Статья о психолого педагогической диагностики развития дошкольников. Диагностика Стребелевой: описание метода, применение, особенности, отзывы

Стребелева Елена Антоновна - доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии, доктор педагогических наук, руководитель Проекта "Ранняя коррекция отклонений в развитии и дошкольное воспитание детей с особыми нуждами". Профессор факультета специальной психологии и специальной педагогики кафедры олигофренопедагогики МГПУ.

Родилась в Херсонской обл., УССР. Окончила дефектологический факультет МГПИ им.Ленина. Работала воспитателем, дефектологом, методистом специального детского сада для умственно отсталых детей, преподавателем кафедры олигофренопедагогики, профессором кафедры дошкольной дефектологии МГПИ им.Ленина.

В ИКП РАО работает с 1994г., Основные направления научных исследований: психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста; исследования в области умственного развития детей с нарушениями интеллекта; воспитание в семье ребенка с отклонениями в развитии; воспитание и обучение детей в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта; подготовка специалистов-дефектологов для работы в специальных дошкольных учреждениях.

Автор подхода к психолого - педагогической диагностике нарушений в развитии детей раннего и дошкольного возраста, системы коррекционно-педагогической работы по развитию познавательной деятельности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Лауреат премии Президента РФ в области образования за 1999 год. Премия присуждена за создание набора пособий для диагностики умственного развития детей раннего возраста для дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений".

Книги (10)

Дети-сироты. Консультирование и диагностика развития

В пособии освещен современный комплексный подход к психолого-медико-педагогической диагностике детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дано описание конкретных методик для обследования детей от младенческого до подросткового возраста. Особое внимание уделено критериям оценки развития детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Книга адресована руководителям и сотрудникам ПМПК (С), невропатологам, психиатрам, педиатрам, психологам, логопедам, учителям-дефектологам.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. Книга для учителя

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

Дошкольная олигофренопедагогика

В учебнике излагаются вопросы теории и практики дошкольной олигофренопедагогики, раскрываются особенности психического и физического развития дошкольников с нарушениями интеллекта, а также методы коррекционно-воспитательной работы с ними.

Книга предназначена для студентов педагогических институтов, а также для учителей-дефектологов и воспитателей специализированных (коррекционных) детских садов для детей с нарушениями интеллекта.

Коррекционная помощь детям раннего возраста

Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания.

В книге дано описание системного подхода к коррекционно-педагогической работе с детьми третьего года жизни с органическим поражением ЦНС в условиях групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего или комбинированного вида.

Книга адресована педагогам (педагогам-дефектологам, музыкальным руководителям, педагогам-психологам), работающим с детьми, имеющими органическое поражение ЦНС.

Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр

В пособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.

В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии».

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

В программе раскрывается содержание коррекционного обучения и воспитания детей с 3 до 7(8) лет. В ее основу положена концепция психологического возраста, характеризующегося своей структурой и динамикой. В программе нашли отражение современные взгляды на учет и расширение возможностей ребенка с проблемами в развитии.

Авторами выделены следующие разделы программы: «Здоровье», «Социальное развитие», Физическое развитие и физическое воспитание«, «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие». Приложение содержит необходимые практикам материалы: сетки занятий воспитателя, логопеда, карты психологического изучения ребенка и т.п.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».

Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

Специальная дошкольная педагогика

В учебном пособии освещены общие вопросы становления специальной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке системы коррекционно-развивающего обучения.

Рассмотрены содержание, методы и приемы коррекционно-воспитательной работы с детьми, определяемые спецификой каждого типа нарушений. Даны вопросы и практические задания для студентов, а также список дополнительной литературы.

Формирование мышления (наглядный материал)

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал).

Иллюстрации наглядного материала соответствуют главам и разделам книги Е.А.Стребелевой «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» и являются наглядно-практическим приложением к ней.

Пособие рекомендуется использовать в процессе занятий с детьми для формирования определенных умственных действий. При грамотном подходе к работе педагог сможет научить ребенка целостному восприятию ситуаций, изображенных на картинках, подвести к обобщению представлений о свойствах и качествах предметов, овладению действиями замещения и моделирования.

Картинный материал окажет значительную помощь в формировании соотношения между словом и образом, умений выполнять классификацию и систематизацию, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.

Формирование мышления у детей с отклонением в развитии

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

педагогический контроль учащийся

Психолого-педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos - способный распознавать) - это система, в основу которой положены психолого-педагогические теории, методологии и методики, позволяющие дать точную оценку учебных достижений школьников, эффективности педагогической деятельности, развития психических свойств, достигнутого индивидом или группой.

Проведение психодиагностического исследования всегда подчинено определённой цели, которая определяет пути решения отдельных задач.

Д.Б. Эльконин выделяет две главные задачи психолого-педагогической диагностики:

Первая - контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекция развития с целью создания оптимальных возможностей и условий для подтягивания слабых и средних учащихся до уровня сильных, а также установление правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности;

Вторая - сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения этой функции.

Совершенно естественно, что обе задачи могут решаться только при ориентации на соответствующий возрастной период, его психологические особенности.

При этом, всякая психолого-педагогическая диагностика должна быть, прежде всего, возрастной. Не может быть диагностических систем одинаковых для разных возрастных периодов.

Основное требование для диагностики, имеющей целью - контроль за процессами психического развития и его коррекцию, ориентация на формирование основной ведущей деятельности и на те новообразования, которые должны возникать при ее осуществлении.

В практике современной школы перед психологической службой также возникает множество задач. Это задачи:

Выяснения уровня готовности ребенка к школе;

Выявления особо одаренных и отстающих в развитии;

Выяснения причин школьной дезадаптации;

Раннего предупреждения противоправных тенденций в развитии личности;

Управления классным коллективом с учетом индивидуальных особенностей учеников и межличностных отношений между ними;

Углубленной профориентации.

Условно все задачи, возникающие во взаимодействии педагога и психолога в школе, можно разделить на психолого-педагогические и психологические.

В первом случае цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог-диагност выполняет вспомогательную функцию, а именно:

Проводит психодиагностику ученика, дает его психологический портрет и прогнозирует результат педагогического воздействия;

В некоторых случаях проводит вторичную психологическую диагностику после воздействия.

Этот тип задач в большинстве случаев связан с обслуживанием общеобразовательной функции школы.

Задачи второго типа - собственно психологические. Они в большей степени связаны с реализацией воспитательной функции школы. В этом случае психологическая диагностика выступает как этап решения проблемы, где средства решения - чисто психологические, и включают:

Консультативную помощь,

Коррекцию личности,

Психологический тренинг,

Индивидуальную и семейную психотерапию,

Условно все типовые задачи психолого-педагогической диагностики можно отнести к двум классам, исходя из главных функций школы - функции образования и функции воспитания. В реальной практике эти две функции тесно переплетены между собой.

К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций:

Познавательные способности;

Знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам;

Систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств:

Характера, воли и целеустремленности;

Социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности;

Подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

И в ходе образования, и в ходе воспитания школа явно или неявно выполняет третью функцию - социально-профессиональной селекции, или отбора. При этом учащиеся тем или иным образом группируются как по уровню развития у них определенных способностей и склонностей, так и по уровню их личностно-социальной зрелости.

Особое место в психолого-педагогической диагностике занимает психологическая диагностика детей с отклонениями в развитии.

Особое внимание уделяется психолого-педагогической диагностике детей с нарушениями развития. По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте 25%, а по некоторым данным - 30-45%, в школьном возрасте 20-30% детей нужна специальная психолого-педагогическая помощь, а свыше 60% детей относятся к группе риска (В.И. Селиверстов, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).

Успешность воспитания, обучения и социальной адаптации детей с нарушениями развития зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь.

Основной целью психодиагностического исследования ребёнка с нарушениями развития является выявление структуры нарушения психической деятельности для определения оптимальных путей коррекционной помощи.

Конкретная задача определяется возрастом ребёнка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.

Психодиагностика нарушенного развития осуществляется в три этапа:

1) скрининг-диагностика;

2) дифференциальная диагностика;

3) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

Разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

Выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

Оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

Определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

Выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

Разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

Определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

Помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

Решение проблем социально-эмоционального плана.

Итак, важнейшими задачами психолого-педагогической диагностики нарушенного развития являются:

Раннее выявление нарушений развития у детей;

Определение причин и характера нарушений;

Определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

Выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

Разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Особенности

Любой родитель заинтересован в том, чтоб его ребеночек планомерно и постепенно развивался во всех сферах. происходит уже с полугода, когда он потихоньку начинает осознавать окружающий мир.

И от того, как он реагирует на него, проявляет эмоции и на подсознательном уровне заучивает модели поведения, зависит – как он будет развиваться в будущем. И в задачи родителей входит не только, в первую очередь, обеспечить необходимые условия для развития ребенка, но и проконтролировать, правильно ли это развитие происходит. Сегодня психологами и педагогами разработаны всевозможные методики и таблицы для проведения ранней диагностики . С их помощью можно определить, насколько правильно и планомерно происходит развитие малыша. Эти руководства являются хорошими помощниками для родителей, которым небезразличен их ребенок. Также можно найти тесты различной «направленности» диагностирования. Условно их можно поделить на 4 группы: методики для диагностики физического развития ребенка; для диагностики интеллектуального развития; для диагностики развития личности; для диагностики отдельных умений и навыков ребенка.

Психолого-педагогическое диагностирование детей младенческого и раннего возраста нужно рассматривать как общий подход к организации личностно ориентированного процесса воспитания, направленного на обеспечение полноценного индивидуального развития каждого ребенка с рождения. Кроме этого, необходимо различать диагностику как общий подход и диагностирования – как составляющую процесса практической педагогической деятельности. В обследовании детей младенческого и раннего возраста используются, как правило, нестандартизированные методики, а именно игровые методики со знакомыми ребенку предметами – пирамидками, кубиками и др. Процесс обследование проводится в произвольной форме, ведущим методом является наблюдение.

Основной целью психолого-педагогического диагностирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. На эти цели выделяются конкретные задачи психолого-педагогического обследования детей:

— раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

— выявление причин и характера первичных нарушений в развитии обследуемого ребенка, определение степени тяжести такого нарушения;

— выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

— определение условий воспитания ребенка;

— обоснование педагогического прогноза;

— разработка индивидуальной программы коректировочной работы;

— организация коректировочной работы с родителями и детьми.

Психолого-педагогическое диагностирование детей проводится поэтапно.

На первом этапе специалист проводит краткую беседу с родителями, выслушивая и фиксируя первые жалобы.

Второй этап посвящен обследованию ребенка. Сначала изучается уровень познавательной деятельности, затем, при необходимости, проводится обследование слуха, и в заключение проводится обследование речи. Выбор методик для обследования познавательной сферы детей раннего дошкольного возраста обусловлен их возрастными особенностями и поведением в новых условиях. Специалисты обращают внимание на поведение ребенка в новой обстановке, общение на основе материалов диагностических методик, эмоциональный контакт с новым взрослым.

На третьем этапе собираются анамнестические сведения о семье, развитие ребенка. Уточняются условия воспитания в раннем возрасте, микроклимат в семье, понимание родителями проблем развития ребенка.

На четвертом этапе даются рекомендации по созданию условий жизни ребенка в семье. Важно подвести родителей к пониманию значимости семьи в воспитании ребенка и использовать педагогической возможности самих родителей в обучении и воспитании ребенка, помочь им овладеть технологией распространенных форм педагогической работы с ребенком, навыками семейного общения.

Пятый этап предусматривает составление индивидуальной корректирующие программы развития ребенка и делается педагогический прогноз. Так, обследование развития детей раннего возраста является необходимым и целесообразным, позволяет составить объективную характеристику как уровня развития, так и динамики развития при повторных обследованиях, чем обеспечивает предупреждение выявления задержки или отставания.
Примерный план в 1 год 3 месяца

Развитие речи
Понимание речи Уметь различать и называть знакомые игрушки и окружающие предметы, их основные качества;
иметь представления об одежде, назначении вещей; закрепить названия одежды и ее деталей, обозначение действий и последовательность одевания на прогулку;
уметь называть изображенные на картинке предметы и их качества, действия; выполнять действия по картинкам
Уметь показывать по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки; закреплять умение определять части тела человека и животных
Уметь выполнять поручения по просьбе взрослого, связанные со знакомыми действиями
Уметь рассматривать картинки в книжке, слушать потешки, стихи
Активная речь (произносит до 20 облегченных слов) Уметь произносить простые слова, соотносить их с предметами
Уметь сравнивать предметы по величине; отчетливо произносить звук о
Иметь представления о том, кто, что и как ест; учить отчетливо произносить звук а
Уметь произносить простые слова, соотносить их с действиями
Иметь способность к обобщению путем упражнения в подборе к глаголам соответствующих существительных
Иметь представления о назначении предметов, активизировать в речи слова – названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии
Уметь произносить длительные «гудящие» звуки – уууу
Уметь отчетливо произносить звуки «у», «а»; закрепить произношение «ау»
Уметь различать и называть птиц; побуждать подражать голосам птиц и запоминать звукоподражания (кря-кря, га-га-га, кко-кко-кко, бал-бал-бал)
Уметь подражать голосам птиц и запоминать их; закрепить произношение звуков «м», «мь», «у»
Сенсорное воспитание
Форма Уметь группировать предметы по их форме (круг, квадрат)
Цвет Уметь группировать предметы по цвету
Величина Уметь чередовать предметы по величине
Нанизывание колец одинакового раз мера Уметь снимать и надевать на стержень кольца с широким отверстием
Нанизывание колец, разных по размеру Уметь надевать и снимать большие и маленькие кольца на стержень пирамидки
Действия с кубиками Уметь детей ставить кубики один на другой (строить башню, дом)
Показ предметов в действии Разыграть с несколькими предметами
несложный сюжет с использованием обобщения действия
Воспроизведение одного знакомого действия с игрушкой Уметь детей по подражанию воспроизводить одно знакомое действие (качает, возит и т.д.)
Действия с
несколькими
игрушками
Уметь переносить знакомые действия с одним предметом на другой предмет, учить выполнять действия с простейшими транспортными средствами для перевозки небольших предметов, игрушек, (каталка, коляска тележка), отмечать особенности (ездит, гудит, есть колеса, они крутятся)
Действия с разными игрушками Уметь производить одинаковые действия с разными предметами
Развитие движений
Ходьба Уметь ходить самостоятельно
Общеразвивающие упражнения Уметь устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться
Упражнять в ползании, способствовать развитию самостоятельности
Основные движения Упражнять в ползании и пролезании под препятствие
Разнообразные движения (действия) с предметами круглой формы Уметь выполнять разнообразные действия с предметами круглой формы: переносить, бросать, катать, учить подниматься по лесенке детской горки приставным шагом
Уметь бегать в указанном направлении
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь пить из чашки
Уметь держать ложку в кулачке, опускать в густую пищу, доносить до рта, есть (взрослый докармливает)
Уметь правильно умываться, мыть и вытирать руки, лицо после умывания
Уметь проситься на горшок
социально-эмоциональная сфера Уметь подражать мимике, движениям близкого взрослого (смеется, хмурится, улыбается)
Уметь познавать окружающее через эмоциональные ощущения (упасть – больно, дотронуться до батареи – горячо)
Уметь заинтересовываться новой игрушкой
Уметь проявлять интерес к играм детей
Уметь различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии, напевность стихов, прибауток

Примерный план диагностического обследования детей в 1 год 6 месяца

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие части тела человека и животных
Уметь обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера и цвета
Уметь выполнять знакомые бытовые действия по просьбе
взрослого
Активная речь Продолжается развитие подражания звукам, имитирующим голоса животных. В активной речь присутствуют общеупотребляемые слова
Сформировано четкое произношение звуков м, п, б (мь, пь, бь), изучено, отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания, закреплены в речи названия отдельных предметов
Закреплены произношение звука ф; закреплены названия предметов и их качеств; укреплены артикуляция и голосовой аппарат
Сенсорное воспитание
Форма Уметь ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик –
кирпичик); находить предметы этих форм по просьбе взрослого
Уметь подбирать предмет такой же формы, как на образце
Уметь группировать однородные объекты, ориентировать на слова «такой», «не такой»
Величина Уметь ориентироваться в двух величинах (большой и маленький), находить предметы этих величин после показа и по просьбе взрослого
Величина Уметь собирать пирамидку из двух контрастных колец по величине после показа
Цвет Уметь ориентироваться в двух-трех цветах находить такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый
Уметь формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов
Уметь различать цвета и понимать названия цвета
Уметь располагать грибочки в отверстия на квадрате аналогичной окраски
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь переворачивать страницы книг, учить катать перед собой коляску
Уметь тянуть игрушку за веревочку за собой
Уметь производить (отображать) часто наблюдаемые действия: кормить куклу; причесывать куклу
Уметь использовать в играх предметы-заместители. Производить с ними такие же действия, что и с реальными предметами
Уметь проявлять сообразительность: подставлять что-то, например, вязать; использовать дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь
Развитие движений
Ходьба обычная Уметь хорошо самостоятельно ходить: прямо, по кругу, огибая предметы
Перешагивание,
Ходьба по лесенке
Уметь перешагивать через препятствия на полу приставным шагом
Уметь входить и сходить по детской лесенке чередующимся шагом
Уметь проходить по слегка наклонной доске
Уметь бросать мяч вниз, вперед вверх
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь держать ложку в кулаке
Уметь есть частично полужидкую и жидкую пищу
Уметь пить из чашки, почти не проливая во время кормления
Уметь самостоятельно умываться и вытирать руки полотенцем
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять социально значимые жесты и мимику («жалеет»)
Уметь переключаться с одного эмоционального состояния на другое (огорчается – успокаивается)
Уметь уступать игрушку другому ребенку, не отнимать игрушку
Уметь воспринимать различные художественное слово
Уметь повторять с удовольствием знакомые движения под музыку

Примерный план индивидуального развития детей в 1 год 9 месяца

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать сюжеты по картинке; отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?», «Где?»;
Уметь выполнять (и запоминать) два поручения (возьми и поставь, возьми и принеси)
Уметь понимать несложный рассказ со знакомыми событиями
Активная речь; четкое произношение Уметь использовать предложения из двух слов:
– при общении со взрослыми;
– при общении друге другом;
– в играх; упражнять в развитии речевого дыхания; учить называть словом свои или чьи-то действия; учить договаривать последние слова знакомых стихов, потешек
Сенсорное воспитание
Форма Закреплено умение сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из двух заданных форм:
шар-кубик; шар-кирпичик; призма-кирпичик; упражнения в группировке предметов по форме.
Величина Уметь ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький)
Уметь управлять, нанизывать и снимать двух- трёх-размерную коническую пирамидку, нанизывая на стержень сначала по одному кольцу, потом по два кольца каждой величины
Цвет Уметь ориентироваться в цветах: красный, желтый, зелёный, синий. Уметь группировать предметы по цвету
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь отображать жизненные действия в игре (кормить, возить, баюкать)
Уметь укладывать куклу спать, побуждать к называнию слов, обозначающих одежду куклы, ласковых слов «убаюкивания»
Уметь произносить слова, обозначающие столовые принадлежности, использовать их при кормлении куклы
Уметь пользоваться предметами-заместителями
Уметь воспроизводить из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа
Развитие движений
Ходьба-перешагивание Уметь перешагивать через небольшие препятствия на полу
Ходьба по гимнастическим снарядам (доске, скамейке) Уметь проходить по доске, немного приподнятой над полом, или по гимнастической развивать чувств скамеечке; развивать чувство равновесия, умение ориентироваться пространстве
Метание Уметь забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу
Бег Уметь бегать в разных направлениях
Лазание Уметь легко влезать на диван, стул, спускаться на пол
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь самостоятельно есть любую пищу
Уметь есть с хлебом
Уметь самостоятельно снимать шапку, обувь
Уметь частично одеваться (натягивать шапку, надевать туфельки и другую одежду, обувь по погоде и времени года)
Уметь обращать внимание на грязное лицо, руки
Уметь знать место игрушек, одежды и других вещей
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь подражать взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги
Уметь при общении со взрослым использовать эмоционально окрашенные возгласы, мимику, движения
Уметь контактировать со сверстниками
Уметь эмоциональному узнаванию настроения, т. е. собственно реагировать на речь, музыку, художественное слово

Примерный план диагностического обследования детей в 2 года

Познавательная сфера (способности) Уровень развития навыков (способностей)
Развитие речи
Понимание речи Уметь понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях; отвечать на вопросы об этих событиях
Уметь выполнять до 3 поручений (возьми, отнеси, положи)
Уметь называть названия детали лица (губы, зубки, язык, лоб, ушки, щёки и др.) и тела (руки, ноги, спина и др.)
Уметь использовать предложения из 2-3 слов при общении со взрослыми и детьми
Уметь употреблять в речи:
– прилагательные,
– местоимения,
– предлоги
Уметь договаривать четверостишия в знакомых стихах
Уметь называть предметы по картинкам
Уметь говорить «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуй»
Сенсорное воспитание
Форма Уметь соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец
Уметь группировать однородные по форме предметы и соотносить разные предметы
Величина Уметь ориентироваться в трёх и более контрастных величинах
Уметь собирать пирамидку по убыванию размера из 4-5 колец
Цвет Уметь различать 3-4 цвета, подбирать цвета по образцу, некоторые из них называть
Уметь устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов
Качества предметов Уметь различать величину предмета: тяжелый – легкий; учить различать фактуру: мягкий – твердый; учить различать температуру: холодный – теплый
Игровые действия с предметами
Игровые действия Уметь доставать (вылавливать) сачком га воды понравившуюся игрушку
Уметь производить несколько последовательных игровых действий, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинки); учить пользоваться предметами-заместителями
Уметь выполнять два последовательных действия
Уметь сооружать из кубиков знакомые постройки для мягких игрушек
Развитие движений
Ходьба Уметь перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом
Ходьба и бег Уметь удерживать равновесие при ходьбе по ограниченной площади или по гимнастическому снаряду, лежащему на полу
Уметь подниматься и спускаться по лестнице, забираться на детскую горку и спускаться с нее
Уметь менять темп: ходьба и бег
Бег Уметь бегать семенящим шагом
Прыжки, подскоки Уметь подпрыгивать, подскакивать
Ловля и бросание Уметь удерживать мяч одной или двумя руками
Уметь бросать мяч в горизонтальную цель
Уметь ловить мяч с близкого расстояния
Катание предметов
круглой формы
Уметь скатывать с горки предметы круглой формы
Развитие бытовых навыков
Бытовые навыки Уметь есть аккуратно, не обливаясь
Уметь при умывании тереть ладони, части лица, вытираться полотенцем, носовым платком
Уметь самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обуваться
Уметь частично раздеваться
Уметь складывать на место одежду, обувь, посуду, игрушки
Уметь пользоваться носовым платком (при напоминании)
Социально-эмоциональная сфера
Социально-эмоциональная сфера Уметь проявлять эмоции при общении (мимика, возгласы, движения)
Уметь улыбаться, пользоваться эмоционально-окрашенной речью при совместных играх с детьми
Уметь эмоционально заинтересовать детей музыкой, пением, фольклором
Уметь смотреть мультфильмы, детские телевизионные передачи
Уметь сопереживать, сочувствовать другому человеку, учить понимать фразы: «Это можно», «Это нельзя»

Автор популярных книг по психолого-педагогической диагностике детей Стребелева Е.А. окончила МГПИ им. Ленина. Получив специальность на дефектологическом факультете, она много лет проработала воспитателем и методистом специализированного детского сада, затем преподавала на кафедре олигофренопедагогики в МГПИ.

Она внесла бесценный вклад в развитие методики по работе с умственно отсталыми детьми, по диагностике отклонений в развитии дошкольников.

В 1999 году ей вручили Президентскую премию за вклад в области образования. По психолого-педагогической диагностике Е. А. Стребелева написала более 50 трудов, многие из которых пользуются большой популярностью, являются настольными книгами логопедов, психологов и врачей.

Диагностика по тестам

Простые упражнения и тесты разработаны на основе многолетних исследований и наблюдений, которые позволили создать метод Е.А. Стребелевой по психолого-педагогической диагностике развития детей, не имеющей аналогов. Именно ввиду его результативности данный способ работы с детьми получил такое одобрение в отзывах многих родителей о результатах работы по принципам этой методики.

Упражнения включают разнообразные тесты, объяснения о том, как их проводить, таблицы, в которые заносятся результаты для анализа. Эти таблицы впоследствии исследуются. На их основании делается вывод, есть ли у ребенка отклонения в развитии. Ранняя диагностика по Стребелевой Е.А. помогает вовремя выявить отставание, заняться обследованием, скорректировать состояние малыша с помощью лечения и дополнительных занятий.

В книге «Дети-сироты» по психолого-педагогической диагностике учителя, дефектологи, невропатологи, воспитатели учреждений найдут методику, которой можно воспользоваться для определения уровня развития детей, оставшихся без родителей.

Диагностика по Стребелевой Е.А. маленьких детей особенно актуальна: чем меньше ребенок, тем быстрее можно поправить проблемы развития, предупредить появление отклонений или уменьшить их. Ни в каком другом возрасте нельзя так эффективно скорректировать проблемы развития.

Данным вопросом также занимались выдающиеся дефектологи Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная и другие.

Влияние взрослых на развитие детей

За основу принято положение о том, что ребенок развивается в процессе деятельности, усваивая общественный опыт. В дошкольном возрасте это игры, они способствуют развитию моторики, речи, мышления и восприятия, подражанию действиям взрослых.

Способность перенимать навыки и опыт от взрослых является критерием успешного развития, и может учитываться при диагностике Стребелевой Е.А. с целью выявления задержки психического развития. Поэтому так важна обстановка, в которой развивается ребенок, когда формируется его личность и отношения к миру, социальное поведение.

Говоря о психотерапии, автор отмечает, что повышенная конфликтность, невротическая агрессивность часто связаны с неблагополучной обстановкой, в которой растет малыш. Групповая и индивидуальная работа с родителями имеет важное значение для корректировки развития детей. Психолого-педагогическая диагностика по Е.А. Стребелевой помогает разобраться не только с проблемами в развитии ребенка, но и с тем, что нужно изменить взрослым, которые его окружают, в своей жизни. Только комплексный подход поможет максимально развить ребенка с учетом его здоровья и потенциала.

Задачи диагностики

Психолого-педагогическая диагностика Стребелевой Е.А. ставит целью выявление отклонений, своевременную профилактику и корректировку. Она помогает выявить причины их появления и степень тяжести нарушений, сделать прогноз, определить индивидуальную программу работы, давать рекомендации по изменению условий воспитания родителям.

При этом учитываются биологические и социальные факторы становления личности, а также то, что в каждом возрасте их баланс различается. То есть важно здоровье ребенка, полноценная деятельность нейро-анатомических и физиологических структур, обеспечивающих работу мозга и его развитие с помощью социальных взаимодействий, активного развития в процессе игр, обучения, подражания взрослым, особенностями характера и нервной системы.

На первом этапе для малышей важнее взаимодействие со взрослыми. А уже по мере роста - способность к подражанию, она является одним из важных критериев, который учитывается при диагностике по Стребелевой в раннем возрасте. На смену подражанию и в его процессе проявляются возможности в реализации самостоятельных идей в творчестве. Поэтому в самом раннем возрасте так важен эмоционально-физический контакт для малыша, вызывающий «комплекс оживления», который постепенно заменяется предметным и речевым общением. Но каждый шаг организовать невозможно.

Другим важным фактором развития является стихийное восприятие окружающего мира, событий, людей, которые влияют на его представления и выводы, формирование психики. Важно помнить, что в дошкольном возрасте развиваются все психические функции, закладывается фундамент познавательных способностей, элементы воли, самооценка, складываются устойчивые схемы личного реагирования на различные ситуации, формируется система ценностей. В процессе становления их можно корректировать, а с возрастом это сделать значительно труднее, и часто - невозможно.

Принципы диагностики

Раннего возраста по Стребелевой Е.А. основана на ряде принципов, которые позволяют получить объективную оценку состояния ребенка и дать правильные рекомендации для его развития.

  • Принцип комплексного подхода означает, что ребенок должен быть всесторонне обследован для выяснения особенностей развития и поведения, состояния эмоциональной сферы, интереса к познавательному процессу. То есть диагностика развития должна являться частью комплексного обследования. Если есть основания предполагать, что проявляются нарушения в психическом развитии, должны быть применены также методы изучения истории развития ребенка, наблюдения за его поведением, играми, а также делается упор на патопсихологическое, нейрофизиологическое исследование и другие.
  • Принцип целостно-системного обучения предполагает исследование связей между психическими нарушениями и причинами, их вызывающими, установление самых главных и менее значимых.
  • Принцип динамического изучения предполагает рассмотрение состояния ребенка в настоящем, а также в динамике, с учетом влияния развития при использовании специальной корректирующей программы.

  • Принцип качественного анализа особенно важен. Все полученные данные должны учитываться во взаимодействии и особенностей его личности. В нем отмечается его личное отношение к заданиям, к результатам выполненных работ, характеру ошибок. Чтобы получить объективную картину, в диагностике важно сочетать количественный и качественный подходы.

Для оценки принятия задания учитывают согласие ребенка его выполнять, а также интерес малыша к самому тесту и общение со взрослыми во время его выполнения. Притом ребенок может пытаться сделать его самостоятельно, путем проб и ошибок, с помощью зрительной ориентировки, подражания или бессистемных действий, не отвечающих свойствам предметов. Если он может действовать по инструкции, учитывать свойства материалов, соизмерять свои усилия с учетом их хрупкости можно говорить об адекватных действиях.

При выполнении задания можно учесть обучаемость ребенка, если он выполняет его по подражанию с помощью вспомогательных жестов взрослого или речевых советов.

Однако и здесь для получения объективной оценки нужно соблюсти ряд условий. Показывать для повторения, как выполнять задание, можно не более трех раз, а речью можно оценивать ход событий и обозначать цели.

Если ребенок переходит в результате обучения от неадекватных действий к адекватным, можно говорить о его развитии, в то время как отсутствие способности выполнения задания говорит о нарушении эмоционально-волевой сферы, сниженном интеллекте. Нормальный ребенок заинтересован в результатах, он расстраивается, если ничего не получается, радуется успехам.

Для того чтобы сделать правильный вывод о его состоянии, нужно учесть, были ли у него возможности для развития, соответствовал ли микроклимат в семье и были ли нормальными условия жизни. На основе ранней диагностики Стребелевой можно составить индивидуальную коррекционную программу развития ребенка, дать родителям советы по воспитанию, сделать педагогический прогноз.

Оценка выполнения задания

Если после выполнения заданий ребенок набирает 34-40 баллов, считается, что у него нет отклонений.

Четыре балла ставится за тест, который ребенок сразу начинает выполнять самостоятельно или сотрудничая со взрослыми.

Три балла ребенок получает, если он контактирует со взрослым, выполняет задание только после обучения, действует адекватно.

Два балла ставят, когда ребенок стремится достичь цели, действует адекватно, но самостоятельно справиться не может и после обучения.

Один балл ребенок получает за неадекватные действия, непонимание цели задания.

Особенности развития до 3 лет

Жизнь малыша полна приключений и удивительных открытий. Как только он начинает ходить, зависимость от взрослого уменьшается, он принимается рьяно осваивать окружающее пространств, изучать предметы. Он получает с каждым днем все больше навыков, с помощью которых учится пользоваться вещами, и уже на третьем году жизни у него определяется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Видя новый предмет, он интересуется, что с ним можно сделать. Занимаясь разными игрушками, он узнает цвета, формы, вес, развивает тактильные ощущения.

Если ему предложить выбор по образцу, то вначале он учитывает форму, величину, а затем цвет. На втором-третьем году жизни интенсивно развивается речь в процессе общения и специальных занятий. В раннем возрасте ребенок интенсивно учится общаться и проявлять эмоции, говорить, воспринимать информацию, делать выводы, двигаться.

Как учитываются результаты исследований

Чтобы получить результаты исследования ребенка, ему предлагается выполнить разнообразные задания, которые оцениваются по четырехбалльной системе. Разработаны таблицы по системе диагностики развития Стребелевой Е.А., в которых указаны тесты, имя и возраст ребенка, в них удобно заносить оценки и подводить итоги. В родительских отзывах отмечается, что данная система очень удобна и практична в использовании и дома, при дополнительных занятиях родителей с малышами.

Как проявляется отставание

Если у ребенка есть проблемы и отставание в развитии, то это проявляется в движениях и играх. Действия такого малыша часто нецеленаправленны, отсутствует интерес к игрушкам. Вместо того, чтобы поинтересоваться, что это и для чего это, он может взять игрушку, чтобы бросить ее, не исследуя. Походка и движения часто не скоординированы. Также наблюдается отсутствие интереса к результатам, которое может проявиться на уроках рисования, в играх.

Иногда наблюдается слабое развитие навыков опрятности и самостоятельности, плохо работает артикуляция, различение звуков. Начинают разговаривать такие дети только в три года, зачастую это происходит по той причине, что нет интереса к окружающему миру, отсутствует достаточная эмоциональность, что заметно даже по лицу.

Оценка с помощью таблиц

Именно для выявления реальной картины была разработана система упражнений для диагностики раннего развития по Стребелевой Е.А. у детей в возрасте 2-3 лет. По этой системе предусматривается заполнение таблицы, в которой есть колонки 2-2,5 и 2,5-3 года. Также в ней предлагаются различные простые задания. Например, собрать и разобрать матрешку из 2-3 куколок, сложить пирамидку из трех колец, сложить пазлы из 2-3 деталей, выбрать кубики по цвету. Некоторые занятия дублируются по типу, чтобы исключить влияние субъективных факторов

Предлагается найти парные картинки, нарисовать дорожку или домик. Ребенок может нарисовать каракули, черкать что-то с определенной целью, нарисовать линии, напоминающие картинку, или выполнить задание.

Для каждого задания есть инструкция, помогающая поставить оценку. Например, ребенок может разобрать и сложить матрешку, сделать это, подражая взрослому, пытаться самостоятельно справиться, но не может сопоставить размеры, тянет матрешку в рот или использует для стучания и бросания. Это считается относительной нормой.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...