Сообщение патриотический пафос в повести тарас бульба. Андрий учился охотно и без напряжения

Конспект урока по литературе.

Тема: Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». 1. Героико-патриотический пафос повести. 2. Запорожская Сечь и ее нравы.

Цели: подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарищества, силу воли и духа запорожцев; помочь в восприятии красоты степных просторов в пейзажных зарисовках повести; учить работать с текстом выборочно, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль.

Методические приемы: чтение текста, аналитическая беседа, выявляющая знание и понимание текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

Невозможно представить отечественную литературу без такой яркой личности, как Н.В.Гоголь.

Это имя вызывает восхищение и гордость у любого человека, знающего и любящего литературу.

Н. В. Гоголь, родившийся в 1809 г. в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, создавал свои произведения в XIX веке. А какие произведения знаете у него вы?

Он хорошо знал местные национальные обычаи и нравы, собирал народные песни и предания, изучал историческое прошлое славянских народов.

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов.

Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру.

О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в своей повести «Тарас Бульба».

2. Анализ I, II глав повести.

Как Тарас Бульба встретил своих сыновей? Почему он так быстро принял решение об отъезде вместе с сыновьями в сечь? Каким показан Тарас в этом эпизоде? (только в военном деле его сыновья смогут стать настоящими мужчинами, только там они смогут доказать свое мужество, отвагу и патриотизм. Тарас в данном эпизоде представлен с одной стороны, как человек жестокий, с другой, как человек, который поистине дорожит своим отечеством и ждет того же от сыновей).

Какие качества, по вашему мнению, ценит Тарас в казаке, в том числе в своих детях?

В какой фразе заключена основная мысль Тараса Бульбы? Как вы понимаете, что такое "товарищество"?

В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пафос произведения о защите родины. Художественное мастерство описания в повести Знать: содержание понятия деталь произведения. Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев

2 слайд

Описание слайда:

Пафос - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя. Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»: Не находя в окружающей его действительности положительных характеров, способных стать образцами для подражания, Гоголь обратился к прошлому, к XVI- XVII векам. Почти девять лет он писал свою историческую повесть «Тарас Бульба» , которая вышла в 1842 году. Это произведение отразило эпоху героической борьбы украинского народа за свое национальное освобождение. Центром освободительного движения стала Запорожская Сечь, организация вольнолюбивого украинского казачества, которая находилась в середине XVI века в низовьях Днепра. В повести представлена широкая картина народного движения, показаны два враждебных лагеря: украинский народ и польская шляхта. Произведение прославляет Запорожскую Сечь, ее дух товарищества, воспевает стремления запорожцев к воле и свободе, их преданность отечеству. Следуя исторической правде, Гоголь показывает, что именно из Запорожской Сечи выходили мужественные храбрецы, «гордые и крепкие, как львы!» Сам представитель старинного казацкого рода Гоголей-Яновских, писатель показал народ как великую силу, впервые в мировой литературе сделал его основным героем художественного произведения. Гоголь не скрыл ни грубости нравов, ни «свирепства» запорожцев, объясняя это тем, что время было жестоким, «когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалялся в ней душою, не чуя человечества»

3 слайд

Описание слайда:

В XVI в. украинские казаки построили за днепровскими порогами военное укрепление – Сечь – для защиты рубежей страны от польских, турецких и татарских (из Крыма) набегов. Сечь добровольно возложила на себя задачу охраны западных и южных границ. Многие запорожцы отдали свои жизни, защищая Родину и православную веру. О жизни Запорожской (за порогами) Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы и рассказал Гоголь в повести «Тарас Бульба».

4 слайд

Описание слайда:

Портрет Бульбы – Какую характеристику автор дает Бульбе? (Тарас был… во славу христианства».) (I ч.) – В чем смысл его жизни? (Смысл жизни в борьбе за независимость родины. И все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу.) – Как отнеслась к решению мужа мать? («…Она не могла удержаться от слез…».) (I ч.) Задание: зачитать – «Одна бедная мать…». – Какова судьба жены, женщины того времени? (I ч.. «В самом деле … глядела…) – На что надеялась? («Бульба, проснувшись, отсрочит…»)

5 слайд

Описание слайда:

Повесть «Тарас Бульба» - одно из самых известных произведений Гоголя. В ней автор рассказывает о героической борьбе украинского народа за освобождение от гнета поляков. Основные события в повести происходят в Запорожской Сечи, укрепленном лагере казаков. Главным героем повести является полковник Тарас Бульба, мудрый и опытный вожак казацкого войска. Это - человек большого, острого ума, суровый и непреклонный. Превыше всего Тарас ценит чувство товарищества и верности долгу. Безраздельно он отдает себя служению Отчизне. Жизнь Тараса проходит в бесконечных военных походах. Беспощадный к врагу, с ненавистью карает он польских магнатов, защищая угнетенных и слабых. Давно уже кровом казака стало чистое поле. Но Тарас привык к простым условиям жизни, ему не по сердцу роскошь и слуги. Он презирает казаков, которые стали перенимать польские обычаи. Вырастив в строгости двух сыновей, Остапа и Андрия, Бульба только и мечтает о том, как будет гордиться их ратными подвигами. Даже за столом, поднимая чарку, Тарас желает им удачи на войне. И при первой же возможности он отправляется с ними в поход на Дубно, богатый польский город. По разному проявили себя в бою с поляками сыновья Тараса. В трагическом конфликте с Андрием полковник показал всю силу своего характера. Андрий, полюбивший панночку, дочку польского воеводы, перебегает на сторону врага. И несмотря на отцовские чувства, Тарас выносит приговор изменнику: «Я тебя породил, я тебя и убью». Не чувствуя жалости, он казнит Андрия, считая, что именно такой позорной смерти достоин предатель. Тарас ничем не может оправдать измену Родине, не может простить такой поступок даже родному сыну. Для него не существует компромиссов. Однако это не значит, что казаку неведомо чувство любви. Когда Остап попал в плен, Тарас пробрался во вражеский город для того, чтобы увидеть сына в последний раз. Остапу будет легче расстаться с жизнью, если кто-то будет знать, что он не посрамил казацкой чести. И Тарас окликом дает знать Остапу, что он присутствует на площади, где проходит казнь. За смерть сына Тарас отомстил полякам.

6 слайд

Описание слайда:

Мы восхищаемся героическим характером атамана и цельностью его натуры. Это был настоящий патриот, для которого главная цель - освободить Отчизну от порабощения и бесправия. Для таких людей интересы народа стоят выше всего на свете. Без всякого сомнения Тарас готов отдать свою жизнь и жизнь своих сыновей за родную землю. Пусть это жестоко, но цель, которую ставил перед собой Бульба, оправдывала для него средства ее достижения. Ведь на кону стояла свобода и независимость целой страны. Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную. невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава«. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: "точно необыкновенное явление русской силы«.

7 слайд

Описание слайда:

Внешность Остапа и Андрия. Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции.

8 слайд

Описание слайда:

Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к полячке затмили всё и он начал сражаться за врага. Взгляд на мир Мир прост и суров. Интерес к «чужому» (иностранному) Не интересуется политикой, мнением «чужих». Чуткий по отношение к «иному». Эпоха Героическая, примитивная эпоха. Утонченная цивилизация и культура. Войны и разбои заменены торговлей и политикой. Отношение в семье Подражает отцу. Мамина радость. Место обучения Киевская Бурса. Учёба Не любил учиться, часто убегал. После того как получил наказание от отца, стал одним из лучших учеников. Андриюлегко даются знания без особого напряжения.

Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» Интегрированный урок подготовлен Новичковой Е.Ю. МОУ «СОШ №53» г. Чебоксары


Цели и задачи: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны.


Николай Васильевич Гоголь 1809-1852


Биография Гоголя Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.


У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения


В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.


Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров…», но вместе с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики»). Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами". Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.


Историческая справка Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по города м (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.


Историческая справка (продолжение) Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.


Викторина по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»


Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд.


Первый этап Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Задание команде №1. Кушанья. Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Общее название сладостей. (пундики) Водка. (горилка) Домашняя утварь Ведро для дёгтя. (Мазница) Ковш. (корчик)


Задание команде №2 Одежда. Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Широкий плащ. (Епанча). Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Домашняя утварь Кошель.(Чаман). Плоская бутыль. (Сулея). Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса.


Второй этап (конкурс капитанов) Каждый правильный ответ - один балл От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. (Каждый правильный ответ- один балл). Карточка для игрока из команды №1 Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Карточка для игрока из команды №2 Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Поведение итогов конкурса.


Третий этап. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Задания представителю команды №1 «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Вопросы: 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.)


Индивидуальное задание представителю команды №1Вопросы: 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла).


Четвертый этап. « Званье вершить ратные дела». Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Индивидуальное задание представителю команды №2. Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Общее задание: Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)


Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? (Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Отрывок №1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко


Отрывок №2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок №3: Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок №4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель)


Пятый этап Конкурс «Мысль изреченная» На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. Афоризмы: 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 2. « Нет уз святее товарищества». 3. «Нет силы сильнее веры».


Шестой этап Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же ехать на Запорожскую Сечь) 2.Что сделал Остап с букварем? (Четыре раза закапывал) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. (Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? (отнес в осажденный город) 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? (имя прекрасной панночки). 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня)


Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Награждение победителей: Слово жюри Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет бесследно.


Лихой козак Тарас Бульба

Легендарный герой Гражданской войны В.И. Чапаев

В.И. Чапаев погиб, но его дивизия продолжала воевать, а в годы Великой Отечественной войны 25-ая Чапаевская дивизия громила фашистов на всех направлениях, воевали там и наши земляки.


О патриотизме «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия)

Тема: «Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тип урока: Урок-беседа с дискуссией;

Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

РАЗВИВАЮЩИЕ :

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

ЗАДАЧИ:

    придать занятию проблемно-творческий характер;

    развивать у обучающихся творческую активность через различные формы и виды работы.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    слайдовая презентация;

    текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»;

    выставка рисунков ребят по повести;

    мльтимедийный экран.

Ход урока.

Эпиграф:

Тарас Бульба…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…

В.Г.Белинский. (Слайд)

Вводное слово учителя.

Давайте улыбнемся друг другу – пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Мы с вами прочитали одно из лучших произведений Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

    О чём это произведение?

    Почему оно остаётся актуальным до сих пор? (ответы обучающихся).

(Слайд).

    Тема нашего урока « Патриотический пафос повести «Тарас Бульба».

    Все исследователи и читатели отмечают патриотическое звучание повести.

    А что такое патриотизм? Любовь к Родине, батьковщине, Отчизне … Вдумаемся в происхождение этих слов. Все они, как и греческое слово патриотизм, образованы от слова отец. Сравните:

(Слайд)

Это связано с теми далёкими временами, когда отец был главой рода. От слова « род» в русском языке образовались и слова: родители, родня, родина и др., т.е. слово родина тесно связано с понятиями рода и родни. И эти слова вместе с понятием отчизны станут ключевыми во всём произведении.

(Слайд)

    Проблемный вопрос : мог ли по-другому поступить патриот Тарас Бульба по отношению к сыновьям? (ответы обучающихся).

1 учебная ситуация. С кем из героев связана идея родства, Родины?

Проверка домашнего задания .

Перед вами, ребята, оценочные листы. В них вы будете оценивать свои ответы по пятибалльной шкале. Дома вы должны были написать характеристики главных героев.

1 ряд - даёт характеристику Тарасу,

2 ряд - Остапу,

3 ряд - Андрию.

Слушайте, ребята, внимательно, будьте готовы дополнить ответ товарища.

Оцениваем рисунки, сделанные ребятами по повести.

Ребята зачитывают из тетради, что обозначают слова: патриот, героизм, предательство.

Словарная работа. (Слайд)

1. Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

2. Предательство - поступок предателя.

3. Предатель - человек, который предал, изменник.

4. Патриот - человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий Родину.

    Кого из героев повести мы можем назвать предателем, а кого героем? Почему? (Ответы обучающихся.)

2 учебная ситуация. Предательство Андрия.

    Почему Тарас Бульба сказал об Андрии: « И этот добрый - враг бы не взял его! - вояка! Не Остап, а добрый. Добрый тоже вояка. « Но не Остап» - подчеркнул Гоголь. Почему? (ответы обучающихся.)

    Почему по-разному ведут себя братья? Вспомните, о чём думали братья, подъезжая к Сечи? (Остап думал о матери, а Андрий - о панночке.)

    Почему Андрия волнует встреча с панночкой? О каких качествах характера героя это нам говорит? (Андрий – эгоист, его волнует только личное счастье, а не судьба близких и Родины.)

    Отдаёт ли Андрий отчёт в том, что он собирается сделать и делает? (Душевное состояние Андрия в этом эпизоде сложное: тут и недоумение, и испуг, тут и смутные воспоминания о чём-то далёком, но знакомом, тут и нетерпение скорей узнать и буря ощущений. Чувство Андрия не исчезло.)

Гоголь пишет: «Много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди казака» - вот он, душевное состояние Андрия. Андрий не может ждать ни одной минуты. Он должен идти к ней, видеть её, помочь ей. Он не думает о том, что она в стане врагов.

    Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (Зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил своих товарищей.)

    Предательство ли это? Или любовь вскружила голову герою? (ответы обучающихся).

    Имеет ли право человек на жалость к предателю, к врагу? (Андрий отрезает все пути назад. Доброта и сострадание сами по себе прекрасны, если они не обернутся бедой для товарищей.) (Надо, чтобы обучающиеся это поняли.) Сострадательный порыв Андрия именно таков.

    А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого!» «Скажи, что отец - не отец, брат – не брат, … и что я буду биться со всеми». (Андрий не просто предатель, а настоящий враг. Безусловно, это уже ответ предателя. Он весь во власти охватившего его волнения, а потому патетичен в своём признании. Нельзя жить, считаясь только со своими желаниями. Любовь - это большое и красивое чувство. Оно облагораживает человека. Любовь же Андрия заслонила от него весь мир. Он освободил себя от ответственности перед товарищами. И это привело Андрия к потери чести, а любовь, несущая человеку бесчестие -- преступна. К такой мысли подводит нас автор.)

    А теперь, ребята, обратимся к тексту. Найдите эпизод, который начинается словами « Как вскинулся Андрий …» до слов «Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

    Выпишите в тетрадь сравнительные обороты и соответствующие им метафорические эпитеты.

Как огонь

Бешеный порыв

Как ребенок

Бессильная ярость

Как хлебный колос

Подрезанный серпом

Как молодой барашек

Почуявший смертельное железо

Как подлая собака

Бездыханный труп

(Слайд)

Давайте проверим. Как вы думаете, с какой целью автор подбирает именно такие обороты и эпитеты? Почему именно такой порядок выбирает автор?

    Посмотрим отрывок из фильма «Тарас Бульба». (Слайд)

    Справедливый ли суд творит Тарас, убив своего сына? Почему? (Тарас должен убить врага, изменника Родины, предавшего товарищей.)

    Итак, приговор Тараса справедлив, по мнению автора, но со смертью Андрия гибнет молодость, красота, любовь, и Гоголь теперь, когда Андрий наказан, не может не пожалеть его: «Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший смертельное железо…»

    А как к этому отнесся Остап? Почему он хочет похоронить Андрия? (Жалко стало.)

    А было ли жалко Андрия Тарасу? Почему? Обратимся к тексту. («Внимательно и долго смотрит на него Тарас и мысль его обращается к тем возможностям, которые были заложены в сыне: « Чем бы не казак был? Пропал, пропал бесславно, как подлая собака.» Но вдруг известие о беде укрепило его в своём решении, так как товарищество для него дороже.)

3 учебная ситуация . Героизм. (Слайд).

    Обратим теперь внимание на эпизод казни Остапа. Читаем отрывок, который начинается словами: «Остап выносил терзания и пытки… » до слов « Но Тараса уже …не было».

    С кем сравнивает Гоголь Остапа? (Со львом, как исполин.) Почему?

    Как через сравнения Гоголь показывает нам воинские и патриотические качества Остапа?

    Что же даёт ему силы выстоять и героически принять смерть?

    Почему Остап в минуты последних смертных мук хотел увидеть отца и услышать именно его голос? Кем был отец для Остапа? (Чтобы тот поддержал словом его и это слово для него является духовной поддержкой.)

    Почему мы вправе назвать Остапа героем, а его смерть -- подвигом? (Остап вызывает глубокое сочувствие и любовь, он защитник Родины, автор рисует его как былинного богатыря, сравнивает его со львом, говорит, что «ему на роду был написан битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». Остап - верный сын Родины. В нём воплощены лучшие черты русского человека, всегда готового бороться за Родину и умереть за неё).

    Ребята, перед нами два образа – два сына Тараса Бульбы. В них автор передал два противоположных отношения к Родине: верность и измену. Составим сравнительную характеристику Остапа и Андрия.

Черты сходства:

1. Оба вышли из семьи запорожского казака.

2. Получили одинаковое воспитание в бурсе.

3. Оба увлеклись боевой жизнью, обычаями Запорожской Сечи.

4. Оба молоды, отличались храбростью и ловкостью.

Черты различия:

    Остап суровый на вид, мужественный.

1. Андрий более нежный, красивый.

    Остап был способен к учению, но желания учиться не было.

2.Андрий учился охотно и без напряжения.

    Умный, честный, прямодушный, не умел хитрить, никогда не подводил своих товарищей.

3.Андрий более изобретательный, хитрый, умел увертываться от наказания.

    Остап отличался горячей любовью к родине, был готов отдать за нее свою жизнь.

4.Андрий изменил родине. Любовь полячки ему дороже Отчизны.

    Остап – человек твердой воли, большой выдержки, мужественно переносит нечеловеческие мучения, пытки.

5.Андрий – человек безвольный, не борется со своим чувством, а поддается влиянию полячки и врагов.

    Остап хладнокровен и рассудителен. Во время боя он взвешивает положение противника, быстро соображает, какими средствами отбить врага.

6.Андрий – горячий, неуравновешенный человек. Он не ставит перед собой определенной цели, а действует так, как ему подсказывает чувство, которое у него преобладает над рассудком.

    Почему гибнет сам Тарас Бульба?

(Тарас Бульба -- народный герой. Он продолжает борьбу. Он бьётся и сражается за независимость народа, верит в силы народа, который связан с ним одним желанием, одной мечтой: « Пусть же цветёт Русская земля!» Он беспощаден к врагу, карает их и защищает униженных и оскорблённых. Его могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя, - « точно необыкновенное явление русской силы». Проведя своего героя через страшные испытания, Гоголь даёт понять, что человека можно ожесточить, сделать несчастным и одиноким, но его нельзя сломить, согнуть, если он служит общему делу, если он борется за свободу).

    Сформулируйте и запишите в тетради характерные черты Тараса Бульбы. (работа в группах.) (Слайд)

Примерная запись.

    Любовь к Родине и ненависть к врагам;

    Непреклонность, сила духа, беззаветная храбрость;

    Прямота и суровость нрава;

    Замечательные черты его как полководца;

    Высоко развитое чувство товарищества.

Заключительное слово учителя.

    Воплощение героического народного духа мы находим в трагической судьбе Тараса Бульбы. Подвиг его - подвиг во имя того, чтобы вечно процветала русская земля, чтобы свято соблюдался « основной закон товарищества».

    Герои не погибают - они обретают бессмертие, ибо убеждены, что « не погибнет ни одно великодушное дело». Умирая, казаки понимают, что борьба не закончена, что смерть их не напрасна, а нужна для будущей победы. В этой вере бессмертие народа - подлинный оптимизм повести, её героический пафос, народное, жизнеутверждающее начало.

Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями.

Выставление оценок.

Рефлексия.

    Сегодня я узнал…

    Меня удивило…

    Теперь я могу…

    Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание:

    Написать сочинения на темы (по выбору):

    «Две жизни – две судьбы».

    «Что такое подвиг? Можно ли совершить подвиг в наше время?»

2. Написать сочинение в жанре письма от имени одного героя другому о событиях, описанных в повести.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Дата : 4.12.2017

Учитель: Зассеева Галина Сардионовна

Класс: 7 «Б»

Количество учащихся в классе: 25

Присутствовали на уроке: Тедеев Р. Е.-- директор школы, Дзуцева А.Т. – заместитель директора по УВР, Дзеранова А.Т. -- руководитель МО учителей русского языка и литературы, Кучиева Ф. П.-- учитель русского языка и литературы, Одикадз Ж.В.-- учитель русского языка и литературы.

Тема урока: «Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Тип урока: Урок-беседа с дискуссией;

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    формирование логических и аналитических способностей обучающихся;

    совершенствование навыков работы с текстом и умения сравнивать и обобщать;

    актуализировать знания о таких понятиях, как товарищество, героизм, патриотизм, предательство.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

    развитие коммуникативных навыков работы с текстом и навыков самооценки;

    развивать ораторские способности;

    умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героев;

    формировать умения аргументировать свою позицию.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

    воспитывать любовь к истории родины, чувство патриотизма и национальной гордости;

    помочь осознать ценность совместной деятельности;

    содействовать развитию умения общаться между собой.

Ведущие аспекты анализа урока

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Дидактические задачи урока соответствуют отобранному содержанию урока.

Объяснение учителя доступное. У учащихся сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой (учащиеся слушают объяснение учителя и одновременно ведут записи). Новый материал усвоен и задача образовательного аспекта цели урока решена в отношении всех учащихся.

Методы обучения

Методы, приёмы и средства обучения соответствуют содержанию учебного материала, поставленным образовательным целям урока, задачам активации обучающихся. Уместно используется исследовательская деятельность.

Формы обучения

Использовалась групповая работа.

Результативность урока

Результат соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков.

Практическая направленность урока

Практическая направленность урока выполнена.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Отмечена самостоятельность обучающихся в процессе проведения урока.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

На каждом этапе урока действия учителя были направлены на обеспечение познавательной и учебной деятельности учащихся.

Формирование ИКТ- компетентности

На уроке применялся ИКТ, что способствовало активации познавательной деятельности

Структура урока

Основная дидактическая задача соответствует структуре урока и на данном этапе обучения решена. Взаимодействие структурных компонентов урока объективно.

Педагогический стиль

Учитель владеет технологией диалога. Присутствует демократический стиль общения.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Цель применения образовательной технологии была достигнута. Формируемые компетенции были выполнены.Результативность использования современных образовательных технологий в процессе обучения была достигнута.

Применение здоровьесберегающих технологий

Кабинет проветривался во время перемены для повышения общей работоспособности организма, замедления процесса утомления и профилактики ОРВИ. Здоровье обучающихся поддерживалось созданием положительного микроклимата в классе.

Выводы и предложения:

Считаю, что цель урока была достигнута. Четко распределены и выдержаны временные рамки. Была применена групповая форма обучения. Учащиеся продемонстрировали хорошее владение материалом, способность работать в парах, проявили интерес к изучению личности и судьбы А. С. Грибоедова. Урок был построен в соответствии с ФГОС.

Директор школы Р. Е. Тедеев

Завуч по УВР А. Т. Дзуцева


Цели и задачи: Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; Воспитывать у учащихся чувство патриотизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; развивать чувство национального самосознания, веры и гуманизма; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; стимулировать интерес к изучению истории родной страны; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; рассмотреть нравственную основу человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество; развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны. развивать интерес к традициям и обычаям народов своей страны.


Николай Васильевич Гоголь


Биография Гоголя Дом доктора М.Я.Трохимовского в Сорочинцах, где родился Гоголь Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Назвали Николаем в честь чудотворной иконы святого Николая, хранившейся в церкви села Диканька.


У Гоголей было свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения


В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 г. служит в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника), под началом известного поэта- идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины. В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (). Они вызвали почти всеобщее восхищение. Верх гоголевской фантастики - "петербургская повесть" "Нос" (1835; опубликована в 1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть "Тарас Бульба", запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ ("казаки"), защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории.


Сборник «Миргород» 1835 г., хотя и имел подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров…», но вместе с романтическими («Вий», «Тарас Бульба») включал и реалистические произведения («Старосветские помещики»). Повесть "Тарас Бульба" - это героическое освещение эпохи, характеров, нравов, необычайная экспрессия стиля, неистовая яркость словесных красок. "...Разве здесь не все казачество, с его удалью, разгульною жизнью, беспечностью и ленью, его буйными оргиями и кровавыми набегами". Обретение прошлого достигается у Гоголя не скрупулезным показом исторической хроники, не археологической тщательностью деталей, а обобщением событий, романтической наполненностью образов, когда драматические судьбы героев приобретают эпический размах.


Историческая справка Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. Малороссийские, или украинские казаки жили по обеим сторонам Днепра. Поселения казаков делились на округи, или полки, носившие названия по городам (Переяславский, Черкасский, Миргородский и др.), числом до 20. Начальником всего казацкого сословия был гетман, знаками его достоинства были войсковое знамя, бунчук, булава и печать. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти. От украинских, или «городовых», казаков, надо отличать «низовых», или «Запорожских». Они не подчинялись никакой власти. Запорожцы постепенно образовали род военного братства. На одном из островов располагался лагерь Запорожцев, или по-другому Сечь. Жили казаки (или козаки, как они себя называли) в шалашах, сплетенных из хвороста, обедали за общественными столами. В Сечь принимался всякий пришелец православной веры и оставался сколько хотел. Женщины в Сечь не допускались под страхом смерти.


Историческая справка (продолжение) Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Запорожье наполнялось людьми самого беспокойного характера. Это были воины, которые на своих легких челнах («чайках») выплывали в Черное море и грабили турецкие берега, а в степи сражались с татарскими наездниками. Это был своеобразный форпост российского государства, хотя долгое время не принадлежал ему. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Польское правительство пыталось остановить запорожцев, но лишь усиливало недовольство в рядах казаков. Когда же поляки попытались ввести католичество, поднялись козаки на панов. Из вождей казацких восстаний (от 1593 до 1638 годов) особо просавились в борьбе с поляками Наливайко, Павлюк, Остраница и Тарас (возможно, прототип Тараса Бульбы). Восстания сопровождались страшной жестокостью с обеих сторон. Особенно свирепствовали отряды гайдамаков. После неудачного восстания отрядов Остраницы к 1638 году Украина затихла, но спустя 10 лет чрезмерный гнет польских панов вызвал новое восстание всего народа под предводительством Хмельницкого. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России. Борьба Запорожцев не была напрасной: она приготовила падение Польши, присоединение Восточной Руси к России.




Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». Ведущий: Наша литературная викторина посвящена произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В повести «Тарас Бульба» блестяще воссоздан национальный и исторический колорит «бранного, трудного времени». « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. « «Тарас Бульба», эта дивная эпопея, написанная кистью смелою и широкою, этот резкий очерк героической жизни младенствующего народа, эта огромная картина в тесных рамках, достойная Гомера»- так отозвался о повести Н.В. Гоголя выдающийся русский критик В.Г.Белинский. Во многом воссоздать картину эпохи помогает соответствующая лексика. Проверим, как вы ее усвоили. Сегодня по итогам нашей викторины мы определим, кто самый внимательный читатель. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд. Класс делится на две команды (по шесть человек). Остальные- «зрительный зал», которые могут помощь ответить при затруднении основных команд.


Первый этап Первый этап Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Ведущий: Сейчас я буду читать толкование лексических значений слов, употребленных в повести «Тарас Бульба» для указания на специфические реалии и назвать их. Каждый правильный ответ- один балл. Задание команде 1. Задание команде 1. Кушанья. Кушанья. Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Сухая лепешка из пшеничной муки. (корж) Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша с салом. (кулиш). Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Жидкая каша из пшеничной муки с салом или маслом. (Саламата) Общее название сладостей. (пундики) Общее название сладостей. (пундики) Водка. (горилка) Водка. (горилка) Домашняя утварь Домашняя утварь Ведро для дёгтя. (Мазница) Ведро для дёгтя. (Мазница) Ковш. (корчик) Ковш. (корчик)


Задание команде 2 Задание команде 2 Одежда. Одежда. Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Мужское верхнее платье в виде кафтана на крючках, со сборками сзади. (Казакин) Широкий плащ. (Епанча). Широкий плащ. (Епанча). Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Шнур, которым стягивался пояс шаровар. (Очкур) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Пояс с кошелём, в котором насыпали червонцы. (Черенок) Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Блуза или кружевной нагрудник. (Шемизетка). Домашняя утварь Домашняя утварь Кошель.(Чаман). Кошель.(Чаман). Плоская бутыль. (Сулея). Плоская бутыль. (Сулея). Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса. Посовещавшись, команды дают ответы. Жюри подводит итоги первого конкурса.


Второй этап (конкурс капитанов) Второй этап (конкурс капитанов) Каждый правильный ответ - один балл Каждый правильный ответ - один балл От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. (Каждый правильный ответ- один балл). От каждой команды ведущий вызывает по одному игроку и предлагает ребятам дать объяснение словам, написанным на карточках. (Каждый правильный ответ- один балл). Карточка для игрока из команды 1 Карточка для игрока из команды 1 Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Яр (овраг), свитка (род полукафтанья), мазунчик (балованный сынок), рожны (вертела, железные прутья, на которых жарят мясо), рада (сходка, собрание запорожцев). Карточка для игрока из команды 2 Карточка для игрока из команды 2 Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Курень (помещение, в котором жили казаки в Сечи), крамари (торговцы), чуприна (длинный клок волос на голове), сейм (собрание депутатов от польских дворян), аргамак (верховая лошадь). Поведение итогов конкурса. Поведение итогов конкурса.


Третий этап. Третий этап. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Конкурс «Узнай себя». Выходят по одному представителю от команды. Задания представителю команды 1 Задания представителю команды 1 «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». «Узнай себя»: «Впереди других понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы.. А между тем, объятый пылом и жаром битвы…понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае». Вопросы: Вопросы: 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 1.Горько и стыдно вспоминать некоторые факты вашей биографии, но, как говорится, из песни слова не выкинешь. Вы отказались от родины, заявив:..? (Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Отчизна есть то…чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.) 2. Ради возлюбленной вы отказались от родины, от отца и матери, от брата и товарищей. Расскажите как вы впервые повстречали ту, которую впоследствии нарекли «красивейшей и лучшей из жен». («Один раз.. наехала почти на него колымага какого-то польского пана…возница..хлестнул его довольно исправно бичом. Молодой бурсак вскипел… остановил колымагу. Но кучер, опасаясь разделки, ударил по лошадям, они рванули- и Андрий.. шлепнулся на землю прямо в грязь. Самый звонкий и гармоничный смех раздался над ним. Он поднял глаза и увидел стоящую у окна красавицу.)


Индивидуальное задание представителю команды 1Вопросы: Индивидуальное задание представителю команды 1Вопросы: 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 1.Несмотря на молодость, вас выбрали в куренные атаманы. Не припомните ли, как козаки обосновали своё решение? Какая ваша воинская заслуга этому способствовала? (« Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека» В бою под городом Дубно Остап отомстил за смерть куренного атамана Бородатого: «Как плавающий в небе ястреб… Остап налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею веревку…связал его по рукам и по ногам, прицепил конец веревки к седлу и поволок его через поле, сзывая всех козаков…») 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла). 2. С какими словами вы обратились к товарищам перед казнью? («Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали промолвил ни одного слова!)балла).


Четвертый этап. Четвертый этап. « Званье вершить ратные дела». « Званье вершить ратные дела». Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Ведущий: События повести «Тарас Бульба» разворачиваются в «тяжелом пятнадцатом веке», когда «бранным пламенем объявился древле мирный славянский дух». В Сечи, указывает автор, было множество «закаленных рыцарей», «опытных партизанов Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Записать на доске названия воинских должностей у запорожцев. (Сотник, есаул, кошевой, куренной атаман) Индивидуальное задание представителю команды 2. Индивидуальное задание представителю команды 2. Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Записать на доске названия видов оружия, которым пользовались запорожцы. (Палица, секира, палаш, копье, алебарда, пищаль). Общее задание: Общее задание: Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска) Назовите имена славных воинов-запорожцев. (Мосий, Шило, Степан Гуска, Кукубенко, Бовдюг, Балабан, Охрим Гуска)


Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? (Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Ведущий: Прослушайте отрывки из повести «Тарас Бульба». Назовите воинские подвиги каких героев здесь изображены? (Отвечают команды по очереди, если ответ неверный, то вопрос переходит другой команде.) Отрывок 1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко Отрывок 1: «Как схватились все! Как вскипел куренной атаман…увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самою середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней.. пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку». (Кукубенко


Отрывок 2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок 2: «Так есть же такие, которые бьют вас, собак!- сказал он, кинувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники, зерцала погнувшись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвием до самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то… замахнулся всей жилистой рукой (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а… (герой0 принялся рубить и крестить оглушённого» (Мосий Шило). Отрывок 3: Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок 3: Он «… хотя и престарелый, но умный козак, давно уже сидел в своем курене, и как будто бы не ведал ни о чем происходившем» (Курдяга). Отрывок 4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель) Отрывок 4: « Как только услышал я на заре шум и козаки стали стрелять, я ухватил кафтан и, не надевая его, побежал туда бегом…» (Янкель)


Пятый этап Пятый этап Конкурс «Мысль изреченная» Конкурс «Мысль изреченная» На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. На доске размещен плакат с записью афоризмов из повести «Тарас Бульба». Все слова скрыты под полосками бумаги. Задача команд состоит в угадывании высказывания. Ведущий последовательно снимает полоски бумаги и предоставляет возможность игрокам назвать афоризм. Если афоризм угадан по первому по одному слову, команда получает 5 баллов. В случае когда приходиться раскрывать второе слово, на командный счет поступает 3 балла. Наконец, коллектив, правильно определивший афоризм лишь с третьей попытки, получает 1 балл. Афоризмы: Афоризмы: 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 1.»Терпи, козак – атаманом будешь». 2. « Нет уз святее товарищества». 2. « Нет уз святее товарищества». 3. «Нет силы сильнее веры». 3. «Нет силы сильнее веры».


Шестой этап Шестой этап Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). Блиц- конкурс.Уч-ся очень быстро должны отвечать на вопросы (одновременно все команды, верный ответ- один балл). 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же 1.Какое решение принял Тарас в день приезда сыновей? (Завтра же ехать на Запорожскую Сечь) ехать на Запорожскую Сечь) 2.Что сделал Остап с букварем? (Четыре раза закапывал) 2.Что сделал Остап с букварем? (Четыре раза закапывал) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. (Андрий) 3.Кому довелось упасть лицом в грязь. (Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 4. Кто « весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей». (Андрий) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? (отнес в осажденный город) 5. что сделал Андрий с мешком белого хлеба? Куда он его отнес? (отнес в осажденный город) 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 6. Что чувствовал Андрий во время осады под Дубно? («заметно скучал») 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 7. О чем Остап напомнил козакам? (нельзя забывать о первом святом законе товарищества) 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? (имя прекрасной панночки). 8.Чье имя произнес Андрий перед смертью? (имя прекрасной панночки). 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня) 9. Какое последнее желание было у Остапа?. (-Батько! Где ты? Слышишь ли ты меня)


Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Ведущий: Пока жюри подводит итоги всех конкурсных этапов, у команд есть возможность заработать дополнительные баллы. Кто сможет прочитать наизусть отрывок из повести «Тарас Бульба», тот за выразительное чтение получает 5 баллов. Награждение победителей: Награждение победителей: Слово жюри Слово жюри Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация «Лучшие знатоки повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Номинация « Самый внимательный читатель повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»


Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет Ведущий: Приступая к работе над «Тарасом Бульбой», Гоголь признавался в письме к Погодину: « Запасаюсь и тщусь сколько возможно надышаться стариной». Соприкосновение с замечательным гоголевским творением позволило и нам вдохнуть « сколько возможно» воздуха « бранного, трудного времени», ощутить «энергическую, могучую» атмосферу Запорожской Сечи- «гнезда», откуда, по словам писателя, «вылетают все гордые и крепкие, как львы.. откуда разливается воля и козачество на всю Украйну». Хочется надеяться, что эта литературная игра не пройдет бесследно. бесследно.


О патриотизме «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» «Сейчас много говорят о том, как воспитать молодежь патриотами. Но я не понимаю, о каких молодых патриотах мы можем говорить, если старика, прошедшего Великую Отечественную войну, спокойно подрезает на дороге какой-нибудь молодой нахал на иномарке и у ветерана прямо за рулем отказывает сердце? К сожалению, понятие патриотизма из-за громких слов, которые произносятся по этому поводу, нивелируются. …На самом деле, патриотизм – это проявление лучших чувств, которые есть только в человеке.» (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия) (Игорь Петренко - актер, исполнявший роль Андрия)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...