Всероссийская проверочная работа по физике. ВПР по физике: разбираем задания с учителем

Авторы: Лебедева Алевтина Сергеевна , Учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Н. С. Пурышевой. Физика (10-11) (БУ)

Линия УМК Г. Я. Мякишева, М.А. Петровой. Физика (10-11) (Б)

Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (У)

Всероссийская проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 мин (90 минут). При выполнении заданий разрешается использовать калькулятор. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом. Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом. Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из приведенных вариантов ответов. Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Задание 1

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: Конвекция, градус Цельсия, Ом, Фотоэффект, Дисперсия света, сантиметр

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Решение

В задании требуется разделить понятия на две группы по выбранному признаку, записать в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Уметь выбирать из предложенных явлений только физические. Помнить перечень физических величин и их единиц измерения.

Тело движется вдоль оси ОХ . На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела на ось ОХ от времени t .

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два

  1. В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя.
  2. t 2 < t < t 3 тело двигалось равномерно
  3. На протяжении интервала времени t 3 < t < t 5 координата тела не изменялась.
  4. В момент времени t t 2
  5. В момент времени t 4 модуль ускорения тела меньше, чем в момент времени t 1

Решение

Выполняя это задание важно правильно читать график зависимости проекции скорости от времени. Определить характер движения тела на отдельных участках. Установить, где тело покоилось или двигалось равномерно. Выбрать участок, где скорость тела изменялась. Из предложенных утверждений разумно исключить те, которые не подходят. В итоге останавливаемся на верных утверждениях. Это утверждение 1: В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя, так проекция скорости равна 0. Утверждение 4: В момент времени t 5 координата тела была больше, чем в момент времени t 2 , когда v x = 0. Проекция скорости тела была больше по своему значению. Записав уравнение зависимости координаты тела от времени, видим, что x (t ) = v x t + x 0 , x 0 – начальная координата тела.

Трудные вопросы ЕГЭ по физике: Методика решения задач по механическим и электромагнитным колебаниям

Тело всплывает со дна стакана с водой (см. рисунок). Изобразите на данном рисунке силы, действующие на тело, и направление ее ускорения.


Решение

Внимательно читаем задание. Обращаем внимание на то, что происходит с пробкой в стакане. Пробка всплывает со дна стакана с водой, причем с ускорением. Указываем силы, действующие на пробку. Это сила тяжести т, действующая со стороны Земли, сила Архимеда а , действующая со стороны жидкости, и сила сопротивления жидкости с. Важно понимать, что сумма модулей векторов силы тяжести и силы сопротивления жидкости меньше модуля Архимедовой силы. Значит, результирующая сила направлена вверх, по второму закону Ньютона, вектор ускорения имеет такое же направление. Вектор ускорения направлен по направлению силы Архимеда а


Задание 4

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается; увеличивается; не изменяется. Слова в тексте могут повторяться.

Фигурист, стоя на льду, ловит букет, который подлетел к нему горизонтально. В результате скорость букета _______________, скорость фигуриста ________________, импульс системы тел фигурист – букет ___________.

Решение

В задании требуется вспомнить понятие импульса тела и закон сохранения импульса. До взаимодействия, импульс фигуриста был равен нулю, так он покоился относительно Земли. Импульс букета максимальный. После взаимодействия, фигурист и букет начинают двигаться вместе с общей скоростью. Следовательно, скорость букета уменьшается , скорость фигуриста увеличивается . В целом импульс системы фигурист-букет – не изменяется.

Методическая помощь учителю физики

Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Температуру 60 °С имеет брусок.


Решение

Изменение внутренней энергии и передача ее от одного тела к другому происходит в процессе взаимодействия тел. В нашем случае изменение внутренней энергии происходит вследствие соударения хаотически движущихся молекул соприкасающихся тел. Теплопередача между брусками происходит от тел с большей внутренней энергией, к брускам у которых внутренняя энергия меньше. Процесс происходит до тех пор, пока те наступит тепловое равновесие.

Температуру 60° С имеет брусок В.

На рисунке представлена PV -диаграмма процессов в идеальном газе. Масса газа постоянна. Какому участку соответствует Изохорное нагревание.


Решение

Для того, чтобы правильно выбрать участок графика, соответствующий изохорному нагреванию, необходимо вспомнить изопроцессы. Задачу упрощает то, что графики даны в осях PV . Изохорное нагревание, процесс, когда объем идеального газа не изменяется, а с ростом температуры растет давление. Напомним – это закон Шарля. Следовательно, это участок ОА . Исключаем участок ОС , где объем тоже не изменяется, но давление уменьшается, что соответствует охлаждению газа.

Металлический шарик 1, укрепленный на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +q , приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках и имеющими, соответственно, заряды –q и +q .


Какой заряд останется на шарике №3.

Решение

После взаимодействия первого шарика с таким же по размерам вторым шариком заряд этих шариков станет равным нулю. Так как по модулю эти заряды одинаковы. После соприкосновения шарика первого с третьим, произойдет перераспределение заряда. Заряд поделится поровну. Будет по q /2 на каждом.

Ответ: q /2.

Задание 8

Определить какое количество теплоты выделится в нагревательной спирали за 10 мин, при протекании электрического тока 2 А. Сопротивление спирали 15 Ом.

Решение

Первым делом переведем единицы измерения в систему СИ. Время t = 600 c, Дальше отмечаем, что при прохождении тока I = 2 A по спирали с сопротивлением R = 15 Ом, за время 600 с выделяется количество теплоты Q = I 2 Rt (закон Джоуля – Ленца). Подставим числовые значения в формулу: Q = (2 A)2 15 Oм · 600 с = 36000 Дж

Ответ: 36000 Дж.

Задание 9

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке уменьшения их длин волн. Рентгеновское излучение, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение

Решение

Знакомство со шкалой электромагнитных волн предполагает, что выпускник должен четко представлять в какой последовательности расположено электромагнитное излучение. Знать связь длины волны с частотой излучения

где v – частота излучения, c – скорость распространения электромагнитного излучения. Помнить, что скорость распространения электромагнитных волн в вакууме одинакова и равна 300 000 км/с. Начинается шкала с длинных волн меньшей частоты, это инфракрасное излучение, следующее излучение с большей частотой соответственно – ультрафиолетовое излучение и более высокочастотное из предложенных - это рентгеновское излучение. Понимая, что частота увеличивается, а длина волны уменьшается, записываем в нужной последовательности.

Ответ: Инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение.

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута

Решение

β – распад в атомном ядре происходит в результате превращения нейтрона в протон с испусканием электрона. В результате этого распада число протонов в ядре увеличивается на единицу, и электрический заряд увеличивается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

в общем виде. Для нашего случая имеем:

Зарядовое число 84 соответствует полонию.

Ответ: В результате электронного бета распада висмута образуется полоний.

О совершенствовании методики преподавания физики в России: от XVIII до XXI века

Задание 11

А) Цена деления и предел измерения прибора равны соответственно:

  1. 50 А,2А;
  2. 2 мА, 50мА;
  3. 10 А, 50 А;
  4. 50 мА, 10 мА.



Б) Запишите результат электрического напряжения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

  1. (2,4 ± 0,1) В
  2. (2,8 ± 0,1) В
  3. (4,4 ± 0,2) В
  4. (4,8 ± 0,2) В

Решение


Задание проверяет умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерения и умение правильно пользоваться любым измерительным прибором (мензурка, термометр, динамометр, вольтметр, амперметр) в быту. Кроме этого акцентирует внимание на запись результата с учетом значащих цифр. Определяем название прибора. Это миллиАмперметр. Прибор для измерения силы тока. Единицы измерения мА. Предел измерения – это максимальное значение шкалы, 50 мА. Цена деления 2 мА.

Ответ: 2 мА, 50 мА.

Если требуется по рисунку записать показания измерительного прибора с учетом погрешности, то алгоритм выполнения следующий:


Определяем, что измерительным прибором является вольтметр. Вольтметр имеет две шкалы измерения. Обращаем внимание, какая пара клемм задействована у прибора, и следовательно работаем по верхней шкале. Предел измерения – 6 В; Цена деления с = 0,2 В; погрешность измерения по условию задачи равна половине цены деления. ∆U = 0,1 В.

Показания измерительного прибора с учетом погрешности: (4,8 ± 0,1) В.

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите порядок действий при проведении исследования.


Решение

Вам необходимо исследовать, как меняется угол преломления света в зависимости от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите экспериментальную установку.
  2. Опишите порядок действий


В опыте используется установка, изображенная на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира. Необходимо провести два или три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов: стекло, полистирол, горный хрусталь. Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют. Полученные значения углов преломления сравниваются.

ВПР в вопросах и ответах

Задание 13

Установите соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Решение

Установим соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберем соответствующие названия физического явления из второго столбца.

Под действием электрического поля заряженной эбонитовой палочки стрелка незаряженного электрометра отклоняется, когда палочку подносят к нему. Вследствие электризации проводника через влияние. Намагничивание вещества в магнитном поле проявляется в случае, когда железные опилки притягиваются к куску магнитной руды.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15

Электрофильтры

На промышленных предприятиях широко используется электрическая очистка газов от твердых примесей. Действие электрофильтра основано на применении коронного разряда. Можно проделать следующий опыт: сосуд, наполненный дымом, внезапно делается прозрачным, если в него внести острые металлические электроды, разноименно заряженные от электрической машины.

На рисунке представлена схема простейшего электрофильтра: внутри стеклянной трубки содержатся два электрода (металлический цилиндр и натянутая по его оси тонкая металлическая проволока). Электроды подсоединены к электрической машине. Если продувать через трубку струю дыма или пыли и привести в действие машину, то при некотором напряжении, достаточном для зажигания коронного разряда, выходящая струя воздуха становится чистой и прозрачной.

Объясняется это тем, что при зажигании коронного разряда воздух внутри трубки сильно ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них


Задание 14

Какой процесс наблюдается в газе, находящемся в сильном электрическом поле?

Решение

Внимательно читаем предложенный текст. Выделяем процессы, которые описываются в условии. Речь идет о коронном разряде внутри стеклянной трубки. Воздух ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них.

Ответ: Коронный разряд, ионизация.

Задание 15

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  1. Между двумя электродами фильтра возникает искровой разряд.
  2. В качестве тонкой проволоки в фильтре можно использовать шелковую нить.
  3. Согласно подключению электродов, изображенному на рисунке, отрицательно заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра.
  4. При малых напряжениях очистка воздуха в электрофильтре будет происходить медленно.
  5. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Решение

Для ответа воспользуемся текстом про электрофильтры. Исключаем из предложенного перечня неверные утверждения, используя описание электрической очистки воздуха. Смотрим на рисунок и обращаем внимание на подключение электродов. Нить подключена к отрицательному полюсу, стенки цилиндра к положительному полюсу источника. Заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра. Верное утверждение 3. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Прочитайте текст и выполните Задания 16–18

При исследовании больших глубин используют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батисфера представляет собой глубоководный аппарат в форме шара, который на стальном тросе опускают в воду с борта корабля.


Несколько прототипов современных батисфер появились в Европе в XVI–XIX вв. Одним из них является водолазный колокол, конструкцию которого предложил в 1716 г. английский астроном Эдмонд Галлей (см. рисунок). В деревянном колоколе, открытом у основания, размещалось до пяти человек, частично погружённых в воду. Воздух они получали из двух поочерёдно опускаемых с поверхности бочонков, откуда воздух поступал в колокол по кожаному рукаву. Надев кожаный шлем, водолаз мог проводить наблюдения и за пределами колокола, получая из него воздух через дополнительный шланг. Отработанный воздух выпускался через кран, находящийся в верхней части колокола.

Главный недостаток колокола Галлея заключается в том, что его нельзя использовать на большой глубине. По мере погружения колокола плотность воздуха в нём увеличивается настолько, что им становится невозможно дышать. Более того, при длительном пребывании водолаза в зоне повышенного давления происходит насыщение крови и тканей организма газами воздуха, главным образом азотом, что может привести к так называемой кессонной болезни при подъеме водолаза с глубины к поверхности воды.

Профилактика кессонной болезни требует соблюдения норм рабочего времени и правильной организации декомпрессии (выхода из зоны повышенного давления).

Время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ (см. таблицу).

Задание 16

Как изменяется по мере погружения колокола давление воздуха в нем?

Задание 17

Как изменяется допустимое время работы водолаза при увеличении глубины погружения?

Задание 16–17. Решение

Прочитали внимательно текст и рассмотрели рисунок водолазного колокола, конструкцию которого предложил английский астроном Э.Галлей. Познакомились с таблицей, в которой время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ.

Давление (дополнительно к атмосферному), атм.

Допустимое время пребывания в рабочей зоне

Из таблицы видно, что чем больше давление (чем больше глубина погружения), тем меньшее время водолаз может на ней находиться.

Задание 16. Ответ: Давление воздуха увеличивается

Задание 17. Ответ: Допустимое время работы уменьшается

Задание 18

Допустима ли работа водолаза на глубине 30 м в течение 2,5 ч? Ответ поясните.

Решение

Работа водолаза на глубине 30 метров в течение 2,5 часов допустима. Так как на глубине 30 метров гидростатическое давление составляет примерно 3 · 10 5 Па или 3 атм атмосферы) дополнительно к атмосферному давлению. Допустимое время пребывания водолаза при таком давлении составляет 2 часа 48 минут, что больше требуемых 2,5 часов.

В 2017 году были опробованы всероссийские проверочные работы ВПР в 11 классах по физике.

ВПР - это обычные контрольные работы по различным предметам, но проводимые по единым заданиям и оцениваемые по единым критериям, разработанным для всей страны.

Для понимания того, как нужно выполнять проверочную работу, следует в первую очередь ознакомиться с демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов (КИМ) ВПР по предметам этого года.

Официальный сайт ВПР (СтатГрад) - vpr.statgrad.org

Демоверсия ВПР 11 класс по физике 2017 год

Демонстрационные варианты по физике для 11 класса помогут составить представление о структуре будущих КИМ, о количестве заданий, их форме и уровне сложности. Кроме того, в демоверсии приведены критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, которые дают представление о требованиях к полноте и правильности записи ответа.

Эти сведения полезны, их можно использовать при составлении плана повторения материала перед проверочной работой по физике.

Варианты ВПР 2017 по физике 11 класс

Вариант 9 ответы + критерии
Вариант 10 ответы + критерии
Вариант 11 ответы + критерии оценивания
Вариант 12 ответы + критерии оценивания
Вариант 13 скачать
Вариант 14 скачать
Вариант 19 *
Вариант 20 *

* Варианты 19, 20 можно использовать для домашней подготовки, так как найти ответы в интернете пока не удалось.

Проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 минут (90 минут).

Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Авторы: Лебедева Алевтина Сергеевна , Учитель физики, стаж работы 27 лет. Почетная грамота Министерства образования Московской области (2013 год), Благодарность Главы Воскресенского муниципального района (2015 год), Грамота Президента Ассоциации учителей математики и физики Московской области (2015 год).

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК Н. С. Пурышевой. Физика (10-11) (БУ)

Линия УМК Г. Я. Мякишева, М.А. Петровой. Физика (10-11) (Б)

Линия УМК Г. Я. Мякишева. Физика (10-11) (У)

Всероссийская проверочная работа включает в себя 18 заданий. На выполнение работы по физике отводится 1 час 30 мин (90 минут). При выполнении заданий разрешается использовать калькулятор. В работу включены группы заданий, проверяющие умения, являющиеся составной частью требований к уровню подготовки выпускников. При разработке содержания проверочной работы учитывается необходимость оценки усвоения элементов содержания из всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики. В таблице приведено распределение заданий по разделам курса. Часть заданий в работе имеют комплексный характер и включают в себя элементы содержания из разных разделов, задания 15–18 строятся на основе текстовой информации, которая может также относиться сразу к нескольким разделам курса физики. В таблице 1 приведено распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики.

Таблица 1. Распределение заданий по основным содержательным разделам курса физики

ВПР разрабатывается исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица 2. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать/понимать смысл физических понятий, величин, законов. Описывать и объяснять физические явления и свойства тел

Объяснять устройство и принцип действия технических объектов, приводить примеры практического использования физических знаний

Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, проводить опыты по исследованию изученных явлений и процессов

Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задания 2, 4–7, 9–11, 13–17 считаются выполненными, если записанный учеником ответ совпадает с верным ответом. Выполнение каждого из заданий 4–7, 9–11, 14, 16 и 17 оценивается 1 баллом. Выполнение каждого из заданий 2, 13 и 15 оценивается 2 баллами, если верно указаны оба элемента ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из приведенных вариантов ответов. Выполнение каждого из заданий с развернутым ответом 1, 3, 8, 12 и 18 оценивается с учетом правильности и полноты ответа. К каждому заданию с развернутым ответом приводится инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл – от нуля до максимального балла.

Задание 1

Прочитайте перечень понятий, с которыми Вы встречались в курсе физики: Конвекция, градус Цельсия, Ом, Фотоэффект, Дисперсия света, сантиметр

Разделите эти понятия на две группы по выбранному Вами признаку. Запишите в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Название группы понятий

Перечень понятий

Решение

В задании требуется разделить понятия на две группы по выбранному признаку, записать в таблицу название каждой группы и понятия, входящие в эту группу.

Уметь выбирать из предложенных явлений только физические. Помнить перечень физических величин и их единиц измерения.

Тело движется вдоль оси ОХ . На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела на ось ОХ от времени t .

Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два

  1. В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя.
  2. t 2 < t < t 3 тело двигалось равномерно
  3. На протяжении интервала времени t 3 < t < t 5 координата тела не изменялась.
  4. В момент времени t t 2
  5. В момент времени t 4 модуль ускорения тела меньше, чем в момент времени t 1

Решение

Выполняя это задание важно правильно читать график зависимости проекции скорости от времени. Определить характер движения тела на отдельных участках. Установить, где тело покоилось или двигалось равномерно. Выбрать участок, где скорость тела изменялась. Из предложенных утверждений разумно исключить те, которые не подходят. В итоге останавливаемся на верных утверждениях. Это утверждение 1: В момент времени t 1 тело находилось в состоянии покоя, так проекция скорости равна 0. Утверждение 4: В момент времени t 5 координата тела была больше, чем в момент времени t 2 , когда v x = 0. Проекция скорости тела была больше по своему значению. Записав уравнение зависимости координаты тела от времени, видим, что x (t ) = v x t + x 0 , x 0 – начальная координата тела.

Трудные вопросы ЕГЭ по физике: Методика решения задач по механическим и электромагнитным колебаниям

Тело всплывает со дна стакана с водой (см. рисунок). Изобразите на данном рисунке силы, действующие на тело, и направление ее ускорения.


Решение

Внимательно читаем задание. Обращаем внимание на то, что происходит с пробкой в стакане. Пробка всплывает со дна стакана с водой, причем с ускорением. Указываем силы, действующие на пробку. Это сила тяжести т, действующая со стороны Земли, сила Архимеда а , действующая со стороны жидкости, и сила сопротивления жидкости с. Важно понимать, что сумма модулей векторов силы тяжести и силы сопротивления жидкости меньше модуля Архимедовой силы. Значит, результирующая сила направлена вверх, по второму закону Ньютона, вектор ускорения имеет такое же направление. Вектор ускорения направлен по направлению силы Архимеда а


Задание 4

Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: уменьшается; увеличивается; не изменяется. Слова в тексте могут повторяться.

Фигурист, стоя на льду, ловит букет, который подлетел к нему горизонтально. В результате скорость букета _______________, скорость фигуриста ________________, импульс системы тел фигурист – букет ___________.

Решение

В задании требуется вспомнить понятие импульса тела и закон сохранения импульса. До взаимодействия, импульс фигуриста был равен нулю, так он покоился относительно Земли. Импульс букета максимальный. После взаимодействия, фигурист и букет начинают двигаться вместе с общей скоростью. Следовательно, скорость букета уменьшается , скорость фигуриста увеличивается . В целом импульс системы фигурист-букет – не изменяется.

Методическая помощь учителю физики

Четыре металлических бруска положили вплотную друг к другу, как показано на рисунке. Стрелки указывают направление теплопередачи от бруска к бруску. Температуры брусков в данный момент 100 °С, 80 °С, 60 °С, 40 °С. Температуру 60 °С имеет брусок.


Решение

Изменение внутренней энергии и передача ее от одного тела к другому происходит в процессе взаимодействия тел. В нашем случае изменение внутренней энергии происходит вследствие соударения хаотически движущихся молекул соприкасающихся тел. Теплопередача между брусками происходит от тел с большей внутренней энергией, к брускам у которых внутренняя энергия меньше. Процесс происходит до тех пор, пока те наступит тепловое равновесие.

Температуру 60° С имеет брусок В.

На рисунке представлена PV -диаграмма процессов в идеальном газе. Масса газа постоянна. Какому участку соответствует Изохорное нагревание.


Решение

Для того, чтобы правильно выбрать участок графика, соответствующий изохорному нагреванию, необходимо вспомнить изопроцессы. Задачу упрощает то, что графики даны в осях PV . Изохорное нагревание, процесс, когда объем идеального газа не изменяется, а с ростом температуры растет давление. Напомним – это закон Шарля. Следовательно, это участок ОА . Исключаем участок ОС , где объем тоже не изменяется, но давление уменьшается, что соответствует охлаждению газа.

Металлический шарик 1, укрепленный на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +q , приводят поочередно в соприкосновение с двумя такими же шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках и имеющими, соответственно, заряды –q и +q .


Какой заряд останется на шарике №3.

Решение

После взаимодействия первого шарика с таким же по размерам вторым шариком заряд этих шариков станет равным нулю. Так как по модулю эти заряды одинаковы. После соприкосновения шарика первого с третьим, произойдет перераспределение заряда. Заряд поделится поровну. Будет по q /2 на каждом.

Ответ: q /2.

Задание 8

Определить какое количество теплоты выделится в нагревательной спирали за 10 мин, при протекании электрического тока 2 А. Сопротивление спирали 15 Ом.

Решение

Первым делом переведем единицы измерения в систему СИ. Время t = 600 c, Дальше отмечаем, что при прохождении тока I = 2 A по спирали с сопротивлением R = 15 Ом, за время 600 с выделяется количество теплоты Q = I 2 Rt (закон Джоуля – Ленца). Подставим числовые значения в формулу: Q = (2 A)2 15 Oм · 600 с = 36000 Дж

Ответ: 36000 Дж.

Задание 9

Расположите виды электромагнитных волн, излучаемых Солнцем, в порядке уменьшения их длин волн. Рентгеновское излучение, инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение

Решение

Знакомство со шкалой электромагнитных волн предполагает, что выпускник должен четко представлять в какой последовательности расположено электромагнитное излучение. Знать связь длины волны с частотой излучения

где v – частота излучения, c – скорость распространения электромагнитного излучения. Помнить, что скорость распространения электромагнитных волн в вакууме одинакова и равна 300 000 км/с. Начинается шкала с длинных волн меньшей частоты, это инфракрасное излучение, следующее излучение с большей частотой соответственно – ультрафиолетовое излучение и более высокочастотное из предложенных - это рентгеновское излучение. Понимая, что частота увеличивается, а длина волны уменьшается, записываем в нужной последовательности.

Ответ: Инфракрасное излучение, ультрафиолетовое излучение, рентгеновское излучение.

Используя фрагмент Периодической системы химических элементов, представленный на рисунке, определите, изотоп какого элемента образуется в результате электронного бета-распада висмута

Решение

β – распад в атомном ядре происходит в результате превращения нейтрона в протон с испусканием электрона. В результате этого распада число протонов в ядре увеличивается на единицу, и электрический заряд увеличивается на единицу, а массовое число ядра остается неизменным. Таким образом, реакция превращения элемента следующая:

в общем виде. Для нашего случая имеем:

Зарядовое число 84 соответствует полонию.

Ответ: В результате электронного бета распада висмута образуется полоний.

О совершенствовании методики преподавания физики в России: от XVIII до XXI века

Задание 11

А) Цена деления и предел измерения прибора равны соответственно:

  1. 50 А,2А;
  2. 2 мА, 50мА;
  3. 10 А, 50 А;
  4. 50 мА, 10 мА.



Б) Запишите результат электрического напряжения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

  1. (2,4 ± 0,1) В
  2. (2,8 ± 0,1) В
  3. (4,4 ± 0,2) В
  4. (4,8 ± 0,2) В

Решение


Задание проверяет умение записывать показания измерительных приборов с учетом заданной погрешности измерения и умение правильно пользоваться любым измерительным прибором (мензурка, термометр, динамометр, вольтметр, амперметр) в быту. Кроме этого акцентирует внимание на запись результата с учетом значащих цифр. Определяем название прибора. Это миллиАмперметр. Прибор для измерения силы тока. Единицы измерения мА. Предел измерения – это максимальное значение шкалы, 50 мА. Цена деления 2 мА.

Ответ: 2 мА, 50 мА.

Если требуется по рисунку записать показания измерительного прибора с учетом погрешности, то алгоритм выполнения следующий:


Определяем, что измерительным прибором является вольтметр. Вольтметр имеет две шкалы измерения. Обращаем внимание, какая пара клемм задействована у прибора, и следовательно работаем по верхней шкале. Предел измерения – 6 В; Цена деления с = 0,2 В; погрешность измерения по условию задачи равна половине цены деления. ∆U = 0,1 В.

Показания измерительного прибора с учетом погрешности: (4,8 ± 0,1) В.

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите порядок действий при проведении исследования.


Решение

Вам необходимо исследовать, как меняется угол преломления света в зависимости от вещества, в котором наблюдается явление преломления света. Имеется следующее оборудование (см. рисунок):

  • Лист бумаги;
  • Лазерная указка;
  • Полукруглые пластинки из стекла, полистирола и горного хрусталя;
  • Транспортир;

В ответе:

  1. Опишите экспериментальную установку.
  2. Опишите порядок действий


В опыте используется установка, изображенная на рисунке. Угол падения и угол преломления измеряются при помощи транспортира. Необходимо провести два или три опыта, в которых луч лазерной указки направляют на пластинки из разных материалов: стекло, полистирол, горный хрусталь. Угол падения луча на плоскую грань пластинки оставляют неизменным, а угол преломления измеряют. Полученные значения углов преломления сравниваются.

ВПР в вопросах и ответах

Задание 13

Установите соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберите соответствующее название физического явления из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Решение

Установим соответствие между примерами проявления физических явлений и физическими явлениями. Для каждого примера из первого столбца подберем соответствующие названия физического явления из второго столбца.

Под действием электрического поля заряженной эбонитовой палочки стрелка незаряженного электрометра отклоняется, когда палочку подносят к нему. Вследствие электризации проводника через влияние. Намагничивание вещества в магнитном поле проявляется в случае, когда железные опилки притягиваются к куску магнитной руды.

Ответ:

Прочитайте текст и выполните задания 14 и 15

Электрофильтры

На промышленных предприятиях широко используется электрическая очистка газов от твердых примесей. Действие электрофильтра основано на применении коронного разряда. Можно проделать следующий опыт: сосуд, наполненный дымом, внезапно делается прозрачным, если в него внести острые металлические электроды, разноименно заряженные от электрической машины.

На рисунке представлена схема простейшего электрофильтра: внутри стеклянной трубки содержатся два электрода (металлический цилиндр и натянутая по его оси тонкая металлическая проволока). Электроды подсоединены к электрической машине. Если продувать через трубку струю дыма или пыли и привести в действие машину, то при некотором напряжении, достаточном для зажигания коронного разряда, выходящая струя воздуха становится чистой и прозрачной.

Объясняется это тем, что при зажигании коронного разряда воздух внутри трубки сильно ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них


Задание 14

Какой процесс наблюдается в газе, находящемся в сильном электрическом поле?

Решение

Внимательно читаем предложенный текст. Выделяем процессы, которые описываются в условии. Речь идет о коронном разряде внутри стеклянной трубки. Воздух ионизируется. Ионы газа прилипают к частицам пыли и тем самым заряжают их. Заряженные частицы под действием электрического поля движутся к электродам и оседают на них.

Ответ: Коронный разряд, ионизация.

Задание 15

Выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  1. Между двумя электродами фильтра возникает искровой разряд.
  2. В качестве тонкой проволоки в фильтре можно использовать шелковую нить.
  3. Согласно подключению электродов, изображенному на рисунке, отрицательно заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра.
  4. При малых напряжениях очистка воздуха в электрофильтре будет происходить медленно.
  5. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Решение

Для ответа воспользуемся текстом про электрофильтры. Исключаем из предложенного перечня неверные утверждения, используя описание электрической очистки воздуха. Смотрим на рисунок и обращаем внимание на подключение электродов. Нить подключена к отрицательному полюсу, стенки цилиндра к положительному полюсу источника. Заряженные частицы будут оседать на стенках цилиндра. Верное утверждение 3. Коронный разряд можно наблюдать на острие проводника, помещенного в сильное электрическое поле.

Прочитайте текст и выполните Задания 16–18

При исследовании больших глубин используют такие подводные аппараты, как батискафы и батисферы. Батисфера представляет собой глубоководный аппарат в форме шара, который на стальном тросе опускают в воду с борта корабля.


Несколько прототипов современных батисфер появились в Европе в XVI–XIX вв. Одним из них является водолазный колокол, конструкцию которого предложил в 1716 г. английский астроном Эдмонд Галлей (см. рисунок). В деревянном колоколе, открытом у основания, размещалось до пяти человек, частично погружённых в воду. Воздух они получали из двух поочерёдно опускаемых с поверхности бочонков, откуда воздух поступал в колокол по кожаному рукаву. Надев кожаный шлем, водолаз мог проводить наблюдения и за пределами колокола, получая из него воздух через дополнительный шланг. Отработанный воздух выпускался через кран, находящийся в верхней части колокола.

Главный недостаток колокола Галлея заключается в том, что его нельзя использовать на большой глубине. По мере погружения колокола плотность воздуха в нём увеличивается настолько, что им становится невозможно дышать. Более того, при длительном пребывании водолаза в зоне повышенного давления происходит насыщение крови и тканей организма газами воздуха, главным образом азотом, что может привести к так называемой кессонной болезни при подъеме водолаза с глубины к поверхности воды.

Профилактика кессонной болезни требует соблюдения норм рабочего времени и правильной организации декомпрессии (выхода из зоны повышенного давления).

Время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ (см. таблицу).

Задание 16

Как изменяется по мере погружения колокола давление воздуха в нем?

Задание 17

Как изменяется допустимое время работы водолаза при увеличении глубины погружения?

Задание 16–17. Решение

Прочитали внимательно текст и рассмотрели рисунок водолазного колокола, конструкцию которого предложил английский астроном Э.Галлей. Познакомились с таблицей, в которой время пребывания водолазов на глубине регламентируется специальными правилами безопасности водолазных работ.

Давление (дополнительно к атмосферному), атм.

Допустимое время пребывания в рабочей зоне

Из таблицы видно, что чем больше давление (чем больше глубина погружения), тем меньшее время водолаз может на ней находиться.

Задание 16. Ответ: Давление воздуха увеличивается

Задание 17. Ответ: Допустимое время работы уменьшается

Задание 18

Допустима ли работа водолаза на глубине 30 м в течение 2,5 ч? Ответ поясните.

Решение

Работа водолаза на глубине 30 метров в течение 2,5 часов допустима. Так как на глубине 30 метров гидростатическое давление составляет примерно 3 · 10 5 Па или 3 атм атмосферы) дополнительно к атмосферному давлению. Допустимое время пребывания водолаза при таком давлении составляет 2 часа 48 минут, что больше требуемых 2,5 часов.

Для подготовки к ВПР 2019 подойдут варианты 2018 года.

ВПР по физике 11 класс варианты с ответами 2018 г.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы.

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Здесь проверяются следующие умения: группировать изученные понятия; находить определения физических величин или понятий; узнавать физическое явление по его описанию и выделять существенные свойства в описании физического явления; анализировать изменение физических величин в различных процессах; работать с физическими моделями; использовать физические законы для объяснения явлений и процессов; строить графики зависимости физических величин, характеризующие процесс по его описанию, и применять законы и формулы для расчёта величин.

В начале работы предлагается девять заданий, которые проверяют понимание выпускниками основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики.

Следующая группа из трёх заданий проверяет сформированность у выпускников методологических умений. Первое задание строится на основе фотографии измерительного прибора и оценивает снятие показаний с учётом заданной погрешности измерений. Второе задание проверяет умение анализировать данные опытов, представленные в виде графиков или таблиц. В третьем задании из данной группы предлагается по заданной гипотезе самостоятельно спланировать несложное исследование и описать его проведение.

Далее предлагается группа из трёх заданий, проверяющих умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов. Первое задание предлагает выпускникам определить физическое явление, лежащие в основе принципа действия указанного прибора (или технического объекта).

Далее следуют два контекстных задания. В них предлагается описание какого-либо устройства или фрагмент из инструкции по использованию устройства. На основании имеющихся сведений выпускникам необходимо выделить явление (процесс), лежащее(-ий) в основе работы устройства, и продемонстрировать понимание основных характеристик устройства или правил его безопасного использования.

Последняя группа из трёх заданий проверяет умения работать с текстовой информацией физического содержания. Как правило, предлагаемые тексты содержат различные виды графической информации (таблицы, схематичные рисунки, графики). Задания в группе выстраиваются, исходя из проверки различных умений по работе с текстом: от вопросов на выделение и понимание информации, представленной в тексте в явном виде, до заданий на применение информации из текста и имеющихся знаний.

Всероссийскую проверочную работу ВПР по физике написали 10 апреля 2018 года учащиеся 11 классов российских школ.

Данная проверочная работа не является обязательной и проводится в 2018 году по решению школы. Проверочная работа предназначена для выпускников, не выбравших физику для сдачи ЕГЭ.

В конце декабря 2017 года на официальном сайте ФИПИ опубликованы демонстрационные варианты ВПР для 11 классов 2018 года .

После проведения работы в сети появились реальные варианты с ответами.

Варианты ВПР по физике 11 класс с ответами 2018 г.

Вариант 1 ответы + критерии оценивания
Вариант 2 ответы + критерии оценивания
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5 ответы + критерии оценивания
Вариант 6 ответы + критерии оценивания
Вариант 9 ответы + критерии оценивания
Вариант 10 ответы + критерии оценивания
Вариант 11
Вариант 12

Проверочная работа по физике включает в себя 18 заданий, на ее выполнение отводится 1 час 30 минут (90 минут). Участникам ВПР по физике разрешено пользоваться калькулятором.

Работа проверяет усвоение всех разделов курса физики базового уровня: механики, молекулярной физики, электродинамики, квантовой физики и элементов астрофизики.

Выполняя задания ВПР по физике, одиннадцатиклассники должны продемонстрировать понимание основных понятий, явлений, величин и законов, изученных в курсе физики, умение применять полученные знания для описания устройства и принципов действия различных технических объектов или распознания изученных явлений и процессов в окружающем мире. Также в рамках ВПР проверяется умение работать с текстовой информацией физического содержания.

Рекомендуемая шкала перевода суммарного балла за выполнение ВПР по физике в отметку по пятибалльной шкале

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это итоговые контрольные работы, организованные по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.

ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации. Они проводятся на региональном или школьном уровне.

Результаты могут использоваться для формирования программ развития образования на уровне муниципалитетов, регионов и в целом по стране, для совершенствования методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися. Итоги ВПР не влияют на получение аттестата и перевод в следующий класс. Рособрнадзор не рекомендует образовательным организациям использовать результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...