Календарный план по кружковой работе. Календарно-тематический план работы кружка "креативное рукоделие"

Календарно-тематический план

работы кружка «Рукоделие для дома»

Предмет________ трудовое обучение

Класс: 6 -8 классы

Пояснительная записка

Истоки способностей и

одарования детей – на

кончиках их пальцев…

В. А. Сухомлинский.

Цель кружка:

    формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.

    привитие интереса к рукоделию, занятие досуга детей.

Задачи:

Обучающие:

    формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

    развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия;

    развивать индивидуальные возможности учащихся.

Воспитательные:

    воспитывать уважение к труду, самостоятельности в работе;

    воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность);

    воспитывать терпение и усидчивость, аккуратность и бережливость.

Развивающие:

    развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;

    содействовать формированию всесторонне развитой личности;

    создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся.

Занятия декоративно – прикладным искусством, не только откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время, а так же помогут формированию ключевых компетенций. В процессе освоения приемов различных видов ДПИ, в процессе работы над собственными творческими проектами формируются такие компетенции как учебно-познавательные, информационные, социально – трудовые, коммуникативные.

Украшение вещей, предметов интерьера, самых разнообразных тканей и материалов при помощи нитки, иголки и рук свойственно человеку с глубокой древности и называется рукоделием. История рукоделия берет свои корни в далеком-далеком прошлом. Многие века наши предки использовали его для того, чтобы создавать особую защитную атмосферу в доме, а также для каждого члена семьи в отдельности. В последнее время, изделия, сделанные своими руками, так называемый « hand - made », приобретают все большую популярность, увлечение рукоделием перерастает в любимое дело или даже доходный бизнес.

В ходе работы кружка девочки познакомятся с различными техниками ДПИ, с вариантами исполнения и материалами, а также с историей возникновения. В течение курса дети смогут проявить свои индивидуальные творческие способности и закрепить полученные знания, воплотив свои фантазии.

Данная программа актуальна, так как это еще один дополнительный способ общения детей из разных классов, причем девочки не просто общаются, но и при этом что-то делают своими руками, учатся быть хорошими, экономными хозяйками, что очень важно в наше время, когда большинство молодежи мало чем интересуется.

Ожидаемый результат данной – дети освоят предложенные техники, познакомятся и научатся разбираться в гармонии цвета, а также будут совершенствовать свои творческие способности и выполнят несколько изделий. Итоги проведенной программы – участие в школьных выставках.

Занятия проводятся в форме практикумов. По каждой теме занятия оснащены образцами готовых изделий, схемами изготовления, материалами и инструментами.

Механизм достижения цели

1. Организационные педагогические основы обучения.

Основная группа детей, занимающихся в кружке 6 класс. Будут приглашаться ещё девочки 8-х классов. Занятия будут вестись с учётом возрастных и психологических особенностей детей разного возраста, определилась методика проведения занятий, запланировано время для теоретических и практических работ с учётом знаний, умений и навыков всех возрастов.

На занятиях дети большую часть времени будут уделять практической работе, также получат знания об инструментах, материалах, послушают лекции о народных традициях и обычаях.

В работе кружка будет осуществляться межпредметная связь. Здесь пригодятся знания по истории, математике, физике, черчению, ИЗО.

2. Формы и методы проведения занятий.

Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические.

Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Последняя занимает большую часть занятия, где ребята выполняют графические работы, зарисовывают рисунки, выполняют саму работу.

Кульминацией работы обучающихся являются конкурсы и выставки. Из этого следует, что основной формой проведения занятий является практическая работа.

3. Формирование межличностных отношений.

На первом занятии проводится беседа «Чему бы я научилась в кружке». Пожелания детей записываются и учитываются при составлении плана.

В обязательном порядке включается коллективная работа. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувство взаимопомощи. Девочки понимают, что группа живёт и работает всей семьей.

Условия реализации образовательной программы

1. Методическая работа.

Для обучающихся в кабинете оформлены:

    Образцы практических работ.

    Журналы и книги.

    Ведется папка накопления материалов.

2. Материально-техническое и санитарно-гигиенические условия.

Кружок проводится в кабинете технологии в свободное от уроков время. Все материалы и инструменты хранятся в определенном месте. На боковой стене кабинета расположены шкафы, где размещается постоянная выставка детских работ.

3. Финансирование.

    Больших финансовых вложений в организации работы кружка не требуется.

    Материалы приобретаются на средства родителей и поэтому работы детей могут не оставаться в кабинете, после выставки девочки по желанию уносят их домой.

Календарно - тематическое планирование кружка.

Дата

Материал для подготовки и проведения занятия

Кол-во часов

I четв.

3.09-

8.09

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества. История рукоделия и различных техник. Правила техники безопасности.

Изготовление объемной открытки «Клоун» в технике рор- up .

Jackson Paul «The Pop-Up Book», стр 45-46

Белая бумага, картон, клей ножницы, линейка, гуашь, карандаш, фломастеры, поролон, кисточка

10.09-16.09

Бумагопластика. Открытки ручной работы. Скрапбуккинг -техника, приемы.

Изготовление открытки-аппликации в технике скрапбуккинг.

Е.Рубцова «Открытки к праздникам своими руками» стр. 5-6

Цветная и белая бумага, ножницы, клей, вырезки из глянцевых журналов, отрезы ткани, игла, кружево, нитки

17.09-22.09

Бижутерия, украшения. История возникновения и развития. Мода.

Изготовление винтажного браслета и ожерелья из пуговиц.

Juliette Pettit «Perles et boutons. Bijouxetaccessoires » Стр. 11-12

Цветные пуговицы, игла, ножницы, кусочки пряжи,резинка бельевая.

24.09-

29.09

Обереги и талисманы. История амулетов.

Изготовление человечка-брелка из пуговиц.

Имгард Ланг «Поделки из пуговиц» Стр. 26-27

Цветные пуговицы, проволока, универсальный клей, кусачки, деревянные бусины, кольцо для ключей.

1.10-

6.10

Технология приготовления соленого теста для лепки фигур. Обряды и традиции на Руси, связанные с хлебом и тестом.

Основные приемы замеса и рецептура.

Б. Казагранда «Поделки из соленого теста» стр. 5-7

Миска, мука, соль, вода, растительное масло

8.10-

13.10

Приемы лепки фигур из соленого теста. Основные инструменты и приспособления.

Изготовление фигуры рыбы.

Б. Казагранда «Поделки из соленого теста» стр. 49-50

Разделочная доска, скалка, салфетка, вода, футляр от шариковой ручки, чеснокодавилка, бумага.

15.10- 20.10

Технология оформления фигуры рыбы в декоративное панно. Уход за изделиями из соленого теста.

Оформление фигуры рыбы в декоративное панно и декорирование его.

Краски, кисточка, салфетка, лак мебельный, клей универсальный, срезы ткани и кружева, рамка для панно, презентация.

22.10-

27.10

Декорирование интерьера. Технология окрашивания соли.

Окрашивание соли.

Миска, гуашь, перчатки, соль-экстра, клеенка, газета для просушки, вилка

29.10-

3.11

Технология засыпания соли в сосуд. Декорирование готового изделия.

Засыпание соли в декоративную емкость и приемы декорирования готового изделия

Окрашенная соль, сито, ложка, воронка, чистая и высушенная прозрачная бутылка, бусины, ракушки, камешки, искусственные цвет, клей универсальный.

II чет.

12.11-

17.11

Возникновение и развитие техники декупаж, как метода декорирования . Технология, материалы и инструменты.

Декорирование тарелки в технике декупаж.

О. Вешкина «Модный декупаж» стр.18-19

Тарелка белая или соломенная, цветная трехслойная бумажная салфетка, клей ПВА, растворитель, вода.

19.11-

24.11

Технология окончательной отделки изделия. Приемы декорирования.

Декорирование и оформление тарелки.

Лак, акриловые краски, кисточки, лента для петельки, клей универсальный

26.11- 1.12

Технология изготовление помпонов . Применение в интерьере и сувенирах.

Изготовление бус из помпонов разных цветов.

Н.Крупенская «Поделки из помпончиков» стр. 12-13

Пряжа разных цветов и фактур, ножницы, игла, картон, циркуль, линейка, карандаш, шнурок.

3.12-

8.12

История рождества и празднования нового года. Подарки. Оформление подарков.

Изготовление рождественского сапожка для подарков.

Красная ткань, кусочки белой, черной и зеленой ткани, синтепон на подкладке, игла, ножницы, картон, лекало, швейная машина.

10.12-

15.12

Приемы декорирования изделий клеевыми стразами, пайетками, вышивкой.

Декорирование рождественского сапожка.

Стразы, нитки мулине разных цветов, пайетки, фольга на основе, новогодняя мишура или серебряный позумент.

18.12-

22.12

Технология изготовление свечей в домашних условиях. История свечеварения.

Приемы изготовление декоративной свечи.

Журнал «Велас»

Парафин, форма для заливки, нитки белые №10,кофе растворимый, ванилин, растительное масло, чистая консервная банка для растапливания

24.12-

29.12

Технология и приемы окончательной отделки свечи.

Декорирование новогодней свечи в стилях «Кофе», «Морская» или «Новогодняя»

Застывшая свеча, кофе в зернах, декоративное блюдце, кружево, бусины, еловые ветки, атласные ленты, ракушки, кораллы, искусственные водоросли.

III четв

9.01-

12.01

Технология изготовления дерева бонсай из бисера. Приемы, виды, техники.

Изготовление дерева бонсай.

Н. Бульба «Скульптура из бисера» стр. 36-38

Проволока, бисер разных цветов и размеров, бусины, кусачки, схемы плетения.

14.01- 19.01

Изготовление дерева бонсай. История бисера и бисероплетения

Изготовление дерева бонсай.

Проволока, бисер разных цветов и размеров, схемы плетения, бусины, кусачки

21.01-

26.01

Декорирование и окончательная обработка дерева.

Закрепление дерева на подставку, утяжеление для устойчивости. Декорирование.

Баночка для подставки, камешки или песок для утяжеления, зеленые или коричневые нити «ирис», клей универсальный

28.01-

2.02

Технология изготовления цветов из бисера.

Изготовление цветов.

Н. Бульба «Скульптура из бисера» Стр. 26-27

Бисер белый и желтый, проволока, схемы плетения, кусачки, бусины.

4.02-

9.02

Изготовление цветов из бисера.

Изготовление цветов.

А. Бейкер «Цветы из бисера» Стр. 49-51

Бисер зеленый, красный, желтый и черный, проволока, схемы плетения, кусачки.

11.02-

16.02

Приемы и варианты декорирования изделий цветами из бисера.

Декорирование фоторамки цветами из бисера.

Фоторамка, клей универсальный, акриловые краски, стразы, готовые цветы из бисера

18.02-

23.02

Технология торцевания. Виды, техники, приемы.

Изготовление объемной открытки «Божья коровка» в технике торцевание .

Гофрированная бумага,клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка, презентация.

2 5 .02-

2 .03

Оформление объемной открытки «Божья коровка».

Окончательная отделка изделия.

Клей ПВА, картон, глазки, фломастеры, ножницы

4 .03-

9 .03

ДПИ Казахстана. Технология изготовления тумара из кожи

Изготовление тумара из кожи.

И. Мицель «Кожа-культура и традиции»

Кожа, клей Момент, ножницы, игла, пробойник, линейка, гелиевая ручка.

11.03-

16.03

Празднование Наурыза, традиции и обычаи.

Изготовление тумара из кожи. Окончательная отделка.

«Орнамент всех времен и стилей» стр. 61-62

Ножницы, нитки «мулине», игла, схемы орнаментов

IV чет.

2.04-

6.04

Технология изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи

Изготовления подвески для телефона - «Страшилка» из кожи

Кожа, синтепон, игла, нитки, ножницы, пуговицы, кольцо для ключей, гелиевая ручка, клей Момент

8.04-

13.04

Технология изготовления цветов из кожи. Виды, приемы.

Изготовление георгина из кожи.

Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка

15.04-

20.04

Технология изготовления цветов из кожи.

Изготовление гербера из кожи.

Кожа разных цветов, клей Момент, флизелин, бусины, ножницы, линейка, гелиевая ручка, свеча, спички

22.04-

27.04

Декорирование изделий цветком из кожи. Варианты декорирования.

Декорирование ободка или заколки цветком из кожи.

Готовые кожаные цветы, клей универсальный, ободок, основа заколки-автомата

29.04-

4.05

Технология изготовления домашнего оберега. Языческие обряды.

А. Шептуля «Домашние обереги своими руками» стр.52-55

Травяная малярная щетка, ножницы, клей ПВА.

6.05-

11.05

Изготовление веничка-оберега.

Окончательная отделка изделия и декорирование.

Тесьма, искусственные цветы и листья, сухоцветы, фасоль, семечки подсолнуха, клей универсальный, лавровый лист, горох, мешковина.

13.05-

18.05

Подготовка работ учащихся к выставке.

20.05-

25.05

Выставка учащихся. Подведение итогов. Награждение.

Итого 136 часов

МБОУ СОШ с/п Дуди

Рабочая программа кружка

«Умелые руки»

Руководитель кружка:

Пояснительная записка

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности, изучением современных видов рукоделия и направлено на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.), изготовление игрушек, аппликаций, различных полезных предметов для школы и дома.

Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики.

Программа рассчитана на 2 час в неделю, что составляет 68 часов в год. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа в кружке не дублирует программный материал по трудовому обучению, а расширяет и углубляет сведения о работе с бумагой и картоном, тканью, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работа кружка организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы кружка «Умелые руки»

Развитие творческих способностей школьников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

Совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

Обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

Научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие;

Развивать мелкую моторику пальцев рук,

Способствовать развитию творческой активности.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.

Задачи данной программы будут выполнены, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью.

На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение понимания цели и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделия, причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством педагога можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я». В подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения детей. Использование инструкционных и технологических карт увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

Индивидуальный труд обучающихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение; нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу же стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен пробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность школьников и условия работы в данной группе.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

Аккуратность;

Четкость выполнения изделия;

Самостоятельность выполнения;

Наличие творческого элемента.

Формами подведения итогов могут быть: открытые занятия, выставки, самооценка, коллективное обсуждение и др.

Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся

Обучающиеся должны знать:

    названия ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

    правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

    правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

Обучающиеся должны уметь:

    правильно пользоваться ручными инструментами;

    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

    организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

    бережно относиться к инструментам и материалам;

    экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

    самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

    правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Работа с бумагой и картоном присутствуют во всех возрастных группах. Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Работа с бумагой осуществляется через такие виды рукоделия как: киригами (искусство вырезания из бумаги открыток-«раскладушек»), айрис фолдинг (создание рисунка с использованием разноцветных полосок из бумаги, расположенных по спирали.), плетение из газетных трубочек, оригами.

Обучившись правилам сбора, сушки и хранения, дети выполняют плоские аппликации на бумажной основе из листьев, трав и цветов, добиваясь живописного эффекта. Осваивают технику ошибана (прессованная флористика или, другими словами, живопись растениями.)

Изучение техники ганутель (вид рукоделия, в котором из тонких проволочек и различных нитей создаются различные украшения, в основном это цветы и серьги.) и канзаши (складывание изделий из шелковых лент) проходит с изготовлением авторских дизайнерских изделий. В качестве дизайнеров выступают сами учащиеся.

При работе в технике кардмейкинга (изготовление объемных открыток) и изготовлении топиариев дети используют ранее изученные техники работы с бумагой и природным материалом, при этом обучаются работать с тканями и бросовым материалом.

При изучении техники декупаж дети учатся работать с тонкой бумагой (салфетками), тканью и т.д. данный вид творческой самореализации, лежит в основе украшения разных изделий интересными мотивами. При помощи техники декупаж можно вдохнуть жизнь в устаревшие предметы и наоборот – придать налет старины современным изделиям.

Завершающим этапом изучения современных видов рукоделия является изготовление фотоальбома или книжки в технике скрапбукинг. Скрапбукинг является видом рукодельного искусства, при котором любой желающий изготавливает и оформляет фотоальбом, рассказывающий о семейной истории в виде изображений, фотографий, записей, газетных вырезок и других вещей, которые имеют памятную ценность. Возможно создание изделия при помощи ранее изученных техник рукоделия. Учащиеся создают свой проект изготовления фотоальбома или книги.

В конце каждой темы кружка проходят выставки или конкурсы изделий учащихся.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теор.

Практ.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Экскурсия в природу. Сбор материалов для работы.

Бумажные фантазии:

Волшебница природа.

Креативные штучки:

Изделия для дома

Итоговые занятия

Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел, тема занятий

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие

Беседа. Правила работы и техники безопасности.

Экскурсия в природу .

Сбор природного материала.

«Бумажные фантазии»

(работа с бумагой и картоном)

Теоретические занятия;

Изготовление изделий в технике оригами, киригами

айрис фолдинг, плетение из газетных трубочек

«Волшебница природа!»

(работа с природным материалом – изготовление аппликаций; художественное конструирование)

Теоретическое занятие;

Изготовление панно в технике ошибана.

«Креативные штучки» (работа в технике ганутель и канзаши)

    Теоретическое занятие

    Изготовление искусственных букетов с технике ганутель и канзаши;

    Изготовление панно технике ганутель и канзаши;

Изделия для дома (изготовление открыток в технике Кардмейкинг, изготовление Топиариев, изучение и изготовление изделий в технике Декупаж)

Теоретические занятия;

    изготовление открыток в технике Кардмейкинг

    изготовление Топиариев,

    изготовление изделий в технике Декупаж)

Итоговые занятия:

    Теоретическое занятие по теме «Скрапбукинг»

    Изготовление фотоальбома или книги в технике скрапбукин

Список литературы

1.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.

2.Геронимус Т.М. «Я все умею делать сам», М., 1998 г.

3. Еременко Т.И. «Иголка-волшебница», М.,1987 г.

4. Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе»,

Волгоград.«Учитель», 2010 г.

5. Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М., 1990г.

6. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов», Ярославль.

«Академия развития», 2006 г.

7. Носова Т. И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.

8. Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов», М., 1990 г.

9. Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль. 2004 г.

10.Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Технология - Умные руки». Самара.

«Учебная литература», 2007 г.

11. «Умелые руки не знают скуки», серия книг: поделки из скорлупы,

из поролона, из соломки, открытки-сюрпризы. М., «Просвещение», 2009г.

12. Журнал «Веселый художник» № 1-18, 2010 г.

13.Интернет – ресурсы.

Пояснительная записка

Художественный труд – универсальное образовательное средство, которое способствует развитию детского творчества. В системе развивающего обучения ручной труд занимает равное по значению место среди других видов деятельности, призванных воздействовать на волю, ум, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.

Основные задачи кружка по художественному труду:

Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы;

Сформировать эстетический вкус;

Развить фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов;

Развить желание экспериментировать.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами. Уровень развития речи напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев. С этой целью в младшем дошкольном возрасте часто использую в работе пальчиковые игры. Чем старше дети, тем больше у них умений и навыков - их чаще привлекает продуктивная деятельность. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания, заставляют ребенка думать, искусная работа руками еще более способствует совершенствованию мозговой деятельности.

Занимаясь в кружке изготовлением различных поделок, дети не только выполняют определенные движения, они также учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения, задумываются над устройством различных предметов, закрепляют знания о свойствах различных материалов. Кроме того, работа в кружке помогает мне скорректировать поведение так называемых гипервозбудимых детей,- ребят, у которых имеются проблемы в общении со сверстниками.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня. Длительность занятия 30-40 минут. Также можно рекомендовать учителям начальных классов.

Ожидаемые результаты.

Дети будут знать:

О разнообразии материалов, из которых можно делать поделки;

О свойствах и качествах различных материалов;

О способах соединения деталей между собой (при помощи клея, проволоки, иголки и т.д.)

О технике безопасности во время работы с ножницами, клеем, проволокой и т.д.

Дети будут уметь:

Планировать свою работу;

Договариваться между собой при выполнении коллективной работы;

Анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;

Создавать индивидуальные работы;

Использовать различные материалы и способы создания предметов;

Аккуратно и экономно использовать материалы.

Октябрь (работа с бумагой)

Тема Цель
1 “Пушистый шарик” Научить детей проявлять творчество, аккуратность в процессе изготовления игрушки; воспитывать трудолюбие, закреплять навыки работы с бумагой и ножницами.
2 “Зайчик” Учить изготавливать игрушки из бумаги, дополняя ее деталями; воспитывать аккуратность во время работы с клеем.
3-4 “Яркий коврик” (торцевание) Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой; развивать мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность при работе с клеем, трубочкой (пастой для ручки).

Ноябрь (работа с природным материалом)

1 “Котенок” Учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок; учить работать с шилом; закреплять навык и умение анализировать образец поделки в процессе ее выполнения; формировать интерес к работе с природным материалом. Побуждать к соблюдению техники безопасности при работе с шилом.
2 “Листопад” (аппликация из листьев) Формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении поделки соизмерять ее части, развивать воображение детей.
3-4 Коллаж “Поздняя осень” (коллективная работа) Совершенствовать умение работать с природным материалом, использовать знания, приобретенные в ходе предыдущих занятий; поощрять желание детей работать сообща.

Декабрь(работа с бросовым материалом)

1 “Карандашница” Развивать творческие способности детей; продолжать учить детей изготавливать сувениры из бросового материала; развивать мелкую моторику рук; воспитывать художественный вкус.
2 “Зайки на лесной лужайке” Развивать стремление к конструированию, трансформированию одного предмета в другой, понимание того, что от творческого отношения к труду зависит его результат.
3 “Синичка” (елочная игрушка) Направлять мышление ребенка на решение конкретной задачи преобразования предмета; учить работать быстро и аккуратно; воспитывать внимание и осторожность.
4 “Елочка-красавица” Закреплять умение творчески работать различными материалами и инструментами; побуждать к проявлению выдумки и старания, соблюдению безопасности.

Январь (работа с бархатной бумагой)

Февраль (техника декупаж)

1 “Красивая тарелка” Познакомить детей с новой техникой изготовления и украшения предметов; развивать творческие способности, умение преобразовывать предметы; воспитывать аккуратность при выполнении работы.
2 “Подарок папе” (дедушке) Вызвать у детей желание приготовить подарок папе к празднику своими руками; закрепить умение работать различными материалами; развивать моторику рук.
3-4 “Ваза для цветов” (подарок маме) Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе с салфетками для декупажа.

Март (работа с тканью и нитками)

1 “Салфетка в подарок бабушке” Познакомит детей со способом изготовления поделок из ткани (научить делать бахрому на салфетке); развивать трудовые и творческие навыки в процессе выполнения конкретного задания.
2 “Дерево радости” (коллективная) Научить детей создавать композиции на бархатной бумаге из ткани и тесьмы; развивать творческие способности; показать детям неограниченные возможности преобразовательной деятельности в создании поделок из ткани с использованием дополнительного материала (паетки, бисер)
3-4 Панно “Весна” (коллективная) Развивать умение подбирать ткань по цвету, фактуре, вырезать фрагменты необходимой формы и размера и располагать на панно; совершенствовать навыки работы в коллективе.

Апрель (работа с картоном)

Май (бисероплетение)

“Встреча времен года”

Используемая литература:

1. “Воспитатель ДОУ” №7, 2010.

2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. “Что можно сделать из природного материала”. – М.,1991.

3. Дыбина О.В. “Творим, изменяем, преобразуем”. – М.,2003.

4. Короткова Е.А. “Рисование, аппликация, конструирование в детском саду”. –

Ярославль, 2010.

5. Куцакова Л.В. “Конструирование и художественный труд в детском саду”. – М.,2007.

6. Найденова А.Л., Шнуровозова Т.В. “Бисер и бисероплетение”.- Ростов-на-Дону, 2011.

7. Новикова И.В. “Конструирование из бумаги в детском саду”. – Ярославль, 2009.

8. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. “Умные руки”. – М., 2010.

Инструкция

План работы полезно составить сначала на черновике, а уже потом переписать в журнал, который является официальным документом. Определите цели и задачи своей работы на год. Это делается на основании программы кружка. Вполне возможно, что длится несколько лет, поэтому учтите, что ваши дети уже умеют и чему их необходимо научить. Этот раздел включает образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Следующий раздел плана посвящен организационной работе. Расскажите о мероприятиях, которые вы собираетесь провести и укажите их даты. В обязательном порядке должны быть определены сроки формирования кружка, число и время первого организационного занятия. Это удобнее сделать в виде таблицы.

В разделе, посвященном воспитательной работе, расскажите о лекциях, встречах, экскурсиях, в которых вы предполагаете участвовать вместе с . Здесь должны быть указаны дата, место проведения и краткое предполагаемое содержание. Сюда же можно включить работу с социальным педагогом или психологом, если таковая предполагается.

Предыдущие пункты плана учебно-воспитательной работы кружка похожи на те, которые заполняют школьные учителя. Но в плане учреждения дополнительного образования должно отражаться и взаимодействие со школой и классными руководителями. В этом же разделе расскажите о том, как вы предполагаете работать с родителями. Это могут быть родительские собрания, выставки детских работ, открытые занятия, совместные экскурсии и так далее. В журнале необходимо рассказать также о методической работе: посещении мастер-классов, выставок, творческих групп, педсоветах.

В основе календарного плана лежит учебно-тематический план той программы, по которой вы работаете. Он составляется на одну учебную четверть. План на первую четверть должен быть оформлен до начала учебного года, на вторую - за 20 дней до окончания первой и так далее. Отметьте в календаре начало и конец учебной четверти. Вычеркните праздничные даты. Отметьте дни, по которым занимается ваш кружок, и подсчитайте их. Занятия могут проходить и в каникулы, поэтому календарный план на четверть заканчивается последним днем следующих за ней каникул.

Выпишите из нужного раздела учебно-тематического плана программы темы, по которым вы предполагаете работать. Определите содержание работы по каждой из них и количество часов, которое необходимо для изучения материала.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 8 -11 лет, 34 часа в год, 1 час в неделю.

Программа кружка «Своими руками»

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с новой техникой.

При обсуждении технологии изготовления используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.

Вводная беседа (1 час). Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

Из истории происхождения ножниц. Беседа.

Работа с природным материалом(4 часа).

Изготовление композиций из засушенных листьев.

Составление композиции (коллективная работа).

Мозаика, коллаж (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с бумагой и картоном (11+4 часа).

Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление поделок к празднику.

Изготовление поздравительных открыток, упаковок (по образцу).

Работа с бросовым материалом (4 часа).

Игрушки из проволоки.

Работа с солёным тестом.(3 часа).

Лепка по замыслу детей.

Работа с тканью, с бисером.(5 часа)

Подведение итогов

К концу обучения учащиеся должны знать:

Название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

Правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

Приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);

Способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

Применение пастели и бисера в окружающем мире.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

Правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

Выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

Организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

Понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

Выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;

Самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

Изготовлять изделия из бисера.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы - изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

дата

название

количество часов

цель

результаты

Вводный урок

Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях. Правила пользования материалами и инструментами.

Соблюдает правила безопасной работы. Знает материалы и инструменты, необходимые для работы.

Организовывает свое рабочее место;

Удерживает организованное поведение во время урока

Вступает в диалог под руководством учителя

Работа

С природным материалом

Правила пользования материалами и инструментами.

Знакомство с техникой коллаж

Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

Работа

С бумагой

И картоном.

Знакомство с техникой декупаж, пергамано

Овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Различать материалы по их назначению;

Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью

Оригами

Термины, принятые в оригами. Понятие базовых форм: двойной квадрат, двойной треугольник, конверт. Складывание изделий на основе базовых форм. Оформление композиций.

Складывает базовые формы: двойной квадрат, двойной треугольник, конверт.

Выполняет простые изделия на основе базовых форм. Оформляет композиции.

Умеет слушать и понимать речь других;

Оказывает взаимопомощь в сотрудничестве под руководством учителя-понимает учебную задачу

Составляет элементарный план действий при работе;

Осуществляет контроль выполненной работы по образцу

Пользуется моделями, схемами

Работа с бросовым материалом

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из коробок.

Игрушки из пластмассовых материалов, проволоки.

Оформляет цветочные композиции. Умеет пользоваться инструментами.

Умеет выражать свои мысли в устной форме;

Умеет задавать простые вопросы по учебному материалу

Высказывает предположение по поводу способа действия;

Сравнивает и группирует предметы и их образы

Умеет строить рефлексивные высказывания

Работа

С солёным тестом

Аппликация на картоне по желанию детей.

Лепка по замыслу детей.

Подведение итогов (1 час).

Находит и использует дополнительную информацию

Находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

Работа с тканью, с бисером

Оформляет композиции.

С помощью различных инструментов они умеет обрабатывать и соединять детали из различных материалов, знает их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков.

Выставки детских работ

Результатом реализации данной учебной программы, как местные (на базе школы) Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, ветеранов, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздников.

В течении года

Учится оценивать работы

Способствует развитию конструкторской деятельности детей, учится оценивать работы. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дата

Тема

Оборудование

Результат

Беседа. Вводный урок

Тетрадь

Знание техники безопасности.

Рассказ о флористике. Природа.

Сухие листья, клей, картон, ножницы

Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой

Осенний букет из кленовых листьев.

Кленовые листья, нитки

Умение организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

Сказка из листьев.

Сухие листья, клей, картон, ножницы, шаблоны рисунков

Выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Коллаж. Знакомство с техникой.

Сухие листья, клей, картон, ножницы, шаблоны рисунков, цветы

Самостоятельно анализировать предложенное учебное задание;

Беседа «История создания бумаги».

Бумага, клей

Выбирать темы для практических работ;

Чудесные животные.

Бумага, клей

Аппликация при помощи торцевания, экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

Обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

10-11

Остров чудес.

Бумага, клей, пластилин

Объёмная конструкция, выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

12-14

Волшебные салфетки.

Салфетки, акриловые краски, клей

Знакомство с новой технологией «Декупаж»,выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

15-16

Живые бабочки.

Калька, ножницы, карандаш, крючок

Знакомство с новой технологией «Пергамано», выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

Знакомство с техникой оригами

Бумага

Качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием

Упаковочная коробка.

Бумага, бусинки, ленты

Формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

Выдвигать возможные способы их решения;

Цветочная композиция.

Бумага, бусинки, ленты

Выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

Оформление. Выставка.

Бумага, бусинки, ленты

Оценивает свою работу по совместно выбранным критериям

21-22

Коробок.

Работа с бросовым материалом

Развитие конструкторской деятельности детей

23-24

И снова бабочки.

Капрон, проволока.

Развитие воображения, технических навыков, расширение круга знаний детей об окружающем мире

Лебединое озеро.

Перья

Развитие воображения,умение оценивать свою работу по совместно выбранным критериям

Цветы к 9 маю. Оформление выставочных работ

Развитие воображения, технических навыков, расширение круга знаний детей об окружающем мире.

27-29

Солёное тесто. Мои фантазии.

Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения; развитие конструкторского мышления

30-34

Загадочный бисер.

Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей

Список литературы:

А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

М.А.Гусакова “Аппликация”

М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

Н.М.Конышева “Умелые руки”

О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

А.Петрунькина “Фенечки из бисера”


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...