Оформление методического уголка в детском саду. Требование к оформлению методического кабинета ДОУ

Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам

воспитателей, следует учитывать, что:

1). Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития ДОО.

2). Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.

3). Все педагоги детского сада должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с детьми.

4). Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.

5). Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профмастерства, компетенций.

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

    изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что

было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

    постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно

представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

    разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей

деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

    обеспечение условий предстоящей работы;

    постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на

работу, инструктаж исполнителей;

    непосредственная помощь людям в процессе реализации того или

иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, мы помнили главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

    нормативные и инструктивные материалы,

    методические материалы,

    методическая и справочная литература,

    дидактический и наглядный материал,

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещена методическая литература по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

В методкабинете есть специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составляют собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг имеются словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др.

Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа в методкабинете поможет воспитателям в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

Центром работы по повышению профессионального мастерства дошкольных педагогов является методический кабинет, деятельность которого призвана решать следующие задачи:
оказание дифференцированной помощи воспитателям в повышении их профессионального уровня, в само-образовании, научной организации труда;

Оснащение педагогического процесса пособия ми для воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для обеспечения успешной и целенаправленной работы педагогов в методическом кабинете его оборудование и оснащение должно быть тщательно продумано и систематизировано. Материал представлен несколькими блоками:
1. Нормативные документы.
2. Учебно-методическое обеспечение.
З. Наглядно-иллюстративные материалы.
4. Литература педагогическая и детская, периодические издания.
5. Выставки.
6. Документация по содержанию работы ДОУ.

Нормативные документы

В методическом кабинете находятся дубликаты нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
Закона об образовании, Концепции по дошкольному воспитанию, Положения о дошкольном учреждении, методических писем, документов по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и т.д.

В полном объеме все документы, регулирующие деятельность детского сада, хранятся у руководителя.


Учебно-методическое обеспечение

Документация по содержанию работы ДОУ

В методическом кабинете обязательно должны быть:
дубликат образовательной программы и годового плана ДОУ;
план работы старшего воспитателя на месяц;
тетрадь протоколов педсоветов;
документация по работе со школой: договор о сотрудничестве,

информационные карты выпускников (данные о готовности детей к школе);
тетради учета материалов, поступающих в методический кабинет;
перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов ДОУ;
результаты диагностики детей и анкетирования педагогов;
информация о состоянии работы по реализации программ.

Наглядно - иллюстративный материал

Такие материалы целесообразно расположить по видам, т.к.использование большинства из них многофункционально.
Картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации.
Игрушки и игровые материалы для творческих игр.
Приборы, оборудование, природные материалы и др.
Предметы народного декоративно-прикладного искусства.
Технические средства обучения.

Литература

Педагогическая литература распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники.
Детскую литературу целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.
Периодические издания желательно группировать по годам выпуска с указанием исходных данных на корешке.


Выставки

Для обеспечения гласности проводимой методической работы в кабинете целесообразно оформить выставки или стенды по подготовки к педсовету, контролю за воспитательно-образовательной работой с детьми, представить план работы ДОУ на месяц с указанием мероприятий Научно-методического центра, посетить которые рекомендуется воспитателям.
В помощь педагогам оформляются выставки, отражающие текущую работу с детьми, знакомящие с новинками литературы и передовым опытом, например: материал ко дню рождения, и юбилею писателя; воспитательно-образовательная работа зимой;

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Требования к оформлению методического кабинета. Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ (в контексте ФГОС ДО) Подготовила старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубина В.А.

Методический кабинет Место для общения педагогов дошкольной образовательной организации

Функции методического кабинета Взаимодействие педагогов друг с другом; Информирование педагогов; Методическое сопровождение Хранение дидактического материала

Методический и дидактический Материал комплектуется в соответствии с: Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; примерными основными образовательными программами, адаптированными программами, парциальными программами, методиками; направленностью групп; длительностью пребывания детей в ДОО.

Требования к содержанию методического кабинета 1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса; 2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. 3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО, дидактические материалы.

Классификация материалов методического кабинета а) нормативно-правовая документация б) основная методическая документация в) «Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса г) наглядно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный) д) литература педагогическая и детская, периодические издания е) выставки

Вся документация делится на блоки: Блок: Нормативно-правовая документация (федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы и документы регламентирующие деятельность ДОУ) Блок: Основная методическая документация Блок: « Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Блок: «Работа с кадрами» Блок: «Контроль и руководство» Блок: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью» Блок: «Преемственность в работе детского сада и школы»

Нормативные правовые документы, регламентирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, структурированы по нескольким направлениям: 1. Федеральные документы документы Законы, программы РФ, постановления правительства 2. Региональные документы 3. Муниципальные документы 4. Документы образовательной организации (локальные акты регламентирующие образовательную деятельность ДОУ)

Основная методическая документация - строиться на основании номенклатуры дел методического кабинета Номенклатура дел методического кабинета; Материалы по аттестации педагогических работников; Годовой план работы ДОУ; Материалы и протоколы педсоветов; - Паспорт методического кабинета; - План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов); - Журнал протоколов семинаров, семинаров-практикумов материалы семинаров; - Материалы консультаций, открытых занятий, недели «Педагогического мастерства»; - Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей; - Материалы заседаний, документация ПМПК; - Материалы оперативного, тематического и итогового контроля;

Основная методическая документация методического кабинета Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ); Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ); Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты. Журнал проверки планов воспитательно -образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ. Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета;

Основная методическая документация методического кабинета Планы проведения методической (тематической) недели; Приказы заведующей ДОУ; Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом. Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте) Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ.

Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса Основная образовательная Программа ДОУ согласно ФГОС Программа Развития ДОУ Учебный план работы ДОУ Образовательные и учебные программы, разработанные специалистами Рабочие программы педагогов ДОУ План методической работы на месяц План работы с молодыми специалистами Работа творческой группы. Протоколы заседаний творческой группы Конспекты открытых занятий и режимных моментов. Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обучения дошкольников. Передовой педагогический опыт работы по разделам. Расписание НОД во всех возрастных группах. Расписание дополнительных образовательных услуг. Режимы дня (теплый, холодный период) Документы об организации летней оздоровительной работы

Работа с кадрами Циклограмма работы специалистов ДОУ. Сведения о педагогических кадрах, учет методической активности. План повышения теоретического уровня и деловой квалификации педагогов Циклограмма участия педагогов в межкурсовой период в методических объединениях района и ДОУ Карты наблюдений за работой педагогов. Диагностика педагогических кадров. Сведения о самообразовании педагогов. (в годовом плане) Портфолио педагогов.

Контроль и руководство 1. План-график контроля на год 2. Материалы контроля: > Тематического > Оперативного > Фронтального > Медико-педагогический 3. Карты контроля > Результаты контроля (аналитические справки по результатам контроля, докладные, служебные записки) 4. Педагогическая диагностика > Диагностические карты по разделам программы; > Итоги диагностики воспитанников за отчетный период

Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью План работы с семьями воспитанников на год. План работы с социальными партнерами ДОУ, общественностью. Мониторинг семей воспитанников. План работы с неблагополучной семьей (при наличии таковых) Формы взаимодействия ДОУ с семьей (материалы по организации общих родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.) Методические рекомендации проведения родительских собраний. Рекомендации для родителей по вопросам воспитания детей

Преемственность в работе детского сада и школы Договор о сотрудничестве между детским садом и школой. Положение о взаимодействии со школой. План проведения совместных мероприятий ДОУ и школы. Преемственность в работе детского сада и школы (материалы для проведения совместных мероприятий). Достижение целевых ориентиров детьми поступающих в школу (мониторинг достижений выпускников)

Литература: Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. – М.: Просвещение, 2014. – 112с. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации / авт.-сост. Т. В. Волосовец. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 456 с. Интернет-ресурсы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Методический кабинет составляет информационную подсистему методической работы в ДОУ. Является центром систематизации и отбора информации, организует оперативное ознакомление педагогов, родителей, общественности с научно-методической информацией, нормативно-правовыми документами, создает банк данных, организует своевременное поступление необходимой информации.

Работа методического кабинета находится в непосредственном подчинении руководителя ДОУ.

Методическое руководство кабинетом осуществляет старший воспитатель, на него возлагается ответственность за нормативно - правовое, программно - методическое, информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса, планирование и организация методической работы ДОУ.

Цель и задачи.

Цель: формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствование творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

Задачи методического кабинета:

· устанавливает и регулирует связи ДОУ с методическим центром на муниципальном уровне;

· взаимодействует с родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными учреждениями города

· осуществляет подбор литературы и методических материалов по всем разделам «Программы», обобщает и систематизирует методические материалы по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста;

· составляет аннотации по использованию материалов;

· организует выставки для педагогов по задачам годового плана, темам педагогических советов, новинкам литературы;

· разрабатывает и оформляет методические мероприятия в помощь воспитателям

· адаптирует ДОУ к социальному заказу и особенностям развития дошкольников;

Организация работы.

Организация работы методического кабинета осуществляется по следующим блокам:

I блок - нормативно-правовое обеспечение деятельности методического кабинета:

· Федеральные, региональные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

· Локальные акты ДОУ;

· Должностные обязанности руководителя образовательного учреждения, заведующего методическим кабинетом, должностные обязанности педагогов, структурных подразделений

II блок - планирование деятельности образовательного учреждения:

· Комплексно-целевая программа развития образовательного учреждения;

· Перспективное планирование ДОУ;

· Годовое планирование работы ДОУ:

· Текущее планирование работы (комплексный план работы на месяц);

· Планирование работы структурных подразделений образовательного учреждения (педагогического совета, временной творческой группы);

· Протоколы заседаний педагогических советов.

· Программы, сценарии подготовки и проведения праздников

III блок - информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса:

· Информационные материалы, освещающие передовой педагогический опыт работы педагогов образовательного учреждения, района, области;

· Информационные материалы о новых исследованиях в области педагогики, психологии, методики;

· Информационные материалы по проблемам, над которыми работает ДОУ;

· Материалы о деятельности структурных подразделений образовательного учреждения

IV блок - программно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса:

· Учебный план образовательного учреждения;

· Учебно-методический комплекс, по которому работает учреждение;

· Подписные издания по педагогике и психологии

· Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

V блок - организационно-методическая работа:

· Кадровый состав ДОУ;

· Данные диагностики профессионального мастерства педагогов ДОУ;

· Результативность работы учреждения (результаты конференций, конкурсов, фестивалей)

Требования к содержанию методического кабинета

При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям.

3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

Оценку тех или иных достижений деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио можно разделить в разделы:

1. Общие сведения о педагоге;

2. Результаты педагогической деятельности;

3. Научно-методическая деятельность;

4. Творческие находки педагога;

5. Создание пространственной среды в детском коллективе.

Главной задачей создания и совершенствования работы методического кабинета ДОУ, является оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

Паспорт методического кабинета


Оборудование кабинета
Методический кабинет имеет помещение, в котором осуществляется педагогическая и методическая деятельность коллектива, а также размещается методическая и справочная литература.
Кабинет оборудован:
- книжными шкафами, в которых концентрируются нормативные и инструктивные документы, методическая и детская художественная литература, дидактические материалы, аудиовизуальные средства.
- письменными столами, стульями, для организации и проведения педсоветов, семинаров, методических объединений и других форм работы.
- компьютер
- сканер
- принтер
Методическое обеспечение
Отдел информационно – аналитический.
Материалы по аттестации, повышению квалификации, комплексное оценивание педагогической деятельности. Осуществление контроля и анализа состояния воспитательно-образовательного процесса, его качества. Оценка результативности педагогического процесса в ДОУ.
Отдел программно – методического обеспечения.
Образовательные программы, реализуемые в ДОУ; альтернативные образовательные программы; тематическое планирование по программе «Из детства в отрочество»; методическая литература по психологии;
Отдел художественно – эстетического развития.
Методическая литература, конспекты занятий, консультации по изодеятельности, конструированию, ручному труду; Информация о художниках, репродукции картин; Информация и образцы по народному творчеству, народной игрушке;
Отдел физического развития.
Методическая литература и разработки конспектов, консультаций по физическому воспитанию и оздоровлению детей; литература по валеологии, энциклопедии (физическое воспитание, анатомия, строение человек). В этом отделе находится литература, методические разработки, рабочие тетради, видеоматериалы для работы с детьми по ОБЖ.
Отдел художественной литературы.
Сборники и отдельные произведения детской, художественной литературы; Научно – методические журналы, буклеты.
Отдел социально-личностного развития.
Методическая литература, разработки конспектов, консультаций по ознакомлению с родным краем, Республикой Хакасией. Литература для реализации национально – регионального компонента в ДОУ (художественная литература, методические пособия, наглядно – иллюстративный материал).
Отдел познавательно – речевого развития.
Методическая литература, разработки конспектов, консультаций; Детские энциклопедии, наглядно – иллюстративный материал.
Отдел по работе с родителями.
Информация по общим проблемам воспитания детей, по подготовке детей к школе, по защите прав ребенка. Это: нормативные документы, методическая литература, разработки консультаций, бесед, наглядно – иллюстративный материал, касающийся данных тем. Материалы по охране прав ребёнка.

Презентация на тему: Современный методический кабинет дошкольной образовательной организации

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...