Вот это целеполагание. Психологическое значение целеполагания Сущность понятия цель целеполагание в воспитательном процессе

Что такое целеполагание - важный вопрос. Оно означает умение ставить цели и достигать их путем решения задач. Правильно сформулированный желаемый результат является залогом успеха в любой деятельности, начиная от личных планов и заканчивая профессиональными задачами.

Термин «целеполагание» в современном управлении также характеризует и тренинги, популярные у бизнесменов, которые изучают эффективный план-менеджмент, тайм-менеджмент. В результате приобретаются такие умения:

  • планирование рабочего и личного времени с учетом важности задач и желаемых результатов, а также их перспективы;
  • правильная постановка цели и определение методов их достижения;
  • определение пути кратчайшего достижения, постановки верных задач.
Правильно сформулированный результат - залог эффективности

Целеполагание - это процедура определения одной или даже нескольких целей для управления процессом реализации идей руководства, практическое понятие, с помощью которого человек определяет желаемые результаты и методы реализации основной идеи. Оно является первичной фазой управления, предусматривающей составление дерева, определение миссии, а также характер задач.

Целеполагание в управленческой психологии - это один из этапов управления, предусматривающий выбор крупной мечты и построение дерева желаемых результатов с учетом миссии, стратегии и характеристик задач.

Процесс целеполагания

Процесс подразумевает поэтапную разбивку главной цели на подцели, к каждой из которых ставится ряд задач. Результат предполагает увеличение объема продаж, производительности труда либо личной эффективности.


Процесс целеполагания

Виды целей

Целеполагание в ТОП-менеджменте - процедура выбора результата с параметрами возможных расхождений для достижения главной идеи. Также понимается как осмысление деятельности с практической точки зрения. Формирование возможных результатов и задач для их достижения путем выбора наиболее простых и быстрых средств с учетом имеющихся ресурсов.

  • Внешние - учитывают состояние общества и среды, в условиях которых функционирует предприятие и внутренние цели. Благодаря им организация удовлетворяет свои потребности.
  • Простые и сложные.
  • Стратегические и тактические.
  • Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
  • Производственные и маркетинговые, административные и так далее.

В учебниках по менеджменту представлена обширная классификация, однако для управления достаточно знать лишь некоторые из целей. Так, если необходимо решить масштабную проблему, влияющую на организацию в целом, то применяется постановка стратегических целей, а, если требуется расписать достижение желаемого результата отдельно по этапам, - то тактических.

Чаще организации в своих бизнес-планах определяют среднесрочные и краткосрочные результаты, а долгосрочные - это целеполагание на 5 и более лет. В условиях современной нестабильной экономической ситуации очень трудно составить прогноз даже на один год, не говоря уже о более длительных сроках, поэтому прописываются менее срочные результаты.

Важно! Планирование личного и рабочего времени и целеполагание являются функциями управления. Оно необходимо, чтобы организация чётко представляла, куда и зачем она движется. Кроме того, постановку задач для достижения основных идей планирования и предполагает целеполагание.

Целеполагание предполагает, что каждый участник организации имеет определённые права и обязанности, сферу ответственности. Именно такое понимание позволяет подойти комплексно к целевому планированию, которое позволяет разрабатывать целые программы, направленные на достижение определенных результатов. Это упрощенная схема работы, с указанием основных результатов, которую необходимо донести до специалистов. Правописание задач планирования способствует более четкому выполнению работы.


Эффективное планирование

Как правильно ставить цели

Чтобы цель работала, необходимо знать правила её постановки. Они прописаны в менеджменте и указываются на всех тренингах. Нарушение правил и основ постановки ведет к снижению эффективности.

Принцип построения

Существуют различные технологии и методы целеполагания, но основными принципами построения результатов являются:

  • точное конкретное обоснование;
  • указание даты, на которую цель должна быть исполнена;
  • формулировка - только в положительных терминах. Например, нужно говорить «хочу быть стройной» вместо «не хочу быть толстой»;
  • необходимо не использовать слов, которые могут снизить эффективность цели: должен, нужно. Эти термины являются антиподами к слову «Хочу». Поэтому во всех целях необходимо заменить слово «Надо» на «Хочу», «Должен» на «Могу позволить». Есть очень простое упражнение: необходимо выписать цели в различных областях жизни. Для удобства их можно поделить, например, дом, семья, работа, учёба, здоровье и так далее. В каждом пункте стоит написать цели в такой формулировке, в которой человек привык их формулировать. После этого необходимо просмотреть список, и изменить все слова. Такие цели будут работать более эффективно, поскольку с ними работает подсознание человека.
  • лучше не ставить перед собой неподъемные цели, а разбить большую на несколько подцелей. Например, мечта купить коттедж в центре города многим кажется неосуществимой. Однако, если двигаться к цели равномерно, медленными шагами, то она будет быстрее достигнута.

Стоит помнить, что нельзя сегодня зарабатывать 10 000 руб., а завтра пятьсот. Процесс эффективного целеполагания предполагает и смену мышления. Оно должно быть положительным. Большие суммы денег любят подготовленных людей. И конечно желаемый результат должен быть конкретным. Например, «Я хочу получить прибыль» и «Я хочу получить дополнительно 20000 руб. в этом месяце». Конечно, 2-я цель выглядит более конкретной, в ней присутствуют и цифры, и указание на дату.

Важно! Реализуя принцип целенаправленности целеполагание позволяет устанавливать точные цели с привязкой к конкретной деятельности без размена на прочие. Особенно это видно в обществознании, ведь целеполагание подразумевает получение первоначальных базовых знаний для постановки точных, конкретных целей.

Этапы процесса

Целеполагание в менеджменте характеризуется этапами:

  1. диагностика текущей ситуации;
  2. формулировка нескольких основных целей,
  3. формулировка главной цели в правильных эффективных терминах;
  4. разбивка цели по этапам.

В результате процесса должна получиться одна главная цель и до 5 подцелей. Желательно к каждой записи указать точную дату исполнения.


Этапы целеполагания

Методы

Методы разработаны ведущими менеджерами.

Интересно! Эффективность методов доказана многолетними исследованиями.

Метод цели-ценности

Метод заключается в заполнении матрицы с целями и ценностями. В левом столбце прописываются цели, затем идут ценности, выбранные самим человеком: семья, любовь, хобби, материальное благополучие и т. д.

Таблица целей с ценностями может выглядеть следующим образом:


Из таблицы видно, что главной целью является получение новой должности с более крупным окладом. Метод удобен, но имеет ряд недостатков, главный из которых - сложность в выставлении оценок. Такую матрицу, работающую на 100%, может составить только уверенный в себе человек, знающий чего он хочет от жизни.

В качестве дополнения можно отметить необходимость большего ранжирования. Например, выставлять оценки не по двухбалльной шкале, а по пятибальной.

Метод Айви Ли

Метод Айви Ли часто дают на тренингах для персонала. Он прост и эффективен:

  • планирование осуществляется по окончанию следующего дня. Необходимо записать 6 важных целей;
  • расставить дела в порядке важности;
  • на следующий день необходимо сконцентрироваться на самом первом пункте. Это главное дело нужно довести до конца;
  • затем решают менее важные дела по порядку;
  • если какие-то дела остались, то недостигнутые результаты переносятся на следующий день в новый список.

Первый испытатель стратегии опробовал ее в течение трех месяцев и был впечатлен результатами. Действительно дела стали идти гораздо лучше, а корпорация принесла больше прибыли.

Метод SMART

SMART - система постановки желаемых результатов. Схема целеполагания по этой методике включает следующие блоки:

  • Specific - конкретность;
  • Measurable - измеримость;
  • Achievable - достижимость;
  • Realistic - реалистичность или ревалентность;
  • Time bound (timed) - определенная по времени.

Метод SMART

Ошибки

Процесс целеполагания сложен, а ошибки могут быть такими:

  • цели не соответствуют действительным желаниям человека;
  • цели сформулированы нечетко, без указания даты и конкретного результата;
  • установлено слишком много желаемых результатов одновременно;
  • слишком простые или излишне амбициозные желания.

Важно! Применяя тот или иной метод целеполагания, стоит внимательно изучить литературу и только после этого приступить к записи своих желаний.

Таким образом, целеполагание - это процесс ближайшего планирования деятельности или социальных функций. Технологий процедуры множество, но стоит помнить общие рекомендации: конкретность желаемого результата, его срочность и соответствие внутренним приоритетам человека.

Современный ритм жизни вносит много неразберихи в быт человека, поэтому порой кажется, что она похожа на хаос. Многим хочется упорядочить свой быт и работу. Психологи считают, что это вполне возможно, если правильно ставить цели и планировать деятельность, то есть научиться функции целеполагания.

Целеполагание в психологии

Понять, что такое целеполагание, нетрудно, так как перед каждым индивидом в тот или иной момент стоят выбор цели и поиск путей к ее достижению. Однако для некоторых людей это трудновыполнимая задача из-за того, что не хватает знаний, или требуется приложение определенных усилий. Поэтому не каждый может справиться с ней, гораздо проще пустить свою жизнь на самотек.

Важно! Психологи утверждают: если индивид хочет достичь чего-либо значимого в своей судьбе, нужно обязательно научиться планировать жизнь.

Для этого необходимо понять, что подразумевает процесс целеполагания. Такие действия полезны каждому, так как помогают не только упорядочить обстановку вокруг себя, но и постоянно жить в зоне комфорта. Например, можно не страдать нервозностью по поводу нехватки времени на важные дела, переделать много дел и достичь хороших результатов.

Большая проблема в целеполагании – найти правильный критерий, по которому нужно ориентироваться в таком важном вопросе, как «насколько ценным является выбор той или иной задачи»? Именно он является основанием целеполагания. Трудность в том, что критерии, в отличие от целей, не лежат на поверхности, человек может не сразу их понять.

Совет. Правильно определить критерий выбора можно, если индивид ответит сам себе на вопрос «что главное в его жизни?».

Процесс целеполагания

Объясняя клиентам, что включают в себя основы целеполагания именно для них, психологи учитывают: у каждого собственный стиль бытия. Например, один приспосабливается к окружающим условиям, а другой идет по жизни целенаправленно. Обе жизненные модели имеют право на существование, но и в том, и в другом случае лучше придерживаться алгоритма:

  1. Определить свои главные ценности, зафиксировать ключевые сферы письменно по формуле 7+2 (к примеру, способности, внутренний мир, профессионализм и прочие + две, которые не столь важны, но создают комфорт бытия: хорошая машина, путешествие);
  2. Обязательно выписать цели в соответствии со своими ценностями. Они должны быть самыми значимыми на данный момент, поэтому их не должно быть много;

  1. Найти наиболее доступные методы их достижения, например, для саморазвития – записаться на определенные курсы, для повышения профессионализма – получить второе образование, оздоровиться – заняться йогой.

К сведению. В психологии целеполагание – это процесс творческий, что особенно важно для организаций. Считается, например, чем больше планов у персонала организации, чем они глобальнее, тем больше креатива требуется внести в их реализацию.

Поэтому руководителю важно знать основные психологические моменты успешного целеполагания, например, такие:

  • Каждая цель, которая ставится перед персоналом, предполагает, помимо всего прочего, решение человеческих потребностей, например, для одного работника – это стремление к карьере, для другого – желание много заработать, третий стремится к признанию, поэтому мотивировать персонал на успех эффективнее в соответствии с человеческими потребностями;
  • Даже самое идеальное планирование может содержать ошибки, так как всегда возникают какие-либо неучтенные факты. Это могут быть человеческий фактор, природные катаклизмы, проблемы с финансами, поэтому все изначально условно;
  • Надо быть готовым к смене плана действий, учитывая, что, чем ближе к цели, тем больше сил (моральных, материальных, физических) нужно для осуществления целевой деятельности.

Взаимосвязь цели и целеполагания

Если нужно построить свою деятельность по принципу целенаправленности, то целеполагание позволяет определить основные задачи и расставить приоритеты. Это возможно при соблюдении следующих правил:

  1. Любая цель, общественная или личная, должна быть четкой и ясной. Это позволит быстрее реализовать ее. Расплывчатыми и неясными бывают или слишком глобальные, или завышенные планы, которые могут и не осуществиться никогда.
  2. Индивиду, который живет в обществе, лучше всего сочетать социальные (общие для всех) цели и персональные, значимые непосредственно для него. Профессиональная деятельность, которая важна для многих, эффективнее складывается, когда есть заинтересованность в достижении общих целей, помимо своих персональных.

К сведению. Часто бывает такая ситуация, когда трудно сразу сформулировать цель, как для себя лично, так и для организации. Специалисты дают хороший психологический совет: задача, расписанная в деталях, имеет больше шансов быть реализованной, так как подсознание включается в активную работу и визуализируется на успех.

Учитывая, что целеполагание это в психологии взаимосвязь всех составляющих процесса, важны положительный настрой, конкретная задача, точные сроки, представление результата.

Как правильно ставить цели

В психологии цель – это отражение предполагаемого результата. Для того чтобы до него успешно дойти, необходимо учитывать, чем он должен характеризоваться. Поэтому специалисты говорят об определенных принципах целепостроения:

  • Необходима действительная заинтересованность человека в достижении чего-либо;
  • Цель должна быть такой, чтобы ее можно было разделить на частные задачи, с которыми легче справляться;
  • Для достижения результата необходима обеспеченность ресурсами (физическими, материальными, моральными и т.д.);
  • Обязательное установление временных рамок для промежуточных задач;
  • Необходимость четко сформулированного и конкретного представления о конечном результате.

Планирование и целеполагание

Успешный результат предполагает планирование действий. Поэтому целеполагание и планирование – два взаимосвязанных процесса. Например, психологи считают, что составление календарного плана – это уже первый шаг на пути осуществления целевой деятельности. Кроме всего прочего, он имеет воспитательный эффект, так как держит человека в рамках. Главное результат будет положительным только при четком пошаговом выполнении этапов:

  1. Постановка цели, обязательно письменно, так как без записи это только мечта;
  2. Составление четкого календарного плана действий;
  3. Контроль, чтобы все действия совершались в соответствии с планом;
  4. Основная цель должна быть всегда в центре внимания;
  5. Обязательная письменная фиксация, как идет достижение цели.

К сведению. На начальном этапе планирования не всегда получается учесть все нюансы. Оправдано, если планирование будет изначально условным с тем, чтобы потом конкретизировать и уточнять его промежуточные этапы.

Несмотря на трудности, планирование необходимо осуществлять, так как оно дополнительно помогает:

  • концентрировать внимание на важных моментах;
  • определить направления движения;
  • исключить сомнения;
  • повышать уровень мотивации у персонала;
  • эффективно применять имеющиеся ресурсы.

Технология целеполагания

Специалисты утверждают, что универсальной методики целеполагания нет, так как нет универсальных целей. Например, идеи по повышению своего дохода можно отнести к финансовым, но, если для достижения нужно подняться по карьерной лестнице, они становятся профессиональными. Поэтому, какова характеристика цели, такова и технология целеполагания. Главное – правильное определение методики.

Цель должна обязательно достигаться, это отличает ее от пустых мечтаний. Чтобы проверить, реалистична ли задача, и будет ли она достигнута человеком, предлагается технология SMART:

  • S – конкретная;
  • M – измеримая;
  • A – достижимая;
  • R – ориентированная на результат;
  • T – определенная во времени.

Метод Айви Ли

Айви Ли считается основателем направления Public Relations (пиар), то есть связей с общественностью. Его метод считается простым и эффективным, поэтому часто используется в менеджменте.

К сведению. Ли в доступной форме объясняет, как достичь максимальной продуктивности в организации. Хотя многих смущает такая простота, но психологически это объяснимо – люди пытаются усложнить свою жизнь, поэтому способы решения проблем ищут достаточно сложные. Между тем все гениальное – просто.

Методика Ли считается классной для управления и жизнью, и организацией:

  1. В конце каждого дня составлять список самых важных дел на завтра, не более шести.
  2. Распределить дела в порядке значимости.
  3. Утром следующего дня не распыляться, сосредоточиться на первой важной задаче. Пока она ни будет решена, не следует браться за следующую.
  4. Затем решаются следующие запланированные задачи по мере их важности.
  5. Если остаются какие-то дела нерешенными, они переносятся в список важных дел на следующий день.

Целеполагание в психологии – это процесс планирования деятельности в ближайшем будущем. Технологий такой процедуры множество, все они имеют общие рекомендации: желаемый результат должен быть конкретен, ценным для личности, обозрим во времени.

Видео

СИСТЕМА ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И СТРАТЕГИЯ

Необходимо отметить, что одним революционным целеполаганием обойтись невозможно — нельзя каждый раз при постановке целей предполагать реорганизацию компании, т.к. это подразумевает приостановку деятельности, определенные затраты, достаточно длительное формирование новой культуры и нового организационного порядка. Для эффективной целенаправленной деятельности по производству и реализации продукции необходимы «равновесие, стабильность, целостность, устанавливаемые управлением» . «Основа любой организации — это повседневная производственная деятельность, требующая непосредственного участия руководителей-администраторов» , а не лидеров-революционеров. В то время как революционные изменения — это «периоды существенного беспорядка в организационной жизни» , и провести их может только признанный лидер.

Организации развиваются циклически: эволюция — революция , «эволюция нередко подготавливает революцию, ведет к ней и завершается ею, а революция, напротив, сменяется новыми эволюционными изменениями. Механизм, который является толчком к смене эволюции на революцию, можно назвать кризисом развития» .

В то же время и сама революция — это кризис, который необходимо разрешить и преодолеть.

Таким образом, система целеполагания включает и плавное стабильное эволюционное целеполагание, и скачкообразное, проблемное и кризисное, революционное. Достижимость социальноэкономической цели при эволюционном целеполагании обеспечивается тем, что она превышает ранее полученные показатели лишь на единицы процентов, и для ее достижения достаточно небольшого постоянного улучшения, резервы для которого имеются практически всегда. Достижимость социально-экономической цели при революционном целеполагании обеспечивается тем, что предварительно проводится анализ потенциала организации, находятся необходимые средства, определяются стратегия и структура организации.

Именно такой подход позволяет разрешить проблему того, что первично — цель или действие, поставленную еще Гегелем. Первична цель, если возможно эволюционное развитие организации, и, наоборот, первична деятельность (поисковое поведение по Алексею Леонтьеву ), когда выявляется возможность значительного повышения результатов организации или их сохранения в условиях возникших проблем и кризисов.

Таким образом, можно дать следующее определение цели компании: социально-экономическая цель организации — это один из первых и основных элементов, который характеризует предвосхищение в мышлении наиболее эффективных путей и средств деятельности, обеспечивающих максимально достижимые социальноэкономические результаты работы организации. При обнаружении этих путей цель включает проведение необходимых изменений для реализации нового видения, предполагаемый максимально достижимый результат, обеспечиваемый этими изменениями, — это новая социально-экономическая цель организации (революционное целеполагание). Если же такое новое видение отсутствует, то ставится цель «от достигнутого», предполагающая постоянное улучшение (эволюционное целеполагание). Только так можно наиболее эффективно разрешить проблему целеполагания Гегеля.

В связи с этим методика революционного целеполагания позволяет отталкиваться не от целей, а от изменений, исходить из видения и парадигмы «как есть» (или даже от изначальной парадигмы собственника), от которой путем моделирования можно перейти к парадигме «как должно быть». Данная методика названа нами ВПМ (видение — парадигма — модель) . При моделировании парадигмы «как должно быть» по критерию максимально достижимых целей мы получаем:

  • проекты организационного и научно-технического развития организации;
  • планы производства и реализации продукции после осуществления этих проектов (проведения революционных изменений);
  • максимально достижимые цели организации.

Предлагаемая методика подробно описана в нашей статье «Целеполагание и стратегическое управление развитием организации» . Утверждения, что «стратегия достижения конечной цели вытекает из самой цели в результате ее декомпозиции» , относится только к эволюционному целеполаганию.

Эволюционное дерево целей исходит из зафиксированной конкретной социально-экономической цели «от достигнутого», что позволяет достаточно четко контролировать процессы целеполагания. Революционное дерево целей исходит из фиктивной цели развития, не имеющей конкретной величины. Соответственно, революционное целеполагание не может иметь никакого формального контроля и показывает только формальную сторону. Неформальная сторона определяется: во-первых, тем, что цели ставят люди, а не организации; а во-вторых, тем, что ни один руководитель не в состоянии эффективно выполнять постановку новых целей в одиночку .


__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
" Целеполагание, стратегия и структура в современном менеджменте"
04.06.2018 19:09 Дмитрий

"... систему ключевых положений,"
что это за положения?

04.06.2018 19:37 Консультант Михаил Жемчугов, к.т.н.

Цитата из статьи: "Видение... Это огромный массив субъективной разнородной неструктурированной информации, который невозможно использовать как конкретную цель. Эту проблему можно устранить, если задействовать не само видение организации, а ограниченную и структурированную, необходимую и достаточную систему ключевых положений, определяющих и формальную и неформальную организацию, и систему управления, всю деятельность компании, достигаемые ею социально-экономические результаты".
Если кратко, то система ключевых положений - это та необходимая и достаточная система кратко изложенных сутевых положений, которые определяют и деятельность предприятия, и его результаты. Только необходимо эту систему сформулировать для конкретного предприятия.

Как и любой вид человеческой деятельности, профессиональная педагогическая деятельность предопределена осознанием реализуемой цели. Приоритетной, фундаментальной и универсальной компетенцией личности современного глобального социума является умение выполнять целеполагание, давать прогнозы на будущее, наметить план действий по достижению поставленных целей.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

Дидактические цели в педагогической науке – это концентрированное выражение интересов общества и личности; базовый фактор педагогической системы; элемент прогнозирования, проектирования, осуществления и управления педагогического процесса.

Определение 2

Педагогическое целеполагание – это процесс и результат определения, формулировки, постановки целей и задач обучения, инициированный педагогом и принимающийся учениками; сердцевина образовательного процесса; эффективный методический и дидактический инструмент формирования образовательно-воспитательного процесса, который определяет выбор форм, методов и способов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

Структура системы целеполагания содержит 5 главных элементов:

  1. Постановка, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Составление плана деятельности, направленного на достижение целей;
  3. Прогноз ожидаемых результатов;
  4. Оценка полученных результатов;
  5. Корректировка выявленных ошибок и неточностей.

Целеполагание в педагогике – это отражение его объективной и субъективной сторон. Объективная сторона характеризуется объективно существующими вызовами личности и государству в постоянно изменяющемся обществе; объективными требованиями к сущности образования и степени профессиональной подготовки специалистов, соответствующей новому уровню социального развития.

Субъективная сторона целеполагания, как системообразующий фактор современной педагогики, определяется деятельностью специалистов по постановке и формулировке целей. Субъекты воспитательного процесса наделены сознанием, обладают личностными качествами и компетенциями, что накладывает определенный отпечаток на характер поставленных целей.

Уровни реализации целеполагания

В образовательной системе целеполагание реализуется на следующих уровнях:

  • Современный социум и государство (федеральные законы, нормативно-правовые акты, регулирующие педагогическую деятельность);
  • Субъекты РФ (программы и концепции регионального развития);
  • Образовательная организация;
  • Индивидуальная профессиональная деятельность отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

В соответствии с требованиями ФГОС, дидактические цели в качестве прогнозируемых результатов педагогического воздействия заключены в 3 группы задач:

  1. Образовательные;
  2. Воспитательные;
  3. Развивающие.

Согласно распространенной классификации выделяют следующие типы целей:

  • Предметные;
  • Личностные;
  • Метапредметные.

Все перечисленные цели зафиксированы в образовательных стандартах.

Уточнение цели отражается в постановке отдельных задач – так называемых, ступеней, этапов на пути к достижению целей. В структуре задачи заложены требования, направленность на выполнение единой цели; дидактические условия и средства, используемые в процессе решения задач. Цели и задачи в совокупности формируют целевой компонент педагогической системы, который вместо с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), оценочным направлен на формирование единства педагогической системы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность.
Марк Туллий Цицерон
И Бог шагнул в пустоту. И Он поглядел вокруг и сказал - Я одинок. Сотворю себе мир.
Джонсон Дж. У.

Как мы уже выяснили, любое движение любого живого, а тем более разумного существа есть поведение, имеющее цель. Бесцельного поведения не бывает. Человек не совершает ни единого движения, не преследуя при этом ту или иную цель.
Причина этого очевидна, т.к. источник любой цели - это потребность. У любого человека есть потребности, и цель – образ их удовлетворения.
Таким образом, цель есть начало, содержание и завершение любого движения. Из этого следует простая и понятная мысль: с практической точки зрения для любого человека нет ничего важнее Цели.
Собственно, этот факт находит прямое отражение в работе нашего мозга. Последний занят всегда одним и тем же процессом – идеальным созданием будущего, т.е. целеполаганием. Нам нет никакой надобности заставлять свой мозг ставить цели и задачи, он и так только этим и занят.
Все просто и очевидно. Мы всегда движемся соответственно неким целям. Иного нам просто не дано. Мы можем сознавать этот факт или нет – суть вещей от этого не поменяется.
Можно даже говорить о наличии непреложного закона причины и следствия, который гласит, что у каждого следствия в нашей жизни есть причина. Цели - это причины; здоровье, счастье, свобода и процветание - это следствия. Мы сеем цели и пожинаем результаты. Цели начинаются с мыслей или причин и проявляют себя в виде условий или следствий.
Из этого автоматически следует, что мы находимся там, где мы есть, и являемся теми, кем мы являемся, именно потому, что сами того хотели. Получается, что исключительно наши мысли, планы, цели, дела и поведение привели нас в нынешнее состояние. Иначе и быть не могло. Таково устройство Мира и нас самих.
Тут возникает простой, но закономерный вопрос. Если мы всегда движемся не иначе, как сообразно поставленной нашим собственным мозгом цели, то почему так многие из нас не удовлетворены тем, где находятся, и тем, кем являются?
Почему принято полагать, что кто-то «достигает цели (успеха)», а кто-то – нет? Откуда берутся «неудачники»? Откуда берутся не-здоровье, не-счастье, не-свобода и прозябание? Разочарования в себе, людях, жизни? Обида, вина, стыд? Страх, гнев, злость, ненависть? Откуда, в конце концов, взялась эта затертая до неприличия фраза «хотели, как лучше, а получилось – как всегда»?
Видимо, мы никогда не бываем по-настоящему счастливы, если не перемещаемся по направлению к достижению чего-то очень важного для нас.
Тут есть нюансы.
«После двадцати пяти лет исследований и опытов я пришел к выводу о том, что успех равен цели, все же остальное - домыслы. Умение наметить цель и составить план по ее осуществлению послужит делу обеспечения вашего успеха больше, чем любое другое занятие.» (Артур Б. Ван Ганди)
Максимальное сосредоточение на цели, продолжает тот же автор, есть важнейшее качество людей, добивающихся выдающихся результатов в любом деле, в любой области. Даже малую долю нашего потенциала невозможно реализовать, не научившись намечать цель и добиваться ее так же просто и естественно, как чистить зубы и расчесывать волосы по утрам.
Итак, первый важнейший нюанс – это сосредоточение. Наш мозг содержит в себе механизм поиска цели, непрерывно поддерживает обратную связь с целью и автоматически корректирует курс. Благодаря этому механизму, находящемуся в нашем мозгу, мы достигаем любой поставленной перед собой цели, если только она ясна, а мы - достаточно настойчивы. Процесс достижения цели происходит почти автоматически. Но именно определение целей и является главной проблемой для большинства людей.
Второй принципиальный нюанс – определение цели.
Любопытный факт состоит в том, что очень немногие люди имеют собственную, осознанную, реальную цель. Считается, что только менее трех процентов людей записывают свои цели на бумаге. И менее одного процента из них перечитывают и переосмысливают эти цели с должной регулярностью. Многим просто не приходит в голову, насколько важно физическое существование собственной цели.
А между тем, люди без цели обречены вечно работать на тех, у кого эти цели есть. Мы работаем для достижения либо собственных, либо чужих целей. Мы проживаем либо собственную жизнь, либо «чужую» жизнь, жизнь во имя исполнения чужих целей и интересов. Самая лучшая работа - для достижения собственных целей и ради помощи другим в достижении их целей. Это вообще не «работа», а истинное наслаждение.
Почему же люди не ставят собственные цели?
Первая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они просто не в курсе. Не в курсе относительно основ причинности нашего мира. На наш взгляд, свою немалую роль в этом играет «вульгарный материализм», господствующее массовое мировоззрение последних 150 лет, который обуславливает изменения случаем, генетикой, наследственной предрасположенностью, «естественным отбором», «борьбой за существование» и пр. внешними по отношению к человеку обстоятельствами.
Вот классическое высказывание материалистической науки: «Цель вторична, а материальные условия ее становления и реализации первичны, потому что они не только предшествуют процессу формирования цели, не только в известном смысле порождают ее, но и определяют ее».
В результате люди предпочитают слово - делу, хотят достичь успехов, улучшить свою жизнь, но при этом не вполне представляют себе, как это конкретно сделать и куда прикладывать усилия.
Как уже отмечалось в разделе «Потребности», отсутствие постановки вопроса о смысле жизни практически приводит к отказу от собственного целеполагания вообще.
Вторая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не берут на себя ответственность за собственную жизнь. До того момента, как человек принял на себя полную ответственность за все, что с ним происходит, нельзя сказать, что он сделал даже шаг к постановке цели. Человек без ответственности- это тот, кто постоянно ждет, когда «начнется настоящая жизнь». В этом ожидании вся энергия и время тратится на придумывание объяснений и отговорок по поводу отсутствия желаемого хэппинесса.
Единственный способ определить, во что в действительности верит человек, это судить по его делам, а не по словам. Имеет значение то, что мы делаем, а не то, что мы говорим. Наши истинные ценности и убеждения всегда выражаются нашим поведением, и только им. Один человек, приступающий к делу, стоит десятерых блестящих ораторов, не делающих ничего. Серьезный человек – это делающий человек.
Третья причина, по которой люди не ставят цели, состоит в глубоко укоренившемся чувстве вины и низкой самооценке. Современное массовое воспитание устроено таким образом, что ребенок, подросток, а потом и взрослый как бы постоянно кому-то что-то должен - родителям, школе, старшим, государству и т.д. Людям непрерывно навязываются всевозможные «эталоны» в виде так называемых звезд, кумиров и прочих «знаменитостей». В невольном, но неизбежном сравнении обычный человек ощущает собственную «малость», приземленность. Люди, искусственно отпрессованные на такой низкий оценочно-эмоциональный уровень, что им приходится «посмотреть вверх, чтобы увидеть дно», не могут, понятное дело, уверенно и оптимистично намечать цели на месяцы и годы вперед. Человек, выросший в негативном окружении, воспитавшем в нем ощущение того, что он ничего не заслуживает или подход типа «и какая от этого польза!», а также «я недостаточно хорош», вряд ли способен ставить серьезные цели.
Четвертая причина, по которой люди не ставят цели, состоит в том, что они не сознают важности целеполагания. Этому просто не обучают. Если мы выросли в семье, где оба родителя не ставят целей, а определение и достижение целей не является повторяющейся темой семейных разговоров, то мы можем стать взрослыми, так и не узнав о том, что цели существуют не только в спорте. Если мы принадлежим к социальному кругу, где у людей отсутствуют четко определенные цели, на достижение которых направлена их деятельность, мы вряд ли задумаемся о феномене целеполагания вообще. Восемьдесят процентов окружающих нас людей идут в никуда, и если мы смешаемся с толпой, то пойдем туда же.
Пятая причина, по которой люди не ставят цели, заключается в том, что они не знают, как это делается. В нашем обществе возможно получить университетский диплом - итог пятнадцати или шестнадцати лет, потраченных на образование, - так и не получив даже часового урока по постановке целей. Между тем, изучение принципов и способов целеполагания едва ли не важнее любого другого предмета, когда-либо изучавшегося нами.
Шестая причина, по которой люди не ставят цели, - это страх. Страх неудачи, страх получить отказ, страх быть раскритикованным. С самого детства наши мечты и надежды страдают от ударов, наносимых критикой и смехом других людей. Возможно, что нашим родителям не хотелось, чтобы мы лелеяли высокие мечты и затем разочаровывались, поэтому они быстро указывали нам причины, по которым мы не сможем добиться своих целей. Наши недруги и друзья смеялись и потешались над нами, когда мы представляли себя кем-то или делали что-то, что превосходило их представления о самих себе. Их влияние может оставить отпечаток на вашем отношении к себе и постановке целей в течение многих лет.
Дети совсем не глупы. Они очень скоро усваивают, что «если хочешь со всеми ладить, поступай как все». Со временем ребенок, которого не одобряют и постоянно критикуют, прекращает вырабатывать новые идеи, лелеять новые мечты, ставить новые цели. Он начинает путь длиной в жизнь, играя в безопасность, продавая себя по дешевке, принимая собственные низкие достижения как жизненную неизбежность, не поддающуюся изменениям.
Боязнь неудачи - величайшее препятствие на пути к успеху во взрослой жизни. Именно она удерживает людей в их зонах комфорта. Именно она заставляет их пригибать головы и пребывать в безопасности, в то время как годы проходят мимо.
Боязнь неудачи выражается во внушении «я не могу, я не могу, я не могу». Боязнь усваивается в раннем детстве в результате деструктивной критики и наказания за те действия, которые не встречали одобрения наших родителей. Однажды пустив корни в подсознание, этот страх распространяется дальше, парализуя мечту и убивая амбиции, принося больше вреда, чем любая другая негативная эмоция, посещающая человеческую душу.
Седьмая причина – это непонимание и неприятие смысла и роли «неудачи» в достижении успеха. Правило таково: невозможно добиться успеха, не потерпев поражения. Неудача - предпосылка успеха.
Величайшим успехам почти всегда предшествует множество поражений. Именно уроки, извлеченные из неудач, делают достижение успеха возможным.
Смотрите на каждое временное поражение как на дорожный знак, говорящий: «Остановись, иди лучше вот этим путем». Одно из качеств лидера заключается в отказе мыслить понятиями «провал» или «поражение». Их заменяют понятиями «ценный урок» или «временный сбой».
Можно научиться преодолевать страх поражения, ясно осознавая свои цели и принимая временные трудности и препятствия как неизбежную цену, которую приходится платить для достижения любого значительного успеха в жизни.

Целеполагание и закон контроля

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...