Хронология истории германии. История германии История российских немцев кратко

История Германии вдвойне интересна тем, что это государство играло огромную роль в жизни всей Европы. Многие решения немецких правителей до сих пор оказывают своё влияние на жизнь европейцев.

Античность и эпоха варварских королевств

Люди жили на территории современной Германии с древнейших времён. Варварские племена, давшие начало современным немцам и скандинавам, пришли сюда в середине I тысячелетия до н. э.

Воинственные германцы быстро подчиняли себе соседние племена. Если изначально они обитали в районе Прибалтики, то к началу нашей эры германцы перебрались в Центральную и Южную Европу. Однако дальнейшее их продвижение было остановлено на границе Римской империи. Обе стороны были настроены агрессивно по отношению друг к другу и на окраинах империи регулярно происходили стычки между римскими и германскими отрядами.

Официальной датой начала немецкой истории считается 9 г. н. э., когда германский князь Армирий разбил в битве в Тевтобургском лесу сразу три римских легиона. Благодаря успеху Армирия, римлянам пришлось отказаться от продолжения завоевания Центральной и Северной Европы. Со II века набеги германцев на Римскую империю становятся всё более частыми и успешными. Двумя веками позднее, после начала Великого Переселения народов, германцы начали ожесточённую борьбу за римские территории. В конце V века Рим пал и на территории бывшей империи стали возникать варварские королевства:

  • Бургундское;
  • Свевское;
  • Лангобардское;
  • Остготское;
  • Англосаксонское;
  • Королевство вандалов и аланов;
  • Вестготское;
  • и игравшее ключевую роль в регионе — Франкское.

В конце V века франки населяли север современной Германии, но, завоёвывая соседей, они постоянно расширяли свои владения. К началу IX века при Карле Великом Франкское королевство достигло пика своего могущества. Его территория простиралась от Северного моря до центральной части Аппенинского полуострова и от Карпат до Пиренеев. Ядром королевства при этом оставалась современная Германия. Однако потомки Карла Великого не сумели сохранить своё наследство, государство франков стало распадаться. В 843 году королевство франков было поделено на три части между внуками Карла:

  • Лотарь I получил Срединное королевство (историческое ядро франкского государства и Северная Италия), которое считалось самым желанным куском. Впрочем, это королевство не просуществовало долго и уже после смерти Лотаря было разделено на части;
  • Западно-Франкское королевство, на территории которого позже возникла Франция, досталось Карлу II Лысому;
  • Людвиг I Немецкий стал хозяином Восточно-Франкского королевства, позже ставшего новым сильным государством — Германией.

Священная Римская империя и эпоха раздробленности

Первые годы существования империи

В 936 году королём Восточной Франкии стал Оттон I. Новый король искренне верил в свою исключительность и в то, что богом на него возложена особая миссия. Действительно Оттон I, позже, как и его знаменитый предок — император Карл, прозванный Великим, сумел серьёзно повлиять на всю дальнейшую историю Европы. Блестящий полководец и убеждённый защитник христианских ценностей, после завоевания Северной Италии в 962 он был коронован самим Папой, став первым императором Священной Римской империи и духовным наследником римских правителей.

Но большинство империй рано или поздно начинают переживать кризис. Немецкие императоры постоянно должны были бороться с растущими аппетитами епископов и местной знати. При правившем в XII веке Фридрихе I Барбароссе Гогенштауфене в Священной Римской империи возникли первые признаки феодальной раздробленности. При жизни Фридриха I и его сына — Генриха VI — страна ещё оставалась единой и даже расширила свои границы. Двум талантливым императорам удавалось сдерживать те центробежные силы, которые грозили империи расколом. Гогенштауфены создали развитую бюрократическую систему и сделали многое для укрепления вертикали власти.

Феодальная раздробленность

После смерти Генриха VI в 1197 году в империи начались междоусобная война за власть и восстание итальянцев, не желавших подчиняться Гогенштауфенам. Только в 1220 году императором стал сын Генриха VI — Фридрих II. Он сумел снова подчинить Италию и совершил удачный крестовый поход, в результате которого был провозглашён королём Палестины. Однако из-за постоянной необходимости заниматься итальянскими делами Фридрих II не мог следить за немецкими епископами и знатью. Чтобы не конфликтовать лишний раз со своими подданными, император был вынужден признать их суверенные права в границах владений каждого из сеньоров. Эти уступки стали причиной формирования на территории империи множества самостоятельных княжеств, многие из которых просуществовали до конца XIX века.

Династия Гогенштауфенов пресеклась после смерти Фридриха II. Около 20 лет длилась эпоха междуцарствия, во время которой в империи царил хаос и начали возникать союзы сильных самостоятельных городов. В 1273 году на императорский престол пришла новая династия — Габсбурги. Первые представители этой династии уже не имели такого влияния как Гогенштауфены. Они зависели от решений рейхстага, курфюрстов (местных князей, имевших право выбирать императора) и других знатных немецких фамилий, например, Люксембургов и Виттельсбахов.

Империя вошла в полосу кризиса. Италия вышла из-под контроля Германии, а герцогство Бургундское стало вассалом Франции. Впрочем, несмотря на углубление внутреннего политического кризиса, Германия продолжала быть одним из сильнейших государств Европы.

Эпоха подъёма наступила при императоре Карле IV (1346-1378), принадлежавшего к Люксембургской династии. Император издал Золотую буллу, законодательно оформившую права курфюрстов. Они могли:

  • выбирать императора;
  • вести войны между собой внутри империи (но не против императора);
  • чеканить свою монету.

С одной стороны, документ усиливал позиции региональных правителей, но с другой — исключал вмешательство Папы Римского во внутренние дела. Фактически Священная Римская империя стала союзом самостоятельных княжеств. При этом императоры активно боролись с появлением коалиций городов, которые могли бы противостоять высшей власти.

Со второй четверти XV века императорский престол стали бессменно занимать представители династии Габсбургов. Габсбурги этой эпохи мало влияли на политику, в то время как в отдельных княжествах создавались собственные финансовые, судебные и налоговые системы, а также полноценные армии. В конце XV века, благодаря серии династических браков, оформилось ядро родовых владений Габсбургов. Эта область включала в себя Венгрию, Чехию и Австрию, причём последняя была центром всей империи. Очень скоро Габсбурги стали понимать, что проводить единую политику на территории всей империи уже невозможно, поэтому императоры стали заботиться, в первую очередь, о своих владениях, а уже во вторую — о благе всей Германии. В этот же период официальное название государства стало звучать как «Священная Римская империя германской нации».

Крестьянская война и Реформация

Поводом к началу реформационного движения в Германии стали знаменитые «95 тезисов» (1517) Мартина Лютера, где тот осуждал практику продажи индульгенций и злоупотребления католического духовенства. Идеи Лютера нашли отклик у всех слоёв населения, поскольку многие были недовольны существующим положением вещей:

  • огромными богатствами, скопившимися у монастырей и церквей;
  • крепостным гнётом;
  • дороговизной религиозных обрядов;
  • осуждением банковского и торгового дела со стороны церкви.

К XVI веку жители Германии нуждались в новой буржуазной идеологии и желали отказаться от старых феодальных порядков, навязываемых католической церковью. Большую роль в реформационном движении сыграл и гуманизм. Реформацию поддержали лучшие умы того времени — Эразм Роттердамский, Ульрих фон Гуттен, Филипп Меланхтон и другие.

В среде людей с достатком популярностью пользовались идеи Лютера и его сподвижников. В крестьянской же среде появлялись свои реформаторы, которые делали основной упор не на догматические тонкости, а на необходимость социальных преобразований. Под лозунгами освобождения крестьян от крепостничества и установления всеобщего равенства началась Крестьянская война (1524-26). Однако из-за отсутствия военной подготовки, припасов, вооружений и разлаженности действий крестьяне потерпели поражение.

Император Карл V был противником Реформации. Он стремился вернуть своих подданных под власть Папы Римского. Однако многие графства и города оказались готовыми выступить против короля и католической веры. Они даже обратились за поддержкой к давней сопернице Германии — Франции — и вместе с французским королём начали войну против своего императора.

Итогом Реформации стало подписание Аугсбургского религиозного мира (1555), по которому в империи была провозглашена свобода вероисповедания.

Тридцатилетняя война (1618-48) и её последствия

В течение примерно 50 лет после подписания Аугсбургского мира католикам и протестантам удавалось сосуществовать мирно, но в начале XVII века установившееся равновесие было нарушено. В протестантской Чехии началось восстание против убеждённого католика Фердинанда Штирийского, который должен был сначала стать чешским королём, а затем — и владыкой всей империи.

Региональный религиозно-политический конфликт очень быстро перерос в общеевропейскую войну прогрессивных национальных государств против гегемонии консервативных Габсбургов. Борьба с Габсбургами сплотила Францию, Данию, Чехию, целый ряд немецких княжеств, Россию, Англию, Швецию и многих других. На стороне же австрийских императоров выступали державы, где были сильны позиции католического духовенства — Польша, Испания и Португалия, а также — Бавария, Саксония и Пруссия.

Тридцатилетняя война шла с переменным успехом. Многие историки считают её первой настоящей мировой войной, поскольку в неё оказались втянуты все европейские страны и многие колонии. В ходе военных действий погибло 5 миллионов человек. Многие скончались от тифа, чумы и дизентерии, бушевавших в это время в Европе. Войну окончил Вестфальский мир, по которому:

  • от Священной Римской империи откололись многие области;
  • протестанты получили равные с католиками права;
  • были секуляризованы земли церкви;
  • была произведена перестройка финансовой, налоговой и судебной систем империи;
  • были значительно расширены права рейхстага и немецких князей. Последние даже получили возможность заключать международные договора с другими державами.

После поражения Священной Римской империи главную роль в жизни Европы стала играть Франция. Но новый гегемон также вскоре пал в ходе войны за испанское наследство (1701-1714). Ключевую роль в победе антифранцузских сил сыграли Габсбурги. Благодаря этому, австрийские правители снова стали пользоваться большим авторитетом и влиянием. XVIII столетие стало для Габсбургов новым золотым веком. Императоры вели успешные войны, покровительствовали наукам и искусствам, присоединяли к своим владениям новые территории и были международными арбитрами. Но, несмотря на этот временный подъём, империя медленно разрушалась.

Возвышение Пруссии

В 1701 году на территории Священной Римской империи возникло Прусское королевство со столицей в Берлине. Первые прусские короли сумели накопить немалые богатства и создать могущественную армию, считавшуюся в XVIII веке сильнейшей в Европе. Очень быстро юное королевство стало полновесным соперником Австрии. Прусский король Фридрих II в 1740-45 годах провёл ряд успешных военных операций против австрийской эрцгерцогини Марии Терезии. Прусские правители стали объявлять себя защитниками немецких свобод от посягательств деспотичных Габсбургов, объединявших к тому моменту под своей властью около 350 различных государств и княжеств.

В необходимости избавиться от Габсбургов были убеждены многие представители немецкой знати, тяготившиеся устаревшими порядками. Окончательный крах империя пережила в эпоху наполеоновских войн. Французская армия заняла сердце империи — город Вену. Многие немецкие князья не только не встали на защиту своего правителя, но и поддержали Наполеона Бонапарта. В 1805 году император Франц II был вынужден согласиться с условиями Пресбургского мира, по которому Франции отходили обширные владения в Италии, Австрии и Германии, а Бавария и Вюртемберг стали суверенными королевствами. Год спустя на территории империи возник профранцузский Рейнский союз, объединивший 39 самостоятельных государств и несколько вольных городов. Вскоре члены союза заявили о своём выходе из состава империи. Францу II не оставалось ничего иного, как согласиться с решением своих подданных и снять с себя титул императора. Так завершилась история Священной Римской империи германской нации.

Несмотря на то, что во время наполеоновских войн, Пруссия также потерпела неудачу, королевство продолжало крепнуть и расти. В начале XIX века здесь был проведён ряд реформ, в результате которых было ликвидировано крепостничество, начала развиваться прусская промышленность, была усовершенствована система управления. Прусские короли так и не присоединились к Рейнскому союзу и продолжали вести независимую политику.

Формирование единого немецкого государства

Распад империи, впрочем, не означал полного разрыва отношений между её бывшими частями. Соперничество Пруссии и Австрии не помешало им объединить усилия для возрождения единого государства. После поражения Наполеона под Лейпцигом в 1813 году Рейнский союз распался. Его члены начали присоединяться к конфедерации немецких государств, функционировавшей до 1866 года под эгидой Австрии.

В ходе революции 1848-49 года была предпринята попытка создать единую державу. Однако ни австрийский, ни прусский императоры не были готовы сотрудничать с революционерами. Между тем, отношения между двумя крупнейшими государствами конфедерации всё больше обострялись. В 1866 году началась австро-прусская война, из которой Пруссия вышла победительницей. После окончания войны возник Северогерманский союз, центром которого стал Берлин. Но настоящим триумфом Пруссии стала франко-прусская война, завершившаяся в 1871 году. По итогам войны, ряд крупных южных княжеств был вынужден примкнуть к Северогерманскому союзу. После этого прусский король Вильгельм I и министр-президент Отто фон Бисмарк смогли торжественно объявить о возрождении германской империи.

Германия в эпоху двух Мировых войн

Первая Мировая война (1914-18)

Германские императоры были могущественнейшими правителями Европы. Но в 1888 году на престол взошёл Вильгельм II — убеждённый сторонник агрессивной внешней политики и немецкого владычества над всей Европой. Новый император отстранил от должности канцлера Бисмарка и очень скоро настроил против себя английскую и российскую короны. В 1914 году началась Первая Мировая война. Германия и её союзники делали большие успехи на русском фронте, но терпели поражение на западном. Несмотря на мощную экономику и выход России из войны, Германия не могла более противостоять Англии и Франции. В ноябре 1918 года в Германии началась революция. Население не могло больше переносить тяготы войны и требовало отставки императора. Вильгельм II был вынужден покинуть престол и бежать в Нидерланды.

Веймарская республика

Первая Мировая война завершилась подписанием Версальского договора (1919), по которому Германия потеряла огромную часть своих территорий, была преобразована в Веймарскую республику и принуждалась к выплате контрибуций.

Ещё осенью 1918 в Германии разразилась гиперинфляция, почти полностью обесценившая национальную валюту. Условия Версальского мира сделали положение ещё более тяжёлым. Хотя Веймарская республика номинально считалась демократическим государством, в Германии стремительно усиливали своё влияние радикальные партии — как правые, так и левые. Центристские демократические партии практически не имели никакого веса, и чем беднее становилось население, тем меньше сторонников оставалось у демократов. Правительства постоянно сменяли друг друга, в стране царили хаос и нищета. Окончательно подорвал доверие народа к власти мировой экономический кризис, начавшийся в США в конце 1920-х годов.

Немцы мечтали о возрождении прежней империи и «сильной руке». Наибольшей симпатией у населения в это время стала пользоваться партия НСДАП, возглавляемая бывшим ефрейтором Адольфом Гитлером. В 1932 году партия Гитлера получила большинство голосов на парламентских выборах. Поддержку НСДАП начинают оказывать не только рабочие, но многие крупные промышленники, а также армейская верхушка. В 1933 году Гитлер становится рейхсканцлером. Он тут же вводит жёсткую цензуру в печати, объявляет вне закона коммунистическую партию, берёт курс на милитаризацию всей жизни и начинает создавать концентрационные лагеря для своих политических противников.

Помимо этого, Гитлер занялся укреплением федерального правящего аппарата. Германия стала унитарным государством, а права отдельных земель были ликвидированы.

Вторая Мировая война (1939-45)

Осенью 1939 года началась Вторая Мировая война. Буквально за два года немецкая армия сумела оккупировать практически всю Центральную и Восточную Европу. На оккупированных территориях проводилась политика террора, многие народности уничтожались физически, а представители остального населения использовались как дешёвая рабочая сила. Но на территории СССР Гитлера ждала неудача, уже в 1941 году был сорван наступательный план «Барбаросса», а во второй половине 1943 — немецкие части стремительно отступали на запад. Положение Германии усугублялось тем, что военным заводам не хватало сырья и рабочих рук. В мае 1945 года Красная армия и войска союзников заняли Берлин.

Послевоенная Германия

После победы и проведения военного трибунала в Нюрнберге страны-победительницы занялись оформлением новой политической системы в Германии. Так возникли:

  • на западе — ФРГ со столицей в Бонне;
  • на востоке — ГДР со столицей в Восточном Берлине.

ФРГ вступила в НАТО и, в целом, развивалась по капиталистическому пути. Тут быстро была создана сильная экономическая база, а также был проведён ряд социальных реформ демократического порядка.

ГДР же была частью социалистического лагеря. Однако советская финансовая помощь позволила и восточной Германии создать развитую инфраструктуру и промышленность. Для того чтобы пресечь среди восточных немцев антикоммунистические настроения, которые, по мнению советского руководство, культивировались западом, между ГДР и Западным Берлином была построена Берлинская стена.

В 1989 году Берлинская стена пала, а годом спустя ФРГ и ГДР объединились.

Современная Германия

Юридической основой жизни современной Германии до сих пор является Конституция ФРГ, включающая в себя несколько поправок. Политику страны определяют преимущественно две партии — социал-демократическая партия (А. Налес) и христианско-демократический союз (А. Меркель).

С начала 1990-х годов перед объединённым правительством стояло две основных задачи:

  • разрушить все границы между Восточной и Западной Германией, в основном, за счёт введения в бывшей ГДР западных порядков;
  • интегрироваться в общеевропейские политические и экономические процессы.

Сегодня обе этих задачи с успехом выполнены. Германия сумела снова занять своё место общеевропейского лидера.

Слово «немец» издавна на Руси означало «немой». Так прозывали иностранцев, не знавших русского языка или плохо владевших им. Однако поскольку исторически сложилось так, что подавляющее большинство выходцев из Европы оказалось уроженцами германских земель, то со временем «немцами» в России стали называть людей, исторической родиной которых являлась Германия.

Отношения между Россией и Германией начинают свой отсчёт ещё со времён правления княгини Ольги (945-964). В 957 г. она посетила Константинополь, где приняла христианство. Спустя два года она направила германскому королю Оттону Великому (912-973) просьбу о направлении в Киев христианских миссионеров. По указанию Оттона монаха Адальберта из монастыря святого Максимилиана в Трире возвели в сан “епископа русских”.

В 961 г. Адальберт прибыл в Киев для проведения миссионерской деятельности, но вскоре из-за противодействия сына Ольги Святослава вынужден был ее прекратить. Тем не менее, миссия Адальберта все же заложила отношения между двумя странами.

Внук Ольги - князь Владимир продолжил дружеские контакты с Германией. Он возложил на епископа Бруно фон Кверфурта проведение мирных переговоров со степными кочевниками, что было успешно осуществлено.

В период правления Ярослава Мудрого в Киеве - как торговом центре - возникла католическая община поляков, итальянцев и немцев, которым позволили исповедовать свою веру при условии не обращения в нее православных.

Наряду с торговыми, теснейшим образом развивались и династические связи. Так, сын Ярослава Мудрого - Святослав женился на сестре епископа Бургарта из Трира, двое других Ярославичей были женаты - один на дочери саксонского маркграфа Оттона, другой - графа Леопольда из Штадена. А дочь князя Всеволода - Евпраксия стала женой германского императора Генриха IV.

В ХIII в. колонизация германскими крестоносцами Прибалитики привела к прямому военному столкновению с Русью, завершившееся разгромом Тевтонского ордена на Чудском озере в 1242 г. войсками Александра Невского.

Сотрудничество Руси и Германии продолжилось в ХV в. В 1491 г. году на Русь были приглашены два немецких рудокопа, которые обнаружили на Печоре залежи серебряных руд. В период с 1517 по 1521 гг. из немецких земель прибыло несколько бомбардиров-пушкарей, сыгравших во время татарского нашествия 1521 года значительную роль. В обороне Москвы отличился пушкарь Николай из Шпайера. В числе защитников Рязани был другой пушкарь - Иоганн Йордан, чье имя среди прочих героев высечено на специальной доске в Рязанском Кремле.

Дочери Ярослава Мудрого

Активно вели торговлю с Россией немецкие купцы. Они приезжали через западные границы России, но главным для них был морской путь из Любека, Данцига и, особенно, Гамбурга, через Архангельский порт, откуда они попадали в Москву. В 1551 г. Иван IV послал в немецкие земли вербовщика Шлитте, который набрал 123 человека, пожелавших пойти на службу в Россию. Это были врачи и аптекари, теологи и правоведы, архитекторы и камнетесы, золотых дел мастера, специалисты по отливке колоколов и другие.

В 1558 г. Иван Грозный направил свои войска в Лифляндию против Ливонского ордена. Во время Ливонской войны, в середине 60-х гг. ХVI века, русскими войсками были заняты города Дерпт, Нарва, Феллин, Вольмар и др. 5 марта 1562 года Ливонский орден был распущен и его земли поделены между Россией, Швецией, Данией и Польшей. Многие жители немецких городов, отошедших к России, были выселены в Кострому, Владимир, Углич, Нижний Новгород, Тулу и пр.

Приглашение в Москву герцога Магнуса из Шлезвига и его союз с Иваном IV сразу изменили положение немцев в России. В 1570 г. они были собраны в Москве и небольшое количество ‑ в Нижнем Новгороде.

Немцы жили в Москве с конца ХV в., т. е. еще до того времени, как возникло городское предместье, названное позже немецкой слободой. Со временем все больше выходцев из германских земель селилось в городе, многие оставались в Москве лишь на короткий срок, но немало было и тех, кто вместе с семьями жил здесь на протяжении нескольких поколений.

Относительно благоприятные условия для возникновения Иноземных слобод в Москве сформировались ещё к концу ХV - началу ХVI вв. Во время правления великих князей Ивана III и его сына Василия III закончилось собирание русских земель под властью Москвы и образование единого русского государства - России. Произошла радикальная перемена: от политики удельной к политике национальной, государственной. Владения великого князя стали граничить с владениями правителей других национальностей и иных вероисповеданий.

Великие князья Московские приобрели статус, равный другим европейским государям, в чем важную роль сыграла женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. При дворе появляется целый штат мастеровых, военных, врачей и аптекарей из разных стран Западной и Северной Европы. Завязываются постоянные дипломатические контакты. В 1486 и 1488 гг. в Москву приезжал посланник Фридриха III Николаус Коппель, выполнявший и некоторые поручения российского самодержца. Позже приезжали Георг фон Турн от австрийского двора Максимилиана I в 1490 г., австрийский посланник Сигизмунд Герберштейн в 1516 - 1517 гг.

Иван III. Портрет из Титулярника. 17 в.

Благодаря активной вербовке на русскую службу в Москву приезжают мастера горного дела, оружейники, литейщики пушек, золотых и серебряных дел мастера, техники по взрыву крепостных сооружений. Они жили предположительно своими дворами. Вообще же приехавших на службу русскому царю иностранцев расселяли по различным русским дворам в городе. Одновременно при Василии III была создана за чертой города на правом берегу реки Москвы, в местечке Налейка, слобода, в которой была поселена личная охрана царя, состоявшая из литовцев, поляков и немцев. Иностранные же купцы и ремесленники жили, как и прежде в городе по дворам рассеяно, что подтверждают описания как итальянского посланника в Москве в 1476 - 1477 гг. Контарини, так и уже упомянутого Герберштейна.

Приезд иностранцев в Москву еще более усилился после разорения новгородской ганзейской торговой конторы в 1495 г., которое сопровождалось конфискацией имущества немецких купцов и заключения их под стражу.

Иноземная немецкая слобода была создана лишь в конце 1550-х гг. при Иване Грозном. Появление этой слободы обуславливалось появлением большого количества пленных солдат и гражданского населения в годы Ливонской войны. Расселение нескольких сотен пленных в Москве вызвало бы протест и православной церкви, и москвичей из-за возможных имущественных и земельных споров, конкуренции в ремеслах.

Во время выселения иностранцев за черту города на протяжении ХVI - ХVII вв. не все из них должны были туда переселяться, и большое количество продолжало оставаться в городе. В свою очередь иностранные слободы, созданные в Замоскворечье, а в ХVII в. на Яузе соседствовали с другими слободами. Так, основанная при Иване IV слобода в Болвановке соседствовала с армянской, татарской слободами на Балчуге и персидской слободой. Иноземная слобода на Яузе находилась рядом с Гончарной и Кузнецкой слободами, а также с амбарами на Яузе, которые сдавались пришлым купцам. Предположительно в 1558 г., когда в ходе Ливонской войны пали Дерпт и Нарва, была создана слобода для пленных ливонцев, среди которых находились также французы, шотландцы и датчане, в Замоскворечье, в Болвановке, в двух верстах от Кремля.

Долгое время эта слобода не имела церкви и только в 1575 г. по ходатайству принца Магнуса была построена Лютеранская церковь, которая позже стала называться церковью Святого Михаила. В 1578 г. Иван Грозный в отместку за неудачи в Ливонской войне, и под предолгом спекуляцией иностранцами водкой, отдал приказ о разорении слободы. Церковь и дома были разрушены, а жители изгнаны на улицу и многие погибли.

При Борисе Годуновеосновывается Новая Иноземная слобода, которая находилась на реке Яузе и ручье Кокуй.Характерно, что слободское расселение было свойственно не только для иностранцев. Рядом с иноземной слободой находились и другие ремесленные слободы. Жители Немецкой слободы занимались преимущественно ремеслами и мукомольным промыслом, о чем свидетельствовали мельницы на Яузе.

По ходатайству врачей-лютеран в слободе вновь была отстроена церковь, а для службы в ней были приглашены Вольдемар Гуллеманн из Вестфалии и студент Мартин Бериз из Нейштадта. Практика приглашения служителей церкви из Германии сохранится вплоть до начала Первой Мировой войны. Но и на новом месте слободу постигло несчастье: в конце лета 1610 г. она была сожжена тушинцами, сторонниками Лжедмитрия II.

По окончанию «Смутного времени» и со вступлением на русский престол Михаила Романова (1613 - 1645), который благоволил к иностранцам, чужеземное население города постепенно собирается и пополняется вновь прибывшими на службу. Процесс этот шел медленно. К 1622 году в Москве насчитывалось лишь 35 иностранных хозяйств. По социальному составу и профессиональной принадлежности иностранцы почти не отличаются от прежде прибывших. Определяется юридическое положение: их делами заведуют два приказа. Иноземному приказу были подсудны все иностранные военачальники, из Большого приказа всем иностранным специалистам выдавалось месячное и годовое жалование. С этого времени среди немцев столицы принято деление на сторожилов и приехавших после 1613 г.

Борис Годунов. Портрет 17 в.

В 1620-е гг. была восстановлена церковь Св. Михаила и построена церковь Св. Петра и Павла. К этому времени относится и упоминание немецких дворов на улицах Покровской, Фроловской, позже Мясницкой.

Немецкие общины со временем значительно улучшили свое экономическое положение и скупили лучшие земли у православных приходов, что вызвало неудовольствие и жалобы православных иерархов. В результате Михаил Федорович приказал снести обе немецкие, а также и голландскую реформаторскую церковь. Но уже через несколько месяцев по ходатайству немцев церковь была восстановлена за чертой города, вне Земляного вала.

С 4 ноября 1652 г. закончился период, когда иностранцы свободно проживали в городе среди русского населения. По распоряжению Алексея Михайловича новая Иноземная или Немецкая слобода, была основана на старом месте, где она находилась при Борисе Годунове. Такое решение было в первую очередь вызвано осложнением отношений между православной церковью и светской властью, покровительствовавшей “иноверцам”. Соборное Уложение 1649 г. ограничило право иноземцев на покупку домов у русского населения. А следующим шагом стал указ о переселении иностранцев за Земляной вал. Такое переселение позволило русскому правительству снять напряженность во взаимоотношениях с православными иерархами и вместе с тем, оставить на государственной службе иностранных специалистов, в знаниях которых Россия была заинтересована. Кроме того, торговые связи с европейскими государствами, в том числе и с Германией, находились в руках иностранцев.

В 1652 г. под Немецкую слободу была выделена “государева земля”, прозванная в простонародье “Кукуй” по названию ручья Кокуй, протекавшего по слободе.

  • О б отводе земли под строение в немецкой слободе

Территория, населенная иностранцами, была объявлена “Белой”, т. е. освобожденной от повинностей и налогов, что давало иностранцам правовые и материальные преимущества перед русскими посадскими людьми и купцами. Дворовые участки в слободе раздавались иностранцам бесплатно. Их размеры зависели от должности и воинского звания владельца. Купцы получали наделы равные оставленным в самой Москве. Были отведены специальные участки под церкви, кладбище, на котором с 1652 г. хоронили иностранцев независимо от их вероисповедания и национальности. Немцы - лютеране и кальвинисты - получили реальную возможность для обустройства своих храмов, содержание пасторов, создания церковно-приходских школ и деятельности церковно-приходских советов. Что же касается немцев-католиков, то им, как и католикам других стран было разрешено придерживаться своей религии, но пасторов было позволено иметь только с 1680-х гг. в правление Софьи Алексеевны.

С момента основания и на протяжении всего своего существования Немецкая слобода никогда не делилась на улицы и кварталы по национальному, религиозному или профессиональному принципу, хотя в ней проживали лютеране, кальвинисты, католики, представители англиканской реформаторской или голландской веры. Они входили в две лютеранские, реформаторскую и католическую общины независимо от своей национальности. Немцы, англичане, голландцы, датчане, швейцарцы, итальянцы, французы, шведы, “цесарцы” - подданные священной Римской нации, включавшей Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, ряд германских земель и вольных городов - общались между собой на русском или самом распространенном среди жителей слободы - немецком языке, поскольку на нем говорили выходцы из Германии, Прибалтики и “Цесарии” (т. е. Священной Римской империи, производное название от слова цезарь, император).

Территориальное обособление Немецкой слободы, населенной выходцами из западноевропейских государств, позволило им воссоздать в своем быту и застройке национальные черты и традиции, поскольку с иноземцев были сняты прежние ограничения на возведение в Москве домов и храмов. Во второй половине ХVII в. Немецкая слобода по отзывам современников приобрела вид “немецкого города, большого и людного”. Дома строились на “голландскую и немецкую стать”, в один, два, три этажа, с покатыми островерхими крышами, покрытыми тесом. Дома утопали в зелени садов, были украшены цветниками, деревянными беседками, прудами. На окраине слободы, на берегу Яузы действовала водяная пороховая мельница, построенная в 1670-е гг. немцем Германом Левкиным, которая затем перешла в 1690-е гг. Рудольфу Мейеру.

Сходство с немецким городом усиливалось тем, что жители Немецкой слободы согласно указу 1652 г., носили западноевропейское платье, в него одевали своих иноземных, а иногда и русских слуг. Женщины и мужчины предпочитали носить скромную и практичную одежду, сшитую “на манер немецких дворян” и только самые богатые слободские жители, следовавшие французской моде, одевались во французское платье.

Москва. Немецкая слобода в конце 17 века.

Гравюра А. де Витта.

Западноевропейскому облику соответствовало и внутреннее убранство домов Немецкой слободы. Стены жилых комнат украшали канделябры, гравюры, настенные зеркала и часы, живописные портреты и картины. Мебель состояла из столов с деревянными и каменными столешницами разной формы, деревянных или обитых кожей стульев и кресел, резных деревянных шкафов, кроватей, прочей утвари. Большое распространение среди жителей слободы получили печатные книги, письменные принадлежности, табакерки. Все вещи западноевропейского происхождения и образца можно было заказать у слободских ремесленников или купить как в Немецкой слободе, так и в самой Москве. В слободе существовали три рынка: Верхний или Большой, Средний и Нижний, а также многочисленные лавки и “шалаши”, расположенные на улицах и в переулках.

Со временем Немецкая слобода стала играть всё более заметную роль в экономической, культурной, жизни не только столицы, но и всей страны. Подчеркивая историческую роль иноземцев - жителей слободы, выдающийся русский философ С. М. Соловьев называл немецкую слободу ступенью к Петербургу, как город Владимир был ступенью к Москве.

Служебные функции иностранцев в России были достаточно разнообразны. Военные несли службу в русских полках “нового строя” в качестве пехотинцев, артиллеристов, кавалеристов. Медики - доктора, лекари, аптекари, обслуживали царский двор, государевы аптеки, что находились в Москве, армейские полки. Мастера-ремесленники: оружейники, кузнецы, слесари, ювелиры, живописцы, ‑ будучи “государевыми служилыми людьми”, входили в штат Золотой, Серебряной, Оружейной и других дворцовых палат, а переводчики («толмачи») - посольского приказа. Мастера монетного и литейного дела работали на московских пушечном и Денежном дворах.

Среди немецких мастеров выделился своим искусством Ганс Фальк из Нюрнберга, принимавший участие в отливке колоколов и пушек, а в 40-е гг XVII в. ставший одним из основателей Духанинского стекольного завода под Москвой в Дмитриевском уезде. Оружейные мастера, владевшие техникой золотой и серебряной “наводки” (нанесение на металл золотом и серебром тонкого рисунка), отец и сын Кинеманы оставили заметный след в оружейном деле России второй половины ХVII в. Парадное оружие работы Кинеманов, как и изделия, над которыми трудился ювелир-немец Юрий Форбос, служивший при дворцовых мастерских палатах с 1660-х гг., были необычайно популярны при царском дворе. Последний создал царские регалии - богато украшенные блюда ‑ “тарели”, предметы царского обихода, ювелирные украшения, которые входят сейчас в коллекцию музея Оружейной палаты.

Первыми живописцами - художниками, умевшими писать маслом на холсте светские сюжеты - портреты, “перспективы” - изображения паркового ландшафта, много работавшими над украшением царских покоев, мебели были немецкие мастера, служившие в середине и во второй половине ХVII в. при Оружейной палате: “цесарец” Данила (Даниэль) Вухтерс, Ерофей (Иерноимус) Еллина, “гамбуржец” Петр Инглис (Петер Энгельс).

Из немецких медиков славился Андреас Энгелярт (Энгельгардт), уроженец г. Амерслебена в Нижней Саксонии, приехавший в Россию обслуживать русских царей. Один из его преемников - доктор Лаврентий Алферьевич Блюментрост, уроженец Мюльгаузена, находился на должности придворного лейб-медика с 1672 г. до своей кончины в 1705 г., получив звание и должность архиатера - старшего доктора, в обязанности которого входило не только оказание медицинской помощи, но и “освидетельствование”, т. е. экзаменовка и отбор принимаемых в русскую службу иноземных медиков.

Аптекарь Иоганн Гуттеменш был основателем Нижней, или Главной, государевой аптеки Москвы. Открытая в 1672 г. в Белом городе, она стала первой казенной аптекой Москвы, где лекарства продавались горожанам по рецептам врачей. При аптеке имелась “дохтурская” палата, в которой велся прием и осмотр пациента. За свои заслуги Гуттменш был пожалован титулом придворного медика и надзирателя, т. е. управляющего аптекой. В 1682 г., в разгар стрелецкого бунта, Гуттеменша обвинили в отравлении царя Федора Алексеевича, он был убит.

Свои знания и мастерство немецкие специалисты были обязаны передавать ученикам. Это условие было непременным при найме иностранцев на службу. Таким образом, деятельность в Москве “государевых” иностранцев и, в частности, немецких мастеров, военных специалистов обеспечивала позитивный вклад в развитие русского военного дела, ремесла, мануфактурной промышленности, медицины и искусства.

Вместе с тем, царский двор при необходимости обращался и к тем немецким мастерам, что не были связаны с государевой службой, занимаясь частным предпринимательством. Когда в 1668 г. создавался государев стекольный завод в Измайлове, мастерами на него были приглашены сначала иноземные специалисты с Духанинского завода, в том числе немцы Ю. Кункель и И. Мартин, позднее были «призваны» из-за рубежа стекольные мастера: Я. Арципухор, П. Балтус, И. Леренк, Л. Мойет - все выходцы с Верхнего Рейна.

В 1672-1675 гг. для создания первого немецко-русского придворного театра были привлечены ученики одной из лютеранских школ Немецкой слободы вместе с ее наставникам-магистром, пастором и учителем Иоганном-Готфридом Грегори. Уроженец саксонского города Мерзебурга, Грегори проявил себя как прекрасный проповедник, школьный учитель, имеющий представление о театральном деле, с которым познакомился еще в Германии. Как глава театральной «труппы», он занимался написанием и обработкой текста пьес, которые разучивались и исполнялись под его руководством немецкими юношами, а затем присоединенными к ним русскими служилыми людьми, давал указания по изготовлению костюмов и декораций.

  • Описание немцев, сделанное Адамом Шлейзингом в 1680 годы

Особо следует сказать о немцах Прибалтики (остзейских немцах), составляющих особую национально-культурную группу. Начиная с XII века бременские купцы вели торговлю в устье реки Даугавы. В 1185 году туда прибыл миссионер Мейнард, проповедовавший христианство местным племенам ливов. В 1186 году он построил замок Икскуль и вскоре был назначен епископом.

Несколько вооружённых столкновений с ливами и убийство в 1198 году преемника Мейнарда, епископа Бертольда послужили предлогом для начала крестовых походов в Прибалтику, способствовавших переселению в регион большого числа немцев. Третий епископ Ливонии Альберт Бекесховеде (Буксгевден) основал в 1201 году город Ригу и провёл совместно с орденом меченосцев несколько успешных завоевательных походов.

Ливонская конфедерация

В 1236 году орден меченосцев был разбит в битве при Сауле литовским королём Миндаугасом (Миндовгом).Остатки ордена объединились с Тевтонским орденом, созданным в 1237 году, образовав ответвление - Ливонский орден, продолживший завоевательскую политику в Прибалтике. В 1299 году пал последний оплот коренного населения - замок земгалов Сидрабе. На захваченных орденом землях были основаны Рижское, Эзель-Викское, Дерптское и Курляндско-Пилтенское епископства. В 1346 году владевший Эстляндией датский король продал её Ливонскому ордену.


Рыцарь ордена меченосцев Тевтоны

Таким образом на территории Прибалтики утвердилось несколько государств, руководящую роль в которых играли немцы, прежде всего - дворянство. Наиболее видные роды (Икскули, Тизенгаузены, Врангели, Унгерн-Штернберги, Буксгевдены и др.) занимали ведущее место в политической жизни региона все последующие столетия вплоть до начала ХХ века. В это же время важную роль играло немецкое бюргерство (городское население, ремесленники и купцы), духовенство (лютеранские пасторы). Коренное население Прибалтики являлось, в основном, крестьянством. На протяжении длительного времени осуществлялись постоянные культурные контакты прибалтийских немцев с Германией.

В результате Ливонской войны 1558 - 1583 гг. Прибалтика оказалась под властью Швеции и Речи Посполитой. В ходе войны 1601 - 1629 гг. был осуществлён передел земель, по которому Швеции стали принадлежать территории к северу от реки Даугавы, а южнее образовалось Курляндское герцогство, находившееся в вассальной зависимости от Речи Посполитой.

В состав Российской империи Прибалтика вошла после победоносного завершения Россией Северной войны 1700 - 1721 гг. Прибалтийское немецкое дворянство присягнуло Российскому императору на условиях сохранения своей главенствующей роли в регионе, приоритета лютеранской церкви и немецкого языка. Многие остзейцы поступили на российскую государственную службу, как гражданскую, так и военную. Подавляющее их большинство верой и правдой служили новой Родине, прославив свои фамилии в российской истории, внеся огромный вклад в укрепление могущества и процветания России.

В то же время остзейцы всегда гордились своим происхождением, своей автономностью и никогда не считали себя российскими немцами. Поэтому, а также с учётом того, что сегодня Прибалтика обрела независимость и не входит в состав России в дальнейшем, мы не будем рассматривать жизнь этой отдельной немецкой национальной группы в целом, а будем освещать лишь те её стороны и аспекты, которые имели общероссийское значение.

Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.

В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.

Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.

Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест...

В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».

Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.

В Поволжье немцам удалось сохранить свою культуру и обычаи. Хотя они относились с уважением к христианским праздникам, но отмечали их по-своему. В Пасху они, например, клали подарки в куриные гнезда, а детям говорили, что их принес «пасхальный заяц» (от этого, может быть, в России закрепилось выражение, - «это тебе от зайчика»,- когда детям приносят лакомства).

К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen .

Немецкая слобода

Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.

Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.

Древняя Русь с немцами

Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).

Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.

Век XX. Послевоенная жизнь

Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».

Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875

В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.

Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.

Ближе к нашим дням

В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung» . Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.

Русские немцы сегодня

В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.

Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.

В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.

«К сожалению, депортация нанесла огромный ущерб и навсегда изменила жизнь немцев на русской земле. История (русских) немцев трагически закончена и практически невозможно что-то возродить: сохранить свой быт, культуру, традиции в такой огромной стране. На мой взгляд, через некоторое время немцы могут совсем исчезнуть из России. У нас нет своей территории, мы разбросаны не только по всей России, но и Казахстану. Смешанные браки растворят немцев в других многочисленных национальностях», - говорит Эссен.

Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.

Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.

Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.

Екатерина рассказывает, что ее дедушка переехал в село Ленинка Тюменской области и прожил там до своей смерти. Иногда она приезжает в это село. Там, по рассказу русской немки, еще отмечают Пасху по лютеранской традиции и хоронят людей по немецким обычаям: «это все что осталось от немецкой культуры и все что я наблюдаю как представитель этой нации. И когда отпевают людей эти две бабушки-немки и дедушка лет 78, я думаю о том, что же будет дальше. В этом селе живет и молодое поколение русских немцев, но мало кто из них чтит традиции немецкой культуры», - рассказывает Екатерина.

«Для моей семьи все это очень важно, так как это моя история, история моего рода. Я понимаю, что наши обычаи со временем забываются. Мои бабушки и дедушки свободно говорили на своем языке и чтили традиции, в послевоенное время - примерно с 50-х годов, когда родились мои родители - на них было клеймо «фашисты». Не только у моих родителей, а у всего поколения того времени. Кто-то этого стыдился, а кто-то выходил замуж или женился и брал фамилию супруга. Постепенно терялись традиции. В моей семье с обеих сторон все немцы, но таких, как мы, единицы остались. И я очень положительно отношусь к возрождению немецкой культуры - у нас есть тоже свои обычаи, традиции, так же как у кавказцев, чуваш, русских», - добавляет русская немка.

Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.

Оксана Анатшева

Переселение немцев в Россию было и остается удивительнейшим фактом истории. Феномен заключается в том, что Русь и в допетровские времена активно искала союзников за пределами страны, приглашала к себе иностранцев. Значительный вклад в культуру страны внести греки, чья вера, архитектура, письменность органично вошли в культуру русского народа. Но сами греки, хотя и жившие в России при царях, не стали влиятельной и многочисленной группой, не вошли в политику и экономику принимавшей их страны. Другим народом, оказавшим глубокое влияние на историю России стали французы. Русское дворянство брало за образец произведения литературы и искусства, а французский язык долгие десятилетия был языком, на котором говорила элита государства. Но сами «посланцы» Франции, приезжавшие в качестве домашних учителей или служивых людей, не остались в России как самостоятельный и многочисленный народ - они ассимилировались или возвращались на родину.

И только немцы, чьи привычки и обычаи, казалось бы, совершенно не подходят к обычаям русских, не только «задержались» на бескрайних просторах Российской империи на века, но и чувствовали себя здесь как дома. Немецкая пунктуальность и русская бесшабашность дали тот сплав интеркультурного богатства, который не смог уничтожить даже жестокий ХХ век.

Когда началось сильное миграционное движение в Европе и со своих насиженных мест - из Вюртемберга, Баварии, Саксонии, Голштинии и других германских княжеств стали уезжать и немцы, то перед ними распахнули двери многие страны. Их приглашали заморские земли Южной Америки, Соединенные Штаты, теплые страны африканского континента. Но значительное количество отправившихся в дорогу за новой жизнью, за своим счастьем выбрало неизвестную, холодную, бескрайнюю Россию. Этот выбор заставляет удивляться. Это не могло быть ошибкой истории, это было судьбой и для тех, кто ехал, и для тех, кто их встречал.

История немцев в России поразительна еще и тем, что в мире найдется очень мало переселенческих общностей, с такой органичностью вошедших в структуру принявшей страны, что смогли, в конце концов, не только по-своему организовать свой локальный этнический мир, но и создали при поддержке государства собственную автономию. Ни в одной другой стране, где немцы жили компактно, у них не было своей республики.

Этому предшествовало то, что в экономике и политике России, в ее науке и культуре немцы стали с течением времени занимать важное место, они были своеобразным живым свидетельством, участниками формирования европейской цивилизации, где привлекательной и важной становилась роль России. Немцы занимали те отрасли, где требовались свободные в своем сословном состоянии люди, они - на государственной службе и в науке, в предпринимательстве и в торговле, в образовании и в культуре.

Появление и укоренение иностранцев стало одним из факторов политической и хозяйственной эмансипации России, последующего ее освобождения от устаревших форм внутренней организации государства. Петровская модернизация, эпоха Просвещения при Екатерине и отмена крепостного права при Александре II делались при участии немцев. Да и крестьянская жизнь на Волге, в Причерноморье и других регионах проживания немцев-колонистов была постоянным источником развития страны в целом. Сельское хозяйство - основа основ тогдашней России - было сферой интенсивного обмена опытом, адаптации новых технологий, введения машинного способа обработки земли, сбора урожая. Немцы с их сеялками и веялками охотно брали на развод выведенные в русских селах сорта растений, учились на русский манер приспосабливаться к природным условиям, ставить себе на службу то, что давали поля и леса.

И в этом тоже проявилось своеобразие переселенцев из германских княжеств: удивительная легкость в принятии ценностей других народов сочеталась с поразительным упорством в сохранении собственного этнического достояния.

Провозглашенная в 1918 г. Трудовая коммуна немцев Поволжья, ставшая затем Автономной Советской Социалистической Республикой немцев Поволжья, - убедительное тому подтверждение. Все беды и достижения советской власти нашли свое отражение в устройстве и практической деятельности республики, но в то же время вопреки гражданской войне, репрессиям, начавшимся там с самого момента образования автономии, голоду, республика на Волге превратилась в мощный центр экономических и культурных начинаний, стала фактором национального сплочения и развития. Именно это осталось после депортации 1941 года и упразднения АССР НП в коллективной памяти российских немцев, разбросанных судьбой по всей огромной территории Советского Союза.

Вот почему после Великой Отечественной войны, когда руководством СССР была избрана линия на отказ от восстановления немецкой республики национальное движение российских немцев сплотилось именно вокруг требования возродить автономию на Волге, вернуть то, что было незаконно отнято.

Немецкое национальное движение никогда не было протестным, его лидеры всегда искали контактов с официальными властями СССР, пытались на разумных началах отстоять свои требования. В отличие от других репрессированных народов, многие из которых в 1950-е годы самовольно начали покидать места ссылки и возвращаться на свою «малую» родину, немцы терпеливо ждали, когда Кремль разрешит им вернуться на Волгу и в другие места довоенного проживания.

Проблема российских немцев никогда не была внутренней проблемой Российской империи, а потом СССР. Руководство страны и в царское, и в советское время всякий раз строило свою политику в отношении собственных граждан (подданных) немецкой национальности с учетом отношений с Германией. Это особенно появилось в послевоенный период, когда действия ФРГ становились раздражающим, а потом, с середины 1980-х годов и решающим фактором проведения линии центральной власти. Требования изменить положение российских немцев, которые приходили извне, были восприняты, в конце концов, как удобная форма реабилитации народа: выезд в Германию рассматривался многими, в том числе и теми, кто всеми силами противился изменению ситуации в Поволжье, как акт реабилитации.

Годы перемен не принесли тех изменений, о которых мечтали в послевоенное время многие российские немцы. Они к началу третьего тысячелетия просто создали условия для того, чтобы стартовые позиции нового поколения как бы уравнялись. Именно это помогло талантливым людям из российских немцев, войти в политический, экономический, научный и культурной спектр России, стать вровень с представителями других народов. Отмеченное выше, к сожалению, не означает, что в полном объеме возродилась сама национальная культура российских немцев, что ее богатство стало неотъемлемой частью новой демократической России.

На судьбу российских немцев могли позитивно повлиять те, кто в годы перестройки и политических реформ в России взял на себя смелость говорить от имени всего народа. Однако непрекращающиеся распри в среде лидеров национальных общественных организаций не позволили консолидировать усилия для преодоления наслоений прошлого. Основная работа по восстановлению культуры, изучению языка переместилась на местный уровень - там, где живут и работают люди немецкой национальности.

К сожалению, история немцев России, даже самая новейшая, пока еще не даёт простора для оптимизма, и потому наше учебное пособие как бы не имеет логического завершения, когда были бы расставлены все точки над i. Вопрос, который волновал на протяжении послевоенного времени немцев СССР и России остается актуальным и сегодня, после массового переселения в Германию сотен тысяч граждан немецкой национальности: есть ли у тех немцев, кто не покинул Россию, здесь свое будущее?

Авторы учебного пособия берут на себя смелость заявить, что обеспечение благополучного будущего немцев в России - это задача, прежде всего, самих российских немцев. Оно - это будущее - только тогда может быть у народа, когда он не станет уповать на помощь со стороны, а сам возьмется строить его своими руками.

Нельзя не видеть тех позитивных сдвигов, которые произошли в последние годы в сфере практического возрождения немецкой культуры, языка и традиций. Сотни культурных центров по всей России, курсов языковой подготовки, активных практических работников - все это симптомы уверенной поступи по пути преодоления разрушенного наследия немцев в России.

У российских немцев будущее может быть только при условии развития и укрепления России. Сегодня, наконец, у каждого есть реальный шанс своим трудом, предприимчивостью, упорством, инициативой изменить нашу общую жизнь, добиться успехов. Не уповать на помощь извне, не жить ожиданием того, что все само собой исправится, станет лучше, а просто работать, добиваться поставленных целей. Это касается всех граждан страны, в том числе и российских немцев.

Обычно этногенез и этнография немцев России связываются с их появлением на Нижней Волге во второй половине 18 века. Однако если проследить весь исторический процесс возникновения этнических групп немцев в России, то выявится многовековой период их расселения в России в более широком масштабе.

В 961 г., т.е. более 1000 лет назад, в Киевской Руси появляется делегация немцев во главе со священнослужителем Альбертом. В 11 в. немецко-русские связи укрепляются по религиозным каналам, на Руси строятся немецкие кирхи. В12 в. немцы поселяются в русских городах и ведут интенсивную торговлю с новгородскими и псковскими купцами.

Какая-то часть нынешних российских немцев - это потомки немецких рыцарей, которые в 11-12 вв. вторгались в прибалтийские земли. Однако значительно чаще обоснование немцев в России в XII-XVII вв. происходило по приглашению русских князей, которые в тот период нередко завязывали с немцами родственные отношения через брачные союзы.

Первым русским правителем, установившим тесные контакты с немцами, был Ярослав Мудрый (1019 - 1054 гг.). Он женил своих сыновей на немках.

Новгородские купцы имели деловые контакты со своими коллегами, которые языка русского не знали, на вопросы отмалчивались, в общем, были немцами. Довольно скоро в ряде русских городов появились ремесленники и торговцы из германских земель. При Иване Грозном в Москве на Яузе появилась немецкая слобода Кукуй.

В очередном приступе гнева русский царь ее сжег, но поселения немцев появились во многих городах России, а московский Кукуй стал “городом в городе”. Петр I приглашал специалистов из Германии, обещая им большие привилегии. Недаром его называли учеником немецкой слободы. Уже с именем Петра связано появление в Рудном Алтае горных инженеров и мастеров из Германии. Из тех же заморских краев в 1786 году Филипп Риддер “послан был в партию за прииском разного рода руд и камней и за описанием тех мест по рекам Убе и Ульбе”. И у речки Филипповки (приток Ульбы) Риддер нашел-таки богатейшее месторождение полиметаллических руд. Со временем здесь был построен комбинат, а город назван Риддером (после 1941 года - Лениногорск).

История российских немцев во время царствования Екатерины II (кстати, немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы) хорошо известна. 1764 год - начало массового переселения немцев в необжитые районы России. Оно осуществлялось по приглашению ряда российских правителей. Россия нуждалась в переселенцах, поэтому иммигрантам представлялись большая помощь и разнообразные льготы.

Согласно переписи 1897 г., всего в Российской империи насчитывалось около 1,9 млн. немцев. К 1914 г. число лиц, чьим родным языком был немецкий, приближалось к двум миллионам. Там, где немцы империи жили своими поселениями, вроде Сарепты или Покровска в Саратовской губернии, Люстдорфа под Одессой или Еленендорфа (рядом с Гянджей в нынешнем Азербайджане), местности Сабалак неподалеку отнынешней Кзыл-Орды, других районах Казахстана, это были кусочки Германии - с характерными каркасными постройками, мельницами, кирхами, трактирами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...