
обладающий целостностью, определенной внутренней структурой,
направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

2) организация учебного процесса на основе модульного подхо­
да требует создания условий по освоению методов деятельности и
способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может
осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации,

а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной дея­тельности;

3) в модульном обучении фиксируется возможность гибко реа­
гировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения: про­
ектировать индивидуальные образовательные траектории обучающим­
ся, своевременно корректировать процесс обучения;

4) использование модульного подхода на практике значительно
упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе,
становится очевидным использование различных активных методов
обучения, перераспределение активности от педагога к обучающемуся.

Итак, модульно-компетентностный подход в профессио­нальном образовании представляет собой модель организации учеб­ного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает сово­купность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содер­жания профессионального обучения.



Под профессиональной компетенцией понимается готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования внутренних и внешних ресур­сов.

Формирование компетенций связано с процессом овладения че­ловеком способами деятельности в процессе освоения разнообразных типов и видов деятельности. Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя (интегрируя) различные результаты образова­ния (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мо­билизовать ресурсы извне. Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчиков образования, что позволяет обучающемуся оказы­ваться адекватным типичным социально-профессиональным ситуаци­ям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями.

В профессиональных компетенциях различаются специальные профессиональные компетенции (специальные компетенции) и клю­чевые профессиональные компетенции (ключевые компетенции). Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессио­нальной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных за-дач. Ключевые компетенции инварианты относительно вида и типа профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотруд­ничать, работать с информацией и т.д.

Подтвержденная в установленном порядке совокупность специ­альных и ключевых компетенций, необходимая для выполнения опре­деленного круга профессиональных (должностных) обязанностей, со­ставляет квалификацию работника (рис.1, где СК - специальная ком­петенция, КК - ключевая компетенция).

Рис. 1. Состав квалификации работника

Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе является профессиональная компетенция (специальная или ключевая), которая формируется в рамках изучения одного или нескольких моду­лей (рис. 2). Модульное построение образовательных программ позво­ляет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации.

Рис. 2. Состав модульной образовательной программы

Под образовательной программой, основанной на модульно-компетентностном подходе (модульная образовательная програм­ма), понимается совокугшость документации, регламентирующая цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку резуль­татов профессионального обучения и состоящая из модулей, направ­ленных на овладение определенными профессиональными компетен­циями, необходимыми для присвоения квалификации.

Разработка модульных образовательных программ основывается на следующих принципах:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отноше­
нию к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий
организации процесса обучения;

Обеспечение «прозрачности» результатов обучения для обу­
чающихся, педагогов, руководителей учебных заведений, работодате­
лей, общественности, представителей органов управления образовани­
ем и административных структур;

Необходимость организации субъект-субъектного взаимодей­
ствия участников педагогического процесса.

Модульная образовательная программа включает систему орга­низации управления процессом обучения, которая призвана обеспе­чить предсказуемый, высокий уровень качества выпускаемого «про­дукта» (выпускника).

Сравнение двух подходов к обучению, представленное в табли­це 1, позволяет более точно раскрыть концептуальные положения мо-дульно-компетентностного подхода.

1

Переход экономики России на рыночные механизмы дает ясно понять, что выпускники учреждений НПО и СПО, не имея достаточной профессиональной квалификации и опыта практической деятельности, испытывают особые трудности в адаптации к рынку труда. В условиях динамизма рыночных отношений профессиональная подготовка не может гарантировать выпускнику рабочее место не только в течение всей жизни, но и на ближайшее время. Большому числу молодых людей приходится переучиваться, приобретать новую профессию. В настоящее время сфера труда и сфера подготовки кадров идут в разных направлениях. В последние десятилетия содержание всех профессий претерпели изменения. Ряд профессий оказались невостребованными, появилось много новых. Эти изменения вызваны рядом причин: падением спроса на неквалифицированный труд, потребностью в новом знании и новом содержании обучения, внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами, размыванием границ между профессиями и т.д. . Сегодня для эффективной профессиональной и личностной самореализации требуются не только профессиональные, но и социальные, экономические, коммуникативные компетенции, компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, которые сопровождают практически все виды профессиональной деятельности. Следствием этих преобразований становится необходимость для системы профессионального образования следовать за изменениями в сфере труда, реагировать на экономическую ситуацию в стране, структуру рынка труда, спрос на новые компетенции. Все это требует существенного повышения степени гибкости системы профессионального образования, создания принципиально новых форм взаимодействия с рынком труда, работодателями (социальными партнерами), чтобы они активно участвовали в ее развитии.

В современных условиях одним из приоритетных направлений развития средней профессиональной школы является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать.

Модернизация производства предъявляет новые требования к специалистам со средним техническим образованием. Увеличение доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий требует не только практикоориентированных знаний нового оборудования, инструментов и условий выполнения технологических процессов. Востребованными становятся специалисты среднего звена с повышенным уровнем среднего профессионального образования.

Предприятия все больше заинтересованы в насыщении всех звеньев производства рабочей силой с творческими возможностями, аналитическими способностями, склонностью к поиску нового в сфере своей деятельности, инициативностью и социальной ответственностью за результаты своей работы. Речь идет, по существу, о стратегической кадровой политике, в которой в качестве основных принципов трудовой деятельности выдвигаются необходимость постоянного обновления знаний и освоение новых профессий и специальностей.

Для системы образования это самые актуальные вопросы, поскольку сегодня одно из наиболее актуальных и «взаимовыгодных» направлений взаимодействия производства и образования - это участие работодателей в разработке содержания образования (по данным социологических исследований более 80% работодателей готовы к этой работе). Если для работодателей участие в разработке содержания образования обеспечивает подготовку кадров в соответствии с задачами технической модернизации и развития предприятия, повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции, то для среднего профессионального образования учет запросов конкретного производства позволяет готовить конкурентоспособных специалистов, востребованных на региональных рынках труда.

В условиях модернизации производства возрастает потребность в использовании выпускников средних специальных учебных заведений на особо сложных рабочих профессиях, поскольку управление наукоемкими автоматизированными системами по выпуску сложной высокоточной и дорогостоящей продукции становится основной профессиональной функцией рабочего.

Предприятия социальных партнеров совместно с колледжем при проектировании профессиональных образовательных программ имеют возможность определять те знания, умения, которые будут востребованы на производстве.

Наше учебное заведение, осуществляющее подготовку кадров по техническим специальностям, при проектировании профессиональных образовательных программ в режиме социального партнерства с предприятиями стремится максимально использовать возможности совместно разрабатывать содержание обучения и реализовывать его, используя академические свободы, заложенные в образовательном стандарте.

Реализация взаимосвязи подготовки специалистов в техническом колледже с производством позволяет широко применять многоступенчатость подготовки специалистов среднего звена (рабочих, техников, техников повышенного уровня), причем каждая ступень обучения носит характер профессиональной завершенности. Многоступенчатость, делающая новую образовательную модель более адаптированной по отношению к интересам и возможностям личности и потребностям заказчиков кадров основана на взаимосвязи педагогических кадров колледжа и предприятий социальных партнеров, в сочетании с усилением общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки.

Таким образом, интеграция технической школы с производством - объективная тенденция развития профессионального образования на современном этапе.

В качестве основного механизма, который призван обеспечить студента (обучающегося) необходимыми как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями рассматривается компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника. Модульно-компетентностный подход находится в русле концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), т.к. его целью является подготовка высококвалифицированных специалистов, способных работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования - с другой .

Модульно-компетентностный подход в обучении предоставляет студенту широкую возможность обучаться на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только профессиональные (технические), но и общие, сквозные и ключевые компетенции.

Обучение, основанное на компетенциях, наиболее эффективно реализуется в форме модульных программ, причем основной принцип обучения ориентирован на результаты, необходимые для сферы труда.

Данный подход реально обеспечивает повышение эффективности и качества подготовки специалистов за счет формирования содержания и организации обучения.

Модульно-компетентностный подход позволяет осуществлять интеграцию теоретического и практического обучения, переосмысление места и роли теоретических знаний в процессе освоения компетенций. Преимущество модульных программ, основанных на компетенциях, в том, что их гибкость позволяет обновлять или заменять отдельные конкретные модули при изменении требований к специалисту, тем самым обеспечивать качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне, дает возможность индивидуализировать обучение путем комбинирования модулей. Использование модульно-компетентностного подхода к обучению специалистов позволяет учебному заведению стать владельцем обучающего интеллектуального ресурса.

Преимущество данных программ для учебного заведения также состоит в том, что задачи программ обучения соответствуют потребностям работодателей, реальной подготовке обучающихся к трудовой деятельности, способствуют росту доверия социальных партнеров, формированию производственной культуры в учебном заведении, созданию стандартных, объективных, независимых условий оценки качества, освоения программ обучения.

Следует особо подчеркнуть при модульно-компетентностном подходе важность тщательного планирования и организации производственной практики, чтобы она на самом деле была связана с целями и задачами обучения, для чего необходимы тесные рабочие контакты с работодателями. Традиционные периоды производственной практики играют свою положительную роль, и они необходимы, однако их недостаточно, в то время как освоение компетенций должно происходить постоянно и закрепляться в период производственной практики. Обучающимся должны предоставляться широкие возможности обучаться на рабочем месте или в ситуации, максимально имитирующей трудовую среду. Такое обучение позволяет обучающемуся адаптироваться к реальности трудовой деятельности во всем ее многообразии и применять на практике не только технические, но и сквозные и ключевые компетенции в различных трудовых ситуациях .

Значимой для СПО становится подготовка специалистов среднего звена с одновременным получением рабочей квалификации по особо сложным профессиям, требующим среднего профессионального образования согласно тарифно-квалификационным характеристикам или профессиональному стандарту .

На уровне государства реакция на принципиально новые социально-экономические реалии выражается в его четкой позиции в отношении разработки и реализации ГОС СПО нового поколения на принципиально новой для России основе, которой становятся отраслевые профессиональные стандарты, представляющие собой характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженной в терминах компетенций.

При разработке концепции нового федерального государственного стандарта в рамках Постановления Правительства РФ №36 от 2006 г. было принято решение о широком привлечении работодателей к разработке образовательных стандартов профессионального образования. Построение образовательных стандартов и образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода предполагает наличие постоянной обратной связи с требованиями работодателей не только к знаниям, умениям или навыкам, но и к специфическому умению исполнять необходимые обязанности на своем рабочем месте.

Коллективу нашего колледжа совместно с Иркутским, Казанским авиационно-техническими колледжами и представителями работодателей в порядке, установленном Правительством РФ, приказом Министерства образования и науки РФ от 20.12.2007 г. №370 была поручена разработка нормативно-учебной документации и Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования нового поколения по специальности 160203 «Производство летательных аппаратов».

Были определены следующие этапы этой работы:

Создана творческая группа, в состав которой вошли директор, зам. директора, ведущие преподаватели спецдисциплин специальности 160203;

Руководитель творческой группы, зам. директора, прошла курсы повышения квалификации для разработчиков ФГОС СПО, г. Москва (цикл «Основные подходы к разработке образовательных программ начального и профессионального образования в условиях введения ФГОС НПО и ФГОС СПО»);

Созданы фокус группы с участием работодателей, социальных партнеров авиационных предприятий города: ОАО Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева, ОАО «325 авиационный ремонтный завод»;

В условиях модульно-компетентностного подхода к построению образовательного стандарта в соответствии с требованиями работодателей были:

  • определены профессиональные модули (ПМ), общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) выпускников СПО по данной специальности;
  • определена структура профессиональной образовательной программы базового и повышенного уровней подготовки специалистов;
  • разработаны примерные учебные планы;
  • проведено анкетирование, интервьюирование специалистов, согласование и рецензирование документации работодателями. Это и зам. генерального директора Н.А. Лавро (ТАНТК им. Г.М. Бериева), генеральный директор С.М. Занорин (325 авиационный ремонтный завод), ведущие специалисты этих предприятий.

В настоящее время проект ФГОС нового поколения по данной специальности одобрен Федеральным агентством по образованию. Созданию атмосферы взаимопонимания колледжа с работодателями при разработке ФГОС, способствовала совместная работа коллектива колледжа над инновационной образовательной программой (ИОП) «Интеграция образовательных ресурсов колледжа и социальных партнеров с целью создания инновационной среды, обеспечивающей подготовку специалистов с акмеологической направленностью для высокотехнологичных производств» - победителя инновационных образовательных программ в рамках национального проекта «Образование - 2007» .

Эта интеграция заключается в совместном с работодателями определении новых профессиональных задач, стоящих перед специалистами, что позволяет нашему учебному заведению проектировать и реализовывать экспериментальные профессиональные образовательные программы в соответствии с модернизацией производства и стратегическими интересами предприятия в области наукоемких технологий. Одно из направлений интеграции нашего учебного заведения и производства заключается в участии работодателей в обеспечении развития колледжа - обновлении его учебно-материальной базы, использовании колледжем современной технологической базы социальных партнеров для практической подготовки студентов, содействии развитию научно-технического творчества студентов.

Как участники ИОП наши стратегические социальные партнеры оказывают помощь в развитии материально-технической базы колледжа, передают в безвозмездное пользование оборудование, станки и т.д. С целью организации учебного процесса с использованием производственных участков социальных партнеров на базе ОАО ТАНТК им. Г.М. Бериева и ОАО ТАВИА созданы интегрированные пространственно распределенные производственные участки. Это дает возможность обучать будущих специалистов с использованием технологического и производственного оборудования для проведения лабораторно-практических работ с максимальным приближением обучения к условиям реальной трудовой деятельности. Повышается практикоориентированность обучения за счет проведения части занятий на базе предприятий социальных партнеров и внедрения технологий «сквозного» дипломного проектирования. Для подготовки специалистов на компетентностной основе нужны не только современная материально-техническая база, организационно-методическая готовность образовательного учреждения, но и профессионально-педагогическая готовность преподавателей. За период выполнения ИОП преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин прошли стажировку на предприятиях социальных партнеров по совместно разработанной программе стажировки с учетом освоения современных технологий и оборудования. Для каждого преподавателя была определена тема, программа, руководитель стажировки из числа специалистов предприятий. Совместно с социальными партнерами создаются инновационные формы итоговой аттестации студентов .

Именно в интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и работодателей мы видим основной путь развития профессионального образования.

Таким образом, основная идея инновационной образовательной программы заключается в создании инновационной образовательной среды путем перестройки учебного процесса, инновационного изменения содержания, ресурсной базы, технологий обучения, совершенствовании учебно-методической базы по всем дисциплинам, профессиональным образовательным модулям. Для решения этих проблем сформирован инновационный механизм социального партнерства. Совместно разрабатываются структуры и содержание профессиональных образовательных модулей. Главным элементом системы менеджмента качества является оценка качества подготовки выпускников, объективность которой обеспечивается привлечением работодателей, составляющих мнение о качестве выпускаемых специалистов. Концепция интеграции колледжа и производства, заложенная в инновационной образовательной программе направлена на:

  • формирование научно-обоснованного заказа на подготовку кадров со средним профессиональным образованием;
  • достижение современного качества подготовки выпускников со средним профессиональным образованием, обеспечивающего соразмерность содержания запросам предприятия;
  • выращивание элитной прослойки рабочих и специалистов, обслуживающих сложное электронное, автоматическое и иное оборудование .

Реализация инновационной образовательной программы способствует превращению колледжа в инновационно - ориентированное учебное заведение, главными направлениями которого является ориентация на потребителя, на интеграцию образования и науки, на высокое качество образовательных услуг, ориентация на опережающее образование.

Таким образом, современная система СПО должна отражать требования сферы труда и специфику социально-экономических условий и обеспечивать обучающегося как профессиональными, так и социальными, коммуникативными и другими компетенциями .

В ответ на вызовы времени принципами эффективности системы профессионального образования должны стать: ориентированность, гибкость и прозрачность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, построенных на компетенциях. - М., «Альфа - М», 2005.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитация в образовании», №16, 2007.
  3. Денисова Л.Н., Якубов А.В. Мониторинг качества учебно-производственного обучения в средне профессиональном образовании (из опыта работы). Журнал «Современные научные технологии», №10, 2007.
  4. Сентюрин Ю.В. Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы. Журнал «Специалист», №9, 2008.
  5. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007.
  6. Величева Т.А., Медведев В.П. От инновационных образовательных программ к инновационным формам выполнения и защиты выпускной квалификационной работы, Журнал «Успехи современного естествознания», №12, 2007.
  7. Анисимов П.Ф., Гунявина Н.Л. Роль и место специалиста со средним профессиональным образованием технического профиля в современных условиях модернизации производства. Сборник. Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. ДеминаВ.М. - М., 2003.

Библиографическая ссылка

Медведев В.П., Денисова Л.Н. МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К НОВЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 2. – С. 96-99;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=1861 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Разделы: Общепедагогические технологии

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Необходимость перехода к компетентностной парадигме обусловлена требованиями современного рынка труда, предъявляющего высокие требования к квалификации специалистов. Компетенции рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), образовательных учреждений, работодателей, а также потребителей услуг.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества. Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Ведущим понятием компетентностного подхода на сегодняшний день становится "образовательный модуль", при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью таких модулей, а каждый из них формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно - компетентностный. Наиболее примечательной особенностью модульно - компетентностного подхода оказывается авторство соответствующих моделей образовательных стандартов/программ: оно принадлежит не представителям образовательных ведомств, а ассоциациям, комитетам, федерациям, осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное выражение: речь идёт о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать чёткие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения признания в этой области.

Ключевым принципом модульно-компетентностного подхода выступает ориентация на цели, значимые для сферы труда.

В условиях модульно-компетентностного подхода в пределах отдельного модуля (выступающего целостной единицей образовательного стандарта по специальности или образовательной программы учебного заведения) осуществляется комплексное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, которая обеспечивает выполнение конкретной трудовой функции, отражающей требования рынка труда.

Этим модульно-компетентностный подход отличается от традиционно используемого в российских учебных заведениях блочно - модульного подхода.

Для развития модульно-компетентностного подхода в современной российской теории и практике образования характерны следующие особенности:

Нацеленность на становление ключевых и профессиональных компетенций является перспективным направлением в науке и практике образования;

Идея развития компетенций наиболее интенсивно развивается в системе профессионального образования;

Компетентностный подход предполагает переход в конструировании содержания образования - от "знаний" к "способам деятельности", что должно быть отражено и уже находит своё отражение прежде всего в ФГОС;

Реализация компетентностного подхода требует выделения значительных ресурсов на подготовку кадров, способных работать в рамках данного подхода;

Противоречие между определением понятия "модуль" в различных системах профессионального образования ("профессиональный модуль" для НПО,СПО и "учебный модуль" для ВПО);

Модульно - компетентностный подход является результатом более глубокой технологической проработки компетентностного подхода применительно к системе профессионального образования, т.е. формой его реализации, максимально удобной для использования в системе НПО и СПО;

Работы по разработке образовательных программ, основанных на модульно - компетентностном подходе, обладающих необходимой логикой, последовательностью, прозрачностью, обеспечивающих преемственность с отечественной дидактической традицией, которая хорошо известна и широко используется в мировой практике, ведутся с 2005 года. Они представляют собой комплект документов, отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определёнными профессиональными и общими компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации по профессии или специальности.

Можнл выделить следующие основные слагаемые разработки таких программ:

Ориентация на потребности рынка труда;

Гибкость структуры образовательной программы по отношению к изменениям параметров внешней среды и внутренних условий организации процесса обучения;

Обеспечение "прозрачности" результатов обучения для обучающихся, педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных учреждений, работодателей, общественности, представителей административных структур;

Необходимость организации субъект - субъекного взаимодействия участников педагогического процесса.

Следуя из этого, можно выявить и систематизировать принципы модульно - компетентностного подхода при разработке образовательных программ на основе ФГОС.

Эти принципы делятся на три группы:

Принципы формирования образовательной программы;

Принципы реализации образовательной программы;

Принципы контроля эффективности программы.

Совокупность этих принципов составляют основу построения образовательных программ адекватных текущим и перспективным потребностям бизнеса.

К принципам формирования образовательной программы относится следующее:

1. Необходимость участия работодателей впроведении образовательной политики.

2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки квалифицированных кадров в целом и их разделов в виде компетенций, как в профессиональной области, так и социально - личностной деятельности.

3. Определение компетенций выпускников с учётом основных функций и видов профессиональной деятельности.

4. Выделение в структуре учебного плана модулей, позволяющих формировать у обучаемых определённые компетенции.

5. Формулировка задачи образования как развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности.

К принципам модульно- компетентностного подхода при реализации образовательной программы относится следующее:

Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникативных технологий.

Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Организация в рамках учебных программ встреч с представителями компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классов экспертов и специалистов.

В рамках образовательного процесса создание условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем.

К принципам модульно-компетентностного подхода при контроле эффективности реализации образовательной программы можно отнести следующее:

Обеспечение гарантии качества подготовки квалифицированного специалиста путём разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей, а также посредством регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей.

Создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и навыки, а также уровень приобретённых компетенций для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы.

Максимальное приближение программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что важной отличительной чертой модульно - компетентностного подхода является детально спланированная, диагностично заданная цель образования (обучения), с разработанными критериями оценки качества заданных образовательных результатов.

Проектирование образовательного процесса на основе требований ФГОС означает переход от проектирования содержания образования к проектированию результатов образования и системы организации управления процессом обучения, обеспечивающего высокий уровень качества образования выпускника.

Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества.

Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.

Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

В настоящее время успех процесса формирования информационной компетентности любого специалиста вообще и преподавателя, в частности, зависит от общеобразовательной компьютерной подготовки и гарантий высокой профессиональной мобильности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер именно в своей профессиональной сфере и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению новых информационных технологий. Речь пойдет об информационной компетентности, как о необходимой и достаточной значимой части профессиональной подготовки преподавателя специальных дисциплин и профессиональных модулей.

Формирование информационной компетентности преподавателя предполагает следующие этапы решения задач:

  1. Определение целей деятельности, т.е. постановка задачи.
  2. Целенаправленное применение знаний, умений и навыков в их
    строгом соответствии с проблемой, поставленной в данной задаче.
    3.Интерпретация промежуточных и конечных результатов.

Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного заведения и процесс освоения новых компьютерных информационных технологий на социальном уровне, следует отметить, что требования современного информационного общества к своим членам заключается, прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять. Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора, хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

Условием эффективной подготовки в области информационных

технологий является качественное приближение основных инструментов и

используемых в процессе обучения программных продуктов к

информационной среде будущего молодого специалиста. Проблема развития

информационной компетентности кроется как в области технических

способностей учебного заведения, так и в отсутствии необходимого

методического обеспечения.

Составляющие информационной компетентности могут быть выявлены

исходя из задач; видов профессиональной деятельности и квалификационных

требований к специалистам, учитывающих запросы работодателей и

ориентированных на международные стандарты, так как выпускник должен

выполнять не только все указанные в образовательном стандарте виды

профессиональной деятельности, но и быть готовым реализовать свой

личностный потенциал в условиях плавающих профессиональных границ.

Для обучения многим практическим навыкам наиболее эффективным

способом в системе СПО является модульно-компетентностный подход,

который обращает внимание на результативность образования, здесь главное не количество усвоенной информации, а способность студента действовать в

различных ситуациях. Сегодня, одной из наиболее приемлемых технологий

реализации компетентностного подхода в образовании рассматривают

модульное обучение, которое позволяет получить более качественное

профессиональное образование. Модуль - это относительно самостоятельная

единица образовательной программы, направленная на формирование

определённых профессиональных компетенций.

Ценность данного подхода в том, что он воспитывает умение самостоятельно учиться, развивать

способности студентов.

Концептуальной базой технологии модульного обучения являются теории

личности и мотивации; деятельности и ее субъекта; активности, познавательной деятельности и творчества; поэтапного формирования умственных действий; когнитивной эргономики.

Целью модульно-компетентносной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и

самостоятельности студентов. Главная идея этой технологии заключается в

создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения

студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много бальное оценивание успешности обучения студентов.

Мы считаем, что модульно-компетентносное обучение при условии его

правильного применения может являться средством формирования 2231

профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих

существенных признаков: модульности, компетентности и реитингования. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных

компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков - категорий, входящих в понятие «компетенция».

Индивидуализация обучения решает актуальную задачу - подготовку

специалистов, способных быстро подстраиваться к изменениям производства, принимать правильные и быстрые решения и решать поставленные задачи.

Учитывая направленность среднего профессионального образования на

подготовку специалистов среднего звена производства, необходимо знать

требования работодателей к качеству подготовки выпускников.

Сотрудничество образовательных учреждений с работодателями в оценке уровня сформированное профессиональных компетенций будущего

специалиста и определении требований к нему конкретного производства

является наиболее востребованным.

В Себряковском технологическом техникуме реализуются принципы модульного обучения: используются активные методы обучения,

широко применяются информационные технологии, студент сам принимает

решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом

обращается на индивидуальность студента;

При подготовке студентов по специальности: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

студенты при выполнении дипломных и курсовых проектов активно используют программу Компас 3d.

Студентами выполняются лабораторно - практические работы, курсовые работы, в ходе которых они применяют навыки работы на компьютере с различными программами изучая их на уроках «Информационных технологий». В лабораториях техникума создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников.

В настоящее время назрела острая необходимость не просто давать

студентам знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания, используя современное информационное пространство. В результате будущие специалисты быстро и легко адаптируются в любой

профессиональной среде, что гарантирует их востребованность на рынке труда.

Для достижения целей учебно-воспитательного процесса педагогики

должны владеть технологиями формирования компетенций и

профессиональной культуры будущих специалистов и быть профессионально

компетентными.

Анализ состояния проблемы и результаты внедрения технологии

формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательный

процесс, а также учет требований работодателей к будущему специалисту

показали необходимость учета ряда особенностей, определяющих

организационные и психолого-педагогические условия подготовки специалиста с позиций компетентностного подхода:

Возрастание роли личностных качеств профессионала, которые в свете

изменения требований современного высокотехнологичного производства к

подготовке специалиста выступают не только в качестве основы

профессиональной культуры, но и в качестве средства освоения

профессиональной среды;

Активизация деятельности студента, направленной на освоение

профессиональных компетенций;

Формирование опыта профессиональной деятельности с целью

интеграции теоретической и практической подготовки;

Направленность деятельности педагога на создание условий для полноценной самостоятельной работы студентов;

Создание электронного учебно-методического комплекса и

педагогической технологии, отвечающих особенностям компетентностного

подхода в формировании ключевых и профессиональных компетенций, а также профессиональной культуры выпускника системы СПО.

Внедрение компетентностного подхода в систему СПО позволит в

значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе.

Выделение компетенций в содержании учебных дисциплин определяет ориентиры в отборе тех знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые наиболее значимы для формирования профессиональных и ключевых компетенций будущего специалиста.

Целями использования в обучении информационных технологий являются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • возможность дать студенту так много учебного материала, как только он может усвоить;
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Проведя анализ литературы по данной теме исследования и, исходя из личного опыта, считаю, что преподаватель спецдисциплин должен:

  • овладеть базовыми знаниями в области информатики, иметь представление об информации, способах ее обработки, хранения, передачи; - иметь представление об устройстве компьютера, уметь выбирать и загружать программное обеспечение в оперативную память, ориентироваться в различных операционных системах;
  • знать основную терминологию, относящуюся к использованию информационных технологий в обучении,
  • уметь работать с текстовыми, графическими и музыкальными редакторами, электронными таблицами и базами данных и знаний, другим прикладным программным обеспечением;
  • уметь анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообразности их использования в учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности.

Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах

образовательного процесса будут формироваться необходимые

профессиональные компетенции будущих специалистов технического профиля.

Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно

сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать

комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:

Возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных

методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой

программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);

Формирование готовности студентов к самостоятельному выполнению

практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем

методические указания и пособия или электронные учебники, поиск

информации в сети Интернет;

Применение компьютера при диагностике результатов обучения

(использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного

материала).

На основе вышесказанного можно сформулировать основные тенденции,

заложенные в основе компьютерных учебных технологий:

Развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности,

ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными

способами;

Формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность,

саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также

программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя

увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности

решения поставленной задачи;

Порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие

студента в происходящем. Он является активным участником процесса

обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов;

Формирование и развитие креативного мышления, позволяющего

развивать пространственное воображение и модельное видение, что особенно

важно при обучении студентов технических колледжей.

Таким образом, практически каждая дисциплина среднего

профессионального образования должна использовать компьютерные

технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения

подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить

эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно

трудного для усвоения студентами материала.

ВЫВОД

Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь

представление о том, какие компетентности они должны развивать и

формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень

самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять

самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества

личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования

профессиональной культуры.

Одним из основных составляющих профессиональной компетентности

современного специалиста является информационная компетентность,

предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать

современное программное обеспечение, предназначенное для решения

профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с

использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист

должен обладать определёнными личностными качествами, быть способным к самообучению, чтобы соответствовать уровню развития информационных

технологий. Все перечисленные требования к подготовке специалиста должны быть реализованы в процессе преподавания дисциплин информационной направленности.

Новые информационные технологии являются сегодня неотъемлемой

составляющей развития высшей профессиональной школы, всей системы

образования в целом. Овладение этими технологиями является важнейшей

составляющей становления профессионала, в том числе и его коммуникативной

компетенции. В этом смысле они, как правило, рассматриваются с позиции

освоения компьютерной техники, формирования навыков работы с

библиотечными фондами и поиска необходимой информации, в том числе и в СМИ.

Новые информационные технологии позиционируются как метод,

отвечающий главным образом за формирование информационной культуры.

Функционирование современного профессионального учебного заведения

невозможно без построения образовательного процесса, адаптированного к

жизни в постиндустриальном обществе, создания условий для максимально

возможного развития личности, встраивания средств НИТ в учебную

деятельность, поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного

процесса в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа

4. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

5.. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

6. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.

7. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

8.. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62.

9. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 21–35.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...