Межправительственная океанографическая комиссия (МОК). Каков б ыл маршрут экспедиции в этом году
Проект «Арктический плавучий университет» стартовал 1 июня 2012 года. Проект реализуется благодаря совместному финансированию Росгидромета и САФУ (Минобрнауки). Проект поддержало Русское географическое общество.
Первый рейс был осуществлен по маршруту: Архангельск - Белое море - Баренцево море - Земля Франца-Иосифа - Новая Земля - остров Колгуев - Белое море - остров Сосновец - Соловки - Архангельск.
На борту судна получали знания и отрабатывали их на практике студенты САФУ им. М.В. Ломоносова. Вели преподавание научные сотрудники НИУ Росгидромета, САФУ и Северного УГМС. Практические занятия для студентов проходили с использованием высококлассного современного оборудования, которым укомплектована «плавучая лаборатория».
В ходе рейса был выполнен полный объем работ по Баренцеву и Белому морям, взято более 8.000 проб воды, грунта, воздуха и биоресурсов.
Программа работ Арктического плавучего университета в 2013 году состоит из 2-х рейсов. Первый рейс проводится с 1 июня по 25 июня 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - Баренцево море - Гренландское море - Шпицберген - Белое море - Архангельск. Программа работ Арктического плавучего университета в 2013 году состоит из 2-х рейсов. Первый рейс проводится с 1 июня по 25 июня 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - Баренцево море - Гренландское море - Шпицберген - Белое море - Архангельск. |
Проведение второго рейса запланировано в период с 2 июля по 26 июля 2013 года по маршруту Архангельск - Белое море - остров Колгуев - Баренцево море - Карское море - острова Северная Земля - острова Новая Земля - Архангельск.
Программа работ на НИС «Профессор Молчанов» составлена сотрудниками САФУ имени М.В. Ломоносова, Северного УГМС, ААНИИ, ГОИН, МГУ имени М.В. Ломоносова и ИЭПС УрО РАН и предусматривает два крупных направления: образовательное и научно-исследовательское. К работе в экспедиции приглашен художник Сергея Звягин, работающий над темой Арктики.
Отдельно была разработана программа работ на Шпицбергене, где участники первого рейса «Арктического плавучего университета» побывали в июне 2013 года:
проведение гидрохимических, гляциологических и сейсмологических исследований в акватории и на побережье архипелага Шпицберген. Контрольные точки (Баренцбург - Лонгйир - Ну Олесунн - Горячие источники, Букфиорд);
Частие в подписании договора российской делегации о совместном использовании российского научного центра в Баренцбурге;
Встреча с губернатором и организация передвижной выставки картин художника Виктора Звягинцева;
Посещение Университетского центра Шпицбергена (UNIS);
Посещение исследовательской станции Свердруп, Норвежский полярный институт;
Посещение морской лаборатории «АК «Кингс Бей»:
Обсуждение и проработка направлений совместной научно-исследовательской деятельности на архипелаге;
Подписание двухстороннего договора о научно-исследовательском сотрудничестве между САФУ имени М.В. Ломоносова и компанией «АК «Кингс Бей» на архипелаге Шпицберген и совместном использовании научной базы морской лаборатории.
Программа включает образовательные курсы и собственно научно-исследовательские работы на акватории Белого, Баренцева, Гренландского и Карского морей Северного Ледовитого океана. Это направление очень актуально в связи с реализацией стратегии России по освоению и сохранению природных ресурсов Арктики и роли САФУ и Росгидромета в этой сфере. Особенно это важно в связи с нижеизложенными особенностями арктической зоны. Указанное направление предусмотрено программой развития САФУ.
В Баренцбурге члены делегации и студенты Арктического плавучего университета посетили ряд объектов Росгидромета и Кольского научного центра РАН. 13 июня, НИС «Профессор Молчанов» со студентами и делегацией на борту прибыл в порт Лонгийир, где состоялаяь встреча с мэром Лонгйира Кристином Кристоферсеном и визит в Университетский центр Шпицбергена (UNIS). В центре стороны обсудили российско-норвежское сотрудничество на архипелаге. В Ню-Олесунна, самом северном норвежском городе, для тех, кто не участвовал в проведении наземных исследований, была организована экскурсия по научным объектам городка и встреча, на которой участникам экспедиции рассказали об истории Ню-Олесунна и его жизнедеятельности. |
Для исследовательской группы работы в Ню-Олесунне стали самыми плодотворными за три дня на Шпицбергене. Удалось установить сейсмостанцию. Были отобраны пробы снега, льда, почв и растений. Выполнили четыре геологических профиля, провели георадиолокацонные исследования, изучили геологические слои, отобрали малакофауну – это остатки раковин моллюсков, которые откладываются вместе с морскими и речными отложениями. Анализируя их можно определить возраст террасы и содержание стабильных изотопов.
Работать пришлось в сложных условиях: погода всё время менялась – то ветер с градом, то снова солнце. При этом нужно было помнить о том, что это территория скорее принадлежит белому медведю, чем человеку.
В экспедиция познакомила норвежскую делегацию с деятельностью лабораторий Плавучего университета.
Попрощавшись с норвежскими коллегами, команда научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» продолжила свой путь к за планированному разрезу.
16 июня в первой половине дня все активно готовились к двум событиям намеченным по плану: одному - серьёзному и научному, другому – шуточному и развлекательному. Первое – отчётная сессия. Участники экспедиции подготовили свои доклады по работам на разрезах в Белом и Баренцевом морях. Результаты, о которых рассказали представители научных блоков, вызвали живую дискуссию среди участников экспедиции и ещё на один шаг приблизили исследователей к финальному отчёту, который они напишут уже на материке. Второе – конкурс «Мисс Молчанова». Впервые на борту научно-исследовательского судна выбирали самую красивую девушку. После ужина «Профессор Молчанов» вышел на точки разреза №3 в Баренцевом море. И снова продолжилась активная работа. |
17 июня в 6 утра участники экспедиции проснулись от глухих ударов о корпус судна – это НИС«Профессор Молчанов» вышел на первые льды – впереди ледовое поле океана. Весь день продолжались океанографические исследования в северной части Баренцева моря. Здесь внимание исследователей было сконцентрировано на тёплых атлантических водах, проникающих с Севера. Работы на разрезе прошли в плановом режиме. Вечером «Плавучий университет» достиг самой северной точки своего маршрута, дальше движение будет только на юг. «Профессор Молчанов» достиг 80 градусов северной широты и начал следовать в юго-восточном направлении, где гидрохимический блок экспедиции выполнит разрез, пересекающий всё Баренцево море в направлении архипелага Новая Земля. |
«Только побывав в Арктике, увидев собственными глазами её холодную красоту, можно понять, почему эти вроде бы далёкие и неприветливые воды и земли так важны для страны и так манят тех, кто там уже бывал».
Что собой представляет экспедиция «Плавучий университет»?
«Арктический плавучий университет» — уникальный проект САФУ (Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова) , который включает интеграцию образовательного и научно-исследовательского процессов нескольких крупных структур: САФУ, Росгидромета, Русского географического общества и других. В рамках экспедиции можно получить много ценнейшей информации об Арктике, расширить кругозор участвующих в ней студентов, научить их проведению полевых работ по их специальности. Важна также и мировоззренческая, воспитательная функция: только побывав в Арктике, увидев собственными глазами её холодную красоту, можно понять, почему эти вроде бы далёкие и неприветливые воды и земли так важны для страны и так манят тех, кто там уже бывал.
Кто в этом году принял участие в экспедиции? Как проходил отбор участников для экспедиции? Много ли было желающих?
В экспедиции приняли участие 58 человек из разных городов России и восьми иностранных государств. Это студенты самых разных специальностей, магистранты и аспиранты, преподаватели, исследователи, журналисты. Отбор участников проходил по критериям соответствия научной программе экспедиции, физического здоровья, академической успеваемости. Кроме того, помимо желания участвовать в работе полевых групп очень важно наличие самостоятельной исследовательской работы.
Каков б ыл маршрут экспедиции в этом году?
Здесь надо иметь в виду, что фактический маршрут из-за погодных условий отличался от запланированного. В итоге он получился таким: Архангельск — Соловецкие острова — мыс Белый Нос — посёлок Варнек (остров Вайгач) — залив Русская Гавань (архипелаг Новая Земля) — мыс Желания (архипелаг Новая Земля) — остров Гукера (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — остров Нортбрук (архипелаг Земля Франца-Иосифа) — Малые Кармакулы (архипелаг Новая Земля; надо было высадить двух членов экспедиции для продолжения работы там) — остров Сосновец — Архангельск.
Есть ли какой-то распорядок дня на борту судна? Чем занимались участники экспедиции на судне?
Распорядок есть. Неизменные вехи: завтрак с 8.00 до 9.00, обед с 12.00 до 13.00, ужин с 19.00 до 20.00. Иногда, впрочем, из-за высадок время приёма пищи менялось. С 10.00 до 12.00, с 13.00 до 16.00 — лекционные занятия, с 16.00 до 19.00 — работа учащихся в группах. После ужина бывали культурно-массовые мероприятия (интересные презентации и фильмы, вечера творчества, интеллектуальные игры).
Участники экспедиции бо́льшую часть времени занимались научными исследованиями в рамках своего научного направления: сбор данных, их анализ и интерпретация и так далее. Лекционные занятия были обязательными для всех студентов и аспирантов независимо от тематики, это позволяло расширить кругозор учащихся, дать им междисциплинарное знание об Арктике.
Были ли форс-мажорные ситуации? С какими сложностями пришлось столкнуться?
Наиболее заметной сложностью были погодные условия. Волнение сделало невозможным высадку на острове Колгуев, усложняющиеся ледовые условия заставили сменить маршрут экспедиции и пойти к Земле Франца-Иосифа раньше, чем планировали. Но даже это не позволило высадиться на острове Хейса: льды перекрыли путь судну. Тем не менее научную программу экспедиции удалось выполнить. Упомянутое волнение, кстати, многие участники экспедиции переносили тяжело — особенно те, кто впервые надолго вышел в море. Три шторма за один рейс — такого ещё не было. Форс-мажором можно считать и появление медведя неподалёку от участников рейса в ходе одной из высадок. Едва заметив его буквально в паре сотен метров от одной из групп, тут же в целях безопасности завершили высадку и вернулись на судно.
Что больше всего запомнилось?
Горы архипелага Земля Франца-Иосифа. Они просто завораживают и оставляют неизгладимые впечатления.
Чем этот рейс отличался от предыдущих?
Прежде всего это увеличившееся международное участие. В 2014 году в экспедиции было четыре иностранных гражданина. В этом году иностранцев было восемь: из Бразилии, Германии, Дании, Исландии, Испании, США, а также двое выходцев из России, постоянно живущих в Канаде и Финляндии. Существенно расширена программа наземных прибрежных исследований, представляющих собой единый комплекс. В ходе рейса впервые проводились масштабные медико-биологические исследования среди участников экспедиции и экипажа судна, а также социологические исследования местных жителей по маршруту следования экспедиции.
Какие научные исследования проводились в рамках экспедиции?
Список всех исследований занял бы пару страниц, поэтому приведу список работавших научно-исследовательских блоков: гидрометеорологический, экологический, биогеохимический, медико-биологический, геоинформационный, картографо-геодезический, историко-культурный и социологический, биологический, биоресурсный. Таким образом, изучались климат Арктики, её флора и фауна, почва, состояние окружающей среды, адаптация человека к пребыванию в высоких широтах, жизненные ценности местного населения и так далее.
Удалось сделать интересные открытия?
Да. Важную информацию о птицах и ареалах их обитания собрали, в частности, орнитологи. Почвоведы подошли к новому пониманию природной зональности Арктики, а также, вероятно, впервые в истории нашли эндолитные сообщества в Арктике (мыс Желания, Новая Земля). В любом случае многие данные ещё требуют продолжительной обработки, окончательные выводы пока рано делать.
Данные, собранные в ходе экспедиции, будут оформлены в виде научных работ или переданы соответствующим ведомствам, например Росгидромету?
По итогам исследований, проведённых в ходе рейса, планируется публикация общего отчёта экспедиции. То есть отчёты каждого научно-исследовательского блока будут сведены в один сборник. Его публикация запланирована на конец октября 2015 года. Он будет электронным и доступным для всех желающих.
Экспедиция «Плавучий университет» прошла уже в седьмой раз. С чем вы связываете такой её успех? Отправится ли она в рейс в следующем году?
Секрет успеха прост. В рамках одного сравнительного короткого рейса (около трёх недель) удаётся собрать огромное количество ценных данных из самых разных научных сфер — от ботаники до геологии и гидрометеорологии. Учащиеся практикуются выполнять полевые работы, расширяют свой кругозор. То есть каждый рейс приносит огромную пользу как научным исследованиям, проводимым в САФУ, так и образовательному процессу университета. Мы приложим все усилия, чтобы в 2016 году экспедиция тоже состоялась.
"Плавучие университеты"
А.Е.Сузюмов, международный координатор проекта, МОК ЮНЕСКОПроект, получивший в ЮНЕСКО название "Плавучий университет", был начат по инициативе Московского государственного университета (МГУ) в 1991 году. В 1993 году Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) начал региональный проект "Балтийский плавучий университет" (БПУ). С 1996 года по решению Ассамблеи МОК и Генеральной конференции ЮНЕСКО (1995 г.) оба проекта выполняются в рамках программы МОК-ТЕМА (Подготовка, образование и взаимная помощь в области морских наук). В 1999 к ним присоединился еще один региональный проект: "Каспийский плавучий университет" (КПУ), выполняемый Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ). Базируясь на успешных результатах трех упомянутых выше проектов, в 2005 году по инициативе ряда университетов Австралии в рамках программы ТЕМА был начат региональный проект для стран ЮВ Азии и Тихого океана "Морской университет" (University of the Sea, UOS). Все эти проекты созданы прежде всего для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает их от традиционных судовых практик.
Руководитель программы ТЕМА - E. Деза ([email protected]). Международный координатор проектов ПУ в Секретариате МОК ЮНЕСКО (Париж, Франция) - А.Е.Сузюмов - [email protected]
1. Плавучий университет (программа "Обучение через исследования", (ТТР)
Этот проект занимается комплексным изучением геологических процессов на континентальных окраинах Европы и Северной Африки, на Срединно-Атлантическом хребте. За последние 16 лет проект получил замечательные результаты в области изучения нефтегазоносности континентальных окраин и газовых гидратов - потенциальных энергоресурсов будущего. 16 рейсов ТТР (1991-2006) проводились на судах Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Геленджик" и "Профессор Логачев" в Атлантическом океане, Черном и Средиземном морях. В рамках этого проекта был разработан и применен принцип "обучение через исследования" (Training-through-Research, TTR), включающий полный годовой цикл обучения студентов теории и практике морских исследований. После предрейсовой теоретической подготовки студенты под руководством известных европейских специалистов ведут научно-исследовательскую работу на борту судна, подкрепляемую ежедневными лекциями и семинарами. Через пол-года после окончания рейса проводится послерейсовая научная конференция, рассматривающая итоги работ в море и результаты лабораторных исследований полученного материала.
Результаты работ публикуются в ведущих научных изданиях, а также в изданиях МОК (см. http://unesdoc.unesco.org/ulis/index.html , в поисковом окне нужно ввести сокращение проекта "TTR"). За период с 1991 по 2006 гг. около 1000 студентов и молодых исследователей из большинства стран Европы, а также Северной Африки, Азии, Ближнего Востока, США и Латинской Америки приняли участие в рейсах российских судов. Координация и управление проектом осуществляется Исполнительным комитетом. Руководители проекта: Н.Кеньон (Dr. Neil H.Kenyon), Национальный Океанографический центр Саутгемптона (Великобритания) - [email protected] и М.К.Иванов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО-МГУ по морским геонаукам (Геологический факультет МГУ, Москва, Россия) - [email protected].
Участники рейса ТТР-11 (2001 г.) | Один из ежедневных семинаров на борту судна: какие открытия сделаны за прошедший день? |
Карбонатные трубы, поднятые со дна Кадисского залива: через них в морскую среду поступают геофлюиды | "Карбонатные холмы": загадочные постройки, впервые детально исследованные на европейской окраине в рейсе ТТР-7 (1997 г.) |
2. Балтийский плавучий университет (БПУ)
Проект БПУ, осуществляется под эгидой МОК ЮНЕСКО Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ) в сотрудничестве с Главным управлением навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ. Он предоставляет возможность студентам стран Балтийского региона, а также других стран Европы (Великобритании, Испании, Португалии), Азии и Африки получить навыки исследований в области морской гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Тем самым он вносит весомый вклад в программу охраны морской среды, разработанную Хельсинской комиссией (HELCOM), "Балтийскую оперативную океанографическую систему" (BOOS) (региональный проект Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО), а также "Комплексное управление прибрежной зоной" (КУПЗ/МОК). Особенностью проекта является его выполнение параллельно на двух плавсредствах: одном из океанографических судов ГУНиО (таких как "Н. Матусевич" и "Сибиряков"), а в 2006 году - на НИС "Штокман" ИОРАН, а также на парусном катамаране. Это позволяет одновременно охватить исследованиями как прибрежную зону, так и открытые воды Балтийского моря. Большую роль при этом играют подспутниковые наблюдения с целью сопоставления дистанционных данных, наблюдений со спутников с натурными измерениями. На этой базе РГГМУ создает компьюторные модули для обучения студентов методам дистанционного зондирования океана. В 2006 году в РГГМУ создана кафедра ЮНЕСКО данного профиля. За период 1993-2006 гг. более 200 студентов из 24-х стран Европы, Азии и Африки прошли обучение в рамках проекта. Результаты экспедиций публикуются (на английском языке) в ежегодном "Научном бюллютене БПУ" (BFU Research Bulletin). Руководитель проекта Т. Еремина (РГГМУ, Санкт-Петербург) - [email protected] .
Отбор проб воды прибором "розетта" | Участники рейса БПУ-2005 у трапа "Сибирякова" |
3. Каспийский плавучий университет (КПУ)
Проект КПУ, осуществляемый под эгидой МОК ЮНЕСКО Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ), направлен на изучение биологической продуктивности, биоресурсов и их охраны на Каспийском море и в нижней дельте Волги, а также на развитие регионального сотрудничества и взаимопонимания между странами региона в деле охраны окружающей среды. Исследования выполняются на плавсредствах КаспНИРХ. Изучаются, в частности, проблемы влияния колебаний уровня Каспийского моря на водные и прибрежные биоресурсы; влияние загрязнения (преимущественно от разработки нефтяных месторождений) на экосистемы и биоресурсы; биоразнообразие и вопросы его охраны; а также проблемы комплексного управления прибрежной зоной.
В полевых работах 1999-2006 гг. приняли участие более 150 студентов из стран региона. Более 600 человек участвовало в конференциях, семинарах и школах КПУ. С 2001 г. в рамках проекта работает Экологическая школа КПУ. Ежегодно в ней обучаются 15-20 старшеклассников. Результаты КПУ публикуются на английском языке в "Научном бюллютене КПУ" (Caspian Floating University Research Bulletin). Руководитель проекта В.Н. Беляева (КаспНИРХ, Астрахань) - [email protected] .
4. Морской университет (МОУ)
Этот проект поддерживается консорциумом австралийских университетов, ряда университетов и исследовательских центров Республики Корея, Индии, Индонезии и Японии, образующих сеть Азиатских соседних стран в программе Глобальных изменений (the Asian Neighbors Global Change Network) с участием Австралии. В Сиднейском университете Австралии размещается Секретариат проекта (http://www.usims.org.usyd.edu.au/floating.html). Проект финансируется Фондом Тойота и из национальных средств Австралии. Французский полярный институт (IPEV) предоставляет судовое время на своем НИС "Марион Дюфрен" ("Marion Dufresne"). В 2005 году состоялся первый двухнедельный учебный геолого-экологический рейс в Арафурском море (между Новой Гвинеей и Австралией), в котором участвовало 20 студентов из Австралии, Китая, Восточного Тимора, Индонезии, Японии, Малайзии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи, Филиппин и Шли Ланка. В 2006 г. состоялся 2-й рейс, в котором участвовало 19 студентов из семи стран региона. Он проходил по маршруту Окленд (Новая Зеландия) - Нумея (Новая Каледония) - Сидней (Австралия) и был направлен на изучение газовых гидратов комплексом геофизических и геологических методов.
УДК 378.147
АРКТИЧЕСКИЙ ПЛАВУЧИЙ УНИВЕРСИТЕТ - 2013
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова активно внедряет новые методики подготовки молодых креативных специалистов для удовлетворения потребностей современного рынка труда. Одним из перспективных направлений обучения являются научно-исследовательские экспедиции ученых с участием студентов. В 2012 году при поддержке Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Русского географического общества в университете стартовал новый инновационный проект «Арктический плавучий университет», в котором органично сочетаются образовательные курсы и научно-исследовательская работа студентов, магистрантов и аспирантов .
Цель проекта «Арктический плавучий университет - 2013» - интеграция инновационных образовательных программ высшего профессионального образования и фундаментальных и прикладных междисциплинарных научных исследований при проведении арктических экспедиций на научно-исследовательском судне «Профессор Молчанов» для подготовки высококвалифицированных специалистов.
Уникальные возможности проекта «Арктический плавучий университет» нашли свое отражение в разработке образовательной программы экспедиции. Общая ее трудоемкость в 2013 году - 3 зачетные единицы, 108 часов .
Образовательная программа имеет междисциплинарный характер. Студенты слушают теоретический курс лекций по основам океанологии, метеорологии, географии, геоэкологии, физики, химии, биологии с целью усвоения комплекса знаний об основных зако-
© Бызова Н.М., 2014
нах пространственно-временной организации морских и наземных арктических и субарктических природных комплексов локального и регионального уровней. Будущие специалисты знакомятся с методикой океанологических, метеорологических, географических, биологических, геоэкологических и физических, химических исследований и обработки полученных данных. Помимо теоретических знаний они приобретают практические умения и навыки, которые включают сбор, обработку и анализ проб воды, воздуха, горных пород, почв и растений, визуальные наблюдения природных объектов и процессов, их фотографирование и киносъемку.
В 2013 году существенно расширилась география маршрутов и состав участников проекта «Арктический плавучий университет». Было проведено две экспедиции на НИС «Профессор Молчанов». Наряду с представителями института естественных наук и биомедицины и института теоретической и прикладной химии, участвовавшими в экспедиции 2012 года, их членами стали молодые исследователи из института нефти и газа, института судостроения и морской арктической техники и института педагогики и психологии САФУ имени М.В. Ломоносова. Были приглашены студенты географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного гидрометеорологического университета, Государственного океанографического института, факультета географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета.
Подготовкой и обучением молодых исследователей занимались преподаватели САФУ
имени М.В. Ломоносова, научные сотрудники Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук, Арктического и Антарктического научноисследовательского института, Государственного океанографического института имени
Н.Н. Зубова, Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии, Зоологического института Российской академии наук, работники Северного и Мурманского управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Во время первого рейса в июне 2013 года, наряду с продолжением научных исследований в Белом и Баренцевом морях, были проведены комплексные работы в Гренландском море и на Шпицбергене. В Белом, Баренцевом и Гренландском морях проведены комплексные исследования на 10 вековых и стандартных океанографических разрезах, где на 86 океанографических станциях было взято более 2 тыс. проб для электрохимических, рент-гено-флуоресцентных и хроматографических исследований морской воды. Проведено более 5,5 тыс. измерений биогенных элементов, растворенного кислорода, pH и ионного состава в воде, что позволило продолжить изучение современного состояния гидрохимической структуры и уровня загрязненности среды арктических морей и воздействия на них процессов, связанных с глобальными климатическими изменениями.
На Шпицбергене были продолжены сейсмологические исследования с проведением замеров уровня микросейсмического фона на территории поселков Баренцбург, Ню-Олесунн и города Лонгйир. В рамках гляциологических исследований здесь же выполнены работы по геокриологическому и геоморфологическому описанию рельефа. С целью получения информации о горизонтальных и вертикальных неоднородностях рельефа и типах залегания отложений проведены георадиолокационные исследования подповерхностного залегания пород до глубины 35 м с построением 72 гео-радарных профилей.
Для получения новых данных по видовому разнообразию, запасам биомассы, численности различных групп организмов-продуцентов в пределах морской акватории, в береговой зоне и на ключевых участках арктических островов выполнено геоботаническое описание растительных сообществ, произведен отбор проб бурых водорослей, мхов и лишайников.
Первый рейс 2013 года имел международный статус. Участники экспедиции во время посещения Шпицбергена стали участниками встречи с российско-норвежской делегацией, посвященной развитию Российского научного центра в Баренцбурге. Экспедиционный отряд посетил Университетский центр Шпицбергена (ЮНИС), морскую лабораторию компании «Кингс Бей АСА» и станцию «Свердруп» Норвежского полярного института в поселке Ню-Олесунн. Был организован ответный прием делегации ЮНИС на НИС «Профессор Молчанов». Представителем Норвежского полярного института было сделано предложение о сотрудничестве в рамках проекта «Арктический плавучий университет» в 2014 году.
Во время второго рейса в июле 2013 года участниками экспедиции «Арктический плавучий университет» пройдено 5900 км по акваториям Белого, Баренцева и Карского морей. На пути к острову Рудольфа, самой северной островной точке Евразии, они впервые достигли координат 81°15" с. ш. и 64°40" в. д. Дальнейший путь на север был прегражден скоплениями обломков айсбергов. При следовании к острову Визе экспедиция прошла в Карском море до крайней северо-восточной точки маршрута с координатами 79°34" с. ш. и 76°55" в. д. Такие широкомасштабные комплексные исследования арктических территорий выполнены впервые.
Основные научно-исследовательские задачи второго рейса были направлены на получение комплексной океанологической информации о состоянии природных систем Белого, Баренцева и Карского морей и влиянии их на формирование климатических изменений в северных полярных районах. Выполнены из-
мерения на 80 океанографических станциях 7 океанографических разрезов, где определялось вертикальное распределение температуры, солености и растворенного кислорода в воде. Общее количество полученных данных превышает 360 тыс. значений.
На основе более 40 тыс. измерений температуры и относительной влажности воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра, потока коротковолновой солнечной радиации были проанализированы климатические изменения в северных полярных районах. Результаты измерения общего содержания озона в атмосфере в 2013 году показали увеличение концентрации озона в атмосфере по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.
При исследовании гидрооптических характеристик поверхностных вод получены данные о распространении фотосинтетически активной радиации в эвфотическом слое Баренцева и Карского морей. Изучение особенностей пространственного и вертикального распределения численности и биомассы фитопланктона в водных массах проведено на 4 океанографических разрезах.
В Баренцевом море и северной части Карского моря выполнен отбор проб морской воды с различных глубин на 69 станциях 6 океанографических разрезов для определения содержания кремния, нитратного, нитритного, аммонийного и общего азота, минерального и общего фосфора, растворенного кислорода, органического углерода, углеводов, pH, общей щелочности, содержания катионов натрия, кальция, магния, калия.
С целью определения электрофизических свойств воды и льда проведено обследование снежников, припайного и покровного льда, морской и талой воды на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, леднике Седова, побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань и мысе Желания Северного острова Новой Земли.
Используя материалы, предоставленные Центром космического мониторинга Арктики
САФУ имени М.В. Ломоносова, участники экспедиции с 2012 года, осуществляют дистанционные наблюдения в Арктике для моделирования процессов и явлений в открытом океане и прибрежной зоне морей. Сотрудниками центра радиотехнического мониторинга в июле 2013 года на мысе Желания Северного острова Новой Земли проведены работы по установке и запуску в эксплуатацию альтернативной экологи-чески-чистой энергетической установки из ве-трогенератора и комплекса солнечных батарей.
Продолжено изучение основных берегообразующих процессов и памятников морского географического наследия на островах Колгуев, Вайгач, Хейса, Чамп, Гукера, полуостровах Канин и Югорский, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань, мысе Желания Северного острова Новой земли. Для определения дендрохронологическим методом возраста деревянных строений на островах Вайгач и Гукера, побережье залива Ледяная Гавань и мысе Желания взяты образцы древесины (керны). По данным измерений годичных колец получены плавающие хронологии по всем исследуемым строениям. Дендрохронологический анализ позволил определить возраст древесины на ключевых участках и уточнить время строительства объектов.
Расширение географии маршрута второго рейса экспедиции позволило отследить изменения состава и структуры растительных сообществ на широтном градиенте от южных тундр до арктических пустынь. Были организованы наблюдения за фенологическим состоянием видов, входящих в их состав. Проведено геоботаническое описание 27 различных растительных сообществ на полуостровах Канин и Югорский, островах Колгуев, Вайгач, Гукера, Хейса, Чампа, на побережье заливов Русская Гавань, Ледяная Гавань и мысе Желания. Заложено 12 пробных площадей для учета надземной фитомассы и 206 пробных площадок (50 х х 50 см) в сообществах разных типов для учета видового разнообразия на единицу площади. Собран гербарный материал в количестве 350 листов 124 видов сосудистых растений и
200 образцов мхов и лишайников. Сделано 15 почвенных разрезов и химический анализ проб почвы по 35 горизонтам.
Собранные материалы позволяют лучше понять адаптивные стратегии развития растений, связанные с репродуктивными процессами, что очень важно для прогнозирования изменений состояния экосистем в условиях меняющегося климата и различных антропогенных воздействий. Подобных наблюдений в Арктическом регионе до настоящего времени не проводилось, а организовать их позволила высокая мобильность НИС «Профессор Молчанов» и спланированный маршрут экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013».
В программу экспедиций 2013 года впервые были включены исследования по адаптации организма участников экспедиции к экстремальным условиям Арктики. Несмотря на непривычные условия жизнедеятельности уровень работоспособности ученых на протяжении всей экспедиции был выше среднего.
Исследование особенностей эксплуатации судовой энергетической установки - также новое направление в научной программе вто-
рого рейса экспедиции. По результатам замеров шума и вибрации на НИС «Профессор Молчанов» было установлено, что в рабочих и жилых помещениях судна они не превышают допустимых значений, соответствующих санитарным нормам, а судовая энергетическая установка работала стабильно на всех режимах хода судна.
Новая научно-образовательная программа проекта «Арктический плавучий университет» предусматривала еженедельную отчетность в виде научных сессий, на которых молодые исследователи подводили промежуточные итоги исследований. Подведение итогов экспедиции состоялось 20 сентября 2013 года на научной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, где были представлены доклады по результатам проведенных работ. Материалы конференции были опубликованы .
Проект «Арктический плавучий университет» достойно продолжает традиции российской научной школы по ведению систематических и планомерных научных исследований в условиях Европейского Севера и Арктики и высшего профессионального образования России.
Список литературы
1. БоголицынК.Г., ПоликинД.Ю., БызоваН.М. Программа работ и маршрут 1 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013» на НИС «Профессор Молчанов» по научно-исследовательскому направлению // Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013»: в 2 ч. / отв. ред. К.Г. Боголицын; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. Архангельск, 2013. Ч. I. С. 7-15.
2. Боголицын К.Г., Поликин Д.Ю., Бызова Н.М. Программа работ и маршрут 2 рейса экспедиции «Арктический плавучий университет - 2013» на НИС «Профессор Молчанов» по научно-исследовательскому направлению // Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет - 2013»: в 2 ч./ отв. ред. К.Г. Боголицын; Сев. (Арктич.) федер. ун-т. Архангельск, 2013. Ч. I. С. 16-26.
3. Бызова Н.М. Арктический плавучий университет как инновационная образовательная программа // Рациональное природопользование: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва, МГУ, 23-24 нояб. 2012 г. / под общ. ред. проф. М.В. Слипенчука. М., 2013. С. 32-34.
4. Комплексная научно-образовательная экспедиция «Арктический плавучий университет 2013»: материалы науч. конф. студентов, магистрантов, аспирантов / Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова, Сев. упр. по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Арханг. центр Всерос. обществ. орг. «Рус. геогр. о-во»; сост. М.А. Трофимова, В.И. Трофимова; отв. ред. проф. Н.М. Бызова. Архангельск, 2013. Ч. 3. 116 с.
1. Bogolitsyn K.G., Polikin D.Yu., Byzova N.M. Programma rabot i marshrut 1 reysa ekspeditsii “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013” na NIS “Professor Molchanov” po nauchno-issledovatel’skomu napravleniyu . Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013”: v 2 ch. . Arkhangelsk, 2013. Part 1, pp. 7-15.
2. Bogolitsyn K.G., Polikin D.Yu., Byzova N.M. Programma rabot i marshrut 2 reysa ekspeditsii “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013” na NIS “Professor Molchanov” po nauchno-issledovatel’skomu napravleniyu . Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet - 2013”: v 2 ch. . Arkhangelsk, 2013. Part 1, pp. 16-26.
3. Byzova N.M. Arkticheskiy plavuchiy universitet kak innovatsionnaya obrazovatel’naya programma . Ratsional’noe prirodopol’zovanie: traditsii i innovatsii: materialyMezhdunar. nauch.-prakt. konf . Moscow, 23-24 November 2012. Moscow, 2013, pp. 32-34.
4. Kompleksnaya nauchno-obrazovatel’naya ekspeditsiya “Arkticheskiy plavuchiy universitet 2013”: materialy nauch. konf. studentov, magistrantov, aspirantov . Ed. by Byzova N.M. Arkhangelsk, 2013. Part 3. 116 p.
БЫЗОВА Наталья Михайловна, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии и геоэкологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 130 научных публикаций, в т. ч. трех учебных пособий
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, Наб. Северной Двины, д. 17;