Краткая история России в датах для школьников. Кратко и только основные события

Школа № 000 с углубленным изучением компьютерных технологий

Сообщение по истории на тему:

Николай второй

Санкт-Петербург

Николай II, старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, взошел на престол после смерти своего отца. Коронация Николая II ознаменовалась катастрофой на Ходынском поле в Москве, в которой погибли несколько сотен человек.

Николай II получил хорошее образование, он владел французским, английским и немецким языками . В октябре 1890 года великий князь Николай Александрович совершил путешествие на Дальний Восток, направляясь через Вену, Грецию и Египет в Индию, Китай и Японию. Обратный путь Николая Александровича лежал через всю Сибирь. Император был прост и легко доступен. В его характере современники отмечали два недостатка - слабую волю и непостоянство.

Все царствование Николая II прошло в обстановке нараставшего революционного движения. В начале 1905 года в России вспыхнула революция, положившая начало некоторым реформам. 17 апреля 1905 года был издан Манифест о веротерпимости, который разрешал русским переходить из православия в другие христианские религии и признавал религиозные права раскольников. 17 октября 1905 года вышел Манифест, по которому признавались основы гражданской свободы: неприкосновенность личности, свобода слова, собраний и союзов. Была учреждена Государственная дума (1906 г.), без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу.

По проекту проводилась аграрная реформа: крестьянам был разрешено свободно распоряжаться своей землей, создавать хуторские хозяйства. Была сделана попытка упразднения сельской общины, что имело огромное значение для развития капиталистических отношений в деревне.

В области внешней политики Николай II предпринял некоторые шаги по стабилизации международных отношений . В 1898 году российский император обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашения о сохранении всеобщего мира и установлении пределов постоянного роста вооружений. В 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира, отдельные решения которых действуют и по сей день.

В 1904 году Япония объявила России войну, закончившуюся в 1905 году поражением русской армии. По условиям мирного договора Россия уплатила Японии около 200 млн. рублей за содержание русских военнопленных и уступила ей половину острова Сахалин и Квантунскую область с крепостью Порт - Артуром и городом Дальним. В 1914 году Россия на стороне стран Антанты против Германии вступила в первую мировую войну.

Неудачи на фронте в первой мировой войне, революционная пропаганда в тылу и в войсках, разруха, министерская чехарда и т. д. вызвали резкое недовольство самодержавием в различных кругах общества. Военные реформы 1905-12 годов, проводились после поражения России в русско-японской войне 1904-05 годов, выявившей серьезные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии. В первый период Военных реформ (1905-08) было децентрализовано высшее военное управление (учреждено независимое от Военного министерства Главное управление Генерального штаба, создан Совет государственной обороны, генералы-инспекторы были подчинены прямо императору), сокращены сроки действительной службы (в пехоте и полевой артиллерии с 5 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет), омоложен офицерский состав; улучшены быт солдат и матросов (питание и вещевое довольствие) и материальное положение офицеров и сверхсрочнослужащих. период Военных реформ (1909-12) была проведена централизация высшего управления (Главное управление Генштаба включено в состав Военного министерства, упразднен Совет государственной обороны, генералы-инспекторы подчинены военному министру); за счет слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск усилены полевые войска (число армейских корпусов увеличилось с 31 до 37), создан при полевых частях запас, который при мобилизации выделялся для развертывания второочередных (включая полевую артиллерию, инженерные и железнодорожные войска, части связи), созданы пулеметные команды в полках и корпусные авиаотряды, юнкерские училища преобразованы в военные училища, получившие новые программы, введены новые уставы и наставления. В начале марта 1917 года председатель Государственной думы заявил Николаю II, что сохранение самодержавия возможно только при условии передачи трона царевичу Алексею при регенстве брата императора великого князя Михаила. 2 марта 1917 года Николай II, учитывая слабое здоровье своего сына Алексея, отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича. Михаил Александрович также подписал Манифест об отречении от престола. В России началась республиканская эра. 5 мая 1905 года был утвержден Совет государственной обороны; мысль об этом учреждении была совершенно правильной: необходимо было такое учреждение, в котором сосредотачивались бы главные вопросы обороны государства, при участии представителей военного и морского ведомств . Председателем был назначен князь Николай Николаевич, одновременно с этим последовало преобразование Военного министерства и учреждение должности инспектора пехоты; на эту должность был назначен генерал-адъютант. По вопросу о преобразовании Военного министерства было предложено создание должности начальника Генерального Штаба, независимого от военного министра. Аналогично было предложено преобразование и Морского министерства, а именно учредить должности командующих флотами и подчинить их Государю через Совет государственной обороны. Проект был отклонен, так как деятельность Совета была неудовлетворительной.

С 9 марта по 14 августа 1917 года бывший император и члены его семьи содержались под арестом в Царском Селе, затем их переправили в Тобольск. 30 апреля 1918 года узников привезли в Екатеринбург, где в ночь на 17 июля 1918 года по постановлению СНК и ВЦИК бывший император, его жена и дети и оставшиеся при них доктор и слуги были расстреляны чекистами.

Титульный лист

Введение…………………………………………………………………….....3

    Что такое история?.....................................................................................5

    Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции……………………………………………………..……...8

  1. Периодизация мировой истории……………………………………….13

Заключение…………………………………………………………………...14

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек - существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография - отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре “историей” стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном. В настоящее время мы используем слово “история” в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во-вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

1. Что такое история?

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Древние очень ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека".

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление" . Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов . Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого ), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины .

Однако, как самостоятельная область знания, тем более научного, история не рассматривалась еще долгое время. Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков, Возрождения и даже в эпоху Просвещения. Как согласуется этот факт с достаточно высоким престижем и большой распространенностью исторических знаний? Как увязать его с огромным количеством содержащих исторические сведения произведений, от Геродота и Фукидида, через бесчисленные средневековые хроники, летописи и "жития", до исторических исследований начала Нового времени? Объясняется это тем, что история долгое время была интегрирована в общую систему знаний. В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании с мифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. В эпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцвет искусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана с политической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственно научных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVII в.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться "нерасчлененность" "философского" и научного знания, с одной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственным предметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе "Опыт систематической энциклопедии знаний". Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные - на позитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные - на исторические и рациональные и т.д. В свою очередь "исторические" науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические (время) дисциплины.

В конце XIX в. французский философ А. Навиль подразделил все науки на три группы:

1. "Теорематика" - "науки о пределах возможностей или о законах" (математика, физика, химия, биология, психология, социология).

2. "История" - "науки о реализованных возможностях или фактах" (астрономия, геология, ботаника, зоология, минералогия, история человечества).

3. "Каноника" - "наука о возможностях, реализация, которых была бы благом, или об идеальных правилах поведения" (мораль, теория искусств, право, медицина, педагогика).

2. Предмет истории как науки: цель, задачи изучения, социально-значимые функции.

Изучение любой науки начинается с определения понятий, которыми она оперирует в процессе познания, как природы, так и общества. С этой точки зрения возникает вопрос: что такое история как наука? Каков предмет ее изучения? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, необходимо различать историю как всякий процесс развития природы и общества, тесно связанных между собой, и историю как науку об этих процессах.

Мы будем рассматривать историю как наукув развитии человеческого общества во всем его многообразии. А поскольку история общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи, составляющих все человечество, предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе.

Известный русский историк В.О. Ключевский так писал об истории как науке: "В научном языке слово "история" употребляется в двояком смысле: 1) как движение во времени, процесс и 2) как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеет свою историю. Содержанием истории, как отдельной науки, специальной отрасли научного знания, служит исторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах".

Историки изучают свой предмет во времени диверсифицировано, частями, под разными углами зрения. Неупорядоченность, дробность, неравномерность, "белые пятна" и "серые ниши" прошлого - таково полотно исторического времени. Но историческое знание в целом позволяет, когда необходимо, перевести взгляд и увидеть все многообразие "мира истории", структуры и связи, события и действия, бытие народов и повседневную жизнь героев и "маленького" человека, обыденное сознание и глобальное мировоззрение.

В связи с тем, что содержанием исторической науки является исторический процесс, раскрывающийся в явлениях человеческой жизни, а явления эти чрезвычайно многообразны, соответственно и история - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: политическая история, гражданская, история хозяйства, история культуры, военная история, история государства и права и т.д.

История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история); история мировых цивилизаций; история континентов (история Азии и Африки, Латинской Америки); история отдельных стран и народов (история США, Канады, Китая, России и т.д.).

Сложился ряд вспомогательных исторических дисциплин, разрабатывающих общие вопросы методики и техники исторических исследований. Среди них: палеография (история письма), нумизматика (монеты, ордена, медали), топонимика (изучение названий географических мест), источниковедение (общие приемы и методы изучения исторических источников) и т.д.

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат), фактов, событий. Она связана с другими гуманитарными и социальными науками. Эти отношения в разные периоды складывались по-разному, но крупнейшие представители историографии всегда верили в "общий рынок" общественных наук. Эта вера сохраняется и сегодня. Взаимопроникновение и взаимообогащение социальных наук, так называемая междисциплинарность, - явление характерное для XX столетия. Обусловлено оно размежеванием социальных наук, их выделением в самостоятельные области знания, в результате чего процесс разделения труда и специализации сопровождался углублением взаимосвязей.

История, как впрочем, и другие гуманитарные и социальные науки конца XIX - XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (Лебон. 1894) и "Психология народов и масс" (Лебон. 1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в "эру толпы", когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Австрийский психолог З. Фрейд считал, что его концепция "подсознательного" может быть ключом к пониманию исторических личностей, а "Эссе" Фрейда о Леонардо да Винчи, написанное в 1910 г., было по существу, первым опытом психоистории.

Термин "психоистория" появился в 50-е годы в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Их героями были такие исторические личности, как Гитлер, Троцкий, Ганди и т.д. Психоанализ оказал большое влияние на критику некоторых исторических источников - дневников, писем, воспоминаний.

Стал учитываться факт психологической потребности автора в фантазиях. Отдельной темой стало изучение дневниковых записей о снах. Известны примеры применения психоанализа к социальным группам, например, к истории крестьянских и городских религиозных движений, при изучении которых историки нередко имеют дело с отклонениями. Но в целом расцвет психоистории оказался непродолжительным, а возможности ограниченными.

Сегодня для историков очевидны и значимость, и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Задача синтеза истории и психологии, если она имеет смысл, все еще остается делом будущего.

По сравнению с другими гуманитарными и социальными науками, изучающими какую-либо одну из сторон общественной жизни, история отличается тем, что предметом ее познания является вся совокупность жизни общества на протяжении всего исторического процесса. К тому же, многие проблемы прошлого и современности, которыми занимаются политологи, экономисты, социологи, этнологи и другие специалисты гуманитарно-социального цикла, могут быть решены только на основе исторического подхода и исторического анализа, на базе работы, проделанной историками, ибо только сбор, систематизация и обобщение огромного фактического материала позволяет увидеть и понять тенденции общественного развития.

Изучение и преподавание истории в современных условиях осложняется рядом обстоятельств:

1. Процесс переосмысления прошлого в нашей стране идет в условиях смены общественно-экономического и политического строя, в условиях формирования новых морально-нравственных ценностей. В этой связи история стала настоящим полем сражения, полем политической борьбы, на котором сталкиваются не только научно обоснованная критика, но и политизированные точки зрения, сторонников которых интересует не столько историческая правда, сколько аргументы в пользу своего существования. А это вместо одной полуправды порождает другую.

2. История всегда была тесно связана с политикой, интересами и судьбами правителей, которые редко поощряли желание историков знать правду и сообщать ее обществу. Сегодня это ощущается особенно остро. Поэтому приходится сталкиваться с предвзятостью и субъективизмом в оценках исторических событий, особенно советского периода.

3. К сожалению, уровень исторической подготовки и общей политической культуры нашей молодежи не создает благоприятных условий для глубокого критического осмысления и восприятия многочисленных публикаций, искажающих картину исторического развития нашей страны.

4. Положение осложняется и отсутствием учебников. Имеющиеся отдельные учебники и учебные пособия единичны.

В этих условиях преподавание истории приобретает общегражданское звучание.

3. Периодизация мировой истории.

Одной из важных проблем исторической науки является проблема периодизации развития человеческого общества. Периодизация - это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих государств.

Со времени развития исторической науки учеными разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития. На сегодняшний день периодизация мировой истории исходит из двух принципов: для ранних периодов становления человеческого общества основополагающими являются материал, из которого изготовлялись основные орудия труда и технология их изготовления. Так появились понятия "Каменный век", "Медно-каменный век", "Бронзовый век", "Железный век".

Датировка этих периодов устанавливается с помощью естественнонаучных методов (геологических, дендрохронологии и т.д.). С появлением письменности в истории человечества (около 5000 лет тому назад) возникли иные основания для периодизации. Она стала определяться по времени существования различных цивилизаций и государств, которые вели свой счет времени

В целом, мировую историю принято делить на четыре основных периода:

    Древний мир (период от выделения человека из животного мира около 2 млн. лет тому назад до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.).

    Средние века (период от падения Западной Римской империи до начала эпох Возрождения XVI в.).

    Новое время (от эпохи Возрождения до 1918 г. - окончание первой мировой войны).

    Новейшее время (с 1919 г. до наших дней).

Заключение

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация) определяются предметом истории. Теория - логическая схема, поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты действительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы - варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.

Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они “правдивы, объективны, верны” и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.

Список использованной литературы:

    Барг М. Цивилизационный подход к истории // Коммунист, 1991, № 3.

    Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995.

    Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991.

    Ионов И.Н. Теория цивилизации и эволюция научных знаний // Общественные науки и современность, 1997, № 6.

    Ключевский В.О.. Курс русской истории. М., 1956. Т. I. Ч. I.

    Маркс М., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

    Ракитов А.И. Историческое познание: системно-гносеологический подход. М.: Политиздат, 1982.

    Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. Языки русской культуры. М., 1997.

    Семенникова Л.И. Цивилизации в истории человечества. Брянск: Курсив, 1998.

    Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

    Рассказ о прошедшем,узнанном. обобщение и обработка... человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает:-всеобщую историю ; (всемирную)- ...

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Индивидуальное, то как вообще возможна история как наука ? Именно «понятие культуры делает возможной историю как науку» , – отвечает... Г. Риккерт. Философия, по Риккерту, представляет собой науку о ценностях...

  2. Становление палеографии как науки

    Реферат >> История

    Назначение вспомогательных исторических дисциплин – обслуживать историю как науку , помогать ей в решении главное задачи... кирилловскому письму. История становления палеографии как самостоятельной науки История становления палеографии как науки началась еще в...

  3. История развития статистики как науки

    Реферат >> Маркетинг

    ...) изложил основные положения, раскрывающие статистику как науку . В истории развития статистики большое значение имеют...

Русская революция 1905 года, или Первая русская революция - название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 года в Российской империи.

В начале XX в. в России сложились объективные и субъективные предпосылки революции, обусловленные, прежде всего особенностями России как страны второго эшелона. Важнейшими предпосылками стали четыре основных фактора. Россия оставалась страной с неразвитой демократией, отсутствием конституции, отсутствием гарантий прав человека, что выпало активность оппозиционных правительству партий. После реформ середины XIX в. крестьянство получило меньше земли, чем они использовали до реформы для обеспечения своего существования, что вызывало социальную напряженность в деревне. Нараставшие со второй половины XIX в. противоречия между быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества создавали объективные предпосылки недовольства, как буржуазии, так и пролетариата. Кроме того, Россия являлась многонациональной страной, в которой положение нерусских народов было крайне тяжелым. Именно поэтому большую массу революционеров составляли выходцы из нерусских народов (евреи, украинцы, латыши). Все это свидетельствовало о готовности целых социальных групп к революции.

Революционное выступление, обусловленное вышеперечисленными противоречиями, были ускорено такими событиями, как неурожаи и голод в ряде губерний в начале XX в., экономический кризис 1900-1903 гг., который привел к маргинализации больших масс рабочих, поражение России в русско-японской войне. По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, так как была направлена на реализацию требований: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения. Используемые средства борьбы - стачки и забастовки, а основная движущая сила - рабочие (пролетариат).

Ход революции

Началом революции принято считать 9 января 1905 г. («Кровавое воскресенье») в Петербурге, когда правительственными войсками была расстреляна демонстрация рабочих, как считается, организованная священником петербургской пересыльной тюрьмы Георгием Гапоном. Действительно, стремясь предотвратить развитие революционности масс и постав и их деятельность под контроль, правительство сделало шаги в этом направлении. Министр внутренних дел Плеве оказал поддержку экспериментам С. Зубатова по постановке под контроль оппозиционного движения. Им был разработан и внедрен «полицейский социализм». Его суть состояла в организации рабочих обществ, которые занимались экономическим просвещением. Это, по мнению Зубатова, должно было увести рабочих от политической борьбы. Достойным продолжателем идей Зубатова стал Георгий Гапон, создававший политические рабочие организации.

Именно провокационная деятельность Гапона дала толчок началу революции, В разгар петербургской всеобщей стачки (участвовало до 3-х тысяч человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Гапон заранее уведомил полицию о предстоящей демонстрации, это позволило правительству спешно подготовиться к подавлению беспорядков. В ходе расстрелов демонстрации было убито более 1 тыс. человек. Таким образом, 9 января 1905 г. стало началом революции и получило название «Кровавое воскресенье».

1 мая началась стачка рабочих в Иваново-Вознесенске. Рабочими был создан свой орган власти - Совет рабочих уполномоченных. 12 мая 1905 началась стачка в Ивано-Франковске, продолжавшаяся более двух месяцев. В это же время вспыхивают волнения в деревнях, охватившие Черноземный Центр, Среднее Поволжье, Украину, Белоруссию и Прибалтику. Летом 1905 г. был образован Всероссийский крестьянский союз. На съезде Союза были выдвинуты требования передачи земли в собственность всего народа. Открытые вооруженные выступления вспыхивали в армии и на флоте. Крупным событием стало подготовленное меньшевиками вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». 14 июня 1905 г. матросы, овладевшие броненосцем в ходе стихийно вспыхнувшего восстания, привели корабль на рейд Одессы, где в это время происходила всеобщая стачка. Но матросы не решились высадиться и поддержать рабочих. «Потемкин» ушел в Румынию и сдался властям.

Начало второго (кульминационного) этапа революции приходится на осень 1905 г. Нарастание революции, активизация революционных сил и оппозиции вынудили царское правительство пойти на некоторые уступки. Рескриптом Николая II министру внутренних дел А. Булыгину были поручено разработать проект создания Государственной думы. 6 августа 1905 г. появился манифест о созыве Думы. Большинство участников революционного движения не удовлетворили ни характер «булыгинской думы» как исключительно законосовещательного органа, ни Положение о выборах в Думу (выборы проводились по трем куриям: землевладельцы, горожане, крестьяне; рабочие, интеллигенция и мелкая буржуазия избирательных прав не имели). Из-за бойкота «булыгинской думы» ее выборы так и не состоялись.

В октябре - ноябре 1905 г. волнения солдат произошли в Харькове, Киеве, Варшаве, Кронштадте, ряде других городов, 11 ноября 1905 г. началось восстание в Севастополе, в ходе которого матросы под руководством лейтенанта П. Шмидта разоружили офицеров и создали Севастопольский совет депутатов. Главной базой восставших стал крейсер «Очаков», на котором был поднят красный флаг. 15-16 ноября 1905 г. восстание было подавлено, а его руководители расстреляны. С середины октября правительство теряло контроль над ситуацией. Повсюду проходили митинги и демонстрации с требованием конституции. Для преодоления кризиса правительство пыталось найти выход из тупика и пойти на еще большие уступки.

17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому гражданам России были дарованы гражданские свободы: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Государственной думе предоставлялись законодательные функции. Декларировалось создание объединенного правительства - Совета министров. Манифест повлиял на дальнейшее развитие события, уменьшил революционный порыв либералов и способствовал созданию правых легальных партий (кадетов и октябристов).

Начавшаяся в октябре в Москве забастовка охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. В октябре 1905 г. бастовало свыше 2 миллионов человек. В это время возникли Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которые из органов забастовочной борьбы превращались в параллельные (альтернативные) органы власти. Принимавшие в них участие: меньшевики рассматривали их как органы местного самоуправления, а большевики - как органы вооруженного восстания. Наибольшее значение имели Петербургский и Московский советы рабочих депутатов. Московский совет выступил с призывом начать политическую стачку. 7 декабря 1905 г. началась всеобщая политическая стачка, переросшая в Москве в Декабрьское вооруженное восстание, продолжавшееся до 19 декабря 1905 г. Рабочие строили баррикады, на которых сражались с правительственными войсками. После подавления Декабрьского вооруженного восстания в Москве революционная волна начала спадать. В 1906-1907 гг. продолжались стачки, забастовки, крестьянские волнения, выступления в армии и на флоте. Но правительство с помощью жесточайших репрессий постепенно восстанавливало контроль над страной.

Итоги революции

    сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма;

    некоторое ограничение самодержавия;

    введены демократические свободы, отмена цензуры, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

    буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

    улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов;

    отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

    ограничена власть земских начальников.

Таким образом, в ходе буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг., несмотря на все достижения, не удалось добиться решения основных задач, выдвигавшихся в начале революции, свержения самодержавия, уничтожения сословного строя и установления демократической республики.

Христофор Колумб - человек легенда.

Христофор Колумб (1451-1506) был итальянским исследователем, колонизатором и мореплавателем. Его помнят как главного европейского первооткрывателя Америки. Его открытия и путешествия заложили основу для более поздней европейской колонизации Латинской и Северной Америки.

«Вы никогда не сможете пересечь океан, если у вас не хватит смелости потерять из виду берег». (Христофор Колумб)

Короткая биография

Христофор Колумб родился в Республике Генуя, в нынешней северо-западной Италии. Его отец был торговцем шерстью среднего класса. Колумб научился плавать с раннего возраста, а затем работал бизнес-агентом, путешествуя из Европы в Англию, Ирландию, а затем вдоль западного побережья Африки. Он не был ученым, но был восторженным самообразованным человеком, который читал много трудов по астрономии, науке и навигации. Он свободно говорил на латинском, португальском и испанском языках.

Христофор Колумб был верующим в сферическую природу мира (некоторые христиане в то время по-прежнему придерживались мнения о том, что земля была плоской). Как амбициозный человек, Христофор Колумб надеялся найти западный торговый путь к прибыльным рынкам специй в Азии. Вместо того, чтобы плыть на восток, он надеялся, что путь на запад приведет его к таким странам, как Япония и Китай.

Чтобы получить необходимое финансирование и поддержку своих путешествий, он обратился к католическим монархам Испании. В рамках своего предложения он сказал, что надеется, что сможет распространять христианство на «языческих землях» востока. Испанские монархи согласились финансировать Колумба, частично и на миссионерские усилия, но больше делали ставку на прибыльные торговые рынки.

Путешествие в Америку

Первое путешествие Колумба было в 1492 году. Он намеревался отправиться в Японию, но оказался на Багамах, которые он назвал Сан-Сальвадором.

Колумб совершил в общей сложности четыре путешествия. Он плавал вдоль Карибских островов Кубы, Ямайки, Багам, а также дошел до материка Панамы.

Колумб не был первым человеком, который достиг Америки. Предыдущие успешные путешествия совершила туда норвежская экспедиция под руководством Лейфа Эриксона. Однако Колумб первым высадился в Америке и основал на ней постоянные поселения. Доклады Колумба в течение следующих 400 лет побуждали все основные европейские державы стремиться колонизировать какую-либо часть этого континента.

В рамках заключенной сделки испанские монархи даровали Колумбу титул вице-короля и губернатора штатов на острове Эспаньола. Позже он делегировал губернаторство своим братьям. Однако в 1500 году, по приказу испанских короля и королевы, Колумб был арестован и помещен в цепи. Ему были предъявлены обвинения о некомпетентности и варварской практике при управлении новыми колониями. После нескольких недель в тюрьме Колумб и его братья были освобождены, но Колумбу больше не разрешалось быть губернатором Эспаньолы.

К концу своей жизни Колумб становился все более религиозным. В частности, он увлекся библейскими пророчествами и написал свою «Книгу пророчеств» (1505).

Колумб умер в 1506 году, в возрасте 54 лет от сердечного приступа, связанного с реактивным артритом. Несомненно, суровость путешествий по морю, стоила Колумбу здоровья. К концу своей жизни он часто болел.

Колумба почитают многие европейцы и американцы как человека, начертившего Америку на карте. День Колумба отмечается 12 октября в Испании и по всей Америке. Другие придерживаются более критического взгляда на него, утверждая, что его «открытие» на самом деле не было открытием, если земля уже была заселена, и что благодаря его действиям последующие европейские колонизации привели к жестокому обращению и геноциду коренных американцев.

Территория современной России была населена еще с доисторических времен скифами - древнейшими предками славян. Культура именно этого народа предшествовала появлению Киевской Руси. Таким образом, история России зародилась задолго до образования Римской империи, а племена, населявшие ее в дославянский период, принимали активное участие в формировании античной культуры.

Предки славян жили, в основном, в Центральной Европе, но со временем перебрались на восток. По языку они относились к индоевропейской группе народов. Интересна этимология самого названия страны. Термин «Россия» был впервые употреблен в X веке византийским императором Константином VII в его сочинениях. Это слово являлось греческим обозначением Руси, то есть всех восточнославянских территорий.

В VII веке н.э. переселение славянских народов из Центральной Европы закончилось формированием новой нации - русские. Согласно «Повести временных лет», Российское государство было образовано в 862 году. Это было крупнейшее государство Европы, простиравшееся от Черного моря до Заполярья. Вскоре усилиями династии Рюриковичей было образовано новое монархическое государство - Киевская Русь. В его состав вошли не только все восточные славяне, но и частично финно-угорские, тюркские и балтийские племена. В начале XI века произошел распад на более мелкие княжества.

С 1237 года многие области Древней Руси подверглись нашествию монголо-татар. А северо-восточные территории платили дань татарским ханам вплоть до конца XV века. С середины XV века на территории России сформировалось единое геополитическое пространство со столицей в Москве. Первым государем Руси принято считать Ивана IV Грозного. Во время его правления к государству Московскому присоединились также Астраханское и Казанское. В конце XVI века на Руси стало формироваться крепостное право.

В первой половине XVII Россия переживала Смутное время, ознаменованное польско-шведской интервенцией и политэкономическим кризисом. Отстояв свою независимость, страна вступила в новый этап развития. В 1613 году царство было передано династии Романовых. Первым царем из этой династии стал Михаил Федорович. Во время его правления осваивалась Восточная Сибирь, были основаны многие города и поселения (Кузнецк, Якутск и др.), в том числе на Чукотке и в Приамурье. Во время правления его сына Алексея Михайловича усилилось влияние Запада.

Одним из наиболее интересных периодов в истории России был период правления Петра I (1682-1725). Этот император основал новую столицу в Санкт-Петербурге, вернул русские земли, усилил абсолютную монархию и провел ряд радикальных реформ по модернизации армии и образования. После его смерти в стране начались дворцовые перевороты, которые смогла пресечь Елизавета I (1741-1762). Во время правления Екатерины II (1762-1796) Россия успешно воевала с Турцией за выход к Черному морю.

В конце XVIII - начале XIX века начались Наполеоновские войны. Войска Наполеона оккупировали некоторые европейские территории, но в 1812 были разгромлены русской армией. Важным годом для России стал 1861-й - год отмены крепостного права. Быстрый экономический рост наметился в конце XIX - начале XX века. Во время Первой мировой войны монархический строй был свергнут Временным революционным правительством. В стране нарастал политический хаос, завершившийся Октябрьской революцией 1917 года.

Серьезным испытанием для страны стала Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Потери были колоссальными. В ходе этой войны погибло более 26 млн. человек и было разрушено более 70 тысяч населенных пунктов. Война закончилась победой Советского Союза, но потребовались десятилетия, чтобы восстановить экономику страны. В 1991 году Советский Союз распался, образовав на территории государства Российскую Федерацию.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...