С т шацкий биография. Педагогические взгляды С

Выдающийся российский и советский педагог- экспериментатор. Впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

Родился 1 (13) июля 1878 года в селе Воронино, Духовщинского района Смоленской области, в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году Станислав окончил Московскую гимназию. Из гимназии он вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.

В 1903 году Станислав Шацкий окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета, потом учился в консерватории, затем поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию, где стал любимым учеником К. А. Тимирязева.

С.Т. Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре. Его ждали слава, успех, почет, деньги. Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны. В реальности, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения, его влекло в педагогику, к детям.

Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы - земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать. Судьбоносной оказалась встреча с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы. Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко в 1905 году небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов. Шацкий, Зеленко и другие педагоги создают первые в России внешкольные учреждения для детей на рабочих окраинах. Основанные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная).

На базе приюта в 1906 году было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент», главной своей целью ставившее удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начaльную школу. На средства, собранные среди крупных предпринимателей - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Николаевна Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником.

Прaктическая работа c детьми основывaлась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. В основе воспитательной системы «Сетлемента», все структурные элементы которой подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации, лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. B обучении акцент делался на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педaгогами и детьми понимaлись как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавaлось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была оргaнизация детского самоупрaвления. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения.

Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей», а сам Станислав Теофилович Шацкий арестован. Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество - «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента». Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его соратникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии (на территории современного города Обнинска) детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности. Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.

В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Трудовые занятия детей имели образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали формированию трудовых навыков. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде. Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми. Содержание и методы работы с детьми Шацкий изложил в монографии "Бодрая жизнь" (1914, совместно с В. Н. Шацкой).

«Бодрая жизнь» стала затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период Гражданской войны: ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.

Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса. Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году на базе учреждений общества «Детский труд и отдых» он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь» (выполнявшая функции методического центра отделения), бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников, организовывала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью.

Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.

Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы. Но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.

Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».

Деятельность станции получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией». По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Владимир Ильич Ленин, сказал о Шацком: «Другие только болтают, а он дело делает».

С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Утверждая органическую связь школы с обществом и окружающей средой, Шацкий обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс Шацкий строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации. Принципиально новая идея Шацкого заключалась в том, что он не просто выделял ключевые позиции воспитательного процесса, а определял взаимосвязи как между его участниками, так и между отдельными элементами, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Шацкий подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом он считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

В 1928 году С.Т. Шацкий по рекомендации Н.К. Крупской вступил в коммунистическую партию. При этом русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что такой шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история - лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых. В то же время ученый-педагог постоянно подвергался политической травле со стороны коммунистических ортодоксов, задававших тон в «соцвосе» - то как «представитель правого крыла московских педагогов», то, как толстовец. Станислав Теофилович своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.

С 1929 года С.Т. Шацкий – член коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932 году, после расформирования опытной станции, он становится ректором Московской консерватории и одновременно директором Центральной педагогической лаборатории. По его предложению при Московской консерватории создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался. После кремации в Донском крематории урна с его прахом была захоронена в стене главного зала крематория, с левой стороны (если стоять спиной к входу). В 1978 году урну перезахоронили непосредственно на Новом Донском кладбище, в одной могиле с его женой и многолетней сподвижницей, выдающимся педагогом, крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей Валентиной Николаевной Шацкой (1882-1978). Могила находится за зданием бывшего крематория, у стен колумбариев 50-х годов. Чтобы пройти к могиле Станислава Теофиловича и Валентины Николаевны Шацких, нужно обойти здание бывшего крематория справа (если стоять спиной к воротам), а затем идти вдоль наружной стены колумбариев 50-х годов, которые при этом окажутся слева. Могила располагается у подножия стены.

К научно-педагогическому наследию С.Т. Шацкого принадлежат труды «Годы исканий», «Бодрая жизнь», «Система русского детского сада», «Учёт-основа метода» и др. В 60-е годы издательством «Просвещение» выпущено четырехтомное собрание сочинений педагога.

Одна из средних школ города Обнинска (Школа № 1) носит имя С. Т. Шацкого. Перед первым зданием школы (сейчас это здание занимает «Лингвоцентр» и вечерняя школа города) установлен бюст выдающегося педагога.

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Введение.

1. Жизненный путь и творческая деятельность С.Шацкого.

2. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого.

Список использованной литературы.


Введение

Станислав Теофилович Шацкий вошел в историю мировой педагогики и отечественного образования как выдающийся педагог-новатор, "популярнейший учитель учителей" 20-х годов.

Будучи в душе просветителем и гуманистом как обожаемый им Песталлоци, он одним из первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли Шацкий рассматривал разностороннюю трудовую деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, развивая идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной - вот главный девиз всей педагогической деятельности Шацкого. Ведь школа будущего по его мнению должна вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь. К сожалению, имя этого замечательного человека было предано забвению. И только сейчас возрождается интерес к творчествувыдающегося педагога Шацкого.

После смерти его имя было надолго предано забвению. Только в 70-х годах издается собрание его сочинений в четырех томах. В настоящее время возрождается интерес к творчеству Шацкого не только в Росси, но в Европе и Америке, где переиздаются произведения ученого. После длительного перерыва творчество Шацкого стало предметом изучения в педагогических институтах, с его теорией и практикой начинают знакомиться учителя.


1. Жизненный путь и творческая деятельность С.Шацкого

Станислав Теофилович Шацкий родился в 1878 году в Смоленске. Его детство прошло в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В гимназии он был одним из лучших учеников, но период, когда Станислав учился в Московском университете, консерватории и сельскохозяйственной академии, принес неудовлетворенность и разочарование. Только встреча с Александром Устиновичем Зеленко, архитектором по профессии, прекрасно знавшим опыт американских школ, и его предложение организовать клуб, главной целью которого стало бы повышение культурного уровня населения, увлекло молодого Шацкого. Потребностям бурно развивающейся промышленной России требовался рабочий нового типа: творчески ориентированный, хорошо образованный, способный участвовать в кооперативной деятельности. Для решения этой задачи Шацкий и Зеленко организуют в Москве общество "Сетлемент". Первое в России клубное здание для детей строится на средства, пожертвованные владельцами крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой. Начинается интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности. Подростки получали возможность работать в мастерских, заниматься рисованием, участвовать в подготовке самодеятельных концертов, спектаклей, приобщаться к искусству, посещать театры и музеи. Жизнь "Сетлемента" организовывалась на основе самоуправления, эффективность которого определялась доверительными, глубоко нравственными отношениями детей и взрослых, большим педагогическим тактом, обусловленным интересом к растущему человеку, признанием его прав на свободный выбор занятий, пристальным наблюдением за его развитием.

Соратники Шацкого, выпускники Московского университета: Е. А. Казимирова, К. А. Фортунатов, Л.К. Шлегер, Н. О. Масалитинова, были яркими и одаренными людьми, внесшими большой вклад в развитие Российской педагогической мысли. Однако работа "Сетлемента" неожиданно прерывается в 1907 году. Решением московского градоначальника "Сетлемент" закрывается за "распространение среди детей социалистических идей". Благодаря настойчивости Станислава Теофиловича и его друзей в 1908 году создастся новое общество "Детский труд и отдых", фактически продолжающее и развивающее традиции "Сетлемента". А в 1911 году в Малоярославском уезде в имении М. К. Морозовой в рамках общества открывается детская летняя колония "Бодрая жизнь". Здесь Станислав Теофилович вместе со своими соратниками по работе проверяет идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Представленные в форме монографического исследования результаты работы в колонии "Бодрая жизнь" получили высокую оценку и международное признание. Глубокое знакомство со школами Западной Европы в 1912-1914 годах позволило Шацкому сделать вывод о том, что созданные им и его коллегами в Калужской губернии колония и клуб не уступают лучшим иностранным учебным заведениям. Единственное превосходство европейских школ он видел лишь в их лучшей укомплектованности методическими пособиями, хорошем материальном обеспечении.

Февральская революция 1917 года окрылила Шацкого, открыла ему новые невиданные творческие перспективы. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом против захвата в 1917 году власти большевиками. Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе революционного Наркомпроса. И только ответственность за судьбы детей, стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение новых властей о сотрудничестве. В 1919 году он создает в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году. В ней Станислав Теофилович продолжил исследование проблем, которые интересовали его в дореволюционные годы: воспитание как создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребенка, культивирование его потребностей; разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства, самоуправление в его естественном саморазвитии и саморегуляции. Опытная станция объединяла более трех десятков учебно-воспитательных, культурных учреждений Калужского и Малоярославецкого уезда: школы, детские сады, педагогические курсы, фундаментальную педагогическую библиотеку для учителей, центральную библиотеку для школьников, педагогическую выставку, педагогическую лабораторию, бюро по изучению местного края. Она стала настоящей кузницей кадров для всего Калужского края.

В наиболее известной Калужской колонии - "Бодрая жизнь" - Станислав Теофилович осуществил проект школы будущего, которая вырастает из окружающей жизни, в ней работает, улучшая ее и совершенствуя. И это для Шацкого принципиальная педагогическая позиция, в свое время обоснованная гуманистом Песталоцци. Для Станислава Теофиловича еще в дореволюционные годы отчетливо обозначилась необходимость научно-педагогически организованной связи школы со средой как культурного центра, педагогизирующего среду, создающего благоприятные условия для наиболее полного развития интеллекта ребенка. И "Бодрая жизнь" полностью воплощала эту идею педагогики среды. В естественной жизнедеятельности ребенка школа являлась ее "лучшей частью", несущей каждодневно радость, увлечение интересным делом, ощущение собственного роста, уверенности в себе и своем будущем. Лучшей и потому, что в ней были созданы условия для культивирования естественных познавательных интересов и потребностей в разносторонней деятельности, чего не могла дать семья. По Шацкому, "организовать жизнь детей - значит организовать их деятельность", отвечающую их возрастным критериям, по возможности полную и жизненно необходимую.

Руководимая Щацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения был для школьника все более расширяющим умственные горизонты вхождением в родную историю, вызывал подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входили, наряду с познанием и трудом, искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая имели высшее музыкальное образование, репертуар Станислава Теофиловича включал 300 оперных арий и романсов, Валентина Николаевна была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления. Шацкий по праву называл свое любимое детище "местом радостной, дружной трудовой жизни".

Какие бы "классово-пролетарские" требования к школе ни приходилось выполнять, Станислав Теофилович всегда оставался защитником детства, права ребенка на проявление природной индивидуальности, стремился дать простор для самодеятельности и творчества воспитанника и педагога.
Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н. К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьезным испытаниям. Он был обвинен в педагогическом "руссоизме", в чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", в защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской Опытной станции постепенно свертывалась, утрачивала экспериментальный характер. Вскоре Станислав Теофилович переехал в Москву. Работая на ответственных должностях, он не забывал свое детище. В эти годы Станислав Теофилович часто посещал Калугу и Малоярославец, где неустанно пропагандировал свои смелые идеи развития школы. В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом.

2. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого

Реформаторская педагогика с ее углубленным интересом к личности ребенка стала развиваться в России в конце XIX — начале XX в. Условно новая педагогика объединяла сторонников "свободного воспитания", "трудовой школы", "экспериментальной педагогики", учителей, требовавших радикального изменения организации школы, содержания и методов воспитания и обучения. Одни из педагогов-реформаторов, придавая принципиальное значение природной основе детского организма, выдвигали идею свободного развития личности. Другие, рассматривая поведение ребенка как реакцию на среду, первоочередное внимание уделяли социальному окружению. Третьи высоко оценивали роль труда в развитии личности. По существу, они дополняли и обогащали друг друга, сходясь во мнении, что все эти компоненты необходимо изучать, сохранять, создавать условия для растущей личности, стимулировать ее активную деятельность.

В научных концепциях отечественных педагогов находили отражение западноевропейские и североамериканские "реформаторские" идеи. В то же время в педагогике России, особенно в школьной практике, сказывался традиционный консерватизм, проявлялась инерция в вопросах воспитания и обучения. Именно тем, что разработка теории и реализации новых идей происходила в своеобразных условиях, объясняется особая сложность классификации направлений в отечественном просвещении. Активными "педагогическими реформаторами" проявили себя И.Н.Горбунов-Посадов, К.Н.Вентцель ("свободное воспитание"); К.Ю.Цируль, Н.В.Касаткин, П.Н.Столпянский ("трудовая школа"); А.П.Нечаев, А.Ф.Лазурский, Г.И.Россолимо ("экспериментальная педагогика").

В этой плеяде было и имя С.Т.Шацкого, которого нередко причисляют к сторонникам "свободного воспитания". Однако анализ его педагогической концепции показывает, что в ней содержатся многие основные положения и "экспериментальной педагогики", и "трудовой школы". Для С.Т.Шацкого было характерным стремление к всестороннему изучению ребенка, к созданию благоприятных условий для гармоничного развития учащегося.

Теория С.Т.Шацкого проистекала из его богатого практического опыта. В течение многих лет он занимался дошкольной педагогикой, участвовал в организации школьной и внешкольной работы, которая всегда основывалась на глубоком уважении к личности ребенка, была направлена на развитие его индивидуальных, творческих способностей и на воспитание в духе коллективизма. С.Т.Шацкий осуществлял поиск новых форм и методов учебно-воспитательной работы, открывал мастерские, организовывал занятия в клубах, проводил исследования и наблюдения за детьми и окружающей их социальной средой, участвовал в подготовке педагогов.

В начале своего творческого пути С.Т.Шацкий был увлечен теорией и прак-тикой "свободного воспитания". Уже учеба в гимназии выработала в нем убеждение о необходимости радикального изменения всей школьной жизни, пересмотра целей, методов и средств воспитания и обучения. Как он писал позднее, "школьный опыт дал представление о том, как не надо заниматься педагогикой", и "хотелось поэтому поскорее начать действовать самому" (Шацкий СТ. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1980. С. 41). Молодой педагог искал такие методы и средства, которые вели к сохранению и развитию природного потенциала личности.

Знакомство с педагогической концепцией Л.Н.Толстого способствовало принятию им идей "свободного воспитания". С.Т.Шацкий вспоминал, что тогда он решил отказаться от репетиторства, и лишь спустя несколько лет, когда возобновил занятия с детьми, сказал себе, что будет "заниматься только развитием моих маленьких учеников" (там же. Т. 1. С. 28).

Видя в ребенке самоценную личность, а в его детстве насыщенный событиями и эмоциями важнейший период, который не предваряет взрослое существование, а является самой жизнью, С.Т.Шацкий подчеркивал, что "самая важная наша работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях" (там же. Т. 2. С. 13). Задачу воспитателя он определял как стремление к "осуществлению возможно полной детской жизни сейчас, без мысли о том, что даст будущее" (там же. Т. 2. С. 10). Возвращение детям детства — главный девиз педагога С.Т.Шацкого.

Постепенно в нем зрело убеждение, что все неудачи в работе с детьми проистекают от пренебрежения природными свойствами каждого из них, следовательно, педагог должен быть в первую очередь наблюдателем и исследователем.

С.Т.Шацкий в полной мере разделял взгляды педологов России начала XX в. о том, что необходим синтез психологических, биологических, социальных знаний о развитии ребенка. Только на основании такого комплекса представлений о личности ученика педагог может осуществлять свою деятельность. Собственные исследования и эксперименты позволяли С.Т.Шацкому проектировать и строить свою школу с учетом разработок содержания, форм и методов учебной и воспитательной работы.

Так, признавая начальным звеном в развитии ребенка его естественную природную основу, С.Т.Шацкий придавал огромное значение в процессе формирования личности влиянию социальной среды. В дальнейшем этот фактор стал, по существу, ведущим в его педагогической концепции. Характеризуя свои педагогические поиски, он писал: "Вся наша работа носила характер социальный, так как была связана с изучением среды, в которой росли наши дети" (там же. Т. 1. С. 113).

Первым опытом С.Т.Шацкого явилось создание известного "Сетлемента", затем он организовал новое общество — "Детский труд и отдых", потом колонию "Бодрая жизнь". Открывая эти детские сообщества как объединения свободных детей и разумных взрослых с четким распределением обязанностей и равными правами, он стремился сформировать благоприятные условия для каждой личности.

Принцип свободы предполагал отказ от плана учебно-воспитательной работы, вся педагогическая деятельность должна была основываться на естественном и спонтанном проявлении интересов, природных сил и дарований детей. Вместе с тем совместная жизнь в колонии накладывала определенные ограничения: каждый свободен, пока не нарушаются интересы другого. В сознание колонистов входило понимание ответственности перед другими за себя, свое поведение, свое дело, за своих товарищей, за жизнь колонии в целом. С.Т.Шацкий писал: "Та свобода, которая... входила в жизнь колонии, не была мыслима без развитого чувства ответственности" (там же. Т. 1. С. 178).

Представляется, что его отход от принципа свободы исключительно в духе теории "свободного воспитания" был обусловлен пониманием важности социальной среды, которая может как помогать воспитаннику в раскрытии творческих сил, так и оказывать негативное воздействие, ограничивать его развитие. Поэтому школа должна не только чутко отражать особенности той или иной социальной среды, но и уметь выстраивать свою тактику в борьбе за ребенка: учителя должны изучать жизнь улицы, использовать ее положительные моменты и при необходимости вмешиваться, регулируя ее влияние на детей. Первоочередными вопросами в беседе с ребенком являются следующие: где гуляешь; с кем дружишь; что делаешь на улице; с кем дерешься и любишь ли драться? По мнению С.Т.Шацкого, неудачи в работе с детьми часто объясняются тем, что педагоги не хотят замечать ни действительных, ни мнимых ценностей улицы.

Реформаторская педагогика видела главную задачу в адаптации, социализации ребенка. Как писал С.Т.Шацкий, подрастающему поколению нужно "учиться жить, приспосабливаться к жизни" (там же. Т. 1. С. 259).

Изучая условия жизни ребенка, педагог должен стремиться и к повышению социокультурного уровня среды, к ее "педагогизации". Выполнению этой задачи была посвящена вся практическая деятельность С.Т.Шацкого, начиная с создания "Сетлемента".

Раскрытию ребенка, очищению его "я" от того наносного, что обусловлено воздействием на него среды, должно было помогать и искусство, в котором "у детей обнаруживается инстинкт выявления себя" (там же. Т. 1. С. 264). Следуя теории эстетического развития, С.Т.Шацкий стремился организовывать занятия так, чтобы дети выражали себя через живопись, скульптуру, музыку, театр.

Сами занятия искусством позволяли "запустить" процесс раскрытия личности и, одновременно, благотворно влиять на ребенка, формировать его внутренний духовный мир, способствовать становлению его жизненных целей и идеалов.

Огромное воспитывающее значение С.Т.Шацкий придавал и труду, который вносит смысл и порядок в детскую жизнь; формирует и стимулирует личные интересы; вырабатывает полезные привычки; способствует возникновению и росту общественных интересов; налаживанию межличностных отношений; воспитанию чувства коллективизма. По его убеждению, труд всегда составлял основу детской жизни, был естествен для ребенка, стремящегося к игре, творчеству, активной деятельности. Правильная организация труда помогает бороться с ленью воспитанников, соответственно работа должна быть по силам, исходить из внутренне присущего ребенку желания деятельности и приносить радость.

Представления о педагогическом значении труда сложились у С.Т.Шацкого под влиянием собственного опыта и получили развитие в процессе знакомства с работами С.Холла и Д.Дьюи. Исходя из того что трудовая деятельность является главным средством развития личности, он полагал, что современная школа должна строиться по принципу трудовой школы, которая станет высшей формой организации всей учебно-воспитательной деятельности. Ее материальную, дисциплинарную основу обеспечивал физический труд, включавший самообслуживание детей. Самоуправление организовывало жизнь школы. Искусство украшало существование и питало эстетическое чувство воспитанников. Игра вносила дух соревнования, позволяла развивать волевые качества, моделировала социальные отношения. Работа ума направляла общую жизнь школы и удовлетворяла дух исследования. Соединение всех этих элементов укрепляло социальные навыки. Сама новая школа олицетворяла собой решение задачи разностороннего гармоничного воспитания личности, причем оно осуществлялось самым естественным образом — через изначально присущее ребенку стремление к активному восприятию жизни.

В первые годы советской власти С.Т.Шацкий постоянно выступал как сто-ронник трудовой школы. Вместе с тем он отмечал, что эта идея могла быть реализована не сразу, а только после создания соответствующих условий. Основываясь на убеждении, что ребенок хорошо усвоил только то, что познал с помощью активной деятельности, и подчеркивая необходимость связи научных и жизненных знаний ребенка, он считал главными элементами школы производительный труд, искусство, игру, социальную жизнь, умственную работу. "Такая школа не готовит специалистов. Она, — отмечал С.Т.Шацкий, — дает познание самых важных жизненных процессов и их взаимоотношений" (там же. Т. 2. С. 22).

В связи с новым пониманием учебно-воспитательного процесса должны были меняться методы обучения. В значительной степени они перекликались с "методом проектов", характерным для зарубежной трудовой школы, или с "комплексным методом", под которым понималось овладение учебным материалом на основе единого тематического стержня. Так, тема "Работа в гончарной комнате" предполагала не только формовку, роспись и обжиг различной посуды, но и получение знаний о составе и свойствах глины, географии ее залежей, равно как и проведение загородных экскурсий, посещение музеев и библиотек.

Известно, что в послереволюционные годы развернулась большая работа по реформированию всей образовательной системы, главной целью которой являлось создание единой трудовой школы. В числе педагогов, принимавших в ней активное участие, был и С.Т.Шацкий, который начал реализовывать свои идеи в работе Первой опытной станции. Она должна была служить своеобразным полигоном для ученых, работников детских садов, школ, внешкольных учреждений и культурно-просветительских организаций для взрослых, где на основе единой исследовательской программы разрабатывались и проверялись формы и методы воспитания и обучения. Однако понимание идеи трудовой школы в этот период было неоднозначным. Наряду с использованием трудового метода широкое распространение получили проекты, суть которых часто сводилась к замене школы производственной коммуной, профессионально-техническим обучением.

В этих условиях работа станции имела особое значение. Ее молодые педагоги попытались реализовать идею естественного формирования всесторонне развитых "будущих граждан республики" через организацию опытных заданий для воспитанников в сочетании с разумным самоуправлением. Под руководством С.Т.Шацкого учителя стремились к тому, чтобы дети учились всем предметам, не сидя в классных комнатах на обычных школьных уроках, а "играючи" — коллекционируя, рисуя, фотографируя, моделируя, наблюдая за растениями и животными, ухаживая за ними.

В "Положении о Первой опытной станции" говорилось, что "такая опытная работа имеет в виду накопление и разработку материалов, могущих способствовать как государственным органам, так и общественным организациям и широким кругам населения в деле углубления проблем культурной работы, выяснение организационных форм и методов проведения ее в жизнь" (Шацкий СТ. Пед. соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1964. С. 409). Через культуру предполагалось повышение технической грамотности населения, развитие духовной и социальной сфер. Одновременно с организацией деятельности воспитанников на станции проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации учителей.

Идеи и опыт естественного и всестороннего формирования личности средствами трудовой деятельности, важность коллективной работы, влияния труда на интеллектуальное развитие ребенка пропагандировались педагогами через устройство выставок детских работ, путем организации бесед и собраний с родителями и общественностью. Одновременно знание культурно-социальной среды воспитанников помогало сотрудникам станции оказывать на нее позитивное влияние и сохранять за школой роль центра воспитания.

Под руководством С.Т.Шацкого на станции проводились обширные социально-педагогические исследования и эксперименты. Рассмотрению и анализу подвергались экономика, быт, культура, педагогика семьи, поведение воспитанников в детских сообществах и коллективах, экономическая и культурно-бытовая среда района станции.

Деятельность станции некоторое время рассматривалась как "ледокол, пробивающий фарватер трудовой школы". Однако уже в начале 30-х гг. при смене внутриполитического курса, ужесточения партийного и государственного контроля за образованием она была закрыта. Заложенные в ее основе принципы естественного, всестороннего формирования личности с помощью свободного, полезного, радостного труда не соответствовали новому духу времени. Несмотря на всю важность работы по умственному, эстетическому, физическому развитию личности, на первом месте всегда стояло трудовое воспитание. Если в начале создания станции С.Т.Шацкий и его сотрудники рассматривали труд преимущественно как средство развития ребенка, то в дальнейшем он приобретал все большее значение и вес, подчиняя себе остальное, что меняло облик станции. Требовался педагогический талант С.Т.Шацкого и его первых сподвижников, чтобы гармонично сочетать идею развития личности на основе трудового метода с производительным трудом, трудовым обучением. Однако советской школой с ее идеологизированностью и командными методами руководства опыт воспитания свободного человека, личности со своим складом мышления не был востребован. Молодое поколение сотрудников, приходивших на станцию в конце 20-х гг., стремилось организовывать работу в духе требований нового времени. Все большей критике подвергались методы "буржуазной педагогики", под которой понимались главным образом реформаторские идеи начала XX в. Все более очевидным становилось идеологическое воспитание, целенаправленное трудовое обучение широких слоев нА-селения, использование единых программ, средств и методов учебно-воспитательного процесса, которые в основном диктовались партией и правительством. Признание педагогических достижений С.Т.Шацкого в книге Д.Дьюи, опубликованной им после посещения нашей страны, только усугубило положение его детища. Разгон станции символизировал собой конец развития реформаторских идей, оказавших позитивное влияние на педагогическую науку и практику в стране, во многом определявших "лицо" отечественной педагогики в один из самых интересных периодов ее существования — конца XIX — начала XX в.


Выводы

Принципом всей педагогической деятельности Станислава Теофиловича стало изучение условий жизни и личного опыта школьников разных возрастных групп, установление того, что должна сделать школа в данной области, чтобы жизнь ребенка была более здоровой, содержательной, интересной. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело "улучшения жизни" детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Столь же естественными для педагога оказались разнообразные способы такого введения ученика в школьную науку, когда знания усваиваются на основе личного опыта, его "реорганизации", что делает знания "живыми", "работающими", прочными. Опыт работы школы в этом направлении Шацкий определил в афоризме "изучение жизни и участие в ней", ставшем "лозунгом" обновления педагогического процесса в школе 20-х годов. Конечное, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования. В то же время в школьное обучение входила исследовательская деятельность, познавательно-практическая деятельность, общественно-полезный труд. Все это развивало творчество мышления ребенка, исследовательского и практического отношения к жизни.

В то время как на Западе труды Шацкого получали все большее мировое признание, у себя на Родине в печати начались нападки на ученого. Следы глубокого внутреннего кризиса который пережил Станислав Теофилович, - в сохранившихся записях его лекций-бесед с будущими учителями (1929 г.), особенно в документах, связанных с его деятельностью в последние годы жизни - на посту директора Московской консерватории. Это уникальное учреждение национальной музыкальной культуры партийные власти стремились, используя имя Шацкого, превратить в "основной рычаг пролетариата в деле несения музыкального искусства к массам", "подчинить творчество политике", "изжить индивидуалистические тенденции и настроения части профессуры и студенчества".


Список использованной литературы

1. Баркова Н. Реализация идей реформаторской педагогики в деятельности С.Т.Шацкого // Педагогика. - 2000. - № 7. - С. 69-73

2. История психологии в лицах. Персоналии / Людмила Андреевна Карпенко (ред.). — М. : ПЕР СЭ, 2005. — 783с.

3. Лихи Т. История современной психологии: [Пер. с англ.]. — 3.изд. — СПб. и др. : Питер, 2003. — 446с.

4. Ждан А. История психологии от античности к современности: Учебник для студ. психол. спец. вузов. — 4.изд., перераб. — М. : Академический Проект, 2002. — 527с.

5. Марцинковская Т. История психологии: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии. — 4.изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2004. — 539с.

6. Морозов А. История психологии: Учеб. пособие для вузов. — М. : Академический Проект, 2003. — 287с.

7. Смит Р. История психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направлению "Психология" и психол. спец. / А.Р. Дзкуй (пер.с англ.), К.О. Россиянова (пер.с англ.). — М. : Академия, 2008. — 404с.

8. Этапы новой школы: Сборник:Из работ Первой Опытной Станции по народному образованию при Наркомпросе / С.Т. Шацкий (ред.). — М. : Работник просвещения, 1923. — 144с.

9. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ века: Учеб. пособие для вузов. — М. : Академия, 1996. — 416с.

Станислав Теофилович Шацкий – один из ярких представителей российской социальной педагогики. Заслуга Шацкого в том, что предметом исследования он сделал влияние на социализацию ребенка условий окружающей его микросреды . Шацкий первым разработал такие важные вопросы в педагогике, как самоуправление учащихся, воспитание как организация жизнедеятельности школьников, лидерство в детском коллективе. Главная задача школы, по мнению Шацкого – приобщение детей к культурным ценностям человечества. В настоящее время теоретические взгляды Шацкого и его практический опыт обращают на себя внимание учителей оригинальным решением ключевых проблем педагогики – проблем социализации личности, методов педагогического исследования взаимодействия ребенка и , функционирования школы в комплексе учреждений, обеспечивающих целостность и преемственность воспитания.

Биография Шацкого – молодость, начало карьеры

Шацкий родился в 1878 году в Москве, в многодетной семье военного чиновника. В течение десяти лет он пытался найти себя в различных профессиях, учился в Московской консерватории, Московском университете, сельскохозяйственной академии, но все эти поиски только разочаровывали молодого человека и не приносили удовлетворения.

Затем Шацкий познакомился с Александром Зеленко, и эта встреча кардинальным образом изменила жизнь героя нашей статьи. Зеленко прекрасно разбирался в опыте американских школ, и предложил Шацкому организовать клуб с целью повышения культурного уровня населения. Так в Москве появилось сообщество «Сетлемент». Однако его деятельность прервалась в 1907 году по решению столичного градоначальника. Причиной называлось «распространение клубом социалистических идей среди молодежи». Но в 1908 году Шацкий и его друзья создали новое сообщество «Детский труд и отдых», продолжающее дело «Сетлемента».

А в 1911 году в рамках общества организовали детскую летнюю колонию «Бодрая жизнь». В опытной работе здесь проверялась связь умственной, эстетической и , взаимоотношения воспитателей с детьми, изучалась динамика развития . Результаты работы колонии были представлены в монографическом исследовании, получившем высокую оценку и международное признание. Шацкий пришел к выводу, что созданные им и его соратниками клуб и колония не уступают лучшим учебным заведениям Европы.

Февральская революция вдохновила Шацкого, октябрьскую он не принял. Он был одним из организаторов учительской забастовки от Всероссийского учительского союза, направленной против прихода к власти большевиков. С возмущением талантливый педагог отверг предложение принимать участие в работе Наркомпроса, и только ответственность за детские судьбы и любовь к педагогической деятельности заставили его два года спустя все же пойти на сотрудничество с Наркомпросом.

«Первая опытная станция по народному образованию»

В 1919 году С.Т.Шацким была создана Первая опытная станция по народному образованию, бессменным руководителем которой он являлся до 1932 году, вплоть до закрытия станции. Это было уникальное учреждение в истории образования. Станция занимала весь район, включала в себя 14 начальных школ и две средние, детские сады, колонию «Бодрая жизнь». Ключевой задачей станции было изучение влияния среды на развитие ребенка, использование в воспитании детей всего позитивного и ценного в культуре данной среды, а также активное внедрение родителей в процесс воспитания.

В 1931 году работы станции была прекращена в связи с постановлением Центрального комитета и всеобщим разгромом педагогики. Шацкого приняли на должность директора Московской консерватории, где он также стремился к реализации своих педагогических идей, создал музыкальный интернат для одаренных воспитанников, деятельность которого определила ключевые достижения советских музыкантов 30-50-х годов. Однако регулярная травля, неудовлетворенность работой и потеря смысла жизни привели к тому, что 30 октября 1934 года выдающийся педагог скончался. Имя Шацкого было предано забвению после его смерти. И лишь сейчас интерес к его творчеству начал возрождаться в США и Европе. Его произведения переиздаются, творчество ученого становится предметом внимательного изучения в педагогических университетах, к его теории и практике обращаются учителя.

Методология Шацкого

Шацкий всегда призывал принимать во внимание воздействие улицы и семьи на развитие ребенка, а также использовать в педагогической работе то подлинно ценное, что в них есть. Изучение только специально, искусственно организованного воспитательного процесса Шацкий полагал в корне ошибочным, низкоэффективным и ограниченным. Ведь существуют такие воздействия, которые в большей мере определяют развитие детей, чем школа. Источник развития ребенка, по убеждению Шацкого – не генетические задатки, а скорее экономическая и социальная среда, в которой ребенок воспитывается и формируется как личность. Ученый выступал против идей о первичности биологических предпосылок развития детей, широко распространенных в те годы, а также против примитивных попыток относиться к ребенку как к материалу, из которого можно сконструировать определенный тип личности. Подлинное воспитание, как утверждал Шацкий, требует глубокого проникновения в суть природы ребенка, в его знания, опыт, потребности, интересы. Этого подхода не разделяли прожектеры от педагогики тех лет, которые видели перед собой лишь одну цель – сделать из детей коммунистов.

Методология Шацкого характеризовалась целостным исследованием образовательного процесса, позволяющим получить объективное представление о мыслях, чувствах, переживаниях детей, о взаимоотношениях между ними в естественных условиях воспитания. Метод заключался в наблюдении за деятельностью и жизнью детей, дополнялся материалами анкетирования, а также бесед и сочинений. В составлении анкет воспитанники сами принимали активное участие. В целях создания максимально благоприятной обстановки дети самостоятельно раздавали и собирали анкеты. Материалы социально-педагогического исследования использовались в планировании и организации воспитательной и учебной работы станции.

Эксперимент коллектива по улучшению бытовой культуры населения

В 1926 году Московским отделением Первой опытной станции было проведено исследование 88 семей, в которых воспитывались 122 ребенка от 8 до 15 летнего возраста. Результаты показали, что 82% детей не имеют собственной постели, у 20% дома нет книг, 67% подвергаются физическому наказанию со стороны родителей, у 67% отсутствуют элементарные гигиенические навыки, 7% детей часто употребляют алкоголь, 36% - изредка, 21% детей курит.

Родители были ознакомлены с результатами анкетирования. Совместно с ними была разработана программа охраны детского здоровья. Школьный врач дал родителям рекомендации по оптимальному режиму питания и сна. На уроках естествознания и природоведения изучался полезный и необходимый материал, позволяющий улучшить санитарно-гигиенические условия жизни детей. Во дворах разбивались цветники, строились игровые площадки и уголки. Семьи под руководством коллектива Шацкого кооперировались для закупки книг, продуктов, тканей, обуви, учебных пособий. Велась культурно-просветительская работа среди родителей. В результате уровень бытовой культуры населения значительно повысился. В 1922 году был начат этот эксперимент, в 1926 году он был завершен. Условия жизни подопечных ощутимо изменились в лучшую сторону, что свидетельствует об эффективности учебно-воспитательной работы станции.

Цели образования и воспитания по Шацкому

Средства образования

Эффективно воспитывает только та школа, которая организует деятельность учеников с целью решения жизненно важных для них вопросов. Классические гимназии не уделяли внимания интересам и потребностям детей, условиям их жизни. В результате из нее выпускалась теоретически подкованная, но не способная решать практические задачи молодежь. Шацкий утверждал, что обучение и воспитание тогда приносит пользу, когда ставит личностно значимые проблемы и помогает их решать. Детей не нужно изолировать от острых современных вопросов, а нужно учить их справляться с ними, опираясь на общечеловеческие идеалы и ценности.

Школа как центр воспитания в социальной среде использовала в качестве дидактического средства краеведческие материалы, представленные в виде удобных карт, схем и таблиц. Все педагоги Первой опытной станции использовали в своей работе карту местности, на которую были нанесены селения, школы, кооперативы, а также справочная информация из разных сторон жизни волости. К примеру, изучая пособия, составленные по материалам местной экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, каждая из них в год приносит такой-то доход и такой-то убыток, применяется такая-то рациональная технология. Указывались книги, в которых можно прочитать об уходе за курами. Составлялись арифметические задачи, решая которые, дети лучше узнавали нюансы экономики ведения сельского и городского хозяйства.

Также необходимым условием эффективного образования Шацкий полагал творчество. Его школа пробуждала в детях интерес к самостоятельному поиску решения проблем. «Ты сам дойди до этого», - такова была любимая поговорка ученого. В гимназиях же ученики не имели возможности свободной реализации своих интересов и потребностей, с чем и было связано непримиримое отношение Шацкого. Главную ценность ученый видел в развитии мышления детей. Что касается детского производительного труда – саму постановку вопроса о том, что труд этот может окупить затраты на образование, Шацкий называл опасной. , по его мнению, имеет воспитательное значение в первую очередь. Учащиеся овладевают различными формами трудовой деятельности, поскольку это поможет им в дальнейшем решать хозяйственные и производственные вопросы. Воспитанники школы Шацкого умели самостоятельно готовить еду, выращивать урожай, шить и вязать одежду, убирались в школе. Но весьма популярный в те годы вопрос о детском самообеспечении встречал здесь резко негативный отклик. Даже в самом страшном сне коллектив Шацкого не мог себе представить, что детский труд может массово применяться на уборке картофеля, к примеру. Это не только не способствует развитию детей, но является формой эксплуатации, утверждал Шацкий.

Оценка деятельности педагога

Для России, да и не только для нее, концепция Шацкого о социализирующих факторах учебно-воспитательного процесса прозвучала ново и оригинально. , знакомясь с работами ученого, отмечали принципиально инновационный подход в его задачах и целях. Поражал воображение масштаб работы Первой опытной станции. В то время ничего подобного на Западе не существовало. Коллектив прекрасно владел педагогическими технологиями, все формы организации жизни воспитанников были тщательно отлажены, и это отмечалось всеми без исключения посетителям станции. Сохранился в книге записей отзыв делегации немецких учителей, в котором говорилось о громадном значении этого педагогического исследовательского института. Здесь трудились выдающиеся педагоги тех лет. Однако Шацкому мешала обстановка в стране. Станция работала под постоянной угрозой расформирования. Негативным образом влияла на нее ситуация бесправия и насилия. Поэтому сложно говорить о том, насколько закончена, оформлена и целостна проведенная Шацким работа. Однако его теория и практика получила широкое признание не случайно, и сегодня она вновь привлекает внимание исследователей.

Станислав Теофилович Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно- воспитательных учреждений: Сеттльмент, Бодрая жизнь, Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С. Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л. Н. Толстого, А. Ф. Фортунатова, Д. Дьюи.

С. Т. Шацкий был одним из организаторов забастовки Всероссийского учительского союза в 1917–1918 гг., воспротивившегося разрушению большевиками школьной системы. В дальнейшем Шацкий, стремясь служить на благо детей и образования, пошел на сотрудничество с Наркомпросом.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют нс генетические задатки, а социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе... а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды". Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математических методов. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись без экспериментальных педагогических исследований обречены на неудачу. Шацкий отвергал упрощенный социальный подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – выдающийся отечественный педагог, который творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920–1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В педагогическую науку А. С. Макаренко пришел как блестящий практик: в 1917–1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем – колония им. Горького); в 1928–1935 гг. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", "Марш тридцатого года" и др.

А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Творчество Макаренко пришло в противоречие с официозной педагогикой, насаждавшей идею воспитания чело- века-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка: "Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых".

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...