Первый русский террорист. Революционный терроризм в российской империи

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Дмитрий Каракозов за несколько месяцев до покушения

3 (15) сентября 1866 года на Васильевском острове в Петербурге за покушение на Александра II был повешен Дмитрий Каракозов.

"Этот выстрел рассек надвое русскую историю. Открыть новую эру суждено было высокому, светловолосому, хмуро-молчаливому молодому человеку с длинным лошадиным лицом, низким голосом и тяжелым взглядом. Пуля, приготовленная им для императора, не достигла цели; но именно она принесла смерть Сипягину и Столыпину, Володарскому и Урицкому, Николаю II, Мирбаху, Кирову, бессчетным жертвам Гражданской войны и сталинских репрессий", - писал историк Анджей Иконников-Галицкий.

Маленький камешек обрушивает лавину. Толчок процессу, последствия которого сказываются через 150 лет, дала, по мнению современников и позднейших исследователей, заурядная личность.

Выстрел мимо

Неудачные покушения на Александра II

  • 25 мая 1867 года: Во время визита в Париж, когда русский царь и император Наполеон III возвращались с военного смотра в открытой карете, в гостя дважды выстрелил поляк Антон Березовский. Офицер охраны толкнул нападавшего, пули попали в лошадь. Наполеон сказал: "Сейчас мы узнаем, в кого целились. Если итальянец, то в меня, если поляк - в вас". Березовский был приговорен к пожизненной каторге в Новой Каледонии, замененной вечной ссылкой, и помилован спустя 40 лет.
  • 2 апреля 1879 года: Недоучившийся студент Александр Соловьев трижды выстрелил из револьвера с близкого расстояния в императора, совершавшего утреннюю прогулку вокруг Зимнего дворца. Промахнулся, был схвачен на месте покушения, осужден и повешен.
  • 19 ноября 1879 года: Попытка подрыва царского поезда под Москвой по пути из Ливадии. Народовольцы во главе с Андреем Желябовым и Софьей Перовской знали, что первым должен идти багажный состав, но в Харькове его паровоз сломался, и первым двинулся царский поезд. При взрыве мины под багажным составом пострадали несколько человек. Организаторы были позднее арестованы и повешены.
  • 5 февраля 1880 года: Народоволец Степан Халтурин, устроившийся на работу столяром в Зимний дворец, заложил два пуда динамита под залом, где должен был проходить обед в честь приезда принца Гессенского. Из-за опоздания поезда принца бомба сработала, когда высокопоставленных особ в помещении не было. Погибли 11 и получили травмы 56 слуг и солдат. Халтурин в 1882 году был схвачен в момент убийства им и еще одним народовольцем одесского прокурора Стрельникова, отказался назваться, и его личность установили лишь после казни.

4 апреля около четырех пополудни Александр II закончил обычную прогулку в Летнем саду и вышел на Невскую набережную.

Охраны при императоре в те времена не было, только по тротуару с наружной стороны ворот прохаживался полицейский, а возле экипажа ждал жандармский унтер, вставший при виде царя по стойке "смирно".

Прохожие, как всегда, задержались поглазеть на государя.

Александр, подобрав длинные полы шинели, готовился сесть в коляску. В этот момент очевидцы услышали громкий хлопок и увидели бегущего молодого человека. Полицейский и жандарм кинулись вдогонку, повалили, отобрали тяжелый двуствольный пистолет и принялись бить. Закрывая лицо руками, человек крикнул: "Дурачье, ведь я для вас же, а вы не понимаете!"

Царь первым делом поинтересовался у стрелка, не поляк ли он. Не получив удобного объяснения, спросил, зачем он это сделал. Террорист ответил: "Ваше Величество, Вы обидели крестьян!" (такова была инерция привычки, что даже цареубийцы в глаза и за глаза называли монарха "величеством" и "государем").

Александр отправился на благодарственный молебен в Казанский собор, а преступник на допрос в Третье отделение на Фонтанке.

В кармане у него нашли экземпляр сочиненной им прокламации "Друзьям-рабочим!": "Грустно, тяжко мне стало, что погибает мой любимый народ, и вот я решил уничтожить царя-злодея. Умру с мыслью, что принес пользу дорогому моему другу - русскому мужику. Верую, что найдутся люди, которые пойдут по моему пути".

Написанное нарочито простонародным языком обращение содержало в основном нападки на богатых и призывы к имущественному равенству, которое, по мнению автора, есть рай.

Арестованный назвался крестьянином Алексеем Петровым и отказался от дальнейших показаний. Но при нем обнаружили медицинский рецепт, вышли на доктора, который знал о пациенте, что тот приехал из Москвы, и, главное, указал гостиницу, в которой он остановился. При обыске в номере жандармы нашли неотправленное письмо двоюродному брату Николаю Ишутину и от него узнали настоящее имя террориста.

"Спаситель"

Спустя несколько часов на торжественном приеме в Зимнем дворце начальник Третьего отделения князь Долгоруков сообщил сенсацию: оказывается, пуля пролетела выше головы императора, потому что случайно очутившийся рядом крестьянин Осип Комиссаров "отвел злодейскую руку".

Александр, разумеется, пожелал видеть его и тут же под громовое "ура" возвел в дворяне.

Многие современники подозревали в этом пиар-ход, особенно потому, что Комиссаров удачно оказался родом из Костромской губернии, как Иван Сусанин.

"Нахожу весьма политичным изобрести подобный подвиг", - писал жандармский офицер, участник следствия по делу Каракозова Петр Черевин, а министр внутренних дел Петр Валуев отмечал, что роль Комиссарова не подтверждена данными следствия.

Комиссарова наградили деньгами, подарили дом, стали приглашать на бесчисленные официальные и светские мероприятия, где он поражал всех зажатостью и косноязычием.

Его супруга принялась ходить по дорогим магазинам и напрашиваться на подарки, скромно представляясь: "Я - жена Спасителя".

Примерно через полгода Комиссаров исчез из публичного пространства и впоследствии умер от алкоголизма.

Путь к террору

После половинчатого упразднения крепостного права в 1861 году интеллигенция решила, что крестьян ограбили и обманули.

  • Освобождение наполовину

Одним из тех, кто не хотел ждать, и даже Герцена счел соглашателем, был сын мелкопоместных пензенских дворян 25-летний Дмитрий Каракозов.

Довольно ликовать! - шепнула Муза мне. - Пора идти вперед. Народ освобожден, но счастлив ли народ? Николай Некрасов, поэт

Позднее в русский террор придут Нечаев, Желябов, Савинков, Гершуни, Азеф - "демоны революции", разносторонние таланты, хладнокровные расчетливые авантюристы, прирожденные вожаки.

Большинство террористов первой волны были неудачниками с не сложившимися судьбами и неустойчивой психикой, легко переходившими от эйфории к депрессии, с неутоленными амбициями и обидой на весь свет.

"Французская революция случилась после Корнеля и Вольтера на плечах Мирабо, Бонапарта, Дантона, энциклопедистов. А у нас экспроприаторы, убийцы, бомбоносцы - это бездарные литераторы, студенты, не кончившие курса, адвокаты без процессов, артисты без таланта, ученые без науки", - писал Федор Достоевский.

Многие отличались в отрочестве преувеличенной религиозностью, от которой переходили к столь же экзальтированному атеизму, заменив Бога Идеей. Похоже, им хотелось не столько поразить жертву и добиться какого-то результата, сколько сподобиться мученичества.

Каракозов пошел в революцию под влиянием своего ровесника Ишутина, который рано остался сиротой и воспитывался у его родителей.

Немного поучившись в Казанском университете, Каракозов перевелся в Московский. Ишутин слушал лекции там же в качестве вольноопределяющегося, поскольку и гимназию не окончил.

По воспоминаниям их общей знакомой, впоследствии знаменитой судебной журналистки Елены Козлининой, Ишутина "заставила лезть в герои" любовь к некой девушке необыкновенной красоты в сочетании с неспособностью молодого человека проявить себя в науке.

"Каракозов был еще серее и еще озлобленнее Ишутина: учиться он положительно не мог, и, не умея ни к чему приспособиться, перекочевывал из одного университета в другой. И всюду его угнетала беспросветная нужда. Это и сделало его готовым на всякое дело в отместку за свои неудачи", - утверждала Козлинина.

Народничество погибало не под ударами полиции, а в силу настроения тогдашних революционеров, которым во что бы то ни стало, хотелось отомстить правительству за преследования и вообще вступить с ним в непосредственную борьбу Георгий Плеханов, марксист

По данным медиков, обследовавших Каракозова после ареста, он страдал хроническим колитом вследствие неправильного питания, и постоянно мучился болями в желудке.

Страстно желавший быть лидером Ишутин основал студенческий кружок, названный им просто и незамысловато: "Организация". Целью являлись пропаганда социализма и помощь бедным студентам путем создания на артельных началах переплетной мастерской.

Внутри "Организации" возникло законспирированное, впрочем, неумело, ядро под претенциозным именем "Ад".

Во время посиделок за чаем с сахаром вприкуску и дешевой колбасой Ишутин толковал о цареубийстве, которое вызовет "общий великий бунт"; рассказывал байки о знакомом, якобы отравившем отца, чтобы отдать наследство на дело революции; фантазировал, будто входит в руководство могучего международного комитета, готовящего переворот во всей Европе.

"Многие знали о существовании "Ада", но относились к этому как к болтовне молодых людей", - утверждала в воспоминаниях Козлинина.

Как предполагает историк Эдвард Радзинский, жандармы не могли не ведать о происходящем, но были не прочь, чтобы участники кружка выкинули что-нибудь громкое и дали повод для завинчивания гаек.

Согласно показаниям арестованных ишутинцев, Каракозов, примкнувший к ним в 1865 году, на сходках в основном отмалчивался. А потом, никому ничего не сказав, отправился в Петербург убивать царя.

Согласно показаниям выписывавшего ему лекарства доктора Кобылина, последние дни он находился на грани нервной горячки.

Вп ервы е после Пугачева

По имеющимся данным, Каракозова хотели объявить умалишенным: не может русский человек, будучи в здравом уме, покушаться на государя. Александр предложение отверг.

Большую часть времени в Алексеевском равелине Каракозов молился.

10 августа начался процесс в Верховном уголовном суде под председательством князя Петра Гагарина - в том же доме коменданта Петропавловки, где ровно 40 лет назад судили декабристов.

Каракозов написал царю: "Прошу у Вас прощения как христианин у христианина и как человек у человека".

На следующий день ему объявили: "Его Величество прощает вас как христианин, но как Государь простить не может".

Каракозова повесили на Смоленском поле Васильевского острова при большом стечении народа. То была первая публичная казнь в России после Емельяна Пугачева.

Набросок приговоренного на эшафоте нарисовал 22-летний Илья Репин.

Ишутину объявили о замене казни пожизненным заключением, уже накинув на него балахон. Он сидел в Шлиссельбургской крепости и умер в 1879 году на Карийской каторге в состоянии мрачного помешательства.

Реакция

Александр II был взбешен и оскорблен. Я дал им свободу, а в меня за это пулей? При отце пикнуть не смели! Тщетно брат Константин напоминал императору его собственные слова: "Ни слабости, ни реакции".

Какие страшные люди восстали из могил! Петербург погибал. Все припоминалось и отмщалось. Отовсюду устремлялись стада "благонамеренных" Михаил Салтыков-Щедрин, писатель

Главой следственной комиссии был назначен граф Михаил Муравьев по прозвищу "Муравьев-вешатель". После беспощадного подавления польского восстания 1863 года он стал чудовищем в глазах Европы и либеральной России и был отправлен в почетную отставку по принципу: "Мавр сделал свое дело". Теперь знаковый персонаж вернулся в политику.

В ходе высочайшей аудиенции Муравьев потребовал чистки правительства. "Все они космополиты, приверженцы европейских идей", - заявил он. Так впервые в России было использовано в качестве политического ярлыка слово "космополит", впоследствии полюбившееся Сталину.

Немедленно лишились постов петербургский генерал-губернатор Александр Суворов (внук великого полководца), шеф жандармов Василий Долгоруков и "распустивший молодежь" министр просвещения Александр Головнин.

Их сменили известные ретрограды: Федор Трепов, в которого спустя 12 лет будет стрелять Вера Засулич, Петр Шувалов, по сути получивший премьерские полномочия, и Дмитрий Толстой, вскоре прозванный "проклятием русской школы".

Пересол верноподданнических заявлений становится утомительным. Местные власти их нерассудительно возбуждают канцелярскими приемами Петр Валуев, министр внутренних дел

Был закрыт журнал "Современник", хотя главный редактор Николай Некрасов пытался спасти свое детище, сочинив оду Муравьеву, в чем каялся до смерти.

Сразу после "чудесного спасения" выпившие на радостях патриоты принялись срывать шапки с прохожих, по их мнению, недостаточно ликовавших, и бить длинноволосых (так ходили студенты).

Муравьев умер за два дня до вынесения приговора Каракозову, но царь по-прежнему и слышать не хотел о либерализации.

Потерянное время

Правообладатель иллюстрации РИА Новости Image caption Историки называют Александра II жертвой нерешительности и непоследовательности и порой сравнивают с Михаилом Горбачевым

"Начинать реформы в России опасно. Но куда опаснее их прекращать", - пишет Радзинский.

Александр лишился своей главной опоры - здравомыслящих сторонников прогресса в рамках стабильности.

Идеи радикалов были сомнительны, а методы порой ужасны, но их жертвенность вызывала сочувствие, а политика властей - раздражение.

Правительство сейчас не поддерживает никто Николай Милютин, военный министр

Предсказание Каракозова о людях, которые пойдут следом за ним, сбылось на сто процентов.

В 1869 году Нечаев сочинил жуткий "Катехизис революционера", вдохновивший Федора Достоевского на провидческий роман "Бесы", а Владимира Ленина на создание "партии нового типа".

В 1878-м присяжные демонстративно, под аплодисменты даже части высшего света оправдали Веру Засулич - при том, что в жюри, понятно, заседали не нигилисты.

В 1877-1878 годах император попытался сплотить общество войной за "освобождение славянских братьев от османского ига".

Энтузиазм возник, но быстро улетучился, когда болгары не выказали особой благодарности, геополитические плоды пожали Англия и Германия, а Россия получила только аннинские шашки для флигель-адъютантов, да бесконечные ряды могил рядовых солдат, по циничному выражению генерала Драгомирова, "святой скотинки".

Лишь в 1880 году Александр, переживший к тому времени пять покушений на себя, вернулся на путь реформ, поставив во главе правительства Михаила Лорис-Меликова с его "диктатурой сердца".

Но машина охоты на императора уже набрала обороты.

Как во всем мире

Терроризм как средство политической борьбы - явление сравнительно новое.

Древняя и средневековая история запомнили только две подобные организации, причем обе действовали на Ближнем Востоке: иудейских сикариев в I веке нашей эры и шиитскую секту низаритов ("ассассинов"), в XII-XIII веках наводившую ужас на крестоносцев и местных суннитских правителей.

Вероятно, аристократия находила убийства из-за угла низменным делом, а простые люди не умели создавать эффективные законспирированные структуры. Оружием первых была война, вторых - бунт.

Начал вырабатываться новый тип революционера. Обрисовывалась сумрачная фигура, озаренная точно адским пламенем, которая с взором, дышащим вызовом и местью, стала пролагать свой путь среди устрашенной толпы. То был террорист! Сергей Кравчинский, народоволец

Терроризм расцвел в XIX веке с появлением образованного среднего класса. Россия не стала исключением и отнюдь не была в этом вопросе впереди планеты всей.

Лишь до 1900 года жертвами политического террора стали британский премьер Спенсер Персиваль и его японский коллега Тосимити Окубо, президенты США Авраам Линкольн и Джеймс Гарфилд, президент Франции Сади Карно, австро-венгерская императрица Елизавета (Сисси), персидский шах Насер ад-Дин и итальянский король Умберто I, не считая фигур меньшего масштаба.

Между прежним и теперешним терроризмом имеется важная разница не в пользу современности.

Русские народовольцы и западные анархисты и националисты убивали правителей и их высокопоставленных подручных, которых, с большим или меньшим основанием, считали тиранами и врагами общества. Шантажировать власти, взрывая и захватывая ни в чем не повинных и ни к чему не причастных обывателей, тогда никому не приходило в голову.

Оригинал взят у pravdogovorun в

Ниже расписано, как из обычных людей, молодых ребят, делают террористов, а из женщин смертниц. Это реально страшно. И всё больше русских попадает в их сети.

Вроде бы дико и, на самом деле причины дикие, но работает ведь... Ужас просто... И что самое ужасное, порой все эти процессы происходят на наших глазах. Когда агитаторы, не скрываясь, "вещают" в центре Москвы, например. И это вызывает уже тогда большие вопросы.

В крупных городах России сегодня действует разветвленная сеть по вербовке террористов.

Свое внимание идеологи смерти сосредоточили на образованных молодых людях. Меняется и национальный состав будущих боевиков. Теперь это не только и не столько выходцы с Северного Кавказа и даже не представители других мусульманских народов России.

Главной питательной средой для бандподполья становятся русские. Как юноши и девушки из благополучных семей превращаются в фанатиков и убийц? Технология вербовки на волгоградском примере. В дагестанском селе Гуниб, где родилась и долго жила Наида Асиялова, те, кто ее знали, не могут прийти в себя. Соседи, друзья семьи, знакомые, учителя школы, которую когда-то закончила Наида. Все вспоминают — была обычная девушка, выросла в любви, в заботе. Воспитывали, в основном, бабушка и дед, мама — почтальон по профессии — очень много работала.

По словам знакомых, особо религиозной девушка не была, одевалась современно, потом вышла замуж за турка, уехала в Москву. А потом что-то случилось, и Наида полностью ушла в религию. Стала посещать мечеть и носить платок, что, впрочем, вполне соответствует традиционному исламу. Однако в ее религиозности была какая-то одержимость. И это было совсем не похоже на ту девушку которую все знали раньше.

Мать Наиды Асияловой сегодня весь день допрашивали в следственном комитете в Махачкале. Говорят, что когда вечером к ней приехали оперативники, она даже не могла разговаривать, настолько была шокирована поступком дочери. В подмосковном городе Долгопрудный, родители мужа Асияловой студента Дмитрия Соколова тоже в состоянии шока. Рассказывают, что молодые люди познакомились около двух лет назад. Девушка родителям даже понравилась, спокойная, воспитанная, и ничего, что она была старше сына. Родители сняли для них квартиру в доме напротив. Дмитрий заинтересовался исламом, стал посещать московскую мечеть в районе Отрадное. Некоторые прихожане и продавцы магазинчиков при мечети помнят Соколова.

А вскоре начались странности. Сын стал поздно приходить домой: в два-три часа ночи. Говорил, что общается с друзьями, молодыми мусульманами. Потом пошел на курсы арабского языка. Они находятся на юге Москвы. Сегодня здесь было закрыто, занятий не проводилось. Однако курсы по-прежнему работают. После одного из занятий Дмитрий Соколов не вернулся домой.

Нашелся Дмитрий Соколов в Дагестане, куда ранее уехала Наида, а чуть позже молодой человек взял имя Абдул Джабар и ушел в банду. По версии следователей, Наида Асиялова была как раз вербовщицей боевиков, и ее знакомство с Соколовым было совсем неслучайным. На самом деле, по всей России действует отлаженная сеть по вербовке в терористические ячейки молодых мусульман — неважно даже русских, аварцев, татар или чеченцев. Работают через соцсети, появляется группа в вузе или где-то еще и начинают заманивать. Если это парень, то привлекают романтикой. Ты не любишь ментов? А мы их вообще убиваем.

Вербовщики — отличные психологи. Они тщательно подбирают кандидата. Желательно, чтобы у него было немного друзей, чтобы он был замкнутый, еще лучше — чтобы были проблемы в семье, чтобы была необходимость восполнить недостаток общения, и повысить самооценку. Парню объясняют, что есть правильный ислам, этот тот который вот тут, в их маленькой группе и неправильный. А потом ему предлагают первое задание - передать, например, посылку какому-то знакомому. Дальше задания уже более конкретные — передать оружие, перегнать машину, потом теракт, и все — обратной дороги уже нет. Он повязан кровью и коллективной ответственностью. Причем, среди боевиков среднего и высшего звена все чаще стали появляться русские.

Среди боевиков и командиров русских больше, чем татар, ингушей и чеченцев вместе взятых. С девушками ситуация чуть иная. Их сразу рассматривают как потенциальных смертниц. Обычно девушку сначала обрабатывают по той же схеме, рассказывают про правильный и неправильный ислам. Потом она становится женой, точнее сожительницей какого-нибудь боевика или полевого командира. После его неизбежной гибели, она становится женой другого члена бандподполья. А потом начинается новый этап — подготовка к самоподрыву.

Ей говорят что он находится в раю, этот боевик, и она может с ним воссоединиться, совершив такой, как ей говорят, героический поступок. То есть, взорвав себя и какое-то количество неверных. Почти все террористки-смертницы, задействованные в терактах последних десяти лет, были вдовами боевиков. Причем не стоит думать, что агитацию и вербовку ведут как-то тайно, под покровом ночи. Все происходит вполне открыто. Вот съемки, сделанные как раз в той столичной мечети в Отрадном, которую посещал Соколов. После молитвы выходят люди, а на крыльце стоит агитатор. Причем слушают его и одобрительно реагируют на его слова.

После выступления агитатор спокойно уходит.

Возможно, и Дмитрий Соколов общался с каким-нибудь подобным вербовщиком, прежде чем уехать в Дагестан и стать подрывником.

Многие вербовщики - вот такие цивильные дяди.

По материалам "Вести.ру".


Последние полвека своего существования царской власти приходилось противостоять натиску радикальных революционеров, избравших своей стратегией террор. Терроризм охватывал страну волнами, каждый раз оставлявшими после себя загубленные жизни и надежды. Какие методы применяли революционеры, против чего они боролись, и как всё закончилось - в нашем материале.


От «Молодой России» до покушения на императора

В 1862 году двадцатилетний заключенный Тверской полицейской части Петр Заичневский написал прокламацию «Молодая Россия», быстро разошедшуюся по всем крупным городам империи. В прокламации, выпущенной от имени несуществующего Центрального Революционного Комитета, лекарством для излечения недугов общества объявлялся революционный террор, а главной целью террористов - Зимний дворец.

Автор вдохновлялся в основном идеями французского социалиста-утописта Л. О. Бланки, но отчасти и Герцена, чьи труды распространял организованный Заичневским в Москве студенческий кружок. Однако Герцен отозвался о молодых сторонниках террора с отеческой снисходительностью: «Крови от них ни капли не пролилось, а если и прольется, то это будет их кровь - юношей-фанатиков». Время показало, что он ошибался.

Популярность радикальных взглядов стала очевидной, когда было совершено первое из многочисленных покушений на Александра II. 4 апреля 1866 года член тайного общества «Организация» Дмитрий Каракозов выстрелил в императора, направлявшегося после прогулки в Летнем саду к своей карете. Изумленный Александр спросил террориста, одетого, как крестьянин, почему тот хотел убить его. Каракозов ответил: «Ты обманул народ: обещал ему землю, да не дал».


К повешению приговорили и Каракозова, и лидера «Организации» Николая Ишутина. Но последнему объявили о помиловании в момент, когда на его шею уже была наброшена петля. Не в силах справиться с потрясением, он сошел с ума.

Процесс нечаевцев

В ноябре 1869 года произошло событие, подсказавшее Достоевскому идею романа «Бесы». Московский студент Иван Иванов был убит своими же товарищами - членами кружка «Общество народной расправы». Его обманом заманили в грот на берегу пруда в парке Петровской сельскохозяйственной академии, избили до бесчувствия и застрелили. Тело, спущенное под лед, было найдено спустя несколько дней.


Судебный процесс затронул почти девяносто человек и широко освещался в газетах. Был обнародован документ, получивший название «Катехизис революционера». В нем говорилось, что революционер - «человек обреченный», отказавшийся от собственных интересов, чувств и даже имени. Его отношения с миром подчинены единой цели. Он должен не задумываясь принести соратника в жертву, если это нужно для грядущего «полнейшего освобождения и счастья» народа.

Сергей Нечаев, лидер «Народной расправы», автор (или один из авторов) «Катехизиса» и организатор убийства Иванова, действительно не задумываясь приносил товарищей в жертву, но чистота его намерений более чем сомнительна.

Он был умелым мистификатором и манипулятором. Он распространял о себе легенды - например, о своем героическом побеге из Петропавловской крепости. Отправившись в Швейцарию, Нечаев ввел в заблуждение Бакунина и Огарева и получил 10 000 франков на нужды вымышленного революционного комитета. Он оболгал студента Иванова, обвинив в предательстве, тогда как вся вина молодого человека состояла в том, что он осмелился спорить с Нечаевым. А это, по мнению лидера, могло подорвать его авторитет в глазах остальных.

После начала арестов Нечаев сбежал, бросив товарищей на произвол судьбы, за границу - снова в Швейцарию. Но был выдан швейцарскими властями российским в 1872 году.

Процесс нечаевцев произвел сильное впечатление не только на Достоевского. Вскрывшиеся факты на несколько лет отвратили большинство оппозиционно настроенной интеллигенции от мыслей о пользе террора.

Суд над Верой Засулич

Новую веху развития революционного терроризма в России историки отсчитывают от покушения на санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова в начале зимы 1878 года. Пришедшая к чиновнику на прием 28-летняя революционерка-народница Вера Засулич тяжело ранила его двумя выстрелами в живот.


Поводом для покушения стала вздорная выходка Трепова, имевшего репутацию взяточника и самодура. В обход запрета телесных наказаний он распорядился высечь розгами заключенного, который не снял перед ним шапку.

Засулич спасли от каторги два блестящих юриста: председатель окружного суда А. Ф. Кони и адвокат П. А. Акимов. Им удалось подать дело так, что присяжные, по сути, рассматривали уже не уголовное преступление, а нравственное противостояние жестокого градоначальника, олицетворявшего все замшелое и косное, что было в правительственной системе, и молодой женщины, движимой исключительно альтруизмом.


Кони лично наставлял Веру Засулич - по воспоминаниям современников, мягкую, стеснительную, рассеянную до неряшливости, - как произвести наилучшее впечатление на суде. Он принес поношенный плащ («мантильку»), который должен был помочь подсудимой показаться безобидной и заслуживающей жалости, и уговаривал ее не грызть ногти, чтобы не оттолкнуть присяжных.


Присяжные оправдали Засулич. Это вызвало восторг либеральной общественности в России и на Западе и возмущение императора и министра юстиции К. И. Палена. Но главным следствием дела Засулич стало то, что ее пример вдохновил других и привел к волне терактов в 1878–1879 годах. В частности, 2 апреля 1878 года член революционного общества «Земля и воля» Александр Соловьев пять раз выстрелил (все пять раз промахнувшись) в Александра II близ Зимнего дворца.

Сама же Вера Засулич вскоре стала убежденной противницей террористических методов.

«Народная воля». Охота на царя

Летом 1879 года «Земля и воля» раскололось на «Черный передел», исповедовавший мирные «народнические» способы борьбы, и террористическую «Народную волю». Члены последней в 1881-м положили конец ожесточенной охоте на «царя-освободителя» Александра II, которая велась пятнадцать лет, со времен Каракозова.

Одной лишь осенью 1879 года народовольцы трижды неудачно пытались подорвать царский поезд. Следующую попытку цареубийства они предприняли 5 февраля 1880-го. На этот вечер в Зимнем дворце был намечен торжественный ужин. Степан Халтурин, устроившийся на работу во дворец столяром, заранее заложил динамит в подвалы. Интересно, что ему выпала возможность убить императора еще до намеченной даты. Халтурин и Александр II случайно остались наедине в царском кабинете - но император так любезно разговаривал со «столяром», что у того не поднялась рука.

5 февраля Александра и всю его семью также спасла случайность. Ужин задержался на полчаса из-за опоздания высокопоставленного гостя. Однако взрыв, прогремевший в 18.20, убил десятерых солдат. Восемьдесят человек ранило осколками.


Развязка трагедии произошла 1 марта 1881 года. Царя предупреждали о подготовке очередного покушения, но он отвечал, что, коли уж высшие силы хранили его доселе, то сохранят и впредь.

Народовольцы заминировали Малую Садовую улицу. План был многоступенчатым: на случай осечки на улице дежурили четверо бомбометателей, а если бы и их постигла неудача, собственноручно зарезать императора должен был Андрей Желябов. Цареубийцей стал второй из бомбометателей, Игнатий Гриневицкий. Взрыв смертельно ранил и террориста, и императора. Александра II, которому раздробило ноги, перенесли в Зимний, и через час он скончался.


10 марта революционеры представили его наследнику Александру III письмо-ультиматум, призывая к отказу от мести и «добровольному обращению верховной власти к народу». Но добились они прямо противоположного результата.

Казнь пятерых из первомартовцев - Желябова, Николая Кибальчича, Софьи Перовской, Николая Рысакова и Тимофея Михайлова - положила начало так называемому периоду реакции. А среди крестьян Александр II прослыл царем-мучеником, которого погубили недовольные реформами дворяне.

Покушение на Александра III

Попытки возродить «Народную волю» и ее дело предпринимались несколько раз. 1 марта 1887 года, ровно через шесть лет после гибели Александра II, члены «Террористической фракции “Народной воли”», основанной Петром Шевыревым и Александром Ульяновым, покусились на жизнь Александра III. Взрывчатку для теракта брат будущего «вождя мировой революции» купил, продав свою гимназическую золотую медаль.


Покушение было предотвращено, а его главные организаторы - вновь пять человек, включая Ульянова и Шевырева, - повешены в Шлиссельбургской крепости. Дело «Второго 1 марта» надолго положило конец революционному террору в России.

«Мы пойдем другим путем»

Фраза, якобы сказанная Владимиром Ульяновым после смерти брата, - на самом деле перефразированная строка поэмы Маяковского. Но действительности она не соответствует и по сути. Большевики, так же как эсеры и анархисты, активно участвовали в подъеме революционного терроризма в начале XX века. При всех этих партиях существовали боевые организации.

В 1901–1911 годах террористы убили и ранили, в том числе и случайно, порядка 17 000 человек. Революционеры не брезговали сотрудничеством с уголовниками в операциях, связанных с продажей оружия и контрабандой. К терактам иногда привлекались дети: так, четырехлетнюю «товарища Наташу» ее мать, большевичка Драбкина, использовала для прикрытия при перевозке гремучей ртути.


Арсенал и инструментарий террористов, с одной стороны, предельно упростился - в ход нередко шла самодельная взрывчатка из консервных жестянок и аптечных снадобий. С другой стороны, покушения стали планироваться более продуманно и тщательно. В своих воспоминаниях Борис Савинков описывал, как боевики-эсеры неделями выслеживали важных персон, работая извозчиками и уличными торговцами. Такая слежка велась, например, при подготовке покушений на министра внутренних дел В. К. фон Плеве в Петербурге и на московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.


Последним значительным терактом в литературе часто называют убийство в 1911 году П. А. Столыпина анархистом Дмитрием Богровым, однако акции террористов продолжались вплоть до Февральской революции.

Именно с революционным террором и связан Храм Спаса на Крови. Многих удивляет, .

Террористические акты, совершённые террористами-одиночками, террористическими организациями и незаконными вооружёнными формированиями происходили как во времена СССР, так и в современной России. Самые громкие происшествия мы вспоминаем в этой статье.

Известные-неизвестные теракты в СССР

Теракты случались не только в современной России, но и в СССР. Правда, тогда о них старались умолчать.

Захват самолёта семьёй Овечкиных

В 1988 году семья Овечкиных совершила захват пассажирского самолёта, летевшего из Иркутска в Ленинград через Курган. Их требование – посадка в Лондоне. Самолёт приземлился под Выборгом, после чего начался штурм, результатом которого стала гибель трёх человек и ранения нескольких пассажиров. Самолёт сгорел.


Взрывы в Москве

1977 год начался в СССР со страшного теракта – в Москве практически одновременно прогремели три взрыва. Один из них террористы, относящие себя к армянской националистической партии, произвели в вагоне метро. Второй прогремел в продуктовом магазине, а третий стал результатом сработавшего взрывного устройства в мусорной чугунной урне рядом с одним из магазинов.


Взрывы унесли жизни двадцати девяти человек. Террористы были осуждены и расстреляны.

Взрыв в самолёте Ту-104

В 1973 году самолёт, летевший из Иркутска в Читу, был захвачен террористом, пронёсшим на борт самодельное взрывное устройство. Угрожая взрывом, он требовал, чтобы самолёт приземлился в Китае.


Сопровождавший полёт милиционер застрелил угонщика, однако взрывное устройство сработало, и самолёт разрушился. Таким образом, все находящие в самолёте пассажиры и экипаж погибли – это восемьдесят два человека.

Взрывы жилых домов

При взрывах жилых домов избежать жертв не удаётся. Нередко террористы взрывают дома большой этажности или с большой плотностью заселения.


Взрыв в Буйнакске

В 1999 году в Дагестане в Буйнакске в жилом доме произошёл мощный взрыв. Результатом этого теракта стала гибель шестидесяти четырёх человек. Без малого сто пятьдесят человек были ранены.


Взрывы в Москве

В 1999 году в российской столице с разницей в четыре дня были взорваны террористами два жилых дома. Один дом находился на Каширском шоссе, второй – на улице Гурьянова. Взрывы унесли жизни двухсот двадцати четырёх человек.


Взрыв в Волгодонске

В том же 1999 году в Волгодонске был взорван жилой дом. Ранеными и пострадавшими оказались более тысячи человек, девятнадцать жителей дома погибли.


Другие трагедии современной России

В истории современной России немало грустных страниц, связанных с массовой гибелью граждан в результате терактов. Среди них взрывы в автобусах, поездах, самолётах, захваты зданий, школ, больниц.


«Норд-Ост», теракт на Дубровке

В две тысячи втором году в столице России произошёл захват террористами зрителей в театре на Дубровке. Чеченские боевики удерживали в Театральном центре девятьсот человек.


Во время штурма всех боевиков уничтожили, погибли сто двадцать заложников. Причиной такого числа смертей стал усыпляющий газ, применённый во время штурма.


Взрыв в Домодедово

В 2011 году в аэропорту Домодедово в Москве террорист-смертник привёл в действие взрывной механизм. Так погибли тридцать семь человек. Сам террорист был среди погибших.


Захват больницы в Будённовске

В 1995 году в Будённовске сто девяносто пять террористов произвели захват городской больницы, согнав туда людей. Заложниками оказались около тысячи шестисот человек.


Пытаясь их освободить, спецназ на протяжении четырёх часов вёл бой. В результате многие погибли как среди заложников, так и среди террористов.


Спустя пять дней властям пришлось выполнить условия захватчиков, которые вместе с заложниками выехали в населённый пункт Зандак. Там террористы всех отпустили, а сами скрылись.


Результатом этого страшного теракта стала смерть ста двадцати девяти человек, более четырёхсот оказались ранены.

Взрыв на вокзале в Волгограде

Циничный теракт произошел 29 декабря 2013 года. Взрыв произошел в досмотровой зоне, когда подозрительного человека попытались остановить сотрудники правоохранительных органов.


В результате взрыва на вокзале в Волгограде погибли 14 человек. Еще 49 человек были ранены. Жертв могло было быть больше, если бы полицейские не проявили бдительность.

Самый страшный теракт в истории России

Самым страшным терактом в России считается теракт в Беслане, совершённый первого сентября две тысячи четвёртого года. В тот день объектом захвата стала школа в Беслане.


Современная история полна и других трагических событий. На сайте сайт есть подробная о других страшных событиях двадцатого века.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

1 февраля (по православному "юлианскому" календарю) - годовщина рождения Б.В. Савинкова и Л.А. Тихомирова

РАЗБОЙНИКИ НА ГОЛГОФЕ


Убийство ради любви

…моя сила сломалась.
Я шел, шатался.
Огненный шар раскалялся…
И уже тяжкая подымалась
Радость. Радость от века -
Радость, что я убил человека.


Эти стихи были опубликованы в 1931 году в Париже уже после смерти их автора, прожившего недолгую и страшную жизнь.

Будущий проповедник и «аристократ» русского террора Борис Викторович Савинков появился на свет 19 января (по ст. ст.) 1879 года в городе Харькове в семье провинциального судьи.

В 24 года он стал одним из основателей Боевой организации партии эсеров, развязавшей в начале ХХ века чудовищную охоту на представителей государственной власти Российской империи. Под непосредственным руководством Савинкова были убиты министр внутренних дел Плеве и генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович. Но это лишь вершина кровавого айсберга. Общее число жертв эсеровского террора к 1907 году достигло более 6000 человек. И это не считая самих убийц, их родителей, жен и детей, которые тоже стали своеобразными жертвами террора. Как понять, во имя чего они исковеркали свою жизнь?
В те годы Савинков писал об этом так: «Воля народа - закон. Это завещали Радищев и Пестель, Перовская и Егор Сазонов. Прав или не прав мой народ, я - только покорный его слуга. Ему служу и ему подчиняюсь. И каждый, кто любит Россию, не может иначе рассуждать».

Сегодня, как и 100 лет назад, некоторым выгодно представить Савинкова и его соратников бандой бездушных космополитов, с радостью разрушавших Россию на еврейские деньги. Как видим, это не совсем так. Многие из них искренне верили, что, убивая чиновников, помогают Родине.

«Мы выросли в парниках, в тюрьме или в “вишневом саду”. Для нас книга была откровением. Мы знали Ницше, но не умели отличить озимых от яровых; “спасали” народ, но судили о нем по московским “Ванькам”. Мы были барами, народолюбцами из дворян», - позднее писал Савинков.

Решительные меры, предпринятые премьер-министром Столыпиным в 1907 году, в конце концов остановили волну террора и вынудили Савинкова бежать из России. В эмиграции его ждало новое разочарование. Его учитель, шеф и создатель боевой организации Евно Азеф оказался провокатором, двойным агентом той самой царской охранки, ради борьбы с которой Савинков изначально и ушел когда-то в террор.

Жизнь ни во что

Савинков решил уйти из революции в литературу. Написал «Воспоминания террориста» и еще несколько книг. Но его совесть была навеки обагрена кровью. Он не жил, а мучился: «В детстве я видел солнце. Оно слепило меня, жгло лучистым сиянием. В детстве я знал любовь - материнскую ласку. Я невинно любил людей, радостно любил жизнь. Я не люблю теперь никого. Я не хочу и не умею любить. Проклят мир и опустел для меня в один час: все ложь и суета». Всю оставшуюся жизнь Савинков ощущал на себе это проклятие. Он страдал от богооставленности. Но не мог, не хотел искать защиты у своего Творца.

«Какому богу мне молиться, чтобы он не оставил меня? Где моя защита и кто мой покровитель? Я один. И если нет у меня бога, я сам себе бог. Я не хочу молитвы рабов… Пусть Христос зажег словом свет. Мне не нужно тихого света. Пусть любовь спасет мир. Мне не нужно любви. Я один. Я уйду из скучного балагана». Написав эти страшные слова, он прожил еще 15 лет. Пытался примириться со своей страной в Первую мировую войну, помогать ее новым, скороспелым вождям после Февральской революции и даже защищать ее от коммунизма после Октябрьского переворота. Он устраивал новые заговоры и писал о них новые книги. Но все эти годы его душу разъедало отчаяние: «У меня нет дома и нет семьи. У меня нет утрат, потому что нет достояния. И я ко многому равнодушен. Мне все равно, кто именно ездит к Яру, - пьяный великий князь или пьяный матрос с серьгой: ведь дело не в Яре. Мне все равно, кто именно “обогащается”, то есть ворует, - царский чиновник или “сознательный коммунист”: ведь не единым хлебом жив человек. Мне все равно, чья именно власть владеет страной - Лубянки или Охранного отделения: ведь кто сеет плохо, плохо и жнет… Что изменилось? Изменились только слова».

В 1924 году Борис Савинков попал в руки чекистов при нелегальном переходе границы. На суде он неожиданно для многих признал советскую власть. Большевики приговорили его к 10 годам тюрьмы. Но 7 мая 1925 года он сам вынес себе и привел его в исполнение, выбросившись в лестничный пролет лубянской тюрьмы.

Задолго до смерти он написал: «Я не верую в рай на земле, не верую в рай на небе. Я не хочу быть рабом, даже рабом свободным. Вся моя жизнь - борьба. Я не могу не бороться. Но во имя чего я борюсь, не знаю».

Карьера подпольщика

А ведь у Савинкова был иной выход. Ему стоило только переступить через себя, через свое отчаяние, гордость, страх…

Мог ли он это сделать? Мог. Ему было дано довольно сил и времени. А главное, у него перед глазами находился живой образец человека, тоже посвятившего террору всю свою молодость, но нашедшего в себе мужество для покаяния. Ровно за 27 лет до рождения Савинкова, 19 января 1852 года, в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача родился великий русский мыслитель Лев Александрович Тихомиров.
«Русское правительство не имеет никакого нравственного влияния, никакой опоры в народе, вот почему Россия порождает столько революционеров, вот почему даже такой факт, как цареубийство, вызывает у огромной части населения радость и сочувствие! Из такого положения может быть два выхода: или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя отвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. Исполнительный комитет обращается к Вашему Величеству с советом избрать второй». Когда Тихомиров написал эти строки, ему было 29 лет. Член Исполнительного комитета террористической партии «Народная воля» и редактор партийной газеты, он к этому времени пользовался непререкаемым авторитетом среди русских радикалов. Его друзья-заговорщики совершили наконец седьмое, «удачное» покушение на царя-освободителя Александра II. Россия застыла в ужасе. И вот он вместе с товарищами, желая «воспользоваться моментом», грозит и дерзко ставит условия сыну только что убитого императора Александру III. Насколько же бесчувственным нужно было быть, чтобы осмелиться на такое?

«С ранней юности, - вспоминал впоследствии Тихомиров, - я усвоил себе миросозерцание, которое тогда господствовало в “прогрессивных” слоях русского общества. Как и все, я воспринял эти взгляды еще тогда, когда не имел никаких самостоятельных наблюдений жизни, никакой самостоятельности критики, да не имел еще и достаточно созревшего для работы ума… Как и все зараженные “прогрессивным” мировоззрением, я узнал жизнь сначала по книгам».

Меньше чем через год грозившая престолу революцией «Народная воля» была полностью разгромлена. Тихомиров тайно уехал за границу. Он собирался наладить там выпуск подрывной антиправительственной литературы, с помощью которой можно было бы соблазнить террором новое молодое поколение российских граждан. Однако жизнь в свободной Европе и настроения в кругу русской революционной эмиграции разочаровали его так же сильно, как позднее Савинкова. «Моя личная практика заговорщика, мое мало-помалу увеличивающееся наглядное знакомство с действительностью французской политики, мое, наконец, теоретическое, тоже все накопляющееся знание социальных явлений - все меня убеждало, что наши идеалы, либеральные, радикальные, социалистические, есть величайшее умопомрачение, страшная ложь, и притом ложь глупая», - писал он.

Ренегат или реалист?

Тихомиров не враз переменил свои убеждения. Ему недостаточно было убедиться в нелепости революционных теорий, его деятельная душа жаждала новой реальной веры.

Христиане знают, что человеку, находящемуся в духовном поиске, часто посылаются очищающие душу скорби. Они должны не только смирить грешника, но и помочь ему вновь обрести связь с Богом через молитву. Таким событием для Льва Тихомирова стала тяжелая болезнь сына (впоследствии епископ Тихон; † 1955. - Ред.).

«Когда болезнь Саши подвергла меня настоящим пыткам, я, с одной стороны, почувствовал в себе прилив бороться до крайности, с другой - у меня появилось нечто вроде молитвы, - вспоминал позднее революционер. - Я не молился общепринятыми знаками, но я обращался к кому-то в душе, в сердце. К кому? Я не знал, и даже знал, что ни к кому, а все-таки обращался… Я молил кого-то о пощаде, я кому-то давал обеты. Я иногда говорил в себе: Господи, если Ты есть, помоги… И вера вливалась в меня с каждым днем, вера беспорядочная, неясная, вера неизвестно во что. Веру ясную, догматическую мне неоткуда было взять, и я еще о ней мало думал… Мои таинственные беседы с Евангелием большей частью касались чисто высших вопросов миросозерцания. Что правда? В чем обязанность моя? Но случалось, искал я утешения и совета своим безвыходным материальным положением. И вот в одну такую минуту попадается мне ответ: “…и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя египетского фараона”. Этот ответ мне упорно попадался много раз, в разные дни. Он меня поразил этой настойчивостью».

В 1888 году революционные круги всколыхнуло небывалое известие. Бывший член исполкома «Народной воли» публично обратился к русскому царю… с покаянной просьбой о помиловании: «В середине года я напечатал в Париже на французском языке отдельным изданием “Исповедь террориста”. На русском языке та же брошюра была выпущена под заглавием “Почему я перестал быть революционером?”. Это была бомба, разворотившая до основания революционный муравейник. Никого не называя, я разоблачил подполье, его навыки, приемы, бесчестную игру, вредную тактику, своекорыстие, карьеризм; покаялся в своих ошибках и поставил крест на прошлом, призывая моих бывших товарищей работать не против государства, а вместе с государством, для народа».

Об этом поступке Тихомирова долго говорили в России и за границей. Одни возмущались, другие подозревали обман. Но Александр III поверил честному слову того, кто еще семь лет назад угрожал убить его. Тихомиров получил полное прощение.

Возвратившись в Россию, он мог навсегда уйти из политики. Но обретенная вера внушила ему сознание необходимости искупления своих прежних революционных грехов. Бывший безбожник сделался одним из самых горячих и глубоких заступников Православия и самодержавия. Он написал сотни статей с критикой атеизма, социалистических и либеральных учений, а его фундаментальная работа «Монархическая государственность» стала настольной книгой каждого просвещенного защитника престола.

Лев Тихомиров тихо скончался в Сергиевом Посаде в 1923 году. Победа социалистической революции, делу которой он отдал когда-то многие годы, не обрадовала, но и не ужаснула его. Свой второй капитальный труд - «Религиозно-философские основы истории» - он закончил такими словами: «Человечество решает своей свободной волей, идти ли к Богу или отказаться от Него. Пока среди людей находятся желающие быть с Богом, а Богу это всегда известно, конца мира не наступит.

В истории бывали времена с таким сильным напряжением зла, что казалось, незачем уже существовать миру дальше. Такие эпохи, к которым принадлежит и наша, по своему характеру действительно составляют “последние времена”. Но Господь не открывает людям сроки жизни мира, чтобы наша свободная воля не связывалась соображениями - “еще не скоро” или “все равно уже поздно”, ибо наша работа на Царствие Божие должна обусловливаться не такими прикладными соображениями, а свободным исканием добра или зла, свободным желанием работать на Господа или отвергнуть Его».

Тихомиров и Савинков родились в один день. Начало их жизни также оказалось весьма схожим. Но завершили свои дни они совсем по-разному. Возможно, для многих из нас эта разница послужит поводом для того, чтобы лишний раз задуматься о своей жизни и постараться понять, куда же приведут нас выбранные с детства пути.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...