Особенности организации продуктивных видов деятельности детей. Организация продуктивной деятельности в группах детей старшего дошкольного возраста


Никого не удивляет, что основной деятельностью детей в дошкольный период является игровая, однако, есть ещё один важный вид деятельности - продуктивный. В условиях дошкольного образования продуктивной называют такую деятельность ребёнка под руководством воспитателя, результатом которой является появление какого-либо продукта.
Было проведено много исследований, которые доказали, что именно благодаря продуктивной деятельности у старших дошкольников формируется графический навык, воспитывается настойчивость и усидчивость. Продуктивная деятельность создаёт благоприятные педагогические условия для важного процесса социализации детей. В этот возрастной период продуктивная деятельность вместе с игрой имеет решающее значение для развития детской психики.

Что такое продуктивные виды деятельности?

Продуктивным видом деятельности ребёнка называется такой способ его деятельности, который имеет целью получение продукта с конкретным набором качеств. Под продуктивной деятельностью подразумеваются следующие занятия:

  • сборка конструкций различными способами;
  • лепка из специальной глины или пластилина;
  • изготовление всевозможных поделок;
  • изготовление мозаики и аппликаций;
  • более сложные занятия с различными макетами.

Все вышеперечисленные виды деятельности очень важны для развития дошкольников. Они включены во множество программ для детских садов, рассчитанных на детей-дошкольников. Целью таких программ является всестороннее воспитание и развитие этой возрастной категории.

Почему продуктивная деятельность важна для дошкольника?

Процесс развития дошкольника многосторонен, и одни из важнейших ролей в нём играют продуктивные виды деятельности. Вместе с играми они сливаются в общий комплекс работы, посвященной дошкольному образованию взрослым поколением (воспитателями и педагогами). Подобная деятельность должна приводить к появлению определённого продукта.
Специалисты всего мира проводили с различными категориями детей, ещё не пошедших в школу, многочисленные исследования, которые показали, насколько для этой возрастной категории продуктивная деятельность эффективна:

  • Было установлено, что такая деятельность благоприятно сказывается на развитии графических навыков, выработке целеустремлённости и настойчивости в процессе овладения разными умениями.
  • Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребёнка творческого воображения, развивает координацию движений, мускулатуру рук, механизмы мышления (синтез, анализ, умение сравнивать).
  • Как и всякая другая познавательная деятельность, продуктивная также играет значительную роль в умственном развитии детей.
  • Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых качеств инициативы, пытливости, самостоятельности и любознательности.
  • В целом же, заметно всестороннее влияние продуктивной деятельности на воспитание дошкольников.
  • Заметна и тесная связь с сенсорным воспитанием. Чтобы сформировать о предметах представление, необходимо прежде получить знания об их качествах и свойствах, величине, форме, цвете, положении в пространстве.

В процессе продуктивной деятельности одновременно проявляется физическая и умственная активность. Чтобы создать рисунок, аппликацию, слепить фигурку, требуется овладеть определёнными умениями, приложить усилия, совершить созидательные действия. В процессе этого дошкольники учатся практическим навыкам, которые позднее понадобятся им для самой разнообразной работы. Они приобретают умелость, позволяющую детям чувствовать себя гораздо самостоятельнее.
Интегрированный подход успешно реализуется на занятиях продуктивной деятельностью. Кроме того, здесь дети освобождаются от страхов и перенапряжения.
Моделирование окружающих предметов в процессе продуктивной деятельности завершается созданием такого продукта, в котором представление о явлении, ситуации или предмете получает вполне материальное воплощение в конструкции, рисунке или фигурке.

Зрительное восприятие дошкольников

В психическом развитии дошкольников одним из важнейших показателей следует признать степень зрительн...

Направления продуктивной деятельности

Есть несколько направлений продуктивной деятельности:

  • создание предметов, годных для исследовательской и познавательной деятельности, а также для игр;
  • наполнение художественной галереи собственноручно изготовленными предметами;
  • создание макетов;
  • создание и оформление «книги», наполненной рассказами детей, дневником природы, летописью группы, сказками;
  • изготовление сувениров и украшений к праздникам в виде афиш, пригласительных билетов, поздравительных открыток, ёлочных украшений, гирлянд и т. д.;
  • придумывание коллективного рассказа, необычного тем, что там все слова начинаются с одной буквы (подобная деятельность отлично развивает у детей навыки устного творчества, помогает им освоить письмо и чтение);
  • создание театральных материалов для своего спектакля - изготовление элементов костюмов, декораций и т. д. Продуктивная деятельность здесь успешно связывается с сюжетной детской игрой или чтением художественной литературы.

Проделанная работа даёт следующие результаты:

  • для старших дошкольников создаётся система занятий продуктивной деятельностью;
  • у детей развиваются творческие способности;
  • в группе у детей улучшается психологическое самочувствие;
  • дети успешно подготавливаются к школьным занятиям.

Обычно продуктивной детской деятельностью теснее связываются такие области, как: художественное творчество, познание, социализация, коммуникация, труд, безопасность. При занятии художественным творчеством есть прекрасная возможность развивать у детей речь. На данном возрастном этапе в детской речи есть ещё много проблем: она односложная, достаточно бедная (из-за недостаточно богатого словарного запаса), составляется только из простых предложений, зачастую употребляются нелитературные выражения и слова.
Также огромное влияние применение метода продуктивной деятельности оказывает на нравственное воспитание малышей. В процессе выполнения разных практических работ у детей формируется и начинает действовать подобная связь. Кроме того, эти занятия способствуют закреплению знаний, полученных из окружающего мира, и выработке ряда полезных качеств:

  • активности;
  • наблюдательности;
  • самостоятельности
  • целеустремлённости;
  • способности доводить до конца начатое;
  • умения усваивать полученную информацию;
  • терпения.

При продуктивной деятельности затрагивается и физическое развитие дошкольника. В процессе занятий у детей повышается жизненный тонус, настроение и поведение улучшаются, а характер становится более активным и жизнерадостным. Сам ребёнок становится намного более подвижным. Во время занятий необходимо вырабатывать у детей правильную походку, осанку и прочие физические характеристики тела, которые маленькому человечку очень пригодятся в жизни. У детей укрепляется мускулатура, вестибулярный аппарат, движения становятся более скоординированными.

Особенности разных видов продуктивной деятельности

В процессе развивающих ребёнка занятий выработка художественно-эстетических качеств соответствует модулирующему виду продуктивной деятельности. Именно с помощью этого способа дошкольнику проще всего отображать по своему усмотрению ту действительность, которая его окружает. Полученная в результате сделанных выводов характеристика позволяет дошкольнику самостоятельно создавать выбранные им образы. Благодаря такому подходу у детей прекрасно развивается образное мышление, они учатся реализовывать собственное воображение.

Ориентировка в пространстве для дошкольников

В дошкольном возрасте у детей значительные изменения претерпевает восприятие пространства. По мере о...

Изобразительное искусство

В комплексном подходе к воспитательному процессу важной задачей является совершенствование у детей эстетического отношения к окружающему их миру. Невозможно переоценить важность этой задачи. Ведь очевидно, что чувствовать и видеть всё прекрасное, что есть вокруг, могут только гармонично развитые личности.
Важная роль в методике детского развития принадлежит данной методике в целях формирования у подрастающего поколения эстетических чувств. Казалось бы, что сложного в занятии рисованием? Но именно этот вид деятельности даёт в руки воспитателей новые возможности для выработки у детей собственного взгляда, развитию у них к окружающей действительности именно эмоционально-эстетического отношения. Для дошкольников словно приоткрывается новый мир прекрасного, который и на самом деле существует и всегда находится рядом с нами. У ребёнка меняется поведение, формируются позитивные убеждения.

Рисование

Известно, что дети особенно любят рисование, поскольку оно даёт максимальный простор для реализации их творческой активности. Рисунки могут быть на совершенно разные темы. Дети рисуют обычно то, что их интересует: отдельные предметы, литературных героев, сценки из окружающей жизни, декоративные узоры.
Продуктивный метод, выражающийся в изобразительном искусстве, позволяет ребёнку закрепить своё отношение к изображенному. Рисуя, ребёнок ещё раз очень ярко переживает те же ощущения, которые были у него в процессе восприятия изображаемого объекта. А богатство окружающего мира предоставляет безграничную палитру цветов, предметов разнообразных форм, необычных и редких явлений.

Другие виды продуктивной деятельности

Если отставить в сторону традиционные и заслуженные техники, то кроме них можно ещё добавить следующие:

Монотипия
Когда на толстой глянцевой бумаге, не пропускающей воду, или стекле гуашью или другими красками наносится рисунок. Сверху прикладывается лист бумаги и плотно прижимается, в результате чего на нём получается зеркальный оттиск.
Граттаж (часто называемый техникой царапанья или «цап-царапками»)
Рисунок процарапывается по картону или плотной бумаге пером или другим острым инструментом. При этом бумага залита тушью (чтобы та не расплывалась и лучше смачивала бумагу, в неё можно добавить пару капель жидкого мыла). Итак, плотную бумагу нужно «толсто» заштриховать восковыми цветными мелками. Если взять готовый картон, на котором нанесён пестрый рисунок, то достаточно будет использовать простую неокрашенную восковую свечу. После этого губкой или широкой кистью нанести слой туши на поверхность.
Можно использовать и гуашь, но та после высыхания продолжает пачкаться. Также можно воспользоваться чёрной акриловой краской. После высыхания краски рисунок нужно процарапать любым острым предметом (скребком, пером, зубочисткой), которым дети, тем не менее, не могут пораниться. На чёрном фоне тогда образуется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Аппликация и лепка
Лепка также является частью продуктивной деятельности, но её особенность состоит в том, что она является объёмным способом изображения. Что дети охотнее всего лепят - животных, людей, овощи и фрукты, посуду, игрушки, машинки. Тематика здесь настолько разнообразна ещё и благодаря тому, что подобно другим видам изобразительного творчества, лепка решает воспитательные задачи, удовлетворяя потребности малышей в творчестве и познании. Также упрощается передача в лепке пространственных соотношений между предметами, ведь здесь, как и в реальной жизни, объекты легко можно расположить один за другим, дальше или ближе от центра композиции. Поэтому при лепке нет трудностей с перспективой, которая для детей в этом возрасте ещё очень сложна.

Когда дети-дошкольники занимаются аппликацией, работая с предметами простых и сложных форм, то им приходится вырезать и наклеивать их элементы и силуэты. Для создания подобных изображений требуется усиленная работа воображения и мысли, поскольку в силуэте обычно нет тех элементов, которые являются его главными отличительными признаками. Кроме того, занятия аппликацией способствуют прогрессу математических представлений малыша. Ведь в этот момент дошкольник узнаёт названия простейших геометрических фигур, усваивает их признаки, у него развивается представление о положении предметов и их частей в пространстве (справа, слева, в центре, в углу), а также об относительности их размеров (меньше или больше). Кроме того, работая над изготовлением аппликаций, ребёнок развивает мускулатуру рук и координацию движений. Он учится пользоваться ножницами, аккуратно и правильно вырезая формы и поворачивая при этом в нужную сторону лист бумаги, затем раскладывает эти формы на «фоновом» листе на определённом расстоянии.
Можно познакомить малышей на занятиях по аппликации с техникой, получившей название «мозаика из бумажных комочков». Для этого можно использовать самую разнообразную бумагу:

Лепка для детей

Многие родители наверняка слышали о той пользе, которую для развития речи представляют тренировки па...

  • обычную цветную;
  • бумажные салфетки;
  • гофрированную;
  • фольгу;
  • фантики;
  • сойдут даже старые журналы или газеты.

К бумаге есть лишь одно требование - быть достаточно мягкой.
Конструирование
В этой разновидности продуктивной деятельности детей отдельные части должны быть соединены правильным способом, чтобы получился конкретный целый предмет. Конструктивная деятельность своим возникновением обязана определённому уровню развития детского восприятия, мышления и игровой деятельности, а, кроме того, зависит от общения, познавательной активности и развития двигательных навыков. Занятия конструированием благотворно сказываются на физическом воспитании ребёнка - манипуляции с элементами конструктора развивают у ребёнка тонкую моторику пальцев, укрепляют пространственную ориентацию, координацию движений, участвуют в эстетическом и нравственном воспитании - так ребёнок учится видеть красоту собственных творений. Благодаря этому у него развивается вкус, одновременно он познаёт архитектурные формы. Если мастерятся подарки к празднику, то у ребёнка формируется заботливое отношение к близким людям, возникает желание порадовать их. В процессе трудового воспитания конструирование вырабатывает у дошкольников самостоятельность, целеустремлённость, организованность и инициативность.
Огромное значение имеет конструктивная деятельность для умственного развития ребёнка. Она помогает детям изучить внешние свойства материальных предметов (размер, форму, цвет), их физические характеристики (вес, плотность, устойчивость). Дети учатся сравнивать предметы и соединять их друг с другом, благодаря чему их знания об окружающем мире обогащаются, развиваются творческие способности и речь. Конструирование является эффективнейшим методом подготовки дошкольников к переходу в школу - оно развивает качества, необходимые для процесса обучения, причём, поскольку оно интересно и привлекательно для детей, то делает это ненавязчиво. Благодаря занятиям со строительным материалом развивается фантазия и творческая инициатива ребёнка.
Конструирование может быть разным:

  • из набора конструктора;
  • из бумаги;
  • из стройматериала;
  • из природных и прочих поделочных материалов.


Для дошкольников самым лёгким и доступным видом конструирования является работа с игровыми строительными материалами.
Работая с ними, дети познают геометрию объёмных форм, получают представления о понятиях равновесия, симметрии и пропорций.
К более сложным видам конструирования, доступным в детском саду, относится работа с картоном, бумагой, катушками и коробками. Конструируя из бумаги, дети уточняют свои знания о плоских геометрических фигурах, усваивают понятия «центр», «угол», «сторона». Они изучают приёмы трансформации плоских фигур в объёмные путём складывания, сгибания, склеивания и разрезания бумаги. В конструировании главным моментом является деятельность по исследованию предметов с помощью анализа и синтеза.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Учёные давно установили тесную связь между общей двигательной системой человека и речевой функцией. ...

Конструирование из натурального материала ближе всего подходит к художественной деятельности, воспитывая творческое воображение. При организации обучения через конструирование важными условиями являются:

  • органическая связь с прочими видами деятельности (рисованием, игрой-драматизацией, сочинением смешных (и не очень) историй);
  • специальные экскурсии в лес или парк;
  • создание педагогом установки у детей на самостоятельность в поиске, чтобы не учить ребёнка, а больше сотрудничать с ним, поддерживать его инициативу, подсказывать и помогать только в случае необходимости.

Очевидно, что именно конструирование по сравнению с прочими видами продуктивной деятельности готовит благоприятную почву для развития у детей технических способностей, а это очень важно для того, чтобы личность получила всестороннее развитие.
Во время занятий лепкой, рисованием, конструированием и аппликацией одновременно развивается и детская речь: они запоминают названия цветов и оттенков, форм и пространственных обозначений, обогащая свой словарный запас. Когда в конце занятий наступает время анализа работ, дети рассказывают не только о своих «шедеврах», но и делятся мнением относительно чужих работ. Через лепку, аппликацию или рисунок дети выражают своё впечатление о мире и выражают к нему своё отношение. Но изобразительная деятельность только тогда приобретёт творческий характер, когда у ребёнка будет достаточно развито воображение, образное мышление и эстетическое восприятие, когда он в достаточной мере овладеет умениями и навыками, необходимыми для создания изображений. Большое значение в творческом развитии дошкольников должно иметь и активное участие родителей в образовательном процессе.

Кроме перечисленных выше положительных факторов, у правильного развития дошкольников есть ещё много других показателей прогресса. Саму же продуктивную деятельность можно рассматривать как важный компонент всестороннего воспитания и обучения дошкольников. Простые на взгляд занятия по обучению лепке, рисованию, конструированию и созданию аппликаций достаточно полно и гармонично вырабатывают у детей положительные сдвиги в:

  • физическом укреплении организма;
  • умственном развитии;
  • эстетическом развитии;
  • духовно-нравственном становлении личности.
23 2

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.

Выделяют следующие методы:

  • - Информационно - рецептивный, направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации;
  • - Репродуктивный, направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны;
  • - Эвристический, направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности, педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений (Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения);
  • - Исследовательский - самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов, основные из которых наглядные, словесные и игровые.

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  • 1. Целенаправленность (особенности объекта)
  • 2. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  • 3. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  • 4. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  • 5. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  • 6. Учёт возрастных особенностей детей.

Обследование

Целенаправленное аналитико - синтетическое восприятие объекта осязательно - двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование - это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап - целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок - самый выразительный признак "пушистый"

Цель: вызвать желание изобразить.

2 этап - аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения (соответствует с последовательностью изображения)

  • 1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  • 2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  • 3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета)
  • 4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  • 5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  • 6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

  • - обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)
  • - обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка - прямая)

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  • 2. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  • 3. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  • 4. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  • 5. Определение положения этих частей по отношению к основной
  • 6. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей - клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании - соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

  • (круглой формы)
  • 1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  • 2. Лепка формы специфической
  • 3. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  • 4. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки - при данном обследовании

  • (сложной расчленённой формы)
  • 1. Лепка подставки
  • 2. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  • 3. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  • 4. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  • 5. Соединение крупных частей в одно целое.
  • 6. Лепка мелких деталей предмета
  • 7. Обработка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения.

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли "увидеть" не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ "живым" выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций (широко используемый метод).

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

Образец

Образец - это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом - дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат - однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

Показ

Показ - публичная демонстрация одного из вариантов изображения.

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  • 1. Полный показ
  • 2. Частичный показ
  • 3. Общий показ (для всех детей сразу)
  • 4. Индивидуальный показ
  • 5. Показ педагога
  • 6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  • 7. Показ способа действий ребёнком.

Словесные приёмы

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

  • - максимальное стимулирование детской активности
  • - используется в первой части работы и после завершения
  • 2. Пояснение

Пояснение - способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом - дать ребёнку самостоятельно найти решение.

4. Напоминание

Напоминание - короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

5. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами - можно воспитать закомплексованного, неудачника.

6. Художественное слово

Художественное слово - вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  • 1. Игровая задача - цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  • 2. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  • 3. Игровые действия (дети фотографы - рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  • 1. Моторные (практические)
  • 2. Имитирующие действие (машут рукой - как крылом..)
  • 3. Изобразительными (рисунок в воздухе - снегопад)
  • 4. Звукоподражанием

Игровые приёмы - это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Виды изобразительной деятельности

  • 1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)
  • - подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового и др.)
  • - участие процессов памяти
  • - рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события, книги, телевидение, мультфильмы, наблюдения). Такой вид наиболее естественен для дошкольников.
  • - изображения по литературным, музыкальным произведениям
  • - изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)
  • - изображения на свободную тему с ограниченной тематикой ("моя любимая игрушка", "Все работы хороши - выбирай на вкус"
  • 2. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

  • - процесс воспроизведения на бумаге какого - либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.
  • - развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий.

  • 1 этап - наблюдение - целостное эмоциональное восприятие. Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже - такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.
  • 2 этап - выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)
  • 3 этап - вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.
  • 4 этап - После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.
  • 3. Изображение с натуры.
  • - изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.
  • - задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.
  • - начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.
  • - устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)
  • - натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)
  • - воспитатель говорит: "Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа - столько рисуем справа…")
  • - можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

  • (рисование, лепка, аппликация)
  • - Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности
  • 1. Восприятие - умение всматриваться в предметы, явления - как первая ориентировка
  • 2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  • 3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  • 4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

5. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

Памятка 11

«Особенности организации разнообразных типов занятий и способов выполнения работ продуктивной деятельности в разных возрастных группах»

Типы занятий:

· По сообщению новых знаний и новых способов изображения (информационно-рецептивный метод – доминирующий метод обучения)

· Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действий (продуктивный метод – доминирующий метод обучения)

· Творческие занятия (эвристический метод)

Типы занятий дифференцируются по характеру доминирующих задач, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей, сформулированной в задачах:

Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения;

Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений;

Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В каждом типе занятия системно, во взаимосвязи реализуются цель, задачи, методы обучения изобразительной деятельности. В педагогическом процессе все эти типы занятий имеют место. Однако, личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без учета индивидуальности.

Различают занятия по способу выполнения :

· По представлению

· По памяти

· С натуры

· По замыслу

Памятка 12

«Особенности организации занятий по рисованию и способов выполнения работ в разных возрастных группах»

Различают следующие виды занятий по содержанию изображения:



· Предметное

· Сюжетное

· Декоративное

Различают по способу:

· Рисование по замыслу

· По памяти

· С натуры

Предметное рисование.

Направлено на освоение основных способов изображения (форма, строение, цвет, техника рисования).

Задачи обучения:

1. Формировать у детей познавательный интерес к миру предметов, человеку, и эмоционально откликаться.

2. Формировать у дошкольников обобщённое представление об изображаемых предметах.

3. Формируются обобщённые способы изображения предметов, умение предавать: форму (близкую к геометрической, затем к индивидуальной), строение предмета и пропорциональное отношение в предмете.

4. Развивать чувство цвета, формы, ритма и композиции.

5. Стимулировать самостоятельность и творчество.

Требования к размещению натуры:

· Свет должен падать справа или слева (в зависимости от детей – правши, левши).

· Не ставить против света.

· Расстояние до натуры примерно 1,5 метра.

· Натура на уровне глаз или чуть выше.

· Сзади натуры устанавливается фон.

Сюжетно-тематическое рисование.

Задачи:

1. Формирование интереса к окружающим предметам и явлениям природы.

2. Развивать у детей умение замасливать образ, определять заранее содержание и некоторые способы изображения.

3. Обучение некоторым доступным способам изображение сюжета:

· Приём создания простейших композиций, т.е. расположение изображений по всей плоскости листа (это характерно для младших групп), «Цветы на лугу» (ср. гр.).

· Расположение изображения на широкой полосе листа (старшая группа), намечают линию горизонта, размещение предметов ближних планов (низ лита – крупно), (дальних планов верх - меньше).

· Учить изображать в рисунке главное, выделяя размером, формой, цветом (ср. и старшая группа); учить передавать в рисунке отношение предметов по величине и взаимному расположению в пространстве; учить детей передавать движения и позы главных героев.

4. Побуждать дошкольников к самостоятельности.

Декоративное рисование.

ДПИ – одно из древнейших искусств, по своим мотивам схоже с природой. Оно вносит в жизнь радость яркими, сочными красками, выразительно наполнена мудростью и красотой, поэтому оно понятно и доступно дошкольникам. Вводится ДПИ со средней группы.

Задачи:

1. Развитие у детей любви, уважение к своей родине, чувство патриотизма.

2. Формирование интереса у детей к народному искусству, понимание его особенностей.

3. Формирование обобщённых знаний, соответствующих изобразительных умений, по разным видам промыслов (умение различать композиции, колорит, характерные элементы, материалы).

4. Воспитание активности, самостоятельности, инициативы, творчества (при создании узоров).

Особое место в обучении рисованию (декоративному) отводится образцу воспитателя. Воспитатель вынужден использовать образец, т.к. в предметах искусства узоры сложны для детского восприятия.

Существуют разные виды образца:

1. Образец для прямого следования – прямое подражание – детям даётся готовая информация и образец (информационно-рецептивный метод).

2. Неоконченный образец – детям предлагается воспроизвести часть рисунка по образцу, а часть – придумать самим (частично поисковый метод).

3. Вариативные образцы – представлены разные варианты решения одной и той же задачи.

Любой образец должен быть выполнен в стиле определённого промысла. Размер образца должен быть в 1,5 – 2 раза больше детских работ.

Техники рисования

Благодаря освоению различных техник, художественные образы детей становятся более выразительными и содержательными. Об этом свидетельствуют исследования Р.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой и др.

Техники рисования условно можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

1.Классические (традиционные) техники рисования по использованию материалов: масляная; карандашная; акварельная; гуашевая; темперная.

2. Неклассические (нетрадиционные) техники рисования: рисование по сырой бумаге; рисование по мятой бумаге; рисование пластилином;рисование двумя красками; рисование восковыми мелками; рисование на стекле; монотипия; пальцеграфия; кляксография; силуэтное рисование; граттаж (цветная восковка);батик;коллаж; витраж; набрызг; печатки, штампы.

Памятка 13

Образец оформления титульного листа

Конспекта продуктивной деятельности в ДОУ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СПО ПК №13 ИМ. С.Я. МАРШАКА

Конспект

проведения продуктивной деятельности

(возрастная группа)

Вид деятельности _______________

(рисование, аппликация, лепка, конструирование)

на тему: « »

ГБОУ детский сад (компенсирующего или комбинированного вида, если есть)

Проводит:

Студентка группы ___

(Ф.И.О.)

Проверил преподаватель:

Запольских О.С.

Оценка .

Оценка за проведение конспекта

Оценка .

Дата проведения (число, месяц, год)

Цель:

Задачи:

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Предварительная работа:

Оборудование:

Демонстрационный материал–

Раздаточный материал –

Вид продуктивной деятельности: (нужное написать)

Рисование

Аппликация

Конструирование

Форма организации продуктивной деятельности: (нужное написать)

Фронтальная

Групповая

- коллективная

Ход работы

I Вводная часть ( мин.)

– мотивация к деятельности

Консультация для воспитателей детского сада

Организация продуктивных видов деятельности

детей дошкольного возраста

Методы в организации

продуктивной деятельности детей

Информационно – рецептивный

Он направлен на организацию и обеспечение восприятия готовой информации

Репродуктивный

Он направлен на закрепление упрочнение и углубление знаний усвоения способов деятельности которые уже известны.

Эвристический

Направлен на пооперационное или поэлементарное обучение процедурам деятельности.

Педагог ставит перед детьми решение не целостной задачи, а отдельных её элементов направляя на поиск решений.

(Педагог сообщает факт, дети делают вывод. Педагог ставит проблему, а дети выдвигают гипотезы её решения.

Исследовательский

Самостоятельное решение целостной задачи детьми.

Все эти общедидактические методы реализуются через систему приёмов.

1.Наглядные

Приёмы 2. Словесные

3. Игровые

Ведущими в продуктивной деятельности являются наглядные приёмы:

Наглядные приёмы

  1. Наблюдение

В процессе наблюдения формируются у ребёнка представление об изображаемом предмете, об окружающем мире.

Требования к наблюдению

  1. Целенаправленность (особенности объекта)
  1. Эмоциональность, неравнодушие восприятия
  1. Осмысленность наблюдения (осознание тех свойств, которые предстоит изобразить: форма, цвет. Пропорции, расположение в пространстве и т.д.)
  1. Активность детей (эмоциональная, речевая, мыслительная, двигательная)
  1. Повторность наблюдения (изменяющиеся условия)
  1. Учёт возрастных особенностей детей.

Особенности наблюдения в разных возрастных группах

1 младшая гр.

Выделяют один, два признака направления (например: цвет, ритм)

Наблюдение кратковременное

Не даётся установка на последующее изображение предмета

Воспитатель при изображении сам выбирает форму и цвет

Наблюдение происходит в действии, в игре

2 младшая группа

В наблюдение включают элемент обследования жестом (пальчиком очертить форму)

Средняя группа

Наблюдение более длительное

Выделяется несколько признаков (цвет, форма, строение - части, расположение в пространстве)

Повторное наблюдение с усложнением содержания и способов познания

Вопросы не только репродуктивного, но и поискового характера.

В конце наблюдения детям говорят о предстоящей работе.

Рисунки должны быть более сложные, могут быть предметные и сюжетные, черты индивидуальности проявляться за счёт композиции, деталей – дополнений, разнообразия цвета)

Старший возраст

Цель сообщается после эмоционального восприятия детьми объекта

Помочь детям выплеснуть чувства, выразить себя

Побуждать детей к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств

Обращать внимание на расположение предметов, рассматривать вблизи и издали. Сравнивать по величине, устанавливать взаимное расположение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева.

Формировать изобразительное представление(как можно нарисовать, какой материал лучше использовать, какой цвет бумаги лучше подойдёт.

В момент наблюдения спланировать будущий рисунок.

  1. Обследование

Целенаправленное аналитико – синтетическое восприятие объекта осязательно – двигательным и зрительным путём.

У детей формируется представление об объекте, что ложиться в основу изображения.

Обследование – это целенаправленное рассматривание предмета, который необходимо изобразить.

Вычленение внешних изобразительных признаков

Обследование можно разделить на 3 этапа

1 этап – целостное, эмоциональное восприятие предмета, через какой то выразительный признак (например Пушистый котёнок – самый выразительный признак «пушистый»

Цель : вызвать желание изобразить.

2 этап – аналитическое восприятие предмета т.е. последовательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок выделения. Соответствует с последовательностью изображения

  1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и её назначение.
  2. Определяют форму этой части (выносят зависимость формы от её назначения, условий жизни и т. д.)
  3. Определяют положение этой части в пространстве (различия у разных видов одного предмета: у сонны ствол – толстый и прямой, потоньше и скривлённый)
  4. Затем выделяют другую достаточно крупную часть, выясняют положение, форму, величину её по отношению к основной.
  5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а выполняется в соответствии с натурой.
  6. Обращают внимание на детали

При обследовании используется обследующий жест: обвести пальчиком форму, зрительно сопровождать движение руки.

3 этап - целостное эмоциональное восприятие предмета, как бы объединяющее целостный образ.

Обследующий жест – подчиняется форме.

Младшая гр.

Совместный жест взрослого и ребёнка (Пальчик бежит нигде не останавливается. Форма круглая)

Средняя группа

Словом уточняется расположение частей предмета. (на верху, внизу, с одной стороны…)

Обследуемый жест и зрительный контроль

Важно побуждать действовать жестом и вслух называть части. Формы.

Выяснять зависимость формы и названия предмета, его частей

Старшая группа

- внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте

Основную форму передают обобщением, приближая её к соответствующей геометрической форме (круг, овал…)

Обращать внимание на линии прямого и округлого характера.

Использовать приём сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнении подобных предметов между собой (обобщающий способ изображения.)

Обращать внимание на разнообразие предметов одного типа, учить видеть их выразительность, своеобразие каждого.

Помочь разрушить шаблонное изображение.

Обследование в разных видах изобразительной деятельности

Аппликация

Обследующий жест как и в рисовании, только обводить в другую сторону (справа налево)

Обследующий жест воспитателя сопровождается словом. (ваза: внизу линия округлая, сверху у горлышка– прямая)

Лепка

Порядок операций в обследовании предмета в основном повторяет их порядок в лепке.

Порядок обследования в лепке предметов круглой и овальной формы с рельефными особенностями (яблоко, груша, огурец). И сложной расчлененной формы

  1. Выделение общей формы если предмет целостный.

Выделение формы основной части если предмет расчленённой формы.

  1. Выделение специфической характерной формы (отличия от геометрической формы)
  1. Определение формы других частей и сравнение с формой центральной части.
  1. Определение величины других частей. По сравнению с основной.
  1. Определение положения этих частей по отношению к основной
  2. Внимание фиксируется на основных рельефных особенностях, уточняющих специфическую форму (в яблоке углубление, форму мелких деталей – клюв, ушки)

Движение пальцев при обследовании – соответствуют движению пальцев при лепке.

Схема лепки при данном обследовании

(круглой формы)

  1. Создание основной формы, близкой к геометрической фигуре
  1. Лепка формы специфической
  1. Лепка основных рельефных особенностей предмета
  1. Дополнительные детали (веточки, листочки)

Схема лепки – при данном обследовании

(сложной расчленённой формы)

  1. Лепка подставки
  1. Лепка основной наиболее крупной части (обобщенной формы)
  1. Лепка других крупных частей обобщённой формы
  1. Лепка специфической (характерной формы этих крупных частей)
  1. Соединение крупных частей в одно целое.
  1. Лепка мелких деталей предмета
  1. Обрботка поверхностей

Зависимость обследования от способа изображения

Изображение с натуры

Рассматривают в том ракурсе, в котором будет выполнено изображение. Фиксируют внимание на видимых частях

Изображение по представлению

Важно, чтобы дети смогли «увидеть» не только основные формы предмета, строение, но и возможные их варианты. (разные яблоки, разные машины)

Обследовать лучше натуральные предметы, обследование игрушек, скульптур, животных, птиц проводить только после наблюдений в природе, чтобы дети представляли образ «живым» выразительным не статичным.

Обследование по возможности лучше проводить после наблюдений.

  1. Рассматривание

Картин и книжных иллюстраций

Широко используемый метод

Ни в коем случае картины или книжную иллюстрацию нельзя предлагать детям для прямого подражания.

Это косвенный приём обучения, применяется для предварительного формирования представлений и замыслов, когда невозможно познакомить детей с предметом или явлением в процессе непосредственного восприятия.

Использовать после наблюдения, с целью уточнения, обогащения представлений

  1. Образец

Образец – это, чему дети должны следовать при выполнении различного рода заданий.

Нельзя злоупотреблять этим приёмом – дети рисуя по образцу, рисуют по видению воспитателя, а не по своему замыслу.

Результат – однообразие работ, не умение рисовать самостоятельно.

Наиболее применим в аппликации, декоративном рисовании.

При декоративном рисовании детям предлагают 2-3 примерных образца, и помогают им увидеть общее и различия.

  1. Показ

Показ – публичная демонстрация одного из вариантов изображения

Широко используемы метод. Используется при ознакомлении с техникой работы, с новыми способами изображения.

Показ может быть:

  1. Полный показ
  2. Частичный показ
  3. Общий показ (для всех детей сразу)
  4. Индивидуальный показ
  5. Показ педагога
  6. Показ в форме совместного действия педагога и ребёнка
  7. Показ способа действий ребёнком.

Словестные приёмы

  1. Беседа

Беседа - организованный педагогом разговор, во время которого воспитатель пользуется вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию представлений об изображаемом предмете или явлении.

Максимальное стимулирование детской активности

Используется в первой части работы и после завершения

  1. Пояснение

Пояснение – способ воздействия на сознание детей, помогающий понять и усвоить, что и как делать.

  1. Совет

Совет используется при затруднениях детей. Важно не спешить с советом – дать ребёнку самостоятельно найти решение.

  1. Напоминание

Напоминание – короткое указание. Используют перед началом процесса. Чаще речь идёт о последовательности выполнения работы, планировании и организации деятельности.

  1. Поощрение

Поощрение следует чаще применять в работе с детьми. Оно вызывает желание выполнять работу хорошо, старательно. Вселяет в детей ощущение успеха.

Ни в коем случае нельзя публично критиковать работу детей, уничтожать рисунки, поделки. Такими методами – можно воспитать закомплексованного, неудачника.

  1. Художественное слово

Художественное слово – вызывает интерес к теме, к содержанию изображения. Помогает привлечь внимание к детским работам. Создаёт эмоциональный настрой.

Словесные приёмы неотделимы от наглядных и игровых.

Игровые приёмы

Игровые приёмы нацелены на решения дидактических задач, созданию мотивации к деятельности.

Признаки игровых приёмов

  1. Игровая задача – цель предстоящих игровых действий (построим мишке домик, позовём Петрушку в гости…)
  1. Развитие игрового замысла (сделаем Петрушке фотографию на память)
  1. Игровые действия (дети фотографы – рисуют фотографии, дарят Петрушке)

Игровые действия бывают:

  1. Моторные (практические)
  1. Имитирующие действие (машут рукой – как крылом..)
  2. Изобразительными (рисунок в воздухе – снегопад)
  1. Звукоподражанием

Игровые приёмы – это способы совместного развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Характер игровых приёмов

  1. Сюжетно – игровая ситуация по типу режиссерских игр.

Обыгрывание предметов или игрушек (пришёл Буратино очень расстроенный. Что не увидел г. Усть-Кут, где живут дети. Как можно помочь Буратино?)

Обыгрывание изображения (нарисовали дорожку – по ней катится колобок, нарисованная птичка летает, клюёт зерна…)

Обыгрывание незаконченного изображения с целью анализа, создаваемого образца (цыплёнку сыпет кроши. Почему он не клюёт? У него нет клюва – надо дорисовать, а то он останется голодный)

  1. Игровые приёмы с ролевым поведением детей и взрослых

Детям предлагают роль гончаров, художников, строителей, фотографов и т.д.)

Виды изобразительной деятельности

  1. Изобразительная деятельность по представлению (по воображению)

Подготовка на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного

Участие процессов памяти

Рисование по представлению на основе впечатлений полученных из различных источников (события. книги. телевидение. мультфильмы, наблюдения…)

(Такой вид наиболее естественен для дошкольников.)

Изображения по литературным, музыкальным произведениям

Изображения по замыслу на свободную темы выбранную самим ребёнком по содержанию может быть предметным, сюжетным, декоративным)

Изображения на свободную тему с ограниченной тематикой («моя любимая игрушка», «Все работы хороши - выбирай на вкус»

  1. Изобразительная деятельность по памяти

Чаще проводится в старшей группе, в подготовительной группе в конце года

Процесс воспроизведения на бумаге какого – либо объекта в том пространственном положении, в котором находился этот объект в момент восприятия.

Развитие восприятия, наблюдательности, зрительной памяти, приучение детей к наблюдению и запоминанию, а затем к воспроизведению (для рисования малодетальных предметов, или простых пейзажей)

Последовательность действий .

1 этап – наблюдение – целосное эмоциональное восприятие

Перед рисованием внимательно рассмотреть, обследовать, запомнить, чтобы затем нарисовать очень похоже – такую задачу следует ставить после первого обследования. На эмоциональном подъёме.

2 этап – выделение главных объектов их своеобразие (форма. Цвет, величина, пропорции, место расположение)

3 этап – вспомнить, представить рисунок. Подумать с чего следует начать рисование.

4 этап – После просмотра обратить внимание на качестве запоминания.

  1. Изображение с натуры .

Изображение предмета в процессе его непосредственного восприятия с определённой точки обзора, с целью как можно более точной и выразительной его передаче.

Задачи: учить всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, различать своеобразие, точно передавать в рисунке.

Начинать обучение с плоской или приближённой к плоской натуре, затем прямоугольных форм с фронтальной стороны (не был виден объём) небольшим количеством деталей не заслонявших друг-друга.

Устанавливать натуру. Чтобы дети видели самую характерную сторону (на уровне глаз ребёнка)

Натура должна представлять интерес (ветка черёмухи отцветёт, а мы её красоту сохраним в рисунке)

Воспитатель говорит: «Как видим - так и рисуем. Сколько листочков справа – столько рисуем справа…»)

Можно простым карандашом делать набросок, чтобы наметить пропорции и спланировать изображение.

Изобразительная деятельность, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности

(рисование, лепка, аппликация,)

Обобщенный способ действий помогает детям ориентироваться в различных видах художественной деятельности

  1. Восприятие – умение всматриваться в предметы, явления – как первая ориентировка
  2. Ориентировка в окружающих цветах, формах в процессе изобразительной деятельности
  3. Способы самостоятельных действий при выборе выразительных средств
  4. Способы творческих действий в передаче образа в рисунке, лепке. Аппликации

В этом случае наиболее полно раскрываются возможности поисковой деятельности

  1. Сотворчество воспитатели и детей (вместе с воспитателем выполняют ряд заданий, представляющий результат коллективной работы

На чтение 5 мин. Просмотров 26.5k.

Продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста

Продуктивная деятельность дошкольников верное направление в подготовке будущего первоклашки к обучению.

Формирование, развитие и становление детской личности – это одно из наиболее актуальных, важных и ответственных направлений деятельности специалистов, занимающихся в области педагогики и психологии ребенка. Одна из главных задач, которая должна постоянно выполняться в этом направлении – применение разнообразных стилей, форм и методов, в том числе и продуктивная деятельность.

Важное значение

Продуктивные виды деятельности детей играют одну из основных ролей в процессе всестороннего развития дошкольника. Наряду с игровым видом они составляют единый комплекс работы по дошкольному образованию, проводимый под руководством взрослых людей (педагогов, воспитателей). Результатом данной деятельности должен стать определенный продукт.

Многочисленные исследования, проведенные специалистами в разных концах планеты и с различными категориями детей, не достигших еще младшего школьного возраста, показали эффективность продуктивной деятельности среди этой возрастной группы детей.

Установлено благоприятное влияние на дошкольников в сфере развития графических навыков, а также выработке настойчивости и целеустремленности при овладении важными навыками.

Определение

Продуктивные виды деятельности детей — это тот или иной способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. В эту категорию входит:

  • разные способы собирания конструкций,
  • поделки из пластилина или специальной глины,
  • выполнение аппликационных работ, мозаики,
  • изготовление разных поделок,
  • более сложная работа – те или иные макеты.

Все продуктивные виды деятельности детей, перечисленные выше, выполняют ответственную функцию по развитию дошкольников. На этом основаны многие программы детских садов, разработанные для детей, не достигших школьного возраста. Направлена такая программа на их всестороннее развитие и воспитание.

Всестороннее развитие

Формирование данного вида деятельности детей происходит в детском саду под руководством опытных специалистов. В это время наиболее ярко проявляется связь между стремлением малышей создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития.

Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности.

Конкретные категории

Выработка художественно-эстетических качеств в процессе занятий по развитию ребенка, соответствует модулирующему типу продуктивной деятельности. Именно этот способ позволяет наилучшим образом дошкольнику отображать окружающую его действительность по своему собственному усмотрению.

И уже на основании сделанных выводов, полученная в итоге характеристика дает возможность самостоятельно формировать и создавать те или иные образы. Такой подход наилучшим образом влияет на развитие образного мышления детей, их умение применять воображение.

Совершенствовать у дошкольников эстетическое отношение ко всему их окружающему, — важная задача комплексного подхода к воспитательному процессу. Важность данной задачи переоценить трудно. Ведь только гармонично развивающаяся личность способна уметь видеть и чувствовать все, то прекрасное, что их окружает.

Немаловажная роль отведена данной методике развития детей и для достижения и формирования у дошкольников эстетических чувств.

Простое, казалось бы, занятие, — рисование. Однако именно такой способ занятий открывает перед воспитателями совершенно новые возможности для выработки собственного взгляда у малышей, развитии их эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности.

Продуктивная деятельность открывает для дошкольников как будто новый мир красоты, существующей на самом деле, находящийся постоянно рядом с нами. Происходит формирование тех или иных убеждений, определяет поведение ребенка.

Сложно переоценить важность правильного нравственного воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемая посредством применения продуктивного метода. Такая связь формируется и осуществляется в процессе выполнения различного рода практических детских работ. Направлены они на закрепление полученных сведений из окружающего мира, и выработку таких качеств, как:

  • наблюдательность,
  • активность,
  • целеустремленность,
  • самостоятельность,
  • терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию,
  • способность доводить все начатое до конца.

Продуктивный метод, заключающийся в процессе изображения, позволяет закрепить отношение к тому, что изображено. В этот момент ребенок особенно ярко переживает все те чувства, которые он испытал в процессе восприятия. Сама природа дарит нам широкую палитру цветов и красок, различных форм предметов, редкие и необычные природные явления.

Не остается в стороне и физическое развитие ребенка, и важную роль в этом процессе также играет испытанная продуктивная методика. Благодаря этому повышается уровень жизненного тонуса, улучшается настроение, общее состояние поведения и характера. Ребенок становится более подвижным, жизнерадостным, активным.

В процессе занятий вырабатывается правильная осанка, походка и другие важные физические качества маленького человечка. Кроме того, укрепляется мускулатура, улучшается общая координация движений.

Система работы с детьми старшего дошкольного возраста продуктивной деятельностью подробно описана Мариной Шекалиной.

Итог

Помимо перечисленных положительных факторов, есть еще много других, прогрессивных показателей правильного развития ребенка дошкольного возраста. А сама продуктивная деятельность является важной составной частью правильного, всестороннего обучения и воспитания дошкольников.

Благодаря, казалось бы, простым занятиям, — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликаций, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в следующих направлениях:

  • умственное воспитание,
  • эстетическое развитие,
  • физическое укрепление организма,
  • нравственное и духовное становление личности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...