Парки и сады проекты. Знаменитые сады и парки

Этот прекрасный уголок живой природы известен далеко не всем, хотя и расположен в легендарных «Сокольниках» - одном из старейших московских парков, популярном у жителей и гостей столицы. Большой розарий в парке «Сокольники» заложен в середине ХХ века. На сегодняшний момент он является самым крупным по площади розарием в России (3,3 га)...

Этот прекрасный уголок живой природы известен далеко не всем, хотя и расположен в лег...

  • Сады и парки мира | №2 (99) "2018

    Если англичане говорят о чем-то «must-see», то это непременно нужно увидеть. Шоу в Челси ежегодно привлекает внимание миллионов людей. Кого-то интересуют растения, кого-то идеи и способы их воплощения. Мы посмотрели, что вдохновляет авторов садов. Из 26 выбрали 15 проектов в номинациях...

    Если англичане говорят о чем-то «must-see», то это непременно нужно увидеть. Шоу в Че...

  • Сады и парки мира | №2 (95) "2017

    Городок Ля Гасийи, расположенный на берегу реки Афф, известен далеко за пределами французской Бретани. Его слава связана с именем коренного гасилийца Ива Роше. Создав в 26 лет крем на основе лютичного чистяка, он положил начало будущей империи под названием Yves Rocher. В основе марки лежит идея биологической агрокультуры...

    Городок Ля Гасийи, расположенный на берегу реки Афф, известен далеко за пределами фра...

  • Деревушка Апремон-сюр-Алье, расположенная в Луарской низменности, - одна из самых живописных во всей Франции. Средневековые домики с черепичными крышами, увитые плющом и плетистыми розами и окруженные цветниками, теснятся на извилистых улочках, над ними возвышается замок с белыми башнями в неоготическом стиле. Постепенно деревня переходит в пейзажный парк с видами, напоминающими то о Китае, то об Англии, то о России.

    Деревушка Апремон-сюр-Алье, расположенная в Луарской низменности, - одна из самых жив...

  • Сады и парки мира | №1 (76) "2014

    Сад скульптур Ханны Пешар - пример удивительного слияния окружающей природы, воды и искусства. Он находится всего в пятидесяти километрах от Лондона, но его трудно назвать английским. Хозяева, скорее, воплотили здесь свою мечту о саде с чертами их родины...

    Сад скульптур Ханны Пешар - пример удивительного слияния окружающей природы, воды и и...

  • Сады и парки мира | №6 (75) "2013

    С 9 по 14 июля 2013 года парк, прилегающий к Hampton Court Palace, оказался лучшим местом для семейного отдыха. Здесь всего было вдоволь - горячего июльского солнца, охлаждающей прохлады фонтанов и каналов Викторианской эпохи и освежающих идей дизайнеров, участвовавших в шоу садов и цветов. Территория экспозиции была разделена на три зоны: сады выставки; растения; торговля и развлечения...

  • С 24 апреля по 20 октября во Франции проходит XXII международный фестиваль садов. Тема этого года - «Сад ощущений». Каждый из 25 проектов, созданных на территории замка Шомон-сюр-Луар, - мини-модель мира, который познается через звуки, ароматы, прикосновения, зрительные образы и их сочетания...

  • Сады и парки мира | №5 (74) "2013

    Одна из крупнейших и самая престижная выставка цветов и садов Великобритании, широко известная во всем мире Chelsea Flower Show, отметила в этом году свое столетие. Пользующаяся покровительством королевской семьи и привлекающая знаменитостей, она диктует ландшафтную моду и представляет на суд публики новые идеи и тенденции...

    Одна из крупнейших и самая престижная выставка цветов и садов Великобритании, широко...

  • Сады и парки мира | №5 (62) "2011

    Ботанические сады принято рассматривать как уникальные научные, учебные и образовательно-просветительские объекты, своеобразные центры исследования, аккумулирования и сохранения растительных ресурсов. И не так часто, особенно в России, обсуждаются вопросы их ландшафтной ценности, хотя многие ботанические сады сохраняют практически в неприкосновенности исторические ландшафты территорий, на которых они были основаны...

    Ботанические сады принято рассматривать как уникальные научные, учебные и образовател...

  • Сады и парки мира | №2 (59) "2011

    Для того, чтобы узнать, что такое английский сад, жители Страны восходящего солнца весной, летом и осенью отправляются в регион, известный как Японские Альпы. 20 лет назад на вершинах горы Татешина был открыт Barakura English Garden – сад, воспроизводящий не только стиль, но и дух туманного Альбиона...

    Для того, чтобы узнать, что такое английский сад, жители Страны восходящего солнца ве...

  • Загрузить ещё

      Как подобрать мебель для велнесс-центра и бассейна.

    Шумный и суетливый город даёт своим жителям минимум времени и пространства для комфортного отдыха на природе. Хотя бы отчасти, эту проблему смогут решить городские парки. Эта территория должна гармонично вливаться в структуру современного мегаполиса, а для этого придётся ещё перед началом строительства провести тщательное ландшафтное проектирование.

    Для проведения такой процедуры придётся учесть множество факторов, в числе которых анализ окружающей местности, её рельеф, наличие естественных или искусственных водоёмов, а так же чёткое соответствие с генеральным планом развития города. Разумеется, основным фактором при ландшафтном проектировании парка является рельеф местности, на которой будет организовано строительство.


    Именно рельеф в итоге и станет основополагающим фактором для выбора наиболее оптимального стилистического решения. Например, равнинный рельеф местности позволит воссоздать довольно богатый растительный мир средней полосы, в то время как скалистый или наклонный ландшафт позволит создать целый каскад террас, разбитый на несколько функциональных зон. Надо заметить что проектирование и строительство парка, выполненного с помощью террасирования займет значительно больше времени и потребует для постройки больше средств чем для создания парка в равнинной местности.

    Эти же условия приемлемы и для парков, разбитых на овражной территории. При строительстве придётся заняться укреплением довольно крутых склонов. Их можно оформить в виде террас, склоны которых придётся так же укреплять. Однако результат такой работы без сомнения превзойдёт все ожидания, так как на дне оврага зачастую будет располагаться естественный или искусственный водоём, который будет решать проблему орошения посаженной на склонах или террасах растительности.


    Кстати, водоём на территории парка так же является важным фактором при ландшафтном проектировании парка. Водоём позволит создать на парковой территории максимально эффективную экосистему, которая будет удачно гармонировать с окружающей природой, а так же служить повышению эстетического вида территории. Если парковая территория примыкает к водоёму, такой парк получил название прибрежного. Если на поверхности пруда или водохранилища имеются один или несколько островов, то такой парк называется островной.

    Оборудованный водоём на территории парка позволяет создать на прибрежной зоне эффективную зону отдыха для жителей города, где можно с комфортом скоротать жаркие летние дни. В зависимости от размера водоёма, можно создать обширную, оборудованную прибрежную зону, или тихий и уютный уголок дикой природы для водоёмов небольшого размера. Так же дизайнеру придётся озаботиться выбором соответствующей растительности для строящегося парка.



    Именно она придаёт необходимый облик окружающей территории, а многочисленными разновидностями зелёных насаждений можно оформить парковую территорию в любом климате нашей необъятной страны. Так, для укрепления берега водоёма потребуются растения с обширной корневой системой, а цветущие кусты и деревья достойно украсят аллеи и тропинки парка. Разновидности зелёных насаждений насчитывают сотни видов, а значит каждая функциональная зона может быть оформлена с применением соответствующих групп насаждений.

    В зависимости от выбранного стиля парка выбирают растительные сообщества пейзажные композиции. На этапе возведения парка, рекомендуется применять быстрорастущие деревья, так как взросления основных древесных насаждений парка придётся ждать десятки лет. Вообще, для скорейшего формирования внешнего вида парка, работы по его озеленению проводятся поэтапно. При проведении процедуры ландшафтного проектирования, дизайнеру придётся учитывать множество разнообразных нюансов и неожиданных трудностей.

    Очень эффектно выглядят отдельные виды деревьев, растущие по отдельности. Например, плакучая ива украсит берега пруда или другого водоёма, а виды фактурных деревьев типа клёна или дуба не только украсят собой окружающую местность, но и дадут необходимую тень. Очень эффектно будут выглядеть различные виды вьющихся растений, из которых в последствии можно создать эффектную живую изгородь или живую стену из зелёных насаждений.

    Парк в Богородицке под Тулой занимает особое место в истории русского садово-паркового искусства. Во-первых, из-за того, что создавался в тот переломный период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал свое победное шествие по многочисленным усадьбам, разбросанным по центральным и отдаленным провинциям России. В этот момент решался вопрос о том, будут ли они следовать зарубежным образцам или пойдут своими собственными путями, исходя прежде всего из местных природно-климатических условий, сложившихся национальных культурных традиций, богатого отечественного опыта садового зодчества.

    Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде. Никольский A.С.

    «Центральный парк культуры и отдыха в Ленинграде». Никольский A.С. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. История ленинградского Центрального парка культуры и отдыха начинается с 3 декабря 1931 г., когда ЦК ВКП(б) и СНК СССР в своем историческом решении о социалистической реконструкции Ленинграда решили создать на Елагином и Крестовском островах парк культуры и отдыха с большим спортивным стадионом. В 1932 г. ленинградский ЦПКиО развернул свою работу только на Елагином острове с его чудесным, хорошо сохранившимся парком. Крестовский же остров, эта голая, заболоченная, обдуваемая ветрами низменность, должен был еще получить свой парк.

    Парк им. Кирова в Баку. Ильин Л.А.

    «Парк им. Кирова в Баку». Ильин Л.А. Публикуется по изданию «Проблемы садово-парковой архитектуры. Сборник статей». Издательство Всесоюзной академии архитектуры. Москва. 1936. Резко выраженные особенности географического положения Баку, сухие припустынные условия, трудные для паркового строительства, делают этот опыт не только интересным с точки зрения преодоления природы и одновременного ее использования, но и поучительным для практики парковой композиции в аналогичных и близких условиях. Парк расположен на склонах холмов и плато - наиболее высоких в пределах города отрогах Кавказского хребта при его выходе к Каспию. На всем побережьи к югу от Махач-Кала нет ни одной точки, где горы так близко и так рельефно подошли бы к морю.

    Ансамбль Екатерининского парка Царского Села

    Ансамбль Екатерининского парка: Регулярная часть Екатерининского парка (Старый сад). Садовая скульптура. Эрмитаж. Грот. Зал на острове Большого пруда. Гранитная терраса. Верхняя ванна. Нижняя ванна. Эрмитажная кухня. Адмиралтейство. Садовая набережная и Нижние пруды. Пейзажная часть Екатерининского парка. Башня-руина. Чесменская колонна. Кагульскнй обелиск. Морейская колонна. Крымская колонна. Турецкая баня. Палладиев мост. Горка из «дикого камня», «Пудостский мост» и Красный каскад. Гатчинские ворота. Пирамида. Памятник А.Д. Ланскому. Концертный зал. Кухня-руина. Малый каприз. Вечерний зал. Чугунная беседка. Готические ворота. Ворота «Любезным моим сослуживцам». Кадетские ворота. Фонтан «Молочница».

    Ансамбль Александровского парка Царского Села

    Ансамбль Александровского парка: Регулярная часть Александровского парка (Новый сад). Китайская деревня. Большой каприз. Китайский театр. Крестовый мост. Скрипучая беседка. Китайские мосты. Александровский дворец. Пейзажная часть Александровского парка. Шапель. Белая башня. Ферма. Пенсионерские конюшни. Ламский павильон. Арсенал. Федоровский городок. Египетские ворота. Баболовский дворец и парк. Александровский парк, в силу различия природных ресурсов и исторических особенностей формирования, значительно отличается по своему характеру от Екатерининского парка. Старейшая часть Александровского парка - Новый сад - распланирована в регулярном стиле. Разбивка пейзажной части парка осуществлена лишь в начале XIX столетия.

    Летний сад в Санкт-Петербурге

    Место для своей летней резиденции Петр I выбрал на левом берегу Невы, в устье р. Ерика (Фонтанки), почти напротив Петропавловской крепости. Сад был заложен в 1704-1706 гг. и занял поначалу лишь северную часть участка, которая выходит непосредственно на Неву. Тогда же определились основные контуры той системы прямых перпендикулярных друг к другу аллей, которая в общих чертах дошла до нашего времени. Некоторые исследователи полагают, что владелец сада сам наметил направление аллей, положение первых цветников и фонтанов, но первый известный нам план Летнего сада составлен Я. Роозеном. На этом плане уже показан только что выстроенный по проекту Д. Трезини дворец, занявший не центральное положение на участке, а его северо-восточный угол рядом с маленькой гаванью на Фонтанке...

    Исторический очерк развития дворцово-парковых ансамблей Царского Села

    Ансамбли дворцов и парков Царского Села складывались на протяжении полутора столетий. В их формировании прослеживаются четыре этапа. Первый из них - 1710-1720 гг. Это время возникновения загородной царской резиденции - Сарской мызы, с небольшим каменным дворцом Екатерины I и регулярным садом. В середине XVIII в., после перестройки дворца, перепланировки и расширения парков, Сарская мыза превратилась в грандиозный ансамбль, превзошедший по своим размерам все другие дворцовые резиденции в России. Следующий период начался в 1760-1770-х гг., одновременно с возникновением в русской архитектуре нового стиля - классицизма. Осуществлявшиеся на этом этапе работы по созданию пейзажных парков на территории, прилегающей к старым регулярным садам, не были полностью закончены в конце XVIII столетия. Они продолжались и в первой половине XIX века.

    Фонтаны Петергофа

    Ансамбль парков, дворцов и фонтанов Петергофа-Петродворца, расположенный в 29 км от Ленинграда и возникший в первой четверти XVIII века, является своеобразным триумфальным памятником в честь успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. Регулярные парки, 144 фонтана и 3 каскада, золоченые статуи богов и героев древности, величественная архитектура дворцов - все это выражает идею торжества России, «пирующей на морском просторе». Начало строительства Петергофа датируется 1714-м годом. Замысел создания ансамбля (основная схема планировки центральной и восточной частей Нижнего парка, соединение в одно композиционное целое дворца, грота с каскадом и канала) принадлежит Петру I. Нередко, упоминая о желании Петра I видеть здесь в Петергофе резиденцию, которая «первейшим государям приличествует»...

    Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

    Архитектурно-парковый ансамбль Кусково является одним из замечательных памятников русского искусства. Созданный в XVIII в., он в полной мере вобрал в себя достижения усадебного строительства эпохи. Своеобразные архитектурные ансамбли под Москвой получают распространение в конце первой трети XVIII в., когда в древние родовые вотчины возвращается знатное дворянство. Из уцелевших подмосковных усадеб Кусково наиболее ранняя, дающая представление о типе елизаветинских усадеб. Она находилась в 7 верстах от Москвы, между Владимирской и Рязанской дорогами. С 1715 г. эти земли принадлежали сподвижнику Петра I - видному военачальнику, герою Полтавской битвы фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Ансамбль Кусково создавался на протяжении нескольких десятилетий. В 1755 г. здесь был вырыт большой пруд, который позволил осушить низменное и болотистое место...

    Усадьба Останкино

    Древняя подмосковная усадьба Останкино представляет для нас особый интерес тем, что ее ансамбль сложился в основном за очень короткий срок - 10 лет, хотя существует она с XVI в. Другая особенность - это ее «увеселительное» назначение, что отразилось на специфическом характере садовых композиций. Останкино - уникальный памятник русской культуры XVIII в., удивительный по своему совершенству пример творческого синтеза архитектуры, садово-паркового искусства, театра, живописи, скульптуры, произведений декоративно-прикладных ремесел, которые слились в единое художественное целое. Усадьба, дворец, парк и все, что в них находится, созданы талантом и трудом сотен крестьян, ремесленников и умельцев. Сады Останкина являются неотъемлемой составной частью этого единственного в своем роде ансамбля...

    Павловский парк

    Когда в Царском Селе уже сиял своим великолепием Большой Екатерининский дворец, на месте будущего Павловска еще стояли глухие леса, тишину которых изредка нарушали лишь придворные охоты. Павловский парк моложе царскосельского и других императорских резиденций в окрестностях Петербурга, он лучше сохранился. В нем в наиболее чистом виде отразился период расцвета русского классицизма, он был создан за довольно короткий срок - 50 лет - и отличается особой художественной цельностью своего ансамбля - садов, архитектуры, скульптуры. Это единственный в своем роде образец русского пейзажного зодчества, прославленный шедевр, в котором нашли самое полное выражение новые направления в садово-парковом искусстве...

    Дворцово-парковый комплекс Царского Села

    Загородная резиденция жены Петра I Екатерины Алексеевны Царское Село была основана в 1708 г., через 6 лет после освобождения Копорья от шведских войск. Она располагалась на месте бывшей шведской «Сарской мызы» в живописной и обширной местности, на пологом холме, у небольшой речки Вангази. Старые деревянные постройки, плодовый сад, пруд стали на первых порах ядром будущей усадьбы. После 1716 г., когда здесь была построена деревянная Успенская церковь, Сарская мыза («Остров-мыза») получила наименование Царского Села. К этому времени относится и создание здесь первых каменных палат, расширение хозяйственных построек. В отличие от дворцово-парковых комплексов Петра I имение Екатерины долго сохраняло вид русской усадьбы и отражало в своем облике традиционный и простой уклад жизни...

    Мемориальный комплекс «Курган Славы» в Минске

    Курган Славы увековечил ратный подвиг Советской Армии и партизан. Заложен он 30 сентября 1966 года. Земля Белоруссии смешалась в нем с землей городов-героев, других мест, прославивших себя боевыми и трудовыми свершениями. Воздвигнут мемориал к 25-летию освобождения Белоруссии от гитлеровцев. Торжественное открытие состоялось 5 июля 1969 года. Его авторы - скульпторы А. Бембель, А. Артимович, архитекторы О. Стахович, Л. Мицкевич и инженер В. Лапцевич. Курган высотой 70 метров 60 сантиметров венчают четыре штыка, символизирующие четыре фронта, освобождавшие Белоруссию. У основания штыков, которые скрепляет лента-пояс двухметровой высоты,- мозаичные ордена Славы и Отечественной войны.

    Сады Гранады. Альгамбра и Генералиф. Alhambra & Generalife

    Заимствовав опыт Египта и Рима по устройству ирригационных сооружений, арабы сумели использовать таяние снегов на горных вершинах и создали мощную гидротехническую систему, превратив безводную Испанию в цветущий край. Здесь сформировался новый тип сада - испано-мавританский. Это небольшой дворик (200-1200 м²) атриумно-перистильного типа (патио), окруженный стенами дома или оградой, представляет собой продолжение парадных и жилых покоев под открытым небом. Комплекс таких миниатюрных патио, включенных в сложную структуру дворца, представляют сады Гренады, созданные в XIII в. в резиденциях халифов - Альгамбре (650 X 200 м) и Генералифе (площадь 80X100 м). В Альгамбре помещения дворца группировались вокруг Двора мирт и Двора львов. Двор мирт (47 Х 33 м) окружен стенами зданий с изящной аркадой, богато украшенной орнаментом.

    Версаль. Parc de Versailles

    Местечко Версаль, расположенное недалеко от Парижа, было королевским угодьем и представляло собой равнинную заболоченную местность, частично покрытую мелколесьем. На этой территории в период с 1661 по 1700 г. Ленотром вместе с арх. Лево и Мансаром и художником Лебреном был создан дворцово-парковый ансамбль. Его размеры грандиозны: так называемый Малый парк занимал площадь 1738 га, а примыкающий к нему Большой охотничий парк - 6600 га. Сначала развернулись предварительные работы по подготовке территории - осушению местности с помощью каналов, созданию резервуаров, питающих водные устройства парка, подсыпке земли на значительной площади. Для посадки было привезено огромное количество деревьев из различных районов Франции и других стран. Однако, несмотря на все старания, посадки оказались недолговечными и уже через 150 лет часть деревьев пришлось заменить.

    Во-ле-Виконт. Château de Vaux-le-Vicomte

    Во-ле-Виконт - (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) - классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV. Парковый ансамбль создан А. Ленотром совместно с арх. Лево и художником Лебреном. При закладке (1656-1661) сада трудились 18 тыс. человек. На обширной территории было снесено 3 деревни, вырублен лес, преобразован рельеф, изменено русло реки. Площадь парка 100 га. В северной его части расположен дворец, окруженный каналом в духе старинных замков, являющийся центром композиции. Южным фасадом дворец обращен к парку. От него тремя невысокими террасами мягко спускается к югу широкая полоса открытого пространства, обрамленного массивами боскетов.

    Парк Стоу. Stowe Landscape Gardens

    Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens) находится в 96 км от Лондона. Площадь парка 100 га, а вместе с прилежащими угодьями, составляющими с ним одно целое - 500 га. Первоначально здесь был регулярный парк, созданный арх. Дж. Ванбергом, в 1714 г. его перестраивает арх. Ч. Бриджмен, а в 1738 г.- У. Кент и Л. Браун. Центром композиции является дворец, который стоит на повышенных отметках рельефа в створе открытого луга, вытянутого с севера на юг и образующего главную ось парка. В пониженной части устроен пруд - его второй композиционный центр. Объемно-пространственное решение основано на сочетании чередующихся закрытых массивов с открытыми пространствами водоема и лужаек, где отдельно стоящие деревья и группы образуют пейзажные картины. Парк насыщен сооружениями в духе романтизма, стилистически связанными с архитектурой дворца.

    Вилла Ланте. Villa Lante

    Строительство виллы Ланте (Villa Lante) осуществлялось также по проекту арх. Бароцци да Виньола в 50-е годы XVI в. Она находится в городке Баньяйя в 84 км от Рима. Владельцем виллы был герцог Монтальто, Площадь сада 1,5 га, перепад рельефа 16 м. Здесь, как и в вилле Капрарола, использована тема ручья, стекающего с горы и образующего продольную ось сада. Однако при общей схожести плана решение этой темы существенно отличается. Зодчий, «разделив» дом на два объема и расположив их симметрично оси, как бы раздвинул путь ручью. Нижняя терраса - входная часть сада - решена в виде плоского партера (75X75 м), разделенного на ряд квадратов. В их модуль вписан водный партер с круглым островом в центре, где скульптурная группа юношей (высота 10 м), поддерживающих руками герб Монтальто, дает монументальную вертикаль.

    Вилла д"Эсте. Вилла Тиволи. Villa d"Este

    Вилла д"Эсте, Вилла Тиволи (итал. “villa d"Este”) находится в 80 км от Рима в г. Тиволи, ее владельцем был кардинал д"Эсте. Построена в 40-х годах XVI в. Автор - арх. Пирро Лигорио, водные устройства создавались инженером Оливиери. Площадь сада 3,5 га, перепад рельефа 35 м. Дворец расположен на верхней точке, а на склоне разбит сад. Крутой откос террасирован, по узким террасам проходят поперечные оси, в нижней, наиболее пологой части устроен партер (70X70 м). Взаимно перпендикулярные дороги образуют прямоугольники боскетов. Главная ось направлена от нижнего партера к дворцу. На этой оси важнейшим композиционным узлом является Фонтан драконов, расположенный на площадке ниже подножия дворца, и три группы кипарисов - на партере, у водоемов поперечной оси и Фонтана драконов, образующие мощные вертикальные акценты.

    Сефтон-парк в Ливерпуле. Sefton Park. Liverpool

    Сефтон-парк в Ливерпуле (Sefton Park. Liverpool). Автор - арх. Э. Андре. Строительство парка начато в 1867 г. на площади 156 га. Местность ранее использовалась под хозяйственные угодья и была окружена частной застройкой. С севера на юг она пересекалась протокой, превращенной затем в серию искусственных прудов и ручьев. Парк имеет четкое функциональное зонирование и включает лужайки для спорта, сад, Парк оленей, ресторан, музыкальный павильон и ботанический сад, выделенный в отдельный участок со своей планировкой. Сеть дорог образует в плане эллипсы, круги и плавные кривые, ограничивая контуры открытых пространств. Благодаря крупному масштабу линии дорог не воспринимаются в натуре как геометрические кривые. По периферии проложена дорога для верховой езды и устроены домики-приюты для отдыха.

    Вилла Фарнезе. Замок Капрарола. Villa Farnese

    Вилла Фарнезе (итал. Villa Farnese), известная также как замок Капрарола. В 70 км от Рима, недалеко от местечка Капрарола, арх. Бароцци да Виньола в 1547-1550 гг. построил замок для кардинала Фарнезе. Выше по склону в 300 м от замка был сооружен небольшой дом и разбит сад, предназначенный для уединенного отдыха (пример «секретного сада»). Несмотря на незначительные размеры, сад решен монументально - в крупных пропорциях, без лишних мелких деталей, с использованием местного материала. Тем самым он органически сливается с окружающим ландшафтом и ансамблем замка. От нижней площадки первого уровня, украшенной фонтаном, дорога поднимается по пологому пандусу, оформленному стекающим по нему ручьем и замкнутому с двух сторон стенами, ко второму уровню - площадке, богато оформленной фонтанами и монументальными изваяниями речных богов.

    Ансамбль императорской виллы Сюгакуин в Киото

    На северо-восточной окраине Киото удалившимся от дел императором Гомицуно был распланирован ансамбль Сюгакуин с обширным садом-парком. Первая часть работ была закончена между 1656 и 1659 годами, но затем с перерывом работы продолжались еще несколько лет. Уникальность композиции Сюгакуин среди японских садовых ансамблей связана с его расположением на трех уровнях - террасах, поднимающихся друг над другом по склону горы. Именно это определило общее пространственное построение ансамбля и конкретное решение каждой его части. В отличие от Кацура основной масштаб и основной эмоциональный тонус Сюгакуин был задан дальним планом - видом далеких силуэтов гор и деревьев (что носит название «саккэи»), а все искусственно построенные элементы сада становились передним планом композиции и получали подчиненную роль.

    Мемориальный парк Мира в Хиросиме

    Один из первых общественных ансамблей послевоенной Японии - Парк Мира в Хиросиме (архитектор Кэндзо Тангэ, 1949-1956), задуманный и осуществленный как синтез национальных и современных пространственных и конструктивно-пластических идей. Парк расположен на территории бывшего округа Накадзима, целиком уничтоженного в результате атомной бомбардировки японского города Хиросимы в 1945 году. На территории в 12,2 гектара находятся Мемориальный музей Мира, множество памятников, ритуальный колокол и кенотаф. Ансамбль состоит из обширной площади для манифестаций (она засыпана белой галькой) с лаконичным и скорбным памятником-аркой (Монумент «Пламя Мира»), легких, поднятых на столбах зданий музея, административного корпуса и библиотеки. Виднеющийся на заднем плане остов одного из немногих строений, уцелевших во время атомной бомбардировки, также визуально включается в ансамбль.

    о Сады монастыря Мёсиндзи в Киото

    Сады Боболи. Giardino di Boboli

    Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) - знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город.

    Сад монастыря Дзёруридзи в Киото

    Сад монастыря Дзёруридзи в предместьях Киото относится к редчайшему типу садов хэйаньской эпохи амидийского типа. Здание храма было построено в 1107 году, на нынешнее место было установлено в 1157 году. Оно считается одним из лучших образцов архитектуры буддистских храмов позднего периода Хэйана. На восточном берегу пруда среди деревьев высится изящная пагода, первоначально возведенная в Киото, и перемещенная сюда в 1178 году. Храм и пагода расположены друг напротив друга, символизируя восточный и западный буддистский рай. Планировка сада у храма - попытка найти и выразить в компонентах живой природы символическое выражение миропорядка, высшая точка которого - «Западный рай Будды Амиды». Подобно тому как не было принципиального различия религиозной и светской архитектуры, так близки по своим особенностям амидийские храмовые сады и сады дворцовые.

    Сад храма Кинкакудзи (Золотой павильон) в Киото

    Довольно значительные по размеру дзэнские пейзажные сады нередко возникали из дворцовых садов типа синдэн. Так, дворец Китаяма, построенный сегуном Асикага Ёсимицу в 1397 году, был затем переделан в храм Рокуондзи (Храм оленьего сада), или Кинкакудзи (Золотой павильон), а сад реконструирован в соответствии с эстетическими канонами дзэн школы риндзай. В отличие от более ранней японской архитектуры смысл такого произведения, как Золотой павильон, его содержательность раскрываются лишь в сопоставлении с природой, единстве с ней. Архитектура и природа становятся равнозначными частями художественного образа. Но природа естественная, художественно не организованная не могла войти в это единство, она должна была быть преобразована в соответствии с теми же принципами, которыми руководствовался и архитектор-строитель.

    Сад храма Гинкакудзи (Серебряный павильон) в Киото

    Серебряный павильон - Гинкакудзи (или Хигасияма-дэн, официальное название храма - Дзисё-дзи), построенный в 1489 году сёгуном Асикагой Ёсимасой под впечатлением Золотого павильона Кинкаку-дзи, который построил его дед Асикага Ёсимицу и позже ставший буддийским храмом. В истории японской архитектуры Серебряный павильон - явление переходное, он соединяет в себе черты стиля синдэн с новыми элементами жилой архитектуры так называемого стиля сёин. Как и Золотой павильон, он стоит на берегу озера, и раздвигающиеся стены (новая деталь стиля сёин) непосредственно отделяют интерьер от пространства сада. Когда стены раздвинуты, это разделение исчезает и природа как бы входит внутрь дома. Такое слияние с природным окружением отразилось на пространственном решении интерьера и более того - на всей концепции архитектуры, ее новой связи с окружающей средой.

    Сады монастыря Тофукудзи в Киото

    Тофукудзи - буддийский храмовый комплекс на юго-востоке Киото. Ворота храма саммон - самые древние из ворот дзэнских храмов в Японии и являются национальным достоянием. Высота сооружения составляет 22 метра. На территории храмового комплекса расположены множество садов, самые крупные из которых Северный, Южный, Западный, Восточный и сад Ходзё. Мирэи Сигэмори, автор одного из самых известных современных храмовых ансамблей Комё-ин в монастыре Тофукудзи в Киото (1939). Вся «лексика» искусства Мирэи Сигэмори восходит еще к дзэнским символическим садам (типа карэ сан-суй), но само применение общеизвестных символов, их сочетание и контраст в одной композиции отмечают мастера с новым видением и ощущением. Сигэмори, прежде чем стать садовым дизайнером, старательно изучил историю садового дела, провел обмеры и сделал планы более 500 садов.

    С давних времен оформление и правильная организация садов имела очень большое значение. Сегодня все чаще для создания на территории своей усадьбы красивого парка для отдыха и эстетического наслаждения обращаются к специалистам в этой области.

    Проектирование ландшафтного дизайна – это целое искусство, которое совмещает в себе основы инженерии и архитектуры, растениеводства, а также теорию философии, культурологии и истории.

    При планировании архитектуры и дизайна новых парков еще древние мастера пытались совместить красоту природы и функциональность объекта, но при этом строго следовали основным философским взглядам и традициям своего народа. Различные стили садово-паркового искусства стали ярким отражением разнообразных культур и временных эпох тех наций, которые воплощали их в жизнь. Кроме того, методология ландшафтного проектирования отражает не только национальные и религиозные ценности своего времени, но тесное гармоничное слияние с природой. На протяжении многих веков парк на территории собственного земельного участка был доступен только богатым особам из высшего общества. Довольно часто красота оформления собственного сада свидетельствовала о размерах финансового достатка его хозяина.


    Теория дизайна парков и садов европейской и азиатской цивилизации такая же разная, как и основы их философских взглядов и восприятие мира. Сегодня в современном ландшафтном дизайне архитекторы постоянно делают анализ существующего опыта и ищут свежие идеи, при этом довольно часто пытаются совмещать основы различных стилей, присущие восточным и западным культурам. Не всегда такая работа бывает удачной. Без знания базовых принципов планирования садово-паркового объекта, без внутреннего ощущения тонкой философии в стилях достичь хорошего результата просто невозможно.

    Анализ существующих стилей в организации парков и садов на приусадебных территориях

    Регулярный (геометрический или французский) стиль – такой сад или парк имеют четкие симметрические линии, геометрически правильный план размещения всех объектов. Планирование такого парка начинается с определения основной центральной линии, которая несет основную смысловую нагрузку. Все аллеи имеют в своей основе ровные линии, цветники и бассейны правильной формы. Кустарники и деревья подстригаются.


    Английский (пейзажный парк) парк – разбивается с учетом естественного местоположения всех объектов. Стиль возник в Англии в 18 столетии после выхода из моды эпохи барокко. Основы этого стиля отличаются красивыми плавными природными линиями, вымощенными брусчаткой или камнем дорожками. Все объекты максимально сохраняют свой естественный вид, чего нет во французских парках. Также отличительной чертой таких садов является ярусный подход при высадке растений.


    Китайский стиль – основы этого стиля отличаются полной гармонизацией при размещении садовых композиций. Все подчинено законам восточной философии и имеет глубокий сакральный смысл, чего нет в европейских культурах.


    Японские сады – это небольшая демонстрация мировоззрения японской нации. Все имеет свое истинное назначение и занимает строго определенное место. Первые принципы и основы организации японских паков были разработаны еще буддийскими монахами. Они отражают совершенство природного мира, а иногда и всей вселенной.


    Мусульманский (мавританский сад) – отражение восточной мудрости и неспешности. Ароматы экзотических цветов, пение птиц, тихое журчание водоемов полностью способствуют расслаблению и умиротворению. В восточных странах парки и садовые территории всегда были кусочком рая на земле. При обустройстве архитектуры парка строго чтятся все законы ислама. Именно при дворцах восточных правителей садово-парковое искусство получило свое активное развитие.


    Гармоничность и красота природных островков сада хорошо влияют на физическую форму и душевное равновесие. Научными исследованиями давно установлены факты положительного влияния природы и правильной организации окружающей среды на эмоциональное состояние человека. Хорошо продуманный и утонченный дизайн приусадебной территории будет приносить радость и удовольствие своему владельцу. Это возможно только в том случае, если при составлении программы работ были проанализированы и учтены все пожелания заказчика. Нередко бывает так, что даже самые дорогие и модные работы дизайнеров вызывают неприятные чувства. И наоборот, созданные собственными руками простые и незамысловатые пейзажи радуют глаза и душу, вселяя спокойствие и умиротворение.

    Для того, чтобы человек мог отдыхать в своём саду и избавляться от повседневных хлопот, проектирование должно проводится в соответствии с определенными правилами и включать анализ всех факторов влияния на окружающую природную среду и имеющуюся на участке архитектуру.

    Теория разработки ландшафтных проектов участка своими руками

    Основным этапом в работе над дизайном ландшафта является разработка художественного проекта и программы действий по его реализации. Для этого создается набросок плана размещения композиций, архитектуры и основных объектов парка или сада.


    Пример схемы ландшафтного проекта

    При составлении программы высадки растений архитектор обязательно должен анализировать и учитывать в своей работе следующее:

    • При высадке растений нужно учитывать групповой характер этого процесса. Растения одного вида или родственных родов должны высаживаться рядом. Иначе территория приобретет пустой и незаконченный вид.
    • В работе по посадке растений не нужно использовать прямые линии, поскольку это не дает возможности для формирования кустов. Такое расположение создает неестественный вид, чего следует избегать. Но при этом не нужно нарушать сбалансированность общей композиции. Все должно быть гармонично.

    Грамотная организация пространства позволяет разместить на территории парка или сада отдельные участки, где можно отдохнуть в кругу близких и друзей, и участки, дающие возможность провести время в одиночестве наедине со своими мыслями.


    Пример визуализации дизайн-проекта сада

    Элементы, которые используются при декоративном оформлении территории парка или сада своими руками, подразделяются на основные группы:

    • Здания или сооружения усадьбы, которые, как правило, являются центром всего проекта. В таком случае основной задачей дизайнера становится анализ имеющихся объектов и последующее сглаживание, смягчение резких и строгих геометрических форм постройки. При этом это могут быть целые комплексы зданий, выполненные в различных стилях и имеющие самое различное предназначение. Тогда работа специалиста значительно осложняется.
    • Травяное покрытие для формирования газонов.
    • Зеленые посадки деревьев и кустарников, а также цветов. Это могут быть отдельные растения, так и целые композиции.
    • Большие декоративные элементы:
      • водные объекты (ручьи, рукотворные озера, фонтаны, акведуки);
      • каменные объекты (большие камни или композиции из груды камней, скульптуры).
    • Небольшие элементы декора садовой архитектуры (светильники, маленькие композиции).

    Разработка ландшафтного проекта участка своими руками начинается со следующих работ:

    1. Планирование мероприятий по озеленению территории усадьбы
    2. Создание проектов для размещения водных объектов;
    3. Размещение садовой дорожки;
    4. Анализ и составление плана ландшафтного освещения;
    5. Разработка программы и построение дренажной системы объекта.

    Программы по озеленению территории парка или сада своими руками

    Начинается планирование дизайна и архитектуры будущего сада с анализа имеющейся растительности и составления программы озеленения.

    Озеленение территории усадьбы подразумевает процесс заполнения территории участка растительностью. Но специализированные организации могут включать дополнительно большой перечень услуг.

    Программа работ по озеленению парка или сада охватывает следующие пункты:

    • Выезд дизайнера для ознакомления с участком, сбор и анализ пожеланий хозяев.
    • Разработка проекта. При этом создается несколько рабочих эскизов. Заказчики имеют возможность в процессе подготовительных работ выбрать наиболее подходящий вариант.
    • Подготовка участка парка или сада к проведению работ. Завоз необходимых инструментов и материалов на территорию.
    • Анализ и определение зон на участке, внесение информации в чертежи.
    • Полное снятие слоя почвы, непригодной для высадки растений.
    • Создание декоративных водоёмов, заложение котлованов для озер и фонтанов, выкладка декоративных камней.


    • Завоз плодородной почвы.
    • Анализ размещения растительных композиций и сооружение системы полива и освещения на территории объекта.
    • Формирование аллей и дорожек, постройка беседок или других декоративных помещений, если они запланированы.
    • Выбор и завоз различных видов растений.
    • Формирование границ для растительных композиций.
    • Выкладывание на дно специального агроволокна.
    • Закладка труб для дальнейшего полива композиции.
    • Засыпание специального мульчирующего материала.
    • Высадка растений и газонов, проверка системы полива.
    • Чистовая уборка сада после проведения работ.

    Программы создания растительных композиций подразумевают использование самых разных видов растений. При этом цели высадки и функции, которые они должны выполнять на участке, также могут быть самыми разными. Для этого используют лиственные и хвойные многолетние растения. Из них формируют бордюры, аллеи и живые изгороди.

    Деревья на приусадебных участках используют редко. Чаще это элементы большого садово-паркового объекта. Если на территории уже есть растительность, то ее, как правило, пытаются сохранить и гармонично вписать в новый ландшафт.

    Обычно при декорировании архитектуры участка правила дизайна предусматривают групповые высадки растений. Они могут иметь различный состав. Как правило, такие композиции помогают избежать резкого перехода от насаждений к открытому пространству объекта. В группе делается акцент на одно растение, а остальные являются просто фоновым сопровождением. При этом очень важно учитывать природные характеристики того или иного вида, его форму и размер.

    В центре декоративного объекта размещаются высокие растения. И по мере приближения к открытому участку высота растений уменьшается. Дизайнеру следует учесть, что композиция не должна терять свой внешний вид на протяжении всего периода активного развития растений.


    Формирование газонов своими руками также имеет немаловажное значение. Ухоженные газоны являются прекрасным фоном для основной группы растений, выгодно оттеняя цвет деревьев и кустарников, а также близлежащие объекты архитектуры. Это своего рода объединяющий элемент, который делает композицию целостной. Кроме того, он прекрасно выполняет функции по снижению температуры в летний период, задерживает влагу в засушливый период.

    Чтобы сад не стал хаотичным скоплением растений, программы озеленения обязательно предусматривают свободные участки с насыпью гальки или песка. Такое сочетание позволяет гармонизировать пространство объекта и придать ему свой стиль и очарование.

    Гармоничный подбор цветов составляет основы теории проектирования садово-парковых зон. Правила выбора палитры для сада ничем не отличаются от общепринятых при оформлении интерьеров.

    Ландшафтное проектирование участка должно предусматривать размещение на территории интересного объекта, который будет привлекать внимание посетителей. Кроме того, анализ опыта разбивки парка говорит о том, что проект должен отличаться простотой и удобством. Иначе за объектом будет достаточно сложно ухаживать в дальнейшем.


    Создание водоемов

    Ничто так не украшает природный ландшафт объекта, как водоем. Он хорошо дополнит растительные композиции, придаст определенный шарм и создает необходимый микроклимат.

    Создать его своими руками не так уж и сложно, но гарантию качества вы можете получить, только заказав услуги профессионалов.

    Водоемы можно сделать самые разные:

    • Пруды;
    • Ручьи и каскады (водопады);
    • Фонтаны;
    • Садовые аквариумы.


    При строительстве водоема на территории усадьбы своими руками необходимо учесть основные правила:

    1. Анализ размера сооружения . Здесь важно не переусердствовать. Оптимальным вариантом для участка в десять – пятнадцать соток будет водоем с водным зеркалом от четырех до пяти квадратных метров.
    2. Расположение водного объекта . Очень важно чтобы вода хотя бы шесть часов в день прогревалась солнечными лучами. Поэтому нельзя размещать водоем в тени деревьев.
    3. Материалы, используемые для постройки водоемов своими руками . Чтобы водоем прослужил долго, нужно использовать современные высокопрочные материалы и соблюдать правила их эксплуатации.
    4. Технические сооружения для обслуживания водоема. Вам необходимо позаботиться о качественной системе труб и насосов. Найти подходящие материалы и технику вы можете в онлайн-магазинах.
    5. Также нужно отдельное внимание уделить флоре пруда для поддержания микроклимата и баланса природных условий. Вы можете поселить в водоеме и обитателей, развести различные виды рыб или лягушек.
    6. Программа ухода. Искусственные водоемы подлежат обязательной чистке, иначе на месте прекрасного пруда рано или поздно образуется болото. Если вы не любите проводить эти работы, то всегда можно обратиться к специалистам, которые сделают это грамотно и качественно. Заказать услугу по очистке водоема можно на специализированных сайтах в режиме онлайн.
    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...