Когда полетят на марс. Когда россияне полетят на марс

Космос всегда манил человечество, люди стремились покорить звездные вершины и узнать, что таит небесная бездна. Были первые шаги на Луне, которые провозгласили о великом прогрессе всего мира. Каждая страна стремится совершить особенно значимое открытие, которое обязательно запечалится в истории. Однако уровень научных достижений и современное техническое оснащение не позволяют покорить далекие и загадочные небесные тела. Сколько раз в теории проводились экспедиции на Марс, осуществление которых на практике в настоящее время является делом весьма затруднительным. Но ученые считают, что в ближайшее десятилетие нога человека ступит на красную планету. И кто знает, какие сюрпризы ожидают нас там. Надежда на наличие будоражит многие умы.

Пилотируемая экспедиция на Марс когда-нибудь обязательно состоится. И сегодня даже известны примерные сроки, установленные учеными.

Перспектива полета

Сегодня экспедиция на Марс планируется на 2017 год, но неизвестно, осуществится это или нет. Эта дата обуславливается тем, что именно в это время будет максимально приближена к орбите Марса. Полет займет два или даже два с половиной года. Корабль будет иметь массу около 500 тонн, именно такой объем требуется, чтобы космонавты чувствовали себя по минимуму комфортно.

Основными создателями программы "Миссия на Марс" являются США и Россия. Именно эти державы совершили значительные открытия в области покорения космического пространства. Концепция развития охватывает деятельность до 2040 года.

Всем заинтересованным лицам хотелось бы отправить первых астронавтов на дальнюю планету в 2017, но в действительности эти планы трудно осуществить. Очень сложно создать единый огромный поэтому решено работать комплексами. Они будут доставляться ракетами-носителями частями к орбите планеты. При этом рассчитывается создать полностью автоматизированный процесс, чтобы минимизировать затраты энергии космонавтов. Так постепенно создастся необходимая инфраструктура в космосе.

Уже около полувека планируется пилотируемая экспедиция. "Марс" - потерянная станция СССР еще в 1988 году, которая впервые передала на землю фотографии поверхности красного грунта и одного из С тех пор разные страны запускали межпланетарные станции для изучения Марса.

Проблемы с марсианской экспедицией

Экспедиция на Марс займет продолжительное время. На сегодняшний день у человечества есть опыт длительного пребывания в космосе. Валерий Поляков - врач, который провел на орбите Земли год и шесть месяцев. При правильных расчетах этого времени может быть достаточно для достижения Марса. Весьма вероятно, что оно может увеличиться еще примерно на полгода. Большая проблема и в том, что немедленно после приземления на стороннюю планету астронавтам необходимо будет приступать к разведывательным работам. У них не будет возможности для адаптации и привыкания.

Сложные условия осуществления полета

Для полета на Марс требуются совершенно новые технологии. Необходимо соблюдение ряда немаловажных условий. Только в этом случае максимально увеличивается вероятность того, что первая экспедиция на Марс все-таки будет успешно проведена. Необходимо учитывать ряд факторов при разработке проекта по покорению марсианского пространства. Один из самых основных - это жизнеобеспечение экипажа. Оно будет осуществлено в том случае, если создать замкнутый цикл. На орбиту необходимые резервы воды и еды подаются с поддержкой особых кораблей. В случае с Марсом пассажирам космического корабля нужно будет надеяться только на личные силы. Ученые создают методы регенерации воды и получения кислорода с помощью метода электролиза.

Другим немаловажным фактором является излучение. Это серьезная проблема для человека. Различные исследования способны дать ответы на вопросы, связанные с влиянием электромагнитной энергии на организм в целом. Такое воздействие, вероятно, приведет к катаракте, изменению генетического состава клеток и быстрому росту раковых клеток. Разработанные медицинские препараты не могут полностью оградить людей от вредных последствий радиационного излучения. Следовательно, нужно продумать создание некого убежища.

Невесомость

Невесомость - тоже важная проблема. Отсутствие гравитации приводит к изменениям в организме. Особенно проблематично бороться с возникающей иллюзией, которая приводит к появлению неправильного восприятия расстояния. Происходит и серьезная гормональная перестройка, чреватая неприятными последствиями. Проблема еще в том, что идет сильная потеря кальция. Разрушается костная ткань и провоцируется мышечная атрофия. Врачи очень озабочены всеми этими неблагоприятными влияниями невесомости. Обычно после возврата на Землю команда космического экипажа занимается активным восстановлением истощенных запасов минеральных веществ в организме. Уходит на это около года и даже больше. Для снижения неблагоприятного воздействия отсутствия гравитации разработаны специальные короткорадиусные центрифуги. Опытные работы с ними ведутся и сегодня, поскольку ученым трудно определиться, сколько такая центрифуга должна работать для создания благоприятных условий для космонавтов.

Все это сложно не только с научной и технической точки зрения, но и стоит невероятно дорого.

Медицинские проблемы

Медицина требует особого внимания. Нужно создать такие условия, чтобы при необходимости во время осуществления экспедиции на Марс можно было провести несложную хирургическую операцию. Существует высокая вероятность того, что на красной планете живет неизвестный вирус или микроб, который может уничтожить весь экипаж за считаные часы. На борту обязательно должны присутствовать медики нескольких специализаций. Очень хорошие терапевты, психологи и хирурги. Необходимо будет периодически брать анализы у членов экипажа, контролировать состояние всего организма. Этот момент требует наличия на борту необходимого медицинского оборудования.

Сбои ощущения суток приведут к неправильному обмену веществ и появлению бессонницы. Это необходимо будет максимально контролировать и устранять приемом специальных препаратов. Работа ежедневно будет вестись в очень сложных и экстремальных технологических условиях. Мимолетная слабость неминуемо приведет к серьезным ошибкам.

Психологические нагрузки

Психологическая нагрузка на весь экипаж корабля будет колоссальной. Вероятность того, что для астронавтов полет на Марс может стать последней экспедицией, неминуемо приведет к возникновению страхов, подавленности, чувства безнадежности и депрессивных состояний. И это еще не все. Под негативным психологическим прессом во время экспедиции на Марс люди неизбежно начнут вступать в конфликтные ситуации, которые могут спровоцировать непоправимые последствия. Поэтому отбор на шаттлы всегда ведется очень и очень тщательно. Будущие космонавты проходят очень много психологических тестов, выявляющих их слабые и сильные стороны. Важно создать на корабле иллюзию привычного мира. Например, продумать смену года, наличие растительности и даже имитацию голосов птиц. Это облегчит пребывание на чужой планете и смягчит стрессовые ситуации.

Выбор экипажа

Вопрос номер один: "Кто полетит на далекую планету?" Космическое сообщество здраво понимает, что такой рывок должен производить экипаж международного назначения. Нельзя всю ответственность возложить на одну страну. Чтобы не случился провал экспедиции на Марс, необходимо продумать каждый технический и психологический момент. В состав экипажа должны входить настоящие специалисты во многих областях, которые окажут необходимую помощь в экстренных ситуациях и смогут легко адаптироваться в новой обстановке.

Марс - это далекая мечта многих космонавтов. Но не каждый стремится выдвинуть свою кандидатуру на этот полет. Потому что такое путешествие очень опасно, таит множество загадок и может стать последним. Хотя есть и отчаянные смельчаки, которые жаждут, чтобы их имена попали в заветные списки участников программы "Экспедиция на Марс". Добровольцы уже подают заявки. Их не останавливают даже мрачные прогнозы. Ученые открыто предупреждают, что для астронавтов это - вполне возможно - последняя экспедиция. На Марс современные технологии смогут доставить космический корабль, но вот удастся ли стартовать с планеты - неизвестно.

Мужской шовинизм

Все ученые единодушны в том мнении, что женщин необходимо отстранить от первой экспедиции. В пользу этого приводятся такие доводы:

  • женский организм недостаточно хорошо изучен в зоне космоса, неизвестно, как в условиях длительной невесомости поведет себя его сложная гормональная система,
  • физически дама менее вынослива, чем мужчина,
  • многочисленные тесты и научные исследования подтверждают, что психология женщины от природы менее приспособлена к экстремальным ситуациям, они больше подвержены депрессии в состоянии безнадежности.

Зачем вообще лететь на эту планету?

Все ученые в один голос заявляют, что эта планета очень похожа на нашу Землю. Считается, что когда-то по ее поверхности протекали такие же реки и росли растения с деревьями. Чтобы установить причины, по которым оборвалась, необходимо проводить исследовательские мероприятия. Это сложные изучения почвы и воздуха. Марсоходы уже много раз брали образцы, и эти данные подробным образом изучались. Однако материала очень мало, потому общую картину составить не удалось. Было лишь установлено, что на Красной планете при некоторых условиях можно жить.

Считается, если существует возможность организации колонии на Марсе, то этим необходимо воспользоваться. Жить на нашей плане потенциально рискованно. Например, при вхождении в атмосферу Земли огромного метеорита произойдет полное уничтожение всей жизни. Но при освоении марсианского пространства можно надеяться на спасение части человеческой расы.

В современных условиях перенаселения нашей планеты поможет преодолеть демографический кризис.

Многим политическим лидерам интересно, что таят недра Красной планеты. Ведь природные ископаемые заканчиваются, а значит, новые источники были бы весьма кстати.

В перспективе Марс можно будет использовать как полигон для экспериментов (например, атомных взрывов), которые очень опасны для Земли.

Схожесть и отличия голубой и красной планет

Марс во многом похож на Землю. Например, его сутки всего на 40 минут длиннее, чем земные. На Марсе тоже меняются времена года, здесь есть похожая на нашу атмосфера, которая защищает планету от космической и солнечной радиации. Исследования НАСА подтвердили, что на Марсе есть вода. Марсианский грунт по своим параметрам схож с земным. На Марсе есть места, ландшафт и природные условия которых схожи с земными.

Естественно, что отличий между планетами намного больше, и они несравнимо более существенны. Краткий перчень отличий - в 2 раза меньше низкая температура воздуха, недостаточность солнечной энергии, низкое атмосферное давление и слабое магнитное поле, высокий уровень радиации - свидетельствует о том, что привычная для землян жизнь на Марсе пока невозможна.

В начале нового века сразу несколько гигантов космической индустрии взяли курс на покорение Красной планеты. Речь не только о пилотируемых полетах, но и о роботизированных миссиях, которые добудут необходимые знания и создадут условия для безопасных человеческих экспедиций.

Пожалуй, самая комплексная и продуманная стратегия разработана NASA. Она включает множество исследований человеческого организма и создание технологий, которые будут последовательно уводить нас от Земли все ближе к Марсу. Американское космическое агентство делает уверенные шаги: например, уже проведено изучение длительного влияния невесомости на человека на примере астронавтов МКС Михаила Корниенко и Скотта Келли, поддержан эксперимент по имитации жизни в марсианской колонии и разработан аппарат для посадки грузов на планету.

Еще более амбициозными планами славится компания SpaceX, владелец которой Илон Маск грезит созданием автономного города-миллионника на Красной планете. Для этого как минимум требуется создать сверхтяжелую ракету и флот из многократно используемых кораблей. Маск над этим вовсю работает: например, в начале февраля его компанией была запущена одна из самых грузоподъемных ракет в истории - Falcon Heavy, две из трех ступеней которой успешно возвратились на Землю.

Совместный проект по исследованию Марса уже несколько лет реализует и альянс Европейского космического агентства с «Роскосмосом». Проект ExoMars («Экзомарс») главным образом ориентирован на поиск признаков жизни на планете, но в его задачи также входит выявление опасностей для будущих пилотируемых миссий. Помимо этого Россия при участии многих международных организаций несколько лет назад провела эксперимент «Марс 500», имитировавший основные особенности пилотируемого полета на Марс в условиях изоляции экипажа.

Планы на освоение Красной планеты есть и у многих других стран - Индии, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, а также у частных организаций (например, проект Mars One). В целом это более десяти инициатив по всему миру, зачастую реализующихся не первый год. И все-таки стоит признать, что мы по-прежнему еще очень далеки от пилотируемых миссий межпланетного масштаба. Чего же не хватает в «чемодане технологий» человечества для того, чтобы отправиться на Марс и приступить к его освоению?

1. Ракета небывалой грузоподъемности

Миссия на Красную планету займет годы - только лететь до Марса не меньше 200 дней. Людям понадобится взять с собой огромное количество техники и ресурсов. На борту нужно будет перевезти систему жизнеобеспечения для поддержки экипажа, инфраструктуру для жизни на планете, спусковую и подъемную платформы и многое другое. В сумме это выльется в необходимость перемещения массы намного большей, чем в любую предыдущую человеческую миссию в космос. По подсчетам NASA, минимально может потребоваться несколько полезных нагрузок в 20–30 тонн. На Земле такой груз не пугает, а вот его запуск в космос и доставка на марсианскую орбиту - настоящий технологический вызов. Причем в случае полезной нагрузки особенно актуален принцип «чем больше, тем лучше».

Что уже есть

Сверхтяжелые ракеты-носители разрабатывались уже в прошлом веке. Например, для запусков пилотируемых кораблей Apollo на Луну американцы построили Saturn V грузоподъемностью до 140 тонн, а СССР для запуска многоразовых орбитальных кораблей «Буран» создали «Энергию» грузоподъемностью до 105 тонн. Но эти ракеты были ориентированы на околоземное пространство, и при их разработке не учитывались особенности марсианского полета.

Грузоподъемность ракеты зависит от ее цели - по мере удаления от Земли она уменьшается. Даже если проектная грузоподъемность на низкую околоземную орбиту достигает 100 тонн, на марсианскую ракеты смогут доставить уже в разы меньше груза. Именно поэтому важно, чтобы ракеты смогли возвращаться за нашим «багажом» по несколько раз. Здесь на передовом рубеже Илон Маск со своими разработками: в его арсенале Falcon Heavy с грузоподъемностью 63 тонны и возможностью частично-повторного использования. А ее сестра, находящаяся в разработке многоразовая ракета-носитель Big Falcon Rocket, сможет выводить до 150 тонн груза на орбиту Земли. NASA не отстает и планирует запускать многоразовый космический корабль «Орион» на ракете Space Launch System, способной вывезти на орбиту 130 тонн полезной нагрузки.

Помимо потери костной массы, атрофии мышц, ослабления зрения, человека подстерегает нарушение циркадного ритма, ведь марсианский день на 40 минут длиннее земного. Из-за джетлага космонавты будут чувствовать себя измученными

2. Новая энергия

Решающее влияние на продолжительность миссии и груз, который мы можем взять с собой, оказывают вид и объем топлива. Поскольку пилотируемый полет на Марс - априори долгое путешествие, топлива понадобится очень много и обеспечить дозаправку будет сложно. Потребуется модернизация существующих решений или переход на солнечную энергию, которую можно пополнять во время всего полета.

Что уже есть

NASA планирует частично уйти от химического топлива к системам, которые будут преобразовывать солнечное излучение в энергию. Путешествие с подпиткой от Солнца займет больше времени, но предоставит инженерам гибкость в выборе траектории полета. Она будет менее зависимой от 26-месячного планетарного выравнивания Марса с Землей, на которое ориентируются все традиционные космические аппараты на химическом топливе.

Существуют и более экзотические идеи: так, группа из Массачусетского технологического института (MIT) обнаружила, что «крюк» через Луну для дозаправки может снизить массу на этапе запуска на 68%. Учитывая это, в качестве альтернативного варианта ученые предлагают построить на Луне завод по созданию топлива и еще до запуска основной экспедиции отправлять в сторону Марса танкеры - на опережение.

3. «Парашют» для посадки на планету

Вход в атмосферу, спуск и посадка корабля занимают одну из первых строчек в рейтинге технологических вызовов: атмосфера Марса настолько разреженная, что ее плотности не хватает для мягкой посадки, парашюты и крылья не могут «зацепиться» за нее. Многие марсианские миссия провалились именно на этом этапе; в частности, в октябре 2016 года разбился зонд «Скиапарелли», отрабатывавший посадку на поверхность планеты в рамках космической программы «Экзомарс». А как посадить на порядок более тяжелый корабль с колонистами и оборудованием для базы? Специалистам еще только предстоит разработать новый подход для миссий такого масштаба.

Что уже есть

Пока самой успешной системой посадки признана SkyCrane, которая использовалась для спуска марсохода Curiosity. Она оставляла ракетные двигатели высоко наверху, за счет чего ей удалось доставить чуть менее одной тонны полезной нагрузки на поверхность Марса. Но NASA уже работает над сверхзвуковой тормозной двигательной установкой, которая должна обеспечить безопасную и, что не менее важно, точную посадку для корабля, весящего в 20–30 раз больше.

4. Космическая связь нового поколения

Экипажам первых марсианских миссий потребуется постоянная связь с наземной командой. Поскольку путь на Марс и обратно займет многие месяцы, системы связи должны совершить большой скачок в развитии. Для комфортного путешествия на планету может потребоваться до миллиарда битов в секунду в тысячу раз большем диапазоне частот, чем на МКС. Кроме того, чтобы корабль точно следовал траектории, связь должна быть устойчивой.

Что уже есть

Маленький одинокий марсоход Curiosity прямо сейчас передает научные данные и полноценные изображения с Марса. Этот процесс обеспечивается тремя ключевыми элементами: самим марсоходом, искусственным спутником Марса и одним из центров космической связи на Земле. Непрерывность сигнала обеспечивается несколькими точками приема-передачи данных, которые доступны 24 часа в сутки. Связь пилотируемой миссии, скорее всего, будет обеспечиваться по схожей схеме, но объем данных увеличится на порядок.

5. Умные скафандры

Перед путешествием на Марс в «чемодан» обязательно нужно положить «прогулочную одежду» - скафандры для выхода в открытый космос и передвижения по планете. Их задача - не только удовлетворять базовые биологические потребности человека, но и обеспечивать комфорт, ловкость и защиту от агрессивных условий. Например, в конструкции скафандра должно быть учтено, что Марс обладает очень разреженной атмосферой, давление на поверхности планеты составляет менее 1% от земного, а слабое магнитное поле практически не защищает от частиц солнечного ветра и радиации.

Что уже есть

Скафандры, которые используются для выхода в открытый космос на МКС, обеспечивают высокую мобильность только верхней части тела. При этом они чувствительны к загрязнениям и расходным материалам, нуждаются в частом техобслуживании. Это сильно ограничивает время работы в открытом пространстве - сегодня рекорд составляет 8 часов 13 минут. Для исследований глубокого космоса ученые планируют модернизировать существующие разработки и увеличить возможное время работы скафандра хотя бы на четверть. Испытательным полигоном для новых костюмов может стать миссия The Asteroid Redirect Crew, экипаж которой должен будет собирать образцы с астероидного валуна.

А прототипы скафандров для работы на поверхности Марса есть, например, у лаборатории Массачусетского технологического института. BioSuit основан на концепции «второй кожи», когда ткань скафандра обжимает непосредственно тело космонавта. За счет этого обеспечиваются меньший объем костюма, лучшая подвижность и отсутствие отдельной системы вентиляции, поскольку испарения идут непосредственно через ткань.

6. Слуги и кареты

Человек любит комфорт. Впрочем, дело не только в нем - без помощи роботов большого поселения в безвоздушной пустыне не создать: у людей не получится самостоятельно развернуть инфраструктуру колонии. Поэтому инженерам предстоит разработать устройства, которые выполнят предварительную рутинную работу, соберут системы, а также обеспечат их техническое обслуживание. Они должны быть достаточно самостоятельными, чтобы делать все это и в отсутствие человека.

Что уже есть

Марсоходы разрабатывались СССР и США еще с 70-х годов. За всю историю на Марсе функционировали четыре планетохода, и два из них остаются активными по сей день - Curiosity и Opportunity. Запуск еще двух намечается на 2020 год. Конечно, их целью остается исследование планеты, а не попытка возведения сооружений. Но вот их «потомки» смогут стать строителями, которые возьмут часть задач по созданию инфраструктуры и обслуживанию людей на себя. Для этого, конечно, придется «скрестить» марсоходы с земными сервисными и индустриальными роботами, которые тем временем тоже стремительно эволюционируют.

7. Инопланетная индустрия

Поскольку каждая поставка дополнительных ресурсов будет стоить баснословных денег, люди должны стремиться разорвать зависимость от поставок с Земли. Для этого необходимо научиться использовать ресурсы, встречающиеся в ходе космического путешествия, будь то солнечная энергия или вода в виде кристаллов льда на планете. По оценкам специалистов NASA понадобятся десятилетия, чтобы колония начала сама обеспечивать себя необходимыми ресурсами. Главное, что нужно для этого сделать, - построить многофункциональный роботизированный завод по переработке марсианских ресурсов в полезные вещи.

Что уже есть

NASA разрабатывает технологию In-Situ Resource Utilization and Surface Power, которая позволит использовать местные ресурсы и получать из них топливо для полета, воду, материалы для радиационной защиты и расходные материалы для систем жизнеобеспечения. А в земной индустрии как раз происходит «революция роботов», появляются первые полностью роботизированные заводы - возможно, когда дойдет дело до марсианской колонии, такой завод для нее не будет большой проблемой.

8. Система жизнеобеспечения

Существующие сегодня системы жизнеобеспечения в значительной степени полагаются на расходные материалы. Они очень ограничивают время, в течение которого экипаж может оставаться в космосе, и требуют постоянных дорогостоящих поставок новых запасов воды, кислорода и оборудования. Для полета на Марс нужна система, которая сможет работать годами с минимальными запасными частями и расходными материалами.

Что уже есть

Система жизнеобеспечения на МКС сейчас может работать без замены компонентов менее полугода, а уровень извлечения кислорода и возобновления воды составляет 42% и 90%. NASA планирует объединить системы МКС и многоразового космического корабля Orion, чтобы получить надежную долговременную систему жизнеобеспечения. В результате инженеры планируют достичь до 75% извлечения кислорода из углекислого газа, 98% уровня возобновления воды и более 30 месяцев автономной работы без запчастей.

В России тоже занимаются этой задачей. Еще в 1980-х годах Институт медико-биологических проблем РАН смог одним из первых в мире создать биологическую систему жизнеобеспечения на фотобиореакторах, позволяющих производить кислород с помощью одноклеточных водорослей. Сегодня эту идею совершенствуют: в начале марта сообщество гражданской космонавтики «Твой сектор космоса» презентовало прототип фотобиореактора 435nm, который использует высокоэффективные источники света и современные средства автоматизации. В ближайшее время исследователи планируют испытать фотобиореактор на человеке, а затем запустить в космос на микроспутнике, где вместо пассажиров вырабатываемым кислородом будут питаться другие микроорганизмы.

9. Космическая медицина

Длительные полеты в невесомости чреваты для космонавтов потерей костной массы, атрофией мышц, ослаблением зрения и другими проблемами. К тому же человека подстерегает нарушение циркадного ритма, ведь марсианский день на 40 минут длиннее, чем земной. Из-за такого джетлага космонавты постоянно будут чувствовать себя измученными, а выполнение миссии может оказаться под угрозой. Для преодоления этих рисков требуется разработка новых диагностических и лечебных инструментов.

Что уже есть

МКС - идеальная испытательная площадка для моделирования многих аспектов межпланетного путешествия, и научные группы по всему миру этим пользуются. В недавнем исследовании ученые из России и Канады проанализировали влияние условий космического полета на белковый состав крови 18 российских космонавтов. Выяснилось, что при полетах в космос в организме человека происходят множественные изменения на уровне клеток, тканей и органов, помогающие приспособиться к новым условиям. Организм как бы находится «в растерянности» и пытается менять все сразу.

NASA провело похожий эксперимент под названием Twin Study - «Исследование близнецов». Скотт Келли пробыл на околоземной орбите почти год, в то время как его брат-близнец Марк Келли находился на Земле. После возвращения Скотта ученые сравнили физическое состояние братьев. Первые результаты показывают, что ДНК Скотта действительно подверглось частичным изменениям. С громкими выводами пока не спешат, но, по предварительным данным, для ДНК пребывание в космосе было скорее полезным - теломеры, участки на концах хромосом, разрушающиеся по мере старения, оказались у Скотта в лучшем состоянии, чем у его брата. Кто знает, быть может, в будущем под «космической медициной» будут понимать прежде всего отправку людей на орбиту с целью омоложения?

10. Радиационный зонтик

При нынешнем уровне развития технологий участники миссии на Марс в лучшем случае останутся тяжелыми инвалидами, а в худшем - погибнут из-за сильной радиации. Воздействие пронизывающих космос потоков заряженных частиц огромной энергии повреждает биологические молекулы, поэтому должны быть созданы технологии по повышению радиорезистентности человека.

Что уже есть

В начале февраля консорциум исследователей из 29 мировых организаций, включающий NASA и МФТИ, составил стратегию по повышению радиорезистентности человека. В ней рассматривается несколько направлений будущих исследований по защите космонавтов от облучения: разработка лекарств-радиопротекторов, направленное изменение генома человека, медицинский отбор радиорезистентных космонавтов. Есть и совсем непривычные для нас методы - например, технология гибернации, способная замедлить все процессы в организме, или регенеративные технологии, которые позволят полностью заменить поврежденные органы новыми.

В 2019 году планируется запуск миссии «Луна-25». Следующий этап космических исследований - Марс. Об этом глава государства заявил во второй части документального фильма журналиста Андрея Кондрашова «Путин».

Миссия выполнима сорок лет спустя

В ближайший год Россия собирается осуществить запуск аппарата «Луна-25» в рамках российской лунной миссии. «Мы сейчас будем там осуществлять беспилотные, а потом и пилотируемые пуски для исследования дальнего космоса, и лунная программа, затем исследования Марса. Первое совсем скоро, в 19-м году. Потом собираемся запустить в сторону Марса миссию. Новое продолжение исследования Луны. Не как Советский Союз - наши специалисты постараются сделать высадки на полюса, потому что есть основание полагать, что там может быть вода», - президент в фильме про самого себя.

В Роскосмосе пояснили «Парламентской газете», что впервые после 40-летнего перерыва с момента завершения российской лунной программы в течение одного-двух лет будет запущен космический аппарат «Луна-25», который займётся изучением нашего естественного спутника. Название его не случайно. Последняя советская станция была запущена к спутнику Земли в 1976 году, и она называлась «Луна-24».

Цели новой миссии - изучение химического состава реголита полярных областей Луны. В частности, планируется заняться поиском и изучением представляющих большой интерес концентраций летучих соединений космического происхождения, в том числе водяного льда. Возможны два места посадки спускаемого зонда на лунную поверхность. Одно из них - район, расположенный к северу от южного полярного кратера Богуславский. В качестве резервного варианта выбрана область к юго-западу от кратера Манцини.

«Это первый этап исследований перед тем, как создавать орбитальную лунную станцию, о чём договорились Роскосмос и NASA. Кроме того, мы расширяем сотрудничество с нашими китайскими партнёрами, которые также будут привлекаться к последующим автоматическим лунным миссиям. А мы, в свою очередь, поможем китайским товарищам в развитии их собственных космических программ», - рассказал «Парламентской газете» официальный представитель Роскосмоса.

Новое продолжение исследования Луны. Не как Советский Союз - наши специалисты постараются сделать высадки на полюса, потому что есть основание полагать, что там может быть вода.

Член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, лётчик-космонавт, Герой России Максим Сураев считает очевидным, что Россия будет продолжать развитие космических программ, и конечным итогом будет пилотируемый полёт к Марсу, а затем и возвращение - с этой планеты.

«Это то, к чему стремится всё человечество, мы здесь не отстаём от американских и китайских коллег», - сказал депутат «Парламентской газете».

Беспилотники должны сменить люди

Люди ещё не добирались до Марса, если не считать беспилотные марсоходы, осуществляющие научную деятельность на поверхности Красной планеты, однако именно таким может стать следующий шаг в освоении космоса. Колонии на Марсе помогут узнать больше о его прошлом, а также, возможно, станут пристанищем для людей в случае глобальной катастрофы. Согласно заявлениям представителей NASA и Роскосмоса, уже создаются ракеты, космические корабли и материалы жизнеобеспечения для полёта и пребывания людей на Марсе. Планируется отправить туда астронавтов к середине 2030-х годов.

«Российские космические технологии определяют сегодня будущее всего космического направления, - убеждён заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности . - Для нашей страны выполнение такой задачи, как полёт на Марс, вполне осуществимо. Это, кстати, прекрасно продемонстрировали нам новейшие разработки в ракетно-космической области, о которых Владимир Путин рассказал в ходе своего Послания Федеральному Собранию. Развитие ракетной отрасли не стоит на месте и следующий шаг - полёт к Красной планете. Всё это будет реализуемо».

С февраля 2009 года по настоящее время орбитальная исследовательская группировка на орбите Марса насчитывает три функционирующих космических аппарата: «Марс Одиссей», «Марс-экспресс» и Mars Reconnaissance Orbiter. Это больше, чем около любой другой планеты, помимо Земли.

Поверхность Марса в настоящий момент исследуют два марсохода: Opportunity и Curiosity. На поверхности Марса также находятся несколько неактивных посадочных модулей и марсоходов, завершивших исследования.

Справка

Марс - четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Масса планеты составляет 10,7 процента массы Земли. Названа в честь Марса - древнеримского бога войны, соответствующего древнегреческому Аресу. Иногда Марс называют «Красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей минералом маггемитом - γ-оксидом железа.

Планы полета человека к Марсу появились довольно давно, еще в 60-е годы прошлого века. И не в книгах писателей-фантастов, в которых полеты на Марс появились намного раньше, а на государственном уровне.

23 июня 1960 года решением ЦК КПСС была принята программа полета к Марсу, согласно которой старт планировался на 1971-й год, а возвращение на 1974-й. Но этому плану не суждено было сбыться.

В 60-е годы развернулась "лунная гонка", в ходе которой США первыми успели рассказать миру о своей высадке на Луну, по поводу чего до сих пор существуют разные мнения, но как бы то ни было - СССР признал первенство США в топтании лунного грунта и... от планов полета на Марс советское руководство отказалось.

После неудачи в "лунной гонке" советская космическая программа была пересмотрена и приоритет отдали созданию обитаемой орбитальной станции. Полет к другим планетам был отложен на неопределенный срок.


В 91-м году Советского Союза не стало. Станцию Мир затопили, вместо нее на орбите построили МКС и освоение космоса приняло в целом утилитарный характер в виде запуска многочисленных спутников связи, метеорологии, геофизики, военного назначения и некоторых других.

Вместо человека к другим планетам полетели автоматические спутники, что с одной стороны экономично и безопасно, но с другой... не совсем то, о чем мечтали на заре космонавтики.

Так полетит ли человек на Марс вообще?

И если полетит, то когда и кто это будет?

Очевидно, что советские космонавты на Марс уже не полетят, ввиду отсутствия Советского Союза. Российские тоже вряд ли полетят в обозримой перспективе, потому что сырьевая экономика России не способствует развитию космонавтики, а когда экономика станет какой-то другой - большой вопрос.

Может быть тогда на Марс полетит кто-нибудь еще?

За последние годы возникло сразу несколько планов полета к Марсу.

Европейское космическое агентство составило программу под названием Аврора, согласно которой высадка космонавтов на Марс должна осуществиться до 2033 года. Правда у программы сразу возникла проблема с финансированием и похоже, что выполнить ее уже не суждено.

В США была разработана программа Созвездие, в рамках которой до 2010 года предполагалось создать корабль Орион, на котором можно было бы "вернуться" (так сформулировали сами американцы) на Луну, создать там постоянно обитаемую базу, а потом полететь на Марс.

Обитаемую базу на Луне в рамках программы Созвездие планировалось создать к 2024 году, а полететь на Марс - в 2037 году.

На практике в 2010 году работы над кораблем Орион только начались и до сих пор не завершены. Очевидно, что реализация программы Созвездие сдвигается по срокам минимум на 10 лет и завершится ли вообще полетом к Луне и Марсу, либо все закончится полетами на МКС "без участия России" - неясно.

Сомнения в реализации программы Созвездие вызывает не только большая сдвижка сроков создания корабля Орион, но и отсутствие ясности в том, как именно планируется лететь к Марсу. В 2012 году был предложен план учебно-методической высадки на астероид, который был раскритикован и отвергнут. В 2015 году появился план предварительного создания на орбите Марса запасов топлива и полета через ретроградную орбиту Луны. Также есть план предварительной высадки на одном из спутников Марса - Фобосе или Деймосе. Короче говоря, в НАСА до сих пор не определились с самим подходом к полету на Марс, поэтому есть все основания сомневаться в скором полете, да и в полете вообще.

В одном из связанных с НАСА исследовательских центров (центр Эймса) разработана программа безвозвратного полета к Марсу для его колонизации. Но эта программа вызывает еще больше сомнений, поскольку первый полет запланирован до 2030 года, то есть еще раньше, чем по программе Созвездие, которая уже сдвигается по срокам лет на десять и если первоначально полет планировался на 37-й год, то реально будет осуществлен не раньше середины 40-х. А в центре Эймса хотят лететь уже в 30-м.

Существует несколько частных проектов полета на Марс:

Mars One - в проекте планируется отправка поселенцев на предварительно подготовленную автоматикой базу уже в 2026-м году. Запуск автоматов для создания базы планируется на 2024-й год. При этом на данный момент в рамках проекта состоялся только отбор кандидатов для полета и больше ничего. Реализация проекта в указанные сроки выглядит совершенно нереалистично.

Inspiration Mars Foundation - планирует отправить пилотируемую экспедицию для облета Марса - внимание - в январе 2020 года. Как говорится, ню-ню...

SpaceX Илона Маска планирует отправить беспилотный посадочный аппарат на Марс в 2018 году, а пилотируемую миссию уже в 2024 году. В запуск беспилотного аппарата охотно верю, а вот в запуск человека в обозначенные сроки почему-то не очень.

Существуют планы полета на Марс и в России.

Однако российские планы полета к Марсу пока лишены конкретики. Роскосмос рассчитывает осуществить запуск пилотируемой миссии "в первой половине 21-го века". Вернее рассчитывал.

В 2012 году был разработан план создания сверхтяжелой ракеты Содружество совместно с Казахстаном и... Украиной. Очевидно, что в свете событий 2014 года этому плану уже не суждено осуществиться. О какой совместной ракете для полета на Марс может идти речь, когда на повестке дня стоит перевод поездов южного направления на обходной маршрут, в обход украинской территории?

Кроме этого, Роскосмос постоянно сталкивается с техническими проблемами при запусках, одна из которых возникла в 2011 году при запуске автоматического модуля Фобос-грунт к спутнику Марса. Из-за нештатной ситуации аппарату не удалось покинуть околоземную орбиту. Повторный запуск запланирован на 2020-2021 год.

Учитывая возникшие проблемы с запуском к Марсу автоматического (!) аппарата и перенос сроков его запуска аж на 10 лет, можно предположить, что первоначальному плану о пилотируемом полете "в первой половине 21-го века" тоже не суждено сбыться.

Самыми реалистичными на данный момент выглядят планы Китая, который... вообще не планирует пока лететь на Марс, а собирается сперва осуществить высадку на Луне. И это логично.

Освоение космоса, как и технический прогресс в целом, может идти успешно только при последовательной реализации, шаг за шагом.

При освоении космоса, как и вообще в науке и технике - нельзя перепрыгивать через пару ступенек на третью. Попытки перепрыгнуть сразу через пару ступенек в науке и технике не дают устойчивого эффекта и как правило ведут к провалам.

Прежде, чем лететь и высаживаться на Марс, нужно высадиться на Луну.

И не так, как это сделали американцы в 69-м году - всем рассказали, а повторить не могут до сих пор. Полеты на Луну должны стать воспроизводимыми и систематическими, только после этого можно будет уверенно планировать полет на Марс, который находится в сто раз дальше.

Попытка лететь на Марс, минуя этап освоения Луны с систематическими полетами и созданием лунной базы - это авантюра.

Технического запрета на полет к Марсу, минуя Луну, нет - лететь можно. Но сложность полета к Марсу значительно выше, чем сложность полета к Луне. Больше расстояние, а значит требуется больше топлива, причем намного больше. Больше время полета, а значит требуется система длительного жизнеобеспечения, потому что возможности пополнять запасы, как это делается на МКС, не будет. Больше грузов нужно брать с собой. Посадка на Марс сложнее исходя из большей гравитации. Обратный старт с Марса еще сложнее.

Поэтому, чтобы уверенно летать к Марсу с реальными шансами на успешное выполнение миссии и возвращение обратно, нужно сперва научиться летать на Луну - систематически, регулярно, с высадкой, с созданием лунной базы - примерно так же, как сейчас летают на МКС.

Вот когда будут летать на Луну, как сейчас летают на МКС - тогда полет на Марс и станет реальным. Но до этого пока довольно далеко.

Наверное поэтому в СССР и отказались от полета на Марс в 70-е годы - потому что оценили сложность задачи и поняли, что минуя Луну лететь на Марс слишком авантюрно, а полет на Луну после признания "американской высадки" потерял первоначальный смысл.

И в НАСА понимают, что без "возвращения на Луну" лететь к Марсу слишком сложно и чревато провалом всей затеи. Поэтому и планируют сперва "вернуться на Луну", создать там базу и затем уже лететь к Марсу. Но осуществить "возвращение на Луну" для США тоже оказывается непросто - то ли потому, что высадки в 69-м году не было вовсе, то ли потому, что высадку осуществляли какие-то уникальные мастера, чей опыт оказался невоспроизводим.

Даже систематические полеты на Луну не делают полет на Марс простым и доступным.

Расстояние до Марса в сотни раз больше, чем до Луны, а длительность полета будет исчисляться месяцами. Поэтому для полета на Марс нужна будет значительно более тяжелая ракета, чем для полета на Луну. Система жизнеобеспечения для полета к Марсу должна быть больше и надежней. Запас топлива для полета и возвращения должен быть больше.

Стартовать на Марс непосредственно с земного космодрома вообще представляется нереалистичным - потребуется запуск слишком тяжелой ракеты. Проекты таких ракет разрабатывались, но их никто никогда не строил, не запускал и будут ли такие монстры достаточно надежными - неясно.

Один из проектов полета к Марсу, разрабатывавшихся еще в СССР, предполагал старт с орбиты - и это выглядит наиболее эффективным и реалистичным. Но для старта с орбиты нужно сперва вывести на орбиту комплектующие для сборки "марсианской ракеты" и собрать их. А для этого нужно создать на орбите что-то вроде сборочного комплекса - орбитальной станции, предназначенной для этого. Но ничего подобного никто пока не создает.

Похоже, что до полета человека на Марс еще очень и очень далеко.

Теоретически программы полетов на Луну и Марс можно форсировать и полететь к 37-му году, как это планируют в НАСА. Или хотя бы "в первой половине 21-го века", как собирались в Роскосмосе.

Но чтобы осваивать космос в форсированном режиме, должна начаться новая космическая гонка, которая была в 60-е годы между СССР и США. Вот только СССР больше нет, а без Советского Союза и у США нет смысла напрягать все силы и тратить все доступные средства на освоение космоса.

После ликвидации СССР космонавтика стала очень утилитарной, нацеленной на решение сугубо практических задач связи, метеорологии, геофизики. А в высадке на Луну и Марс ярко выраженного коммерческого смысла нет, поэтому рассчитывать на форсирование лунных и марсианских программ не приходится.

Это значит, что на Марс полетим нескоро.

В лучшем случае в ближайшие 20 лет кто-нибудь слетает на Луну, чтобы выяснить наконец, топтал ее Армстронг на самом деле или таки нет. А на Марс...

До Марса оказалось очень далеко.

В 60-е годы на волне успехов в освоении космоса казалось, что до Марса близко, рукой подать - раз уж вышли в космос, то достаточно сделать ракету чуть побольше - и вперед! А там и другие планеты! А потом и вообще к звездам!

Писатели-фантасты, вдохновленные успехами космонавтики, писали о заселении планет и межзвездных полетах как о чем-то близком и доступном, однако спустя 60 лет все это так и осталось фантастикой.

Обнаружилось, что до Луны и тем более до Марса - не один маленький шажок, который после выхода человека в космос вот-вот будет сделан. До полета на Луну и Марс нужно сделать еще целый ряд шагов, которые оказались очень трудными и которые Советский Союз сделать так и не успел, а для остальных они оказались слишком дорогими и лишенными коммерческого смысла.

При капитализме, если в проекте нет коммерческого смысла, то его реализация может тянуться неограниченно долго. Поэтому может так оказаться, что при существующей экономической системе на Марс мы не полетим вообще.

Полетим при коммунизме...

Экспедиция на Марс не раз захватывала внимание человечества, еще со времен космической гонки в 1960-х годах. Сейчас это уже не фантазии, а вопрос времени и ресурсов. В 2020 году стартуют миссии нескольких организаций, которые продолжают подготовку к освоению новой планеты и приближают реализацию главной цели – колонизации Марса.

Миссия NASA «Марс-2020»

Проект «Марс-2020» (Mars 2020 rover mission) является частью продолжительной программы NASA по изучению «Красной планеты». Основной целью проекта является разведывательная миссия поверхности планеты, что позволит ответить на множество фундаментальных вопросов. Например, была ли жизнь на Марсе, остались ли на его поверхности следы обитаемых условий в прошлом, или признаки существования бактерий и других микроорганизмов.

Кроме того, в задачи Марс-2020 входит сбор информации и апробация технологий, которые в будущем будут использоваться колонизаторами. В рамках программы будет выполнено тестирование получения кислорода из местной атмосферы, поиск полезных ископаемых и ресурсов (например, подземных вод), урегулирование процессов посадки, определение погоды, концентрации пыли и пр.

Проект Марс-2020 представляет собой марсоход, который будет отправлен с Земли в июле/августе 2020 (о чем сообщалось на официальном сайте проекта). Марсоход будет передвигаться по поверхности необычным способом: с помощью встроенных вертолетных лопастей. Таки образом, он будет как бы «прыгать», поднимаясь вверх, пролитая определенное расстояние и приземляясь на грунт. Однако, вертолет может летать только 3-4 раза в сутки, поскольку марсоход оборудован небольшой солнечной батареей. Такое решение было принято для сохранения минимального веса устройства. В противном случае он не смог бы летать в условиях местной плотности воздуха.

Экспедиция на поверхности планеты будет длиться не менее одного марсианского года (687 дней). В этот период будет проводиться сбор необходимой информации, включая образцы грунта, которые в последующем планируется переправить на Землю для дальнейшего изучения в специализированной лаборатории.

ЭкзоМарс

Еще одной программой по изучению Красной планеты является EXOMARS 2016-2020. Она разрабатывается и контролируется Европейским космическим агентством и Российской государственной организацией Роскосмос. В рамках программы предусмотрены две миссии:

  1. Запуск орбитального аппарата Trace Gas Orbiter (TGO) в 2016 году.
  2. Полет на Марс марсохода в 2020 году.

Программа ExoMars направлена на разведку поверхности и демонстрацию новых технологий, которые будут использованы будущей экспедицией. Ее задачи включают:

  • вход в атмосферу, спуск и посадка полезной нагрузки;
  • тестирование мобильности на поверхности Марса;
  • доступ к недрам и получение образцов.

Интересно: Одной из приоритетных целей ExoMars является участие в международной миссии по возвращению образцов обратно на Землю.

Орбитальный аппарат TGO был отправлен на еще в 2016 году. Он успешно прибыл на орбиту Марса и сейчас уже выполняет требуемые исследования. В задачи TGO входит изучение составляющих атмосферы: в частности, метана и других газов, водяного пара. Кроме того, он будет работать в качестве спутника-ретранслятора для осуществления связи с марсоходом, который будет запущен в 2020.

На марсоходе установлено оборудование для сбора грунта и других образцов планеты. В его задачи входит исследование экзобиологии и геохимии. Роскосмос предоставляет пусковую установку «Протон» для обеих миссий.

SpaceX

«Человеческую» экспедицию на Марс в 2024 году планирует Илон Маск. В данный момент ведется постройка космического корабля и ракеты, которая доставит корабль до орбиты. Эта задача будет возложена на ракету Falcon 9. Она представляет собой двухступенчатый ракетоноситель, который предназначен для многоразового использования.

Возможность возвращать первую ступень обратно и использовать ее повторно значительно сократило расходы космических полетов. Например, запуск Falcon Heavy обошелся SpaceX примерно в 90 млн долларов, а запуск подобной ракеты от компании ULA (предприятие Boeing) стоил бы не менее 400 млн долларов. Если ученым удастся возвращать и вторую ступень, то это еще больше сэкономит средств для освоения космических просторов.

В мае 2018 года Илон Маск презентовал дизайн пилотированного космического корабля Crew Dragon, который и доставит людей на Марс. В начале он пройдет тестовые полеты, среди которых перевозка полезной нагрузки на МКС. А в дальнейшем его испытают пилоты, которые также отправятся на МКС.

Inspiration Mars Foundation

О своем намерении организовать полет на Марс в 2018 году заявляла некоммерческая организация Inspiration Mars Foundation (фонд), основанная Деннисом Тито в 2013 году. Компания планировала воспользоваться особым орбитальным периодом в январе 2018, который позволяет добраться до орбиты Марса с минимальным расходом топлива. Дополнительное окно запланировано на 2021 год, если миссию не удастся реализовать в 2018.

Предложение было основано на траектории свободного возвращения. Пилотируемый корабль должен был выйти на орбиту Марса через орбиту Венеры и Земли, и вернуться обратно на Землю через 501 день. Данная кампания подвергалась значительной критике со стороны государственных и независимых организаций.

На данный момент актуальной информации о деятельности фонда нет, так как их официальный сайт заблокирован.

Mars One

– это частный проект голландской организации Mars One and Interplanetary Media Group под руководством Баса Лансдорпа. Программа предполагает экспедицию на Марс в один конец. Компания позиционирует себя как некоммерческая организация. Однако, она предлагает способ получения дохода от экспедиции в виде съемок и дальнейшей продажи документальных фильмов о подготовке и осуществлении миссии.

Реализация проекта предполагает поэтапное осуществление. С 2020 года на поверхность планеты будет запущен первый посадочный модуль, для сбора информации для экспедиции. До 2026 года на Марсе с помощью робототехники будут выстроены жилые модули, перевезено оборудование и другие полезные грузы. Полет первого корабля с людьми запланирован на 2026 год. Следующие корабли с людьми будут отправлены в 2028 и 2029 годах. До 2035 года организация рассчитывает построить колонию для 20 человек.

Тем не менее, организация Mars One неоднократно подвергалась жесткой критике и обвинялась в неправомерных действиях с целью получения материальной выгоды. В российском документальном фильме «Обретение Марса» ее руководители прямолинейно были названы мошенниками.

Илон Маск мечтает колонизировать Марс: видео

По материалам: 2020-god.com

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...