Межправительственная океанографическая комиссия (МОК). Каков б ыл маршрут экспедиции в этом году

Проект «Арктический плавучий университет» стартовал 1 июня 2012 года. Проект реализуется благодаря совместному финансированию Росгидромета и САФУ (Минобрнауки). Проект поддержало Русское географическое общество.

Первый рейс был осуществлен по маршруту: Архангельск - Белое море - Баренцево море - Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - остров Колгуев - Белое море - остров Сосновец - Соловки - Архангельск.

На борту судна получали знания и отрабатывали их на практике студенты САФУ им. М.В. Ломоносова. Вели преподавание научные сотрудники НИУ Росгидромета, САФУ и Северного УГМС. Практические занятия для студентов проходили с использованием высококлассного современного оборудования, которым укомплектована «плавучая лаборатория».

В ходе рейса был выполнен полный объем работ по Баренцеву и Белому морям, взято более 8.000 проб воды, грунта, воздуха и биоресурсов.

Программа работ Арктического плавучего университета в 2013 году состоит из 2-х рейсов. Первый рейс проводится с 1 июня по 25 июня 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - Баренцево море - Гренландское море - Шпицберген - Белое море - Архангельск.

Программа работ Арктического плавучего университета в 2013 году состоит из 2-х рейсов. Первый рейс проводится с 1 июня по 25 июня 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - Баренцево море - Гренландское море - Шпицберген - Белое море - Архангельск.


Проведение второго рейса запланировано в период с 2 июля по 26 июля 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - остров Колгуев - Баренцево море - Карское море - острова Северная Земля - острова Новая Земля - Архангельск.

Программа работ на НИС «Профессор Молчанов» составлена сотрудниками САФУ имени М.В. Ломоносова, Северного УГМС, ААНИИ, ГОИН, МГУ имени М.В. Ломоносова и ИЭПС УрО РАН и предусматривает два крупных направления: образовательное и научно-исследовательское. К работе в экспедиции приглашен художник Сергея Звягин, работающий над темой Арктики.

Отдельно была разработана программа работ на Шпицбергене, где участники первого рейса «Арктического плавучего университета» побывали в июне 2013 года:

проведение гидрохимических, гляциологических и сейсмологических исследований в акватории и на побережье архипелага Шпицберген. Контрольные точки (Баренцбург - Лонгйир - Ну Олесунн - Горячие источники, Букфиорд);

Частие в подписании договора российской делегации о совместном использовании российского научного центра в Баренцбурге;

Встреча с губернатором и организация передвижной выставки картин художника Виктора Звягинцева;

Посещение Университетского центра Шпицбергена (UNIS);

Посещение исследовательской станции Свердруп, Норвежский полярный институт;

Посещение морской лаборатории «АК «Кингс Бей»:

Обсуждение и проработка направлений совместной научно-исследовательской деятельности на архипелаге;

Подписание двухстороннего договора о научно-исследовательском сотрудничестве между САФУ имени М.В. Ломоносова и компанией «АК «Кингс Бей» на архипелаге Шпицберген и совместном использовании научной базы морской лаборатории.

Программа включает образовательные курсы и собственно научно-исследовательские работы на акватории Белого, Баренцева, Гренландского и Карского морей Северного Ледовитого океана. Это направление очень актуально в связи с реализацией стратегии России по освоению и сохранению природных ресурсов Арктики и роли САФУ и Росгидромета в этой сфере. Особенно это важно в связи с нижеизложенными особенностями арктической зоны. Указанное направление предусмотрено программой развития САФУ.

В Баренцбурге члены делегации и студенты Арктического плавучего университета посетили ряд объектов Росгидромета и Кольского научного центра РАН.

13 июня, НИС «Профессор Молчанов» со студентами и делегацией на борту прибыл в порт Лонгийир, где состоялаяь встреча с мэром Лонгйира Кристином Кристоферсеном и визит в Университетский центр Шпицбергена (UNIS). В центре стороны обсудили российско-норвежское сотрудничество на архипелаге.

В Ню-Олесунна, самом северном норвежском городе, для тех, кто не участвовал в проведении наземных исследований, была организована экскурсия по научным объектам городка и встреча, на которой участникам экспедиции рассказали об истории Ню-Олесунна и его жизнедеятельности.



Для исследовательской группы работы в Ню-Олесунне стали самыми плодотворными за три дня на Шпицбергене. Удалось установить сейсмостанцию. Были отобраны пробы снега, льда, почв и растений. Выполнили четыре геологических профиля, провели георадиолокацонные исследования, изучили геологические слои, отобрали малакофауну – это остатки раковин моллюсков, которые откладываются вместе с морскими и речными отложениями. Анализируя их можно определить возраст террасы и содержание стабильных изотопов.

Работать пришлось в сложных условиях: погода всё время менялась – то ветер с градом, то снова солнце. При этом нужно было помнить о том, что это территория скорее принадлежит белому медведю, чем человеку.

В экспедиция познакомила норвежскую делегацию с деятельностью лабораторий Плавучего университета.

Попрощавшись с норвежскими коллегами, команда научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» продолжила свой путь к за планированному разрезу.

16 июня в первой половине дня все активно готовились к двум событиям намеченным по плану: одному - серьёзному и научному, другому – шуточному и развлекательному.

Первое – отчётная сессия. Участники экспедиции подготовили свои доклады по работам на разрезах в Белом и Баренцевом морях. Результаты, о которых рассказали представители научных блоков, вызвали живую дискуссию среди участников экспедиции и ещё на один шаг приблизили исследователей к финальному отчёту, который они напишут уже на материке.

Второе – конкурс «Мисс Молчанова». Впервые на борту научно-исследовательского судна выбирали самую красивую девушку.

После ужина «Профессор Молчанов» вышел на точки разреза №3 в Баренцевом море. И снова продолжилась активная работа.



17 июня в 6 утра участники экспедиции проснулись от глухих ударов о корпус судна – это НИС«Профессор Молчанов» вышел на первые льды – впереди ледовое поле океана.

Весь день продолжались океанографические исследования в северной части Баренцева моря. Здесь внимание исследователей было сконцентрировано на тёплых атлантических водах, проникающих с Севера. Работы на разрезе прошли в плановом режиме.

Вечером «Плавучий университет» достиг самой северной точки своего маршрута, дальше движение будет только на юг.

«Профессор Молчанов» достиг 80 градусов северной широты и начал следовать в юго-восточном направлении, где гидрохимический блок экспедиции выполнит разрез, пересекающий всё Баренцево море в направлении архипелага Новая Земля.

18 июня стал одним из самых продуктивных с начала океанографической съёмки в северной части Баренцева моря. Намеченный район исследований удалось отработать целиком, хотя ещё вчера это ставилось под сомнение. Практически сутки «Профессор Молчанов» шел во льдах, что крайне затрудняло проведение исследований. Океанологам приходилось менять последовательность точек, приспосабливаясь к непредсказуемым условиям зоны высоких широт. Но с задачей справились!

«Только побывав в Арктике, увидев собственными глазами её холодную красоту, можно понять, почему эти вроде бы далёкие и неприветливые воды и земли так важны для страны и так манят тех, кто там уже бывал».

Что собой представляет экспедиция «Плавучий университет»?

«Арктический плавучий университет» — уникальный проект САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова) , который включает интеграцию образовательного и научно-исследовательского процессов нескольких крупных структур: САФУ, Росгидромета, Русского географического общества и других. В рамках экспедиции можно получить много ценнейшей информации об Арктике, расширить кругозор участвующих в ней студентов, научить их проведению полевых работ по их специальности. Важна также и мировоззренческая, воспитательная функция: только побывав в Арктике, увидев собственными глазами её холодную красоту, можно понять, почему эти вроде бы далёкие и неприветливые воды и земли так важны для страны и так манят тех, кто там уже бывал.

Кто в этом году принял участие в экспедиции? Как проходил отбор участников для экспедиции? Много ли было желающих?

В экспедиции приняли участие 58 человек из разных городов России и восьми иностранных государств. Это студенты самых разных специальностей, магистранты и аспиранты, преподаватели, исследователи, журналисты. Отбор участников проходил по критериям соответствия научной программе экспедиции, физического здоровья, академической успеваемости. Кроме того, помимо желания участвовать в работе полевых групп очень важно наличие самостоятельной исследовательской работы.

Каков б ыл маршрут экспедиции в этом году?

Здесь надо иметь в виду, что фактический маршрут из-за погодных условий отличался от запланированного. В итоге он получился таким: Архангельск — Соловецкие острова — мыс Белый Нос — посёлок Варнек (остров Вайгач) — залив Русская Гавань (архипелаг Новая Земля) — мыс Желания (архипелаг Новая Земля) — остров Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — остров Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — Малые Кармакулы (архипелаг Новая Земля; надо было высадить двух членов экспедиции для продолжения работы там) — остров Сосновец — Архангельск.

Есть ли какой-то распорядок дня на борту судна? Чем занимались участники экспедиции на судне?

Распорядок есть. Неизменные вехи: завтрак с 8.00 до 9.00, обед с 12.00 до 13.00, ужин с 19.00 до 20.00. Иногда, впрочем, из-за высадок время приёма пищи менялось. С 10.00 до 12.00, с 13.00 до 16.00 — лекционные занятия, с 16.00 до 19.00 — работа учащихся в группах. После ужина бывали культурно-массовые мероприятия (интересные презентации и фильмы, вечера творчества, интеллектуальные игры).

Участники экспедиции бо́льшую часть времени занимались научными исследованиями в рамках своего научного направления: сбор данных, их анализ и интерпретация и так далее. Лекционные занятия были обязательными для всех студентов и аспирантов независимо от тематики, это позволяло расширить кругозор учащихся, дать им междисциплинарное знание об Арктике.

Были ли форс-мажорные ситуации? С какими сложностями пришлось столкнуться?

Наиболее заметной сложностью были погодные условия. Волнение сделало невозможным высадку на острове Колгуев, усложняющиеся ледовые условия заставили сменить маршрут экспедиции и пойти к Земле Франца-Иосифа раньше, чем планировали. Но даже это не позволило высадиться на острове Хейса: льды перекрыли путь судну. Тем не менее научную программу экспедиции удалось выполнить. Упомянутое волнение, кстати, многие участники экспедиции переносили тяжело — особенно те, кто впервые надолго вышел в море. Три шторма за один рейс — такого ещё не было. Форс-мажором можно считать и появление медведя неподалёку от участников рейса в ходе одной из высадок. Едва заметив его буквально в паре сотен метров от одной из групп, тут же в целях безопасности завершили высадку и вернулись на судно.

Что больше всего запомнилось?

Горы архипелага Земля Франца-Иосифа. Они просто завораживают и оставляют неизгладимые впечатления.

Чем этот рейс отличался от предыдущих?

Прежде всего это увеличившееся международное участие. В 2014 году в экспедиции было четыре иностранных гражданина. В этом году иностранцев было восемь: из Бразилии, Германии, Дании, Исландии, Испании, США, а также двое выходцев из России, постоянно живущих в Канаде и Финляндии. Существенно расширена программа наземных прибрежных исследований, представляющих собой единый комплекс. В ходе рейса впервые проводились масштабные медико-биологические исследования среди участников экспедиции и экипажа судна, а также социологические исследования местных жителей по маршруту следования экспедиции.

Какие научные исследования проводились в рамках экспедиции?

Список всех исследований занял бы пару страниц, поэтому приведу список работавших научно-исследовательских блоков: гидрометеорологический, экологический, биогеохимический, медико-биологический, геоинформационный, картографо-геодезический, историко-культурный и социологический, биологический, биоресурсный. Таким образом, изучались климат Арктики, её флора и фауна, почва, состояние окружающей среды, адаптация человека к пребыванию в высоких широтах, жизненные ценности местного населения и так далее.

Удалось сделать интересные открытия?

Да. Важную информацию о птицах и ареалах их обитания собрали, в частности, орнитологи. Почвоведы подошли к новому пониманию природной зональности Арктики, а также, вероятно, впервые в истории нашли эндолитные сообщества в Арктике (мыс Желания, Новая Земля). В любом случае многие данные ещё требуют продолжительной обработки, окончательные выводы пока рано делать.

Данные, собранные в ходе экспедиции, будут оформлены в виде научных работ или переданы соответствующим ведомствам, например Росгидромету?

По итогам исследований, проведённых в ходе рейса, планируется публикация общего отчёта экспедиции. То есть отчёты каждого научно-исследовательского блока будут сведены в один сборник. Его публикация запланирована на конец октября 2015 года. Он будет электронным и доступным для всех желающих.

Экспедиция «Плавучий университет» прошла уже в седьмой раз. С чем вы связываете такой её успех? Отправится ли она в рейс в следующем году?

Секрет успеха прост. В рамках одного сравнительного короткого рейса (около трёх недель) удаётся собрать огромное количество ценных данных из самых разных научных сфер — от ботаники до геологии и гидрометеорологии. Учащиеся практикуются выполнять полевые работы, расширяют свой кругозор. То есть каждый рейс приносит огромную пользу как научным исследованиям, проводимым в САФУ, так и образовательному процессу университета. Мы приложим все усилия, чтобы в 2016 году экспедиция тоже состоялась.

"Плавучие университеты"

А.Е.Сузюмов, международный координатор проекта, МОК ЮНЕСКО

Проект, получивший в ЮНЕСКО название "Плавучий университет", был начат по инициативе Московского государственного университета (МГУ) в 1991 году. В 1993 году Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) начал региональный проект "Балтийский плавучий университет" (БПУ). С 1996 года по решению Ассамблеи МОК и Генеральной конференции ЮНЕСКО (1995 г.) оба проекта выполняются в рамках программы МОК-ТЕМА (Подготовка, образование и взаимная помощь в области морских наук). В 1999 к ним присоединился еще один региональный проект: "Каспийский плавучий университет" (КПУ), выполняемый Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ). Базируясь на успешных результатах трех упомянутых выше проектов, в 2005 году по инициативе ряда университетов Австралии в рамках программы ТЕМА был начат региональный проект для стран ЮВ Азии и Тихого океана "Морской университет" (University of the Sea, UOS). Все эти проекты созданы прежде всего для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает их от традиционных судовых практик.

Руководитель программы ТЕМА - E. Деза ([email protected]). Международный координатор проектов ПУ в Секретариате МОК ЮНЕСКО (Париж, Франция) - А.Е.Сузюмов - [email protected]


1. Плавучий университет (программа "Обучение через исследования", (ТТР)

Этот проект занимается комплексным изучением геологических процессов на континентальных окраинах Европы и Северной Африки, на Срединно-Атлантическом хребте. За последние 16 лет проект получил замечательные результаты в области изучения нефтегазоносности континентальных окраин и газовых гидратов - потенциальных энергоресурсов будущего. 16 рейсов ТТР (1991-2006) проводились на судах Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Геленджик" и "Профессор Логачев" в Атлантическом океане, Черном и Средиземном морях. В рамках этого проекта был разработан и применен принцип "обучение через исследования" (Training-through-Research, TTR), включающий полный годовой цикл обучения студентов теории и практике морских исследований. После предрейсовой теоретической подготовки студенты под руководством известных европейских специалистов ведут научно-исследовательскую работу на борту судна, подкрепляемую ежедневными лекциями и семинарами. Через пол-года после окончания рейса проводится послерейсовая научная конференция, рассматривающая итоги работ в море и результаты лабораторных исследований полученного материала.

Результаты работ публикуются в ведущих научных изданиях, а также в изданиях МОК (см. http://unesdoc.unesco.org/ulis/index.html , в поисковом окне нужно ввести сокращение проекта "TTR"). За период с 1991 по 2006 гг. около 1000 студентов и молодых исследователей из большинства стран Европы, а также Северной Африки, Азии, Ближнего Востока, США и Латинской Америки приняли участие в рейсах российских судов. Координация и управление проектом осуществляется Исполнительным комитетом. Руководители проекта: Н.Кеньон (Dr. Neil H.Kenyon), Национальный Океанографический центр Саутгемптона (Великобритания) - [email protected] и М.К.Иванов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО-МГУ по морским геонаукам (Геологический факультет МГУ, Москва, Россия) - [email protected].


Участники рейса ТТР-11 (2001 г.) Один из ежедневных семинаров на борту судна: какие открытия сделаны за прошедший день?
Карбонатные трубы, поднятые со дна Кадисского залива: через них в морскую среду поступают геофлюиды "Карбонатные холмы": загадочные постройки, впервые детально исследованные на европейской окраине в рейсе ТТР-7 (1997 г.)

2. Балтийский плавучий университет (БПУ)

Проект БПУ, осуществляется под эгидой МОК ЮНЕСКО Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ) в сотрудничестве с Главным управлением навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ. Он предоставляет возможность студентам стран Балтийского региона, а также других стран Европы (Великобритании, Испании, Португалии), Азии и Африки получить навыки исследований в области морской гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Тем самым он вносит весомый вклад в программу охраны морской среды, разработанную Хельсинской комиссией (HELCOM), "Балтийскую оперативную океанографическую систему" (BOOS) (региональный проект Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО), а также "Комплексное управление прибрежной зоной" (КУПЗ/МОК). Особенностью проекта является его выполнение параллельно на двух плавсредствах: одном из океанографических судов ГУНиО (таких как "Н. Матусевич" и "Сибиряков"), а в 2006 году - на НИС "Штокман" ИОРАН, а также на парусном катамаране. Это позволяет одновременно охватить исследованиями как прибрежную зону, так и открытые воды Балтийского моря. Большую роль при этом играют подспутниковые наблюдения с целью сопоставления дистанционных данных, наблюдений со спутников с натурными измерениями. На этой базе РГГМУ создает компьюторные модули для обучения студентов методам дистанционного зондирования океана. В 2006 году в РГГМУ создана кафедра ЮНЕСКО данного профиля. За период 1993-2006 гг. более 200 студентов из 24-х стран Европы, Азии и Африки прошли обучение в рамках проекта. Результаты экспедиций публикуются (на английском языке) в ежегодном "Научном бюллютене БПУ" (BFU Research Bulletin). Руководитель проекта Т. Еремина (РГГМУ, Санкт-Петербург) - [email protected] .


Отбор проб воды прибором "розетта" Участники рейса БПУ-2005 у трапа "Сибирякова"

3. Каспийский плавучий университет (КПУ)

Проект КПУ, осуществляемый под эгидой МОК ЮНЕСКО Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ), направлен на изучение биологической продуктивности, биоресурсов и их охраны на Каспийском море и в нижней дельте Волги, а также на развитие регионального сотрудничества и взаимопонимания между странами региона в деле охраны окружающей среды. Исследования выполняются на плавсредствах КаспНИРХ. Изучаются, в частности, проблемы влияния колебаний уровня Каспийского моря на водные и прибрежные биоресурсы; влияние загрязнения (преимущественно от разработки нефтяных месторождений) на экосистемы и биоресурсы; биоразнообразие и вопросы его охраны; а также проблемы комплексного управления прибрежной зоной.



В полевых работах 1999-2006 гг. приняли участие более 150 студентов из стран региона. Более 600 человек участвовало в конференциях, семинарах и школах КПУ. С 2001 г. в рамках проекта работает Экологическая школа КПУ. Ежегодно в ней обучаются 15-20 старшеклассников. Результаты КПУ публикуются на английском языке в "Научном бюллютене КПУ" (Caspian Floating University Research Bulletin). Руководитель проекта В.Н. Беляева (КаспНИРХ, Астрахань) - [email protected] .

4. Морской университет (МОУ)

Этот проект поддерживается консорциумом австралийских университетов, ряда университетов и исследовательских центров Республики Корея, Индии, Индонезии и Японии, образующих сеть Азиатских соседних стран в программе Глобальных изменений (the Asian Neighbors Global Change Network) с участием Австралии. В Сиднейском университете Австралии размещается Секретариат проекта (http://www.usims.org.usyd.edu.au/floating.html). Проект финансируется Фондом Тойота и из национальных средств Австралии. Французский полярный институт (IPEV) предоставляет судовое время на своем НИС "Марион Дюфрен" ("Marion Dufresne"). В 2005 году состоялся первый двухнедельный учебный геолого-экологический рейс в Арафурском море (между Новой Гвинеей и Австралией), в котором участвовало 20 студентов из Австралии, Китая, Восточного Тимора, Индонезии, Японии, Малайзии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи, Филиппин и Шли Ланка. В 2006 г. состоялся 2-й рейс, в котором участвовало 19 студентов из семи стран региона. Он проходил по маршруту Окленд (Новая Зеландия) - Нумея (Новая Каледония) - Сидней (Австралия) и был направлен на изучение газовых гидратов комплексом геофизических и геологических методов.

УДК 378.147

АРКТИЧЕСКИЙ ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ - 2013

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова активно внедряет новые методики подготовки молодых креативных специалистов для удовлетворения потребностей современного рынка труда. Одним из перспективных направлений обучения являются научно-исследовательские экспедиции ученых с участием студентов. В 2012 году при поддержке Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Русского географического общества в университете стартовал новый инновационный проект «Арктический плавучий университет», в котором органично сочетаются образовательные курсы и научно-исследовательская работа студентов, магистрантов и аспирантов .

Цель проекта «Арктический плавучий университет - 2013» - интеграция инновационных образовательных программ высшего профессионального образования и фундаментальных и прикладных междисциплинарных научных исследований при проведении арктических экспедиций на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» для подготовки высококвалифицированных специалистов.

Уникальные возможности проекта «Арктический плавучий университет» нашли свое отражение в разработке образовательной программы экспедиции. Общая ее трудоемкость в 2013 году - 3 зачетные единицы, 108 часов .

Образовательная программа имеет междисциплинарный характер. Студенты слушают теоретический курс лекций по основам океанологии, метеорологии, географии, геоэкологии, физики, химии, биологии с целью усвоения комплекса знаний об основных зако-

© Бызова Н.М., 2014

нах пространственно-временной организации морских и наземных арктических и субарктических природных комплексов локального и регионального уровней. Будущие специалисты знакомятся с методикой океанологических, метеорологических, географических, биологических, геоэкологических и физических, химических исследований и обработки полученных данных. Помимо теоретических знаний они приобретают практические умения и навыки, которые включают сбор, обработку и анализ проб воды, воздуха, горных пород, почв и растений, визуальные наблюдения природных объектов и процессов, их фотографирование и киносъемку.

В 2013 году существенно расширилась география маршрутов и состав участников проекта «Арктический плавучий университет». Было проведено две экспедиции на НИС «Профессор Молчанов». Наряду с представителями института естественных наук и биомедицины и института теоретической и прикладной химии, участвовавшими в экспедиции 2012 года, их членами стали молодые исследователи из института нефти и газа, института судостроения и морской арктической техники и института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова. Были приглашены студенты географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гидрометеорологического университета, Государственного океанографического института, факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Подготовкой и обучением молодых исследователей занимались преподаватели САФУ

имени М.В. Ломоносова, научные сотрудники Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, Арктического и Антарктического научноисследовательского института, Государственного океанографического института имени

Н.Н. Зубова, Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Зоологического института Российской академии наук, работники Северного и Мурманского управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Во время первого рейса в июне 2013 года, наряду с продолжением научных исследований в Белом и Баренцевом морях, были проведены комплексные работы в Гренландском море и на Шпицбергене. В Белом, Баренцевом и Гренландском морях проведены комплексные исследования на 10 вековых и стандартных океанографических разрезах, где на 86 океанографических станциях было взято более 2 тыс. проб для электрохимических, рент-гено-флуоресцентных и хроматографических исследований морской воды. Проведено более 5,5 тыс. измерений биогенных элементов, растворенного кислорода, pH и ионного состава в воде, что позволило продолжить изучение современного состояния гидрохимической структуры и уровня загрязненности среды арктических морей и воздействия на них процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями.

На Шпицбергене были продолжены сейсмологические исследования с проведением замеров уровня микросейсмического фона на территории поселков Баренцбург, Ню-Олесунн и города Лонгйир. В рамках гляциологических исследований здесь же выполнены работы по геокриологическому и геоморфологическому описанию рельефа. С целью получения информации о горизонтальных и вертикальных неоднородностях рельефа и типах залегания отложений проведены георадиолокационные исследования подповерхностного залегания пород до глубины 35 м с построением 72 гео-радарных профилей.

Для получения новых данных по видовому разнообразию, запасам биомассы, численности различных групп организмов-продуцентов в пределах морской акватории, в береговой зоне и на ключевых участках арктических островов выполнено геоботаническое описание растительных сообществ, произведен отбор проб бурых водорослей, мхов и лишайников.

Первый рейс 2013 года имел международный статус. Участники экспедиции во время посещения Шпицбергена стали участниками встречи с российско-норвежской делегацией, посвященной развитию Российского научного центра в Баренцбурге. Экспедиционный отряд посетил Университетский центр Шпицбергена (ЮНИС), морскую лабораторию компании «Кингс Бей АСА» и станцию «Свердруп» Норвежского полярного института в поселке Ню-Олесунн. Был организован ответный прием делегации ЮНИС на НИС «Профессор Молчанов». Представителем Норвежского полярного института было сделано предложение о сотрудничестве в рамках проекта «Арктический плавучий университет» в 2014 году.

Во время второго рейса в июле 2013 года участниками экспедиции «Арктический плавучий университет» пройдено 5900 км по акваториям Белого, Баренцева и Карского морей. На пути к острову Рудольфа, самой северной островной точке Евразии, они впервые достигли координат 81°15" с. ш. и 64°40" в. д. Дальнейший путь на север был прегражден скоплениями обломков айсбергов. При следовании к острову Визе экспедиция прошла в Карском море до крайней северо-восточной точки маршрута с координатами 79°34" с. ш. и 76°55" в. д. Такие широкомасштабные комплексные исследования арктических территорий выполнены впервые.

Основные научно-исследовательские задачи второго рейса были направлены на получение комплексной океанологической информации о состоянии природных систем Белого, Баренцева и Карского морей и влиянии их на формирование климатических изменений в северных полярных районах. Выполнены из-

мерения на 80 океанографических станциях 7 океанографических разрезов, где определялось вертикальное распределение температуры, солености и растворенного кислорода в воде. Общее количество полученных данных превышает 360 тыс. значений.

На основе более 40 тыс. измерений температуры и относительной влажности воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра, потока коротковолновой солнечной радиации были проанализированы климатические изменения в северных полярных районах. Результаты измерения общего содержания озона в атмосфере в 2013 году показали увеличение концентрации озона в атмосфере по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

При исследовании гидрооптических характеристик поверхностных вод получены данные о распространении фотосинтетически активной радиации в эвфотическом слое Баренцева и Карского морей. Изучение особенностей пространственного и вертикального распределения численности и биомассы фитопланктона в водных массах проведено на 4 океанографических разрезах.

В Баренцевом море и северной части Карского моря выполнен отбор проб морской воды с различных глубин на 69 станциях 6 океанографических разрезов для определения содержания кремния, нитратного, нитритного, аммонийного и общего азота, минерального и общего фосфора, растворенного кислорода, органического углерода, углеводов, pH, общей щелочности, содержания катионов натрия, кальция, магния, калия.

С целью определения электрофизических свойств воды и льда проведено обследование снежников, припайного и покровного льда, морской и талой воды на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, леднике Седова, побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань и мысе Желания Северного острова Новой Земли.

Используя материалы, предоставленные Центром космического мониторинга Арктики

САФУ имени М.В. Ломоносова, участники экспедиции с 2012 года, осуществляют дистанционные наблюдения в Арктике для моделирования процессов и явлений в открытом океане и прибрежной зоне морей. Сотрудниками центра радиотехнического мониторинга в июле 2013 года на мысе Желания Северного острова Новой Земли проведены работы по установке и запуску в эксплуатацию альтернативной экологи-чески-чистой энергетической установки из ве-трогенератора и комплекса солнечных батарей.

Продолжено изучение основных берегообразующих процессов и памятников морского географического наследия на островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, полуостровах Канин и Югорский, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань, мысе Желания Северного острова Новой земли. Для определения дендрохронологическим методом возраста деревянных строений на островах Вайгач и Гукера, побережье залива Ледяная Гавань и мысе Желания взяты образцы древесины (керны). По данным измерений годичных колец получены плавающие хронологии по всем исследуемым строениям. Дендрохронологический анализ позволил определить возраст древесины на ключевых участках и уточнить время строительства объектов.

Расширение географии маршрута второго рейса экспедиции позволило отследить изменения состава и структуры растительных сообществ на широтном градиенте от южных тундр до арктических пустынь. Были организованы наблюдения за фенологическим состоянием видов, входящих в их состав. Проведено геоботаническое описание 27 различных растительных сообществ на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Гукера, Хейса, Чампа, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань и мысе Желания. Заложено 12 пробных площадей для учета надземной фитомассы и 206 пробных площадок (50 х х 50 см) в сообществах разных типов для учета видового разнообразия на единицу площади. Собран гербарный материал в количестве 350 листов 124 видов сосудистых растений и

200 образцов мхов и лишайников. Сделано 15 почвенных разрезов и химический анализ проб почвы по 35 горизонтам.

Собранные материалы позволяют лучше понять адаптивные стратегии развития растений, связанные с репродуктивными процессами, что очень важно для прогнозирования изменений состояния экосистем в условиях меняющегося климата и различных антропогенных воздействий. Подобных наблюдений в Арктическом регионе до настоящего времени не проводилось, а организовать их позволила высокая мобильность НИС «Профессор Молчанов» и спланированный маршрут экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013».

В программу экспедиций 2013 года впервые были включены исследования по адаптации организма участников экспедиции к экстремальным условиям Арктики. Несмотря на непривычные условия жизнедеятельности уровень работоспособности ученых на протяжении всей экспедиции был выше среднего.

Исследование особенностей эксплуатации судовой энергетической установки - также новое направление в научной программе вто-

рого рейса экспедиции. По результатам замеров шума и вибрации на НИС «Профессор Молчанов» было установлено, что в рабочих и жилых помещениях судна они не превышают допустимых значений, соответствующих санитарным нормам, а судовая энергетическая установка работала стабильно на всех режимах хода судна.

Новая научно-образовательная программа проекта «Арктический плавучий университет» предусматривала еженедельную отчетность в виде научных сессий, на которых молодые исследователи подводили промежуточные итоги исследований. Подведение итогов экспедиции состоялось 20 сентября 2013 года на научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, где были представлены доклады по результатам проведенных работ. Материалы конференции были опубликованы .

Проект «Арктический плавучий университет» достойно продолжает традиции российской научной школы по ведению систематических и планомерных научных исследований в условиях Европейского Севера и Арктики и высшего профессионального образования России.

Список литературы

1. БоголицынК.Г., ПоликинД.Ю., БызоваН.М. Программа работ и маршрут 1 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013» на НИС «Профессор Молчанов» по научно-исследовательскому направлению // Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013»: в 2 ч. / отв. ред. К.Г. Боголицын; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. Архангельск, 2013. Ч. I. С. 7-15.

2. Боголицын К.Г., Поликин Д.Ю., Бызова Н.М. Программа работ и маршрут 2 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013» на НИС «Профессор Молчанов» по научно-исследовательскому направлению // Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013»: в 2 ч./ отв. ред. К.Г. Боголицын; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. Архангельск, 2013. Ч. I. С. 16-26.

3. Бызова Н.М. Арктический плавучий университет как инновационная образовательная программа // Рациональное природопользование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, МГУ, 23-24 нояб. 2012 г. / под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука. М., 2013. С. 32-34.

4. Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет 2013»: материалы науч. конф. студентов, магистрантов, аспирантов / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, Сев. упр. по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Арханг. центр Всерос. обществ. орг. «Рус. геогр. о-во»; сост. М.А. Трофимова, В.И. Трофимова; отв. ред. проф. Н.М. Бызова. Архангельск, 2013. Ч. 3. 116 с.

1. Bogolitsyn K.G., Polikin D.Yu., Byzova N.M. Programma rabot i marshrut 1 reysa ekspeditsii “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013” na NIS “Professor Molchanov” po nauchno-issledovatel’skomu napravleniyu . Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013”: v 2 ch. . Arkhangelsk, 2013. Part 1, pp. 7-15.

2. Bogolitsyn K.G., Polikin D.Yu., Byzova N.M. Programma rabot i marshrut 2 reysa ekspeditsii “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013” na NIS “Professor Molchanov” po nauchno-issledovatel’skomu napravleniyu . Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013”: v 2 ch. . Arkhangelsk, 2013. Part 1, pp. 16-26.

3. Byzova N.M. Arkticheskiy plavuchiy universitet kak innovatsionnaya obrazovatel’naya programma . Ratsional’noe prirodopol’zovanie: traditsii i innovatsii: materialyMezhdunar. nauch.-prakt. konf . Moscow, 23-24 November 2012. Moscow, 2013, pp. 32-34.

4. Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet 2013”: materialy nauch. konf. studentov, magistrantov, aspirantov . Ed. by Byzova N.M. Arkhangelsk, 2013. Part 3. 116 p.

БЫЗОВА Наталья Михайловна, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии и геоэкологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 130 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий

Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...